Преступление и наказание сочинение рассуждение вступление

В романе преступление и наказание соня и раскольников являются основными действующими лицами. через образы этих героев фдор михайлович пытается донести

В романе «Преступление и наказание» Соня и Раскольников являются основными действующими лицами. Через образы этих героев Фёдор Михайлович пытается донести до нас главную идею произведения, найти ответы на жизненно важные вопросы бытия.

На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну.

Раскольников – бедный студент, забросивший учёбу на юридическом факультете, создавший страшную теорию о праве сильной личности и замысливший жестокое убийство. Человек образованный, гордый и тщеславный, он замкнут и необщителен. Его мечта ‒ стать Наполеоном.

Софья Семёновна Мармеладова – робкое «забитое» существо, по воле рока оказывается на самом дне. Восемнадцатилетняя девушка необразованна, бедна и несчастна. Не имея другой возможности заработать, она торгует своим телом. Вести подобный образ жизни её заставила жалость и любовь к близким и родным людям.

У героев разные характеры, разный круг общения, уровень образования, но одинаково несчастная участь «униженных и оскорблённых».

Их объединяет совершённое преступление. Оба преступили нравственную черту и оказались отверженными. Раскольников убивает людей ради идеи и славы, Соня нарушает законы морали, спасая от голодной смерти свою семью. Соня страдает под тяжестью греха, а Раскольников не чувствует себя виноватым. Но их непреодолимо тянет друг к другу…

Этапы отношений

Знакомство

Странное стечение обстоятельств, случайная встреча сталкивает героев романа. Их отношения развиваются поэтапно.

Родион Раскольников узнаёт о существовании Сони из запутанного рассказа пьяного Мармеладова. Судьба девушки заинтересовала героя. Их знакомство произошло гораздо позже и при достаточно трагических обстоятельствах. Молодые люди встречаются в комнате семьи Мармеладовых. Тесный проходной угол, умирающий чиновник, несчастная Катерина Ивановна, испуганные дети – вот обстановка первого свидания героев. Родион Раскольников бесцеремонно разглядывает девушку, которая вошла, «робко озираясь». Она же готова умереть от стыда за свой непристойный и неуместный наряд.

Свидания

Дороги Сони и Раскольникова в романе «Преступление и наказание» часто пересекаются как будто совершенно случайно. Сначала Родион Раскольников помогает девушке. Он отдаёт ей последние деньги на похороны отца, разоблачает подлый замысел Лужина, пытавшегося обвинить Соню в воровстве. В сердце молодого человека ещё нет места для большой любви, но ему всё больше хочется общаться с Соней Мармеладовой. Его поведение кажется странным. Избегая общения с людьми, расставшись с родными, он идёт именно к Соне и только ей признаётся в своём страшном преступлении. Раскольников чувствует внутреннюю силу, о которой не подозревала и сама героиня.

Жалость к преступнику

Родион Раскольников и Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» два отверженных человека. Их спасение друг в друге. Наверное, поэтому истерзанная сомнениями душа героя тянется к обездоленной Соне. Он идёт к ней, чтобы пожалеть, хотя сам не меньше нуждается в сострадании. «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём», – думает Раскольников. Неожиданно Соня открывается для Родиона с другой стороны. Она не пугается его признания, не впадает в истерику. Девушка читает вслух библию «Историю о воскресении Лазаря» и плачет от жалости к любимому человеку:«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» Сила убеждения Сони такова, что заставляет покориться. Родион Раскольников по совету подруги идёт в участок и делает чистосердечное признание. На протяжении всего пути он чувствует присутствие Сони, её незримую поддержку и любовь.

Любовь и преданность

Соня – натура глубокая и сильная. Полюбив человека, она готова для него на всё. Не задумываясь, девушка едет за осуждённым Раскольниковым в Сибирь, решив находиться рядом долгие восемь лет каторги. Её жертвенность поражает читателя, но оставляет равнодушным главного героя. Доброта Сони находит отклик в душах самых жестоких преступников. Они радуются её появлению, обращаясь к ней, говорят: «Мать ты наша, нежная, болезная». Родион Раскольников по-прежнему холоден и груб при свиданиях. Его чувства проснулись только после того, как Соня тяжело заболела и слегла. Раскольников вдруг понимает, что она стала ему необходимой и желанной. Любовь и преданность слабой девушки сумели растопить застывшее сердце преступника и пробудить в нём добрые стороны его души. Ф. М. Достоевский показывает нам, как, пережив преступление и наказание, их воскресила любовь.

Проблема материнской любви сочинение


Итоговое сочинение: «Проблема материнской любви»
Для аргументации выбраны произведения: Л.Н.Толстой «Война и мир», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».

«Первое слово ребенок сказал:

Вырос. Солдатом ушёл на вокзал.

Вот он в атаке на дымную землю упал.

Встал. И пошёл. И губами горячими к жизни припал.

Введение: Любовь матери – самое сильное чувство на свете. Безграничная доброта, всепрощение, полное понимание проблем своего ребенка, готовность помочь, несмотря на трудности, встающие на пути, желание видеть свое дитя счастливым, — это одни из главных (но далеко не все) устоев материнской любви.

Жить ради ребенка – вот желание каждой матери. Каким бы ни были сын или дочь, материнская любовь всегда видит самое лучшее. Сердце матери принимает дитя любым, потому что по-другому оно любить не может, просто не умеет. Мать старается помочь, понять, принять участие во всем, что делает ее ребенок. Она радуется успехам и огорчается неудачами иногда даже больше, чем сын или дочь. Мать любит, и такой любви иногда нет объяснения.

Аргументы: В романе Льва Толстого «Война и мир» мы встречаемся с семьей Ростовых. В ней царят любовь и гармония. Мать семейства – графиня Наталья – создает уют и поддерживает доверительные отношения со всеми членами семьи. Она научила своих детей самому главному в жизни – любить. И ее любовь к детям безгранична.

Когда погиб ее самый младший сын Петя, графиня перестала жить. Она замкнулась в себе и перестала выходить из комнаты. Как она не хотела отпускать своего мальчика на эту войну! Видимо, сердце ее предчувствовало вечную разлуку. Но Петя был воспитан патриотом, он мечтал о подвигах, но, к сожалению, его первое сражение оказалось для него последним.

Трудно пережить матери смерть сына. Графиня быстро состарилась, перестала быть похожей на ту живую, красивую и жизнерадостную женщину. Рассудок ее помутился, и она доживала свои дни в большой скорби по сыну. Любовь матери не смогла вынести этого горя, она настолько сильна, что ее трудно чем-либо измерить.

В романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» мы видим еще один пример необъятной материнской любви. Это мать Родиона Раскольникова — Пульхерия Александровна. В произведении мы видим ее заботливой, нежной, трогательной старушкой. Женщина так любит своего сына, что готова ради него на все. Долгое время он находился в бедственном положении, у него не было денег, он едва находил себе средства для пропитания.

Пульхерия Александровна приняла решение отдать свою дочь Дуню в работу к Свидригайлову, а потом выдать замуж за Лужина. Деньги, которые она получила, были оправлены любимому Роде для улучшения его материального положения. Мать пошла на большую жертву. Отнимая у себя, она отдавала сыну. Любовь Пульхерии Александровны не знала границ, и все ее действия были связаны только с тем, чтобы помочь сыну.

Вывод: Мать всегда будет любить своего ребенка независимо от того, сколько ему лет. Она будет стараться помочь в беде, потому что самое главное для матери – это счастье собственного дитя. Все, что не случится с ним, отражается на душевном состоянии матери. Видеть боль своего ребенка — это значит, переживать ее вместе с ним. Любовь матери не заменит ничто на свете. Как закончил свою поэму Сергей Островой: «Берегите своих матерей! Настоящая мать человеку дается однажды!»

Источник

Победа добра

Книга великого писателя заставляет задуматься над вечными вопросами бытия, поверить в силу настоящей любви. Она учит нас добру, вере и милосердию. Доброта слабой Сони оказалась гораздо сильнее того зла, которое поселилось в душе Раскольникова. Она всесильна. «Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное», – сказал Лао-цзы.

Тест по произведению

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — это изображение трудного нравственного пути главного героя к истине, которая, по мнению писателя, заключается в любви и вере в Бога. К этому же пониманию в финале произведения начинает приходить и Родион Раскольников. Однако эта «простая» истина далась ему чрезвычайно сложно, герой заплатил за нее ужасающую цену. В поисках правды и справедливости Раскольников решается на убийство человека и, несмотря на то, что вся его природа протестует против этого преступления, совершает его. Все последующее действие романа — это развенчание поступка героя и его теории, которая разрешала «преступить нравственную черту». Каждой строкой своего произведения автор разоблачает теорию Раскольникова, показывает ее разрушительную сущность, противоречащую законам всего живого. Однако Достоевский хочет, чтобы не только читатели, но и его герой понял весь ужас придуманного и содеянного им. Поэтому он «сводит» Раскольникова с персонажами, которые помогли бы Родиону в этом. Главную роль среди них играет, конечно же, Сонечка Мармеладова, ставшая для Раскольникова не только любимым человеком, но и ангелом–спасителем. Соня — нравственный антипод Раскольникова. Она отрицает бунт, свойственный Родиону, и выбирает путь смирения перед Богом. Эта девушка — «блудница» с точки зрения общественной морали, ведь она вышла на улицу, чтобы ее семья не умерла с голоду. Однако с точки зрения христианства Соня — святая, потому что жертвует собой ради благополучия ближних и сохраняет Бога в своей душе («…С ними-то что будет?»). Но, несмотря ни на что, Соня и Раскольников во многом похожи. Это две сложные натуры, которые живут напряженной духовной жизнью, страдают от своей «униженности». Я думаю, что героиня, так же, как и Родион, много думала о возможности «покончить все разом» — о самоубийстве. Кроме того, оба героя – изгои в обществе, совершившие страшные преступления и потому оба они очень одиноки. Раскольников чувствует это, говоря Соне: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем». Его тянет к этой несчастной девушке, ведь она единственный человек, который может его понять. Мысль о возможности открыть свою тайну кому-то другому, пусть даже близкому человеку — сестре, матери, Разумихину — приводит Родиона в ужас. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним «в каторгу». В теории Родиона «ничего она… не понимала», но почувствовала ее несправедливость. Соня не верит в «право убивать», возражает Раскольникову: «Убивать-то право имеете?» Однако в исповеди героя Соня сердцем поняла самое главное: Раскольников несчастен, он страдает. Именно поэтому она говорит ему: «Что это вы над собой сделали?»; «Нет теперь никого несчастнее тебя в целом свете». Эта героиня сохранила веру в Бога, несмотря на все несчастья, которые пережила. Она избрала путь истинного смирения перед Богом, веру в возможность возрождения. По мнению Достоевского, именно этот путь ведет к спасению. Недаром эпизод, в котором Соня читает Родиону библейскую легенду о воскрешении Лазаря, считается одной из кульминаций романа. Путь духовного возрождения героиня прочит и Раскольникову, несмотря на его скептическое неверие и продолжающийся бунт. Однако для Сони душевное выздоровление Раскольникова, его приход к Богу становится новой миссией, даже более важной, чем поддержание семьи. Для нее в Родионе, которого она полюбила за его страдания, прежде всего, теперь заключается весь смысл жизни. На него она направила всю свою любовь, заботу, силу веры. Именно поэтому Мармеладова подталкивает Родиона к признанию своей вины, именно поэтому она убеждает его покаяться перед людьми, именно поэтому она едет за ним на каторгу. Таким образом, смирившись, Соня спасает не только себя, но и Раскольникова. Именно любовь к Соне открыла этому герою возможность примирения с жизнью, с людьми. Неслучайно отношение каторжников к Раскольникову изменилось после его свидания с Соней: «В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе». Самопожертвование Сони помогло герою сделать первый шаг — отказаться от рационального осмысления жизни: «… он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь… » Только тогда Родион смог понять, насколько важна для него героиня, что он любит ее так же сильно, как и она его: «она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута…» В финале романа писатель дает героям надежду на возрождение, возврат к «правильной», «естественной жизни», наполненной любовью друг к другу, к людям, к Богу: «Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь». Таким образом, любовь Раскольникова и Сони помогла обоим героям обрести смысл жизни, поверить в себя и в возможность счастья, захотеть обновления и возрождения. Эти люди нашли друг друга и, вместе с этим, обрели истинную цель, соединились с Богом. Именно в этом, как мне кажется, заключается гуманистический и оптимистический пафос романа Достоевского, показывающего, что духовное возрождение возможно для каждого, и в этом есть смысл существования человека на этой Земле.

Достоевский Ф.М. – один из величайших гуманистов ХIХ в. Писатель находит человека и в убийце, и в блуднице, и в пьянице. В полной мере это относится и к героям романа «Преступление и наказание». Книга эта – повествование о судьбах отверженных, но воскресших в конце концов людей.

Судьба Сони открывается во всей своей трагической полноте в исповеди Мармеладова перед Раскольниковым. Именно из рассказа спившегося чиновника Семена Захарыча мы узнаем о том крайнем способе, к которому прибегает Сонечка, чтобы спасти свою семью от голодной смерти. С ее образом связана в романе тема поруганной красоты, оскверненного чувства, высокой жертвенности. Мысль о самоубийстве не раз посещает Сонечку, и только забота о Катерине Ивановне и детях удерживает Софью Семеновну от рокового шага. Впрочем, не только… «Что она, уж не чуда ли ждет? И, наверно, так», – догадывается Раскольников. Чтение Соней евангельской притчи о воскресении Лазаря – это предельное самораскрытие героини. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги». В душе Соня – ребенок, с детской наивностью продолжающий верить в чудо.

Трагична не только судьба Сони, но и судьба Раскольникова. Создание индивидуалистической теории «крови по совести», делящей всех на «тварей дрожащих» и «право имеющих», и попытка ее осуществления окончательно отъединяют его от людей. Герой признается самому себе после убийства: «Мать, сестра, как я любил их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить…» Он пока не понимает, что, убив Лизавету и старуху-процентщицу, он уничтожил себя, вырубил топором свою душу, вырвал ее из себя с корнями.

Герои Достоевского наделены «проницательными сердцами». Сонечка прекрасно понимает, что Раскольников «ужасно, бесконечно несчастен». Не случайно именно к ней приходит Родион Раскольников со своими исповедями, с желанием «поклониться всему страданию человеческому». Именно ей признается в совершенном убийстве. «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил!» – объясняет герой. Он уже близок к тому светлому пути, которым они с Соней пойдут в конце романа, свои признанием он отвергает собственную теорию. «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!» – с ужасом говорит Соня и предлагает Раскольникову покаяться, «страдание взять на себя». Соня протягивает убийце крест со словами: «Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем!..» С чувством приговоренного к смерти Раскольников приходит на Сенную площадь. «Он встал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием». Соня тайком наблюдает за Родионом Романовичем. «Раскольников почувствовал и понял в эту минуту, раз и навсегда, что она теперь с ним навеки и пойдет с ним на край света, куда бы ему ни вышла судьба». И действительно, Соня не оставляет убийцу даже в Сибири. В ясный весенний день Раскольников выходит на берег реки. «…Вдруг подле него очутилась Соня. Она подошла едва слышно и села рядом с ним… Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого…»

Итак, именно любовь, нежная любовь к конкретному человеку (а не к абстрактному человечеству!) приводит героев Достоевского к духовному воскресению, возрождению, естественности «живой жизни». Взаимное чувство Раскольникова и Сони отличается чистотой и возвышенностью. Но они не замыкаются в своем чувстве. Писатель показывает их в эпилоге на пороге новой, неведомой и прекрасной жизни. Они очистились от грехов, умершие заживо, возродились.

Их воскресила любовь! Ведь это сильнейшая стихия, заставляющая забыть и отринуть всю суетность и греховность прошлой жизни и устремиться вперед, к свету, где ты уже не один.



” и наказание” в 1861-1866 годах. Это время в России было переходным. Социальные противоречия обострились, лидеры революционного движения арестованы, крестьянские восстания Подавлены. Роман Федора Михайловича Достоевского ”Преступление и » одно из самых сложных Произведений русской литературы, в котором рассказал об истории гибели души главного после Совершения им преступления, об отчуждении Родиона от всего мира, от самых близких ему людей — Матери, сестры, друга. Достоевский справедливо утверждал, что вернуться в этот мир, снова стать полноправным Членом общества, можно лишь воспротивившись человеконенавистническим идеям, очистившись страданием.

Вдумчиво Читая роман, мы невольно осознаем, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг Человеческий характер. В романе автор ставит вопрос о наиболее важных, общих проблемах жизни, выборе пути. Ответ получаем из изысканий, самоанализа героев. Достоевский каждому герою дает право выразить свою идею: Раскольникову, Лужину, Свидригайлову, Соне.

Раскольникова волнуют вопросы о мире, о месте человека, почему все Именно так? Его страждущая душа мечется, ищет ответ. У Раскольникова созрела теория, что все люди делятся на Две категории обыкновенных ”тварей дрожащих” и необыкновенных ”право имеющих”, и он вынашивает идею Преступления проверить себя, кто он есть. Совершив преступление, убеждается, что его теория Неверна, что он убил ”ничтожество”, а сам уподобился ”твари дрожащей”. Гордость не позволяет ему Признаться в содеянном, принять помощь близких.

Это приводит его в тупик. Раскольников ищет оправдания своему Поступку, ищет ”преступивших”, как и он сам, поэтому он приходит к Соне. Но Соня ”преступила”, стала грешницей не для себя, а для других. В отличие от Раскольникова она осознает Себя таковой.

Раскольников стремится убедить Соню, что она его не лучше, тем самым пытаясь доказывать это Самому себе. Соня духовно выше, сильнее Раскольникова. Она страдает сама, а Раскольников несет страдание Другим. Соня способна сердцем проникнуть в смысл бытия, она верит в существование высшего, божественного Смысла жизни, что никто не вправе судить другого. Соня говорит Раскольникову: ”от бога вы отошли, и вас бог Поразил”,значит, все в воле божьей, еще можно к богу вернуться.

Пример Сони очень важен для Раскольникова. Она укрепила его в его отношении к жизни. Раскольников недоумевал, как в Соне позор и низость совмещаются с Противоположными и святыми чувствами. Раскольников с любопытством всматривался в Соню, как это хрупкое и Кроткое существо может так, дрожа от негодования и гнева, быть убежденной в своей вере.

Тут он заметил книгу На комоде Евангелие. Мне кажется, что неожиданно для самого себя, он попросил Соню почитать про воскресение Лазаря. Соня колебалась, зачем это неверующему Раскольникову, но он настаивал. Я думаю, Раскольников в глубине Души помнил воскресение Лазаря и надеялся на чудо воскресения самого себя.

Вдруг Раскольников с решимостью во Взгляде заговорил: ”Пойдем вместе. Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!” Значит, чудо все-таки произошло, Раскольников в душе понял, что оставаться так не может, надо сломать что-то В себе, взять страдание на себя. Раскольников принял решение, и это был уже не тот Раскольников мечущийся, Колеблющийся, а просветленный, знающий что делать.

Именно Соня заставляет Раскольникова признаться в Преступлении, доказав, что истинный смысл жизни в страдании. Только народ в лице Сони может осудить «наполеоновский» бунт Раскольникова, copyright

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Их воскресила любовь . Литературные сочинения!

>Сочинения по произведению Преступление и наказание

Их воскресила любовь

Тема любви является чуть ли не центральной в известном произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Наравне с теорией о двух кастах людей («обыкновенных» и «необыкновенных»), автор делает большой акцент на отношениях Раскольникова и Сони Мармеладовой , Разумихина и Дуни . По сути «Преступление и наказание» — это роман, изображающий трудный нравственный путь людей, который, по мнению писателя, может быть пройден достойно только с Любовью и верой в Бога.

Главный герой произведения — студент юридического факультета, который вынуждено оставил учебу из-за нехватки денег. Родион Раскольников — умный и талантливый молодой человек, о чем свидетельствует его статься в газете о теории «низшего» и «высшего» класса людей. К первым герой относил людей, который ничего особенного за свою жизнь не делали и никак не влияли на ход истории. Ко вторым он относила таких людей, как Наполеон. Он видел в этом человеке много достоинств.

Несмотря на то, что полководец убивал людей, он вершил историю. По этой теории людям «высшего» сословия разрешалось убивать себе подобных. Его теорию развенчал один факт. Идею зарубить злостную старуху-процентщицу Раскольников услышал от каких-то людей в трактире, то есть она принадлежала не ему. Но в свете последних событий в его жизни, беспросветной нищеты и мрачного настроения, она ему показалась спасительной. Таким образом, он надеялся уничтожить хотя бы часть зла, превращающего жизни нормальных людей в ад.

К сожалению, в момент его преступления нагрянула сестра процентщицы Лизавета Ивановна — человек бескрайне добрый и никогда никого в своей жизни не обидевший. Раскольникову пришлось и ее убить, чтобы избавиться от свидетелей. Это и стало тем самым «камнем преткновения» в доказательстве его теории. Он понимал, что убил невинного человека и глубоко раскаивался. Нравственным антиподом героя показана Соня Мармеладова. Ей не присуще бунтарство Раскольникова. Она, наоборот, выбирает путь смирения перед Богом.

С точки зрения общественной морали она — блудница. Но мы то понимаем, что она вышла на панель для того, чтобы прокормить свою семью. С точки зрения христианства, эта героиня — святая, потому что она приносит себя в жертву ради своих близких и родных людей. Несмотря ни на что, два главных героя Достоевского во многом схожи. Они ищут путь духовного очищения и находят, в конце концов, его в Любви к Богу. По словам автора, это и есть исцеление, это и есть верный путь.

Сочинение: Их воскресила любовь (по роману «Преступление и наказание»)

Краткое сочинение-рассуждение по литературе с цитатами для 10 класса на тему: любовь в «Преступлении и наказании». Любовная линия Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова

Роман Ф.М. Достоевского затрагивает обширный круг тем. Самые главные – это путь человека, его жизненный выбор, напряженные поиски настоящей истины. Но и вечную тему любви не мог обойти великий писатель. Любовь свела абсолютно противоположных, но одинаково погибающих героев, стала их испытанием и спасением.

Жизнь Родиона Раскольникова, главного героя романа, складывается не лучшим образом. Из родного гнезда, где его все любили, лелеяли его чувствительную и нервную натуру, он попал во враждебную жизнь. Герой учился на юридическом факультете, но ему пришлось покинуть университет из-за отсутствия денег. Бедность давит на героя во всем. Он красив внешне: «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен», — но одет нищенски: «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Живет он в коморке, похожей на гроб. Нищета давила на самолюбие Родиона, он замкнулся в себе, перестал общаться с людьми, пришел к разрушительной теории, разрешавшей убийство, которое он и совершил. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!» — говорит Раскольников о своем поступке. Герой — не преступник, он не может хладнокровно лишить человека жизни. Но раскаяние не овладевало им. Его принудили к чистосердечному признанию лишь страх разоблачения и понимание того, что он не исключительный человек, раз убийство «глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонки, никому не нужной и, напротив, всем вредной» чуть не лишило его рассудка. Однако Раскольников все же пришел к раскаянию и спасся. Как? На его пути появилась Соня Мармеладова.

Соня тоже погибшая, падшая. Эта худенькая, белокурая девушка с глубокими глазами, выражающая наивность и чистоту, вынуждена «идти по желтому билету» (то есть работать проституткой). Героиня – настоящая мученица, она продает свое тело, чтоб обеспечить свою мачеху, ее детей и отца-алкоголика. Соня, как и Родион, мыкается в коморке, где нет даже углов, она одета в лохмотья, также бледна и худа. Однако девушка не обвиняет мир в своем несчастье, а терпит и находит утешение в религии. Грязь, окружающая героиню, не касается ее. Она способна сопереживать и жалеть, не упрекая и любя. Этого так не хватает Раскольникову, вот почему он признается в убийстве именно ей. Именно Соня следует за ним на каторгу, где старается скрасить его быт: «Она ведь и жила только одною его жизнью». Девушка приводит героя к вере, к раскаянию и к спасению. Но и для нее благотворна смена обстановки. Соня становится уважаемой в городе модисткой, герои решают быть вместе после завершения каторжных работ и начать новую жизнь: «Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней».

«Мы вместе прокляты, вместе и пойдем», — говорит Раскольников Соне. Но это оказалось не так. Они были вместе прокляты, но вместе и спаслись. И причина этому – любовь, которая действительно воскресила героев. Обоим она помогла спасти свою душу от греха и начать новую жизнь, выйдя из порочного круга несчастий. И Родион, и Соня пережили много разочарований и ударов судьбы, но любовь позволила им обрести смысл и преодолеть все трудности. Именно в ней, а также вере в Бога, по мнению Ф. М. Достоевского, и заключаются жизненная гармония и покой, которых так не хватает не только героям романа, но и нам, современным читателям.

Автор: Мария Блинова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Автор:
Самый Зелёный
·

«Унылая пора! Очей очарованье!» — думает выпускник, возвращаясь с уроков в осеннюю пору, но «отдаленные седой зимы угрозы» все ближе и явственнее: грядет Итоговое сочинение, и пора что-то решать, пока оно нас не порешило. Подготовиться без лишних нервов и драм помогут аргументы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема» для итогового сочинения 2021-2022 года. Список литературных примеров пособит в трудную минуту творческого застоя и настроит ученика на нужную волну книжных ассоциаций. Если в этой подборке Вы не отыскали нужный аргумент, сам он Вас не найдет. Напишите нам в комментарии, и Многомудрый Литрекон добавит то, что нужно.

  1. Как бороться с преступностью? Зачастую главной причиной преступления является безвыходное положение человека. Загнанный в угол, он готов на все, чтобы вырваться из нищеты, угнетения или иной западни. Поэтому каждому человеку, оказавшемуся в трудном положении, необходима моральная и материальная поддержка. Так, сострадание и милосердие доктора Пирогова из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» спасли жизнь семьи Мерцаловых и предотвратили преступление главного героя против себя самого и своих близких. Глава семьи находился в таком состоянии, что собрался вешаться: дочка серьезно болела, с работы выгнали, семья голодает. От отчаяния он рассказал о своей беде случайному прохожему, который и оказался доктором. Пирогов сразу послал старших детей за едой и дровами, осмотрел больную, выписал бесплатный рецепт, оставил денег. Он стал для Мерцаловых настоящим ангелом, ведь после его посещения их жизнь постепенно стала улучшаться. Пирогов проявил сострадание — отложил свои планы и пожертвовал деньгами, чтобы бескорыстно помочь другим. Милосердие героя вызывает уважение у читателей, ведь один такой поступок спас несколько человек и предотвратил самоубийство одного из них. Именно поддержка общества может переубедить преступника и направить его на путь истинный.
  2. Достоин ли преступник сочувствия? Нередко мы слышим о сочувствии к преступникам, но очень трудно проявить его, если они не пожалели свою жертву и не раскаялись в содеянном. Вот жертва преступления, Лариса Огудалова, героиня драмы А. Н. Островского «Бесприданница», заслуживает сострадания. Внешне ее жизнь неплоха: поклонники, интересные знакомства, скорая свадьба. Однако на самом деле мать практически продает девушку каждому обеспеченному человеку, потому что Лариса — бесприданница. Девушка влюбилась в Паратова, а он лишь поиграл с ней. Она готова выйти за нелюбимого Карандышева, лишь бы скорее уехать и начать скромную жизнь. Но и тот использует Ларису как способ самоутверждения. Девушка ни у кого не находит понимания и сочувствия, человека в ней не видят, лишь игрушку. Даже Вожеватов и Кнуров разыгрывают ее в орлянку и рассматривают только в качестве содержанки. Она вновь верит Паратову, но он предает ее. А жених убивает Ларису, не простив пренебрежения. Все перечисленные мужчины являются преступниками, ведь своими действиями или бездействием вовлекают беззащитную девушку в проституцию и доводят ее до трагической гибели. Однако никто из них не признает своей вины, никто не видит в унижении женщины ничего преступного. Поэтому сочувствия герои не вызывают, они же его не проявили.
  3. Какие поступки вызывают у человека чувство вины? Порой мы совершаем то, за что потом стыдно всю жизнь. Например, когда неблагодарная дочь бросает пожилого отца, — этот поступок нельзя смыть раскаянием или оправданием. Такой пример мы находим в литературе. Станционный смотритель Самсон Вырин из одноименной повести А. С. Пушкина жил на своей отдаленной станции спокойно, пока один проезжий офицер не влюбился в его привлекательную дочку. Военный прикинулся больным, соблазнил девушку и увез с собой. Вырин опасался, что дочь станет одной из провинциальных дурочек, которых обманывают и бросают на произвол судьбы. Он отправился в Петербург, чтобы найти дочь. Она не проявила должного сострадания к отцу и не писала ему ни строчки о своей жизни. Поговорить смотрителю с дочерью не дали, напротив – с позором прогнали. С той поры жизнь Вырина потеряла краски, он вскоре умер. Дочь приехала к отцу, но было поздно. Ей осталось только чувство вины. Она сама стала матерью и поняла, насколько была неправа, но изменить уже ничего не могла и лишь рыдала на могиле.
  4. Можно ли оправдать преступление? Когда человека к преступлению принуждают невыносимые условия жизни, его нельзя осуждать. Поэтому лишь сострадание вызывает Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Отец девушки спился, потерял работу. Его вторая жена болеет чахоткой, у нее дети, которых нечем кормить. Ради семьи Соне приходится «идти по жёлтому билету». Она занимается противоправным и преступным делом, разрушает нравственность, но ведь в таком безвыходном положении у нее нет иного способа заработать. Она не может ждать, пока погибнут от голода ее сестры и брат, мачеха и отец. Ее преступление вынужденное, отчаянное, поэтому ее осудить мы не имеем права. Даже среди окружающей ее грязи Соня остаётся светлой и доброй. А потому автор дает ей шанс начать жизнь с чистого листа.
  5. Нужно ли прощать преступление? Порой люди оказываются в таких условиях, когда преступление является единственным выходом из тупика и возможностью хоть как-то свести концы с концами. В этом случае их можно и понять и простить, ведь не они виноваты в безнадежности и безвыходности обстоятельств. Но Алексей Иванов, герой рассказа А. П. Платонова «Возвращение», принял это далеко не сразу. Он вернулся с фронта домой, пережил ужас войны. Но семья героя, жена Любовь, дети Петруша и Настя, также были в сложнейших обстоятельствах. Любовь работала не покладая рук, чинила соседям обувь, чтобы получить каких-нибудь продуктов и накормить детей. Женщина заслужила сострадание и милосердие. Она изменила мужу, когда уже «ее душа умирала». И хоть сам Иванов изменил, он собрался уходить, не мог простить измену. Но вовремя одумался, остановило его сострадание к детям, которые побежали его останавливать. Алексей понял, что хотя бы ради них нужно попытаться построить новую жизнь и простить то, что даже преступлением назвать нельзя. Он не имел морального права покидать семью в такое сложное время.
  6. Самый жестокий обвинитель — это совесть: так ли это? Даже если преступник не наказан за свое деяние, совесть всегда произнесет свой жестокий приговор, и от него никуда не деться. Это доказывает пример из литературы. Главная героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» влюбилась в дворянина Эраста. Тот вроде бы тоже полюбил ее, но пойти против сословных предрассудков не смог, женился на другой, а Лизой просто поиграл, приятно провел с ней время. Однако для девушки это было настоящее чувство, без которого она не смогла жить, поэтому покончила с собой. Ее история вызывает сострадание, а поведение Эраста – порицание, ведь он виноват в произошедшем. И сам герой винил себя в гибели девушки, хоть и не получил формального наказания. Он всю жизнь чувствовал себя убийцей и прожил годы в мучениях, пытаясь заглушить боль. Совесть стала его единственным, но пожизненным обвинителем, который не отменил своего приговора даже спустя долгие годы.
  7. Какое преступление никак нельзя оправдать? Один из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» сказал, что трусость является самым главным пороком. Именно преступление, связанное с ним, никак нельзя оправдать, ведь от трусости берут свое начало многие беды. Иешуа, герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», переживает предательство, пытки, несправедливый приговор, и все эти несправедливости происходят от трусости людской. Иешуа с состраданием относится к своему обвинителю, Понтию Пилату. А тот понимает, что за Иешуа правда, но ничего не может сделать. Почему? Потому что боится лишиться своего статуса, боится бунта в Иерусалиме, боится признать правоту того, за кем не стоит общепризнанный авторитет. Из-за трусливого отступничества Пилата от истины пленника казнили, причем мучительным и изощрённым способом. И прокуратор винил себя в этой смерти, пытался искупить грех, но тщетно. Все потому, что его преступление нельзя оправдать: страшась за свою судьбу, человек предал самого себя, истину и призвание. А это самое страшное, что может случиться с личностью. Оправдывая ее, мы поощряем куда более серьезные преступления, на которые такой человек пойдет в будущем, не имея никакой моральной опоры.
  8. Как убедить преступника раскаяться в содеянном? Самым страшным наказанием для преступника является изгнание. Бойкот всех людей очень сложно перенести, ведь человек — существо социальное. Это доказывает М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Ларра убил девушку, которая отказалась ему подчиниться. Соплеменники предлагали разные варианты наказания, но старейшины остановились на наиболее действенном. Ларру прогнали из общины. Теперь с ним никто не общался и никак не контактировал. Сначала Ларра не испытывал неудобств, ведь был одержим гордыней. Он воровал скот и уводил насильно женщин. Но со временем одиночество стало сильно давить на него. Он уже и сам просил о смерти, но Бог покарал его бессмертием. В результате Ларра потерял человеческий облик и стал тенью среди людей. Без сомнения, тяжелая кара вынудила его не раз пожалеть о содеянном, раз он призывал смерть. Оказавшись вне социума, личность осознает свои ошибки и делает все возможное, чтобы вернуться.
  9. Месть — это преступление или восстановление справедливости? Очень часто люди думают, что месть обидчику решит все проблемы и восстановит справедливость, но это не так. Л.Н. Толстой романе-эпопее «Война и мир» доказал это. Андрей Болконский был обманут невестой: она не дождалась его и едва не убежала с другим мужчиной из дома. Герой не смог простить ни Наташу, ни ее соблазнителя. Он решил отомстить Анатолю. Болконский искал его везде, но начавшаяся война отвлекла его от поисков и заставила заняться более полезными делами. Однако эта мысль о мести сжимала душу героя и не давала ему вернуть радость жизни. Он жил этой идеей. Но на Бородинском поле судьба сама свела счеты: Анатоль потерял ногу, а Андрей получил серьезное ранение. И в госпитале Болконский смог простить Курагина. Увидев его мучения, он вдруг осознал, что не может испытывать злость к этому человеку. Пережитое испытание помогло князю простить и свою невесту. Он убедился, что месть не восстанавливает справедливость, а преумножает горе. Только прощение помогает человеку забыть обиду и жить дальше.
  10. Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»? М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» показал, что равнодушие является источником всех преступлений. Так, Григорий Печорин безразличен к судьбе людей, которые встречаются на его пути, поэтому позволяет себе манипулировать ими и даже разрушает их жизни, чтобы развлечься. Он губит Бэлу, вырвав ее из родной среды. Когда девушка полюбила его, он остыл и заставил ее страдать. Он обманул и использовал Мери, разбил ей сердце просто от скуки. Он мучил Веру своей эгоистичной любовью, которая лишь требовала, но ничего не давала взамен. Он убил Грушницкого просто потому, что он не извинился за подмену оружия. Наконец, он шутки ради напугал и прогнал прочь «честных контрабандистов». Сколько дурных поступков, причиной которых стало безразличие! Григорий не думает о людях, поэтому совершает преступления и не даже не чувствует своей вины.
  11. Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»? М. Горький в повести «Детство» показал преемственность преступлений, а не поколений. Василий Васильевич прошел суровую школу жизни, и все мрачные впечатления перенес в свою семью. Он был плохим отцом: бил и унижал детей, а дочь даже намеревался выдать замуж против воли ради денег. К чему привело это домашнее насилие? К тому, что сыновья Каширина выросли такими же порочными и жестокими. Один из них до смерти избил жену, другой едва не покушался на жизнь отца. Варвара бежала из такой семьи, и второй брак оказался неудачным: муж бил ее беременную. Одно преступление за закрытыми ставнями породило десятки других, даже более ужасных, так как зло размножается спорами: из одной жестокости быстро выходят другие.
  12. Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его? Н.В. Гоголь в повести «Шинель» подтвердил это. Улицы Петербурга кишели преступниками, потому что они были уверены в своей безнаказанности. «Значительные лица» столицы халатно относились к своим обязанностям и смотрели на зло сквозь пальцы. Поэтому когда Акакия Акакиевича ограбили на улице, а он не смог найти справедливости и защиты. Кража шинели ночью ни у кого не вызывала удивления, правоохранители лишь пожимали плечами: ничего не поделаешь. «Значительное лицо» и вовсе выгнало просителя вон, чтобы порисоваться перед приятелем. Поэтому можно смело сказать, что именно генерал поощряет грабителей. Он тоже оказывается на месте жертвы в финале. А как иначе? Поддерживая преступников, мы сами становимся потерпевшими рано или поздно.
  13. Почему люди совершают преступления? В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» показал мотивы преступления ребенка. Валек воровал еду, но только потому, что был голоден, как и его умирающая от болезни сестра. Мальчик понимает, что воровать — это плохо, но что ему остается делать? Родителей у него нет, родственников — тоже, а обыватели городка считают его бродягой и сторонятся вместо того, чтобы помочь. В те времена дети не могли рассчитывать даже на отправку в приют. Валек оказывается совершенно один наедине с миром, который безразличен к его горю. Поэтому он превращается в малолетнего преступника только из-за голода и холода. 
  14. Какие преступления нельзя простить? М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» показал преступление, которое никак нельзя простить. Аксинью изнасиловал родной отец. Девушка была связана ремнями и не могла защитить себя. Ее криков никто не услышал. Более того, после инцидента отец угрожал дочери расправой за донос. Но Аксинья рассказала о насилии матери и брату. Те не стали даже ждать суда и сами расправились с преступником. Родной сын убил отца, а мать ему помогала. Его поступок просто нельзя простить и понять. Насилие над несовершеннолетней девушкой, еще и над родной дочерью, должно быть наказано самыми строгими мерами, ведь нельзя допустить его распространения и реабилитации.
  15. Что мешает человеку преступить закон? Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» показал, что больше всего преступник боится огласки. Так, Чичиков скупает крестьян на бумаге, пока о его делах в городе почти никто не знает. Помещики не говорят о сделке, дабы сбросить налоговое бремя тихо и без последствий. А сам Чичиков упивается всеобщим уважением и своей безнаказанностью. Его повсюду приглашают и принимают, как равного члена высшего общества. Пока никто не догадывается об афере, Павлу Ивановичу нечего опасаться. Преступление любит тень. Но как только в обществе становится известно об его махинациях с покупкой мертвых душ, Чичиков сворачивает свою аферу и спасается бегством. Ему стыдно и неприятно находиться среди людей, которые его осуждают. Всеобщее порицание и мешает человеку преступить закон. Поэтому все маргиналы скрывают свой образ жизни и свои деяния. Как только другие узнают об этом, продолжать противоправные действия уже невозможно, ведь человеку стыдно за себя и страшно оказаться в изоляции.

Метки: 11 классаргумент из литературыВечная темадекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкаПреступление и наказаниепример из литературысписок

Читайте также:

Через полтора месяца одиннадцатиклассников ждёт первое серьёзное испытание — итоговое сочинение. По результатам ИС ты будешь допущен к сдаче ЕГЭ (либо не допущен, но такой вариант мы даже не рассматриваем). За сочинение ты также можешь получить дополнительные баллы при поступлении, а это веский аргумент, чтобы подготовиться и написать итоговое хорошо.

Совет № 1: изучи темы

В нашем материале мы рассказали всё, что тебе нужно знать об итоговом сочинении. Там же ты найдёшь темы, которые ФИПИ определил для абитуриентов 2022 года. Для начала перейди по ссылке и выпиши их. Далее — выдели в каждой из них главную мысль и поставь вопрос, на который ты должен будешь ответить в своём сочинении. Поможет тебе в этом подсказка от ФИПИ.

Подумай, какая из тем тебе ближе или на какую ты сможешь привести больше аргументов. Для этого постарайся рассмотреть темы с разных сторон. К примеру, если берёшь «Преступление и наказание — вечная тема», то подумай, как можно раскрыть понятия «преступления», «наказания» и «вечности» темы. Делай акцент не на том, что преступления — плохо, а наказания — хорошо, а на причинах этого. Поразмышляй, почему преступления совершаются, в каких жизненных ситуациях находится человек, почему всегда следует наказание и так далее.

Совет № 2: подбери литературу

Хоть итоговое сочинение и не является проработкой школьной программы, отсылки к произведениям русской литературы от тебя всё же ждут. Это поможет тебе в аргументации своей точки зрения и в любом случае послужит плюсом. Если ты уже разобрал темы итогового сочинения 2022, то подбери к каждой из них подходящую литературу. Причём это могут быть не только художественные, но и научно-популярные книги.

Из названия темы тебе может показаться, что сочинение нужно написать по произведению. Например, как в случае с темой «Преступление и наказание — вечная тема». Да, безусловно, ты можешь обратиться к книге Достоевского, но тут скорее нужно раскрыть саму тему, а не написать пересказ произведения классика. Помимо «Преступления и наказания» можешь вспомнить «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова или Герасима из «Муму» Тургенева.

Совет № 3: сделай конспекты

Не исключено, что некоторые произведения ты мог забыть или вовсе не читал. Мы прекрасно понимаем, что перечитывать их в полном объёме — задача времязатратная (есть ведь дела поважнее, правда?). А краткие содержания обычно не запоминаются, а потом сюжет путается в голове. Как быть? Отличный выход — сделай мини-конспекты по каждому произведению!

Какая информация пригодится: имена героев, их роли, краткий сюжет. Также обязательно выпиши цитаты, которые сможешь использовать при аргументации в своём сочинении.

Совет № 4: продумай структуру

Мы уже рассказывали, как написать сочинение-рассуждение на любую тему, где подробно рассказали о том, какая структура должна быть в сочинении. Если кратко, то это: вступление, основная часть и заключение. В основной части должно быть три аргумента с разных сторон: пример из науки (факты), из литературы и личный опыт. По этой схеме ты легко сможешь продумать структуру сочинения на каждую из тем. Просто составь краткий план на каждую из них: что можешь сказать во вступлении, какую литературу вспомнить и так далее.

Совет № 5: поищи факты

Как мы говорили в предыдущем пункте, твоя линия аргументации должна содержать какой-то факт, пример из литературы и личный опыт, если с последними двумя пунктами ты ещё можешь справиться без подготовки, то факты придётся поискать заранее. Какими они могут быть? Наука, статистические данные, результаты опросов — в общем, всё, что может подойти к твоей теме. И да, факты обязательно нужно записать, потому что незаписанная мысль = потерянная мысль.

Совет № 6: почитай другие сочинения

Ты можешь поискать в интернете, какие сочинения абитуриентов предыдущих лет набирают больше всего баллов. Проанализируй их: как выглядит вступление, какие выбраны метафоры, какие примеры приводятся и так далее. Это нужно для того, чтобы у тебя была «насмотренность» — навык, который поможет тебе быстро определить, что хорошо написано, а что не очень. В идеале, конечно, потренироваться и самому писать сочинения, так как теорию всегда нужно закреплять на практике.

Надеемся, советы Адукар были для тебя полезными. Если вдруг у тебя начинается паника, то спешим тебя успокоить: ешё есть все шансы подготовиться к сочинение не просто на «хорошо», а на «отлично»! Поэтому не теряй времени приступай к изучению материала. И да, помни, что в сочинении важна не только творческая подача, но и грамотность. Навыки правописания можешь здорово прокачать на наших онлайн-курсах подготовки к ЕГЭ.

kakie stipendii poluchayut studenty rossijskih vuzov 33

Готовься к ЕГЭ 2022 с АдукаромПрисоединяйся к нашему сообществу во Вконтакте! Там мы делимся полезными шпаргалками и хрустим мемами. И конечно, помогаем сдать ЕГЭ на 80+ баллов.Подписаться

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Итоговое сочинение 2022: всё, что о нём нужно знать

Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?

Насколько хорошо ты знаешь произведения из школьной программы?

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

lend ege 2022 2

Методика подготовки к итоговому сочинению в 11 классе

Итоговое сочинение как допуск к ЕГЭ выпускников

образовательных организаций, реализующих программы среднего общего

образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение

поручения Президента Российской Федерации.

Целью итогового сочинения является проверка широты кругозора,

умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно

выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение

речью. Введение итогового сочинения должно содействовать

формированию самосознания учащегося, развитию его речевой и

читательской культуры. Опора на художественное произведение при

написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной

художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации,

использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой

произведений, системой действующих лиц и т.д.

Тематические направления итогового сочинения разработаны Советом

по вопросам проведения итогового сочинения под председательством

Наталии Солженицыной — президента Русского общественного фонда

Александра Солженицына. В рамках направлений разрабатываются

конкретные темы сочинений, которые становятся известны выпускникам в

день проведения итогового сочинения.

Раннее осуществление подготовки

Нельзя сказать, что учащиеся приходят на этот экзамен, как и вообще в 11

класс, не подготовленными. В школе нет ни одного урока, где бы дети не

говорили и не слушали, не и читали, и не писали. Безусловно, учителя на

всех предметах учат составлять последовательный, логичный и

выразительный ответ. На уроках же русского языка задача развития речи

решается целенаправленно в определенной системе. Именно уроки русского

языка в начальной и средней школе создают ту базу, на которую мы

опираемся при подготовке к итоговому сочинению. Так, например, на

уроках русского языка в 5 классе ученики знакомятся со структурой текста

рассуждения и учатся создавать такие тексты.

Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного

курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где

отрабатываются в соответствии с программой определенные

коммуникативно-речевые умения. Работа по развитию речи учащихся на

уроках и русского языка, и литературы вносит существенный вклад в

формирование общей культуры, всесторонне развитой личности. Что и хотят

проверить разработчики итогового сочинения.

Структура сочинениярассуждения

Каждый из нас прекрасно знает, что существуют разные жанры

школьных сочинений. Но, чтобы подготовить к итоговому сочинению

каждого конкретного учения, понимая критерии оценки, мы все же выбираем

сочинение-рассуждение. Итак, как мною уже было сказано, выпускники

знают структуру сочинения-рассуждения. А итоговое сочинение в большей

степени рассматривается как именно этот тип. Рассуждение состоит из

следующих частей:

I. Тезис (то утверждение, которое нужно доказать).

II. Аргументы (доказательства).

III. Вывод. (есть презентация)

Конечно, зная эту структуру, мы понимаем, что это всего лишь скелет,

любой текст должен начинаться с вступления, зачина и заканчивается

заключением (выводом). В методической литературе можно найти

множество рекомендаций, разные авторы предлагают разные виды

вступлений. Учащихся можно познакомить с ними. Важно показать их

достоинства и недостатки, продемонстрировать примеры зачинов.

Необходимо, чтобы к экзамену каждый выпускник определился с тем

вариантом, который ему больше удается, не требует больших затрат сил и

времени. Следовательно, работу со вступлением я начинаю с ребятами в 4 четверти в 10 классе. Предлагая учащимся различные темы сочинений, объясняю, что во вступлении должны быть освещены ключевые слова. И к концу учебного года все умеют писать вступление.

Основная часть

При написании основной части сочинения необходимо сформулировать

тезис, то положение, которое будем доказывать. Я предлагаю в

формулировку тезиса включать «мостики», которые

помогут логично связать два последующих аргумента.

Аргумент выстраивается так: микротезис, иллюстрация, микровывод. И

пусть это не смущает. Иллюстрация уже не такая, как на ЕГЭ по русскому

языку, здесь уже понятно, что нужен анализ каких-либо действий, поступков,

характеров указанного произведения. Главное — не уйти в пересказ.

Система подготовки

Допустим, с теоретической точки зрения, это все понятно, но возникает

правомерный и самый сложный вопрос: как на практике осуществить

подготовку. У меня выработалась система, которой я могу поделиться. Итак

программа подготовки.

По календарю до даты итогового сочинения у нас есть приблизительно

12-14 недель. Будем опираться на 1 занятие в неделю. Мы все имеем какой-либо факультатив, а если не имеем, думаю, можно 1 урок литературы в неделю

посвятить подготовке к написанию итогового сочинения за счет часов

повторения, развития речи. На первом таком занятии (вводном) происходит

знакомство со спецификой экзамена. Напоминаю структуру сочинения-рассуждения. Знакомлю с темами и требованиями.

Мы знаем, что у нас есть 5 тематических направлений, значит можно

тратить на проработку одного тематического направления 2 недели. В течение 2-х занятий составляем библиографию: подбираем к каждому направлению литературу. Я предлагаю произведения из школьной программы, а ребята дополняют тем, что они читали. Параллельно с этим подбираем цитаты, высказывания великих людей, пословицы ко всем пяти направлениям.

Оставшееся время – на закрепление, контроль.

Вот пример работы над одним тематическим направлением:

1 Занятие: Представляем тематическое направление, обсуждаем понятия,

которые оно затрагивает. Предлагаем конкретную формулировку темы

сочинения. В ходе беседы составляем план или его набросок. Формулируем

тезис, подбираем произведения для аргументов. Сочинение учащиеся пишут

дома самостоятельно.

2 Занятие: анализ сочинений, работа над вопросами и проблемами,

возникшими у выпускников.

Или такой вариант:

1 Занятие: знакомство с темой из одного тематического направления,

предлагается список произведений для повторения или прочтения. Домашнее

задание: сформулировать тезис, составить план.

2 Занятие: Обсуждение планов. Корректировка тезисов. Домашнее задание –

написать сочинение. Написанное сочинение слушаем в классе, внося корректировки.

Примерно в ноябре уже предлагаю взаимопроверку по критериям,

чтобы учились видеть ошибки на чужом произведении.

Перед самим экзаменом проводим в школе репетицию.

Всегда даю возможность переписать неудачное сочинение. Кроме

контрольных.

Много комментариев пишу в тетради ученика, об этом договариваемся

сразу (мои комментарии корректны, касаются только изложения мысли).

Обязательно должна быть обратная связь. Не отказываю никому в

индивидуальных консультациях, это недолго, можно выделить несколько

минут после урока, ведь не каждый хочет прочитать своё сочинение вслух и просит его проверить. И вообще никогда не выговариваю за неудачное сочинение,

предметом порицания может быть только не написанное к сроку сочинение.

Стараюсь подбодрить выпускников, дать им уверенности в себе. Заметьте,

это тоже работает, так как дети идут с других уроков удрученными, везде им

делают внушение о слабом уровне подготовки, о близящихся экзаменах и т.п.

Все сочинения пишем в одну тетрадь. Теорию, банк аргументов — в другую.

Ну и главный вопрос: литература. Нас всех тревожит проблема, что

дети наши мало читают, а если и читают, то это мало может пригодиться к

сочинению. Здесь тоже помогает следующий совет:

Во-первых, составляется так называемая «полка» «золотых» книг. Это такие

книги, которые можно повторить за 1-2 занятия, которые могут стать

аргументами для нескольких проблем. К этим книгам я отношу следующие:

«Недоросль» Д.И.Фонвизин

«Судьба человека» М.А.Шолохов

«Капитанская дочка» А.С.Пушкин

«А зори здесь тихие…» Б.Васильев

«Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский

«Война и мир» Л.Н.Толстой и др. (Эти произведения изучались, стоит их

только повторить).

Во-вторых, на этой «полке» есть чудесные рассказы, которые стоит

перечитать , особенно тем, кто не очень любит читать («Юшка» А.П.Платонов, «Чудесный доктор» А.И.Куприн,

«Уроки французского» Ф.Искандер, «Кукла» Е.Носов и др.)

В-третьих, есть сайты, на которых приведены небольшие рассказы

современных писателей.

Но я очень прошу своих учеников не пользоваться банком аргументов

из интернета – сразу видно, что это «не свое», использованное тысячи раз,

отличающееся по стилю и прочее. С точки зрения эксперта это выглядит

смешно.

У нас за время подготовки собирается свой банк аргументов, в

который можно включить и высказывания. Но я это не практикую, так как

высказывание трудно запомнить дословно, передать точно пунктуацию.

Итак, при подготовке к итоговому сочинению я придерживаюсь

следующих принципов:

• Возможность переписать неудачное сочинение

• Комментарии учителя

• Обратная связь

• Индивидуальные консультации

• Доброжелательность и доверительность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сочинение на тему преступление и наказание 10 класс». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В 80‑х годах 19 столетия роман был переведен на многие европейские языки. Влияние его на мировой литературный процесс оказался огромным: писатели стали развивать тему, затронутую Достоевским и, порой, откровенно подражать классику, в разных городах мира были поставлены театральные постановки, позже нетленное произведение было многократно экранизировано.

Знаменитый роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» вышел в свет около полутора веков назад — в 1866 году. Роман давно вошел в золотой фонд не только русской, но и всемирной литературы.

Эпилог в романе Преступление и наказание

Раскольников, желая доказать состоятельность своей теории, прежде всего самому себе, решается на убийство. В качестве жертвы он выбирает неприятную особу – старуху процентщицу. Герой уверен, что делает одолжение миру, избавляя его от «вши». Но он не учел того, что переступая законы природы, он навсегда отрезает себя от общества. Кроме старухи, случайно погибает ее беременная сестра.

Достоевский хотел показать мучения убийцы, его душевные терзания после содеянного. Он красочно изобразил зарождение страшной мысли в голове у человека и к чему она привела. Основную идею романа несложно уловить – нет ничего дороже человеческой жизни.

Преступление Раскольникова начинается до убийства старухи-процентщицы. Достоевский убедительно показывает, что преступ­ной является сама теория героя. Писатель подчеркивает обособ­ленность, индивидуализм героя.

В романе автор не раз возвращается к теме свободы и своеволия и рассматривает эту проблему не только с позиции теории Раскольникова, но и со стороны его психологических двойников. Так что же такое свобода? Что такое своеволие? В чем различие этих похожих друг на друга терминов?

Ответьте на вопросы1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? 2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? 3.

Готовые сочинения на любую тему!

Именно из-за этой постоянной идеи, Раскольников решается на убийство бедной старушки, чтобы взять ее деньги и использовать для «полезных» вещей. Как сам мужчина считал, что он преобладает над женщиной, поэтому может делать с ней все что захочет.

Кто-то может сказать, что духовные терзания Раскольникова — убийцы с тонкой душой, сочувствовавшего страдающим беднякам и мечтавшего изменить мир — остались там, в 19-м веке. Но на мой взгляд, роман Достоевского сейчас актуален как никогда.

Даже самого Достоевского задела данная проблема. Эта тема ему показалась очень интересной для размышления и описания. Недаром он рассуждал о тайнах и загадках человеческого разума. Только проникнув в тайну человеческой личности, Достоевский смог показать напряженную и достаточно мучительную борьбу добра и зла.

Философские взгляды Достоевского, его идеи гуманизма в романе, несомненно, выражает Сонечка Мармеладова. Она – воплощённое смирение. Вся её жизнь – это самопожертвование. Ею движут не теории, не идеи, не логические умозаключения, а христианская любовь к ближнему. Соня изначально несёт в себе ту истину, к которой Родион Раскольников приходит после стольких мучений.

Пример 1 В истории много великих личностей, поэтому каждый век мы олицетворяем с каким-то важным человеком. Уже давно мы связываем век буржуазных революций с образом Наполеона.

У этого парня почти нет друзей. Он очень мрачен, задумчив. Главный герой романа создал свою теорию и решил проверить ее на себе. По сути, он является тайной даже для себя самого.

Николай Васильевич Гоголь творил необычайные произведения, которые вызывали множество разногласий, споров, поводов для раздумий.

И в конце романа Раскольников остаётся пылким приверженцем своей теории, даже готовясь сделать явку с повинной. Объясняя Дуне, почему его великолепный замысел обратился в глупость, Раскольников оправдывает себя.

Анализ романа «Преступление и наказание»

Все размышления Родиона проходят под лозунгом «Цель оправдывает средства». Он ведь действительно видит высокую и благородную цель в том, что убьёт старуху, — избавление многих её должников от страданий. То, что процентщица – отвратительное, жалкое и никому не нужное существо, кажется Раскольникову достаточным оправданием для её убийства.

В ходе событий романа он меняется, меняются его приоритеты. Изначально на первом месте для него были деньги. Начиная читать, нам кажется, что преступление совершено именно из-за денег, но если вдуматься и поразмышлять, то видно, что проблема не только в них.

За что вы любите зиму? Ответ очевиден – за красоту. Ведь так прекрасно, когда выходишь на улицу: сугробы, деревья в снегу, земля покрыта белоснежным покрывалом.

Самое тяжелое преступление герой совершил не при помощи топора. При помощи мысли. Он позволил себе переступить через нравственные законы. Герой посчитал, что может называть себя сверхчеловеком, которому дозволено вершить чужие судьбы. За такое преступление последовало и мучительное наказание. Ему было тяжело прийти в себя после содеянного, он едва не сошел с ума.

Структурная композиция «Преступления и наказания» довольно проста: роман состоит их 6 частей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 6–7 глав.

Пример 1 «Преступление и наказание» — одно из самых интересных, но при этом достаточно сложных произведений в творчестве Достоевского.

Теории Лужина по большей мере имели практический, отчасти деловой смысл. Одна из его теорий основывалась на принципе стремления человека к достижению исключительно личных целей, желании жить для себя одного, используя для этого все возможности, силы и абсолютно любые средства.

Существует выбор, при котором первый либо разорвал бы кафтан и поделился со вторым, вследствие чего замерзли бы оба, либо оставил бы кафтан себе, но выжил бы только он сам. Лужин склонен ко второму варианту. Примечательно, что хоть теории Лужина и Свидригайлова в чем-то напоминают теорию Раскольникова, Раскольников не одобряет Свидригайлова и Лужина, а также их теории и отношение к жизни.

Пример 1 Роман «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского является психологическим произведением, которое поднимает множество философских вопросов.

Тогда Раскольников решает «взять пробу» и убить старуху-процентщицу. По мнению Раскольникова, убийство старушки должно было пойти во благо обществу. Однако, убив процентщицу, а впоследствии еще и ее беременную невиновную сестру, Раскольников не получает ожидаемого результата. Убийство послужило началом всех нравственных страданий и мук Родиона Раскольникова.

Парень никогда не мог оставить в беде ближнего своего и всегда помогал, чем мог. В частности, он отдал последние деньги на похороны нищего человека, не оставив ничего для себя, даже на пропитание.

Сочинение на тему Преступление и наказание Раскольникова (Достоевский) 10 класс

Старуха процентщица – действительно гадкий и неприятный персонаж. Она никогда не учитывает жизненных обстоятельств своих должников и выбивает долги любой ценой. Для такого человека, как эта старуха нет ничего святого, есть только деньги и больше ничего. Она, не раздумывая выдаёт большие суммы взаймы бедным людям, не думая, как они будут их отдавать.
Мой лучший друг Лучшие друзья Дружба очень важна для всех, в том числе и для меня. За время учебы в школе у меня было много др…

М. Достоевского — «Преступление и наказание». Многие люди задумываются о своей жизни, о проблемах. И всех мучает вопрос «Для чего живет человек?».

К преступлению героя подтолкнуло несколько факторов. Это и нервное душевное состояние, и история Мармеладова, и сцена с пьяной девочкой на улице, и разговор двух студентов в трактире. Чтобы проверить, к какой категории людей относится Раскольников, персонаж убивает старуху — процентщицу, и случайно становится убийцей Лизы. Однако в этом ли состоит основное преступление Раскольникова?

Несколько интересных сочинений

Наказание Раскольникова началось сразу после совершения преступления. Родион Романович находился в нервном состоянии, он не понимал, что происходит вокруг. В конторе персонаж неожиданно потерял сознание, затем несколько дней находился в бреду. Раскольников заболел лихорадкой и производил впечатление ненормального человека.

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» – самое известное произведение писателя, вошедшее в золотой фонд мировой литературы. Написанное в тяжелый период жизненных испытаний автора, оно затрагивает многие серьезные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день.

Еще Достоевский предостерегал нас от искушения считать себя вправе решать, кто достоин жить, а кто нет. Никто не вправе ставить себя выше закона. «Преступление и наказание» ясно дает нам это понять. Поэтому роман Достоевского никогда не устареет… А жаль.

Суть и смысл названия романа заключается не только в уголовном наказании за совершение преступления, но, прежде всего, в душевных муках преступника. Любое злодеяние влечет за собой неизбежное наказание, и скрыться от него невозможно.

Примеры сочинений по произведению «Преступление и наказание»

Главный герой пребывает в плохом настроении, он чувствует безнадежность, ему кажется, что выхода нет. А так же все его окружение находится в таком же расположении духа. Поэтому чувствуется гнетущая атмосфера и всем, кажется, что они движутся по кругу и выход не найдется.

Она продавала свои услуги за деньги, эти деньги приносила отцу и матери. Благодаря этому заработку, она смогла купить еду и одежду своим братьям и сестрам. Отец же умудрялся с этих денег покупать себе спиртные напитки.

Рекомендации по написанию научных работ, расписание ближайших научных конференций, банк работ студентов.

Но обрести покаяние, Родиону никак не получалось, он понял, что нельзя совершать таких действий, но уже стало поздно. Вот именно Соня Мармеладова и помогла ему разобраться во всех этих тонкостях.

Наблюдая за этими человеческими типажами, писатель пришел к выводу, что в подавляющем большинстве преступления были совершены этими людьми на почве страшного отчаяния.
После отмены крепостного права многие крестьяне, не имевшие средств к существованию, отправлялись в большие города, где пьянствовали, грабили и убивали.

Все действие романа происходит в Петербурге. Город по замыслу самого автора становится не просто декорацией для разворачивающейся драмы, но и, своего рода, соучастником преступления. Этот душный каменный город с тесными грязными улочками давит на человека, ломает его, рождая в его мозгу мысли о смерти – чужой либо своей.

Также можно назвать Раскольникова жертвой, так как он не сможет жить спокойно после совершенного. Он – жертва обстоятельств, а также алчности и нежелания помогать со стороны старухи. Ей ведь уже не нужны ни деньги, ни долговые обязательства, а жизни её должников и жизнь Раскольникова в частности, рушились и их уже никак не вернуть.

Преступление и наказание сочинение-рассуждение

В своем романе «Преступление и наказание», опубликованном в 1866 году, Ф.М. Достоевский поднимает множество важных и актуальных во все времена проблем. В произведении рассматриваются различные социальные, психологические и философские проблемы. Из всех поднятых автором проблем наиболее меня привлекла проблема свободы и своеволия.

Только благодаря Соне Мармеладовой Родион смог покаяться, и признаться властям в содеянном противоправном действии. Теперь его отправили на каторгу, находясь там Раскольников, понял, зря он разделял людей на два слоя общества, что все люди одинаковы богатые и бедные.

Население, достаточно богатое, удивляет своей жестокостью, бездушностью, жадностью, им плевать на чужие проблемы, их заботят только их собственные.

Похожие записи:

  • Преступление и наказание сочинение итоговое введение
  • Преступление и наказание список литературы итоговое сочинение
  • Преступление и наказание сочинения на разные темы
  • Преступление и наказание совесть и стыд сочинение
  • Преступление и наказание примеры сочинений для итогового сочинения