Преступление и наказание это роман или повесть или рассказ

Текст: наталья соколовау федора михайловича более 150 экранизаций - первые появились еще в эпоху немого кино. две первые ленты не

Текст: Наталья Соколова

У Федора Михайловича более 150 экранизаций — первые появились еще в эпоху немого кино. Две первые ленты не сохранились, зато в 1910 году вышел «Идиот» Петра Чардынина: режиссер уложил эпохальный роман в какие-то коротенькие 15 минут. В 1915 году в те же пятнадцать минут уместилась первая экранизация «Бесов». В день 200-летнего юбилея Достоевского предлагаем пересмотреть нашумевшие экранизации самого сложного русского классика, снятые как у нас, так и за рубежом.

«Белые ночи» с Марчелло Мастроянни (1957)

Лента Лукино Висконти с великолепным Марчелло Мастроянни. Победитель Венецианского кинофестиваля 1957 года. Действие фильма перенесено из Петербурга в Ливорно. Правда, бутафорский, снятый в павильоне. И белых ночей там не бывает. Сказочный Ливорно, но не менее романтичный от этого. Молодой итальянец Марио влюбляется в русскую девушку Наталью (Мария Шелл), которая ждет своего неожиданно пропавшего возлюбленного (Жан Маре). Из краткого синопсиса понятно, что интерпретация Федора Михайловича получилась вольной, но удивительно тонкой — ее очарование не только в образе, который создал Мастроянни, но и в психологизме, которым Висконти щедро приправил свою картину.

Преступление и наказание это роман или повесть или рассказ

Кадр из фильма «Белые ночи» (1957) Лукино Висконти. Фото: kinopoisk.ru

Японский «Идиот» Акиры Куросавы (1951)

Русская классика от великого японца. Пожалуй, самая экзотическая экранизация Федора Михайловича и при этом весьма тонко устроенная. Действие фильма перенесено на Хоккайдо, самый северный из японских островов. Камэда возвращается домой. В трюме парохода он встречается с новоиспеченным миллионером Акамой, который рассказывает о своей роковой страсти к красавице Тэко Насу… Фильм был разгромлен критиками, но совершенно незаслуженно. Спустя 70 лет после премьеры он смотрится невероятно актуально. О ленте положительно отзывался даже знаменитый ученый Дмитрий Лихачев. «Я думаю, классика современна, пока современны проблемы, поднятые в произведении, как, например, в «Идиоте», — говорил он. — Ведь Мышкин гибнет оттого, что он беззащитен, слишком сложен и слишком высок для того мира, в который пришел. Это проблема вечная и, наверное, повсеместная. Поэтому для японцев оказалось закономерным и органичным сделать Идиота японцем и нашим современником».

Преступление и наказание это роман или повесть или рассказ

Кадр из фильма «Идиот» (1951) Акиры Куросавы. Фото: kinopoisk.ru

«Идиот» с Юрием Яковлевым (1958)

Еще один Достоевский от Ивана Пырьева. Говорят, что Пырьев планировал снять три части картины. Но вышла только одна. Якобы Юрий Яковлев и Юлия Борисова, устав от съемок и от перфекционизма режиссера, отказались от продолжения. Важнейшая роль Юрия Яковлева. На экране он воплотил почти идеальный образ Мышкина — хрупкого и нежного снаружи, но изможденного внутренней работой души на пределе человеческих возможностей.

Преступление и наказание это роман или повесть или рассказ

Кадр из фильма «Идиот» (1958) с Юрием Яковлевым. kinopoisk.ru

Голливудский боевик «Карамазовы» (1958)

Ричард Брукс превратил роман Достоевского в криминальный боевик. Достоевский и лихой голливудский триллер? Почему бы и нет. Получился просто захватывающий фильм со множеством сюжетных линий, под стать роману. Образы всех Карамазовых схвачены очень точно. Пожалуй, лучшее понимание Достоевского на всем голливудском пространстве.

Преступление и наказание это роман или повесть или рассказ

Кадр из фильма «Братья Карамазовы» (1958) Ричарда Брукса. Фото: kinopoisk.ru

Классические «Белые ночи» (1959) Ивана Пырьева

После эпохальных картин — «Свинарка и пастух» и «Кубанские казаки» — Иван Пырьев экранизировал самую лиричную повесть Федора Михайловича. Получилось почти камерное кинопроизведение. Настеньку и Мечтателя сыграли Людмила Марченко и Олег Стриженов — сыграли удивительно близко к тексту и настроению литературного оригинала.

Преступление и наказание это роман или повесть или рассказ

Кадр из фильма «Белые ночи» (1959) Ивана Пырьева. Фото: kinopoisk.ru

«Преступление и наказание» (1969) со Смоктуновским

Черно-белая драма Льва Кулиджанова. В роли Раскольникова — Георгий Тараторкин. В роли Порфирия Петровича — Иннокентий Смоктуновский. Фильм длится три с половиной часа, но они пролетают незаметно — классический детектив с умным и дотошным следователем и уничтоженным своим же деянием преступником.

Преступление и наказание это роман или повесть или рассказ

Кадр из фильма «Преступление и наказание» (1969) со Смоктуновским. Фото: kinopoisk.ru

«Преступление и наказание» (1983) от финна Аки Каурисмяки

Действие перенесено в Хельсинки XX века. Удивительно, как гармонично знаменитый сюжет Достоевского наложился на Финляндию 1980-х годов и ее социальные проблемы. Молодой маргинал, бывший студент, приехавший из глубинки, решает сам вершить правосудие. Подобно Раскольникову, главный герой Антти Рахикайнен задается вопросом, «тварь ли он дрожащая или право имеет».

Преступление и наказание это роман или повесть или рассказ

Кадр из фильма «Преступление и наказание» (1983) Аки Каурисмяки. Фото: kinopoisk.ru

«Идиот» с Евгением Мироновым (2003)

Владимир Бортко снял в роли князя Мышкина Евгения Миронова. Эта роль вошла в хрестоматийную галерею героев Достоевского наравне с гениальным воплощением Мышкина в исполнении Юрия Яковлева. Как роман Федора Михайловича держится на Мышкине, так и десятисерийный фильм держится на Миронове, чей герой убедителен, чистосердечен и открыт миру.

Преступление и наказание это роман или повесть или рассказ

Кадр из фильма «Идиот» (2003) с Евгением Мироновым. Фото: kinopoisk.ru

«Братья Карамазовы» (2008) в формате спектакля

Фильм снят по одноименному роману и инсценировке Эвальда Шорма, на основе спектакля Дейвицкого театра, поставленного в 2000 году режиссером Лукашем Главицей. Режиссер — Петр Зеленка. Это своего рода «роман в романе». Труппа из Праги показывает в сталелитейном цеху на фестивале в Кракове постановку «Братьев Карамазовых». Оказывается, актеры и их персонажи удивительно схожи, их чувства и помыслы невероятно созвучны. Лента выдвигалась от Чехии на премию «Оскар», но в шорт-лист не вошла.

Преступление и наказание это роман или повесть или рассказ

Кадр из фильма «Братья Карамазовы» (2008) Петра Зеленка. Фото: kinopoisk.ru

Сериал «Достоевский» (2010)

И, конечно, наш список был бы неполным без знаменитого сериала Владимира Хотиненко. Это вольная кинобиография Федора Михайловича. От участия в кружке петрашевцев до написания «Братьев Карамазовых» — этот период из жизни Достоевского выхватил режиссер. К слову, видные филологи-достоевисты Людмила Сараскина и Игорь Волгин с трактовкой Достоевского в популярном мини-сериале не согласились. Хотиненко обвиняли в недостоверности и излишней гламурности. А сам Хотиненко говорил: «Достоевского я полюбил, я понял его как человека и сроднился с ним. Достоевский был очень сложным человеком с очень непростым характером. Иногда вредный, но с удивительно тонким чувством юмора». Но кажется, что благодаря все тому же Миронову экранизации многое простили.

Преступление и наказание это роман или повесть или рассказ

Кадр из сериала «Достоевский» (2010) Владимира Хотиненко. Фото: kinopoisk.ru

Источник: rg.ru

Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе. Уже известны направления, которые будут предложены выпускникам, поэтому мы предлагаем более детально разобрать каждое из них и возможные темы сочинений, а также узнать, какие советы по подготовке к первому экзамену дают ученикам опытные педагоги и репетиторы.

Итоговое сочинение 2022

Итоговое сочинение – допуск школьников к ЕГЭ в 11 классе. Проводится в первую среду декабря и оценивается по системе «зачет/незачет». Важно успешно сдать экзамен, чтобы получить право участия в ЕГЭ. Написание сочинения не составит труда, если заблаговременно начать подготовку и знать содержание нескольких литературных произведений.

Важно! Местом проведения итогового сочинения является школа, в которой учащийся получает образование. На выполнение работы отводят 3 часа 55 минут.

ФИПИ утвердил такие даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:

  • 1 декабря 2021 года – основной поток;
  • 2 февраля 2021 года – первый резерв;
  • 4 мая 2022 года – второй резерв.

Итоговое сочинение по литературе 2022: темы, направления ФИПИ

Требования лояльнее, нежели критерии ЕГЭ, установленные ФИПИ. При «незачете» сочинение можно переписать еще 2 раза в учебном году. Пересдача будет доступна в таких случаях:

  1. Ученик не посетил экзамен по уважительной причине, подтвердив отсутствие официальным документом (не подойдут причины «проспал», «опоздал на маршрутку», а также любимые школьниками «семейные обстоятельства»).
  2. Ученик не смог завершить работу по состоянию здоровья (резко ухудшилось самочувствие на сочинении).
  3. Учащийся получил «незачет».

Обратите внимание! К пересдачам не будут допущены ученики, не явившиеся на экзамен без уважительной причины, а также лица, отстраненные от выполнения работы за списывание и нарушение дисциплины в аудитории.

Темы и направления итогового сочинения в 2021-2022 учебном году

Направления и темы 2022 года

Важно! Темы итогового сочинения 2021-2022 года никто не может знать заранее. Их оглашают уже после начала экзамена. Но в начале года выпускникам сообщают, какими будут основные направления, по которым можно будет писать итоговое сочинение в 2022 году.

Материал данной статьи опирается на официальное письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.

В письме говорится о том, что в 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким четырем актуальным темам.

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и наказание — вечная тема.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Вот краткие пояснения к каждой теме, представленные на официальном сайте ФИПИ.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Возможные темы итогового сочинения по литературе в 2022 году к направлению «Человек путешествующий»:

  • Каким путём человек идёт к самому себе?
  • Любовь как путь самопознания.
  • Что может исказить жизненный путь человека?
  • Какие цели важно ставить на жизненном пути?
  • Как обрести счастье?
  • Возможен ли жизненный путь без ошибок?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Путешествие — способ познания себя и мира.
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Каковы цель и смысл жизни человека?
  • Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
  • Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
  • Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
  • Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?
  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
  • Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно — идти»?
  • Как выбрать свой жизненный путь?
  • Как не сбиться с жизненного курса?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

«Путешествие из Петербурга в Москву»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Джеймс Джойс «Эвелин»

Ч. Айтллатов «И дольше века длится день»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Р. Брэдбери «И грянул гром»

Г. Уэллс «Машина-времени»

Д. Лондон «Любовь к жизни»

О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»

В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Э. Форстера «По ту сторону изгороди»

А. Платонова «Неизвестный цветок»

К.Г. Паустовского «Телеграмма»

О. Генри «Мишурный блеск»

А. Платонова «Юшка»

Ф. Брауна «Приказ есть приказ»

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

В направлении «Цивилизации и технологии…» в 2022 году могут быть предложены такие темы сочинений по литературе:

  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита».

Чернышевский «Что делать?»

Шолохов «Поднятая целина»

Р. Брэдбери «Вельд»

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

Ж. Верн «Вверх дном»

Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой»

Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка»

Ч. Айтматов «Плаха»

А. Платонов «Котлован»

А.И. Куприн «Олеся»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие

Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»

М. Замятин «Мы»

Р. Брэдбери «И грянул гром»

В. Шукшина «Микроскоп»

М. Гелприна «Свеча горела»

Р. Брэдбери «Все лето в один день»

Р. Брэдбери «И все-таки наш»

У. Эко «Оно»

Р. Шекли «Лавка миров»

Преступление и наказание — вечная тема

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Для тех, кто в 2022 году для себя выбрал направление «Преступление и наказание…» актуальными будут такие темы итогового сочинения:

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг.
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Может ли преступник раскаяться в содеянном?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Как бороться с преступностью?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Что такое совесть?
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам?
  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души»

«Война и мир»

«Дубровский»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

«Песня про купца Калашникова»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Эдгар По «Сердце-обличитель»

А. Островский «Гроза»

Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

И. Тургенев «Муму»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

А.Н. Островский «Гроза»

А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка»

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Л. Андреева «Предстояла кража»

О. Генри «Родственные души»

А.П. Чехова «Злоумышленник»

Р. Матесона «Кнопка, кнопка»

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Творческое направление 2022 года может быть представлено одной из таких тем:

  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
  • Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
  • Какую книгу Вы считаете величайшим достижением культуры?
  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
  • Нужно ли читать книги в XXI веке?
  • Какие книги вдохновляют современную молодежь?
  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Как искусство влияет на личность?
  • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
  • Как музыка влияет на людей?
  • Зачем человек слушает музыку?
  • Какой фильм Вы можете назвать шедевром?
  • «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
Н.В. Гоголь «Портрет»

Л.Н. Толстой «Анна Каренина»

А.И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет»

Островский «Лес»

А.М. Горький «На дне»

М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

А.П. Чехов «Чайка», «Ионыч»

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письма «Большое в малом», «Самое большое», «Самая большая ценность жизни»)

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Юлия Кузнецова «Помощница ангела»

И.А. Гончаров «Обломов»

Лермонтов «Герой нашего времени»

М. Шолохов «Судьба человека»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А. Грин «Алые паруса»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»

А. Н. Толстой «Русский характер»

А. С. Грин «Зелёная лампа»

Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

М. Гелприна «Свеча Горела»

Н. Тэффи «Мой первый Толстой»

О. Генри «Последний лист»

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

В данном направлении возможны такие темы:

  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Нужны ли перемены современному обществу?
  • Что такое общественная справедливость?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  • Что значит «любить Родину»?
  • В чем польза и опасность патриотизма?
  • Как нужно относиться к своей Родине?
  • Как сделать Россию лучше?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?
  • Как связаны человек и государство?
  • Как связаны общество и государство?
  • Какие перемены опасны в обществе и государстве?
  • Каким образом можно улучшить общество?
  • Как можно улучшить государство?
  • Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Список литературы для данного направления итогового сочинения 2021-2022 года будет включать такие произведения:

Большие произведения Короткие произведения
Л.Н. Толстой «Война и мир»

М. Шолохов «Тихий Дон»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В. Маяковский «Прозаседавшиеся»

Н. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель»

И. Гончаров «Обломов»

А. Чехов «Человек в футляре»

М. Салтыков-Щедрин «История одного города»

А. Островский «Гроза»

А. Грибоедов «Горе от ума»

Д. Фонвизин «Недоросль»

А.С. Пушкин «Медный всадник»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

Н.С. Лесков «Левша»

М. Булгаков «Собачье сердце»

М. Горький «На дне»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Л.Н. Толстого «Три вопроса»

М.Е. Салтыкова-Щедрина «Добротели и пороки»

А. Платонова «Юшка»

А.П. Чехова «В аптеке»

А.П. Чехова «Размазня»

А.П. Чехова «Темнота»

В. Шукшина «Обида»

Критерии оценивания

Для качественного написания работы мало знать направления, по которым будет предложено итоговое сочинение 2021-2022 учебного года. При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).

К работе предъявляются два основных требования:

  • Требование №1. «Объём итогового сочинения»
  • Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Важно! Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Больше советов от педагогов смотрите в видео уроке:

Читайте также:

  • Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение
  • Критерии сочинения ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • ЕГЭ по литературе в 2022 году

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского — писателя, чье имя вошло в золотой фонд мировой литературы. Его произведения экранизировали ведущие режиссёры ХХ века: Анджей Вайда, Лукино Висконти, Бернард Бертолуччи, Акира Куросава, Иван Пырьев, Константин Воинов.

Интерес к творчеству классика не ослабевает и по сей день. Что делает прозу Достоевского идеальным материалом для кино, какие его произведения экранизируются чаще других и в чем особенность отечественного кинопрочтения романов и повестей писателя, мы узнали у киноведа Дарьи Борисовой.

Сценарий от гения

«Зарубежные и отечественные кинематографисты обращаются к творчеству писателя постоянно, интерес к Достоевскому не ослабевает на протяжении уже двух столетий, так как в кино всегда в дефиците хороший детективный сюжет, насыщенный хитросплетениями, тщательно разработанными линиями повествования и характерами. В произведениях Достоевского много героев и все они выписаны в мельчайших деталях, прекрасные диалоги, практически каждый роман, повесть или рассказ – готовый сценарий для фильма», — рассказывает Дарья Борисова. – Достоевский входит в топ главных писателей мира, произведения которых попадают в разработку кинематографистов. Этому способствует универсальная тематика прозы гения — интерес к глубинам подсознательного, к тайнам психологии, к крайним проявлениям человеческой натуры. Достоевскому в показе страстей человеческих равны, пожалуй, только Шекспир и Данте».

В пылу страстей

Самыми яркими и мощными экранизациями романов Достоевского в советском кино стали картины известного режиссера Ивана Пырьева «Идиот» и «Братья Карамазовы», сделанные на «Мосфильме», в 1958 и 1968 годах. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» они были признаны лучшими фильмами года.

Лента «Идиот» должна была состоять из четырех частей, правда была сделана только одна. Сценарий пролежал на «Мосфильме» 10 лет. Иван Пырьев долго не мог найти исполнителя главной роли — князя Мышкина. В то время на киностудии шли пробы к картине «Сорок первый», в которых принимал участие молодой артист Юрий Яковлев, случайно увидев фотопробы Яковлева Иван Пырьев понял, он нашел героя, говорят, режиссер даже закричал от неожиданности: «Вот он — Мышкин!». Яковлеву тут же позвонили, и он сразу согласился начать работу. Почти весь фильм сняли в павильоне киностудии, где выстроили петербургские улицы, мосты и парки. Фон создавали из цветного тюля, снег — из резаной бумаги и ваты, а застолья — из бутафорских продуктов. Подлинными были только страсти. Юрий Яковлев полностью слился со своим героем, так вошел в образ, что идя по улице начинал играть, бормоча текст роли, прохожие его сторонились, пошли слухи, что актер помешался. Яковлев исполнил роль гениально, настолько достоверно, что многие считали – это не игра, в картине снимался реальный душевнобольной. Фильм был представлен в Америке и Юрия Яковлева пригласили на роль Христа. Естественно, что столь лестное предложение советскому актеру пришлось отклонить. Над продолжением «Идиота» многие артисты, в том числе Юрий Яковлев, работать отказались, так велико было напряжение первой части, в итоге режиссер тоже охладел к проекту и занялся экранизацией повести Достоевского «Белые ночи».

Последний фильм

А затем были «Братья Карамазовы». Этот фильм по роману Достоевского, чаще других экранизированному в мировом кино, стал последним для Ивана Пырьева, режиссер скоропостижно скончался во время его съемок. Третью серию картины закончили исполнители главных ролей Кирилл Лавров и Михаил Ульянов.

Третью серию, выпущенную в прокат в августе 1969 года отдельно от двух первых частей, посмотрели 22,7 млн зрителей. По опросу журнала «Советский экран» она была признана лучшей лентой 1970 года. «Пырьеву потому так хорошо удавались экранизации произведений Достоевского, что он сам был человеком страстей, совмещал в себе крайности, мог быть гением и злодеем одновременно, чувствовал нерв прозы писателя, характер, поступки, мысли, оценки режиссера напоминали героев Достоевского,он словно сошел со страниц романа классика», — говорит Дарья Борисова.

Попал под «колесо»

Короткие произведения писателя тоже пользовались популярностью у советских кинематографистов. Константин Воинов снял на «Мосфильме» в 1966 году замечательную ленту «Дядюшкин сон» по одноименной повести Достоевского. «Но это уже «облегчённый» Достоевский – Достоевский «лайт», произведение вне идеологии, ставить и выпускать «Дядюшкин сон» было легче, чем, например, «Бесов» или «Братьев Карамазовых» с их рассуждениями о Боге, вседозволенности, тотальном терроре, которые могли вызвать запрет со стороны советской цензуры»,- считает Дарья Борисова.

Актерский состав фильма «Дядюшкин сон» Константина Воинова сплошь состоял из советских кинозвёзд. В картине снимались Лидия Смирнова, Жанна Прохоренко, Николай Рыбников, Николай Крючков, Алла Ларионова, Нонна Мордюкова, Клара Лучко. Главную роль – несчастного старика – князя сыграл Сергей Мартинсон, которому самому было уже под 70, и он был невероятно органичен в образе престарелого дядюшки, не способного отличить сон от реальности. Режиссер хотел показать не комедийную сторону событий, а разоблачить механизм обогащения, когда желание поживиться, позволяет людям перейти границы дозволенного.

А вот опыт экспериментальной экранизации был скрыт от зрителей. Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов сняли фильм «Скверный анекдот» по одноимённому рассказу Фёдора Михайловича Достоевского. Гротескная кинокомедия должна была выйти на экраны в 1966 году, как и «Дядюшкин сон», но « легла на полку» — была забракована цензорами на 21 год. Ленту зрители увидели впервые лишь в 1987 году. ««Скверный анекдот» — фильм оттепели, попавший под колесо новых идеологических установок, его премьера была отодвинута на долгие годы. Лента яркая, нестандартная, экспериментальная», — говорит Дарья Борисова.

Кстати

Чаще других произведений классика кинематографисты выбирают для своих экранизаций романы: «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Игрок»; повести: «Белые ночи», «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели».

Сегодня все картины, о которых мы говорили, можно посмотреть бесплатно в отличном качестве в онлайн-кинотеатре «Мосфильма».


Рита Долматова

Владимир Путин попросит Верховный суд проанализировать правоприменение норм по необходимой самообороне. Об этом глава государства заявил на заседании Совета по правам человека. Поводом стала резонансная история, когда в начале октября в московском метро трое парней избили 25-летнего Романа Ковалева, который заступился за девушку. После много говорили о том, почему в вагоне метро не нашлось мужчин, которые помогли бы поставить хулиганов на место. По мнению правозащитников, скорее всего, никто не стал ничего предпринимать, потому что проявление благородства могло привести к скамье подсудимых. Что не так с судебной практикой по таким делам в России, телеканалу «МИР 24» рассказал адвокат Сергей Афанасьев.

— На сегодня сложилась именно такая практика – можно оказаться на скамье подсудимых, когда защищаешь собственную жизнь?

Сергей Афанасьев: К сожалению, да, такое часто бывает, когда люди из благих намерений заступаются за кого-то – либо за себя, либо за свою семью, либо за незнакомых людей, причиняют вред нападавшему, и потом судят этих людей. Нужно понимать, где тонкая грань между ответственностью и реальной самообороной.

— В вашей практике были дела, где нужно было доказать необходимую самооборону, но сделать это было очень сложно?

Сергей Афанасьев: Было такое дело совсем недавно в производстве. Было нападение на человека, нападавших было больше, а он был один, и в итоге так получилось, что он один причинил вред здоровью всем нападавшим. Или от испуга, или от чего, у него так получилось (он не спортсмен), что каждый удар, который он нанес, причинил переломы нападавшим. Он нанес каждому по одному удару. Его осудили за причинение вреда здоровью, мы пытались доказать, что это была необходимая оборона, что он не превышал пределов необходимой самообороны, но, к сожалению, он был осужден. Наказание было в виде штрафа, но сам факт, что приговор был обвинительным.

— Согласно разъяснениям суда по необходимой самообороне, нельзя стрелять в спину убегающему, при этом, если жизнь человека под угрозой, защищать ее он вправе любыми способами. Если это так, почему, защищая себя и близких, всегда есть шанс оказаться за решеткой?

Сергей Афанасьев: Потому что в законе это понятие относительное. Есть тонкая грань, которую необходимо определить: были ли превышены пределы необходимой самообороны, или действия защищавшегося были соразмерны действиям нападающих.

Если человек нападает с оружием и обороняющийся применяет оружие, и в результате этого убивает нападавшего, то здесь реально пределы необходимой самообороны не превышены, потому что объективно его жизни угрожало оружие в руках нападавшего. Если человека начинают оскорблять и наносят, например, пощечину, а в ответ обороняющийся достает нож и бьет, конечно, это будет явным превышением пределов, и здесь будут его судить.

Все дела невозможно объединить, каждое дело индивидуально, и всегда оценивается: была ли необходимая самооборона в этой ситуации, или нет.

— Что нужно сделать?

Сергей Афанасьев: Все разъяснения уже существуют. Есть разъяснение Пленума Верховного суда по обороне, есть сложившаяся практика. Важен еще и резонанс. Есть такие дела, которые проходят без резонанса, и они оцениваются, как есть. А бывают резонансные дела, где мнение общественности уже нужно учитывать. Это тоже может влиять на принятие того, где эта грань. Все индивидуально, но все разъяснения существуют. И Пленум Верховного суда существует отдельный, им и руководствуются суды.

— У судов должна быть однозначная позиция по оценке действий человека в подобных ситуациях?

Сергей Афанасьев: Конечно, да. Зачастую бывает, когда люди видят правонарушение или преступление, и боятся в него вмешаться, потому что своими действиями нельзя подменить органы власти, полицию.

— Понятия гражданский арест у нас не существует.

Сергей Афанасьев: Да, такого у нас не существует. Если функции такого задержания предусмотрены полицией, то при совершающемся преступлении или правонарушении мы должны вызвать сотрудников полиции и, возможно, обезопасить других, но вмешиваться в этот процесс… С одной стороны, закон говорит, что мы вправе, потому что мы предотвращаем преступление. Если даже во время этого вмешательства мы причиняем вред нападающему, это не является превышением норм необходимой самообороны, потому что мы защищаем других лиц, жизни и здоровью которых угрожает опасность.

С другой стороны, мы не можем подменять своими функциями полицию, поэтому четких разграничений и правового освещения в массах не существует. Было бы полезным, если бы сотрудники полиции сделали бы такое разъяснение, чтобы люди в стране знали, как они могут действовать, существует ли у нас (законодательно не существует гражданского задержания, ареста) гражданский арест, можно ли его применять и в каких рамках. Люди не знают, и зачастую принимают решение не вмешиваться, потому что потом сами же будут нести ответственность.

— Нужно разъяснить, чтобы защита не превратилась в преступление?

Сергей Афанасьев: Да, чтобы не были совершены преступные действия. Человек должен понимать, какие действия он может совершить в такой ситуации, какой-то правовой ликбез нужен. Люди не понимают, люди, которые даже имеют юридическое образование, иногда не понимают, где этот предел. Когда мы приводим абсурдные примеры, они явные, например, человек без оружия, а ты на него нападаешь с оружием – это явное превышение.

— Когда один, а на него нападают несколько человек, но без оружия, что ему делать? Имеет он право применять подручные средства?

Сергей Афанасьев: Вот и вопрос. Каждый случай будет индивидуальным. Мы знаем в практике дела, где такие нападения были расценены как защита жизни и здоровья, а были дела, где людей судили по ст.105, в том числе и такая практика существует.

Даже когда в жилище приходит человек, где у тебя несовершеннолетний ребенок, когда непонятно, что у него на уме, зачем он в твою квартиру или дом вломился, и ему причиняется насилие, тяжкий вред или убийство, если ты из оружия выстрелил, и потом человека судят за превышение пределов и за убийство другого. Где эта грань, если он перелез через мой забор и залез ко мне в дом? Я же не знаю, что у него на уме, я защищаю своих детей. Есть практика и такая и такая, этот вопрос требует более глубоких разъяснений.

— Как действовать, если ты становишься свидетелем или жертвой нападения или правонарушения, чтобы не поменяться местами с преступником, не оказаться на скамье подсудимых?

Сергей Афанасьев: Сложно говорить, потому что мы сами можем непредсказуемо повести себя в такой ситуации, не отдавать себе отчет, потому что нападение бывает внезапным. Какими будут твои действия, тоже непредсказуемо. Если мы видим, что происходит, нужно первым делом вызывать сотрудников полиции, если мы видим, что в метро происходит избиение человека. В дальнейшем, возможно, попытаться вмешаться, но словами хотя бы с расстояния, чтобы не вызвать на себя агрессию, не спровоцировать, чтобы вас стали избивать.

Сначала вызвать полицию, а затем попытаться предпринять меры, чтобы обезопасить других, чтобы задержать преступников.

StaticFiles b53e81c6ddc621d7e198511c834e2a10

11 ноября 1821 года в служебной квартире при московской Мариинской больнице для бедных раздался крик младенца. В семье штаб-лекаря и дочери небогатого московского купца родился мальчик. Его назвали Фёдором. Через 24 года этот мальчик выпустит свой первый роман, через 27 лет его приговорят к смертной казни, помилуют и вместо этого отправят на каторгу в Сибирь. При жизни он станет литературным кумиром, а после смерти – одним из самых читаемых писателей в мире, по данным ЮНЕСКО. Это Фёдор Михайлович Достоевский. В этом году поклонники его творчества празднуют 200-летие со дня рождения писателя. Празднование проходит на государственном уровне. Иркутская область не исключение. За последний месяц в столице Приангарья прошли мероприятия, посвящённые юбилейной дате: театральные показы от иркутских и московских театров, кинопоказы, лекции литературоведов-достоевистов, обсуждения, выставки, беседы и конкурсы.

«В самой структуре романов Достоевского закодирован театр»

Ровно через 200 лет после рождения писателя, 11 ноября 2021 года, в кинозале Иркутского областного кинофонда состоялся бесплатный показ фильма «Преступление и наказание», а в Иркутском художественном музее прошла лекция «Творчество Достоевского и изобразительное искусство». Но главной площадкой для празднования юбилея писателя в Иркутске стал театр. Точнее, театры.

В 1910 году режиссёры Немирович-Данченко и Лужский на сцене Московского художественного театра поставили спектакль по роману «Братья Карамазовы». Это был один из первых в истории русского театра спектаклей по прозаическому произведению. О том, как это стало возможным, рассказала театровед, театральный критик, журналист, заведующая литературной частью Российского академического молодёжного театра Мила Денёва на лекции «Достоевский: театр в романе и романы в театре».

«В романах Достоевского очень велик потенциал театрального искусства, несмотря на то что это проза, – сказала Денёва. – Более того, это большие и очень словоцентричные романы. И вдруг они наряду с Чеховым и Шекспиром становятся самыми инсценируемыми в мире. Секрет в том, что в самой структуре романов Достоевского закодирован театр».

По словам Денёвой, в романах Достоевского ярко выражены все элементы драмы: в каждом романе есть подробное представление каждого персонажа, из которого можно составить биографию роли, и эпизод повествования, который воссоздаёт расположение героев в пространстве, что заменяет описание мизансцены. Также в каждом романе есть описание наружности персонажей и атмосферы действия. Есть в романах писателя и микродрамы, которые могут стать отдельными постановками: многочисленные сны персонажей, повесть о Великом инквизиторе, легенда о Луковке.

Кроме того, в произведениях Достоевского есть сцены-конклавы, когда в одном времени и пространстве собираются все персонажи. Происходит событие, которое меняет действие, и напряжение сбрасывается. К тому же главные персонажи Достоевского – это всегда драматические герои, которые на протяжении произведения претерпевают кардинальную трансформацию. Все эти элементы превращают его романы в готовое драматическое произведение.

По словам Денёвой, в 1871 году Достоевский сам дал универсальный рецепт, как ставить его произведения: «Есть какая-то тайна искусства, по которой эпическая форма никогда не найдёт себе соответствия в драматической. (…) Другое дело, если вы как можно более переделаете и измените роман, сохранив от него лишь один какой-нибудь эпизод для переработки в драму, или, взяв первоначальную мысль, совершенно измените сюжет…»

«Большинство режиссёров идут этими двумя путями: либо берут эпизод, либо первоначальную мысль, совершенно изменив сюжет, – сказала Мила Денёва. – Поэтому все нападки литературоведов на тему того, что постановщики, дескать, извращают произведения Достоевского, несостоятельны, так как он сам практически благословил режиссёров идти по этому пути».

«Кем этот смешной человек мог бы быть в наше время?»

С 1 по 5 декабря Иркутский академический драматический театр имени Охлопкова провёл проект «Достоевский. Театр. XXI век». В театре показали семь спектаклей по произведениям писателя, три из которых – работы из репертуара драмтеатра: «Брат Иван», «Идиот» и «Игрок». Две постановки показали региональные театры: Иркутский областной ТЮЗ представил спектакль «Мальчики», а театр кукол «Аистёнок» показал премьеру этого года – спектакль по повести писателя «Дядюшкин сон». Здесь же открыли инсталляцию в фойе театра. Один из её экспонатов – стилизация под старинный фотоаппарат, в объективе которого видна картинка: Фёдор Михайлович в своём кабинете за работой.

Ещё две постановки привезли московские театры. На камерной сцене драмтеатра «Кроткую» представил театр «Комната 4», а на основной сцене показали моноспектакль по рассказу Достоевского «Сон смешного человека» Московского государственного театра «У Никитских ворот». Из реквизита у Николая Рингбурга, режиссёра и единственного актёра спектакля «Сон смешного человека», были только скамейка, нож, мел и спички. èèè

Это не помешало ему удерживать внимание зрителей. После спектакля многие из них приняли участие в обсуждении увиденного. Высказываясь о том, почему герой рассказа назван Достоевским смешным человеком, зрители пришли к выводу, что «смешной» в этом случае означает «другой», «не такой, как все». Тот, кто не укладывается в привычные рамки, при этом хочет изменить мир. Этим смешной человек напомнил зрителям героя другого произведения Достоевского – князя Мышкина из романа «Идиот».

«Для меня «Сон смешного человека» – это произведение, которое можно доставать с полки и перечитывать, когда тебе холодно, плохо, что-то болит, и получать некое духовное облегчение, – сказал актёр моноспектакля Николай Рингбург. – Когда я работал над спектаклем, задумался, какая форма мне, современному человеку, будет интересна? Размышлял я также над тем, кем этот смешной человек мог бы быть в наше время? Решил, что он коуч, который знает истину и пытается её донести до других. И он придумывает форму спектакля».

Кроме театральных показов и лекций в программу мероприятий проекта «Достоевский. Театр. XXI век» вошли конкурс художественного слова для студентов Иркутского государственного университета «ШкиД» (Школа имени Достоевского. – Авт.) и выставка «Великий художник жизни» в каминном зале Иркутского драмтеатра. Экспозиция выставки рассказывает об отдельных фактах биографии писателя, а также обо всей истории постановок его произведений в Иркутском драматическом театре. В экспозицию вошли костюмы из спектаклей по произведениям автора, редкие книги из иркутских библиотек, портреты Достоевского разных художников и иллюстрации к его произведениям. Часть выставки посвящена сибирскому периоду жизни писателя. Её экспонатами стали планшеты из цикла «Путешествие с Достоевским» из Новокузнецкого литературно-мемориального музея Достоевского. Выставка открыта по сегодняшний день, посетить её может каждый зритель драматического театра.

Конкурс художественного слова «ШкиД» проходил в два этапа. Первый этап состоялся ещё в ноябре в формате чемпионата по устному чтению с листа без подготовки. Из всех участников отобрали 10 человек, каждый из которых вместе с наставником, артистом драмтеатра, подготовил отрывок из одного из романов Достоевского и прочитал его. В финал конкурса, который состоялся 2 декабря, вышли девять человек. Их выступления оценивали сотрудники Иркутского областного драмтеатра: заслуженные артисты РФ Елена Мазуренко и Яков Воронов, артист Николай Стрельченко, а также театровед Мила Денёва. Возглавляла жюри педагог по речи, заслуженный работник культуры Тувинской АССР Галина Турчанинова-Родина. Первое место занял Роман Федосов, который, по мнению жюри, удивительно соответствовал образу героя романа «Игрок». Второе место отдали Юлии Офертайте, а третье – Олегу Федюнину. Победителям вручили дипломы, сувениры, ценные призы и пригласительные билеты на спектакль «Игрок». Обратив внимание на отклик, который вызвал конкурс среди студентов, его организаторы задумали сделать подобный в 2022 году к юбилею Валентина Распутина.

На все спектакли, приуроченные к годовщине, залы были заполнены зрителями с учётом ковидных ограничений. В сумме встречи, спектакли и лекции посетили более 1200 человек. «Людям это действительно нужно. На лекции пришло много людей разных возрастов и поколений. Для иркутян важно, что такие мероприятия позволяют привезти театры из других городов. Это важно, потому что театр – это искусство, которое не должно замыкаться на себе», – отмечают в драмтеатре.

«Русский – прилагательное. Русский прилагается ко всему: может быть русский немец и русский грузин»

Мероприятия, посвящённые юбилею писателя, состоялись и в областных библиотеках. В Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеке имени Молчанова-Сибирского прошли книжные выставки, конкурс рисунков, интерактивная онлайн-игра для молодёжи по произведениям автора «Самый трудный в мире классик» и встреча с участниками группы «Неоклассический синдром». Иркутская областная специальная библиотека для слепых провела литературный праздник «День Достоевского в библиотеке» с показом фильма «Идиот» с тифлокомментированием.

Иркутская областная юношеская библиотека имени Уткина провела виртуальную викторину, литературный квест и беседу с читателями «Достоевский и музыка».

9 декабря в Иркутской областной библиотеке имени Распутина прошла лекция «Достоевский сегодня». Её прочитала Ольга Юрьева, доктор филологических наук, член Международного и Российского общества Достоевского.

На вопрос о том, как полюбить Достоевского, Юрьева отвечает: отношение к писателю не может быть средним – среди читателей его сочинения вызывают либо любовь, либо ненависть. Юрьева рассказала, что в своё время, работая школьным учителем, прививала ученикам любовь к Достоевскому самыми разными способами. Один из таких приёмов сама Юрьева называет «на грани фола». В момент, когда по школьной программе ученики должны были изучать творчество Достоевского, она говорила им: «Не читайте, вы всё равно ничего не поймёте». Упрямые школьники, как бы доказывая учительнице её неправоту, начинали читать. Про ещё один подобный приём Юрьева рассказывает: «Я говорила: «Петечка, тебе это, конечно, не интересно. Ведь Достоевский писал не просто для человека – он писал для личности». Петечке хотелось быть личностью, и становилось интересно».

В лекции Юрьева назвала Достоевского жестоким талантом и настоящим брендом России. В разведшколах, говорит Юрьева, есть такая присказка: «Не прочитаешь Достоевского, русского не поймёшь». Сам Достоевский считал, что русский – это наднациональность. А значит, любой человек может быть русским. «Вот посмотрите: англичанин, немец, грузин – какая часть речи? Существительное. А русский – прилагательное. Русский прилагается ко всему: может быть русский немец и русский грузин», – приводит Юрьева для примера слова писателя.

Хотя русский мужик, по словам Юрьевой, не читал Достоевского – он и без него знал, в чём смысл жизни: верить, трудиться, спокойно умереть. Интеллигенция же проявляла к творчеству писателя огромный интерес, что давало ей повод задумываться об ином смысле жизни. «В этом разделении, непонимании друг друга – самая великая трагедия русского народа», – говорит Юрьева.

По её словам, в Европе общество Достоевского появилось на 100 лет раньше, чем в России: «Когда я начала изучать творчество Достоевского и обратилась в архивы, была удивлена. У нас вся литература о Достоевском умещалась в одном каталожном ящике. Ради интереса пошла посмотреть литературу на иностранном языке – это был целый шкаф». Юрьева высказалась против мифа о том, что творчество Достоевского сложно понять: «На мой взгляд, это самый простой писатель. Он даёт ответы на все вопросы, которые ставит».

Чтобы избавиться в том числе от собственных пороков, говорит Юрьева, Достоевский сублимировал их в своих героях. На деле так и выходило. К примеру, написав «Игрока», он излечился от игромании, хотя до этого проигрывал всё вплоть до последнего платья супруги Анны Григорьевны.

С каторги Достоевский, по мнению Юрьевой, вынес три истины. Первая: никакой человек не имеет права навязывать народу идеи. Вторая: все идеи жизнеустройства должны выходить из толщи народа. И третья: истины непременно связаны с религией.

Несмотря на то что со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского прошло уже два века, популярность его творчества только укрепляется. Филологи связывают такую тенденцию с тем, что почти все герои Достоевского – молодые люди. А значит, проблемы, поднятые писателем в романах, будут актуальны всегда.

  • Преображение мужчины в женщину рассказы
  • Прекратить как пишется и почему приставка
  • Преимущество или приемущество как пишется
  • Презентация сказка мальчик с пальчик русская народная
  • Презентация путешествие по сказкам для дошкольников