Преломить хлеб как пишется

Мбоу муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение глебовская средняя общеобразовательная школа курского района курской области 305518, курская обл., курский р-н, с. глебово,

МБОУ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

(305518, Курская обл., Курский р-н, с. Глебово, д. 37,

ЗАДАНИЕ 4

Учитель русского языка и литературы

первой квалифицированной категории

Алтухова Марина Ивановна

Карточка 1 Ф.И. ______________________________

Упражнение №1

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.

1) Перепели(н/нн)ые яйца, краше(н/нн)ая скамейка, серебря(н/нн)ая ложка

2) Спускаться организова(н/нн)о, закова(н/нн)ый в цепи, девочка испуга(н/нн)а

3) Стари(н/нн)ый особняк, получится несомне(н/нн)о, ране(н/нн)ый зверь

4) Закалё(н/нн)ый человек, весе(н/нн)ее солнышко, солид(н/нн)о выглядеть

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 2

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) Комиссио(н/нн)ый сбор, натруже(н/нн)ые руки, лимо(н/нн)ый напиток

2) Удариться силь(н/нн)о, пода(н/нн)ый ужин, журавли(н/нн)ый крик

3) Стекля(н/нн)ая дверь, неожида(н/нн)ый визит, мочё(н/нн)ые яблоки

4) Самостоятель(н/нн)ый поступок, ю(н/нн)ат, песча(н/нн)ый карьер

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

—————————————————————————————————

Карточка 1 Ф.И. ______________________________

Упражнение №1

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.

1) Перепели(н/нн)ые яйца, краше(н/нн)ая скамейка, серебря(н/нн)ая ложка

2) Спускаться организова(н/нн)о, закова(н/нн)ый в цепи, девочка испуга(н/нн)а

3) Стари(н/нн)ый особняк, получится несомне(н/нн)о, ране(н/нн)ый зверь

4) Закалё(н/нн)ый человек, весе(н/нн)ее солнышко, солид(н/нн)о выглядеть

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 2

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) Комиссио(н/нн)ый сбор, натруже(н/нн)ые руки, лимо(н/нн)ый напиток

2) Удариться силь(н/нн)о, пода(н/нн)ый ужин, журавли(н/нн)ый крик

3) Стекля(н/нн)ая дверь, неожида(н/нн)ый визит, мочё(н/нн)ые яблоки

4) Самостоятель(н/нн)ый поступок, ю(н/нн)ат, песча(н/нн)ый карьер

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 2 Ф.И. ______________________________

Упражнение №1

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.

1) Торжестве(н/нн)ость момента, свин(н/нн)ой жир, закруче(н/нн)ая гайка

2) Деньги освое(н/нн)ы, пута(н/нн)ое дело, оси(н/нн)ое гнездо

3) Вымоле(н/нн)ый ребёнок, маши(н/нн)ое масло, скоше(н/нн)ое сено

4) Дли(н/нн)ая нить, ветре(н/нн)ый день, испечё(н/нн)ый хлеб

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 2

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) Бараба(н/нн)ый бой, балова(н/нн)ый ребёнок, высуше(н/нн)ое бельё

2) Унесё(н/нн)ые ветром, кова(н/нн)ый меч, задача реше(н/нн)а

3) Свежемороже(н/нн)ая рыба, звучать приглушё(н/нн)о, ветре(н/нн)ый день

4) Румя(н/нн)ое лицо, осе(н/нн)ий день, деревя(н/нн)ый сундук

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

—————————————————————————————————

Карточка 2 Ф.И. ______________________________

Упражнение №1

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.

1) Торжестве(н/нн)ость момента, свин(н/нн)ой жир, закруче(н/нн)ая гайка

2) Деньги освое(н/нн)ы, пута(н/нн)ое дело, оси(н/нн)ое гнездо

3) Вымоле(н/нн)ый ребёнок, маши(н/нн)ое масло, скоше(н/нн)ое сено

4) Дли(н/нн)ая нить, ветре(н/нн)ый день, испечё(н/нн)ый хлеб

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 2

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) Бараба(н/нн)ый бой, балова(н/нн)ый ребёнок, высуше(н/нн)ое бельё

2) Унесё(н/нн)ые ветром, кова(н/нн)ый меч, задача реше(н/нн)а

3) Свежемороже(н/нн)ая рыба, звучать приглушё(н/нн)о, ветре(н/нн)ый день

4) Румя(н/нн)ое лицо, осе(н/нн)ий день, деревя(н/нн)ый сундук

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 3 Ф.И. ______________________________

Упражнение №1

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.

1) Приготовле(н/нн) для посадки, комари(н/нн)ое жужжание, серебря(н/нн)ый источник

2) Письме(н/нн)ая работа, це(н/нн)ое замечание, натренирова(н/нн)ая мышца

3) Увеличе(н/нн)а громкость, рискова(н/нн)ый шаг, утин(н/нн)ая походка

4) Меблирова(н/нн)ая квартира, ржа(н/нн)ой хлеб, пенсио(н/нн)ая реформа

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 2

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) Печё(н/нн)ые яблоки, клюкве(н/нн)ый морс, кожа(н/нн)ый портфель

2) Осмотреться настороже(н/нн)о, прода(н/нн)ый товар, экзаменацио(н/нн)ый материал

3) Оловя(н/нн)ый солдатик, масле(н/нн)ый блин, глуби(н/нн)ый аппарат

4) Безветре(н/нн)ая погода, ю(н/нн)ый натуралист, высаже(н/нн)ые растения

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

—————————————————————————————————

Карточка 3 Ф.И. ______________________________

Упражнение №1

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.

1) Приготовле(н/нн) для посадки, комари(н/нн)ое жужжание, серебря(н/нн)ый источник

2) Письме(н/нн)ая работа, це(н/нн)ое замечание, натренирова(н/нн)ая мышца

3) Увеличе(н/нн)а громкость, рискова(н/нн)ый шаг, утин(н/нн)ая походка

4) Меблирова(н/нн)ая квартира, ржа(н/нн)ой хлеб, пенсио(н/нн)ая реформа

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 2

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) Печё(н/нн)ые яблоки, клюкве(н/нн)ый морс, кожа(н/нн)ый портфель

2) Осмотреться настороже(н/нн)о, прода(н/нн)ый товар, экзаменацио(н/нн)ый материал

3) Оловя(н/нн)ый солдатик, масле(н/нн)ый блин, глуби(н/нн)ый аппарат

4) Безветре(н/нн)ая погода, ю(н/нн)ый натуралист, высаже(н/нн)ые растения

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 4 Ф.И. ______________________________

Упражнение №1

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.

1) Земля(н/нн)ой орех, плетё(н/нн)ая корзина, наив(н/нн)о полагая

2) Змеи(н/нн)ый укус, лицензио(н/нн)ый отдел, подоко(н/нн)ик

3) Ваго(н/нн)ый номер, Вселе(н/нн)ая, запатентова(н/нн)ый метод

4) Листве(н/нн)ый лес, пого(н/нн)ый метр, взъероше(н/нн)ые волосы

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 2

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) Женстве(н/нн)ая походка, авиацио(н/нн)ый институт, купле(н/нн)ое на рынке мясо

2) Село удале(н/нн)о, стари (н/нн)ая рукопись, подслуша(н/нн)ый разговор

3) Жёва(н/нн)ое сено, закапа(н/нн)ый воском, жела(н/нн)ый гость

4) Торфя(н/нн)ик, тка(н/нн)ый ковёр, затравле(н/нн)ый зверь

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

—————————————————————————————————

Карточка 4 Ф.И. ______________________________

Упражнение №1

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.

1) Земля(н/нн)ой орех, плетё(н/нн)ая корзина, наив(н/нн)о полагая

2) Змеи(н/нн)ый укус, лицензио(н/нн)ый отдел, подоко(н/нн)ик

3) Ваго(н/нн)ый номер, Вселе(н/нн)ая, запатентова(н/нн)ый метод

4) Листве(н/нн)ый лес, пого(н/нн)ый метр, взъероше(н/нн)ые волосы

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 2

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) Женстве(н/нн)ая походка, авиацио(н/нн)ый институт, купле(н/нн)ое на рынке мясо

2) Село удале(н/нн)о, стари (н/нн)ая рукопись, подслуша(н/нн)ый разговор

3) Жёва(н/нн)ое сено, закапа(н/нн)ый воском, жела(н/нн)ый гость

4) Торфя(н/нн)ик, тка(н/нн)ый ковёр, затравле(н/нн)ый зверь

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 5 Ф.И. ______________________________

Упражнение №1

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.

1) Станцио(н/нн)ый смотритель, гуси(н/нн)ый жир, непроше(н/нн)ый гость

2) Вяза(н/нн)ая кофта, лощё(н/нн)ая бумага, смышлё(н/нн)ый малыш

3) Ветря(н/нн)ая мельница, зажжён(н/нн)ая свеча, свежезамороже(н/нн)ые овощи

4) Зелё(н/нн)ый ковёр, бревно распиле(н/нн)о, испуга(н/нн)ый взгляд

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 2

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) Време(н/нн)ый проход, бара(н/нн)ий рог, обветре(н/нн)ое лицо

2) Привяза(н/нн)ый за рога, стекля(н/нн)ая посуда, разлинова(н/нн)ая тетрадь

3) Стриже(н/нн)ые волосы, записа(н/нн)а в журнал, полуде(н/нн)ый жар

4) Тяжело ране(н/нн)ый солдат, небелё(н/нн)ый потолок, целенаправле(н/нн)ая работа

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

—————————————————————————————————

Карточка 5 Ф.И. ______________________________

Упражнение №1

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.

1) Станцио(н/нн)ый смотритель, гуси(н/нн)ый жир, непроше(н/нн)ый гость

2) Вяза(н/нн)ая кофта, лощё(н/нн)ая бумага, смышлё(н/нн)ый малыш

3) Ветря(н/нн)ая мельница, зажжён(н/нн)ая свеча, свежезамороже(н/нн)ые овощи

4) Зелё(н/нн)ый ковёр, бревно распиле(н/нн)о, испуга(н/нн)ый взгляд

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 2

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) Време(н/нн)ый проход, бара(н/нн)ий рог, обветре(н/нн)ое лицо

2) Привяза(н/нн)ый за рога, стекля(н/нн)ая посуда, разлинова(н/нн)ая тетрадь

3) Стриже(н/нн)ые волосы, записа(н/нн)а в журнал, полуде(н/нн)ый жар

4) Тяжело ране(н/нн)ый солдат, небелё(н/нн)ый потолок, целенаправле(н/нн)ая работа

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 6 Ф.И. ______________________________

Упражнение №1

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.

1) Топор(н/нн)ая работа, заплетё(н/нн)ая коса, разреза(н/нн)ый ножом

2) Змеи(н/нн)ый укус, ноше(н/нн)ая куртка, задача реше(н/нн)а

3) Закута(н/нн)ый в шарф, неожида(н/нн)ое известие, варе(н/нн)ый в мундире картофель

4) Измуче(н/нн)ый вид, гружё(н/нн)ая дровами машина, бли(н/нн)ая мука

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 2

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) Изране(н/нн)ый солдат, овощи сваре(н/нн)ы, рассея(н/нн)ые дети

2) Зако(н/нн)ый муж, лома(н/нн)ая линия, нетле(н/нн)ая память

3) Солё(н/нн)ые в бочке огурцы, чека(н/нн)ый шаг, занесе(н/нн)о снегом

4) Тума(н/нн)ое утро, сотка(н/нн)ое полотно, жела(н/нн)ый гость

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

—————————————————————————————————

Карточка 6 Ф.И. ______________________________

Упражнение №1

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.

1) Топор(н/нн)ая работа, заплетё(н/нн)ая коса, разреза(н/нн)ый ножом

2) Змеи(н/нн)ый укус, ноше(н/нн)ая куртка, задача реше(н/нн)а

3) Закута(н/нн)ый в шарф, неожида(н/нн)ое известие, варе(н/нн)ый в мундире картофель

4) Измуче(н/нн)ый вид, гружё(н/нн)ая дровами машина, бли(н/нн)ая мука

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 2

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) Изране(н/нн)ый солдат, овощи сваре(н/нн)ы, рассея(н/нн)ые дети

2) Зако(н/нн)ый муж, лома(н/нн)ая линия, нетле(н/нн)ая память

3) Солё(н/нн)ые в бочке огурцы, чека(н/нн)ый шаг, занесе(н/нн)о снегом

4) Тума(н/нн)ое утро, сотка(н/нн)ое полотно, жела(н/нн)ый гость

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 7 Ф.И. ______________________________

Упражнение №1

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.

1) Рожде(н/нн)ый революцией, беше(н/нн)о колотится, телефо(н/нн)ый разговор

2) Кипячё(н/нн)ый чай, студенты озабоче(н/нн)ы зачётом, смоля(н/нн)ая бочка

3) Бесцеремо(н/нн)ость, дитя румя(н/нн)о, таможе(н/нн)ый контроль

4) Соловьи(н/нн)ые трели, полы(н/нн)ый запах, обтёса(н/нн)ое полено.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 2

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) Дли(н/нн)ый путь, выходим организова(н/нн)о, выстрога(н/нн)ая полка

2) Завяза(н/нн)ый узлом, сгущё(н/нн)ое молоко, лоси(н/нн)ая тропа

3) Да(н/нн)ые паспорта, передержа(н/нн)ая в печи каша, рубле(н/нн)ые котлеты

4) Пога(н/нн)ый недруг, задача реше(н/нн)а, време(н/нн)ые меры

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

—————————————————————————————————

Карточка 7 Ф.И. ______________________________

Упражнение №1

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.

1) Рожде(н/нн)ый революцией, беше(н/нн)о колотится, телефо(н/нн)ый разговор

2) Кипячё(н/нн)ый чай, студенты озабоче(н/нн)ы зачётом, смоля(н/нн)ая бочка

3) Бесцеремо(н/нн)ость, дитя румя(н/нн)о, таможе(н/нн)ый контроль

4) Соловьи(н/нн)ые трели, полы(н/нн)ый запах, обтёса(н/нн)ое полено.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 2

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) Дли(н/нн)ый путь, выходим организова(н/нн)о, выстрога(н/нн)ая полка

2) Завяза(н/нн)ый узлом, сгущё(н/нн)ое молоко, лоси(н/нн)ая тропа

3) Да(н/нн)ые паспорта, передержа(н/нн)ая в печи каша, рубле(н/нн)ые котлеты

4) Пога(н/нн)ый недруг, задача реше(н/нн)а, време(н/нн)ые меры

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 8 Ф.И. ______________________________

Упражнение №1

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.

1) Воспита(н/нн)ик, безымя(н/нн)ый герой, свяще(н/нн)ая война

2) Заветре(н/нн)ый хлеб, це(н/нн)ое замечание, деревя(н/нн)ая ложка

3) Снесе(н/нн)а крыша, маши(н/нн)остроительный завод, гладкокраше(н/нн)ый ковёр

4) Смета(н/нн)ый соус, ржа(н/нн)ой колос, ветря(н/нн)ой двигатель

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 2

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) Вниматель(н/нн)ый читатель, торжестве(н/нн)ый приём, травя(н/нн)ой чай

2) Удлинё(н/нн)ое пальто, варё(н/нн)ое мясо, на улице холод(н/нн)о

3) Запакова(н/нн)ый конверт, клюкве(н/нн)ый морс, замаскирова(н/нн)ый вход

4) Отечестве(н/нн)ая война, глиня(н/нн)ый кувшин, берестя(н/нн)ая корзинка

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

—————————————————————————————————

Карточка 7 Ф.И. ______________________________

Упражнение №1

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.

1) Воспита(н/нн)ик, безымя(н/нн)ый герой, свяще(н/нн)ая война

2) Заветре(н/нн)ый хлеб, це(н/нн)ое замечание, деревя(н/нн)ая ложка

3) Снесе(н/нн)а крыша, маши(н/нн)остроительный завод, гладкокраше(н/нн)ый ковёр

4) Смета(н/нн)ый соус, ржа(н/нн)ой колос, ветря(н/нн)ой двигатель

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 2

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) Вниматель(н/нн)ый читатель, торжестве(н/нн)ый приём, травя(н/нн)ой чай

2) Удлинё(н/нн)ое пальто, варё(н/нн)ое мясо, на улице холод(н/нн)о

3) Запакова(н/нн)ый конверт, клюкве(н/нн)ый морс, замаскирова(н/нн)ый вход

4) Отечестве(н/нн)ая война, глиня(н/нн)ый кувшин, берестя(н/нн)ая корзинка

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 9 Ф.И. ______________________________

Упражнение №1

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.

1) Кова(н/нн)ая ограда, песча(н,нн)ый пляж, фрукты упакова(н,нн)ы в ящик

2) Замороже(н,нн)ые овощи, гости(н,нн)ая комната, подкова(н,нн)ая лошадь

3) Искре(н,нн)е верил, отваре(н,нн)ые овощи, взгляды традицио(н,нн)ы

4) Исти(н,нн)ая правда, петуши(н,нн)ые бои, стира(н,нн)ое в тазу

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 2

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) Огне(н/нн)ая окраска, устрое(н/нн)ый праздник, неслыха(н/нн)ые обстоятельства

2) Мороже(н/нн)ые ягоды, унесе(н/нн)ые ветром, дело сдела(н/нн)о

3) Сорва(н/нн)ые цветы, печь не топле(н/нн)а, жжё(н/нн)ый сахар

4) Соколи(н/нн)ая охота, изыска(н/нн)ые экономистами ресурсы, ми(н/нн)ое поле

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

—————————————————————————————————

Карточка 9 Ф.И. ______________________________

Упражнение №1

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.

1) Кова(н/нн)ая ограда, песча(н,нн)ый пляж, фрукты упакова(н,нн)ы в ящик

2) Замороже(н,нн)ые овощи, гости(н,нн)ая комната, подкова(н,нн)ая лошадь

3) Искре(н,нн)е верил, отваре(н,нн)ые овощи, взгляды традицио(н,нн)ы

4) Исти(н,нн)ая правда, петуши(н,нн)ые бои, стира(н,нн)ое в тазу

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 2

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) Огне(н/нн)ая окраска, устрое(н/нн)ый праздник, неслыха(н/нн)ые обстоятельства

2) Мороже(н/нн)ые ягоды, унесе(н/нн)ые ветром, дело сдела(н/нн)о

3) Сорва(н/нн)ые цветы, печь не топле(н/нн)а, жжё(н/нн)ый сахар

4) Соколи(н/нн)ая охота, изыска(н/нн)ые экономистами ресурсы, ми(н/нн)ое поле

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 10 Ф.И. ______________________________

Упражнение №1

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.

1) Избалова(н,нн)ая публика, замаскирова(н,нн)ый вход, выгруже(н,нн)а рабочими

2) Отправле(н,нн)ое письмо, обоснова(н,нн)ый вывод, гуси(н,нн)ая кожа

3) Имущество застрахова(н,нн)о, жестя(н,нн)ой ковш, вяза(н,нн)ая шапка

4) Приободрё(н,нн)ый вид, дли(н,нн)ая очередь, варё(н,нн)ые сардельки

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 2

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) Переплавле(н,нн)ый металл, смущё(н,нн)о улыбнулась, безветре(н,нн)ая погода

2) Стилизова(н,нн)ый интерьер, заявка исправле(н,нн)а, некоше(н,нн)ая трава

3) Избра(н,нн)ый народом, лебеди(н,нн)ая верность, выглядел испуга(н,нн)о

4) Тушё(н,нн)ый в сметане, смотрела изумлё(н,нн)о, ткань раскрое(н,нн)а

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

—————————————————————————————————

Карточка 10 Ф.И. ______________________________

Упражнение №1

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.

1) Избалова(н,нн)ая публика, замаскирова(н,нн)ый вход, выгруже(н,нн)а рабочими

2) Отправле(н,нн)ое письмо, обоснова(н,нн)ый вывод, гуси(н,нн)ая кожа

3) Имущество застрахова(н,нн)о, жестя(н,нн)ой ковш, вяза(н,нн)ая шапка

4) Приободрё(н,нн)ый вид, дли(н,нн)ая очередь, варё(н,нн)ые сардельки

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 2

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) Переплавле(н,нн)ый металл, смущё(н,нн)о улыбнулась, безветре(н,нн)ая погода

2) Стилизова(н,нн)ый интерьер, заявка исправле(н,нн)а, некоше(н,нн)ая трава

3) Избра(н,нн)ый народом, лебеди(н,нн)ая верность, выглядел испуга(н,нн)о

4) Тушё(н,нн)ый в сметане, смотрела изумлё(н,нн)о, ткань раскрое(н,нн)а

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

© Владислав Кокоулин

Мордва в Сибири: язычество тесно переплелось с православием

11 Дек 2021, 14:35

Известность мордовскому народу принесли такие личности, как патриарх Никон и протопоп Аввакум, историк Василий Ключевский и писатель Максим Горький, адмирал Николай Мордвинов и генерал Максим Пуркаев, а также певицы Лидия Русланова и Надежда Кадышева. Об истории мордовского народа, его традициях и обычаях, знаменитых сибиряках, имеющих мордовские корни, рассказывает главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский Архив» доктор исторических наук Владислав Кокоулин.

— Как мордва оказалась в Сибири?

— Прежде всего надо определить, кого же мы называем «мордвой»? Мордва состоит из двух народов — эрзя и мокша, которых некоторые ученые даже считают отдельными народами. В советское время в графе «национальность» разрешали указывать только «мордва», никаких мокша или эрзя было нельзя писать. Во время переписи населения 2010 года власти Мордовии настойчиво рекомендовали писать «мордва» в качестве национальности, и в дальнейшем политика властей Мордовии была направлена на то, чтобы консолидировать эти две части. Что же касается переселенцев в Сибирь, то для них название «мордва» означало связь с исторической родиной, к тому же шел естественный процесс ассимиляции. Поэтому в Сибири уже трудно определить, кто откуда происходит. Поэтому употребляют привычный термин «мордва».

Переселяться в Сибирь мордва начала в XIX веке — сперва небольшими группами, а после отмены крепостного права — широким потоком. Скорее всего, до отмены крепостного права мордва практически не принимала участия в переселении в Сибирь. Известно лишь, что в 1852 году разрешили официальное переселение в Томскую губернию и около тысячи человек мордвы переселились сюда из Поволжья.

В пореформенный период мордва направилась в Сибирь в поисках новых земель. Однако в отличие от крепостных крестьян, которые потеряли значительную часть обрабатываемых земель, мордва принадлежала к разряду государственных и удельных крестьян, которые после 1861 года полностью сохранили свои прежние земельные наделы. Тем не менее, и они переселялись в Сибирь. Селились компактно. Так, в Минусинском уезде появились мордовские села Новоберёзовское и Петропавловское, в Канском уезде — село Михайловка. В Кузнецком уезде сформировались мордовские села Шартонка, Антропов этап, улусы Усть-Тельбес и Черный Калтан.

— Переселение потом продолжалось и дальше?

— Переселялась мордва и во время столыпинских реформ, и в годы революции и Гражданской войны, и после ее окончания. Когда в Поволжье в начале 1920-х годов начался массовый голод, то в Сибирь хлынул огромный поток беженцев, в том числе и мордовского населения.

Не только голод, но и бедность двигала переселенцами. Так, один из участников борьбы за Советскую власть в Ишимском уезде обратил внимание на редко населенную местность и изобилие пустовавших земель, лугов и лесов. Вернувшись после Гражданской войны домой в Мордовию, он рассказал землякам про сибирские просторы. В итоге собралась группа, которая в 1924 году, получив денежную субсидию от всесоюзного старосты Михаила Калинина, переселилась в Сибирь. Село назвали в честь Калинина — Калиновкой.

Следующий поток переселенцев в Сибирь отмечен в период коллективизации. Сибирь в то время страдала от недостатка рабочей силы (из-за ликвидации «кулацких» хозяйств и оттока населения из деревни в город), в то время как земельные резервы для роста сельскохозяйственного производства были. Проблемой занимался Всесоюзный переселенческий комитет, а в Сибири — Сибирское районное переселенческое управление. Для переселения предназначались слабо обжитые районы в Томском, Кузнецком, Ачинском, Красноярском и Канском округах. На эти земли началось коллективное переселение больших групп: переселенцев из одного села или деревни Поволжья селили в Сибири также компактными группами. Это привело к появлению новых национальных поселений в Сибирском регионе. Следует отметить и тот фактор, что в начале 1930-х годов на территории Мордовии сложилась критическая ситуация: из-за сильных засух начался голод. В итоге численность мордвы в Сибири к 1939 году по сравнению с 1926 годом увеличилась почти вдвое: со 107 тысяч человек до почти 200 тысяч!

Затем пошел поток переселенцев из мордвы на освоение целинных и залежных земель Алтайского и Красноярского краев, Тюменской, Омской, Новосибирской и Кемеровской и Иркутской областей. В 1953 году из районов Мордовской республики планово переселялось население в колхозы Красноярского края и леспромхозы Томской области

Мордовское население появлялось в Сибири и позже. Так, на строительство города Стрежевого Томской области переселилась мордва из разных городов Самарской и Оренбургской областей, а также из Республики Татарстан.

— Какова же численность мордовского населения в Сибири?

— Напомню, что по переписи 1897 года мордовское население Сибири составляло 21 тысячу человек (всего же мордвы в Российской империи насчитывалось чуть больше миллиона человек). Основная масса мордовского населения проживала в Томской, Тобольской, Енисейской и Иркутской губерниях. По численности пришлого населения в Сибири в это время мордва уступала только украинцам, полякам, татарам и евреям.

По переписи 1959 года больше всего мордвы проживало в Кемеровской области (почти 27 тысяч человек), потом следовали Алтайский край (14 тысяч) и Красноярский край (14 тысяч). В Новосибирской области проживало 7 тысяч человек, а меньше всего было в Тюменской области — чуть больше тысячи человек. Переписи 1979, 1989, 2002 и 2010 годов фиксировали снижение численности мордовского населения в Сибири, лишь в Тюменской области их численность увеличилась до 7,5 тысяч человек.

Согласно переписи 2010 года, больше всего мордвы проживало в Красноярском крае (более 4 тысяч человек), Кемеровской области (почти 4 тысячи) и Алтайском крае (почти 3 тысячи человек). В Новосибирской области проживает почти 1,5 тысячи человек (это меньше, чем, например, китайцев, корейцев или евреев), в Омской области — 1,2 тысячи (меньше, чем латышей или молдаван), в Томской области — чуть больше тысячи (меньше, чем корейцев или киргизов).

Уменьшение количества мордовского населения Сибири во многом связано с тем, что значительная их часть переселилась из деревни в город, где достаточно частыми являются межнациональные браки (мордва с русскими и украинцами), а также сокращением числа детей в мордовских семьях.

— Как жили и чем занимались в Сибири переселенцы?

В Мордовии было характерно поселение возле реки, которая служила водопоем для скота и местом для рыбной ловли, а земли возле нее привлекали своим плодородием, а также лугами для сенокосов. Кроме того, реки были удобным путем сообщений и местом для строительства водяных мельниц. В Сибири для мордвы также характерно поселение возле крупных и мелких рек, которые полностью обеспечивали население водой для приготовления пищи и хозяйственных нужд. Также мордва предпочитала селиться там, где есть ключи, поэтому колодцы для мордовских сел, как правило, не характерны.

Традиционным жилищем мордвы были рубленые дома, которые состояли из двух частей — сеней и жилой части, или трех — с добавлением горницы. Но иногда в Сибири встречаются и литые дома: брали две доски, заливали между ними глину и ждали когда высохнет, затем доски поднимали выше и вновь заливали глину. Процесс продолжался до получения стен нужной высоты. Но, как правило, выбор материала для строительства дома зависел от региона: в лесных районах Сибири материалом служило дерево, в лесостепных — дерево и глина, в степных — глина и камень. Пол в доме раньше делали земляным, в последующем стали делать дощаные полы.

— Дома ведь всегда старались украсить…

— Особенностью мордовского дома было украшение его резными деталями. Узорами на наличниках и карнизах домов старались показать красоту деревянной архитектуры. Преобладают растительные, геометрические и смешанные мотивы. Также часто изображаются голуби и лошади. В советское время добавилась советская символика — как правило, пятиконечная звезда, но иногда делали и герб.

Палисадники делали из штакетника, часто в виде елочек. Его красили в яркие цвета, чтобы радовать глаз и показывать, что «вокруг зелено». Печь ставилась у двери в одном из углов, вдоль стен размещались широкие лавки. Считалось, что под печью живет домовой, поэтому при переезде в новый дом совершался обряд переманивания домового. Конечно, домовой считался злым духом, но если ему все же удалось полюбить хозяев, то он старался им помогать. Но даже если он и не полюбил хозяев, то его все равно нельзя было оставлять в старом доме, чтобы он не навредил людям или скотине.

Под потолком делали полати для спанья. Рядом с печью обычно стоял шкаф для посуды. В красном углу, который располагался в противоположном от печи по диагонали углу, висели иконы, украшенные расшитыми полотенцами. Под иконами стоял стол, покрытый скатертью. На столе постоянно лежали хлеб и соль как символ достатка и гостеприимства. Стены по праздникам украшали расшитыми полотенцами.

Многим вынужденным переселенцам в советский период приходилось первоначально жить в землянках, потом они стали строить деревянные дома — небольшие неказистые избы с маленькими окнами, покрытые соломой, дёрном или берестой. Печь топилась по-черному. Внутри дома, кроме стола, стояли одна-две лавки, лохань, деревянный сундук для одежды. Спали на деревянных топчанах или полатях на соломенных матрасах под рогожками. Керосиновые лампы зажигали по праздникам. Но постепенно жизнь на новом месте налаживалась.

Дома старались строить большие, поскольку детей обычно было много. Стены внутри дома штукатурили, а затем красили известью, позже вошли в обиход обои. Во второй половине ХХ века стали использовать для строительства дома кирпич и бетон, снаружи дом обшивали тёсом, появились газовые плиты и паровое отопление. Появляются и дома на двух хозяев, а также многоквартирные дома городского типа.

— Очень интересные костюмы у мордвы. Их не так давно можно было видеть на выставке в нашем Краеведческом музее.

— Традиционный мордовский костюм, особенно женский, очень красочный. Основной его частью является белая холщовая рубаха длиной чуть выше колен. Праздничные рубахи украшали вышивкой. Рубахи с шестью полосами носили только девушки, невесты — рубахи с четырьмя полосами. Женщины носили цветное платье с круглым вырезом для головы и невысоким стоячим воротником, а также жилетки и кофты. Украшения делались из металла, бисера, монет, перьев и пуха птиц, кожи. Праздничной обувью были кожаные сапоги со сборами и кожаные ботинки. Традиционная мужская одежда была менее колоритной. Мужчины носили широкую и длинную до колен рубаху с высоким стоячим воротником. В праздники мужчины надевали белую косоворотку с высоким стоячим воротником и вышивкой на груди.

Нужно и про кухню вспомнить. Основой питания мордвы был ржаной или пшеничный хлеб. Обычно его пекли раз в неделю, чаще всего в субботу. Если хлеба не хватало, то на сковороде жарили небольшие хлебцы. Мордовские переселенцы часто пекли пироги с разнообразной начинкой — творогом, картофелем, капустой, грибами, мясом или ливером. Летом — с свежими ягодами и фруктами. В качестве горячей пищи готовили каши в глиняных горшках или чугунках. Их если со сливочным маслом, а в пост — с растительным. Часто готовили вареники и галушки. Широко распространены кисели из овсяной крупы с добавлением крахмала и сока ягод. Значительное место занимала капуста, которую тушили с грибами или мясом, а также с ней варили щи. Под влиянием украинского населения стали готовить борщ.

Если посмотреть на обычаи мордвы, то можно привести некоторые примеры. Так, генеральную уборку в доме мордва проводила два раза в год — на Пасху и после выкапывания картофеля. Когда ставили в доме печь, то печников обязательно угощали, иначе «дым будет валить в дом» или дом может сгореть. А вообще обычаев и примет было великое множество.

В хозяйстве мордовских переселенцев значительное место занимали кустарные промыслы — обработка волокна, шерсти, коры. Одним из главных промыслов была деревообработка. Мордва — хорошие плотники. Они строили дома на заказ. Кроме того, изготавливали долбленую и резную деревянную утварь: корыта, ковши, ступы, чаши, маслобойки. Из глины делали кувшины, квашни для теста, горшки, кубышки, миски, тарелки. Наиболее распространенным промыслом было прядение и ткачество из конопляного и льняного волокна. Женщины занимались изготовлением и вышиванием скатертей и полотенец. Обрабатывали кожу, меха, овчины, а также изготавливали валенки и плели лапти.

В мордовских семьях обычно было много детей. Старшие девочки следили за младшими. Все занимались домашними делами: девочки стирали детские вещи, чистили картофель, мыли полы, а мальчики сгребали деревянными граблями сено, косили.

— Какие были обряды и праздники?

— Большую роль в жизни мордвы играли семейные обряды: свадьба, рождение ребенка, похороны и поминки. Свадьба начиналась со сватовства. Затем начиналась подготовка к свадьбе — проходили девичники, обменивались подарками. В день свадьбы жених со сватами шли за невестой с песнями. Затем проходил «выкуп невесты», во время которого подруги невесты старались незаметно снять у мужчин шапки или фуражки. После угощения направлялись в дом жениха, где молодых благословляли на долгую и счастливую жизнь. За свадебным столом пели песни о любви и семейной жизни. Мордовское население очень боялось колдунов, которые могли навредить молодым. Для защиты невесты и жениха в сапоги или туфли высыпали мак, чтобы колдуны замучились его считать и отступили от молодых. Утром на второй день невеста пекла блины и угощала всех. Так определяли, умеет ли она готовить. Подавая гостям блины, она получала за это подарок деньгами. Свадьба часто продолжалась целую неделю.

Из праздников мордва обычно отмечает Рождество, Крещение, Масленицу, Пасху, а также государственные праздники. На Рождество обязательно ходили друг к другу в гости с блинами. Дома делали холодец. Исполняли рождественские песни, колядовали. На Новый год одевали вывернутые наизнанку шубы, надевали маски медведя или козла. Дети и взрослые ходили по домам и поздравляли друг друга.

Крещение считалось временем, предназначенным для изгнания нечистой силы, а также для очищения людей от грехов. Вечером обязательно разводили костер, на котором сжигали ненужные вещи и оставшуюся от Нового года елку. Это делается специально для того, чтобы «сжечь нечисть», которая накапливается как раз в елке.

На Масленицу сжигают чучело, пепел от которого разбрасывают по полям, чтобы был хороший урожай. Повсеместно мордва отмечает праздник Благовещение. В этот день считается грехом делать любую, даже самую простую работу. Накануне Пасхи мужчины обычно стреляли из ружей, чтобы отогнать злых духов и чертей. До полуночи окуривали дома ладаном. На Пасху мордва обязательно покупала, шила или ткала новую одежду.

— Какие общественные организации мордвы существуют в Сибири и чем они занимаются?

— В Омской области действует «Омский областной финно-угорский центр», который активно участвует не только в областных мероприятиях в честь государственных праздников, но и проводит фестиваль «Финноугория Сибирская», ярмарки. В Новосибирске действует местная национально-культурная мордовская автономия, зарегистрированная в 2018 году, которая занимается сохранением традиционной мордовской культуры.

В Алтайском крае действует краевая общественная организация по сохранению мордовской национальной культуры «Эрзянь мастор», основными задачами которой являются сохранение и развитие мордовского языка и национальной культуры на Алтае. В 2014—2017 годы в Красноярске действовала национально-культурная автономия «Эрзя», которая устраивала выставки, активно участвовала в краевых праздничных мероприятиях, собирала эрзянский фольклор. А в Тюменской области в том самом селе Калиновке, о котором мы уже вспоминали, с 2010 года проходит межрегиональный фестиваль мордовского народного творчества «Калиновские напевы», на который приезжает мордва из других регионов Сибири, Урала и Поволжья.

— Кто из известных представителей мордвы внес заметный вклад в развитие Сибири?

— Известный этнограф, фольклорист и музеевед, занимавшийся финно-угроведением, Михаил Маркелов родился в мордовской семье. В 1932 году он был арестован по вздорному обвинению в отторжении Удмуртии и других финно-угорских автономий от СССР и присоединении их к Финляндии. Был выслан в Томск, где три года проработал доцентом Томского государственного университета и директором этнолого-археологического музея при университете.

Выставки картин профессора Красноярского художественного института Виктора Рогачёва пользуются неизменным успехом в Красноярске, Саранске, в других городах России и за рубежом. Но, пожалуй, самым известным сибиряком, имевшим мордовские корни, был писатель Василий Шукшин. Тут вряд ли стоит что-то добавлять…

Подготовил Владимир Кузменкин

Есть в структуре Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области интересное исправительное учреждение. На первый взгляд, это самая обыкновенная колония-поселение, каких немало на территории нашей страны. Но колония-поселение №7, расположенная в деревне Верховье Смоленского района, имеет сельскохозяйственный профиль. Здесь отбывают наказание осужденные в порядке замены неотбытой части наказания более мягким его видом, переведенные из исправительных учреждений общего и строгого режимов. Практически у всех из них за плечами долгие сроки заключения и практически все они занимаются в колонии сельскохозяйственным трудом.

По общему признанию «сидельцев», за работой, пусть и самой тяжелой, и время летит быстрее, и дурных мыслей меньше. Но как быть с душевной смутой, которая сопровождает человека в неволе? Главная отдушина здесь – церковь, в которую исправно приезжает для проведения служб, таинств и просто бесед с осужденными сотрудник миссионерского отдела Смоленской епархии настоятель смоленского Храма Преображения Господня иерей Олег (Цыганов).

О том, каково это – быть священником в местах лишения свободы, что движет людьми, приходящими в колонийский храм, а также — с какими вопросами обращаются к нему сотрудники уголовно-исполнительной системы, и пойдет наш сегодняшний разговор с отцом Олегом.

— Что привело к служению в исправительной системе?

— В служение любого священнослужителя, входит как проведение богослужений, так и посещение разного рода социальных учреждений, в том числе и исправительных учреждений, с целью проповеди о Христе, разговора о пути спасения в житейском море, наполненного испытаниями.

— В каких исправительных учреждениях Вы бываете?

— До недавнего времени, вместе с иеромонахом Игнатием, окормлял колонию строгого режима №6 города Рославля. Последнее время вместе с иереем Алексеем окормляю колонию-поселение №7, иногда бываю в реабилитационных центрах для людей зависимых города Смоленска.

— Как получилось, что Вы оказались в исправительной колонии?

— Проводить встречи сначала с осужденными, а потом и с сотрудниками УФСИН, предложил отец Алексей, который приезжает в колонию из расположенного неподалеку поселка Каспля. Он руководствовался словами Священного Писания, принципом, заложенным Христом, — посылать по двое на проповедь, да и в народе говориться: «Одна голова хорошо, а две лучше». Можно друг друга подменить, увидеть со стороны то, что самому не видно.

— В чем заключается Ваше служение?

— В общей молитве, совершении таинств, в разговорах о Боге, спасении. Человеку без таинств – Исповеди и Евхаристии, т.е. покаяния и причастности Богу, сложно начать исправление, а когда в жизни человека принимает участие Господь, то человек явственно чувствует и переживает то, что произошло две тысячи лет назад. Смысл Голгофы, смерть и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, он понимает уже не только на словах, которые слышит от кого-то, но и исходя из своего личного духовного опыта, через Литургическую жизнь чувствует действие Бога в себе. Нам в этой жизни очень важно быть сопричастным Богу. Благодаря участию в таинствах Церкви происходят не только видимые и духовные изменения, но и психологическое, соматическое состояние меняется в лучшею сторону.

Посещая учреждение, понимаешь, что здесь есть необходимость в Богослужениях, совершении таинств, проведении бесед. Место для этого есть — часовня святителя Николая, где мы молимся и беседуем, разбираем священные тексты.

Я не сердцеведец, но надеюсь, что это приносит плоды. Потому что сам могу наблюдать — те, кто пришел в храм два года назад и до сих пор не освободился, они по-прежнему остаются прихожанами храма. Кроме этого, сейчас идет увеличение численности осужденных в колонии, поэтому к тем, кто приходит постоянно, присоединяются и другие осужденные — те, кто только попал в колонию.

— Служение в местах лишения свободы является Вашим осознанным выбором?

— Всякий христианин в своей жизни руководствуется Священным Писанием. Есть непреложные слова Христа о том, что мы, в особенности, священнослужители, должны и обязаны навещать больных, кормить голодных, в том числе, посещать заключенных. В этом заключается христианская добродетель, приводящая нас к Божественной любви, тем самым мы обретаем образ Божий. Если я, священнослужитель, этого не делаю, то, логично, встает вопрос о моей, если говорить светским языком, профпригодности. Поэтому, когда меня попросили окормлять осужденных, служить в храме колонии, то я увидел в этом промысел Божий, решил, что Господь дает мне возможность здесь и сейчас служить тем, кому я могу послужить, кто готов это принять и готов со мной это разделить. Был рад тому, что имею возможность это делать. По сегодняшний день тоже чувство. Но безусловно, в любой деятельности есть определенного рода понуждение себя к служению. Будь то священнослужитель, военный, доктор, учитель и т.д. Не бывает такого, чтобы человек всегда все делал радостно от сердца, с удовольствием, поэтому мы черпаем силу в Боге.

— Было ли желание когда-нибудь отменить встречу, не поехать в колонию?

— Есть такая мудрость – плоть немощна, дух бодр. Это особенно заметно, когда ты приезжаешь в колонию, совершаешь Богослужение в болезненном состоянии и видишь, как Господь действует в тебе, Господь действует в тех людях, которые пришли на богослужение, молятся, исповедуются, причащаются. Ты вместе с ними наполняешься благодатью Божией. А после Богослужения уходишь абсолютно здоровым. Бог в долгу никогда не остается, одаривает сторицей. Это тот опыт Богообщения, который в минуты слабости понуждает к действию. Если бы этого не происходило, быстро перестал бы чувствовать радость от служения, выгорел бы.

— Получается, без служения людям нельзя быть по-настоящему счастливым?

— Да, когда ты служишь себе любимому, Бог не дает тебе жизненных сил, и ты духовную пустоту заполняешь временными внешними радостями. Есть маркетинговый ход, заделать человека эгоистом, потом предлагать ему суррогат в виде новых трендов. Когда ты начинаешь понуждать себя к служению для Бога, служа людям, которые рядом с тобой, не только в колонии, а в любом другом месте, принимаешь кого-то в гости, имеешь возможность посетить кого-то в больнице, кому-то поможешь словом, а кому-то материально, ты чувствуешь, как Господь восполняет, ты чувствуешь, что твоя жизнь проходит не праздно.

— Наверняка есть рекомендации со стороны священноначалия, что и как делать?

— Безусловно, в Церкви есть такое понятие, как послушание, то же самое, что приказ у военных или сотрудников любой правоохранительной структуры. Но одно дело, когда человек выполняет приказ безвольно, другое, когда осмысленно, с желанием. Есть в Священном Писании слова Спасителя: «Не жертвы хочу, а милости». Жертва – это когда ты не хочешь, а делаешь – да, это уже, конечно, неплохо. А вот когда ты хочешь и делаешь, знаешь, для чего ты делаешь, тогда это другое дело. Поэтому правящий архиерей, как любящий отец, старается направить вверенных ему Богом священнослужителей согласно внутреннему устроению человека, чтоб как можно больше он принес плодов на ниве духовный.

— Изменилось ли за эти три года количество и качество осужденных, их морально-нравственные качества?

— Затруднюсь ответить на этот вопрос достаточно компетентно, прежде всего, по причине того, что не нахожусь с ними постоянно. Состояние души человека, когда он говорит: «Я хотел бы, чтобы Вы приехали, я хотел бы, чтобы совершили Богослужение, литургию, вместе помолились, причастились», — это состояние всегда прекрасно. Когда человек приходит в Храм, он настраивается на общение с Богом. Поэтому всегда вижу красивую сторону этих людей, вижу в них образ Божий.

Пример из нашей жизни, Храм Преображения Господня, настоятелем которого я являюсь, находится в стадии восстановления, реставрации. В своих беседах упомянул об этом, осужденные сами проявили инициативу, спросили у меня, нужна ли помощь, узнав, что лишние руки не помешали бы, обратились к руководству колонии с тем, чтобы им разрешили принять посильное участие в работах по восстановлению храма. Администрация отнеслась к этому положительно, что интересно, никто не использовал эту возможность для того, чтобы просто на время уехать из исправительного учреждения. Удивительно ещё то, что приезжали не только те, кто приходит в храм, но и те, кто в храме не бывает. По окончании работы снова просили дать возможность потрудиться во славу Божию. То есть, человеческая душа гораздо шире, чем мы ее видим.
Что касается тех осужденных, которые приходят в храм, то да, их стало заметно больше, может в два раза. Относительно много приходит на встречи со священнослужителем, есть братия, которые глубоко интересуются вопросами веры, просят, чтобы я привез литературу, кресты, иконы, христианские святыни. Это конечно радует.

— Что вы думаете о тех, кто в колонии не интересуется вопросами веры?

— Свет Христов просвещает всех. Человек, который приходит в Храм и слышит о Истине, в которой говорится о правильных не искаженных ценностях и цели жизни, участвует в Богослужении, этот же человек возвращается в отряд и уже делает выбор в сторону правды Божией, такой человек как горящая свеча ночью. Я предполагаю, что люди, которые окружают такого человека, отнюдь не слепые, они достаточно наблюдательные, видят изменения в этом человеке. Может быть, кто-то и скажет ему, что он пытается скрыться за спиной Христа, вынесут тот или иной суд о человеке. Но при всем этом, если человек вернулся с Богослужения и стал добрее, лучше, это не останется незамеченным, а значит, всякий разумный человек рано или поздно задумается над смыслом своей жизни, т.е. когда у них встанет вопрос о том, совершить проступок или не совершить, они его не совершат.

«Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся», – слова святого преподобного Серафима Саровского.

— Однажды Вы сравнили исправительную колонию с монастырем. Но монастырем по принуждению. Что Вы имели ввиду?

— Вы знаете, этот образ не мой, некоторые священнослужители тоже говорят, что это монастырь, но монастырь врага рода человеческого, потому что туда попадают те люди, которые послужили ему, нарушив духовные и социальные законы. Но для человека, который имеет христианскую основу, для которого Бог – это не пустой звук, а действительно, жизненное переживание, место лишения свободы – становиться местом переосмысления своей жизни, местом раскаянья.

Иоанн Крестьянкин, насельник Псково-Печерского монастыря, прошедший ужасы исправительно-трудовых лагерей, говорил о том, что ближе Бога, чем в местах заключения, он не переживал. Когда ты живешь в миру, среди людей, у тебя есть привязанность к дому, к работе, к своим увлечениям, это иногда препятствует общению, разговору с Богом. Твое сердце занято иным. Когда ты попадаешь в изоляцию, то начинаешь понимать, что у тебя есть только Бог и жизнь твоя. Человек в стесненных условиях, скажем, не обремененный какими-то внешними факторами, просто разговаривает с Богом, и Бог отвечает на его слова, отвечает явно, это не просто какая-то иллюзия, плод воображения. В этом смысле в колонии созданы условия монастыря.

Если ты верующий человек и понимаешь, что твое завтра будет такое же, как сегодня, тот же распорядок дня ожидает тебя еще много лет, можно постараться выстроить свои отношения с Творцом. Почему люди уходят в монастырь? Для того, чтобы иметь возможность с чистым сердцем разговаривать с Богом. Так и здесь. Поэтому такая аналогия вполне приемлема.

— Как Вы смотрите на то, что некоторые осужденные начинают посещать храм в колонии только для того, чтобы получить хорошую характеристику и иметь возможность выйти условно-досрочно?

— Вы знаете, человек – существо не только из плоти и крови. Прежде всего — это душа. Даже если эта душа, руководствуясь не самыми благими соображениями, соприкасаясь с тысячелетним опытом христиан, которые своей жизнью засвидетельствовали присутствие в ней Бога, она меняется.

Когда человек, допустим, говорит себе – это позволит мне выйти раньше на свободу, заработать какие-то привилегии, он все равно соприкасается с чистой верой других, наблюдает, как Господь действует в людях. И в нем все равно происходит переоценка ценностей, потому что голос совести заглушить невозможно. И совесть задает такому человеку вопрос: «Что же ты делаешь? Мало того, что ты в этой жизни и так уже наделал глупостей, так еще и прикрываешься Богом, приходя в церковь». Это всегда провоцирует внутреннюю борьбу, и в какой-то момент человек делает выбор, кому служить Богу или врагу рода человеческого, если Богу, то происходит переосмысления прошлого.

И в истории Церкви есть очень много примеров, когда сотрудники НКВД, будучи надзирателями над заключенным священством, становились верующими людьми. Когда сотрудники КГБ, внедренные в церковную среду для того, чтобы присматривать, чем занимаются священники, становились достойными христианами. Они видели, как действует Господь, как меняет Он людей, за которыми они приставлены присматривать.

Так это действует и среди осужденных. Если кто-нибудь из них решил таким образом паразитировать на Церкви, то рано или поздно ему приходится принимать решение, как жить дальше.

— Какую часть Вашего служения занимает работа с сотрудниками уголовно-исполнительной системы?

— Администрация колонии-поселения №7 расположена к взаимодействию с Русской Православной Церковью. И когда в колонии проходят образовательные мероприятия для личного состава, то меня или отца Алексея всегда стараются пригласить, чтобы мы имели возможность, в форме диалога, обсудить какие-то вопросы. У сотрудников, на самом деле, много вопросов. Они видят с одной стороны свои семьи, друзей, жизнь в миру, а с другой стороны, скажем так, изнанку жизни, действительность без прикрас. И психологически очень непросто человеку, не имеющему христианского мировоззрения, оставаться в таких условия человеком, потому что он постоянно испытывает давление со стороны осужденных. Если человек не понимает, как разрешать возникающие у него вопросы и противоречия, если нет при этом опоры на Бога, то в лучшем случае, он выгорает, а в худшем — становится ожесточенным человеконенавистником. И тогда он уподобляется спец контингенту.

Встречи с сотрудниками позволяют им посмотреть на проблемы под другим углом, с христианской позиции.

— Как Вы определяете, о чем пойдет речь на той или иной встрече?

— Бывает по-разному. Конечно, есть определенного рода темы, которые требуют разговора сейчас, т.е. на злобу дня. Мне, как священнослужителю, близки темы, направленные на формирование правильного миропонимания человека в свете Евангельского учения. Кроме того, сотрудники сами вольны выбирать интересующие их тему, выходить на диалог, бывают и споры в хорошем смысле этого слова.

Иногда инициатива раскрываемой темы встречи исходит от администрации колонии. К примеру, церковные таинства, так как зачастую сотрудники, приходя в храм и видя, что идет Богослужение, теряются, не понимают, для чего это нужно, почему совершается то или иное действо. Говорим и о церковных обрядах, традициях. Если беседа совпадает по времени с каким-то праздником, раскрываю смысл праздника. Разбираем вопросы бытового характера, вопросы биоэтики и многое другое с позиции христианского мировоззрения.

— Что бы Вы сказали нашим читателям в качестве духовного наставления?

— Евангелие, особенно Страстное Евангелие, наполнено удивительными образами, которые применимы как к осужденным, так и к тем людям, которые стоят на страже закона.

Если говорить об осужденных, то это разбойники, которые были распяты по обе стороны от Иисуса Христа. Один идет в Царствие Небесное, потому что осознает свое недостоинство, и произносит слова покаяния Господу, а другой не признает своих ошибок и начинает ругать весь мир, виня его в своем сегодняшнем положении.

Если мы говорим о сотрудниках уголовно-исполнительной системы, то видим, что такие же люди были тогда у креста, они исполняли приговор, охраняли распятых на кресте. Охраняли запечатанный гроб Господа, они видели воскресенье Спасителя, среди них был офицер сотник, который увидел Божественную природу Христа, поверил и не согласился дать ложное свидетельство против Бога. Как гласит придание, за ним пришли воины в местность, где он жил.

Солдаты вошли в дом, не зная, что хозяин дома ими разыскиваем. Лонгин, это его имя, посадил их за стол, накормил. А ведь раньше преломить хлеб с кем-то имело очень большое значение. И вот они стали спрашивать, живет ли в этом селении такой-то человек. Он сказал: «Это я». Они были в растерянности, что делать дальше, ведь не выполнить приказ они не могли. Сотник Лонгин прекрасно это понимал. И как офицер, он отдает приказ, чтобы его вели на суд. Говорят, он командовал своей казнью.

Если у нас сегодняшних появится понимание, что мы несем ответственность перед Богом, несем ответственность перед будущей жизнью, у нас изменяться жизненные ориентиры, мы уже будем руководствоваться не материальными, меркантильными интересами, а ценностями духовного порядка. И в нашей жизни будет больше любви. Любовь рассеивает зло, которое в нас, к сожалению, еще живет. Пускай Божие благословение прибывает на всех нас.

Беседовала Валентина Солодчук

Источник: rabochy-put.ru

ebbbfgnjakr9cz virj69fnmjy

Знания, как и деньги, невозможно бесконечно копить: рано или поздно их приходится куда-то вкладывать. В случае с финансами это позволяет приумножить и сохранить капитал. Что же касается знаний, то упаковка их в удобную для восприятия форму повышает вашу экспертность, позволяет расширить круг общения, найти единомышленников, коллег, партнёров и даже заработать денег, ну и, конечно же, передать накопленный опыт. Да и вообще приятно, когда кто-то ссылается на тебя, как на авторитетный источник информации. И вот тут возникает вопрос: какую форму представления собственных знаний выбрать? Можно написать серию статей, организовать собственный блог или даже сочинить книгу, причём у каждого из этих вариантов есть как свои достоинства, так и недостатки. Давайте-ка их обсудим.

Статьи

Пожалуй, статья — это самый простой и удобный способ упаковки информации с точки зрения трудозатрат. Здесь, на «Хабре», много успешных авторов подобных публикаций, я думаю, они подтвердят мои слова. История лонгридов, размещаемых на общедоступных площадках, в Рунете началась ещё в эпоху ЖЖ, и именно эта платформа положила начало популярности данного формата. И несмотря на то, что сам «Живой Журнал» уже давно утратил былые позиции, его дело живёт и процветает: на свет появился, например, «Яндекс.Дзен», где можно писать практически о чём угодно.

Обычно работа над статьёй состоит из двух этапов: сбор информации и собственно написание материала, причём первый пункт этого короткого списка подчас занимает намного больше времени, чем второй. Но если исходные данные уже накоплены, проанализированы и систематизированы, текст можно подготовить за день-другой. Отдельным талантам хватает и нескольких часов, правда, этот скилл дается после долгой прокачки литературных навыков.

Чтобы статья получилась годной, нужно придерживаться всего лишь нескольких несложных принципов. Популярные наставления по писательскому мастерству гласят, что художественные произведения — неважно, рассказы это или даже целые романы, — имеют трёхактную структуру, то есть, состоят из завязки, развития сюжета, и (кто бы мог подумать?) кульминации с развязкой. Несмотря на то, что мы тут обычно пишем не про приключения Гарри Поттера в Средиземье, техническая публицистика использует схожий подход. Статья начинается с «лида»: вступления, кратко повествующего, о чём вообще будет текст и «презентующего» читателю всю остальную историю. Ко всему прочему, такой анонс — это всё, что видит потенциальный читатель до ката, пролистывая ленту на своём телефоне или компьютере. Далее следует, собственно, развёрнутый рассказ о похождениях классов, функций и регулярных выражений. И заканчивается вся эта эпопея заключением, которое подводит итоги и озвучивает выводы. Если при этом автор разбивает текст на абзацы, большую «простыню» делит на тематические главки с подзаголовками и снабжает публикацию подходящими иллюстрациями, у него с высокой долей вероятности получится шедевр, достойный пулитцеровской премии. Ну, или, как минимум, пары плюсов.

xltyawexfzdn8g r5gukrcklmlk

Подобрать подходящую площадку для публикации тоже, в общем-то, несложно — выбор довольно широк для текстов как на русском, так и на английском языках, причём практически любой тематики (ссылки перечислять не буду, — они у всех на слуху). Преимущества очевидны: на подготовку такого контента уходит относительно немного времени и сил — по сравнению с альтернативами. Кроме того, автор быстро получает обратную связь от аудитории благодаря отзывам и обсуждениям, и имеет возможность что-то оперативно исправить в материале. Но главное — он может изучить полезные комментарии, советы и мнения, основанные на опыте коллег. Помимо «Хабра» я опубликовал кучу статей в «Хакере», и считаю, что комментарии читателей — это вообще самое ценное, что есть в размещении собственных текстов на подобных площадках в сети (помимо гонораров, конечно). Некоторые отзывы легли в основу новых публикаций, подарив мне интересные идеи. Раньше, в эпоху «бумажных» журналов, в которые я также помногу писал, этого очень не хватало.

Но есть в написании статей и свои недостатки. Главный из них заключается в том, что размещение своего материала в коллективном блоге или в электронном журнале — вещь короткоживущая. В течение нескольких дней статья сползает в ленте всё ниже и ниже, пока, наконец, не канет в бездну. После чего люди натыкаются на неё разве что случайно в глубине выдачи поисковых систем. Найти через пару лет собственную заметку, которую когда-то ты разместил сам уже не помнишь где — та ещё задача. В общем, если вы работаете на долгую перспективу, тут есть о чём поразмыслить.

Итак, что даёт публикация статей в коллективных блогах и электронных журналах среднестатистическому автору? Обратную связь с читателями, потенциальную аудиторию для вашего личного проекта или стартапа, если у вас таковой есть, повышение экспертности и узнаваемости, портфолио, которым можно похвастаться перед потенциальными работодателями, а также возможность отыскать коллег и единомышленников, что очень ценно.

Собственный блог

Говорят, время standalone-блогов безвозвратно ушло. Когда-то они были прекрасной альтернативой всяким «Живым Журналам», «Блоггерам» и «Лайвинтернетам», да и в эпоху их расцвета собственный сайт с подборкой статей считался необходимой вещью для каждого уважающего себя автора. Например, моя кошмарная домашняя страничка существует в сети аж с 2000 года, что ничуть не мешало мне параллельно писать ещё и в ЖЖ. Но со временем популярность личных блогов стала понемногу сходить на нет, а изначально созданный для них простой и удобный движок WordPress и вовсе превратился в монструозную систему, позволяющую конструировать сложные веб-приложения любого уровня: от интернет-магазинов до настоящих космодромов с блекджеком и куртизанками. От былой лёгкости и удобства не осталось и следа.

quocenqkgu2dnkaqeizzpbikram

Единственный плюс, который лично я вижу в ведении standalone-блога в наши дни, так это то, что в этом случае ты сам себе админ. Захотелось прикрутить какой-нибудь плагин, расширяющий функционал блога — всегда пожалуйста. Кроме того, вдохновляет полное отсутствие жёстких ограничений на тематику и содержание постов — никто не забанит тебя за нецензурную лексику, критику какого-нибудь бренда, откровенную рекламу или ссылку на конкурента. В остальном же минусов, пожалуй, намного больше. Прежде всего, придётся тратить время, силы и средства на раскрутку проекта — сайты индексируются намного хуже и медленнее, чем популярные площадки, выдающие контент конвейерным способом. Обновлять личный блог придётся регулярно, чтобы он не просел в выдаче, и дабы интерес аудитории к нему не угасал. В случае с коллективными площадками вроде «Хабра» можно писать под настроение, не выдерживая жёсткий график — хуже от этого не станет (если вы, конечно, не коммерческий блог, продвигающий таким образом свои продукты: здесь регулярность — основополагающий фактор успеха, но отнюдь не главный).

Лично я не знаю ни одного случая, за исключением, пожалуй, сайта Еasyelectronics.ru от хаброюзера DIHALT, когда созданный силами одного автора тематический блог сумел набрать популярность и превратиться в отличный источник качественных публикаций на техническую тематику. Я имею в виду ситуацию, в которой блог создаётся фактически на голом энтузиазме его основателя и владельца, без финансовой подпитки и поддержки какого-нибудь крупного бренда или корпорации. Если вам знакомы другие подобные проекты, поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

В общем и целом, личный блог дарит своему автору полную свободу действий, но свобода эта относительная. На регулярное обновление, техническую поддержку, раскрутку и продвижение проекта, скорее всего, уйдёт столько сил и средств, что это быстро превратится в отдельную работу на полную ставку, и не факт, что с зарплатой. Заниматься чем-то подобным на пенсии можно и ради собственного удовольствия, но если ты вынужден зарабатывать себе на хлеб, свободного времени может и не хватить…

Соцсети

Современной альтернативой standalone-блогов стали социальные сети. Вместо личного сайта люди заводят персональную страничку или сообщество и постят туда

котиков

продукт своего интеллектуального труда. Инструментарий для публикации статей в социалках постепенно совершенствуется: в том же «В Контакте» не столь давно появился более-менее вменяемый текстовый редактор. Да и сама VK понемногу сворачивает на путь WeChat, который из простого мессенджера вырос в глобальную экосистему, объединяющую в себе социальную сеть, площадку для общения и знакомств, платёжную систему и подобие «Госуслуг», а ещё — интегратор медиа-ресурсов, интернет-магазинов, приложений, многопользовательских игр, инструментов для бизнеса, и чёрт знает чего еще. И это неплохо, — значит, ребята из руководства «В Контакте» чувствуют рынок. Марк Цукерберг со своей «метавселенной» сейчас двигается абсолютно в том же направлении.

ql8vibysuh2nhb32fvcqombonva

Однако в социальных сетях есть свои нюансы. Во-первых, тамошний контингент исторически не любит лонгриды: социалки — это история про быстрое потребление контента, там спросом пользуются сториз, фотографии и короткие заметки на полтора-два, максимум три абзаца. Складывается ощущение, что «простыни» там постят исключительно инфобизнесмены, коучи и копирайтеры всевозможных образовательных проектов, да и тех читают в основном постоянные подписчики сообществ. Во-вторых, подавляющее большинство людей ходит туда развлекаться, социальные сети совершенно не воспринимаются как место, где можно потреблять профессиональный или научно-технический контент.

В общем, лично мне неизвестны успешные Hi-Tech-сообщества «В Контакте» или на «Фейсбуке», которые одновременно не являлись бы витриной какой-нибудь коммерческой организации, но при этом регулярно публиковали бы годные и интересные статьи. Да и среди бизнес-проектов я таковых тоже не наблюдаю. Если их знаете вы, поделитесь, пожалуйста, ссылкой, было бы интересно почитать.

Электронные и бумажные книги

А вот на эту тему я могу разговаривать долго и рассказать много любопытного. За свою жизнь я написал 47 книг, вышедших в издательствах «БХВ», «Питер», «АСТ», «Олма-Пресс» и ряде других. 48-я сейчас как раз готовится к печати. Нюансов в этой сфере существует великое множество, самые важные из них я изложил в своей статье «Как издать компьютерную книгу и не сойти с ума», а о том, как рождаются переводные технические книги — кратко рассказал здесь. Почитайте, если интересно. А сейчас речь немного о другом.

b

В последние годы появилась масса возможностей превратить собственный текст в книгу — хоть в электронную, хоть в бумажную, поэтому без услуг традиционного издателя в ряде случаев вполне можно обойтись. Существуют и отнюдь не бедствуют компании (не будем тыкать пальцем в Ridero и ему подобных), освоившие технологию Print-on-Demand, то есть, цифровую печать по заказу. Автор заливает на сайт текст и иллюстрации, самостоятельно верстает макет книжки в онлайн-редакторе, рисует обложку (или заказывает её у профессионального художника), после чего книга появляется на сайте самого электронного издательства, а также на нескольких маркетплейсах вроде «Озона». Если кто-то захочет её купить, компания отпечатает нужное количество экземпляров на бумаге и отправит их читателю. Прочие смогут скачать электронную версию.

С полностью электронными книгами проблем ещё меньше: приложений для конвертации рукописи в PDF, FB2 и EPUB — навалом, разместить такую книгу можно хоть на собственном сайте, хоть на Литресе, хоть на других подобных площадках, имя которым — легион. Для англоязычных публикаций существует, например, Smashwords, да и платформа Amazon с её Kindle Direct теперь относится к авторам из России намного лояльнее, чем ещё несколько лет назад.

zgraae qrteh46fmdyzz3 a67ys

Проблем в подобном подходе несколько. Первая заключается в том, что на подобных площадках выкладываются в основном авторы «художки», научно-популярной и технической литературы там пока ещё исчезающе мало. Второй момент — книгу придётся продвигать самостоятельно: ни издатель, ни сервис самопубликации рекламировать её не станут. Автору придётся освоить Яндекс.Директ, Google AdWords, таргетинг в соцсетях и SMM заодно. Лично мне известно несколько случаев, когда писателю удавалось заработать на продаже собственных электронных книг. И ещё больше случаев, когда реклама, особенно поначалу, из-за недостатка опыта и неправильной настройки кампаний, сжирала намного больше получаемого дохода, после чего автор уходил в минус. В общем, выбравшему этот путь придётся либо привлекать к продвижению книги сторонних специалистов, либо осваивать несколько смежных профессий: рекламщика, дизайнера, веб-мастера — хотя бы для того, чтобы соорудить для книги простенький лендинг на «Тильде».

Традиционные издательства книги своих авторов сейчас тоже не рекламируют — на это нет бюджетов, — но зато у них имеется в загашнике несколько других жирных плюсов. Во-первых, текст как минимум пройдет через руки грамотного редактора и корректора, которые поправят все стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки. Во-вторых, макет будет профессионально свёрстан, а обложка — нарисована профессиональным же дизайнером. Конечно, издательство получит за это львиную долю прибыли (авторский гонорар составляет в среднем 10% от отпускной цены тиража) и заберёт исключительные права на книгу минимум на 5 лет, но

таков путь

такова цена работы его сотрудников.

kpg9550kyyzmats bzo63chlg0s

Но самое важное — традиционный издатель это гарантированный пропуск на полки розничных книжных магазинов. Попасть туда другими путями шансов практически нет. Розница не работает с авторами напрямую, они покупают книги у оптовиков мелкими партиями, им так выгоднее и проще. Оптовики тоже не покупают книг у физических лиц, и даже у ИП с самозанятыми — им нужен «длинный прайс», то есть как минимум десяток товарных позиций. Остаются маркетплейсы, на которых придётся конкурировать с теми же оптовиками. А те получают от издательств значительные скидки и могут при желании давить «одиночек» как ассортиментом, так и ценой.

И тут есть два лайфхака, которыми я готов поделиться. Прежде всего, издательству можно продать книгу, собранную из собственных публикаций в своём же блоге, на «Хабре» или, скажем, в «Хакере». Многие авторы именно так и поступают, при этом они получают деньги за один и тот же текст дважды: первый раз — в виде гонорара за статью, второй — в виде авторского роялти за книгу. Кроме того можно попробовать уговорить издателя оставить вам права на распространение электронной версии, и продать ему только «бумагу». В этом случае «электронкой» можно будет торговать самостоятельно. Правда, в последнее время издательства идут на этот шаг неохотно: продажи бумажных книг падают, доходы от реализации электронных версий, наоборот, растут, и упускать этот источник прибыли никому не хочется.

А ещё можно изложить свой опыт и знания сразу на английском языке и самостоятельно разместить книгу на Амазоне, либо предложить её зарубежному издательству. Правда, в данном случае вам потребуются услуги англоязычного пруфридера. Да и продвижение книги на Амазоне для получения Best Sellers Rank и положительных отзывов, без которых продаж попросту не будет — это целая наука. В общем, и то и другое — достаточно обширная тема для отдельной статьи.

Вместо заключения

Получается, что выбор подходящей «упаковки» для накопленного опыта, прежде всего, от поставленных целей. Если этот самый опыт компактно умещается на нескольких страницах, а автор хочет получить быструю обратную связь от читателей, обсудить предмет своих изысканий или найти единомышленников, ему подойдут статьи. Если эти статьи он пишет регулярно, располагает свободным временем и обладает знаниями о том, как продвигать сайты в интернете — можно запустить собственный блог. Кроме того, уже опубликованные ранее статьи (или даже написанный с нуля оригинальный материал) можно собрать в электронную книгу и продавать её самостоятельно. Либо выпустить её бумажную версию, возложив всю возню по предпечатной подготовке, редактуре, корректуре и вёрстке на плечи профессионального издателя.

Существует и ещё один не упомянутый здесь формат представления собственных знаний: электронные курсы. Его я собираюсь освоить в ближайшем будущем. Как только из этого получится что-нибудь стоящее — обязательно поделюсь опытом.

oug5kh6sjydt9llengsiebnp40w

  • Прекинь или прикинь как пишется
  • Презентация по рассказу капитанская дочка
  • Презентация по теме пушкин сказка о рыбаке и рыбке 2 класс школа россии
  • Презентация по литературному чтению 2 класс сказка о рыбаке и рыбке 1 урок
  • Презентация по сказке три медведя для дошкольников