Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
2
11 ответов:
9
0
По правилам русского языка, необходимо писать «пренеприятное». Приставка усиливает смысл слова «неприятный». Например, в таких словах приставка такая же: премилый, прекрасный, предолгий, предобрый, пресмешной.
2
0
В данном случае правильное написание приставки будет именно через букву «е», а не через «и». Все дело в том, что данная приставка будет как бы усиливать слово «неприятный». Пишем так — пренеприятный. Приставка пре еще может заменить слово очень. Можно сказать так в предложении:
- Мне предстоял пренеприятный (очень, весьма неприятный) разговор с моим начальником, от которого я хотела увольняться.
- Очень неприятный (пренеприятный, весьма) разговор состоялся у меня с коллегой.
Слово пишем так же полностью слитно. Правильно — пренеприятный, а ошибка — принеприятный, которую яндекс даже подчеркивает волнистой красной чертой. Приставку «пре» еще можно заменить помимо «очень» словом «весьма».
2
0
Чтобы узнать, как написать заданное слово правильно, попробуем его разобрать — так мы узнаем, что вопрос ставится о приставке — «прЕ-» или «прИ-«.
Теперь изменим слово так, чтобы проверить, как оно звучит без этой приставки — получаем «неприятное».
Какое слово можно подобрать, чтобы усилить значение этого слова? Это слово — «очень».
- Очень неприятное.
А в значении слова «очень» выступает в русском языке приставка «прЕ-«.
Следовательно, мы должны использовать именно эту приставку — прЕнеприятное.
Примеры предложений:
- Настроение из-за погоды у меня сегодня пренеприятное.
- Пренеприятное известие Василий постарался сгладить небольшим подарком.
1
0
Данное прилагательное пишется с приставкой пре- в значении «очень»: пренеприятное. То есть, вместо «пренеприятное» можно сказать или написать «очень неприятное», от этого смысл фразы совершенно не изменится.
0
1
Правильно пишется в русском языке слово так- пренеприятный.Оно подходит под правило:приставка ПРЕ- пишется при высокой степени качества например, прЕнеприятный, прЕинтересный, то есть очень неприятный и очень интересный.
1
0
Слово «пренеприятный» нужно писать с приставкой «пре».
Проверить написание прилагательного просто, можно попробовать заменить приставку на слово «очень». В том случае если смысл не исказится, не изменится пишем приставку «прежде».
Пример:
Пренеприятный разговор всё же состоялся.
Очень неприятный разговор всё же состоялся.
Как мы видим смысл предложения не изменяется, пишем слово «ПРЕнеприятный».
1
0
Правильным будет такое написание: пренеприятный.
Объяснение такое: когда приставка «пре» выступает в значение «очень», то пишем «пре».
В нашем случае как раз так и есть: пренеприятный — это значит «очень приятный».
Примеры предложений:
Ты сообщил нам пренеприятную новость.
0
0
Прилагательное «пренеприятное» правильно написать с приставкой ПРЕ. Эта приставка, согласно правилу орфографии, пишется в тех сложных словах, которые обозначают высшую степень какого-либо качества, высшую степень какого-либо действия или более высокую хактеристику чего-то. Например: превосходный, премилый, преогромный, преувеличиваться, преуспевать, прехорошенький. Слово пренеприятный означает в высшей степени неприятный.
0
0
При написании такого слова, как «пренеприятный» можно запросто ошибиться, сомнения вызывает какую же верно написать приставку в этом слове — «пре» или «при».
Тут подходит правило такое: если приставку можно заменить словом «очень», тогда значит пишется «пре».
То есть слово «пренеприятный» можно заменить — очень неприятный. Значит пишем «пре», а не «при».
Примеры предложений:
Впереди меня ждал пренеприятный разговор с директором школы.
Я никак не смогла улизнуть от пренеприятной беседы.
0
0
В данном случае для проверки правописания данного слова (прилагательного) нужно руководствоваться правилом правописания приставок «пре-«, «при-«.
Если приставку в слове можно заменить такими словами, как «очень», «весьма».
и при этом смысл в тексте останется прежним, тогда пишем приставку «пре-«.
В нашем случае пишем слово с приставкой «пре-» — пренеприятный день (разговор).
0
0
«Е», или «И» я так понял, а раздельно, или слитно, речь не об этом.
Писать надо с буквой «Е» в приставки.
То есть вот так, «пренеприятное».
А вот «прИнеприятное», это ошибочный вариант написания слова, хотя согласен при произношении всё же слышится буква «И».
Читайте также
С детства мы знакомимся с добрыми сказочными героями, например, с Доктором Айболитом, Белоснежкой, Золушкой, Иваном-царевичем, Василисой Премудрой. Да не только среди сказочных героев много добрых персонажей. Меня окружает очень много добрых людей. Некоторые из них обладают этим качеством в бОльшей мере, чем большинство добрых людей.
И тогда я употребляю прилагательное пр*добрый или добрый-пр*добрый.
Какую же приставку следует приставить к прилагательному добрый в этом случае? Возможны следующие способы проверки.
1) Определить значение слова с приставкой.
Если слово имеет значение высшей степени качества, переход за пределы обычного, привычного, то пишется приставка пре-. Если нет, — пишите приставку при-.
2) Замена слова сочетанием его с каким-либо другим словом, придающим ему значение, указанное в пункте 1).
Например, используем слова очень, самый. Добрый => очень добрый, самый добрый => ПРЕДОБРЫЙ.
Так правильно пишется заданное прилагательное .
Приползти. Приставка ПРИ-. Значение у приставки ПРИ — приближение.
Слово «рвать» является глаголом в неопределенной форме и чтобы определить, с какой приставкой нам его написать с -пре- или с -при-, «прервать» или «прирвать», вспоминаем правило русского языка.
Если в данном слове можно поставить приставку -пере-, то подходит приставка -пре-.
Правилен ответ: прервать.
Школьный звонок прозвенел, как всегда не вовремя и учителю географии пришлось прервать свой увлекательный урок.
Одно из значений приставки пре- — это значение, равное слову «очень».
Так, в данное слово приставка пре- вносит значение «очень».
Верно писать «преобладать».
Таким образом, написание этих приставок зависит от значения.
Пример: Преобладать над противником.
Глагол «пришить» (в значениях 1) сшить одну деталь с другой с помощью ниток; 2) присоединить одну деталь к другой при помощи некоторых крепёжных изделий; 3) (жаргонное) убить; преимущественно — с помощью огнестрельного оружия) пишется с буквой «и» в первом слоге.
«При-» — это, в данном случае, приставка. Она обозначает присоединение одного к другому. В сленговом использовании — доведение процесса убийства до конца.
Данные значения коренным образом диссонируют с классическими значениями приставки «пре-«, которой в слове «пришить» нет и не может быть по семантическим соображениям.
Если говорить коротко, то глагола «прешить» в русском языке нет.
1.
… бухгалтер, превосходный, но как человек — пренеприятный!» Дело в том, что при служебных объяснениях с своими начальствующими …
Писемский А.Ф.. В водовороте
2.
… в Москве. Тоже, надо сказать, пренеприятный типчик. А как он вел себя со мной? Или у …
Платова Виктория. Смерть в осколках вазы Мэбен
3.
… имело бы в конечном счете пренеприятные последствия. Сильно болела голова, казалось, что трудно дышать, и вообще …
По Эдгар Аллан. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима
4.
… моей квартиры. Зрелище, действительно, смотрелось пренеприятно. Две пули в лицо, затылочная часть черепа разнесена в куски …
Петров Сергей. Абсолютное программирование
5.
… космических судах, то его ждет пренеприятный сюрприз. Спирс никогда не запирал краулеры и хопперы своим личным …
Перри Стив. Приют кошмаров
6.
… квадратам, и меткость их оказывалась пренеприятным сюрпризом для нападавших. Без магической поддержки Макрана и Эстери — что …
Перумов Николай. Гибель богов
7.
… назвать это было уже нельзя. Пренеприятные ощущения, бр-р-р! — Рогволда всего передернуло.— Словно погружаешься в …
Перумов Николай. Кольцо тьмы 1-3
8.
… он договорить, как мы испытали пренеприятное ощущение, будто рама под нами опрокинулась, а желудок вывернулся наизнанку …
Прист Кристофер. Машина пространства
9.
… способствовали осуществлению его. От этого пренеприятного открытия гаснет их обвинительный пыл и смущается общественное мнение, неспособное …
Пролеев С.В.. Оправдание изъянов и слабостей человеческой натуры
10.
… глаза. — Я должен сообщить вам пренеприятное известие, — сказал он от волнения громко. — К нам едет ревизор …
Пронин Виктор. Особые условия
11.
… в лапы жандармов. Положение создавалось пренеприятное. Владимир Ильич взглянул на стеклянную дверь. Шпика не видно. Очевидно …
Прилежаева Мария. Жизнь Ленина
12.
… не успеем помешать, — заключила она. Пренеприятная мыслишка… Не дай-то Бог! Прекратив глубокомысленную ходьбу, я хлопнул …
Поллотта Ник. Бюро-13 1-3
13.
… позвонил. Дела, как назло, были пренеприятные: в частности, надо было решить, как поступить с бухгалтером, на …
Поль Александр. Похищение
14.
… От разговора с доктором остался пренеприятный осадок — вышло так, будто он, капитан, прислушивается к бабьим сплетням … то глубины, где прячутся разные пренеприятные свойства, которые в ком угодно показались бы отвратительными, а уж …
Портер Кэтрин Энн. Корабль дураков
15.
… осматривал впадину. — Да, дорогой мой, пренеприятная штука. Позвоночник не любит таких потрясений. Будем надеяться, впредь он …
Островский Николай. Как закалялась сталь
16.
… позвонил. Дела, как назло, были пренеприятные: в частности, надо было решить, как поступить с бухгалтером, на …
П. Александр, М. Рол. Увидеть Лондон и умереть
17.
… Скверно, подумал я и ощутил пренеприятный зуд в левом плече. Память о черноперых акулах Красного моря …
Павлов Сергей. Акванавты
18.
… и тем произвел на меня пренеприятное впечатление. Сей приговор положил конец вдохновению Мэри и разом пресек …
Остен Джейн. Доводы рассудка
19.
… чего-н., напр. преизбыток, премилый, пренеприятный, прескучно, пребольно. 2. Образует глаголы со знач. интенсивности или полноты …
Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка
20.
… себя богом. Богом, попавшим впросак. Пренеприятное ощущение… Мозаичный пол с изображением цветущего луга раскинулся от стены …
Олди Генри Лайон. Черный баламут 1-2
21.
… что я щедрый покровитель искусства. Пренеприятный субъект, — однако, надо вам сказать, он страстный поклонник Шекспира. Он …
Оскар Уайлд. Портрет Дориана Грея
22.
… в его кабинете, вынудили вести пренеприятные разговоры с полицией после обнаружения тела Эдкока. — К вашему сведению …
Пауэлл Томейдж. Жаждущий крови
23.
… Адольф сообщил жене Шумана это пренеприятное известие и они, поразмыслив немного, пришли к правильному выводу, что …
Певзнер Керен. Ее последний круиз
24.
… нас уже кружит один журналист, пренеприятный тип, который всех замучил своими ссылками на историю. Если вам … Что и говорить, тип был пренеприятный, однако еще более неприятной была его улыбка: застывшая гримаса, услужливая …
Перес-Реверте Артуро. Кожа для барабана, или севильское причастие
25.
… откуда это взялось название такое пренеприятное — Хамовники?! Хамством Москва не славилась. За что же ей, первопрестольной … сказал он.— Должен сообщить вам пренеприятное известие. Он сказал эти слова из гоголевского «Ревизора», и, очевидно … воздухе пухлыми руками и повторил: — Пренеприятное известие! Во время вашего пребывания в нашем санитарном отряде в …
Паустовский К.. Книга о жизни 1-4
26.
… улыбкой. О насекомых (проводили время пренеприятным образом). Он возвышался между ними, как дуб среди капусты. Многие …
Пантелеев Алексей. Из старых записных книжек. 1924-1947.
27.
… охоту. Но у меня остался пренеприятный осадок и в душу закралось тягостное сомнение. Я собрал все …
Паньоль Марсель. Слава моего отца
28.
… взбудоражило, но мисс Тиндж была пренеприятная особа, а девочки были все родом с Севера, ужасно гадкие …
Пассос Джон Дос. 1919
29.
… Господа, у меня для вас пренеприятные известия.., мы намотали на винты рыболовную сеть… При этих словах …
Рябинин Борис. Шерхан 1-4
30.
… Роккалеоне, на следующий день, получив пренеприятные известия из Баббьяно. Подданные его, взволнованные слухами о Чезаре Борджа …
Сабатини Рафаэль. Любовь и оружие
Слайд 1
Описание слайда:
Правописание приставок
В правописании приставок встречаются три трудности:
1. приставки, заканчивающиеся на з, с, написание которых зависит от того, какая буква следует за приставкой;
2. приставки при- и пре-, написание которых зависит от значения слова;
3. приставки раз- (рас-) и роз- (рос-), написание которых зависит от ударения.
Все остальные приставки всегда пишутся одинаково.
Слайд 2
Описание слайда:
Приставки, заканчивающиеся на з, с
Это приставки без- — бес-, воз- — вос-, из- — ис-, низ- — нис-, раз- — рас-, через- — черес-.
Приставки, заканчивающиеся на з, с, пишутся так, как слышатся: через з перед звонкими согласными и через с перед глухими согласными.
безбородый, беспокойный, издание, истратить
Хотя в словах исчезать и чересчур приставка не выделяется, они тоже пишутся по этому правилу — с буквой с.
Исключения:
1) иноязычная приставка дис- всегда пишется одинаково — с буквой с: дисбаланс, дисгармония;
2) слова с первым корнем близ всегда пишутся одинаково — с буквой з: близстоящий.
Приставки раз- (рас-) и роз- (рос-)
В этих приставках под ударением пишется о, а без ударения — а.
россказни — рассказать, роспись — расписать, розыгрыш — разыграть
Приставка с- всегда пишется одинаково: приставки з- в русском языке нет.
сделать, сговор
У слов типа несговорчивый, несдержанный две приставки: не- и с-. В таких словах приставка с- пишется так же, как и во всех остальных случаях.
Слова здоровье, здание, здесь пишутся с буквой з. В этих словах буква з не приставка, а часть корня.
Слайд 3
Описание слайда:
Приставки при- и пре-
Приставка при- употребляется в словах со значением:
1) близости, нахождения около чего-либо: приморский, привокзальный;
2) приближения: прибыть, приехать, прилететь, приплыть;
3) присоединения, добавления, получения: пристроить, приделать, приписать, присвоить, принять, приобрести;
4) неполного действия: привстать, приуныть, приоткрыть;
5) доведения действия до конца: придумать, пристыдить.
Приставка пре- может быть близка по значению:
1) к слову очень: премилый, превосходный, пренеприятнейшее известие (то есть очень неприятное);
2) к приставке пере-: прервать, преградить, преобразовать, превозмочь.
Слайд 4
Описание слайда:
Слова, в которых значение приставки определить трудно или приставка слилась с корнем
Слова, в которых значение приставки определить трудно или приставка слилась с корнем
Слайд 5
Описание слайда:
Заимствованные слова, в которых при- и пре- входят в состав корня
Заимствованные слова, в которых при- и пре- входят в состав корня
Слайд 6
Слайд 7
Описание слайда:
Остальные приставки
Остальные приставки всегда пишутся одинаково. Как правило, приставки пишутся так же, как соответствующие предлоги.
д или т
Приставки над-, под-, пред- пишутся с буквой д.
Приставка от- пишется с буквой т.
надстроить, подпереть, предписать (сравните: надорвать, подослать, предопределить)
отдавать, отбить (сравните: отослать)
а или о
Приставки за-, на- и наи- всегда пишутся с буквой а.
Приставки по-, до- и недо- всегда пишется с буквой о.
заняться, налить (сравните под ударением: занял, насыпь), наилучший
подумать, доделать, довести (сравните: поступь, довод), недоделать, недосмотреть
Приставка пра- присутствует в словах со значением родства. В словах без значения родства используется приставка про-.
прабабушка, прадедушка, праматерь, прародительница, праотец (сравните: правнук)
прообраз, проректор, провидец, проделать и др. (сравните: проблеск, прорубь)
Когда за приставками, оканчивающимися на согласную (с-, под-, об-, от-, над-, раз- и др.), следует два согласных звука, в конце приставки может появиться дополнительная гласная. Это всегда буква о и никогда не а.
соблюсти, подорвать, обогнуть, отобрать, надорвать, разогнать
Слайд 8
Описание слайда:
Ы и И после приставок и в сложных словах
Исход, но безысходность… Идея, но безыдейный… И при этом постимпрессионизм. Почему?
В большинстве случаев действует такое правило:
Если приставка заканчивается на согласную, а корень слова начинается с буквы и, то после приставки пишется буква ы.
подытожить, предыюльский
Но не все так просто. Из этого правила есть три важных исключения:
1. После приставок меж- и сверх- пишется буква и.
сверхинтересный, межинститутский
2. После иноязычных приставок пишется буква и.
дезинформация, постимпрессионизм, контригра
3. Слова взимать, взимание пишутся с буквой и.
Кроме того, правописание сложных слов определяется другим правилом:
Если в слове два корня, первый корень заканчивается на согласную, а второй корень начинается с буквы и, то во втором корне сохраняется буква и.
мединститут, спортинвентарь
Слайд 9
Описание слайда:
Разделительные ъ и ь
Как пишутся слова под…езд, об…явление, нич…я, ад…ютант, в…юга, двух…ярусный? Все они пишутся через разделительный твердый или мягкий знак. Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях следует выбирать какую из этих двух букв.
Разделительный твердый знак пишется перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:
1. После приставок, оканчивающихся на согласную, в том числе иноязычных.
съездить, объять, отъявленный, съемка, сверхъестественный
Приведем наиболее распространенные иноязычные приставки, оканчивающиеся на согласную:
ад-: адъютант
ин-: инъекция
кон-: конъюнктивит
об-: объект
пан-: панъевропейский (пан- не приставка, а составная часть слова; пан по-гречески означает «все»)
суб-: субъект
транс-: трансъевропейский
Запомните, что перед буквой и твердый знак не пишется: предыгровой, трансиндийский.
2. В сложных словах после двух-, трёх- и т.д.
двухъярусный
Разделительный мягкий знак пишется перед буквами е, ё, ю, я, и не после приставок, а также перед буквой о в корнях иноязычных слов.
вьюга, ничья, бьёт, воробьи, медальон
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
сайт
искренне желает всем школьникам удачи в подготовке к единым государственным экзаменам. Мы собрали коллекцию перлов из экзаменационных работ предыдущих лет. Наслаждайтесь и не повторяйте ошибок предшественников.
Обществознание
- Без мозга, как известно, нельзя жить. Без мозга человек — это просто сосуд с кровью.
- Я рада, что живу сейчас, когда наша власть отменила крепостное право.
- Определение социального неравенства в учебнике разительно отличается от того, которое диктовала нам учительница.
- В комендантский час дети до 16 лет не имеют права находиться даже на кладбище, хотя там никого нет.
- С древних времен общество делится на элиту, люмпенов и таких, как мы.
- Умный человек из-за огромного количества мыслей в своей голове может потерять семью.
- В результате полета человека в космос мы наконец узнали, что Земля круглая.
- При Ельцине в стране развился хаус.
- Я в свои 17 лет уже попробовал себя в образе писателя и не понаслышке знаю, что такое внутренние мучения и тоска. Как и Гете, я болею, когда у меня нет новых идей, нет того огонька, той мысли, из-за которой хочется творить. Многие люди смиряются с этим, но не мы с Гете.
- Один человек — ничто, а все вместе — часть природы.
- Маугли не мог завести детей с волками.
- Мир тесен, а мозг человека необъятен.
- На субъектов гражданского права возложены разные обязанности, такие как являться лицом.
- Если не удается жить в обществе, остается только жить с девушкой.
- Партии, занявшие на выборах призовые места, попадают в Думу.
- Эмпирический уровень познания имел место как в Среднековье у алхимиков, так и в наше время у физиков, сделавших андрогинный коллайдер.
- От женщины общество может ждать чего угодно.
- Гендер — это влиятельный ученый-социолог, видимо, немец.
- В наше время все меньше людей счастливы в браке — это все от бедности, наркомании и гомосексуализма.
- По жизни я почти во всем согласен с философом Гегелевым.
- Когда человек задумался над продолжением рода, в одиночку это у него не получилось.
- Главная функция государства — удовлетворение граждан.
- Известный певец, скрывающийся под псевдонимом Ласковый Май.
- В стране повышается уровень венерической грамотности.
- Сегодня браки похожи на союз клеща и собаки. Но ситуация ухудшается тем, что обычно в браке два клеща и ни одной собаки.
- Животные из-за выхлопных газов перестают интересоваться размножением. Та же участь ждет и человека.
История
- Иван Грозный стоял на самой низкой ступени человеческого развития.
- Иван IV с детства не любил людей, из-за чего случались массовые казни.
- При Иване Грозном на Болотной площади рубили головы, а не орали, что попало.
- Иван Грозный уехал в Александровскую слободу, обидевшись, когда узнал, что бояре стучат на царя.
- Современные милиционеры обижаются, когда их называют опричниками. Мой папа-милиционер бьет таким морду.
- Царь Александр неожиданно скончался в Таганроге от воспаления мозгов.
- Декабристов ждала гостеприимная Сибирь.
- Николай II отдал приказ стрелять по рабочим после окончания рабочего дня.
- В СССР те, кто не отправлялся в тяжелые лагеря ГУЛАГа, отправлялись в менее тяжелые пионерские лагеря.
- Врагов советской власти называли дивидентами. Дивидентское движение росло и ширилось.
- Хрущев подавил восстание рабов в Новочеркасске.
- У Брежнева были большие брови и странно поставленная речь. Он был выдающимся и удивительным человеком, его поступки послужили на благо России, и поэтому мы все его любим и знаем как пухленького и большебрового мужичка. Он направлял свою деятельность в разных направлениях. Я бы пожал руку такому выдающемуся человеку, как Брежнев.
- Османская империя в те времена находилась в стороне от наркотрафика.
- Западники привнесли в Россию, например, трамвай. Славянофилы до смерти ездили на лошадях.
- Политика царя вызывала голод и бешенство населения.
- Княгиня Ольга до замужества с князем Игорем носила имя Прекрасная.
- Елизавета Петровна считалась первой красавицей среди своих подруг.
- Колхозницы бежали в город, поскольку там было больше здоровых мужчин.
- Солженицына отправили в лагерь за рассказ «Один день Вани Денискина».
- «Шмон», «борзой», «стукач» — этих слов нельзя было найти в орфографических словарях. Солженицын принес их в наш язык.
- После высылки Солженицын продолжил свой лагерный путь в США.
Итогового сочинения
является «К5. Оригинальность сочинения». Чтобы набрать балл по этому критерию, необходимо продемонстрировать творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении должны быть интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля. Одним из способов получить зачёт по этому критерию является употребление эпиграфа с цитатой
по заданной теме.
Мы подготовили сборник цитат к итоговому сочинению 2015/16 учебного года
. Сборник содержит цитаты по направлениям «Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы».
Приведём некоторые цитаты из сборника:
БЛОК «ВРЕМЯ»
Берегите время: это ткань, из которой сделана жизнь. (С. Ричардсон)
Времена не выбирают… (А. Кушнер)
Время – это тиран, который имеет свои капризы и который каждое столетие другими глазами смотрит на то, что делают и говорят. (И. Гете)
Время часто убивает тех, кто старается убить его. (П. Буаст)
Даже самый богатый человек не в состоянии откупить свое прошлое. (О. Уайльд)
Лучше поздно, чем никогда. (Т. Ливий)
Настоящая любовь не та, что выдерживает долгие годы разлуки, а та, что выдерживает долгие годы близости. (Хелен Роуленд)
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. (Б. Франклин)
Счастливые люди считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами. (Джеймс Фенимор Купер, американский писатель)
Час ребенка длиннее, чем день старика. (А. Шопенгауэр)
БЛОК «ДОМ»
Больше всего домоседов среди тех, у кого нет своего угла. (Лешек Кумор)
Дом – это не место где ты живешь, а место, где тебя понимают. (Христиан Моргенштерн)
Дом – это там, где твое сердце. (Плиний старший)
Дом мужчины – его крепость, но только снаружи. Внутри это чаще всего детская комната. (Клэр Люс)
Дом — это место, где женщина трудится в отсутствие мужчины, а мужчина отдыхает в присутствии женщины. (Автор неизвестен)
Любите нашу землю как родителей своих. (В.Р. Степанян)
Мы не унаследовали Землю у своих родителей, а взяли её взаймы у своих детей. (Франц Майер)
Наши дома — это зеркальное отражение нас самих. (Д. Линн, основатель Международного института тренировки душ)
Нет места милее родного дома. (Цицерон)
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Лев Толстой)
БЛОК «ЛЮБОВЬ»
Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника. (А.П. Чехов)
На свете нет зрелища прекраснее, чем лицо любимой, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса. (Ж. Лабрюйер)
Я люблю, и значит – я живу… (В.С. Высоцкий)
Рука, качающая колыбель, правит миром. (Петер де Вриес)
Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин. (Ф.М. Достоевский)
Если ты любишь свое дело, это – не работа, это увлекательнейшее путешествие к мечте… (Конфуций)
Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его. (Н.Г. Чернышевский)
Нет на свете силы более могущественной, чем любовь. (И. Стравинский)
Любовь к родине начинается с семьи. (Фрэнсис Бэкон)
Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. (К.Г. Паустовский)
БЛОК «ПУТЬ»
В жизни – как в пути: самая короткая дорога обычно самая грязная, да и длинная ненамного чище. (Ф. Бэкон)
Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу. (О. Генри)
Для того чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. (Л.Н. Толстой)
Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути. (Фрэнсис Бэкон)
Пути к счастью нет: счастье – это и есть путь. (Вэйн Дайер)
Путь – это своего рода якорь спасения, брошенный человеку в бушующем океане стихии и хаоса. (Н.Д. Арутюнов)
Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. (Д.С. Лихачёв)
Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно. (Данте Алигьери)
У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе. (Герман Гессе)
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь. (Конфуций)
БЛОК «ГОД ЛИТЕРАТУРЫ»
Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать. (Рене Декарт)
Время проходит, но сказанное слово остается. (Л.Н. Толстой)
Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет. (А. Декурсель)
Книга всегда больше жизни. Всё меньше книги – жизнь, вселенная, солнце. Даже сам человек. (А.В. Етоев)
Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти. (М. Салтыков-Щедрин)
Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения. (Монтескье)
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро)
Нравственность человека видна в его отношении к слову (Л.Н. Толстой)
Раньше гусиными перьями писали вечные мысли, а теперь вечными перьями пишут гусиные мысли. (В. Солоухин)
Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! (С. Львов)
Можно ли смотреть экранизации к книгам и читать их краткое содержание?
Если вы имеете в виду замену кратким содержанием и экранизациями в принципе чтение литературы, то я категорически ПРОТИВ! Лучше текста нет ничего — потому моя настоятельная рекомендация — читайте произведения!!!
Если до ЕГЭ остается совсем мало времени и вы понимаете, что не успеете прочитать все произведения, постарайтесь освоить какие успеете в полнотекстовом варианте, а оставшиеся — в кратком содержании (я противник этого (!), но в ситуации сжатых сроков подготовки этот путь неизбежен). И сразу закрепляйте краткое просмотром экранизаций.
Какие конкретно стихи (или выдержки из них) желательно выучить? В интернете практически ничего нет, либо я не так ищу.
В 16 задании примерно 50 тем, по которым могут быть сформулированы вопросы. К каждой теме надо подобрать по три стихотворения, из которых достаточно выучить по 2-4 строчки, раскрывающие эту тему. Все они собраны мной и представлены в закрытой группе — «УНИВЕРСУМ-16» (подробности о доступе к ней на стартовой странице сайте)
Здравствуйте, обязательно ли приводить цитаты в 9, 16 заданиях? Нужно ли дословно учить цитаты к прозе или можно пересказать своими словами?
Согласно новым критериям, теперь необходимо аргументировать с опорой на текст — в первую очередь, имеются в виду прямые цитаты (это касается как поэзии, так и прозы). Однако в критериях прописано: «анализ важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.», — что свидетельствует о возможности отсылки к указанному, но через их анализ!!! Таким образом, вы, как минимум, можете проанализировать (а не пересказать) эпизоды и значимые образы в тексте, и, как максимум, должны стремиться к цитированию. При этом помните, что лирику все же придется цитировать!!! — ее пересказывать невозможно.
З
адания 9 и 16 рассчитаны только на поиск сходства? Бывают ли вопросы на определение различий?
Вопросы на определение различий встречаются реже, чем на сходство. Однако, встречаются!!!
Обязательно ли находить различие в стихотворениях, если в вопросе звучит «в чем сходство» (задание 16)?
Все зависит от формулировки вопроса. Если в вопросе стоит «в чем сходство», то ищем только сходство. Если «сходство и различие», то и то, и другое. Рекомендую от себя при первой формулировке вопроса обращать внимание на очевидные различия (не сказать про них — просто непростительно!!!). Если же они неочевидные, то «блох» выискивать не стоит.
Могу ли я привести для сопоставления стихотворение поэта из нашего села?
Если произведения данного писателя публикуются в изданиях, включаются для изучения в школе как региональный компонент (изучение творчества писателей того или иного региона, края), то можно. Если его произведения печатаются только как самиздат, то не стоит.
Что делать, если при цитировании строка заканчивается запятой — поставить запятую и закрыть кавычки? А если не поставить, посчитают ли это фактической ошибкой?
Никакой фактической ошибки!!! Ставите многоточие и закрываете кавычки.
Когда отвечаешь на 9 задание, нужно ли в кавычках слова из приведённого текста приводить?
Можно, конечно, приводить. Чтобы ответ был полноценным, глубоким, вы сопоставляете с другими текстами и свои рассуждения подтверждаете аргументацией как из других подобранных вами произведений, так и из самого исходного текста.
За пунктуационные и орфографические ошибки снижаются ли баллы?
Нет! Ошибки снижают только за то, что прописано в критериях — внимательно их изучите
Можно ли приводить на сопоставление произведения из современной литературы?
Вы можете приводить произведения из ЛЮБОГО периода развития русской литературы
Обязательно ли писать в бланк ответа заданий 1-7 «лексический повтор» или «риторический вопрос» полностью? Вдруг не хватит клеточек?
В компьютере закладывают несколько вариантов ответов. В случае с «лексическим повтором» можно написать «повтор», так как смысл ответа не будет потерян или искажён, а вот в случае с «риторическим вопросом» ОБЯЗАТЕЛЬНО писать полностью словосочетание, так как ответ «риторический вопрос» и «вопрос» — разные вещи!!! Помните, что в бланк ответ пишется без пробелов: «риторическийвопрос»
Могут ли изменить критерии перед самим ЕГЭ?
Вообще за все время существования ЕГЭ по литературе такого не было. Критерии корректируют примерно до февраля-марта, но потом их уже в окончательном виде утверждают и уже до экзамена не меняют.
Слышал, что на экзамене может попасться стихотворение Пушкина или Лермонтова, которое не обозначено в Кодификаторе. Это правда?
Да. Этот вопрос я задавала С.А. Зинину (ответственный за ЕГЭ по литературе в нашей стране) 2 года назад на семинаре в Москве — почему так? Ответ был следующий: эти стихотворения входят в школьную программу, потому их и дали. Остаётся только развести руками и готовиться к экзамену с его непредсказуемостью.
Снизят ли балл за задание 8 при проверке, если ответ состоит из трех предложений?
Нет, объем в заданиях 8,9,15,16 – 5-10 предложений – рекомендуемый! Снизить балл могут только исходя из критериев к этим видам заданий. А критерия, оценивающего объем, не существует.
Цитирование в 17 задании должно быть дословным? Мне необходимо выучить наизусть отрывки из произведений?
В 17 задании цитирование – один из критериев проверки ответа. Существуют разные виды цитирования: прямое (1-2 предложения, дословно процитированные вами в кавычках), точечное или микроцитирование (слово/словосочетание, взятое в кавычки), в форме чужой речи (краткий пересказ сути цитируемого своими словами с отсылкой к адресату высказывания – без кавычек!), отсылка к эпизодам (краткий пересказ или упоминание о событиях – без кавычек).
В 9 и 16 заданиях мне необходимо приводить примеры для сопоставления из разных веков?
Нет, вы вправе привести примеры хоть из одного века, хоть из разных. Главное, чтобы оба приводимые вами произведения не были одного автора.
Какие желательно покупать пособия для подготовки?
Сегодня предлагают достаточно много методических пособий по подготовке к ЕГЭ. В этом «море» источников могу со спокойной совестью рекомендовать только издания ФИПИ под авторством Зинина С.А. и Новиковой Л.В. – разработчиков ЕГЭ по литературе. Они, как никто другой, ориентируются в егэшной системе и дают толковые рекомендации.
При этом отмечу, что универсального издания, идеально освещающего все разделы ЕГЭ, я, к сожалению, до сих пор не встречала.
Нужно ли учить стихотворения, если да, то какие?
У каждого своя методика подготовки к ЕГЭ. Я со своей стороны предлагаю не учить все стихотворения. Достаточно определить круг типичных тем, поднимаемых авторами в стихотворениях, и составить примерные ответы по ним (тезисно, либо полностью готовые). И в конечном итоге придется заучить только от двух до четырех строк из подобранных вами стихотворений.
Со своей стороны могу предложить вам уже выделенные основные темы и готовые на них ответы (пример в разделе «Индивидуальное консультирование»). Если заинтересованы, в разделе «Обратная связь» напишите.
Обязательно ли писать в прямой последовательности ответы на задания?
Нет, вы можете отвечать на вопросы в той последовательности, в какой вам удобно.
Нужно ли переписывать вопрос в бланк ответа?
Нет. Достаточно поставить номер вопроса.
Могу ли я упоминать другие произведения в задании 17?
Да, можете, если это связано с вопросом задания 17 или помогает более глубоко раскрыть один из тезисов вашей работы. Только не увлекайтесь анализом приводимого вами другого произведения, так как это может увести вас от заданного вопроса.
Сколько терминов нужно использовать в 17 задании?
Такого критерия, как количество использованных терминов, нет. В критериях обозначено: использование вами терминов для анализа произведения (хотя бы в одном месте) – 2 балла; использование терминов (т.е. их упоминание) – 1 балл. Мой совет: старайтесь распределить термины по всему ответу на 17 задание и как минимум в двух местах использовать литературоведческие понятия для анализа текста.
*** Примеры правильного использования терминологии приводятся в Видео 8 Продвинутого уровня «Теория литературы: Литературоведческие термины и правила их использования в ответах разных видов заданий (на примерах)».
Если в работе есть речевой недочет, он приводит к снижению балла?
Один речевой недочет не приведет к снижению балла, два недочета приравниваются к одной речевой ошибке.
Можно ли приводить в качестве сопоставления к 16 заданию лиро-эпические произведения?
Можно.
Могу ли я привести в качестве сопоставления три произведения?
Можете, это не запрещается. Однако есть ли в этом необходимость? Максимальный балл по критерию ставится за приведение двух (не более!) произведений. Сопоставление с большим количеством текстов приведет к трате времени, которого у вас и так немного — 3 часа 55 минут.
Существует ли «универсальная» техника анализа стихотворения?
Стихотворение можно анализировать разными способами, о чем написано огромное число исследований (это, как я понимаю, и становится главной проблемой учащихся). Существует определенный алгоритм работы с лирическим текстом, который я предлагаю в рамках подготовки к ЕГЭ. Одним ответом на вопрос его не изложишь, эта техника освещается мной в видео-консультациях Продвинутого уровня (см. Видео 4. Методика анализа лирического стихотворения (задание 15
). Освоив эту технику, вы сможете справиться с анализом любого предложенного вам на экзамене стихотворения.
Предварительный просмотр:
Цитаты из прозы
.
«Слово о полку Игореве»
«Русичи великие поля червлеными щитами
перегородили.
Ища себе чести, а князю — славы.» —
Игорь
.
Ярославна:
«Полечу,- говорит кукушкою по
Дунаю,
Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
Утру князю кровавые его раны на могучем
его теле».
«Золотое слово» князя Святослава:
«Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья помочь мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой».
Фонвизин
«Недоросль»
Стародум
«
В большом свете водятся
премелкие души»
«Унижать рабством себе подобных
беззаконно
»
Простаков
«
Без вины виноват»
«Без наук люди живут и жили», «ученье-
вздор», «главное — достаточек уметь
нажить и сохранить
» — философия
невежеств. дворянства
«
Уж четыре года как учится
» – о Митро-
фанушке (бессмысленность его обучения)
Отношения слуги и хозяина
Еремеевна
получает «
по пяти рублей в год,
да по пяти пощечин на день
»
Простакова
«
Да разве дворянин не вправе
поколотить слугу, когда захочет?
»
А. С. Пушкин:
««Недоросль» единственный
памятник народной сатиры, «Недоросль»,
которым некогда восхищалась Екатерина
и весь ее блестящий двор…»
Жуковский
«Светлана»
Начало баллады
«
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок
Сняв с ноги, бросали…»
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье
»
Грибоедов
«Горе от ума»
Современники о комедии
:
Пушкин
«
Много ума и смешного в стихах»,
«разительная картина нравов
»
Катенин
«
Ума и соли тьма
»
Софья
«
Счастливые часов не наблюдают
»
«
Он не в своем уме
» (о Чацком) — первая
распускает слух.
Фамусов
«
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой»
«Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца
» (Софье)
«
Кто беден, тот тебе не пара
» (Софье)
«
Что будет говорить княгиня Марья
Алексевна!
» (фраза заканчивает комедию,
зависимость Фамусова от чужого мнения)
Молчалин
: «
В мои года не должно сметь
Свое суждение иметь
» (бесхребетность и
подобострастие)
Завет отца Молчалину – «
угождать всем
людям без изъятья
»
«
Злые языки страшнее пистолета
»
Чацкий
«
Чины людьми даются,
А люди могут обмануться
»
«
Дома новы, но предрассудки стары»
«И дым Отечества нам сладок и приятен…»
«Служить бы рад, прислуживаться
тошно»
«Молчалины блаженствуют на свете!»
«А впрочем, он дойдет до степеней известных
Ведь нынче любят бессловесных»
(о Молч.)
Гончаров («Мильон терзаний»):
«Эта пьеса как
столетний старик, около которого всё, отжив
по очереди свою пору, умирают и валятся, а он
ходит, бодрый и свежий, между могилами ста-
рых и колыбелями новых»
Пушкин
«Капитанская дочка»
«
Береги платье снова, а честь смолоду
» —
эпиграф, завет отца Гриневу
О ПРАВИТЕЛЕ:
«
Я приехала просить милости,
а не правосудия
» — Маша Миронова ЕкатеринеII
Швабрин
описывает Машу Гриневу
«
совершенною дурочкою
»
«
Только не требуй того, что противно чести
моей и христианской совести
» —
Гринев
Пугачеву.
Поэма «Медный всадник»
О ПРАВИТЕЛЕ:
«
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн
И вдаль глядел.
» (о Петре 1)
«Евгений Онегин»
«
Неужто ты влюблен в меньшую?
-А что? – «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт»
«Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила»
(Ольга
)
«Он с лирой странствовал на свете:
Под небом Шилера и Гете
Их поэтическим огнем
Душа воспламенилась в нем»
(Ленский
)
«
Ни красотой сестры своей,
ни прелестью ее румяной,
Не привлекла она б очей
» (Татьяна
)
«
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой
»(Татьяна
)
«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна»
(последнее
объяснение Татьяны с Онегиным
)
«
Чего ж вам больше?
Свет решил,
Что он умен и очень мил
»(об Онегине
, светское
общество узкое во взглядах, мелкое, низкое)
«
Уж не пародия ли он?
» (Татьяна
об Онегине)
«
С вашим –то умом быть чувства мелкого
рабом?
(Татьяна Онегину, вопрос о сомнениях
Татьяны по поводу любви к ней Евгения)
Композиционная особенность романа —
открытый финал, автор оставляет Онегина
после объяснения с Татьяной
«
И здесь, героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго, навсегда
»
Различия между Онегиным и автором
В. Г. Белинский
: «в «Евгении Онегине» Пушкин
исчерпал до дна современную русскую жизнь»
Предмет сопоставления | Онегин | |
Театр | Театр для Онегина- это место, где можно показать себя и безнаказанно полюбоваться в лорнет на незнакомых дам. | |
Природа | Природа на Онегина наводит сон. | |
Любовь | Для Онегина любовь- это «наука страсти нежной», обязательным условием которой является умение «лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать» | |
Творчество | Онегин лишен умения и возможности выразить себя в творчестве «труд упорный, ему был тошен; ничего/ не вышло из пера его» |
Лермонтов
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого Купца Калашникова»
Кирибеевич — опричник
Купец: «Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его вольной волею,
А за что про что – не скажу тебе,
Скажу только богу единому.
Прикажи меня казнить – и на плаху несть
Мне головушку повинную;
Не оставь лишь малых детушек,
Не оставь молодую вдову,
Да двух братьев моих своей милостью»…
Поэма «Мцыри»
мужество, протест, свободолюбие.
Мцыри живет в чуждой среде, лишенной
всех близких:
«
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
…Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил,
Не то что милых душ — могил!
»
«Я мало жил и жил в плену
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог».
Роман «Герой нашего времени»
Хронология глав: «
Тамань», «Княжна
Мэри
», начало повести «
Бэла», «Фаталист
»,
конец повести «
Бэла», «Максим Максимыч
»,
предисловие к «журналу Печорина»
СМЫСЛ ЖИЗНИ:
Перед дуэлью с Грушницким Печорин
размышляет: «
Зачем я жил? Для какой
цели я родился?
»
Печорин
: «
Неужто, думал я, мое
единственное назначение на земле
— разрушать чужие надежды?
»
«
После всего этого, как бы, кажется,
не сделаться фаталистом?
»
«
И если точно есть предопределение,
то зачем же нам дана воля и рассудок?
»
Лерм: «
Герой нашего времени — это портрет,
составленный из пороков всего нашего
поколения в полном их развитии
»
В. Г. Белинский:
«Вот книга, которой суждено
никогда не стариться, потому что при самом
рождении ее она была вспрыснута живою водою
поэзии! Эта старая книга всегда будет нова».
Гоголь
Повесть «Шинель»
НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ ВЛАСТИ:
«
Зачем вы меня обижаете?
»
Значительное лицо, до смерти испугавшее
Башмачкина своим начальственным окриком,
узнав о смерти его «
остался даж пораженным,
слышал угрызения совести и весь день был не
в духе
»
«Ревизор»
«
Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы
сообщить пренеприятнейшее известие:
к нам едет ревизор
» — открывает пьесу эта
фраза
Антона Антоновича Сквозник-Дмухановск.
Попечитель богоугодных заведений
Земляника
«
Человек простой: если умрет, то и так умрет,
а если выздоровеет, то и так выздоровеет
»
«
Единственным положительным героем моей
комедии является смех
»- признавался Гоголь
Доктор со зловещей фамилией
Гибнер
«
по-русски
ни слова не знает
»
Городничий
«Чему смеетесь?-Над собой смеетесь!»
В. Ф. Одоевский:
«Русская литература оказала прави-
тельству и публике четыре услуги, а именно:
“Недоросль”, “Ябеда”, “Горе от ума” и “Ревизор”».
«Мертвые души»
Принцип изображения помещиков:
- Внешний вид усадьбы
- Состояние хозяйства
- Господского дома
- Внутреннего убранства
- Характеристика помещика
- Его взаимоотношения с Чичиковым
О
Манилове
«
глупо и без толку готовится на
кухне», «пусто в кладовой»
, а между тем,
воздвигнута «
беседка с плоским зеленым
куполом, деревянными колоннами и надписью
«Храм уединенного уединения»»
(дух.пустота)
Коробочка
«
крепколобая»
и
«дубинноголовая
»
«
Ноздрев
в тридцать пять лет был таков ж
совершенно, как в осьмнадцать и двадцать:
охотник погулять
»
Плюшкин
«
прореха на человечестве
»
Общие черты помещиков:
бесчеловечность,
праздность, пошлость, духовная пустота.
«
Все сделаешь и все прошибешь на свете
копейкой!
»-говорил отец Чичикову (завет отца)
Гоголь о Чичикове
: «
справедливее всего
назвать его хозяин-приобретатель
»
В.Г. Белинский: «»Мертвые души» стоят выше всего,
что было и есть в русской литературе, ибо в них
глубокость живой общественной идеи неразрывно
сочеталась с бесконечною художественностию образов.
Островский
«Гроза»
Катерина
«
Знаешь, мне иногда кажется,
что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя
и тянет летать
» (вольность, стремл. к свободе)
Законы «темного царства:
В нем правят деньги
Любое живое слово, живая мысль, живое чувство
преследуются в городе.
«Делай что хочешь, только бы шито да
крыто было»
(Варвара Катерине
)
Добролюбов:
«Катерина – луч света в тёмном
царстве», «Характер Катерины, как он исполнен
в «Грозе», составляет шаг вперед не только в
драматической деятельности Островского, но
и во всей нашей литературе».
«Слова Тихона дают ключ к уразумению пьесы.
Они заставляют подумать уже не о любовной
интриге, а обо всей этой жизни, где живые
завидуют умершим, да еще каким — самоубийцам!»
Тургенев
«Отцы и дети»
Писарев
«
Умереть так, как умер Базаров,
все равно, что сделать подвиг
»
Базаров
нигилист, т.е. «
человек, который не
склоняется ни перед какими авторитетами,
который не принимает ни одного принципа на
веру, каким бы уважением ни был окружен
этот принцип.
»(так объясняет Аркадий)
Базаров
«
Порядочный химик в 20 раз полезнее
всякого поэта
»
«
Рафаэль гроша медного не стоит
»
ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
«
Природа не храм, а мастерская, и человек
в ней работник»
«Эдакое богатое тело! Хоть сейчас в анато-
мический театр!
» —
Базаров об Одинцовой
(цинизм)
Перед дуэлью с Павлом Петровичем Базаров
думает: «
Нет, я еще долго на свете маячить
буду
»
Катя
говорит Аркадию «
Он хищный, а мы с
вами ручные
»
Перед смертью
Базаров Одинцовой
: «
Дуньте
на умирающую лампаду и пусть она погаснет
»
Буренин:
Тургенев разъяснил живыми образами
«отцов» и «детей» сущность той жизненной
борьбы между отживающим периодом крепостно-
го барства и новым преобразоват. периодом».
Гончаров
«Обломов»
Ольга
не смогла пробудить Обломова к жизни:
«Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще
жить для меня, — а ты уж давно умер»
Любовь Ольги к Обломову- идеализированная.
Она считала своим долгом пробудить Обломова к
жизни: «На лице ни сна, ни усталости, ни скуки»,
«халата не видать на нем», «сидит с книгой
или пишет».
Обломов
не выдержал испытание любовью:
«Господи! — воскликнул Обломов — Зачем она
любит меня? Зачем я люблю ее?».
«Я похищаю чужое! Я — вор!»- так думает герой.
Он не смог победить обломовщину в себе.
Любовь Агафьи
— жертвенная любовь и в то же
время спокойная.
«…Больше всего он боялся воображения, этого
двуличного спутника, с дружеским на одной и вра-
жеским на другой стороне лицом, друга – чем меньше
веришь ему, и врага – когда уснешь доверчиво под
его сладкий шепот…» (автор о
Штольце)
Добролюбов
: «…некоторым кажется роман Гончарова
растянутым. Он, если хотите, действительно растянут.
<...> Никаких внешних событий, никаких препятствий,
никаких посторонних обстоятельств не вмешивается в
роман. Лень и апатия Обломова — единственная пружина
действия во всей его истории…»
Дружинин:
«…Агафья с первого своего появления пока-
залась нам злым ангелом Ильи Ильича, — и увы!
действительно сделалась его злым ангелом. Агафья
действительно загубила его вконец, навалила
гробовой камень над всеми его стремлениями»
Некрасов
«Кому на Руси жить хорошо»
«
Кому живется весело, вольготно на Руси?»
«Роман сказал: Помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому!-
Сказали братья Губины,
Иван и Митодор.
Старик Пахом потужился
И молвил в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву,
А Пров сказал: Царю.
Корчагина Матрена Тимофеевна
«
Не дело между
бабами счастливую искать»
«
Ключи от счастья женского, от нашей вольной
волюшки, заброшены, потеряны у Бога самого
»
Гриша Добросклонов
«
В минуты унынья, о родина-
мать, я мыслью вперед улетаю. Еще суждено
тебе много страдать, но ты не погибнешь, я знаю.»
С. А. Андреевский:
«В состав «Кому …» введено
огромное количество примет и поверий,
пословиц и поговорок, загадок и отдельных фоль-
клорных образов, рассеянных в поэме и придающих
ей чрезвычайную фольклорную насыщенность.»
Салтыков-Щедрин
«Премудрый пискарь»
Говорят «
Слыхали вы про остолопа, который
не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем
хлеба-соли не водит, а все только распостылую
свою жизнь бережет?
»
«
Жил-дрожал, и умирал – дрожал
»
«Как один мужик двух генералов прокормил»
«Кто бы мог подумать, ваше превосходительство,
что человеческая пища, в первоначальном виде,
летает, плавает и на деревьях растет?» —
генерал
.
«История одного города»
«…успех никогда не обходится без жертв…»,
«…многоумие в некоторых случаях равносильно
недоумию…», «…если мы действительно желаем утвердить
учтивое обращение на прочном основании, то все
‑
таки
прежде всего должны снабдить людей наст. якобы правами.»
Толстой
«Война и мир»
Марья Болконская:
«…человечество забыло законы своего
божественного спасителя, учившего нас любви и прощению
обид, и что оно полагает главное достоинство свое в искусстве
убивать друг друга…»
Андрей Болконский:
«…Война не любезность, а самое гадкое
дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо
принимать строго и серьезно эту страшную необходимость.
Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка…»
Пьер Безухов:
«…человек сотворен для счастья, что счастье
в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих
потребностей, и что все несчастье происходит не от недос-
татка, а от излишка…»
Достоевский
«Преступление и наказание»
Раскольников говорит Соне
: «
Я просто убил; для
себя убил, для себя одного… Мне надо было узнать
тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или
человек? Смогу ли я переступить или не смогу?
Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет?
Тварь ли я дрожащая или право имею?
»
Лужин
воплощает эгоистическую расчетливость,
прикрывающуюся рациональной идеей «
общего
блага
» (сродни с «арифметикой» Раскольникова)
Свидригайлов
— отсутствие нравственных
границ, не различение добра и зла
Марков:
«»Преступление и наказание» —
один из самых серьёзных, глубоких и
оригинальных романов Достоевского.»
Чехов
«Ионыч»
Врач Дмитрий Ионыч Старцев превращается
в Ионыча.
Семья Туркиных
«Студент»
«… и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при
Петре, и что при них была точно такая же лютая
бедность, голод, такие же дырявые соломенные
крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом,
мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и
будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь
не станет лучше.»
«Вишневый сад»
Двойное ударение в названии.
Лопахин
: «
Приходите все посмотреть, как
Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому
саду, как полетят на землю деревья!
»
Петя Трофимов:
«…Вся Россия наш сад. Земля велика
и прекрасна, есть на ней много чудесных мест…»
Бунин
«Господин из Сан-Франциско»
«…корабль, многоярусный, многотрубный, созданный
гордыней Нового Человека со старым сердцем…»
«В самом низу, в подводной утробе «Атлантиды…»
«…Никто не отвечал толком, никто не понимал ничего,
так как люди и до сих пор еще больше всего дивятся и
ни за что не хотят верить смерти.»
«Чистый понедельник»
Она: «Вы у меня первый и последний. Вам этого мало?»
Он: «И завтра и послезавтра будет все то же, думал я,
все та же мука и все то же счастье… Ну что ж — все-таки
счастье, великое счастье!»
Горький
«На дне»
Лука
«
Во что веришь — то ты и есть»
«По-моему ни одна блоха не плоха: все
черненькие, все прыгают
»
О человеке «
он – каков ни есть, а всегда
своей цены стоит»
«Человек всего может…Лишь бы захотел»
«Человека приласкать никогда не вредно»
Сатин
«
Человек — это звучит гордо!
»
«
Надо уважать человека! Не жалеть,
не унижать его жалостью»
«Правда — бог свободного человека,
ложь — религия рабов и хозяев
»
Рассказ «Старуха Изергиль»
«Красивые – всегда смелы.» – Изергиль.
Данко: «Не своротить камня с пути думою. Кто
ничего не делает, с тем ничего не станется.»
Блок
«Двенадцать»
«…И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль..»
«Нежной поступью над вьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.»
Маяковский
«Облако в штанах»
Четыре части — каждая реализует конкретную
идею:
1.Долой вашу любовь
2.Долой ваше искусство
3.Долой ваш строй
4.Долой вашу религию
Мандельштам
Ленинград
«Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей».
Notre Dame
«Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.»
Ахматова
поэма «Реквием»
Посвящена жертвам сталинских репрессий.
В первых строках «Вступления» возникает
образ «страшного мира»:
«
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград
»
Изображается драма всей безвинной Руси:
«
Буду я, как стрелецкие женки,
Под тюремными башнями выть
»
Эпиграфом являются строки их ст.
«
Так не зря мы вместе беседовали
»:
«
Нет! И не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл-
Я была тогда с мим народом
Там, где мой народ, к несчастью, был
»
Шолохов
«Тихий Дон»
Аксинья
: «Не лазоревым алым цветом, а
собачьей бесилой, друнопьяном придо-
рожным цветет поздняя бабья любовь.»
Григорий
: «Как выжженная палами степь,
черна стала жизнь Григория. Всё отняла у
него, всё порушила безжалостная смерть.
Остались только дети. Но сам он всё ещё
судорожно цеплялся за землю, как будто
и на самом деле изломанная жизнь его
представляла какую-то ценность для
него и для других…»
Григорий
: «Иной раз, вспоминаючи всю
свою жизнь, глянешь, — а она как порож-
ний карман, вывернутый наизнанку…»
«Судьба человека»
«Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то
притих, задумался и нет-нет да и взглянет
на меня из-под длинных своих загнутых
кверху ресниц, вздохнет. Такая мелкая
птаха, а уже научилась вздыхать.
Его ли это дело?»
«Нет, не только во сне плачут пожилые,
поседевшие за годы войны мужчины. Плачут
они и наяву. Тут главное — уметь вовремя
отвернуться. Тут самое главное — не ранить
сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит
по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…»
Булгаков
«Мастер и Маргарита»
Иешуа
«
Правду говорить легко и приятно
»
Воланд
«
Ну что ж… обыкновенные люди…
В – общем похожи на прежних…квартирный
вопрос только испортил их
»
«
Рукописи не горят»
«Никогда и ничего не просите. Никогда и
ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас.
Сами предложат и сами все дадут
»(Маргарите
)
Понтий Пилат
«
Трусость, несомненно один из
самых страшных пороков…Нет, философ, я
тебе возражаю: это самый страшный порок
»
Твардовский
«Василий Теркин»
«
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда
Да и в каждом взводе»
«Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям
Стало, может быть, светлей»
«Я убит подо Ржевом»
«
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она спасена
»
Пастернак
«Доктор Живаго»
«Человек рождается жить, а не готовиться
к жизни»
«Нельзя без последствий для здоровья изо
дня в день проявлять себя противно тому,
что чувствуешь; распинаться перед тем,
чего не любишь, радоваться тому, что
приносит несчастье.»
«Пока тебя помнят вгибы локтей моих, пока
еще ты на руках и губах моих, я побуду с тобой.»
Солженицын
«Один день из жизни
Ивана Денисовича»
Первоначальное название – «Щ-854»
(Один день одного зека)
Об ужине «
Этот черпак для него сейчас
дороже воли, дороже жизни всей прошлой
и всей будущей жизни
»
«
Вот он миг короткий, для которого
и живет зек
» (ужин)
«
Матренин двор
»
Первоначальное название – «Не стоит село
без праведника»
«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах
с совестью своей.»
Платонов
«Юшка»
«А чего я тебе, чем я вам мешаю! .. Я жить
родителями поставлен, я по закону родился,
я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня
тоже, значит, нельзя…
»
Астафьев
«Царь-рыба»
«Царь-рыба» -Мотивы трагического бессилия.
Оценка писателем «событий бытия».
Природа и человек:
Два типа отношения к природе и природы к
человеку (мифологическое одушевление природы
и ее возмездие за безнравственность). Потеря
нравственных ориентиров во всех слоях общества.
Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас!
Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!»
Маленькие люди:
Башмачкин «Шинель» Гоголь
Самсон Вырин «Станционный смотритель»
Евегений «Медный всадник» Пушкин
Лиза «Бедная Лиза» Карамзин
Мармеладов, Катерина Ивановна «Преступление и
наказание» Достоевский
Макар Девушкин «Бедные люди» Достоевский.
Романы-эпопеи
«Война и мир» Толстой
«Тихий Дон» Шолохов
Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо»
Теоретико-литературные понятия, используемые
для анализа драматического произведения:
— конфликт
— реплика
— авторская позиция
Пишется по следующему плану:
Вступление
Постановка проблемы
Комментарий к проблеме
Ваша позиция
Аргументы (2 аргумента: из личного опыта и из литературы, истории и т.д.)
Заключение
Речевые клише для вступления.
Для вступления можно использовать следующие речевые клише
:
Всем известно, что… О … написаны тысячи книг и снято большое количество фильмов. Тема …. интересует многих из нас.
Риторические вопросы.
Цитата из текста, — в этих словах звучит (раскрывается, затрагивается)…
Речевые клише для формулировки проблемы.
Для описания проблемы, раскрываемой в тексте можно использовать следующие фразы:
В предложенном тексте раскрывается проблема… В данном тексте автор описывает (раскрывает, доводит до нашего сведения) проблему…Волнующую многих проблему … в вышеописанном тексте раскрывает автор…
Речевые клише для отражения позиции автора.
В этом пункте можно использовать следующие речевые обороты
:
Речевые клише для выражения собственного мнения.
Для того, чтобы дипломатично выразить свое мнение по поводу раскрываемой проблемы
, можно использовать следующие фразы:
Невозможно не согласиться с автором, что… Я солидарен с автором в том, что…. Мои взгляды на проблему …схожи с позицией автора о том, что… Я придерживаюсь схжего с автором мнения по поводу …
Речевые клише для аргументирования.
Для того, чтобы органично вписать аргументы в текст
, можно использовать следующие клише (в зависимости от типа аргумента):
Нам часто приходиться сталкиваться с… Зачастую, в наше время… Кто из нас не встречал… В наши дни стало обыденностью, что… Особенно остро данная проблема была раскрыта в таком произведении, как… Проблема, раскрытая в данном тексте, волновала многих русских классиков, например,…Актуальность этой темы раскрывает в произведении…. великий русский писатель (поэт, философ)…. Теме …. посвящено множество телепередач и статей…
Речевые клише для заключения.
Подытожить сочинение ЕГЭ
можно, начав со следующих фраз:
Прочитав этот текст, каждый задумается (каждый поймет, что)… Ознакомившись с позицией автора, понимаешь, что… В этом тексте автор выразил свою главную мысль:… Не случайно автор пишет в конце статьи о том, что… Автор хочет, чтобы…