Премия за лучший рассказ

Премия оскар за лучший фильм престижная награда, считается главной кинематографической премией в сша, которая присуждается каждый год с 1929

Премия «Оскар» за лучший фильм — престижная награда, считается главной кинематографической премией в США, которая присуждается каждый год с 1929 года.


Лучшие фильмы последних лет, получившие «Оскар»

Расскажем о фильмах, получивших «Оскар» в 2021 году, о том, какие российские кинокартины удостоились популярной награды, а также о самых красивых и ярких оскароносных фильмах.

«Оскар» за лучшие фильмы в 2021 году

Какие фильмы получили «Оскар» в этом году? 93-я церемония вручения кинонаград состоялась в ночь с 25 на 26 апреля. Вот список последних оскароносных фильмов:

  • «Манк».

Две победы из 10 номинаций. Своеобразный рассказ о циничных законах студийной системы кинопроизводства в 30–40-е годы и сейчас. Фильм многословный, требующий полного погружения зрителя в сюжет. История невероятно талантливого сценариста и журналиста, который, несмотря на все свои достоинства, постоянно находится в зависимости от кого-то или от чего-то. Также этот фильм о людях, обладающих властью.

  • «Земля кочевников».

Три победы из шести номинаций. Художественный фильм, снятый на основе исследований журналистки Джессики Брудер и её научно-популярной книги «Страна кочевников: выживание в Америке в XXI веке». Сюжет о судьбе бездомных пенсионеров, занимающихся сезонными работами. Они вынуждены скитаться по дорогам Америки. В сюжетной линии раскрывается подноготная американской экономики.

Лауреат премии «Оскар»Лауреат премии «Оскар»kinopoisk.ru

  • «Иуда и чёрная мессия».

Две победы из шести номинаций. Действие фильма происходит в 1968 году в Чикаго. Картина об истории проникновения осведомителя ФБР в отделение Партии чёрных пантер. Информация, полученная от него, привела к убийству одного из лидеров партии.

  • «Отец».

Две победы из шести номинаций. Британо-французская психологическая драма «Отец», главную роль в которой сыграл оскароносный Энтони Хопкинс. Фильм о боли и беспомощности перед лицом старости, к которому сложно остаться равнодушным.

  • «Звук металла».

Две победы из шести номинаций. Американский фильм 2019 года, лауреат премии «Оскар», о барабанщике, который нашёл свое призвание в музыке, но потерял слух. Но мир героя не рухнул, он не опустил руки и стал пытаться осознать произошедшее и принять это.

Самые красивые оскароносные фильмы за последнее десятилетие

Список самых красивых и ярких фильмов, награждённых «Оскаром»:

  • «Чёрный лебедь».

Номинации по пяти категориям в 2011 году. Победа Натали Портман за лучшую женскую роль.

  • «Прислуга».

Четыре номинации в 2012 году. Награда вручена Виоле Дэвис — «Лучшая женская роль второго плана».

  • «​Полночь в Париже».

В 2012 году победа за лучший сценарий. Номинант на «Лучший фильм», также были номинации за режиссуру и декорации.

  • «Гравитация».

В 2014 году фильм стал обладателем нескольких наград за режиссуру, визуальные эффекты, монтаж, операторскую работу, музыку, звук, звуковой монтаж.

  • «Отель „Гранд Будапешт“».

Лидер в 11 номинациях в 2015 году. Фильм получил премию «Оскар» за лучший дизайн костюмов, лучший макияж и причёску, лучший дизайн постановки, лучшую оригинальную партитуру.

Оскароносный фильмОскароносный фильмkinopoisk.ru

  • «Безумный Макс: Дорога ярости».

В 2015 году шесть статуэток: фильм прославился на кинопремии лучшим дизайном костюмов, лучшей работой художника, лучшим гримом и причёсками, лучшим монтажом, лучшим звуковым монтажом, лучшим звуком.

  • «Фантастические твари и где они обитают».

Получена статуэтка в 2017 году за лучший дизайн костюмов.

  • «Ла-ла Ленд».

Получено шесть наград из 14 номинаций в 2017 году.

  • «Пассажиры».

В 2017 году номинированы музыка к фильму, работа художника-постановщика.

  • «Отряд самоубийц».

Награждение за лучший грим и прически в 2017 году.

  • «Доктор Стрэндж».

В 2017 году номинация «Лучшие визуальные эффекты».

  • «Джеки».

Три номинации в 2017 году — «Лучшая актриса», «Лучший дизайн костюмов», «Лучшая музыка».

Оскар за российские фильмы

Российские фильмы не так часто попадают в список номинантов «Оскар», но в истории кинопремии есть не только участие российских кинокартин в номинациях, но и несколько награждений. Вспомним, какие российские фильмы получали «Оскар»:

  • «Разгром немецких войск под Москвой».

Награда за лучший документальный фильм в 1942 году. Первая статуэтка в истории советского кино.

  • «Война и мир».

Награда за лучший иностранный фильм в 1965 году. Самая высокобюджетная лента в истории советского кино.

  • «Дерсу Узала».

Фильм принес второй «Оскар» СССР в 1976 году.

  • «Москва слезам не верит».

Награждён за лучший фильм на иностранном языке в 1981 году.

Российский фильм Российский фильм kinopoisk.ru

  • «Утомлённые солнцем».

Награда за лучший иностранный фильм в 1995 году. Пока является единственным отечественным художественным фильмом, получившим «Оскар» после распада СССР.

  • «Старик и море».

Награда за лучший короткометражный анимационный фильм в 2000 году.

В 2021 году от РФ на американскую кинопремию в номинации «Лучший иностранный фильм» выдвинута кинокартина «Разжимая кулаки», режиссёр Кира Коваленко. 94-я церемония вручения американской кинопремии запланирована на 27 марта 2022 года.

Читайте также:

«Игра в кальмара»: секреты успеха сериала

В какой город России переехать. Топ городов по уровню жизни, климату, ценам

Кетодиета для начинающих: основные правила и меню

Куда поехать на Новый год — 2022 в России или за границей

Домашнее похудение. Худеем легко и с пользой для здоровья

Íàäåæäû Ëèðà Çîëîòàÿ
Ìíå ÷àñòî ñíèòñÿ ïî íî÷àì,
Ñ ìîëüáîé ÿ ðóêè ïðîñòèðàþ
Ê å¸ ïëåíèòåëüíûì ïëå÷àì.

Óâû, áîæåñòâåííîé óëûáêîé
Îíà îêèíåò íå ìåíÿ
È ðàñòâîðèòñÿ òåíüþ çûáêîé
Ïðè ñâåòå ñîëíå÷íîãî äíÿ…

 Ýòè ñòðî÷êè ÿ ïîñâÿòèë êðóïíåéøåìó â èñòîðèè ðóññêîãî çàðóáåæüÿ ëèòåðàòóðíî-ïîýòè÷åñêîìó êîíêóðñó «Íàäåæäû Ëèðà Çîëîòàÿ», ïðîâåä¸ííîìó Ïåðâûì â Àìåðèêå ìóçååì À.Ñ. Ïóøêèíà â 2003-2004 ã.
   Ïðåäñåäàòåëåì æþðè ëèòåðàòóðíî-ïîýòè÷åñêîãî êîíêóðñà «Íàäåæäû Ëèðà Çîëîòàÿ»  ñòàëà Áåë Êàóôìàí (10 ìàÿ 1911 — 25 èþëÿ 2014), èçâåñòíàÿ àìåðèêàíñêàÿ ïèñàòåëüíèöà, àâòîð íàøóìåâøåãî ðîìàíà «Ââåðõ ïî ëåñòíèöå âåäóùåé âíèç» è ðîäíàÿ âíó÷êà çíàìåíèòîãî ïèñàòåëÿ Øîëîì Àëåéõåìà.  êîíêóðñå «Íàäåæäû Ëèðà Çîëîòàÿ»  ïðèíÿëè ó÷àñòèå áîëüøå 47000 ïîýòîâ, ïèñàòåëåé è æóðíàëèñòîâ ïî÷òè ñî âñåõ êîíöîâ çåìíîãî øàðà, âêëþ÷àÿ Àâñòðàëèþ, Âüåòíàì è Òàèëàíä.
Êðîìå Áýë Êàóôìàí â ñîñòàâ æþðè âõîäèëè Àëåêñàíäð À. Ïóøêèí – ïðÿìîé ïîòîìîê Àëåêñàíäðà Ñåðãååâè÷à, ðåäàêòîð æóðíàëà «Ñëîâî/Word» è Íàäèí Ëèëëèàí Ãëèíñêàÿ, ïîýòåññà è ñîçäàòåëü Ïåðâîãî ìóçåÿ À.Ñ. Ïóøêèíà â Àìåðèêå, à ÿ èñïîëíÿë îáÿçàííîñòè îäíîãî èç ñåêðåòàðåé æþðè.

 âîñêðåñåíüå, 8-ãî èþíÿ 2003 ã. äåíü âûäàëñÿ êàê ïîäàðîê ê ïðàçäíèêó – ò¸ïëûé, âåñåííèé. Ñêâîçü ðåäêèå îáëàêà òî è äåëî ïðîãëÿäûâàëî èñêðÿùååñÿ ñîëíöå, îñâÿùàÿ òîëïó ëþäåé, ñîáðàâøóþñÿ çàäîëãî äî íà÷àëà â 3 ÷àñà äíÿ ó âõîäà â êóëüòóðíûé öåíòð â Áðóêëèíå, ðÿäîì ñ äîðîãîé ñåðäöó êàæäîãî îäåññèòà Áðàéòîí Áè÷ àâåíþ.

 ýòîò äåíü è ñîñòîÿëîñü ïðàçäíîâàíèå äíÿ ðîæäåíèÿ âåëè÷àéøåãî ðîññèéñêîãî ïîýòà À.Ñ. Ïóøêèíà è, ñîâìåñòíî ñ íèì, òîðæåñòâåííîå çàñåäàíèå ïî îãëàøåíèþ èòîãîâ Âñåìèðíîãî ëèòåðàòóðíî-ïîýòè÷åñêîãî êîíêóðñà «Íàäåæäû Ëèðà Çîëîòàÿ», ïîñâÿù¸ííîãî 300-ëåòèþ Ñàíêò-Ïåòåðáóðãà.
Áîëüøîé çàë êóëüòóðíîãî öåíòðà áûë óêðàøåí öâåòàìè, òðàíñïàðàíòàìè, âñåâîçìîæíûìè ñòåíäàìè, àðòèñòè÷åñêèìè ïðîèçâåäåíèÿìè — äàðàìè â ýêñïîçèöèþ Ïåðâîãî Ëèòåðàòóðíîãî Ìóçåÿ À.Ñ. Ïóøêèíà â ÑØÀ.

Ñòîë ïðåçèäèóìà óêðàøàëè èìåííûå êóáêè ñ çîëîòûìè, ñåðåáðÿíûìè è áðîíçîâûìè ëèðàìè – ñèìâîëîì êîíêóðñà.
 ñâÿçè ñ íåáûâàëûì äîñåëå â êóëüòóðíîé æèçíè Ðóññêîãî Çàðóáåæüÿ êîëè÷åñòâîì êîíâåðòîâ, ïîñòóïèâøèõ ïî àäðåñó êîíêóðñà (41157), è íåñìîòðÿ íà çíà÷èòåëüíóþ ñóììó äåíåã, âûäåëåííûõ ñïîíñîðàìè ïðèçîâîãî ôîíäà, ïðåìèè ïðèøëîñü ðàçäåëèòü íà ðàâíûå ÷àñòè ìåæäó ëàóðåàòàìè.
Ñîáñòâåííî ãîâîðÿ, áëàãîäàðÿ íåâåðîÿòíîé ðàáîòå Ïî÷¸òíîãî æþðè, à òàêæå ìíîãî÷èñëåííûõ ÷ëåíîâ ñåêðåòàðèàòà, ïîìîãàâøåãî â ðàçáîðêå ïèñåì, èòîãè áûëè ïîäâåäåíû íà ïðåäûäóùåé íåäåëå. Áîëüøèíñòâî ëàóðåàòîâ, ïðîæèâàþøèõ â Àìåðèêå, áûëî îïîâåùåíî òåëåôîííûìè çâîíêàìè.

Íà ïîýòè÷åñêèé êîíêóðñ äèðåêòîðà ìóçåÿ Íàäèí Ëèëëèàí Ãëèíñêîé (ëó÷øàÿ ëþáîâíàÿ ëèðèêà) ïðèøëî 1254 êîíâåðòà.
Íà èìÿ Ðè÷àðäà Àëëàíà Ãëåííà (ïðåìèÿ çà ëó÷øåå þíîøåñêîå ïðîèçâåäåíèå) ïîñòóïèëî 2213 êîíâåðòîâ ñî ñòèõàìè è ðàññêàçàìè.
 ðàçäåëå êîíêóðñà «Ïðîçà» ëèòåðàòóðíî-êðèòè÷åñêèõ ñòàòåé ïîñòóïèëî 9003, ðàññêàçîâ 11216.
Ñòèõîòâîðíûõ ïðîèçâåäåíèé, ïðèñëàííûõ íà êîíêóðñ èç ðàçíûõ óãîëêîâ çåìíîãî øàðà, ïîñòóïèëî 17471.

 îòäåëüíûõ êîíâåðòàõ áûëî ìíîæåñòâî ñòèõîòâîðåíèé, äà åùå è íå îäíî ïðîçàè÷åñêîå ïðîèçâåäåíèå, ÷òî, ê ñîæàëåíèþ, çíà÷èòåëüíî îñëîæíèëî è áåç òîãî íåëåãêóþ ðàáîòó ñåêðåòàðèàòà êîíêóðñà. Íà êîíêóðñ áûëè ïðèñëàíû äàæå êíèãè ñòèõîâ è ðàññêàçîâ â äàð ìóçåþ.

Ïðàçäíè÷íóþ ïðîãðàììó âåëè ðóêîâîäèòåëüíèöà ðóññêîãî îòäåëà êëóáà Øîðôðîíò Ìàðãàðèòà Êàãàí è ñîòðóäíèê ñòàðåéøåé ãàçåòû ýìèãðàöèè «Ôîðâåðòñ», çàìå÷àòåëüíûé êîíôåðàíñüå Àëåêñàíäð Ôåéäåð. Ïîä àïëîäèñìåíòû ïðèñóòñòâóþùèõ áûëè îãëàøåíû èìåíà ïîáåäèòåëåé êîíêóðñà.

Ïåðâàÿ ïðåìèÿ (ñòèõè)

Ïåðâàÿ ïðåìèÿ çà ñòèõè áûëà ïðèñóæäåíà ã-æå Ëèëèè ×è÷èáàáèíîé-Êàðàñü (Óêðàèíà) â ñâÿçè ñ 80-ëåòèåì ñî äíÿ ðîæäåíèÿ çàìå÷àòåëüíîãî ïîýòà Áîðèñà Àëåêñååâè÷à ×è÷èáàáèíà çà åãî Ïóøêèíñêèé öèêë «Ýêñêóðñèÿ â Ëèöåé».

Ïåðâàÿ ïðåìèÿ (ïðîçà)

Ïåðâàÿ ïðåìèÿ çà ïðîçó áûëà ïðèñóæäåíà èçâåñòíîìó ðîññèéñêîìó õóäîæíèêó ã-íó Ýíãåëþ Íàñèáóëèíó (Í. Ýíãåëþ) çà âîñïîìèíàíèÿ, ïîñâÿù¸ííûå ñòîëåòèþ ñî äíÿ ðîæäåíèÿ Ñåì¸íà Ñòåïàíîâè÷à Ãåé÷åíêî «Ñêàçû î Ñÿìåíå Ñòÿïàíîâè÷å Ãåé÷åíêà è åãî ñëóæåíèè Àëåêñàíäðó ñûíó Ñåðãååâó Ïóøêèíó, ïèñàíà è ðèñîâàíà Ýíãåëåì â ïðèñòóïå äóðíîé ïðàâäû». Êíèãà ýòà áûëà ïðèñëàíà äëÿ ó÷àñòèÿ â êîíêóðñå äèðåêòîðîì Ïñêîâñêîé òèïîãðàôèè ã-íîì Ñåðãååì Áèãîâ÷èì.

Âòîðàÿ ïðåìèÿ (ñòèõè)

Âòîðîé ïðåìèåé çà ñòèõîòâîðíîå ïðîèçâåäåíèå áûëè íàãðàæäåíû 4 ïîýòà. 
1.Èçâåñòíûé æóðíàëèñò, êîððåñïîíäåíò ÀÏÍ Âèêòîð Ãàíøèí (Ñàíêò-Ïåòåðáóðã) çà ñòèõîòâîðåíèå «22-å èþíÿ 1941-ãî ã.»
2.Âëàäèìèð Êåòîâ (Ãåðìàíèÿ) çà ñòèõîòâîðåíèå «Íåâåñ¸ëûé ìàðø».
3.Ãðèãîðèé Ìîñåñîâ (Àðìåíèÿ) çà ñòèõîòâîðåíèå «Ïîä äèêèé ãâàëò äåëÿã è çóáîñêàëîâ».
4.Íàòàøà Øâàðöìàí (ÑØÀ) çà ñòèõîòâîðåíèå «Ìàìå».

Âòîðàÿ ïðåìèÿ (ïðîçà)

1.Ëþáîâü Àêñ¸íîâà (Ãåðìàíèÿ) çà ðàññêàç «Åâðåéñêîå ñ÷àñòüå».
2.Ãåîðãèé Âîãìàí (Èçðàèëü) çà öèêë íîâåëë «Êíÿçü Ìûøêèí».
3.Èçðàèëü Ïîäðàáèííèê (ÑØÀ) çà ñòàòüþ «Íàòàëüÿ Íèêîëàåâíà Ïóøêèíà – æèçíü ïîñëå Ïóøêèíà» (ê 190-ëåòèþ ñî äíÿ ðîæäåíèÿ).
4.Ëåîíèä Ñàìîéëîâè÷ (ÑØÀ) çà ðàññêàç «Æèäèêè» (î æèçíè â Êèåâå áûâøåãî ïîëèöåéñêîãî, ñîòðóäíè÷àâøåãî â ãîäû âîéíû ñ ôàøèñòñêèìè îêêóïàíòàìè).

Òðåòüè ïðåìèè (ñòèõè)

1.Âëàäèìèð Áîëîõîâ (ã. Íîâîìîñêîâñê, Òóëüñêàÿ îáë.) çà ñòèõîòâîðåíèå «Áàëëàäà î âåðíîñòè».
2.Ìèõàèë Âàéìàí (Ãåðìàíèÿ) çà ñòèõîòâîðåíèå «À, ìîæåò, íå áûëî âîéíû…»
3.Ìàðãàðèòà Äåíèñîâà (Áðÿíñêàÿ îáë.) çà ñòèõîòâîðåíèå «Âîèíó ùèò è ìå÷».
4.Ãàëèíà Ïîãîæåâà (Ôðàíöèÿ) çà ñòèõîòâîðåíèå «Ïðåäàéñÿ âåðå è íàäåæäå…»
5.Âàëåðèé Ðàçãîíÿåâ (ã. Áëàãîâåùåíñê, Àìóðñêàÿ îáë.) çà ñòèõîòâîðåíèå «Íå ñïåøè, ïðîâîäíèöà, òåíåé».
6.Ðàøèä Ðàõèìîâ (ÑØÀ) çà ñòèõîòâîðåíèå «Ìèíóòíîå ìîë÷àíèå».
7.Âëàäèìèð Ôðåíêåëü (Èçðàèëü) çà ñòèõîòâîðåíèå «Ìèíäàëü öâåò¸ò».
8.Ñåðãåé Õëþñòèí (Ìîëäàâèÿ) çà ñòèõîòâîðåíèå «Çàêðûâàþ ãëàçà – öåïåíåþ îò çâóêîâ…»

Òðåòüè ïðåìèè (ïðîçà)

1.Ëåâîí Àéðàïåòÿí (Êàíàäà) çà ðàññêàç «Ìèíèìóì è ìàêñèìóì».
2.Èííà Áûêîâà-Ìàéåð (Øâåéöàðèÿ) çà ðàññêàç «Îðíèòîëîãèÿ ñ÷àñòüÿ».
3.Ìàðëåí Ãëèíêèí (Ãåðìàíèÿ) çà ñòàòüþ «Òàéíà Ìàðèè».
4.Âèòàëèé Îðëîâ (ÑØÀ) çà ñòàòüþ «Íå ðîäèñü ÿ Ðóñüþ…»
5.Àëåêñåé Ìàøåâñêèé (Ñàíêò-Ïåòåðáóðã, Ðîññèÿ) çà ýññå «Íàñ âîçâûøàþùèé îáìàí».
6.Âëàäèìèð Íèêèôîðîâ (Àâñòðèÿ) çà þìîðèñòè÷åñêèé ðàññêàç «Âåñ¸ëîå èìÿ».
7.Àííà Ñîõðèíà (Ãåðìàíèÿ) çà ðàññêàç «Äîðîãà íà ̸ðòâîå ìîðå».
8.Àëåêñàíäð Öèòðîí (Èçðàèëü) çà ñòàòüþ «Íà áåðåãó ïóñòûííûõ âîëí».

Ñïåöèàëüíàÿ ïðåìèÿ Íàäèí Ëèëëèàí Ãëèíñêîé çà ëó÷øåå ñòèõîòâîðåíèå î ëþáâè

1.Âåðà Ãðèáíèêîâà (Òâåðü, Ðîññèÿ) çà ñòèõîòâîðåíèå «… Ðóáàøêà îáíèìàåò ñàðàôàí…»
2.Îëüãà Îñòðîâñêàÿ (Óêðàèíà) çà ñòèõîòâîðåíèå «Ñâå÷à».
3.Èðèíà Ñåäëÿð (Ïîðòóãàëèÿ) çà öèêë ñòèõîòâîðåíèé «Âïåðåìåøêó ñ òîáîé…»

Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ýòîò ìàëåíüêèé «êîíêóðñ â êîíêóðñå» áûë îáúÿâëåí òîëüêî äëÿ ïðåäñòàâèòåëüíèö ïðåêðàñíîãî ïîëà, ïðèñëàëè ñâîè ëþáîâíûå ñòèõè òàêæå è ìíîãèå ìóæ÷èíû. Íåâîçìîæíî áûëî íå îòìåòèòü òð¸õ ïîýòîâ äîïîëíèòåëüíîé ïðåìèåé:

1.ϸòð Ãðàäîâ (Ìîñêâà) çà ñòèõîòâîðåíèå «À ÿ-òî äóìàë, âû ñ÷àñòëèâàÿ…» (óìåð â ñåíòÿáðå 2003 ã.)
2.Âàäèì Äàíèëêèñ (Ìîñêâà) çà ñòèõîòâîðåíèå «Ïîñâÿùåíèå ÆÅÍÙÈÍÅ».
3.Âëàäèìèð Ìàëü÷åâñêèé (Ìîñêâà) çà ñòèõîòâîðåíèÿ «Ëþáèìàÿ, íå óìèðàé…» è «Ñâèäàíèå».

Ïðåìèÿ Ðè÷àðäà Àëëàíà Ãëåííà çà ëó÷øåå äåòñêîå ïðîèçâåäåíèå

1.Ìèøåëü Áàëèê, 7 ëåò (Êàíàäà) çà ñòèõîòâîðåíèå «Ëþáèìîé ñîáàêå»
2.Íàñòÿ Äîöåâà, 8 ëåò (Êðûì, Óêðàèíà) çà ñòèõîòâîðåíèå «Êîòèê»
3.Êàòÿ Êàçà÷åíêî, 11 ëåò (ßðîñëàâëü) çà äâà ñòèõîòâîðåíèÿ «Ìîåé áàáóøêå»
4.Ïàíà Êîíóñîâà, 11 ëåò (Êðàñíîÿðñê) çà ñòèõîòâîðåíèå «Âîäà â ïðîòàëèíàõ áëåñòèò…»
5.Àðòåìèé Âàñèëåâè÷, 13 ëåò (ñåëî Ìèõàéëîâñêîå) çà ñòèõîòâîðåíèå «Âîò çäåñü «ïîðà, ïîðà» îí ïèøåò…»
6.Âåðà Íåìèðîâñêàÿ, 15 ëåò (Àñòðàõàíü) çà ñòèõîòâîðåíèå «Âåñíà»
7.Ìàðóñÿ Ìóñàòîâà, 17 ëåò (Ñàíêò-Ïåòåðáóðã) çà ÷åòâ¸ðòóþ ãëàâó èç êíèãè «Ñâÿòîãîðñêèé Óñïåíñêèé Ìîíàñòûðü»

Ïîîùðèòåëüíûå ïðåìèè

Ïîîùðèòåëüíûå ïðåìèè çà ïðîçó è ñòèõè áûëè ðàçäåëåíû ìåæäó 48-þ àâòîðàìè èç ðàçíûõ ñòðàí.   Ñðåäè íàãðàæä¸ííûõ åñòü è íüþ-éîðêöû:
1.Ïàâåë Àáðàìñîí, «Íåáëàãîäàðíûìè íå áóäüòå».
2.Ìýðè Áîáðîâà, «Áëàãîäàðþ».
3.Ìèõàèë Áðèô, «Ìåíåñòðåëü».
4.Ìàðèíà Ãåîðãàäçå, «Çèìíèé ëåñ».
5.Ñåì¸í Ãåíêèí, «Ëåíèíãðàäñêèé âàëüñ».
6.Áîðèñ Èëüèíñêèé, «Èç äàëüíèõ ñòðàíñòâèé âîçâðàòÿñü…»
7.Ìèõàèë Ëåâèí, «Çàêàò – âîñõîä».
8.Íèêîëàé Ìîñòîâîé, «Ïîñòóïëåíèå â èíñòèòóò».
9.Ìèøà Íåðæèí, «Âàí Ãîã».
10.ßêîâ Ðàáèíåð, «Îçåðî».
11.Þðèé Ðèõòåð, «Çâ¸çäíûé ñîí».
12.Ìàðãàðèòà Øêëÿðåâñêàÿ, «Ïðàãà – ãîðîä Êàôêè».

À òàêæå:

1.Âèêòîð Áàéãóæàêîâ (ã. ßõðîìà, Ìîñêîâñêàÿ îáë.)
2.Ñàíäðî Áåëîöêèé (Èçðàèëü)
3.Èñààê Åðìàí (Èçðàèëü)
4.Íàòàëüÿ Çóáàðåâà (Ëèòâà)
5.Áàõûòæàí Êàíàïüÿíîâ (Êàçàõñòàí)
6.Áîðèñ Êîñåíêîâ (ã. Ñàìàðà, Ðîññèÿ)
7.Íèêîëàé Êýîáóðè (Òàèëàíä)
8.Áîðèñ Ëåâèí (Èçðàèëü)
9.Âëàäèìèð Ìàëü÷åâñêèé (Ìîñêâà)
10.Ëþäìèëà Ìåäâåäåâà (ã. Ïóøêèí, Ðîññèÿ)
11.Íèêîëàé Íàñåäêèí (Òàìáîâ, Ðîññèÿ)
12.Òàòüÿíà Ïàíàñþê (Ëàòâèÿ)
13.Âëàäèìèð Ïîëóíè÷åâ (Êðûì, Óêðàèíà)
14.Ëåîíèä Ïóëüíûé (Êàíàäà)
15.Òàòüÿíà Ðàçóìîâñêàÿ (Èçðàèëü)
16.Äìèòðèé Ðóìÿíöåâ (ã. Îìñê, Ðîññèÿ)
17.Ëåîíèä Ñàìîéëîâè÷ (ÑØÀ)
18.Âèêòîðèÿ Ñîêîëîâñêàÿ (Áåëîðóññèÿ)
19.ßí Òîð÷èíñêèé (×èêàãî, ÑØÀ)
20.Âëàäèìèð Þäåíêî (Ëàòâèÿ)

Àäìèíèñòðàöèÿ Ïåðâîãî Ëèòåðàòóðíîãî Ìóçåÿ À.Ñ. Ïóøêèíà â ÑØÀ âûðàæàåò ñåðäå÷íóþ áëàãîäàðíîñòü çà ñïîíñîðñòâî êîíêóðñà «Íàäåæäû Ëèðà Çîëîòàÿ» èíòåðêîíòèíåíòàëüíîé ïàðôþìåðíîé ôèðìå «Èñàáåëü», âëàäåëüöàì êîìïàíèè «Ornico», àññîöèàöèè ñòðÿï÷èõ «Øàïèðî è ñûíîâüÿ», êîñìåòè÷åñêîé ôèðìå «Òèíà», Îáùåñòâî ëþáèòåëåé Ðóññêîé ïîýçèè, à òàêæå ìíîãî÷èñëåííûì èíäèâèäóàëüíûì æåðòâîâàòåëÿì (äîêòîðàì, äàíòèñòàì, êîìïîçèòîðàì, õóäîæíèêàì, ïîýòàì, ìóçûêàíòàì). Áëàãîäàðÿ ùåäðîñòè è äîáðîñåðäå÷èþ ýòèõ âåëèêîäóøíûõ ëþäåé íàø êîíêóðñ ñîñòîÿëñÿ.
Çà èíôîðìàöèîííîå ñïîíñîðñòâî ìû áëàãîäàðèì òàêæå «Ñàíêò-Ïåòåðáóðãñêèå Âåäîìîñòè», «Ëèòåðàòóðíóþ Ãàçåòó» (Þ. Ïîëÿêîâ), «Ìîñêîâñêèå Íîâîñòè» (Â. Ëîøàê), «Êîíòèíåíò USA», «Âå÷åðíèé Íüþ-Éîðê», «Íîâûé Æóðíàë», «Áîëüøîé Âàøèíãòîí», «Åâðåéñêèé Ìèð», «Ôîðâåðòñ», «Íîâûé Ìèð», «Êðûìñêóþ Ïðàâäó», è ìí. äð. ãàçåòû è æóðíàëû ñòðàí ÑÍÃ, Èçðàèëÿ è Ðóññêîãî Çàðóáåæüÿ.

Èíôîðìàöèÿ î íîìèíèðîâàííûõ ëàóðåàòàõ  áóäåò õðàíèòñÿ â àðõèâå ìóçåÿ â òå÷åíèå 5 ëåò. Ìíåíèÿ ÷ëåíîâ Ïî÷¸òíîãî æþðè ñîäåðæàòñÿ â ñåêðåòå è íå ïîäëåæàò ïåðåñìîòðó. Ñîñòàâ Ïî÷¸òíîãî æþðè îáÿçàòåëüíî âêëþ÷àåò äâà ÷ëåíà Ñîâåòà äèðåêòîðîâ Ïåðâîãî Ëèòåðàòóðíîãî Ìóçåÿ À.Ñ. Ïóøêèíà â ÑØÀ. Âñå ÷ëåíû Ïî÷¸òíîãî æþðè îáÿçàòåëüíî ÿâëÿþòñÿ âûõîäöàìè èç Ðîññèè, ñâîáîäíî âëàäåþùèå Ðóññêèì ÿçûêîì.

Àäìèíèñòðàöèÿ Ïåðâîãî Ëèòåðàòóðíîãî Ìóçåÿ À.Ñ. Ïóøêèíà â ÑØÀ áëàãîäàðèò âñåõ ó÷àñòíèêîâ êîíêóðñà «Íàäåæäû Ëèðà Çîëîòàÿ» è ïðèñîåäèíÿåòñÿ ê ïîçäðàâëåíèþ, ïîñëàííîìó âàì âñåì Ïðåçèäåíòîì Ïî÷¸òíîãî æþðè êîíêóðñà ýòîãî ãîäà, èçâåñòíîé ïèñàòåëüíèöåé, âíó÷êîé Øîëîì-Àëåéõåìà ã-æîé Áåë Êàóôìàí:

«Äîðîãèå ó÷àñòíèêè ëèòåðàòóðíîãî êîíêóðñà «Íàäåæäû Ëèðà Çîëîòàÿ»:
Ê ñîæàëåíèþ, ÿ íå ñìîãó ïðèñóòñòâîâàòü ñ âàìè íà ýòîì ïðàçäíèêå è ëè÷íî ðàññêàçàòü âàì âñåì, êàê ÿ ãîðæóñü âàìè è ïîçäðàâèòü è ó÷àñòíèêîâ, è ïîìîãàâøèõ â îðãàíèçàöèè ýòîãî êîíêóðñà ñ äí¸ì ðîæäåíèÿ À.Ñ. Ïóøêèíà, êîòîðûé — íàøå ïîñòîÿííîå âäîõíîâåíèå â æèçíè. ß æåëàþ âñåì äàëüíåéøèõ òâîð÷åñêèõ óñïåõîâ. Ñ ìîèì èñêðåííèì âîñõèùåíèåì, Áåë Êàóôìàí.»

Ìû åù¸ ðàç øë¸ì íàøè ïîçäðàâëåíèÿ è áëàãîäàðíîñòè ñ áåðåãîâ Ãóäçîíà âñåì ó÷àñòíèêàì êîíêóðñà. Ïðîñèì ëàóðåàòîâ òåðïåëèâî æäàòü ñâîèõ ïðåìèé â ïîðÿäêå î÷åð¸äíîñòè: íèêòî íå áóäåò çàáûò è íè÷òî íå ïîòåðÿåòñÿ â ïî÷òå, òàê êàê ïðåìèè áóäåò îòîñëàíû ñïåöèàëüíî çàñòðàõîâàííûìè ïîñûëêàìè Express Mail.

Äåíåæíûå ïåðåâîäû ëàóðåàòàì áóäóò îòîñëàíû ëèáî ìóçåéíûìè ÷åêàìè (êóäà ýòî âîçìîæíî), ëèáî ÷åðåç àãåíñòâî Western Union (â ñòðàíû ÑÍÃ). Ñ âàìè îáÿçàòåëüíî ñâÿæóòñÿ â áëèæàéøåå âðåìÿ ïî òåëåôîíó.

Ìû ïðèíîñèì ñâîè èçâèíåíèÿ çà òî, ÷òî ôèçè÷åñêè íåâîçìîæíî îòâåòèòü íà òåëåôîííûå çâîíêè èëè íà ýëåêòðîííóþ ïî÷òó âñåì, ó÷àñòâîâàâøèì â êîíêóðñå, òàê êàê øòàò ñîòðóäíèêîâ â ìóçåå íåáîëüøîé.

Ðè÷àðä Àëëàí Ëîóðåíñ Ãëåíí,

Ïî÷¸òíûé ñåêðåòàðü æþðè
Âñåìèðíûé ëèòåðàòóðíî-ïîýòè÷åñêîãî êîíêóðñ «Íàäåæäû Ëèðà Çîëîòàÿ»

Лучшей игрой года стала It Takes Two.

Несмотря на то, что The Game Awards 2021 некоторые с нетерпением ждут из-за самых больших анонсов в мире видеоигр, это также время отметить невероятные игры, которые стали особенными в прошедшем году.

От «Игры года» до «Инновации в доступности» и «Лучшее повествование» — было множество категорий, в которых были выделены игры всех типов, которые заслуживают признания за свои достижения. Однако только одна игра могла выиграть в каждой категории, и мы перечислили всех победителей The Game Awards 2021.

В этой статье мы не только собрали всех победителей, но и собрали все самые важные новости и объявления с The Game Awards 2021, и вы можете проверить это здесь. Жирным выделены победители.

Игра года

It Takes Two / steamcommunity.com

It Takes Two / steamcommunity.com

Признание игры, которая обеспечивает лучший опыт во всех творческих и технических областях.

  • Deathloop (Arkane Studios/Bethesda)
  • It Takes Two (Hazelight Studios/EA)
  • Metroid Dread (Mercury Steam/Nintendo)
  • Psychonauts 2 (Double Fine/Xbox Game Studios)
  • Ratchet & Clank: Rift Apart (Insomniac Games/SIE)
  • Resident Evil Village (Capcom)

Лучшее игровое направление

Deathloop / steamcommunity.com

Deathloop / steamcommunity.com

Читайте также: Хоррор и головоломка: Epic Games отдает две игры

Награжден за выдающееся творческое видение и инновации в игровом направлении и дизайне.

  • Deathloop (Arkane Studios/Bethesda)
  • It Takes Two (Hazelight Studios/EA)
  • Returnal (Housemarque/SIE)
  • Psychonauts 2 (Double Fine/Xbox Game Studios)
  • Ratchet & Clank: Rift Apart (Insomniac Games/SIE)

Лучший рассказ

За выдающееся повествование и развитие повествования в игре.

  • Deathloop (Arkane Studios/Bethesda)
  • It Takes Two (Hazelight Studios/EA)
  • Life is Strange: True Colors (Deck Nine/SQUARE ENIX)
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy (Eidos Montreal/SQUARE ENIX)
  • Psychonauts 2 (Double Fine/Xbox Game Studios)

Лучшее художественное направление

За выдающиеся творческие и / или технические достижения в области художественного дизайна и анимации.

  • Deathloop (Arkane Studios/Bethesda)
  • Kena: Bridge of Spirits (Ember Lab)
  • Psychonauts 2 (Double Fine/Xbox Game Studios)
  • Ratchet & Clank: Rift Apart (Insomniac Games/SIE)
  • The Artful Escape (Beethoven & Dinosaur/Annapurna)

Лучший саундтрек / музыка

Для выдающейся музыки, включая партитуру, оригинальную песню и / или лицензионный саундтрек.

  • Cyberpunk 2077 (Marcin Przybylowicz, Piotr T. Adamczyk, Composers)
  • Deathloop (Tom Salta, Composer)
  • NieR Replicant ver.1.22474487139 (Keiichi Okabe, Composer)
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy (Richard Jacques, Composer)
  • The Artful Escape (Johnny Galvatron & Josh Abrahams, Composers)

Лучший звуковой дизайн

Признание лучшего звука и звукового оформления в игре.

  • Deathloop (Arkane Studios/Bethesda)
  • Forza Horizon 5 (Playground Games/Xbox Game Studios)
  • Ratchet & Clank: Rift Apart (Insomniac Games/SIE)
  • Resident Evil Village (Capcom)
  • Returnal (Housemarque/SIE)

Лучшее представление

Выдается физическому лицу за озвучку, съемку движения и / или перформанс.

  • Эрика Мори, жизнь странная
  • Джанкарло Эспозито, Far Cry 6
  • Джейсон Э. Келли, Deathloop
  • Мэгги Робертсон, Resident Evil Village
  • Озиоама Акага, Deathloop

Игры для воздействия

Для игры, заставляющей задуматься, с просоциальным смыслом или посланием.

  • Before Your Eyes (GoodbyeWorld Games/Skybound Games)
  • Boyfriend Dungeon (Kitfox Games)
  • Chicory (Greg Lobanow, Alexis dean-Jones, Lena Raine, Madeline Berger, A Shell in the Pit/Finji)
  • Life is Strange: True Colors (Deck Nine/SQUARE ENIX)
  • No Longer Home (Humble Grove, Hana Lee, Cel Davison, Adrienne Lombardo, Eli Rainsberry/Fellow Traveler)

Лучшая текущая игра

Final Fantasy XIV Online / Steam

Final Fantasy XIV Online / Steam

Присуждается игре за выдающуюся разработку постоянного контента, который со временем меняет впечатления от игры.

  • Apex Legends
  • Call of Duty: War Zone
  • Final Fantasy XIV Online
  • Fortnite
  • Genshin Impact

Лучшая инди-игра

Kena: Bridge of Spirits / Steam

Kena: Bridge of Spirits / Steam

За выдающиеся творческие и технические достижения в игре, созданной вне традиционной системы издателей.

  • 12 Minutes
  • Death’s Door
  • Kena: Bridge of Spirits
  • Inscryption
  • Loop Hero

Лучшая дебютная инди-игра

Читайте также: 1001 игра бесплатно: В Epic Games новая раздача

За лучшую дебютную игру, созданную новой независимой студией.

  • Kena: Bridge of Spirits
  • Sable
  • The Artful Escape
  • The Forgotten City
  • Valheim

Лучшая мобильная игра

Genshin Impact / Steam

Genshin Impact / Steam

Для лучшей игры на мобильном устройстве.

  • Fantasian
  • Genshin Impact
  • League of Legends
  • MARVEL Future Revolution
  • Pokemon Unite

Лучшая поддержка сообщества

Final Fantasy XIV Online / Steam

Final Fantasy XIV Online / Steam

Признание игры за выдающуюся поддержку сообщества, прозрачность и оперативность, включая активность в социальных сетях и обновления / исправления игры.

  • Apex Legends: Escape
  • Destiny 2: Beyond Light
  • Final Fantasy XIV Online
  • Fortnite
  • No Man’s Sky

Лучшая игра VR / AR

Читайте также: Ловить биткойны вместо покемонов: Новая AR-игра позволит зарабатывать

Для наилучшего игрового процесса в виртуальной или дополненной реальности, независимо от платформы.

  • Hitman III
  • I Expect You to Die 2
  • Lone Echo II
  • Resident Evil 4
  • Sniper Elite VR

Инновации в доступности

Признание программного и / или аппаратного обеспечения, которое продвигает среду вперед, добавляя
функции, технологии и контент, которые помогают играть в игры и наслаждаться ими еще более широкую аудиторию.

  • Far Cry 6
  • Forza Horizon 5
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy
  • Ratchet & Clank: Rift Apart
  • The Vale: Shadow of the Crown

Лучшая игра в жанре экшн

Returnal / vgtimes

Returnal / vgtimes

Игра в жанре экшн, ориентированная в первую очередь на боевые действия.

  • Back 4 Blood
  • Chivalry II
  • Deathloop
  • Far Cry 6
  • Returnal

Лучшая игра в жанре экшн / приключенческая игра

Для лучшей приключенческой игры, сочетающей бой с перемещением и решением головоломок.

  • Marvel’s Guardians of the Galaxy
  • Metroid Dread
  • Ratchet & Clank: Rift Apart
  • Resident Evil Village
  • Psychonauts 2

Лучшая РПГ

Лучшая игра, разработанная с богатой настройкой персонажей и прогрессом, включая многопользовательский режим.

  • Cyberpunk 2077
  • Monster Hunter Rise
  • Scarlet Nexus
  • Shin Megami Tensei V
  • Tales of Arise

Лучший файтинг

Guilty Gear -Strive- / Nintendo

Guilty Gear -Strive- / Nintendo

Лучшая игра, созданная в первую очередь вокруг рукопашных схваток.

  • Demon Slayer -Kimetsu no Yaiba- The Hinokami Chronicles
  • Guilty Gear -Strive-
  • Melty Blood: Type Lumina
  • Nickelodeon All-Star Brawl
  • Virtua Fighter 5: Ultimate Showdown

Лучшая семейная игра

Для лучшей игры, подходящей для семейной игры, независимо от жанра или платформы.

  • It Takes Two 
  • Mario Party Superstars
  • New Pokémon Snap
  • Super Mario 3D World + Bowser’s Fury
  • WarioWare: Get It Together!

Лучшая спортивная / гоночная игра

Для лучших традиционных и нетрадиционных спортивных и гоночных игр.

  • F1 2021
  • Fifa 22
  • Hot Wheels Unleashed
  • Forza Horizon 5
  • Riders Republic

Лучшая симуляция / стратегия

Age of Empires IV / Steam

Age of Empires IV / Steam

Лучшая игра, ориентированная на симуляцию в реальном времени, пошаговую или стратегическую игру, независимо от платформы.

  • Age of Empires IV
  • Evil Genius 2: World Domination
  • Humankind
  • Inscryption
  • Microsoft Flight Simulator

Лучшая многопользовательская игра

Читайте также: Genshin Impact и Control: Две игры в Epic Games отдают бесплатно

Для выдающейся сетевой многопользовательской игры и дизайна, включая кооперативную и многопользовательскую, независимо от жанра игры или платформы.

  • Back 4 Blood
  • It Takes Two
  • Knockout City
  • Monster Hunter Rise
  • New World
  • Valheim

Автор контента года

Для стримеров или создателей контента, которые оказали важное и положительное влияние на сообщество в 2021 году.

  • Dream
  • Fuslie
  • Gaules
  • Ibai
  • TheGrefg

Лучший спортсмен

Александр Костылев / Wikimedia

Александр Костылев / Wikimedia

Киберспортсмен был признан самым выдающимся по показателям и поведению в 2021 году, независимо от игры.

  • Крис «Симп» Лер
  • Хео «ShowMaker» Су
  • Магомед «Коллапс» Халилов
  • Александр «s1mple» Костылев
  • Тайсон «TenZ» НПО

Лучший спортивный тренер

Тренер по киберспорту был признан самым выдающимся по результативности и поведению в 2021 году.

  • Айрат «Тихий» Газиев
  • Андрей «ENGH» Шолохов
  • Андрей «B1ad3» Городенский
  • Джеймс «Краудер» Краудер
  • Ким «kkOma» Чон Гюн

Лучшее спортивное мероприятие

Признание события (в течение одного или нескольких дней), которое доставило лучший в своем классе опыт для участников и аудитории вещания.

  • The International 2021
  • 2021 League of Legends World Championship
  • Valorant Champions Tour: Stage 2 Masters
  • PGL Major Stockholm 2021
  • PUBG Mobile Global Championship 2020

Лучшая спортивная игра

Для игры, которая дала игрокам лучший общий опыт киберспорта (включая турниры, поддержку сообщества и
обновления контента ), независимо от жанра или платформы.

  • Call of Duty
  • CS:GO
  • DOTA2
  • League of Legends
  • Valorant

Лучшая спортивная команда

Natus Vincere, CS:GO / sport.ua

Natus Vincere, CS:GO / sport.ua

Признание конкретной киберспортивной команды (а не всей организации) было признано наиболее выдающимся по результатам и поведению в 2021 году.

  • Atlanta FaZe, Call of Duty
  • DWG KIA, League of Legends
  • Natus Vincere, CS:GO
  • Team Spirit, DOTA2
  • Sentinels, Valorant

Самая ожидаемая игра

Признание анонсированной игры, которая наглядно продемонстрировала потенциал для продвижения игровой среды вперед.

  • Elden Ring
  • God of War: Ragnarok
  • Horizon Forbidden West
  • The Sequel to The Legend of Zelda: Breath of the Wild
  • Starfield

Напомним, ранее сообщалось, что в прошлом году были названы лучшие игры 2020 года по версии IGN.



Премия за лучший рассказ

Текст: Павел Басинский/РГ

Завершающийся 2021 год, несмотря на пандемию, был насыщен литературными событиями разного формата и масштаба. Но собрать их воедино и выстроить какие-то рейтинги в плане книжных новинок очень проблематично. Разброс мнений и субъективизм оценок здесь невероятно широк — и это, пожалуй, главная тенденция в восприятии литературы с 90-х годов прошлого века. Число новых книжных наименований непрерывно растет, а тиражи их так же непрерывно снижаются. Разнообразие новых книг велико, а интерес к ним более или менее внятной читательской аудитории выяснить не так просто. Поэтому начнем издалека.

Круглые даты

Безусловно важными литературными событиями 2021 года были 200-летия Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова. Первый юбилей широко отмечался во всем мире: от Буэнос-Айреса до Токио. Второй — носит сугубо национальный характер, но для России не менее значим, чем юбилей Достоевского.

Тем более что общего между этими классиками много: это и вкус к страданиям, и полифония разных «голосов», и новаторство в области формы. Неслучайно самой значимой речью на похоронах Некрасова была именно речь Достоевского, где он поставил Некрасова в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым.

Из печальных «юбилеев» уходящего года нельзя не отметить 100-летия смерти Николая Гумилева, Александра Блока и Владимира Короленко. Все трое, хотя и по-разному, стали жертвами Революции и Гражданской войны. Не забудем об этом.

Премии

Нравится нам это или нет, но крупные литературные премии по-прежнему являются единственным понятным навигатором в текущем литературном процессе. Их не так много: «Большая книга», «Ясная Поляна», «Национальный бестселлер», «НОС», — но к ним необходимо добавить множество премий малых и региональных. Всем, кто как-то интересуется литературным процессом, советую обращать внимание не столько на лауреатов этих премий, а на их «длинные» списки, в которых отражается весь процесс за год и где представлены книги, прошедшие определенный отборочный фильтр — критиков, издателей и даже читателей.

Что касается лауреатов 2021 года — вот они: «Большая книга»: Леонид Юзефович «Филэллин» (1 место), Майя Кучерская «Лесков» (2 место) и Виктор Ремизов «Вечная мерзлота» (3 место). Леонид Юзефович уже в третий раз стал первым лауреатом «Большой книги», так что можно сказать, что это своеобразный рекорд.

Лауреатом премии «Ясная Поляна» неожиданно для многих стал Герман Садулаев с романом-эссе «Готские письма», обойдя на крутом повороте явную фаворитку «шорт-листа» Марину Степнову с романом «Сад», вышедшем в «Редакции Елены Шубиной». Будучи одним из членов жюри этой премии, приоткрою секрет: выбор Садулаева во многом диктовался не только художественными достоинствами его книги (в этом Степнова ему не уступала), но и смелостью поисков в области жанра.

Победителем «Нацбеста» стал Александр Пелевин с психологическим детективом «Покров-17», события которого происходят в 1993 году.

Лауреатом экспериментальной премии «НОС» стала Алла Горбунова со сборником рассказов «Конец света, моя любовь».

Русскому рассказу вообще повезло в этом году. Этот жанр, увы, не был востребован издателями много лет. Но вот появилась премия имени Валентина Катаева за лучший короткий рассказ, учрежденная новой редакцией журнала «Юность» во главе с Сергеем Шаргуновым. Ее первым лауреатом оказался пермский прозаик Павел Селуков за рассказ «Эмигрант из Беднолэнда». Жюри этой премии возглавляла Татьяна Толстая, а она знает толк в коротких рассказах.

Фестивали

Лично для меня главной радостью этого года было то, что проклятая пандемия не смогла уничтожить книжные ярмарки и фестивали, без которых современный литературный процесс — как организм без кровоснабжения. Это площадки, где собираются вместе писатели и читатели, где выкладываются главные книжные новинки, которые обретают свое лицо, потому что здесь же, рядом с ними выступают их авторы.

Летом состоялся книжный фестиваль «Красная площадь» — одно из ярчайших культурных мероприятий столицы. Похожего нет нигде в мире.

Дважды, весной и в начале декабря, в Гостином дворе прошла лучшая книжная ярмарка non/fiction23. Весной она проходила по вынужденной причине: из-за пандемии non/fiction прошлого года сдвинулась на весну нынешнего. Но организаторы ярмарки решили, что в 2022 году «весенняя» и «осенняя» ярмарки станут традицией.

В Саратове прошел отличный книжный фестиваль «Волжская волна», а во Владимире — фестиваль «Китоврас». В ноябре состоялась XV Красноярская ярмарка книжной культуры КРЯКК, в Туле — фестиваль современной детской и подростковой литературы «ЛитераТула». Во Владивостоке прошел международный книжный фестиваль ЛИТР. И это далеко не полный список книжных фестивалей.

Рейтинги

А вот здесь все сложно… Все мои попытки промониторить рейтинги самых читаемых книг 2021 года и свести их воедино потерпели фиаско и ничего, кроме головной боли, не вызвали.

Если верить совокупным книжным рейтингам, то окажется, что одной из самых востребованных книг 2021 года стал уже очень давний роман Евгения Замятина «Мы», так же как в списке мировых бестселлеров вдруг оказался роман Джорджа Оруэлла «1984». Это, безусловно, две лучшие мировые «антиутопии», но почему именно они сегодня стали пользоваться спросом? 1984 год миновал тридцать с лишним лет назад, и нового «тоталитаризма» тогда не только не случилось, но, наоборот, вскоре распался СССР, а спустя еще несколько лет стали один за одним рушиться ближневосточные «режимы». Неужели мы настолько не верим в наше будущее, что все еще с мазохистским наслаждением читаем романы о грядущих «режимах»? А может быть, нам их не хватает?

Из современной художественной прозы самые устойчивые позиции у Гузель Яхиной и Евгения Водолазкина, но в основном не у новых их произведений, а у романов «Зулейха открывает глаза» и «Лавр». Все еще в моде Виктор Пелевин и Борис Акунин, в том числе и с новыми книгами. Похоже, не просто «бестселлером», но и «лонгселлером» становится роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него».

Экранизации

Но в случае с Сальниковым, возможно, сыграла роль экранизация романа Кириллом Серебрянниковым с Чулпан Хаматовой в одной из главных ролей.

Кстати, экранизаций современной прозы за последнее время вышло много. Это и сериал «Зулейха открывает глаза», и «Обитель» по роману Захара Прилепина, и экранизация практически всех романов Алексея Иванова, и «Немцы» по роману Александра Терехова.

Но я бы также отметил замечательный сериал-байопик о жизни Александра Вертинского режиссера Авдотьи Смирновой.

С наступающим Новым книжным годом!

Топ-10 книг 2021 года по версии Павла Басинского

Художественная проза

  • Андрей Аствацатуров. Скунскамера. — М.: «Редакция Елены Шубиной».
  • Евгений Водолазкин. Оправдание острова. — М.: «Редакция Елены Шубиной».
  • Михаил Гиголашвили. Кока. — М.: «Редакция Елены Шубиной».
  • Андрей Рубанов. Человек из красного дерева. — М.: «Редакция Елены Шубиной».
  • Герман Садулаев. Готские письма. — СПб.: Лимбус-Пресс.

Документальная проза

  • Сергей Беляков. Парижские мальчики в сталинской Москве. — М.: «Редакция Елены Шубиной».
  • Алексей Варламов. Розанов. — М.: Молодая гвардия.
  • Дарья Еремеева. Сестра гения. Путь жизни Марии Толстой. — М.: Бослен.
  • Майя Кучерская. Лесков. Прозеванный гений. — М.: Молодая гвардия.
  • Людмила Сараскина. Достоевский и предшественники. — М.: Прогресс-Традиция.

Источник: rg.ru

Завершающийся 2021 год, несмотря на пандемию, был насыщен литературными событиями разного формата и масштаба. Но собрать их воедино и выстроить какие-то рейтинги в плане книжных новинок очень проблематично. Разброс мнений и субъективизм оценок здесь невероятно широк — и это, пожалуй, главная тенденция в восприятии литературы с 90-х годов прошлого века. Число новых книжных наименований непрерывно растет, а тиражи их также непрерывно снижаются. Разнообразие новых книг велико, а интерес к ним более или менее внятной читательской аудитории выяснить не так просто. Поэтому начнем издалека.

Круглые даты

Безусловно важными литературными событиями 2021 года были 200-летия Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова. Первый юбилей широко отмечался во всем мире: от Буэнос-Айреса до Токио. Второй — носит сугубо национальный характер, но для России не менее значим, чем юбилей Достоевского.

Тем более, что общего между этими классиками много: это и вкус к страданиям, и полифония разных «голосов», и новаторство в области формы. Неслучайно самой значимой речью на похоронах Некрасова была именно речь Достоевского, где он поставил Некрасова в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым.

Из печальных «юбилеев» уходящего года нельзя не отметить 100-летия смерти Николая Гумилева, Александра Блока и Владимира Короленко. Все трое, хотя и по-разному, стали жертвами Революции и Гражданской войны. Не забудем об этом.

Премии

Нравится нам это или нет, но крупные литературные премии по-прежнему являются единственным понятным навигатором в текущем литературном процессе. Их не так много: «Большая книга», «Ясная Поляна», «Национальный бестселлер», «Нос», — но к ним необходимо добавить множество премий малых и региональных. Всем, кто как-то интересуется литературным процессом, советую обращать внимание не столько на лауреатов этих премий, а на их «длинные» списки, в которых отражается весь процесс за год и где представлены книги, прошедшие определенный отборочный фильтр — критиков, издателей и даже читателей.

Что касается лауреатов 2021 года — вот они: «Большая книга»: Леонид Юзефович «Филэллин» (1 место), Майя Кучерская «Лесков» (2 место) и Виктор Ремизов «Вечная мерзлота» (3 место). Леонид Юзефович уже в третий раз стал первым лауреатом «Большой книги», так что можно сказать, что это своеобразный рекорд.

Лауреатом премии «Ясная Поляна» неожиданно для многих стал Герман Садулаев с романом-эссе «Готские письма», обойдя на крутом повороте явную фаворитку «шорт-листа» Марину Степнову с романом «Сад», вышедшем в «Редакции Елены Шубиной». Будучи одним из членов жюри этой премии, приоткрою секрет: выбор Садулаева во многом диктовался не только художественными достоинствами его книги (в этом Степнова ему не уступала), но и смелостью поисков в области жанра.

Победителем «Нацбеста» стал Александр Пелевин с психологическим детективом «Покров-17», события которого происходят в 1993 году.

Лауреатом экспериментальной премии «Нос» стала Алла Горбунова со сборником рассказов «Конец света, моя любовь».

Русскому рассказу вообще повезло в этом году. Этот жанр, увы, не был востребован издателями много лет. Но вот появилась премия имени Валентина Катаева за лучший короткий рассказ, учрежденная новой редакцией журнала «Юность» во главе с Сергеем Шаргуновым. Ее первым лауреатом оказался пермский прозаик Павел Селуков за рассказ «Эмигрант из Беднолэнда». Жюри этой премии возглавляла Татьяна Толстая, а она знает толк в коротких рассказах.

Фестивали

Лично для меня главной радостью этого года было то, что проклятая пандемия не смогла уничтожить книжные ярмарки и фестивали, без которых современный литературный процесс — как организм без кровоснабжения. Это площадки, где собираются вместе писатели и читатели, где выкладываются главные книжные новинки, которые обретают свое лицо, потому что здесь же, рядом с ними выступают их авторы.

Летом состоялся книжный фестиваль «Красная площадь» — одно из ярчайших культурных мероприятий столицы. Похожего нет нигде в мире.

Дважды, весной и в начале декабря, в Гостином дворе прошла лучшая книжная ярмарка non/fiction. Весной она проходила по вынужденной причине: из-за пандемии non/fiction прошлого года сдвинулась на весну нынешнего. Но организаторы ярмарки решили, что в 2022 году «весенняя» и «осенняя» ярмарки станут традицией.

В Саратове прошел отличный книжный фестиваль «Волжская волна», а во Владимире — фестиваль «Китоврас». В ноябре состоялась XV Красноярская ярмарка книжной культуры КРЯКК, в Туле — фестиваль современной детской и подростковой литературы «ЛитераТула». Во Владивостоке прошел международный книжный фестиваль ЛИТР. И это далеко не полный список книжных фестивалей.

Рейтинги

А вот здесь все сложно… Все мои попытки промониторить рейтинги самых читаемых книг 2021 года и свести их воедино потерпели фиаско и ничего, кроме головной боли, не вызвали.

Если верить совокупным книжным рейтингам, то окажется, что одной из самых востребованных книг 2021 года стал уже очень давний роман Евгения Замятина «Мы», так же как в списке мировых бестселлеров вдруг оказался роман Джорджа Оруэлла «1984». Это, безусловно, две лучшие мировые «антиутопии», но почему именно они сегодня стали пользоваться спросом? 1984 год миновал тридцать с лишним лет назад, и нового «тоталитаризма» тогда не только не случилось, но, наоборот, вскоре распался СССР, а спустя еще несколько лет стали один за одним рушиться ближневосточные «режимы». Неужели мы настолько не верим в наше будущее, что все еще с мазохистским наслаждением читаем романы о грядущих «режимах»? А может быть, нам их не хватает?

Радость года для меня то, что пандемия не уничтожила книжные ярмарки и фестивали. Без них литературный процесс — организм без кровоснабжения

Из современной художественной прозы самые устойчивые позиции у Гузель Яхиной и Евгения Водолазкина, но в основном не у новых их произведений, а у романов «Зулейха открывает глаза» и «Лавр». Все еще в моде Виктор Пелевин и Борис Акунин, в том числе и с новыми книгами. Похоже, не просто «бестселлером», но и «лонгселлером» становится роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него».

Экранизации

Но в случае с Сальниковым, возможно, сыграла роль экранизация романа Кириллом Серебрянниковым с Чулпан Хаматовой в одной из главных ролей.

Премия за лучший рассказ

Кадр из фильма «Петровы в гриппе», реж. К. Серебренников, 2020 г. Фото: Кинопоиск

Кстати, экранизаций современной прозы за последнее время вышло много. Это и сериал «Зулейха открывает глаза», и «Обитель» по роману Захара Прилепина, и экранизация практически всех романов Алексея Иванова, и «Немцы» по роману Александра Терехова.

Но я бы также отметил замечательный сериал-байопик о жизни Александра Вертинского режиссера Авдотьи Смирновой.

С наступающим Новым книжным годом!

Топ-10 книг 2021 года по версии Павла Басинского

Художественная проза

● Андрей Аствацатуров. Скунскамера. — М.: «Редакция Елены Шубиной».

● Евгений Водолазкин. Оправдание острова. — М.: «Редакция Елены Шубиной».

● Михаил Гиголашвили. Кока. — М.: «Редакция Елены Шубиной».

● Андрей Рубанов. Человек из красного дерева. — М.: «Редакция Елены Шубиной».

● Герман Садулаев. Готские письма. — СПб.: Лимбус-Пресс.

Документальная проза

● Сергей Беляков. Парижские мальчики в сталинской Москве. — М.: «Редакция Елены Шубиной».

● Алексей Варламов. Розанов. — М.: Молодая гвардия.

● Дарья Еремеева. Сестра гения. Путь жизни Марии Толстой. — М.: Бослен.

● Майя Кучерская. Лесков. Прозеванный гений. — М.: Молодая гвардия.

● Людмила Сараскина. Достоевский и предшественники. — М.: Прогресс-Традиция.

  • Премиум сегмент как пишется
  • Премного благодарствую как пишется
  • Премиум класс как пишется правильно
  • Премия успенского большая сказка
  • Премиум качество как пишется