Прескучный рассказ как пишется

Сегодняшняя статья станет своеобразным пособием для всех новичков писательского цеха, страстно желающих, но пока не знающих, как написать рассказ. в

Сегодняшняя статья станет своеобразным пособием для всех новичков писательского цеха, страстно желающих, но пока не знающих, как написать рассказ. В ней я постарался обозначить важные этапы и дать основополагающие рекомендации, которые позволят новоиспеченным литераторам избежать досадных и грубых ошибок при работе над своим первым художественным текстом.

Не секрет, что когда человек впервые садится за написание и видит перед собой чистый лист, в голове его, как правило, царит хаос и сумятица. Зачастую он слабо представляет, что и как будет делать, куда заведет история и чем она закончится; в подавляющем большинстве случаев начинающий автор даже не представляет себе четкой последовательности действий. Зная об этом не понаслышке, я подготовил статью, единственная цель которой — объяснить всем желающим, как написать свой первый рассказ.

Как написать рассказ?

Как это обычно происходит?

Свой первый рассказ я написал за вечер. Да-да, один единственный вечер понадобился мне для того, чтобы определиться с темой, ничего толком не обдумать, сесть и написать свой первый рассказ.

Случилось это благодаря книге Стивена Кинга «Как писать книги: мемуары о ремесле» (на блоге «Литературная мастерская» есть ее подробнейший разбор). В ней Король Ужасов предлагает читателю следующее занимательное упражнение: сесть и, не откладывая в долгий ящик, написать остросюжетный рассказ об условной влюбленной парочке – Дике и Джейн. Главное условие упражнения — нельзя заранее ничего обдумывать; завязка, развязка и перипетии должны родиться сами собой уже в процессе написания текста (данный способ в писательской обиходе называется «спонтанное письмо»). Условие, на мой взгляд, довольно претенциозное, но пойдя на поводу у Кинга, я за каких-то пару часов написал свой первый рассказ.

Естественно, сие произведение не подвергалось никакой редактуре, зато было быстро выложено в интернет и встречено на его просторах очень тепло – хороших отзывов в массе своей накопилось на порядок больше, чем плохих. И это не смотря на то, что по ходу написания меня, как говорится, «понесло», и огромный кусок текста оказался посвящен событиям прошлого, которые не имели практически никакого отношения к главному конфликту истории. Ну, и вспоминается еще безумнейшая концовка, в которой пятилетний ребенок убивал канцелярскими ножницами кого-то из родителей (теперь поняли, каким образом Кинг придумывает такие моменты?) Трудно поверить, но такую историю в интернете кто-то даже хвалил! Хотя писалось это, по сути своей, наобум. В голове не было ни плана, ни четкого понимания, в каком направлении движется история, и чем она вообще закончится. Не было ни малейшей предпосылки к тому, чтобы из этой авантюрной затеи выросло хоть что-то адекватное и удобочитаемое. Поэтому я искренне желаю, чтобы вы подходили к написанию своего первого текста хотя бы с минимальным знаниями о процессе. И чтобы ваш первый литературный опыт оказался удачен, я постарался четко обозначить ту последовательность действий, с которой нужно приступать к написанию текста.

Как написать рассказ?

В работе над любым литературным произведением (в т.ч. и над рассказом) можно выделить три основных этапа: подготовка, написание, редактирование. Если один из этапов пропущен или не проработан в должной мере, ожидать, что на выходе получится торт, по меньшей мере, наивно. Однако видя перед собой и выполняя простые локальные задачи, вполне возможно шаг за шагом покорить даже самую высокую и казавшуюся недостижимой вершину. Все в ваших руках.

Этап 1. Подготовка (Составление плана рассказа)

Подготовка, по моему мнению, является важнейшим и определяющим этапом в работе над любым литературным произведением. От того, насколько хорошо и скрупулезно вы все продумали, и будет зависеть, в конечном итоге, ваш результат. Подготовка к написанию состоит из следующих элементов: подбор материала, разработка структуры текста, составление плана. Причем все три процесса по необходимости могут проводиться в уме, даже без использования блокнотов и письменных принадлежностей: можно вспомнить или придумать некий сюжет, разбить его на сцены, прикинуть их последовательность, а дальше, утвердив в уме план произведения, сесть реализовывать его на бумаге. Однако на первых порах я настоятельно рекомендую свой план записывать.

Прежде чем сесть за монитор или за письменную тетрадь, следует хорошенько продумать некоторые моменты.

  • Какова цель написания текста? Просто развлечь читателя или донести какую-то идею (мораль)?
  • О чем будет рассказ? Какова его тема? Какова главная идея?
  • Кто будет главным действующим лицом?

Возможно, вас испугают эти вопросы. Но дать на них четкие ответы – значит, направить мышление в правильное русло. Для начала стоит твердо определиться, что за вещь мы пишем. Если это сугубо развлекательное чтиво, то упор нужно делать на сюжете, постараться максимально насытить его интересными и неожиданными эпизодами. Если же мы пытаемся донести до читателю какую-то идею, то нужно хорошенько обдумать, каким образом это реализовать: подобрать такой сюжет и таких персонажей, позволяющих раскрыть идею максимально полно и ярко. Далее, когда мы определились с целью, нужно сопоставить ее и тот сюжет, который есть у нас в задумке, и решить, соответствует ли сюжет тем задачам, которые мы перед ним ставим. И если не соответствует, решить, каким образом можно его подправить.

Например, своим рассказом мы хотим донести до читателя идею вселенской справедливости – добро всегда побеждает зло. Однако сюжет у нас больше напоминает термоядерный боевик с морем кровищи и трупов. Очевидно, это не лучший сюжет для иллюстрации идей справедливости. Тогда нам нужно определиться – либо мы пишем сугубо развлекательный боевик, либо подбираем под свою идею более подходящий сюжет.

Теперь самое время садиться за монитор или за письменную тетрадь. Однако приступать к написанию пока рано. Пришло время набросать хотя бы простейший план будущего рассказа. Как это делается? Все очень просто. Сперва записываем основную идею, чтобы она всегда была перед глазами, а ниже кратко описываем последовательность событий нашей истории. На первых порах лучше придерживаться правила «чем больше, тем лучше». Не бойтесь заносить в план все свои идеи, касающиеся текста, впоследствии вы отбракуете все ненужное, оставив наиболее удачные задумки, которые станут твердой основой вашего рассказа. В дальнейшем по мере набора опыта и мастерства вы сможете сокращать объем своих планов или вовсе перейти на спонтанное письмо, но поперву лучше все заранее подробно расписывать, чтобы не завести повествование в дебри.

Здесь я считаю своим долгом предупредить о том, что на подготовительном этапе у вас обязательно возникнет масса трудностей. И это хорошо, потому что лучше решить их до написания, а не мучиться в его процессе. Основные проблемы заключаются в отсутствии внятных переходов между сценами, отсутствии имен персонажей, названий мест и объектов, и многих других деталей. Однако подготовительный этап для того и создан, чтобы заблаговременно придумать имена и описания всех персонажей, географические названия, заполнить пробелы в сюжетных линиях. Таким образом, чем лучше вы поработаете на этом этапе, тем проще и быстрее напишите свой рассказ.

В результате обозначенной выше работы у вас на руках должен оказаться план, в котором:

  • четко обозначена идея рассказа;
  • кратко, но последовательно расписаны все события, происходящие в истории;
  • придуманы имена всех персонажей, даны их описания;
  • придуманы названия всех мест, упоминающихся в истории.

Согласитесь, не так уж и много. Однако это тот минимум, который позволит вам максимально комфортно пройти следующий этап. Если вас интересует более детальный алгоритм работы над планом, читайте статью «Как написать план произведения?» Для более опытных авторов рекомендую чрезвычайно важную статью «Подготовка к написанию книги», в которой рассматриваются тонкости и секреты подготовительной работы над художественным произведением.

Этап 2. Написание рассказа

Это основная, но далеко не самая важная часть. При наличии хорошо продуманного плана написание становится чисто технической процедурой. Но и здесь стоит придерживаться некоторых рекомендаций.

Во-первых, не стоит растягивать написание рассказа. Понимаю, что зачастую невозможно написать вещь за один вечер, но лично я руководствуюсь лозунгом «ни дня без строчки». Это значит, что писать нужно обязательно каждый день – и чем больше, тем лучше. Если у вас возникнет перерыв в несколько дней, он, наверняка, отразится на тексте и уж совершенно точно не в лучшую сторону. В общем, в ваших же интересах закончить писать как можно скорее.

Во-вторых, следует старательно избегать сюжетных и речевых штампов. Важно запомнить, что в подавляющем большинстве случаев простота стиля лучше искусственной вычурности. Начинающие авторы очень любят украшать свои тексты различными формами художественной выразительности: длинными описаниями, полными эпитетов и метафор, любят вставлять стихи и эпиграфы. Почти всегда это не к месту. И почти всегда молодой автор попадает в ловушку клише и штампов. Описать все многообразие литературных клише в ознакомительной статье невозможно – более подробную информацию ищите в других статьях блога, а также на просторах интернета. Здесь же я коротко поясню, что относят к тем или иным видам штампов.

Сюжетные штампы – это действия и приемы, наиболее часто используемые писателями, режиссерами и драматургами. Да-да, не удивляйтесь, если вы возьмете за основу текста сюжет (или часть сюжета) какого-то широко известного фильма, сериала или компьютерной игры, читатель обязательно это заметит. Кроме того, есть такие сюжетные ходы и целые сцены, которые повторялись в книгах и фильмах уже по тысячу раз. К ним, например, можно отнести описание персонажа через зеркало, многочисленные случаи суицида главного героя в современной прозе, ну и, конечно, маги, бросающиеся огненными шарами. Это не значит, что на такие вещи наложено табу – просто использование их в рассказе повышает степень ответственности за общий уровень текста. Ведь читатель, проглотивший до этого пару десятков фильмов и книг, где герой тем или иным образом решал свести счеты с жизнью, ждет от вашей истории чего-то особенного, чего еще никогда не видел, и удивить его будет ой как непросто! Наиболее яркие примеры сюжетных штампов я постарался собрать в статье «10 сокрушительных ошибок начинающего автора».

Речевые штампы – это наиболее часто используемые и потому примелькавшиеся читателю художественные средства выразительности. «Свинцовые тучи», «алая кровь», «скупая мужская слеза», «суровый взгляд отца» и многие другие – это и есть речевые штампы. Помните, если вы уж взялись городить использовать средства выразительности, то они должны быть свежи. Поэтому прежде чем описать какое-то явление, прикиньте, насколько часто вы встречали в книгах ту формулировку, которой собираетесь выразить мысль. И если вам кажется, что такое происходило неоднократно, попытайтесь переделать фразу, сохраняя смысл. И только если переформулировать невозможно – лепите штамп.

В-третьих, не бойтесь писать! Не старайтесь копировать чей-то стиль, не стесняйтесь тех формулировок, что крутятся у вас в голове – как показывает практика, они самые подходящие (конечно, если это не штампы). Ваш рассказ – как бы пафосно это не прозвучало, часть вашей души, вашей индивидуальности, и он облекается в ту форму, которую выбираете вы сами. Именно этот момент, по моему мнению, является ключевым в формировании авторского стиля. Лично я, начав прислушиваться во время написания к собственным мыслям, быстро заметил улучшения стиля – тексты стали более гармоничными. Предлагаю и вам более чутко относиться к себе любимым.

Этап 3. Редактирование

Очень важная часть, которую, тем не менее, часто оставляют без внимания.

После того как рассказ написан, ему нужно дать некоторое время отлежаться (1-2 недели), а вашим мозгам – проветриться. Это нужно для того, чтобы вы при редактировании смотрели на написанное, как на чужой текст – именно тогда вы сможете максимально эффективно находить и исправлять ошибки и недочеты.

В чем суть процесса редактирования? Вы вдумчиво и медленно читаете текст и попутно исправляете те ошибки и шероховатости, которые замечаете. Не бойтесь полностью переписывать или даже выбрасывать какие-то предложения и абзацы – если вы считаете, что это пойдет тексту на пользу, стало быть, так оно и есть. Пробуйте читать медленно, будто проверяя каждую фразу на прочность, потом прочитайте текст в обычном темпе – обращайте внимание на места, где вы сбиваетесь с ритма, возможно, их нужно подправить в угоду плавности чтения. Потом зачитайте текст вслух – убедитесь, что запинок стало больше и по возможности исправьте те, что можете.

Таких проходов должно быть не менее пяти. После этого по возможности распечатайте текст и прочтите его с бумаги. Уверяю, вы обнаружите, что он вовсе не так хорош, как казался на экране монитора. Делайте пометки и исправления на распечатанном экземпляре, а затем перенесите их на электронный вариант. Когда вы уже не сможете ничего исправить, отдайте рассказ на прочтение кому-нибудь из интересующихся друзей. Наверняка, он высмотрит еще некоторое количество ошибок и шероховатостей.

Более подробно о нюансах редактуры читайте в статье «Редактирование«.

Скажу сразу: невозможно исправить все недочеты, сделать текст абсолютно мелодичным и плавным, сохранив при этом точность формулировок. Все равно что-то где-то будет выбиваться. Это нужно принять как должное. И быть готовым, что критики обязательно укажут на слабые места. Идеального текста в природе не существует; но это совершенно не отменяет того, что ваши тексты должны пройти плотную и въедливую редактуру. Только после нее рассказ можно считать написанным.

Вот, в принципе, и все. Вы познакомились с методикой написания рассказа, разобрались в том, какие существуют этапы и какие действия подразумевает каждый из них. Надеюсь, вам уже не терпится опробовать полученные знания на практике. В чем и желаю вам успеха! Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на блог «Литературная мастерская» и развивайте свой писательский навык, а уж я новыми статьями постараюсь вам всячески в этом способствовать. До новых встреч!

Что читать дальше? Статья «Как написать книгу? Пособие для новичков» идеально дополнит эту запись. Далее обязательно «О типах художественной литературы», чтобы понимать, где и как использовать рекомендации блога. И, конечно, полезнейшие «10 советов как стать писателем».

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

  • Главная
  • Шоу-биз

Евгения ВАСИЛЬЕВА

18 декабря 2021 17:06
0

По следам Степана из Харькова. Как из кота сделать суперзвезду?

Фото: instagram.com/monica_white_cat

В ноябре певица Бритни Спирс в Инстаграме выложила фото харьковского кота Степана. Исполнительница пошутила, что время от времени «пропадает» с этим котом. После этого поста фото с украинским Степаном облетели заголовки мировых СМИ, а в аккаунте животного не только прибавились подписчики, но и появилась реклама именитых брендов. «КП в Украине» решила пообщаться с владельцами популярных в соцсетях животных и узнать, как из своего любимого кота сделать звезду Инстаграма.

Левчик «Кот-мэр города Львова»

Фото: instagram.com/lvivcitycat

Фото: instagram.com/lvivcitycat

Про «кошачьего мэра» Львова Левчика снимали новости ТСН, «Суспільне» и даже приглашали на радио. Он регулярно проводит встречи с премьер-министрами, послами и журналистами. Как признались сотрудники мэрии, должность «мэра» Левчик получил сам, взобравшись по «карьерному дереву».

— Он залез на то дерево, которое было напротив окна мэра, и не смог спуститься с ветки. Мы решили ему помочь и привлекли к этому много людей. Когда его удалось спустить на балкон, Левчик сразу прошел в мэрский кабинет. Мэр пришел на работу, и мы сразу ему рассказали о том, что у него появился кот. Однако мэр предложил сначала найти владельцев, так как Левчик был в ошейнике. Мы через соцсети пытались найти его владельцев, но пришли сразу 5 владельцев, и было впечатление, что люди просто хотели познакомиться с мэром. Я слышала, как одна пара даже шепталась, что у нас кошка, а не кот. Но, в принципе, все были довольны, что пришли на такую короткую встречу. Однако оказалось, что кот «ничей», но за ним смотрят несколько владельцев: везде его знают и везде он пробовал кусочек достать, — рассказали сотрудники.

Однако на постоянной основе Левчика никто к себе не хотел брать, так как не было возможностей, и тогда мэр предложил его оставить и сделать «Котом Ратуши». Сначала к коту было сложно привыкнуть, признаются работники, однако позже за Левчиком начали выстраиваться очереди, чтобы его погладить или пообнимать.

— В Инстаграме завели страницу через несколько дней после того, как нашли. Имя тоже дали символичное: у Андрея Ивановича (Садового — мэр Львова. — Ред.) даже висит портрет нарисованный князя Льва. Имя сразу всем понравилось. Левчик достаточно молчаливый, и его часто не видно, но мы его не дергаем, например когда приходят гости, мы не говорим: «Вот вам кот! Вот вам кот!»… Он живет своей жизнью. Но если приходят важные гости, мы его все-таки просим: «Ну, давай! Ну, покажись!», — поделились в мэрии.

Также Левчик очень любит «общаться» и рассматривать людей. Например, когда они приходят, то становятся в круг, а кот выходит в центр и дает собой «любоваться». Однако готов сфотографироваться с 2-3 людьми, если на встрече много гостей, то готов сделать общее фото. Также кот придерживается здорового питания и редко «балуется» вкусняшками.

— Если важная встреча с послом или премьер-министром, то Левчику даем время посидеть на подоконнике, «пофилософствовать», посмотреть на дерево, птиц. Если перед встречей побегать, то тогда он «активизируется» и не сможет спокойно себя вести, — добавили работники.

Совет для котоблогеров от Левчика:

Каждый кот имеет свою индивидуальность. Есть игривые, активные коты: под них классно делать видео в ТикТоке, например со смешным звуком машины, когда кот за вами гонится, комедийные какие-то ролики. Если у вас спокойный кот, который ведет размеренный образ жизни, то, конечно, с ним сложнее. Но  спокойных котов всегда можно одевать в разные наряды или делать философские видео. Примером может быть кот Степан.

Моника

Фото: instagram.com/monica_white_cat

Фото: instagram.com/monica_white_cat

«Голубоглазой блондинке» Монике 3 года. По словам ее хозяйки Алины, Инстаграм любимой кошке она решила завести спустя полгода после ее появления, чтобы показать всему миру свою красавицу.

— К этому времени уже было готово столько фотографий для Инстаграма. Но изначально я не рассчитывала на что-то серьезное: думала, сделаю несколько постов — и на этом все. Но нет, со временем стало появляться очень много верных друзей, которые вдохновляли меня и Монику на то, чтобы продолжать вести блог, — поделилась она.

Однако Алина добавила, что во время ведения Инстаграм-аккаунта Моники ей пришлось столкнуться с некоторыми трудностями. Например, сама кошка была не в восторге от фотосессии, а особенно для рекламных кампаний.

— Но со временем она к этому привыкла. Также к трудностям относится и отсутствие вдохновения и выгорание, особенно когда понимаешь, что не знаешь, о чем писать, да и нужно ли это вообще кому-то… Но сейчас я вижу, что у нас более 9 тысяч подписчиков, и я прекрасно понимаю, что это все не зря,- говорит Алина.

Советы от Моники:

1. Получайте просто удовольствие от блога, не гонитесь за подписчиками. Если будете вкладывать свою душу, то обязательно станете популярными!

2. Делайте красивые и качественные фото.

3. Будьте активными на страничках других, чтобы о вас узнало побольше друзей.

4. Для привлечения аудитории также хорошо работает реклама, спонсорство в розыгрышах и взаимный пиар.

5. Думаю, у всех алгоритмы разные, поэтому начинающему котоблогеру хочу пожелать успехов, вдохновения и миллиона подписчиков!

Симба и Петя

Фото: instagram.com/simba_alexandrovich

Фото: instagram.com/simba_alexandrovich

Коту Симбе 3 года, Пете — полгода. По словам хозяйки Светланы, решение завести Инстаграм-аккаунт коту возникло во время первого локдауна в апреле 2020-го. В это время Светлана работала дома дистанционно и проводила много времени с домашним любимцем.

— Питомец у меня фотогеничен, и фотографий накопилось очень много. И чтобы не засорять личную страницу, решила завести личный аккаунт коту, — рассказала она.

Однако, как оказалось, звездой Инстаграма коту не так уж легко быть. Как признается Светлана, для того чтобы питомец стал популярным в соцсетях, мало быть «просто красивым котом».

— Нужно быть активным в соцсети, активно ставить лайки и писать комментарии, добавлять новых подписчиков и писать посты. Каждый ищет свой стиль общения с аудиторией. Кто-то пишет от лица кота, кто-то от лица хозяина. Я выбрала от лица кота, и мне нравится придумывать описание его эмоциям на фото или видео, — поделилась хозяйка.

Она добавила, что также для привлечения аудитории очень важно проводить различные конкурсы, фотобаттлы. Ее питомец два раза участвовал в двух фотобаттлах и занял первое место. Первый раз выиграл 400 гривен, а во второй — велосипед.

Советы от Симбы и Пети:

1. Ведение аккаунта — это не только хобби, но и возможность встретить людей в Сети, с которыми в обычной жизни не было бы возможности познакомиться.
2. Кот готов фотографироваться, если привлечь его лакомствами.
3. Часто страницы пытаются украсть, поэтому обязательно нужно продумать сложные пароли. Прочесть правила пользования Инстаграм (не добавлять и не удалять более 200 подписчиков в день), так как при неправильном использовании можно попасть в блок на сутки и более.
4. Благодаря активностям, взаимным лайкам и интересным публикациям — предлагают рекламу. В нашем случае предложения стали поступать, когда было 5000 подписчиков. Рекламировали ошейники, шампуни для животных, наполнитель.

Дейнерис

Фото: instagram.com/dany_queen_cat

Фото: instagram.com/dany_queen_cat

Дейнерис 2,5 года. Она «землячка» Степана. По словам хозяев, изначально они не планировали заводить питомцу аккаунт и заниматься блогерством.

— Кошечка у нас очень активная, и окрас у нее не совсем стандартный для ее породы. Поэтому всегда слышали восторг и умиление от окружающих. Друзья, родственники, ветеринары постоянно подмечали миловидность Дейнерис. Постепенно на телефонах начали появляться фотографии и короткие видео с участием любимого питомца. Были и милые, и забавные, — отмечают владельцы.

В какой-то момент фотографий Дейнерис стало настолько много, что память на электронных устройствах начала заканчиваться, поэтому хозяева решили завести кошке страничку в соцсетях.

— Блог ведется от лица кошки, как будто бы она сама рассказывает о своих днях, планах, впечатлениях об произошедшем. Прошлой зимой даже был короткий рассказ в виде дневника, который публиковался пару недель. В нашем случае иногда тяжело поспевать за Дейнерис. Никогда не знаешь, что забавного она может сделать или где мило сядет. Она не из послушных котиков, оправдывает свое имя, и заставить ее что-то сделать очень и очень трудно! Так что в этом деле нужно всегда быть готовыми ко всему! — поделились хозяева.

Советы от Дейнерис:

1. Если вы новичок и есть желание завести блог, то приготовьтесь к тому, что из десятков фотографий только одна будет успешной.
2. В этом деле нужно большое терпение и фантазия!
3. И напоследок главное! Чем больше любви к вашему питомцу будет отображено через блог, тем лучше и популярнее он будет! Будем рады видеть в нашей общей котосемье!

Самоед Оками и кот Тимоха

Фото: instagram.com/samoyed_okami

Фото: instagram.com/samoyed_okami

Оками и Тимоху можно считать одногодками — оба родились в 2018 году. По фото в Инстаграме можно увидеть, что животные хорошо ладят и фотографируются вместе.

— Изначально страница была создана для Оками — самоеда, а кот появился у нас прошлым летом. Увидели, что волонтеры ищут рыжему активную семью с собакой — и мы такие нашлись! — рассказывает хозяйка Екатерина.

По ее словам, Тимоха (которого чаще зовут Рыжий) не сразу привык к ним, не доверял, и владельцам пришлось долго ждать, когда же кот «растает».

— Сейчас кот чувствует себя хозяином — шкодничает и возмущается, если что не нравится. Его нельзя заставить сесть по команде и попозировать для фото, это вам не собака. С Рыжим намного тяжелее, но можно попросить Оками помочь придержать его лапой, старшего брата кот уважает, и тогда получится милая фотография, — отметила она.

Советы от Оками и Тимохи:

1. Мы рассказываем и показываем нашу жизнь — все как есть, делимся опытом, обсуждаем зоотовары.
2. Советуемся у наших друзей (слово «подписчики» не очень нравится) насчет того, о чем писать, проводим веселые конкурсы и квесты. У нас есть рубрики, которые не относятся к животным, раз в неделю советуем сериалы, например.
3. Основной совет — больше рассказывать о своей жизни, делиться событиями и переживаниями, мало просто постить красивые фотографии, нужна еще и история.

Новости по теме:
Животные
Коты
Блогеры

Подписывайтесь на нас в соц. сетях

Когда речь заходит о прокачке писательских навыков, есть стандартный набор профессиональных советов. Как правило, они — про глубокое погружение, системную работу и небыстрый результат.

Мы собрали простые (и гениальные) приемы семи культовых писателей — они помогут перенастроиться и начать писать лучше уже сейчас

Харуки Мураками

В своих романах Мураками создает целые волшебные миры из жизни обычных людей. Причем делает это так эмпатично, что к его героям сразу проникаешься. Вот три принципа, которыми руководствуется Мураками, когда пишет свои романы:  

1. Старайся никого не обидеть. Пиши так, чтобы не оскорбить чувств читателей. Эмпатия в тексте работает лучше, чем обвинения или осуждение. «Что бы ты ни написал, есть вероятность, что кто-то получит травму или расстроится. Поэтому я изо всех сил стараюсь написать то, что никому не повредит», — говорит Мураками.

2. Отправь читателя в путешествие. Рассказ должен увлекать читателя так, чтобы тот мог полностью в него погрузиться. Добавь в свой текст деталей, которые помогут ощутить себя в месте, где разворачивается действие. 

Этот прием использовали в ролике Mitsubishi All New L200 Triton Sport 2017: там автомобиль проносится через средневековое поле боя. Картинка увлекает так, что кажется не рекламой, а скорее трейлером к захватывающему фильму:

3. Пиши, чтобы порадовать и утешить. Читатель запоминает не текст, а эмоции, которые пережил. Радостные хочется вспоминать чаще, тревожные — быстрее забыть, поэтому в своих книгах Мураками играет на поле светлых и сентиментальных чувств.

Задача рекламы — вызвать эмоцию. Именно на этом Coca-Cola выстраивает нарратив в ролике The Great Meal. Он стал частью первой кампании бренда с начала пандемии. История показывает семьи, которые хоть и застряли вместе в период локдауна, но все равно могут найти что-то хорошее в изоляции: они готовят любимые блюда:

Стивен Кинг

Кинг — мастер держать читателя в напряжении и очень продуктивный писатель: он опубликовал уже 60 романов, его произведения экранизировали более 100 раз. В своей работе он руководствуется такими принципами: 

1. Будь готов к критике. Когда Кинг начинал свою карьеру, на стене в его комнате был вбит гвоздь, на который он крепил письма с отказами от издательств. Чем популярнее становились его книги — тем больше негативных отзывов он слышал.

Если ты пишешь — будь готов к тому, что твою работу будут обсуждать. Часто в гораздо более жестком ключе, чем она того заслуживает.

Такой масштабной критике подверглась кампания Nike — Dream Crazy. В ролике снялся футболист Колин Каперник, который во время исполнения национального гимна встал на одно колено (а не остался стоять, как другие) в знак протеста против расовой дискриминации в США. Реклама привела к скандалу, из-за которого многие начали сжигать кроссовки Nike, — но настоящие фанаты бренда, наоборот, поддержали его.

 2. Пиши в первую очередь для себя. Писать нужно только тогда, когда не можешь этого не делать. Это занятие должно драйвить и наполнять. Если ты пишешь через силу — это чувствуется в тексте. Как говорит Кинг: «Я пишу, потому что мне это нравится. И если ты можешь делать это потому, что тебе нравится, — то сможешь делать это вечно».  

3. Используй свой словарь. Писать нужно так, как говоришь — простым языком, живыми фразами. Например, вместо «меня это впечатлило» герой скажет «я просто обалдел». А подруга вместо «кажется, ты перестаралась» прокомментирует «чего ты вырядилась как на свадьбу?».

На живой разговорной речи агентство Banda построило рекламную кампанию попкорна Pumpidup со слоганом «Попкорн, який всюди норм». Например, в ролике вместо «встретиться» звучит «пересечься», а вместо «велосипед» — «велик»:

Чарльз Буковски

Журнал Time назвал Буковски «лауреатом американской дурной жизни». Он стал известным только к 46 годам, а до этого жил бедно, пил много и писал об этом честно.

Вот три совета от писателя-бунтаря:

1. Не надоедай читателю. Текст должен вести человека за действием и не отвлекать лишними лирическими отступлениями. Буковски считал, что именно динамика нарратива заставляет читателя переворачивать страницы и двигаться дальше. К героям Буковски бывает сложно проникнуться как раз потому, что читатель не успевает понять их чувств — зато текст всегда дочитывает до конца.  

2. Пиши честно. «У меня была дрянная жизнь, вот и все. Дерьмовая жизнь, о которой можно писать», — говорил Буковски. Он пережил буллинг в школе, нищету, одиночество и алкоголизм. В своих произведениях он рассказывал о том, что переживал. Ты не сможешь хорошо описать вещи, о которых не знаешь. Лучшие истории — те, в которых у тебя есть личный опыт.

3. Продолжай писать. Буковски писал рассказы, романы и стихи, работал за печатной машинкой почти каждый день. Он не редактировал свои произведения и советовал думать только о том, что напишешь завтра, а не о том, что уже написал.

Отказываться от редактуры мы не советуем (если ты не бунтарь), но зацикливаться и дорабатывать произведение из чистого перфекционизма — не нужно. 

Чак Паланик

Чак Паланик начал свою писательскую карьеру с журналистики. Оттуда же он вынес свой стиль: лаконичный, динамичный — минимум описаний, максимум действия. Вот три совета по писательству от автора «Бойцовского клуба»:

1. Дай читателю почувствовать себя умным. Если описываешь события в историческом контексте — напомни, что тогда происходило. Если сыплешь отсылками — расшифровывай их. Читателю должно быть понятно, что происходит в тексте, иначе после пары поисковых запросов он просто бросит твое произведение.

Пояснения должны дать человеку возможность подумать: «да-да, я когда-то об этом слышал» — и почувствовать себя умным.

2. Не называй эмоции — создавай ситуацию, которая их опишет. Описание эмоции не вызывает эмоций, поэтому наречия вроде «грустно», «весело» и «впечатляюще» вычеркивай из текста сразу.

Пример от Паланика: «Вместо того чтобы говорить, что один из твоих персонажей убит горем, расскажи о соленых каплях слез, которые он оставил на документах о разводе, когда заснул за своим столом».

3. Описывай все так, как видит персонаж. Не используй абстрактные измерения: читателю трудно представить, как выглядит расстояние в 17 метров, но вот ширина дороги в 6 полос — вполне наглядное описание.

Разворачивай картинку так, как ее видит герой. Так ты не только разнообразишь текст емкими сравнениями, но и раскроешь характер персонажа, от имени которого ведешь рассказ. Например, вместо «на улице стало холодно» напиши «она сжала ладони в кулаки и спрятала их в рукавах свитера».

Этот прием использовали HP в ролике 3D Scanning Made Easy, снятом от первого лица. В рекламе сканера объемных объектов не говорят о его технических характеристиках, а показывают процесс работы с гаджетом с точки зрения дизайнера:

 Эрнест Хемингуэй

«Краткий» — самое точное слово, чтобы описать стиль Хемингуэя. Такому емкому, драматичному и динамичному письму можно научиться. Вот три главных писательских совета от «старика Хэма»:

1. Пиши о том, что знаешь. Хемингуэй использовал реальных людей и события в качестве материала для своих рассказов. Он считал, что именно это заставляет его истории оживать: персонажи выходят объемными, а история — правдоподобной.

2. Короткие предложения. У Хемингуэя все работы написаны так, чтобы читать было легко. 

Даже одного длинного запутанного предложения достаточно, чтобы читатель потерял интерес. Вместо того чтобы перечитывать, большинство бегло просмотрят абзац — и двинутся дальше. Но если перегружен будет весь текст, человек может вообще сдаться и не дочитать его.

Метод коротких предложений хорошо использовать в роликах, где текст — это основной фокус, а картинка — только его иллюстрация, как в бренд-манифестах.  

Этот прием использует H&M в одном из своих роликов об «устойчивой» моде. Бренд перечисляет фэшн-стереотипы, чтобы сказать, что в моде нет правил, кроме одного — сдавать одежду на переработку.

3. Существительные и глаголы вместо прилагательных и наречий. Долгие описания и абстрактные характеристики захламляют текст, при этом не добавляя ему смысла. Чтобы нарратив был динамичным, избегай детальных и громоздких описаний.

Антон Чехов

Чехов написал более 300 произведений, стал мастером краткой формы и создал «метод ружья» — принцип, по которому все детали рассказа должны иметь значение. «Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него», — считал Чехов.

Вот три совета по писательству от автора, который стал одной из главных фигур в мастерстве драматургии:

1. Жалей своих персонажей. Чтобы вызывать эмпатию, читателю должно быть легко ассоциировать персонажей с собой. А узнать себя в идеальных людях довольно сложно. Оставь маленький скол на личности персонажа — покажи его слабости и не осуждай их в тексте, а оправдывай.

Это же важно и для создания рекламы. Например, ролик приложения для здоровья и фитнеса BetterMe поддерживает героиню и в хорошие, и в плохие дни. История построена на том, что девушка выходит замуж за саму себя, чтобы «принимать себя и в горе и в радости».

2. Не создавай однозначно положительных или отрицатель­ных персонажей. Противопоставление чистого зла добру делает историю плоской. Чтобы оживить рассказ, доверь прогрессивные идеи неприятным героям — и наоборот. Например, непрактичный, но симпатичный худож­ник или идейная, трудолюбивая, но жестокая по отношению к родным девушка.

Этот подход выбрала общественная организация Donate Life. Она призывает подключиться к программе донорства органов в случае смерти через абсолютно неприятного персонажа:

3. Покажи, что в твоих смешных рассказах есть не только юмор. Пиши истории так, чтобы они были короткими и смешными — но если их чуть-чуть продлить, то откроется трагичность происходящего.  

Например, в рассказе Чехова «Разговор человека с собакой» пьяный персонаж ведет беседы с овчаркой, и это комично. В рассказе «Тоска» герой тоже говорит с животным — лошадью, но это уже драма: у старика-извозчика умер сын, и ему не с кем разделить свое горе.

Если «Разговору человека с собакой» добавить контекст или развитие событий — почему герой стал пить и что с ним случилось потом — история из смешной превратится в трагичную.

Генри Миллер

Автор «Тропика Рака» сформулировал свои профессиональные советы в 11 лаконичных заповедях писателя. Мы выбрали из них те три, которые помогают посмотреть на работу над текстами под другим углом.

1. Работай над одним делом, пока не закончишь. Расфокус — враг хорошего результата. Когда пишешь, нужно держать в голове сюжетные линии, детали и канву истории. Если переключаться с одного текста на другой, есть риск не закончить ни один из них — или потратить гораздо больше времени, потому что в каждое произведение придется погружаться заново по несколько раз.

2. Не бойся экспериментировать с форматами. Это очень важный навык, когда работаешь с рекламой. Нестандартные подходы помогают коммерческому контенту стать интересным самому по себе и получить дополнительный охват за счет вирального распространения.

На нестандартном формате наружной рекламы строятся кампании бренда растительного молока Oatly — они размещают на бордах много текста, шутят с аудиторией и почти не говорят о свойствах продукта.

Прескучный рассказ как пишется

3. Встречайся с людьми, ходи куда-нибудь, пей, если хочешь. Нельзя загнать себя в четыре стены, отключить интернет и ждать результата. Выгорание — спутник творческих людей, и «выжать» из себя хороший текст силой просто невозможно. Кроме того, писателю нужен материал. А его сложно найти в пределах рабочего места. 

Автор Лемондэй в . Опубликовано Писателям, Творчество

Прескучный рассказ как пишетсяВ отличие от романа, рассказ – небольшая история. При этом его художественная важность является не менее весомой. Хорошо написанная краткая история может быть более увлекательной, чем объемный роман.

Для кого-то написание короткого рассказа занимает несколько часов, кому-то необходимо пару дней. В любом случае, такого рода сочинение требует профессионализма, серьезного подхода и подготовки. Итак, далее мы рассмотрим этапы написания короткого рассказа, их особенности, предоставим полезные советы, которые помогут вам осилить мастерство краткости.

Как написать краткий рассказ

В процессе работы над литературным произведением (будь то рассказ, роман, либо поэма) выделяют три главных этапа:

  • подготовительный;
  • непосредственно написание;
  • этап редактирования.

Прескучный рассказ как пишетсяУпуская один из этих пунктов, глупо надеяться на хороший результат. Выполняя каждый из заданий поочередно, шаг за шагом, получаем целостное полотно увлекательной истории.

Далее поговорим об основах, базовых принципах написания рассказа. Предлагаем ознакомиться с пошаговой инструкцией, которая поможет наметить дальнейший вектор работы.

  1. Пишем введение. Тут описываем главных персонажей, место и время действия, погодные условия, пейзажи и т.д.
  2. Первичное происшествие. Отвечаем на вопрос: «Что послужило началом развития событий?»
  3. Развиваем сюжетную линию. Описываем все события, которые привели к переломному моменту произведения, к кульминации.
  4. Пишем кульминацию – наиболее напряженный, динамичный момент, который решает ход истории.
  5. Завершаем развитие сюжета. Подводим рассказ к логическому завершению.
  6. Оканчиваем историю с помощью развязки. Решаем конфликт.

Важно! Прежде, чем взяться за написание художественного текста, необходимо обязательно подготовиться: определить тему, проблематику произведения, продумать персонажей, написать план. Итак, далее поговорим о подготовительном этапе.

Этап подготовки

Подготовка – важнейший этап написания художественного произведения. Конечный результат напрямую зависит от того, насколько тщательно, грамотно и скрупулезно все было продумано с самого начала. Подготовка условно делится на 3 части:

  • подбор материалов;
  • работа над структурой текста;
  • написание плана.

Каждый из этих этапов можно проводить как письменно, расписывая все детали, подробности, так и в уме. Все зависит от опыта и уровня мастерства автора. Новичкам советуем все же не лениться, и разобрать эти составляющие в письменном виде.

Стоит отметить, что прежде чем взяться за работу, необходимо ответить на ряд вопросов:

  • Какая цель преследуется? Рассказ пишется с намерением развлечь, вызвать определенные эмоции, или донести мораль?
  • Тема и главная идея сочинения?
  • Кто будет центральным персонажем?

Прескучный рассказ как пишетсяКак видите, первый вопрос нацелен на расстановку приоритетов. Если это развлекательный рассказ, то особое внимание обращается на сюжет. Он должен быть неожиданным, насыщенным. Если цель – вызвать поток мыслей читателя, сделать какие-то выводы – необходимо подобрать таких персонажей, чтоб максимально четко донести свое послание. Нужно наделить их особыми качествами, обращая внимание на детали. Также, важно сопоставить задумку с предполагаемым сюжетом. Необходимо решить, или соответствует будущий текст тем задачам, которые мы изначально преследуем. Если нет – правим сюжет, либо меняем цели.

Например, если вы пытаетесь донести понятие дружбы, подчеркнуть ее важность и значимость в жизни каждого человека, а задуманный сюжет напоминает любовный треугольник, где нет намека на понимание и сострадание – определитесь. Либо вы ставите во главе тему любви, либо подбираете более подходящий сюжет.

Теперь самое время набросать план короткого рассказа. Делается это очень просто. Достаточно указать идею, и кратко описать ход развития событий. Новички должны писать более детально, а с опытом план составляется схематично, сжато.

Обратите внимание на возможные трудности в процессе подготовки. Это могут быть нечеткие переходы между сценами, отсутствие имен, названия объектов, другие детали. Постарайтесь заполнить эти пробелы еще до написания произведения. Итак, чем лучше вы постараетесь на этом этапе, тем проще вам будет создавать свой шедевр.

Выбор идей

Этот пункт является неотъемлемой частью подготовки текста рассказа. Разберем его отдельно, более детально погружаясь в процесс. Прежде, чем вы приступите к написанию короткого рассказа, у вас должны быть готовы следующие составляющие.

  1. Основной сюжет. Продумаете, запишите то, что будет происходить по ходу развития событий. Как было указано ранее, определитесь с тем, что пытаетесь донести читателю, каким образом это реализуете.
  2. Образ главного персонажа. Продумайте характеристику, особенности. Чтобы создать гармоничный образ, наделите его чувствами, интересными чертами. Можете использовать реальных персонажей из жизни как прототипы.
  3. Центральный конфликт. Это тот вопрос или проблема, с которым сталкивается главный герой. Должен присутствовать в каждой интересной захватывающей истории. Представляется зрителю ближе к началу текста.
  4. Место действия. Один из ключевых элементов короткого рассказа. Это место, где развиваются все события, описанные в истории. Обычно, бывает одно центральное место действие, которое детально описывается. Советуем выбрать необычное место, чтоб можно было представить его читателю в необычном свете.
  5. Конкретная тема. Можно взять одну из глобальных тем: любовь, дружба, семья, деньги, и раскрыть ее с точки зрения автора, либо через образ главного персонажа. Также, можно сконцентрироваться на более узкой тематике, например, достижении определенной мечты.
  6. Эмоциональная кульминация. Присутствует в каждом хорошем рассказе. В момент кульминации главный герой может потерять контроль над собой, им овладевают эмоции. Это пик эмоционального напряжения. Следует продумать кульминационный момент ближе к концу сочинения.
  7. Интересная концовка. Стоит избегать банального, предсказуемого финала. Чтоб не ошибиться, и достойно завершить свой шедевр, можно заранее набросать несколько примеров интригующих, и даже шокирующих концовок. Можете дать читателю уверенность, что он знает, чем окончится рассказ, затем кардинально поменять вектор.

Важно! Призываем вас читать. Если хотите реализовать себя как писатель коротких рассказов, поймите, что делает таких людей успешными. Для этого прочтите самые популярные рассказы разных жанров: от фэнтези, до небольших поучительных историй. В процессе чтения обращайте особое внимание на то, как раскрыта тема, на образ главного персонажа.

Начинаем писать: черновой вариант рассказа

  1. Прескучный рассказ как пишетсяПодготовка сюжетного плана. Сюда входит пять составляющих: экспозиция, завязка, развитие и угасание событий, развязка. Это – основа структуры вашего рассказа.
  2. Напишите захватывающее начало. Говорят: « Как корабль назовешь, так он и поплывет». В художественном произведении важную роль играет начало действия, которое должно захватить внимание, пленив читателя. С первых строк пытайтесь настроиться на тему сочинения.
  3. Придерживайтесь одного стиля изложения. Для этого определитесь с целевой аудиторией. Если ваш рассказ для школьников – он должен быть написан максимально просто. Не вводите специальных слов, терминов, которые понятны лишь узкому кругу читателей. Если выбрали повествование от первого лица – придерживайтесь этой задумки от начала, и до конца.
  4. Развивайте события. После того, как вы имеете интересное начало, самое время приступить к развитию событий. Четких границ между частями рассказа не должно быть видно, все должно плавно перетекать, динамично развиваться, создавая целостною картину. Рекомендуем оживлять повествование диалогами, чтобы ярче раскрывать персонажей.
  5. Включите детали. В ходе развития событий также важно описывать места действия. В случае с короткими рассказами, события, в основном, происходят в одном месте. Опишите его как можно четче, уделяя особое внимание деталям. Вызовите у читателя яркие зрительные и слуховые образы. Это поможет оживить описание.
  6. Напишите развязку. Заключительный этап произведения. Концовка должна решить конфликт, поставить логическую точку, завершить повествование. Иногда, писатели применяют приемы намеков, неоконченных предложений. Оставить финал открытым – значит дать читателю почву для домыслов, заставить его фантазию работать.

Процесс редактирования

  1. Прескучный рассказ как пишетсяПеречитайте свою историю вслух. Сделайте это медленно, вдумчиво, внятно. Особое внимание обратите на строение предложений, их согласование, грамматические ошибки. В этом могут помочь также специальные программы по проверке грамматики. Также, следите за повествованием, насколько оно плавно перетекает от абзаца к абзацу, нет ли противоречий, несовместимости деталей. Главное – ответьте на вопрос: «Соответствует ли конечный итог целям, изначальной идейной задумке?»
  2. Отредактируйте. Если вы пишете короткий рассказ, он зачастую содержит до семи тысяч символов. Не бойтесь в процессе исправления черновика сокращать, и даже убирать целые абзацы. Убрав все лишние моменты, вы сможете сделать свой текст более насыщенным. Ведь, как говорил Антон Павлович Чехов: «Искусство писать – это искусство сокращать».
  3. Придумайте цепляющее название. Как правило, название рассказа приходит автору уже после написания. Когда текстовое полотно целостно, вы можете более четко подобрать подходящий заголовок. Он должен быть интригующим, цеплять чувства людей. Согласитесь, первое, на что читатель обращает внимание – это название. От него во многом зависит, станет ли человек читать ваше творение.
  4. Попросите оценку со стороны. Попросите друзей или родственников перечитать ваш текст. С пониманием относитесь к критике, если она обоснована, прислушайтесь к советам. Также, можно обратиться к совету профессионалов или начинающих писателей. Существует множество форумов, где каждый желающий может поделиться своей историей, и получить отзывы.

Итак, основные этапы написания рассказа – подготовительный, процесс написания и редактирования. Мы разобрали каждый из них детально. Поэтому, благодаря нашему материалу, вы можете смело приступать к написанию своего шедевра. Надеемся, наша теория поможет воплотить ваши желания писать на практике. Желаем удачи!

Бытует мнение, что писательскую карьеру нужно начинать с малых форм: рассказов, новелл, очерков. Это утверждение не лишено смысла, поскольку в малых формах прозаических произведений легче выдержать фабулу, не допустить фактических ошибок и избежать противоречий в сюжетной линии. Многие классики писали свои большие романы, прославившие их в веках, на основе ранее написанных рассказов, очерков или повестей. Например, всемирно известный и многими любимый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» был и вовсе написан на основе ранее написанных и изданных автором фельетонов «Самогонное озеро» и «Три вида свинства». То есть мистический роман вырос из кратких сатирических прозаических произведений. И это далеко не единичный случай. Иногда ранее написанные рассказы целиком вплетаются автором в канву произведения, как в роман Достоевского «Братья Карамазовы» вплетен рассказ «Легенда об Инквизиторе». Но надо понимать, что и малые формы требуют большого писательского труда, иногда даже более кропотливой работы, чем объемное произведение.

Так как написать рассказ? Вспомните рассказы Чехова — чем короче произведение, тем более насыщенным должен быть язык, более четкой и выдержанной должна быть идея. Работа над малой формой, а в частности над рассказом, требует постоянной вычитки, вычеркивания лишнего, «отжима воды». В рассказе не будут уместны пространные лирические отступления, к которым так склонны молодые авторы.

Чтобы не запутаться в собственных идеях и представлениях о том, каким должно получится произведение, не надеяться только на вдохновение и божественное озарение, что само по себе хорошо, но только на них хороший текст не построишь, хотя бы в начале творческого пути автору нужна некая схема-подсказка, гид по тому, как написать хороший рассказ. Вот несколько пунктов, следование которым поможет вам откинуть лишнее и не забыть о важных моментах.

Как написать рассказ от Penfox

Как составить рассказ

Один

1. Первая стадия, на которой зарождается рассказ, проявляется сама необходимость его написания — это возникновение замысла.

Замысел литературного произведения — это изначальная идея, выросшая из жизненного опыта автора, его мировоззрения или воображения. Источником замысла может стать политическая жизнь страны, наблюдения за животным миром, пережитые чувства, прочитанная и переосмысленная книга. Работу без замысла не начинал ни один известный автор. Одним из сильнейших примеров авторского замысла является «Человеческая комедия» Бальзака. Решив раскрыть миру культуру и порядки, «блеск и нищету» французского общества в период реставрации монархии и правления Бурбонов, Оноре де Бальзак разработал сложнейшую концепцию, написал 137 обособленных произведений (с наличием сквозных героев, путешествующих из книги в книгу), работал над своей «комедией» 26 лет. И сумел выдержать свой замысел до конца.

Начинающему автору лучше не браться за такие сложные концепции, отложить масштабные замыслы на время, когда его перо уже будет отточено. Научиться выбирать соотносимый с масштабами малых форм замысел можно у Чехова, Куприна. Есть классические «три кита» российской прозы: маленький человек, лишний человек, новый человек. Попытайтесь описать один день одного из этих архетипов русской классики, пропустив через призму своего восприятия. Получится как минимум психологично, научитесь оттачивать характеры, а как максимум — дойдете до большой идеи, которую сможете воплотить в своем дальнейшем творчестве.

Два

2. Когда у автора есть замысел, можно приступать к работе. Но «приступать к работе» — это вовсе не значит, что можно уже садиться и писать. Нет, для начала нужно отобрать материал, хорошо изучить то, о чем хотите писать.

В идеале, начинающему писателю лучше выбрать тематику рассказа, максимально близкую ему. Если Вы медик — пишите про врачей и пациентов, если школьник — про школьную жизнь. Это поможет избежать фактических ошибок, да и интереснее писать о том, в чем разбираешься. Опасность такого подхода только в том, что начинающий автор может случайно написать не художественный рассказ, а статью на профессиональную тему. Не забывайте, что пишите для широкой публики, не углубляйтесь в детали, если этого не требует замысел, не переусердствуйте с профессиональной лексикой.

Если же Вы решили выбрать не характерные для Вас время, локацию, тему, то придется на какое-то время обложиться литературой (не художественной, а научной) и, например, прессой тех времен, о которых пишите. Почему нужно брать конкретно исторические и специализированные научные труды и публицистику, а не художественные произведения по теме? Все просто, это поможет избежать соблазна подражать мастеру пера, не замылить собственный взгляд на вещи.

Если Вам кажется не особо нужной такая предварительная подготовка, то придется удивиться — абсолютно все классики — прозаики работали именно так. Можно написать бульварный лубочный роман не прибегая к источникам, а хороший рассказ так не пишется. Большая часть писателей сидели месяцами над книгами, чтобы разобраться в вопросе, а некоторым приходилась даже ехать в то место, о котором они хотели написать, чтобы уловить настроение, оценить локацию лично. Михаил Пришвин, например, в своих рассказах о животных руководствовался личными наблюдениями, которые старательно записывал. Чтобы подарить миру один рассказ про птиц, он мог месяцами наблюдать за их жизнью, фотографировать и записывать.

После того, как замысел сформулирован, материалы для его выражения найдены, усвоены и осмыслены, можно переходить непосредственно к написанию рассказа.

Три

3. Начать написание рассказа нужно с составления плана. При этом под планом подразумевается не только последовательность сюжетных событий, но и формулирование целей написания, основной идеи, описания основных героев и их пути развития. Под целью подразумевается то, как вы хотели бы воздействовать своим произведением на читателя. Если развлечь, то ставьте целью насыщенный сюжет. Если хотите донести какой-то концепт, идею, то четко пропишите как и какими средствами. Это нужно прежде всего самому автору. Если вы хотите написать рассказ о философии дао и четко поставили для себя это целью, то уже не станете опираться на сюжетность, а посвятите больше внимания аллегоричности и, например, отточите краткий, но емкий диалог. Грамотно поставленная цель и зафиксированная идея сами подскажут средства написания. Далее расписываем последовательность событий в рассказе. Если возникнет желание нарушить линейность композиции и поменять пункты плана местами, то лучше это сделать уже после того, как напишите черновой вариант. Это поможет не запутаться в хронотопе собственного же произведения.

Пример плана рассказа

Предположим, возникает идея написать рассказ о декабристах, ссылаемых в Сибирь, но не о самом факте или их жизни в Сибири, а о сложной дороге по необжитым территориям.

Цель: написать социально-бытовой, философский рассказ об этапе декабристов в Сибирь;

Идея: декабристы преодолевают долгий путь до места ссылки и строят планы на будущее;

План

План:

  • описание одного из декабристов и его болезни, заработанной в ужасных условиях этапа в Сибирь;
  • небольшое лирическое отступление об условиях, бытовая зарисовка;
  • больной декабрист не знает доберется ли он до места, где ему теперь придется жить, небольшое размышление;
  • разговор с товарищем о политике и о том, что дальше;
  • размышление о том, что Сибирь, которая будет местом их ссылки, не кажется каторгой, когда он рискует до нее не добраться, а кажется скорее оазисом в пустыне;
  • момент, в котором главный герой предположительно умирает в тишине, но это максимально не точно;
  • за тонкой дощатой перегородкой в момент предположительной смерти два декабриста говорят о том, что природа в России сурова, чтобы быть хорошей декорацией суровой жизни.

В результате написания плана необходимо получить подобную, почти кинематографичную, раскадровку.

Что еще должно быть?

  • локации (если брать приведенный выше пример, то это поселения этапа, находящиеся по Сибирскому тракту, пункты отдыха на этапах);
  • имена — в художественном, а не конкретно-историческом рассказе лучше не брать имена реальных личностей, а придумать (если брать тот же пример, то сообразно действующих персонажей назвать любыми дворянскими именем-фамилией, не вызывающими ассоциаций, но в рассказе упомянуть реальных исторических лиц — это придаст достоверности) или воспользуйтесь нашем генератором имен для персонажей.

Как написать рассказ?

Само написание рассказа не так наполнено нюансами, как подготовка, тут уже территория творчества, но нюансы эти все же есть.

Во-первых, если вы взялись писать рассказ, то пишите его каждый день. Подберите для написания время, когда сможете посвятить написанию не меньше 3-4 часов в день. Но, особенно по началу, не следует писать сутками. Хорошие мысли покидают уставшую голову, поэтому занимайтесь учебой, работой, домашними делами или просто гуляйте, но держите наготове блокнот или ноутбук, чтобы записать неожиданный и интересный ход — пока вы занимаетесь сторонними делами мозг не перестает работать над произведением. Возникшие в течение дня мысли отсортировывайте, не все они обязательно подойдут вашему рассказу.

Во-вторых, пытайтесь не использовать заезженных, всем поднадоевших ходов в плане сюжета и языка. Самый известный штамп сюжета — это, пожалуй, дождь, который льет когда главному герою грустно. Возможно такой ход был интересным, когда был использован впервые, а теперь уже является примером дурного вкуса. Речевые штампы работают также. Когда-то сказанное было хорошо и красиво, но потом это повторили тысячи раз и очарование словесного образа разрушилось, оставив только непонимание, почему у главного героя подбородок обязательно «волевой», слезы исключительно «скупые» и можно ли этого как-то избежать.

«Вычитка» и редактирование

Когда рассказ готов, его нужно отложить на дней 5-10 и забыть о нем, попытаться максимально не думать. Можно писать что-то другое. Когда пройдет какое-то время, рассказ придется прочитать очень много раз. И будьте готовы к тому, что каким бы идеальным он вам не показался, спустя какое-то время в нем, будто сами по себе, появятся огрехи в стиле и сюжете. Исправляйте штампы на оригинальные конструкции, вырезайте целые куски текста — лучше меньше, чем лишнее.

Ну и, конечно же, будьте добрее к себе. Первые произведения даже у самых гениальных писателей не блистательны. Главное — это проделанная работа и что второе произведение писать будет точно проще.

Попробуйте написать свой первый рассказ у нас на penfox ?

Новинки из жанра рассказ

  • Прескучный рассказ как пишется

    АЙ-КОН

    Автор: Николай Ковалев

    АЙ-КОН.                                                                …

  • Прескучный рассказ как пишется

    Больше, чем спорт

    Автор: Leo

    Глава первая «Арка 1»             Наверное, все помнят 2018 год. Чемпионат мира по футболу проходил в стране, в которой я родился. В тот год во всех спортсменах горел огонь в глазах, каждый приехал…

  • Прескучный рассказ как пишется

    Простая История. Глава 3

    Автор: Leo

    Н: думаете это тот дядька страшный оленя притащил туда?   П: надеюсь, что никто о происшествии не узнает   Г: единственное о чём я до стоянки думал, это чтобы передохнуть после долгого пути….

  • Прескучный рассказ как пишется

    Простая История. Глава 2

    Автор: Leo

    Ночью перед днём отправления на экскурсию Лёша листал фотографии с Софией в телефоне, время от времени вспоминая девушку. Не сказать, что последний из разговоров задел парня, но всё-таки сердцу не прикажешь, и частота…

  • Прескучный рассказ как пишется

    Простая История. Глава 1

    Автор: Leo

    Небо горит, вокруг полчище зелёных орков, с огромными топорами. Храбрый рыцарь Алексей стоял на выступе, и героическим прыжком сразил всю армию с одного удара. Вдруг он заметил вдали принцессу, скованную цепями. Отважный герой…

  • Прескверная погода как пишется правильно
  • Прессованный как пишется правильно
  • Пресмыкающиеся как пишется и почему
  • Пререкание или прирекание как правильно пишется
  • Прескакать или прискакать как правильно пишется