Претворить мечту в жизнь как пишется и почему

: : . 11.10.2021 17:10:14 : ,

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

11.10.2021 17:10:14

Автор: Эльзана Нуриева


Когда человек ставит перед собой цель, то ему говорят: «Дорогу осилит идущий». Если люди будут совершать продуманные действия, использовать шанс для достижения своей мечты, то они смогут преодолеть преграды и добиться успехов. Именно поэтому я согласна с этой фразой. Ведь человек, ничего не предпринимающий, не сможет изменить свою жизнь в лучшую сторону. Чтобы убедиться в этом, давайте рассмотрим примеры из литературы.
Обратимся к произведению Максима Горького «На дне». Герои пьесы – обитатели ночлежки, которые погрязли в нищете и постепенно теряют надежду и веру в себя. Рассмотрим одного из них – Актёра. Это добрый и справедливый человек, но у него есть проблемы с алкоголем. Надежду в него вселяет странник Лука. Актёр даже начинает копить деньги на лечебницу, чтобы после выздоровления он смог вернуться к прошлой жизни на сцене. Но, не узнав адреса, быстро отчаивается и кончает жизнь самоубийством. Я думаю, что, если бы герой взял себя в руки и бросил свою вредную привычку, то смог бы добиться своей мечты.
Иной пример описал И.А.Гончаров в своём произведении «Обломов». Андрей Штольц после смерти отца не унаследовал ни крепостных, ни больших денег. Однако он смог добиться высокого положения в обществе благодаря своему труду. Отец научил его идти к своей цели, переступая все преграды. И у Андрея Штольца это получилось. Писатель показал на примере этого героя, что человек, который не сидит на месте, совершенствуется, идёт к своей цели и не сдаётся, обязательно добьётся больших успехов в жизни.
Рассмотрев произведения М.Горького и И.А. Гончарова, мы убедились в том, что человек, взяв себя в руки, может исполнить свою мечту. А тот, кто не желает действовать, упускает возможности из-за своей нерешительности или лени, ничего не сможет изменить в своей жизни. Поэтому, поставив себе цель, человек должен продумать свои действия для её достижения.


Здравствуйте, Эльзана!

У вас получилось логичное, грамотное и убедительное сочинение.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Литературные примеры сопровождаются аналитическим комментарием.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Логических ошибок не выявлено.

К 4 (речь)+ 1 балл

Речь грамотная, выразительная.

Чтобы убедиться в этом, давайте рассмотрим примеры из литературы.

Это разговорное слово, стилистически неуместно в сочинении.

Рассмотрев произведения М.Горького и И.А. Гончарова, мы убедились в том, что человек, взяв себя в руки, может исполнить свою мечту. А тот, кто не желает действовать, упускает возможности из-за своей нерешительности или лени, ничего не сможет изменить в своей жизни. Поэтому, поставив себе цель, человек должен продумать свои действия для её достижения.

Постоянно повторяете слово «ÑÐ²Ð¾Ð¹»! Лучше его вообще не использовать, оно почти всегда лишнее в предложении.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 1

Ошибки

Орфография

нет

Пунктуация

Я думаю, что, если бы герой взял себя в руки и бросил свою вредную привычку, то смог бы добиться своей мечты.

Запятая на стыке союзов не нужна.

Грамматика

Герои пьесы – обитатели ночлежки, которые погрязли в нищете и постепенно теряют надежду и веру в себя.

Видо-временная несоотнесенность.

Общий вывод по работе

Итак, Эльзана, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако анализ литературных примеров постарайтесь делать более развернутым, чтобы объем сочинения достигал рекомендуемого количества слов — 350.

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 5 Зачёт

Опубликовано: 07.01.2022

Вариант составлен в соответствии с демоверсией 2020 года. https://gordeevaln.ru/training/8611 .

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ русский 2020 Вариант 2»

ОГЭ 2020: Вариант 2

Прочитайте текст.
(1)Гибель Атлантиды — загадочного государства, которое поглотило море, долгое время оставалась загадкой. (2)Её жители, древние минойцы, были умелыми архитекторами, кораблестроителями. (З)Опытные корабелы, они торговали со многими средиземноморскими городами, и не случайно в египетских папирусах их называют «народом с моря», однако неожиданно эта цивилизация погибла. (4)Теперь учёные нашли новые доказательства того, что причиной гибели минойской культуры стала разбушевавшаяся водная стихия.
(5)На берегу острова Крит обнаружили минойский строительный материал и глиняную посуду вперемешку с округлённой галькой, а также ракушками и прочими представителями микроскопической морской фауны, поэтому учёные уверены, что такую смесь могло создать только цунами.

3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

М.Л. Балакирев (1) М.П. Мусоргский (2) А.П. Бородин (3) НЛ. Римский-Корсаков (4) и ЦЛ. Кюи — все эти яркие (5) выдающиеся (6) талантливые композиторы (7) однажды встретились (8) и (9) увидев друг в друге единомышленников (10) объединились в музыкальное содружество (11) получившее название «Балакиревский кружок» (12) а позже — «Могучая кучка».

4. Замените словосочетание «дворец из мрамора», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

ПРЕТВОРИТЬ (мечту в жизнь) — правописание приставки зависит от лексического значения слова.

ЗАГОРЕЛЫЙ (юноша) — в корне слова пишется безударная чередующаяся гласная О, так как после корня -ГОР- нет суффикса -А-

(плохо) СЛЫШИМЫЙ — в суффиксе действительных причастий настоящего времени пишется гласная буква И, если причастие образовано от глагола второго спряжения.

ОБИЖЕННЫЙ (ребёнок) — НН пишется в именах прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суффикса -ЕНН-.

ЗАВИДОВАТЬ (другим людям) — пишется суффикс -ОВА-, так как в форме первого лица настоящего времени глагол оканчивается на -УЮ.

Текст В. Захарова

(1)Самые мучительные минуты обжигающей боли я переживал на уроках истории в 9 классе. (2)Моё состояние было похоже на состояние человека, который идёт по минному полю, уже устал бояться и ждёт, когда его разорвёт на мелкие кусочки. (3)Напротив меня, на соседнем ряду, сидит Гриня Долматов и, не обращая внимания на учительницу, тычет пальцем в телефон, громко фыркает, толкает Гошу Старостина. (4)Они начинают смеяться заливисто, неудержимо. (5)На них смотрит весь класс, и все, заражённые этим неистовым смехом, против воли начинают смеяться за компанию. (6)Не смеются только двое: я и учительница. (7)Надежда Ивановна. (8)Моя мама.

(9)Уроки истории были моим кошмаром, неотвязным, колючим, доводящим меня до острой боли в груди, боли такой мучительной, что я боялся, что однажды у меня сердце взорвётся, как граната. (10)Можно было отвести Гриню за угол школы и с ним поговорить. (11)В своём воображении я много раз сбивал его с ног ударом кулака и безжалостно месил упавшее в траву тело. (12)Но в реальности такой способ ничего не решал. (13)Во-первых, Гриня был гораздо сильнее меня. (14)Во-вторых, даже если бы у меня хватило смелости и силы его избить, то я оказывался бы в ложном положении. (15)Это для меня Надежда Ивановна — мама, для других она — обычная училка. (16)Вступиться за учительницу — значит выйти из рядов ученического братства. (17)Хотя я понимал, что эти мысли про «ученическое братство» скорее всего порождение умствующей слабости и что по-настоящему любящий сын меньше всего должен думать о том, как на его поступок будут смотреть окружающие, но я не мог найти в себе силы, чтобы сделать хоть что-то. (18)Просто сидел каждый урок на истории, и меня, будто ядовитые иглы, кололи возня, шутки и хохот с парты напротив.

(19)Стычка случилась неожиданно. (20)На перемене Гриня простонал: «Как меня задолбала эта история. »

— (21)А ты меня задолбал, дебил! — вскрикнул я. (22)Наступила гробовая тишина. (23)Все недоумённо смотрели на меня, как на безумца. (24)Гриня метнулся ко мне и, бледнея от ярости, тихо спросил:

— (25)Тебе морду набить, урод?

— (26)Набей, — кивнул я. — (27)Набей, как хочешь и сколько хочешь. (28)Только одно условие: ты должен дать слово, что на уроках моей мамы ты будешь молчать, как могильный камень. (29)Ни звука! (30)Итак, вот моё лицо, вот твой кулак. (31)И твоё слово! (32)При всех!

(33)Гриня, клокоча от ненависти, тупо смотрел на меня, потом оглядел ребят. (34)Все загадочно молчали, как будто знали ответ, но, соблюдая неписаные правила, не смели подсказывать.

— (35)Я тебя без всякого слова размотаю. (36)Олень!

— (37)Гриня, я всё понял. (38)Я сказал при всех, что я готов. (39)Делай! (40)Всё, что угодно! (41)Только гляди, парень, каждый держит слово. (42)Ну.

(43)Он ударил меня по лицу, тяжёлый кулак рассёк губу, потекла кровь. (44)Все, кто стоял, колыхнулись, как будто попытались увернуться от удара.

— (45)Ещё? — взревел Гриня.

— (46)Я же сказал: сколько хочешь.

(47)Ладонью я вытер кровь с лица. (48)Гриня, ухмыльнувшись, посмотрел на одноклассников, словно предлагая им решить мою судьбу. (49)Они хмуро смотрели на него. (50)Кровь большими каплями со стуком падала на пол.

— (51)Ты точно, Гриня, дебил! — сказал Толик Иванов, и все пошли на урок.

— (52)Никаких телефонов. (53)Как могильный камень. — глухо приказал я.

(55)Мама рассказывала новый материал, и весь класс, затаив дыхание, слушал её. (56)Гриня, насупившись, низко опустил голову и тупо глядел на пальцы. (57)Я рукой прикрывал разбитую губу и смотрел на маму. (58)Минное поле в моей душе покрывалось яркими солнышками весенних одуванчиков.

(По В. Захарову*)

Рассказчик не любил одноклассников, боялся их.

Мать рассказчика вела уроки истории в 9 классе.

Гриня Долматов вызывал уважение одноклассников своим поведением на уроках истории.

Рассказчик страдал от шуток и хохота одноклассников, мешающих Надежде Ивановне вести уроки.

Герой рассказа одержал моральную победу над Гриней Долматовым.

* Виктор Захаров — современный писатель, публицист.

Моё состояние было похоже на состояние человека, который идёт по минному полю, уже устал бояться и ждёт, когда его разорвёт на мелкие кусочки.

В своём воображении я много раз сбивал его с ног ударом кулака и безжалостно месил упавшее в траву тело.

Все недоумённо смотрели на меня, как на безумца.

Гриня, клокоча от ненависти, тупо смотрел на меня, потом оглядел ребят.

Только одно условие: ты должен дать слово, что на уроках моей мамы ты будешь молчать, как могильный камень.

8. Найдите в тексте стилистически нейтральный синоним к просторечному слову МОРДА (предложение 25). Напишите этот синоним.

Как разобраться в приставках «пре» и «при», какие основные значения у этих частей слова. В чём разница между «пребывать» и «пребывать», чем отличаются «преуменьшить» и «приуменьшить».

Добрый день всем читателям!

Обсудим одну из самых сложных ситуаций в русской орфографии — выбор между «пре» и «при». Ещё поговорим о случаях, когда не так просто выбрать одну из двух приставок: приуменьшить/преуменьшить, преумножить/приумножить, пребывать/прибывать и другие.

Написание этих двух приставок почти всегда зависит от значения, которое она придаёт слову.

Приставка «при»

У неё следующие значения.

1. Близость, непосредственное примыкание к чему-нибудь: Приморский, прибрежный, придорожный, приграничный, приусадебный.

2. При ближение, при соединение, добавление: прибежать, придвинуть, приделать, пристроить, прикупить, приписать.

3. Неполнота действия: приоткрыть, приподнять, присесть, приободрить, притушить.

4. Доведение действия до определенного результата, до конца: приготовить, придумать, приучить, приласкать, пристыдить, примирить, примерить (слова «примереть» не существует, а «помереть» — совсем не то же самое, что «померить»).

5. Сопутствующее действие, но только в глаголах с суффиксами -ыва- (-ива-), -ва-. Присвистывать, приговаривать, пританцовывать, припевать.

Спорный глагол «присаживаться» вместо «садиться» осуждается литературной нормой именно из-за неполноты действия, присущей в этом слове приставке при- .

Приставка «пре»

1. Высокая степень качества. Зачастую можно заменить на «очень». Преспокойно (очень спокойно) , предостаточно .

2. Действие, проявляющееся в высокой степени — у глаголов: преуспевать.
значения, близкие к значениям приставки пере- (прервать/перервать, преломляться, преградить/перегородить, претерпеть/перетерпеть).
— чрезмерность, выход за пределы чего-нибудь: превысить, пресытиться (здесь тоже подойдёт «очень насытиться») , преизбыток . Распространённое написание «переизбыток» некоторые словари допускают только в разговорном стиле.

Слова, в которых пре- и при- затемнены и их написание нужно определять по словарю

В русском языке есть достаточно много слов, для которых приведенные выше правила не работают. Значение пре-/при- в них уже не определяется так просто. Правописание приходится проверять по словарю. Вот некоторые из таких слов.

Если точнее, то для полного понимания приходится обращаться к этимологическому (историческому) комментированию подобных слов. В школьной практике их преподают как словарные. Ещё советую почитать предыдущую статью , в которой я рассказывал о таких деталях.

Тонкости и хитрости

1. Из двух глаголов преумножить/приумножить был оставлен только глагол приумножить . Написание преумножить считается ошибкой. Об этом я рассказывал отдельно . Если вкратце, то, по словам В. В. Лопатина, «Письменное различение глаголов с приставками пре- и при- в данном случае бессмысленно – семантическое разграничение их затруднительно в силу лексического значения производящего глагола „умножить“, уже обозначающего многократное увеличение (не случайно, например, в „Толковом словаре русского языка“ С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой глагол приумножить толкуется как „то же, что преумножить“)».

2. Однако сохраняется смысловая разница между преуменьшить/приуменьшить:
Преуменьшить — представить в меньших размерах, чем на самом деле. Преуменьшить вину. Преуменьшить трудности.

Приуменьшить — несколько уменьшить. Приуменьшить доходы. Приуменьшить запасы.

3. Ещё есть несколько случаев, когда выбор между пре- и при- зависит исключительно от смысла всего слова, и поэтому нужно ориентироваться на контекст. Вот самые распространённые слова, к которым советую присмотреться внимательнее.

Предать (кого) близкого человека, друга.
Придать (кому-чему) ему бодрости, уверенности и силы.

Презирать (кого?) — относиться с презрением, негодованием
Призирать (кого?) — дать приют и заботу.

Преемник — последователь. Преемник президента.
Приёмник — радио, а также церковный термин восприемник .

Предел — край, конечная часть, граница чего-либо.
Придел — пристройка к храму.

Преступить (что? через что?) определённую грань.
Приступить (к чему?) к занятиям, к тренировкам.

Претворить (во что?) мечту в реальность.
Притворить (что?) — неплотно затворить, закрыть. Притворить окна. Притворить дверь.
Притвориться (кем?) невидимкой, добрым человеком.

Претерпеть (перетерпеть) (что?) трудности и невзгоды.
Притерпеться (к чему?) к обстоятельствам.

Преходящий — временный, недолговечный. Преходящие заботы, нужды, тягости.
Приходящий — причастие от глагола «приходить».

Надеюсь, у вас не вызывает сложностей выбор между пре- и при- . Если есть какие-то непонятные моменты, пишите в комментариях. Всех благодарю за внимание.

В полночь выключим сервер.
Надо сохраниться.
Сервер не будет доступен до 02:00 воскресенья. work

и написаний, связанных с ними, проверяется в задании 10.

Орфограммы, проверяемые в данном задании:

9.1.1 Не изменяющиеся на письме приставки

1. В большинстве приставок гласные и согласные, согласно морфологическому принципу русского правописания, пишутся одинаково, независимо от каких-либо условий: С-, В-, НАД-, ПОД-, ПРЕД-, ОТ-, ЗА-, ОТ-,БЕЗ-, ВО-, ВЗО-, ВОЗ, ДО-, НА-, НАД-, НАДО-, О-, ОБ-, ПЕРЕ-, ПО-, ПОД-, ПРО-, СО-, РАЗО-

ЗАПОМНИТЕ: есть приставка С- (сделать, сгинуть), но нет приставки 3.

2. Правописание гласных в приставках в безударном положении (кроме приставок ПРЕ-, ПРИ-и РАЗ/РОЗ) можно проверить, подобрав слово, где эта же приставка стоит в ударном положении:

отказать — Отклик, наказать — нАспех.

3. Правописание согласных в приставках (кроме приставок на 3-, С-) можно проверить, подобрав слово,

где после этой приставки стоит гласная или согласные В, Л, М, Н, Р: обходить — оБрастать.

4. Приставка ПРА- употребляется в словах:

5. Приставка ПА- встречается только под ударением:

6. Следует различать пары:

ПОдать, ПОдача, ПОданный и ПОДдать, ПОДдавки, ПОДданный

ПОделка и ПОДделка

ПОдевать и ПОДдевать

ПОдержать, ПОдержанный и ПОДдержать, ПОДдержанный

ПОдразнить и ПОДдразнить

9.1.2 Приставки, оканчивающиеся на буквы З и С

ниЗ-ниС ( не путать с НЕ+С)

которые оканчиваются на 3-, С- и имеют не менее двух букв определяется последующим согласным.

3 — пишется перед звонким согласным (разМышлять)

звонкие согласные: р, л, м, н, й, б, в, г, д, ж, з

С — перед глухим согласным (расСматривать)

глухие согласные: х, ц, ч, щ, к, п, с, т, ш, ф

Эти приставки называют также зависящими от произношения: в приставке пишем то, что слышим. Под влиянием звонкого звука корня становится звонким и последний звук приставки, и точно так же, под влиянием глухого звука корня оглушается приставка. И это звучание отражается на письме: слышим [раСшум’эт’ца] пишем раСшуметься; слышим [иЗбижат’], пишем иЗбежать.

2. В написаниях типа НЕ+ИЗ+бежный, в котором две приставки, работает правило приставки НА З/С.

В написаниях типа НЕ+С+гораемый, в котором две приставки, работает правило написания приставки С.

3. В словах раСчёт, раСчётливый, расчесть пишется одна С (перед корнем -ЧЕТ-).

В глаголе раССчитать, в причастии раССчитанный пишутся две С (перед корнем -ЧИТ-).

5. Близ — предлог (близ дома).

Но: близстоящий, близсидящий (причастие).

9.1.3 Приставки ПРЕ и ПРИ

Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ- зависит от значения слова.

Приставка ПРИ- имеет значение:

— близость (приморский — близко от моря);

— неполное действие (приоткрыть);

— действие, доведённое до конца (придумать);

— близкое к приставке ДО- (приписывать);

— усиление действия (приналечь);

— действие в собственных интересах (принарядиться).

Приставка ПРЕ- имеет значение:

— очень (прекрасный — очень красивый);

— близкое к приставке ПЕРЕ- (преодолеть).

В некоторых случаях различение приставок ПРИ-/ПРЕ- определяется контекстом:

прИбывать в город — прЕбывать в городе;

прИдать вид — прЕдать друга;

прИзреть сироту — прЕзирать недруга;

прИдел (в храме) — прЕдел (терпению);

прИёмник (радиоприёмник) — прЕемник (продолжатель начатого дела, традиций);

прИвратник (сторож, при вратах) — прЕвратный (неправильный), но: прИврать (немного соврать)

прИтерпеться (привыкнуть) — прЕтерпевать (пережить);

прИклонить (ветви) — прЕклоняться (перед кем-то);

прИступать (к чему-либо) — прЕступать (через что-либо);

прИтворить (дверь) — прЕтворить (в жизнь);

прИходящий (приходит) — прЕходящий (непостоянный);

прИпереть (дверь) — прЕпираться (спорить);

прИложить (усилие) — непрЕложный, не подлежащий изменению;

прИстанище (приют) — беспрЕстанно (не переставая);

прИткнуться (устроиться без удобств)— камень прЕткновения (помеха, затруднения, =фразеологизм)

прИменьшить (немного)— прЕуменьшить (много, значительно)

Значение, неясное в существительном (прилагательном), можно прояснить предыдущим этапом словообразования:

пристанище — пристать, призвание — призвать, прикладной — прикладывать.

Значения, вносимые в слово приставками пре-, при-, могут быть объяснены словами или словосочетаниями, близкими по смыслу: преобразовать — переделать, перестроить; причалить — пристать, пришвартоваться; прекратить — перестать что—либо делать; пререкаться — перебивать друг друга, переругиваться; превратное (мнение) перевёрнутое; неприемлемый — то, что нельзя принять; неприхотливый — без прихотей; привередливый — человек с большими прихотями, капризами.

Существуют слова (чаще всего заимствованные) с приставками ПРЕ-/ПРИ-, значение которых утрачено и

Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.

  • Русский язык. ОГЭ. 9 класс /
  • Правописание приставок /
  • Важная информация

СОДЕРЖАНИЕ:

Написание приставок, оканчивающихся на 3 и С (БЕЗ — БЕС, ВОЗ — ВОС, ВЗ — ВС, ИЗ — ИС, НИЗ — НИС, РАЗ — РАС, ЧРЕЗ — ЧРЕС, ЧЕРЕЗ — ЧЕРЕС), зависит от глухости — звон­кости последующего звука :

если первый согласный звук корня звонкий (раздать);

если корень начинается с гласной буквы (разузнать).

если первый согласный звук корня глухой (распилить).

Простое правило, но, к сожалению, иногда к концу девятого класса ученики забывают о звонких и глухих согласных:

Все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза:

ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?

Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только глухие со­гласные звуки.

Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить другая фраза:

ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!

Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только звонкие со­гласные звуки.

Приставка С относится к НЕИЗМЕНЯЕМЫМ приставкам (ее написание не зависит от последующей согласной корня: сгиб, сделать, сбросить.

Если вы видите в слове приставку, состоящую из одной буквы, и выбираете между напи­санием С- и 3- в ней, смело пишите С, так как приставки 3 в русском языке нет:

Пусть никто никогда не забудет:

3 приставкой не была и не будет!

В словах ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗГИ нет приставки: буква 3 в них является частью корня.

Написание приставки ПРИ- и ПРЕ- зависит от лексического значения:

Приставка ПРИ-

Близость, нахождение рядом с чем-то: пришкольный.

Приближение: приехать, прибыть.

Неполнота действия: привстать, присесть.

Присоединение: приклеить, прибить.

Приставка ПРЕ-

1) =очень: предлинный

2) =пере: преградить

Во многих словах трудно установить значение приставок ПРЕ и ПРИ, поэтому правописа­ние таких слов надо запомнить:

приключение, присяга, прибор, притязание, причина, пример, привет, прилежный, приро­да, привилегия (= исключительное право), приоритет (= первенство), примитивный (= простой), примадонна (= актриса на первых ролях), привередливый (= человек с больши­ми прихотями), принуждение, причудливый, беспристрастный, неприступный (= на при­ступ не возьмешь).

препятствие, беспрепятственный, президиум, президент, премьера, препарат, претензия, претендент, превалировать, презентовать, престиж, предание, камень преткновения (=помеха), преодолевать, превращение, пре­рекаться, превосходство, пренеприятный, прекратил, пренебрегал, беспрестанный, пре­следование, беспрерывный, беспрекословно, претерпевать.

Следует обратить особое внимание на омофоны («фонетические близнецы») — слова, ко­торые произносятся одинаково, но пишутся с приставками ПРЕ и ПРИ по-разному в зависимо­сти от значения слова.

пребывать в городе (находиться)

прибывать в город (приезжать)

предавать друга (выдавать его тайну)

придавать значение (прибавлять)

предел терпения (граница)

придел (боковой алтарь в церкви)

преемник президента (продолжатель)

включить приемник (радио)

презирать трусов (относиться без уважения) презреть условности (пренебречь)

призреть сироту (проявить заботу, дать при­ют)

прекрасный день (очень красивый)

приукрасить достижения (украсить вымыс­лом)

преступить закон (нарушить)

приступить к сочинению (начать)

претворить мечту в жизнь (осуществить)

притворить дверь (прикрыть)

притвориться спящим (принять иной вид)

преклониться перед талантом (относиться с большим уважением)

приклониться к земле (приблизиться к чему- нибудь)

превратный смысл (непостоянный, перемен­чивый)

Как разобраться в приставках «пре» и «при», какие основные значения у этих частей слова. В чём разница между «пребывать» и «пребывать», чем отличаются «преуменьшить» и «приуменьшить».

Добрый день всем читателям!

Обсудим одну из самых сложных ситуаций в русской орфографии — выбор между «пре» и «при». Ещё поговорим о случаях, когда не так просто выбрать одну из двух приставок: приуменьшить/преуменьшить, преумножить/приумножить, пребывать/прибывать и другие.

Написание этих двух приставок почти всегда зависит от значения, которое она придаёт слову.

Приставка «при»

У неё следующие значения.

1. Близость, непосредственное примыкание к чему-нибудь: Приморский, прибрежный, придорожный, приграничный, приусадебный.

2. При ближение, при соединение, добавление: прибежать, придвинуть, приделать, пристроить, прикупить, приписать.

3. Неполнота действия: приоткрыть, приподнять, присесть, приободрить, притушить.

4. Доведение действия до определенного результата, до конца: приготовить, придумать, приучить, приласкать, пристыдить, примирить, примерить (слова «примереть» не существует, а «помереть» — совсем не то же самое, что «померить»).

5. Сопутствующее действие, но только в глаголах с суффиксами -ыва- (-ива-), -ва-. Присвистывать, приговаривать, пританцовывать, припевать.

Спорный глагол «присаживаться» вместо «садиться» осуждается литературной нормой именно из-за неполноты действия, присущей в этом слове приставке при- .

Приставка «пре»

1. Высокая степень качества. Зачастую можно заменить на «очень». Преспокойно (очень спокойно) , предостаточно .

2. Действие, проявляющееся в высокой степени — у глаголов: преуспевать.
значения, близкие к значениям приставки пере- (прервать/перервать, преломляться, преградить/перегородить, претерпеть/перетерпеть).
— чрезмерность, выход за пределы чего-нибудь: превысить, пресытиться (здесь тоже подойдёт «очень насытиться») , преизбыток . Распространённое написание «переизбыток» некоторые словари допускают только в разговорном стиле.

Слова, в которых пре- и при- затемнены и их написание нужно определять по словарю

В русском языке есть достаточно много слов, для которых приведенные выше правила не работают. Значение пре-/при- в них уже не определяется так просто. Правописание приходится проверять по словарю. Вот некоторые из таких слов.

Если точнее, то для полного понимания приходится обращаться к этимологическому (историческому) комментированию подобных слов. В школьной практике их преподают как словарные. Ещё советую почитать предыдущую статью , в которой я рассказывал о таких деталях.

Тонкости и хитрости

1. Из двух глаголов преумножить/приумножить был оставлен только глагол приумножить . Написание преумножить считается ошибкой. Об этом я рассказывал отдельно . Если вкратце, то, по словам В. В. Лопатина, «Письменное различение глаголов с приставками пре- и при- в данном случае бессмысленно – семантическое разграничение их затруднительно в силу лексического значения производящего глагола „умножить“, уже обозначающего многократное увеличение (не случайно, например, в „Толковом словаре русского языка“ С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой глагол приумножить толкуется как „то же, что преумножить“)».

2. Однако сохраняется смысловая разница между преуменьшить/приуменьшить:
Преуменьшить — представить в меньших размерах, чем на самом деле. Преуменьшить вину. Преуменьшить трудности.

Приуменьшить — несколько уменьшить. Приуменьшить доходы. Приуменьшить запасы.

3. Ещё есть несколько случаев, когда выбор между пре- и при- зависит исключительно от смысла всего слова, и поэтому нужно ориентироваться на контекст. Вот самые распространённые слова, к которым советую присмотреться внимательнее.

Предать (кого) близкого человека, друга.
Придать (кому-чему) ему бодрости, уверенности и силы.

Презирать (кого?) — относиться с презрением, негодованием
Призирать (кого?) — дать приют и заботу.

Преемник — последователь. Преемник президента.
Приёмник — радио, а также церковный термин восприемник .

Предел — край, конечная часть, граница чего-либо.
Придел — пристройка к храму.

Преступить (что? через что?) определённую грань.
Приступить (к чему?) к занятиям, к тренировкам.

Претворить (во что?) мечту в реальность.
Притворить (что?) — неплотно затворить, закрыть. Притворить окна. Притворить дверь.
Притвориться (кем?) невидимкой, добрым человеком.

Претерпеть (перетерпеть) (что?) трудности и невзгоды.
Притерпеться (к чему?) к обстоятельствам.

Преходящий — временный, недолговечный. Преходящие заботы, нужды, тягости.
Приходящий — причастие от глагола «приходить».

Надеюсь, у вас не вызывает сложностей выбор между пре- и при- . Если есть какие-то непонятные моменты, пишите в комментариях. Всех благодарю за внимание.

Читайте также:

      

  • Сколько давать собаке рубца
  •   

  • Характер сыпи при краснухе
  •   

  • Что означает что чешется пятка
  •   

  • Подтянуть овал лица чем в косметологии эффективно
  •   

  • Фурункул носа рекомендации клинические

  • Пренебрегать как пишется правильно и почему
  • При советский как пишется
  • Презабавный как пишется приставка
  • Презентация по сказкам пушкина с ответами для начальных классов презентация
  • Презентация по математике в средней группе по сказке теремок