Прекрыть или прикрыть как правильно пишется

Как ничего не упустить при подготовке техзадания? как все правильно и удобно оформить? можно ли вообще обойтись без тз? рассказывает

Как правильно составить техническое задание на разработку интернет-магазина

Как ничего не упустить при подготовке техзадания? Как все правильно и удобно оформить? Можно ли вообще обойтись без ТЗ? Рассказывает аккаунт-директор scrum-студии Сибирикс Анна Кожевина.

Разработка интернет-магазинов становится все сложнее. В основном из-за конкуренции с готовыми решениями. Если нужны только базовые функции, чаще всего хватит и коробочного решения или даже конструктора сайтов. В них есть все основное: список товаров, карточка товара, корзина, оформление заказа, подключение оплаты и доставки, скидки, и даже история заказов в личном кабинете. Можно начать продажи очень быстро и с минимальными затратами на разработку.

Чаще всего за разработкой на заказ компании идут, когда по какой-то причине не подошло коробочное решение. Часто приходят с уже работающим интернет-магазином на подобной платформе. Приходят потому, что в коробке стало тесно – развитие невозможно без новых и нетиповых функций. Другая причина – на больших объемах каталога типовые решения начинают тормозить. 

Эти изменения произошли буквально за два года. Рынок заказной разработки интернет-магазинов стал другим. Но большинство аналитиков в веб-студиях привыкли писать технические задания на довольно простые проекты и начинают буксовать там, где надо продумать бизнес-логику. Можно получить объемное техническое задание, листов эдак на сто, которое на первый взгляд – ок. Только при разработке не сойдутся концы с концами. 

С чего начать?

Перспектива искать нестыковки в многостраничном документе не радует. Там более это не должно быть проблемой заказчика. Рекомендую начинать не с технического задания, а с предварительной аналитики. Проанализировать целевых пользователей и их пути по сайту, нарисовать диаграммы бизнес-процессов и спроектировать структуру сайта. Для ключевых страниц – разработать интерактивные прототипы. Чтобы можно было прокликать весь путь пользователя от входа на сайт до покупки и сразу увидеть, если какой-то шаг пропущен или что-то неудобно.

Второй момент – не стоит сразу писать техническое задание на все-все-все функции, которые вам хочется видеть на сайте. Лучше разбить проект на два контура. Начать лучше с MVP (или даже MLP – minimum lovable product): интернет-магазин с базовыми возможностями, с которыми можно запускаться. После – развитие проекта: все фишки и необязательные функции.

17

На MVP надежнее написать подробное техническое задание. А функции на развитие можно просто собрать в специальный список – бэклог. Из бэклога удобно забирать задачи в работу с учетом текущих приоритетов бизнеса. А практика показывает, что главные цели постоянно меняются. Например, на старте самой важной казалась бонусная система, по факту для роста продаж может потребоваться срочно добавить отзывы к товарам.

Все готово? Пишем ТЗ

Итак, вы определись с MVP и готовы переходить к техническому заданию. Есть два подхода: можно строить техническое задание исходя из ролей и сценариев пользователей, а можно – из разделов и функций интернет-магазина.

Рекомендую второй – он дешевле. Программисты все-таки разрабатывают страницы и функции, а не сценарии. И если у вас техническое задание, где описаны сценарии для разных ролей пользователей, то для программистов понадобится еще одно, где будут описаны страницы.

Кстати, очевидные вроде бы вещи, которые не описаны в ТЗ, никому, кроме вас, не очевидны.  И, скорее всего, в итоговый проект не попадут. И это не только в web-разработке. 

В далеком 2014 году мы строили себе офис. Прихожу я на стройку, и вижу, что сантехники сверлят одно отверстие под трубы с водой. Начинаю выяснять — почему так. Говорят: «Только под холодную сказали делать». Звоню застройщику — уточнить, когда же под горячую будут сверлить. Выясняю, что по проекту горячая вода в здании не предусмотрена. В смысле совсем. Все коммуникации в договоре (считай, в ТЗ) значились одной строкой. Мне же было очевидно, что они включают горячую воду. Пришлось вежливо удивиться. Горячую воду в здании в итоге подключили. 

Что же надо учесть в техническом задании, кроме описания страниц, чтобы потом не было неожиданностей? По опыту скажу, что нужны следующие разделы:

1. Общие требования к реализации

  • Редакция CMS. Либо какой фреймворк  и админ-панель к нему используем. 
  • Требования к верстке – делаем ли адаптивную версию? Под какими браузерами и начиная с какой версии сайт должен работать.
  • Интеграция с внешними API – что именно подключаем: доставки, эквайринг, фискализация, sms-гейт, рекомендательные системы и т.д. Интеграция с ERP обычно описывается в отдельном документе – протоколе интеграции.

2. Базовая оптимизация

  • SEO: уникальные классы, требования к ссылкам, редактирование мета-информации, настройка аналитики и т.д.
  • Оптимизация для публикации в социальных сетях.
  • Использование семантической разметки Schema.org.

3. Элементы дизайна. Важно прописать требования к формам, фильтрам и другим элементам, чтобы не дорисовывать стейты ошибок или неактивные элементы на этапе программирования.

4. Настройка прав доступа. Какие роли пользователей предусмотрены на сайте. Что могут пользователи в каждой из ролей.

5. Общие блоки и сервисы. Шапку сайта, футер, меню, хлебные крошки, формы – все желательно описать в одном месте, чтобы не дублировать описания на каждой странице.

6. Уведомления. Какие оповещения, кому, и при каких действиях пользователей приходят.  

Как упростить задачу?

Для написания технического задания удобно пользоваться шаблонами. Так делает большинство студий. Многие модули на сайтах – типовые. Нет смысла описывать их каждый раз заново. Если есть шаблон – задача сводится к тому, чтобы сделать копию шаблона, удалить в ней лишнее, а после – описать структуру страниц (по дизайну или прототипам) и нестандартные вещи. Поэтому разработка технического задания на проект у студии займет значительно меньше времени, чем если заказчик будет писать ТЗ самостоятельно.

Свои технические задания мы обязательно проверяем по чек-листу. Кстати, он подходит для проверки любых технических заданий.

Screenshot_17

Кроме того, готовый документ надо проверить на отсутствие явных «дыр». По сути – везде ответить на вопрос «Откуда это берется на странице?». Вариантов не так много:

1. Это хардкод? Это написали программисты и никто кроме них это поменять не может?

2. Это включаемая область? Сюда любой пользователь с доступом в админку может писать что угодно, что только позволяет HTML?

3. Это выборка из базы данных?

  • Из какой сущности?
  • Из каких полей?
  • Это случайно не файл?
  • Надо ли при этом что-то считать? Если «да» — то это формула!
  • Кто эти данные сюда вносит? Админ? А ему на это хватит штатных возможностей админ-панели?
  • Импорт? Откуда? Со стороннего ресурса?

4. Это формула?

  • Какая? Да, ее надо написать.
  • Откуда берутся ее коэффициенты?

5. Со стороннего ресурса? 

  • С какого?
  • По какому протоколу? Парсер? API? Добавляйте в ТЗ документацию.

А можно вообще без ТЗ?

С техническими заданиями множество проблем:

  • Писать их трудоемко. Например, для интернет-магазина объем технического задания с достаточной детализацией составляет от 70 до 150 страниц. Чтобы написать такой документ, требуется дней пять работы хорошего аналитика. 
  • Они моментально устаревают. С них чаще всего начинают разработку, но требования в процессе всегда уточняются. У заказчика появляются пожелания, особенно – когда он видит дизайн. Как итог, на этапе дизайна техническое задание чаще всего уже не актуально. Надо или смириться с этим, или после каждого изменения актуализировать ТЗ. Закладывайте время и деньги.
  • Для разработчиков они либо слишком подробные, либо не полные. Либо и то и другое вместе. Часто компании проводят тендер на разработку ТЗ, чтобы потом по этому техническому заданию провести тендер на разработку сайта. Только чем подробнее описание задачи, тем больше времени надо, чтобы его понять, и тем больше в нем можно найти нестыковок. Как результат – разобраться в чужом техническом задании зачастую более трудоемко, чем написать свое с нуля.
  • Для заказчиков они слишком сложные. Чтобы просто прочитать ТЗ целиком, надо потратить часов пять-шесть. Поэтому заказчики часто читают технические задания по диагонали и подписывают не глядя, а потом получают явно не то, что ждет начальство и акционеры. 

Нужно ли вообще ТЗ – вопрос спорный. Оно позволяет получить относительно точную оценку проекта, но только если его оценивает та же компания, которая техническое задание писала. Позволяет заказчику прикрыть тылы, но только если не давать ему устаревать. С другой стороны, чем детальнее и больше ТЗ – тем быстрее оно устареет и тем больше в нем будет нестыковок. 

Оптимальный вариант,– подготовить предварительное техническое задание. Это короткий документ, на несколько страниц, где зафиксировано, какие разделы нужны на сайте и какие возможности должны быть у пользователей. Он послужит отличной основой для предварительной сметы на проект – вы получите вилочную оценку от и до. С той же точностью, как и по детальному многостраничному документу.

Уже после предварительной аналитики и согласования прототипов, а в идеале и дизайна – писать техническое задание силами компании-разработчика. В таком техническом задании будут учтены все моменты из аналитики, а также требования команды разработки. Например, программисты могут работать по бэклогам – спискам конкретных задач. В таких случаях технические задания предпочтительнее готовить так, чтобы их можно было быстро и просто разобрать на такие списки. Кстати, можно и наоборот – подготовить бэклог и выгрузить его в техническое задание.

Основные рекомендации в одном месте

1. Напишите предварительное техническое задание – краткий документ с описанием ваших ожиданий от проекта. Его будет достаточно, чтобы получить оценку на разработку проекта. 

2. Делегируйте написание подробного технического задания компании-разработчику интернет-магазина. Не менять коней на переправе. Если сменить команду после написания ТЗ – будет ниже вовлеченность и, скорее всего, ТЗ будет переписываться. Это окажется в смете, хотя может и не явно, а вы оплатите разработку технического задания повторно.

3. Начинайте писать техническое задание как можно позже, в идеале – после согласования дизайна. Так есть шанс, что к этапу программирования оно не устареет.

4. Техническое задание нужно только на MVP. Все, что будет после первого релиза проекта, окажется неактуальным в момент этого релиза. Для развития проекта удобнее использовать бэклоги.

5. Техническое задание лучше писать исходя из страниц и функций. Оставьте пути пользователей предварительной аналитике. По такому техническому заданию можно быстро сформировать бэклог для программистов.

Прекрыть или прикрыть как правильно пишется

Век 19 с его войнами, пандемиями, социальными катаклизмами и открытиями современники забыли напрочь, ну, разумеется, кроме специалистов. Оно и понятно: после полей трупов Первой мировой, с применением БОВ, после социальных и этнических опытов нацистов с уничтожением промышленным способом десятков миллионов, после кошмара Второй мировой, после полустолетия ожидания ядерного апокалипсиса – всё это кажется мелким и неважным.

Тем не менее, то, что произошло с человечеством за последние сто лет, имеет корни там, в веке 19, когда мир стал буквально с ног на голову, и Испания – одна из жертв этого переворота. Два столетия – 17 и 18 века Испания слабела. Были этому причины объективные, как деятельность инквизиции, уничтожившая трудолюбивых и думающих, были и субъективные – золото с американских колоний позволяло не вникать в направление прогресса, не изобретать хай-тек, не реформировать общество, и вообще не заморачиваться текущей реальностью – пожар заливали деньгами. Но наполеоновские войны, которые для 19 века были неким аналогом Первой мировой, пробудили Испанию от спячки, и потеря Испанской Америки, где Симон Боливар со товарищи глубоко логично решили, что хуже не будет, отбросили Испанию на обочину.

Смута без конца

Вообще, кое-что осталось – Испанские Марокко и Гвинея, Филиппины, Куба, Пуэрто-Рико… Но кормить Испанию это уже не могло, кризис же привёл к всплеску борьбы внутри страны. Абсолютизм Фердинанда Седьмого сменился революцией 1820 года, а та спустя всего три года – восстановлением абсолютизма. А в 1833 году монархистских партий стало и вовсе две – кристиносы и карлисты. Первые поддерживали королеву Изабеллу, дочь Фердинанда, вторые – её дядю Карла, приходящегося Фердинанду братом. Очень скоро дискуссия дошла до оружия, что привело к ряду восстаний и двум карлистским войнам. Даже в знакомую нам Гражданскую войну 20 века на стороне Франко сражались отряды карлистов… Не дремали и республиканцы – с 1873 по 1874 год Испания успела побыть и Первой Республикой.

Нет, испанцы не только воевали друг с другом: велись реформы, строились заводы, фабрики и прочие железные дороги, но всё это крайне медленно, в основном за счёт иностранных денег и ресурсов. Итог несколько предсказуем – к концу 19 века Испания бедная слаборазвитая страна со слабыми армией и флотом. А в колониях… А в колониях хотели независимости, приходилось воевать в Марокко, приходилось бороться с инсургентами на Филиппинах и Кубе, помогать императору Мексики и прочее, и прочее…

Был нужен флот, а к концу 19 века с этим было печально. С красы и гордости флотов того времени – эскадренных броненосцев в строю у испанцев был ровно один – «Пелайо», в некоторой мере родственник нашего «Цесаревича», ибо построен Лаганем на верфи «Форш ет Шантье», правда сильно раньше – в 1888 году, и по проекту (не самому удачному) французских барабетных броненосцев «Марсо». Вообще, замах был на шесть штук, но потянули один, решив, что броненосные крейсера – лучше. С ними, правда, тоже вышла какая-то чепуха – вроде и строили в Испании, и заказали шесть штук, но не осилили, и в итоге соорудили три, ещё три заложили в 1890 году, но к 1898 году все они были недостроями, точнее долгостроями. Впрочем, головной введут в строй спустя 12 лет после начала постройки, последний будут сооружать 14 лет. Это «великолепие» дополнялось двумя одиночками – «Кристобаль Колон» типа «Джузеппе Гарибальди» и «Эмперадор Карлос V» сугубо индивидуального (неудачного) проекта.

Надо ли говорить, что основные силы флота были сосредоточены в метрополии, тогда как в колониях не было нормальных баз и судоремонта, а сами корабли были глубоко дефектными по причине узких бронепоясов, устаревшей артиллерии и плохой подготовки экипажей? При той экономической и политической ситуации иного и быть не могло. Старались то дешевле, оттуда и решения, мягко говоря, спорные.

А на том берегу

В США хватало своих проблем, но индустриальный гигант, довольно сильно централизованный после Гражданской войны, волновался явно не за деньги или качество постройки кораблей. Проблемы США упирались скорее в концепции, среди которых выделялся изоляционизм и нежелание внешней экспансии со стороны большинства населения. Тем не менее потихоньку строился флот, неудачные «Мэн» и «Техас» получили продолжение в виде трех «Индиан» и «Айовы». Строительство шло дальше, но к 1898 году именно эта четвёрка («Мэн» и «Техас» всё-таки не тянули), дополненная броненосными крейсерами «Нью-Йорк» и «Бруклин», и составляла основные силы флота. В легких силах преимущество американцев было подавляющим – их флот имел достаточно бронепалубных крейсеров, чем не могли похвастаться испанцы, создавшие неведомые безбронные зверушки, типа «Рейна Кристина».

Ещё одно преимущество США – логистика, Куба под боком, а добираться до Филиппин намного легче от побережья США, чем от Испанских баз. Ну и мощности – судоремонт и возможности снабжения США превосходили испанские наголову. Транспортный тоннаж Испании – тема отдельная и грустная, а вот США могли привлечь любое потребное количество что транспортных кораблей, что оборудовать вспомогательные крейсера при необходимости.

Сама по себе армия США вроде небольшая – 28 тысяч человек, по европейским меркам это ни о чём. Но мобилизационный ресурс, и возможность этот самый ресурс вооружать, обучать и доставлять куда понадобится – у США неограничен. Плюс инсургенты – Куба и Филиппины были объяты пожаром освободительных войн, и в США видели освободителя, а в испанцах – жестоких захватчиков.

Гроза военная

Таким образом, при формальном равенстве сил все преимущества оказались у США, а взрыв броненосца «Мэн» дал ещё и преимущество моральное. И после разгрома эскадры Монтехо, у испанских властей был выбор – признать потерю колоний и сохранить флот, или признать потерю колоний и флот потерять. С точки зрения здравого смысла лучше первое, но в стране хронических гражданских войн больше годится второе, просто для успокоения общественного мнения. В конце концов, на погибших можно списать многое, а правительство… оно сделало, что могло. Справедливости для, могло оно немного – попытка выслать эскадру на Филиппины закончилась провалом из-за трудностей снабжения, а отправка эскадры Серверы – авантюра с предсказуемым финалом. Вопрос, собственно, был один – где она погибнет, в плохо оборудованном порту при штурме с суши, или же в морском бою?

Сам Сервера иллюзий не питал и действовал крайне пассивно, но что это меняло? Прорвись он в Гавану и потопи своими миноносцами (аж тремя) даже один американский корабль линии, что сильно вряд ли, практической подготовки по стрельбе торпедами испанцы не проводили, и что? Вышла бы не испанская Цусима, а испанский Порт-Артур. Отбить Гуам и Филиппины было уже невозможно, долго удерживать Кубу и Пуэрто-Рико тоже невозможно, не считая даже кубинцев, у США неисчерпаемый источник ресурсов и подкреплений под боком, испанцам же вести каждый гвоздь и каждый кусок угля через океан, и прикрыть перевозки толком нечем. Опять же – где отремонтировать изношенные корабли?

А итог… итог закономерен. Единственное – Сервера закончил свои дни в почёте и при должности, всё же сто лет после войны хаять своего командующего, выставляя его крайним за всё, испанцы не стали. Потеряв флот, тихо заключили мир и тихо начали думать – что не так?

В многонациональном городе сочетаются разные гастрономические традиции. О кулинарных хитростях местных жителей, базарных лайфхаках и старинных семейных рецептах РИА Новости рассказала автор книги «Таганрог: история и рецепты» Светлана Морозова.

Зеленый борщ и пляжные пирожки

В нашей семье все женщины могут из минимума недорогих продуктов приготовить вкуснейшие блюда. Главное, чтобы ингредиенты были свежайшими. Бабушка, например, делала полноценный обед из одного «потрошка». Так до сих пор на таганрогском базаре называют кучку куриных остатков. Из них она варила «немецкий суп» с печеночными клецками. А на второе — рагу из овощей с кусочками шейки, лап и головы. И это можно было подавать в ресторане!

В нашем городе издавна жили поляки, евреи, армяне, грузины, бельгийцы, австрийцы, французы, венгры. 

При Екатерине II тут объявили «порто франко» — зону беспошлинной торговли. И сюда стали съезжаться купцы из средиземноморских стран. А вместе с ними — пекари, повара, мясники, основатели остерий и тратторий, греческих кондитерских и турецких кофеен. 

Таганрог — город благодатный.

Великолепные рыба и мясо, овощи и фрукты, мед и специи — все это есть на базаре. На рынке как-то услышала: «Женщина, не давите абрикосы! Облизать можете, а давить не надо!» И как тут исхитриться готовить плохо?

Весна приходит в Таганрог вместе со щавелевым зеленым борщом.

Он варится без свеклы. Сначала вы идете на рынок и покупаете говяжью грудинку или кусок осетрины. Можно осетровую голову — идеальный вариант. Еще понадобятся два щедрых пучка щавеля, по пучку зеленого лука, петрушки, укропа, пять картофелин, небольшая морковь, головка репчатого лука, яйца и сметана.

Варите говядину или рыбу часа два. Процеживаете бульон. Кусочки мяса или рыбы отправляете обратно в кастрюлю вместе с картошкой, нарезанной брусочками, морковкой и репчатым луком. Пока все это кипит, моем и режем зелень. Получится целая гора, но не волнуйтесь — так и надо. Когда картошка уже мягкая, бросайте зелень, солите по необходимости и через пять минут выключайте. На одну миску борща кладите одно порезанное яйцо и большую ложку сметаны.

В середине мая таганрогцы тянутся к морю. Возглавляют пляжное меню пирожки: с мясом, рыбой, картошкой, фасолью или яйцом.

А можно сладкие, с фруктами по сезону: вишней, абрикосом, яблоками, малиной. В конце июня тащат пакеты с молодой вареной кукурузой. Соль в пакетике отдельно. Гурманы еще заворачивают в пергамент кусочек сливочного масла.

В семье моих родителей и теперь у меня пирожки — дело быстрое и «подножное». 

Их никогда не планировали заранее. Бабушка заглядывала в холодильник: «Так, сметана третий день стоит, молоко скисло, масло уже несвежее и тушеную свинину с капустой все не доедят — надо заводить пирожки». Измолотую тушеную свинину мешали с толченой картошкой, печеночную колбасу — с пюре и жареным луком, вчерашний вареный рис дополняли кусочками жареной рыбы — вуаля, три начинки и освободившийся холодильник.

В тесто добавляли подкисшее молоко, разогретое сливочное масло (признанное несвежим), сметану (оставшуюся на донышке), кефир. 

Плюс яйцо, сахар, соль, сода с лимонным соком. И мука.

Скручивали «колбаски», резали на кусочки, разминали руками, в середину — начинку. И на сковороду с шипящим постным маслом напополам с топленым. Жарили до золотистой корочки.

С начала мая и по конец октября на Центральном рынке — горы местных овощей и фруктов. Возможно, они не такие красивые, как импортные, но вкус и запах сногсшибательные! Особенно хороши помидоры. Розовые, огромные, пахучие. Есть и красные, и желтые, и даже белые.

Стоит купить на пробу и местный сорт картошки, которая называется «лимонка». 

Слегка желтоватая, быстро варится. И непременно обратите внимание на корень пастернака (на Дону говорят «белый корень»). Без него не приготовить традиционную рыбу в томате по-таганрогски. В Москве и Питере его почему-то не продают.

Соленья. Это самый пахучий и яркий уголок рынка, между рядами всегда тесно.

Тут много и фруктов: соленые арбузы, маринованный виноград и сливы, малосольная дыня. Виноград, кстати, продают красивыми гроздьями — так и просится на стол! Среди солений в приоритете капуста, баклажаны (не менее 15 вариантов) и помидоры «армянчики» — красные и зеленые. Попробуйте, это вещь!

Рыба. Если вы пришли в рыбные ряды таганрогского Центрального рынка и вам приглянулся отличный свежевыловленный товар, ни в коем случае нельзя спрашивать: «Сколько стоит этот судак?» 

Продавец безошибочно угадает в вас приезжего, заломит цену или вообще подсунет «палево».

Нужно сказать: «Уважаемая, почем сула?» Именно так в Таганроге называется судак. А лещ — чебак.

Если же вы в придачу к правильным словам покажете умение обращаться с рыбой, считайте, ваш поход на рынок удался!

Икряники с молодой капустой

ИНГРЕДИЕНТЫ:

Рыбная икра — 500 граммов

Нарезанная молодая капуста — 200 граммов

Зеленый лук — один пучок

Яйца — две штуки

Манная крупа — 100 граммов

Соль, перец — по вкусу

Растительное масло (для жарки) — 100 миллилитров

На Центральном рынке продают икру судака, сазана, щуки и других рыб. Рекомендую сазанью, она самая вкусная.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ:

Икру очистить от пленок, выложить в миску и растереть до однородности. Добавить манку, яйцо, соль и перец. Перемешать. Добавить мелко порезанные капусту и лук.

Мокрыми руками или большой ложкой формировать оладьи и выкладывать их в раскаленное масло. Прикрыть крышкой и жарить до золотистого цвета. Перевернуть и продолжить обжарку с другой стороны. Крышкой не накрывать. 

ИНГРЕДИЕНТЫ:

Кабачки — один килограмм

Морковь — две штуки

Луковица — две штуки

Петрушка — один пучок

Укроп — один пучок

Соль, красный перец — по вкусу

Томатная паста — четыре столовые ложки

Чеснок — три-четыре дольки

Растительное масло (для жарки) — 100 миллилитров

ПРИГОТОВЛЕНИЕ:

Кабачки натереть на терке или размолоть в блендере. Посолить, дать отстояться 10-15 минут. Отжать от сока. Морковь и лук мелко нашинковать, обжарить в масле. Через десять минут добавить кабачки. Жарить, помешивая, не менее 30 минут. Добавить пасту и — еще минут десять. В конце выдавить чеснок и засыпать икру мелко порубленной зеленью.

Кабачковую икру к столу подают холодной.

Рыба в томатном маринаде по-таганрогски

ИНГРЕДИЕНТЫ:

Рыба — два килограмма (минус голова и хвост, останется примерно полтора)

Репчатый лук — три-четыре штуки (крупные)

Морковь — три штуки (большие)

Корень пастернака — одна штука

Томатный сок — один литр

Томатная паста — четыре-пять столовых ложек

Соль, сахар, перец молотый и горошком — по вкусу

Мука (для обваливания рыбы)

Уксус — три-четыре столовые ложки

Масло растительное (для жарки) — 100 миллилитров

ПРИГОТОВЛЕНИЕ:

Лук, морковку и корень пастернака чистим, режем на брусочки и обжариваем на постном масле. Добавляем томатный сок, две-три ложки томатной пасты, уксус, соль и сахар. Пробуем. Тушим буквально пять-семь минут. Отставляем в сторону.

Рыбу делим на кусочки, обваливаем в муке и обжариваем до золотистой корочки.

В толстостенную кастрюлю складываем слоями — овощи, рыба, овощи, рыба, овощи. Солим, перчим. Можно поверх налить еще стакан томата, если любите подливки побольше.

Ставим на самый маленький огонь томиться — часа на полтора. Все! Очень вкусно, поверьте. 

Только учтите: секрет рыбы по-таганрогски в том, что первыми всегда съедают овощи — настолько они вкусны. Поэтому берите овощей побольше. И это блюдо лучше всего подавать холодным.

https://ria.ru/20211202/lukashenko-1761767010.html

Минск может нарастить численность армии, заявил Лукашенко

Минск может нарастить численность армии, заявил Лукашенко — РИА Новости, 02.12.2021

Минск может нарастить численность армии, заявил Лукашенко

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил в интервью РИА Новости, что не исключено увеличение численности белорусской армии, которая сейчас насчитывает 65 РИА Новости, 02.12.2021

2021-12-02T10:56

2021-12-02T10:56

2021-12-02T17:08

белоруссия

минск

александр лукашенко

министерство обороны белоруссии

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0b/11/1759540502_0:90:3065:1814_1920x0_80_0_0_58b986b1e630beb6c466ad06aa151113.jpg

МИНСК, 2 дек — РИА Новости. Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил в интервью РИА Новости, что не исключено увеличение численности белорусской армии, которая сейчас насчитывает 65 тысяч служащих, еще на 5 тысяч человек при необходимости, чтобы «прикрыть юг».Ранее в минобороны Белоруссии отмечали военную активность со стороны соседних западных стран и Украины. Как заявляли в ведомстве, в последнее время их «нападки» на республику особенно видны, что «очень тревожит, огорчает» белорусскую сторону.»У нас сейчас 65 тысяч, ну, наверное, 70 мы будем иметь в связи с тем, что нам «прикрывать» юг надо, ну, чтобы совсем с югом закончить», — сообщил белорусский президент.При этом Лукашенко отметил, что в ближайшие два месяца белорусские и российские военные проведут учения в два этапа на границе республики с Украиной.»Поэтому пускай там не парятся, не переживают, (что) мы такие учения проведем и будем усиливать вот этот фланг. Поэтому 65 тысяч у нас сегодня армия, скорее всего, еще на 5 тысяч нам придется эти части там иметь. Не полностью развернутые по мирному времени, а частично… В таком направлении будем действовать», — заявил Лукашенко.Он обратил внимание, что в целом на данный момент Минск не планирует существенно увеличивать численность своих вооруженных сил. «Мы наращивать вооруженные силы в Беларуси не планируем, нам достаточно этого. Здесь же вопрос еще и экономический (в целесообразности — ред.), дорастить численность — не проблема», — подчеркнул глава государства.В этой связи он также напомнил о совместной белорусско-российской региональной группировке войск. «Потому что у нас совместная группировка Союзного государства. Это не 70 тысяч, а это сколько надо будет. Если вдруг конфликт, мы как белорусская армия вступаем, скажем прямо, в этот конфликт, в эту войну первыми и вторым эшелоном к нам подтягиваются части Западного (военного) округа (ВС России – ред.)», — пояснил Лукашенко.Читайте полный текст интервью Александра Лукашенко >>

https://radiosputnik.ria.ru/20211202/lukashenko-1761757934.html

белоруссия

минск

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0b/11/1759540502_99:0:2828:2047_1920x0_80_0_0_fce4465d16bd6f7e3469aef1c8f42844.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

белоруссия, минск, александр лукашенко, министерство обороны белоруссии, россия

10:56 02.12.2021 (обновлено: 17:08 02.12.2021)

Минск может нарастить численность армии, заявил Лукашенко

МИНСК, 2 дек — РИА Новости. Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил в интервью РИА Новости, что не исключено увеличение численности белорусской армии, которая сейчас насчитывает 65 тысяч служащих, еще на 5 тысяч человек при необходимости, чтобы «прикрыть юг».

Ранее в минобороны Белоруссии отмечали военную активность со стороны соседних западных стран и Украины. Как заявляли в ведомстве, в последнее время их «нападки» на республику особенно видны, что «очень тревожит, огорчает» белорусскую сторону.

«У нас сейчас 65 тысяч, ну, наверное, 70 мы будем иметь в связи с тем, что нам «прикрывать» юг надо, ну, чтобы совсем с югом закончить», — сообщил белорусский президент.

При этом Лукашенко отметил, что в ближайшие два месяца белорусские и российские военные проведут учения в два этапа на границе республики с Украиной.

«Поэтому пускай там не парятся, не переживают, (что) мы такие учения проведем и будем усиливать вот этот фланг. Поэтому 65 тысяч у нас сегодня армия, скорее всего, еще на 5 тысяч нам придется эти части там иметь. Не полностью развернутые по мирному времени, а частично… В таком направлении будем действовать», — заявил Лукашенко.

Он обратил внимание, что в целом на данный момент Минск не планирует существенно увеличивать численность своих вооруженных сил. «Мы наращивать вооруженные силы в Беларуси не планируем, нам достаточно этого. Здесь же вопрос еще и экономический (в целесообразности — ред.), дорастить численность — не проблема», — подчеркнул глава государства.

В этой связи он также напомнил о совместной белорусско-российской региональной группировке войск. «Потому что у нас совместная группировка Союзного государства. Это не 70 тысяч, а это сколько надо будет. Если вдруг конфликт, мы как белорусская армия вступаем, скажем прямо, в этот конфликт, в эту войну первыми и вторым эшелоном к нам подтягиваются части Западного (военного) округа (ВС России – ред.)», — пояснил Лукашенко.

Первый полет «самолета-звена» конструкции Владимира Вахмистрова, куда входил бомбардировщик ТБ-1 и два истребителя И-4, состоялся 4 декабря 1931 года — 90 лет назад.

Взлет самолета ТБ-1, 1932 год ТАСС

Взлет самолета ТБ-1, 1932 год

© ТАСС

Молодой тогда инженер Вахмистров в начале года высказал убежденность, что повысить тактические возможности имеющихся на вооружении самолетов можно, если соединить бомбардировщик и несколько истребителей в единое целое. Проект «Звено» поддержал заместитель наркома обороны Михаил Тухачевский. Работы над проектом велись в Научно-испытательном институте Военно-воздушных сил (НИИ ВВС).

Автор идеи доказывал, что можно осуществлять доставку истребителей на расстояния, превышающие их возможности полета, за счет другого самолета; добиться повышения безопасности бомбардировщика, который можно прикрыть взлетающими с него истребителями; а также использовать последние для прицельного бомбометания крупных снарядов, которые при самостоятельном взлете поднять не позволяют возможности машины.

При этом для реализации проекта существенных конструктивных доработок не потребовалось. Истребители, по задумке, крепились на крыле и фюзеляже (а также под ними) носителя. Для этого устанавливались специальные стержневые пирамиды и подкосы с замками, управляемые из кабины летчиками бомбардировщика. Подвешиваемые самолеты крепились в трех точках — замок находился сзади, а передние две точки освобождались автоматически под действием силы тяжести.

От идеи к реализации

В первом испытательном полете 4 декабря 1931 года Вахмистров лично принимал участие в качестве второго пилота самолета-авиаматки. Самолеты-истребители пилотировали Валерий Чкалов и Александр Анисимов, а командиром всей конструкции был назначен опытный Адам Залевский, который находился за штурвалом ТБ-1.

О том, почему летчики называли полеты звена «цирком Вахмистрова», можно судить на примере, когда отрабатывали технику отрыва истребителей от бомбардировщика в воздухе. Истребитель из-за технической неисправности так и остался под крылом самолета-носителя слева, что грозило катастрофой в случае успешного отцепления второй машины, симметрично висящей справа.

Звено летит. Гродзь (пилот Иустин Гродзь — прим. ТАСС), не получив команды на отцепление и ничего не подозревая о случившемся, продолжает балансировать. Отпусти его — станет еще хуже: с одним истребителем на плоскости ни за что благополучно не сядешь. Да и поломкой, пожалуй, не отделаешься. Лихорадочно работает мозг, нервы напряжены до предела. Что же предпринять? И тут пришла наконец спасительная мысль. Правда, такого решения еще никто не принимал — не было подобного примера. Но и ситуации такой тоже никогда и ни у кого не создавалось. «Будем садиться втроем», — сообщаю экипажу. Тревожит одно: выдержит ли шасси ТБ-1 посадку с таким весом?

Петр Стефановский

летчик-испытатель, руководил работой звена из кабины ТБ-1

Тяжелый составной самолет плавно коснулся земли, шасси не подломилось. Но правая машина на пробеге сползла с плоскости носителя, задняя ферма крепления, наклонившись, прорвала фюзеляж И-4 и уперлась в спинку сиденья летчика, правда, не пробив ее. Падения истребителя на землю тоже не произошло. После остановки коллеги вынули из кабины повисшего на задней треноге крепления и едва не сорвавшегося испытателя.

Вскоре истребитель И-4 заменили в сцепке на более маневренный И-5. После запуска в серию ТБ-3 они стали использоваться в качестве носителей — четырехмоторный гигант являлся большим шагом вперед относительно ТБ-1 (АНТ-4). Его грузоподъемность значительно возросла относительно предшественника, полетный вес в перегрузочном варианте превышал 19 тонн.

В варианте «Звено-3» И-5 заменили на монопланы И-Z с 75-миллиметровыми динамо-реактивными пушками конструкции Леонида Курчевского. Шасси истребителя теперь касалось земли при взлете и посадке составной конструкции, что повлекло за собой изменения в способе крепления. Для фиксации «болтающихся» самолетов установили механизм притягивания и жесткой фиксации подвески после взлета — это требовало от летчиков исключительного самообладания и координации действий, малейшая заминка грозила бедой. Авария случилась в первом же вылете — в октябре 1934 года. Тогда перекос звена привел к гибели пилота истребителя Алексея Короткова, хоть мастерство Петра Стефановского и позволило избежать общей катастрофы.

В ноябре 1935 года состоялся полет бомбардировщика уже с пятью истребителями, получивший название «Авиаматка». В этом варианте при взлете и посадке два истребителя И-16 находились под крыльями, два И-5 на крыльях, а один И-Z прицеплялся и отцеплялся под фюзеляжем в полете.

На эту тему

"Рождение палубной авиации":

В конце 1937 года органы НКВД арестовали брата Вахмистрова — Бориса, известного штурмана-испытателя НИИ ВВС, — его обвинили во вредительстве и шпионаже. Владимира Вахмистрова понизили в должности с главных конструкторов до руководителя конструкторской бригады КБ-29, но деятельность не запретили. Вскоре и брат вышел на свободу — обвинения с него сняли и восстановили на работе в НИИ ВВС. 

На протяжении 1938 года проводились работы по дозаправке истребителей на носителе с целью создания авиаматки, которая была бы способна нести сразу восемь истребителей И-16. Предполагалось, что бомбардировщик будет взлетать с двумя истребителями под крыльями, а остальные прицепятся уже в воздухе. Фактически это был новый летающий авианосец, способный длительное время выполнять задание без посадки. Но этот проект так и не воплотили в жизнь.

Известно, по крайней мере, девять вариантов звеньев конструкции Вахмистрова. Особого внимания заслуживал полет 23 марта 1935 года, когда было осуществлено первое в мире подцепление истребителя в воздухе. Работы по проекту «Звено» продолжались десть лет — в 1940 году составной самолет приняли на вооружение ВВС РККА. К тому моменту удалось отработать технику взлета и посадки истребителей на носителе, и серьезных осложнений при отцеплении или подцеплении машин в последние годы уже не было. Выяснилось, что установка истребителя на крыло ТБ-3 путем накатки неудобна — процесс весьма трудоемок, — «нижний» вариант оказался жизнеспособнее.

Бомбардировщик ТБ-3 проекта "Звено" Public Domain/Wikimedia Commons

Бомбардировщик ТБ-3 проекта «Звено»

© Public Domain/Wikimedia Commons

Наиболее удачным признали СПБ — составной пикирующий бомбардировщик. «Звено СПБ» представляло собой сцепку ТБ-3 последней версии с четырьмя моторами АМ-34РН и подвешенными под его крыльями двумя истребителями И-16 (каждый из них вооружался парой бомб по 250 кг — самостоятельный взлет И-16 с такой нагрузкой едва ли был возможен). Недалеко от цели производилась расцепка, после чего «ишаки» наносили удар и возвращались на аэродром «своим ходом».

В начале Великой Отечественной войны

Вскоре после немецкого вторжения на территорию СССР Владимир Вахмистров, работавший тогда у авиаконструктора Николая Поликарпова на заводе №51, обратился к заместителю начальника ВВС ВМФ генерал-майору авиации Федору Коробкову с предложением об использовании «звеньев СПБ» в боевых действиях над морем. Он мотивировал это тем, что точность бомбометания с пикирования значительно выше, чем с горизонтального полета, — это особенно важно для поражения малоразмерных подвижных целей.

Аргументы возымели действие. Коробков обратился за разрешением на применение «звеньев» к наркому ВМФ адмиралу Николаю Кузнецову и 22 июля получил «добро». Инженера Вахмистрова командировали в 62-ю авиабригаду ВВС Черноморского флота (ЧФ), где за пару дней он сумел восстановить узлы подвески на трех ТБ-3 и шести И-16. Кроме того, на бомбардировщиках по его предложению установили броню у мест командира корабля, борттехника и кормового стрелка, а в проходе между сиденьями летчиков смонтировали шкворневую установку спарки пулеметов.

Роль румынской нефти для Германии, затеявшей войну на два фронта, трудно было переоценить. Поэтому люфтваффе активно включились в ее защиту с первых дней кампании против СССР. 26 июля боевая эффективность «звеньев» была проверена при бомбардировке города-порта Констанцы: одна пара И-16 успешно атаковала нефтегородок, а другая — плавучий док.

Ранним утром 10 августа три составных самолета подготовили для удара по стратегическому румынскому железнодорожному мосту на реке Дунай, однако из-за неисправности мотора третьей авиаматки она вскоре вернулась на аэродром Евпатории. Два остальных звена достигли цели — загорелась нефть, движение по мосту было прервано. После чего И-16, уклонившись от перехвата, вернулись в Одессу и перелетели в Крым. Не понесли потерь и наши бомбардировщики.

Разрушение этого сооружения приостановило все железнодорожные перевозки между Бухарестом и военным портом Констанца. Правобережье Дуная и румынские гавани Черного моря [в результате оказались] надолго оторваны от основной части страны. Одна 140-метровая ферма моста почти целиком рухнула в реку… Нефтяные хранилища на черноморском побережье не смогут теперь пополняться горючим, так как одновременно с мостом разрушен и нефтепровод, проложенный под нижним настилом моста. Операцией по разрушению Чернаводского моста руководил дважды орденоносец тов. Шубиков…

Несколько более ранних попыток разрушить мост оказались неудачными, поскольку попасть с горизонтального полета с высоты 3000–4000 м можно было только случайно, а снизиться нашим бомбардировщикам не позволяли вражеские истребители и зенитки. Однако в сводке не упоминалась ни тактика успешного налета, ни типы участвовавших машин. Не понял, откуда исходила для него основная угроза, и противник — в своих донесениях немцы отмечали применение нашими ВВС бомбардировщиков, но не обнаружили истребителей.

На эту тему

"Произвел эффект НЛО".

Позднее Вахмистров предложил Коробкову расширить область применения «звена» и довести количество авиаматок до десяти. Изучив вопрос, последний в письме на имя наркома ВМФ адмирала Николая Кузнецова рекомендовал использовать более совершенные самолеты, заменив ТБ-3 на новые ТБ-7, а вместо истребителей И-16 подвешивать скоростные МиГ-3 или ЛаГГ-3. В архиве сохранилось обращение генерала Коробкова 9 сентября 1941 года к руководству завода №124 в Казани с просьбой изучить возможность переоборудования тяжелого бомбардировщика «по системе инженера В.С. Вахмистрова» с подвеской под крыло двух новых истребителей.

Главный конструктор самолета ТБ-7 Иосиф Незваль ответил, что решить поставленную задачу вполне возможно. Его четырехмоторный гигант вполне способен взять на крыло пару скоростных истребителей и доставить их до цели у линии фронта. Однако завод №124 был тогда перегружен выполнением срочных заказов по доработке ТБ-7 с целью повышения его надежности. Кроме того, в начале 1942 года серийное производство тяжелого бомбардировщика прекратили (хотя и временно) в пользу двухмоторных и более дешевых Пе-2. Потеряв почти все базы в Крыму, авиация Черноморского флота вынуждена была действовать лишь с севастопольского и кавказских аэродромов. Словом, дальнейшего развития идея «самолета-звена» тогда не получила.

Имелся ли потенциал?

К идеям инженера Владимира Вахмистрова снова вернулись, когда реактивной авиации понадобилось создать истребитель дальнего действия. Если снабдить машину большим количеством горючего, то это приведет к росту полетного веса, снизит маневренность, возможно, и скорость. Системы дозаправки топливом в полете еще только создавались. Тогда решили подцеплять истребитель Як-25 к носителю в воздухе и буксировать его за бомбардировщиком. В дальнейшем систему отрабатывали на опытной аэросцепке Ту-4 — МиГ-15бис, известной как «Бурлаки». Однако дальше экспериментов дело не пошло.

Самолет Ан-225 ("Мрия") с космическим челноком "Буран" на борту, 1989 год Владимир Яцина/ТАСС

Самолет Ан-225 («Мрия») с космическим челноком «Буран» на борту, 1989 год

© Владимир Яцина/ТАСС

Впечатляющими инженерными достижениями человечества стали отечественный космический челнок многоразового действия «Буран» и платформа для его перевозки — самый крупный в мире транспортный самолет Ан-225 «Мрия» ОКБ Антонова. Огромный транспортник грузоподъемностью 250 тонн создавался первоначально для перевозки различных компонентов ракеты-носителя «Энергия», а также самого «Бурана» от места производства и сборки к месту старта. При этом вновь вспомнили идеи Вахмистрова, скончавшегося в Москве в июле 1972 года накануне своего 75-летия.

Решал сложную техническую задачу доставки многоразового корабля и ВМ-Т «Атлант»тяжелый транспортный самолет ОКБ Мясищева. При этом существовала задача доставки космического челнока на космодром в случае приземления его на запасных аэродромах. Единственный космический полет «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур, полет происходил в автоматическом режиме. Однако перевозки «Бурана» все же потом осуществляли на фюзеляжах гигантов Ан-225 и ВМ-Т.

  • Прекратить разговоры как пишется
  • Прекращенный разговор как пишется
  • Прекрасный принц однажды в сказке актер
  • Прекратить или прикратить как правильно пишется
  • Прекрасным может быть любой уголок природы в любое время года 9 класс сочинение