Содержание
-
- «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»;
- «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»;
- «Преступление и Наказание — вечная тема»;
- «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»;
- «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина».
Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
- Что человек ищет в путешествиях?
- Почему люди хотят путешествовать?
- Как путешествия развивают личность?
- Что человек ищет на своем жизненном пути?
- Куда ведет жизненный путь человека?
- Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
- Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
- Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
- Дорога к счастью — какая она?
- Можно ли идти к цели «по головам»?
- Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
- Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
- Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
- Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
- Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
- Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
- Как не сбиться с жизненного курса?
- Что означает фраза «сбился с пути»?
- Что направляет человека на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
- Какие качества необходимы для первооткрывателя?
- Какие качества необходимы для путешественника?
- Чему человек может научиться в путешествии?
- Как определить свой путь в жизни?
- Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
- Как не потерять свою дорогу в жизни?
- Для чего люди путешествуют?
- Как путешествовать, не выходя из дома?
- Что мешает человеку двигаться вперед?
«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
- Технический прогресс — зло или благо?
- Чем опасен технический прогресс?
- Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
- Что такое технический прогресс?
- Как развитие технологий влияет на общество?
- Как развитие технологий влияет на человека?
- Как развитие технологий влияет на экологию?
- Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
- Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
- Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
- Почему люди отстают от цивилизации?
- Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
- Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
- Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
- Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
- В чем заключается опасность технократии?
- Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
- Для чего необходим прогресс?
- В чем заключается личностное развитие?
- Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
- Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
- Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
- Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
- Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
- Почему обществу необходим прогресс?
- Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
- Какие люди способны стать двигателями прогресса?
«Преступление и Наказание — вечная тема»
- Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
- Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
- Может ли преступление иметь законное основание?
- Можно ли оправдать преступление?
- Какое преступление никак нельзя оправдать?
- Достоин ли преступник сочувствия?
- Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
- Месть — это преступление или восстановление справедливости?
- Может ли преступление быть справедливым?
- Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
- Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
- Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
- Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
- Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
- Почему люди совершают преступления?
- Какие преступления нельзя простить?
- Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
- Почему люди становятся преступниками?
- Что мешает человеку преступить закон?
- Какое наказание для преступника является самым страшным?
- Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
- Можно ли оправдать убийство человека?
- Жестокость по отношению к животным — это преступление?
- Может ли преступник исправиться?
- Как бороться с преступностью в обществе?
- Какие преступления нельзя прощать?
- Может ли справедливость быть жестокой?
- Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
- Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
- Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
- Чувство вины — это хорошо или плохо?
- Что толкает людей на преступления?
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
- С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
- Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
- Как искусство влияет на личность?
- Способно ли искусство врачевать душевные раны?
- Магия классической музыки — в чем она заключается?
- Какой вид искусства Вам ближе и почему?
- Что лучше: книга или фильм?
- В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
- Как музыка влияет на людей?
- Может ли кино заменить литературу?
- Может ли кино заменить театр?
- В чем разница между спектаклем и фильмом?
- Может ли творчество помочь человеку найти себя?
- Чему учит читателя классическая литература?
- Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
- Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
- Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
- Может ли книга помочь разобраться в себе?
- Может ли чтение быть опасным?
- Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
- Какие качества помогает воспитать в себе литература?
- Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
- Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
- Верно ли, что музыка — это язык чувств?
- Почему люди в 21 веке не перестают читать?
- Могут ли новые технологии заменить искусство?
- Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
- Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
- Зачем человек слушает музыку?
- Зачем человек читает книги?
«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
- Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
- Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
- Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
- Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
- Кто счастлив на Руси?
- Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
- Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
- Кому на Руси жить плохо и почему?
- Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
- В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
- Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
- Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
- Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
- Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
- Что значит «любить Родину»?
- Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
- Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
- Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
- Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
- Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?
- Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
- Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
- Как научиться ценить свою Родину?
- Как сделать Россию лучше?
- Чего не хватает на Руси для полного счастья?
- Кто виноват в бедах русского человека?
- Почему люди на Руси страдают?
- Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
- Что мешает нам найти счастье на Руси?
- Какого человека можно назвать патриотом?
- Что объединяет нас в одну страну?
- Как нужно относиться к своей Родине?
- В чем польза и опасность патриотизма?
- В чем польза и опасность критики России?
- Какими качествами обладает русский человек?
Темы со всех регионов страны. 1 декабря 2021 г.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
101. Как путешествия могут изменить человека?
102. В чём ценность путевых впечатлений?
104. Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
105. Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
106. Книга как путешествие в прошлое.
108. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
111. Чем путешествие может обогатить человека?
112. О чём может рассказать дорожный дневник?
113. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
201. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
202. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
203. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
206. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
208. От чего предостерегают человечество антиутопии?
210. Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
212. Шаги цивилизации: обретения и потери.
213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
3. Преступление и наказание – вечная тема
301. Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
305. Можно ли заставить человека раскаяться?
306. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
307. Что такое преступление против самого себя?
308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
309. Когда слово становится преступлением?
310. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
311. Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
501. Что значит быть гражданином?
502. Что такое гражданский долг?
503. Является ли богатство необходимым условием счастья?
504. Возможно ли общество, в котором все счастливы?
505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
507. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
508. Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
509. В чём может проявляться активная гражданская позиция?
510. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
511. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
По регионам
Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ
110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
309. Когда слово становится преступлением?
407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
→ Сочинения по этим темам.
Приволжский федеральный округ
Удмуртская Республика, Самарская область
113. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
509. В чём может проявляться активная гражданская позиция?
Северо-Западный федеральный округ
Калининградская область
111. Чем путешествие может обогатить человека?
205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
501. Что значит быть гражданином?
Уральский федеральный округ
104. Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
206. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
310. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
508. Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
Сибирский федеральный округ
Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область
109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
208. От чего предостерегают человечество антиутопии?
302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
504. Возможно ли общество, в котором все счастливы?
Омская область
108. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
210. Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
301. Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
510. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
Иркутская область
112. О чём может рассказать дорожный дневник?
203. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
311. Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
Дальневосточный федеральный округ
Забайкальский край
106. Книга как путешествие в прошлое.
202. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
306. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
507. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
Магаданская область
101. Как путешествия могут изменить человека?
212. Шаги цивилизации: обретения и потери.
305. Можно ли заставить человека раскаяться?
402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
503. Является ли богатство необходимым условием счастья?
Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край
105. Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
201. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
307. Что такое преступление против самого себя?
413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
511. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
Камчатский край, Чукотский автономный округ
102. В чём ценность путевых впечатлений?
204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
502. Что такое гражданский долг?
→ Как выглядит задание: temi-1dec2021.pdf
→ Все темы итогового сочинения с 2014 года
Для 11-ти классников (выпускников 2022 года) подготовлены готовые сочинения по 250-ти темам по всем направлениям: Человек путешествующий: дорога в жизни человека, Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?, Преступление и Наказание — вечная тема, Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня, Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Ниже представлены 10 готовых сочинений по данному направлению.
Купить полный сборник тем и готовых сочинений к ним по всем направлениям в формате PDF можно по ссылке: Купить
1. Что толкает людей на преступления?
Что толкает людей на преступления? Вопрос сложный и неоднозначный. И все же можно выделить наиболее частотную причину — алчность. Люди не могут честным способом получить большую сумму денег и идут на преступление. Только таким образом они и способны обогатиться. Литература знает множество подобных примеров, обратимся к ней. В качестве первого примера возьмем поэму Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Главный герой — махинатор, скупающий души несуществующих крестьян. По сути, он занимался скупкой имен, таких людей уже давно не существовало. Зачем же ему это было нужно? Все очень просто — Павлу Ивановичу необходимо заселить этими душами Херсонскую губернию, чтобы взять ссуду в государственной казне под залог имения. Если бы начались разбирательства, Чичиков остался бы чист, он просто потерял бы крестьян, которых итак на самом деле не было, а закона ушлый предприниматель не преступал. Но мы-то прекрасно понимаем, что это самое настоящее мошенничество с целью хищения государственных средств, которые были заложены в помощь вдовам и сиротам. Почему же герой, зная все это, так поступил? Он мечтал быть богатым, и для Чичикова совершенно не важно, каким способом достичь материального достатка, как говорится, все средства хороши. С малых лет отец давал наставления Павлу Ивановичу — беречь копейку. Вот герой и берег ее, как мог. Начало своему капиталу, которого у него никогда и не было, Чичиков решил получить на таможне, опять же незаконным путем. Из этой затеи ничего не вышло, прогорел. Стал искать новые способы. Вот так и получилось, что желание стать богатым повело героя по кривой дороге. После всех обозначенных событий он самый настоящий преступник. Еще один пример мы видим в рассказе Максима Горького «Челкаш». Вор Челкаш нашел себе нового напарника — простого паренька из крестьянской среды по имени Гаврила. Молодой человек с виду был скромным и даже робким. Подработать он решил потому, что хотел жениться на любимой девушке, а денег для этого не было. Челкаш долгие годы занимался контрабандой. Собираясь идти на дело в очередной раз, он хотел подстраховаться, поэтому и предложил Гавриле «работу». В деле крестьянин особой пользы не принес, даже доставил беспокойство вору, потому что струсил и чуть было их не выдал. Но все же Челкаш решил сдержать слово и отблагодарить Гаврилу. Крестьянин был опьянен такой легкой наживой, да еще и считал свою долю несправедливой. Под влиянием этих чувств он пошел на преступление — ударил Челкаша камнем по голове. Гаврила считал, что убийство преступника не ляжет на его плечи тяжким бременем, ведь в таком человеке нет толка. А вор оказался благородным — увидев подлую натуру своего напарника, отдал ему все деньги и ушел.
Таким образом, подводя итог сказанному, мы можем утверждать, что на преступление человека толкает желание наживы. Алчность застилает глаза настолько, что затмевает такие качества, как честность и порядочность. Преступники не в состоянии заработать деньги обычным способом, они предпочитают их отнять. И ради этого готовы на все.
2. Всегда ли за преступлением следует наказание?
Преступление — действие вне закона, поступок, противоречащий моральным принципам и устоям. Причиной ему обычно бывает частный конфликт интересов. Да только это деяние выходит далеко за рамки личного инцидента и вредит всему обществу в целом. Поэтому человек, показавший такой негативный пример, подвергается наказанию, чтобы понять ошибочность действий. Наказание — самый эффективный урок, поэтому оно обязательно следует за преступлением. Об этом рассуждают и многие авторы на страницах литературных произведений. Так, например, Антон Павлович Чехов в рассказе «Злоумышленник» изображает Дениса Григорьева, крестьянина, ворующего гайки с железной дороги. Герой глуп настолько, что даже не понимает, какую опасность таят его действия: расшатанные крепления железнодорожных полотен могут привести к гибели сотен людей. Оправдывая воровство, Григорьев прикрывается фразой: «Все так делают». Дениса ничем нельзя убедить. Он не осознает возможных последствий содеянного. Но незнание закона не освобождает от ответственности. Денис Григорьев несет наказание за кражу. Да, заточение в тюрьме — жестокое решение, но оно необходимо, чтобы дать понять остальным, что так делать нельзя. Это вынужденные меры, и они позволят ограничить число преступлений на железной дороге. Ведь пока мелких воришек жалеют и отпускают, ничего не изменится. Пусть наказание Дениса Григорьева станет уроком для него самого и для других, желающих поживиться. Преступление должно быть наказано, и не важно, насколько оно тяжело. Известны так же случаи не судебного, а общественного наказания. Не стоит думать, что эти санкции слабы в сравнении с устоявшимися, государственными. Преступник не захочет стать изгоем и быть объектом всеобщего презрения, даже если на другой чаше весов лежат блага, приобретенные им в результате противоправного деяния. Подобную ситуацию описывает в рассказе «Старуха Изергиль» Максим Горький. Главный герой, Ларра, убивший девушку, предстает перед народным судом. Община в те времена не располагала арсеналом средств для наказания преступника, но все же старейшины вынесли ему приговор — изгнание. Такое наказание сначала даже рассмешило молодого человека. Гордый и высокомерный, он думал, что общество людей ему совершенно не нужно. Но долгие годы отшельничества изменили мнение Ларры. Изгою настолько опостылела жизнь, что он мечтал о смерти, как об избавлении от своего наказания. Ларра стал живым укором для тех, кто хоть в мыслях подумал, что может лишить жизни другого человека. Этого права у людей нет, и не стоит ставить себя на одну планку с Богом.
Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что преступление касается не отдельно взятых людей, а всего общества в целом. Наказание в данном контексте — желание социума оградить себя от опасности, оборонительная позиция. Человек не имеет права нарушать закон. За его несоблюдение он и несет наказание, что является справедливым исходом. Что посеял, то и пожинай.
3. Что такое преступление?
В нормативных актах, регламентирующих нашу жизнь, определение преступления звучит так: противоправное деяние, которое наносит материальный ущерб или вредит здоровью других людей. Но нарушения закона могут быть как очевидными, так и скрытыми. В любом случае они вредны для общества и недопустимы. На примере литературных произведений раскроем понятие «преступление» более точно. Обратимся к пьесе Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова, алчная и жестокая женщина, узнав, что ее дальняя родственница Софья получила большое наследство, решила женить ее на своем сыне Митрофане. Никакие уговоры на девушку не действовали, она не видела в сыне Простаковых своего мужа. Тогда Простакова решилась на преступление — похищение Софьи. Милон и Правдин встали на защиту девушки и разоблачили ее притеснителей. Применение насилия, да и другие правонарушения не прошли бесследно для семьи Простаковых. В наказание они лишились своего имущества и богатства. Софья же не держала зла на мучителей и готовилась связать свою жизнь с Милоном. Пример из пьесы «Недоросль» помогает определить понятие «преступление» как несправедливое действие в отношении человека, нарушающее его права и приносящее вред. Похищение не только направлено на лишение свободы одного человека, оно создает социальную угрозу, вселяя в общество панику и тревогу. Преступление, показанное в пьесе Дениса Ивановича Фонвизина не вызывает сомнений, оно очевидно. Но иногда писатели показывают такие поступки, которые сложнее поддаются разоблачению. Возьмем, к примеру, роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский». Автор рассказывает о ссоре двух друзей, двух соседей, Троекурова и Дубровского. Кирила Петрович в порыве гнева желает показать свое превосходство, подкупает чиновников и отбирает имение у Андрея Гавриловича. Должностные лица с радостью откликнулись на предложение влиятельного барина, так как погрязли в коррупции и мечтали только о наживе. Суд вынес вердикт, шокирующий Дубровского: родовое имение, Кистеневку, у него отняли. Несправедливое решение сломило старого барина, Андрей Гаврилович заболел и вскоре умер. В наше время Троекурова можно было призвать к ответу за доведение до смерти, но в то далекое время их поступок так и остался безнаказанным. Никто бы даже не осмелился вызвать в суд самого Кирилу Петровича Троекурова. Хотя по всем признакам он, несомненно, совершил преступление и просто должен был понести наказание за содеянное, хотя бы за подкуп чиновников. Таким образом, подводя итог сказанному выше, мы можем сделать вывод, что преступление — это деяние, нарушающее право людей, приводящее к материальному или моральному ущербу, а также оказывающее существенное давление на общество. Такой проступок опасен еще и тем, что может стать примером для подражания. Наказание и предание огласке должно существенно снизить этот риск. Люди должны знать провинившихся, чтобы не попасть под их влияние, не стать новой жертвой, защитить себя и своих близких.
4. Для чего человеку нужна совесть?
Совесть — нравственный ориентир, позволяющий человеку видеть границу между хорошим и плохим. Она помогает распознать совершенную ошибку и вовремя ее исправить. Без нее люди бы не стремились к нравственному самосовершенствованию, а, значит, мир бы уничтожил самого себя. Многие литературные произведения становятся подтверждением высказанной мысли. К примеру, главный герой романа «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского, Родион Раскольников, совершил преступление, но смог встать на путь исправления благодаря совести, ее постоянным уколам. Угнетенный своим бедственным положением студент вывел теорию, по которой всех людей делил на тех, кто имеет право, и тех, кто может лишь подчиняться. Первые, в понимании Раскольникова, могут проливать кровь, если это потребуется для достижения цели. Родин хотел доказать, что «имеет право» и отправился убивать старуху-процентщицу. Четко спланированное преступление дало сбой, поэтому пришлось лишить жизни еще и свидетельницу, сестру Лизавету. Совершив двойное убийство, герой не ощутил того радостного подъема, о котором грезил. Скорее, наоборот, он изводил себя, корил себя, находился в постоянном напряжении и буквально сходил с ума. В глубине души Раскольников чувствовал свою вину и раскаивался. Совесть вынесла приговор герою гораздо раньше, чем это сделал суд. Прислушавшись к мнению Сони, Родион сознался в содеянном и отправился на каторгу. Именно там он пришел к Богу, открыл свою душу навстречу чувствам, познал надежду. Совесть стала для героя тем спасительным кругом, который не дал ему утонуть в пучине своей порочности. В пьесе «Гроза» Александр Николаевич Островский также обращается к теме совести. Автор рисует образ честной молодой женщины, погрязшей под гнетом тирании и необоснованных ежедневных упреков. Катерина не может мириться с обстоятельствами, в которых она оказалась, выйдя замуж. Героиня понимает, что ее жизнь загублена. Сердце молодой женщины ждет любви, тепла и ласки, но деспотичная свекровь управляет всеми в доме, лишая Тихона, своего сына и мужа Катерины, возможности жить так, как ему хочется. Заступиться за жену он также не может, боится пойти против матери. Да и выше любви он ценит собственный комфорт и при удобном случае сбегает из дома. Поэтому нам совершенно не хочется обвинять Катерину, которая откликнулась на зов сердца и изменила мужу, полюбив Бориса. Но героиня не могла жить в грехе. Ее мучила совесть. Она изводила себя и не видела другого выхода, кроме как признаться во всем мужу. Не могла Катерина стать такой лживой и порочной, как окружающие ее люди, как семья Кабановых, поэтому женщина при всем честном народе призналась в содеянном.
Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что совесть помогает в развитии личности, она заставляет разобраться в себе, определить, какие поступки хорошие, а какие плохие. Совесть способствует искоренению порока, направляет на правильный путь. Благодаря ей человек становится чище, опытнее и мудрее.
5. За какие поступки человеку бывает стыдно?
Все мы хотя бы однажды в своей жизни совершали поступки, за которые было стыдно. Но ведь никто не застрахован от ошибок. Главное, как их исправить и хочет ли человек это делать. Литература знает множество примеров таких поступков, которые вызывают стыд. Обратимся к художественным произведениям.
В качестве первого примера возьмем роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Наиболее яркий эпизод, связанный с темой нашего сочинения, — тот момент, когда Николай Ростов проигрывает в карты крупную сумму денег, а ведь семья испытывает затрудненное материальное положение. Молодой человек прекрасно воспитан, он живет, руководствуясь нравственными ориентирами, ему знакомо понятие «мораль». Именно поэтому Ростову стыдно за свой поступок. В его душе борются два чувства: совесть и страх. Николай хочет сохранить свой проигрыш в тайне, но искренние и добрые побуждения в его душе берут верх: он признается родителям. Молодому человеку, действительно, стыдно, он осознает, насколько серьезную ошибку допустил. Мы четко понимаем это, видя, как растрогала Николая игра сестры на фортепиано. Музыка пробуждает в душе Ростова все те нравственные принципы, по которым он строит свою жизнь. Зачарованный звуками молодой человек вспоминает детство, семью, его душа наполняется теплыми чувствами. И совесть колет еще больнее. Под ее давлением он признается отцу. И это единственно верный выход из сложившейся ситуации. Отношения с родными налажены. Николай же снял груз со своей души. А вот в повести Александра Ивановича Кузьмина «Гранатовый браслет» главному герою стыдно не за поступки, а за чувства. Молодой человек по фамилии Желтков тайно и безнадежно влюблен в княгиню Веру Шеину. Он пишет ей письма, посылает открытки в праздничные дни: под Новый год, на Пасху и в день ее имени. И вот однажды осмеливается подарить подарок — фамильную драгоценность. Этот поступок разозлил окружение Веры, брат и муж решили призвать несчастного возлюбленного к ответу. Желтков, робкий и скромный молодой человек, в разговоре с князем Василием Шеиным и братом Веры, Николаем Николаевичем, теряется и не знает, что сказать, чтобы себя оправдать. Желтков не может жить без этих чувств. Они его отрада и надежда. Молодой человек не хотел навредить Вере, он лишь хотел сделать ей приятное, и даже не задумывался, как может быть расценен его подарок. Чтобы искупить все годы преследования, Желтков завершает жизнь самоубийством. Нет, он не винит княгиню, просто жизни без нее не представляет. Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что у каждого в жизни бывали моменты, в которые приходилось испытывать чувство стыда. Любой человек может совершить ошибку. Важно ее исправить, тем самым успокоив совесть, разъедающую изнутри. Ошибки не страшны сами по себе. Страшнее то, как человек к ним относится, делает ли выводы, становится ли на путь исправления. Ошибки — это опыт. И если нам стыдно за какие-то поступки, значит, у нас есть совесть, а это уже хорошо.
6. Почему нельзя преступать нравственный закон?
В современном мире остро стоит вопрос нарушения моральных принципов и устоев. Молодежь, не задумываясь о последствиях, преступает закон, зачастую даже считает себя имеющей право лишить жизни другого человека. Это недопустимо. Человек не может уподобиться Богу. Не он дал жизнь — не он может ее отбирать. Об этом рассуждали и многие авторы на страницах своих произведений.
Обратимся к известному роману Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой этого произведения, бедный студент, Родион Раскольников, убивает старуху-процентщицу, Алену Ивановну и ее сестру Лизавету. Молодой человек решается на убийство ради подтверждения собственной теории, а также для получения наживы. Разве мелочные желания способны оправдать убийство двух ни в чем не повинных старушек? Какая мораль способна оправдать это преступление? Раскольников четко планирует убийство, даже ни секунды не допуская мысли, что это деяние не приемлемо. Но ведь Алена Ивановна, какой бы уж она ни была по характеру и образу жизни, не виновата в том, что Родион терпит лишения, не имеет возможности учиться и живет в грязной неуютной каморке. В этом, по сути, не виноват никто, так сложились обстоятельства. Родион не хотел давать уроки и зарабатывать себе на жизнь, он предпочел убить. Но есть моральный запрет на преступление, существуют всеобщие моральные рамки, которые нельзя преступать, поэтому делать этого было ни в коем случае нельзя. Человек не вправе вершить чьи-то судьбы. Родион наказан, он наказан сам себя и тихо сходит с ума. Придя к богу, герой встает на путь спасения. Но крест этот придется нести ему до конца своих дней.
Но не всегда нарушение нравственных законов связано с преступлением. Деспотичное отношение тоже можно причислить к неправомерным деяниям. На эту тему рассуждает автор пьесы «Гроза», Александр Николаевич Островский. Жестокая и своенравная Кабаниха изводит сноху постоянными безосновательными упреками. Катерина, выросшая в любви и ласке, молча терпит такое отношение, не видя поддержки и защиты даже со стороны мужа. Тихон не перечит матери и при любом удобном случае сбегает из дома. Жестокое обращение приводит к тому, что Катерина решается на измену, а после и вовсе заканчивает жизнь самоубийством. Кабаниха перешла все мыслимые и немыслимые границы, забыла о простом человеческом отношении, и вот к чему это привело. Нравственный закон для всех один. И даже сильные мира сего должны жить, руководствуясь им.
Подводя итог сказанному выше, мы можем сделать вывод о том, что человек должен придерживаться нравственных и моральных устоев. Преступив их единожды, ты уже не сможешь жить, как прежде. Этот проступок будет лежать на тебе тяжким бременем. И даже если получишь прощение, сам себя простить не сможешь. Совесть будет разъедать изнутри, не давая покоя. Лишь только совершенно безнравственные люди смогут заглушить ее голос и жить дальше. Нравственный закон один для всех, и мы должны его придерживаться.
7. Какого человека можно назвать опасным для общества?
Наше общество разнообразно: порой судьба сводит нас с такими интересными людьми, с которыми хочется встречаться снова и снова, а иногда попадаются такие люди, с которыми даже иметь дело неприятно. Последние своими поступками или рассуждениями отталкивают от себя, заставляют задуматься о том, какую опасность они несут для общества. Сегодня в рамках этого сочинения мы порассуждаем о том, какого человека следует считать опасным. Литература предлагает нам несколько примеров, обратимся к ней.
В качестве первого литературного примера возьмем роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». В нем нас интересует главный герой, Григорий Александрович Печорин. Молодой человек дворянского происхождения обладает глубоким умом, смелый и находчивый, все же его характер слишком противоречив и неоднозначен. Печорин ставит перед собой цели, уверенно идет к ним, но когда достигает желаемого, разочаровывается и теряет интерес. Григорий Александрович неуважительно относится к окружающим, хотя и сам это прекрасно понимает, потому что постоянно занимается самоанализом, но никак не стремится что-то изменить в себе. Герой снова и снова причиняет людям страдания. К Бэле и Мери Печорин не испытывает никаких чувств, хотя и добивается их расположения, да только все это лишь для того, чтобы развеять скуку. Такие люди, которые ради самоутверждения, переступают через людей и ломают их судьбы, очень опасны для общества.
Пример другого героя, опасного и неприятного, мы находим в романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского. Автор в красках изображает теорию студента Родиона Раскольникова, по которой все люди делятся на обыкновенных и необыкновенных. Вторым разрешается совершать преступления, они имеют на это моральное право, первые же являются для них лишь жертвами. Эта теория не входит ни в какие рамки, она попросту бесчеловечна. И автор дает яркий пример воплощения этой теории в одном из героев романа — Свидригайлове. Аркадий Иванович непристойно ведет себя с Дуней. Но это далеко не самая неприятная сторона его натуры. Свидригайлов подозревается в убийстве собственной жены. Такой человек, не имеющий прочных моральных принципов, безусловно, опасен. Но он, мучимый укорами совести, заканчивает жизнь самоубийством, избавляя общество от себя. Хотя казалось, что ему совершенно не знакомо раскаяние.
Подводя итог сказанному выше, мы можем сделать вывод, что люди, относящиеся к окружающим без уважения, использующие их в достижении собственных целей, являются опасными представителями общества. Свои интересы и свой комфорт они ставят выше всего на свете. В литературных произведениях судьбы таких людей, как Григорий Александрович Печорин и Аркадий Иванович Свидригайлов, складываются драматически. Они наказывают себя сами. Они не могут жить в ладу с самими собой. Нам же остается лишь меньше контактировать с подобными людьми, тогда все будет хорошо и спокойно, никакого вреда нам они точно не принесут.
8. Какие границы переступать нельзя?
Человек живет, руководствуясь нравственными принципами и моральными устоями. Это те границы, которые ставит общество и он сам. И именно их он не имеет права переступать. Выходя за рамки дозволенного, мы совершаем преступление, которое неминуемо будет наказано. На эту тему размышляли многие писатели на страницах литературных произведений.
В качестве первого примера возьмем роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой этого произведения, бедный студент Родион Раскольников под гнетом обстоятельств совершает преступление, к которому долго и тщательно готовился. Молодой человек идет на этот шаг с целью доказать теорию об обыкновенных и необыкновенных людях. Себя он относит к числу последних и считает, что имеет право на убийство. Совершив задуманное, Родион переходит границы морали, нарушает все запреты. Герой не получает никакого удовлетворения, он даже не пользуется теми деньгами, которые украл из квартиры старухи-процентщицы. Родион обрекает себя на тихое сумасшествие, ведь совесть буквально разъедает его изнутри. Измучившись, он в конечном итоге признается в том, что совершил и несет заслуженное наказание. Раскольников пошел против общества, против тех нравственных законов, которые в нем приняты, и был наказан.
Еще с одним героем, позволяющим себе перейти границы морали, знакомит нас Максим Горький в своем рассказе «Челкаш». Главный герой, вор, занимается контрабандой, постоянно странствует по свету. Но его моральные принципы тверды, чего не скажешь о крестьянине Гавриле. Простой и добродушный с виду парень соглашается участвовать в деле, чтобы заработать на свадьбу. Гаврила мечтает соединиться узами брака с любимой девушкой и, чтобы уважить меркантильного тестя, отправляется на заработки в город. Гаврила чуть струсил настолько, что чуть не сорвал операцию, он доставил Челкашу больше беспокойства, чем помощи, но все же вор сдержал данное слово и отдал парню его долю. Гавриле этого показалось мало, и он решил убить Челкаша, кому нужен вор, пропащий человек, никто и не заметит, что его не стало. Ради наживы герой предал все, что было для него свято, перешел на сторону зла, переступил эту границу. А разве стоят эти деньги жизни человека, пусть вора, но человека? Разве стоят они такого тяжкого груза, который теперь придется всю жизнь нести Гавриле? Этот вопрос даже не требует ответа.
Таким образом, подводя итог сказанному выше, мы можем сделать вывод о том, что жить нужно в соответствии с моральными принципами и нравственными законами. Их нельзя преступать, иначе, оказавшись по другую сторону, уже будет невозможно вернуться обратно. Человек, порой не задумываясь о последствиях, совершает бесчеловечные поступки, а ведь мораль для всех одна. Не следует ставить себя выше других и нарушать те правила, которые придуманы давным-давно, придуманы не нами. Только живя в согласии с нравственными законами, можно обрести гармонию с обществом и с самим собой. И остаться в границах дозволенного.
9. Как вы понимаете слова Аристотеля: «Не способный к раскаянию неисцелим»
Я полностью согласен с высказыванием Аристотеля «Не способный к раскаянию неисцелим». Каждый из нас совершает ошибки, и это нормально. Но их нужно принимать, раскаиваться в содеянном и исправлять. В полной мере искупить свою вину может только тот человек, который искренне сожалеет о своем проступке. Умение раскаиваться — важная составляющая нашей жизни. Те, кто не захотели или не смогли принять своей ошибки, будут всю жизнь к ней возвращаться, не смогут вырвать ее из мыслей и сердца. Эту мысль подтверждают и литературные произведения.
Так, в романе Федора Михайловича Достоевского способность главного героя, Родиона Раскольникова, к раскаянию позволила молодому человеку искупить свою вину и обрести счастье. Студент преступил нравственный закон и совершил тяжкое преступление — убийство. Оправдания такому поступку нет и быть не может. И даже бедственное положение Родина не снимет с него вины, ведь в первую очередь, он шел на этот шаг, чтобы проверить теорию, а деньгами, украденными у старухи-процентщицы, даже не воспользовался. После убийства Раскольников отдалился от близких людей, врал на допросах, пытаясь отвести от себя подозрения. Но совесть изводила молодого человека. Он боялся, что кто-то узнает его секрет и хотел все рассказать, чтобы облегчить душу. Родион усомнился в правильности своего поступка, в том, насколько имел на это право. Не выдержав мук совести, молодой человек делится с тем, кто стал другом в это непростое для него время, — с Соней Мармеладовой. Эта девушка спасла героя, подтолкнула его к Богу, к раскаянию. Родион встал на путь исправления, так как понял, что именно он единственно верный. Раскаяние буквально излечило героя, ему стало легче, он перестал изводить себя.
Но классическая литература знает и другие, прямо противоположные примеры. Главный герой известного романа «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова, Григорий Александрович Печорин, не признал своих ошибок, не смог понять, что относится к окружающим с презрением и неуважительно. На мой взгляд, именно по этой причине он так и не нашел себя в жизни и не обрел счастье. Возможно, в глубине души герой и понимает, что сломал жизни двум влюбленным в него девушкам, но не хочет этого признавать. Удивителен тот факт, что Печорину, смелому и отважному человеку, не хватает решимости признаться в ошибках и встать на путь исправления. И до конца своих дней Григорий Александрович остается черствым, замыкается в себе, не желает себе помогать.
Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что раскаяние значит для человека куда больше, чем те ошибки, которые он допустил. Это и логично: раскаявшись, человек признает, что оступился, и стремится исправить ситуацию. В дальнейшем такие люди сто раз подумают, прежде чем решиться на какой-то не очень благородный поступок. Те же, кто не признают проступков, страдают всю жизнь, не находят спокойствия, мечутся, при этом продолжают причинять вред и себе, и окружающим людям.
10. Как вы понимаете слова Р. Раскольникова: «Я ведь не старушонку убил, я себя убил!»
Фраза «Я ведь не старушонку убил, я себя убил» из знаменитого романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» известна многим. В чем же ее смысл? Что хочет этим сказать герой? Будем разбираться.
Итак, фраза, обозначенная во вступлении нашего сочинения, принадлежит главному герою романа, Родиону Раскольникову, студенту, живущему в настоящей нищете и из-за этого не сумевшему окончить курс юридического факультета. В чем же трагедия этого героя? Все дело в том, что молодой человек возомнил себя выше Бога и посчитал, что имеет право убивать людей. Он даже разработал свою теорию, по которой делил всех людей на две категории: «право имеющие» и «твари дрожащие».
Чтобы доказать свои умозаключения, Родион решился на убийство старухи-процентщицы, Алены Ивановны. Таким образом он хотел к тому же еще и решить все свои проблемы. Но тщательно спланированное преступление было сорвано: молодой человек убил еще и сестру старухи Лизавету, которая не вовремя вернулась домой. Жестокое двойное убийство заставило героя усомниться в том, что он имеет право. Его настолько мучили уколы совести, что он не мог ни спать, ни есть, ни хоть с кем-то общаться. Молодой человек попросту сходил с ума. Так кого же он все-таки убил? Я считаю, что Раскольников таким страшным поступком убил себя, загубил свою душу. Это убийство навсегда изменило его. Пережить жестокость того, что он совершил, было слишком тяжело.
Этой фразой Родион Раскольников подчеркивает мысль автора о том, что наказание, в первую очередь, должно быть духовным. Молодой человек убил в себе и того человека, который бредил безумной идеей о пролитии крови ради высшей цели, и того, который был скромен и тих, любил мать и сестру, заводил знакомства, дружил. Раскольников погубил себя.
Подобная тема затрагивается и в другом произведении русской литературы. И фраза, сказанная главным героем романа «Преступление и наказание» подходит и к нему. Речь идет о рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». Главный герой этого творения, дворник Герасим, убивает свою любимую собачку по приказанию своевольной и деспотичной барыни. Мужчина не мог представить своей жизни без Муму, она была самым близким и родным существом, ждала дома его возвращения. Утопить ее — жестокое приказание, но Герасим не мог ослушаться, не имел на это права. Лишив жизни свою питомицу, он будто убил себя. Гораздо легче было бы дворнику, если бы он себе набросил камень на шею и пошел на дно. Теперь с этим грузом ему придется жить до конца своих дней. Его душа умерла вместе с Муму.
Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что смысл фразы «Я ведь себя убил, а не старушонку», сказанной главным героем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родионом Раскольниковым заключается в следующем: человек убивает в себе душу, совершая безнравственный и жестокий поступок. Он становится совершенно другим, и к прежнему возврата нет. Что бы ни толкнуло героя на преступление, итог один — загубленная душа.
Вам будет интересно:
Официальные темы итогового сочинения
* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР