Преступление свидригайлова в романе преступление и наказание сочинение

Уроки 84-85. ф. м. достоевский: жизнь, судьба. петербург достоевскогоурок 86. ф. м. достоевский преступление и наказание: история создания, жанр, особенности

Уроки 84-85. Ф. М. Достоевский: жизнь, судьба. Петербург Достоевского

Урок 86. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»»: история создания, жанр, особенности композиции

Урок 87. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе

Урок 88. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»». Социальные и философские истоки бунта Раскольникова

Урок 89. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»». «Двойники» Раскольникова — Лужин и Свидригайлов,
их роль в романе

Урок 90. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»». Символическое значение образа Сони Мармеладовой. Полифонизм романа
Достоевского

УРОК 88
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ».

СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ

БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА

Цель:


совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; проследить за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния; определить авторское
и своё отношение к теории Раскольникова; воспитывать гуманную личность, ответственную за свои поступки.

Оборудование:
учебник, текст романа, иллюстрации к роману, опорный конспект.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают содержание романа; комментируют отрывки, содержащие описание условий жизни главного героя; анализируют социальные и философские истоки бунта
Раскольникова, определяя проблемы, поднятые автором в романе («сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право»).

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Проанализируйте сцену исповеди Мармеладова. Каким человеком вам представляется Мармеладов и какие чувства он у вас вызывает?

• Согласны ли вы с его словами: «Бедность не порок. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с»?

• Как этот эпизод связан с решимостью Раскольникова пойти на преступление?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Сегодня на уроке мы приоткроем дверь в мир Ф. М. Достоевского. Его мир — не один, их целое множество, пересекающихся и параллельных, не поддающихся охвату
глазом и одному истолкованию. Миров, затягивающих в себя читателя.

Произведения Ф. М. Достоевского трудны для восприятия даже взрослых людей. Однако в его творчестве есть пласты, открывающиеся именно вам, тем,
кто пытается понять жизнь, задать ей самые коренные вопросы, кто сомневается и отрицает, горит и жаждет, кто строит себя. «Преступление и наказание» —
один из самых серьёзных, глубоких и оригинальных романов Достоевского.

Вместе с тем это и один из наиболее удачных его романов.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

— Роман этот — история бедного, самолюбивого, неглупого и неподлого человека, «с мыслию довольно пробуждённою, с потребностью значительного
дела и личного счастия и с разъедающим сознанием, что судьба, при обычных условиях, не даст ему ни того, ни другого».

Юноша этот, заточённый своим самолюбием бедняка, как в тюрьму, в свой душный чердак, на всяком шагу своей
страстной молодой жизни испытывает тяжкие лишения и оскорбления, неразлучные с нищетою.

Он мечтал быть честным и полезным деятелем в обществе, он очень любил мать и сестру, переносящих бедность в далёкой провинции, и надеялся, получив образование
в университете, переменить свою судьбу. Он очень верил в себя, в будущее, в силу образования. Ведя жёлчные монологи с самим собою,
Раскольников решается переменить свою судьбу, убив старую ростовщицу, существование которой с самой снисходительной точки зрения могло быть только
вредом для людей.

Необыкновенная тонкость и глубина психологического наблюдения обнаружена автором в каждой мелкой подробности, которыми он обставил подготовку
и совершение этого убийства и которые наполняют всю первую часть из шести частей романа.

Можно сказать, что в нашей литературе нет ничего подобного по обстоятельности исследования и внутренней психической правде.

2. Постановка и решение проблемного вопроса

(работа в парах)

• Прочитайте отрывок из книги современного писателя В. Пьецуха, подумайте и ответьте: какими были ваши ощущения во время чтения романа Ф. М. Достоевского
и после его прочтения.

Карточка

Не знаю, как на кого, а на меня чтение действует расслабляюще, нездорово. Стоит мне накануне углубиться в какую-нибудь злостно-художественную вещь,
особенно если она относится к сокровищнице XIX столетия, как ближе к ночи я начинаю бредить… Коли это будет, предположительно «Преступление и наказание», то
меня обуревает такое чувство, точно вовсе не Раскольников, а я сам ненароком зарубил топором двух женщин, причём я доподлинно осязаю ладонью шершавое топорище
и с часу на час ожидаю появления следователя Порфирия Петровича, который грозно и одновременно вкрадчиво постучится во входную дверь.

• Согласны ли вы с утверждением Ю. Карякина:

«…И о тебе эта история рассказывается, о тебе, если есть в тебе неправота целей, скрываемая самообманом, если боишься ты точного самосознания. У тебя могут быть
своя старуха процентщица, своя Лизавета, какими бы другими именами они ни назывались,— могут быть, даже если ты не убивал их буквально. И тогда всё равно
страдать за тебя будут и мать, и сестра, и Соня…»?

3. Аналитическая беседа

• Какие чувства пробудил роман? О чём заставил задуматься?

• На какие вопросы хотелось бы получить ответ?

• Какие особенности романа затрудняли чтение?

• На чьей стороне симпатии автора в романе?

• В чём причина преступления Раскольникова?

• Какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников?

• Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на улицах. Какое они произвели на вас впечатление?

• Каково ваше ощущение, когда вы входите в трактир, в комнату Мармеладовых?

• Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?

4. Слово учителя

— Основная тайна романа не в преступлении, а в мотивах преступления,— утверждал В. Шкловский. Поэтому главный вопрос урока — вопрос не о самом
преступлении, а о том, почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.

Может быть, Раскольников был преступником по сути? Давайте вспомним его поступки до преступления (помогает Мармеладовым, отдаёт последние деньги
на похороны; сострадает пьяной девочке, даёт деньги, чтобы её довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек
решается на убийство.

Причины, побудившие Раскольникова к убийству

• Внешние

— идеи, витающие в воздухе: взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира; идеи бонапартизма
(в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности); тяжёлая,
душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф; судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка
на бульваре, женщина-утопленница).

• Внутренние: состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нём есть стремление действовать); характер
героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.

5. Составление опорного конспекта

«Теория Раскольникова: истоки, развитие, крах»


(запись на доске и в тетрадях)

Комментарий к опорному конспекту

«Теория Раскольникова: истоки, развитие, крах»

Проследим за движением стрелок на схеме. Все они берут начало из одного поля, обозначающего ту социальную действительность, которая будоражит
и отравляет сознание Раскольникова.

Итак, чтобы один мог жить, другой должен принести себя в жертву. Эта странная истина поражает мозг Раскольникова, вызывает
чувства униженности и протеста. Зловонный, жестокий и пыльный город давит на сознание героя Достоевского, душит его, навязывает ему
мысли о том, что выжить может только сильный. В этом убеждает его судьба невзрачного чиновника Мармеладова, так и не увидевшего в своей жизни милосердия;
личная драма Сони, вынужденной ценой своего бесчестья добывать средства на жизнь семьи. Не может забыть Раскольников и многих других людей, оставивших свой
скорбный след в его воспалённом создании, послуживших зарождению идеи отстоять своё место под солнцем, право быть человеком.

На Порфирии Петровиче все эти идейки замыкаются, сливаются, как бы достигнув апогея. Мы никогда не узнаем прошлое этого человека, но, тем не менее,
автор даёт нам понять, что была у следователя своя предыстория, «роднящая его с молодым поколением; с реформаторами и бунтовщиками. Но он не решился на
свой протест, не переступил опасную черту. А Раскольников — переступил, как бы поднялся выше: «Мне надо было узнать… вошь ли я, как все, или человек?
Смогу ли я переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Убив и ограбив старуху-процентщицу, он осуществил свою цель: выжить молодому и здоровому на средства никчёмного, паразитирующего и ненавистного человека, не
имеющего, по мнению Раскольникова, права на жизнь. Но не просто выжить, а ещё и отмыть эту кровь своим добрым служением людям. Таков выход Раскольникова из
нищеты, от унижений, оскорблений и бесправия к его чердачному варианту наполеоновского величия.

Но смерть старухи вдруг вспыхнула фейерверком других смертей, неожиданных и бессмысленных, из-за которых его дорога пошла всё-таки не вверх,
а рассеялась множеством путей, ведущих вниз. Как случайный свидетель, следом за старухой убита Лизавета, которая, вполне возможно, была беременна,
носила в себе новую жизнь, погубленную Раскольниковым ещё до рождения.

Он и деньги у старухи толком взять не смог, и в горячке оказался, так как его вполне нормальная, здоровая натура не в состоянии была вынести патологию
злонамеренного убийства. Да и Наполеоном не стал, а, наоборот, затравленным зверем. Мать почувствовала в сыне недоброе, и умирает из-за него. Невинный,
жизнерадостный Миколка-маляр на себя его преступление принял.

Вроде бы и для Миколкиного счастья убивал Раскольников, а Миколке же на каторгу идти. И разветвилась главная мысль Раскольникова на мелкие и ненужные мыслишки.
И потянули они его вниз. И как результат — встал перед ним огромный тупик: «Я себя убил, а не старушонку!» — с болью констатирует Раскольников.

Всплеск его страстей не угас и в наше время. Вглядитесь в конспект: Родион Раскольников — предвестник атомного гриба после взрыва.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

• Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова?

• В чём сомневается Раскольников, идя на преступление? Для чего ему нужна была проба?

• Когда у Раскольникова возникли сомнения в верности своей теории?

• С какой целью писатель вводит в роман сон Раскольникова перед преступлением?

• Если преступление — это попытка доказать что-то себе, то каков смысл преступления Раскольникова?

• Как сразу же в момент убийства развенчивается гуманная сущность теории Раскольникова?

2. Заключительное слово учителя

— Итак, доведённый до крайней степени отчаяния, Раскольников выдвигает страшную идею, согласно которой любой сильный духом человек при достижении благородной
цели имеет право устранить все препятствия на своём пути каким угодно способом, в том числе грабежом и убийством. Но, исполнив свой
замысел, Раскольников осознаёт, что убил и самого себя.

С огромным мучением он чувствует, что насилие, совершённое им над своею нравственною природою, составляет бóльший грех, чем сам акт убийства. Оно-то и есть
настоящее преступление. Автор вынуждает Раскольникова мучительно пережить крушение своих наполеоновских мечтаний и отказаться от индивидуалистического бунта,
после чего герой подходит к порогу новой жизни, объединяющей его с другими страждущими и угнетёнными. Зерном обретения нового существования для
Раскольникова становится его любовь к другому человеку — такой же «парии общества», как он,— Соне Мармеладовой.

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-миниатюру «Можно ли иногда нарушать нравственные правила для достижения общего счастья? (по желанию учащихся).

2. Перечитать эпизоды романа, связанные с «двойниками» Раскольникова Лужиным и Свидригайловым:
• 1-й вариант — ч. 1, гл. III (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери); ч. 2, гл. 5 (первая встреча Лужина с Раскольниковым); ч. 4, гл. II,
III (свидание Лужина с Дуней в Петербурге); ч. 5, гл. I, III (Лужин после разрыва с Дуней, поминки);
• 2-й вариант — ч. 1, гл. III (мать Раскольникова о Свидригайлове); ч. 4, гл. I, II (Свидригайлов о Лужине, первая встреча Раскольникова со Свидригайловым);
ч. 6, гл. III, IV, V, VI (последняя встреча Свидригайлова с Раскольниковым и Дуней, смерть Свидригайлова).

Следующие уроки: Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». «Двойники» Раскольникова — Лужин и Свидригайлов,
их роль в романе >>>

russlit


Сочинения по направлению Преступление и Наказание — вечная тема

Варианты сочинений для подготовки к итоговому сочинению

Сочинение на тему:
Проблема добра и зла в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Главный философский вопрос романа Достоевского «Преступление и наказание» — границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке.

В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мар-меладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия.

В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность. Раскольников создает античеловеческую теорию «двух разрядов людей», которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть. Ему принадлежит оправдание «идеи крови по совести», когда любого человека можно убить ради высших целей и принципов. Раскольников, любящий людей, страдающий за их боль, совершает злодейское убийство старухи-процентщицы и ее сестры, кроткой Лизаветы. Совершив убийство, он пытается утвердить абсолютную нравственную свободу человека, что, по существу, означает вседозволенность. Это приводит к тому, что границы зла перестают существовать.
Но все преступления Раскольников совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова. Зло, доведенное до предела, сближает его со Свидригайловым, добро, доведенное до самопожертвования, роднит его с Соней Мармеладовой.

В романе Раскольников и Соня -г- это противостояние добра и зла. Соня проповедует добро, основанное на христианском смирении, христианской любви к ближнему и ко всем страдающим.

Но даже в поступках Сони сама жизнь стирает границу между добром и злом. Она совершает шаг, полный христианской любви и добра по отношению к ближнему, — продает себя, чтобы не дать умереть с голоду больной мачехе и ее детям.

А себе, своей совести, она причиняет непоправимое зло. И опять в основание зла заложено добро.
Взаимопроникновение добра и зла можно увидеть и в кошмаре Свидригайлова перед самоубийством. Этот герой совершает в романе цепь злостных преступлений: изнасилование, убийства, растление малолетних. Правда, факт совершения этих преступлений автором не подтверждается: в основном это сплетни Лужина. Зато совершенно точно известно, что Свид-ригайлов устроил детей Катерины Ивановны, помог Соне Мар-меладовой. Достоевский показывает, как в душе этого героя происходит сложная борьба между добром и злом. Достоевский пытается провести в романе границу между добром и злом. Но человеческий мир слишком сложен и несправедлив, в нем стираются границы между этими понятиями. Поэтому Достоевский видит спасение и истину в вере. Христос для него — высший критерий нравственности, носитель истинного добра на земле. И это единственное, в чем писатель не сомневается.

Сочинение на тему: В чём различие между ошибкой и преступлением?

Каждый из нас время от времени ошибается. Сложно представить жизнь без ошибок, ведь невозможно знать практически все. Опыт приходит с годами, вместе с ним за плечами оказывается немало очевидных промахов.

Последствия совершенных поступков могут дать знать о себе через многие годы. И хотя человек пытается предугадать исход определенного события, он не в силах прогнозировать встречающиеся на пути случайности. В итоге кажущееся тщательно продуманным и взвешенным действие может обернуться существенным просчетом.

Со временем мы учимся заранее учитывать возможные случайности. Ошибки учат человека – как собственные, так и чужие, но того, кто упорно топчется по граблям сложно назвать мудрым и рассудительным. В этом случае человек либо не способен критически мыслить и анализировать ситуацию, либо упрям и просто не желает поступаться взглядами, даже понимая ошибочность суждений. Умный оценивает ситуацию с разных точек зрения, поэтому ему проще принять иную точку зрения и признать неправоту. А вот ограниченного невозможно переубедить, он срастается с личным видением настолько, что отбрасывает даже железные факты и аргументы.

Бытовые ошибки влияют на судьбы окружающих, а профессиональные способны обернуться трагедией. Если врач поставит неверный диагноз и будет настаивать на определенном методе лечения, его настойчивость может привести к летальному исходу. Ошибка полицейского может обернуться тюрьмой для невиновного, а просчет водителя – серьезным ДТП.

У каждого из нас есть право на ошибки, но их нельзя повторять. Любое поражение требует тщательного анализа и взвешенного решения. Не стоит отстаивать собственную правоту везде и во всем – по меньшей мере, это глупо. Умение признавать ошибки присуще лишь сильным личностям, не боящимся здоровой критики.

Некоторые люди даже при осознании неправоты продолжают настаивать на своем. Им просто не хватает храбрости, они не готовы чувствовать вину и меняться. Упрямство – неплохое качество, но не всегда уместное. Греческий философ Аристотель еще в древности заметил, что «каждому человеку свойственно ошибаться, но никому кроме глупца, не свойственно отстаивать ошибочное мнение».

Сочинение на тему: Всегда ли можно оправдать преступление

Сочинение-рассуждение по роману Ф.М. Достоевского «Война и мир».

Мы живем в мире, где каждый день происходит как что-то хорошее, так и нечто ужасное. Круговорот событий и обстоятельств заставляет людей идти на совершение не совсем правильных поступков, которые иногда перерастают в преступления. Но всегда ли можно оправдать злоумышленника?

Этот вопрос всегда волновал общество, так как от этого зависит его безопасность. Именно поэтому эта тема нашла отклик как в жизни, так и в литературе.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» яркое тому подтверждение. Раскольников – главный герой произведения, вокруг которого разворачивается действие романа. Родион Романович очень умный молодой человек, но его разум сыграл с ним злую шутку. Подавленный нищетой и одиночеством, герой в себе вынашивает теорию, которая противоречит всем канонам человеческой свободы.

Её суть заключается в том, что Раскольников всех людей делит на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Родион предполагал, что пролитая кровь «по совести», которая осчастливит человечество, имеет место быть. Исходя из этого, он убил процентщицу Алену Ивановну и её сестру Лизавету. Что же заставило его сделать это? Для Родиона старуха-процентщица – изверг, который рушит человеческие судьбы, эгоистическое существо, не способное на сострадание. Единственный интерес в её жизни – деньги. Лизавета же является полной противоположностью своей сестры. Она добрая, отзывчивая, понимающая, искренняя девушка. Главный герой не желал ей зла, но дабы не подставить себя, убивает её. Раскольников всегда стремился помочь родным, хотел окончить университет, искренне переживал за малознакомых людей.

Он не понимал образ жизни Алены Ивановны и возненавидел её. Тут и зародилась идея об убийстве. Немаловажным фактором стала психология личности Родиона Романовича. Душевные муки, уверенность в своей исключительности, желание испытать себя – все это способствовало преступлению. Но может ли все это стать веской причиной для убийства? Нет. Человек не может вершить судьбы других, он не вправе распоряжаться жизнями людей.

В романе не один Раскольников совершил преступление. Сложные жизненные обстоятельства вынудили Соню Мармеладову продать себя. Её жизнь складывалась не лучшим образом : безответственный алкоголик отец, болеющая мачеха и два ребенка. Все это взвалилось на хрупкие плечи Сонечки. Чтобы хоть как-то прокормить семью, она вынуждена отправиться в публичный дом. Источник духовной стойкости Сони кроется в искренней вере в Бога. Именно она направляла Соню, помогала в трудную минуту. С точки зрения религии девушка совершила далеко не лучший поступок. Достойна ли она прощения? Безусловно! Эта кроткая и беззащитная девушка готова на все ради близких людей, даже переступить священные заповеди.

Жизнь – непредсказуемая вещь, которая часто заставляет людей совершать те или иные поступки. Главное во всей этой суматохи не потерять веру в справедливость. Преступления можно простить лишь в том случае, если оно совершено из благих побуждений и не наносит вред окружающим людям.

Сочинение на тему: Проблема ответственности человека за свои проступки

Каждый человек совершает ошибки, случайно или умышленно это происходит, но в любом случае, он должен будет за них отвечать.
Вспомним, роман М. БулгаковА «Мастер и Маргарита». Прокуратор Иудеи символизирует трусость и подлость, в последствии, наказанную. Побоявшись Иешуа, он приговорил его к смерти и думал, что таким образом избавится от страхов навсегда. Но власть еще не показывает величие человека.

Из-за содеянных поступков Прокуратор страдает и на Земле и в вечной жизни.
Зло всегда будет наказано. В подтверждение тому обратимся к басням И. А. Крылова. В каждой из них присутствует мораль, в которой заключается основная мысль всего произведения. В каждой басне отрицательный герой обязательно будет наказан за безнравственные поступки.

Необходимо наказывать злодеяния, а не поступать, так как надсмотрщики из басни Крылова о Мишке, воровавшие мед. Они «Отставку Мишке дали и приказали, чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут. А Мишенька и ухом не ведет».

Несомненно, бороться с воровством, обманом и другими злодеяниями трудно, если вокруг царит безнаказанность. По прочтении басен Крылова нам становится ясно, что каждый должен в полной мере отвечать за свои поступки.
Существует множество пословиц и поговорок, посвященных теме ответственности человека за свои поступки. Например, Долг платежом красен; В чужом лазу сучок видим, а в своем и бревна не замечаем; Не всякий в дело гож, кто лицом пригож; Взялся за уж, не говорю, что не дюж; Конь о четырех ногах, да спотыкается; Двумя ложками кашу не едят; Не с кого спрашивать, когда сам виноват; Как постелешь, так и выспишься. Смысл этих высказываний один: каждый из нас имеет право на ошибку, все мы ошибаемся и оступаемся, за свои ошибки мы должны платить, чтобы они нам послужили уроком.

Но если же человек намеренно совершает какое-либо злодеяние, то наказан он будет еще хуже и еще жестче.
В. Солоухин в одной из своих публицистических статей пишет о том, что красота живет в душе человека. Однако у строителей, увлекшихся только экономическими и политическими соображениями, отсутствует один простейший критерий насколько эстетично будут выглядеть сооружения сегодня и тем более завтра. Действительно, проблема ответственности за свои поступки актуальна во все времена и остро стоит в современном обществе.
Каждый из нас должен отвечать за свои поступки. Все, кто совершил что-то плохое будет наказан и наоборот — человек, совершивший доброе дело, обязательно будет поощрен судьбой. Ведь ничего е проходит бесследно, каждый наш поступок, каждое слово и действие, влияет на нашу судьбу, и только от нас зависит, как она сложится.

Сочинение на тему: Совместимы ли гений и злодейство

Совместимы ли гений и злодейство в представлении Пушкина?
Могут ли гении совершать злодейские поступки?
Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского писателя Д. А. Гранина.

Раскрывая проблему совместимости гениальности и злодейства, автор опирается на собственные размышления, приводит яркие примеры. Рассказчик гулял со знакомым физиком, и они обсуждали трагедию Эйнштейна, подтолкнувшего создание бомбы и бессильного предотвратить Хиросиму. Учёный подчеркнул, что злодейство каким-то образом связано с гением, следует за ним. Это говорит о том, что гениальный человек несёт ответственность за свои открытия, которые не должны приносить человечеству вред. Эйнштейн чувствовал свою ответственность за атомные бомбардировки, хотя не был прямым виновником этого страшного преступления. Горячий спор с физиком заставил рассказчика обратиться к трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери», где звучит высказывание о том, что гений и злодейство несовместимы. Размышляя о судьбе Сальери, автор отмечает в этом композиторе упорный труд, целеустремлённость, но в то же время подчёркивает, что, как только Сальери отравил Моцарта, он перестал быть гением. Из этого следует, что злодейство открыло истинную, тёмную сущность Сальери. Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли о том, что гений не должен совершать безнравственные поступки, таким образом он отрезает себя от всего человечества и перестаёт быть гениальным.

Авторская позиция заключается в следующем: гений и злодейство несовместимы. Нравственное начало становится пробой гения. Человечество отбирает только тех, кто несёт в себе нравственное начало.

Мне близка позиция автора. Действительно, люди считают гениальным только того, кто сочетает в себе талант и нравственность. Если талант переходит на сторону зла, то автоматически перестаёт считаться гением.

В произведении К. Г. Паустовского «Старый повар» молодой Моцарт оказывается у постели умирающего графского повара и выполняет его просьбу – возвращает его во времена молодости, когда он познакомился со своей женой. Моцарт стал играть на клавесине, и слепой старик вообразил себе чудесную картину молодости. Моцарт гениален, потому что его музыка делает людей счастливыми и возвращает в прекрасные времена.

В заключение подчеркну, что гениальный человек должен дорожить своим талантом и не совершать безнравственных поступков, губительных не только для его души, но и для его божественного дара.

Примеры итоговых сочинений на тему
Преступление и Наказание — вечная тема

Преображение души

Основная проблема «Преступления и наказания» касается нравственности. Главный герой проходит путь опустошения души, потери нравственных ориентиров. Он доходит до совершения преступления против человека – убийства. Причин такого падения множество: нищета, подлость людей, жестокость. Причиной можно считать и образование героя. Он не глуп, и видит, как живут те, кто богат за счет других. Раскольников не просто идет на преступление. Он разрабатывает теорию для объяснения своего поступка. Родион делит людей на две группы. Такого подхода не было у великих философов, изучающих устройство страны.

Научный труд по-своему распределяет возможности человека: «тварь дрожащая» и «право имеющих».

«Твари» не могут изменять что-то вокруг себя, они вынуждены существовать, подчиняясь тем, кто «имеет право». Причислить себя к этой группе сложно. Родион идет на преступление. Он пытается доказать, что презирает законы. Он один из «наполеонов», которым все разрешено. Они смелы и свободны. Ошибочность позиции докажет жизнь. Раскольников не сможет стать тем, кем стремился быть. Совесть начинает мучить, и происходит переоценка теории.

Преступление и наказание проблема чтение книг аргументы

Когда Евгений уезжает из деревни, девушка изучает его библиотеку, по книгам все больше узнавая об этом человеке. Рэй Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”. Значение книг в жизни человека трудно переоценить. В романе-антиутопии Рэя Брэдбери мы видим мир, лишенный литературных произведений.
Уничтожив книги, человечество уничтожило свою историческую память и свою свободу, разучилось мыслить и вникать в суть вещей. Заменой литературным произведениям стали совершенно глупые телепередачи, говорящие экраны с “родственниками”.

Люди и сами не поняли, как превратились в существ, не способных думать, улавливать суть прочитанного. Их мозг привык воспринимать легкую информацию развлекательного характера.

Люди всерьез решили, что книги несут только зло и что читать их не нужно.

Потеряв книги, человечество обрекло себя на гибель, позволив управлять собой. Ф.М.

Преступление и наказание аргументы для сочинения егэ

Это для автора самое главное.

Можно заблудиться и запутаться. Но выйти на правильный путь – дело чести.НазадПобеда и поражение.Герои: Родион Раскольников, Соня МармеладоваЛитературный пример: В романе Достоевский оставляет победу не за сильным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: страдание очищает.

какие проблемы представлены в романе , преступление и наказание, , ?

Главной моральной темой романа, я считаю философскую борьбу добра со злом, света со тьмой, Христа со Дьяволом, в душе главного героя.

Роман — прохождение главного героя через «все круги жизни», в которые он попадает, еще не придя на суд Божий. Вечная боль, подобная боли Христа, сопровождает его повсюду, терзая с самого начала пути, который он выбрал — сознательно, отдавая себе отчет в своих действиях и решениях и в то же время не представляя себе своих деяний.

Это путь — путь против себя, правды, веры, Христа, человечества.

Против всего святого, что является после самоубийства самым тяжелым преступлением, обрекающим несчастного на тяжелейшие муки.

Проблема чтения книг: аргументы из художественной литературы

Достоверно неизвестно, кто и когда решил записать информацию, но благодаря этому благородному порыву появилась письменность, а со временем и книги.В Средневековье умение читать считалось привилегией знатных людей.

Он рассказывает, как ребята 10 лет зачитывались Тургеневым и Достоевским. Не пренебрегали они и трудами Шиллера, самой популярной работой которого на то время было «Коварство и любовь».И, наконец, век цифровых технологий. Урбанизация и механизация общества отодвигают книгу на второй план.

аргументы сочинения ЕГЭ

Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Швабрин — полная противоположность Гриневу: это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям.

Счастье Аргументы к сочинению А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Счастье каждый понимает по-разному. Герой рассказа, например, А.И.

Солженицына «Один день Ивана Денисовича» осознает себя «счастливым» потому, что не попал в карцер, получил лишнюю тарелку супа, не заболел, но главное то, что он радуется честному труду.

Писатель восхищается терпением, трудолюбием русского человека, который верит в Бога и надеется на его помощь.

Роль книг в жизни человека — аргументы

Джек Лондон «Мартин Иден»Мартин Иден до знакомства с Руфью Морз был обычным бедным необразованным моряком.

Он влюбился в Руфь — девушку совсем другого социального статуса. Мартин решил во что бы то ни стало достичь того уровня знаний, который позволит ему завоевать любовь Руфи.

Он достиг того, к чему стремился, и стал даже лучше, чем мог предположить. И все благодаря книгам. Именно книги дали Мартину Идену знания, сделали его одним из самых образованных людей. Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»В произведении мы видим людей, лишенных книг.

Общество, которое не мыслит, не развивается.

Книги сжигаются пожарными, потому что официально запрещены. Люди получают тот минимум информации, который удобен для манипулирования их сознанием.

Адвокаты & Юристы правовая поддержка

Идеал Толстого – семья, взаимоотношения в которой построены на добре и правде.

Важно Болконские, Ростовы. Это не просто семьи, это целые жизненные уклады, основанные на национальных традициях.

  • М.А.Шолохов «Тихий Дон» (роман-эпопея).
    Инфо В центре повествования история семьи донских казаков Мелеховых.

    21.

  • Проблема борьбы добра и зла.

  • М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман). Роман посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события 20-х годов 20 века и библейских времен.
  • В.Распутин «Уроки французского» (рассказ). В рассказе показана душевная теплота учительницы, ее умение помочь своему ученику. Внимание Рассказ пронизан гуманизмом, стремлением писателя, по его словам, вернуть людям все то добро, которое они в свое время сделали для него.
  • М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман). Роман посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события 20-х годов 20 века и библейских времен.

Он наделяет язык такими эпитетами, как великий, могучий, правдивый и свободный.

Преступление и наказание все проблемы и аргументы

Она несет в себе пагубные последствия не только для совершившего злодеяние, но и для его окружения.

Весь мир меняется, главные устои рушатся.

Писатель вместе с тем открывает все-таки перед героем путь, ведущий к спасению, хотя он и лежит через страдание.

Важно Пробуждение совести героя Все свои принципы, чувства, мысли заставляют переоценить Раскольникова перенесенные им мучения.

И в результате этого осмысления пробуждается совесть Родиона.

Достоевский здесь показывает, как меняется духовная сфера человека. Выключение себя из духовной жизни означает преступление законов существования — такова проблематика романа «Преступление и наказание». С Родионом Раскольниковым происходит именно это.

Внимание Проблема совести: аргументы Проблема совести: аргументы.

примеры из художественной литературы Проблема совести.

Аргументы: Цели и средства в романе «Преступление и наказание»

Поэтому в данной книге мы можем найти прекрасные аргументы для итогового сочинения. Родион Раскольников – один из центральных персонажей в романе.

Он беден, но зато, чрезвычайно умен и образован.

Жалкое существование в голоде и нищете угнетает его, ведь он видит в себе незаурядную личность, человека, наделенного недюжинными способностями и умением влиять на умы других, менее одаренных.

Отсюда его немыслимая в своей внешней жестокости теория, согласно которой «необыкновенному» меньшинству позволено совершать убийства безнаказанно, без малейшего чувства вины.

В этом Раскольников видит высшую справедливость и свое естественное предназначение сверхчеловека.

Источник: https://domprava76.ru/prestuplenie-i-nakazanie-problema-chtenie-knig-argumenty-81741/

Проблема человечности

Призыв следователя: «Станьте солнцем – и вас увидят!», можно считать лейтмотивом проблемы человечности в романе. Возвыситься в сложном мире можно, совершая добрые дела и поступки. Человек рождается для любви, добра и нежности. Человечность – основное качество Сони Мармеладовой. Своей судьбой она доказывает читателю, что нельзя становится жестокой и бессердечной, уступая ударам жизни. Служить людям непросто. Стать идеальной личностью невозможно, но быть человечным и справедливым можно. Проблема, которую поднимает роман, – воспитание истинной гуманности и достижение духовной гармонии с собой и внешним миром.

Нищая Россия

Автор поднимает сложные социальные проблемы России. Классик показывает, к чему может привести человека нищета. Нечеловеческие условия жизни толкают на преступления разного характера. Кто-то, как Раскольников, идет на убийство, кто-то, как Соня, – в проституцию. Нищета и пьянство становятся синонимичными понятиями. Люди пьют, наполняя трактиры. Вино не лечит души трудового населения. Оно еще более усугубляет положение мужиков. По пьянке они идут драться, воровать, убивать. Алкоголь меняет человека, раскрывая в нем самые низменные желания. Примером такого существования является Мармеладов. Он забывает о своей семье, не задумывается о завтрашнем дне и будущем детей.

Нищая Русь представлена образом Петербурга. Город оживает на страницах романа, довершает колорит отвратительных кабаков, насыщает воздух вонью. Обстановка города толкает к суициду, так заканчивает жизнь самый беспринципный герой романа – Свидригайлов.

Достоевский преступление и наказание проблемы аргументы

Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность. Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова.

Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния.

Поэтому справедливо сказать, что Соня Мармеладова — “чистый свет высокой нравственной идеи”. 81854 человека просмотрели эту страницу.

Проблема выбора в преступлении и наказании аргумент

Так гибнут потерявшие самообладание золотоискатели в новелле «В далеком краю» и Билл, бросивший товарища, в рассказе «Любовь к жизни».

Герои Достоевского как будто живут в безвоздушном пространстве первобытного вселенского хаоса, где все начинается с них: именно им необходимо сделать первый и самый трудный шаг, ибо от этого зависят судьбы мира. В свой роман “Преступление и наказание” Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя.

Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоящих социальных проблем. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми.

В знаменитом своими вечерами доме Анны Павловны Шерер не услышишь русскую речь.

Аргументы к сочинению ЕГЭ

.

Ф. М. Достоевский Преступление и наказание (роман). Многие герои романа живут за чертой бедности Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (роман).

Многие герои романа живут за чертой бедности.

3. Проблема знаний, образования, воспитания. Школа, учитель. Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (комедия). Митрофанушка – бездельник и лентяй.

Не хочет получать знания. В результате вырастает ни к чему не приспособленный человек. М.В.Ломоносов.

Аргумент преступление и наказание человек общество

  1. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главный герой был насильно отделен от общества. Нельзя сказать, что Мастер был ярым оппозиционером и как-то критиковал политический строй, но его не поняли, а, значит, не приняли.

Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек.

Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь.

Таким образом, можно сделать вывод, что неприятие традиционных общественных ценностей берет начало в семье, где личность формировалась под иным влиянием.

Еще один пример Ученик может использовать в сочинении «Проблема совести» аргументы из литературы, которая не входит в школьную программу. Эти книги он мог прочесть самостоятельно.

К примеру, роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» также освещает данную проблему.

У писателя вопрос совести достигает огромных, всечеловеческих масштабов.

Проверяющие педагоги выставляют баллы по нескольким критериям: План сочинения по русскому языку (ЕГЭ) За логику и смысл в сочинении проверяющие педагоги выставляют определенное количество баллов. Это означает то, что эта девушка, которую Раскольников, несомненно.

Аргументы и проблемы преступление и наказание

3. К сожалению, современное общество больше стремится к материальному, чем к духовному.

«Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет?

Тварь ли я дрожащая или право имею. .» 2) проблема жертвенности: Сонечка Мармеладова жертвует собой, своей частью и своей жизнью, выходя сначала на панел ради своей семьи, а затем уезжая в Сибирь вместе с Раскольниковым. Уложив сердце и печень в полиэтиленовый пакет, она ушла домой, где с помощью сожителя их съела.

Проблематика преступления и наказания аргументы

Главный герой гениального романа Ф.М. Достоевского, «Преступление и наказание» Родион Раскольников задается вопросом, позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? В рассказе русского писателя, прозаика и драматурга Максима Горького «Старуха Изергиль» поражает образ Данко.

Это романтический герой, пожертвовавший собой ради людей.

«лучшим из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня»

Он повел людей через лес с призывами победить тьму. Но слабые люди во время пути стали падать духом и умирать.

Читать далее » Взаимные чувства Раскольникова и Сони зарождаются, когда молодой человек совершает преступление. Соня становится лучшим другом Раскольникова и первым человеком, которому он признается в убийстве. Раскольников выбирает Соню, потому что она является грешницей, как и он сам.

Со временем отношения Сони и Раскольникова перерастают в глубокую искреннюю любовь.

Читаем — Преступление и наказание

В материале отражены проблемы произведения Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание». Кратко описываются эпизоды «Читаем «Преступление и наказание».

Аргументы для написания сочинения» Проблема бедности, социального неравенства Герои романа – бедные люди, униженные обществом, беднота везде, повсюду страдания.

Семья Мармеладовых, судьба Сонечки; Родион Раскольников, его сестра Дуня, мать Родион Раскольников понимает свободу как подчинение своих интересов интересам общества, в умении сделать правильный нравственный выбор.

Проблема искупления греха Проблема самопожертвования, милосердия, сострадания Проблема сосуществования добра и зла в человеческой душе Любая человеческая жизнь, по мысли Ф.М.

Достоевского, есть абсолютная ценность. Спасение добра с помощью зла невозможно Проблема

Проблемы поднятые в преступлении и наказании

Какие проблемы выдвигают авторы в произведениях: 1) Горе от ума 2) Преступление и наказание 3) Евгений Онегин 4) Бедная Здесь перед читателем раскрывается сложный мир внутренних переживаний, исканий, стремлений героев, их мучительная борьба с самим собой и с окружающей несправедливостью, их духовное падение и возрождение.

Из шести частей романа «преступлению» отведена только первая часть, а «наказанию» — пять остальных и эпилог. Это показывает особую важность для Достоевского проблемы наказания. Подвергая Раскольникова различным формам «казни» и «самоказни», Достоевский не только противопоставляет «отрицательному» Раскольникову «положительную» Соню.

Но «отрицательному» Раскольникову (и это очень важно) он противопоставляет «положительного» Раскольникова, т.

Источник: https://152-zakon.ru/dostoevskij-prestuplenie-i-nakazanie-problemy-argumenty-12444/

Как раскрывается проблема совести в романе «Преступление и наказание»?

Как раскрывается проблема совести в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»? Потом Раскольников понял, что сам нарушил этим убийством нравственный закон, который есть в каждом человеке с самого момента его рождения.

В результате чего стал испытывать сильные нравственные муки. Под конец главный герой пришёл к мысли, что убил не только старуху, но и самого себя, так как пошёл против самого себя, против своей совести, и приходит наконец к духовному возрождению. Достоевский представил нам величайший роман времени «Перступление и наказание».

Это роман, в котором переплетаются пороки человека, его терзания и нравственные законы. Позже Раскольников осознает это, он чувствует укоры совести.

В итоге он встает на верный путь раскаяния в конце романа.

Такой я вижу проблему совести в романе «Преступление и наказание». Родион пытается осознать, правильно ли было убить старуху-ростовщика, и как теперь быть дальше.

Постепенно его начинает мучать совесть, и это доходит до той ступени, что Родион сам приходит в полицию и признается. В каком-то смысле можно сказать, что его совесть — это Соня, добрая и спокойная девушка, всем сердцем любящая его.

Проблема раскаяния аргумент преступление и наказание

Социальная тема, тема бедных людей», «униженных и оскорбленных», была продолжена автором в «Преступлении и наказании» Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. Говорят, что мир существует благодаря любви, что именно любовь, побуждает творить добрые дела, вдохновляет творцов, изменяет самого человека.

возвышает его душу, делает его красивее, сильнее, добрее.

Действительно, любовь-это великая сила, без которой мы бы не смогли существовать.

Любовь-это великое чувство, заключающееся в глубокой привязанности и симпатии к другому человеку. Еще в прошлых веках считалось, что любовь делает человека человека счастливым. Такой груз неожиданных последствий не­сет на себе теория Раскольникова.

В эпоху общественной смуты главный герой произведения – будущий царь Борис — идет на преступление, которое он совершает чужими руками.

Это событие – убийство сына Ивана Грозного, наследника русского престола в Угличе. Всю последующую жизнь Борис Годунов пытается оправдаться перед судьбой, народом, проводя в жизни разнообразные реформы, совершая благие деяние.

Зрительные диктанты

30 лет, имеет трех детей. Петр Петрович Лужин – надворный советник, человек с деньгами, 45 лет. Дмитрий Прокофьевич Вразумихин (Разумихин) – молодой человек, студент, друг Раскольникова Аркадий Иванович Свидригайлов – помещик, бывший шулер, ок.

Марфа Петровна Свидригайлова – жена Свидригайлова, старше него на 5 лет Зосимов – приятель Разумихина, знакомый Раскольникова, доктор, 27 лет.

Александр Григорьевич Заметов – знакомый Разумихина, письмоводитель в местной конторе, 22 года.

Никодим Фомич – квартальный надзиратель в том районе, где жил Раскольников Илья Петрович – помощник квартального надзирателя по прозвищу «Порох» Настасья – служанка в доме, где снимал комнату Раскольников Амалия Ивановна – хозяйка в доме, где снимали комнату Мармеладовы Миколка – красильщик, задержанный по делу об убийстве Родион Романович Раскольников терзает себя мыслями о том, что задуманное им дело “грязно, пакостно, гадко”, но, тем не менее, он решается на убийство, оправдывая свои действия «высшей целью».

ПОДЕЛИТЬСЯ

Новый тест по роману преступление и наказание Ф. М. Достоевского 3 варианта с ответами по литературе 10 класс.

Ссылка для скачивания теста за 10 класс: PDF | WORD

Решать тест преступление и наказание онлайн на сайте:

Задания и ответы для 1 варианта:

1)Согласно первоначальному замыслу, А. роман Ф.М. Достоевского должен бал называться «Пьяненькие». Б. действие в романе Ф.М. Достоевского должно было происходить на московских улицах. В. в конце романа Родион Раскольников должен был стать учителем сельской школы. Г. Семён Захарыч Мармеладов должен был стать центральным героем романа. Д. в конце романа Мармеладов должен был стать генералом. Е. Дочь Мармеладова, Соня, должна была выйти замуж за Свидригайлова.

Ответ: а, г

2)Из первой главы романа мы узнаём, что главный герой Родион Романович Раскольников А. был страстно влюблён в дочь бывшего титулярного советника. Б. часто посещал распивочные. В. жил в съёмной тесной каморке под кровлей пятиэтажного дома. Г. был строен и хорош собою. Д. задолжал квартирной хозяйке и боялся встречи с ней. Е выручил у старухи-процентщицы четыре рубля за старые отцовские серебряные часы

Ответ: в,г,д

3)Из разговора студента с молодым офицером в распивочной Раскольников услышал, что Алёна Ивановна А. может сразу выдать 5 тысяч рублей. Б. была милой, отзывчивой и кроткой старушкой. В. была злой и больной старушонкой. Г. бьёт свою сводную сестру Лизавету. Д. составила завещание, согласно которому все деньги после её смерти должны перейти её сводной сестре Лизавете. Е. недостойна жить, по мнению собеседников.

Ответ: а, в, г, е

4)В письме к своему сыну Роде Пульхерия Александровна писала, что Пётр Петрович Лужин А. является дальним родственником Марфы Петровны. Б. хочет открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору. В. учится в университете на юридическом факультете. Г. предлагает Дуне выйти за него замуж. Д. поедет скоро в Москву по делам. Е. ей очень понравился.

Ответ: а, б, г, е

5)Согласно теории Раскольникова, А. все люди делятся на обыкновенных (1 разряд) и необыкновенных (2 разряд). Б. обыкновенные люди совершают преступления. В. все люди имеют право совершать преступления. Г. обыкновенные люди не имеют право совершать преступления; они должны лишь сохранять мир и приумножать его численно. Д. люди 2 разряда двигают мир и ведут его к цели, поэтому имеют право на «кровь по совести», если это необходимо для достижения цели. Е. необыкновенные люди приносят обществу пользу, совершая преступление во имя его блага.

Ответ: а, г, д, е

6)На поминках у Мармеладовых А. Лужин предложил Соне выйти за него замуж. Б. Лужин обвинил Соню в краже у него сторублёвого кредитного билета. В. Раскольников подрался со Свидригайловым. Г. Лебезятников обвинил Лужина в клевете по отношению к Соне. Д. Раскольников предал через Соню деньги Катерине Ивановне на похороны мужа. Е. Раскольников был арестован.

Ответ: б, г

7)В день похорон мужа Катерина Ивановна Мармеладова А. бегала к генералу, где обедал бывший начальник мужа. Б. вышла на улицу с детьми и шарманкой. В. должна была встретиться со священником. Г. умерла от горлового кровотечения. Д. решила жить по «жёлтому билету». Е. бросила детей и ушла в монастырь.

Ответ: а, б, г

8)Аркадий Иванович Свидригайлов приехал в Петербург сразу же после смерти своей жены, чтобы встретиться с Раскольниковым и А. рассказать ему о том, как умерла его жена. Б. уличить его в убийстве старухи-процентщицы. В. поговорить с ним о его сестре Дуне. Г. попросить его передать сестре Дуне известие о том, что его жена завещала ей 3 тысячи рублей. Д. через его содействие увидеться с его сестрой Дуней и убедить её не выходить замуж за Лужина. Е. через его содействие увидеться с его сестрой Дуней и предложить ей 10 тысяч рублей.

Ответ: в, г, д, е

9)При второй встрече с Соней Раскольников А. просит её выйти за него замуж. Б. просит её не оставлять его. В. признаётся ей в убийстве старухи-процентщицы. Г. объясняет её , почему он убил старуху. Д. раскаивается в совершении преступлении. Е. говорит, что убил старуху, чтобы помочь матери и сестре.

Ответ: б, в, г

10)В эпилоге романа мы узнаём, что А. Дуня, сестра Раскольникова, вышла замуж за Свидригайлова. Б. Раскольников так и не раскаялся в совершённом им преступлении. В. Мать Раскольникова, Пульхерия Александровна, умерла от чахотки. Г. Раскольников был осуждён на 8 лет каторжных работ в Сибири. Д. Соня последовала за Раскольниковым к месту каторги. Е. Соня и Раскольников поженились сразу же после суда.

Ответ: б, г, д

Задания и ответы для 2 варианта:

1)Родион Романович Раскольников предстаёт перед нами в романе в качестве бывшего студента А. университета юридического факультета. Б. университета философского факультета. В. университета факультета словесности. Г. духовной семинарии.

Ответ: а

2)С Семёном Захарычем Мармеладовым Раскольников познакомился А. в распивочной. Б. в церкви. В. на похоронах его жены. Г. на улице.

Ответ: а

3)Дуня, сестра Раскольникова, работала в доме Свидригайловых А. поваром. Б. няней. В. экономкой. Г. гувернанткой.

Ответ: г

4)Раскольников убил Лизавету из-за того, что она А. вызывала у него отвращение. Б. не любили его сестру. В. оказалась свидетелем другого убийства. Г. не вернула ему карточный долг.

Ответ: в

5)Образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом А. убитой им старухи-процентщицы. Б. умирающей Катерины Ивановны. В. доведённой до отчаяния Пульхерии Александровны Раскольниковой. Г. умершей жены Свидригайлова Марфы Петровны.

Ответ: б

6)В газете «Периодическая речь» А. был напечатан роман Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорблённые». Б. была напечатана статья Раскольникова «О преступлении». В. была напечатана заметка Разумихина «О настоящей любви». Г. было напечатана торжественное обращение императора к петербуржцам

Ответ: б

7)Во время первой встречи с Соней Раскольников попросил её прочитать ему библейскую легенду о А. Давиде и Голиафе. Б. великом потопе. В. воскресении Лазаря. Г. сотворении мира.

Ответ: в

8)Согласно теории Лужина, А. жениться нужно в преклонном возрасте. Б. все люди делятся на два сорта: умных и глупых. В. всё на свете основано на личном интересе. Г. главное в жизни человека – любовь и милосердие.

Ответ: в

9)В конце романа Свидригайлов А. женился на Соне Мармеладовой. Б. умер от тяжёлой болезни. В. уехал в Америку. Г. застрелился из револьвера.

Ответ: г

10)За своё преступление Раскольников был А. приговорён к смертной казни. Б. осуждён на 8 лет каторжных работ в Сибири. В. сослан на остров Сахалин. Г. подвергнут 150 ударам плетью на Дворцовой площади.

Ответ: б

Задания и ответы для 3 варианта:

1)Как звали убитую Раскольниковым старуху-процентщицу? А. Амалия Фёдоровна Б. Алёна Ивановна В. Дарья Францовна Г. Марфа Петровна

Ответ: б

2)Кому Раскольников в первый раз сознался в своём преступлении? А. Соне Мармеладовой Б. своей сестре Дуне В. следователю Порфирию Петровичу Г. своей матери Пульхерии Александровне

Ответ: а

3)Кто принёс Раскольникову повестку из полиции о денежном взыскании? А. прислуга Настасья Б. квартирная хозяйка В. квартальный надзиратель Г. дворник

Ответ: г

4)Почему сестра Раскольникова, Дуня, решила выйти замуж за Петра Петровича Лужина? А. Она очень любила этого человека. Б. Для неё это был единственный способ разорвать свои отношения со Свидригайловым. В. Она мечтала сделать карьеру в Петербурге. Г. Она хотела помочь брату закончить образование и впоследствии получить достойную работу

Ответ: г

5)Как описывается в романе внешность Лужина?

Ответ: в

6)Что произошло с Раскольниковым на Николаевском мосту? А. Он упал с моста в Неву и утонул. Б. Он потерял сознание и попал под лошадей проезжавшей мимо коляски.. В. Он спас девочку от нападения разбойников. Г. Его ударил кнутом по спине кучер проезжавшей мимо коляски.

Ответ: г

7)Чем закончилось знакомство Раскольникова с Лужиным? А. Лужин был оскорблён Раскольниковым. Б. Раскольников предложил Лужину деловую сделку. В. Раскольников спустил Лужина с лестницы. Г. Лужин передал Раскольникову письмо от его матери.

Ответ: а

8)Кто познакомил Раскольникова с Порфирием Петровичем? А. Заметов Б. Разумихин В. Лужин Г. Свидригайлов

Ответ: б

9)Чем закончились поминки у Мармеладовых? А. Лужин дал пощёчину Раскольникову. Б. Лебезятников избил Катерину Ивановну. В. Амалия Ивановна выгнала Катерину Ивановну с детьми из комнаты, которую она им сдавала. Г. Катерина Ивановна упала в обморок, и ей вызвали доктора.

Ответ: в

10)Как помог Свидригайлов семье Мармеладовых? А. Он женился на Соне и рассчитался с долгами её семьи. Б. Он открыл счёт в банке на имя Катерины Ивановны. В. Он устроил похороны Катерины Ивановны и определил её детей в приличное место. Г. Он устроил похороны Катерины Ивановны и усыновил её детей.

Ответ: в

Тренировочные варианты ЕГЭ по литературе для 10-11 класса:

Тренировочные варианты ЕГЭ по литературе 11 класс задания с ответами

Преступление свидригайлова в романе преступление и наказание сочинение

Аркадий Свидригайлов. Актер Е. Копелян. Х/ф «Преступление и наказание». 1969

Аркадий Иванович Свидригайлов играет в романе «Преступление и наказание» роль второстепенного персонажа. Это бывший кавалерист, стареющий дворянин, развращенный сластолюбец и циник. Мечтает взять в жены сестру Родиона Раскольникова, молодую девушку Дуню. Он знает о преступлении, которое совершил Раскольников, но обещает хранить тайну.

Одним из прототипов Свидригайлова можно считать некоего Аристова, – дворянина, который, совершив убийство, отбывает наказание в Омском остроге. В психологическом портрете Свидригайлова наблюдается много совпадений с этой реальной личностью. Также Достоевский мог взять за основу для своего героя черты характера его однофамильца Свидригайлова. Его скандальному поведению был посвящен фельетон в журнале «Искра» за 1861 год.

Описание героя

Внешние данные, тип личности

Возраст Свидригайлова – около пятидесяти лет, рост – выше среднего, мужчина довольно широкоплеч и дороден. За счет мощной верхней части тела смотрится немного сутуловатым. У героя моложавое широкое и скуластое лицо, которое вполне можно назвать симпатичным. Свежий, «не петербургский» цвет лица говорит о его неплохом здоровье. На голове – густая шапка белокурых волос, едва тронутых проседью. Густая, светлая борода лопатой опускается на грудь. Взгляд ярких, но холодных голубых глаз – пристальный и задумчивый. Образ дополняют яркие алые губы. По словам Раскольникова, все вместе это напоминает маску и вызывает неприятное впечатление.

Свидригайлов смотрится щеголем. Он предпочитает красивую и комфортную одежду. Непременный атрибут его образа – дорогая трость, набалдашник которой уверенно лежит в его руке, облаченной в свежую перчатку. Стук этой трости по тротуару предвещает о скором появлении героя. Палец Свидригайлова украшает мощный перстень с дорогим сверкающим камнем.

Происхождение, характер

По происхождению Аркадий Иванович дворянин. Отслужив два года в кавалерии, он, по его словам, «шлялся» в Петербурге. Успел побывать в тюрьме за долги, откуда был выкуплен Марфой Петровной, его будущей женой. После женитьбы семь лет провел в деревне помещиком и даже успел заслужить репутацию порядочного хозяина. «Хорошо обходился с людьми, и люди его даже любили». У Свидригайлова есть дети, они хорошо устроены, богаты и совсем не нуждаются в общении с отцом. «Дети мои остались у тетки; они богаты, а я им лично не надобен. Да и какой я отец!» О самом себе он говорит, что грешен и низок, любитель «мест с грязнотцой». Кроме того, она называет себя мрачным и скучным человеком: «А я ведь человек мрачный, скучный. Вы думаете, веселый? Нет, мрачный: вреда не делаю, и сижу в углу; иной раз три дня не разговорят…»

Из отрицательных черт также можно отметить развращенность, похотливость, цинизм. В обществе ходят слухи о том, что на его совести несколько смертей. Первой жертвой стала глухонемая девочка-подросток, «жестоко им оскорбленная», и покончившая жизнь самоубийством. Та же участь постигла лакея Филиппа, которого Свидригайлов довел до суицида своими насмешками. Не исключено, что преждевременная смерть его супруги Марфы Петровны (официально от удара) также не обошлась без участия Свидригайлова.

Свидригайлов и Дуня Раскольникова

Преступление свидригайлова в романе преступление и наказание сочинение

Кадр из фильма «Преступление и наказание». 2007. Свидригайлов — актер А. Балуев

После смерти Марфы Петровны, которую он, по слухам, все же отравил, Свидригайлов перебирается в Петербург и начинает в открытую преследовать Дуню Раскольникову. Волею случая он оказывается соседом Сони Мармеладовой и однажды подслушивает признание Раскольникова в убийстве Алёны Ивановны. Для него эта новость становится отличным способом для шантажа Авдотьи Романовны.

Свидригайлов заявляется в каморку Раскольникова и предлагает ему передать Дуне десять тысяч рублей в качестве компенсации за моральный ущерб. Ему удается под предлогом важной новости о брате заманить девушку к себе, где он сообщает ей, что Родион убийца. Он пытается склонить Дуню к близости, обещая ей помощь в деле Раскольникова, но она сопротивляется, и в ход снова идет шантаж. Не выдержав напряжения, Дуня пытается застрелить Свидригайлова, но промахивается. Поняв, что Дуня никогда его не полюбит, он, неожиданно для себя, отпускает ее.

Крах теории Свидригайлова

Достоевский в своем романе наделил своей собственной теорией не только Родиона Раскольникова, но и другого персонажа – Аркадия Свидригайлова. Обе теории схожи по своей сути, поэтому героев – их носителей, принято считать двойниками. Следуя своей теории, Свидригайлов уверенно заявляет, что зло, причиненное во благо, злом как бы и не является. Практически то же самое исповедует и Раскольников.

Перед тем, как в последний раз встретиться с Авдотьей Романовной, Свидригайлов совершает ряд поступков, которые совершенно не соответствуют его мироощущению. Так, он берет на себя расходы по организации похорон Катерины Ивановны Мармеладовой, выделяет крупную сумму на обустройство ее осиротевших детей, предлагает Раскольникову передать Дуне десять тысяч рублей, чтобы избавить ее от вынужденного брака с Лужиным и спасти семью Родиона от нужды.

На первый взгляд эти поступки кажутся противоестественными для такой личности как Свидригайлов. Но для него это единственный выход для духовного «перерождения». Он понимает, что вся его сущность вызывает у Дуни чувство глубокого отвращения, поэтому старается за короткое время превратиться в ее глазах в благородного рыцаря. К тому же, у него припасен на этот случай еще один козырь – он владеет страшной тайной Родиона, но не выдает его.

Преступление свидригайлова в романе преступление и наказание сочинение

Кадр из фильма «Преступление и наказание». 1969

Как известно, последняя встреча с Дуней едва не стоила ему жизни. Отпустив девушку, он понимает, что никогда не добьется ее взаимности. Обратив внимание на брошенный ею пистолет, в котором оставалось два патрона, он кладет его в карман и выходит из дома. Несколько часов он блуждает по кабакам и трактирам, но не выпивает даже капли спиртного. Начавшийся ливень вынуждает его вернуться домой. Взяв все свои деньги, он отправляется к Соне Мармеладовой.

Свидригайлов сообщает Соне, что уезжает в Америку и оставляет ей три тысячи рублей, которые могут пригодиться, если Родиона сошлют на каторгу. Его посещение и уход оставляют в душе Сони непонятное и тяжелое подозрение. После этого он едет на квартиру своей невесты и дарит ей пятнадцать тысяч серебром. Прощаясь с ней, он говорит, что дела вынуждают его на некоторое время покинуть Петербург.

Сняв комнатушку в дешевой гостинице, Свидригайлов решает немного поспать. Во сне он видит девочку в гробу и понимает, что это жертва его насилия. От страха он пробуждается, но вскоре снова погружается в полудрему. Ему снова видится уже другая, плачущая девочка, которую он собирается утешить. Он переносит малышку на кровать и укрывает одеялом. Внезапно она начинает смеяться, чем вызывает у него приступ ярости. Он заносит руку для удара и просыпается. Совершенно разбитый, Свидригайлов покидает гостиницу и направляется к пожарной части. Там он останавливается и стреляет себе в висок.

Роль героя в произведении

Роль данного героя в произведении заключается в том, что, благодаря его образу становится понятна теория главного героя романа Раскольникова о допустимости преступлений. Несмотря на схожесть позиций, при близком знакомстве со Свидригайловым Родион обнаруживает у него полнейший дефицит нравственности, и это начинает его пугать.

Душевная пустота, заведшая героя в тупик, а также скука становятся причинами его самоубийства. Перед тем как покончить с собой, он совершает ряд благородных поступков, но даже они не способствуют искуплению его вины. Его циничная и развратная сущность не видит иного способа для раскаяния, кроме суицида. Если Раскольников уже жалеет о содеянном и становится на путь искупления, то Свидригайлову, в душе которого не осталось ничего святого, это покаяние уже недоступно. Оказавшись в замкнутом круге: нежелание так жить дальше и отсутствие способности к раскаянию, герой добровольно выбирает смерть.

Литература

  1. Наседкин Н.Н. Достоевский: Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2003. — (Русские писатели).
  2. Терлецкий А.Д. Словарь литературных персонажей: Русская литература: Середина XIX — начало XX вв. — М.: Московский лицей, 1997.
  3. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. — М.: Олимп, 2002.
  4. Пишем сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». — М.: Грамотей, 2007.
  5. Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики. Абакан, 1999.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 940 | Оценить:

  • Преступление это сочинение вступление
  • Преступление синонимы для сочинения
  • Преступление термин для сочинения
  • Преступление что это такое определение для сочинения
  • Преступление это болезнь общества или человека итоговое сочинение