Препинания как пишется правильно и почему

info символов всего: сharactersfull точки: pro версия: infoservice как воспользоваться программой? печатаете/вставляете ваш текст

{{ info }}

Символов всего: {{ сharactersFull }}
Точки:


{{ infoService }}

Препинания как пишется правильно и почему

Как воспользоваться программой?

Печатаете/вставляете ваш текст в рабочее поле.

Нажимаете кнопку «Расставить».

Программа самостоятельно расставит необходимые знаки препинания, выделив их жёлтым цветом.

Для исправления знака, нажмите на выделение — и вставленный знак исчезнет.

Для проверки пунктуации сравнивайте свои запятые и запятые, которые поставила программа (выделенные желтым цветом).

На данном этапе разработки программы производятся расстановки около 60% случаев необходимых знаков. Т.е. большое количество запятых Вам придется ставить самим, но надеемся, что программа все равно будет полезной.

Напоминаем, что буквы е и ё — две совершенно разные буквы. Этот момент существенно влияет на расстановку.

Текстовод.Пунктуация доступен для всех желающих.

Учтите, что для незарегистрированных пользователей существует ограничение — 1000 знаков.

Для пользователей, зарегистрировавшихся на нашем сайте, доступны 1500 тысячи знаков.

Для вашего удобства предусмотрена PRO-версия. В ней доступны 15 тысяч знаков с возможностью отключения рекламы и выделением отдельной очереди проверки.

Для чего нужны знаки препинания?

Пунктуация обеспечивает писателю и читателю однозначное понимание смысла высказывания и эмоциональных оттенков предложения. Только грамотная пунктуация поможет правильно понять вас в любой переписке.

Для выделения конкретной мысли, предложения, их части отделяются разделяющими знаками препинания.

Если взять любой кусок текста и удалить из него все знаки препинания, получится каша, простой набор слов.

Знаки препинания украшают человеческую речь и служат облегчению чтения текста. Там, где предполагается запятая, мы делаем паузу. А в конце яркого, эмоционального предложения мы поставим восклицательный знак.

Запятые ставятся в следующих случаях:

  • между независимыми предложениями, объединёнными в одно cложное, и между придаточными, относящимися к одному главному,
  • разделяя главные и придаточные предложения,
  • между однородными членами, обозначая при этом их границы,
  • при перечислении предметов, действий (а также, между повторяющимися словами),
  • при выделении сравнительных, определительных и обстоятельственных оборотов,
  • при словах и группах слов, ограничивающих, поясняющих или уточняющих другие слова в предложении,
  • при вводных словах и предложениях,
  • при обращении,
  • при междометии,
  • после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов.

Двоеточия нужны:

  • перед перечислением в конце предложения (а также, в оформлении списков),
  • перед перечислением однородных слов (как с обобщающим словом вначале, так и без него),
  • для разделения слов автора в прямой речи,
  • после предложения, за которым идут одно или несколько предложений, не соединённых союзами с первым предложением. Например, для пояснения смысла или объяснения причины того, о чём была речь в первом предложении.

Тире необходимо:

  • перед приложением в конце предложения, когда тире можно заменить на «а именно»,
  • между словами, в качестве обозначения пространственных и других пределов, когда тире можно заменить на «от и до»,
  • в бессоюзном сложном предложении, в котором 2-е предложение указывает на вывод, следствие первого,
  • в предложении без союзов, в котором первое предложение содержит значение времени или условия,
  • между 2-мя предложениями и 2-мя однородными членами с резко противоположным содержанием, которые не связаны союзами,
  • в прямой речи, указывая окончание реплики одного участника и начало слов автора,
  • между 2-мя именами собственными, которые вместе обозначают какое-либо название,
  • для разделения пояснительных и дополнительных членов предложения,
  • в качестве связующего между подлежащим и сказуемым. Где сказуемое выражено именем существительным в И.П. Исключение: тире в таком случае не ставится, если после подлежащего есть отрицающее «не»,
  • после перечисления однородных членов предложения перед обобщающим словом.

В качестве дополнительного знака после запятой:

  1. перед повторяющимся словом, служащим для связки с другим предложением,
  2. если она отделяет основное предложение от предыдущей вспомогательной группы придаточных,
  3. для выделения перехода от повышения к понижению в периоде.

Точка с запятой употребляется:

  • для более чёткого разграничения простых, осложнённых (однородными членами, оборотами, вводными словами, обращениями) предложений в составе сложносочиненного предложения, когда они уже выделены какими-либо знаками препинания,
  • между простыми, не связанными по смыслу, содержащими много запятых предложениями, являющимися частью бессоюзного сложного предложения,
  • промеж простых предложений, не зависимых друг от друга по смыслу, но связанных союзами,
  • когда необходимо интонационно отграничить части предложения друг от друга, таким образом резюмируя конкретную мысль,
  • при оформлении списков с осложнёнными предложениями.

Всего найдено: 45495

Добрый день! Ответьте, пожалуйста: как правильно: англоиноязычный ИЛИ англоиноязычный?
Какие знаки препинания нужны в следующем предложении: Я шел по улице, увидел афишу (?)концерт Баскова. Нужны ли кавычки? Заранее спасибо!
Лена

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _это слово лучше не употреблять, из предложенных вариантов корректен: _англоиноязычный_; …увидел афишу «Концерт Баскова»_.

ПОрфографическая и грамматическая правильность написания выражения:
Все, что нЕ делается, все к лучшему.
Интересуют знаки препинания и частица НЕ или Ни перед глаголом делается.

Благодарна заранее!

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ № 232372 .

Здравствуйте!
Как правильно расставить знаки препинания, представляя нового сотрудника
Знакомьтесь новый сотрудник!
или
Знакомьтесь: новый сотрудник!

Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Возможны оба варианта.

Уважаемая Грамота! Скажите, пожалуйста, можно ли пользоваться правилами, изложенными в справочнике под ред. Лопатина «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник»? Там много нового, например: раздельное правописание «как то» перед обобщающим словом, коечто из правописания частицы НЕ и др. Детей в школе нужно уже учить по этим правилам? )) (В этом году на вступительных экзаменах в МГУ просили этим справочником не пользоваться.) Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Это справочное пособие, которым можно пользоваться так же, как и другими пособиями, в том числе и в школьной практике. Что касается написания _как то_, то мы писали об этом в ответе № 201897 .

Здравствуйте! Хочу уточнить тОрта (Р.п.), тОрту (Д.п.)? Заранее благодарю за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Вы обозначили ударение верно.

можно ли переносить иностранный?

Ответ справочной службы русского языка

Можно.

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста правильность расстановки знаков препинания, если прямая речь находится внутри прямой речи.

«Я тогда сказал: «Не буду больше так жить» и ушел из дома».

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _…«Я тогда сказал: «Не буду больше так жить» и ушел из дома»._

Скажите пожалуйста, есть ли в этом стихотворении антонимы. (Это задание из школьного учебника для 3го класса.)
А что если вдруг
На людских головах
Не будет причёсок,
А будет трава?
По космам цветочным
Поймёшь моментально,
Кто добрый, кто жадный,
Кто грустный, печальный.
Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Антонимами в данном тексте можно считать слова _прическа_ и _космы_. Кроме этого, как контекстуальные антонимы можно рассматривать слова _добрый_ и _жадный_.

Очень прошу помочь, мне говорят, что знаки препинания расставлены неправильно
«На данный момент, отмечает Пачелли, первенство держат ЭмилияРоманья и северовосточные регионы».

Ответ справочной службы русского языка

Знаки препинания расставлены правильно.

Здравствуйте! Решила проверить по вашим словарям написание слова «моточас». Получила два варианта. В ответе на вопрос 221487 вы предлагаете слитное написание. Чему верить? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: моточас.

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, нужно ли ставить запятую в следующем предложении после слова «продуктов»
Для изготовления медицинских и фармацевтических продуктов, клиенты выбирают Basell.

Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Запятая после _продуктов_ не требуется.

Добрый день! Согласно словарю В. В. Лопатина «Как правильно? С большой буквы или с маленькой?» Государственная дума Федерального собрания РФ. Но часто встречается написание всех слов с прописной буквы. Как верно? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ № 187816 .

Как правильно пишется «не» в фразе: «мне несвойственно тото и тото» или «мне не свойственно тото и тото», почему именно так?

Ответ справочной службы русского языка

Если есть или подразумевается противопоставление, верно раздельное написание. Без противопоставления верно слитное написание.

Здравствуйте! «Пародия на все виданные и не виданные фильмы» нет ли ошибок?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _невиданные_.

как правильно? научно обоснованная методика или научнообоснованная?

Ответ справочной службы русского языка

Верно раздельное написание.

Всего найдено: 80

Пожалуйста, а по отношению к снегу, как правильно: «снег утилизируют» или «снег утилизуют»? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Утилизировать — значит использовать после переработки. Как можно использовать «бывший» снег?

Повторно спрашиваю, соответствуют ли нормам русского языка фразы типа: «Просьба освободить вагоны» . Сомнение происходит от того, что отсутствует глагол в спряженной форме, чего в русском языке не бывает. Да и подлежащего нет. А при отсутствующем подлежащем (в РУССКОМ языке) глагол берет на себя дополнительную функцию (например: идешь — это значит ты идешь, стоит — значит он или она стоит и т.д.) за счет соответствующего спряжения. В разбираемом примере этого нет.
На мой взгляд совершенно по-русски звучат близкие фразы
1. Просим освободить вагоны
2. Пожалуйста освободите вагоны
Для меня фразы типа: «Просьба освободить вагоны» звучат также как, например: «Один китайца в два шеренга становиться»
Благодарю за разъяснение (на которое надеюсь)

Ответ справочной службы русского языка

Предложение Просьба освободить вагоны корректно, соответствует нормам русского литературного языка. Случаи, когда в предложении нет спрягаемой формы глаголы, бывают, и очень часто. По своей синтаксической структуре Просьба освободить вагоны – односоставное номинативное предложение. В школе обычно предлагают запомнить так: номинативное (назывное) предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее и нет сказуемого, но скажем точнее: в номинативном предложении предикативную основу образует имя существительное в форме именительного падежа.

Номинативные предложения могут быть нераспространенными (Тишина. Мороз.) и распространенными. Просьба освободить вагоны – распространенное номинативное предложение, в котором инфинитив освободить выступает в роли несогласованного определения: просьба (какая?) освободить. Употребление в роли определения весьма характерно для инфинитива, ср.: желание (какое?) любить, аналогично наука побеждать, радость творить, мужество остаться.

Я китаец.Какое значение в предложении»как! Ялтой пахнет… Солнышком…. Скоро внучек придет. » слово «Ялтой «?Помогите,пожалуйста,спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Ялта — это название приморского курортного города в Крыму. «Ялтой пахнет» — значит пахнет так, как на морском курорте.

Нужны ли в этом предложении какие-либо знаки препинания?
«Не взять значит прогадать?»

Ответ справочной службы русского языка

Допустимо: Не взять — значит прогадать.

Здравствуйте. Правильно ли расставлены знаки препинания:
«Быть — значит создавать»
?

Ответ справочной службы русского языка

Да, такое пунктуационное оформление корректно.

Как правильно написать:
бьет — значит любит
или
бьет — значит, любит

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Бьет — значит любит.

Как правильно расставить знаки препинания в выражении «Бьет — значит, любит»?
Заранее большое спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Бьет – значит любит.

«Работать – значит работать» или Работать – значит, работать»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Работать — значит работать.

Здравствуйте, уважаемая ГРАМОТА. Пожалуйста, скажите, верны ли в предложении знаки препинания (нужна ли запятая): «Понять — значит, победить»? Заранее благодарю за помощь.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно без запятой: Понять – значит победить.

Пожалуйста, ответьте, срочно! День Строителя — с большой буквы оба слова или только первое? И еще такое предложение. Скажите, нужна ли здесь запятая в скобках:
Строятся новые дома, детские сады, школы(,) — значит, страна живет полноценной жизнью.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: День строителя.

Корректно: Строятся новые дома, детские сады, школы, значит страна живет полноценной жизнью (значит здесь – союз, соединяет простые предложения в составе сложного, запятая ставится перед союзом).

Здравствуйте! Очень срочно нужна помощь. Правильно ли оформлено с точки зрения орфографии и пунктуации предложение: V — значит «Победа»! Спасибо за оперативность. Галина.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: V – значит победа.

Нужно ли тире в предложении ПРОТИВОСТОЯТЬ СТАРЕНИЮ — ЗНАЧИТ БОРОТЬСЯ С НИМ ВСЕМИ ВОЗМОЖНЫМИ СПОСОБАМИ? спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Да, тире поставлено правильно.

Понять — значит простить. Понять — значило простить. Скажите, все ли правильно в смысле пунктуации?

Ответ справочной службы русского языка

Во втором случае тире не требуется: слово значило, в отличие от значит, не используется в качестве связки.

Как правильно написать предложение: «Жить по настроению — значит никого не любить».

Ответ справочной службы русского языка

Пунктуация правильная.

Как пишется выражение Не жить-не быть. Правильно ли так? Да, нет, почему? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Допустимый вариант: _Не жить – не быть_ (если подразумевается «не жить — значит не быть»).

Всего найдено: 423

Прошу Вас расставить знаки препинания в предложении: Возможно в этот раз стараниями Питерцев все и получится посмотрим…

Количество запятых и регламентирующие их расстановку правила не дают покоя как минимум 10 умам в течение трех суток. Заранее благодарю!

Ответ справочной службы русского языка

Вводное слово возможно следует обособить. Слово питерцы пишется строчными. Что же касается знака перед словом посмотрим, то здесь возможны варианты. Можно поставить тире, а можно поставить точку (или, лучше, многоточие) и слово посмотрим вынести в отдельное предложение. Таким образом, корректны варианты: Возможно, в этот раз стараниями питерцев все и получится – посмотрим… Возможно, в этот раз стараниями питерцев все и получится… Посмотрим.

Прошу Вас уточнить: ряд исследователей считает или ряд исследователей считают.

Ответ справочной службы русского языка

Возможны оба варианта, более употребительна форма мн. ч. сказуемого в таких конструкциях.

Как поставить знаки препинания?
Прошу Вас дать указания службе АСУ о создании электронной почты, привязанной к имени компании с целью уменьшения количества нежелательной почты, а также рекламы имени компании в сообщениях.

Ответ справочной службы русского языка

Ваш вариант расстановки знаков препинания корректен, если подразумевается, что слова «с целью уменьшения количества нежелательной почты, а также рекламы имени компании в сообщениях» представляют собой часть предшествующего причастного оборота. Если же это не так, то причастный оборот «привязанной к имени компании» нужно закрыть запятой.

Здравствуйте! Прошу Вас срочно ответить на два вопроса:
1. Как корректно переносить слово «Москва»?
2. По правилам русского языка звания «великая княжна» и пр. в тексте пишутся с прописной буквы? Напр.:Присутствовала (В)великая княжна Елизавета.
Спасибо. С уважением, Елена.

Ответ справочной службы русского языка

Допустимы переносы Мо-сква, Мос-ква, Моск-ва.

Титул великая княжна пишется строчными.

Доброго дня.
Подскажите, нужна ли запятая перед » в связи с (со)..» в указанных случаях.
1. Прошу Вас оказать мне материальную помощь в связи с трудным финансовым положением.
2. Производство по делу прекращено в связи со смертью ответчика.

Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Запятые не нужны.

Как правильно:

1. Прошу вас ответить на вопросы, написанные в письме?
2. Прошу вас ответить на вопросы, изложенные в письме?
3. Прошу вас ответить на вопросы, обозначенные в письме?

Ответ справочной службы русского языка

Корректен второй вариант.

Добрый день, прошу Вас напомнить правило, по которому склоняется окончание города. Например, в г.Москве или в г.Москва? Спасибо большое,

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: в Москве, в г. Москве.

Уважаемое, Справочное бюро!
Столкнулся с затруднением в русском языке. Прошу Вас помочь мне и ответить на следующий вопрос:
1. Как правильно использовать множественное число слова «работа» — «работ» или «работы»? Пример контекста: «при выполнении строительно-монтажных работ (или работы)», «порядок выполнения работ (или работы)».

Заранее благодарен за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Форма именительного падежа мн. числа – работы, форма родительного падежа мн. числа – работ. Правильно: при выполнении (чего?) строительно-монтажных работ, порядок выполнения (чего?) работ.

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая перед словом «прошу»?
«В связи с производственной необходимостью прошу Вас дать разрешение на монтаж козырька .»

Ответ справочной службы русского языка

Постановка запятой не требуется.

Уважаемая Справка, здравствуйте! Спасибо за предыдущие ответы. Но вновь возник вопрос по поводу написания наименования компании. Прошу Вас ответить и, конечно, срочно, так как юристы торопят. Итак, как правильно следует написать:
_группа компаний БВК_ , ЗАО «Группа компаний БВК», _группа компаний «БВК»;
_Управляющая компания группы компаний «БВК»_, _управляющая компания группы компаний БВК_, управляющая компания группы компаний «БВК»_, ЗАО Управляющая компания «Группа компаний БВК» или ЗАО Управляющая компания «Группа компаний «БВК». Прошу прощения за повтор слова «компания». Возможно, вы предложите какой-то иной, более правильный вариант, написания наименования. Мы измучились, но к единому мнению не пришли. ПОМОГИТЕ! Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В современной письменной речи аббревиатурные названия коммерческих организаций, выступающие в сочетании с родовым словом, как правило, заключаются в кавычки. Поэтому рекомендуемый вариант: группа компаний «БВК». Если же вся эта конструкция выступает в сочетании с другим родовым словом – ЗАО, она заключается в кавычки, а первое слово пишется с прописной буквы. Следует при этом использовать кавычки разного рисунка: ЗАО «Группа компаний «БВК»» (если по техническим причинам это невозможно, допустимый вариант: ЗАО «Группа компаний «БВК»).

Нужно ли выделять слово «вас» запятыми с двух сторон, с какой буквы его писать и почему?
Прошу Вас ответить мне на вопрос!

Ответ справочной службы русского языка

Местоимение вас не обособляется, оно пишется с прописной буквы при вежливом обращении к одному лицу и со строчной – при обращении к нескольким лицам.

Здравствуйте,
Сообщите, пожалуйста, нужно ли обозначать запятыми слова «исходя из …» в следующем предложении: «В связи с истечением срока действия паспорта и исходя из служебной необходимости прошу Вас . . . «
Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Обособление не требуется.

Довольно часто в средствах массовой информации от чиновников различных рангов можно слышать: осуждЕнный, в ДВУХ тысяч … году, В Украине. С моей точки зрения правильно: осуждЁнный, в ДВЕ тысячи … году, НА Украине. Прошу Вас разрешить это противоречие. Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Вы правы. Правильно: осуждённый, в две тысячи… году, на Украине.

Здравствуйте, подскажите, правильно ли расставлены знаки: «В связи с участившимися жалобами жителей по поводу прорывов на линии связи прошу Вас сообщить о причинах повреждения.»

Ответ справочной службы русского языка

Пунктуация верна.

Правильно ли расставлены знаки препинания в предложении:»Прошу Вас за добросовестное исполнение своих должностныхобязанностей, отсутствие нарушений трудовой дисциплины, овладениеновыми методами производства работ и в связи с наступающим Днем шофера, поощрить персонал лаборатории, а именно: Иванова, Петрова.

Ответ справочной службы русского языка

Два замечания: 1) лишнее слово «своих»; 2) не нужна запятая после «Дня шофера».

Знаки препинания — это хитрость, придуманная для того, чтобы в полном объеме выразить интонации и эмоции. В речи знаки препинания можно назвать голосовыми фигурами точки, запятой, двоеточия, тире, вопросительного и восклицательного знаков. Так, кстати, их называл сам Станиславский. Знаки препинания в речи и в мыслях позволяют передавать эмоции — все то, что человек хочет выразить не просто словами, но еще и внутренним состоянием.

Точка

Точка показывает завершение мысли, законченность предложения. И неважно, какой оно величины — одно слово или целый абзац. На точке голос сильно понижается на ударном слове. Еще — это важно — точка требует после себя сравнительно длительной паузы. Такое дробление создает ритм текста — ведь каждый автор закладывает собственный темп и собственную мысль в свой текст.

Посмотрите на текст. Прочитайте его вслух сначала с соблюдением знаков и пауз, а затем представьте, что вместо точек стоят запятые. Вы заметите, как вместе с интонацией и ритмом искажается даже смысл фраз.


Солнце клонилось в морозную мглу. Синел снег. Звонче скрипели конские копыта. Находили сумерки, и по всей Москве на звонницах и колокольнях начали звонить к вечерне. Мимо проехал шагом Василий Волков, хмуро опустив голову. Алешка все не шел. Он так и не пришел совсем.

(А. Толстой, «Петр Первый»)

Благодаря точке текст дробится и ритм словно останавливается, чтобы читатель стал зрителем и смог увидеть картину, которую описывает автор.

А вот еще пример. Попробуйте поупражняться на этом тексте:

Лес кончился. Дорога пошла полем, в хлебах. Тихо опускался вечер. По земле разлилась мягкая задумчивая грусть. Ударили первые перепела.

(В. Шукшин, «Кукушкины слезки»)

Ритм этого текста становится плавным и задумчивым, писатель передает состояние, которое может прочувствовать каждый, кто правильно прочтет голосовую фигуру точки.

А теперь попробуйте уловить ритм знаменитого Ахматовского стихотворения — прочитайте четверостишие степенно, с паузами, никуда не спеша:

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.


Сочинил же какой-то бездельник,


Что бывает любовь на земле.

(А. Ахматова)

Анна Ахматова словно останавливает чтеца, чтобы он проникся атмосферой.

Большая проблема современного читателя в том, что он очень спешит и не дает себе возможности остановиться и вдохнуть, а ведь речь — это дыхание.

Запятая

У точки есть сестра — запятая. И если точка завершает мысль, то запятая продолжает ее — несмотря ни на что. Поэтому неизбежно повышается голос на ударном слоге, а соединительная пауза не обязательна, но возможна, если предложение слишком длинное. Вспомните описания природы у Льва Толстого — один, два, три абзаца без точек — одни запятые.

Попробуйте прочесть предложение вслух, немного повышая голос и уходя вверх на запятых:

Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая бабочка сложила крылышки.

А теперь прочтите то же самое, представляя, что вместо запятых текст раздроблен точками:

Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела. И шмель загудел. И первая бабочка сложила крылышки.

Точка убрала из текста состояние полета — а ведь именно это хотел передать автор.

Еще один пример. Попробуйте прочитать текст вслух, сохраняя интонацию, соблюдая правила повышения голоса, испытывая эмоции:

Лиза сказала, что она, слава богу, счастлива, что она не бедна, что муж ее добрый человек, которого она любит… Но вдруг, среди речи, глаза ее наполнились слезами, голос упал, она отвернулась и склонилась на церковный помост, чтоб скрыть от людей свое горе…

(Ф. Достоевский, «Слабое сердце»)

Многие люди зажимаются психологически и физически в тот момент, когда нужно воспроизвести интонацию, и тогда голос становится сухим, невыразительным. То же самое происходит и с детьми — им тяжело выходить к доске, читать стихотворение перед аудиторией. Что же делать? Помогут тренировки!

Это стихотворение Блока интонационно звучит как противопоставление ахматовскому, которое было в начале. Сравните сами — мы не можем раздробить первую строчку:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.


Живи ещё хоть четверть века —


Всё будет так. Исхода нет.

(А. Блок)

Еще один пример — сказка. Часто, когда читаем сказку детям, мы не воспринимаем текст целиком, а как будто просто воспроизводим отдельные слова. Наберитесь сил и попробуйте прочитать этот фрагмент в высокой интонации:

Василиса все переносила безропотно и с каждым днем все хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа руки, как барыни.

(Из сказки «Василиса Прекрасная»)

Двоеточие

Двоеточие делит предложение пополам. Этот знак разъясняет или перечисляет то, что сказано перед ним. И как раз после двоеточия находится главное по смыслу. Именно поэтому после двоеточия всегда ставится соединительная пауза, а перед ним голос понижается, но не так интенсивно, как на точке. Сложно? Вовсе нет! Все элементарно — убедитесь сами:

Портной был сам из Петербурга и на вывеске выставил: Иностранец из Лондона и Парижа.

(Н. Гоголь, «Мертвые души»)

Благодаря двоеточию текст начинает оживать. Этот знак как будто раскрывает обман — сам он из Петербурга, но на вывеске выставил совсем другое. То же правило используем и здесь:

Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой.

(А. Чехов, «Дама с собачкой»)

На тренировке можно не бояться интонации и выделять слова более эмоционально, ведь речь создана не только для того, чтобы шептать, она создана для того, чтобы передавать смысл, эмоции, интонации:

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:


Богатыри — не вы!


Плохая им досталась доля:


Немногие вернулись с поля…


Не будь на то господня воля,


Не отдали б Москвы!

(М. Лермонтов)

Наша речь всегда синхронизирована с телом — не бывает так, чтобы тело было вялым, а речь эмоциональной. Знаки препинания заставляют нас задействовать все тело, чтобы выразить эмоции.

Тире

Когда вы видите тире, знайте, что автор показывает очень сильную эмоцию. Тире ставится, чтобы разъяснить или показать то, что находится перед ним, или противопоставить явления. После тире обязательно нужно соблюдать соединительную паузу. Голос должен повышаться на ударном слове перед тире еще сильнее, чем на запятой.

Приезжаю к Груздеву — дома нет, Ярошевич спрятался, с Курицыным поругался насмерть и чуть было его в окно не вышвырнул, у Мазутова — холерина, у этой — настроение!

(А. Чехов, «Медведь»)

Один рак вылез крупный, а за ним более мелкие шутя выбрались, и пошло: из корзинки — на бабушкину кацавейку, с кацавейки — на юбку, с юбки — на дорожку, с дорожки — в траву, а из травы — рукой подать до речки.

(М. Пришвин, «О чем шепчутся раки»)

Многие читают стихотворения, не обращая внимания на знаки. И очень напрасно. Вот Сергей Есенин, к примеру, не зря поставил тире. Ведь оно как будто поднимает слово вверх. Прочитайте:

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает


Стозвоном сосняка.


Кругом с тоской глубокою


Плывут в страну далекую


Седые облака.

(С. Есенин)

Чтение вслух улучшает речь. Это правда, но работает такой прием только в том случае, если соблюдать голосовые фигуры в речи.

Восклицательный знак

Восклицательное предложение может выражать намерение говорящего или его словесное действие: просьбу, мольбу, угрозу, требование, приказ, обвинение, похвалу или еще какую-то сильную эмоцию. Восклицательный знак усиливает не громкость, а чувство — следовательно, повышает интонацию. После восклицательного предложения важно соблюсти паузу, завершающую мысль.

Чтобы выразить в речи восклицательный знак, нужно понимать, о чем в предложении идет речь, какая эмоция передается. Просто громко прокричать фразу недостаточно.

Прочитайте фрагмент из «Мертвых душ», соблюдая все наши простые правила. Сначала представьте, что человек искренне рад видеть друга. А потом попробуйте прочитать так, как будто это слова лести. Когда мы льстим, голос становится высоким.

Павел Иваныч! Ах, боже мой, Павел Иваныч! Любезный Павел Иваныч! Почтеннейший Павел Иваныч! Душа моя, Павел Иваныч! Вот вы где, Павел Иваныч! Вот он, наш Павел Иваныч!

(Н. Гоголь, «Мертвые души»)

Или вспомните Маяковского:

Среди тонконогих, жидких кровью,

трудом поворачивая шею бычью,


на сытый праздник тучному здоровью


людей из мяса я зычно кличу!

(В. Маяковский, «Гимн здоровью»)

Читать выразительно может каждый! Важно только помнить о том, что вы хотите передать не просто набор слов, а какую-то эмоцию. А уж если вы читаете детям, даже если они не понимают слова, им точно будет доступна ваша интонация.

Вопросительный знак

В жизни мы задаем много вопросов, но часто используем вспомогательные слова. Вопросительный — один из самых сложных знаков, его непросто воспроизвести физиологически.

Интонация вопросительного знака передается с помощью повышения голоса на ударном слове — без этого просто невозможно задать вопрос в русском языке. И, конечно, важно помнить про паузу, завершающую мысль.

Попробуйте произнести, например, фразу «черная футболка» с вопросительной интонацией: черная футболка? Обратите внимание: голова наклоняется на ударном слове (в нашем случае это может быть и слово «черная», и слово «футболка»).

Что ж за притча, в самом деле, что за притча эти мертвые души? Логики нет никакой в мертвых душах; как же покупать мертвые души? где ж дурак такой возьмется? и на какие слепые деньги станет он покупать их? и на какой конец, к какому делу можно приткнуть эти мертвые души?

(Н. Гоголь, «Мертвые души»)

К знаку вопроса нужно привыкать. Вопросительная интонация мгновенно подключает тело, мы сразу становимся артистичными, пластичными, мы оживаем, когда читаем вопросительные фразы.

На кого он сердился? На людей, на нужду, на осенние ночи?

(А. Чехов, «Почта»)

Кто живет в этом доме? Есть ли в нем дети, отец, мать, учитель? Отчего бы нам не поехать в этот дом и не познакомится с хозяевами?

(Л. Толстой, «Отрочество»)

Вспомните кадры из кинохроник Советского союза, когда берут интервью у простых людей. Если сопоставить речь прошлую и современную, можно сразу заметить, что они различаются между собой. Раньше люди говорили как будто более вдумчиво, мягко, медленно и выразительно. Их речь лилась степенно, все слова были понятны, они выделяли интонацией то, что хотели передать.

Потренируйтесь еще немного:

Десять прошло.

Понимаете?


Десять!


Как же ж поэтам не стараться?


Как на театре актерам не чудесить?


Как не литься лавой демонстраций?

(В. Маяковский)

Только сказала последнее слово, показался Иван-царевич. Подала она ему золотое колечко и говорит: Ах, Иван-царевич! Что давно не приходил? Морской царь на тебя гневается.

«Морской царь и Василиса Премудрая»

  • Препараты как пишется правильно
  • Преопасная ситуация как пишется слово
  • Преодолеть как пишется правильно при или пре
  • Преодолеть как пишется приставка и почему
  • Преодолеть или приодолеть как пишется правильно и почему