Приставки пре/при. ⇐ Орфография
Модератор: Селена
-
Автор темы
Top Secret
- старший писарь
- Всего сообщений: 23
- Зарегистрирован: 22.10.2010
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Нижний Новгород
- Возраст: 33
Приставки пре/при.
Сообщение
Top Secret »
Почему в приставке слова «привлекательная» пишется «и»?
-
Марго
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Приставки пре/при.
Сообщение
Марго »
2. Приставка при- придает словам следующие значения:
а) пространственной близости, смежности, например: прибрежный, пришкольный;
б) прибавления, приближения, присоединения, например: приделать, прибивать, примыкать;
в) совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок, например: приоткрыть, приостановиться;
г) доведения действия до конца, например: придумать, пристукнуть;
д) совершения действия в чьих-либо интересах, например: приберечь, припрятать.
http://www.evartist.narod.ru/text1/26.htm (параграф 32)
На мой взгляд, объяснение приставки при- в слове привлекательная под п. б) — от глагола привлекать.
-
Автор темы
Top Secret
- старший писарь
- Всего сообщений: 23
- Зарегистрирован: 22.10.2010
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Нижний Новгород
- Возраст: 33
Re: Приставки пре/при.
Сообщение
Top Secret »
Прочитал эти правила, изучил ещё страничку на gramota.ru, где написано про приставки пре/при. Но все равно сложно определять, где какая приставка пишется. Ведь значение, в котором они употребляются не всегда понятно.
Например, «придирчиво осматривать», «препроводить груз», «превратности судьбы». В общем, сложно все это (конечно, многое легко определяется на слух — это не в счет). От этимологии слов зависит значение, в котором употребляется приставка.
Напишите, если кто-нибудь разбирается в этом, как легче всего определять значения, которое придает приставка?
Спасибо за помощь.
-
irida
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2654
- Зарегистрирован: 28.10.2008
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: преподаватель новогреческого языка
- Откуда: Греция
- Возраст: 57
Re: Приставки пре/при.
Сообщение
irida »
Кроме банального «следует заучить» не могу дать другого совета. Действительно, в некоторых словах приставки при/пре уже утратили своё первоначальное значение, вернее, его трудно определить. Подсказка есть на случаи, когда приставку пре- можно заменить на пере-, но вы уже это видели в прочитанных материалах, надеюсь.
Успехов!
-
Анча
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1123
- Зарегистрирован: 27.03.2009
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: преподаватель русского языка и литературы
- Откуда: Москва
Re: Приставки пре/при.
Сообщение
Анча »
Да, с этими приставками не так всё просто, даже в учебнике (класс, по-моему, шестой) написано, что в затруднительных случаях нужно заглядывать в словарь.
-
Марго
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Приставки пре/при.
Сообщение
Марго »
Top Secret:Например, «придирчиво осматривать», «препроводить груз», «превратности судьбы».
Top Secret, ни за что не поверю, что Вам хочется написать предирчиво или привратности. Я бы посоветовала больше доверять своему чувству языка, чтобы не спотыкаться на таких мелочах. Ну, а усомнились — загляните в словарь.
-
Анча
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1123
- Зарегистрирован: 27.03.2009
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: преподаватель русского языка и литературы
- Откуда: Москва
Re: Приставки пре/при.
Сообщение
Анча »
Марго, вы не поверите, но «прИвратности» запросто могут быть в ученических работах.
Да и объяснят ещё, что эти бяки «при вратах», мол.
-
Марго
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Приставки пре/при.
Сообщение
Марго »
Анча, я верю, что в ученических работах может быть всё. Но Вы сами говорите, что и объяснение от них можно получить как бы подходящее. Так вот, на мой взгляд, на одних правилах для грамотного правописания не выедешь. Необходимо развивать чувство языка, которое кому-то дается от рождения, а кем-то приобретается по жизни. И первейшее средство для такого развития я вижу в постоянном чтении книг, потому что зрительная память, конечно, один из самых сильных видов(?) памяти.
Ну, а тут и говорить не стоит о том, как важно с этой точки зрения, чтобы книги с ошибками правописания просто не попадали в руки читателя — точнее, даже не выходили из издательств. А по сегодняшнему времени — чтобы к выложенным в Интернете произведениям художественной (хотя бы!) литературы также предъявлялись строжайшие требования в отношении корректуры. Вот это, я считаю, самый радикальный путь повышения грамотности каждого: систематическое чтение грамотного письма.
-
Анча
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1123
- Зарегистрирован: 27.03.2009
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: преподаватель русского языка и литературы
- Откуда: Москва
Re: Приставки пре/при.
Сообщение
Анча »
Я вас поддерживаю, Марго. Увы, читают сейчас крайне мало.
-
Марго
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Приставки пре/при.
Сообщение
Марго »
А вот тут уже вам, учителям, и карты в руки.
-
Сколот
- романист
- Всего сообщений: 295
- Зарегистрирован: 04.12.2010
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: предприниматель
- Откуда: Новороссия
- Возраст: 64
Re: Приставки пре/при.
Сообщение
Сколот »
Действительно, ПРЕ, это редуцированный ПЕРЕ, означающее повторяемое действие.
ПрЕвратности — ПЕРЕвороты.
ПрЕвозмочь — ПЕРЕвозмочь — ПЕРЕсилить.
ПРИ, это редуцированное ПАРИ (ПАРЫ) для обозначения чего-то, что составляет ПАРУ, то есть находится близко. Иногда может заменяться на У.
ПрИвлекательная — Увлекающая.
ПрИставить — ПаРой ставить.
-
chuPC
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1281
- Зарегистрирован: 19.11.2010
- Образование: среднее
- Профессия: перевариваю пищу
- Откуда: из народа
- Возраст: 111
- Контактная информация:
Re: Приставки пре/при.
Сообщение
chuPC »
Интересно, что в романских языках от нашей ПЕРЕ- осталось еще меньше — РЕ-.
Обучение подобно загромождению своего шкафа чужой одеждой.
Образованные люди не ДУМАЮТ — они ЗНАЮТ.
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 6 Ответы
- 594 Просмотры
- Последнее сообщение irida
-
- 8 Ответы
- 740 Просмотры
- Последнее сообщение Анча
-
- 8 Ответы
- 2243 Просмотры
- Последнее сообщение Delik
-
- 6 Ответы
- 1750 Просмотры
- Последнее сообщение Наташа240190
-
- 4 Ответы
- 4117 Просмотры
- Последнее сообщение Darrya
Написание этих приставок подчиняется общему правилу; обе приставки встречаются под ударением: ср. при?вязь, при?ступ, при?звук, при?свист, при?был, при?данный, при?званный и пре?рванный, пре?данный . Применение общего правила требует учета разных значений этих приставок.
Приставка ПРЕ- пишется в случаях:
1) когда она придает словам значение предельной степени действия, превосходящего какую-либо меру, или высшей степени качества: превозносить, превышать, преувеличивать, превосходить, преуспевать; превосходный, прехорошенький, премилый, премило;
2) когда она имеет значение приставки пере-: преградить (перегородить), превратить, прекратить, предание (передать), преступить (переступить), превратный (перевернутый), преемник (перенимать).
Приставка ПРИ- придает словам значения:
1) пространственной близости, смежности: приморский, Приамурье, прибрежье, пристанционный, приусадебный;
2) прибавления, приближения, присоединения: приклонить, пригнать, привести, привязать, примерзнуть, пристегнуть;
3) неполноты действия: привянуть, приоткрыть, прилечь, приспустить, приутихнуть;
4) доведения действия до конца, до определенного результата: приискать, прикончить, приглушить (‘заглушить совсем’), приучить, придумать, прирезать;
5) совершения действия в собственных интересах, усиленного проявления действия: приглядеться, прикарманить, приманить, принарядиться, припрятать, присвоить, прислушаться;
6) сопутствующего действия: припевать, присвистывать, пританцовывать.
Примечание 1. Приставка пре- является старославянской по происхождению. В русском языке ей соответствует приставка с полногласным сочетанием пере- , ср.: преграда — перегородка, предать — передать.
Примечание 2. Необходимо различать написания близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при- ; ср: презирать (ненавидеть) и призирать (давать приют); ср. также: презрение и призрение; преклонить (голову) и приклонить (ветку к земле); претворить (мечту в реальность) и притворить (дверь), притвориться (спящим); претерпеть (неудобства) и притерпеться (к неудобствам); преходящий (момент, ср.: переходящий) и приходящий (почтальон, причастие от приходить).
Примечание 3. Необходимо различать написание слов преумножить (‘сильно умножить’) и приумножить (‘добавить незначительное количество’), хотя значения эти часто трудно разграничить.
Примечание 4. В следующих словах бывшие приставки уже не вычленяются: предел, предмет, преимущество, прекословить, прельщать, преминуть, (знаки) препинания, препона, препятствие, пререкаться, пресловутый, пресыщаться, претить, преткновение (камень преткновения), прибор, привередливый, пригожий, приказать, приличный, примитивный, притязание, причащаться, причина, приязнь.
Примечание 5. В заимствованных словах пишутся приставки как пре- , так и при-: преамбула, превалировать, президент, президиум, препарат; приватный, примадонна, привилегия, примитив, приоритет.
Задания:
Перепишите, вставляя пропушеные буквы
Прибывать на даче, придать друга, притворить планы в жизнь, преступить закон, беспристрастный судья, неприходящий успех, придать необходимый оттенок, преодолевать трудности, приклоняться перед красотой, приземлиться вовремя, прекратить спор, приоткрыть дверь, приверженец новых взглядов, большие притензии, приморский край, прилагать усилия, пренебрежительное отношение, причудливые узоры, пребывать в Москву, преобразовать жизнь, показать жизнь без прикрас, приступить к работе, достойный преемник, превосходный спектакль, сидеть в президиуме, прикоснуться к тайне, столовый прибор, престижная профессия, признаться в чувствах
2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Президент, прибывший на заседание президиума, был приверженцем прогрессивных взглядов и предпочитал вести прямой разговор о привилегиях. Не будет приувеличением сказать, что притязания многих претендентов на приобретение дополнительных льгот бесприрывно растут. Президент пребывал в задумчивости, он придавался размышлениям о том, как притворить в жизнь беспримерный закон о неприменном ограничении привилегий, призванный пресечь попытки некоторых лиц приобрести преимущество и получить депутатскую неприкосновенность. Искусственные припятствия на пути этого закона казались непреодолимыми, но президент беспристанно предпринимал все новые попытки преодолеть их, принебрегая прямыми угрозами со стороны криминалитета.
3.Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
приехал, притворил (в жизнь)
предать (друга), придание (старинное)
придавать (значение), преступник
неприемлемый, прегрешение
причудливый, прекрасный
Сегодня почти все бытовые приборы, к которым вы давно привыкли, имеют приставку «умный». Умные телефоны, умные лампочки, умные телевизоры. Нет, никто не снабдил их искусственным интеллектом. Просто производители под умом подразумевают доступ в интернет и возможность либо удалённого управления, как в случае с освещением, либо установки приложений, как в случае с телевизорами. Но если купить сегодня неумный телефон намного сложнее, чем умный, то вот с телевизорами ситуация пока обстоит с точностью до наоборот. Ситуация усугубляется ещё и тем, что их просто не принято менять раз в пару лет, из-за чего многие продолжают пользоваться ЖК-панелями прошлого или даже позапрошлого десятилетия. Но их можно сделать умными.
Подпишись на телеграм-канал Сундук Алибабы. Тут ты всегда найдёшь крутые товары с АлиЭкспресс. А, если захочется купить их с выгодой, можете воспользоваться промокодом appleinsiderDEC на 250 рублей при покупке от 500.
Сделать телевизор умным довольно просто. Специально для этого производители выпускают специальные ТВ-боксы или ТВ-стики, которые представляют собой мини-компьютеры со встроенной операционкой, Wi-Fi-модулем и рядом других компонентов, обеспечивающих телевизор всеми функциями умных аналогов. Наше счастье, что стоят они сущие копейки.
Xiaomi Mi TV Stick — купить
Признанный лидер отрасли — Xiaomi Mi TV Stick. Эта штуковина, как и традиционные ТВ-стики, имеет внешний вид большой флэшки, только вместо USB у неё — HDMI. С его помощью стик подключается к телевизору и превращает его в Smart TV, позволяя в том числе выводить на него экран смартфона.
Xiaomi Mi TV Stick оснащается 1 ГБ оперативной памяти, 8 ГБ ПЗУ для установки приложений, Bluetooth 4.2, модулем Wi-Fi, а работает он на базе Android TV 9.0. Для управления в комплекте со стиком поставляется пульт с базовыми кнопками и микрофоном для управления телевизором через Google Assistant.
Цена: 2605 рублей (с промокодом 400RADUET)
Купить Mi TV Stick
ТВ-стики на Android TV вроде этого поддерживают почти все приложения, что и Android. Вы можете установить на телевизор любые онлайн-кинотеатры, музыкальные стриминговые сервисы, YouTube и много чего ещё. А поскольку приложения в основном весят не больше 200 МБ, доступных 8 ГБ вам хватит надолго.
Mi TV Stick или Mi Box S
Xiaomi Mi TV Stick — хорошая штука, но не без недостатков. Поэтому у неё есть улучшенный аналог — Xiaomi Mi TV Box S. Эта плюс-минус то же самое, что и Apple TV, но на Android. В отличие от стика, бокс поддерживает видео в 4К, высококачественные аудиоколонки и комплектуется увеличенным объёмом памяти и дополнительным USB-разъёмом.
По сути, Mi TV Box S — это просто улучшенная версия стика. Если дома у вас стоит Full HD-телевизор и нет продвинутой стереосистемы, брать бокс не имеет никакого смысла. Вам с головой хватит даже стика, который по функциональности плюс-минус дублирует старшую версию.
Цена: 3900 рублей (с промокодом 400PODAROK)
Купить Mi TV Box S
Но, если вы являетесь владельцем 4К-телевизора и имеете в запасе стереосистему с поддержкой Dolby, пожалуй, лучшим вариантом будет именно бокс. Он позволит превратить вашу старую ЖК-панель в подобие домашнего кинотеатра за сущие копейки. Ведь стоит бокс всего на 1 тысячу дороже стика.
Realme TV Stick 4K
Для любителей получать всё и сразу Realme выпустила нечто среднее между Mi TV Stick и Mi TV Box — Smart Google TV Stick. Это, как ясно из названия, тот же самый стик-флэшка с HDMI-коннектором, но более продвинутый технически. Тут вы получаете уже не 1 ГБ ОЗУ, а 2, и не поддержку 4K-видео вместо Full HD.
С точки зрения возможностей это классический ТВ-стик на базе Android TV со всеми вытекающими:
- Установка приложений
- Мирроринг смартфона
- Голосовое управление
- Поддержка Google Play
Цена: 2949 рублей (с промокодом 400PODAROK)
Купить Realme TV Stick
Как и в случае с Mi TV Stick, решение Realme комплектуется фирменным пультом с базовым набором кнопок и встроенным микрофоном, который воспринимает голосовые команды и направляет его телевизору через стик. Это очень удобно, поскольку больше не придётся писать названия фильмов или сериалов вручную.
ТВ-приставка на Android TV
Понятное дело, что тв-приставки с Android TV от производителей первого эшелона будут стоить дороже. Но, если вы хотите сэкономить, можете взять что-то менее именитое, но не менее популярное и функциональное. Например, бокс H96 Max RK3318, который по техническому оснащению превосходит всё, что перечислено выше.
Эта штуковина имеет 4 ГБ ОЗУ и 32/64 ГБ встроенной памяти, а также из коробки поставляется на базе Android 11. Это самая современная версия телевизионной версии операционной системы Google, которая доступна на данный момент.
Цена: от 2050 рублей
Купить ТВ-приставку с Android
По сути, это улучшенная версия Xiaomi TV Box, только в более привлекательном дизайне и по более низкой цене. Тут есть и поддержка 4K, и Dolby Audio, и голосовое управление с пульта, и много чего ещё. А стоит эта штука всего 2 тысячи рублей в базовой конфигурации.
Купить аналог хромкаста
Впрочем, если вы хотите потратиться по минимуму, есть возможность приобрести не ТВ-стик, который делает телевизор умным, а устройство для скринкаста. Вот такой приборчик стоит всего 560 рублей и, хоть и не имеет собственной операционки в виде Android TV, предлагает функцию мирроринга со смартфона.
Благодаря этой штуке вы сможете выводить на экран телевизора любой контент — от фотографий и игр до фильмов и сериалов из онлайн-кинотеатров. Просто подключите скринкастер к телевизору через HDMI-разъём, установите с ним сопряжение со смартфона и выводите на его экран любой контент.
Цена: 559 рублей
Купить аналог хромкаста
Удобно, что эта модель поддерживает разные протоколы передачи данных. Благодаря совместимости с AirPlay вы сможете выводить на экран своего телевизора содержимое экрана iPhone без малейших задержек, как если бы использовали Apple TV. А за те деньги, что за него просят, это вообще подарок.
Как вывести телефон на телевизор
Но это ещё не всё. Для настоящих аскетов есть простой HDMI-кабель. Он позволяет напрямую подключить смартфон к телевизору напрямую. То есть во время мирроринга они будут связаны друг с другом без возможности удалённого воспроизведения.
По сути, это не очень удобно, но те, кто хочет обойтись без использования интернета, наверняка заинтересуются такой темой. Правда, по деньгам получается далеко не так выгодно, как можно было себе представить.
Цена: 977 рублей
Купить кабель
С учётом ограничений, которые на вас налагает использование кабеля, а также его цены, которая достигает почти 1000 рублей, такой вариант теряет всякий смысл. Куда практичнее и удобнее будет просто воспользоваться аналогом Хромкаста за 560 рублей, о котором мы писали выше.
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 4 п.г.т. Алексеевка
городского округа Кинель Самарской области
Методическая разработка урока в 6 классе
по теме: «Эти коварные приставки».
Работу выполнила
учитель русского языка и литературы
Николаева И.А
Кинель,2019
Ход урока
1. Организационный момент. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Добрый день, дорогие ребята!
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы!
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Мне очень приятно видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
2. Актуализация знаний
— А урок у нас с вами необычный. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя оценивать. А я буду помогать, если потребуется. Ну а начнем наш урок с повторения изученного материала. Проверим, насколько хороши ваши знания по теме «Морфемика». Для этого проведем небольшую игру «Веришь – не веришь». Я буду читать утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку “1”, если нет – “0”.
1. Раздел науки о языке, изучающий части слова – основа.
2. Значимая часть слова – морфема.
3. Основа- часть слова без окончания.
4. Окончание — морфема, стоящая после корня, образующая новые слова.
5. Корень — главная значимая часть слова.
6. Однокоренными называются слова, имеющие одинаковый корень.
7. Приставка — морфема, стоящая перед корнем, образующая новые слова.
— Все справились с заданием? А теперь давайте проверим ваши ответы. Оцениваем работу по критериям. Критерии у вас у всех есть. Если вы не допустили ни одной ошибки — ставьте в «Лист достижения» «5», если же у вас 1-2 ошибки – «4», кто допустил 3-4 ошибки – «3», ну а у кого больше 4 ошибок, тот соответственно получает только 2 .
Лист достижений
ученика(цы) 5 класса_________________________
по теме «Правописание приставок пре-при»
Задание | Оценка |
«Веришь – не веришь» | |
Работа в группах | |
Упр.79 | |
Распределительный диктант | |
Тест | |
Оценка учителя | |
Общая оценка |
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» |
23 – 25 баллов | 18 – 22 баллов | 15 – 17 баллов |
3. Постановка учебной цели.
— Ребята, утром на своем рабочем столе я обнаружила листок с текстом. Только вот незадача: я не смогла его прочесть — некоторые буквы куда-то подевались. Давайте вместе попробуем прочитать.
Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.
— Легко ли читать текст? Почему? (трудно, так как пропущены буквы)
— Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и).
— А в какой части слова пропущены буквы? (в приставках)
— Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре- и при-).
— Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ- .Запишите число и тему урока.
— Ребята, а смогли бы вы вставить пропущенные буквы правильно? (нет)
— Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)
— Вы правы. Так какова цель нашего урока? Чему мы должны научиться за урок, какими умениями должны овладеть?(научиться правильно писать слова с такими приставками). При каком условии надо писать пре-, а когда при-.)
-Мы должны научиться определять правильный выбор написания приставки, в зависимости от её значения. Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика .
4. Усвоение новых знаний.
Прекрасная погода,
Приятели мои,
Два неразлучных друга-
Приставки Пре- и При- .
Ребята, эти приставки входят в отдельную группу и считаются трудными. Наверняка, у вас возник вопрос : «Почему?» Я отвечу – по двум причинам. Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове. Во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть! Поэтому, чтобы раскрыть секрет правописания приставок ПРЕ- и ПРИ- придется сразу учиться различать разные смыслы приставок по шести правилам.
Но прежде научимся узнавать их в лицо. А для этого послушаем лингвистическую сказку.
Жили были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка Пре- была очень добрая, очень гордая, очень серьёзная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая, очень мудрая – премудрая.
— Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?(Ученики называют, а учитель выводит на экран — ПРЕДОБРАЯ, ПРЕГОРДАЯ, ПРЕМУДРАЯ).
— Итак, при каком же условии, как вы думаете, пишется приставка ПРЕ — ? (Когда приставку можно заменить словом «очень») заполняем таблицу. В одну колонку примеры, в другую – значение.
— Слушаем сказку дальше.
Приставка пре- была дочкой приставки пере-, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить, пересечь – пресечь.
— Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?(Ученики называют, а учитель записывает на доске — ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ, ПРЕСЕЧЬ)
— Давайте сделаем вывод: в каком случае ещё пишется приставка ПРЕ-?( когда приставка Пре- = Пере- (Снова заполняем таблицу)
ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.
— Но сказка на этом не заканчивается, нам следует рассмотреть случаи правописания приставки ПРИ. У нас осталось незаполненными четыре строчки. У вас на столах лежат отрывки из работ шестиклассников. Ваша задача прочитать отрывки из работ ваших сверстников, найти слова с приставками При — , выписать и также сделать вывод, в каких случаях ещё пишется данная приставка. (работа в группах)
1 группа
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригрело – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Слегка, едва, чуть-чуть:
Пришёл, привстал, затем прилёг-
Не хочет снова в путь.
— Какие слова с приставкой при- встретились в данном отрывке? Ученики называют, а учитель записывает на доске
ПРИКУСИЛ, ПРИГОРЕЛО, ПРИШЁЛ, ПРИВСТАЛ, ПРИЛЁГ.
Какое же значение имеет приставка ПРИ в данном случае?
(Всё делается «Чуть-чуть, не до конца – неполнота действия»)
2 группа
Если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл, поезд — «прибыл» , пароход – «приплыл», космонавт «прилетел» из Вселенной , конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился.
— Какие слова с приставкой при вы нашли?
ПРИШЁЛ, ПРИПЛЫЛ, ПРИЛЕТЕЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ. (слайд 6)
Итак, какое значение имеет приставка в этом случае? (Приближение)
3 группа.
Мне кажется, самый нужный предмет в школе – это технология. Девочек там учат пуговицы пришивать, бантики привязывать, а мальчишек – гвозди прибивать, шурупы прикручивать.
— Какие слова с приставкой при- вы нашли?
ПРИШИВАТЬ, ПРИВЯЗЫВАТЬ, ПРИБИВАТЬ, ПРИКРУЧИВАТЬ. (слайд 7 )
— Итак, какое значение имеет приставка в этом случае ? (Присоединение, прибавление)
4 группа.
Привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у нашей бабушки совсем маленький.
— Какие слова с приставкой ПРИ- нашли в тексте?
ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ. (слайд 8 )
— Итак, какое значение имеет приставка в этом случае ?( Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».)
— Итак, мы с вами заполнили таблицу. Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРЕ, а когда ПРИ? (Ребята делают вывод по таблице)
5. Работа с учебником.
— Сверим наши выводы с учебником
— Есть расхождения? Нет?
— Проблема решена? (Да).
6. Усвоение новых знаний и первичное закрепление. (Тренировочные упражнения.)
— Ребята, как вы думаете, может неспроста нам подложили текст? Теперь вы достаточно знаете и сможете самостоятельно его восстановить. Это будет вашим домашним заданием. А для того, чтобы проверить насколько вы усвоили сегодняшнюю тему, выполним упражнение 79 на станице 49 по вариантам. 1 вариант выписывает слова с приставкой ПРЕ-, 2 вариант – с приставкой ПЕРЕ-(самостоятельная работа, 2 ученика работают у доски).
— Закончили? Давайте проверим.
-Есть ли трудности в распределении слов по столбикам? (да, слова преподаватель, привередливый, препятствие, приветствие не входят ни в один столбик)
— В русском языке есть слова, в которых пре- и при не являются приставкой, а входят в состав корня. Написание таких слов надо запомнить. Внимательно прочитайте слова, данные в синей рамочке, и навсегда запомните их правописание.
— Оцените свою работу.
2) Физкультминутка «Приставочки».
(Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова)
— Ребята, мы с вами хорошо потрудились, пора и отдохнуть.
Все мы дружно тихо встали, присмотрелись, приосанились, руки медленно подняли, пригнули пальчики, распрямили их, руки вниз приопустили.
А теперь присели, привстали, присели, привстали, принагнулись, снова приосанились да призадумались : «А ведь преинтересный урок у нас получился!»
И снова присядьте на стул и прислушайтесь к новому заданию.
7. Закрепление изученного материала.
— Следующее задание — распределительный диктант. Ваша задача – распределить словосочетания в нужную графу.
1. Распределительный диктант.
Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.
при | пре | ||||
приближение | присоединение | близость | неполнота действия | очень | пере- |
— Закончили? Поменяйтесь тетрадями, проверьте по критериям и выставьте оценку друг другу. (Взаимопроверка работы) (слайд 9 )
2. Тест
1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр…рекаться, пр…одолеть
б) пр…лестный, пр..красный
в) пр..прыгнуть, пр..вратить
г) пр..городить, пр..мудрый
2. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..выкаю, пр..глашаю
б) пр..пятствие, пр..ступить (к работе)
в) пр..творить (мечту), пр..выкаю
г) пр..шить, пр…града
3. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..сутствовать, пр..рода
б) пр…близить, пр..града
в) пр..гласить, пр…неприятный
г) пр..смотреться, пр…тяжёлый
4. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..одолеть, пр..града
б) пр..ставка, пр…дворный
в) пр..казать, пр…вязать
г) пр..кратить, пр..вратить
5. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..учить, пр..рвать
б) пр..интересный, пр..годится
в) пр…морский , пр..зидент
г) пр..одолеть, пр…длинный
6. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..милый, пр…коснуться
б) пр…неприятный, пр..дворный
в) пр..усадебный, пр..рвать
г) пр…бежать, пр…плыть
7. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..кусить, пр..открыть
б) пр..вокзальный, пр..клеить
в) пр..тащить, пр..винтить
г) пр..интересный, пр…любопытный
— Проверьте себя по слайду. У вас должна была получиться 5.
а | б | в | г | |
1 | х | х | х | х |
2 | х | |||
3 | х | |||
4 | х | х | х | х |
5 | х | |||
6 | х | |||
7 | х | х | х | х |
А если не получилось, не стоит огорчаться. На следующем уроке обязательно получится.
3. Игра «Одним словом».
— Время летит незаметно. Подходит к концу наш урок. Напоследок проведем небольшую игру, которая называется «Одним словом». Я буду читать словосочетания, а вы заменить их одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-Спросить еще раз (переспросить)
Расположенный у берега (прибрежный)
Очень добрый (предобрый)
Сесть на краешек (присесть)
Немного открыть окно (приоткрыть)
Заболеть, но не сильно (приболеть)
Нарушитель закона (преступник)
Очень скверный (прескверный)
Участок около школы (пришкольный)
Кем является Владимир Владимирович Путин? (президент)
8. Рефлексия деятельности. (подведение итогов занятия)
— Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итоги.
1. Какова была цель нашего урока?
2.Выполнили мы поставленные цели?
3.Понравился ли вам урок? Если да, то хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове , нет – топните ногой.
4.Довольны ли вы своей работой в течение урока?
Да — хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове , нет – топните ногой.
5.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?
Да — хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове , нет – топните ногой.
6.Какая форма работы вам понравилась больше?
— Подсчитайте свои баллы , выставьте соответствующую оценку за работу.
Ребята, сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).
Домашнее задание
А теперь настала очередь домашнего задания. Задание на ваш выбор. (Задание дифференцированное)
Выберите одну карточку для работы.
1. Карточка с красным заголовком – трудная, на «5»
Составить алгоритм написания приставки ПРИ- и ПРЕ- в словах, то есть описать необходимые действия , а также порядок их выполнения с целью решения поставленной задачи. (Что надо делать, чтобы правильно написать приставку в слове?)
2. Карточка с зелёным заголовком – средней трудности, на «4».
Восстановить текст, воспользовавшись словами из «справочного бюро».
Из снежного плена.
Все…в лесу. Деревья стараются ….вырваться из снежного плена. С юга …..лесные птицы, наполняют лес птичьим звоном. Весь лес…. в движение. Всё оживает.
СПРАВОЧНОЕ БЮРО: необходимо и его привести в порядок.
Пр…образилось(е), пр…одолеть(е) пр…грады(е), пр..бывают(и), пр…ходит(и).
3. Карточка с синим заголовком – простая, на «3».
«Корректор». Исправьте ошибки в тексте. Выделите в словах приставки ПРЕ- и ПРИ-
Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие приграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел Иванушка на предорожный камень и презадумался.
— Завершая урок, хочу
пожелать вам цвести, расти,
копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Спасибо за урок!