Преступление и наказание раскольникова в рассказе преступление и наказание

Преображение душиосновная проблема преступления и наказания касается нравственности. главный герой проходит путь опустошения души, потери нравственных ориентиров. он доходит до

Преображение души

Основная проблема «Преступления и наказания» касается нравственности. Главный герой проходит путь опустошения души, потери нравственных ориентиров. Он доходит до совершения преступления против человека – убийства. Причин такого падения множество: нищета, подлость людей, жестокость. Причиной можно считать и образование героя. Он не глуп, и видит, как живут те, кто богат за счет других. Раскольников не просто идет на преступление. Он разрабатывает теорию для объяснения своего поступка. Родион делит людей на две группы. Такого подхода не было у великих философов, изучающих устройство страны.

Научный труд по-своему распределяет возможности человека: «тварь дрожащая» и «право имеющих».

«Твари» не могут изменять что-то вокруг себя, они вынуждены существовать, подчиняясь тем, кто «имеет право». Причислить себя к этой группе сложно. Родион идет на преступление. Он пытается доказать, что презирает законы. Он один из «наполеонов», которым все разрешено. Они смелы и свободны. Ошибочность позиции докажет жизнь. Раскольников не сможет стать тем, кем стремился быть. Совесть начинает мучить, и происходит переоценка теории.

Преступление и наказание проблема чтение книг аргументы

Когда Евгений уезжает из деревни, девушка изучает его библиотеку, по книгам все больше узнавая об этом человеке. Рэй Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”. Значение книг в жизни человека трудно переоценить. В романе-антиутопии Рэя Брэдбери мы видим мир, лишенный литературных произведений.
Уничтожив книги, человечество уничтожило свою историческую память и свою свободу, разучилось мыслить и вникать в суть вещей. Заменой литературным произведениям стали совершенно глупые телепередачи, говорящие экраны с “родственниками”.

Люди и сами не поняли, как превратились в существ, не способных думать, улавливать суть прочитанного. Их мозг привык воспринимать легкую информацию развлекательного характера.

Люди всерьез решили, что книги несут только зло и что читать их не нужно.

Потеряв книги, человечество обрекло себя на гибель, позволив управлять собой. Ф.М.

Преступление и наказание аргументы для сочинения егэ

Это для автора самое главное.

Можно заблудиться и запутаться. Но выйти на правильный путь – дело чести.НазадПобеда и поражение.Герои: Родион Раскольников, Соня МармеладоваЛитературный пример: В романе Достоевский оставляет победу не за сильным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: страдание очищает.

какие проблемы представлены в романе , преступление и наказание, , ?

Главной моральной темой романа, я считаю философскую борьбу добра со злом, света со тьмой, Христа со Дьяволом, в душе главного героя.

Роман — прохождение главного героя через «все круги жизни», в которые он попадает, еще не придя на суд Божий. Вечная боль, подобная боли Христа, сопровождает его повсюду, терзая с самого начала пути, который он выбрал — сознательно, отдавая себе отчет в своих действиях и решениях и в то же время не представляя себе своих деяний.

Это путь — путь против себя, правды, веры, Христа, человечества.

Против всего святого, что является после самоубийства самым тяжелым преступлением, обрекающим несчастного на тяжелейшие муки.

Проблема чтения книг: аргументы из художественной литературы

Достоверно неизвестно, кто и когда решил записать информацию, но благодаря этому благородному порыву появилась письменность, а со временем и книги.В Средневековье умение читать считалось привилегией знатных людей.

Он рассказывает, как ребята 10 лет зачитывались Тургеневым и Достоевским. Не пренебрегали они и трудами Шиллера, самой популярной работой которого на то время было «Коварство и любовь».И, наконец, век цифровых технологий. Урбанизация и механизация общества отодвигают книгу на второй план.

аргументы сочинения ЕГЭ

Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Швабрин — полная противоположность Гриневу: это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям.

Счастье Аргументы к сочинению А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Счастье каждый понимает по-разному. Герой рассказа, например, А.И.

Солженицына «Один день Ивана Денисовича» осознает себя «счастливым» потому, что не попал в карцер, получил лишнюю тарелку супа, не заболел, но главное то, что он радуется честному труду.

Писатель восхищается терпением, трудолюбием русского человека, который верит в Бога и надеется на его помощь.

Роль книг в жизни человека — аргументы

Джек Лондон «Мартин Иден»Мартин Иден до знакомства с Руфью Морз был обычным бедным необразованным моряком.

Он влюбился в Руфь — девушку совсем другого социального статуса. Мартин решил во что бы то ни стало достичь того уровня знаний, который позволит ему завоевать любовь Руфи.

Он достиг того, к чему стремился, и стал даже лучше, чем мог предположить. И все благодаря книгам. Именно книги дали Мартину Идену знания, сделали его одним из самых образованных людей. Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»В произведении мы видим людей, лишенных книг.

Общество, которое не мыслит, не развивается.

Книги сжигаются пожарными, потому что официально запрещены. Люди получают тот минимум информации, который удобен для манипулирования их сознанием.

Адвокаты & Юристы правовая поддержка

Идеал Толстого – семья, взаимоотношения в которой построены на добре и правде.

Важно Болконские, Ростовы. Это не просто семьи, это целые жизненные уклады, основанные на национальных традициях.

  • М.А.Шолохов «Тихий Дон» (роман-эпопея).
    Инфо В центре повествования история семьи донских казаков Мелеховых.

    21.

  • Проблема борьбы добра и зла.

  • М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман). Роман посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события 20-х годов 20 века и библейских времен.
  • В.Распутин «Уроки французского» (рассказ). В рассказе показана душевная теплота учительницы, ее умение помочь своему ученику. Внимание Рассказ пронизан гуманизмом, стремлением писателя, по его словам, вернуть людям все то добро, которое они в свое время сделали для него.
  • М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман). Роман посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события 20-х годов 20 века и библейских времен.

Он наделяет язык такими эпитетами, как великий, могучий, правдивый и свободный.

Преступление и наказание все проблемы и аргументы

Она несет в себе пагубные последствия не только для совершившего злодеяние, но и для его окружения.

Весь мир меняется, главные устои рушатся.

Писатель вместе с тем открывает все-таки перед героем путь, ведущий к спасению, хотя он и лежит через страдание.

Важно Пробуждение совести героя Все свои принципы, чувства, мысли заставляют переоценить Раскольникова перенесенные им мучения.

И в результате этого осмысления пробуждается совесть Родиона.

Достоевский здесь показывает, как меняется духовная сфера человека. Выключение себя из духовной жизни означает преступление законов существования — такова проблематика романа «Преступление и наказание». С Родионом Раскольниковым происходит именно это.

Внимание Проблема совести: аргументы Проблема совести: аргументы.

примеры из художественной литературы Проблема совести.

Аргументы: Цели и средства в романе «Преступление и наказание»

Поэтому в данной книге мы можем найти прекрасные аргументы для итогового сочинения. Родион Раскольников – один из центральных персонажей в романе.

Он беден, но зато, чрезвычайно умен и образован.

Жалкое существование в голоде и нищете угнетает его, ведь он видит в себе незаурядную личность, человека, наделенного недюжинными способностями и умением влиять на умы других, менее одаренных.

Отсюда его немыслимая в своей внешней жестокости теория, согласно которой «необыкновенному» меньшинству позволено совершать убийства безнаказанно, без малейшего чувства вины.

В этом Раскольников видит высшую справедливость и свое естественное предназначение сверхчеловека.

Источник: https://domprava76.ru/prestuplenie-i-nakazanie-problema-chtenie-knig-argumenty-81741/

Проблема человечности

Призыв следователя: «Станьте солнцем – и вас увидят!», можно считать лейтмотивом проблемы человечности в романе. Возвыситься в сложном мире можно, совершая добрые дела и поступки. Человек рождается для любви, добра и нежности. Человечность – основное качество Сони Мармеладовой. Своей судьбой она доказывает читателю, что нельзя становится жестокой и бессердечной, уступая ударам жизни. Служить людям непросто. Стать идеальной личностью невозможно, но быть человечным и справедливым можно. Проблема, которую поднимает роман, – воспитание истинной гуманности и достижение духовной гармонии с собой и внешним миром.

Нищая Россия

Автор поднимает сложные социальные проблемы России. Классик показывает, к чему может привести человека нищета. Нечеловеческие условия жизни толкают на преступления разного характера. Кто-то, как Раскольников, идет на убийство, кто-то, как Соня, – в проституцию. Нищета и пьянство становятся синонимичными понятиями. Люди пьют, наполняя трактиры. Вино не лечит души трудового населения. Оно еще более усугубляет положение мужиков. По пьянке они идут драться, воровать, убивать. Алкоголь меняет человека, раскрывая в нем самые низменные желания. Примером такого существования является Мармеладов. Он забывает о своей семье, не задумывается о завтрашнем дне и будущем детей.

Нищая Русь представлена образом Петербурга. Город оживает на страницах романа, довершает колорит отвратительных кабаков, насыщает воздух вонью. Обстановка города толкает к суициду, так заканчивает жизнь самый беспринципный герой романа – Свидригайлов.

Достоевский преступление и наказание проблемы аргументы

Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность. Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова.

Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния.

Поэтому справедливо сказать, что Соня Мармеладова — “чистый свет высокой нравственной идеи”. 81854 человека просмотрели эту страницу.

Проблема выбора в преступлении и наказании аргумент

Так гибнут потерявшие самообладание золотоискатели в новелле «В далеком краю» и Билл, бросивший товарища, в рассказе «Любовь к жизни».

Герои Достоевского как будто живут в безвоздушном пространстве первобытного вселенского хаоса, где все начинается с них: именно им необходимо сделать первый и самый трудный шаг, ибо от этого зависят судьбы мира. В свой роман “Преступление и наказание” Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя.

Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоящих социальных проблем. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми.

В знаменитом своими вечерами доме Анны Павловны Шерер не услышишь русскую речь.

Аргументы к сочинению ЕГЭ

.

Ф. М. Достоевский Преступление и наказание (роман). Многие герои романа живут за чертой бедности Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (роман).

Многие герои романа живут за чертой бедности.

3. Проблема знаний, образования, воспитания. Школа, учитель. Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (комедия). Митрофанушка – бездельник и лентяй.

Не хочет получать знания. В результате вырастает ни к чему не приспособленный человек. М.В.Ломоносов.

Аргумент преступление и наказание человек общество

  1. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главный герой был насильно отделен от общества. Нельзя сказать, что Мастер был ярым оппозиционером и как-то критиковал политический строй, но его не поняли, а, значит, не приняли.

Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек.

Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь.

Таким образом, можно сделать вывод, что неприятие традиционных общественных ценностей берет начало в семье, где личность формировалась под иным влиянием.

Еще один пример Ученик может использовать в сочинении «Проблема совести» аргументы из литературы, которая не входит в школьную программу. Эти книги он мог прочесть самостоятельно.

К примеру, роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» также освещает данную проблему.

У писателя вопрос совести достигает огромных, всечеловеческих масштабов.

Проверяющие педагоги выставляют баллы по нескольким критериям: План сочинения по русскому языку (ЕГЭ) За логику и смысл в сочинении проверяющие педагоги выставляют определенное количество баллов. Это означает то, что эта девушка, которую Раскольников, несомненно.

Аргументы и проблемы преступление и наказание

3. К сожалению, современное общество больше стремится к материальному, чем к духовному.

«Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет?

Тварь ли я дрожащая или право имею. .» 2) проблема жертвенности: Сонечка Мармеладова жертвует собой, своей частью и своей жизнью, выходя сначала на панел ради своей семьи, а затем уезжая в Сибирь вместе с Раскольниковым. Уложив сердце и печень в полиэтиленовый пакет, она ушла домой, где с помощью сожителя их съела.

Проблематика преступления и наказания аргументы

Главный герой гениального романа Ф.М. Достоевского, «Преступление и наказание» Родион Раскольников задается вопросом, позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? В рассказе русского писателя, прозаика и драматурга Максима Горького «Старуха Изергиль» поражает образ Данко.

Это романтический герой, пожертвовавший собой ради людей.

«лучшим из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня»

Он повел людей через лес с призывами победить тьму. Но слабые люди во время пути стали падать духом и умирать.

Читать далее » Взаимные чувства Раскольникова и Сони зарождаются, когда молодой человек совершает преступление. Соня становится лучшим другом Раскольникова и первым человеком, которому он признается в убийстве. Раскольников выбирает Соню, потому что она является грешницей, как и он сам.

Со временем отношения Сони и Раскольникова перерастают в глубокую искреннюю любовь.

Читаем — Преступление и наказание

В материале отражены проблемы произведения Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание». Кратко описываются эпизоды «Читаем «Преступление и наказание».

Аргументы для написания сочинения» Проблема бедности, социального неравенства Герои романа – бедные люди, униженные обществом, беднота везде, повсюду страдания.

Семья Мармеладовых, судьба Сонечки; Родион Раскольников, его сестра Дуня, мать Родион Раскольников понимает свободу как подчинение своих интересов интересам общества, в умении сделать правильный нравственный выбор.

Проблема искупления греха Проблема самопожертвования, милосердия, сострадания Проблема сосуществования добра и зла в человеческой душе Любая человеческая жизнь, по мысли Ф.М.

Достоевского, есть абсолютная ценность. Спасение добра с помощью зла невозможно Проблема

Проблемы поднятые в преступлении и наказании

Какие проблемы выдвигают авторы в произведениях: 1) Горе от ума 2) Преступление и наказание 3) Евгений Онегин 4) Бедная Здесь перед читателем раскрывается сложный мир внутренних переживаний, исканий, стремлений героев, их мучительная борьба с самим собой и с окружающей несправедливостью, их духовное падение и возрождение.

Из шести частей романа «преступлению» отведена только первая часть, а «наказанию» — пять остальных и эпилог. Это показывает особую важность для Достоевского проблемы наказания. Подвергая Раскольникова различным формам «казни» и «самоказни», Достоевский не только противопоставляет «отрицательному» Раскольникову «положительную» Соню.

Но «отрицательному» Раскольникову (и это очень важно) он противопоставляет «положительного» Раскольникова, т.

Источник: https://152-zakon.ru/dostoevskij-prestuplenie-i-nakazanie-problemy-argumenty-12444/

Как раскрывается проблема совести в романе «Преступление и наказание»?

Как раскрывается проблема совести в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»? Потом Раскольников понял, что сам нарушил этим убийством нравственный закон, который есть в каждом человеке с самого момента его рождения.

В результате чего стал испытывать сильные нравственные муки. Под конец главный герой пришёл к мысли, что убил не только старуху, но и самого себя, так как пошёл против самого себя, против своей совести, и приходит наконец к духовному возрождению. Достоевский представил нам величайший роман времени «Перступление и наказание».

Это роман, в котором переплетаются пороки человека, его терзания и нравственные законы. Позже Раскольников осознает это, он чувствует укоры совести.

В итоге он встает на верный путь раскаяния в конце романа.

Такой я вижу проблему совести в романе «Преступление и наказание». Родион пытается осознать, правильно ли было убить старуху-ростовщика, и как теперь быть дальше.

Постепенно его начинает мучать совесть, и это доходит до той ступени, что Родион сам приходит в полицию и признается. В каком-то смысле можно сказать, что его совесть — это Соня, добрая и спокойная девушка, всем сердцем любящая его.

Проблема раскаяния аргумент преступление и наказание

Социальная тема, тема бедных людей», «униженных и оскорбленных», была продолжена автором в «Преступлении и наказании» Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. Говорят, что мир существует благодаря любви, что именно любовь, побуждает творить добрые дела, вдохновляет творцов, изменяет самого человека.

возвышает его душу, делает его красивее, сильнее, добрее.

Действительно, любовь-это великая сила, без которой мы бы не смогли существовать.

Любовь-это великое чувство, заключающееся в глубокой привязанности и симпатии к другому человеку. Еще в прошлых веках считалось, что любовь делает человека человека счастливым. Такой груз неожиданных последствий не­сет на себе теория Раскольникова.

В эпоху общественной смуты главный герой произведения – будущий царь Борис — идет на преступление, которое он совершает чужими руками.

Это событие – убийство сына Ивана Грозного, наследника русского престола в Угличе. Всю последующую жизнь Борис Годунов пытается оправдаться перед судьбой, народом, проводя в жизни разнообразные реформы, совершая благие деяние.

Зрительные диктанты

30 лет, имеет трех детей. Петр Петрович Лужин – надворный советник, человек с деньгами, 45 лет. Дмитрий Прокофьевич Вразумихин (Разумихин) – молодой человек, студент, друг Раскольникова Аркадий Иванович Свидригайлов – помещик, бывший шулер, ок.

Марфа Петровна Свидригайлова – жена Свидригайлова, старше него на 5 лет Зосимов – приятель Разумихина, знакомый Раскольникова, доктор, 27 лет.

Александр Григорьевич Заметов – знакомый Разумихина, письмоводитель в местной конторе, 22 года.

Никодим Фомич – квартальный надзиратель в том районе, где жил Раскольников Илья Петрович – помощник квартального надзирателя по прозвищу «Порох» Настасья – служанка в доме, где снимал комнату Раскольников Амалия Ивановна – хозяйка в доме, где снимали комнату Мармеладовы Миколка – красильщик, задержанный по делу об убийстве Родион Романович Раскольников терзает себя мыслями о том, что задуманное им дело “грязно, пакостно, гадко”, но, тем не менее, он решается на убийство, оправдывая свои действия «высшей целью».

Литература для школьников

 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

 

ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

(1821 – 1881)

Уроки литературы в 10 классе[1]

 

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов
филологических факультетов вузов.

Уроки 84-85. Ф. М. Достоевский: жизнь, судьба. Петербург Достоевского

Урок 86. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»: история создания, жанр, особенности композиции

Урок 87. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе

Урок 88. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»». Социальные и философские истоки бунта Раскольникова

Урок 89. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»». «Двойники» Раскольникова — Лужин и Свидригайлов, их роль
в романе

Урок 90. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»». Символическое значение образа Сони Мармеладовой. Полифонизм романа
Достоевского

УРОК 86
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»:

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЖАНР,

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ

Цель:


ознакомить учащихся с историей создания романа «Преступление и наказание»; раскрыть творческую историю романа, характеристику эпохи, систему образов; воспитывать
личность, способную ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющую
принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

Оборудование:
учебник, текст романа «Преступление и наказание», раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают об истории создания, жанре, композиции романа «Преступление и наказание»; составляют тезисы; участвуют в беседе, в дискуссии.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Вводно-ориентировочная беседа

• Каким мы видим Петербург в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова? В чём принципиальное отличие образа
Петербурга у Ф. М. Достоевского?

• С помощью каких художественных средств изображает Петербург Ф. М. Достоевский?

• Какой цвет преобладает в описании Петербурга? Что символизирует этот цвет?

• Можно ли считать Петербург персонажем романа? Почему?

• Могла ли история преступления и наказания, описанная в романе, действительно произойти?

• Как вы понимаете слова Ф. М. Достоевского «Я — дитя века»?

• Какие герои и проблемы века поднимаются в романе?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— По словам автора романа, в его произведении есть намёк на мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает
преступника, чем думают блюстители закона, главным образом потому, что он и сам требует этого наказания. Достоевский поставил цель наглядно выразить
эту мысль на примере молодого человека — представителя нового поколения.

Материалы для истории, положенной в основу романа «Преступление и наказание», по свидетельству автора, можно было найти в любой газете, издаваемой
в то время. Достоевский был уверен, что сюжет его произведения отчасти оправдывал современность. Давайте же убедимся в этом.

IV. Работа над темой урока

1. Слово учителя о художественном своеобразии стиля Достоевского
(устный журнал)



(Учащиеся составляют план.)

— «У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве), и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для
меня иногда составляет самую сущность действительности»,— так определял свой творческий метод сам писатель.

Действительно, эпитет фантастический в том значении, в котором его употреблял Ф. М. Достоевский, достаточно чётко характеризует отличие его прозы от
критического реализма Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева. В причудливых сплетениях являются у Достоевского такие
начала, как комическое и трагическое, сентиментальное и ужасное, натуралистически бытовое и мистическое.

Фантастично и само построение сюжета «Преступления и наказания». Если в обычном детективе весь интерес повествования заключён в разгадке
тайны преступления, то «Преступление и наказание» представляет собой некий антидетектив, где преступник известен читателям с самого начала. В его
тайну проникают также один за другим чуть ли не все герои романа, включая и самого следователя Порфирия Петровича. Однако при этом все посвящённые, видя
невыносимость нравственных мучений Раскольникова, сочувственно расположены к нему и ждут, когда он сам раскается и сделает явку с повинною.

Художественное время романа также не поддаётся обычному измерению. С одной стороны, оно необычайно насыщено событиями, а с другой — иногда
вообще перестаёт ощущаться, «гаснет в уме» героев. Трудно поверить, что всё сложное действие романа вмещается в рамки двух недель. Ритм времени то замедляется,
то бешено ускоряется. В течение одного дня часто свершается столько событий в жизни героя, сколько реальному человеку достало бы на целую
жизнь. Вместе с тем романное действие часто прерывается длинными внутренними монологами и развёрнутыми описаниями душевного состояния героев.

Весь роман строится, как бесконечный, принципиально незавершимый диалог равноправных голосов, одинаково убедительно аргументирующих каждый свою
позицию. Авторский голос оказывается лишь одним из них, и у читателя сохранятся свобода с ним не соглашаться.

Ф. М. Достоевский замыслил повесть «Преступление и наказание» как исповедь героя, в которой бы раскрывалась борьба двух начал — добра и зла —
в сердце человеческом, Но рамки предполагаемой повести оказались тесны для выявления художественной идеи произведения, и Достоевский сжёг уже почти
завершённую повесть и взялся за роман.

 

2. Самостоятельное ознакомление учащихся со статьёй учебника об истории создания романа «Преступление и наказание» (работа в парах)

3. Составление тезисных записей:

«Сюжет, композиция, жанр романа “Преступление и наказание”»


(с опорой на рассказ учителя и теоретический материал учебника)

Предполагаемая запись

Жанр романа

• Жанровое своеобразие романа «Преступление и наказание» заключается
в том, что этот роман нельзя совершенно определённо отнести к уже известным в русской литературе жанрам.

• Роман: социально-бытовой; детективный; любовный; психологический; философский; религиозный.

• «Преступление и наказание» — роман о преступлении, но отнести его к криминальному, детективному жанру нельзя, его называют романом-исповедью, романом-трагедией,
одним из величайших философско-психологических романов.

• В романе для читателя нет загадки в том, кто убийца, сюжет развивается вокруг другого: повествование построено так, что на всём его протяжении мы
напряжённо следим за каждым движением воспалённой мысли Раскольникова, за блужданиями его одинокой души, за лихорадочной сменой решений
и противоречивых поступков.

4. «Умники и умницы»:
постановка и решение проблемного вопроса

(работа в парах с раздаточным материалом)

• Прочитайте развёрнутую характеристику, которую Ф. М. Достоевский дал первоначальной идее романа «Преступление и наказание» в письме издателю журнала
«Русский вестник» М. Каткову.
Достоевский писал ему, что идея произведения «не может ни в чём противоречить» направлению журнала, «даже наоборот»,— и дальше развёрнуто характеризовал саму идею.

Вы уже дочитали роман до конца, и сможете сказать, не изменилась ли эта идея в процессе создания романа, и если да, сформулируйте его идею в окончательном виде.

Карточка
«Это — психологический отчёт одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключённый из студентов университета,
мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным»
идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги
на проценты… «Она никуда не годна», «для чего она живёт?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д.— эти вопросы сбивают с толку молодого человека.

Он решает убить её, обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от
сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства — притязаний, грозящих ей гибелью,— докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь
быть честным, твёрдым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» — чем уже, конечно, «загладится преступление»… Ему — совершенно
случайным образом — удаётся совершить своё преступление и скоро, и удачно…

Тут-то и развёртывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают
его сердце. Божия правда, земной закон берёт своё, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести… Налагаемое юридическое наказание
за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует. Это видел я даже на
самых неразвитых людях… Выразить мне это хотелось именно на развитом, на нового поколения человеке, чтобы была ярче и осязательнее видна мысль.

5. Работа с символикой цвета и чисел в романе (в парах, с раздаточным материалом)

Карточка № 1

Жёлтый цвет
в романе «Преступление и наказание»

Раскольников

Жёлтая каморка с жёлтенькими обоями; «Тяжёлая, желчная, злая
улыбка змеилась по его губам»

Соня

Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями»

Порфирий Петрович

Мебель из «жёлтого отполированного дерева»

Свидригайлов

Жёлтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой

Старуха-процентщица

Одета в «истрёпанную и пожелтелую кацавейку», комната обставлена
мебелью из жёлтого дерева

Жёлтый цвет в романе создаёт дополнительное ощущение болезненности, усиливает
атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности

Карточка № 2

Число «три»
в романе «Преступление и наказание»

Марфа Петровна

Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию.
Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников. Три раза приходила к Свидригайлову

Соня

Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек.
Катерине Ивановне выложила тридцать целковых. В её комнате три больших окна

Свидригайлов

Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч. Вручает Соне три билета

Раскольников

Трижды позвонил в колокольчик старухи. Трижды встречается с Порфирием Петровичем.
Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трёх шагах от стола

Дуня

Стреляет в Свидригайлова в трёх шагах

Разумихин

Три часа дожидается, пока проснётся Раскольников

Карточка № 3
Число «семь» в романе

Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7 —
это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, относящегося к числам мирового порядка.
Вывод: число 7 является символом союза Бога с человеком, символом общения между Богом и его творением.

Число «семь»
в романе «Преступление и наказание»

Роман

Состоит из 6 частей и эпилога

1-я и 2-я части романа

Состоят из 7 глав

7 часов вечера

Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает
убийство старухи-процентщицы

7 лет каторги

Такой срок определён в качестве наказания герою романа

7 лет

Прожил Свидригайлов со своей женой Марфой Петровной

Раскольников в 7 лет

Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

«Учимся дискутировать»: мини-дискуссия

У ч и т е л ь.


В своей статье о романе «Преступление и наказание» Д. Мережковский писал: «Самая разрушительная из всех страстей — это фанатизм. Ни
один из пороков не заглушает в такой мере голоса совести… Есть что-то в самом
деле ужасное и почти нечеловеческое в таких фанатиках идеи… Жизнь, страдание людей — для них ничто, теория, логическая формула — всё…»

• Согласны ли вы с мнением Д. Мережковского в определении того, какая из
страстей самая разрушительная? Может ли с этой страсть соперничать в своей разрушительности какая-нибудь другая: любовная страсть или страсть
к наживе? Своё согласие или несогласие с автором высказывания тщательно обоснуйте.

VI. Домашнее задание

Подобрать цитатный материал для обсуждения темы «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание» (семья Мармеладовых, семья Раскольниковых).

Следующие уроки: Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для
105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
 

Иллюстрации П.М.Боклевского
к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание «
(сайт «К уроку литературы»)


 

Иллюстрации Э. Неизвестного
к роману «Преступление и наказание»
(сайт «Литература»)

 

Фефилова Г.
Уроки литературы в 10 классе. Планы-конспекты
(главы из книги)

 
 

вернуться в начало

 
   

  • Преступление и наказание начало для сочинения
  • Преступление и наказание примерные темы для итогового сочинения
  • Преступление и наказание как явление социальное и нравственное сочинение
  • Преступление и наказание какие темы затрагиваются для сочинения
  • Преступление и наказание катерина ивановна сочинение