Преподают или препадают как правильно пишется

Фотографии: depositphotos / иллюстрация: юлия замжицкая дискуссии о языковой культуре школьников ведутся давно по мнению заслуженного учителя россии александра

Преподают или препадают как правильно пишется
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Дискуссии о языковой культуре школьников ведутся давно — по мнению заслуженного учителя России Александра Снегурова, грамотность учеников в последние несколько лет стремительно ухудшилась. Однако и сами учителя зачастую достаточно вольно обращаются с «великим и могучим», а иногда и вовсе допускают непозволительные ошибки. Так можно ли считать современных педагогов грамотными?

В чём проблема?

Далеко не все преподаватели могут разговаривать и писать без ошибок. И если в каких-то случаях это можно проигнорировать, то в основной массе такие оплошности (особенно в письменной речи) бросаются в глаза и вызывают недоумение. Чего стоят «ляпы» учителей на педагогических форумах и в школьных чатах: 

«Прошу ПРОЩЕНИЕ», «Они УСНО занимались?», «Уважаемые родители, решите пожалуйста вопрос с КАТРИДЖЕМ», «Ваш ребенок и так мечется СРЕДИ вас и детей», «Родители, давайте ОБЬЕДИНИМ наши усилия».

Неграмотность, выставленная на всеобщее обозрение, коробит даже людей без педагогического образования. Тем не менее, подобные случаи имеют место.

К примеру, учитель может не ориентироваться в написании -тся и -ться:

«Пока в сми будет негатив об учителях, пока родители не НАУЧАТЬСЯ понимать, что это читают их дети, у которых формируется отношение к школе и учителю соответственное, ничего не изменится». (Образовательная сеть nsportal.ru, форум педагогов на тему «Учитель — это престижно?»).

А может и путаться в частях речи:

«Что значит современный? ПО-МОЕМУ МНЕНИЮ, это и совершенно новый, и в то же время не теряющий связи с прошлым, одним словом — актуальный урок». (Образовательная сеть nsportal.ru, форум педагогов на тему «Современный урок. Каким он должен быть сегодня?»).

Всем ли быть грамотными?

Разумеется, все родители хотят видеть рядом со своими детьми идеального педагога, но вот вопрос: стоит ли требовать от математика, который прекрасно разбирается в своем предмете, отличного знания правил русского языка?

По мнению кандидата филологических наук, доцента кафедры русского языка и литературы Дальневосточного федерального университета Натальи Милянчук, для учителей всегда был характерен разный уровень грамотности:

«Я не считаю это проблемой именно нашего времени. Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы все учителя говорили правильно, но, к сожалению, это нереально — причем так было всегда. Мне кажется, когда специалист хорошо знает свой предмет, когда его речь эффективна, то ничего страшного, если он, например, где-то неправильно поставит ударение или не так употребит деепричастный оборот. Конечно, безупречен имидж того преподавателя, который говорит без ошибок. Но это еще не означает, что он может заинтересовать учеников, установить контакт с ними. Так что это очень тонкий вопрос», — отмечает специалист.

Насколько грамотны учителя-словесники?

Как оказалось, педагоги-словесники тоже не всегда могут похвастаться тем, что отменно знают русский язык. Оставляя сообщения на просторах интернета, многие не считают нужным следить за сказанным или написанным.

Иногда они просто не справляются с грамматическими конструкциями и не ориентируются в знаках препинания:

«В этом году закончила вуз по специальности педагогическое образование (русский язык и литература). К концу учебы поняла, что боюсь идти работать в школу. Однако в июне УСЛЫШАЛА от одногруппников О ТОМ, что необходимо подтвердить полученный диплом, в противном случае он „пропадает“. Поэтому НЕ ДОЛГО думая (вероятно, в этом и проблема), я начала искать вакансии в школе». (Сообщество взаимопомощи учителей pedsovet.su, форум педагогов на тему «Работа не в радость. Что делать?»).

Или нарушают устойчивую сочетаемость слов:

«Почитав комментарии, в который раз УБЕЖДАЮСЬ УМУ Николая Александровича Зайцева, педагога-новатора, который говорил: оценки — вредны, они убивают деятельность ребенка». (Сообщество взаимопомощи учителей pedsovet.su, форум учителей русского языка, литературы, МХК — русский язык на тему «Дети не умеют писать сочинения»).

Но бывает, что словесники делают банальные орфографические ошибки или выражаются просторечно.

«Я вот ЩАЗ поставлю вам (якобы знатоку текста Достоевского) ВАЩЕ КАНКРЕТНЫЙ вопрос: какому герою „Преступления и наказания“ автор на протяжении текста меняет имя?». (Сообщество взаимопомощи учителей pedsovet.su, форум учителей русского языка, литературы, МХК — литература на тему «Как приобщить детей к чтению? (поделитесь методами и приемами)»).

«Конечно, грубые просторечия в речи словесников недопустимы. Но не хотелось бы вешать ярлыки: я знаю многих учителей русского языка, которые хорошо говорят, умеют работать с детьми, доносить до них содержание своего предмета. В целом эти люди выполняют довольно тяжелую работу. Речевые и орфографические ошибки не свидетельствуют о профнепригодности», — считает Наталья Милянчук.

Как победить учительские «АШЫПКИ»?

Эксперт считает, что говорить стоит не о неграмотности педагогов, а о недостаточно высоком уровне культуры речи. 

«Чтобы повышать грамотность педагогов, нужно делать учительскую среду более продвинутой, творческой, давать учителям больше возможностей. Важно, чтобы у них было время, силы и желание развиваться и заниматься чем-то помимо рабочей рутины. Сейчас существует огромное множество различных интересных онлайн-курсов, видеоблогов, подкастов, других источников информации — любопытных, полезных, веселых», — отмечает специалист.

Кроме того, на курсах повышения квалификации всем учителям-предметникам уже достаточно давно преподают культуру речи педагога.

В рамках предмета учителя изучают нормы орфоэпии, словоупотребления, грамматики, а по окончании курса проходят тестирование. По мнению эксперта, это достаточно продуктивный путь решения проблемы.

«В школу не всегда идут работать лучшие из лучших, но ничего плохого в этом нет, — уверена специалист. — Отличник-суперинтеллектуал не всегда здесь приживается. Чтобы работать учителем, нужно иметь определенный характер — ориентированный на контакт с детьми, развернутый в сторону их интересов. А люди, погруженные в науку, тексты, — больше интроверты. Поэтому в педагогике им зачастую сложно, а иногда даже невозможно работать. У выпускников попроще есть масса своих плюсов — они тоже достаточно грамотные люди, при этом хотят расти, развиваться и повышать свой профессионализм». 

По мнению ученого, для того чтобы повысить общий уровень речевой грамотности — не только педагогов, но и работников других сфер, — необходимо создавать соответствующие условия. Государству нужна система дополнительного образования, включающая различные формы обучения русскому языку, а точнее, его грамотному и эффективному использованию в самых разных сферах. И эта система должна давать всем желающим возможность не только повышать свою языковую грамотность, но и учиться использовать родной язык в качестве инструмента профессиональной и творческой самореализации.


Материалы по теме:

  • «Скоро не сможем их понять»: учителя заявили о повальной безграмотности школьников
  • Разработчик тем итогового сочинения рассказал о самых частых ошибках у выпускников
  • В Рособрнадзоре назвали предметы, по которым упали результаты ЕГЭ-2021

Утром 13 декабря у входа в православную гимназию при Введенском женском монастыре в Серпухове 18-летний выпускник этой гимназии взорвал самодельную бомбу. В результате в больницы с различными травмами попали семь человек, нападавший – тоже. Его мотивы пока не ясны: у него были серьезные проблемы со здоровьем, одноклассники говорят, что в гимназии над ним издевались преподаватели.

Священник и писатель Андрей Кураев, лишенный сана в РПЦ, рассказал Настоящему Времени, что известно об этой школе и могла ли обстановка там повлиять на состояние ее выпускника.

— Мне кажется, что это едва ли не первый случай, когда стрельбу открывают в церковно-приходской школе. Вообще что вам об этой школе известно, о том монастыре, где все произошло?

— На самом деле, теракты в церковных учебных заведениях хорошо известны. Несколько ректоров католических семинарий было убито за последние годы. В свое время польский архиепископ был убит ректором одной польской православной семинарии. Было множество актов насилия студентов против администрации в ходе первой русской революции 1905 года. И в конце концов, из семинарии вышел всеми нам памятный товарищ Иосиф Сталин. Так что никаких гарантий того, что вдруг в церковных стенах не будет какого-то прессинга в отношении учащихся и ответных реакций, в том числе незаконных, таких гарантий история не дает.

Эта школа не приходская – это общеобразовательная школа, имеющая все лицензии, полного цикла образования с 1-го по 11-й класс. Учатся и мальчики, и девочки. Просто эта школа находится на территории женского монастыря, [Алексия] игуменья является единственным учредителем. Все педагоги – это светские люди. Может быть, монахини что-то преподают, какие-то специфические церковные предметы, но в списке преподавателей их не значится, на сайте гимназии этого нет. Это женщины, кроме одного преподавателя физики, мужчины. В общем, картинка обычная для обычной российской школы.

По уставу этой гимназии принимают они детей преимущественно из местного микрорайона. И только если есть лишние места, принимают других детей. При этом в класс принимается человек 15. Там сказано, что преимущество при поступлении отдается детям из воцерковленных семей.

А теперь переходим к самому интересному. Дело в том, что у этой гимназии есть обязательные правила гимназиста. И это очень детализированное расписание того, как должен одеваться, что кушать, как себя вести, как ходить, как сидеть учащийся этой школы.

Надо сказать, что дети находятся в этой школе с раннего утра и до позднего вечера, они должны приходить за 20 минут до начала утренней молитвы. Они все слушают утреннюю молитву, потом точно так же молитва в начале и в конце каждого урока. Обучение платное – все это на деньги родителей. Естественно, эта плата не признается монастырем. На сайте гимназии висит замечательная заготовка: «Укажите номер договора и сумму пожертвования». То есть это называется пожертвованием, а не платой за образовательные услуги.

А во время трапез – два или три раза их кормят за это время – детям читаются жития святых. Это верный способ испортить аппетит. И для этого это и задумывалось в монастырской практике. Это древняя традиция – в монастырях во время трапезы монахов читаются жития святых для того, чтобы мысли монахов были не о еде, не о том, что в тарелке, не о вкусовых ощущениях, а о чем-то духовном.

И я помню по своему опыту семинарии, с нами тоже так поступали. Бывали и замечательные конфликты, когда у тебя в тарелке лежит что-то более-менее вкусное, я голоден, хочу есть, а мне в это время читают рассказ о подвигах святого, который не ухаживал за своими ранами, боролся с плотью, и черви завелись в его гноящихся ранах и так далее. И вот под это дело надо вкушать. Или же это было описание какого-нибудь мученичества, как кого-нибудь разрубали на части, и ты в это время тоже должен кушать.

— По-вашему, подобные действия могли быть протестом против того, что вообще происходило в этой школе? Или я неправильно трактую ваши слова?

— В интернете еще вчера утром я нашел несколько отзывов учащихся этой гимназии, и они негативные. Последний из отзывов датировался 14 ноября этого года. Девочка писала об этой школе: «Добро пожаловать в ад». По сути, очевидно, что игуменья, носящая трансгендерное имя Алексия, решила создать такой монастырь для малолетних, где детям приписывается поститься и дома, и в школе. Если у тебя день рождения в школе и ты решил угостить друзей, но день рождения пришелся на постный день, ты обязан принести постную еду или перенести свой праздник на другой день. То есть попытка создать монастырскую колонию для малолетних.

Естественно, что у подростков это способно вызывать протест. При этом надо учесть, что подростки в традиционном православном обществе просто не существуют как класс, потому что в традиционном обществе принято выдавать растущий организм вступать в брачную жизнь при первых признаках способности к этому. Помните, в средневековых романах было выражение: «Распустился бутон ее девственности». Значит, тогда эту девочку быстро подкладывают под какого-то мужа, обычно не спрашивая ее согласия.

— Как так вышло, что во всей этой монастырской системе ребенок действительно, судя по тому, что заявляет Следственный комитет, имел дома оружие? Как это могли пропустить?

— А это не его оружие – это оружие отца. Это увлечение его отца. В его инстаграмчике масса фотографий, где именно его отец с пистолетиками и ружьями. Он человек рабочий, у него рабочие руки – электрик, автомеханик. Так что это его хобби. И на фотографиях он там на фоне портрета Сталина, например.

— Очевидно, этот молодой человек, протестуя, решил взять это оружие и пойти в школу.

— Форма его протеста, скорее, подсказана культурой отца, культурой его такого пролетарского сталинизма. А сам протест во многом порожден, конечно, и его возрастом, и той атмосферой, в которой он оказался в гимназии, возможно, без особого своего желания. Он переведен туда был уже в класс 10-й, он не с первого класса там воспитывался.

  • Главная
  • Общество

Ольга ВЛАДИМИРОВА

13 декабря 07:00
0

Обновление школьных уроков информатики: мнение учителей и IT-шников

Фото: Булатов Алексей

Школьная программа по информатике устарела лет так на 20. Об этом заявил министр цифровой трансформации Михаил Федоров. Он убежден — без модернизации программы никак не обойтись. «КП в Украине» узнала, что об этом думают преподаватели и программисты. 

«Сначала обеспечьте техникой»

По словам учителя информатики одной из киевских школ, прежде чем менять программу, нужно решить вопрос с техническим обеспечением классов и учителей.

— Нам катастрофически не хватает компьютеров! Государство обещало ими обеспечить каждого учителя, однако многие педагоги их не получили. Особенно нужна техника во время дистанционного обучения. Да, у многих есть смартфоны, но вести уроки с телефона нельзя. В такой ситуации преподавателям пришлось забрать ноутбуки из класса домой, чтобы учебный процесс не прерывался, — рассказала наша собеседница. — Нам приходится работать в обычных классах. Объясняем на пальцах, как проверять информацию, как работать в текстовом редакторе. Ребята должны научиться создавать презентации, работать с программой Scratch. Иногда выручает проектор, однако без практики особого смысла в таких занятиях нет.

По словам учителя информатики, есть еще одна трудность, с которой сталкиваются школы — не все общеобразовательные учреждения могут провести интернет. Особенно в маленьких городах и селах. 

Что касается обновления программы, то в этом нет нужды, считает наша собеседница. И поясняет: 

— У учеников очень разный уровень компьютерной грамотности. И связано это в первую очередь с финансовым обеспечением семьи. Большинство родителей смогли купить детям смартфоны, а на компьютеры у многих просто нет денег. Малообеспеченная или многодетная семья не может себе такое позволить. Поэтому кто-то из детей знает больше рекомендованного, а кто-то не знает вообще ничего. 

Как оказалось, подавляющее большинство учителей информатики думают примерно так же — в школах огромная проблема с техническим оборудованием, нет онлайн-платформы и просто беда с кадрами.

Считают второстепенным предметом 

По мнению главного специалиста по обучению известной IТ-компании Sigma Software Максима Почебута, ситуация с уроками информатики в нашей стране достаточно сложная. Очень многое зависит от конкретной школы и учителя. 

— Сейчас курс информатики преподают с первых классов школы, ведь цифровые навыки необходимы современным людям. Но вопрос качества преподавания зависит от учителя и от того, говорим ли мы о профильной школе, — объясняет Максим Почебута. — В обычной школе преподавателей информатики для старших классов часто не хватает, потому этот предмет могут преподавать учителя других специальностей. Как правило, информатику считают второстепенной дисциплиной, особенно, если школа не уделяет много внимания STEM-предметам (STEM — аббревиатура слов наука, технологии, инженерия и математика. — Авт.).

Максим уверяет: за последние 10 лет над программой по информатике действительно хорошо поработали: ее пытаются наполнить практичными ситуациями и случаями. А в ответ на жалобы учителей о нехватке техники напоминает: Министерство образования запустило инициативу по закупке ноутбуков учителям и передаче техники по IТ-индустрии в школы. Помогает и бизнес — несколько дней назад компания Sigma Software Group передала несколько компьютеров для средней школы в Любине во Львовской области.

Однако дело не только в компьютерах.

— Нужно, чтобы у маленьких городов и сел был доступ к качественному интернету, к интересным образовательным платформам и познавательному контенту, — считает наш собеседник. — Качественного преподавания информатики не будет без обновления образовательной программы; доступа в интернет; хороших учителей, которым интересен их предмет.

Уроков информатики должно стать больше

Как считает старший вице-президент IТ- компании SoftServe Константин Пилипчук, уроков информатики в школах должно быть значительно больше, чем один раз в неделю. 

— При этом надо понимать, что индустрия технологий быстро прогрессирует — здесь всегда нужно держать руку на пульсе, чтобы давать школьникам актуальные знания, — считает наш собеседник. — Что бы ни говорили учителя, система обучения не может не меняться годами, ведь между поколениями существуют колоссальные отличия в работе, приоритетах, восприятии информации.

Современное преподавание информатики должно содержать игровые форматы, когда команды придумывают идеи для решения тех или иных проблем, а также максимально приближенным к проблемам школьников и их интересам. 

— Всегда можно попробовать сделать альтернативную соцсеть или платформу для общения одноклассников, чат-бота с информацией о домашних задачах либо попытаться решить какую-то неотложную проблему школы с помощью технологий, — рассказывает Пилипчук.

Вспоминая свои ученические годы, Константин уверяет: он не слишком рассчитывал на школьную программу, а искал информацию самостоятельно, тратил на книги и софт для программирования все свои первые деньги: «После того, как я заинтересовался дисциплиной, я продолжил ее глубоко изучать. Но заинтересовать обязательно нужно. Самый лучший вариант, если это будет еще в школе».

А вот ждать финансирования от государства — не лучший выход. Школы могут контактировать с местными частными академиями или школами IТ-курсов, с IТ-компаниями и IТ-cообществами, которые могут помочь осовременить учебную программу или проводить отдельные дополнительные уроки или лекции, которые разнообразят обучение. 

— К примеру, в этом году наша компания предоставила 5 грантов преподавателям университетов, предложила лучшие идеи по внедрению или модернизации учебных курсов для технических специальностей, — рассказал Пилипчук. — А недавно мы совместно с ОО «Навчай для України» финансово поддержали молодых преподавателей-волонтеров, которые будут преподавать информатику в двух школах Днепропетровской области.

Бизнес не отказывает в помощи

IT-сообщество действительно не стоит в стороне. 

— Недавно наша компания заключила контракт с Министерством образования. Мы решили передать свою технику в сельские школы: хотим сгладить барьер между городскими и сельскими общеобразовательными учреждениями. До конца года планируем передать 100 компьютеров в школы Хмельницкой области, — рассказывает сотрудница одной из ведущих IT-компании ЕРАМ Нина Василова. — Мы работаем с государством в двух направлениях. Первое — это техническое оснащение. С этим проектом мы стартовали в этом году. Второе — это обучение. Все 16 лет своего существования мы создаем так называемые лаборатории при университетах. Это специальные компьютерные классы, где преподают наши коллеги. К нам приходят студенты 2-3-го курса и выпускники. Они выбирают направление, которое им интересно, и сдают вступительные экзамены. Обучение у нас бесплатное.

На вопрос, зачем бизнесу делать такие широкие жесты, наша собеседница приводит весомый довод: 

— С одной стороны мы заинтересованы в том, чтобы у нас работали высококвалифицированные специалисты с актуальными знаниями. Но, с другой стороны, нам важно, чтобы уровень населения в вопросах компьютерной грамотности был достаточно высоким. Иначе люди просто не смогут воспользоваться нашими услугами и продуктами.

МНЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ

«Я люблю уроки информатики. Нам рассказывают, как пользоваться некоторыми программами и Microsoft Word, показывают презентации. Но мы на них только смотрим, а сами ничего не делаем, — рассказал нам Тимофей, ученик 4-го класса одной из киевских школ. — Я хотел бы, чтобы нас учили работать на игровых движках, пользоваться сложными программами. К сожалению, мы не занимаемся на компьютерах. Если бы уроки информатики проходили в компьютерном зале, было бы намного интереснее: я бы мог показывать всему классу, что умею. 

Иногда урок информатики у нас меняют на какой-то другой, хотя информатика у нас и так раз в неделю. Мне и моим одноклассникам не нравится, когда вместо этого урока к нам приходит незнакомая учительница и дает нам математические задачи. Для меня это ценный предмет, даже если нам рассказывают то, что я уже знаю».
***

«Мои дети учатся в новой школе, поэтому проблем с обеспечением учителей компьютерами нет, — рассказывает нам мама ученицы пятого класса одной из киевских школ. – Но многое зависит от педагога. Наша учительница — выдумщица. На день информатики расклеила по школе QR-коды, чтоб дети могли их сканировать и выполнять задания — разгадывать кроссворды, решать задачки и головоломки. Правда, не уверена, что кто-то из учеников воспользовался такой возможностью».

Подписывайтесь на нас в соц. сетях

  • Преподаете как пишется правильно
  • Преподаешь как пишется слово правильно
  • Преплыть или приплыть как пишется
  • Преочень или приочень как пишется правильно
  • Препираться как пишется правильно и почему