Претерпевать как пишется суффикс

Задание 11. правописание суффиксов в словах разных частей речи. теория. тесты и пояснения к ним суффиксы существительных 1. не имеют

Задание 11. Правописание суффиксов в
словах разных частей речи. Теория. Тесты и пояснения к ним

Суффиксы существительных

1.

Не имеют вариантов и
всегда пишутся одинаково:  -ОТ-, -ИЗН-, -ОСТЬ-

Доброта, белизна,
гордость

2.

ЧИК- — после д, т, з, с, ж

ЩИК— -после других согласных

Резчик, переписчик

каменщик

3.

а)-ИН (-ИНК) –
если образованы от слов с ИН-

-ЕНК – если образованы от
слов без –ИН-

б)-ИНК— — под
ударением на суффикс

ЕНК— без ударения

в)-ЕНК-, если
слово образовано от сущ. на -НЯ

Жемчужинка – жемчужина

Беженка, неженка

снежИнка

вишЕнка

песЕнка – песНЯ, басЕнка
– бас ня, вишЕнка — вишНЯ

4.

-ЕЦ (муж.р.)

-ИЦ (ж.р)

ЕЦ— (ср.р) – если
заканчивается на О

-ИЦ— (ср.р.) –если
заканчивается на Е

Красавец

Красавица

письмецО

креслицЕ

5.

ИЧК – от слов,
заканчивающихся на ИЦа

-ЕЧК – во всех остальных

Умничка – умнИЦа

Ситечко — сито

6.

После шипящих и Ц в
суффиксах –ОК-, -ОНК—  под ударением пишется О

Речонка, собачонка,
крючОк

7.

Запомнить: в словах, образованных
от глаголов, пишется Ё

ночЁвка – ночевать,
корчЁвка — корчевать

8.

-ЕК-, если в Р.п.гласная Е
выпадает

-ИК-, если в Р.п. гласная не
выпадает

замочЕк – замочка

ключИк — ключика

9.

В суффиксе –ЁР
пишется Ё

дирижЁР, стажЁР

Суффиксы прилагательных

1.

Не имеют вариантов и
пишутся всегда одинаково: -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ИСТ-, -ЧАТ-, -ОВАТ-, ЕВАТ-,
-ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ЕВИТ-

Разговорчивый,
расчётливый, порывистый, бревенчатый, красноватый, синеватый, беленький,
глянцевитый

2.

-: а)если у качественных прилаг.
есть краткая форма

Б)после К, Ч, Ц

-СК— — в остальных случаях

резКий – резок

ткацКий, немецКий

французСКий

3.

-ОВ— — после шипящих и Ц под
ударением

-ЕВ— после шипящих и Ц без
ударения

холщОвый, парчОвый

плюшЕвый

4.

-ЕВ— — без ударения

-ИВ— — под ударением

краЕвой, соЕвый

правдИвый. Исключения:
юродИвый, милостИвый

5.

-ЕЧН— — без ударения

-ИЧН— под ударением

копеЕЧНый

типИЧНый, единИЧНый

Суффиксы глаголов

1.

ОВА-, -ЕВА— —
если в 1 лице заканчивается на -УЮ, -ЮЮ

ЫВА-, ИВА—  — 
если в 1 лице заканчивается на –ЫВАЮ, -ИВАЮ

Воевать – воюю

Рассматривать-рассматриваю

2.

Гласная перед –Л-
(прош.вр.) = гласная перед -ТЬ

обидЕл – обидЕть

выздоровЕл — выздоровЕть

3.

Перед ударным –ВА-
пишется та же гласная буква, что и в инфинитиве, если в нём отбросить этот
суффикс –ВА-

повелЕвать- повЕлеть

Запомнить: застрЕвать,
затмЕвать, продлЕвать, недоумЕвать

4.

В суффиксах с приставкой
ОБЕЗ- (ОБЕС-) пишется

 Е в непереходных
глаголах

И в переходных глаголах

обессилЕть (я обессилЕл)

обезлюдЕть (деревня
обезлюдЕла)

обескровЕть (Он
обескровЕл от раны)

обессилИть (врага)

обезлюдИть (деревню)

обескровИть (противника)

Суффиксы причастий

1.

Перед –ВШ- пишется та же
буква, что и в инфинитиве глагола, от которого образовано причастие

подтаЯвший — подтаЯть

2.

-АНН-, -ЯНН-, если глагол, от
которого образовано причастие, оканчивается на –АТЬ,-ЯТЬ

-ЕНН-, если глагол в
инфинитиве перед –ТЬ, а также перед –ТИ, -ЧЬ имеет Е или И

собрАнный – собрАТЬ

видЕнный – видЕТЬ, вывезЕнный
– вывезти, острижЕнный — остричь

3.

После шипящих под
ударением пишется Ё (также и в отглагольных прилагательных)

обожжЁнный, увлечЁнный

копчЁный, тушЁный

4.

Нужно различать омонимы:
выкачЕнная из подвала бочка (выкатИТЬ), выкачАнная из бочки
нефть (выкачАТЬ),

развешЕнная мука
(развесИТЬ), развешАнные картины (развешАТЬ)

ЗамешЕнное тесто
(замесИТЬ), замешАнный в преступлении (замешАТЬ)

Пристрелянное ружьё
(пристреляться), пристрел
енный зверь (пристрелить)

Суффиксы наречий

1.

После шипящих и Ц под
ударением пишется О, без ударения — Е

хорошО, горячО

певучЕ

Исключение: ещЁ

2.

Если есть приставки ИЗ-,
ДО-, С-, то пишется А

Если есть приставки В-,
НА-, ЗА-, то пишется О

ИздавнА, слевА, досухА

ВлевО, насухО, засветлО

1.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.

Запишите
номера ответов.

1)
удушл..вый, коч..вать                            -ЛИВ- (всегда), кочУЮ 
— -ЕВА-

2)кра..вой,
улаж..вать                                -ЕВ- (без ударения), улаживаю
— -ИВА-

3)
запуг..вать, горош..нка                           -запугиваю  -ИВА-, горошИНа –
ИНК-

4)груш..вый,
 со..вый                                  -ЕВ- (без ударения)

5)
узорч..тый, снов..                                    –ЧАТ- (всегда), в наречии
есть приставка С-, суфф. -А

2.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.

Запишите
номера ответов.

1)
дет..кий, рез..кий                                        -СК- (нет кратк.формы;
корень оканч. не на К,Ч,Ц); — К-      

2)
разглаж..вающий, немилост..вый            разглаживаю –ИВА-; исключение

3)
солом..нка, подчёрк..вать                         соломИНа – ИНК-; подчёркиваю
– ИВА-

4)усидч..вый,
затм..вать                              -ЧИВ (без вариантов); запомнить

5)успока..вающее,
отрасл..вой                   успокаиваю –ИВА-; без ударения

3.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.

Запишите
номера ответов.

1)
корч..вать, привередл..вый         корчУЮ – ЕВА; -ЛИВ (всегда, без
вариантов)

2)
миндал..вый, бо..вой                    -ЕВ- (без ударения)

3)
насла..вать, печень..це                наслаИВАЮ – ИВА; сущ. среднего
рода заканч. на –Е – ИЦ-

4)
въедл..вый, запот..вать                 -ЛИВ (всегда), запотЕть (без –ВА-) –
ЕВА-

5)
матрос..кий, француз..кий          -СК- (нет кратк. формы; основа не на К, Ч,
Ц)

4.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.

Запишите
номера ответов.

1)
успока..вать, щавел..вый                  успокаИВАЮ – ИВА-; без
ударения

2)
преодол..вать, юрод..вый                   преодолЕть (без –ВА-) – ЕВА;
исключение

3)
ноч..вать, гречн..вый                           ночУЮ – ЕВА-; без
ударения –ЕВ-

4)
завистл..вый, пристра..вать              -ЛИВ-(всегда); пристраИВАЮ
ИВА-

5)
завис..л, кузнеч..к                               в инфинитиве зависЕть;
гласная не выпадает — ИК

5.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.

Запишите
номера ответов.

1)
снов.., засветл…

2)
жемчуж..на, выносл..вый

3)
подразум..вал, подмиг..вать,

4)
услужл..вый, увес..стый

5)
вытерп..л, совестл..вый

6.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.

Запишите
номера ответов.

1)
обветр..вать, метел..ца

2)
доверч..вый, рул..вой

3)
взвеш..вать, опрометч..вый

4)
рыж..ватый, дожд..вой

5)
распил..вать, продл..вать

7.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.

Запишите
номера ответов.

1)
пород..стый, горош..на

2)
глянц..витый, ткан..вый

3)
корн..вой, скле..вающий

4)миндал..вый,
настра..ваться

5)
уз..ий, близ..ий

8.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.

Запишите
номера ответов.

1)
алюмини..вый, претерп..вать

2)
обескураж..вать, фланел..вый

3)
участл..вый, ключ..вой

4)
забывч..вый, застег..вать

5)
копч..ный, туш..ный                  в отглагольных прилагательных под
ударением — Ё

9.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.

Запишите
номера ответов.

1)обессил..л
от боли, юрод..вый

2)
закле..нный, рассе..нный

3)
остр..нький, буш..вать

4)
гор..вать, ливн..вый

5)сюжет..ц,
разве..вать

10.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.

Запишите
номера ответов.

1)
стульч..к, горош..к

2)
затемн.., направ..

3)
оранж..вый, потч..вать.

4)
гряз..вой, накле..вать.

5)
юрод..вый, уклонч..вый

11.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.

Запишите
номера ответов.

1)
застра..вать, продл..вать

2)
марл..вый, уродл..вый

3)
подмиг..вать, изюм..нка

4)
сарафанч..к, настойч..вый

5)
мороз..ц, красав..ц                        в мужском роде -ЕЦ

12.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.

Запишите
номера ответов.

1)
опасл..вый, селень..це.

2)
закле..вать, повел..вать

3)
колод..ц, ландыш..вый

4)
реч..нка, горяч..

5)
застра..вать, никел..вый

13.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.

Запишите
номера ответов.

1)ткан..вый,
удачл..вый

2)закле..вший,
милост..вый

3)
эмал..вый, застенч..вый

4)
корот..нький, застел..нная    -ЕНЬК- (всегда); застелИТЬ — ЕНН

5)сол..вой,
впад..нка

14.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

Запишите
номера ответов.

1)
плюш..вый, девч..нка      -ЕВ- (без ударения); после шипящих  и Ц под ударением
–ОНК-

2)
масл..це, пальт..цо                сущ. средн рода заканчивается на Е – ИЦ;
заканчивается на О — ЕЦ

3)
сперв.., лис..нька                   в наречии есть приставка С-  суффикс А;
-ОНЬК- (без вариантов)

4)
собач..нка, камыш..вый                        после шипящих и Ц под ударением –
ОНК, ОВ

5)деревня
обезлюд..ла, недоум..вать      в непереходных глаг.  – Е; запомнить: — Е-

15.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква.

Запишите
номера ответов.

1)
школьн..к, гор..ц

2)
кавказ..кий, брат..кий

3)наста..вать,
коч..вать

4)
бел..нький, ореш..к

5)
врем..чко, селень..це

ОТВЕТЫ

1- 
345                         6-  134                         11-345

2-  
23                         7-    125                        12-134

3-  
235                        8-      145                     13-24

4-  
34                          9-    34                          14-45

5-     
24                       10-    235                      15-24

 «Русский язык», 2 класс,  УМК «Начальная школа XXI века», учебник С.В. Иванова

Тема

Учимся писать
суффиксы имён прилагательных

Цели

Образовательные: создать условия для самостоятельного открытия
способа проверки суффиксов прилагательных –ив, -ев, лив, чив

Способствовать развитию речи, памяти, произвольного внимания,
наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в
паре, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

— Личностные: способность к самооценке на основе
критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и
формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать
последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному
плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки;
планировать
своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок; высказывать своё
предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои
мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно
договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные
УУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.

Планируемый
результат

Предметные:

Уметь действовать по алгоритму при проверке правописания суффиксов
прилагательных.

Личностные:
Уметь проводить самооценку
на основе критерия успешности учебной
деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на
уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; 
планировать
своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок; высказывать своё
предположение
  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах
поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе
знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
(Познавательные
УУД).

Формы работы

Парная  работа,
фронтальная,  индивидуальная работа

Образовательные
ресурсы

Презентация к уроку, компьютер, проектор,
карточки для парной работы, сигнальные карточки, у каждого –«гора
грамоты». Русский язык: Учебник  для 2 класса четырехлетней
начальной школы: В 2ч. Ч. 1/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. – М.:
Вентана-Граф, 2015, рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 1 часть.

Этапы
урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания
для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных
результатов

Планируемые
результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

— актуализировать требования к ученику со
стороны учебной деятельности;

— создание условий для возникновения у
учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— установить тематические рамки;

— уточнить тип урока и наметить шаги учебной
деятельности.

Проговаривают правила поведения на уроке,
объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Организует актуализацию требований к ученику
со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у
учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организует уточнение типа урока и называние
шагов учебной деятельности.

(Словесный метод, АМО «Гора знаний»)

 -Мысленно подарите добрые слова друг другу, поддержка
товарищей  принесет вам уверенность в себе и в своих знаниях.
Хотелось бы, чтобы вы все были активными на
уроке, корректными в общении друг с другом.
Улыбнитесь. Мы начинаем урок русского языка.

— Поскольку мы
ещё только начинаем учиться грамоте, то, конечно же, не со всеми проблемами
можем справиться. Давайте попробуем определить приблизительно свои
возможности как грамотных людей. Вот гора Грамоты. Куда бы вы поместили себя
на нелегком пути к вершине горы Грамоты?              (прогностическая
оценка)

-Оценивая свои
силы перед работой, ставьте себе планку так, чтобы достигнуть её, напрягая
все силы, только так ваши знания и умения будут расти!

У каждого из вас
на столах лежит своя «Гора грамоты». Закрасьте красным карандашом кружочек
там, где  правильно описаны ваши возможности.
                                         
image001

-Сегодня на уроке
нам предстоит открыть еще одну тайну русского языка. Значит, чему будет
посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

— А чтобы узнать
что-то новое, мы должны?…(вспомнить то, что уже знаем).

2.Чистописание.

С  и  у  к   ф  с 
ф

— Пропишите буквы, подчеркните ту, которая, по вашему мнению,
записана каллиграфически правильно. Это не просто буквы, это рассыпалось
слово. Из рассыпанных букв составьте слово.

Уметь совместно
договариваться о

 правилах поведения и
общения в школе

 и следовать им (Коммуникативные
УУД
).

Уметь оформлять свои
мысли в устной

форме (Коммуникативные
УУД
).

Уметь ориентироваться
в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя (Познавательные

УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные
УУД
).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном действии
Цели:

— организовать актуализацию умений;

— организовать

выполнение учащимися пробного учебного
действия;

— организовать фиксирования учащимися
индивидуального затруднения.

 Ученики
«вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют
информацию до изучения нового материала. Фиксируют индивидуальное затруднение
(Я не знаю).

Организует актуализацию умений писать
суффиксы –ость-, ик-, ек-, чик-.

Организует обобщение актуализированных
знаний.

Предлагает задание для пробного действия.

Организует выполнение учащимися пробного
учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального
затруднения.

(побуждающий диалог)

Приём «Найди
верное выражение».
 (Слайды, карточки с цифрами
1 и 2)

1)Суффикс – это маленькое слово.      2)Суффикс – это
часть слова.

1)Суффикс служит для образования новых слов.       2)Суффикс
служит для связи слов в предложении.

1)Суффикс стоит перед корнем.        2)Суффикс стоит
после корня.

1)Суффикс не имеет значение.        2)Суффикс имеет
значение.

 – О какой
части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?

б)Фиксация индивидуального
затруднения.

-У вас на партах лежат листочки. На них я
написала слова с пропуском букв в суффиксах. Вспомните правила написания и
вставьте буквы. (в парах)

Груб.сть,  стар.сть,
 лётч.к,  шар.к,  кружоч.к,  дожд.вая.

Уметь проговаривать
последовательность действий при написании суффиксов(Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать
информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои
мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

III. Выявление места и причины затруднения

Цели:

— выявить место (шаг, операция) затруднения;

— зафиксировать во внешней речи причину
затруднения.

Под руководством  учителя выявляют место
затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью
учителя.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи
причины затруднения.

(частично-поисковый
метод
 )

Приём:
постановка учебной задачи
, основанной на
противоречии между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
и вызывающей затруднения у детей.

— В каком месте возникло затруднение?  (не
смогли определить какую букву надо вставить в последнем слове).

— Почему возникло затруднение? (Не знаем,
как пишется суффикс –ив или -ев).

— Давайте определим тему нашего урока.

— Какую цель ставим? (узнать правописание
суффиксов –ев, -ив).

Уметь оформлять
свои мысли

 в устной форме (Коммуникативные
УУД
).

Уметь ориентироваться
в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя (Познавательные УУД).

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

организовать
постановку цели урока;

организовать
составление совместного плана действий;

— определить средства.

С помощью учителя ставят цель урока.

Составляют и
проговаривают план  действий с помощью учителя.

Называют средства.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана
действий.

Организует определение средств.

(беседа)

— Наметим наш план действий:

1. Сами попробуем выполнить задание

2. Сопоставим свои предположения с
учебником, спросим у учителя.

3.Устраним затруднение.

4. Применим новое знание.

— Что нам поможет? (свой опыт, учебник,
учитель)

Уметь проговаривать
последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные).

Уметь определять
и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Уметь проговаривать
последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

V. Реализация построенного проекта

Цели:

— реализовать построенный проект в
соответствии с планом;

— зафиксировать новое знание в речи;

— организовать устранение и фиксирование
преодоления затруднения;

— уточнить тему урока.

Под руководством учителя выполняет
составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют новое знание в речи и.

Под руководством учителя формулируют тему
урока.

Организует реализацию построенного проекта в
соответствии с планом. Организует подводящий диалог.

Организует фиксирование нового знания в речи
и знаках.

Организует работу в парах. Организует
уточнение темы урока.

(исследовательский метод)

 -Предлагаю
провести исследование. Согласны? Тогда начнём. Исследовать – это значит
понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую
лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь.
 Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем
работать?         (дружно, старательно, внимательно, с уважением)

Работа в
парах. Каждая пара получает  карточки со словосочетаниями.

Правда — правдивый, игра – игривый.  Воля —  волевой,
груша — грушевый.

(в словах
специально стоят ударения)

 Все
получают план работы. 

1.Сравните пары слов. Можно ли сказать, что вторые
слова в парах образованы от первых? Какой частью речи они являются?

 2. Сравните суффиксы прилагательных в первом и во
втором столбиках.

 3. Сделайте  вывод.

-Мы заметили, что …(под ударением всегда пишется буква И, а без
ударения буква Е)

-К какому выводу вы пришли? (надо в слове обязательно ставить
ударение и выделять суффикс).

Выставляется эталон.

-Что дальше
будете делать?

(Проверим
правильность нашего вывода по учебнику с.135)

Физминутка.   Если я назову слова с суффиксом –ив – приседают мальчики,
с суффиксом –ев – приседают девочки.  

Уметь добывать новые
знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои
мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по
коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 

Цель:

организовать
усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней
речи.

С помощью учителя проговаривают название
следующего этапа. Слушают образец рассуждения.

Работают по алгоритму в парах

Организует усвоение учениками нового способа
действий с проговариванием во внешней речи.

(Методы практического обучения –
упражнения)

— Какой следующий этап урока?     (Учебник
с. 136   упр.1)

Образец рассуждения:

1)это прилагательное

2) нахожу в слове
суффикс

3) ставлю ударение
правдИвый

4)под ударением
пишется суффикс -ив

5)пишу в первый
столбик

— Прочитайте следующую группу слов.(на
слайде)

ТАЛАНТЛИВЫЙ      
ЗАБЫВЧИВЫЙ

ПУГЛИВЫЙ     
         ДОВЕРЧИВЫЙ

ДОЖДЛИВЫЙ          
УЛЫБЧИВЫЙ

— Какие суффиксы в этих словах?

— Зависит ли написание суффиксов от
ударения?

— Какой можно сделать вывод?

Вывод: В суффиксах –чив-, -лив- всегда
пишется буква и, написание не зависит от ударения.

— Прочитайте вывод в учебнике. Такой ли он
получился у вас?

— Чему надо научиться, чтобы не ошибиться в
написании?

(Учебник с. 136   упр3)

— Прочитайте задание. Кто его понял?

— Выполните работу самостоятельно.

— Проверим по цепочке  по плану:

1.читаю слово

2.называю суффикс

Уметь писать суффикс, используя правило.

Уметь проговаривать
последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои
мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные
УУД
).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

организовать выполнение учащимися
самостоятельной работы на новое знание;

— организовать самопроверку по эталону,

выявление места и причины затруднений,
работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют место своего затруднения, причину 
исправляют ошибки.

Выполняют самооценку

Организует выполнение учащимися
самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины
затруднений, работу над ошибками.

Организует самооценку

(практический)

 Тетрадь   «Пишем грамотно»      упр. 1                 
(Эталон для самопроверки)

— У кого всё правильно?

— У кого есть ошибки?

— В каком месте ошибки?

— В чём причина?

Самооценка по алгоритму

Уметь писать суффиксы прилагательных,
используя правило

Уметь выполнять работу по предложенному
плану. (Предметные УУД)

Уметь вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера
сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к
самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные
УУД
).

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

— зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку
учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По плану урока рассказывают, что узнали,
знают, смогли.

Делают самооценку

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

(АМО «Гора знаний», «Синквейн», беседа)

— Мы хорошо потрудились и теперь подводим
итог работы нашей научно-исследовательской лаборатории. Какова была тема? А
проблема?

-Что нового вы сегодня узнали? Прием
«Написание синквейна»

– А сейчас
давайте оформим вывод, написав синквейн.

Напоминаю:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема
синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы,
позволяет выразить к ней личное отношение.

1.Суффиксы –ив –,–ев –.

2.Прилагательное, ударный, безударный.

3.Ставим, пишем.

4.Под ударением пишется суффикс
–ив-, без ударения — -ев-.

5.Внимание.

— Какое умение мы оценивали в начале урока?

— Давайте вернёмся на гору грамоты. После
такой серьёзной работы, оцените свои достижения.

— Чьи умения писать суффиксы изменилось?
Как?  Кто остался на том же уровне?

-Теперь вы еще умнее и научились применять
новое правило на практике.

Уметь проговаривать
последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать
правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
(Регулятивные УУД).

Способность к
самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные
УУД
).

IX. Домашнее задание

Ребята, закрепить знания о правописании суффиксов
вы сможете при выполнении домашнего задания.

 Р.т.   «Пишем грамотно»  упр. 3

Как правильно пишется слово «пятнадцать»

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова прорезной (прилагательное):

Синонимы к слову «пятнадцать&raquo

Предложения со словом «пятнадцать&raquo

  • Ей едва минуло пятнадцать лет, и она была ниже ростом, чем её тринадцатилетний пасынок.

Цитаты из русской классики со словом «пятнадцать»

  • Раз, два, три, четыре, пять (считает, не слушая), шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать.

Значение слова «пятнадцать&raquo

ПЯТНА́ДЦАТЬ , -и, числ. колич. Число 15. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «пятнадцать&raquo

ПЯТНА́ДЦАТЬ , -и, числ. колич. Число 15.

Предложения со словом «пятнадцать&raquo

Ей едва минуло пятнадцать лет, и она была ниже ростом, чем её тринадцатилетний пасынок.

Когда они бракосочетались, ему было уже тридцать три года, а с тех пор лет пятнадцать минуло.

У нас в компании более пятнадцати человек работает в отделе корпоративных продаж.

Синонимы к слову «пятнадцать&raquo

  • пять
  • четырнадцать
  • тринадцать
  • тридцать
  • сорок

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Правильное правописание: “пятнадцать” , “пятьнадцать” или “пятнацать”

Данное числительное является достаточно распространённым, но его правописание вызывает определённые сложности.

Давайте с этим разберёмся.

Существует три варианта правописания анализируемого слова:

  • “пятнадцать”, где после корня “пят-” пишется суффикс “-надцать”,
  • “пятьнадцать”, где после корня “пят-” пишется мягкий знак,
  • “пятнацать”, где после корня пишется “-нацать”.

Как правильно пишется: “пятнадцать”, “пятьнадцать” или “пятнацать”?

Согласно орфографической норме русского языка правильным является первый вариант правописания:

Почему мы пишем непроизносимую букву “д”?

Чтобы разобраться, обратимся к этимологии данного слова.

Числительное “пятнадцать” образовано из:

  • пять
  • надцать (десять)

“Надцать” – это суффикс, который добавляется к основе числительных, образуя числительные со значением “в десять раз больше количества, названного мотивирующим словом”.

Исторически суффикс “надцать” представляет собой изменившиеся в звучании слово “десять”.

Как мы видим, этот суффикс имеет только форму “надцать” или “дцать” , который используется с числительными и это следует запомнить.

Почему после корня “пят-” мягкий знак не пишется?

Следует знать, что если в конце числительного есть мягкий знак, то в середине слова он уже не пишется.

Поскольку в числительном “пятнадцать” пишется мягкий знак на конце слова, после корня мягкого знака не будет.

Как понять, что в конце слова пишется мягкий знак?

Как мы видим, вторая часть данного слова состоит из суффикса “-надцать”, который всегда пишется с мягким знаком и это следует запомнить.

Примеры для закрепления:

Ему уже пятнадцать лет, а ведёт себя как ребёнок.
Пятнадцать лет прошло с момента их последней встречи.
В пятнадцать лет она закончила школу и поступила в колледж.

Как правильно написать слово «пятнадцать»

pjatnadcat

Числительное — это часть речи, которая обозначает количество предметов, а также их счет, к числительному можно задать следующие вопросы: «который?» и «сколько?». К такой части речи можно отнести и слово «пятнадцать», выражающее название числа, состоящего из 15 единиц.

Мой лучший друг сегодня празднует день рождения и ему исполняется пятнадцать лет.

В нашем классе учится пятнадцать девочек.

Через пятнадцать дней мы вернемся домой из путешествия.

Пять плюс десять равно пятнадцать.

Числительное как часть речи окончательно становится в русском языке только в XVIII веке, числительное «пятнадцать» образовывается из первоначального слова «пять».

Слово «пятнадцать» состоит из 3 слогов: пят-над-цать. Ударение падает на 2-й слог, на гласную букву -а-. Транскрипция слова: [п’итнац:ат’].

Морфологические особенности

Рассмотрим морфологические особенности приведенного слова. «Пятнадцать» — это количественное, определенно-количественное, простое числительное (одно слово с одним корнем), в именительном падеже – «пятнадцать» (пятнадцать яблок), в родительном падеже – «пятнадцати» (мне не хватает пятнадцати рублей), в дательном падеже – «пятнадцати» (пятнадцати ученикам поставили оценку «хорошо»), в винительном падеже – «пятнадцать» (я решил купить пятнадцать эксклюзивных монет), в творительном падеже – «пятнадцатью» (пятнадцатью годами ранее мы еще не были знакомы), в предложном падеже – «пятнадцати» (речь шла о пятнадцати новых книгах).

С предлогом «по» может писаться и произноситься – по пятнадцати, а также допустим вариант по пятнадцать.

Словообразование

Нередко правописание числительных вызывает затруднения, чтобы не допустить ошибки необходимо знать образование слов. Числительное «пятнадцать» образовано от числительного «пять», которое пишется с мягким знаком на конце, но написание слова «пятнадцать» является исключением, в котором мягкий знак перед «дцать» не пишется, это нужно запомнить, например, пятнадцать стульев, пятнадцать роз.

В предложении числительное может быть выражено любым членом:

Пятнадцать газет лежали на столе.

— (числительное «пятнадцать» вместе с существительным «газет» составляют подлежащее).

Как правильно написать слово: «пятнадцать» или «пятьнадцать»?

Преимущество числительных в том, что их написал цифрой, и всё готово. Но порой приходится писать их буквами, и вот тут случается ступор. Особенно это касается чисел от 11 до 19. Слово «пятнадцать» – показательный пример. Давайте узнаем, как же его следует писать: «пятнадцать» или «пятьнадцать»? А, может, «пятнацать»?

Как будет верно и почему?

Языковые правила регламентируют, что писать это числительное можно единственным способом – «пятнадцать», без мягкого знака после «пять» и сочетанием согласных «дц».

Чтобы понять суть, разберём данное слово по морфемной структуре.

Морфемный разбор

Структура эта включает всего две части: корень «пят» и суффикс «надцать». Вот этот суффикс и является тем «бонусом», который приписывают ко всем числительным от 11 до 19. Так сложилось исторически. А почему в корне «пят», а не «пять»? По правилам, если в конце числительного есть мягкий знак, то при соединении с суффиксом «надцать» он выпадает.

Примеры предложений

Для усвоения верного написания пригодятся наглядные примеры:

  1. Сыну уже пятнадцать лет, пора начать задумываться, куда он хотел бы поступить после школы.
  2. Мы с ней виделись раз пятнадцать, не больше.
  3. Пятнадцать дней, полмесяца, я пахал без выходных, и вот, наконец, получаю заслуженные четыре дня отдыха.

Ошибочное написание

О, как же изгаляются над этим словом! Чего только ни встретить в Сети: «петнацать», «пятьнадцать», «петнацать», «питнацеть» и тому подобное. Достаточно один раз усвоить верное правописание, и вы не будете допускать столь постыдных «осечек».

У числительного «пятнадцать» есть только один правильный способ написания – «пятнадцать».

Именно так: без мягкого знака, через «дц». Правильное написание следует запомнить. Все другие варианты будут заведомо ошибочными.

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПравописание суффиксов (Готовимся к ЕГЭ. Задание 10).

Подготовка к ЕГЭ. «Правописание суффиксов» (задание 10)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Подготовка к ЕГЭ. «Правописание суффиксов» (задание 10)

Описание слайда:

Подготовка к ЕГЭ. «Правописание суффиксов» (задание 10)

2 слайд

Суффиксы существительных 1. –ЧИК- и –ЩИК- Суффикс –ЧИК- пишется после букв Т

Описание слайда:

Суффиксы существительных 1. –ЧИК- и –ЩИК- Суффикс –ЧИК- пишется после букв Т – Д, З –С, Ж, в остальных случаях –ЩИК- расскаЗЧИК, совеТЧИК; танцовЩИЦа, регулировЩИК

3 слайд

Суффиксы существительных 2. –ЕК- и –ИК- Чтобы различить суффиксы –ЕК- и -ИК-

Описание слайда:

Суффиксы существительных 2. –ЕК- и –ИК- Чтобы различить суффиксы –ЕК- и -ИК- (-ЧИК-, -НИК-), нужно употребить существительное в форме родительного падежа. Если гласный выпадает, то пишется –ЕК-, если не выпадает, то пишется –ИК-(-ЧИК-, -НИК-) комочЕК – комочКа карманЧИК — карманЧИКа

4 слайд

Суффиксы существительных Существительные мужского рода имеют суффикс -ЕЦ- : 

Описание слайда:

Суффиксы существительных Существительные мужского рода имеют суффикс -ЕЦ- :  горец, красноармеец. 3. –ЕЦ- и –ИЦ- Существительные женского рода имеют суффикс –ИЦ владелица, красавица. Существительные среднего рода имеют суффикс -ЕЦ-, если ударение падает на слог после суффикса пальтЕЦо́, письмЕЦо́ -ИЦ-, если ударение предшествует суффиксу кре́слИЦе, пла́тьИЦе.

5 слайд

Суффиксы существительных 4. Суффикс -ИЧК- имеют существительные женского рода

Описание слайда:

Суффиксы существительных 4. Суффикс -ИЧК- имеют существительные женского рода, образованные от слов с суффиксом -иц-:  лестнИЧКа ← лестница, пуговИЧКа ← пуговица. В остальных случаях подобные формы существительных имеют суффикс -ЕЧК-: пешЕЧКа, троЕЧКа; ВанЕЧКа, ЗоЕЧКа; времЕЧКо, здоровьЕЧКо. Примечание. Формы типа Феничка (обычные в литературе XIX в.) относятся к числу устаревших. Запомнить: безударного суффикса -ячк- в русском языке нет.

6 слайд

Суффиксы существительных 5. Сочетание -ИНК- имеют существительные, образованн

Описание слайда:

Суффиксы существительных 5. Сочетание -ИНК- имеют существительные, образованные от слов женского рода на –ин(а) впадИНКа ← впадина, завалИНКа ← завалина. Сочетание -ЕНК- имеют уменьшительные существительные, образованные с помощью суффикса -к- от слов на -ня и -на, у которых в форме родительного падежа множественного числа мягкий знак на конце не пишется: вишЕНКа ← вишня (вишен), сосЕНКа ← сосна (сосен), а также в некоторых словах, обозначающих лиц женского пола: нежЕНКа, нищЕНКа, францужЕНКа. По этому же правилу пишется слово лесенка.

7 слайд

Суффиксы существительных -ОНЬК- после твердых согласных: берёзОНЬКа (берёза),

Описание слайда:

Суффиксы существительных -ОНЬК- после твердых согласных: берёзОНЬКа (берёза), лисОНЬКа (лиса); -ЕНЬК- после мягких согласных, шипящих и гласных: КатЕНЬКка (Катя), тучЕНЬКа, ЗоЕНЬКа. Исключения: баиньки, заинька, паинька. Примечание. Суффиксов -ыньк-, -аньк-, -иньк- в современном литературном языке нет; формы полосынька, лисанька, Марфинька, Любинька, Аннинька и т. п. встречаются только в произведениях писателей XIX в. и в фольклоре. 6. Уменьшительно-ласкательные -ОНЬК- и –ЕНЬК-

8 слайд

Суффиксы существительных Различаются суффиксы -ИНСТВ- в словах большинство́,

Описание слайда:

Суффиксы существительных Различаются суффиксы -ИНСТВ- в словах большинство́, меньшинство́, старшинство́ с ударением на окончании, в варианте меньши́нство — на суффиксе. -ЕНСТВ- в слове пе́рвенство с ударением на корне. 7. -ИНСТВ-, -ЕНСТВ-

9 слайд

Суффиксы существительных В суффиксах уменьшительно-ласкательных существительн

Описание слайда:

Суффиксы существительных В суффиксах уменьшительно-ласкательных существительных -ЫШК- (в словах среднего рода) и -ЫШЕК (в словах муж. рода) без ударения после твердых согласных пишется буква Ы, пятнЫШКо, крылЫШКо, стёклЫШКо, гнёздЫШКо, пе­рЫШ­Ко; колЫШЕК, клинЫШЕК, воробЫШЕК. В слове краешек в суффиксе перед Ш пишется буква е. 8. -ЫШК-, -ЫШЕК-, -ЕШЕК- и –УШК- (-ЮШК-), -УШЕК-

10 слайд

Эти существительные следует отличать от существительных с ласкательными суффи

Описание слайда:

Эти существительные следует отличать от существительных с ласкательными суффиксами -УШК- (-ЮШК-) и -УШЕК, также безударными:  травушка, волюшка, дедушка, дядюшка, соловушка, ребятушки, Аннушка, Иванушка, полюшко, горюшко, хлебушек, камушек. Имеются варианты с буквами Ы и У в суффиксах: воробышек и воробушек, оладышки и оладушки.   продолжение

11 слайд

Суффиксы существительных В основах косвенных падежей и форм множественного чи

Описание слайда:

Суффиксы существительных В основах косвенных падежей и форм множественного числа ч. существительных на -мя пишется суффикс -ЕН- время — времени и времена, имя — имени и имена, семя — семени и семена. 9. –(М)ЕН

12 слайд

Суффиксы прилагательных 1. –К- и –СК- -К- -СК- имеют краткую форму низок –низ

Описание слайда:

Суффиксы прилагательных 1. –К- и –СК- -К- -СК- имеют краткую форму низок –низКий образованы от существительных, оканчивающихсянаК, Ч, Ц казак –казацКий ткач –ткаЦкий немец -немеЦкий в остальных случаях Петроград-ПетроградСКий

13 слайд

Суффиксы прилагательных 2. Неизменяемые -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-: делОВой, краснО

Описание слайда:

Суффиксы прилагательных 2. Неизменяемые -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-: делОВой, краснОВАТый, дарОВИТый; -ЕВ-, -ЕВАТ-, -ЕВИТ-: вещЕВой, БаренцЕВо море, синЕВАТый; -ИСТ- породИСТый, покладИСТый; -ЧАТ- : бревенЧАТый, взрывЧАТый; -ЕНЬК-, -ОНЬК- : белЕНЬКий, махОНЬКий.

14 слайд

Суффиксы прилагательных 3. –ЕВ-/-ОВ-; -ИВ- (-ЧИВ-/-ЛИВ-) По Розенталю Суффикс

Описание слайда:

Суффиксы прилагательных 3. –ЕВ-/-ОВ-; -ИВ- (-ЧИВ-/-ЛИВ-) По Розенталю Суффикс -ИВ- несет на себе ударение: краси́вый, правди́вый. Исключения: ми́лостивый, юро́дивый. В безударном положении используется суффикс -ЕВ-:боЕВой, сиренЕВый, алюминиЕВый, гелиЕВый (от гелий), но гелЕВый (от гель). В суффиксах -ЛИВ- и -ЧИВ- (производных от -ИВ-) пишется буква И: заботлИВый, заносчИВый.

15 слайд

По Лопатину продолжение Следует различать прилагательные с суффиксами -ЕВ-, с

Описание слайда:

По Лопатину продолжение Следует различать прилагательные с суффиксами -ЕВ-, с одной стороны, и -ИВ-, -ЛИВ-, -ЧИВ с другой. Слова на -ЕВый — например, соЕВый, ферзЕВый, фланелЕВый, матчЕВый, замшЕВый, — содержат суффикс -ЕВ- (орфографическая разновидность суффикса -ОВ-), проверяющийся под ударением в таких словах, как дубо́вый, рублёвый. Эти прилагательные — относительные, у них нет кратких форм.

16 слайд

По Лопатину продолжение Слова на –ИВЫЙ являются качественными прилагательными

Описание слайда:

По Лопатину продолжение Слова на –ИВЫЙ являются качественными прилагательными (имеющими краткие формы) с суффиксами -ИВ-: милостИВый; -ЛИВ-: заботЛИВый, завистЛИВый, непоседЛИВый, причудЛИВый; -ЧИВ-: забывЧИВый, находЧИВый. Эти же суффиксы -ИВ- и -ЛИВ- под ударением: ленИВый, смешЛИВый, прихотЛИВый. Примечание. Суффикс -ИВ- имеется также в слове юродивый, образованном от устаревшего юрод.

17 слайд

В заданиях ЕГЭ часто встречаются слова, имеющие очень похожие написания, напр

Описание слайда:

В заданиях ЕГЭ часто встречаются слова, имеющие очень похожие написания, например, миндал..вый, назойл..вый, заботл..вый. Если следовать правилу Лопатина, то попытка образовать краткие формы удаётся для слов «назойливый (назойлив)» и «заботливый (заботлив)», потому и написана буква И, это суффикс –ЛИВ-. «Миндалевый» усечь не удалось, это прилагательное с суффиксом –ЕВ-, буква Л принадлежит корню. Внимание!

18 слайд

Суффиксы глаголов 1. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В СУФФИКСАХ ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ В

Описание слайда:

Суффиксы глаголов 1. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В СУФФИКСАХ ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ В суффиксах глаголов прошедшего времени перед суффиксом –Л- пишется та же гласная, что в инфинитиве: таЯть – таЯл надеЯться – надеЯлась Деепричастия прошедшего времени подчиняются этому же правилу: какая гласная в инфинитиве, такая и в деепричастии: увидЕв (от увидЕть), услышАв (от услышАть).

19 слайд

Суффиксы глаголов 2. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В СУФФИКСАХ -ОВА-/-ЕВА-, -ЫВА-/-ИВА- Чтобы

Описание слайда:

Суффиксы глаголов 2. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В СУФФИКСАХ -ОВА-/-ЕВА-, -ЫВА-/-ИВА- Чтобы проверить написание суффиксов -ОВА-/-ЕВА-, -ЫВА-/-ИВА-, нужно поставить глагол в форму 1л., ед.ч. Если глагол оканчивается на –УЮ (-ЮЮ), то пишется -ОВА-/-ЕВА-: танцЕВАть – танцУЮ. Если – на –ЫВАЮ (-ИВАЮ), то — -ЫВА-/-ИВА-: рассказЫВАть – рассказЫВАЮ.

20 слайд

От глаголов с суффиксами -ЫВА-/-ИВА-, -ОВА-/-ЕВА- следует отличать глаголы, о

Описание слайда:

От глаголов с суффиксами -ЫВА-/-ИВА-, -ОВА-/-ЕВА- следует отличать глаголы, образованные при помощи суффикса -ВА-. Перед ударным суффиксом –ВА- пишется та же гласная буква, что и в инфинитиве, если в ней отбросить этот суффикс -ВА-. ПовелеВАть — отбрасываем ударный суффикс -ВА-, получаем повелЕть, такой глагол есть, значит, правило применено верно; претерпеВАть — претерпеть. Если же отбросить суффикс –ВА- нельзя, значит, нужно использовать основное правило: например, в слове «ночевать» также ударение падает на ВА. Но отбросить его не удаётся, нет такого слова «ночеть»; в слове «горевать» также не –ВА-, а –ЕВА-, так как слово «гореть» уже другое по значению, с «горевать» не однокоренное.

21 слайд

Слова-исключения: ЗА­СТРЕ­ВАТЬ (хотя застрЯть) ЗА­ТМЕ­ВАТЬ (хотя затмИть) ПРО

Описание слайда:

Слова-исключения: ЗА­СТРЕ­ВАТЬ (хотя застрЯть) ЗА­ТМЕ­ВАТЬ (хотя затмИть) ПРО­ДЛЕ­ВАТЬ (хотя продлИть) ЗАСТРЕВАТЬ, ВСТРЕ­ВАТЬ (хотя застрЯть, встрЯть) УВЕЩЕВАТЬ, НАМЕРЕВАТЬСЯ, СОМНЕВАТЬСЯ (нет форм без ВА, но в 1 лице имеют –ВАЮ.

22 слайд

Суффиксы наречий Наречия с приставками В-, ЗА-, НА-, образованные от имён при

Описание слайда:

Суффиксы наречий Наречия с приставками В-, ЗА-, НА-, образованные от имён прилагательных, имеют на конце букву О: ВправО← правый;, ЗАсветлО←светлый, НАкрепкО←крепкий. Наречия такого же происхождения с приставками ИЗ-, ДО-, С- имеют на конце букву А: ДОсытА←сытый, ИЗредкА←редкий, СновА←новый. Важное замечание: данные наречия образованы приставочно-суффиксальным способом, поэтому написание слов типа досрочно, избирательно, сногсшибательно, достаточно регулируется другими правилами: эти слова образованы только при помощи суффиксов от уже существующих досрочный, избирательный, сногсшибательный и достаточный.

23 слайд

ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ 1. В суффиксах существит

Описание слайда:

ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ 1. В суффиксах существительных, прилагательных и наречий после шипящих и Ц, под ударением – О, без ударения – Е: нежЕнка, собачОНКа грушЕвый, свинцОВый неуклюжЕ, горячО Исключения: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр, тренажёр, массажёр.

24 слайд

2. В суффиксах и окончаниях глаголов и в отглагольных словах никогда не пишет

Описание слайда:

2. В суффиксах и окончаниях глаголов и в отглагольных словах никогда не пишется О: печёшь, шёл, тушёный, взбешённый, сгущёнка, ночёвка, корчёвка, ретушёвка, размежёвка. 3.* В окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и Ц, под ударением – О, без ударения – Е: под душЕм, ножОм, старшЕго, большОго

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Претерпевать как пишется суффикс

  • Сейчас обучается 937 человек из 79 регионов

Претерпевать как пишется суффикс

  • Сейчас обучается 330 человек из 66 регионов

Претерпевать как пишется суффикс

  • Сейчас обучается 1008 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Учебник:
«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.


Номер материала:

ДБ-1200258

Вам будут интересны эти курсы:

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПравописание суффиксов. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 9 класс.

Правописание суффиксов Подготовка к ОГЭ Вопрос №5 Учитель рус.яз. и лит. Слес...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Правописание суффиксов Подготовка к ОГЭ Вопрос №5 Учитель рус.яз. и лит. Слес

Описание слайда:

Правописание суффиксов Подготовка к ОГЭ Вопрос №5 Учитель рус.яз. и лит. Слесаренко Н.Е.

2 слайд

Правописание глагольных суффиксов -ова- (-ева-) -ыва- (-ива-) если в 1-м лице

Описание слайда:

Правописание глагольных суффиксов -ова- (-ева-) -ыва- (-ива-) если в 1-м лиценаст.вр. -ую(-юю),то в н.ф. и впрош.вр. -ова- (-ева-) если в 1-м лиценаст.вр. -ываю(-иваю),то в н.ф. и впрош.вр. -ыва- (-ива-) рисую– рисовать, рисовал потчую– потчевать, потчевал отвариваю– отваривать, отваривал складываю– складывать, складывал

3 слайд

Восстановите по 1-му лицу ед.ч. начальную форму и форму прош.вр. глаголов. Вы

Описание слайда:

Восстановите по 1-му лицу ед.ч. начальную форму и форму прош.вр. глаголов. Выделите суффиксы –ова-(-ева-),-ыва-(-ива-). 1-е лицо ед.ч. Нач. форма гл. Формапрош.вр. я использую (на –ую) использовать использовал я выведываю (на –ываю) выведывать выведывал я расследую (на -……..) я потребую я подглядываю я танцую я испытываю я потчую я израсходую я планирую я выздоравливаю я обдумываю

4 слайд

От данных сущ. образуйте гл. в форме прош.вр., составьте словосочетания. Выде

Описание слайда:

От данных сущ. образуйте гл. в форме прош.вр., составьте словосочетания. Выделите суффиксы –ова-(-ева-),-ыва-(-ива-). Имя сущ. Гл.прош.времени словосочетание проповедь проповедовал (я проповедую;на –ую) проповедовал сострадание совет команда зависть радость просмотр рассказ ночь прогноз исповедь расчет чувство

5 слайд

От глаголов сбезударнымисуффиксами –ива-(-ыва-), -ева-(-ова-) следует отличат

Описание слайда:

От глаголов сбезударнымисуффиксами –ива-(-ыва-), -ева-(-ова-) следует отличать глаголы, образованныепри помощиударногосуффикса –ва-. Перед ударным суффиксом –ва- пишется та же гласная буква, что и в неопределенной форме Повелевать( отбросим –ва-) повелеть Претерпевать ( отбросим –ва-) претерпеть Исключения: Застревать (от гл. застрять), затмевать (затмить), продлевать (продлить)

6 слайд

Отбросьте ударный суффикс –ва- и узнайте, какую гласную букву следует писать

Описание слайда:

Отбросьте ударный суффикс –ва- и узнайте, какую гласную букву следует писать на месте пропусков. Образец: назрЕвать — назрЕть Преодол..вать ослаб..вать забол..вать усп..вать повел..выать овлад..вать пригр..вать созр..вать над..вать созн..ваться переб..вать

7 слайд

Суффиксы наречий суффикс О суффикс А наречия с приставками в-, на-, за- имеют

Описание слайда:

Суффиксы наречий суффикс О суффикс А наречия с приставками в-, на-, за- имеют суффикс О наречия с приставками из-, до-, с- имеют суффикс А направо задолго влево издавна изредка досуха снова

8 слайд

Суффиксы причастий (действительные настоящего времени) Глаголы несов. видапер

Описание слайда:

Суффиксы причастий (действительные настоящего времени) Глаголы несов. видаперех. инеперех. Суффиксы причастий Действительныепричастия наст. времени идут читаютIспр. улыбаются -ущ- -ющ- идущий читающий улыбающийся дышат смотрятся строитьIIспр. -ащ- -ящ- дышащий смотрящийся строящий

9 слайд

Образуйте от данных ниже глаголов действительные причастия настоящего времени

Описание слайда:

Образуйте от данных ниже глаголов действительные причастия настоящего времени Шептать (I спр.) – они шепчут – шепчущий красить стелить брить клеить держать зависеть видеть ненавидеть вертеть бороться

10 слайд

Суффиксы причастий (страдательные настоящего времени) Глаголы несов. вида пер

Описание слайда:

Суффиксы причастий (страдательные настоящего времени) Глаголы несов. вида переходные Суффиксы причастий Страдательныепричастия наст. времени ведут читатьIспр. -ом- -ем- ведомый читаемый гонятIIспр. -им- гонимый

11 слайд

Образуйте страдательные причастия настоящего времени от приведенных ниже глаг

Описание слайда:

Образуйте страдательные причастия настоящего времени от приведенных ниже глаголов избирать (I спр.) – избираем – избираемый проверять уважать клеить окружать управлять зависеть видеть менять вливать увлекать

12 слайд

Суффиксы причастий (действительные прошедшего времени) Неопределённаяформа ис

Описание слайда:

Суффиксы причастий (действительные прошедшего времени) Неопределённаяформа исходного глагола Суффикс –ВШ-, если основа оканчивается на гласную Суффикс –Ш-, если основа оканчивается на согласную строить — строивший нести — несший Гласная суффикса глагола сохраняется перед суффиксом –ВШ- увидеть – увидевший, услышать — услышавший

13 слайд

Образуйте действительные причастия прошедшего времени от приведенных ниже гла

Описание слайда:

Образуйте действительные причастия прошедшего времени от приведенных ниже глаголов развеять– развеявший держать дышать сеять слышать лелеять стелить кашлять надеяться клеить молоть

14 слайд

Образуйте действительные причастия прошедшего времени от приведенных ниже гла

Описание слайда:

Образуйте действительные причастия прошедшего времени от приведенных ниже глаголов везти– везший нести зарасти зацвести достигнуть воскреснуть отвлечься потухнуть сечь

15 слайд

Суффиксы причастий (страдательные прошедшего времени) Неопределенная форма ис

Описание слайда:

Суффиксы причастий (страдательные прошедшего времени) Неопределенная форма исходного глагола Суффикс–ЕНН-, если основа глагола оканчивается на –ить,-еть Суффикс–НН-, если основа глагола оканчивается на –ать,-ять увидеть– увиденный, построить- построенный услышать – услышанный, посеять — посеянный Образуютсястрад.прич. и с помощью суффикса –т-, если основа неопр.ф.заканчивается на –ну или –ть Раздуть – раздутый, понять — понятый

16 слайд

Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от приведенных ниже глаг

Описание слайда:

Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от приведенных ниже глаголов рассеять– рассеянный построить развесить обещать увидеть услышать купить решить кормить обидеть

17 слайд

-Н- -НН- в суффиксах прилагательных -Н- -НН- 1от существительных -АН-кожаный

Описание слайда:

-Н- -НН- в суффиксах прилагательных -Н- -НН- 1от существительных -АН-кожаный -ЯН-земляной -ИН-голубиный Исключение: стеклянный оловянный деревянный 1.от существительных с основой на-Н-+ суффикс-Н- туманный 2.-ОНН-станционный -ЕНН-временный Исключение: Ветреный (но безветренный)

18 слайд

-Н- -НН- в суффиксах прилагательных В кратких прилагательных пишется столько

Описание слайда:

-Н- -НН- в суффиксах прилагательных В кратких прилагательных пишется столько же -Н- , сколько и в полных. туманный – туманна ветреная – ветрена

19 слайд

-НН- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных,

Описание слайда:

-НН- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов 1. Есть приставки, кромеНЕ- засушенный цветок Исключения: смышленый, названый 2. Есть суффиксы –ОВА-, -ЕВА- маринованные грибы Исключения: кованый, жеваный 3. Есть зависимые слова жаренная (в чем?)в маслерыба 4. Слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида решенный пример (сов. вид решить) Исключение:раненый

20 слайд

-Н- в причастиях Одна буква -Н- в причастиях пишется при отсутствии приставок

Описание слайда:

-Н- в причастиях Одна буква -Н- в причастиях пишется при отсутствии приставок и зависимых слов: груженая, вязаный Исключения: невиданный, неслыханный, неожиданный, нежданный, желанный Одна буква -Н- в пишется в кратких причастиях

21 слайд

Тест 1. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание суффикса оп

Описание слайда:

Тест 1. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». (1)Однажды вместо занятий нам выпала удача копать картошку на школьном участке. (2) Главное развлечение наше было таким: на длинный гибкий прут мы насаживали тяжелый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали этот шарик – кто дальше. (3) Я наклонился, чтобы слепить такой шарик, и вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. (4) Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что от меня убегает Витька Агафонов с толстым прутом в руке.

22 слайд

2. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определ

Описание слайда:

2. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». (1)Целый день ровно и неустанно идет осенний дождь. (2)Блестят отлакированные водой крыши, трубы, мостовая. (3) Прохожие, уткнув носы в воротники, шлепают по воде прошлогодними калошами. 3. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В имени прилагательном, образованном от основы имени сущ. с помощью суффикса –Н- пишется одна буква Н». (4) Я помню хлеб блокадного Ленинграда – маленькие, серые, похожие на глину комочки. (5)Мы — счастливые. (6) Мы живем в садике-интернате и три раза в день получаем по кусочку хлеба с крохотными довесками.

23 слайд

4. Из предложений 5-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определ

Описание слайда:

4. Из предложений 5-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В непроизводных именах прилагательных с основой на –Н пишется одна Н». (5) Так получилось, что все за один год, даже за лето после восьмого, умудрились вырасти и повзрослеть, а я так и осталась маленькой. (6) – Оля, ну должно же у тебя быть хоть какое-то вечернее платье! – сказала мне Ася. (7) То зеленое с вырезом еще куда ни шло! 5. Из предложений 7-8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе –ЕНН- имени прилагательного, образованном от основы имени сущ., пишется НН». (7) Как вдруг из частных домов, которые теснились в гуще опавших садов по соседству с поселком, через дорогу, раздался крик: — Пожар! (8) И жирная лапа дыма вырвалась из крыши дома неподалеку, заворочалась, подкрашенная розовым тонким рисунком из искр и огненных хрупких нитей.

24 слайд

6. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определ

Описание слайда:

6. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». (4) – Привет, — равнодушно отвечает Ася. (5) Она не знакомит нас, хотя парень идет рядом, и я чувствую себя совершенно лишней. (6) В школьном фойе Ася куда-то сразу исчезает, а я стою у колонны и делаю вид, что изучаю приклеенную к ней афишу. 7. Из предложений 5-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии на –О (-Е) пишется столько Н, сколько было в имени прилагательном, от которого оно образовано». (5) Как ужасно, как страшно это! (6) Горевать только при виде смерти, считать жестокостью лишь убийство, мерой счастья избирать одну собственную сохранность, во всех остальных случаях лишь равнодушно пожимая плечами: мол, бывает, дескать, случается, но главное – не это…

25 слайд

8. Из предложений 4-12 выпишите слова, в которых правописание суффикса опреде

Описание слайда:

8. Из предложений 4-12 выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В именах прил., образованных от сущ. с основой на –Н с помощью суффикса –Н-, пишется НН». (4) На ночь кролика посадили в картонную коробку из-под телевизора. (5) Но спать он не желал, поэтому встал на задние лапки и начал скрестись, пытаясь выбраться. (6) И выбрался: прогрыз в коробке отверстие и, счастливый, оказался на свободе. (7) Зяку закрыли в ванной: и теше для всех, и надежнее.(8) Он немного побушевал в темноте, но вскоре затих. (9) А на следующий день — свобода! (10) Изучая квартиру, Зяка пробирался очень осторожно, с опаской. (11) Лапки на линолеуме расползались, и это было смешно. (12) Он действительно был потешен, его хотелось гладить и тормошить, но в руки он не давался, забираясь туда, где достать его было почти невозможно: под кухонный стол, за диван и особенно часто – под кровать в спальне.

26 слайд

9. Из предложений 7-10 выпишите слово, в котором правописание суффикса опреде

Описание слайда:

9. Из предложений 7-10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н». (7) И я поспешно принялся рисовать тончайшим кончиком карандаша на обложке своего учебника эту ветку сирени. (8) Не успев закончить рисунка, я услышал шаги Захара Васильевича и мигом бросил карандаш. (9) В тот день я был оставлен после уроков этим добрым учителем. (10) Я видел коротко остриженного, седого, в очках, высокого учителя… 10. Из предложений 5-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Если глагол настоящего времени 1 лица заканчивается на –ываю(-иваю), то в н.ф. и в прош. Времени следует писать суффикс –ыва (-ива)». (5) Да, люди, с которыми работал Филипп Петрович,были свои люди.(6) Но доколе же можно испытывать судьбу? (7) По установленному между ними неписаному поряку взаимоотношений Бараков и Лютиков никогда не встречались вне работы…

27 слайд

Тест Ответы слепленный отлакированные блокадного (блокадный) зеленое огненных

Описание слайда:

Тест Ответы слепленный отлакированные блокадного (блокадный) зеленое огненных приклеенную равнодушно картонную кухонный оставлен испытывать

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Претерпевать как пишется суффикс

  • Сейчас обучается 937 человек из 79 регионов

Претерпевать как пишется суффикс

  • Сейчас обучается 330 человек из 66 регионов

Претерпевать как пишется суффикс

  • Сейчас обучается 1008 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация


Номер материала:

ДБ-531304

Вам будут интересны эти курсы:

  • Претензия не обоснована как пишется
  • Претензий как пишется претензий или правильно притензий
  • Претендуемая должность как пишется
  • Претензионно исковая работа как пишется
  • Претензия как пишется и почему