В современных российских реалиях лицей – это, как правило, учреждение среднего общего образования, по окончании которого выпускник получает аттестат. При этом многие родители уверены в престиже подобных учебных заведений и куда охотнее отдают туда своих детей, чем в обычные школы. О том, насколько оправдан подобный ажиотаж, что из себя представляли лицеи в прошлом и каков их статус сегодня, вы узнаете из нашей статьи.
Экскурс в историю
Слово «лицей» восходит к древнегреческому «Λύϰειον». Так называлась философская школа, созданная в IV веке до нашей эры неподалеку от Афин самим Аристотелем и просуществовавшая порядка 8 столетий. Нарекли ее в честь храма Аполлона Ликейского. Чуть позднее учебные заведения с тем же названием появились в Древнем Риме, а уже во времена Возрождения лицеями стали именовать школы, занимавшиеся подготовкой будущих студентов университетов. В начале XIX века во Франции лицеи были учреждены указом Наполеона как средние учебные заведения, созданные по лекалам иезуитских коллегий (колледжей), но финансировались, в отличие от них, не религиозными общинами, а самим государством. В ряде других стран лицеи стали полными аналогами гимназий, хотя не везде. Например, в Германии, начиная с 1912 года эти учебные заведения были сугубо женскими, причем давали воспитанницам высшее образование. В Италии же лицеями именовали 3 последних класса гимназии.
Особую роль сыграли лицеи в истории отечественного образования. В XIX веке на территории Российской Империи существовало 6 подобных учебных заведений, и все они имели статус элитных. Их программа была рассчитана на срок от 6 до 11 лет, охватывала материал как средней, так и высшей школы, а готовили по ней в основном будущих государственных чиновников. К Октябрьской революции в стране осталось всего 3 лицея – Царскосельский, Демидовский, Катковский, – и все они были ликвидированы новым правительством как пережитки самодержавия. Понятие «лицей» вернулось в отечественный педагогический обиход лишь в 1992 году, с принятием первого в новой России закона об образовании. Непосредственно после развала СССР, в 90-е, подобные учебные заведения открывались повсеместно, хотя и в новом качестве – как средние общеобразовательные учреждения с техническим профилем. Кроме того, лицеями нередко стали именовать профтехучилища – те самые ПТУ, где можно было получить начальное профессиональное образование, то есть освоить специальность рабочего или служащего.
Юридический статус лицеев сегодня
До 2013 года лицей фигурировал в законе как отдельный вид образовательного учреждения, а для получения соответствующего статуса нужно было пройти аккредитацию и множество проверок. С точки зрения права положение дел изменилось в конце 2012-го, с выходом обновленного закона «Об образовании в РФ». В нем была представлена иная, упрощенная по сравнению с предыдущей классификация учебных заведений, и все лицеи формально перестали существовать, превратившись, наряду с гимназиями, в так называемые общеобразовательные организации. Многие лицеи при этом сохранили свое название, но на юридическом уровне разница между учреждениями среднего общего образования (школами) исчезла.
Как работают современные российские лицеи
Несмотря на новый правовой статус и унификацию основных образовательных программ, на практике лицеи не превратились в обычные средние школы и по-прежнему сильно от них отличаются. Это верно даже в тех случаях, когда меняется название учебного заведения. В Москве, например, с некоторых пор все элитные учреждения среднего общего образования стали активно переименовывать в школы, но де факто большинство даже бывших лицеев свои преимущества сохранило.
Особенности учебного процесса
Чем же именно отличаются лицеи от обычных школ с точки зрения организации образовательного процесса? В основном – качеством и объемом программ, наличием профилей и повышенным вниманием к профориентации учеников.
Расширенные программы
Все учреждения среднего общего образования обучают по единому государственному стандарту. ФГОС – это минимум, ниже которого опускаться нельзя, а вот подняться выше – можно, причем для этого достаточно решения администрации школы. Поскольку программа дополняется, как правило, за счет увеличения количества часов, стоит понимать, что нагрузка в лицее наверняка будет выше, чем в обычной школе.
Помимо обязательной программы, ученикам предлагаются разнообразные дополнительные занятия: создаются кружки, секции, клубы и проекты, призванные вывести ученика за пределы унифицированных образовательных схем и помочь ему раскрыть собственный потенциал. Подобные курсы лицеисты чаще всего посещают по желанию и за плату, но даже если говорить про базовые дисциплины, то и они преподаются углубленно по сравнению с обычной школой. Особенно это касается профильных предметов.
Профили
Традиционно лицеи имеют техническую направленность, то есть поступать в них стоит в первую очередь тем, у кого есть способности и желание уделять повышенное внимание физико-математическим наукам и в дальнейшем получать связанную с ними профессию. Тем не менее такова лишь общая тенденция, но законодательных ограничений нет, поэтому некоторые учебные заведения остаются многопрофильными и набирают классы различной специализации, не только технической. Так, например, у знаменитой Бауманской инженерной школы № 1580, которая прежде именовалась лицеем, профилей целых 5:
- технический (информатика, IT, программирование, робототехника);
- физкультурно-спортивный (волейбол, танцевальный спорт, общефизическая подготовка, футбол, атлетическая гимнастика, баскетбол);
- естественно-научный (физика, математика, химия);
- социально-педагогический (история цивилизаций, русский и английский языки, речевая культура, социокультурная адаптация, обществознание, бизнес, экономика);
- туристско-краеведческий (краеведение).
Подобных лицеев, однако, сравнительно немного. Чаще всего столь большого разброса в направлениях у подобных учебных заведений нет, но хотя бы 1 профиль обычно имеется.
Ранняя профориентация
Следующая особенность связана с предыдущей. Поскольку почти все лицеи имеют как минимум 1 профиль, учеба в них способствует профессиональной ориентации подростков. Более того, некоторые лицеи работают на базе вузов или даже академий наук. Сегодня такие школы часто называются предуниверситариями и готовят будущих абитуриентов для конкретных высших учебных заведений. Подобные лицеи есть при СПбГУ, «Политехе», РЭУ имени Плеханова, НИУ ВШЭ и многих других вузах разного масштаба. Интересный пример – Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. В. Иогансона при Российской академии художеств, существующий, к слову, уже более 80 лет. Это учреждение среднего общего образования, где, помимо стандартных школьных предметов, углубленно изучают живопись, графику, скульптуру и архитектуру. Выпускники пользуются преимуществами при поступлении в вузы, подведомственные наряду с самим лицеем Академии художеств: Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (Петербург) и Московский художественный институт имени В. И. Сурикова.
Интернаты
Отдельного упоминания заслуживают учебные заведения, где школьники не только учатся, но и постоянно живут. Один из возможных примеров – Югорский физико-математический лицей-интернат, имеющий собственное общежитие, которое находится неподалеку от основного корпуса. Здесь большое внимание уделяется не только собственно учебной работе, но и дополнительному образованию, а также организации досуга. Основное преимущество интерната – непрерывность педагогического процесса. Кроме того, у лицея появляется возможность набирать талантливых ребят со всей России и таким образом поддерживать статус элитного учебного заведения.
Качество образования
Несмотря на юридические изменения, о которых говорилось выше, лицейское образование по-прежнему считается престижным. Одна из основных причин – сильный педагогический коллектив. Администрация традиционно предъявляет высокие требования при наборе кадров, старается брать учителей высшей и первой категории, а также обладателей ученых степеней. Например, в знаменитом московском лицее «Вторая школа», основанного еще в середине прошлого века, работает 7 кандидатов и 2 доктора наук. Обычные школы в подавляющем большинстве не могут похвастаться таким количеством высококвалифицированных педагогов.
Расширенные программы, профили, элективы, курсы дополнительного образования, которые характерны для большинства лицеев, – все это в совокупности делает подобные школы прекрасными площадками как для воспитания всесторонне развитых личностей, так и для подготовки будущих абитуриентов. Кстати говоря, некоторые лицеи (например, тот же Югорский интернат) организуют педагогический процесс в старших классах так, чтобы максимально приблизить его к вузовскому: проводятся лекции, семинары, практикумы и даже зачетные сессии. Неудивительно, что после столь серьезной подготовки лицеисты поступают в лучшие учебные заведения страны. Наконец, если обратиться к рейтингам, то будет видно, что лидирующие позиции по качеству образования наряду с гимназиями занимают именно лицеи. Они значительно опережают в этом смысле обычные школы, даже если номинально больше от них не отличаются.
Условия поступления
Особенность лицеев в том, что зачастую они не имеют начальной школы, то есть обучают, лишь начиная с 5, 6 или 7 класса. Это не железное правило, но тенденция именно такова и обусловлена она профильностью этих учебных заведений. Если при комплектовании 1–4 классов конкурс почти нигде не предусмотрен, то в среднюю и старшую школу лицеи уже проводят отбор, ориентируясь на успеваемость по профильным предметам и на результаты вступительных испытаний, форму которых определяет само учебное заведение. Например, Лицей научно-инженерного профиля города Королева в качестве экзамена проводит собственную олимпиаду по математике, физике и русскому языку и по ее результатам выбирает претендентов. Уже упомянутый Лицей имени Иогансона требует от поступающих художественное портфолио и вместе с тем проводит очные испытания по искусству. Республиканский лицей для одаренных детей в Саранске, имеющий 3 профиля (физический, математический и химико-биологический), принимает по результатам собеседования и предметного тестирования по выбранному направлению. Таким образом, в приличный лицей вряд ли удастся поступить на основании одного лишь заявления. Конкурс будет, причем, вероятно, серьезный. Скажем, в лицее при НИУ ВШЭ на каждое место претендует 7-8 человек, что сопоставимо с показателями престижных вузов. Все это лишний раз свидетельствует об элитарности таких учебных заведений даже в условиях декларируемой унификации среднего общего образования.
Материальное оснащение
Так как де юре лицеи сейчас ничем не отличаются от прочих общеобразовательных организаций, к ним предъявляются те же требования по техническому обеспечению, что и к обычным школам. Как и в случае с учебными программами, ФГОС устанавливает минимум, но развиваться самостоятельно, в том числе материально, закон не запрещает. Подобно прочим средним школам, лицеи делают это за счет родительской поддержки и платных услуг, о которых пойдет речь ниже. Если проанализировать сведения о материально-техническом обеспечении, представленные на сайтах разных образовательных учреждений, то выяснится, что в этом отношении государственные лицеи мало отличаются от обычных школ, а иногда даже уступают им. И все же наиболее престижные учебные заведения удивить способны. Например, в Президентском физико-математическом лицее № 239, который находится в Северной столице, имеется 6 компьютерных классов, 3 учебных лаборатории (электричества, электроники и нанотехнологий), 2 библиотеки, несколько спортивных залов (2 общих, тренажерный, настольного тенниса, ОФП, шейпинга) и даже 2 собственных музея. Кроме того, ученики пользуются возможностью безлимитного доступа к Интернету и в частности – к образовательной платформе Moodle с системой автоматической проверки заданий по информатике и ИКТ. Это пример солидного в плане материальной обеспеченности учебного заведения, но не стоит думать, что каждый лицей столь же хорошо развит в техническом отношении.
Плата за обучение
Минимальная программа, составленная согласно ФГОС, в любом государственном лицее преподается за счет бюджета, а вот дополнительное образование нередко приходится оплачивать родителям. Перечень и условия оказания коммерческих услуг определяет сам лицей, поэтому и разница между учебными заведениями в этом смысле может быть велика. Иногда школа предлагает платные подготовительные занятия для поступающих, но чаще – дополнительные уроки для самих лицеистов, в том числе по профильным предметам. Скажем, Лицей при ТПУ (Томском политехническом университете) проводит целый ряд платных спецкурсов: по геометрии, физике, химии, информатике, экономике, робототехнике, английскому и даже китайскому языкам. Если цикл занятий посвящается одному из базовых предметов, который в любом случае входит в программу, то на дополнительных уроках ребята изучают углубленно уже пройденные темы или рассматривают специфические вопросы, которым учителя в рамках общей программы внимания не уделяют.
В Волгодонском многопрофильном лицее платные программы не менее разнообразны и ориентированы на следующие группы детей и подростков:
- дошкольников (подготовка к поступлению, робототехника, изобразительное искусство, театр);
- учеников 3-4 классов (арифметика и математика, чтение, русский язык);
- десяти- и одиннадцатиклассников (подготовка к Единому экзамену и сочинению).
Актуальный список дополнительных курсов и их стоимость всегда публикуется на сайте учебного заведения. Платные занятия обогащают и без того насыщенную лицейскую программу и помогают каждому школьнику выбрать собственный путь развития даже в условиях стандартизированного образования.
Профессиональные лицеи
В 90-е и нулевые лицеями стали называться не только многие школы, но и ПТУ – учреждения начального профессионального образования, куда можно было поступить, окончив лишь 8 классов, и получить специальность рабочего или служащего. Однако в 2012 году понятие начального профессионального образования из закона исчезло, а многие лицеи превратились в колледжи и техникумы. Некоторые же былое название сохранили, но относятся, как и последние, к профессиональным образовательным учреждениям. Например, петербургский Индустриально-судостроительный лицей открылся еще в 1975 году именно как профтехучилище (ПУ-116) и сегодня считается одним из лучших учреждений профессионального образования по подготовке судовых механиков. С годами перечень специальностей расширился: теперь здесь обучают в том числе парикмахеров, поваров, печников, штукатуров, – всего доступно 14 профессий. В зависимости от направления, учиться можно на базе 8, 9 или 11 классов. Вступительных экзаменов нет, прием ведется на основании заявлений, что роднит лицей с его предшественником – ПТУ. Хоть учреждение и относится к числу профессиональных, поступившие после 8 и 9 классов одновременно с ремеслами осваивают и школьную программу. Подобные учебные заведения сегодня и юридически, и фактически близки к колледжам и техникумам, а потому могут преобразовываться в них, не меняя существенно собственную структуру.
Итак, на вопрос, что такое лицей сегодня и какое образование он дает, ответов может быть 2, но основная масса этих учебных заведений относится к разряду общеобразовательных. Поступать туда стоит, если есть интерес к конкретному направлению и вообще желание учиться, поскольку программа будет насыщенной. Также следует соблюдать осторожность и помнить, что сегодня элитарность лицеев – это дань традициям, и закон не обязывает администрацию их чтить. Но так как объективные сведения о большинстве школ сегодня есть в открытом доступе, найти их и проверить репутацию интересующего учреждения не составит труда.
1.
… 1916 г. Окончил в Париже лицей и Высшее политехническое училище. Холост, проживает по ул. Тронше, 4 …
Павлов Сергей. Аргус против Марса
2.
… можно увидеть в музее бывшего лицея в Царском Селе. (Примеч. авт.) (**) Стихотворения А.С.Пушкина «Простишь …
Павич Милорад. Пейзаж, нарисованный чаем
3.
… двух специальных учебных заведений Царскосельского Лицея и Императорской Школы Юриспруденции. Почти непроходимая пропасть лежала между управителями …
Пайпс Ричард. Россия при старом режиме
4.
… наследием кафров? Что дал царскосельский лицей? Два бога прощались до завтра, Два моря менялись в лице …
Пастернак Б.. Стихи и поэмы
5.
… впереди грозно маячили экзамены в лицее. Она дожидалась своего автобуса на той же остановке, что и … с итальянской щедростью. В классическом лицее Массимина провалилась по всем предметам и была сослана в обычную …
Паркс Тим. Дорогая Массимина
6.
… русской и принял православие. В лицее имени царевича Николая Александровича, где Грингмут был долгое время директором …
Острецов В.. Черная сотня и красная сотня
7.
… Он поместил его в городской лицей, не столько ради того, чтобы дать ему образование, сколько ради … Давид Сешар блестяще окончил Ангулемский лицей. Хотя папаша Сешар, бывший Медведь, неграмотный безродный выскочка, глубоко презирал … Ангулеме. — Вы обучались в ангулемском лицее вместе с Давидом Сешаром, не так ли?-спросил Куэнте-большой …
Оноре де Бальзак. Утраченные иллюзии
8.
… вы это знаете? — Учился в лицее Парини, — ответил комиссар и спросил: — А вы слышали тогда два … ящичкам. Ящичек юности, учебы в лицее. Ящичек университетской жизни, потом женитьбы. Ящичек службы… Ну, этот еще …
Оливьери Ренато. Пикник с кровью
9.
… А потом пристроили его в лицей Канцелярии от Познаний. Лицей был с техническим уклоном. И дальше Данилов двигался укатанной дорогой … поводы для подозрений. По окончании лицея Канцелярии от Познаний он должен был бы все знать, все … и музыкой. Его выделяли от лицея на соревнования и олимпиады внеземных талантов. Тут он многих превзошел … ушел в профессионалы. Еще в лицее на него стали указывать со словами: «Наша гордость». Стало быть … и на шелковые…» Данилов окончил лицей, и на него пришла заявка из Канцелярии от Улавливания Душ …
Орлов Владимир. Альтист Данилов
10.
… духовной жизни. Первый выпуск Царскосельского Лицея в 1817 году подарил России Пушкина. На первом собрании пражского …
Орлова-Копелева Раис. Двери открываются медленно
11.
… А потом пристроили его в лицей Канцелярии от Познаний. Лицей был с техническим уклоном. И дальше Данилов двигался укатанной дорогой … поводы для подозрений. По окончании лицея Канцелярии от Познаний он должен был бы все знать, все … и музыкой. Его выделяли от лицея на соревнования и олимпиады внеземных талантов. Тут он многих превзошел … ушел в профессионалы. Еще в лицее на него стали указывать со словами: «Наша гордость». Стало быть … и на шелковые…» Данилов окончил лицей, и на него пришла заявка из Канцелярии от Улавливания Душ …
Орлов Владимир. Останкинские истории 1-2
12.
… гр. N 207 Санкт-Петербургского Лицея Радиоэлектроники Философия современного молодежного андеграунда через призму фольклора Вот уже …
Печкин Степан. Сборник
13.
… посещаю, просто у нас в лицее уже начались рождественские каникулы. — И потому ты решил, что можно …
Петров Михаил. Гончаров 1-20
14.
… из нас под старость День Лицея Торжествовать придется одному? Их было 29 юношей, выбежавших на заре … себя неудачником. Он окончил Царскосельский лицей первым и получил золотую медаль (которую, кстати сказать, стащили у … четыре сестры, и, выйдя из Лицея, я сразу же отдал им в приданое отцовскую деревеньку. С … Комовский. А из второго выпуска Лицея все давно под травой… С озлоблением он зашвырнул в угол …
Пикуль Валентин. Битва железных канцлеров
15.
… Пажеском, в Правоведении? Или в Лицее? Император, вздохнув, направился к трапу. Сказал: — Петр Аркадьич с отличием … они вкладывали деньги в создание лицеев и кадетских корпусов, после них оставались картинные галереи и дворцы …
Пикуль Валентин. Нечистая сила
16.
… вставать, чтобы не опоздать в лицей, чтобы торопиться жить… Разом надвинулись холода. Корней Земляков днями выходил … получить военное образование, окончил Демидовский лицей в Ярославле, а нам, демидовским лицеистам, грозила юридическая карьера. Не … он блистательно изучил еще в лицее, как изучил их сам Полынов. Однажды он даже предупредил Жохова … законоведения, которое постиг в Демидовском лицее, и его всегда привлекали судьбы людей в ненормальных, подневольных условиях … мещанского отпрыска, приняли в Демидовский лицей, откуда выходили просвещенные знатоки права на общем фоне бесправия. — Понимаю …
Пикуль Валентин. Каторга
17.
… пора определять их к месту. Лицей в ту пору образован еще не был, и лучше Пажеского … отыскал, мало чем помог. Лагарпова «Лицея«, о котором просила маменька, у него не было; а про … языка в пансион при Царскосельском лицее, где служил — полтора года, с января 819-го вышел в … товарищами по учению, воспитанниками Царскосельского лицея. Между ними были отличные молодые люди, коих способности при благотворном … доброту, ум и мысль. — В лицее мне запрещали носить очки, — сказал он мне однажды, — зато все …
Песков А.. Боратынский
18.
… того, как он закончил Александровский лицей по специальности филолога-языковеда, Белюстин проявлял интерес к спиритизму, астрологии …
Первушин Антон. Оккультные тайны НКВД и СС
19.
… гимназии ее решили преобразовать в лицей. Указ об этом был заготовлен. Но после выстрела в театре … неудобным — как можно давать права лицея гимназии, воспитывающей государственных преступников! Поэтому гимназию только переименовали в «Императорскую … сын сенатора из Петербурга, окончил лицей, промотал огромное состояние в Париже, потом был тапером в кино …
Паустовский К.. Книга о жизни 1-4
20.
… Ну, да он вышел из Лицея, жизнь вольная волной окатила и заметалась, понеслась… Ужель призрак любви …
Перевалов В.П. Сказка детства
21.
… знаю, Кэр, ты еще в Лицее отличался превосходной памятью. Надеюсь, она не подведет тебя и на …
Перумов Ник. Хроники Разлома 1-7
22.
… акции выступает лишь учитель Ташлинского лицея Георгий Анатольевич Носов, причем позиция Г.А. даже не до … ножны..» [7] Милосердие — основа педагогики лицеев, «этическая позиция учителя в отношении к объекту его работы, способ … линии «ОЗ» связано с системой лицеев. Если Флора — символический образ непознаваемого «завтра», то Лицей представляет собой реальный очаг того будущего, которое можно «потрогать руками … и выводят мир из Круга. Лицеи готовят педагогические кадры, значит, чем дальше, тем больше будут проникать … борьба, имевшая целью уничтожение системы лицеев, шла с конца двадцатых годов. Основное обвинение против лицеев: они противоречат социалистической демократии, ибо готовят преподавательскую элиту. по сути …
Переслегин С.. Публицистика (сборник)
23.
… а, м. 1. Воспитанник дворянского лицея. Поэтические опыты лицеистов. Пушкин-л. (т. е. в годы обучения в Царскосельском лицее). 2. Учащийся среднего учебного заведения — лицея. || ж. лицейстка, -и (ко 2 знач.). || прил. лицеистский, -ая, -ое. ЛИЦЕЙ, -я, м. 1. В дореволюционной России: мужское привилегированное учебное заведение …
Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка
24.
… аристократии заполняли специальные училища и лицеи, им были уготованы теплые места в генеральном штабе и министерстве …
Насибов Александр. Тайник на Эльбе
25.
… Абстом, пока тот воспитывался в лицее и затем изучал медицину в университете Кельна. Абста отличала энергия …
Насибов Александр. Безумцы
26.
… Жермен, — затем «Муфтар», это за лицеем Анри Катр, что-то на острове Сен-Луи, греческие в …
Некрасов Виктор. Маленькая печальная повесть
27.
… Академии влияние Сократа тянется в Лицей Аристотеля, к перипатетикам. А мировой платонизм и аристотелизм стали ведущими …
Нерсесянс. Сократ
28.
… вероятно, все его одноклассники в лицее занимались онанизмом, но все же в этом не признавались, и … Любиньского любит, как школяр из лицея«. Так — не без основания утверждал Любиньски — на этот раз его … Даже тогда, когда учился в лицее в Бартах и приезжал из интерната только на воскресенье. Достаточно … Общественной описи он смог окончить лицей, а потом Академию искусств. Для него было очевидным, что родился … так все годы учения в лицее и университете она все время металась между возбуждением и отвращением …
Ненацки Збигнев. Раз в год в Скиролавках
29.
… Кадю: — Мы вместе учились в лицее в Бресте. Кажется, даже вместе сдавали выпускные экзамены… Сколько лет … Кадю: — Его отец преподавал в лицее. Так и вижу его с зонтом и с портфелем. Он … культурного. Его отец, учителишка Брестского лицея, смотрел на этот мир лишь издали, глазами бедняка. Первое время … Мадлен, преподававшую у них в лицее закон божий. Когда она говорила о грехе, у нее делалось …
Нарсержак Буало. Та, которой не стало
30.
… поля), Я только что кончил лицей; Нина уже обручилась: ровесница века, она, несмотря на малый рост …
Набоков Владимир. Рассказы
wordmap
Слова из слова
Слова по маске
Подобрать рифму
Игра в слова
Еще ▼
Слова из слова
Слова по маске
Подобрать рифму
Определения к слову
Ассоциации к слову
Сочетаемость слова
• • •
Слово содержит букву
Слова начинается на букву
Слова оканчиваются на букву
Слова с повторами букв
• • •
Значения слов
Разбор слов морфологический
Разбор по составу
Словарь синонимов
Словарь антонимов
Русско-английский словарь
Русско-немецкий словарь
• • •
Ответы на кроссворды
Игра в СЛОВА
Игра БАЛДА
Игра Чепуха
17 букв
Слова из слова «преподавать в лицее» Рифма к слову «преподавать в лицее»
-
WordMap
- Карта слова ПРЕПОДАВАТЬ В ЛИЦЕЕ
→
Слова из слова ПРЕПОДАВАТЬ В ЛИЦЕЕ
Показаны 20 слов из 675 найденных:
- аид
- аил
- аир
- авар
- адат
- альт
- аваль
- аврал
- автол
- аварец
- алтаец
- алтарь
- авдитор
- авиатор
- адаптер
- апартеид
- аппарель
- вальтрап
- вредитель
- двоеверец
- показать все
Рифмы к слову ПРЕПОДАВАТЬ В ЛИЦЕЕ
Показаны 20 слов из 230 найденных:
- бее
- тее
- жее
- фее
- нее
- лее
- гее
- сее
- рее
- шее
- унее
- шпее
- жнее
- мнее
- юнее
- злее
- дзёё
- шнее
- глее
- бьее
- показать все
Комментарии 0
Только что искали:
преподавать в лицее только что
ситромал 3 секунды назад
скампавея 4 секунды назад
вамонирка 5 секунд назад
дима 8 секунд назад
базальный 12 секунд назад
тутура 12 секунд назад
потихасп 15 секунд назад
пиратская галера 15 секунд назад
левкара 15 секунд назад
уграфик 17 секунд назад
таксоня 19 секунд назад
имя кавалера 19 секунд назад
искпааз 20 секунд назад
получить небольшую 20 секунд назад
Ваша оценка
Закрыть
Спасибо за вашу оценку!
Закрыть
Последние игры в словабалдучепуху
Имя | Слово | Угадано | Время | Откуда |
---|---|---|---|---|
Игрок 1 | откручивание | 87 слов | 3 часа назад | 95.29.166.59 |
Игрок 2 | клубника | 29 слов | 3 часа назад | 95.29.166.59 |
Игрок 3 | постукивание | 97 слов | 3 часа назад | 95.29.166.59 |
Игрок 4 | вегетарианка | 64 слова | 20 часов назад | 93.80.183.158 |
Игрок 5 | тряска | 20 слов | 20 часов назад | 93.80.183.158 |
Игрок 6 | обследование | 66 слов | 20 часов назад | 93.80.183.158 |
Игрок 7 | искательница | 51 слово | 20 часов назад | 93.80.183.158 |
Играть в Слова! |
Имя | Слово | Счет | Откуда | |
---|---|---|---|---|
Игрок 1 | роток | 52:56 | 18 минут назад | 178.207.228.102 |
Игрок 2 | гость | 47:42 | 26 минут назад | 178.207.228.102 |
Игрок 3 | тесто | 56:51 | 34 минуты назад | 178.207.228.102 |
Игрок 4 | топот | 54:51 | 44 минуты назад | 178.207.228.102 |
Игрок 5 | колея | 46:51 | 1 час назад | 194.11.28.10 |
Игрок 6 | кушак | 48:49 | 1 час назад | 194.11.28.10 |
Игрок 7 | теска | 46:44 | 1 час назад | 85.93.59.163 |
Играть в Балду! |
Имя | Игра | Вопросы | Откуда | |
---|---|---|---|---|
1 | На одного | 20 вопросов | 5 часов назад | 85.238.107.234 |
Эва | На одного | 10 вопросов | 1 день назад | 92.253.204.66 |
Томчик | На одного | 10 вопросов | 1 день назад | 185.115.37.230 |
Анд | На одного | 10 вопросов | 1 день назад | 31.134.244.124 |
Настя | На одного | 10 вопросов | 2 дня назад | 79.173.127.203 |
Аман | На двоих | 5 вопросов | 4 дня назад | 158.181.222.191 |
Лаура | На одного | 10 вопросов | 4 дня назад | 213.234.251.253 |
Играть в Чепуху! |
Подбор слов
Слова из слова
Подбор по маске
Рифма к слову
Ассоциации к слову
Определения к слову
Сочетаемость слова
Ответы на кроссворды
По буквам
Слово содержит букву
Слова начинается на букву
Слова оканчиваются на букву
Слова с повторами букв
Словари
Значения слов
Разбор морфологический
Разбор по составу
Словарь синонимов
Словарь антонимов
Русско-английский словарь
Русско-немецкий словарь
Игры в слова
Игра в СЛОВА
Игра БАЛДА
Игра ЧЕПУХА
© 2021 «WordMap.ru» — твоя карта слов, составить слова из слов или букв, играть в слова, рифмы к словам.
Загрузка данной страницы заняла 0.4775 с.
13 мая ушла из жизни Евгения Владимировна Кузьмина — преподаватель кафедры иностранных языков. Лицей скорбит и выражает соболезнования родным и близким Евгении Владимировны. О коллеге и подруге рассказали сотрудники Лицея.
Иванова Олимпиада Федоровна
Евгения Владимировна пришла в Лицей пять лет назад, до этого она много лет плодотворно работала в большой Вышке. За пять лет Евгения Владимировна стала неизменной частью лицейского коллектива, одним из его самых надежных и добросовестных сотрудников.
Она из тех людей, кто никогда ни на что не жалуется, кто улыбается несмотря ни на что и продолжает нести в жизнь только хорошее. Удивительно добрый, светлый, отзывчивый и исключительно порядочный человек.
В последний раз мы общались с Евгений Владимировной неделю назад. Она сообщила, что ее кладут в больницу, что на месте врач решит, что делать. Единственное, о чем она сильно беспокоилась — это о том, что, как она выразилась, «всех подводит», потому что ученики в конце учебного года остались без своего преподавателя.
Не верится, что Евгении Владимировны больше с нами нет. В нашей памяти Евгения Владимировна останется человеком с неизменной улыбкой, добрым сердцем и открытой душой. Нам ее будет не хватать.
Шиловская Марина Михайловна
Очень тяжело говорить и писать о человеке, которого знаешь всю свою профессиональную жизнь, с 2000 года. Мы познакомились в отделе кадров ГУУ, когда писали заявления о приеме на работу. Я тогда только закончила университет, а Женя была уже кандидатом наук, тем не менее мы быстро подружились и с того момента все время были рядом, по очереди перешли в Вышку, потом в Лицей. Удивительно светлый и порядочный человек, который щедро делился своими профессиональными знаниями с коллегами. Ее утрата — это личное горе для меня.
Колосовская Евгения Викторовна
Евгения Владимировна, Женя, моя первая напарница в Большой Вышке, отделение деловой и политической журналистики и факультет политологии. Это такая редкость, когда кафедра становится твоим, без преувеличения, вторым, уютным домом, куда хочется приходить и творить ранними утрами, даже по субботам, а коллеги, дорогими людьми, каждый из которых привносит частичку своего Я… Женина мягкая улыбка, спокойные и дельные советы, исключительная порядочность, всегда профессиональная поддержка и какое-нибудь доброе слово, наши яркие студенты, совместно написанные учебники и выпускные экзамены, вкусный чай на обеде и задушевные разговоры обо всех злободневностях. Было так радостно, когда мы снова оказались рядом, на этот раз уже в Маленькой Вышке, на кафедре Иностранных языков — такая же как и всегда — добрая, светлая и понимающая. Евгения Владимировна, Женя, мне будет Вас очень-очень не хватать.
Романов Денис Вячеславович
Ушла из жизни наша коллега — Кузьмина Евгения Владимировна, блестящий специалист, методист, преподаватель английского языка, доброй души человек, которого нам всем будет очень не хватать.
Евгения Владимировна проработала в НИУ ВШЭ более 17 лет, из которых 5 последних в Лицее ВШЭ. Автор нескольких замечательных учебников по английскому языку для студентов НИУ ВШЭ профильных направлений. Ее душевный оптимизм, доброта, ответственное отношение к своему труду были для всех нас примером для подражания.
С уходом Евгении Владимировны мы потеряли ценный сплав профессионального и жизненного опыта, кладезь знаний и неиссякаемый источник позитива и тепла вокруг.
Скорбим всем коллективом сотрудников и выражаем свои соболезнования мужу и сыну Евгении Владимировны Кузьминой.
Умерова Мария Викторовна
Евгения Владимировна Кузьмина работала в нашем университете с 2003 года, она пришла преподавать язык специальности будущим журналистам на новый, только открывшийся факультет деловой и политической журналистики. Высококлассный специалист, кандидат педагогических наук, доцент, автор актуальной диссертации по обучению иноязычному устному речевому общению была специально приглашена на открывающийся факультет.
Евгения Владимировна практически сразу написала оригинальный современный учебник по английскому языку, много лет по нему учились будущие журналисты. Она также является автором учебника для политологов, который пользуется популярностью и переиздается по сей день.
Евгения Владимировна посвятила много времени исследовательской работе: выступала с докладами на научных конференциях, оппонировала коллегам на защитах диссертаций, писала статьи для научных журналов.
Дорогая наша любимая коллега была внимательным, интеллигентным, отзывчивым человеком, готовым поддержать и оказать помощь в любой ситуации. У нее остались замечательный четырнадцатилетний сын Юра, муж и мама, о которых она всегда переживала и заботилась.
Светлая память!
Купцов Александр Александрович
Улыбка Жени излучала спокойствие и доброту: когда она заходила в аудиторию, всегда становилось теплее. Она была очень добрым человеком.
На руссском впервые вышел комикс израильской комиксистки Руту Модан — «Имущество». Мы поговорили с Руту о ее работе, о любви к русской литературе, о сибирской тайге, о юморе как способе смотреть на мир — и о комиксах, разумеется.
Книги израильской художницы и комиксистки Руту Модан переведены на множество языков и отмечены международными премиями. В 2021 году в издательстве «Бумкнига» вышел на русском языке ее второй роман «Имущество» — о том, как пожилая еврейка Регина Сегал после смерти сына вместе с внучкой Микой из Тель-Авива летит в Варшаву, надеясь вернуть недвижимость, которая до Второй мировой войны принадлежала ее родителям. «Имущество» было впервые опубликовано в 2013 году, отмечено премией имени Уилла Айснера, номинировалось на премию Игнаца и премию Международного фестиваля комиксов в Ангулеме, а также вошло в топ-10 книг года The Guardian, Publishers Weekly, Salon и The Washington Post.
В ноябре 2021 года Руту впервые приехала в Россию на XV Красноярскую ярмарку книжной культуры, чтобы представить «Имущество» российским читателям.
— Если бы вас попросили рассказать о себе русскому читателю, который вас не знает, только три вещи, что бы вы назвали?
— Я израильтянка. Я женщина, у которой есть семья и дети. Я художница. Пожалуй, вот эти три — необязательно в таком порядке. В разных ситуациях на первый план выходят разные ипостаси — но без любой из них я была бы не собой, а кем‑то другим.
— А ваша преподавательская работа — это четвертая?
— Не совсем. Скорее так: мне сложно разделить в себе «художницу» и «преподавательницу». Я преподаю много лет и начала очень рано, буквально через год или два после того, как сама окончила АкадемиюРуту Модан училась, а после стала преподавать в Академии искусства и дизайна «Бецалель» в Иерусалиме.
. Зарабатывать рисованием я начала еще раньше — уже на третьем курсе мои комиксы печатали в израильской газете. Но мне хотелось стабильности.
— Более стабильного дохода?
— Не только, хотя и это важно. Иллюстрация и комиксы — очень уединенная работа, а мне хотелось знать, что в определенные дни недели я всегда нарядно одеваюсь, выхожу из дома и разговариваю об искусстве с коллегами и студентами. И сейчас, спустя годы, я уже не могу разделить преподавание и работу в студии. На все вопросы студентов мне сперва нужно ответить самой себе: что значит «быть оригинальной», «иметь свой стиль», что вообще такое стиль в иллюстрации, а что такое цвет.
То, что я делаю в студии, влияет на то, как я преподаю. И наоборот — происходящее в учебной аудитории влияет на то, что и как я пишу и рисую.
Я делюсь со студентами своим опытом, знаниями, открытиями — но и они со мной делятся. Когда я начинала преподавать, я была почти ровесницей своих студентов. Сейчас я — ровесница их родителей. И я многому у них учусь.
— Чем старше становишься, тем большему могут научить студенты?
— У другого человека всегда можно чему-то научиться. А мои студенты живут в уже изменившемся мире, они рассказывают о неизвестных мне художниках, технологиях, событиях. Поэтому со студентами у нас происходит обмен знаниями и опытом. Преподавать — очень интересная работа.
Про книги, тайгу и самого завидного жениха в русской классике
— Вы впервые в России — какие ваши первые впечатления? Тем более что вы начали с Сибири, отдаленного региона, о котором много и легенд, и стереотипов.
— Меня взволновала предстоящая поездка в Россию, потому что из всех, условно, национальных литератур русская — моя любимая. И я говорю это не только для интервью. Я много читала — и не только самых больших, очевидных авторов, Толстого, Тургенева, Достоевского, Чехова, за которого я бы вышла замуж завтра же, если бы он позвал. Он был исключительно талантливый, очень хороший человек, еще и врач.
— О да, я читала его биографии, дневники и письма, это был потрясающий человек и очень красивый мужчина, не влюбиться в него, по-моему, невозможно.
— Видите, как хорошо, что он уже умер, а то мы бы с вами не смогли подружиться. Я читала Горького, Платонова, Бабеля, Булгакова, некоторых современных писателей.
— Но как вам удалось так полюбить нашу литературу — вы ведь не читаете по-русски?
— Русская литература в Израиле очень популярна.
У нас много иммигрантов из вашей страны, многие из тех, кто начинал обустраивать нашу страну, родом из России. Поэтому русскую литературу у нас знают и любят.
— У вас много амбассадоров русской литературы!
— Да. И многое переведено на иврит — в том числе и Корней Чуковский, и Маршак, то есть и детские книги тоже. Русская литература сильно повлияла на израильскую. Ведь литературно одаренные выходцы из России не только переводили, они начали сами писать на иврите. И в каком‑то смысле переизобрели иврит — как язык искусства, прозы и поэзии. И потом, еврейская и российская история глубоко взаимосвязаны, это тоже отражается в искусстве. Недавно я прочитала книгу Василия Гроссмана, она во многом о политике, но это и литература. Еще на меня огромное впечатление произвел Платонов.
— Платонов сделал с русским языком нечто удивительное, изобрел собственный очень узнаваемый способ писать. Многие авторы пытались ему подражать, но никто не был достаточно талантлив. Чувствуется ли это в переводе?
— У него отличная переводчица на иврит, но сама она говорила, что это сложная задача и читать Платонова в переводе — совсем не то же самое, что в оригинале, потому что его русский язык исключительный. Я обожаю говорить о литературе, мы еще Горького не обсудили, а он тоже очень сильный, но вы спросили о моих впечатлениях от России. Так вот, для меня поехать в Россию означало поехать туда, где разворачивается действие прочитанных книг. Место, которое ты знаешь очень хорошо, но одновременно совсем не знаешь. Это было очень интересно. И я ничего не гуглила перед поездкой, не стала искать даже фото Красноярска. Мне хотелось приехать, ничего не зная заранее.
— И как, совпали ваши ожидания с реальностью?
— У меня не было ожиданий, но было любопытство — а как же это все на самом деле. И что я могу сказать — здесь очень вкусная еда. Заведения прекрасные, но даже суп в аэропорту мне напомнил тот, который варила моя бабушка. И еще я влюбилась в природу. Великолепные пейзажи, есть что‑то библейское в этих гигантских пространствах. Город большой, здания высокие, но в сравнении с окружающей природой все кажется крошечным. И это совсем не похоже ни на Израиль, ни на Европу, где всегда и везде много людей и следов их присутствия. В Сибири постоянно ощущаешь, что и город, и ты сам — очень маленькие. Не так уж много мест, где это можно так остро почувствовать, — может, где‑то в Центральной Америке, не знаю, на Аляске — что мы точки в огромной Вселенной.
Про сходство комикс-культур в России и Израиле
— Вы знали каких‑нибудь российских комиксистов до приезда в Россию?
— Нет, не знала. Здесь я встретила Ольгу Лаврентьеву, Александра Уткина, полистала их книги и пообщалась. Интересно, что российский комикс, как мне показалось, находится примерно на том же этапе, что и израильский. Комиксы занимают совсем небольшое место в искусстве.
— Странно, ведь Россия и Израиль — совершенно разные страны.
— Мне кажется, дело в том, что у наших стран нет устоявшейся комикс-традиции. Во Франции и Бельгии, в Америке, в Японии у комиксов большая история, а для нас это относительно новый вид искусства.
Израильский комикс начинался сразу с того, что принято называть «альтернативой», но это смешно, ведь у нас никогда не было мейнстрима. Сейчас в Израиле есть парень, который рисует мейнстримные комиксы. И он говорит: «Ощущение, что я мчусь один по совершенно пустой трассе».
Поэтому странно называть наши комиксы «альтернативными», «независимыми», «андеграундными». У нас нет того, чему мы альтернативны и от чего не зависим. Рынок все еще очень маленький.
— Как вы считаете, не иметь сложившейся традиции — это плохо?
— Есть и плюсы. Например, на ярмарке была дискуссия о женщинах в комиксах — но в Израиле комиксы никогда не были исключительно мужской территорией. Женщины пришли в комиксы одновременно с мужчинами. У нас нет и не было индустрии и барьеров, все началось с людей, которые просто хотели делать комиксы, — и до сих пор только на них и держится. Это во-первых. А во-вторых, когда у тебя нет традиции, ты словно бы никому ничем не обязан.
Сложившаяся традиция — как родители; даже если ты с ними в ссоре, между вами все равно неразрывная связь.
Например, если ты снимаешь кино в России, то не можешь игнорировать российский и советский кинематограф — в том числе и если пытаешься себя ему противопоставить. Сложно абстрагироваться от традиции, она так или иначе становится твоей точкой отсчета. Но если традиции нет, ты сам выбираешь, что на тебя повлияет. Вернее так: ты что‑то видишь и влюбляешься, будь то европейский, американский, японский комикс, мейнстримный или независимый. На тебя влияет все то, что ты видишь и любишь, откуда бы оно к тебе ни пришло. И никто тебя в этом не упрекнет — ведь что тебе еще оставалось.
— А как вы сами полюбили комиксы и что на вас повлияло?
— В детстве мне попадались какие‑то комиксы — про морячка Попая и так далее. Но их было так мало, что я даже не понимала, что это какой‑то отдельный вид искусства.
Я сама рисовала комиксы с детства, для меня это самый естественный способ придумывать и рассказывать историю. Но по-настоящему все началось на третий год учебы в Академии. У нас был курс по комиксам, его вел преподаватель, который приехал в Израиль из Бельгии. В 1990 году он пришел в аудиторию и принес нам книги из личной библиотеки, не знаю, сколько их там было, но там было все — «Хранители», «Маус», журнал «Роу», Мебиус, американские, французские и японские классики, разные истории, разные стили. Он принес их и сказал «почитайте». Через час я влюбилась в этот вид искусства и поняла, чем хочу заниматься всю жизнь. И первым делом начала подражать — в моем портфолио тех лет видно, кого я тогда любила. Я рисовала в одном стиле, потом оставляла его и пробовала другой, потом третий, а свой собственный нашла только спустя годы. Поэтому мне сложно сказать, что конкретно на меня повлияло. Единственное, я всегда была равнодушна к мейнстримным комиксам — я их уважаю, но они никогда меня по-настоящему не интересовали, поэтому вряд ли они на меня повлияли.
Про холокост и юмор в комиксе
— «Имущество» — это книга о том, как большие исторические процессы преломляются в личной истории, истории одной семьи. Вы оставили холокост на заднем плане, он никогда не выходит в центр повествования. Почему вы решили написать книгу именно так?
— Я бы не сказала, что это вопрос выбора. Я не столько выбираю, сколько жду, когда ко мне придет хорошая идея, из которой может получиться история, интересная читателю, но прежде всего — мне самой. Такая, над которой я смогу работать два года, четыре или шесть. Сначала исследовать тему, потом писать, потом рисовать — я подолгу работаю над книгой, поэтому важно, чтобы тема меня захватила. И я решила делать книгу о том, как бабушка и внучка едут в Польшу искать имущество, не потому, что сидела и думала: «а не написать ли мне что‑нибудь про холокост?». Я отчаянно искала идею. И когда мне в голову пришла эта, я подумала, что из нее может получиться хорошая история.
— Как вы поняли, что история будет хорошей?
— Глядите, там есть семейные отношения, а это часто забавно и всегда сочно. Есть имущество — а деньги тоже любопытная тема. Есть путешествие, а значит, и приключения. Так что я взялась писать эту книгу, потому что идея показалась мне многообещающей. Но, поскольку я писала большую книгу, роман, а не рассказ, темы цеплялись друг за друга, как застежки-липучки: семья, история, взаимоотношения евреев и поляков, холокост, память и то, как на нас влияют воспоминания о прошлом.
Вообще, оглядываясь на свои книги, и большие, и маленькие, я вижу, что во всех так или иначе поднимаю тему связи человека с местом и временем, в которых ему выпало родиться.
История влияет на нашу повседневную жизнь — даже если мы об этом не задумываемся.
Мику в «Имуществе» не слишком-то интересует история, Польша и даже холокост. Она выросла в Израиле, так что в школе узнала про холокост более чем достаточно, я вас уверяю. Она едет в Польшу просто потому, что хочет помочь своей бабушке найти имущество. И все-таки, когда она видит на улице актеров в нацистской форме, разыгрывающих историческую сцену — в Польше правда так делают, я сама это видела на польском телевидении, — когда Мика встречает вооруженного «нациста», она мгновенно понимает, что ей полагается делать. Поднимает руки и лезет в грузовик: а, нацисты вернулись, ну что ж, мы знаем, как нам вести себя в такой ситуации.
То же самое в «Сквозных ранениях»«Exit Wounds», первый роман Руту Модан, который впервые вышел в 2007 году в Канаде, а в 2008-м получил премию Уилла Айснера и был отмечен на комикс-фестивале в Ангулеме. В России не публиковался.
, моей первой книге. Она об атаке террористов в израильском ресторане. Герои книги — люди, которые не были на месте происшествия, но оно все равно их затронуло, не напрямую, а иначе. Не буду рассказывать как — вдруг ее переведут на русский, а у меня тут спойлеры. И уже совсем скоро, надеюсь, выйдет следующая моя книга — об археологии, о нелегальных раскопках. В ней я пытаюсь показать, как на нас сегодняшних влияет далекое прошлое — или то, что мы о нем знаем и думаем.
События трехтысячелетней давности влияют, например, на сегодняшнюю политическую ситуацию. Звучит безумно, но ведь так и есть, и это повсюду.
Может быть, в Израиле мы ощущаем это острее, потому что наша повседневность пропитана древней историей, мы чувствуем и видим ее так же отчетливо, как вы — огромную тайгу, которая окружает сибирские города.
— В России тоже есть авторы, которые занимаются исследованием сложных тем через личные истории — война, репрессии, голод, блокада Ленинграда, — и это часто вызывает неоднозначную реакцию читателей. Много боли, гнева, споров. Как было с «Имуществом»? Например, упрекал ли вас кто‑то за то, что в книге много юмора?
— Юмор там довольно черный. Но меня ни разу не упрекали и даже не задавали вопросов на эту тему. Юмор — это просто один из способов смотреть на серьезные темы, да и вообще на жизнь. Если вы способны видеть смешное, вам не так‑то просто перестать его замечать. И весь мой жизненный опыт говорит, что даже в самой печальной ситуации есть что‑то забавное — и наоборот. Скажем, вы стоите на берегу с любимым, великолепный закат, вы целуетесь, все как в кино — но это жизнь, а не кино, поэтому всегда есть что‑то еще. Комар жужжит или песок раздражает, холодно, жарко, или вдруг приходит дурацкая мысль, что забыла что‑то купить. Наша жизнь такая — и не можем же мы перестать быть людьми.
— Тем более что у нас не так много времени, чтобы побыть людьми.
— И это, кстати, главная проблема. У нас очень мало времени, до нелепого мало. Мне кажется, надо бы лет триста. Десять тысяч лет — это, пожалуй, перебор, а триста было бы в самый раз. Восемьдесят — это всего ничего. Только научишься чему-то как следует, и уже все.
Подробности по теме
Выходит российский комикс о блокаде Ленинграда и репрессиях. Почитайте его прямо сейчас
Выходит российский комикс о блокаде Ленинграда и репрессиях. Почитайте его прямо сейчас
Про читателей, любовь и критику
— Вы представляете своих читателей, когда работаете над книгой?
— По-моему, это невозможно. Откуда мне знать, кто будет читать мою книгу. Еще это и страшно, и опасно — ведь если представлять читателя, когда делаешь книгу, то есть риск, что ты будешь стараться ему понравиться. А это плохо, тем более для художника, у которого есть какая-никакая известность и аудитория.
— Это может помешать быть художником?
— Это мешает пробовать новое, рисковать. Но в то же время делать книгу только для самой себя тоже невозможно. Это слишком трудоемкое занятие, и всегда есть соблазн сказать: «Да кому это нужно! Пойду-ка я лучше на пляж». Я нашла выход — пишу книгу для хорошего друга, который любит мое творчество и относится к нему очень критически. Но любит достаточно сильно, чтобы я могла воспринимать его критику. Так что я совершенно спокойно все ему рассказываю — даже самые дурацкие идеи. Он пишет романы, но был и комиксистом. Поэтому когда я работаю над книгой, то всегда думаю, что он ее прочтет. Другие люди, может, тоже, я буду счастлива, если все люди в мире прочтут мою книгу и полюбят ее, — но прежде всего мне важно, чтобы книга понравилась ему. Мы договорились, что будем друг у друга первыми читателями. Я могу позвонить ему в любое время, в два часа ночи, и сказать: «Так, у меня тут проблема». Не надо даже говорить «Привет!», у нас диалог не прерывается. «У меня проблема, тут одна сцена…» — и он сразу включается: «Так, что там». Повезло, что у меня есть этот непрерывный диалог. Когда мой друг о чем‑то говорит «хорошо», значит, это и правда хорошо. А когда говорит «плохо», то может быть — не исключено — это и правда плохо.
— К разговору об ответственности перед читателем — сложно ли делать новую книгу после того, как предыдущие получили признание профессионального сообщества? У вас есть несколько премий, в том числе главная комикс-награда, премия имени Уилла Айснера, — это добавляет какой‑то дополнительный груз ответственности?
— Нет. Награды — это весело, но не так уж важно. Классно, когда к тебе приходят и говорят «Эй, а ты лучшая!» Но это ведь не значит, что я правда лучшая, — у меня такой иллюзии нет. Награды приятно получать, но странно относиться к ним слишком серьезно. Видите ли, я и сама сидела во многих комитетах и жюри, я знаю, как работают эти комитеты. Хорошо, если награда вас радует и вдохновляет работать дальше, но воспринимать ее всерьез — это лишнее. Может, конечно, еще дело в том, что я не получала денежных наград, всегда только честь и славу. Где все денежные награды? Кажется, в каких‑то других сферах, потому что в комиксах их нет.
Про то, как перестать беспокоиться и полюбить комиксы
— В своих интервью 2013 года вы рассказывали, что в Израиле комиксы непопулярны. В России то же самое — здесь к комиксам до сих пор многие относятся с предубеждением. Даже министр культуры однажды высказался в том духе, что это книги для маленьких детей и дураков, которые не в состоянии осилить серьезную литературу. Это раздражает тех из нас, кто точно знает: комиксы — это и серьезная литература тоже. В последние десять лет благодаря усилиям издателей, организаторов фестивалей, художников, обозревателей и читателей-энтузиастов ситуация медленно, но верно меняется. О комиксах стали писать хорошие СМИ, комикс постепенно выходит из тени. Изменяется ли отношение к комиксам в Израиле?
— Да, за последние двадцать лет ситуация сильно поменялась. Все меньше людей говорят о том, что комиксы — это глупые книжки для детей. И мне наконец-то перестали задавать вопрос «А почему у нас нет израильских комиксов?», который я много лет слышала в каждом интервью. Издатели берут в работу израильские и кое-какие переводные комиксы. Но у нас до сих пор нет своего Димы ЯковлеваДмитрий Яковлев — руководитель и главный редактор российского комикс-издательства «Бумкнига», один из организаторов фестиваля комиксов «Бумфест».
. Я очень жду, когда у нас наконец-то появится свой Дима — если это вообще случится. Вот в России пока тоже не очень много читателей комиксов — но у вас есть надежда, есть перспективы. Книжный бизнес не такой уж и прибыльный, а в Израиле к тому же очень маленький рынок, и наши издатели не хотят брать на себя высокие риски. Комиксы — это сложные в производстве и дорогие книги. У нас нет ни одного издательства, которое специализируется на таких высококлассных комиксах, какие у вас издает «Бумкнига». Кое‑что выходит, но дело движется медленно. Многие наши художники начинают публиковаться не на родине, а за рубежом, и моя первая книга тоже вышла не в Израиле. Но, может быть, со временем это изменится — я надеюсь.
— А если бы вас попросили порекомендовать одну, три или пять книг человеку, который никогда не читал комиксов, чтобы показать, что это за искусство, какие бы вы посоветовали?
— Я бы посоветовала прочесть «Мауса». Это большая, чудесная и очень важная для искусства комикса книга. Можно прочитать «Хранителей»: они дают представление о том, что такое мейнстримный комикс, не будучи мейнстримным комиксом, — эта книга глубже, и она очень хорошая. Дэниел Клоуз — один из моих любимых комиксистов. Так, я назвала только мужчин, надо вспомнить женщин — Туве Янссон, конечно. Американка Линда Барри, очень смешная, человечная, чудесная, вам она точно понравится. И много-много других. Вообще, я бы сперва спросила этого человека, какие книги он любит и какие фильмы, и уже потом посоветовала что‑то, ориентируясь на его вкус. Думаю, так ему проще всего будет начать.
Подробности по теме
Комиксист Крейг Томпсон — о религии, родителях и о том, почему комиксы — не убожество
Комиксист Крейг Томпсон — о религии, родителях и о том, почему комиксы — не убожество