Преступление и наказание декабрьское сочинение пример

Автор сочинения: людмила смоляр что важнее любить или быть любимым? я всегда считала, что о человеке можно судить только

Автор сочинения: Людмила Смоляр

Что важнее — любить или быть любимым?

Я всегда считала, что о человеке можно судить только по его поступкам. В них меньше лжи и самообмана, чем в словах, мыслях, идеях. Поступки отражают личные качества человека, проверяют его идеалы на практике. Отвечая на вопрос о том, что важнее — любить или быть любимым, мы должны в первую очередь задать другой вопрос, уточняющий: для кого и для чего важнее? Если речь идет о благе человека, о формировании его личности и всего того, что отразится в его поступках, то я отвечу, что для него, безусловно, важнее любить. Любовь к миру, к людям — это то, что всех нас связывает. Любовь помогает человеку противостоять тем соблазнам, которые оправдываются логикой и холодным расчетом, и там, где человек зачастую попадает в ловушки из-за доводов разума, это нелогичное светлое чувство помогает ему увидеть свою ошибку.

Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» наглядно описал процесс падения и воскресения человеческой души и объяснил, как логика может поспособствовать этому падению, прикрывая разумными доводами эгоистичные и злые порывы, выдавая их за возвышенные и благородные. Герой Достоевского, Р.Р. Раскольников, — бывший студент, живущий в бедности и зависимости. Он видит, что его родственникам, которые очень его любят, приходится многим жертвовать, чтобы выслать ему хоть немного денег. Герой знает, что не только он и его семья живут в нужде, но многие добрые и достойные люди погибают от болезней, голода и произвола из-за нехватки денег. Но сам Раскольников, сколько бы он ни сочувствовал им, не хочет работать за копейки. Он считает, что рождён для более значительной роли. Герой придумывает теорию, согласно которой все люди делятся на два типа. Большинство из них — это «твари дрожащие», которые нужны только для воспроизведения себе подобных. Для них существуют установленные законы, которым они должны подчиняться, но новых идей такие люди привносить не могут. К меньшинству относятся «право имеющие», то есть те, кто имеет право решать чужую судьбу, провозглашать новые законы и идеалы, отвергая старые, преступая их, если понадобится, совершая даже грабежи и убийства. Раскольников причисляет себя к этому меньшинству и решает совершить преступление (убить и ограбить старуху-процентщицу). В своих рассуждениях он руководствуется логикой и простым математическим расчетом: одна бесполезная жизнь и тысячи жизней взамен, ну разве это не справедливо? Этот расчет, эта очевидная, как ему кажется, справедливость загораживает от него истинные причины его намерений: гордость и эгоизм. Раскольников с самого начала ставит себя над теми, чьими именами он прикрывается, совершая преступление. Он знает, что все эти люди по доброй воле никогда не убили бы, что они сами скорее умерли бы от голода. Но у них нет права голоса. Все они любят Раскольникова, но это не спасает его от той петли, в которую попадает его душа.

Когда он испытывает свою теорию на деле, тут же обнажается её несовершенство. Убийство проходит не по плану, и вместе со старухой он убивает её сестру Лизавету, ставшую случайной свидетельницей произошедшего. Воспользоваться украденным Раскольникову так и не удается, и в результате убийство не приносит никакой пользы. Но кроме этого, герой осознает ещё одну свою ошибку: он поставил себя выше людей, но избавиться от всего человеческого ему так и не удалось, и теперь его мучает совесть. Совесть страшнее любого человеческого правосудия. Я думаю, можно сказать, что любовь, сострадание к людям и вина сливаются в этом чувстве. На протяжении всего романа Раскольников постепенно раскаивается в совершенном преступлении, он страдает, сознается в убийстве и в конце концов спасается.

Соня Мармеладова — персонаж, который помогает ему в духовном преображении. Она на собственном примере учит героя состраданию, любви к людям, смирению и вере. Она постоянно жертвует собой ради других и, как и Раскольников, преступает заповедь, но совсем по иной причине. Её любовь и сострадание — искренние, они не прикрывают гордость и тщеславие. И хотя её положение гораздо хуже, чем у главного героя, она продолжает безропотно сносить все лишения, своими делами доказывая искренность чувств, и ни на секунду не теряет веры. Важно заметить, что Раскольников полностью исцеляется и отвергает свою идею только тогда, когда в нем самом пробуждается истинная любовь к людям, которая всегда у него была, но которую заглушало тщеславие и критиковал разум. Нелогичная сила любви спасает только того, кто сам обладает этим даром — даром иного видения, умением неосознанно ставить прежде своих интересов чужие, не раздумывая, минуя ловушки логики. Сон, который снится герою в эпилоге романа, как бы подводит черту, наглядно показывая, что люди не могут жить одним рассудком, что, рассуждая и строя каждый свою теорию, они никогда не добьются единства.

Для человека важно и необходимо уметь любить, жертвовать собой и сохранять веру, иначе он просто не увидит того, что вне его, он будет заперт в себе, а там, внутри, может хоть целую вечность размышлять о справедливом и правильном, исходя из собственного эгоизма и к нему же возвращаясь. Вот почему поступки одного будут ужасны, а дела другого будут полны самопожертвования, хотя оба они будут твердить одно и то же, оба будут убеждены в том, что желают блага. Весь огромный мир не может быть познан «через себя»: для того чтобы понять других, нужно забыть о своём благе. Разумеется, чужая любовь может быть маяком, может быть поддержкой, образцом для подражания, но сколько бы ни был любим человек, привыкший смотреть в себя и думать о себе, до тех пор, пока он не переступит через свою гордость и сам не научится любить, он не спасется. Его можно сравнить с тонущим, которому нужен глоток воздуха, но он боится высунуть голову из воды. А фигура человека, стоящего на берегу, зовущего его, искренне желающего его спасения, может только привести к мысли, что мир над поверхностью не так страшен. Но утопающий не будет ценить воздух и не научится плыть, не глотая воду, до тех пор, пока однажды не вдохнёт полной грудью. 

ПОДЕЛИТЬСЯ

Примерный список тем итогового декабрьского сочинения 2021 года по литературе для допуска к ЕГЭ 2022 года, которые могут быть на реальном сочинении у 11 класса: 01.12.2021 (1 декабря).

Ссылка для скачивания всех тем итогового сочинения 2021: скачать темы

Реальные темы будем публиковать в ТГ: t.me/good100ballov

Темы итогового сочинения 2021-2022 к направлению человек путешествующий: дорога в жизни человека:

1) Что человек ищет в путешествиях?

2)Почему люди хотят путешествовать?

3) Как путешествия развивают личность?

4) Что человек ищет на своем жизненном пути?

5) Куда ведет жизненный путь человека?

6) Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?

7) Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?

8) Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?

9 )Дорога к счастью — какая она? (готовое сочинение)

10) Можно ли идти к цели «по головам»?

11) Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?

12) Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?

13) Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?

14) Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?

15) Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?

16) Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?

17) Как не сбиться с жизненного курса?

18) Что означает фраза «сбился с пути»?

19) Что направляет человека на жизненном пути?

20) Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?

21) Какие качества необходимы для первооткрывателя?

22) Какие качества необходимы для путешественника?

23) Чему человек может научиться в путешествии?

24) Как определить свой путь в жизни?

25) Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?

26) Как не потерять свою дорогу в жизни?

27) Для чего люди путешествуют?

28) Как путешествовать, не выходя из дома?

Что мешает человеку двигаться вперед?

29) Можно ли утверждать, что жизненный путь – это постоянный выбор?

30) Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденную дорогу?

31) Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?

32) Какой может быть «дорога к себе»?

33) Почему важно самому выбрать жизненный путь?

34) Дорога к себе взлеты и падения (сочинение)

35) Что значит идти по жизни своей дорогой? (сочинение)

36) Выбор пути как жизненная проблема.

37) Как путешествия обогащают человека?

38) Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.

39) Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?

40) Какие цели важно преследовать на жизненном пути?

41) Как характер человека влияет на его жизненный путь?

42)Что значит идти дорогой чести? (сочинение)

43)Почему говорят «дорогу осилит идущий» (сочинение)

44)Согласны ли вы, что лучший этап путешествия возвращение домой? (сочинение)

46)Дороги, которые мы выбираем (сочинение)

47)Что значит идти своей дорогой? (сочинение)

48)Дорога в жизни человека (пример сочинения)

49)Книга — это дорога (пример сочинения)

50)О ком из героев литературы можно сказать жизнь пройти не поле перейти?

51)Зачем люди отправляются в путешествия? готовое итоговое сочинение 2021-2022

52)Что может исказить жизненный путь человека?

53)Какую книгу Вы обсудили бы с родителями?

54)Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?

55)Как характер человека влияет на его путешествия?

56)Как путешествия влияют на жизнь человека?

57)Как путешествия помогают познавать себя?

58)Чем путешествие обогащает личность?

59)Жизненный выбор человека итоговое сочинение ЕГЭ с аргументами

60)Как путешествия могут изменить человека? итоговое сочинение ЕГЭ 2022

61)Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?

  • Аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Темы итогового сочинения 2021-2022 к направлению цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Технический прогресс — зло или благо? (пример сочинения)

Как сохранить человечность в условиях технического прогресса?

В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?

Кого можно назвать цивилизованным человеком?

Почему прогресс может быть опасен?

Какова зависимость цивилизации от технологий?

Как технологии влияют на человека?

Цивилизация и природа — вечный конфликт

К чему могут привести научные открытия? итоговое сочинение ЕГЭ с аргументами

Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий? итоговое сочинение ЕГЭ 2022

Шаги цивилизации: обретения и потери итоговое сочинение ЕГЭ 2022 с аргументами

Чем опасен технический прогресс?

Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?

Что такое технический прогресс?

Как развитие технологий влияет на общество?

Как развитие технологий влияет на человека?

Как развитие технологий влияет на экологию?

Может ли научный прогресс привести к катастрофе?

Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?

Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?

Почему люди отстают от цивилизации?

Почему старшее поколение не принимает новые технологии?

Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?

Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?

Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?

В чем заключается опасность технократии?

Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?

Для чего необходим прогресс?

В чем заключается личностное развитие?

Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?

Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?

Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?

Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?

Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?

Почему обществу необходим прогресс? (сочинение)

Может ли человечество обойтись без научного прогресса?

Какие люди способны стать двигателями прогресса?

Как научные открытия влияют на современное поколение?

Какие опасности таит в себе технический прогресс?

Как повлияло развитие технологий современного человека?

Можно ли жить лишь сегодняшним днем?

Какие возможности появляются у человека с развитием технологий?

С какими вызовами сталкивается человек в современном мире?

Когда технический прогресс может стать трагедией для человечества?

Каким должен быть технический прогресс?

Что значит «разумное использование технологий?»

Можно ли утверждать, что с развитием технологий у людей появляется больше времени?

Почему человечество так стремится развивать технологии?

«Современная цивилизация – обмен ценностей на удобства» (Станислав Ежи Лец).

  • Аргументы для направления цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Темы итогового сочинения 2021-2022 к направлению преступление и Наказание – вечная тема

Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?

Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?

Что такое преступление против самого себя? итоговое сочинение ЕГЭ 2022

Можно ли заставить человека раскаяться? итоговое сочинение ЕГЭ 2022 с аргументами

Жестокое отношение к животным это преступление?

Что такое социальная несправедливость?

Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»? (пример готового сочинения)

В чем опасность преступлений? (пример сочинения)

Всегда ли за преступлением следует наказание? (пример сочинения)

Можно ли оправдать преступление? (пример сочинения)

Каковы могут быть причины преступления? (пример сочинения)

Можно ли простить человека совершившего преступление?

Что такое преступление?

Война преступление или подвиг? (сочинение)

Может ли преступление иметь законное основание? (пример сочинения)

Можно ли равнодушие назвать преступлением?

Возможна ли абсолютная справедливость?

Можно ли оправдать преступление?

Какое преступление никак нельзя оправдать?

Достоин ли преступник сочувствия?

Как убедить преступника раскаяться в содеянном?

Месть — это преступление или восстановление справедливости?

Может ли преступление быть справедливым?

«Мы все глядим в Наполеоны…» (от преступления к наказанию)

Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?

Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?

Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?

Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?

Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?

Почему люди совершают преступления? (сочинение)

Какие преступления нельзя простить?

Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?

Почему люди становятся преступниками?

Что мешает человеку преступить закон?

Какое наказание для преступника является самым страшным?

Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?

Можно ли оправдать убийство человека?

Жестокость по отношению к животным — это преступление?

Может ли преступник исправиться?

Как бороться с преступностью в обществе?

Какие преступления нельзя прощать?

Может ли справедливость быть жестокой?

Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?

Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?

Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?

Чувство вины — это хорошо или плохо?

Что толкает людей на преступления? (пример сочинения)

Может ли преступление быть оправдано? (сочинение)

В чём разница между ошибкой и преступлением?

Какую роль играет совесть в жизни человека?

Важно ли анализировать свои поступки?

Может ли совесть лгать?

Возможно ли всегда поступать по совести?

К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?

Всегда ли можно исправить ошибку?

Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?

Можно ли заслужить прощение?

Можно ли искупить свою вину?

Какие поступки можно считать непоправимыми?

Раскаяние в жизни человека.

Свобода и ответственность в жизни человека.

В чем различие между ошибкой и преступлением

  • Аргументы для направления преступление и Наказание — вечная тема

Темы итогового сочинения 2021-2022 к направлению книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?

Мои личные открытия в мире культуры

К какому произведению я возвращаюсь снова и снова?

Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?

Как искусство влияет на человека? (пример сочинения)

Должно ли искусство отвечать на острые вопросы современности? (пример сочинения)

Как искусство влияет на личность?

Способно ли искусство врачевать душевные раны?

Магия классической музыки — в чем она заключается?

Какой вид искусства Вам ближе и почему?

Что лучше: книга или фильм?

В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?

Как музыка влияет на людей?

Может ли кино заменить литературу? (пример сочинения)

Может ли кино заменить театр?

Как книги влияют на человека?

В чем разница между спектаклем и фильмом?

Может ли творчество помочь человеку найти себя?

Чему учит читателя классическая литература?

Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?

Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?

Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?

Может ли книга помочь разобраться в себе?

Может ли чтение быть опасным?

Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?

Какие качества помогает воспитать в себе литература?

Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?

Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?

Верно ли, что музыка — это язык чувств?

Почему люди в 21 веке не перестают читать?

Могут ли новые технологии заменить искусство?

Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?

Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?

Зачем человек слушает музыку?

Зачем человек читает книги?

Какая книга помогла Вам лучше понять себя?

Может ли книга помочь в минуту отчаяния?

Какое произведение искусства Вы можете назвать великим?

Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?

Какое произведение вы бы хотели экранизировать?

Какие произведения искусства делают вас счастливым?

Какую книгу вы бы прочитали своим детям?

Кто из современных писателей Вам особенно близок?

Какое место литература занимает в Вашей жизни?

Чего я жду от новой книги?

Книги моего детства.

Способна ли книга сделать человека лучше?

Какую книгу Вам хотелось бы перечитать?

Какая тема в литературе кажется Вам вечной?

Встреча с произведением искусства ставшая событием в моей жизни

Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры

  • Аргументы для направления «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Темы итогового сочинения 2021-2022 к направлению кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?

Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?

У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью?

Является ли богатство необходимым условием счастья?

Что такое гражданский долг?

За что вы любите Россию? итоговое сочинение ЕГЭ с аргументами

В чем проявляется активная жизненная позиция человека и гражданина?

Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?

Что значит жить по совести?

Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?

Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?

Кто счастлив на Руси?

Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?

Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?

Кому на Руси жить плохо и почему?

Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?

В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?

Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?

Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?

Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?

Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?

Что значит «любить Родину»?

Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?

Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?

Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?

Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?

Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?

Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?

Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?

Как научиться ценить свою Родину?

Как сделать Россию лучше?

Чего не хватает на Руси для полного счастья?

Кто виноват в бедах русского человека?

Почему люди на Руси страдают?

Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?

Что мешает нам найти счастье на Руси?

Какого человека можно назвать патриотом?

Что объединяет нас в одну страну?

Как нужно относиться к своей Родине?

В чем польза и опасность патриотизма? 

Что такое патриотизм?

Как связаны между собой патриотизм и гуманизм?

Как связаны между собой патриотизм и гражданственность?

В чем польза и опасность критики России?

Какими качествами обладает русский человек?

Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны?

Может ли государство быть справедливым ко всем?

Возможно ли всеобщее счастье?

Какие социальные пороки влияют на общество, на жизнь людей?

Когда человек чувствует себя хорошо в обществе?

Возможно ли абсолютная справедливость?

Почему важно помогать тем, кому трудно?

Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо»?

«Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника» (Н.А. Некрасов)

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Итоговое сочинение разбор новых направлений:

Смотрите также на нашем сайте:

  • Итоговое сочинение 2021-2022 ЕГЭ официальные направления

  • Аргументы для направления «Кому на Руси жить хорошо?

Роман Т. Драйзера «Американская трагедия» часто называют американским «Преступлением и наказанием».

В центре произведения — Клайд Гриффитс, сын уличных проповедников. В самом начале романа мы видим его подростком,  зажатым «высокими зданиями, стенами коммерческого сердца одного американского города». Эти «высокие стены» – символ равнодушия окружающего мира к судьбе одинокого маленького человека.

Клайд Гриффитс с детства ощущает, насколько ужасно быть бедным. Наблюдая за окружающим миром, герой понимает, что всё человечество разделено на две категории: «сильные» мира сего (богатые люди), которым все доступно и все дозволено, и бедные. Клайд Гриффитс хочет во что бы то ни стало приблизиться к людям первой категории. «Великолепные автомобили проносились мимо, праздные пешеходы спешили к занятиям и развлечениям, … – всё волновало ощущением чего-то лучшего более красивого, чем его жизнь. … Что за несчастье родиться бедным» – думал герой.

В погоне за американской мечтой Клайд начинает самостоятельный путь: сначала работает помощником продавца содовой воды в аптеке, потом – рассыльным в отеле. Эта работа пробуждает в нем зависть к богатым и обостряет любовь к деньгам. Для героя законодателем нравственности становится доллар, им же измеряется счастье. Клайд приобщается к «сладкой жизни» и развлечениям. Но во время одной из автомобильных прогулок Клайд сбивает девочку, которая умирает. Чтобы избежать ареста, он покидает Канзас-сити, три года живет вдали от дома, перебивается случайными заработками.

Поворотным моментом в его судьбе становится встреча с дядей, Сэмюэлом Гриффитсом, владельцем фабрики по производству воротничков в городе Ликурге. Ему грозит судьба бедного родственника, находящего на службе в подвальном цехе, однако дядя все же решает дать шанс Клайду показать себя: тот получает более престижную должность учетчика в конторе. Несмотря на предупреждения о том, что нужно «соблюдать приличия в отношениях с работницами», Клайд начинает роман с Робертой Олден.

Спустя некоторое время Клайда знакомят с Сондрой Финчли, которая производит на Клайда сильное впечатление. Она олицетворяет в глазах Клайда неотвратимо влекущий его мир материального преуспевания, ведь Сондра — наследница солидного состояния. Однако к этому времени роман с Робертой Олден заходит слишком далеко: она рассказывает, что ждет ребенка от Клайда. 

Драйзер ставит героя перед нелегким выбором: женитьба на Роберте Олден (унылое существование мелкого служащего) или брак с Сондрой (приобщение к миру богатства, жизненный успех). Но реализация этой американской мечты может быть достигнута только через устранение Роберты. Так у героя зреет мысль о преступлении. 

Преступление Клайд начинается не с момента осуществления, а с момента его зарождения в мыслях. Мотивировки поведения Клайда в романе постоянно раздваиваются. В нём действуют два человека (на суде) одно – верующее, нравственное «я», другое – контролирующее сознание: «Убить Роберту? Нет! Нет! Я должен это сделать! Должен! … Ты придёшь к ней на помощь? Но ведь это… это… не об этом ли ты думал, не этого ли желал всё время…». Поэтому и убийство больше напоминает несчастный случай: « … вода очень холодная, если я подплыву к ней мы утонем вместе, да и зачем, не этого ли я добивался?».

Клайд сознательно не оказывает помощь Роберте, когда та по его вине оказывается в воде и тонет, не умея плавать. Он хочет ее смерти, но его разрывают противоречивые чувства. Абсурд ситуации заключается в том, что убийства как такового не происходит, происходит трагедия, несчастный случай. И, безусловно, Клайд виновен в этой трагедии, ведь он сделал практически все, чтобы эта трагедия случилась.

Третья часть романа посвящена судебному процессу над Клайдом и наказанию. Судебная машина безжалостно размалывает Клайда, и здесь его судьба уже вызывает сострадание. Драйзер обнажает изнанку того, что называется «торжеством справедливости».

Следователь Хейлт ведет дело таким образом, чтобы помочь судье Мейсону провести громкий показательный процесс, что обеспечит ему переизбрание на ближайших выборах. Мейсон откровенно стремится представить Клайда закоренелым преступником, а себя — поборником интересов простых людей. Все обвинения строятся на косвенных уликах. Обстоятельства, смягчающие вину Клайда, не принимаются во внимание. Защита адвоката используется не в полной мере. Присяжные, психологически обработанные судьей, выносят Клайду вердикт: виновен. Его приговаривают к казни на электрическом стуле. 

В главах, воссоздающих обстановку в «доме смерти», Драйзер психологически точно передает состояние человека, ожидающего неотвратимое наказание: мы воочию ощущаем безмерное горе и  одиночество героя. Только один человек среди смертников — юрист Николсон — проявляет к нему сочувствие, старается подбодрить. До конца борется за жизнь сына и мать Клайда.

И вот героя ведут на электрический стул: «− Прощайте все! Но голос его прозвучал так странно и слабо, как издалека, что Клайду и самому показалось, будто это крикнул не он, а кто-то другой, идущий рядом с ним. И ноги его, казалось, переступали как-то автоматически. И он слышал знакомое шарканье туфель, пока его вели все дальше и дальше к той двери. Вот она перед ним… вот она распахнулась. Вот, наконец, электрический стул, который он так часто видел во сне… которого так боялся, к которому теперь заставляют идти. Его толкают к этому стулу… на него… вперед… вперед… через эту дверь, которая распахивается, чтобы впустить его и так быстро захлопывается… а за нею остается вся земная жизнь…»

Действие романа заключено в своеобразную «рамку». Он открывается сценой летнего вечера, приятной истомой, размеренной жизнью торгового центра американского города, где каждый день происходит одно и то же. Аналогичной сценой роман завершается: летний вечер, сумерки, торговый центр Сан-Франциско.

Мысль писателя прозрачна: ничего не изменилось, жизнь продолжается. Писатель бросает обвинение обществу, но не снимает вины с главного героя. Слабохарактерность, податливость отрицательным внешним воздействиям, эгоизм, мечтательность и ярко выраженная чувственность негативно влияют на жизнь Клайда, замена духовного материальным приводит его к гибели.

В трактовке Драйзера личность зачастую совершает преступление, не желая этого, осознавая противоречие нарушения моральных законов, но подчиняется обстоятельствам, которые и детерминируют неожиданное для самого героя противоправное действие. Любой человек может, по мысли Драйзера, стать преступником, даже если преступление не является свойством его натуры. Изначально в человеке, как считает писатель, заложена способность к совершению преступления, но она находится в «спящем» состоянии, пока обстоятельства, внешние или внутренние, не подвигнут личность на преступное действие. 

Преступные деяния Клайда отличаются «безыдейностью», являются отражением как социального неблагополучия современного писателю американского общества, так и апогеем духовной деградации личности, исповедовавшей идею «американской мечты». Перед читателем лишь частный случай, подобных примеров тысячи.

  • Преступление и наказание вечная тема итоговое сочинение пример сочинения
  • Преступление и наказание вечная тема произведения для итогового сочинения
  • Преступление и наказание вечная тема итоговое сочинение что толкает людей на преступление
  • Преступление и наказание вечная тема произведения для сочинения аргументы
  • Преступление и наказание вечная тема сочинение итоговое гроза