Преступление и наказание раскольников и соня сочинение преступление и наказание

Многомудрый литрекон представляет два варианта сочинения-рассуждения по литературе на тему: идея теории раскольникова и е крах. кратко и более полно

Многомудрый Литрекон представляет два варианта сочинения-рассуждения по литературе на тему: «Идея теории Раскольникова и её крах». Кратко и более полно он раскрыл основную суть взглядов героя. Приятного просвещения!

Вариант 1

(460 слов) Над своим знаменитым романом «Преступление и наказание» Федор Достоевский работал в 1865-1866 годах. Главным героем всемирно известного произведения является Родион Раскольников — бедный студент, вдохновившийся определенной идеей, узаконивающей вседозволенность «право имеющей» элиты. Зарождение теории Раскольникова и ее крах  раскрываются по мере прочтения произведения. 

Нищета, тяжёлое материальное положение и безысходность порождают в сознании главного героя его собственную теорию, которая открывает для него новые перспективы. Согласно идее Раскольникова, люди делятся на два типа: первые ничтожны, вторые — «право имеющие». Последняя группа, по мнению Раскольникова, нужна для светлого будущего и прогрессивного движения человечества вперёд. Это гении, которые меняют мир под себя. А первая группа представляет собой лишь ведомую массу. Люди «право имеющие» могут не соблюдать общепринятые законы. По мнению главного героя, чтобы совершить великие дела, нужны жертвы, не исключая и человеческие. 

Читатель, как и следователь, узнает о взглядах героя из его статьи. Из-за сложного финансового положения персонаж вынужден уйти из университета. В это время герой отдаёт в печать свою статью, однако газета закрывается. Через некоторое время Раскольников вдруг узнаёт, что его труд опубликовали, но в другом месте. Именно там он изложил свои взгляды на суть вещей.

Сначала теория представлялась Раскольникову игрой. Постепенно, присматриваясь к людям, главный герой развивал свою теорию. Он убеждался в правоте сделанных им выводов. Разочарование в жизни и отчаяние привели к тому, что Раскольников замкнулся в себе. И тогда теория стала его спасением. 

Согласно теории Родиона Раскольникова, «право имеющих» можно встретить редко. Природа сама распоряжается, где должны родиться «великие» люди. Именно они являются двигателем прогресса в обществе. Остальные же просто представляют собой «материал» для «особенных» людей. Они спокойно живут, и их основное предназначение состоит в воспроизведении себе подобных. 

Однажды главный герой решает проверить, к какой группе людей он сам относится? Кто он: «тварь дрожащая» или «право имеющий»? Чтобы реализовать свою цель, Раскольников решает убить старуху-процентщицу. Однако вдобавок убивает еще и ее сестру Лизавету. 

По теории Раскольникова, совесть не должна была мучить героя после содеянного. Ведь совершенное убийство должно быть во благо обществу. Главный герой думал, что, поправив свое финансовое положение, он сможет принести немало пользы людям. Несмотря на это, душевные переживания после преступления у Раскольника были настолько велики, что довели героя до тяжёлой болезни. 

Первым человеком, которому Раскольников признался в своём преступлении, оказалась Соня Мармеладова. По мнению персонажа,  эта девушка наполнена добродетелью, поскольку она жертвует своей честью ради благополучия своей семьи. Раскольников не побоялся довериться именно ей, так как Соня тоже нарушила нравственные законы ради общего блага.

Теория Раскольникова потерпела крушение не после его признания и покаяния перед судом, а только после того, как он искренне раскаялся перед Богом. Так автор подчеркнул верховенство суда Божьего над светским. Пока Раскольников не нашел истину в Библии и не принял ее сердцем, идея продолжала властвовать над ним. Однако Родиону удалось победить свою гордыню и отречься от интеллектуального детища, которое пожирало его изнутри.

Вариант 2

(530 слов) Роман «Преступление и наказание» у многих читателей ассоциируется с известной цитатой: «Тварь я дрожащая или право имею?». Это высказывание принадлежит главному герою, который проверял себя на соответствие эталону, ставшему основой его теории о сверхчеловеке. Такие идеи популярны до сих пор, поэтому пример Раскольникова разобрать очень интересно и поучительно.

Довольно подробно раскрывается идея теории Раскольникова в его беседе со следователем Порфирием Петровичем. Родион заинтересовал следователя своим необычным взглядом на общество. Объясняя все это следователю, Родион старается как можно осторожнее раскрыть мотивы своего преступления. Однако Порфирий понимает это и сознательно выводит собеседника из себя, проверяя его реакцию. Следователь доволен тем, что ему предоставилась возможность побеседовать с автором статьи и изложить свои взгляды на данную тему. 

По мнению Раскольникова, те люди, основное предназначение которых заключается в привнесении в общество чего-то нового, имеют несомненное превосходство над другими и отличаются совершенно иными моральными правами. 

«…если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте…»

Большинство человечества составляют ведомые люди, которые должны лишь воспроизводить себе подобных и жить по строгим законам морали. Однако лидеры, ведущие всех остальных вперед, могут и поступиться общепринятыми нормами, чтобы добиться того, что, по их мнению, необходимо для процветания рода людского. Таким «особенным» человеком Родион считал, например, Наполеона. Повезло и Александру Македонскому. Но больше всего тщеславного героя интересовало, может ли он присоединиться к ним? Имеет ли он право на вседозволенность? Как мы знаем, это он решил проверить, убив Алену Ивановну. В ходе «опыта» ему пришлось убить и Лизавету, сестру ростовщицы, ставшую случайной свидетельницей этой сцены.

Главный герой не вдруг понимает всю аморальность своего поступка и ничтожной теории. Этому осознанию предшествует долгий путь. Беседа с Соней побудила его покаяться, но этим поступком он доказал лишь свое поражение. Идея была справедлива, но он не стал «право имеющим». С этими мыслями он пришел на каторгу. Читая Библию и наблюдая за заключенными, Раскольников постепенно осознал тот факт, что люди, на самом деле, равны между собой, все они испытывают одинаковые чувства, независимо от социального статуса, финансового положения и жизненных условий. Каждый человек всеми силами стремится к счастью, любви и благополучию. И никто не вправе делать его жертвой политических преобразований. Родион принимает свой грех и раскаивается перед Богом. С этого момента начинается его духовное возрождение.

Таким образом, размышления над теорией Раскольникова, основанной на неравенстве людей, и над последствиями данной теории, приводят нас к осознанию неправоты главного героя.  Родион жаждал воплотить свой идеал в реальность, стать вершителем судеб, но у него не вышло, потому что идеал был искаженным, неправильным. Раскольников не смог вынести тяжелых мук совести, потому что ошибся и отнял жизни, не ему принадлежащие и не им дарованные. Но он понял, что пока каждый человек, находясь на своем месте, не будет стремиться к лучшему, никакие великие люди ничего не исправят. Все жертвы будут напрасными. 

Автор своим произведением хотел донести до читателя простую истину: в какой бы тяжёлой ситуации не оказался бы человек, он никогда не должен терять своих нравственных принципов и ориентиров. Самое главное, не переступать черту добра и зла. Ведь сделанного не воротишь, и даже самое искреннее раскаяние не вернет к жизни Алену Ивановну и ее сестру.

Автор: Виктория Комарова

В 1865 году Ф. М. Достоевский начинает работу над романом «»Преступление и Наказание»» и заканчивает писать его в 1866 году. В центре произведения – преступление, «»идейное»» убийство.

Главных героев романа – Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников совершил преступление, а Соня вынуждена была пойти на улицу и продавать своё тело. Их души ещё не стали чёрствыми, они обнажены для боли – своей и чужой. Раскольников надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмёт на себя и во всём согласится с ним, а она – не согласилась. «»Тихая, слабенькая»» Соня разбивает хитроумные теории Раскольникова элементарной логикой жизни. Кроткая Соня, живущая по евангельским заповедям, помогает Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от «»теории»», воссоединиться с людьми и жизнью.

Впервые о судьбе Сони Раскольников услышал от её отца во время встречи с ним в одном из трактиров. Мармеладов рассказал, что когда Соне было четырнадцать лет, у неё умирает мать, и он женился на Катерине Ивановне, которая не жаловала Соню, так как у неё самой было три маленьких ребёнка. «»Воспитания, как и представить можете, Соня не получила»». Отец пробовал заниматься с ней географией и историей, но сам не был силен в этих предметах и, поэтому ничему не научил Соню. После увольнения Мармеладова со службы и долгих скитаний его семьи по стране, он, нако­нец, нашёл работу, но его снова выгнали, теперь уже из-за пьянства, и его семья оказалась в безнадёжном положении. Видя, как страдает Катерина Ивановна и маленькие дети, Соня решила пожертвовать собой во благо семьи и «»принуждена была взять жёлтый билет»».

Исповедь Мармеладова убеждает, что Соня «»переступила»», чтобы спасти от голодной смерти сестёр, чахоточную мачеху Катерину Ивановну и пьяницу-отца.

За полгода до убийства Раскольников поместил газету свою статью, где высказал свой принцип разделения людей. Главная мысль его статьи в том, что «»люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)… и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово»». Отнеся себя к «»высшему разряду»», Раскольников, для проверки своей теории, совершает жестокое убийство старухи-процентщицы, тем самым, переступая через свою естественную доброту и бескорыстность. Вспомним, хотя бы, как он спасает пьяную девочку от надругательства над ней; когда Раскольников совершает добрые и искренние поступки, которые радуют мать и сестру, он поступает свободно и раскованно. Раскольников «»переступил»» через себя, свои принципы, только для того, чтобы проверить свою теорию.

После убийства Раскольников идёт к Соне, считая её человеком, который поймёт его, ведь она совершила не менее тяжёлый грех, чем он. Но встречи с ней убедили его, что Соня совсем не такая как он представлял себе, она раскрывается перед ним как человек любящий, с чуткой и отзывчивой душой, способной на сострадание. Её Жизнь строится по законам самопожертвования. Она хочет, прежде всего сама быть лучше. Во имя любви к людям Соня избирает путь насилия над собой, ради спасения других идёт на позор и унижение. Она смиряется и страдает.

Раскольников не может смириться с тем, что его теория не верна, пытаясь доказать свою правоту Соне, он задаёт ей коварный вопрос: что лучше – подлецу «»жить и делать мерзости»» или умирать честному человеку? «»Да ведь я Божьего промысла знать не могу…– отвечает Соня. – И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?»» Несмотря на все попытки Раскольникова убедить Соню в собственной правоте, она твёрдо стоит на своём: пожертвовать собой для блага ближних – это одно, лишать во имя этого же блага жизни других – совсем иное дело. Соня не хочет решать вопросы, которые ставит перед ней Раскольников, она живёт только верой в Бога. Именно «»в отходе от Бога»» видит Соня причину преступления Раскольникова: «»От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!»» сохранить чистую душу в позоре и унижении Соне помогла христианская религия; только вера в Бога даёт силы этому хрупкому и беззащитному созданию. «»Что же бы я без Бога-то была? – быстро, энергически прошептала она»».

Раскольникову казалось странным, что Соня не такая как он: несмотря на то, что она совершила тяжкий грех, она не отчуждается от мира, как это сделал Раскольников. Его раздражает и озлобляет это, но всё равно его притягивает доброта и милосердие, излучаемые Соней. В беседах с ней Раскольников становится всё более и более откровенным, и, в конце концов, он признаётся Соне в совершённом убийстве. Сцена признания очень напряжённая. Первой реакцией Сони на признание был испуг и ужас, ведь она находилась в одной комнате с убийцей. Но Соня простила Раскольникова, понимая, что только она сейчас сможет понять его. Вера в Бога и человеколюбие не позволяют Соне бросить Раскольникова на произвол судьбы. «»Соня бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками»». После этого Раскольников называет причины, толкнувшие его на убийство.

Первая причина оказалась банальной: «»ну да, чтоб ограбить»». Раскольников называет эту причину, чтобы Соня не приставала к нему с расспросами. Но она понимает, что такой человек, как Раскольников не мог пойти на такое ради денег, даже, если «»хотел помочь матери»». Постепенно Раскольников раскрывается перед Соней. Сначала он говорит, что «»хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил»», но Раскольников сам понимает, что это не та причина, по которой он убил. «»Это всё ведь вздор, почти одна болтовня! «» Следующая причина: «»…я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете…»» – тоже не является истиной. «»Ох, это не то, не то!»» – восклицает Соня. Наконец, после длительных поисков в своей душе ответа на вопрос об убийстве, Раскольников называет истинный мотив убийства: «»Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы получить средства и власть, сделаться благодетелем человечества… мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?»» Поделив людей на две категории, Раскольников, естественно, оказывается перед вопросом – к какому разряду людей принадлежит он сам: «»Тварь ли я дрожащая или право имею…»». Раскольников «»захотел осмелиться и … убил»».

Единственным выходом в сложившейся ситуации Соня видит публичное покаяние Раскольникова. Но, даже придя на Сенную площадь, он не испытывает облегчения не может признаться в том, что не принадлежит к высшему разряду и его теория не верна. «»Человека-то я убил, а принцип – нет.»» Раскольников может смириться с жизнью на каторге, но с тем, что он обычный – нет. На Сенной площади Раскольникова приняли за пьяницу, потому что люди почувствовали его неискренность и внутреннее несогласие со своими действиями. После этого Раскольников отправляется в контору для признания в совершении убийства…

Соня следует за Раскольниковым на каторгу. Там, навещая его каждый день, она завоёвывает уважение и любовь каторжников, они ласково называют её «»матушка ты наша… нежная, болезная.»» А Раскольникова, наоборот, не принимают, интуитивно чувствуя, что Раскольников все равно относит себя к «»высшему разряду»», презирая их: «» Ты барин!»» – говорили они ему. Только Соня по-прежнему любит Раскольникова.

Во время болезни Раскольников видит сон о «»моровой язве»», который раскрыл сущность его идеи. В этом сне все люди заболевают неизвестной болезнью и начинают жить по теории Раскольникова: каждый начинает чувствовать себя властелином и не ставит ни во что чужую жизнь, «»люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе.»» После этого, на берегу реки, происходит молчаливое признание в любви Соне, теперь Раскольников понимает, что никаким теориям больше нет места в его жизни. Раскольников держит под подушкой подаренное Соней Евангелие, пока не решаясь его раскрыть, и думает: «»Разве могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Её чувства, её стремления, по крайней мере…»», теперь Раскольников понял, что только «»бесконечной любовью искупит он все страдания»», всё изменилось, всё должно быть по-другому. Ему показалось, что даже каторжники смотрят на него по-иному. «»Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково…»»

  1. Бунт Раскольникова.
  2. Нравственная чистота Сони Мармеладовой.
  3. Духовное возрождение Раскольникова.

Поступок Раскольникова произошел не спонтанно. Эту идею молодой человек вы-нашивал в течение нескольких недель. Убийство — это бунт Раскольникова против существующего в то время порядка. Главный герой убежден, что человек» в таком обществе не может быть не преступен. Поэтому он предпочитает играть по правилам этого мира. Молодой человек делит всех на «право имеющих» и «вошь». Безусловно, он старается доказать, и, прежде всего самому себе, что относится именно к первой категории. Поэтому, подготавливая убийство старухи-процентщицы, он уверен, что принесет этим только благо окружающим. Однако в жизни происходит совсем не так, как задумывалось. Раскольникову приходится убить не только старуху, но и ее случайно появившуюся сестру и еще не рожденного ребенка. Главный герой практически незамеченным покидает место преступления, однако не в состоянии воспользоваться украденными вещами. Раскольников ругает себя за малодушие, однако приходит в полицию с повинной. Бунт главного героя полностью «отрезает» его от прошлого. Осознание своего поступка приводит к дистанцированию от людей настолько, что Родион не решается даже обнять сестру и мать при встрече.

Соня Мармеладопа противопоставлена Родиону. В ее образе воплотилась идея Достоевского о «грязи физической» и «нравственной грязи». Молодая девушка вынуждена торговать своим телом для того, чтобы прокормить своих сводных сестер и брата. Несмотря на «физическую грязь», в Которой приходится существовать главной героине, она сумела сохранить свою нравственную чистоту. Соня смиряется со своей долей. Страдание только укрепляет ее веру. Однако она считает, что Бог не допустит, чтобы ее сестренки повторили ее жизнь. Соня жертвует собой ради семьи. Однако сердце этой девушки не ожесточается.

Соня любит и жалеет своего непутевого пьяницу-отца и даже иногда дает ему деньги. Она жалеет жену отца, Катерину Ивановну и ее детей.

Нравственная чистота девушки не может быть не замечена окружающими людьми. Мачеха первая заступается за Соню, когда Лужин обвиняет ее в воровстве. Она говорит о том, что он и мизинца ее не стоит. Катерина Ивановна понимает, на какую жертву пошла падчерица ради чужих детей и как тяжело ей мириться с окружающей действительностью. Соню любила случайно убитая Раскольниковым Ли-завета. Впоследствии в остроге заключенные именно к этой девушке станут относиться с сочувствием и пониманием. Когда девушка узнает о поступке Родиона, она упрашивает его пойти на перекресток и покаяться в содеянном. Она полностью не согласна с теорией Раскольников. «Это человек-то вошь?» — недоумевает Соня. Для нее человек — это создание Божье, и только Бог вправе распоряжаться его судьбой. Девушка воспринимает несправедливые правила этого мира только как испытания, которые закаляют душу и делают человека только лучше, чище. Соня не отталкивает главного героя, наоборот, она проникается к нему жалостью: «Что это вы над собой сделали?» Девушка чувствует, что в глубине души Раскольников совершенно другой человек, чем представляется окружающим. Она верит, что Родион по сути своей не злой человек: отдал последние деньги Катерине Ивановне, спас двоих детей во время пожара, около года содержал больного сокурсника. Но он запутался. Его идея представляется ей что-то вроде болезни, которая обязательно пройдет. Соня полюбила Раскольникова и всей душой ждала его выздоровления. Именно поэтому девушка настаивала на добровольном признании Родиона. По ее мнению, нельзя носить в душе такой грех. Только раскаявшись, можно ожидать прощения.

В эпилоге автор кратко повествует о дальнейшей жизни главных героев. Однако основное внимание обращено на Раскольникова и Соню, которая отправилась за ним на каторгу. Долгое время герой не чувствует своей вины за содеянное, наоборот, он упрекает себя только в том, что оказался слаб и сделал явку с повинной. Переломным моментом явилась болезнь главного героя. Даже в бреду в Раскольни-кове совершалась душевная борьба. Ему казалось, что весь мир заселен микробами или духами, которые заражают людей. Именно эти существа делают окружающих сумасшедшими и бесноватыми. Люди просто не понимают, что больны, считая свое мнение самым правильным. Родиону казалось, что, заражаясь, человек сам начинает убивать, пожирать окружающих. Поборов болезнь, Раскольников уже чувствует свое обновление. Его чувства обостряет весть о том, что Соня болеет. Он стремиться увидеть ее. Во время свидания с девушкой Родион вдруг понимает, что любит ее. Он осознает, сколько страданий принес ей, поэтому бросается к ее ногам и плачет. Раскольников наконец-то полностью раскаивается в содеянном. Это приносит ему духовное облегчение и позволяет повернуться лицом к новой жизни. Безусловно, немаловажную роль в «выздоровлении» главного героя сыграла Соня.

Русская литература XIX века создала своеобразную энциклопедию любви. Кажется, она рассказала о любви все: любовь разделенная и безответная, любовь-увлечение, любовь-привязанность, любовь-страсть…

О любви-страдании, любви-борьбе и любви-спасении поведал Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». И не только об этом. Встретились два человека, уже сформировавшихся, со сложившимися характерами и твердыми, непоколебимыми убеждениями. Трудно представить себе более противоположные натуры, чем Родион Раскольников и Соня Мармеладова. Он — отчаявшийся, измученный унизительной бедностью, бессилием, невозможностью помочь матери и сестре, подпавший под влияние носящейся в воздухе идеи о праве сильной личности, становится не обычным уголовником, а «идейным» убийцей, которому, как он считает, «все дозволено». И она, тоже «преступившая закон», но совсем по-другому, принесшая в жертву близким людям не кого-то, а саму себя. Они антиподы. Но случай (а может, судьба) сводит их, и эта встреча определяет дальнейшие судьбы обоих. Казалось бы, ничего общего между ними быть не может, Раскольников после совершенного преступления испытывает страшные нравственные мучения не из-за того, что убил, а потому, что оказался «тварью дрожащей». Эти переживания разъединяют его с людьми, даже любимые мать и сестра кажутся ему теперь чужими и враждебными.

В таком состоянии он узнает Сонину историю. И мы, читатели, вместе с ним потрясены самопожертвованием этой тихой, скромной девушки. Шестнадцатилетняя Соня, почти еще ребенок, зная о любви лишь из книг «содержания романтического», не вынесла вида голодных малышей, пьяного отца и насмешек мачехи; «эдак часу в шестом встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла». Так будни чно рассказывает Мармеладов Раскольникову о «падении» своей дочери. Новое «ремесло» было Соне отвратительно, она выходила «на промысел», стиснув зубы; с жалкой, вымученной улыбкой эта «великая грешница» вымаливала прощения у всевышнего. И вот они встретились: «идейный» убийца и «блудница». Раскольникова тянет к Соне как отверженного к отверженной, а она… она пожалела его и полюбила, а полюбив, во что бы то ни стало решилась спасти.

Но ведь Раскольников обрек себя на страдания сам, а Соня страдает совершенно безвинно, и он устремляется к ней «не по любви, а как к Провидению». После безуспешных попыток подвести под свое преступление гуманную идею и тем оправдать себя он, наконец, набирается мужества и именно ей с предельной искренностью признается: «И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил… мне надо было узнать тогда… вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!.. Тварь ли я дрожащая или право имею!» Соня всплеснула руками: «Убивать? Убивать — то право имеете?»

Идеи «столкнуты лбами» уже вслух. Раскольников упорно стоит на своем: человеком может называться лишь тот, кто «право имеет»; Соня не менее упорно — на своем: нет и не может быть такого права. Мысль Раскольникова приводит ее в ужас, но в то же время девушка испытывает огромное облегчение: ведь до этого признания она считала себя падшей, а его, Родиона Раскольникова, — человеком из другого мира, неизмеримо выше, лучше ее.

Теперь же, когда Соня узнала о преступлении любимого и поняла, что он такой же отверженный, разделявшие их преграды рухнули. Но ей еще предстоит его спасти, а он, отстаивая свое право распоряжаться чужими жизнями, заставляет ее страдать все сильнее, втайне надеясь, что она придумает что-нибудь приемлемое для обоих, предложит что угодно, кроме «явки с повинной». Но тщетно. «Соня представляла собой неумолимый приговор, решение без перемены. Тут — или ее дорога, или его».

Здесь Достоевский неумолим: либо палач, либо жертва. Либо безмерный деспотизм, либо искупительное страдание. В яростном споре Раскольникова и Сони побеждает все-таки «Сонина правда»: «идейный убийца» понимает, что только «явка с повинной» может избавить его от нравственных мучений, от одиночества. Нравственный закон, по которому живет Соня, по мнению писателя, единственно справедлив. Авторская позиция раскрывается в том, что Раскольникова «заражает» религиозность Сони. Он просит девушку прочесть легенду о воскрешении Лазаря. На Сенной площади, решившись «искупить вину страданием, Раскольников впервые за страшное последнее время ощутил полноту жизни». «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы… он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием».

Победила не только Сонина правда. Победила ее душевная красота, ее жертвенная любовь, ее смирение, сострадание и вера. Противопоставляя две «правды» — индивидуалистическую теорию Раскольникова, не освещенную любовью к человеку, и Сонину жизнь по нормам человечности и человеколюбия, — писатель оставляет победу за Сонечкой, с ее чуткостью, душевной силой, способностью любить. Ее любовь жертвенна и потому прекрасна, в ней, этой любви, — надежда на возрождение Раскольникова. Я думаю, что, когда Достоевский утверждал, что «красота спасет мир», он имел в виду именно такую нравственную, человеческую красоту, которую проявила Соня, борясь за любимого. По мысли писателя, в Сонечкиной правде — «заря обновленного будущего». В одной из записных книжек к роману Достоевский писал: «Человек не родится для счастья, Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием», — к такому выводу приходит писатель, и читателю с ним трудно не согласиться.

Книга Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Автор затрагивает в этом произведении многие проблемы, но самая главная из них — проблема нравственности. Достоевский касается этой проблемы во многих своих произведениях, но наибольшее развитие эта проблема получила именно в «Преступлении и наказании». Возможно, именно это произведение заставляет многих задуматься над своими поступками. Здесь, в этой книге, мы встретим много разных людей, но, пожалуй, самая открытая, честная и добрая — это Соня Мармеладова.

Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом. Но Соня простила ее, больше того, она каждый месяц приносит деньги в дом, в котором уже не живет. Соня изменилась внешне, но душа ее осталась прежней: кристально чистой. Соня готова пожертвовать собой ради других, а это может далеко не каждый. Она могла бы жить «духом и разумом», но должна кормить семью. И доказывает ее бескорыстность вот этот поступок.

Соня не осуждала людей за поступки, не осуждала ни отца, ни Раскольникова. Смерть отца оставила глубокий след в душе Сони: «Из-под этой… шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами». Соня любила отца, несмотря на все его недостатки. Поэтому неожиданная смерть его была большой потерей в жизни Сони.

Она понимает и переживает вместе с людьми их боль. Так, она не осудила Раскольникова, когда он признался ей в совершенном преступлении: «Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к плечу голову. Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: как? ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! » Соня поняла, что, убив старуху-процентщицу, Раскольников убил и себя. Рухнула его теория, и он в растерянности. Сонечка, искренне верящая в Бога, советует ему помолиться, раскаяться, поклониться земле. Раскольников понимает, что Соня — исключительный человек: «Юродивая, юродивая! » На что Соня ему отвечает: «Да ведь я… бесчестная… я великая грешница». Ей не на кого надеяться, не от кого ждать помощи, поэтому она верит в Бога. В молитве Соня находит успокоение, так нужное ее душе. Она не судит людей, только Бог имеет на это право. Но она не навязывает веру насильно. Она хочет, чтобы Раскольников пришел к этому сам. Хотя Соня наставляет и просит его: «Перекрестись, помолись хоть раз». Она любит этого человека и готова поехать с ним даже на каторгу, потому что верит: Раскольников поймет свою вину, раскается, начнет новую жизнь. Жизнь вместе с ней, с Соней. Любовь и вера придают ей силы в любых испытаниях и трудностях. И именно ее бесконечное терпение, тихая любовь, вера и желание помочь любимому человеку — все это вместе дало возможность Раскольникову начать новую жизнь. Для Сони и для самого Достоевского свойственно сочувствие человека человеку. Раскольников учит Соню смелости, мужественности. Соня учит его милосердию и любви, прощению и сочувствию. Она помогает ему найти путь к воскрешению души, но и сам Раскольников стремится к этому. Только на каторге он понимает и принимает веру и любовь Сони: «Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере…». Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: «Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания». Соне счастье дается в награду за ее страдания. Соня — идеал Достоевского. Потому что только высоконравственный человек, искренний и любящий, может быть идеалом. Соня несет с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания — вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского.

Ф. М. Достоевский — великий мастер психологического романа. В 1866 году он закончил работу над романом «Преступление и наказание». Это произведение при несло автору заслуженную славу и известность и стало занимать достойное место в русской литературе.

Один из романов Ф. М. Достоевского практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман “Преступление и наказание”.

Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением.

Толкая своего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его “среда заела”.
Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования “сверхлюдей”, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, той “дрожащей твари”, о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет.

После убийства начинается новая полоса существования Раскольникова. Он и раньше был одинок, но теперь это одиночество становится бесконечным; он отчужден от людей, от семьи, от Бога. Его теория не оправдала себя. Единственное, к чему она привела — невыносимые страдания. «Страдание — великая вещь», — сказал Порфирий Петрович. Эта мысль — мысль об очистительном страдании — звучит в романе неоднократно. Для того чтобы облегчить нравственные муки, Порфирий советует обрести веру. Подлинный носитель спасительной веры в романе — Соня Мармеладова.

В первый раз Раскольников услышал о Соне, о ее разрушенной судьбе в распивочной от Мармеладова. Она пошла на великую жертву, чтобы спасти от голода свою семью. И уже тогда только лишь одно упоминание о ней Мармеладова задело в душе Раскольникова какие-то тайные струны.

В те дни, которые стали для него самыми тяжелыми, Раскольников идет не к кому иному, как к Соне. Он несет свою боль не к матери, не к сестре, не к другу, а к ней. Он чувствует в ней родственную душу, тем более что их судьбы так схожи. Соня, как и Раскольников, сломила себя, растоптала свою чистоту. Пусть Соня спасала семью, а Раскольников всего лишь пытался доказать свою идею, но они оба погубили себя. Его, «убийцу», влечет к «блуднице». Да ему больше и не к кому пойти. Его тяга к Соне порождена еще и тем, что он стремится к людям, которые сами пережили падение и унижение, а поэтому смогут понять надрыв и одиночество.

Я считаю, что, осуждая людей беспомощных, не решающихся изменить свою жизнь, герой романа был прав. Его правда и в том, что он сам пытался найти путь, который приведет к изменениям к лучшему.
И Раскольников нашел его. Он считает, что этот путь — преступление. И, я думаю, он был прав в том, что признался в убийстве. Иного выхода у него не было, и он чувствовал это.

По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему.

Прокомментируйте фрагмент, опираясь на следующие вопросы: 1.Чем потрясает читателя драматическая сцена объяснения Сони Мармеладовой И Родиона

Раскольникова?

2.Как передаёт Достоевский силу духовного порыва Сони и душевной муки Раскольникова?

3. Какую роль в развитии сюжета романа играет этот эпизод?

4.Чего ждал от Сони Раскольников, признаваясь ей в убийстве, и оправдались ли его ожидания?

Отрывок.

Он облокотился на колена и, как в клещах, стиснул себе ладонями голову.

«Преступление и наказание» 6 вопросов. Развернутые ответы. 1. Как вы понимаете название романа? Почему преступлению

посвящена одна часть, а наказанию – пять частей романа?
2. Перечислите все события первой части романа, которые подталкивают героя к преступлению. Выпишите из текста реплики внутреннего монолога Раскольникова, которые показывают глубокие противоречия между «головной» теорией и живым сердцем.
3. Для чего писатель-гуманист Ф.М. Достоевский так подробно описывает убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы?
4. Как вы понимаете слова Сони в адрес Раскольникова: «От Бога вы отошли, и Бог вас поразил, дьяволу предал!»?
5. Объясните смысл фразы Раскольникова: «…вечная Сонечка, пока мир стоит!». В какой связи он это произносит?
6. Почему автор романа в сцене чтения Нового Завета обратился именно к притче о воскрешении Лазаря?

Литература для школьников

 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

 

ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

(1821 – 1881)

Уроки литературы в 10 классе[1]

 

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов
филологических факультетов вузов.

Уроки 84-85. Ф. М. Достоевский: жизнь, судьба. Петербург Достоевского

Урок 86. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»»: история создания, жанр, особенности композиции

Урок 87. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе

Урок 88. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Социальные и философские истоки бунта Раскольникова

Урок 89. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». «Двойники» Раскольникова — Лужин и Свидригайлов, их роль в романе

Урок 90. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Символическое значение образа Сони Мармеладовой. Полифонизм романа Достоевского

УРОК 90
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ».

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА

СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ.
ПОЛИФОНИЗМ РОМАНА ДОСТОЕВСКОГО

Цель:


показать, в чём писатель видит источник обновления жизни, как решает вопрос: «Что делать, чтобы изменить существующий миропорядок?»; рассмотреть сцены, в которых
звучит протест писателя против бесчеловечности общества; осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: «Как происходит открытие христианских ценностей
Раскольниковым через любовь к Соне?».

Оборудование:
учебник, текст романа, иллюстрации к роману, таблица.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся раскрывают символическое значение образа Сони Мармеладовой; делают выводы о гуманизме автора,
утверждающего искупительную силу человеческого страдания; отмечают наличие в романе полифонизма — многоголосия героев, выражающих личную «правду» о жизни.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Для чего Ф. М. Достоевскому понадобилось сталкивать своего героя с другими персонажами?

• Кто из персонажей играет наиболее важную роль в опровержении идей Раскольникова?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды,
обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира.
Убеждённый, что ни в каком устройстве общества невозможно избежать зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования
общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова — два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную
часть произведения. Соня Мармеладова — нравственный идеал Достоевского.

Она несёт с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой
правду Достоевского. Согласно П. С. Соловьёву (русскому поэту, философу, публицисту), среди населяющих мир живых существ есть единый
центр Божественного замысла о мире. Этот центр есть Душа мира, София. Она же — тело Христово. Во вселенском понимании тело Христово есть Церковь.

Она же, как женственная индивидуальная личность, есть Пресвятая Дева Мария. София есть душа и совесть человечества. Все поступки Сони Мармеладовой соотнесены
с этим учением… Давайте ещё раз перечитаем страницы романа и убедимся в справедливости этого утверждения…

IV. Работа над темой урока

1. Аналитическая беседа

• Расскажите историю жизни семьи Мармеладовых; сделайте вывод о причине бедственного положения Мармеладовых (ч. 1, гл. II).

• О жизни Сони Мармеладовой мы узнаём вместе с Раскольниковым. Опишите сцену первого визита Раскольникова к Соне (ч. 4, гл. IV).

• Какую роль в этой сцене играет Библия? Обратите внимание на цифры: Соня отдаёт Катерине Ивановне 30 целковых, отцу на похмелье — последние
30 копеек, а какова была цена продажи Иисуса Христа Иудой? Случайны ли эти цифры у Достоевского?

• Какие аргументы «необыкновенного человека» опровергает «слабенькая» Соня?

• По каким принципам живёт Соня? Во имя чего она «переступила»?

• С какой целью приходит Раскольников к Соне второй раз? (ч. 5, гл. IV) Почему именно ей признаётся в убийстве? Может ли его понять Соня?

• Можно ли считать, что Соня тоже «переступила» черту общественной морали? Раскольников говорит ей: «Ты тоже переступила, загубила жизнь свою».

• В чём качественное отличие Сони от Раскольникова?

• Какими примерами из текста можно подтвердить, что Соня — олицетворение доброты, самопожертвования, кротости, всепрощения? (ч. I, гл. II; ч. III,
гл. 4; ч. IV, гл. IV; ч. V, гл. IV; ч. VI, гл. V, VIII; эпилог, гл. II)

• Почему каторжане любят Соню?

• По убеждению Достоевского, Соня выражает народные идеалы добра и справедливости.

• Стали ли убеждения Сони убеждениями Раскольникова?

• В эпилоге романа Достоевский говорит, что страдания, перенесённые героями, открыли им дорогу к счастью, что «их воскресила любовь».

• Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге?

2. Творческая работа (в парах) с текстом романа

• Письменно составьте цитатный портрет Сони, подчеркнув её беззащитность, хрупкость и большую нравственную силу.

3. Коллективная работа сопоставительного характера над составлением таблицы

(Запись на доске и в тетрадях.)

Две правды
в романе «Преступление и наказание»

Соня

Раскольников

Кроткая, добрая

Гордый нрав, оскорблённое, униженное самолюбие

Спасая других, берёт на себя тяжести греха

Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление

В духовном плане — мученица

В духовном плане — преступник, хотя берёт на себя грех всего человечества.
Спаситель? Наполеон?

Рассказ о её поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке

Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой,— это оправдание его предчувствий

Живёт, исходя из требований жизни, вне теорий

Теория рассчитана безукоризненно, но человек
не может переступить через кровь, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть все превратности жизни

Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие

Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик

Божественная правда — в ней. Она выше духовно. Не сознание делает
человека человеком, а душа

В нём правда ложна. Попасть в рай ценой чужой крови нельзя

У неё есть смысл жизни: любовь, вера

У него нет смысла жизни: убийство — это бунт
для себя, индивидуалистический бунт

Вывод. Героев спасёт вера, сострадание; им помогает сила души и характера. Каждый
из героев приходит к осознанию ценности человеческой жизни

4. Постановка и решение проблемной ситуации (работа в группах)

1-я группа.

Докажите, что писатель утверждает в романе «правду» Сони.

• Как отвечает Достоевский на вопрос: как уничтожить на земле зло?

2-я группа.

В чём прав и в чём неправ Достоевский, противопоставляя «правде» Раскольникова «правду» Сонечки Мармеладовой?

3-я группа.

Обратившись к эпилогу, проследите, как происходит воскрешение человека в Раскольникове через любовь к Соне.

4-я группа.

Какое значение придавал своим словам Раскольников, говоря:
«Вечная Сонечка! пока мир стоит!»? Меняется ли смысл этих слов на протяжении всего романа?

5. Обобщающее слово учителя

— Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они как два противоположных полюса, не могущие существовать
друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони — идея смирения.

Но каково содержание и бунта, и смирения — тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время. Герои романа остаются
верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его
близость.

Автор романа, путём нравственных исканий и размышлений, пришёл к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир,
переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история,
история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе
совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше
страдание, чем насилие — страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки
широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности.

В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа
человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. «Умники и умницы» (работа в парах)

• На страницах романа многие слова обретают символическое значение, например: Наполеон — символ неограниченной власти; аршин пространства — символ одиночества,
кровь — символ преступления. Продолжите список таких слов-символов.

2. Выполнение интерактивного упражнения «Закончи фразу…»

(работа в группах)

У ч и т е л ь.

Достоевский-психолог… Важным средством внутреннего самораскрытия героев в романе являются диалоги и монологи. Но не менее важна их
форма, поскольку монологи у Достоевского имеют форму спора героя с самим собой. Он одновременно высказывает противоположные точки зрения на происходящее.

Монологи в романе диалогичны, и в этом проявляется полифонизм (разные точки зрения на один факт), а диалоги можно охарактеризовать как монологические, так как
они представляют спор героя с самим собой, а не с собеседником.

В записной книжке Достоевский отметил: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой».

Комментарий.

Группы получают карточки с текстом отрывков из романа. В них пропущены слова, наиболее выразительно передающие психологическое
состояние персонажей произведения. Учащиеся должны восполнить пропуски.

1-я группа.

Соня быстро на него посмотрела. После первого страстного и (1) сочувствия к несчастному опять странная
идея убийства поразила её… Она (2) глядела на него. Ей ничего ещё не было известно, ни зачем, ни как, ни для чего это было. Теперь все эти вопросы разом
вспыхнули в её сознании. И опять она не поверила: «Он, он убийца! Да разве можно?»
«Да что это! Да где это я стою! — проговорила она, в глубоком (3), как будто ещё не придя в себя,— да как вы, вы, такой… могли на это решиться? Да что это!»
«Ну, да, чтоб ограбить. Перестань, Соня»,— как-то устало и даже с (4) ответил он. Соня стояла как бы (5), но вдруг вскричала: «Ты был голоден! Ты… чтобы
матери помочь? Да?»
Ключ. 1) Мучительно; 2) с изумлением; 3) недоумении; 4) досадой; 5) ошеломлённая.

2-я группа.

Она не выдержала и вдруг (1) заплакала. В мрачной тоске смотрел он на неё. Прошло пять минут. «А ведь ты права, Соня,— (2) проговорил
он наконец. Он вдруг переменился; выделанно-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг (3).— Это я про Лужина и промысел для
себя говорил… Я это прощения просил, Соня… Он склонил голову и закрыл руками лицо. И вдруг странное, неожиданное ощущение какой-то едкой (4) к Соне
прошло по его сердцу. Как бы удивясь и испугавшись сам этого ощущения, он
вдруг поднял голову и пристально поглядел на неё; но он встретил на себе беспокойный и до муки (5) взгляд её, тут была и любовь…
Ключ. 1) Горько; 2) тихо; 3) ослабел; 4) ненависти; 5) заботливый.

3-я группа.

Раскольников вышел в решительном смущении. Смущение это всё более и более увеличивалось… И, наконец, уже на улице, он воскликнул:
«О боже! Как это всё отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость! — прибавил он решительно… — Главное: грязно, пакостно, гадко,
гадко!»
Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего (1). Чувство бесконечного (2), начинавшее давить и (3) его сердце ещё в то время, как только
шёл к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от (4) своей. Он шёл по тротуару, как (5), не замечая прохожих
и сталкиваясь с ними, и опомнился уже в следующей улице.
Ключ. 1) Волнения; 2) отвращения; 3) мутить; 4) тоски; 5) пьяный.

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на одну из предложенных тем:

«Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон»? («Противоречивость характера Раскольникова»);
«Мои любимые страницы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”»;
«Роль образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии характера Раскольникова»;
«Женские характеры в романе “Преступление и наказание”».
Опорная лексика
Особенный писатель, трагический художник; …никто так, как он, не постиг
трагических противоречий мира; величие духа и нравственная стойкость человека; своеобразие творчества; христианская концепция, православное мировоззрение; психологическая напряжённость повествования; изображение человека
в трагических обстоятельствах; внутренний монолог как приём; кричащие контрасты; объёмность художественных деталей.

2. Прочитать повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник».

3. Опережающее задание
Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Н. С. Лескова.

Следующие уроки: Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. «Очарованный странник»: поэтика названия, особенности жанра. Внешняя
и духовная биография Ивана Флягина >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для
105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
 

Соня Мармеладова и Раскольников.
Иллюстрации Д. А. Шмаринова
к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Источник: Достоевский Ф. М. Преступление и наказание: роман в 6 частях с эпилогом. — Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2017. — 512 с.


 

Иллюстрации Э. Неизвестного
к роману «Преступление и наказание»
(сайт «Литература»)

 

Фефилова Г.
Уроки литературы в 10 классе. Планы-конспекты
(главы из книги)

 

вернуться в начало

 
   

После того как наши репетиторы проверили несколько сочинений и дали свои критические, а порой даже строгие комментарии, к нам начали приходить сочинения от учащихся из разных городов и образовательных проектов с просьбой проверить и прокомментировать их тексты. Предоставить свой текст для подобного разбора требует от учащихся немалого мужества, поэтому мы благодарим за доверие и умение прислушаться к конструктивной критике.

Владислав Шкиль, г. Таганрог; участник образовательного центра «Сириус» по программе «Литературное творчество. Классическая литература»

Преступление и наказание раскольников и соня сочинение преступление и наказание

Направление «Преступление и наказание — вечная тема»


Может ли преступление оказаться безнаказанным?

Может ли преступление оказаться безнаказанным? Нет. Можно, конечно, перечислить имена непойманных преступников, но самое страшное наказание — его отсутствие. Ведь наказание — это не только возмездие за содеянное, но еще и шанс на перерождение. И когда человек теряет его, то он обрекает себя на нравственную гибель. Неслучайно во многих произведениях русской литературы неоднократно освещалась тема преступления и наказания, в том числе и в романе Ф. М. Достоевского с созвучным названием «Преступление и наказание».

Вспомним судьбу Родиона Раскольникова. Герой Достоевского создает безнравственную, антихристианскую теорию о «тварях дрожащих» — тех, кто не более чем материал, который должен воспроизводить себе подобных — и «право имеющих» — тех, кто этим материалом может пользоваться, для кого не писаны никакие законы. Категоричное деление людей на разряды уже по своей сути является преступлением. Автор идет дальше и отправляет Раскольникова делать «пробу», в ходе которой тот убьет старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Достоевский делает это всё для того, чтобы показать нам, читателям, что и такой человек как главный герой его романа имеет шанс на перерождение. Раскольников отправляется на каторгу, переживает смерть матери, перед этим он страдает от лихорадки и разочаровывается в своей теории — ряд наказаний и сон о трихинах делают его совсем другим человеком. Так, преступник не остается безнаказанным и более того — перерождается.

Однако в романе Ф. М. Достоевского есть еще один преступник, который, как кажется, толком не был наказан. Лужин — один из двойников Раскольникова. На самом же деле он наказан авторским забвеньем, а значит обречен на нравственную гибель. Ему не дают шанса на перерождение. Лужин совершил ряд нравственных преступлений. Он придерживался теории «о бедных женах» — её суть в том, чтобы взять в супруги бедную и настрадавшуюся девушку, брак для которой станет спасением, за что она должна по гроб жизни благодарить мужа. Одним словом, Лужин искал себе рабыню, а не спутницу жизни. Он придерживался и другой теории — «целого кафтана» или «разумного эгоизма» — её же суть в том, чтобы делать всё в своих интересах и не думать о благополучии других. Так, например, Достоевский раскрывает губительность этой теории, когда Лужин намеренно клевещет на Соню, чтобы подорвать авторитет Раскольникова. Он один из тех преступников, что действуют в рамках закона, но тем не менее, внедряются в чужие жизни и портят их. Такие, как Лужин, может и не наказываются прямо, но человеческого в них не остается — это и есть возмездие за их злодеяния без возможности переродиться.

Таким образом, опыт произведений художественной литературы позволяет нам утверждать, что преступление не может остаться безнаказанным. Я уверен, что нам, жителям 21 века, очень важно почаще обращаться к произведениям русских классиков, чтобы не видеть в наказании одно возмездие и верить в возрождение людей, совершивших злодеяния. Как не вспомнить слова Эмили Бронте: «Пусть Бог наказывает злых людей, мы должны учиться прощать». Этими словами известная писательница еще раз показала нам, насколько важно проявлять снисхождение даже к преступникам, чтобы ставить их на путь истинный.


Преступление и наказание раскольников и соня сочинение преступление и наказание

Комментарий Татьяны Шипиловой (аспирантка Литературного института им. А. М. Горького, репетитор с 10-летним стажем, руководитель видеокурса «Год ЕГЭратуры»)

Очень хорошее сочинение. Более того, сразу видно, что учащийся и материал знает хорошо, и умеет им пользоваться, но еще — знает, как понравиться экспертам: упоминание Эмили Бронте в заключении сразу заставляет растаять сердце, потому что сразу понятно, что учащийся смотрит на заявленную проблему многогранно. Тема раскрыта полно, опять же аргументы приводятся из одного произведения, но с разных позиций, что, безусловно, только плюс. Здесь, конечно, будет зачет.

Но все же есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание даже не в контексте итогового сочинения, а в контексте того, что этот этап нужно воспринимать как подготовку к более серьезному испытанию. Если учащийся собирается в дальнейшем сдавать ЕГЭ по литературе, то там уже такие недочеты могут повлиять на баллы:

  • «Раскольников отправляется на каторгу, переживает смерть матери, перед этим он страдает от лихорадки и разочаровывается в своей теории» — здесь то ли само предложение составлено неверно, то ли учащийся немного перепутал последовательность событий и допустил фактическую ошибку: лихорадка и сон о трихинах случились уже на каторге после смерти матери, а не перед;
  • «почаще обращаться к произведениям русских классиков» — в заключении эта фраза нелогична, потому что сразу после нее автор обращается к цитате Эмили Бронте, а уж ее отнести к русским классикам уж точно не получится;
  • «по гроб жизни» — мысль ясна, но это разговорное выражение, которое скорее всего будет отмечено как стилистическая ошибка.

Преступление — это общественно опасное деяние, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. Также оно меняет представления о моральных идеалах. Какое преступление нельзя простить? Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Я больше склоняюсь к мнению, что преступление нельзя простить “рабу божьему”, не осознавшему ошибочности своих суждений.  

Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы. Первым таким примером для меня является преступление в произведении Фёдора Достоевского “Преступление и наказание”. Прочитав эту книгу, мы можем вспомнить момент, в котором Родион Раскольников обдумывает план убийства старухи-процентщицы. Данная ситуация происходит из-за безошибочность суждений героя. Родион, живя бедно, в тёмной маленькой комнатушке, рассуждает о правильности своей идеи. Он думает, что убрать процентщицу не то, что не плохо, а даже хорошо, поскольку от неё толку никакого нет. Само такое суждение Раскольникова и есть преступление, потому что он не признаёт, что ошибается. Поэтому данное злодеяние нельзя простить герою.  

В качестве второго примера я бы хотела взять преступление в произведении Максима Горького “Старуха Изергиль”. Прочитав эту книгу, мы можем вспомнить легенду о сыне царя птиц. Данного героя зовут Ларра, после смерти отца-Орла он и его мать спускаются со скал к племени, чтобы жить среди людей. Встретив старейшин, сын царя птиц ведёт себя неподобающе и гордо, чем злит народ. Вожди принимают решение об изгнании юноши. Ларра, собираясь уйти, обнимает девушку, та отталкивает его, боясь гнева отца. Юноша убивает девушку. Долго думая, старейшины решают, что “наказание-в нём самом” и просто отпускают сына Орла. Юноша не осознаёт ошибочности своих суждений, поэтому он и не заслуживает прощения людей.

Подводя итоги вышесказанному, я могу с уверенностью заявить, что преступление нельзя простить человеку, не осознавшему ошибочности своих суждений.

Здравствуйте, Соня!

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Хотя вы получили «зачет» по данному критерию, обратите, пожалуйста, внимание на важные замечания.

Само такое суждение Раскольникова и есть преступление, потому что он не признаёт, что ошибается. Поэтому данное злодеяние нельзя простить герою.

Первый аргумент вам не засчитан. Хотя вы начали последнее предложение с союза «поэтому», на самом деле ваш вывод никак не связан с тем, что вы написали ранее, и, следовательно, аргумент не стал доказательством верности вашего тезиса.

Второй аргумент вам засчитан, однако он содержит логическую ошибку (см. критерий К3).

Таким образом, несмотря на «зачет» по критерию К2, аргументация является уязвимым местом вашего сочинения, над ней обязательно следует поработать.  

К3 (логика и композиция) 0 баллов

В сочинении присутствуют нарушения логики повествования, которые затрудняют понимание текста.

Преступление — это общественно опасное деяние, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. Также оно меняет представления о моральных идеалах.

Непонятно, чьи представления о моральных идеалах меняет преступление. Кроме того, это не очевидная мысль, поэтому она нуждается в обосновании, которого у вас нет.

Я больше склоняюсь к мнению, что преступление нельзя простить “рабу божьему”, не осознавшему ошибочности своих суждений.  

Ни из этого предложения, ни из последующих рассуждений так и не становится понятно, при чем здесь «раб божий», что вы вкладываете в это понятие (и почему «божий» у вас написано со строчной буквы).

Прочитав эту книгу, мы можем вспомнить момент, в котором Родион Раскольников обдумывает план убийства старухи-процентщицы. Данная ситуация происходит из-за безошибочность суждений героя.

Нарушение причинно-следственных связей, план убийства не является следствием безошибочности суждений. Кроме того, непонятно, что вы имеется в виду под «безошибочностью» суждений.

Родион, живя бедно, в тёмной маленькой комнатушке, рассуждает о правильности своей идеи. Он думает, что убрать процентщицу не то, что не плохо, а даже хорошо, поскольку от неё толку никакого нет.

Нарушение логики повествования: из вашего пересказа остается непонятным, при чем здесь описание комнатушки героя и указание на его бедность.

Долго думая, старейшины решают, что “наказание-в нём самом” и просто отпускают сына Орла. Юноша не осознаёт ошибочности своих суждений, поэтому он и не заслуживает прощения людей.

Нарушение логики повествования: из вашего пересказа не очевидно, что раз старейшины «просто отпускают» героя, то они его не простили.

Прочитав эту книгу, мы можем вспомнить момент, в котором Родион Раскольников обдумывает план убийства старухи-процентщицы. …Прочитав эту книгу, мы можем вспомнить легенду о сыне царя птиц.

Эта конструкция имеет смысл, если мы, прочитав книгу, по ассоциации вспоминаем о чем-то другом, а не о том, что мы только что прочитали. В данном случае конструкция представляет собой вариант логической ошибки.

К4 (речь)+ 1 балл

Хотя вы получили «зачет» по данному критерию, обратите, пожалуйста, внимание на следующие замечания:

Прочитав эту книгу, мы можем вспомнить момент, в котором Родион Раскольников обдумывает план убийства старухи-процентщицы. Данная ситуация происходит из-за безошибочность суждений героя.

Непонятно, что вы обозначаете словосочетанием «данная ситуация», здесь оно неуместно.

«Момент, В КОТОРОМ Раскольников обдумывает» — речевая несочетаемость.

Он думает, что убрать процентщицу не то, что не плохо, а даже хорошо, поскольку от неё толку никакого нет.

«Убрать» в значении «убить» — слэнг (речевая стилистическая ошибка).

«Толку никакого нет» — просторечие (речевая стилистическая ошибка).

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено 3 ошибки:

Орфография

Он думает, что убрать процентщицу не то, что не плохо, а даже хорошо

«Неплохо» здесь пишется слитно (указание на признак).  

Пунктуация

убрать процентщицу не то, что не плохо, а даже хорошо,

После «то» лишняя запятая

Долго думая, старейшины решают, что “наказание-в нём самом” и просто отпускают сына Орла.

После «самом» нужна запятая (закрываем придаточное предложение).

Общий вывод по работе

Итак, Соня, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над раскрытием темы, связностью и логичностью изложения, развивать умение подтверждать свой тезис подходящими по смыслу аргументами.

Удачи!

  • Преступление и наказание социально психологический роман сочинение
  • Престоле значение слова пушкин сказка о царе салтане
  • Преступление и наказание вечная тема итоговое сочинение аргументы из литературы
  • Преступление и наказание аргументы к итоговому сочинению преступление и наказание вечная тема
  • Престол значение слова пушкин сказка о царе салтане