Преступление и наказание шинель сочинение итоговое

Автор: самый зелный 01.09.2021 унылая пора! очей очарованье! думает выпускник, возвращаясь с уроков в осеннюю пору, но отдаленные

Автор:
Самый Зелёный
·

«Унылая пора! Очей очарованье!» — думает выпускник, возвращаясь с уроков в осеннюю пору, но «отдаленные седой зимы угрозы» все ближе и явственнее: грядет Итоговое сочинение, и пора что-то решать, пока оно нас не порешило. Подготовиться без лишних нервов и драм помогут аргументы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема» для итогового сочинения 2021-2022 года. Список литературных примеров пособит в трудную минуту творческого застоя и настроит ученика на нужную волну книжных ассоциаций. Если в этой подборке Вы не отыскали нужный аргумент, сам он Вас не найдет. Напишите нам в комментарии, и Многомудрый Литрекон добавит то, что нужно.

  1. Как бороться с преступностью? Зачастую главной причиной преступления является безвыходное положение человека. Загнанный в угол, он готов на все, чтобы вырваться из нищеты, угнетения или иной западни. Поэтому каждому человеку, оказавшемуся в трудном положении, необходима моральная и материальная поддержка. Так, сострадание и милосердие доктора Пирогова из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» спасли жизнь семьи Мерцаловых и предотвратили преступление главного героя против себя самого и своих близких. Глава семьи находился в таком состоянии, что собрался вешаться: дочка серьезно болела, с работы выгнали, семья голодает. От отчаяния он рассказал о своей беде случайному прохожему, который и оказался доктором. Пирогов сразу послал старших детей за едой и дровами, осмотрел больную, выписал бесплатный рецепт, оставил денег. Он стал для Мерцаловых настоящим ангелом, ведь после его посещения их жизнь постепенно стала улучшаться. Пирогов проявил сострадание — отложил свои планы и пожертвовал деньгами, чтобы бескорыстно помочь другим. Милосердие героя вызывает уважение у читателей, ведь один такой поступок спас несколько человек и предотвратил самоубийство одного из них. Именно поддержка общества может переубедить преступника и направить его на путь истинный.
  2. Достоин ли преступник сочувствия? Нередко мы слышим о сочувствии к преступникам, но очень трудно проявить его, если они не пожалели свою жертву и не раскаялись в содеянном. Вот жертва преступления, Лариса Огудалова, героиня драмы А. Н. Островского «Бесприданница», заслуживает сострадания. Внешне ее жизнь неплоха: поклонники, интересные знакомства, скорая свадьба. Однако на самом деле мать практически продает девушку каждому обеспеченному человеку, потому что Лариса — бесприданница. Девушка влюбилась в Паратова, а он лишь поиграл с ней. Она готова выйти за нелюбимого Карандышева, лишь бы скорее уехать и начать скромную жизнь. Но и тот использует Ларису как способ самоутверждения. Девушка ни у кого не находит понимания и сочувствия, человека в ней не видят, лишь игрушку. Даже Вожеватов и Кнуров разыгрывают ее в орлянку и рассматривают только в качестве содержанки. Она вновь верит Паратову, но он предает ее. А жених убивает Ларису, не простив пренебрежения. Все перечисленные мужчины являются преступниками, ведь своими действиями или бездействием вовлекают беззащитную девушку в проституцию и доводят ее до трагической гибели. Однако никто из них не признает своей вины, никто не видит в унижении женщины ничего преступного. Поэтому сочувствия герои не вызывают, они же его не проявили.
  3. Какие поступки вызывают у человека чувство вины? Порой мы совершаем то, за что потом стыдно всю жизнь. Например, когда неблагодарная дочь бросает пожилого отца, — этот поступок нельзя смыть раскаянием или оправданием. Такой пример мы находим в литературе. Станционный смотритель Самсон Вырин из одноименной повести А. С. Пушкина жил на своей отдаленной станции спокойно, пока один проезжий офицер не влюбился в его привлекательную дочку. Военный прикинулся больным, соблазнил девушку и увез с собой. Вырин опасался, что дочь станет одной из провинциальных дурочек, которых обманывают и бросают на произвол судьбы. Он отправился в Петербург, чтобы найти дочь. Она не проявила должного сострадания к отцу и не писала ему ни строчки о своей жизни. Поговорить смотрителю с дочерью не дали, напротив – с позором прогнали. С той поры жизнь Вырина потеряла краски, он вскоре умер. Дочь приехала к отцу, но было поздно. Ей осталось только чувство вины. Она сама стала матерью и поняла, насколько была неправа, но изменить уже ничего не могла и лишь рыдала на могиле.
  4. Можно ли оправдать преступление? Когда человека к преступлению принуждают невыносимые условия жизни, его нельзя осуждать. Поэтому лишь сострадание вызывает Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Отец девушки спился, потерял работу. Его вторая жена болеет чахоткой, у нее дети, которых нечем кормить. Ради семьи Соне приходится «идти по жёлтому билету». Она занимается противоправным и преступным делом, разрушает нравственность, но ведь в таком безвыходном положении у нее нет иного способа заработать. Она не может ждать, пока погибнут от голода ее сестры и брат, мачеха и отец. Ее преступление вынужденное, отчаянное, поэтому ее осудить мы не имеем права. Даже среди окружающей ее грязи Соня остаётся светлой и доброй. А потому автор дает ей шанс начать жизнь с чистого листа.
  5. Нужно ли прощать преступление? Порой люди оказываются в таких условиях, когда преступление является единственным выходом из тупика и возможностью хоть как-то свести концы с концами. В этом случае их можно и понять и простить, ведь не они виноваты в безнадежности и безвыходности обстоятельств. Но Алексей Иванов, герой рассказа А. П. Платонова «Возвращение», принял это далеко не сразу. Он вернулся с фронта домой, пережил ужас войны. Но семья героя, жена Любовь, дети Петруша и Настя, также были в сложнейших обстоятельствах. Любовь работала не покладая рук, чинила соседям обувь, чтобы получить каких-нибудь продуктов и накормить детей. Женщина заслужила сострадание и милосердие. Она изменила мужу, когда уже «ее душа умирала». И хоть сам Иванов изменил, он собрался уходить, не мог простить измену. Но вовремя одумался, остановило его сострадание к детям, которые побежали его останавливать. Алексей понял, что хотя бы ради них нужно попытаться построить новую жизнь и простить то, что даже преступлением назвать нельзя. Он не имел морального права покидать семью в такое сложное время.
  6. Самый жестокий обвинитель — это совесть: так ли это? Даже если преступник не наказан за свое деяние, совесть всегда произнесет свой жестокий приговор, и от него никуда не деться. Это доказывает пример из литературы. Главная героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» влюбилась в дворянина Эраста. Тот вроде бы тоже полюбил ее, но пойти против сословных предрассудков не смог, женился на другой, а Лизой просто поиграл, приятно провел с ней время. Однако для девушки это было настоящее чувство, без которого она не смогла жить, поэтому покончила с собой. Ее история вызывает сострадание, а поведение Эраста – порицание, ведь он виноват в произошедшем. И сам герой винил себя в гибели девушки, хоть и не получил формального наказания. Он всю жизнь чувствовал себя убийцей и прожил годы в мучениях, пытаясь заглушить боль. Совесть стала его единственным, но пожизненным обвинителем, который не отменил своего приговора даже спустя долгие годы.
  7. Какое преступление никак нельзя оправдать? Один из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» сказал, что трусость является самым главным пороком. Именно преступление, связанное с ним, никак нельзя оправдать, ведь от трусости берут свое начало многие беды. Иешуа, герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», переживает предательство, пытки, несправедливый приговор, и все эти несправедливости происходят от трусости людской. Иешуа с состраданием относится к своему обвинителю, Понтию Пилату. А тот понимает, что за Иешуа правда, но ничего не может сделать. Почему? Потому что боится лишиться своего статуса, боится бунта в Иерусалиме, боится признать правоту того, за кем не стоит общепризнанный авторитет. Из-за трусливого отступничества Пилата от истины пленника казнили, причем мучительным и изощрённым способом. И прокуратор винил себя в этой смерти, пытался искупить грех, но тщетно. Все потому, что его преступление нельзя оправдать: страшась за свою судьбу, человек предал самого себя, истину и призвание. А это самое страшное, что может случиться с личностью. Оправдывая ее, мы поощряем куда более серьезные преступления, на которые такой человек пойдет в будущем, не имея никакой моральной опоры.
  8. Как убедить преступника раскаяться в содеянном? Самым страшным наказанием для преступника является изгнание. Бойкот всех людей очень сложно перенести, ведь человек — существо социальное. Это доказывает М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Ларра убил девушку, которая отказалась ему подчиниться. Соплеменники предлагали разные варианты наказания, но старейшины остановились на наиболее действенном. Ларру прогнали из общины. Теперь с ним никто не общался и никак не контактировал. Сначала Ларра не испытывал неудобств, ведь был одержим гордыней. Он воровал скот и уводил насильно женщин. Но со временем одиночество стало сильно давить на него. Он уже и сам просил о смерти, но Бог покарал его бессмертием. В результате Ларра потерял человеческий облик и стал тенью среди людей. Без сомнения, тяжелая кара вынудила его не раз пожалеть о содеянном, раз он призывал смерть. Оказавшись вне социума, личность осознает свои ошибки и делает все возможное, чтобы вернуться.
  9. Месть — это преступление или восстановление справедливости? Очень часто люди думают, что месть обидчику решит все проблемы и восстановит справедливость, но это не так. Л.Н. Толстой романе-эпопее «Война и мир» доказал это. Андрей Болконский был обманут невестой: она не дождалась его и едва не убежала с другим мужчиной из дома. Герой не смог простить ни Наташу, ни ее соблазнителя. Он решил отомстить Анатолю. Болконский искал его везде, но начавшаяся война отвлекла его от поисков и заставила заняться более полезными делами. Однако эта мысль о мести сжимала душу героя и не давала ему вернуть радость жизни. Он жил этой идеей. Но на Бородинском поле судьба сама свела счеты: Анатоль потерял ногу, а Андрей получил серьезное ранение. И в госпитале Болконский смог простить Курагина. Увидев его мучения, он вдруг осознал, что не может испытывать злость к этому человеку. Пережитое испытание помогло князю простить и свою невесту. Он убедился, что месть не восстанавливает справедливость, а преумножает горе. Только прощение помогает человеку забыть обиду и жить дальше.
  10. Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»? М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» показал, что равнодушие является источником всех преступлений. Так, Григорий Печорин безразличен к судьбе людей, которые встречаются на его пути, поэтому позволяет себе манипулировать ими и даже разрушает их жизни, чтобы развлечься. Он губит Бэлу, вырвав ее из родной среды. Когда девушка полюбила его, он остыл и заставил ее страдать. Он обманул и использовал Мери, разбил ей сердце просто от скуки. Он мучил Веру своей эгоистичной любовью, которая лишь требовала, но ничего не давала взамен. Он убил Грушницкого просто потому, что он не извинился за подмену оружия. Наконец, он шутки ради напугал и прогнал прочь «честных контрабандистов». Сколько дурных поступков, причиной которых стало безразличие! Григорий не думает о людях, поэтому совершает преступления и не даже не чувствует своей вины.
  11. Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»? М. Горький в повести «Детство» показал преемственность преступлений, а не поколений. Василий Васильевич прошел суровую школу жизни, и все мрачные впечатления перенес в свою семью. Он был плохим отцом: бил и унижал детей, а дочь даже намеревался выдать замуж против воли ради денег. К чему привело это домашнее насилие? К тому, что сыновья Каширина выросли такими же порочными и жестокими. Один из них до смерти избил жену, другой едва не покушался на жизнь отца. Варвара бежала из такой семьи, и второй брак оказался неудачным: муж бил ее беременную. Одно преступление за закрытыми ставнями породило десятки других, даже более ужасных, так как зло размножается спорами: из одной жестокости быстро выходят другие.
  12. Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его? Н.В. Гоголь в повести «Шинель» подтвердил это. Улицы Петербурга кишели преступниками, потому что они были уверены в своей безнаказанности. «Значительные лица» столицы халатно относились к своим обязанностям и смотрели на зло сквозь пальцы. Поэтому когда Акакия Акакиевича ограбили на улице, а он не смог найти справедливости и защиты. Кража шинели ночью ни у кого не вызывала удивления, правоохранители лишь пожимали плечами: ничего не поделаешь. «Значительное лицо» и вовсе выгнало просителя вон, чтобы порисоваться перед приятелем. Поэтому можно смело сказать, что именно генерал поощряет грабителей. Он тоже оказывается на месте жертвы в финале. А как иначе? Поддерживая преступников, мы сами становимся потерпевшими рано или поздно.
  13. Почему люди совершают преступления? В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» показал мотивы преступления ребенка. Валек воровал еду, но только потому, что был голоден, как и его умирающая от болезни сестра. Мальчик понимает, что воровать — это плохо, но что ему остается делать? Родителей у него нет, родственников — тоже, а обыватели городка считают его бродягой и сторонятся вместо того, чтобы помочь. В те времена дети не могли рассчитывать даже на отправку в приют. Валек оказывается совершенно один наедине с миром, который безразличен к его горю. Поэтому он превращается в малолетнего преступника только из-за голода и холода. 
  14. Какие преступления нельзя простить? М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» показал преступление, которое никак нельзя простить. Аксинью изнасиловал родной отец. Девушка была связана ремнями и не могла защитить себя. Ее криков никто не услышал. Более того, после инцидента отец угрожал дочери расправой за донос. Но Аксинья рассказала о насилии матери и брату. Те не стали даже ждать суда и сами расправились с преступником. Родной сын убил отца, а мать ему помогала. Его поступок просто нельзя простить и понять. Насилие над несовершеннолетней девушкой, еще и над родной дочерью, должно быть наказано самыми строгими мерами, ведь нельзя допустить его распространения и реабилитации.
  15. Что мешает человеку преступить закон? Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» показал, что больше всего преступник боится огласки. Так, Чичиков скупает крестьян на бумаге, пока о его делах в городе почти никто не знает. Помещики не говорят о сделке, дабы сбросить налоговое бремя тихо и без последствий. А сам Чичиков упивается всеобщим уважением и своей безнаказанностью. Его повсюду приглашают и принимают, как равного члена высшего общества. Пока никто не догадывается об афере, Павлу Ивановичу нечего опасаться. Преступление любит тень. Но как только в обществе становится известно об его махинациях с покупкой мертвых душ, Чичиков сворачивает свою аферу и спасается бегством. Ему стыдно и неприятно находиться среди людей, которые его осуждают. Всеобщее порицание и мешает человеку преступить закон. Поэтому все маргиналы скрывают свой образ жизни и свои деяния. Как только другие узнают об этом, продолжать противоправные действия уже невозможно, ведь человеку стыдно за себя и страшно оказаться в изоляции.

Метки: 11 классаргумент из литературыВечная темадекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкаПреступление и наказаниепример из литературысписок

Читайте также:

Многомудрый Литрекон призывает читателей адекватно оценивать свои возможности и вообще вести себя хорошо. Вдохновят Вас итоговые сочинения на тему: К чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Аргументы он взял из книг «Преступление и наказание», «Война и мир», «Шинель», «Золотая рыбка».

Вариант 1

(445 слов) Высокомерие, тщеславие, жажда самоутверждения — все эти качества свойственны многим людям. Но далеко не каждый из них задумывается, к чему приводит стремление возвыситься над окружающими? О последствиях этого неблаговидного желания и его реализации много писали выдающиеся литераторы и философы. Обратимся к их произведениям, чтобы узнать правду.

О нелегком уделе тех, кто предпочитает смотреть на людей свысока и стремится к власти над ними, писал Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Борис Друбецкой рос в бедной семье. Его обеспечением занималась одна лишь несчастная вдова, которая вечно попрошайничала у более богатых вельмож, используя заслуги своего покойного мужа. Из-за унижений и стыда Анна вложила в голову своего сына одну лишь истину: нужно занять в обществе выгодную позицию и приобрести высокой статус любой ценой. Борис вынужден был участвовать в этих набегах на богачей, просить и лицемерить, лишь бы добиться своего. Такое воспитание сделало героя до боли самолюбивым, высокомерным и беспринципным. Борис готов был на все, лишь бы вылезти из бедности и перестать пресмыкаться. Поэтому он не стеснялся лгать, хитрить, претворяться. Но к чему его привело стремление возвыситься над былыми покровителями? Он женился не по любви на Жюли, хотя нравилась ему Наташа. На службе Борис постоянно врал, подслушивал и унижался до подлости. Все его настоящие друзья, видя такое отношение, отвернулись. В результате Друбецкой стал влиятельным человеком, но одиноким, все еще зависимым и несчастным в семейной жизни. Вот до чего его довела гонка за властью и признанием.

Иногда стремление возвыситься доводит человека и до преступления. Такой пример описал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников был унижен бедностью, но самолюбив и тщеславен, поэтому от жизни он хотел большего. Его кумиром был Наполеон, который смог добиться своего, не боясь идти по крови. Поэтому Родион мысленно поделил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Лидеры могли мять и давить серую массу по своему усмотрению, если цель была благородна. Родион решил проверить теорию на практике и убил того члена общества, которого считал наиболее вредным. Алена Ивановна занималась ростовщичеством и была жестокой женщиной. Раскольников рассудил, что он выше ее по нравственным убеждениям, а значит, лучше распорядится ее деньгами. Однако расправа не принесла миру нового мецената. Родион не смог нормально жить после убийства и едва не сошел с ума от мук совести. Лишь покаяние принесло ему облегчение. Только на каторге он смерил свою гордыню, читая Библию и переживая духовный кризис. Именно стремление стать «право имеющим», возвыситься над людьми привело героя к нравственному падению и крушению всех надежд.

Таким образом, желание самоутвердиться за счет других ни к чему хорошему не приводит. Из-за высокомерия и тщеславия они теряют нравственные принципы и законы, и в итоге окружение отталкивает их. В награду им остается одиночество и сомнительные награды в виде самобичевания и неудовлетворенности жизнью.

Вариант 2

(421 слово) Никто не станет спорить с утверждением, что быть выше других — это приятное ощущение. Чувство собственного превосходства доставляет удовольствие, но к чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Последствия движения к этой цели совсем не так милы и хороши, как впечатление от победы. Это утверждение доказывают многочисленные литературные примеры.

Рассмотрим один из них. В повести Н.В. Гоголя «Шинель» главный герой стал жертвой всеобщего стремления к самоутверждению за счет «мальчика для битья». Акакий Акакиевич мирно и честно трудился в своем департаменте, никому ничего плохого не делал, но сослуживцы не давали ему прохода. Они высмеивали и оскорбляли его, пользуясь тем, что Башмачкин не сопротивлялся. Насмешники хотели поставить себя выше его и намеренно унижали человека, чтобы добиться этого. Данное желание не давало покоя и грабителям, которые отняли у Акакия Акакиевича новую одежду. Они тоже использовали силу, чтобы почувствовать себя хозяевами положения. Наконец, даже «значительное лицо» накричало на Башмачкина и выгнало его вон только потому, что хотело показать свою власть тем, кто сидел с ним рядом. Всеобщая мания превосходства довела жертву обстоятельств и людей до преждевременной смерти. Акакию Акакиевичу никто не помог, потому что все были заняты гонкой за самоутверждением. В финале муки совести появились у «значительного лица», которое осознало свою вину. Но было уже слишком поздно: доминирование над Башмачкиным переросло в травлю и закончилось трагедией.

Конечно, далеко не всегда стремление человека возвыситься отражается на его окружении. Чаще он сам получает по заслугам, ведь никто не любит самовлюблённых и высокомерных людей. Последствия зацикленности личности на жажде своего превосходства были описаны А.С. Пушкиным в знаменитой сказке «О рыбаке и рыбке». Старик удил рыбу, и однажды ему попалась волшебная рыбка. За свое спасение она предложила человеку исполнение нескольких желаний. Дед отпустил ее бескорыстно, но, вернувшись домой, получил от жены упрёки. Она была очень тщеславной и высокомерной, поэтому стала просить у рыбки все больше и больше чинов, богатств и власти. Из крестьянки она превратилась в столбовую дворянку, но и этого ей было мало. Стала она царицей, а мужа своего оставила в конюшне. Затем вздумалось ей владеть морем и самой золотой рыбкой. Но на этот раз волшебница наказала жадную старуху по заслугам: осталась она у разбитого корыта. Это очень поучительный финал: когда человек одержим жаждой поклонения и доминирования, он приходит к одиночеству и краху своих амбиций, ведь никто не поддержит его в трудную минуту.

Таким образом, стремление возвыситься над окружающими приводит человека не к ожидаемому успеху, а к разрыву отношений с людьми и одиночеству. Более того, попытка самоутвердиться за чужой счет может стать причиной трагедии: «мальчик для битья» не выдержит очередного наскока, и его обидчик будет виноват в трагедии.

Преступление и наказание —
вечная тема.

Что такое преступление? Каким должно быть
наказание? Каковы причины преступности? Эти вопросы волновали людей во все
времена. Важно понять, что преступлением признается только то  деяние, которое
является общественно опасным и запрещенным законом. А значит, и наказывать его
должен закон. А как   оценивать поступки человека, нарушившего нравственные
нормы? Я думаю, для такого человека единственное
наказание — муки совести, общественное порицание и неприятие его как личности.
А, может, нужно постараться понять  причины проступка и простить?

Простить, мне кажется, можно героя повести
В.Г. Короленко «Дети подземелья» — Валека.

Мальчик воспитывался в неблагоприятной среде, среди бродяг. Валек не знал
другой жизни, он  воровал, чтобы накормить и порадовать больную сестру.  Вася,
сын судьи, подружился с «детьми подземелья» и понял трагизм их положения. Он
оправдывал противозаконные действия Валека, глубоко сочувствовал ему и Соне,
пытался им помочь. Деяния бездомного мальчика – социальная проблема, которую не
могло решить общество 19 века.

Чтобы оценить проступок человека, важно
понять и историческую эпоху. Так, мы не можем осуждать Соню Мармеладову,
героиню романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Девушка вынуждена была пойти по желтому билету, чтобы прокормить семью.
Женщинам в 19 веке было очень сложно найти работу, и Соня по настоянию Катерины
Ивановны, переступив через себя, стала торговать телом, но душой осталась
чистой, искренней и милосердной.
Она
осознавала свой безнравственный поступок. Девушка становится жертвой
обстоятельств.

Если деяние Сони мы можем понять и
оправдать, то преступление Родиона Раскольникова  понять и простить невозможно
.
Он был студентом юридического факультета и прекрасно понимал, на что идет.  Еще
за полгода до совершения преступления он написал статью под названием «О
преступлении», в которой, увлекшись личностью Наполеона, описал
психологическое состояние преступника в ходе преступления, а также излодил свою
теорию о двух разрядах людей. По мнению Раскольникова, люди делятся на два
разряда  — на «обыкновенных людей»  и «право имеющих, которые
могут  позволить себе переступить через кровь при достижении своих целей.
Именно эта теория становится основной причиной преступления Раскольникова.
Конечно,  у преступления есть и социальные и гуманные истоки: безысходное
положение семьи, сострадание к человеческому горю.
Также
герой хотел испытать себя, стать «право имеющим», он надеялся, что является
исключительной и необыкновенной личностью. Но его потерпела крах, потому что
она  противоречила законодательным  и моральным принципам:ни у кого нет  права
отбирать  человеческую жизнь. Он понес заслуженное наказание – юыл отправлен на
каторгу. Раскаяние к нему пришло лишь на каторге, где  он видит сон, который
помогает ему осознать  безнравственность идеи, опасной для человечества. Но
самым  страшным наказанием для гордого  индивидуалиста Раскольникова стали
душевные муки и страдания. По мысли Достоевского,  герой через страдания,
раскаяние и осознание библейской любви перерождается для новой жизни.

Другой
причиной совершения преступления  является  отсутствие достойного воспитания,
развращенность нравов.
Так, герой
р
омана А.С.Пушкина «Дубровский», Кирила Петрович Троекуров, отсудил имение
Кистеневку у своего друга Андрея Гавриловича Дубровского лишь потому, что
захотелось наказать соседа за гордость и непреклонность.  Понимая
неправомерность своих деяний, он не может остановиться в своей алчности и
жестокости. Впоследствии Троекуров раскаялся и готов был просить у друга
прощение, но было уже поздно: Дубровский умер, потому что  не вынес  осознания
несправедливости, испытав сильнейшие психологические, душевные  страдания.

Простить
поступок  Троекурова нельзя,  потому что  тщеславие и эгоизм помещика привели  к
смерти человека.

На
мой взгляд, можно оправдать проступок героя рассказа К.Г.Паустовского «Старый
повар».

 На
окраине Вены, в маленьком старом домике умирает старик. Всю свою жизнь он
работал в доме богатого аристократа поваром. Старик осознавал, что близится
смерть, но священников он не любил, а исповедаться ему было необходимо. Тогда
он попросил свою дочку, которой было 18 лет, выйти на улицу и привести к ним в
дом первого прохожего, который попадется ей на глаза. Девушка пригласила
молодого человека, проходившего мимо. Старик  рассказал, что когда-то давно
украл в доме графини золотое блюдо, а затем его продал, так как  нужны были
деньги для лечения больной жены. Старик глубоко всю жизнь раскаивался в
содеянном  и  воспитывал дочь Марию быть честной и никогда не брать чужого. Выслушав
историю, молодой человек сказал, что этот грех не принес никому вреда, а
наоборот, зачтется старику, как подвиг во имя любви.

(для
дополнительной информации: Услышанная история  поразила юношу,  и он сочинил
мелодию, которая впоследствии стала музыкальным шедевром.. Мелодия пришла юноше
в голову после того, как он выслушал рассказ старого повара. Она была написана
на эмоциях, полученных от  рассказа старого повара. Молодой человек играл на
клавесине, а старый повар вспоминал  свою молодую жену Марту, как наяву видел их
счастливые дни. Старик испытал счастье от услышанного произведения. Затем он
прошептал, что хочет узнать имя этого юноши. Им был Вольфганг Амадей Моцарт,
еще никому не известный музыкант.)

Ради
любимой девушки совершает противозаконный поступок Петр Гринев, герой романа
А.С.Пушкина  «Капитанская дочка».
Он,
офицер царской армии, обращается к  Пугачеву, врагу,  за помощью. Он просит
самозванца помочь освободить Машу Миронову из плена. Она оказалась в руках 
малодушного и трусливого Алексея Швабрина, ставшего комендантом Белогорской
крепости и вынуждавшего Машу выйти за него замуж. Алексей Швабрин не только
бесчестный дворянин.
Когда
крепость оказалась в руках Пугачева, Швабрин  предал  честь офицера, встав на
сторону бунтовщика. Совесть, честь, достоинство –эти качества чужды Швабрину, в
то время как Петр Гринев всю жизнь следует  нравственным законам. Он
отказывается перейти на сторону Пугачева, открыто заявив ему об этом, не боясь
казни. Офицер говорит о том, что он присягал императрице, и долг велит ему служить
честно и преданно.Когда Петр Андреевич, оклеветанный Швабриным,  оказывается
под арестом, он  мог бы объяснить свои отношения с Пугачевым, но тогда он
вынужден будет назвать имя Маши. Ради доброго имени девушки он  готов понести
наказание.

Но
справедливость восторжествовала: Швабрин понес наказание за предательство, а
Гриневу наказание смягчили  за преданность Императрице, честность и
благородство.

Можно
оправдать преступления, совершенные ради освобождения от крепостнической
зависимости, как это сделал
 Савелий-
богатырь, герой поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Это
крепостной крестьянин, у него сильный характер. Он горд и смел.
Он  любит и ценит свободу. Когда жизнь
крестьян оказалась во власти  жестокого управляющего Фогеля, который всегда был
недоволен их трудом и требовал большего,  они решили больше не терпеть 
жестокость и несправедливость со стороны немца.  Они решились на преступление, 
на убийство управляющего.  Крестьяне, чувствуя себя  абсолютно бесправными и
безвольными, осознали, что над человеком нельзя издеваться совершенно
безнаказанно. Убив немца,  крестьяне оказались на каторге, но это их не
сломило. Савелий  не потерял надежды на свободу. Он считал, что с рабством
нужно бороться и укорял молодых, говоря про себя:  «Клейменный, да не раб!».

Таким
образом, за каждое преступление должно следовать наказание. Но я верю в то, что
в современном, цивилизованном мире люди будут следовать законам, сохраняя в
себе человечность и мораль.

Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе. Уже известны направления, которые будут предложены выпускникам, поэтому мы предлагаем более детально разобрать каждое из них и возможные темы сочинений, а также узнать, какие советы по подготовке к первому экзамену дают ученикам опытные педагоги и репетиторы.

Итоговое сочинение 2022

Итоговое сочинение – допуск школьников к ЕГЭ в 11 классе. Проводится в первую среду декабря и оценивается по системе «зачет/незачет». Важно успешно сдать экзамен, чтобы получить право участия в ЕГЭ. Написание сочинения не составит труда, если заблаговременно начать подготовку и знать содержание нескольких литературных произведений.

Важно! Местом проведения итогового сочинения является школа, в которой учащийся получает образование. На выполнение работы отводят 3 часа 55 минут.

ФИПИ утвердил такие даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:

  • 1 декабря 2021 года – основной поток;
  • 2 февраля 2021 года – первый резерв;
  • 4 мая 2022 года – второй резерв.

Итоговое сочинение по литературе 2022: темы, направления ФИПИ

Требования лояльнее, нежели критерии ЕГЭ, установленные ФИПИ. При «незачете» сочинение можно переписать еще 2 раза в учебном году. Пересдача будет доступна в таких случаях:

  1. Ученик не посетил экзамен по уважительной причине, подтвердив отсутствие официальным документом (не подойдут причины «проспал», «опоздал на маршрутку», а также любимые школьниками «семейные обстоятельства»).
  2. Ученик не смог завершить работу по состоянию здоровья (резко ухудшилось самочувствие на сочинении).
  3. Учащийся получил «незачет».

Обратите внимание! К пересдачам не будут допущены ученики, не явившиеся на экзамен без уважительной причины, а также лица, отстраненные от выполнения работы за списывание и нарушение дисциплины в аудитории.

Темы и направления итогового сочинения в 2021-2022 учебном году

Направления и темы 2022 года

Важно! Темы итогового сочинения 2021-2022 года никто не может знать заранее. Их оглашают уже после начала экзамена. Но в начале года выпускникам сообщают, какими будут основные направления, по которым можно будет писать итоговое сочинение в 2022 году.

Материал данной статьи опирается на официальное письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.

В письме говорится о том, что в 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким четырем актуальным темам.

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и наказание — вечная тема.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Вот краткие пояснения к каждой теме, представленные на официальном сайте ФИПИ.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Возможные темы итогового сочинения по литературе в 2022 году к направлению «Человек путешествующий»:

  • Каким путём человек идёт к самому себе?
  • Любовь как путь самопознания.
  • Что может исказить жизненный путь человека?
  • Какие цели важно ставить на жизненном пути?
  • Как обрести счастье?
  • Возможен ли жизненный путь без ошибок?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Путешествие — способ познания себя и мира.
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Каковы цель и смысл жизни человека?
  • Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
  • Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
  • Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
  • Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?
  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
  • Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно — идти»?
  • Как выбрать свой жизненный путь?
  • Как не сбиться с жизненного курса?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

«Путешествие из Петербурга в Москву»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Джеймс Джойс «Эвелин»

Ч. Айтллатов «И дольше века длится день»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Р. Брэдбери «И грянул гром»

Г. Уэллс «Машина-времени»

Д. Лондон «Любовь к жизни»

О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»

В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Э. Форстера «По ту сторону изгороди»

А. Платонова «Неизвестный цветок»

К.Г. Паустовского «Телеграмма»

О. Генри «Мишурный блеск»

А. Платонова «Юшка»

Ф. Брауна «Приказ есть приказ»

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

В направлении «Цивилизации и технологии…» в 2022 году могут быть предложены такие темы сочинений по литературе:

  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита».

Чернышевский «Что делать?»

Шолохов «Поднятая целина»

Р. Брэдбери «Вельд»

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

Ж. Верн «Вверх дном»

Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой»

Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка»

Ч. Айтматов «Плаха»

А. Платонов «Котлован»

А.И. Куприн «Олеся»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие

Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»

М. Замятин «Мы»

Р. Брэдбери «И грянул гром»

В. Шукшина «Микроскоп»

М. Гелприна «Свеча горела»

Р. Брэдбери «Все лето в один день»

Р. Брэдбери «И все-таки наш»

У. Эко «Оно»

Р. Шекли «Лавка миров»

Преступление и наказание — вечная тема

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Для тех, кто в 2022 году для себя выбрал направление «Преступление и наказание…» актуальными будут такие темы итогового сочинения:

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг.
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Может ли преступник раскаяться в содеянном?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Как бороться с преступностью?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Что такое совесть?
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам?
  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души»

«Война и мир»

«Дубровский»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

«Песня про купца Калашникова»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Эдгар По «Сердце-обличитель»

А. Островский «Гроза»

Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

И. Тургенев «Муму»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

А.Н. Островский «Гроза»

А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка»

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Л. Андреева «Предстояла кража»

О. Генри «Родственные души»

А.П. Чехова «Злоумышленник»

Р. Матесона «Кнопка, кнопка»

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Творческое направление 2022 года может быть представлено одной из таких тем:

  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
  • Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
  • Какую книгу Вы считаете величайшим достижением культуры?
  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
  • Нужно ли читать книги в XXI веке?
  • Какие книги вдохновляют современную молодежь?
  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Как искусство влияет на личность?
  • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
  • Как музыка влияет на людей?
  • Зачем человек слушает музыку?
  • Какой фильм Вы можете назвать шедевром?
  • «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
Н.В. Гоголь «Портрет»

Л.Н. Толстой «Анна Каренина»

А.И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет»

Островский «Лес»

А.М. Горький «На дне»

М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

А.П. Чехов «Чайка», «Ионыч»

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письма «Большое в малом», «Самое большое», «Самая большая ценность жизни»)

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Юлия Кузнецова «Помощница ангела»

И.А. Гончаров «Обломов»

Лермонтов «Герой нашего времени»

М. Шолохов «Судьба человека»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А. Грин «Алые паруса»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»

А. Н. Толстой «Русский характер»

А. С. Грин «Зелёная лампа»

Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

М. Гелприна «Свеча Горела»

Н. Тэффи «Мой первый Толстой»

О. Генри «Последний лист»

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

В данном направлении возможны такие темы:

  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Нужны ли перемены современному обществу?
  • Что такое общественная справедливость?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  • Что значит «любить Родину»?
  • В чем польза и опасность патриотизма?
  • Как нужно относиться к своей Родине?
  • Как сделать Россию лучше?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?
  • Как связаны человек и государство?
  • Как связаны общество и государство?
  • Какие перемены опасны в обществе и государстве?
  • Каким образом можно улучшить общество?
  • Как можно улучшить государство?
  • Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Список литературы для данного направления итогового сочинения 2021-2022 года будет включать такие произведения:

Большие произведения Короткие произведения
Л.Н. Толстой «Война и мир»

М. Шолохов «Тихий Дон»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В. Маяковский «Прозаседавшиеся»

Н. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель»

И. Гончаров «Обломов»

А. Чехов «Человек в футляре»

М. Салтыков-Щедрин «История одного города»

А. Островский «Гроза»

А. Грибоедов «Горе от ума»

Д. Фонвизин «Недоросль»

А.С. Пушкин «Медный всадник»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

Н.С. Лесков «Левша»

М. Булгаков «Собачье сердце»

М. Горький «На дне»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Л.Н. Толстого «Три вопроса»

М.Е. Салтыкова-Щедрина «Добротели и пороки»

А. Платонова «Юшка»

А.П. Чехова «В аптеке»

А.П. Чехова «Размазня»

А.П. Чехова «Темнота»

В. Шукшина «Обида»

Критерии оценивания

Для качественного написания работы мало знать направления, по которым будет предложено итоговое сочинение 2021-2022 учебного года. При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).

К работе предъявляются два основных требования:

  • Требование №1. «Объём итогового сочинения»
  • Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Важно! Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Больше советов от педагогов смотрите в видео уроке:

Читайте также:

  • Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение
  • Критерии сочинения ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • ЕГЭ по литературе в 2022 году

Проблемы и аргументы к итоговому сочинению и сочинению ЕГЭ из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Нарушение нравственных законов делает жизнь человека пустой и бессмысленной. Так, один из главных героев романа «Преступление и наказание» Свидригайлов может служить примером человека, отрицающего моральные законы. Деньги, незаурядный ум и богатый жизненный опыт сделали его свободным и независимым от людей, но свою свободу он использовал для получения удовольствий.  Цель его жизни – «срывать цветы удовольствия», а потом «бросать их в придорожную канаву». Однако такое поведение принесло герою только «бесконечную скуку» и привело его к полному опустошению. Он чувствовал себя запертым, а по ночам к нему являлись загубленные души. Добрые дела не смогли искупить зло, которое он совершил. Аркадий Иванович закончил жизнь самоубийством, не выдержав пустоты, на которую сам себя обрек.

Иногда на поведение человека и его мировоззрение могут повлиять авторитеты или кумиры. Например, в романе Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников преклоняется перед личностью Наполеона. Объясняя и оправдывая свою теорию, он обращается к именам известных полководцев и ученых. Разве не имел бы права Ньютон пожертвовать сотней человеческих жизней, чтобы подарить миру свои открытия? Этот вопрос задает себе Родион и называет своих кумиров «законодателями и установителями человечества». По мнению Раскольникова, каждый гений является преступником уже потому, что «разрушает настоящее во имя будущего». В своей теории он ставит в один ряд и художников, и святых, и полководцев, и ученых только на том основании, что они велики. Однако он не задумается о том, какой ценой они изменили будущее. Себя Раскольников мечтает поставить себя в один ряд с этими людьми, хотя все его «новое слово» заключается только в его теории. Для Раскольникова убийство стало психологическим экспериментом, тестом на собственную гениальность. Как Наполеон сделал Европу ареной собственных побед и устлал ее трупами жертв, так и Родион хотел дерзко переступить все границы и нормы. Однако важно понимать, что не всегда те, кто сотворяют себе кумиров, до конца понимают мотивы и мировоззрение тех людей, на которых они хотят быть похожими. 

Никто не вправе распоряжаться человеческой жизнью. Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой придумает теорию, согласно которой всех людей можно разделить на два типа: гениальных, способных сказать «новое слово» и материал, пригодный лишь для продления потомства. Раскольников пытается убедить себя, что «материалом» можно пожертвовать ради высших интересов. Лишив жизни Алену Ивановну, Раскольников хочет помочь не только своей семье, но и людям, пострадавшим от старухи-процентщицы. По мнению Раскольникова, смерть злобной старухи сделает мир лучше. Поначалу ему кажется, что он совершает преступление, чтобы спасти близких от нищеты, но такую мотивацию он быстро откидывает, избавляясь от украденных денег. Потом он пытается оправдать свой поступок соображениями высшего блага. Однако убийство не приносит ему свободы: герой страдает и мучается. В итоге Раскольников осознает, что теория обесценивания человеческой жизни губительна для всего мира.

Нравственный выбор встает перед несколькими персонажами романа Ф.М. Достоевского. Раскольников преступает нравственный закон и убивает человека. Мармеладов в своем пороке переступает через семью. Соня переступает через себя. У каждого свой нравственный выбор и продиктован он разными условиями. Однако каждому герою приходится платить за свой выбор.  Одни пути ведут героя к смерти, другие- к страшной духовной пустоте и самоубийству. Раскольникова преступление привело к страшным нравственным мучениям, отвращению, ужасу перед совершенным злодеянием. Выбор, который он совершил, привел его к разрыву с человечеством. 

Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Сонечка Мармеладова является примером человека, способного на истинно милосердные поступки.  Она жертвует собой, чтобы спасти семью. Проявляя истинное сострадание, она спасает Родиона Раскольникова от духовной гибели. Она бросает все и едет за арестованным, ничего не требуя взамен. Ее поведение можно назвать поистине милосердным.

Например, в романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников задает себе вопрос: «тварь я дрожащая или право имею»? Родион видит нищету и беды окружающих его людей, оттого и решает убить старуху-процентщицу, думая, что ее деньги помогут тысячам страдающих девушек и юношей. На протяжении всего повествования герой пытается проверить свою теорию о сверхчеловеке, оправдывая себя тем, что великие полководцы и властители не ставили перед собой преграды в виде нравственности на пути к великим целям. Родион оказывается человеком, неспособным жить с осознание деяния, которое он совершил, потому признает свою вину. Спустя некоторое время Раскольников понимает, что гордость ума ведёт к гибели, тем самым опровергая свою теорию о «сверхчеловеке». Он видит сон, в котором фанатики, уверенные в своей правоте, убивали других, не принимая их истины. «Люди убивали друг друга… в бессмысленной злобе, пока не уничтожили род людской, кроме нескольких «избранных». Судьба этого героя показывает нам, что даже благие намерения не оправдывают бесчеловечных методов.

Свидригайлов – это человек, который ради утверждения собственной личности сознательно отрицает, отвергает морально-этические нормы. Свидригайлов, как и Раскольников, совершает преступления, но не для того, чтобы принести пользу или счастье людям, а для того, чтобы утвердить свою волю, почувствовать в полной мере свою свободу творить как добро, так и зло, таким образом, самостоятельно создавая для себя морально-этические нормы. 

Преступление как уголовное деяние – самое внешнее и простое определение. На самом деле преступление – это нарушение не только юридического, но общего нравственного закона, обязательного для человека. Раскольников живет в мире, в котором нарушение этого закона – естественная форма жизни, и все, что окружает его, как будто подтверждает законность преступления. Мармеладов, переступивший через жизнь жены и детей, Катерина Ивановна, переступившая через падчерицу, Соня, переступившая через собственную жизнь, Пульхерия Александровна, готовая ради сына переступить через дочь, Свидригайлов, которому темные слухи о его преступлениях не мешают жить, – все они преступники. Замысел Раскольникова, который кажется странным и фантастическим, укоренен в обычной жизни обычных людей.

 
Ошибки очень важны, поскольку помогают человеку приобретать опыт, становиться лучше. Иногда опыт может быть горьким, но без него человек не способен к самосовершенствованию.
Подтверждением может служить роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, главный герой произведения, на протяжении всего романа пытается проверить свою теорию о сверхчеловеке и хочет понять, к какому типу людей относится он. Раскольников спрашивает себя: «Тварь я дрожащая или право имею?» Пытаясь разрешить внутренний конфликт герой идет на преступление, совершая самую главную ошибку в своей жизни. Однако он понимает, что не может справиться с грузом вины, его жестокость и бесчеловечный поступок терзают душу. Но в конечном счете именно это становится для него главным уроком, Соня Мармеладова помогает ему осознать свою ошибку. Раскольников признается в содеянном и берет на себя ответственность за свои поступки. Только совершив ошибку, Родион Романович учится отвечать за свои поступки и слова. В конце романа мы видим, что Раскольникову предстоит долгий путь искупления, но начало положено.

Совесть — внутренний регулятор поведения человека. Только она способна помочь человеку сделать правильный выбор и признать свою неправоту.
Ярким примером, подтверждающим мою позицию, может служить роман Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников совершил убийство, проверяя на что он способен и к какому типу людей относится: к «дрожащим» или «право имеющим». Сама проверка подобной теория является бессовестной. Человек может не слушать окружающих, однако остаться глухим к совести невозможно. После содеянного его «внутренний судья» стал внушал ему, чтобы он пошел и признался во всем. Несмотря на то, что он долго сопротивлялся, совесть победила: Раскольников во всем признался и сдался властям. В этот момент ему стало гораздо легче. Таким образом, мы может увидеть на примере главного героя, что ,приглушая свою совесть, человек может превратиться в чудовище, которое считает свою жизнь выше жизни других. Поэтому совесть нужна для того, чтобы человек, делая выбор, был справедлив по отношению к окружающим.

Человек – часть общества, поэтому он может поддаваться его влиянию или воздействовать на него. Человеком, опасным для общества, можно назвать того, кто своими действиями или словами нарушает законы, в том числе нравственные. Так, в романе Д.М. Достоевского есть такие герои. Конечно, в первую очередь, все вспоминают Раскольникова, чья теория привела к смерти нескольких человек и сделала несчастными его близких. Но Родион Раскольников поплатился за свои действия, он был отправлен в Сибирь, в то время как Свидригайлова не обвиняли в преступлениях. Этот порочный, бесчестный человек умел притворяться и казаться порядочным. Под маской благопристойности скрывался убийца, на чьей совести были жизни нескольких людей. Еще одним персонажем, опасным для людей, можно назвать Лужина, поклонника теории индивидуализма. Эта теория гласит: каждый должен заботиться только о себе, тогда общество будет счастливо. Однако его теория не так безобидна, как кажется на первый взгляд. По сути он оправдывает любые преступления во имя личного блага. Несмотря на то, что Лужин никого не убивал, он несправедливо обвинил Соню Мармеладову в воровстве, тем самым поставив себя в один ряд с Раскольниковым и Свидригайловым. Его поступки модно назвать опасными для социума. Описанные персонажи немного схожи в свои теориях, ведь они считают, что ради «блага» можно совершить плохое деяние. Однако нельзя оправдать преступления благими намерениями, зло рождает только зло.

  • Преступление и наказание темы для итогового сочинения фипи
  • Преступление и наказание сочинение рассуждение можно ли оправдать преступление
  • Преступление и наказание сочинение рассуждение вступление
  • Преступление и наказание сочинение итоговое судьба человека
  • Преступление и наказание сочинение итоговое введение