Преступление является крайней и раскаленной добела формой бесчувственности сочинение

Наверх полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам тезисы наибольший соблазн преступления заключается

Наверх

Тезисы

  • Наибольший соблазн преступления заключается в расчете на безнаказанность. (Цицерон)

  • Одни преступления открывают путь другим. (Сенека)

  • Если бедность — мать преступлений, то недалекий ум — их отец. (Жан де Лабрюйер)

  • Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны. (Вольтер)

  • В беду падают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням. (Александр Александрович Бестужев-Марлинский)

  • Есть минуты, когда люди любят преступление. (Ф.М. Достоевский)

  • Всегда рост преступлений против собственности дает нам возможность говорить о росте нужды населения, а рост преступлений против жизни — о росте его нравственной одичалости. (Вильгельм Виндельбанд)

  • Сетования осужденных на то, что они предопределены к греховности, имеют такое же основание, как могли бы иметь жалобы животных на то, что Бог не создал их людьми. (Макс Вебер)

  • Преступление является крайней и раскаленной добела формой бесчувственности. (Морис Бланшо)

  • Конечно, не нужно было Революции, чтобы мир узнал, что крайнее неравенство имуществ есть источник многих бед и многих преступлений. (М. Робеспьер)

Аргументы

  1. М. Горький, «На дне». Главный мотив преступлений — это крайняя нужда людей. Данный факт подтверждается примером из пьесы «На дне». Лука рассказал обитателям ночлежки притчу о двух ворах. Будучи охранником дачи инженера под Томском, герой услышал, как кто-то вламывается в окно. Он поспешил туда и застал двух беглых каторжников. Они уже грабили дачу, как вдруг на их пути возник Лука с ружьем. Под дулом оружия охранник заставил воров пороть друг друга, чтобы они усвоили его науку. А потом они разговорились, и Лука выяснил, что путники были всего лишь голодны, но никто не давал им хлеба, поэтому они пошли грабить дом. Как только Лука накормил их, они стали ему помогать и прожили с ним до весны. Этот пример учит нас тому, что многие преступники ведомы только нищетой и голодом, а вовсе не своими пороками.
  2. М. Горький, «Старуха Изергиль». Порой люди совершают преступление, потому что не видят в нем ничего предосудительного. По их мнению, им дозволено вести себя так и попирать чужие права. Таким высокомерием был одержим Ларра. Он был сыном гордого орла и воспитывался вдали от селений. Когда его отец погиб, юноша пришел в племя, из которого была похищена его мать. Но герой не принял человеческих законов и не адаптировался в обществе. В ответ на отказ девушки принадлежать ему он просто ее убил. Ларра искренне недоумевал, за что его связали и избили. Ведь, на его взгляд, он имел право брать все, что ему приглянулось, потому что он сильный. Никто не смог объяснить ему греховность этого суждения. И люди приняли решение изгнать его навечно. Мотивы Ларры обусловлены гордыней и эгоизмом. Такие преступники считают себя лучше других и идут на правонарушение сознательно, так как не видят проблемы в нарушении закона. Им по умолчанию все позволено.
  3. Д. Лондон, «Любовь к жизни». Порой люди нарушают закон, потому что у них нет твердых моральных канонов. Именно такая причина заставила Билла бросить своего напарника погибать. Оба золотоискателя заблудились и оказались посреди снежной пустыни без достаточного количества припасов. И Билл решил оставить друга на произвол судьбы, когда тот ушиб ногу. Этот жестокий поступок был обусловлен безнравственностью героя. Впоследствии его друг выжил и нашел труп Билла. Герой пришел к заключению, что предатель сам погиб, потому что не выбросил даже половины золота, которое отнимало у него силы своим весом. Жадность, эгоизм, алчность — эти качества заставили Билла обречь напарника на смерть и обмануть его доверие.
  4. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Мы часто осуждаем преступников, но забываем, что многими из них движет обычная жажда жизни, которую душит нищета. Именно такую ситуацию мы наблюдаем в главе «Тамань». Ундина и Янко нарушают закон, занимаются контрабандой, но почему? Вовсе не из дурных наклонностей. Уже в начале главы автор заостряет внимание на описании бедного края, где все жилье дышит на ладан от ветхости и того гляди рухнет. Местные жители были очень бедны. Работы и инфраструктуры не было, а значит, положение было отчаянным. Поэтому вовсе не удивительно, что молодая девушка и ее спутник начали зарабатывать «как придется». У них не было иного выбора. На иждивении у пары были мать Ундины и слепой мальчик, которые помогали героям в незаконном промысле. Все они стали преступниками из-за бедности и нужды.
  5. В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Почему люди совершают преступления? Причина заключается в том, что многие из них пребывают в нищете и не получают поддержки от государства даже в самом юном возрасте, когда не могут заработать на хлеб сами. Такую ситуацию мы наблюдаем в повести Короленко. Валек — сирота, не имеющий даже дома. Он скитается по стране с такими же бродягами, как он сам. Ему не остается ничего другого, кроме воровства. Мальчик не может устроиться на работу, а подаяний не хватает даже на еду. Что ему еще остается делать? Только красть, чтобы выжить и обеспечить сестру. Государство должно было бы помочь ему, но никакой социальной поддержки сирота не получает. Его будущее уже определено происхождением: он продолжит воровать, потому что ничего другого не умеет. Такова история многих преступников, которых на грех толкает нужда.
  6. А.С. Пушкин, «Дубровский». Если закон не работает, а бесправие превращается в норму, люди становятся преступниками, чтобы хоть как-то защитить себя от произвола. В этом мы убеждаемся, глядя на историю Владимира Дубровского. Юноша лишился дома и всего наследства из-за незаконных притязаний Троекурова. Влиятельный сосед подкупил чиновников и отнял Кистеневку. Что оставалось делать Владимиру? Он решил мстить. Продажные судьи не могли встать на его защиту и вернуть утраченное. Будущее юноши было перечеркнуто прихотью богача. Да и никто не мог бы повернуть время вспять и спасти отца Владимира, который умер от огорчения. Поэтому его сын стал грабителем на большой дороге, чтобы наказать тех, кто купил правосудие. Его выбор сложно осуждать, ведь когда закон идет против людей, он теряет свое значение, и понятие «преступление» обесценивается. Совсем не ясно, кто в конфликте Дубровского и Троекурова прав, а кто виноват.
  7. А.Н. Островский, «Гроза». Порой люди совершают преступление из-за полной уверенности в своей безнаказанности и ради выгоды. Они понимают, что им ничего не будет за это, и хотя свернуть на кривую дорожку, чтобы получить желаемое побыстрее и даром. Именно такими мотивами руководствовался Дикой, когда обворовывал своего племянника и не платил работникам жалование. Купец понимал, что ему никто не помешает обмануть других людей и сэкономить на фонде труда. Он не отдавал Борису его законное наследство и шантажировал его им, наслаждаясь тем, что юноша ничего не мог поделать и выполнял все прихоти дяди. Сестра Бориса тоже оставалась без обеспечения в случае его неповиновения, так что дядя мог манипулировать племянником бесконечно. Зачем быть честным, когда можно получить выгоду за счет лжи и без негативных последствий? Дикой не имел совести и чести, ему ничего не препятствовало. Поэтому он годами эксплуатировал людей и мошенничал. Безнаказанность и алчность стали его главными советниками в противоправных делах.
  8. Н.С. Лесков, «Леди Макбет Мценского уезда». Иногда люди совершают преступления под влиянием сильной страсти. Именно такой мотив вдохновил Катерину Львовну на череду убийств. Женщина влюбилась в приказчика Сергея, ведь в семье не чувствовала поддержки и внимания. Свекр и муж обвиняли ее в бесплодии, хотя болен был именно грузный и немолодой Зиновий. Естественно, никакого уважения она не ощущала по отношению к этим людям. Более того, она была одинока и несчастна. И эта большая страсть стала в ее пустой жизни единственным смыслом. Поэтому она пошла на убийство тех, кто мешал ей быть счастливой. В финале она даже подняла руку на ребенка, ставшего наследником покойного мужа. А после измены Сергея Катерина обезумела и убила его любовницу Сонетку. Причина ее грехопадения — это жгучая и неуемная страсть к мужчине, которая лишила ее разума и нравственности.
  9. Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Месть становится причиной самых кровопролитных и жестоких преступлений. Это доказывает пример из повести Гоголя. Тарас Бульба после смерти Остапа обезумел от ярости и боли. Он прошел огнем и мечом по польским деревням, которые некому было защитить. На казаков уже никто не нападал, а они продолжали бессмысленную и беспощадную бойню, потому что не могли смириться с поражением и потерями. Тарас лично отрезал женщинам груди, убивал младенцев и сжигал людей в домах. Он озлобился и вел себя хуже зверя в порыве мести. Он убил и замучил сотни невиновных поляков, которые даже не могли с ним бороться. И все эти ужасные поступки не могли утолить эту жажду крови. Только казнь положила конец этим набегам, которые были обусловлены мстительным чувством атамана и его сподвижников.
  10. М. Горький, «Челкаш». Алчность является самым распространенным мотивом для преступника. Это подтверждает пример из рассказа Горького. Гаврила пришел в город на заработки, чтобы накопить капиталец и выгодно жениться у себя в деревне. Его соблазняют легкие деньги, предложенные портовым вором. Гаврила помогает ему разгрузить контрабандное судно. В деле крестьянин боялся и был обузой, но Челкаш все равно дал ему вознаграждение. Однако Гаврилу обуяла жадность. Увидев большие деньги в руках одинокого и безоружного человека, он напал на него со спины и едва не убил. По мнению героя, Челкаш все равно никому не нужен, а значит, от него можно избавиться, и против никто не будет. Но вор постоял за себя, а Гаврила устыдился своего намерения. Этот пример доказывает, что алчность может подтолкнуть на преступление даже самого благополучного человека.
  11. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Очень часто люди совершают преступления в смутное время, когда закон теряет свою власть. В состоянии паники толпой легко манипулировать, и многие недобросовестные люди этим пользовались. Такой эпизод описал Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Губернатор Москвы Ростопчин очень долго не отдавал распоряжения об эвакуации Москвы, и озверевшая толпа окружила его особняк, чтобы призвать чиновника к ответу. Герой понимал, что народный гнев за капитуляцию города нужно на кого-то выместить. И он выдал толпе невиновного человека, который всего лишь перевел прокламацию Наполеона и был за это задержан накануне. И взбешенные люди растерзали Михаила Верещагина, которого Ростопчин назвал человеком, погубившим Москву. Это преступление было совершено под влиянием паники и стадного инстинкта, когда никто и ни за что не отвечает, что еще больше подстегивает толпу.
  12. А.Н. Островский, «Бесприданница». Нередко люди совершают преступление в состоянии эмоционального потрясения. Под его влиянием Карандышев убивает свою невесту Ларису, которая ему изменила с Паратовым. Юлий Капитонович знал, что Лариса не любит его, но не упустил шанса побахвалиться ее согласием перед знатными лицами города. И в результате гости подпоили наивного хозяина развлечения ради, а Паратов увез с собой Ларису, которая до сих пор мечтала только о нем. Пока жених опомнился, «Ласточка» уже уплыла. А он, не помня себя, взял пистолет и решил отомстить за свой позор любой ценой. Очутившись на корабле, когда все уже было кончено, он получил от Ларисы окончательный отказ. Она больше не хотела выходить замуж и пребывала в отчаянии, узнав о помолвке Паратова. Ожесточенный и обманутый Карандышев в исступлении выстрелил в свою возлюбленную и убил ее. Это преступление произошло потому, что герой находился в состоянии аффекта и не отдавал себе отчета в том, что происходит.

Наверх

Тезисы

  1. Преступна спешка в умозаключениях. (Публилий Сир)

  2. Задуманное, хотя и не осуществленное преступление, есть все же преступление. (Сенека)

  3. Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие. (Конфуций)

  4. Является преступлением, когда один человек строит козни другому. (Юстиниан)

  5. Самое невинное занятие люди могут сделать преступлением. (Мольер)

  6. Самое возмутительное преступление — это злоупотребление доверием друга. (Генрик Ибсен)

  7. Преступление является крайней и раскаленной добела формой бесчувственности. (Морис Бланшо)

  8. В обществе, где виновен каждый, единственное преступление — быть пойманным. В мире воров единственный смертный грех — это глупость.“ (Хантер Томпсон)

  9. Совершить ошибку — значит, испытать неудачу, достойную сожаления, но знать истину и не следовать ей — преступление.“ (Джузеппе Мадзини)

  10. Послушание несправедливым приказам есть преступление. (Вольтер)

Аргументы

  1. А.Н. Островский, «Гроза». Преступление не всегда ограничивается рамками закона. Порой действия человека преступны по своей сути, но не попадают под известные ограничения, потому что система права еще не развилась до такой степени. Именно такую ситуацию мы видим в пьесе «Гроза». Кабаниха своей травлей доводит невестку до суицида: несчастная Катерина, признавшаяся в адюльтере, подвергается унижению и даже избиениям. Марфа Игнатьевна настаивает, чтобы сын бил ее и поддерживал эту атмосферу гнета. Так Кабаниха «наказывала» Катерину за непослушание и измену, но эти действия привели к трагическому исходу. Не получив прощения и христианского милосердия от верующих родственников, Катерина впала в отчаяние и наложила на себя руки. Сегодня доведение человека до суицида наказывается по закону, но тогда герои, виновные в гибели Катерины, наказания избежали, хотя совершили настоящее преступление.
  2. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Бытует мнение, что война обнуляет счета преступников и позволяет людям вести себя так, как требует того «военное время». Однако их действия не перестают быть преступными, то есть разрушительными для общества и противоправными для личности. Например, Алексей Швабрин, прикрываясь бунтом, шантажирует и удерживает против воли Марью Миронову. Пока в крепости царит неразбериха новой власти, Алексей присваивает себе право распоряжаться чужими судьбами. Чтобы добиться от Марьи взаимности, герой дает ей только хлеб и воду и заточает ее в полноценную тюрьму. Он угрожает ей, что выдаст тайну ее происхождения и обречет ее на позор и смерть в руках мятежников. Марья не сдается и терпит жестокое отношение, пока ее не освобождает Петр. Но поведение Швабрина очень не нравится Пугачеву. Он обещает ему, что в случае малейшей провинности казнит его без колебаний. Поступок Алексея даже в условиях крестьянской войны оценивается однозначно: герой виноват в преступлении, и в финале он поплатился за него.
  3. М. Горький, «Старуха Изергиль». «Незнание закона не освобождает от ответственности» — это правило заставляет задуматься каждого человека, который не знает, что можно считать преступлением. Порой мы, находясь на чужбине, действительно не понимаем местных порядков, однако их выполнение все равно должно быть неукоснительным. В этом мы убеждаемся на примере Ларры. Герой пришел в племя людей впервые. До этого он жил с отцом — гордым орлом, который обитал в горах. После его смерти он вернулся на родину матери вместе с нею. Но среди людей он так и не понял, как себя вести. И Ларра убил девушку, потому что она отказалась принадлежать ему. Его поступок — это преступление по меркам его соплеменников. Однако сам герой искренне удивился, что ему нельзя было брать силой любую женщину. Орел жил по другим законам. И все же Ларра ответил за свое деяние по всей строгости человеческого суда, потому что преступлением можно считать все то, что идет вразрез с правилами жизни, установленными в обществе. То, что мы об этом не знаем, ни на что не влияет.
  4. А.И. Куприн, «Олеся». Порой люди оправдывают свое злодеяния религиозными или иными чувствами, которые якобы священны, а значит, допускают любое правонарушение во славу свою. Именно так произошло в повести Куприна. Жители Полесья избили «колдунью» Олесю, которая пришла в церковь, чтобы примкнуть к истинной вере. Однако прихожане враждебно отнеслись к этому естественному желанию. Они считали девушку ведьмой и едва не убили ее, пытаясь вымазать дегтем и совершить другие малопонятные обряды. Олеся стала жертвой преступления, но ее гонители никогда не признают вины, потому что их ужасное поведение всегда оправдает религиозное рвение. Из-за суеверий люди забыли, чему на самом деле учит их вера, и сделали то, что выходит за рамки законов государства и морали. Насилие против человека — это всегда преступление, и его никак нельзя объяснить и замаскировать.
  5. А.И. Куприн, «Яма». Порой преступление не запечатлено в нормативных актах, но это вовсе не значит, что его нет. Если поступок или бездействие ведут к разрушительным и аморальным последствиям, значит, они являются запретными и греховными. Это доказывает пример, описанный Куприным. Женю в публичный дом отдала родная мать. Девочке едва исполнилось 9 лет. Она никак не могла защитить себя и отказаться от унизительного ремесла. Ее насиловали годами, пока она не смирилась и не приняла свое положение. Что вынудило ту женщину так поступить с собственным ребенком? Бедность. Она продала девочку и получила шанс выжить. Тогда ее действия не влекли за собой уголовную ответственность. Однако это не значит, что они перестали быть преступными. Героиня стала соучастницей тех педофилов, которые растлили ребенка.
  6. М. Горький, «На дне». Преступлением считается не только поступок, но и намерение. Если человек организовал убийство, он будет отвечать по закону наравне с исполнителями злодеяния. Именно так произошло в пьесе «На дне». Василиса запланировала убийство собственного супруга. Она хотела прибрать к рукам его бизнес и жить свободно. Ее брак с Костылевым был по расчету, а нравился ей Васька Пепел — молодой и симпатичный вор. Однако герой увлекся сестрой Василисы, чем нанес ей оскорбление. И тогда женщина стала уговаривать его избавиться от Костылева. За это она предлагала ему и разрешение на брак с сестрой, и деньги. Васька не соглашался брать на душу грех, но Василиса ловко устроила драку и подставила Пепла. Он действительно случайно убил Костылева. И тогда героиня свалила всю вину на него, а он, напротив, дал показания против нее. Они оказались в полицейском участке. Конечно, Василиса могла спастись благодаря хитрости, но все же ее участие в преступлении очевидно. Даже мотивы и планы являются правонарушением, если приводят к плохим последствиям.
  7. А.П. Чехов, «Злоумышленник». Порой человек совершает преступление, даже не имея злого умысла и понимания происходящего. Но если есть опасные последствия и факт вреда, то его деяние классифицируется как правонарушение. Доказательство мы видим в рассказе Чехова. Главный герой выкручивал гайки на железной дороге, чтобы использовать их в качестве грузил на рыбалке. По его словам, так делали все его знакомые, ведь нищета в деревне вынуждала их искать рабочие инструменты прямо под ногами. Денис был задержан и приговорен к тюремному сроку, ведь его безобидная, на первый взгляд, хитрость была причиной железнодорожных аварий, в которых гибли люди. Крестьянин не мог этого знать и не понял даже в зале суда, когда ему все объяснили. Его незнание и бедственное положение не могли стать доводами в его защиту, потому что мягкий приговор позволил бы деревенским мужикам и дальше воровать гайки, что привело бы к чудовищным последствиям для страны.
  8. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Общественное благо и социальные теории не могут переквалифицировать преступление в благородное деяние, потому что последствия правонарушения всегда негативные для людей, даже если какой-то группе они могут принести пользу. В этом мы убеждаемся, читая роман Достоевского. Родион Раскольников полагал, что может судить о вреде или пользе конкретного человека. По его мнению, ненужных членов общества можно убивать, если большинству это выгодно. Такая странная теория привела к тому, что убийство для Родиона перестало считаться притуплением, если оно имело под собой идеологическую основу. Он же не для себя грабил Алену Ивановну, а для бедных! Это же все объясняет и оправдывает! Но нет. Смерть ростовщицы и ее сестры лишь навредили обществу, ведь нищие больше не могли выменять ненужные безделушки на еду и кров. Кому от этого стало лучше? Кроме того, Родион понял, что не имел морального права решать чью-то судьбу. Такие «права» породят хаос, панику и полное обнищание общества, ведь проще грабить во имя благородного дела, чем работать. Поэтому важно помнить, что нарушение закона — это всегда преступление, каким бы благородным и справедливым оно ни казалось.
  9. М. Горький, «Макар Чудра». Предрассудки и традиции определенного этноса не могут переквалифицировать преступление в особенность родоплеменных отношений. В этом мы убеждаемся, читая рассказ М. Горького. Радда и Лойко полюбили друг друга, но были слишком горды, чтобы уступить главенство в любви. Оба мучались от страсти и не делали первый шаг навстречу, понимая, что подчиненное положение не сделает их счастливыми. Но когда Лойко согласился признать Радду главной на глазах у всего табора, он вонзил ей нож в сердце. Получается, при этом его гордость не пострадала, но он соединился с Раддой в порыве страсти. А ее отец убил Лойко, отомстив за дочь. Это, конечно, очень романтичная история, но любовь не отменяет того факта, что совершено притупление. Люди, живущие в стране, должны уважать ее законы и подчиняться им, а не своим традициям. Ведь иначе насилие становится нормой и единственным судебным орудием.
  10. А.П. Чехов, «Спать хочется». Порой преступление открывает нам глаза на еще более чудовищное злодеяние, которое стало его причиной. Например, в рассказе Чехова мы видим ситуацию, когда ужасное отношение к ребенку стало причиной его порочного поступка. Варя работала няней у бессердечных людей, которые завалили маленького ребенка работой, непосильной и для взрослого. Днем она убиралась, готовила, помогала с ребенком, а ночью неусыпно наблюдала за младенцем, который кричал постоянно и не давал девочке уснуть. Так продолжалось довольно долго, пока Варя, вконец сломленная усталостью, не задушила малыша. Это преступление было совершено в состоянии аффекта. Но его главная причина — жестокость работодателей Вари. Жестокое обращение с ребенком, пытка бессонницей — вот те преступления, которые достойны самого сурового наказания, хоть и не входили в нормативные акты того времени.

Наброски
к урокам…

Суязова
И.А.,

учитель
русского языка и литературы

МБОУ
«Каменская СОШ № 1 с УИОП»

Один рассказ и четыре
направления…

1.      Знакомство
с рассказом

Задание:
Прочитайте рассказ Натальи Львовны Ключарёвой, российской поэтессы, прозаика, журналистки.

Наталья
Ключарёва

Иван
Иваныч из Африки

Когда я перешла в эту школу, травля была уже в самом
разгаре.

Я не заметила, как он очутился в классе. Двадцать
восемь глоток орали так, что закладывало уши. Звонка, разумеется, не было
слышно.

И всё-таки через некоторое время я на своей
последней парте почуяла что-то неладное. Мои новые одноклассники продолжали
самозабвенно вопить, бегать между рядами, скакать по подоконникам.

А за учительским столом сидел печальный седой
человечек в шерстяной кофте.

Человечек глядел в стол, горбился и так глубоко
засовывал руки в карманы кофты, будто хотел спрятать туда и всё остальное
тело. Залезть в собственный карман. И отлежаться там, в тёмной вязаной норе.

Мне почему-то стало трудно дышать.

— Кто это? — спросила я соседку по парте, пучеглазую
Оленьку.

Оленька взахлёб пересказывала двум девочкам,
сидевшим впереди, какой-то сериал. Меня она услышала только после тычка
локтем. Оленька возмущённо взвизгнула и протараторила, не оборачиваясь:

— Иваныванычпоалгебре.

Пауз между словами она не делала в принципе.

Тут я увидела, что на доске появилось несколько
уравнений. Как-то сразу стало понятно, что решать уравнения на уроке алгебры
здесь не принято. Этого не делал никто, даже самые последние изгои.

Я открыла тетрадь и стала переписывать иксы и
игреки.

На человечка в кофте я не смотрела. Иксы
расплывались перед глазами, будто у меня вдруг резко испортилось зрение.
Перебирали синими ложноножками, дёргались и бесились. Как все вокруг.

Мой саботаж быстро заметили. Вопли стали стихать,
уступая место зловещим шепоткам и смешочкам. Я понимала, что нарушаю закон
своей новой стаи.

Но продолжала решать.

Почему-то было совсем не страшно.

Но вдруг я почувствовала, что надо мной кто-то
стоит. И напряглась в ожидании какой-нибудь пакости. Подняла глаза и увидела…
вязаные карманы.

Иван Иваныч развернул к себе мою тетрадку и стал в
неё изумлённо вглядываться. Увидеть уравнения он, видимо, всё равно не
ожидал. Несмотря на своё отчаянное путешествие на край класса.

Потом Иван Иваныч прошелестел:

— Bien, tres bien …

Голос был похож на грязную доску, всю в старых
меловых разводах. Такой же засохший и пыльный. Будто им пользовались крайне
редко.

 — Me comprenez-vous?

Я кивнула. Школа у
нас была с французским языком. Чего же тут не понять.

Иван Иваныч вернул мне тетрадь. Расплывшиеся синие
иксы были окружены частоколом исправлений, а внизу под резкой наклонной
чертой стояла аккуратная двойка.

Вокруг заржали. Стиснув зубы, я написала под красной
двойкой: «Работа над ошибками» — и стала переписывать уравнения.

Вдруг на тетрадь опустилась гора. Так мне показалось
в первую секунду. Но это была не гора, а зад переростка Ваганова.

 — Хочешь стать великим математиком? — пробасил он.

Вокруг глаз у Ваганова темнели круги, как у маньяка
из фильмов. А лицо блестело, будто ему на голову вылили бутылку масла.

Сердце у меня заколотилось сразу во всем теле.
Дыхание сбилось. Но я заставила себя посмотреть на Ваганова. И ответить:

— Нет. Не хочу.

— А чего же ты хоооооооооооооочешь? — протянул
Ваганов, закатив глаза, будто пел романс в филармонии.

Стая зашлась смехом. Но вскоре все замолкли и
уставились на меня в ожидании ответа.

— Я хочу, — проговорила я, еле ворочая деревянным
языком, — чтобы ты. Убрал. Свой зад. С моей тетради. Ясно?

Класс снова заржал. Но уже одобрительно. Ваганов
озирался в поисках поддержки. И тут прозвенел звонок.

 — Ладно, живи пока, — разрешил переросток.

Шли дни. Серые, холодные, как макароны в школьной
столовке. Постепенно со мной стали разговаривать. Чаще всего Оленька, просто
не способная молчать. Оленька знала всё и про всех. Она сообщила мне, что
Иван Иваныч несколько лет преподавал в Африке, в одной из бывших французских
колоний. Где и набрался «пагубных демократических замашек», как повторяла
Оленька вслед за взрослыми.

Иван Иваныч никогда не повышал голос, не заставлял,
не наказывал, не писал замечаний в дневник. Он считал это проявлением
неуважения. Наш 7 «В» счёл это проявлением слабости.

Каждый урок стая проверяла, как далеко он позволит
зайти. А Иван Иваныч только всё глубже прятал руки в карманы кофты. И они
заходили всё дальше. Так, что уже самим делалось не по себе. И ждали, когда,
ну, когда же, он наконец наорёт.

Но Иван Иваныч не орал. Иногда у него синели губы.
Он вставал и уходил, держась рукой за стену.

Разговаривал он только со мной. И всегда
по-французски.

Двойки мои по алгебре сменились тройками. Выпал
первый снег. Кончилась первая четверть.

После каникул класс привычно драл глотки в ожидании
алгебры. И вдруг дверь кабинета отлетела в стену. На пороге стояла
укротительница. Зажатая в кулаке указка казалась хлыстом. Платье переливалось
зловещими цирковыми блестками.

Она стояла так довольно долго, давая себя
рассмотреть. 7 «В» сначала перестал орать. Потом дышать. А она всё стояла и
молчала, не сводя с нас тяжёлого взгляда. Когда она наконец заговорила, это
было такое облегчение, что слова могли быть уже совершенно любыми.

– С сегодняшнего дня, – медленно произнесла она, –
на уроках алгебры будет всегда мёртвая тишина. Вот как сейчас.

И с того дня на уроках алгебры была всегда мёртвая
тишина. Иван Иваныч в школе больше не появлялся. Что с ним стало, не знала
даже Оленька. Да никто особо и не интересовался. Его постарались поскорей
забыть.

А я почему-то верю, что Иван Иваныч вернулся в свою
Африку. И говорит по-французски с толпой мультяшных негритят, как Бонифаций.
А они слушают его, раскрыв рты. В какой-нибудь школе из пальмовых листьев.

И вязаная кофта ему больше ни к чему. Ведь он
наконец-то согрелся.

2. Беседа

Общие вопросы

1. В чем смысл
названия произведения?

2. Какова тема
рассказа?

3. Что можно
сказать о главном герое?

4. Его поведение в
классе – это слабость или что-то другое?

5. Как в рассказе
назван класс? Как представлены взаимоотношения героев в рассказе?

6. Возьмите
красную шариковую ручку и подчеркните в рассказе те слова, которые
характеризуют класс. Какой вывод вы делаете о классе, о его отношении к людям?

7. Подчеркните
синей шариковой ручкой те предложения, в которых рассказывается об учителе. Вызывает
ли у вас этот жалкий старичок сострадание? Почему? А уважение? Свою точку
зрения объясните.

8. Можно ли
назвать причину, которая лежит в основе конфликта класса и учителя?

9. Какова идея
рассказа?

3. Подбор
материала к конкретным темам

Тема 1 «Как относиться к ошибкам, совершенным на жизненном
пути?»

— Подчеркните
ключевые слова в теме сочинения (КАК ОТНОСИТЬСЯ)

— Ответьте на этот
вопрос?

— Какими могут
быть ошибки?


Какие нравственные ошибки совершает класс? Найдите в тексте подтверждение вашим
мыслям.

Ошибка первая

Класс безобразно,
недопустимо, жестоко относится  к учителю

…травля
была уже в самом разгаре

Двадцать
восемь глоток орали так, что закладывало уши.

…одноклассники
продолжали самозабвенно вопить, бегать между рядами, скакать
по подоконникам.

Ошибка вторая

Одноклассники
пытаются «приручить» новенькую

Мой
саботаж быстро заметили. Вопли стали стихать, уступая место зловещим шепоткам
и смешочкам. Я понимала, что нарушаю закон своей новой стаи.

Вдруг на
тетрадь опустилась гора. Так мне показалось в первую секунду. Но это была не
гора, а зад переростка Ваганова.

Стая
зашлась смехом.

Ошибка третья

Ученики
пытаются «перевоспитать» учителя

Иван
Иваныч никогда не повышал голос, не заставлял, не наказывал, не писал
замечаний в дневник. Он считал это проявлением неуважения. Наш 7 «В» счёл
это проявлением слабости.

Каждый
урок стая проверяла, как далеко он позволит зайти. А Иван Иваныч
только всё глубже прятал руки в карманы кофты. И они заходили всё дальше.
Так, что уже самим делалось не по себе. И ждали, когда, ну, когда же, он
наконец наорёт.

После
каникул класс привычно драл глотки в ожидании алгебры.

— Можно ли эти
ошибки назвать преступлением или это просто проступки, детская шалость?

— КАК вы
ОТНОСИТЕСЬ к тем ошибкам, которые совершает класс?

— Запишите свои
мысли, оформив тезис будущего сочинения.

Тема 2 «В чём проявляется ответственность человека за совершённый
проступок?»

— Назовите
ключевые слова этой темы.  (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за ПРОСТУПОК)

— То, что делают
ученики из урока в урок, — это ПРОСТУПОК?

— Посмотрите в
словаре лексическое значение слова.

Проступок
— это противоправные, общественно-опасные, виновные деяния субъектов, которые
причинили вред другим лицам, но эти деяния не содержат признаков состава
преступления.

— Какие
противоправные деяния совершает класс?


Как вы думаете, осознали ли ученики, что совершали «противоправное,
общественно-опасное деяние»? Почему?


Почему ученики в старом учителе видят слабого, не умеющего защитить себя
человека?  Нет ли в его поведении проявления силы духа?


Что не позволяет ему повышать голос, не наказывать, не писать замечаний в
дневник? (Он считал это проявлением неуважения).


А нужно и можно ли уважать таких детей?


Почему на смену Иван Иваныча приходит «укротительница»? Случайно ли это
получилось у автора или в этом появлении есть какой-то смысл?


Поняли ли ученики, что старый учитель не был слабым, он был интеллигентным и
добрым человеком?

— 
Ответили ли они за безобразное поведение?


Несут ли ответственность за свое поведение? (косвенно – через
«укротительницу». Но, к сожалению, они не поняли ничего и постарались поскорее
забыть учителя
)


Обратите внимание на предложение «Его постарались поскорей забыть.». О
чём свидетельствует слово «поскорей»?


Можем ли мы эту «забывчивость» считать ответственностью за травлю учителя:
стыдно вспоминать?

— 
Дайте совет этим детям?


Обобщите сказанное: в чём проявляется ответственность за совершённый проступок?

Тема 3 «Как вы понимаете утверждение Екатерины Великой:

«Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок
объявляют».


Как вы понимаете смысл высказывания Екатерины Великой?


Почему книги названы зеркалом?


Объясните лексическое значение слов ВИНА и ПОРОК?


Действительно ли в художественной и публицистической литературе отражены
людские пороки?


С какой целью писатели и публицисты обличают эти пороки?


Всегда ли люди понимают, что они совершают безнравственные поступки, что в их
душе есть червоточина?


Нужно ли людям показывать, что хорошо, а что плохо?


Какова в этом роль литературы?

— Запишите свои
ответы в тетради, написав вступление к сочинению.

— 
Вновь обратимся к рассказу Натальи Львовны Ключарёвой «Иван Иваныч из Африки».
Какие пороки обличает писательница?

— 
Можем ли мы сказать, что она обличает не только жестокость детей, но и
поведение учителя, его бесхарактерность? Почему?

— В чем проявляется
вина учеников?

вина

порок

Вина проявляется
в неумении чувствовать чужую боль, неуважении человека как учителя, как
старшего по возрасту, в невоспитанности учеников

Жестокость                 
Безнаказанность   

Равнодушие
                Неуважение старших по возрасту Вседозволенность        Безответственность

— К какому выводу
вас подводит этот рассказ? Запишите его в тетради в качестве тезиса.

Тема 4 «Только тогда станешь человеком, когда научишься
видеть человека в другом» (А.Н.Радищев) Как вы понимаете эти слова?

— Находим ключевые
слова в предложенной теме сочинения (СТАНЕШЬ ЧЕЛОВЕКОМ)

— Что значит –
стать человеком?

— Что надо сделать
каждому из нас, чтобы стать человеком?

— Как вы понимаете
выражение «научишься видеть человека в другом»?

— Напишите
вступление, обобщив свои ответы.


Переходим к рассказу Натальи Львовны Ключарёвой «Иван Иваныч из Африки».


Как называет класс автор? (стая)


Объясните лексическое значение этого слова


Как вы представляете стаю?


Заглянем в толковый словарь Т.Ф.Ефремовой

Стая
ж.

I

1)
Группа мелких животных одного вида, держащихся вместе. 2) перен. разг.
Большая группа людей, находящихся вместе. 3) Несколько собак, специально
подготовленных для совместной охоты, езды и т.п. 2. ж. местн.

II

ж.
местн. Помещение для домашнего скота, хлев.


 Что стоит за этим словом в конкретном рассказе?


Можно ли каждого из героев класса назвать человеком? Почему? Найдите
подтверждение в тексте

Нельзя
назвать человеком

Можно
назвать человеком

Одноклассники

Рассказчица

Когда
я перешла в эту школу, травля была уже в самом разгаре.

я
на своей последней парте почуяла что-то неладное

Мне
почему-то стало трудно дышать.

Мой
саботаж быстро заметили. Вопли стали стихать, уступая место зловещим шепоткам
и смешочкам.

Я
понимала, что нарушаю закон своей новой стаи.

Каждый
урок стая проверяла, как далеко он позволит зайти.

<…>Наш
7 «В» счёл это проявлением слабости

<…>И
ждали, когда, ну, когда же, он наконец наорёт

Учитель

Иван
Иваныч никогда не повышал голос, не заставлял, не наказывал, не писал
замечаний в дневник. Он считал это проявлением неуважения.. <…>

А
Иван Иваныч только всё глубже прятал руки в карманы кофты. И они заходили
всё дальше. Так, что уже самим делалось не по себе..

<…>Но
Иван Иваныч не орал.

— Давайте обобщим:
почему никого из одноклассников рассказчицы нельзя назвать человеком?

— Почему героиня,
от имени которой ведется рассказ, заслуживает наше уважение?


Почему заслуживает уважения «печальный седой человечек в шерстяной кофте»,
который «засовывал руки в карманы кофты, будто хотел спрятать туда и всё
остальное тело. Залезть в собственный карман. И отлежаться там, в тёмной
вязаной норе
»? Что есть в нём, жалком и униженном, такого, что заставляет
нас сказать: «Это человек!»?


Обобщив нашу работу, напишите тезис, ответив на вопрос: почему одних мы можем
назвать человеком, а других – нет? В чём кроется причина нашего уважительного
отношения к людям?

И
напоследок – умные мысли для заключения

К
теме 2

«Величайшее
поощрение преступления — безнаказанность». (Цицерон)

«Является
преступлением, когда один человек строит козни другому». (Юстиниан)

«Преступление
является крайней и раскаленной добела формой бесчувственности». (Морис Бланшо)

«Не
способный к раскаянию неисцелим». (Аристотель)

К
теме 3

Сознаётся
в вине только сильный. (Александр Герцен)

Одни
из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн
словами: «Все так делают». (Л. Н. Толстой)

Бесчеловечность
— это порок. (Оноре де Бальзак)

К
теме 4

Без
рук, без ног — калека, без совести — полчеловека (пословица)

Человек
хуже животного, когда он становится животным. (Р. Тагор)

А
дальше пишем все четыре сочинения!!! (можно и сократить количество!)

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Проблема
совести преступника, которая и должна стать, в конце концов, его наказанием

Ф.М. Достоевский

Счастье ценой преступления построить
нельзя

На крови
всенародное счастье не построить и за любым преступлением всегда последует
неизбежное наказание

Не приведи
бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный

«Сделаться
нравственным калекой» — вот истинная трагедия и наказание

Мера
наказания зависит от степени осознания своих поступков

Наказание
за гордыню становится более страшным, чем каторга или даже казнь

Душевные
противоречия эгоиста старят саму сущность человека и являются главным
наказанием

«Портрет Дориана Грея» О. Уальд

Борьба света и мрака в душе
преступника

«Предстояла кража» Л. Н. Андреев

Ответственность за все, что совершаем

Тезисы по направлению 

«Преступление
и наказание – вечная тема»

Переход российского общества во второй половине XIX
века к капиталистической форме хозяйствования неизбежно повлек за собой
разорение деревень, обнищания народа, обострение социальных противоречий и, как
следствие, — рост преступности. Поэтому не случайно широкое распространение в
литературе этого периода получила тема преступления, раскрытая в романах,
повестях, рассказах и драматических произведениях русских писателей, при этом
тема преступления и следующего за ним наказания поднималась в русской
литературе и ранее (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и др.).

Критерием поступков литературных героев становились
христианские заповеди «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», нарушая
которые герои совершали преступления (преступление с правовой точки зрения) и
неизбежно вступали в конфликт с обществом: Родион Раскольников («Преступление и
наказание» Ф.М. Достоевского), Позднышев, Никита («Крейцерова соната» и «Власть
тьмы» Л.Н. Толстого), Катерина Измайлова («Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.
Лескова) и многие другие. Тема эта не утратила своей актуальности и в последующие
годы (например, история Ларры из рассказа «Старуха Изергиль» А.М. Горького).

Однако литература, всегда выступавшая своеобразным
мерилом нравственности, конечно, обращалась и к другому виду преступления,
караемого не законом, а совестью, осуждением и отчуждением общества
(преступление с этической точки зрения): Катерина («Гроза» Н.А. Островского),
Печорин («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова) и др.

Итоговое сочинение –2021

Тематическое направление

Тематическое направление предлагает
осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления,
соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. 

Темы сочинений позволят анализировать и
оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях
можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор,
последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки
совести и др. 

Многообразны литературные источники,
рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической,
психологической, социальной, философской). 

Богата названной проблематикой
публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой
особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского,
200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в
конце 2021 г.

Возможные темы по направлению

«Преступление и наказание – вечная тема»

1.      Каждый
ли человек может испытывать муки совести? 

2.      Бывают
ли ситуации, в которых преступление может быть оправдано? 

3.      Как
вы понимаете высказывание философа Сенеки: «Стыд запрещает порой то, чего не
запрещают законы»? 

4.      Согласны
ли вы с тем, что за каждое преступление человек должен понести наказание? 

5.      Почему
важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор? 

6.      Почему
люди становятся преступниками? 

7.      Что
сильнее: закон или совесть? 

8.      Почему
говорят, что мы раскаиваемся не только в плохих, но и в хороших делах? 

9.      Почему
Ф.М. Достоевский назвал совесть

«действием Бога в человеке?» 

10.  Легко ли всегда
поступать по совести? 

11.  Согласны ли вы с
утверждением, что совесть — самый строгий судья?

12.  Почему равнодушие
иногда называют худшим из преступлений?

Цитаты:

«Страшные преступления влекут за собой
страшные последствия». (А.И.Герцен)

«Задуманное, хотя и не осуществленное
преступление есть все же преступление» Сенека Луций Анней (Младший)

«Только слабые совершают преступления:
сильному и счастливому они не нужны».

(Вольтер)

«Пусть присяжные прощают преступников,
но беда, если преступники сами

начнут прощать себя». (Ф.М. Достоевский)

«Величайшее поощрение преступления —
безнаказанность». (Цицерон)

«Является преступлением, когда один
человек строит козни другому». (Юстиниан)

«Преступление является крайней и
раскаленной добела формой

бесчувственности». (Морис Бланшо)

«Самое возмутительное преступление — это
злоупотребление довериемдруга». (Генрик Ибсен)

         «Сделайте
    так,     чтобы     наказание      за

проступок было не вне, а внутри виновного

— и вы дойдете до идеала нравственного
воспитания». (Н.И. Пирогов)

«Какая тревога мучила бы нечестивых
людей, если был бы уничтожен страх перед наказанием?» (Цицерон)

«Разумный наказывает не потому, что был
совершен проступок, а для того, чтобы он не

совершался впредь». (Платон)

«Первое наказание для виновного
заключается в том, что он не может оправдаться перед собственным судом».

(Ювенал Децим Юний)

«Где же познаётся истинное величие
человека, как не в тех случаях, в коих онрешается лучше вечно страдать, нежели
сделать что-нибудь противное совести?»

(В.Белинский)

«Не способный к раскаянию неисцелим».

(Аристотель)

«Никогда не поздно раскаяться». (Л.
Толстой)

«Наша совесть — судья непогрешимый, пока
мы не убили её». (О.Бальзак)

Без рук, без ног — калека, без совести —
полчеловека.

Хоть мошна пуста, да совесть чиста.

Повинную голову и меч не сечёт.

Без раскаяния нет прощения.

Кайся, да опять за то не принимайся.

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация по русскому языку на тему: «Итоговое сочинение 2021г»

Итоговое сочинение2021-2022 учебный год Никитина С.А. МБОУ «Петровская школа№1»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Итоговое сочинение2021-2022 учебный год Никитина С.А. МБОУ «Петровская школа№1»

    Описание слайда:

    Итоговое сочинение
    2021-2022 учебный год

    Никитина С.А.
    МБОУ «Петровская школа№1»

  • 2 слайд

    Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой а

    Описание слайда:

    Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации.

  • 3 слайд

    Время написания итогового сочинения 3 часа 55 минут.

    Описание слайда:

    Время написания итогового сочинения

    3 часа 55 минут.

  • 4 слайд

    В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатыва

    Описание слайда:

    В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса отдельно.  Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

  • 5 слайд

    Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов станут известны

    Описание слайда:

    Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов станут известны
    за 15 минут до его начала по местному времени.

  • 6 слайд

     Результатом итогового сочинения будет «зачет» или «незачет».

    Описание слайда:

    Результатом
    итогового сочинения
    будет
    «зачет» или «незачет».

  • 7 слайд

    РОСОБРНАДЗОР сообщает, что основной срок написания итогового сочинения в нов

    Описание слайда:

    РОСОБРНАДЗОР сообщает, что основной срок написания итогового сочинения в новом учебном году — 1декабря 2021 года.
    Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам, смогут написать сочинение в дополнительные сроки – 2 февраля и 4 мая 2022 года.

  • 8 слайд

    Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность)

    Описание слайда:

    Сочинение оценивается
    по
    двум требованиям
    (объем и самостоятельность)
    и
    пяти критериям
    («Соответствие теме»;
    «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).

  • 9 слайд

    Требование № 1. «Объем итогового сочинения». Рекомендуемое количество слов

    Описание слайда:

    Требование № 1.
    «Объем итогового сочинения».
    Рекомендуемое количество слов – от 350.
    Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
    Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

  • 10 слайд

    В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатыва

    Описание слайда:

    В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса отдельно.  Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

  • 11 слайд

    «Самостоятельность написания итогового сочинения» Итоговое сочинение выполн

    Описание слайда:

    «Самостоятельность написания итогового сочинения»

    Итоговое сочинение выполняется самостоятельно.
    Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
    Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме).
    Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
    Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за 6 невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
    Требование № 2.

  • 12 слайд

    Критерии оценивания сочинения.Сочинение оценивается по пяти критериям: Соотв

    Описание слайда:

    Критерии оценивания сочинения.
    Сочинение оценивается по пяти критериям:

    Соответствие теме
    Аргументация. Привлечение литературного материала
    Композиция и логика рассуждения
    Качество письменной речи
    Грамотность

  • 13 слайд

    Критерии оценивания сочинения. Для получения оценки «зачет» необходимо име

    Описание слайда:

    Критерии оценивания сочинения.
    Для получения оценки «зачет»
    необходимо иметь положительный результат
    по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке),
    а также «зачет» по одному из других критериев.

  • 14 слайд

    Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах утверж

    Описание слайда:

    Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах утверждены пять открытых направлений тем сочинения
    на 2021-2022 учебный год.

    1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
    2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
    3. Преступление и наказание — вечная тема
    4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
    5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина 

  • 15 слайд

    1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека  Тематическое направление

    Описание слайда:

    1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека 
    Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. 

  • 16 слайд

    Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях д

    Описание слайда:

    Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей. 

    Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека. 

  • 17 слайд

    Человек путешествующий: дорога в жизни человека Тема дороги в произведениях

    Описание слайда:

    Человек путешествующий: дорога в жизни человека 

    Тема дороги
    в произведениях
    Дорога как путь научных
    исследований и
    творческих
    поисков
    Символическое
    значение
    дороги
    (жизненный путь)

  • 18 слайд

    Тема дороги в произведенияхСлово о полку Игореве А.Пушкин «Метель» Д.Дефо «Р

    Описание слайда:

    Тема дороги
    в произведениях
    Слово о полку Игореве
    А.Пушкин «Метель»
    Д.Дефо «Робинзон Крузо»
    Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
    Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

  • 19 слайд

    Символическое значение дороги(жизненный путь)Л.Толстой «Война и мир» Д.Дефо

    Описание слайда:

    Символическое значение дороги
    (жизненный путь)

    Л.Толстой «Война и мир»
    Д.Дефо «Робинзон Крузо»
    А.Пушкин «Капитанская дочка»
    М.Лермонтов «Герой нашего времени»
    М.Шолохов «Судьба человека»

  • 20 слайд

    2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?  Тематическое нап

    Описание слайда:

    2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 
    Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. 

  • 21 слайд

    Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте

    Описание слайда:

    Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества. 

  • 22 слайд

    Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?влиянии научно-техни

    Описание слайда:

    Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
    влиянии
    научно-технического
    прогресса
    на человека
    И
     окружающий
    его мир
    «плюсы» и «минусы»
    цивилизационного
    процесса,

     способы достижения
    равновесия между
    материально
    -техническими
    Завоеваниями
    и духовными
    ценностями
    человечества

  • 23 слайд

    Литература1.Рэй Брэдбери «Улыбка», «Вельд»,»Зелёное утро» 2.В,Распутин «Проща

    Описание слайда:

    Литература
    1.Рэй Брэдбери «Улыбка», «Вельд»,»Зелёное утро»
    2.В,Распутин «Прощание с Матёрой»
    3.С.Алексеевич «Чернобыльская молитва»
    4.М.Булгаков «Собачье сердце» «Роковые яйца»
    5.Г.Уэллс «Человек-невидимка»
    Т.Н. Толстая «Кысь»
    А.Р.Беляев «Человек-амфибия»

  • 24 слайд

    Влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир Как с

    Описание слайда:

    Влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир

    Как современные технологии влияют на общество.?
    Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?
    С какими вызовами сталкивается человек 21 века?

  • 25 слайд

    «плюсы» и «минусы» цивилизационного процесса, Всегда ли технический прогресс

    Описание слайда:

    «плюсы» и «минусы» цивилизационного процесса,
    Всегда ли технический прогресс приносит пользу?
    К чему могут привести научные открытия , лишенные гуманности?
    Когда прогресс может привести к трагедии?

  • 26 слайд

    Способы достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и д

    Описание слайда:

    Способы достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества
    Согласны ли вы с высказыванием А.П.Чехова: «Наука – самое прекрасное, самое необходимое в жизни?»
    Как связан технологический прогресс с ответственностью?

  • 27 слайд

    3. Преступление и наказание — вечная тема.  Тематическое направление предла

    Описание слайда:

    3. Преступление и наказание — вечная тема. 

    Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. 

  • 28 слайд

    Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правово

    Описание слайда:

    Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др. 

  • 29 слайд

    Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной то

    Описание слайда:

    Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г. 

  • 30 слайд

    Как преступление соотносится сЗакон ,совесть, стыд, ответственность, раскаяние

    Описание слайда:

    Как преступление соотносится с
    Закон ,совесть, стыд, ответственность, раскаяние

  • 31 слайд

    Преступление и наказание ПоследствияВозмездиеОтветственность за преступление

    Описание слайда:

    Преступление и наказание

    Последствия
    Возмездие
    Ответственность за
    преступление
    Муки совести
    Для
    окружающих
    Для
    себя

  • 32 слайд

    Литература1.Достоевский «Преступление и наказание» 2.В.Быков «Сотников» 3.А.О

    Описание слайда:

    Литература
    1.Достоевский «Преступление и наказание»
    2.В.Быков «Сотников»
    3.А.Островский «Гроза»
    4Лесков «Леди Макбет Ценского уезда»
    5.М.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
    М.Шолохов «Судьба человека»
    В.Астафьев «Людочка»
    Библия
    Н.Гоголь «Тарас Бульба»

  • 33 слайд

    Темы сочиненийМожно ли оправдать преступление? Можно ли назвать равнодушие пр

    Описание слайда:

    Темы сочинений
    Можно ли оправдать преступление?
    Можно ли назвать равнодушие преступлением?
    Какой человек способен на преступление?
    Какие преступления нельзя оправдать?
    Какое наказание для преступника является самым страшным?

  • 34 слайд

    ЦитатыИз всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие. Конфуций. Преступл

    Описание слайда:

    Цитаты
    Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие. Конфуций.
    Преступление является крайней и раскалённой добела формой бесчувственности. Морис Бланшо
    Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны. Вольтер
    Если бедность – мать преступления, то недалёкий ум – их отец. Жан де Лабрюйер

  • 35 слайд

    IV направление. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

    Описание слайда:

    IV направление
    . Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

  • 36 слайд

    Комментарий ФИПИТематическое направление позволяет высказаться о произведении

    Описание слайда:

    Комментарий ФИПИ
    Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения. 

  • 37 слайд

    Комментарий ФИПИВ сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные

    Описание слайда:

    Комментарий ФИПИ
    В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника

  • 38 слайд

    Комментарий ФИПИВысказываясь о произведении искусства с опорой на собственный

    Описание слайда:

    Комментарий ФИПИ
    Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых

  • 39 слайд

    Произведение искусства, значимое для меня эстетическое впечатлениеСовпадение

    Описание слайда:

    Произведение искусства, значимое для меня

    эстетическое
    впечатление
    Совпадение
    изображенных
    событий
    с жизнью
    выпускника
    Близок установок
    автора и меня
    Актуализация
    проблемы
    Сильное

  • 40 слайд

    ЛитератураЭто может быть любое произведение, но важно написать про книгу, пот

    Описание слайда:

    Литература
    Это может быть любое произведение, но важно написать про книгу, потому что нужно привести 2 аргумента

  • 41 слайд

    А.С. Пушкин «Об искусстве» 2.М.Цветаева. «Об искусстве» 3.В.Г.Короленко «Слеп

    Описание слайда:

    А.С. Пушкин «Об искусстве»
    2.М.Цветаева. «Об искусстве»
    3.В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
    Ю.Лотман «Воспитание души»
    К.Паустовский «Старый повар»
    К.Ленгольд «Просто космос»
    А.Куприн «Гранатовый браслет»
    Г.Гессе «Магия книги»
    Экзюпери «Маленький принц»

  • 42 слайд

    Цитаты«В трудные минуты нас понимает только музыка.» Жан Кокто «Где не хватае

    Описание слайда:

    Цитаты
    «В трудные минуты нас понимает только музыка.» Жан Кокто
    «Где не хватает слов, говорит музыка».Г.Х.Андерсен
    «Искусство всегда современно» Ф.Достоевский

  • 43 слайд

    Темы сочиненийАктуальна ли классическая литература в наше время? Могут ли худ

    Описание слайда:

    Темы сочинений
    Актуальна ли классическая литература в наше время?
    Могут ли художественные произведения дать ответ на вопросы, которые задаёт молодёжь ?
    Нужно ли читать книги в 21 веке?
    Какое место занимает театр в вашей жизни?
    С кем из литературных героев вы хотели бы в жизни встретиться?
    Что даёт вам искусство? На какого героя произведения вы хотели бы быть похожи?
    Какая книга изменила вашу жизнь?

  • 44 слайд

    5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.  Тематическое направление с

    Описание слайда:

    5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина. 
    Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. 

  • 45 слайд

    Рекомендации ФИПИПоставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом поня

    Описание слайда:

    Рекомендации ФИПИ
    Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства. 

  • 46 слайд

    Рекомендации ФИПИТемы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-фи

    Описание слайда:

    Рекомендации ФИПИ
    Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника. 

  • 47 слайд

    Рекомендации ФИПИПри раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргум

    Описание слайда:

    Рекомендации ФИПИ
    При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию. 

  • 48 слайд

    Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина. Общественная справедливость (

    Описание слайда:

    Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина. 
    Общественная
    справедливость
    (несправедливость)
    Долг гражданина
    Социальные пороки
    И
    их причины
    Помощь ближнему
    Пути совершенствования
    государственного устройства

  • 49 слайд

    ЛитератураН. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога И. А. Б

    Описание слайда:

    Литература
    Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога
    И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
    Н. В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»
    А. С. Грибоедов «Горе от ума»
    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Мальчик у Христа на ёлке»
    В. Г. Короленко «В дурном обществе»
    М. Ю. Лермонтов «Песнь о купце Калашникове…», «Мцыри»
    Н. С. Лесков «Левша»
    Н. Носов серия «Незнайка на Луне», «Незнайка в Цветочном городе» и др.
    А. Н. Островский «Гроза»
    А. С. Пушкин , «Капитанская дочка»
    А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
    М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
    Л. Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
    Платон «Государство»
     

  • 50 слайд

    Темы сочиненийКого можно назвать настоящим гражданином? Что важнее: личное сч

    Описание слайда:

    Темы сочинений
    Кого можно назвать настоящим гражданином?
    Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
    Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
    Как вы понимаете высказывание Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
    В чем заключается долг гражданина?
    Как социальные пороки влияют на взаимоотношения людей в обществе?
    Существует ли справедливость в обществе?
    Почему общество не принимает некоторых людей?
    Что важнее: личность или государство?

  • 51 слайд

    Цитаты«Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре». Шекспир. «Поэтом можешь т

    Описание слайда:

    Цитаты
    «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре». Шекспир.
    «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» Н.Некрасов
    …может собственных Платонов
    И быстрых разумов Невтонов
    Российская земля рождать»
    М.Ломоносов
    «Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей».Н.Гоголь

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Преступление является крайней и раскаленной добела формой бесчувственности сочинение

  • Сейчас обучается 937 человек из 79 регионов

Преступление является крайней и раскаленной добела формой бесчувственности сочинение

  • Сейчас обучается 330 человек из 66 регионов

Преступление является крайней и раскаленной добела формой бесчувственности сочинение

  • Сейчас обучается 1008 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

В презентации указаны направления, литература и приблизительные темы.

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Паспорт кабинета русского языка и литературы

  • Как различить звуки и буквы?

  • Исследовательская работа на тему: «В мире устаревших слов»

  • Материал для проверки знаний по русскому языку, 8 класс8 класс

  • Исследовательская работа на тему: «Буква Ф в русском языке»

  • Конспект урока по русскому языку «Причастие как часть речи»

  • Конспект урока по русскому языку 2кл «Правописание слов с разделительным мягким знаком

  • Реферат на тему «Синтаксис»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5437095 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Преступник или приступник как правильно пишется
  • Преступность в обществе сочинение
  • Преступный умысел как пишется
  • Преступник это определение для сочинения
  • Преступление свидригайлова в романе преступление и наказание сочинение