Премудрый пескарь какие советы дает своему сыну старый пескарь в сказке

Краткое содержаниежил-был пискарь. и отец и мать у него были умные. умирая, старый пискарь учил сына глядеть в оба. понял

Краткое содержание

«Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные». Умирая, старый пискарь учил сына «глядеть в оба». Понял премудрый пискарь, что вокруг его подстерегают опасности – крупная рыба может проглотить, рак клешней перерезать, водяная блоха замучить. Особенно боялся пискарь людей – еще его отец однажды чуть в уху не угодил.

Поэтому пискарь выдолбил для себя нору, в которую мог попасть только он. Ночью, когда все спят, выходил прогуляться, а днем – «в норе сидел и дрожал». Он недосыпал, недоедал, но избегал опасностей.

Как-то пискарю приснилось, что он двести тысяч выиграл, но, проснувшись, обнаружил, что у него из норы пол головы «высунулось». Почти каждый день у норы его поджидали опасности и, избежав очередной, он облегченно восклицал: «Слава тебе, господи, жив!»».

Боясь всего на свете, пискарь не женился и детей не имел. Он считал, что раньше «и щуки были добрее и окуни на нас, мелюзгу, не зарились», поэтому его отец еще мог позволить себе семью, а ему «как бы только самому прожить».

Прожил премудрый пискарь таким образом больше ста лет. Не было у него ни друзей, ни родных. «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется». Уже и щуки начали хвалить его, надеясь, что пискарь их послушает и из норы выберется.

«Сколько прошло годов после ста лет — неизвестно, только стал премудрый пискарь помирать». Размышляя над собственной жизнью, пискарь понимает, что он «бесполезный» и если бы все так жили, то «весь пискарий род давно перевелся бы». Решил он вылезти из норы и «гоголем по всей реке поплыть», но снова испугался и задрожал.

Мимо его норы проплывали рыбы, но никому не было интересно, как он до ста лет прожил. Да и премудрым его никто не называл – только «остолопом», «дураком и срамцом».

Пискарь впадает в забытье и тут снова привиделся ему давний сон, как он двести тысяч выиграл, да еще и «вырос на целых поларшина и сам щук глотает». Во сне пискарь случайно выпал из норы и вдруг исчез. Возможно его щука заглотала, но «скорее всего — сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?».

Сюжет

В одной речке жил пескарь, который всего боялся. Еще старый отец перед смертью в пасти у щуки учил его, что пескари — маленькие рыбешки и должны всего опасаться и всем кланяться: и щукам, и ракам, и карасям. Так и жил он по отцовскому завету, всего боясь , не женился, не завел детей, потому что и этого боялся. Всех предупреждал о том, что жить нужно с оглядкой, осторожно, словно украдкой.

И прожил наш мудрый пескарь до ста лет, потому что берег свою одинокую жизнь. В старости он решил совершить дерзкий поступок: проплыть по реке днем, но пугается и вновь возвращается в свою нору. Там он и умирает, понимая, что жизнь его совершенно бесполезна, и если бы все рыбы вели себя как он, то они бы давно все вымерли. И в конце концов исчезает он из норы неизвестно куда, ведь даже хищные рыбы его уже есть не хотели, называли «постылым» и «остолопом».

М. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» — очень кратко

Автор Год написания Жанр произведения Главные герои О чём?
Михаил Салтыков-Щедрин 1882 сказка премудрый пескарь – рыба с человеческими качествами История жизни премудрого пескаря, который всего боялся, лежит в основе краткого содержания сказки Салтыкова-Щедрина

Когда умирал отец пескаря, то просил его быть осторожным. Сын быстро догадался, чего стоит опасаться в жизни. Большая рыба может съесть, рак – повредить своими клешнями. Человек поймает и на уху пустит.

Сделал пескарь углубление, прятался там днем, а ночью гулял. Вся его жизнь превратилась в сплошную борьбу с опасностями. Победив одну, он поджидал следующую. Каждый раз радовался, что живым остался.

Раньше меньше угроз было, поэтому у отца героя имел семью. Пескарь найти себе жену, родить детей не захотел. Одному бы выжить.

Исполнилось пескарю уже больше века. Он ведет здоровый образ жизни. Женщины его не интересуют. Усилия щук выманить его из норы оказались напрасными.

Прошло еще много лет. Герой понял, что прожил все это время бесполезно, попробовал покинуть убежище. Страх пересилил его. Проплывавшие рыбы не признавали пескаря премудрым. Когда спал, вывалился из своей норки и пропал. Никто не знает, куда. Может, крупная рыба съела.

Моё мнение (вывод)

Жить в своем тесном мирке – только губить себя. Такое существование бесполезно для общества и окружающих.

Сжатый анализ

Михаил Евграфович работал над созданием «Премудрого пискаря» с декабря 1882 г. по январь 1883 г. Поводом для написания сатирического произведения послужила общественно-политическая обстановка в стране. Прослойка интеллигенции, настроенная либерально, предпочитала избегать активных действий, чтобы не нажить проблем. «Цвет общества» отсиживался в «укромных уголках»: люди опасались за свою жизнь.

Как говорил сам Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь» — сатирическая сказка. Сюжет можно воспринимать как буквально, так и в переносном смысле. Жизнь многих людей проходит так же уныло и безрадостно, как протекают дни главного героя произведения — мудрого пискаря (в XIX веке правописание слова было именно таким).

Композиция сказки проста. Как и множество других, она начинается словами «Жил-был». Автор представляет читателям рыбье семейство, затем описывает события. В конце рассказчик задаёт читателям риторический вопрос, давая возможность поразмышлять над сюжетом.

Кратчайшее содержание сказки «Премудрый пискарь» для читательского дневника (М.Е. Салтыков-Щедрин)

Не утонуть в обилие литературы и других важных предметов выручают качественные учебные пособия. Например, очень краткое содержание произведения для читательского дневника от команды «Литерагуру», которое Вы сейчас видите перед собой.

(304 слова) На дне реки жил пискарь. Отец и мать перед смертью завещали ему смотреть в оба, потому что ему грозила опасность от людей и других обитателей водоема, которые стремились съесть его. Вот пискарь и решил, что лучше всего прожить жизнь незаметно, тогда никто и нападать на него не станет. Соорудил он маленькую норку, в которой еле-еле помещался, и все свое время проводил там. Только ночью мог он спокойно гулять под водой. Днем же пискарь сидел в норе и дрожал от страха. Он боялся, что его кто-нибудь найдет и съест. Он прожил в ужасе сто с лишним лет и так и не обзавелся семьей.

Однажды щука восхитилась образом жизни героя. По ее мнению, если бы все жили так, как он, то в реке было бы раздолье. Разумеется, сказала она это не просто так. Ей хотелось, чтобы польщенный пискарь показался из норы, тогда бы она его и схватила. На старости лет он вспомнил слова щуки и прозрел. Он понял, что если бы все вели такой же отшельнический образ жизни, то вид пискарей давно бы уже вымер. Он хотел было выйти из норы, показаться миру и доказать, что он не боится никого, но не смог. От одной мысли об этом его бросило в дрожь.

Пришло время старому пискарю умирать. Он решил вспомнить свою жизнь и понял, что радостных моментов у него совсем не было. «Он жил и дрожал – только и всего». И теперь даже никто и не приходит к нему. Никто не хочет узнать, как это он, премудрый пискарь, дожил до ста лет и не был съеден рыбами. Но даже премудрым его никто не называет. Все считают его дураком, который боится всего.

Его нора была настолько маленькой, что он случайно высунул голову, пока спал. И вдруг исчез. Нет сомнений, что он умер своей смертью, ведь такого старого, больного да еще и премудрого пискаря никакая рыба есть не станет.

Автор: Светлана Медведева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Премудрый пискарь

Очень кратко: Умный пескарь решает, что если жить в тёмной норе и тихо дрожать, то его и не тронут. Умирая в одиночестве, он понимает, что не было в его жизни ни любви, ни дружбы, а все вокруг считают его дураком.

В оригинале используется написание «пискарь», оно сохранено в названии и цитатах как дань традиции. Однако современная норма — «пескарь», этот вариант используется в остальных местах.

Жил-был пескарь. Его умные родители умудрились дожить до глубокой старости. Старик-отец рассказывал, как однажды его выловили сетями вместе со множеством другой рыбы и хотели уже кинуть в кипящую воду, но он оказался слишком мал для ухи, и его выпустили в реку. Натерпелся он тогда страху.

«Смотри, сынок, — говорил старый пискарь, умирая, — коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»

Пескарь-сын огляделся и увидел, что он в этой реке самый маленький: любая рыба может его проглотить, а рак — перерезать клешнёй. Он даже своим братьям-пескарям отпор не сможет дать — накинутся гурьбой и запросто еду отнимут.

Продолжение после рекламы:

Пескарь был умный, просвещённый и «умеренно-либеральный». Он хорошо запомнил поучения отца и решил «так прожить, чтоб никто не заметил».

Первым делом он придумал сделать такую нору, куда никто другой забраться не сможет. Целый год он украдкой выдалбливал её носом, прячась в иле и траве. Пескарь решил, что будет выплывать из неё либо ночью, когда все спят, либо после полудня, когда остальная рыба уже сыта, а днём — сидеть и дрожать. До полудня рыбы всех мошек съедали, пескарю почти ничего не оставалось и жил он впроголодь, но «лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться».

Однажды он проснулся и увидел, что его караулит рак. Полдня рак пескаря поджидал, а тот в норке дрожал. В другой раз его щука целый день у норы стерегла, но он и от щуки уберёгся. Под конец жизни щуки начали его хвалить, что так тихо живёт, надеясь, что он возгордится и из норы высунется, но мудрый пескарь на лесть не поддавался и всякий раз, дрожа, одерживал победу.

Брифли существует благодаря рекламе:

Прожил он так больше ста лет.

Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется — только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! кажется, жив!»

Перед смертью, лёжа в своей норе, он вдруг подумал: если бы все пескари жили, как он, то «весь пискарий род давно перевёлся бы». Ведь для продолжения рода семья нужна, а члены этой семьи должны быть здоровы, бодры и сыты, жить в родной стихии, а не в тёмной норе, дружить и хорошие качества друг у друга перенимать. А пескари, дрожащие в норах, для общества бесполезны: «даром место занимают да корм едят».

Пескарь отчётливо осознал всё это, ему захотелось вылезти из норы и гордо проплыть по всей реке, но, не успев подумать об этом, он испугался и продолжил помирать: «жил — дрожал, и умирал — дрожал».

Пронеслась перед пескарём вся его жизнь, и понял он, что не было в ней никаких радостей, никому он не помог, не утешил, не защитил, доброго совета не дал, никто не знает о нём и не вспомнит его после смерти. Вот и теперь умирает он в тёмной, холодной норе, а мимо проплывают рыбы и ни одна не придёт спросить, как же этот премудрый пескарь умудрился столько прожить. Да и называют его не премудрым, а остолопом и дураком.

Тут он начал понемногу забываться, и приснилось ему, будто он в лотерею выиграл, вырос значительно и «сам щук глотает». Во сне его нос высунулся из норы, и пескарь исчез. Что с ним случилось — неизвестно, может, щука сожрала, а может и рак утащил, но, скорее всего, он просто умер и всплыл на поверхность. Какая щука захочет есть старого и больного пескаря, «да к тому же ещё и премудрого»?

Тема произведения

Чтобы лучше понять авторский замысел, для начала следует охарактеризовать мотивы создания столь необычного произведения. В те годы, когда жил и творил Михаил Евграфович, писателям приходилось доносить свою позицию до публики иносказательно. Из всех, кто работал с аллегорическими образами, наиболее талантливым считался Салтыков-Щедрин.

Сказку о мудрой рыбе вполне можно понять буквально. Сюжет повествует о жителе подводного мира — пискаре. Он всего боялся и предпочёл умереть от старости, а не погибнуть в пасти щуки. Основные темы произведения, на которых строится проблематика:

  • влияние воспитания на жизнь подрастающего поколения;
  • поиск смысла жизни;
  • взаимодействие общества и отдельных личностей;
  • выбор между страхом и активностью.

Смысл название можно понять, только если прочесть сказку полностью или хотя бы ознакомиться с пересказом. Пискарь на самом деле был не премудрым, а глупым, и в его лице автор высмеивает либерально настроенных интеллигентов.

Выражения, с помощью которых автор показывает, что речь идёт о людях:

  • «за красными девушками не гоняется»;
  • «табаку не курит»;
  • «вина не пьёт»;
  • «в карты не играет».

Во сне герой видит, будто выиграл 200 тысяч, и по этой сцене тоже несложно догадаться, что автор имеет в виду человека. Основная мысль в том, что чрезмерный страх за свою жизнь преграждает путь к истинному счастью. Пискарь не завёл семьи, у него нет детей, за всю жизнь он никому не помог ни делом, ни добрым словом.

Перед смертью глупец понял, что если бы все жили так же, то пискариный род давно бы вымер. Задуматься о том, на самом ли деле герой премудрый, автор предлагает читателям в самом конце произведения.

Популярные сегодня пересказы

  • Как жаль — краткое содержание рассказа Солженицына
    Анна Модестовна хочет взять справку в одной организации. Но там перерыв на обед, и ей придётся ждать. Женщина вышла на улицу. Погода осенняя, дождливая, грязная, но сейчас дождя не
  • Белая уточка — краткое содержание сказки
    Молодой князь женился, но пришлось ему покинуть свою жену. Он приказал ей не выходить и не с кем не говорить.
  • Краткое содержание романа Конец вечности Азимова
    В этом произведении речь идет об выдуманном предприятии, особенностью которого было то, что оно существовало вне времени. Это покажется читателям весьма необычным. Прозвали ее таким громким названием как «вечность».
  • Летучий голландец — краткое содержание оперы Вагнера
    Сента – молодая девушка, дочь норвежского моряка Даланда. В ее доме висит портрет легендарного моряка по прозвищу Летучий голландец. Сента часто смотрит на этот портрет, погружаясь в несбыточные мечты.

История создания

Сказка была написана вскоре после того, как группа людей, состоявших в партии «Народная воля», совершила покушение на Александра II. После гибели императора власть усилила давление на интеллигенцию, поэтому прогрессивные представители общества решили затаиться и как можно меньше заявлять о себе.

Салтыков-Щедрин не высказывал негативного отношения к такой позиции, однако выразил его завуалированно — в виде художественного произведения. Несколько месяцев сказку не пропускала в печать цензура. Впервые произведение увидело свет в Женеве, на страницах эмигрантского издания «Общее дело». Рубрика, в которой опубликовали текст, называлась «Сказки для детей изрядного возраста». Тем самым издатели давали понять, что творение предназначено для взрослых.

В России текст сначала распространяли представители «Народной воли», а затем сказку напечатал журнал «Отечественные записки».

Короткий пересказ «Премудрый пескарь»

Жил-был «просвещенный, умеренно либеральный» пискарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понимает, что ему отовсюду грозит беда: от больших рыб, от соседей-пескарей, от человека (его собственный отец однажды едва не был сварен в ухе).

Пескарь строит себе нору, куда никто, кроме него, не помещается, ночь;» выплывает за едой, а днем «дрожит» в норе, недосыпает, недоедает, но изо всех сил бережет свою жизнь. Пескарю снится сон о выигрышном билете в 200 тысяч. Его подстерегают раки, щуки, но он избегает смерти. У пескаря нет семьи: «самому бы прожить».

«И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется — только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! кажется, жив!»

Даже щуки хвалят пескаря за спокойное поведение, надеясь, что он расслабится и они его съедят, Пескарь не поддается ни на какие провокации.

Пескарь прожил сто лет. Размышляя над щучьими словами, он понимает, что, если бы все жили как он, пескари бы перевелись (нельзя жить в норе, а не в родной стихии; нужно нормально есть, иметь семью, общаться с соседями). Жизнь же, которую ведет он, способствует вырождению. Он относится к «бесполезным пескарям». «Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, Даром место занимают да корм едят».

Пескарь решает раз в жизни вылезти из норы и нормально проплыть по реке, но пугается. Даже умирая, пескарь дрожит. Никому до него нет дела, никто не спрашивает его совета, как прожить сто лет, никто не называет его премудрым, а скорее «остолопом» и «постылым». В конце концов пескарь исчезает неизвестно куда: ведь он не нужен даже щукам, хворый, умирающий, да еще и премудрый.

Композиция и жанр

Структура сказки такая же, как и у других фольклорных произведений. Сначала идёт вступительная часть, затем описывается жизнь пискаря. Экспозиция образована рассказом о семье героя. Завязка начинается с того, что герой вспоминает, как отец учил его остерегаться опасностей, главные из которых — уда и уха. Развитие сюжета — та часть, где пискарь делает себе тесную нору и живёт в ней, укрываясь от страшного мира.

Кульминационные точки — сцены, в которых пескарь попадается на глаза раку и щуке. Та часть, где герой умирает, — развязка сюжета. В конце писатель даёт подсказку, как бы намекая, что название следует понимать иносказательно. Пискарь не был мудрым, хотя и считал себя таким.

Жанр произведения — сатирическая сказка. На это указывают следующие признаки:

  • образы рыб, за которыми скрываются люди;
  • переплетение реальности и фантастики;
  • использование сатирических приёмов.

Всю историю премудрого пискаря кратко можно охарактеризовать так: жил и умер в страхе.

«Премудрый пескарь» — сказка, написанная М.Е. Салтыковым-Щедриным для назидания и поучения. Это сказка о пескаре, который считал себя премудрым, потому что соблюдал заповеди родителей-долгожителей: всегда всего остерегаться и бояться. Прожив всю жизнь в затворничестве понял, что жизнь прошла никак, а затем исчез таинственным образом.

Далее я публикую пересказы сказки от наших читателей, краткие содержания для читательского дневника, анализы и размышления по содержанию произведения.

Сжатый анализ

Михаил Евграфович работал над созданием «Премудрого пискаря» с декабря 1882 г. по январь 1883 г. Поводом для написания сатирического произведения послужила общественно-политическая обстановка в стране. Прослойка интеллигенции, настроенная либерально, предпочитала избегать активных действий, чтобы не нажить проблем. «Цвет общества» отсиживался в «укромных уголках»: люди опасались за свою жизнь.

Как говорил сам Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь» — сатирическая сказка. Сюжет можно воспринимать как буквально, так и в переносном смысле. Жизнь многих людей проходит так же уныло и безрадостно, как протекают дни главного героя произведения — мудрого пискаря (в XIX веке правописание слова было именно таким).

Композиция сказки проста. Как и множество других, она начинается словами «Жил-был». Автор представляет читателям рыбье семейство, затем описывает события. В конце рассказчик задаёт читателям риторический вопрос, давая возможность поразмышлять над сюжетом.

История создания

Сказка была написана вскоре после того, как группа людей, состоявших в партии «Народная воля», совершила покушение на Александра II. После гибели императора власть усилила давление на интеллигенцию, поэтому прогрессивные представители общества решили затаиться и как можно меньше заявлять о себе.

Салтыков-Щедрин не высказывал негативного отношения к такой позиции, однако выразил его завуалированно — в виде художественного произведения. Несколько месяцев сказку не пропускала в печать цензура. Впервые произведение увидело свет в Женеве, на страницах эмигрантского издания «Общее дело». Рубрика, в которой опубликовали текст, называлась «Сказки для детей изрядного возраста». Тем самым издатели давали понять, что творение предназначено для взрослых.

В России текст сначала распространяли представители «Народной воли», а затем сказку напечатал журнал «Отечественные записки».

Салтыков-Щедрина «Премудрый пескарь» очень кратко

Главный герой сказки – пескарь (небольшая рыба). Молодой пескарь живет в реке среди множества других водных обитателей. Он хорошо знает, что жизнь в реке полна опасностей. Такая маленькая рыбка, как пескарь, может быть съедена большой рыбой, может быть поймана рыбаками и т.д.

Чтобы не стать ничьей добычей, молодой пескарь решает жить незаметно. Он устраивает себе нору. Днем он сидит и дрожит в норе. По ночам, когда все спят, он выходит на прогулку. В полдень, когда вся рыба сыта, пескарь выбирается из норы, чтобы добыть еду. Иногда, не найдя пищи, он сидит в норе голодный.

В конце концов пескарь не женится и не заводит детей. Он ни с кем не дружит, не общается с родственниками, нигде не бывает и не развлекается. Так пескарь проводит более 100 лет. Наконец он чувствует, что умирает.

Больной и старый пескарь наконец понимает, что прожил пустую, бессмысленную жизнь. Он хочет выйти днем из норы, но страх ему не дает это сделать. Окружающие рыбы считают пескаря дураком и остолопом. В конце концов пескарь погибает. Возможно, он становится добычей щуки или рака. Но скорее всего, он просто умирает от старости.

Это интересно: Сказка Салтыкова-Щедрина «Вяленая вобла», написанная в 1884 году, — поучительная история о жизни рыбы, оставшейся без внутренностей. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Вяленая вобла» для читательского дневника. Это острая сатирическая сказка, написана в форме животного эпоса, впервые вышла в сборнике «Новые сказки для детей изрядного возраста».

Тема произведения

Чтобы лучше понять авторский замысел, для начала следует охарактеризовать мотивы создания столь необычного произведения. В те годы, когда жил и творил Михаил Евграфович, писателям приходилось доносить свою позицию до публики иносказательно. Из всех, кто работал с аллегорическими образами, наиболее талантливым считался Салтыков-Щедрин.

Сказку о мудрой рыбе вполне можно понять буквально. Сюжет повествует о жителе подводного мира — пискаре. Он всего боялся и предпочёл умереть от старости, а не погибнуть в пасти щуки. Основные темы произведения, на которых строится проблематика:

  • влияние воспитания на жизнь подрастающего поколения;
  • поиск смысла жизни;
  • взаимодействие общества и отдельных личностей;
  • выбор между страхом и активностью.

Смысл название можно понять, только если прочесть сказку полностью или хотя бы ознакомиться с пересказом. Пискарь на самом деле был не премудрым, а глупым, и в его лице автор высмеивает либерально настроенных интеллигентов.

Выражения, с помощью которых автор показывает, что речь идёт о людях:

  • «за красными девушками не гоняется»;
  • «табаку не курит»;
  • «вина не пьёт»;
  • «в карты не играет».

Во сне герой видит, будто выиграл 200 тысяч, и по этой сцене тоже несложно догадаться, что автор имеет в виду человека. Основная мысль в том, что чрезмерный страх за свою жизнь преграждает путь к истинному счастью. Пискарь не завёл семьи, у него нет детей, за всю жизнь он никому не помог ни делом, ни добрым словом.

Перед смертью глупец понял, что если бы все жили так же, то пискариный род давно бы вымер. Задуматься о том, на самом ли деле герой премудрый, автор предлагает читателям в самом конце произведения.

Композиция и жанр

Структура сказки такая же, как и у других фольклорных произведений. Сначала идёт вступительная часть, затем описывается жизнь пискаря. Экспозиция образована рассказом о семье героя. Завязка начинается с того, что герой вспоминает, как отец учил его остерегаться опасностей, главные из которых — уда и уха. Развитие сюжета — та часть, где пискарь делает себе тесную нору и живёт в ней, укрываясь от страшного мира.

Кульминационные точки — сцены, в которых пескарь попадается на глаза раку и щуке. Та часть, где герой умирает, — развязка сюжета. В конце писатель даёт подсказку, как бы намекая, что название следует понимать иносказательно. Пискарь не был мудрым, хотя и считал себя таким.

Жанр произведения — сатирическая сказка. На это указывают следующие признаки:

  • образы рыб, за которыми скрываются люди;
  • переплетение реальности и фантастики;
  • использование сатирических приёмов.

Всю историю премудрого пискаря кратко можно охарактеризовать так: жил и умер в страхе.

Пересказ «Премудрого пескаря»

Пескарь вырос в интеллигентной семье, поэтому мнение его родителей можно было бы считать авторитетным. Когда отец пескаря сказал ему, что в жизни нужно постоянно глядеть в оба и не позволять неприятностям застигнуть себя врасплох, он очень рьяно последовал его совету. Оставшись один, он понял, что только он сам сможет защитить себя от разных опасностей, и единственная возможность для этого – любой ценой избежать неприятностей.

Главный герой стал очень бояться встретить других рыб, хищников или рака. Даже своих сородичей он опасался – вдруг они накинуться на него толпой для того, чтобы отобрать еду? Поэтому он быстро принял мудрое решение: прятаться так, чтобы его не нашли. Он сделал себе защищенную от посторонних нору и решил выходить из нее только в безопасные ночные или послеобеденные часы, когда все его враги будут сытыми. Пескарь хвалил себя за то, какое умное решение он нашел, и даже стал считать себя премудрым.

Продолжая пересказывать сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» кратко, мы видим, что план главного героя удался. День за днем он сидел и дрожал в своей норе, так, что ни рак, ни щука ни могли его подкараулить и съесть. Правда из-за того, что он всегда поздно выходил из дома, ему почти не доставалось еды. Но герой был всем доволен, ведь главное – безопасность.

Под конец жизни сам главный герой стал понимать никчемность своего существования, но ему не хватило смелости что-то изменить. Однажды ему приснилось богатство, и, пока он видел чудесный сон, голова пескаря высунулась из норы. Так его жизнь и закончилась.

Автор выразил предположение, что главного героя могла съесть щука, но потом он сам же его и опроверг: ведь щуке будет неприятно есть больную и старую добычу, тем более еще и премудрую.

Краткое содержание

На свете жил один пискарь. Пока его родители были живы, они часто учили сына, как надо жить. Умирая, отец наказал отпрыску «глядеть в оба», если хочется «жизнью жуировать». Герой огляделся и понял, что кругом подстерегают опасности:

  • рак перережет пополам клешнёй;
  • щука проглотит;
  • блоха вопьётся в хребет и замучает до смерти;
  • другие рыбы заберут пойманного комара и только зря истреплют, потому что на всех не хватит.

Но главная опасность — человек. Он может поймать рыбёшку сетью или удой и закинуть в уху. Трусливый герой вспоминал, что рассказывал ему отец. Когда тот был ещё маленькими, рыбаки поймали его неводом и уже хотели бросить в котёл. Но один старик сжалился и отпустил малыша. Отец на всю жизнь запомнил, как булькала вода в котле и замирали рыбы, «отведавшие» ухи.

Будни героя

Все эти рассказы роились в голове премудрого пискаря, и он решил, что лучше прожить потихоньку, поменьше показываясь на свет. Главное — избежать пасти щуки и клешней рака, да не попасться на уду.

Герой вырыл себе нору. Она была настолько тесной, что никто посторонний не мог бы там поместиться. Лунной ночью пискарь выходит на моцион, а днём лежал, боясь пошевелиться. В самый зной мудрец выходит на промысел. Но так как всё живое пряталось от жары, то пискарю приходилось несладко: лишь изредка он находил себе добычу.

Так прожил мудрый герой 100 с лишним лет. Со временем даже щуки стали хвалить его. Мудрец слышал это из своей норы, но не понимал, что рыбы специально беседуют о нём. Щуки надеются, что он возгордится и высунет голову из норы со словами: «Вот я!»

Семьи и детей у пискаря не было. Так он жил, пока не пришло время помирать. Самое обидное, что окружающие не называли его мудрым. Всё чаще пискарь слышал нелестные высказывания в свой адрес. Вот как называли героя другие караси и другие рыбы:

  • остолоп, который не ест, не пьёт, а только свою жизнь бережёт;
  • дурак;
  • срамец;
  • идол, которого «вода терпит» неизвестно как.

Конец жизни

Под старость герой начал желать, чтобы хоть кто-нибудь поинтересовался, как удалось ему прожить столько лет и не попасть к щуке в пасть. Мудрому герою хотелось похвастаться своим умом, но никто не обращался к нему с вопросами. Казалось, рыбам нет до него никакого дела, так никчёмна и пуста была пискариная жизнь.

Чем старше становился мудрец, тем чаще забывался в дремоте. Ему снились чудесные сны, тело обволакивало приятной истомой, а в ушах слышался шёпот, который обычно бывает перед смертью. Однажды пискарю привиделось, что он выиграл 200 тысяч и стал большим. Он важно плавал туда-сюда и сам глотал щук. Во время этого сна его «рыло» оказалось снаружи.

Однажды пискарь исчез. Автор не уточняет, куда он делся, потому что «этому делу» не было свидетелей, но предполагает такие варианты:

  • перешиб клешнёй рак;
  • проглотила щука;
  • сам умер и всплыл на поверхность.

В заключительном предложении рассказчик склоняется к тому, что мудрец, скорее всего, упокоился своей смертью. Ведь щука вряд ли станет глотать больного и дряхлого пискаря, да к тому же премудрого.

Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь». Краткое содержание

В данной статье будет рассмотрена одна из страниц творчества знаменитого русского писателя Михаила Ефграфовича Салтыкова-Щедрина — рассказ «Премудрый пескарь». Краткое содержание этого произведения будет рассматриваться вкупе с его

историческим контекстом.

Салтыков-Щедрин — известный писатель и сатирик, создававший свои литературные творения в интересном стиле — в виде сказок. Исключением не является и «Премудрый пескарь», краткое содержание которого можно рассказать двумя предложениями. Однако в нем подняты острые социально-политические проблемы. Рассказ этот был написан в 1883 году, в период начавшихся репрессий императора Александра III, направленных против активизировавшихся противников царского режима. В то время многие прогрессивно мыслящие люди уже понимали всю глубину проблем существующего строя и пытались донести это до народных масс. Однако в отличие от студентов-анархистов, мечтавших о силовом перевороте, передовая интеллигенция пыталась найти выход из положения мирными способами, с помощью соответствующих реформ. Лишь при поддержке всей общественности можно было повлиять на ситуацию и предотвратить существующий беспорядок, считал Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь», краткое содержание которого будет дано ниже, саркастически повествует нам об определенной части российской интеллигенции, всячески уклоняющейся от общественной деятельности из страха перед наказанием за вольнодумство.

«Премудрый пескарь»: краткое содержание

Жил да был один пескарь, да не простой, а просвещенный, умеренно-либеральный. С самого детства наставлял его отец: «Берегись опасностей, подстерегающих тебя в реке, кругом полно врагов». Пескарь решил: «И правда, в любой момент тебя либо на крючок


поймают, либо щука съест. А сам-то ты никому вреда причинить не можешь». И решил он всех перехитрить: построил себе нору, где безвылазно жил, «жил и дрожал», на поверхность выходил лишь в полдень, чтобы поймать какую-нибудь мошку, что не всегда удавалось. Но пескарь не огорчался, главное — цел. И всю жизнь прожил он так, и не было у него ни семьи, ни друзей, и жил он в постоянном страхе за свою жизнь, но он был очень горд сознанием того, что умрет не в ухе или в пасти рыбы, а своей смертью, как и его почтенные родители. И вот лежит пескарь в своей норке, помирает от старости, бегут в его голове ленивые мысли, и вдруг как будто кто-то шепнул ему: » А ведь зря ты жил, не сделал ничего ни полезного, ни вредного… Лишь корм переводил. Помрешь, никто про тебя и не вспомнит. Даже и премудрым тебя почему- то никто не называет, только дураком да остолопом. «И понял тогда пескарь, что он сам лишил себя всех радостей, что место его было не в этой искусственно вырытой полутемной норке, а в естественной среде. Но было уже поздно, он лежал и засыпал. И вдруг пропал пескарь, никто не знает как. Скорее всего, помер да всплыл на поверхность, потому что никто не стал бы его есть — старого, да еще и «премудрого».

Таково краткое содержание. «Премудрый пескарь» повествует нам о бесполезных для общества людях, которые всю жизнь живут в страхе, всячески избегая борьбы, самонадеянно считая себя при этом просвещенными. Салтыков-Щедрин в очередной раз жестоко высмеивает жалкую жизнь и образ мыслей подобных людей, призывая не прятаться в норе, а смело бороться за место под солнцем для себя и своих потомков. Не только уважения, но даже жалости или сочувствия в читателе не вызывает премудрый пескарь, краткое содержание существования которого можно выразить двумя словами: «жил и дрожал».

Салтыков-Щедрина «Премудрый пескарь» очень кратко

Главный герой сказки – пескарь (небольшая рыба). Молодой пескарь живет в реке среди множества других водных обитателей. Он хорошо знает, что жизнь в реке полна опасностей. Такая маленькая рыбка, как пескарь, может быть съедена большой рыбой, может быть поймана рыбаками и т.д.

Чтобы не стать ничьей добычей, молодой пескарь решает жить незаметно. Он устраивает себе нору. Днем он сидит и дрожит в норе. По ночам, когда все спят, он выходит на прогулку. В полдень, когда вся рыба сыта, пескарь выбирается из норы, чтобы добыть еду. Иногда, не найдя пищи, он сидит в норе голодный.

В конце концов пескарь не женится и не заводит детей. Он ни с кем не дружит, не общается с родственниками, нигде не бывает и не развлекается. Так пескарь проводит более 100 лет. Наконец он чувствует, что умирает.

Больной и старый пескарь наконец понимает, что прожил пустую, бессмысленную жизнь. Он хочет выйти днем из норы, но страх ему не дает это сделать. Окружающие рыбы считают пескаря дураком и остолопом. В конце концов пескарь погибает. Возможно, он становится добычей щуки или рака. Но скорее всего, он просто умирает от старости.

Это интересно: Сказка Салтыкова-Щедрина «Вяленая вобла», написанная в 1884 году, — поучительная история о жизни рыбы, оставшейся без внутренностей. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Вяленая вобла» для читательского дневника. Это острая сатирическая сказка, написана в форме животного эпоса, впервые вышла в сборнике «Новые сказки для детей изрядного возраста».

Краткое содержание

На свете жил один пискарь. Пока его родители были живы, они часто учили сына, как надо жить. Умирая, отец наказал отпрыску «глядеть в оба», если хочется «жизнью жуировать». Герой огляделся и понял, что кругом подстерегают опасности:

  • рак перережет пополам клешнёй;
  • щука проглотит;
  • блоха вопьётся в хребет и замучает до смерти;
  • другие рыбы заберут пойманного комара и только зря истреплют, потому что на всех не хватит.

Но главная опасность — человек. Он может поймать рыбёшку сетью или удой и закинуть в уху. Трусливый герой вспоминал, что рассказывал ему отец. Когда тот был ещё маленькими, рыбаки поймали его неводом и уже хотели бросить в котёл. Но один старик сжалился и отпустил малыша. Отец на всю жизнь запомнил, как булькала вода в котле и замирали рыбы, «отведавшие» ухи.

Будни героя

Все эти рассказы роились в голове премудрого пискаря, и он решил, что лучше прожить потихоньку, поменьше показываясь на свет. Главное — избежать пасти щуки и клешней рака, да не попасться на уду.

Герой вырыл себе нору. Она была настолько тесной, что никто посторонний не мог бы там поместиться. Лунной ночью пискарь выходит на моцион, а днём лежал, боясь пошевелиться. В самый зной мудрец выходит на промысел. Но так как всё живое пряталось от жары, то пискарю приходилось несладко: лишь изредка он находил себе добычу.

Так прожил мудрый герой 100 с лишним лет. Со временем даже щуки стали хвалить его. Мудрец слышал это из своей норы, но не понимал, что рыбы специально беседуют о нём. Щуки надеются, что он возгордится и высунет голову из норы со словами: «Вот я!»

Семьи и детей у пискаря не было. Так он жил, пока не пришло время помирать. Самое обидное, что окружающие не называли его мудрым. Всё чаще пискарь слышал нелестные высказывания в свой адрес. Вот как называли героя другие караси и другие рыбы:

  • остолоп, который не ест, не пьёт, а только свою жизнь бережёт;
  • дурак;
  • срамец;
  • идол, которого «вода терпит» неизвестно как.

Конец жизни

Под старость герой начал желать, чтобы хоть кто-нибудь поинтересовался, как удалось ему прожить столько лет и не попасть к щуке в пасть. Мудрому герою хотелось похвастаться своим умом, но никто не обращался к нему с вопросами. Казалось, рыбам нет до него никакого дела, так никчёмна и пуста была пискариная жизнь.

Чем старше становился мудрец, тем чаще забывался в дремоте. Ему снились чудесные сны, тело обволакивало приятной истомой, а в ушах слышался шёпот, который обычно бывает перед смертью. Однажды пискарю привиделось, что он выиграл 200 тысяч и стал большим. Он важно плавал туда-сюда и сам глотал щук. Во время этого сна его «рыло» оказалось снаружи.

Однажды пискарь исчез. Автор не уточняет, куда он делся, потому что «этому делу» не было свидетелей, но предполагает такие варианты:

  • перешиб клешнёй рак;
  • проглотила щука;
  • сам умер и всплыл на поверхность.

В заключительном предложении рассказчик склоняется к тому, что мудрец, скорее всего, упокоился своей смертью. Ведь щука вряд ли станет глотать больного и дряхлого пискаря, да к тому же премудрого.

Короткий пересказ «Премудрый пескарь»

Жил-был «просвещенный, умеренно либеральный» пискарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понимает, что ему отовсюду грозит беда: от больших рыб, от соседей-пескарей, от человека (его собственный отец однажды едва не был сварен в ухе).

Пескарь строит себе нору, куда никто, кроме него, не помещается, ночь;» выплывает за едой, а днем «дрожит» в норе, недосыпает, недоедает, но изо всех сил бережет свою жизнь. Пескарю снится сон о выигрышном билете в 200 тысяч. Его подстерегают раки, щуки, но он избегает смерти. У пескаря нет семьи: «самому бы прожить».

«И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется — только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! кажется, жив!»

Даже щуки хвалят пескаря за спокойное поведение, надеясь, что он расслабится и они его съедят, Пескарь не поддается ни на какие провокации.

Пескарь прожил сто лет. Размышляя над щучьими словами, он понимает, что, если бы все жили как он, пескари бы перевелись (нельзя жить в норе, а не в родной стихии; нужно нормально есть, иметь семью, общаться с соседями). Жизнь же, которую ведет он, способствует вырождению. Он относится к «бесполезным пескарям». «Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, Даром место занимают да корм едят».

Пескарь решает раз в жизни вылезти из норы и нормально проплыть по реке, но пугается. Даже умирая, пескарь дрожит. Никому до него нет дела, никто не спрашивает его совета, как прожить сто лет, никто не называет его премудрым, а скорее «остолопом» и «постылым». В конце концов пескарь исчезает неизвестно куда: ведь он не нужен даже щукам, хворый, умирающий, да еще и премудрый.

Салтыков-Щедрин, Краткое содержание Премудрый пескарь

Краткое содержание

Жил-был пескарь. Отец и мать его жили долго, не попались ни в уху, ни щуке. И сыну так жить наказали, по принципу «гляди в оба». Пескарь был умный малый, а потому стал он раскидывать умом, как бы и ему всех бед избежать. Всякая рыба его может заглотить, потому как маленький он самый. А человек — так это и вовсе враг первейший. Не раз рассказывал ему об этом отец, наказывал бояться уды, «потому что хоть это и глупейший сна­ряд, да ведь с нами, пескарями, что глупее, то вернее. Бросят нам муху, словно нас же приголубить хотят; ты в нее вцепишь­ся — ан в мухе-то смерть!». Был у отца пескаря случай такой в жизни, когда он сам чуть было в уху не попал. Неводом крестья­не рыбу ловили. Тащат их всех вместе: щук, окуней, того и гляди тебя сейчас эти хищники схватят. Но нет. «В ту пору не до еды, брат, было! У всех одно на уме: смерть пришла! А как и почему пришла — никто не понимает». Так и вытащили все, да только мал показался рыбакам маленький пескарь. Никакого толку от него в ухе не было.

А потому и отпустили его в озеро обратно подрасти. Послушал пескарь советов отца и решил жить осторожно. Год долбил он себе нору носом. Чего только не натерпелся он за это время. И вот когда нора была готова, решил он днем сидеть в своей норе и дрожать, а ночью выходить из норы и пищу искать. А можно и в полдень, когда рыба вся остальная уже сыта. «Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться».

«Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, и все-то думает: “Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?”» Однажды увидел он прямо около своей норы рака. Стоит тот с окостенелыми глазами и его, пескаря, поджидает. Вот уж где пескарь перепугался. Полдня поджидал его рак, а пес­карь тем временем все дрожал и дрожал.

И щука его у норы стерегла. Да только не выходил пескарь из норы и все гордился, что жив. Прожил он так сто лет. Ни жены, ни детей у него не было. Думал он, что только раньше семья быть могла, потому как щука тогда добрее была, да и окунь на мелких пескарей не заглядывался. «Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто».

И пришла пескарю пора помирать. И вспомнил он однажды сказанные щукой слова: «Вот, кабы все так жили-то, то в реке тихо было!» И задумался тогда пескарь, а и в самом деле, что бы тогда было? Ведь закончился бы род пескарей, потому что для его продолжения нужна семья, родная стихия, а не вечные су­мерки его норы.

«Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от стра­ха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари.

Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, даром место занима­ют да корм едят». И начинает пескарь понимать, что никому он не нужен теперь. И никто не знает во всем озере о его мудрос­ти, потому что и самого его не знает никто. Никому он в своей жизни не помог ни добрым словом, ни советом. Только слышал он, как говорили: «Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все толь­ко распостылую свою жизнь бережет?» Задремал пескарь или за­бываться стал, да только высунулось его рыло из норы. А потом он исчез. Куда пропал — так никто и не знает.

Салтыков-Щедрин, Краткое содержание Премудрый пескарь

5 (100%) 1 vote

На этой странице искали :

  • премудрый пескарь краткое содержание
  • краткое содержание премудрый пескарь
  • премудрый пескарь в сокращении
  • салтыков щедрин премудрый пескарь краткое содержание
  • салтыков-щедрин премудрый пескарь краткое содержание

Сохрани к себе на стену!

Содержание сказки «Премудрый пескарь» с цитатами

«Жил-был пискарь. И отец, и мать у него были умные». Умирая, старый пескарь учил сына «глядеть в оба». Понял премудрый пескарь, что вокруг его подстерегают опасности – крупная рыба может проглотить, рак клешней перерезать, водяная блоха замучить. Особенно боялся пескарь людей – еще его отец однажды чуть в уху не угодил.

Поэтому пескарь выдолбил для себя нору, в которую мог попасть только он. Ночью, когда все спят, выходил прогуляться, а днем – «в норе сидел и дрожал». Он недосыпал, недоедал, но избегал опасностей.

Как-то пескарю приснилось, что он двести тысяч выиграл, но, проснувшись, обнаружил, что у него из норы пол головы «высунулось». Почти каждый день у норы его поджидали опасности и, избежав очередной, он облегченно восклицал: «Слава тебе, господи, жив!».

Боясь всего на свете, пескарь не женился и детей не имел. Он считал, что раньше «и щуки были добрее и окуни на нас, мелюзгу, не зарились», поэтому его отец еще мог позволить себе семью, а ему «как бы только самому прожить».

Прожил премудрый пескарь таким образом больше ста лет. Не было у него ни друзей, ни родных. «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется». Уже и щуки начали хвалить его, надеясь, что пескарь их послушает и из норы выберется.

«Сколько прошло годов после ста лет — неизвестно, только стал премудрый пискарь помирать». Размышляя над собственной жизнью, пескарь понимает, что он «бесполезный» и если бы все так жили, то «весь пискарий род давно перевелся бы». Решил он вылезти из норы и «гоголем по всей реке поплыть», но снова испугался и задрожал.

Мимо его норы проплывали рыбы, но никому не было интересно, как он до ста лет прожил. Да и премудрым его никто не называл – только «остолопом», «дураком и срамцом».

Пескарь впадает в забытье и тут снова привиделся ему давний сон, как он двести тысяч выиграл, да еще и «вырос на целых поларшина и сам щук глотает». Во сне пескарь случайно выпал из норы и вдруг исчез. Возможно его щука заглотала, но «скорее всего — сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пескаря, да к тому же еще и премудрого?».

Заключение

В сказке «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин отразил современное ему общественное явление, распространенное среди интеллигенции, которая была озабочена только собственным выживанием. Несмотря на то, что произведение было написано более ста лет назад, оно не теряет своей актуальности и сегодня.

Премудрый пескарь — Салтыков-Щедрин М.Е.

И мать, и отец у пескаря были очень мудрыми, поэтому и дожили до преклонных лет. Умирая, отец – пескарь наказывал сыну, чтобы тот всегда был настороже. И понял маленький пескарик, что поскольку он – рыбка малая, то и смерть грозит ему со всех сторон. И большие рыбы, щуки да окуни, полакомиться им хотят. И рак может со злости клешней перекусить. И водная блоха может до смерти замучить. А самое опасное – это человек может из него уху сварить.

Уж на что отец осторожен был, да и тот чуть однажды на удочку не попался. И придумал пескарь, как ему от смерти безвременной спастись. Начал он себе в камне норку выгрызать. Потихоньку да полегоньку выгрыз малюсенькую норку, в которую, кроме него, никому ходу не было. И стал он в ней жить: по ночам выходить погулять да покормиться, а днем спать да от хищников спасаться.

И вся жизнь у пескаря заключалась в вечном страхе: и днем он боялся, и ночью боялся. А однажды ночью приснился ему сон, что выиграл он по лотерейному билету 200 000 рублей, стал он во сне метаться да и увидел, проснувшись, что голова наполовину из норы высунулась и уже щука навострилась схватить его. Еле спасся он в тот раз!

Скучно живет пескарь, но сам себя уговаривает, что раньше время другое было: щуки о окуни были добрее, и пропитание можно было легче найти. А сейчас все очень страшно стало, поэтому не может он себе позволить жениться и деток иметь. Другие пескари , бывало, гуляют да зовут его с собой, а он опасается, как бы чего не вышло, нужно же жизнь свою беречь. Так и дожил он до ста лет.

Даже щуки и те стали пескаря хвалить, говорить, какой он мудрый да осторожный. Покоя ничьего не нарушает, не жалуется, не буянит, не бузит, вот бы все такими были. Чудесная бы жизнь была!

Сколько лет после ста прошло никто уже и не знает, а пескарь все живет и живет. Только теперь он и сам не понимает: а для чего же он жил? Зачем свою жизнь так ревностно спасал? Кому от этого тепло стало?

И вновь приснился ему сон, что выиграл он громадные деньги и стал большим и страшным и даже сам щук глотает и никого не боится.

И однажды ночью решил он выбраться из своей норки, в которой всю жизнь прожил да пробоялся, да и проплыть смело по всей реке, чтобы все увидели, что он еще до сих пор жив и здоров. Но и это показалось ему страшно. Так и прожил пескарь свою жизнь, жил- дрожал и умирал – дрожал.

А спустя несколько дней его норка оказалась пустой. И куда он девался, никто не знал. Вряд ли его щука какая-нибудь съела, поскольку высохший, тощий, полудохлый да еще и премудрый пескарь никакой щуке не надобен.

Обязательно прочитайте сказку целиком. Она очень интересная! — Премудрый пескарь. Салтыков-Щедрин М.Е.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — знаменитый русский писатель, сатирик, а также журналист, который работал редактором в журнале «Отечественные записки». Кроме того, деятель литературы был вице-губернатором в Рязани и Твери. Произведения Салтыкова-Щедрина всегда отличались выразительностью и поучительным смыслом. В своих сказках автор обличал отрицательные черты людей, представленных в образах героев. Многомудрый Литрекон представляет вашему вниманию краткий пересказ занимательной и нравоучительной сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь». Основные события и сюжет произведения даются в сокращении. Также предлагаем Вам ознакомиться с отзывом для читательского дневника. Приятного просвещения! 

Краткий пересказ 

(523 слова) Жил в реке пескарь. Он был из большой семьи, и родители его были умные, смогли обойти беду — не попали ни в уху, ни в пасть щуки. Отец пескаря на смертном одре дал сыну золотой совет: «…коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!». Молодой пескарь понял это слишком буквально, и решил, что лучше скрыться от всего подводного мира, чем погибнуть. Однажды старый отец в поучение рассказал ему животрепещущую историю о том, как чуть не попал в уху, будучи выловленным из воды неводом: человек выбросил пескаря обратно в реку, увидев, что рыбка маленькая и на суп не годится. Пескарь понял, что не хочет стать жертвой, коей чуть не стал его отец. И сказал он сам себе: «Надо так прожить, чтоб никто не заметил…».

У пескаря родился идеальный план выживания: он решил сделать себе такую нору, в которую смог бы пробраться только он, а никто из хищников не мог бы в неё пролезть. Смекалистый пескарь придумал и то, как добывать себе пищу, не рискуя жизнью: по ночам он может выходить из норы и перехватывать тем, что попадётся, а днём сидеть в укрытии. Так он и сделал: днём дрожал в «гнезде», а ночью искал себе пропитание, и всё думал о том, как пережить завтрашний день. 

Иногда, бывало, сидя в своей норке, он задрёмывал, и снилось ему, что он выиграл в лотерею двести тысяч. Просыпаясь, он понимал, что случайно высунулся из норки. Он вновь забирался внутрь и продолжал волноваться за свою жизнь. Однажды он, очнувшись от дремоты, увидел, что его поджидал рак. Пескарь был очень напуган этим обстоятельством и дрожал, боясь случайно выглянуть из норы. Другой раз к его дому приплыла щука, клацая зубами. И в этот раз он спасся, сидя в своём укрытии. Часто случались с ним такие происшествия, и он оставался жив.

Подводные жители хвалили пескаря за ум и смекалистость. Все давно уже знали, как живёт трусливая рыбка. Даже щуки, и те удивлялись ему. Думали они, что он от похвал решит себя показать, выйдет из норы, но и тут пескарь оказался удивительно сообразительным: не поддался лести, остался верен своим страхам, не вышел из своего жилья! Ни семьи не было у него, ни детей. Всё один-одинёшенек сидел пескарь в своём жилище. 

Прожил пескарь около ста лет, пришло его время помирать. Стал он вспоминать, что в жизни его было яркого и интересного, помог ли он кому-то, вспомнят ли его после кончины? И ничего пескарь в своей жизни особенного не припомнил. Он лишь жил и боялся. Понял он, что его и не хвалили толком, а лишь высмеивали, говоря: «Слыхали вы про остолопа, который… всё только распостылую свою жизнь бережёт?» При всём этом, его и дураком называли, и срамцом, и диву давались тому, «как таких идолов вода терпит». В таких размышлениях и воспоминаниях пескарь впал в забытье, и привиделся ему вновь сон, будто бы получил он большой выигрыш, «вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает». Пока ему снились его предсмертные сны, мордочка его понемножку высовывалось из норки. И неизвестно, что сталось с пескарём: то ли его съели, то ли умер он своей смертью и всплыл на поверхность воды. Вероятнее всего, что умер он сам, потому что никакая щука не захочет глотать больного, старого, да ещё и «премудрого» пескаря. 

Отзыв 

(295 слов) Салтыков-Щедрин в произведении «Премудрый пискарь» заставляет задуматься о важных составляющих нашей жизни: о работе над собой, о преодолении своих страхов. Человеку надо одерживать победу над своими слабостями, а не быть ими поверженным. Необходимо быть сильным и целеустремлённым, иметь желание дать миру что-то новое, проживать жизнь с пользой для других, а не только для себя. В этом состоит мораль сказки «Премудрый пискарь».

Моё мнение о персонаже сказки «Премудрый пискарь» отрицательное, так как главный герой произведения думал только о себе, и после себя ничего не оставил: ни потомства, ни добрых дел, ни достижений. Чрезмерная тревожность и озабоченность своей личной безопасностью привели пескаря к тому, что он остался одинок и никому не нужен. Очень важно уметь отдавать заботу, любовь, помощь своей семье и окружающим людям, а не замыкаться на собственной персоне. Такова главная мысль произведения Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь». 

Мне понравилась сказка «Премудрый пискарь» тем, что в ней высмеиваются такие пороки общества, как эгоизм, прозябание и трусость. Важно обращать внимание на тех кто рядом, искать дело своей жизни, смысл своего существования, чтобы нести в мир добро и пользу. Пескарь не достиг ничего, не понял жизни, существовал в неведении, в отрешённости, которые пагубно влияли на него самого. Он не погиб от зубов щуки, но погиб морально от своей же глупости. Лишь в конце жизненного пути он понял что ничего не добился, но было уже поздно. Таково моё отношение к главному герою сказки «Премудрый пискарь». 

Моё впечатление от произведения «Премудрый пискарь» осталось грустным. Главный герой не жил полной жизнью: не радовался простым вещам, не видел красоты окружающего подводного мира, не чувствовал себя по-настоящему счастливым. Тревога захватила его полностью. Конечно, необходимо сохранять бдительность, всегда быть на чеку, но ни в коем случае нельзя погружаться в пучину собственных страхов, дабы не стать самому себе врагом. Это то, чему учит автор произведения «Премудрый пискарь». 

Автор: Диана Танцур

Предназначенная для взрослых сказка «Премудрый пескарь» при тщательном анализе демонстрирует типичные черты творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель был мастером тонкой иронии. В рамках выбранного стиля автор рисует очень характерные образы, помогая себе использованием приемов гротеска и гиперболизируя фигуры главных героев.

Литературная критика советской школы стремилась искать в русской классике имперского периода черты классового противостояния и социальной борьбы. Та же судьба постигла и сказку о премудром пескаре – в главном герое старательно отыскивали черты презренного мелкого чиновника, дрожащего от страха, вместо того, чтобы посвятить жизнь классовой борьбе.

Однако большинство русских писателей волновали все же не столько революционные идеи, сколько нравственные проблемы общества.

Жанр и смысл названия сказки

Сказочный жанр издавна был привлекателен для беллетристов. Он интересен тем, что в рамках иносказательности можно позволить себе провести любые параллели с объективной действительностью и реальными фигурами современников, не скупясь на эпитеты, но при этом никого не раздражая.

Типичный жанр сказки подразумевает участие в сюжете животных, наделяемых умом, расторопностью, человеческой манерой общения и поведения. В данном случае произведение своей фантасмагоричностью вполне вписывается в сюжет сказки.

Начинается произведение характерно – жил-был. Но при этом оно называется сказкой для взрослых, потому что автор иносказательным языком предлагает читателю задуматься над отнюдь не детской проблемой – о том, как прожить свою жизнь, чтобы перед смертью не сожалеть о ее бессмысленности.

Название вполне соответствует жанру, в котором написано произведение. Пескарь назван не умным, не мудрым, не интеллектуальным, а именно «премудрым», в лучших традициях сказочного жанра (достаточно вспомнить хотя бы Василису Премудрую).

Но уже в самом этом названии угадывается печальная ирония автора. Оно сразу настраивает читателя на раздумья о том, справедливо ли главного героя называть премудрым.

Описание персонажей

В сказке главным героем является премудрый пескарь. Салтыков-Щедрин не только описал его уровень развития — «ума палата», но и рассказал историю становления характера. Второстепенными персонажами являются жители пруда. Кратко всех героев можно описать так:

  1. Премудрый пескарь. Это трусливая рыбка, ценившая больше всего безопасность. Целую жизнь он жил в страхе перед окружающим миром, но сам все время мечтал быть опасным хищником, чтобы терроризировать и съедать остальных обитателей водоема. В образе главного героя писатель показал представителей интеллигенции, запуганных полицейскими и обысками, потому они смирились с их жалкой судьбой и открыто не говорили правительству свое неодобрительное отношение к нему. В либеральной среде их уважали, но в действительности бунт выражался лишь в робком шепоте.
  2. Жители пруда. Как правило, они описаны щуками и раками, которых сильно боится главный герой. Невзирая на абсурдность страхов маленькой рыбки, они на самом деле очень опасны. В их образе Салтыков-Щедрин описал жандармов, государственных служащих и иных людей, которые могли угрожать инакомыслящим. Они в действительности страшны в гневе, могут ломать чужие судьбы, но проявлять страх перед ними — означает добровольно стать жалким рабом и отказаться от свободы.

Главные герои

В сказке самым ярким портретом создан образ самого премудрого пескаря. Автор не только характеризует его общий уровень развития – «ума палата» рассказывает предысторию становления особенностей его характера.

Он детально описывает мотивы поступков главного героя, его мысли, душевные метания и сомнения незадолго до смерти.

Пескарь-сын – не глупый, мыслящий, даже склонный к либеральным идеям. При этом он настолько трусливая особь, что готов вести борьбу даже со своими инстинктами, чтобы сохранить жизнь. Он согласен жить всегда голодным, не создавая своей семьи, не общаясь с сородичами, практически не видя солнечного света.

Из содержания первой части сказки видно, как зарождалась в юном пескаре идея прожить жизнь по собственному плану. Под впечатлением от рассказов отца-пескаря, в молодости едва не попавшего в уху, юный пескарь оценил перспективы своего существования. В нем он увидел только подстерегающие повсюду опасности.

Поэтому сын внял главному поучению отца и, лишившись родителей, решил предпринять все доступные меры, чтобы никогда не рисковать своей жизнью. Все, что он впоследствии делал, было направлено на реализацию задуманного.

В итоге, не сама жизнь во всей ее полноте, а именно сохранение жизни приобрело наибольшее значение, превратилось в самоцель. И ради этой идеи пескарь пожертвовал абсолютно всем, ради чего, собственно, он и появился на свет.

Пескарь-отец второй герой сказки. Он, заслуживая позитивной характеристики автора, жил обычной жизнью, имел семью и детей, рисковал в меру, но имел неосторожность на всю жизнь напугать сына рассказом о том, как он чуть в уху не попал.

Основная картина его личности формируется у читателя преимущественно благодаря рассказу об этом драматическом инциденте, излагаемому от первого лица.

Краткий анализ

Год написания — 1883 г.

История создания — Годы реакции не могли позволить открыто высказывать свои политические взгляды, и писатель завуалировал социально — политический смысл своих высказываний в форме сказок.

Тема

— Социально — политическая подоплека подразумевает политическую тему, выраженную в высмеивании русской либеральной интеллигенции.

Композиция

— Композиционное построение сказки простое: зачин сказки, описание жизни, и смерть пескаря.

Жанр

— Жанр «Премудрого пескаря» — эпическая иносказательная сказка.

Направление

— Сатира.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»

Пескарь, сын хороших и заботливых родителей, оставшись один после их смерти, переосмыслил свою жизнь. Будущее его испугало.

Ему виделось, что он слаб и беззащитен, а водный мир вокруг него полон опасностей. Чтобы сохранить свою жизнь, пескарь стал копать себе нору, чтобы прятаться от основных угроз.

Днем он из нее не выбирался, гулял только ночью, из-за чего со временем почти ослеп. Если снаружи мерещилась опасность, то он предпочитал оставаться голодным, чтобы не рисковать. Из-за своего страха пескарь отказался от полноценной жизни, общения и продолжения рода.

Так он прожил в своей норе больше ста лет, дрожа от страха и считая себя премудрым, потому что оказался столь предусмотрительным. При этом другие обитатели водоема не разделяли его мнения о себе, считая дураком и остолопом, который живет отшельником ради сохранения своей никчемной жизни.

Иногда ему снился сон, в котором он выигрывает двести тысяч рублей, перестает дрожать и становится настолько большим и уважаемым, что сам начинает глотать щук. При этом на самом деле он не стремится стать богатым и влиятельным, это всего лишь тайные мечты, воплощенные в снах.

Однако перед смертью пескарю приходят в голову мысли о никчемно прожитой жизни. Анализируя прожитые годы, думая о том, что никого никогда не утешил, не порадовал, не обогрел, он осознает, что если бы другие пескари вели такую же бесполезную жизнь, как и он, то пескарий род быстро бы пресекся.

Умирает он так же, как жил – незаметно для других. По словам автора, он исчез, а скончался в результате естественной смерти или был съеден – никому не интересно, даже автору.

Цель:

  • Изучить самостоятельно сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь”.
  • Закрепить умения анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания.
  • Постараться понять, в чем смысл жизни каждого живущего на Земле.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

  • «обыватель”:

    1. Постоянный житель какой-либо местности (устаревшее). 2. Человек, лишенный общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К УРОКУ:

  • Б.Ефимова, Н.Муратова, Е.Рачева.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ К СКАЗКЕ НА КАЖДУЮ ГРУППУ

ПЛАН УРОКА.

Слово учителя. Историческая справка.

После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II (1 марта 1881 года) наступает пора реакций. Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях открыто провозглашается «изменой” отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом”. Доносчики нарекаются «борцами с изменой”.

Страшнее всего, считал М.Е.Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллегенции. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой «Премудрый пескарь” напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинности, мнимости.

Работа в группах.

Группы формируются с учетом уровня мотивации, способностей и литературной подготовки. Программа «А” предлагается группе учащихся наиболее продвинутых, подготовленных, а программа «С” – для менее продвинутых ребят.

Программа «А”.

Задания для группы № 1.

  • Случаен или закономерен (докажите) в замысле писателя образ мелкой рыбешки?
  • Из чего видно (назовите 2-3 детали), что пескарь действительно «интеллегентен”? Что дает это сюжету?
  • В какие моменты (найдите в тексте) и с какой целью (объясните) «рыбье” в пескаре становится «человечьим”?

Задание для группы № 2.

  • Большинство сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина (назовите, какие) появились в 80-е годы XIX века. Почему? Что сближает сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина со сказками народными и в чем их отличие?
  • Чем «премудрый” лучше «мудреного”, «мудрствующего” и т.д.?
  • Чем примечателен язык сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина? Докажите это примерами.

Задание для группы № 3.

  • Гротеск или гипербола, с вашей точки зрения, преобладает в сказке?
  • Из ста с лишним лет, прожитых пескарем, что сохранила его память? Почему?
  • Какие черты в пескаре вам наиболее неприятны?

Программа «В”.

Задание для группы № 4.

  • Расскажите историю жизни премудрого пескаря. Какую роль в его жизни сыграли поучения отца? Ваше отношение к этому. В каких классических произведениях встречались заветы отцов своим детям? Есть ли в них что-нибудь общее?
  • Какие пороки современного общества М.Е.Салтыкову-Щедрину общества обличает он в этой сказке? Какие художественные средства он использует для этой цели? Докажите это 2-3 примерами из текста.
  • Актуальна ли сказка в наше время? Покажите – в чем и почему?

Программа «С”.

Задание для группы № 5.

  • Прочитав статью Качурина М.Г. о сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь”, ответить на вопросы:
  • Расскажите о композиции сказки, что она выявляет?
  • Почему сатирик прибегают к иносказанию и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделенную обывательскими чертами? Только ли здесь стремление обмануть цензуру?

(Ответы есть в статье)

  • Какие философские проблемы и как решает М.Е.Салтыков-Щедрин в этой сказке?

(Ответ есть в статье)

Задание для группы № 6 (это может быть и один ученик, увлекающийся живописью).

  • Рассмотрите иллюстрации Б.Ефимова, Н.Муратова, Е.Рачева к сказке. Сравните их, определите, какие эпизоды запечатлены художниками.

Беседа по выполненным заданиям.

Начинать работу с классом лучше с программы «С”, затем программа «В” и программа «А”. Завершением будет выступление группы № 6. Можно вопрос № 3 группы № 6 оставить последним.

Заключительная часть урока — обобщение.

  • В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова есть такие объяснения слова «обыватель” (см. запись на доске). Итак, первое значение слова устарело, как указывает словарь. А второе? Живет?
  • Прочитайте стихотворение А.Прокофьева «Премудрый карасик”.
  • С какой целью поэт использует щедринский образ пескаря?
  • Какой, по вашему, нравственный урок содержит сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь”?
  • К каким людям и ситуациям можно отнести содержание сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь” и стихотворение А.Прокофьева «Премудрый карасик”?

Итоги урока.

1. Учащиеся формируют выводы по уроку, отвечая на пункт 3 цели урока и записывают в тетрадях:

Итак, в сказке «Премудрый пескарь” содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете, кроме собственной персоны, рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла; житейская «премудрость” умерщвляет в людях ум, честь, совесть.

Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле.

2. Выставляются оценки.

3. Благодарность учащимся.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Премудрый карасик

А.Прокофьев

Плывешь, премудрый мой карасик? Плыви, коль плыть тебе дано. В подготовительном ты классе Сидишь, дружок, давным-давно.

Который год? Чуть-чуть не классик, А все сидишь, как на мели. Плыви, плыви, злодей-карасик, Чуть плавниками шевели.

Опять лениво заметался, И что ты там не говори, Опять воды ты наглотался, Везде пускаешь пузыри.

Потом лежишь в унылом тлене, По-прежнему угрюм и зол, И вдруг узнал я, что от лени Ты на кроссворды перешел.

Прошу тебя, карасик милый, Ты не суди и не судачь, Опять прудок твой запрудило, А ты не плачь, А ты не плачь!

И протолкни скорей беседу, И, если хочешь, повтори – О встрече с бабкой или дедом, Чтоб веселились пескари!

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

«Премудрый пескарь” (1883 г.)

Одна писательница 70-х годов называла Щедрина «великим учителем в искусстве проводить положительные идеалы в отрицательной форме”. Это искусстве в полном блеске проявилось в сказке «Премудрый пескарь” С горькой насмешкой рисует сатирик образ до смерти перепуганного обывателя, «остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет”. В этой сказке ставятся исключительно важные — и не только для эпохи Щедрина — философские проблемы: в чем смысл жизни и назначение человека? К каким идеалам он должен стремиться, как жить?

Подчеркивая связь сказки с реальной действительностью, Щедрин и здесь соединяет элементы фольклорной речи с современными понятиями. Автор употребляет обычный зачин («Жил-был пескарь”), традиционные обороты («ни в сказке сказать, ни пером описать”, «стал жить да поживать”), народные выражения («думу думает”, «ума палата”, «откуда ни возмись”), просторечия («распостылая”, «погублять”). И на этом фоне неожиданно звучат слова: «жизнью жуировать”, «будет моцион делать”, «отрекомендуется”, «жизненный процесс завершает” и др О пескаре автор говорит как о рыбе, да вдруг и «проговорится”: «Был он пескарь просвещенный, умеренно-либеральный…” Пескарь, как и следует мелкой рыбешке, боится щуки, рака, уды, боится попасть в уху, мечтает полакомиться комаром или мухой, живет «то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке” Рыба как рыба. И вдруг узнаем, что он «жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется…”

Стоит задуматься над таким вопросом: почему сатирик прибегает к иносказанию и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделенную обывательскими чертами? Только ли здесь стремление обмануть цензуру? Вспомним сказку «Дикий помещик”: там ведь действуют люди. Дело в том, что образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. К тому же есть старая поговорка: «Молчит как рыба”. Щедрин приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что человеку присущ” «рыбьи” черты.

Вся биография пескаря сводится к краткой формуле: «Жил — дрожал и умирал — дрожал”. Иная жизненная программа раскрывается в вопросах, возникающих в уме умирающего пескаря: «Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал о нем? кто об его существовании вспомнит”.

Созданные средствами эзопова языка щедринские образы рыб, животных, птиц стали нарицательными.

Чему учит сказка «Премудрый пескарь»

Автор иносказательным языком пытается заставить читателя переосмыслить важнейшую философскую тему – о смысле жизни.

Именно то, на что человек растратит свою жизнь, и станет в итоге основным критерием его мудрости.

С помощью гротескного образа пескаря Салтыков–Щедрин пытается донести эту мысль до читателя, предостеречь молодое поколение от неверного выбора своей стези, а более старшему предлагает задуматься о достойном финале жизненного пути.

На примере пескаря автор показывает, как малодушие и трусость могут заставить совсем неглупого, подающего надежды человека вести «растительную» жизнь, и в итоге расточить ее впустую.

История не нова. Евангельская притча о человеке, закопавшем свой талант в землю, как раз об этом. В ней дается самый первый и главный нравственный урок на эту тему. В дальнейшем в литературе неоднократно поднималась проблема маленького человека «твари дрожащей», и его места в обществе.

Но при всем этом изрядная часть поколения современников Салтыкова–Щедрина знакомая с литературным наследием предков, образованная, и в меру либеральная, не сделала нужных выводов, поэтому во множестве своем являла собой именно таких пескарей, не имеющих ни гражданской позиции, ни социальной ответственности, ни стремления к позитивному преобразованию общества, окопавшись в своем мирке и дрожа от страха перед власть имущими.

Любопытно, что само общество тоже считает подобных особей балластом не интересным, глупым и бессмысленным. О пескаре обитатели водоема высказывались крайне нелицеприятно, несмотря на то, что он жил, никому не мешая, никого не обижая и не наживая врагов.

Конец жизни главного героя очень показателен – он не умер, не был съеден. Он исчез. Автор выбрал такой финал, чтобы еще раз подчеркнуть эфемерность существования пескаря.

Основная мораль сказки в следующем: если при жизни человек не стремился делать добро и быть нужным, то и смерти его никто не заметит, потому что существование его не имело смысла.

Во всяком случае, перед смертью главный герой сожалеет именно об этом, задавая себе вопросы – кому он сделал доброе дело, кто сможет его с теплом вспомнить? И не находит утешительного ответа.

История создания

Великому русскому сатирику выпало время жить и творить в годы реакции. Власти и цензура тщательно следили за тем, что попадает в умы граждан, всячески замалчивая политические проблемы.

Суровая действительность происходящих событий должна была быть скрыта от народа. Люди, открыто высказывающие свои прогрессивные взгляды, строго наказывались. Люди, занимающиеся литературной деятельностью, всеми способами пытались донести до народа революционные идеи. Поэты и прозаики использовали различные художественные средства, чтобы рассказать всю правду о судьбе простых людей и об их угнетателях.

История создания сатирических сказок Салтыкова-Щедрина явилось прямой необходимостью против политики государства. Для высмеивания человеческих пороков, гражданской трусости и малодушия писатель использовал сатирические приемы, придавая человеческие характеристики различным зверям и животным.

Основная тематика

В литературе существует большое количество произведений, где завуалированы темы, которые запрещены правительством. Салтыков-Щедрин являлся одним из самых популярных писателей, умевшим работать с аллегорическими образами. Основные темы сказки «Премудрый пескарь» следующие:

  1. Зона комфорта. Главный герой пытался создать недоступное для остальных пространство, где он смог бы прятаться от жестокого мира. В результате его уютная нора превратилась в мрачную могилу.
  2. Неуверенность. С юных лет герою внушали его ничтожность перед внешним миром. Даже через 100 лет он не поборол эти комплексы и не начал нормально жить. Это рабский удел человека, который зависим от общественного мнения.
  3. Фольклор. В тексте произведения нередко можно встретить словесные обороты, которые свойственны народному творчеству, наподобие «жил-был», и просторечия, к примеру, «шмыгают». Это требуется, чтобы подчеркнуть типичность изображенных событий и сказочность произведения.
  4. Футлярность. Пескарь, которым движет страх, добровольно отрезал себя от внешнего мира, он лишил себя отношений с остальными рыбами, обрек на одиночество только из-за чувства ложной безопасности.

Раскрытие проблем

В контексте основной тематики сформировались и проблемы, которые поднимает автор. Салтыков-Щедрин описывает следующую проблематику:

  1. Тщетность жизни. Существование главного героя потрачено только на создание комфортного мира лишь для себя, через время это стало очевидно даже непосредственно пескарю. Но он уже неспособен поменять судьбу.
  2. Трусость. Автор порицает трусость людей перед сложностями в жизни. Но акцентирует внимание на том, что именно воспитание делает человека таким, какой он есть. Страхи навязывались главному персонажу с рождения.
  3. Заблуждения. С юных лет пескарь заблуждался, его картинку мировоззрения просто исказили. В конце своего жизненного пути он понял все ошибки и скончался, полный сожалений из-за несбывшихся желаний.
  4. Иллюзии. В течение жизни главный герой убеждал себя в опасности окружающего мира и своей беззащитности перед ним. Страхи, большинство из которых надуманы самим пескарем, вынудили его замкнуться в собственном мирке, именно тут он отдался иллюзиям о своем могуществе.

  • Премудрый пескарь как пишется
  • Премного благодарна как пишется в деловом письме
  • Премия за лучший рассказ
  • Премиум сегмент как пишется
  • Премного благодарствую как пишется