Текст: Гурулёва И.С.
(Основано на реальных событиях)
- «Незрелый плод». Вот так. Всего два слова.
- Родился, вдруг, нежданно человек.
- Еще в утробе я была готова,
- К тому, что будет мой нелёгок век…
- Инкубатор. Месяцы молчанья.
- Материнского тепла не ощущала.
- Первые, с пелёнок испытанья,
- Жизнь уже пощады не давала!
- Вопреки прогнозам докторов
- Становилась с каждым днём сильнее.
- Отпустили жить под отчий кров,
- В дом родной – к родительской аллее.
- И пошла неспешно жизнь моя —
- Детский сад, уроки, выпускной.
- Нелюбима, нежеланна я,
- Не спешила никогда домой!
- Лишь отец – мой Ангел и мой Бог
- Не дышал, когда меня лелеял,
- Я к нему бежала со всех ног,
- Он любил меня! Он в меня верил!
- Так и жили мы семнадцать лет,
- Пока двери смерть не отворила.
- Сколько слёз и скорби! Сколько бед!
- Ведь тебя, отец, боготворила!
- Мне тогда казалось – умерла.
- Навсегда. Душою я и телом.
- Боль утраты душу мою жгла,
- Я слова писала белым мелом:
- «Ты не верь. Не бойся. Не проси»
- Для меня, они отец – молитва.
- Ты звезды своей не погаси,
- Когда вновь веду я с жизнью битву.
- Я пыталась к жизни возвратить
- Свою душу, раненое сердце.
- Слишком рано мне пришлось испить
- Чашу скорби. Не могу согреться…
- Время шло. Взрослела и училась.
- Выживала в этом алчном мире.
- Я впервые искренне влюбилась –
- Выстрел в сердце был в Амурном тире.
- Счастье длилось малые 7 лет,
- «Съели» нас предательство и «бабки».
- Так работал ОперКомитет,
- Лишь потом узнала я разгадку!
- Это был мой первый в спину нож,
- На осколки грёзы разлетелись.
- Я узнала, что такое ложь,
- Закрутились будни, завертелись:
- Обвиненье, обещают срок,
- Я познала страхи и испуг.
- В голове – наверно, это рок,
- Не порвётся мой порочный круг.
- Год за годом – таяла надежда,
- И несчастье новое со мной.
- Я ношу больничную одежду,
- Оперблок мне словно дом родной.
- Переломы. Страшные прогнозы.
- И от слёз заплывшие глаза.
- И опять врачи! Опять наркозы!
- В голове – уж лучше б умерла…
- Я смогла. Я боль преодолела.
- Только шрамы тело бередят.
- В урагане жизни беспредела
- Нас топили, как слепых котят.
- Разбирали долго «наше дело»,
- Постарался Опер. Комитет.
- В феврале, седьмого «улетела»,
- На не малых, пять тяжёлых лет.
- Приговор я, выслушав достойно,
- Проронив немало горьких слёз,
- Суд в душе ругала непристойно,
- И внутри – цунами бурь и гроз!
- Справедливость где? Кто мне ответит?
- Восемь лет пытаюсь я понять.
- Но пока, в ответ мне шепчет ветер: —
- «Ты должна свободу отстоять!»
- Эпилог готов. Сюжет понятен –
- О нелёгкой девичьей судьбе,
- Сколько в жизни чёрных было пятен,
- Сколько мыслей разных в голове!
- Сколько раз, рыдая пред иконой
- Умоляла я мой путь облегчить!
- И лились молитвы монотонно,
- Продолжая душу мне калечить.
- Началась история банально –
- С переезда в Мегаполис бурный,
- Я трудилась честно и аврально,
- Пробивая путь к Олимпу трудный.
- Появились первые успехи,
- Заблистала золотом карьера.
- Уваженье, премии – доспехи,
- И в мечтах Парижская Ривьера!
- Стала лучшей, но не загордилась.
- Впереди – проекты и Москва.
- Я упорно к этому стремилась!
- Я упорно к цели своей шла!
- Годы шли, наш офис расширялся.
- Коллектив был дружный, молодой.
- Новый день с улыбок начинался,
- Мы ныряли в бизнес с головой.
- Мой напор рабочий не снижался,
- Набирала силы на полёт.
- Кто за цель свою, хоть раз сражался,
- Тот меня, конечно же, поймёт!
- Бизнес был легальный, интересный.
- Наш клиент доволен был всегда.
- Но тропа к Олимпу стала тесной,
- Заглянула в гости к нам беда.
- Эту гостью мы совсем не ждали,
- И застала нас она врасплох.
- На допросах судьбы нам ломали,
- Навели кругом переполох…
- Мне тогда казалась непонятной,
- Невозможной мысль об аресте!
- Я всегда, во всём была опрятной,
- Находилась на рабочем месте.
- Но угрозы сыпались цинично,
- И морально начали ломать.
- Дав огласку по ТВ публично
- Обещали срок огромный дать.
- На допросах спорила, вникала —
- Обвиненья не понятна суть!
- Ничего тогда не понимала!
- Что за сон? Скажите! Что за муть?
- Ухмыляясь, с колкою издёвкой,
- Обещали бед мне вереницу.
- Задушив невидимой верёвкой
- Упекли, на месяц, в психбольницу…
- А за что? За ум? За мои знанья?
- Что пошла я им наперекор?
- За мои душевные терзанья
- Мне воздвигли каменный забор!
- Вспоминаю с ужасом больницу,
- Взгляд врачей, похожий на рентген.
- Лучше б сразу бросили в темницу!
- Лучше б взяли сразу меня в плен!
- Не смогли сломать меня морально,
- Тишины мне дали, отдышаться.
- Чтоб пожить ещё чуть-чуть нормально!
- Чтоб смогла свободой наслаждаться!
- В напряженье, в ужасе, в испуге
- Я жила с петлёй на хрупкой шее.
- И кружилась я в порочном круге,
- Словно лист осенний по аллее…
- Неизвестность. Знаешь, это больно,
- И боишься близким рассказать.
- Разъедаешь раны свои солью
- И с молитвою ложишься спать.
- Заходила в храм, ища спасенья,
- С дрожью я ступала на порог: —
- «Защити! И дай мне утешенье!
- Сохрани меня, прошу я, Бог!»
- И свеча в агонии трещала,
- Обжигая пальцы мои воском.
- И немой молитвой отвечала
- Мне икона Божьим отголоском.
- Вызывают снова на допросы,
- Обвиненье – две статьи УК.
- В кабинете – дым от папиросы,
- И дрожит в наручниках рука…
- Мне твердят о группе, об обмане,
- Что мы все корыстные! Мы — гады!
- Я твержу, как будто бы в дурмане: —
- «Наша фирма продавала БАДы,
- Я была – обычный оператор,
- А в руках – рабочий телефон,
- Не мошенник я. Не конспиратор»
- Меня глушит вновь сирены фон…
- Документы, справки и отчёты,
- От заводов – целые петиции!
- Все лицензии в порядке, бух.учёты.
- Не довольна лишь одна полиция!
- «Преступление!? Какое!? Вы не шутите!?
- Трудовой подписан договор!
- Вы наверно, просто, воду мутите!?
- Я обычный менеджер! Не вор!!!
- ОПГ? Вы это расшифруйте,
- Я с УК, простите, не знакома.
- Вы со мной, прошу вас, не блефуйте,
- Меня ждут на ужин, в восемь, дома»
- Мне в ответ: «Успеешь, подпиши,
- Мера пресечения – подписка,
- Не волнуйся. Вот, попей. Дыши.
- Привыкай с железной кушать миски!
- Ты купи побольше сухарей,
- И тетради – чтоб стихи писать.
- Что застыла, прямо у дверей?
- Вызову вновь завтра. Ровно в пять»
- И как молния – наотмашь, по стеклу!
- Разлетелось сердце на осколки!
- Мне бы лечь на каменном полу!
- В руки вбить холодные иголки!
- Будто сердце прижгли сигаретой,
- Это краткая, острая боль.
- Оказалась бесстыже раздетой,
- Стала жизнь не конфета, а соль….
- Объяснили моё преступление –
- Что, трудясь в своей фирме законно,
- Я вводила людей в заблуждение
- Своим голосом, в транс, монотонно.
- Будто БАДам я цены завысила,
- Результат заставлял долго ждать.
- В ОПГ я вступила умышленно,
- Чтобы деньги с людей собирать.
- Экспертизы, детектор, свидетели,
- Ставки очные и показания,
- Конкуренты – мои «добродетели»
- Ждали наше судом наказание.
- Только Богу известны мучения,
- Сколько пролито слёз и не счесть!
- Восемь лет я молю о спасении,
- Я борюсь за свободу! За честь!
- Наказали жестоко, без робости.
- Приговор «сшили белыми нитями»,
- Не растратила силы и гордости,
- Не кричала взахлёб: «Помогите!»
- Наказали ведь вовсе не сроком,
- Не статьями, не страшным клеймом.
- Будто проклята старым пророком –
- Отобрали семью, имя, дом!
- В день суда я себя провожала,
- На погост, сквозь метели я шла.
- Не боялась тогда, не дрожала,
- Моя вера в спасенье ушла.
- Тихо шла. В феврале. На рассвете.
- Наказание вынесет суд.
- Я кричала. Слова ловил ветер.
- Я просила: «Пусть верят! Пусть ждут!»
- Зал суда. Прокурор. Адвокаты.
- Все застыли вокруг в ожидании.
- Пробил час. Ожидали расплаты.
- Преступление и наказание.
- Ну а дальше конвой. И СИЗО.
- На лице застывает улыбка.
- Как же так? Что за бред? Что за зло?
- Моя жизнь оказалась так зыбка…
- Новый статус, который не смыть,
- Нас тюрьма тишиною встречает.
- И от ужаса хочется выть,
- Фонари в коридорах мерцают…
- По режиму мы учимся жить,
- Привыкаю, что в десять отбой,
- Не хочу я ни кушать, ни пить,
- Мне б вернуться скорее домой!
- В голове, вновь, вопросов аврал,
- Не ложится в уме беспредел!
- Оказался несчастным финал,
- Просто, кто-то, так очень хотел!
- Как назвать это? Чей – то приказ?
- Или, может быть, просто – захват?
- Кто-то выполнил с блеском заказ,
- Без вины, ты стал вдруг виноват!
- Я преступницей стала мгновенно,
- Доказательств вины моей нет.
- Прокурор отработал отменно –
- Сроки дал – до пятнадцати лет!
- Посадили «серьёзную группу»,
- Резонансную дали огласку.
- Мне б о фальши кричать громко, в рупор!
- С глаз Фемиды сорвать бы повязку!
- Уголовное дело закрыли,
- По заслугам мы взяли свой срок.
- Правосудие нас не щадило,
- В голове снова крутится – рок!
- Приспособиться тщётно стараюсь
- Я к тюремному быту, порядку,
- Лишь надеждой в душе согреваюсь
- Вновь пытаюсь найти я разгадку…
- И как только спускается ночь,
- Свои звёзды она зажигает.
- В чёрном небе мой Сын или Дочь
- Со мной вместе слезинки роняет.
- Я не успела стать женой,
- И мамой стать я не смогла.
- Какой суровою ценой
- Взяла расплату ты – тюрьма!
- Всё сердце в шрамах и в рубцах,
- И эту боль не лечит время.
- Жизнь обратили нашу в крах,
- Как горб несём мы своё бремя.
- Как просто в жизни всё бывает,
- Сегодня – царь, а завтра – вор.
- Твою судьбу за миг решает
- С холодным взглядом прокурор.
- Еще вчера, была любимой,
- Хранила бережно мечты.
- Сегодня, пред плитой могильной
- Я жгу последние мосты…
- Увы, легко попасть в «неволю»,
- Чин «арестанта» получить.
- С кем разделить мне свою долю?
- Как преступленье искупить?
- Я жду свой час освобожденья,
- Не знаю, как мне после жить!?
- Теперь, во всём одни сомненья,
- И страшно бизнес свой открыть!
- Не важно, что ты продаёшь:
- Вино, конфеты или БАДы –
- На преступление идёшь.
- Увы, для судей нет преграды.
- Моя история хранит
- Не ясных множество сюжетов.
- Для всех инстанций – как магнит,
- Ведь в ней есть тысячи секретов!
- А с «дела» можно написать,
- Издать инструкцию о том,
- Как можно ОПГ создать,
- Как можно вывернуть закон!
- Мы ежедневно видим ролик,
- Читаем где – то мы в газете,
- Что БАДы ест обычный кролик,
- На БАДах вырастают дети!
- Аптеки продают активно
- В сезоны гриппа и простуд.
- Они работают фиктивно?
- Они, наверно, тоже лгут?
- Стою солдатом оловянным
- Наперекор судебной вьюге.
- Живу, как в склепе окаянном,
- Я замкнута в порочном круге!
- Тринадцать сломанных и грешных,
- Разбитых, обвинённых лиц.
- За БАДы нас судили спешно,
- Нас раздавили, как мокриц!
- Коррупцию вменить хотели,
- На это фактов не собрали.
- Мы до сих пор, стучимся в двери,
- Мы просим, чтоб нас оправдали!
- Вот так, обыденно и кратко
- Я изложила своё «дело».
- В нём очень много «сырых фактов»
- За то, хватает беспредела!
- Вот за такое ПРЕСТУПЛЕНЬЕ
- Я отбываю НАКАЗАНЬЕ.
- В душе – обида и смятенье,
- Надежда есть на оправданье!
- Казалось истиной когда-то,
- Что пред законом все равны.
- За чьи грехи несу расплату?
- За что виновна без вины?
- Я заплатила слишком много
- За преступление своё.
- В «бюджет» закрыта мне дорога –
- На мне тюремное клеймо.
- Авторитет мой подорвали,
- Все чувства превратили в ложь.
- Меня, как личность растоптали,
- Цена мне после срока – грош!
- Живём, работаем и верим
- Что всё законно выполняем.
- И вдруг – не те открыли двери,
- За труд свой сроки отбываем!
- И оказалось так легко
- Переступить черту закона,
- И дом стал очень далеко,
- Твой дом отныне – это зона!
- Убийство? Взятка? ДТП?
- Наркотики или разбой?
- Нет, я сижу за ОПГ,
- За БАДы, что текут рекой!
- Всем прочитавшим мои строки,
- Хочу от сердца я сказать –
- Что вы совсем не одиноки,
- Не нужно плакать и страдать!
- Каким бы не был ваш поступок –
- Вы не склоняйте головы!
- Увы, наш мир предельно хрупок,
- Не зарекайтесь от тюрьмы!
- Ошибку если совершили –
- Свой крест несите до конца –
- Чтоб преступленье искупили,
- В себе душите подлеца!
- Моральный облик не теряйте,
- За правду и за честь – боритесь!
- Своих родных не предавайте,
- Стать ЛУЧШЕ каждый день стремитесь!
- Не застрахованы от срока,
- Попасть в тюрьму совсем не сложно!
- Став жертвой алчного порока
- Верь – невозможное возможно!
Тема урока: «Ф.М. Достоевский. Человек — эпоха»
Эпиграф:
«Звезды, которые его вели, светят для всего человечества». (В.Шкловский)
Методическая цель урока: показать коллегам методику самостоятельной работы обучающихся с опережающим заданием
Цель: Усвоить особенности мировоззрения и своеобразие творчества Ф.М.Достоевского.
Задачи урока:
Образовательные:
Способствовать изучению обучающимися биографии и творчества писателя.
Развивающие:
— формировать умение анализировать эпизод текста.
— формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста.
— совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся.
Воспитательные:
— воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним.
— формировать умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанного художественного произведения.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: комбинированный урок
Метод урока: словесный, опережающее задание
Оборудование урока:
• Портрет писателя.
• Произведения писателя.
• Выставка произведений писателя.
• Мультимедиапроектор, презентация по творчеству.
ХОД УРОКА
Организационный момент. (3 минуты)
Вступительное слово преподавателя (сообщение цели и задач) (2 минуты):
Староста называет отсутствующих.
Сегодня мы поговорим с вами об одном из писателей, о котором М. Горький говорил так: «Гениальность его неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру».
На экране проектора появляются фотография Достоевского.
Открываем тетради, записываем число, тему нашего урока «Ф.М. Достоевский. Человек — эпоха». На протяжении всего урока, когда вы услышите важные даты и события, вы должны будете внести их себе в тетрадь.
Цель урока: Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека.
Слово преподавателя: Достоевского читает весь мир, впечатление от его романов огромно и неоднозначно. Достоевский сложен и противоречив. Он – величайший писатель-реалист, знаток жизни, гуманист, страстный обличитель социального зла, лжи и лицемерия. Всю свою сознательную жизнь писатель был озабочен судьбой своего народа и человечества. Позднее он скажет: Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.
Основная часть
Слово преподавателя: Достоевский прожил насыщенную жизнь, и в творчестве его можно найти множество совпадений с фактами биографии.
У вас на парте лежат вопросы, на которые вы должны ответить, познакомившись сегодня с творчеством Ф.М. Достоевского.
Вопросы:
1.Родился будущий писатель в Москве, а где провел последние годы жизни и какой город считал «гнилым», «склизким», «фантастическим», «умышленным», «отвлеченным»;
Ответ: Петербург
2.Кого из близких потерял Достоевский через месяц после смерти Пушкина – и эти два горя слились для 16-летнего юноши в одно?
Ответ: его мать
3.С какого романа началась литературная деятельность Достоевского?
Ответ: «Бедные люди»
4.Что получил в подарок Достоевский и потом берег всю жизнь, раскрыв в последний раз в день смерти?
Ответ: Евангелие.
5.Что является Главным мерилом человечности у Достоевского?
Ответ: Жертвенность.
6. Почему Достоевский оказался на каторге?
Ответ: был участником революционного социалистического кружка Петрашевского.
7. Какая тема является главной в творчестве Достоевского?
Ответ: жизнь маленького человека, униженного обществом.
Обучающиеся получили опережающее задание и подготовили презентацию, давайте послушаем их.
1 обучающийся Князев Виктор: (опережающее задание с показом слайдов из жизни писателя) (5 минут) Федор Михайлович Достоевский, русский писатель, родился в 1821 году в Москве. Отец его был дворянин, помещик и доктор медицины. Он работал в больнице для бедных, писатель с детства видел чужую боль и беду, научился сочувствовать больным людям. Фёдор Михайлович неоднозначно относился к своему отцу. Авторы «Хроники рода Достоевских» отмечают: «Отец его был угрюмый, нервный и подозрительный человек, и всегда строго относился к детям… У этого литовца, обладавшего превосходными качествами, был большой порок: он пил и в состоянии опьянения был зол и недоверчив…» Воспитывался до 16 лет в Москве. 1837 год эта дата в биографии Достоевского была весьма непростой. Умирает мать, на дуэли погибает Пушкин, чье творчество в судьбе играет на тот момент весьма важную роль. В этот же год Фёдор Михайлович Достоевский переезжает в Санкт-Петербург, и поступает в военно-инженерное училище. Через два года отца писателя убивают крепостные крестьяне.
В детские и юношеские годы Достоевский страстно любил читать — Евангелие. Эта же самая книга остается с ним на каторге в остроге. Ее подарили ему жены декабристов. Ее же он открыл в день смерти.
1842-м году окончил военно-инженерный курс и вышел из училища инженер-подпоручиком. Был оставлен на службе в Петербурге, но другие цели и стремления влекли его к себе неотразимо. Он особенно стал заниматься литературой, философией и историей. Весною 1849 года он был арестован вместе со многими другими за участие в политическом заговоре против правительства, имевшем социалистический оттенок. Был предан следствию и высочайше назначенному военному суду. После восьмимесячного содержания в Петропавловской крепости был приговорен к смертной казни – расстрелу. Но приговор исполнен не был: было прочитано смягчение приговора и Достоевский был, по лишении прав состояния, чинов и дворянства, сослан в Сибирь в каторжную работу на четыре года, с зачислением по окончании срока каторги в рядовые солдаты. Больше всего поразил писателя тот факт, что острожники с ненавистью встретили их — дворян — за их атеизм. В письме к брату отмечал: «Поверишь ли, есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото. И не один, не два, а несколько. Иных нельзя не уважать, другие решительно прекрасны… Что за чудный народ…Постепенно рождается «новый человек», начинается «перерождение убеждений», расшатывалась старая «вера» , незаметно вырастало новое мировоззрение. «Перерождение убеждений» началось с беспощадного суда над самим собой и над всей прошлой жизнью. После каторги возвращает себе титул. В 1859 году, будучи в падучей болезни, нажитой еще в каторге, был уволен в отставку и возвращен в Россию, сначала в г. Тверь, а затем в Петербург. Здесь Достоевский начал вновь заниматься литературой.
Слово преподавателя: (1 минута):
С самого начала своей творческой деятельности Достоевский утверждал понимание Человека как величайшей тайны, перед которой бледнеют все научные загадки, и говорил о своем страстном желании разгадывать эту тайну всю свою жизнь.
Давайте познакомимся с некоторыми его произведениями. Главное отметить для себя, что практически все происходящее в жизни автора, отразилось в его произведениях. Массовому читателю больше известен роман «Преступление и наказание», ставший мировым бестселлером, но далеко не все знают, что началась литературная слава Достоевского с другого произведения — романа «Бедные люди»
2 обучающийся Козинова Ксения читает (опережающее задание 4 минуты), Заворотинский Никита вместе с ней читает фразы из текста «Бедные люди» — 1845-1846 гг. Показ слайдов с иллюстрациями к роману и короткой фразой, характеризующей произведение. Обучающиеся делают записи даты написания и предложенной им фразы.
Достоевский вводит эпитет «маленький человек» и этим определением дает заглавие своих произведений.
Роман «Бедные люди» это роман-переписка двух главных героев. Такой вид написания романа называется эпистолярным.
Главный герой романа — титулярный советник Макар Девушкин сорока семи лет. Узнав о трагедии семнадцатилетней сироты Вареньки Добросёловой, обесчещенной богатым помещиком Быковым, он берет ее под свою защиту, чтобы спасти от окончательной «гибели». Автор раскрывает историю их взаимоотношений в письмах. Хотя видятся они редко, так как боятся сплетен и пересудов, но их ежедневная переписка становится для обоих настоящим источником душевного тепла и сочувствия. Заканчивается переписка героев в день свадьбы Вари. Он сожалеет, что Быков женился не на купчихе, а для Вари он мил сделался лишь потому, что ей тряпок может накупить.
(Никита Заворотинский)Макар Девушкин: «Иногда и поклон лишний и унижение изъявляешь, не от чего иного как от припадка доброты душевной и от излишней мягкости сердца.»
(Козинова Ксения) Варя Доброселова: «Моя мечтательность изнуряет меня.»
(Никита Заворотинский)Макар Девушкин: «И вот какие-то подлые, мелкие случаи и взбесят всегда человека, и робость на него наведут, и всю решимость, которую заранее обдумал, уничтожат.»
(Козинова Ксения) Варвара Добросёлова: «И нет впечатления в теперешней жизни моей, приятного ль, тяжёлого, грустного, которое бы не напоминало мне чего-нибудь подобного же в прошедшем моем, и чаще всего моё детство.»
(Никита Заворотинский)Макар Девушкин: «Это какая-то дрянь, а не люди, просто дрянь; так себе, только числятся, а на деле их нет, и в этом я уверен.»
Слово учителя: Спасибо. В итоге мы видим, что судьба развела двух главных героев с тяжелой судьбой.
Ребята, скажите, почему Достоевский пишет о бедных людях, о их горестной судьбе?
Ответ обучающегося: Связь с биографией. Отец работал в больнице для бедных, писатель с детства видел чужую боль и беду, умел сочувствовать и т.д.
3 обучающийся Битков Иван продолжает (4 минуты):
«Записки из мертвого дома» — 1861-1862 гг. Показ слайдов с иллюстрациями и видеофрагментом к роману и короткой фразой, характеризующей произведение. Обучающиеся делают записи даты написания и предложенной им фразы.
В повести чувствуются попытки психологического анализа состояния человека, находящегося в критических условиях жизни. Достоевский не просто воссоздает реалии тюремной действительности, автор методом аналитического отображения исследует впечатления людей от нахождения в остроге, их физическое и психологическое состояние, влияние каторги на индивидуальную оценку и самообладание героев.
Во время краткого пребывания в Тобольске, по пути на каторгу в Омск, Достоевскому подарили Евангелие. Все время в ссылки он читал эту книгу и не расставался с ней до конца своей жизни.
Показываются кадры из сериала «Достоевский»
4 обучающийся Бабашкина Анастасия «Униженные и оскорбленные» — 1861 г. Показ слайдов с иллюстрациями к роману и короткой фразой, характеризующей произведение. Обучающиеся делают записи даты написания и предложенной им фразы. (2 минуты)
«Униженные и оскорбленные» Достоевский написал вскоре после своей ссылки. Первое объемное произведение автора. Он возвращается к теме «бедных людей», к защите оскорбленных, униженных и обездоленных. В романе четко прослеживаются две основные сюжетные линии: история семейства Ихменевых и трагедия Смитов.
На экране слайды с иллюстрациями к роману.
5 обучающийся Шульгин Максим «Преступление и наказание» — 1866 г. Показ слайдов с иллюстрациями к роману, видеофрагментом и короткой фразой, характеризующей произведение. Обучающиеся делают записи даты написания и предложенной им фразы. (5 минут)
Роман “Преступление и наказание” отразил тревогу Достоевского за будущее человечества. Он показывает, что так, как сейчас живут “униженные и оскорбленные”, жить дальше нельзя. С другой стороны, писатель не приемлет и того пути, по которому пошел ради счастья мира Раскольников. Герой романа «Преступление и наказание», Родион Раскольников, убил старуху ростовщицу, не только по причине своей нищеты, но и по идейным соображениям. Он придумал свою теорию мира, в котором люди поделены на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенными он называл серую массу, которая должна жить в соответствии с установленными обществом и государством законами и порядками. Необыкновенные – это люди, поступки которых направлены на достижение идей меняющих историю и устройство мира в удобную для них сторону, к тому же необыкновенные люди имеют право преступать закон и распоряжаться чужой жизнью. Это сильные, смелые и сильные личности.
Этим роман Достоевский показывает, что счастья можно достичь лишь благодаря доброте и всепрощению. Здесь четко можно проследить приверженность автора христианской морали, вера, добро и любовь должны править в мире, а не жестокость и борьбы за власть.
Во время чтения — слайды с иллюстрациями, затем кадр из сериала. (4 минуты)
6 обучающийся Настя Голованова«Идиот» -1868 г. Показ слайдов с иллюстрациями к роману, видеофрагментом и короткой фразой, характеризующей произведение. Обучающиеся делают записи даты написания и предложенной им фразы.
Еще в рукописях имя главного героя звучит как «князь Христос».
Главный герой – князь Лев Николаевич Мышкин, по авторскому суждению является «по-настоящему прекрасной личностью», он воплощение добра и христианской морали. И именно за его бескорыстие, доброту и честность, необычайнейшее человеколюбие в мире денег и лицемерия окружение называет Мышкина «идиотом». В этом романе романе Достоевский вспомнит «о десяти страшных минутах в ожидании смерти». Главным мерилом человечности у Достоевского является умение пожертвовать собой ради счастья другого.
Слово преподавателя: теперь у вас есть немного времени для того, чтобы попытаться ответить на вопросы, предложенные вам в начале урока. (4 минуты)
После того, как учащиеся написали ответ в тетради, учитель фронтально опрашивает их.
Заключительная часть
Слово преподавателя: Закончить бы хотелось стихотворением В.В. Набокова «Достоевский», в котором поэт показывает свое отношение к Федору Михайловичу
1 обучающийся Князев Виктор: Читает наизусть стихотворение В.Набокова «Достоевский» (2 минуты)
Тоскуя в мире, как в аду,
уродлив, судорожно светел,
в своем пророческом бреду
он век наш бедственный наметил.
Услыша вопль его ночной,
Подумал Бог: ужель возможно,
чтоб всё, дарованное Мной,
так страшно было бы и сложно?
Слово преподавателя: Виктор, Что хочет сказать нам Набоков о таланте Достоевского?
1 обучающийся Князев Виктор отвечает на вопрос.
Итог урока
Слово преподавателя (3 минуты):
Достоевский является писателем, которого сформировало сложное и отчасти безумное время 1840—1870-х годов, когда думающий и сопереживающий человек не мог оставаться в стороне от проблем, волнующих общество. Своими произведениями писатель пытается влиять на происходящее. В них попытка ответить на вопрос времени: «Что же делать?» Время сформировало и стиль Достоевского — психологически напряженный, погружающий читателя во внутренний мир героев. Основное направление творчества Достоевского — это гуманизм, защита «униженных и оскорблённых».
Оценки за подготовку презентации, ответы на уроке сегодня получили…
Домашнее задание написано на доске (1 минута): Начать читать 1 и 2 главы романа «Преступление и наказание».
- Как правильно пишется слово «совершенный»
- Как правильно пишется слово «преступление»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отъединить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «совершённый»
Ассоциации к слову «преступление»
Синонимы к словосочетанию «совершенное преступление»
Предложения со словосочетанием «совершенное преступление»
- Данные осмотра места происшествия в сочетании с показаниями потерпевшего позволяют воспроизвести обстоятельства совершенного преступления и собрать важные доказательства.
- Они применяются с учётом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осуждённых.
- Я предложила ей обратиться в полицию, но она посмеялась надо мной и сказала, что полиция не может найти преступников по уже совершенным преступлениям, а я хочу отыскать потенциального убийцу.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словосочетанием «совершенное преступление»
- Хмелевский уже создал в своем уме целую картину совершенного преступления и бесповоротно решил, что убийца никто иной как «охотник», «муж Арины», как называли свидетели Егора Никифорова.
- Теперь же, когда она узнала, что княгиня, по словам Никиты, она верила — человек охотно верит тому, чему хочет — извела ее мать, чувство ненависти к ней и ее отродью, как назвал тот же Никита княжну Людмилу, получило для нее еще более реальное основание. Оно как бы узаконилось совершенным преступлением Вассы Семеновны.
- Ее собственные поступки, ее личные грехи и совершенные преступления всецело завладели ее мыслями. Она с каким-то непонятным наслаждением углублялась в свое прошлое, мучилась, ужасалась и в тоже время упивалась, наслаждалась своим ужасом, своими мученьями. Перед ней предстал образ страдалицы Лиды в тот момент, когда бедная, обманутая в своей любви, чистая девушка спала могильным сном в своей кроватке.
- (все
цитаты из русской классики)
Значение слова «совершенный»
-
СОВЕРШЕ́ННЫЙ1, —ая, —ое; —ше́нен, —ше́нна, —ше́нно. 1. Обладающий совершенством, полнотою достоинств; безукоризненный.
СОВЕРШЕ́ННЫЙ2, —ая, —ое. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова СОВЕРШЕННЫЙ
Значение слова «преступление»
-
ПРЕСТУПЛЕ́НИЕ, -я, ср. 1. Общественно опасное действие, нарушающее существующий правопорядок и подлежащее уголовной ответственности. Преступление против государства. Уголовное преступление. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Афоризмы русских писателей со словом «совершенный»
- Он Лермонтов> подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют «сотой интонацией».
- Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором никогда не будут говорить, но который все равно будет при них, как вечная драгоценность.
- В любви нет страха. Совершенная любовь изгоняет страх.
- (все афоризмы русских писателей)
Смотрите также
СОВЕРШЕ́ННЫЙ1, —ая, —ое; —ше́нен, —ше́нна, —ше́нно. 1. Обладающий совершенством, полнотою достоинств; безукоризненный.
СОВЕРШЕ́ННЫЙ2, —ая, —ое.
Все значения слова «совершенный»
ПРЕСТУПЛЕ́НИЕ, -я, ср. 1. Общественно опасное действие, нарушающее существующий правопорядок и подлежащее уголовной ответственности. Преступление против государства. Уголовное преступление.
Все значения слова «преступление»
-
Данные осмотра места происшествия в сочетании с показаниями потерпевшего позволяют воспроизвести обстоятельства совершенного преступления и собрать важные доказательства.
-
Они применяются с учётом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осуждённых.
-
Я предложила ей обратиться в полицию, но она посмеялась надо мной и сказала, что полиция не может найти преступников по уже совершенным преступлениям, а я хочу отыскать потенциального убийцу.
- (все предложения)
- совершившие преступления
- новое преступление
- момент совершения преступления
- совокупность преступлений
- особо тяжкие преступления
- (ещё синонимы…)
- совершенствование
- совершение
- совершенство
- несовершенство
- полнота
- (ещё ассоциации…)
- наказание
- раскрытие
- соучастник
- расследование
- безнаказанность
- (ещё ассоциации…)
- Разбор по составу слова «совершенный»
- Разбор по составу слова «преступление»
- Как правильно пишется слово «совершенный»
- Как правильно пишется слово «преступление»
Значение словосочетания не найдено.
Значение слова «преступление»
-
ПРЕСТУПЛЕ́НИЕ, -я, ср. 1. Общественно опасное действие, нарушающее существующий правопорядок и подлежащее уголовной ответственности. Преступление против государства. Уголовное преступление. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Значение слова «наказание»
-
НАКАЗА́НИЕ, -я, ср. 1. Мера воздействия, применяемая к кому-л. за какую-л. вину, проступок, преступление. Высшая мера наказания. Телесное наказание. Подвергнуть наказанию. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова НАКАЗАНИЕ
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова костра (существительное):
Ассоциации к словосочетанию «преступление и наказание»
Синонимы к словосочетанию «преступление и наказание»
Предложения со словосочетанием «преступление и наказание»
- Речь о людях, понятиях, событиях, преступлениях и наказаниях, даже о тенденциях и закономерностях, которые я по складу характера, может быть, недолюбливаю, но как историк не имею права игнорировать.
- Первый включал в себя постановления о воинских преступлениях и наказаниях, второй – уголовно-процессуальные нормы.
- Ну а как дядя соотнёс преступление и наказание, он, видимо, Всевышнему уже доложил.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словосочетанием «преступление и наказание»
- В черновых записях Достоевского к «Преступлению и наказанию» Свидригайлов первоначально именовался Аристовым.] о котором уже я отчасти упоминал, говоря, что он переносил нашему плац-майору все, что делается в остроге, и был дружен с его денщиком Федькой.
- — По свидетельству жены писателя А. Г. Достоевской, это автобиографический эпизод: он повторен в «Преступлении и наказании» (ч. II, гл. 2).]», — кричала она, забегая вперед меня и суя мне в руки монетку.
- Ст. 469 «Устава» дает право местному начальству без формального полицейского исследования определять и приводить в исполнение наказания за такие преступления и проступки ссыльных, за которые по общим уголовным законам полагаются наказания, не превосходящие лишения всех особенных прав и преимуществ с заключением в тюрьме.
- (все
цитаты из русской классики)
Понятия со словосочетанием «преступление и наказание»
-
«Преступле́ние и наказа́ние» — рок-опера по мотивам одноимённого романа Фёдора Достоевского на музыку Эдуарда Артемьева, либретто Андрея Кончаловского, Юрия Ряшенцева (при участии Марка Розовского) и стихи Юрия Ряшенцева. Поставлена театральной компанией АНО «Театр мюзикла». Мировая премьера состоялась 17 марта 2016 года в «Театре мюзикла», Москва, Россия.
-
«Преступление и наказание» (яп. 罪と罰 цуми то бацу) — манга Осаму Тэдзуки, основанная на одноимённом романе Фёдора Михайловича Достоевского. Единственный том был издан в 1953 году компанией «Токодо» и с тех пор не раз переиздавался. В России была лицензирована осенью 2009 года компанией «Фабрика комиксов»; издание планировалось на декабрь 2010, но тираж вышел только 1 июня 2011 года.В сентябре 2007 года в музее Достоевского в Санкт-Петербурге была открыта выставка, посвященная этой манге. Выставка…
-
Экономика преступления и наказания — раздел экономической теории, рассматривающий преступника как рационального индивида. В данном разделе экономики рассматриваются преступления, связанные не с психологическими мотивами или отклонениями, а с осознанным выбором индивида, сравнившего преимущества разных профессий и выбравшего криминальную карьеру. Такое представление позволяет строить математические модели, в основе которых лежит рациональное поведение преступника.
- (все понятия)
Смотрите также
ПРЕСТУПЛЕ́НИЕ, -я, ср. 1. Общественно опасное действие, нарушающее существующий правопорядок и подлежащее уголовной ответственности. Преступление против государства. Уголовное преступление.
Все значения слова «преступление»
НАКАЗА́НИЕ, -я, ср. 1. Мера воздействия, применяемая к кому-л. за какую-л. вину, проступок, преступление. Высшая мера наказания. Телесное наказание. Подвергнуть наказанию.
Все значения слова «наказание»
-
Речь о людях, понятиях, событиях, преступлениях и наказаниях, даже о тенденциях и закономерностях, которые я по складу характера, может быть, недолюбливаю, но как историк не имею права игнорировать.
-
Первый включал в себя постановления о воинских преступлениях и наказаниях, второй – уголовно-процессуальные нормы.
-
Ну а как дядя соотнёс преступление и наказание, он, видимо, Всевышнему уже доложил.
- (все предложения)
- война и мир
- герой нашего времени
- дневник писателя
- капитанская дочка
- из мёртвого дома
- (ещё синонимы…)
- наказание
- преступник
- литература
- нарушение
- судья
- (ещё ассоциации…)
- Разбор по составу слова «преступление»
- Разбор по составу слова «наказание»
- Как правильно пишется слово «преступление»
- Как правильно пишется слово «наказание»
Итоговое сочинение в 11-х классах пройдет 1 декабря, заявили в пресс-службе Рособрнадзора.
Как отмечается в сообщении, дополнительные даты — 2 февраля и 4 мая 2022 года.
Итоговое сочинение в 11-м классе — это допуск к участию в едином государственном экзамене. Ученики с ограниченными возможностями здоровья вправе написать изложение вместо сочинения.
Какие темы будут на итоговом сочинении 1 декабря 2021 года
В конце августа министр просвещения Сергей Кравцов объявил пять тем для письменной работы:
1. «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»,
2. «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»,
3. «Преступление и наказание — вечная тема»,
4. «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»,
5. «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина».
Во время проведения письменной работы обучающимся запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио-и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
В прошлом году итоговое сочинение (изложение) началось в 10:00 по местному времени и продолжалось три часа 55 минут. Для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания увеличили на полтора часа. Рекомендуемый объем сочинения составлял не менее 350 слов, изложения — не менее 200 слов.
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Читать еще…
источник