Правописание букв ы и и после приставок на согласные
Описание:
При участии проекта http://videouroki.net
Задание 1
Укажите, где правда, а где ложь.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
После приставок на гласные пишется буква и
После приставок на согласные пишется буква ы
После заимствованных приставок всегда пишется буква и
В сложных корнях с заимствованными корнями всегда пишется и
Задание 2
Найдите слово, в котором нужно вставить ы.
1) вы…грать
2) вы…скать
3) об…скать
4) не…интересный
Задание 3
Найдите слово, в котором нужно вставить и.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) без…дейный
2) пред…дущий
3) по…мённо
4) без…скусный
Задание 4
Выберите приставки, после которых мы напишем ы.
Задание 5
Вопрос:
Выберите приставки, после которых мы напишем и.
Выберите несколько из 6 вариантов ответа:
Задание 6
Вопрос:
Выберите слова, которые написаны правильно.
1) дезынфекция
2) межинститутский
3) безинициативный
4) постинфарктный
Задание 7
Вопрос:
Выберите слова, которые написаны неправильно.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) предыстория
2) небезынтересный
3) подитожить
4) медынститут
Задание 8
Вопрос:
Укажите предложения, в которых сделаны ошибки.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Две команды договорились, что в понедельник состоится контрыгра.
2) Учёные решили непременно доискаться до ответа на этот вопрос.
3) Мы старались написать простой пример, но у нас получилась дезынтегральная схема.
4) Детей в Древней Греции сизмала готовили к войне.
Задание 9
Вопрос:
Укажите предложения, в которых нет ошибок.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Мы должны немедленно зайти в магазин спортинвентаря.
2) У этого арестократа были сверхизысканные манеры.
3) Он понятия не имел о том, что такое панисламизм.
4) Шпион должен был проынформировать своего связного о провале явки.
Задание 10
Вопрос:
Правильно сопоставьте слова и правила, по которым их следует написать.
Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) ы, приставка на согласный
2) и, приставка на гласный
3) и, иноязычная приставка
4) и, нет приставки
5) и, написание в корне
Подн…мать
За…нтересовать
Гос…нспекция
Дез…нформировать
Без…нвентарный
Ответы:
1) (3 б.) Верные ответы: Да; Да; Да; Да;
2) (3 б.) Верные ответы: 3;
3) (3 б.) Верные ответы: 3;
4) (4 б.) Верные ответы: 1; 2; 6;
5) (4 б.) Верные ответы: 1; 2; 4; 5;
6) (4 б.) Верные ответы: 2; 4;
7) (4 б.) Верные ответы: 3; 4;
(5 б.) Верные ответы: 1; 3; 4;
9) (5 б.) Верные ответы: 1; 3;
10) (5 б.) Верные ответы: 5; 2; 4; 3; 1;
Формулировка задания — 2019
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) контр..гра, дез..нфекция, без..нициативно
2) зав..южить, обез..яна, с..едобный
3) пр..одолеть, пр..тензии, пр..вратиться
4) бе..конечный, ра..буженный, и..черпать
5) под..брать, пр..медление, пр..образ
Формулировка задания прошлых лет
определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву:
с..есть, п..еса,
ро..черк, не..дешний
пр..ютить, пр..поднёс
вз..мал, за..трал
о..гладил, по..ставка
Правильный ответ: взимал, заиграл
Задание 10 (бывшее задание 9) в 2019 году изменилось: для его выполнения нужно определить правописание 15-ти слов и выбрать те строки, в которых во всех трёх словах нужно вставить одну и ту же букву.
В ответ выписываем не слова, а номера строк.
Важная особенность задания 2019 года — ответов может быть больше двух (от 2х до 4х). Так реализуется принцип неопределённой множественности ответов. По мнению составителей экзаменационных вариантов, этот принцип исключает использование при выполнении задания метода угадывания и помогает более точно определить уровень знаний выпускника.
Если в ответ записаны не все номера или выписан хотя бы один лишний, задание оценивается 0 баллов. За верное выполнение задания дается 1 балл.
Что следует знать для правильного выполнения задания:
Правописание неизменяемых приставок;
Правописание изменяемых приставок РАЗ-/РАС- и РОЗ-/РОС-;
Правописание изменяемых приставок, оканчивающихся на -3 и -С;
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-;
Правописание И, Ы после приставок;
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
1. Правописание изменяемых и неизменяемых приставок
Неизменяемые приставки
1. Приставки НАД-, ПОД-, ОБ-, ОТ-, ПРЕД-, БЛИЗ- пишутся всегда одинаково:
НАДПИЛИТЬ, ПОДТВЕРДИТЬ, ОБСЫПАТЬ, ОТДЕЛАТЬ, ПРЕДПОСЛЕДНИЙ, БЛИЗСИДЯЩИЙ
2. Приставки ЗА-, НА-, НАИ- всегда пишутся с буквой А:
ЗАНЯТЬСЯ, НАЛИТЬ, НАИБОЛЬШИЙ
3. Приставки ПО-, ДО-, НЕ ДО- всегда пишутся с буквой О:
ПОДУТЬ, ДОПЛЫТЬ, НЕДОСМОТРЕТЬ
4. В русском языке нет приставки 3-, а есть только приставка С-, которая пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными корня:
СБИТЬ, СЖАТЬ, СГИБАТЬ
Если вы видите в слове приставку, состоящую из одной буквы, и выбираете между С- и 3-, смело пишите С, так как приставки 3- в русском языке нет:
Пусть никто никогда не забудет:
3 приставкой не была и не будет!
Примечание:
Иногда в словах приставка С- может стоять после приставки НЕ-: НЕСГОВОРЧИВЫЙ, НЕСГИБАЕМЫЙ, НЕСДЕРЖАГННЫЙ.
5. Следует запомнить слова, в которых буква 3 является не приставкой, а частью корня:
ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДОРОВЬЕ, ВЫЗДОРОВЕТЬ, ЗДАНИЕ, не видно НИ ЗГИ, ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Изменяемые приставки
1. Правописание приставок, оканчивающихся на 3 и С:
РАЗ- / РАС-, БЕЗ- / БЕС-, ИЗ- / ИС-, ВОЗ- / ВОС-, ВЗ- / ВС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС-, ЧРЕЗ- / ЧРЕС-,
зависит от глухости — звонкости последующего звука.
Приставка оканчивается на -3:
1) если первая согласная буква корня звонкая: БЕЗВКУСНЫЙ, НИЗВЕРГНУТЬ;
2) если корень начинается с гласной буквы: РАЗУЗНАТЬ.
Приставка оканчивается на -С:
если первая согласная буква корня глухая: БЕСЦВЕТНЫЙ, БЕСШУМНЫЙ.
Примечание:
1) Все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ФОКА, ХОЧЕЩЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?
Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только глухие согласные звуки.
2) Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!
Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только звонкие согласные звуки.
2. С буквой С пишутся слова:
ЧЕРЕСЧУР, ИСЧЕЗНУТЬ, ИСЧЕЗНОВЕНИЕ
3. Правописание иноязычных приставок ДЕЗ-, ДИЗ-, ДИС- подчиняется особому правилу:
1) приставки ДЕЗ-, ДИЗ- пишутся перед гласными и перед Ъ:
ДЕЗИНФЕКЦИЯ, ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ, ДИЗАССОЦИАЦИЯ, ДИЗЪЮНКЦИЯ;
2) приставка ДИС- пишется перед согласными:
ДИСГАРМОНИЯ, ДИСФУНКЦИЯ, ДИСБАЛАНС.
4. В приставках РАЗ- / РАС- и РОЗ- / РОС- под ударением пишется буква О, а без ударения — буква А.
РОЗЫГРЫШ — РАЗЫГРАТЬ РОЗЫСК — РАЗЫСКИВАТЬ РОСПИСЬ — РАСПИСЫВАТЬСЯ
Исключение: РОЗЫСКНОЙ (от РОЗЫСК)
Примечание:
1) Когда за приставками, оканчивающимися на согласную (С-, ПОД-, ОБ-, ОТ-, НАД-, РАЗ- и др.), следует два согласных звука, в конце приставке может появиться дополнительная гласная (это всегда буква О): СОБЛЮСТИ, ПОДОРВАТЬ, ОБОГНУТЬ, ОТОРВАТЬ, НАДОРВАТЬ, РАЗОГНАТЬ.
2) Приставка ПРА- пишется в тех случаях, когда вносит в слова значение «первоначальный, исконный, древний» (ПРАРОДИНА, ПРАЯЗЫК, ПРАСЛАВЯНЕ, ПРАПАМЯТЬ); «степень родства» (ПРАБАБУШКА, ПРАДЕДУШКА, ПРАПРАВНУЧКА.); «имеющий отношение к предкам» (ПРАОТЦЫ, ПРАМАТЕРЬ, ПРАРОДИТЕЛИ).
Примечание: в остальных случаях пишется приставка ПРО-: ПРООБРАЗ, ПРОРЕКТОР, ПРОВИДЕЦ и др.
2. Правописание изменяемых и неизменяемых приставок ПРЕ- и ПРИ
Приставка ПРИ обозначает |
1) Присоединение, прибавление: ПРИСТЕГНУТЬ, ПРИКЛЕИТЬ, ПРИРИСОВАТЬ. |
2) Приближение: ПРИПЛЫТЬ, ПРИБЕЖАТЬ, ПРИЛЕТЕТЬ. |
3) Неполноту действия (= СЛЕГКА): ПРИОТКРЫТЬ, ПРИГОРЕТЬ, ПРИЗАДУМАТЬСЯ. |
4) Пространственную близость ПРИМОРСКИЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ, ПРИДОРОЖНЫЙ. |
5) Сопутствующее действие ПРИПЕВАТЬ, ПРИТАНЦОВЫВАТЬ, ПРИГОВАРИВАТЬ. |
6) Полноту, исчерпанность действия (доведение его до конца) ПРИРУЧИТЬ, ПРИУЧИТЬ, ПРИСТРЕЛИТЬ. |
Список слов с приставкой ПРИ для запоминания: |
ПРИВЕРЕДЛИВЫЙ (= слегка вредный) ПРИВЕРЕДА ПРИЧУДЛИВЫЙ (= близкий к чуду) НЕПРИСТУПНЫМ (на приступ не возьмёшь) ПРИМИТИВНЫЙ (три буквы И подряд пишутся в этом слове) НЕПРИХОТЛИВЫЙ (без прихотей) ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ПРИЛЕЖНЫЙ ПРИГОДНЫЙ ПРИГОЖИЙ (день) ПРИЯТНЫЙ ПРИВИЛЕГИЯ (неотъемлемое право) ПРИОРИТЕТ (преимущество) ПРИКЛЮЧЕНИЕ ПРИВИДЕНИЕ ПРИВЕРЖЕНЕЦ (тот, кто к чему-то присоединяется) ПРИСЯГА, ПРИСЯГАТЬ ПРИКАЗ, ПРИКАЗАТЬ ПРИСУТСТВОВАТЬ ПРИУРОЧИТЬ ПРИДИРАТЬСЯ ПРИТЯЗАТЬ УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ БЕСПРИСТРАСТНЫЙ ПРИСТРАСТИЕ ПРИМАДОННА (= актриса, исполняющая первые роли) ПРИВАТНЫЙ (= частный) ПРИВАТИЗАЦИЯ НЕПРИЯЗНЬ ПРИБАУТКА ПРИСКОРБНЫЙ с ПРИСКОРБИЕМ без ПРИКРАС ПРИУМНОЖИТЬ |
Приставка ПРЕ обозначает |
1) Высшую степень качества, действия (приставку ПРЕ- можно заменить словами «ОЧЕНЬ», «ВЕСЬМА»): ПРЕМУДРЫЙ, ПРЕИНТЕРЕСНЫЙ, ПРЕУСПЕТЬ. |
2) То же, что и приставка ПЕРЕ-: |
ПРЕГРАДА (= ПЕРЕГОРОДИТЬ), ПРЕРВАТЬ (= сделать ПЕРЕРЫВ), ПРЕСТУПИТЬ закон (= ПЕРЕСТУПИТЬ). |
Есть слова, в которых сходство приставок ПРЕ- и ПЕРЕ- можно объяснить другими словами, близкими по смыслу: |
ПРЕКРАТИТЬ = ПЕРЕСТАТЬ ПРЕОБРАЗОВАТЬ = ПЕРЕДЕЛАТЬ ПРЕВРАТИТЬ = ПЕРЕМЕНИТЬ облик ПРЕОДОЛЕТЬ = ПЕРЕСИЛИТЬ себя и ВЫПОЛНИТЬ ПРЕВОЗМОЧЬ = ПЕРЕСИЛИТЬ себя и ВЫПОЛНИТЬ ПРЕПОДАВАТЬ = ПЕРЕДАВАТЬ знания ПРЕПОДНЕСТИ ЦВЕТЫ = ПЕРЕДАТЬ ПРЕРЕКАТЬСЯ = ПЕРЕБИВАТЬ ПРЕСЕЧЬ = заставить ПЕРЕСТАТЬ ПРЕДАНИЕ = то, что ПЕРЕДАЁТСЯ из уст в уста БЕСПРЕКОСЛОВНО = НЕ ПЕРЕЧИТЬ БЕСПРЕСТАННО = НЕ ПЕРЕСТАВАЯ НЕПРЕМЕННО = нельзя ПЕРЕМЕНИТЬ |
Список слов с приставкой ПРЕ- для запоминания: |
ПРЕНЕБРЕГАТЬ (в этом слове три буквы Е) ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ, ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНЫЙ ПРЕЛЕСТНЫЙ (вызывающий очень лестные слова) ПРЕПОДОБНЫЙ (очень праведный) ПРЕСЛЕДОВАТЬ ПРЕСМЫКАТЬСЯ ПРЕЗИДЕНТ ПРЕПЯТСТВИЕ ПРЕПОНА (препятствие) ПРЕМЬЕРА ПРЕТЕНЗИЯ ПРЕТЕНДЕНТ ПРЕПАРАТ ПРЕГРЕШЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВО ПРЕАМБУЛА (= вводная часть) ПРЕДЕЛ ТЕРПЕНИЯ КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ (причина ссоры) ПРЕВРАТНОСТИ СУДЬБЫ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРЕСТИЖНЫЙ БЕСПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРЕСЛОВУТЫЙ (очень всем известный) ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРЕРОГАТИВА (исключительное право) ПРЕТЕРПЕВАТЬ ПРЕВАЛИРОВАТЬ (преобладать) ПРЕФЕКТУРА ПРЕЦЕДЕНТ (аналогичный случай в прошлом) ПРЕУВЕЛИЧИТЬ |
Следует обратить особое внимание на омофоны («фонетические близнецы») — слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному в зависимости от значения.
Приставки ПРЕ и ПРИ — «фонетические близнецы»
ПРЕБЫВАТЬ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ (= находиться) | ПРИБЫВАТЬ В МОСКВУ (= приезжать) |
ПРЕБЫВАНИЕ В ГОРОДЕ (= нахождение) | ПРИБЫВАНИЕ В ГОРОД (= приезд) |
ПРЕТВОРИТЬ МЕЧТЫ В ЖИЗНЬ (= воплотить) | ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ (= закрыть) |
ПРЕТВОРИТЬСЯ В ЖИЗНЬ (= воплотиться) | ПРИТВОРИТЬСЯ СПЯЩИМ (= принять иной вид и ввести в заблуждение) |
ПРЕСТУПИТЬ ЗАКОН (= нарушить) | ПРИСТУПИТЬ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ (= начать) |
ПРЕКЛОНЯТЬСЯ ПЕРЕД ТАЛАНТОМ (= восхищаться, относиться с большим уважением) | ПРИКЛОНЯТЬСЯ К ЗЕМЛЕ (= нагибаться) |
ПРЕДАТЬ ДРУГА (= передать его тайну другим) | ПРИДАТЬ ЗНАЧЕНИЕ, СМЫСЛ СЛОВАМ (= добавить) |
СТАРИННОЕ ПРЕДАНИЕ (= легенда) | ПРИДАНИЕ БОЛЬШЕЙ ЗНАЧИМОСТИ (= добавление) |
ПРЕЕМНИК ПРЕЗИДЕНТА (= продолжатель; тот кто перенимает власть) | КУПИТЬ ПРИЁМНИК (= аппарат для приёма радиовещания) |
ПРЕХОДЯЩИЕ УСПЕХ, СЛАВА (= временные, которые приходят и уходят) | ПРИХОДЯЩАЯ НЯНЯ (= та, которая приходит и сидит с ребёнком) |
ПРЕВРАТНЫЙ СМЫСЛ (= тот, который перетолковывают) | ПРИВРАТНИК В ЗАМКЕ (= швейцар) |
ПРЕДЕЛ ТЕРПЕНИЮ (= граница) | БОКОВОЙ ПРИДЕЛ В ЦЕРКВИ (= пристройка) |
ПРЕЗИРАТЬ ВРАГА (= ненавидеть, относиться без уважения) | ПРИЗРЕТЬ СИРОТУ (= приютить) |
НЕПРЕЛОЖНАЯ ИСТИНА | ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ |
НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ | ПРИМЕНИТЬ ПРАВИЛО |
ПРЕТЕРПЕТЬ ЛИШЕНИЯ (= мужественно пеценосить) | ПРИТЕРПЕТЬСЯ К НЕВОЛЕ (= привыкнуть) |
3. Правописание букв Ы, И после приставок
Буква ы пишется
После русских приставок, оканчивающихся на согласную (С-, ИС-, РАЗ-, БЕЗ-, ПРЕД-, ПОД- и др.), вместо И пишется буква Ы:
ИГРАТЬ + С = СЫГРАТЬ
ИСКАТЬ + РАЗ = РАЗЫСКАТЬ
ИСТОРИЯ + ПРЕД = ПРЕДЫСТОРИЯ
ИНТЕРЕСНЫЙ + БЕЗ = НЕБЕЗЫНТЕРЕСНЫЙ
Примечание:
после русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ- сохраняется буква И:
ИНТЕРЕСНЫЙ — СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ ИЗЫСКАННЫЙ — СВЕРХИЗЫСКАННЫЙ ИНСТИТУТСКИЙ — МЕЖИНСТИТУТСКИЙ
Буква и пишется
1) после оканчивающихся на согласную иноязычных приставок ДЕЗ-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН- :
ДЕЗИНФОРМАЦИЯ, ДЕЗИНФЕКЦИЯ, СУПЕРИГРА, КОНТРИГРА, ПАНИСЛАМИЗМ, ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ,
ТРАНСИРАНСКИЙ.
2) после приставок, оканчивающихся на гласную:
ИСТИНА + ПО = ПОИСТИНЕ ИГРАТЬ + ПО = ПОИГРАТЬ
3) в слове ВЗИМАТЬ пишется И.
4) в сложносокращённых словах во втором корне:
ПЕДИНСТИТУТ, СПОРТИГРЫ, СПОРТИНВЕНТАРЬ
5) в сложных словах после ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- :
ДВУХИГОЛЬНЫЙ, ТРЁХИМПУЛЬСНЫЙ.
Например:
Уму не под силу долго разЫгрывать роль сердца (Ларошфуко).Примеры:
Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин; но только с одних взИмает кровь, с других — слёзы (Теккерей).
Даже выступая на собрании первым, он присоединялся к предыдущему оратору (Э. Кроткий).
Сначала собака не любит кошку, а аргументы подЫскивает потом (Янина Ипохорская).
4. Разделительные Ъ и Ь знаки
Ъ пишется:
1) после русских приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами Е, Ё, Ю, Я: ВЗЪЕРОШЕННЫЙ
СЪЁМКА, ОБЪЯВЛЕНИЕ, ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ, МЕЖЪЯРУСНЫЙ, СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЙ
2) после всех иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную (АД-, ИН-, КОН-, КОНТР-, ОБ-, СУБ-, ТРАНС-, ПАН- и др),
перед буквами Е, Ё, Ю, Я:
АДЪЮТАНТ, ИНЪЕКЦИЯ, КОНЪЮНКТУРА, КОНЪЮНКТИВИТ, ОБЪЕКТИВНЫЙ, СУБЪЕКТ, ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКИЙ, ПАНЪЕВРОПЕЙСКИЙ
3) перед буквами Е, Ё, Ю, Я в сложных словах, первую часть которых образуют числительные ДВУХ, ТРЕХ, ЧЕТЫРЕХ: —
ДВУХЪЯРУСНЫЙ, ТРЕХЪЯЗЫЧНЫЙ
4) в середине заимствованного слова ФЕЛЬДЪЕГЕРЬ
5) в словах
НЕОБЪЯТНЫЙ, НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ, ИЗЪЯН
ь пишется:
1) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И внутри слова (не после приставок):
БАРЬЕР, СЕРЬЁЗНЫЙ, ВЬЮГА, РЬЯНЫЙ, СОЛОВЬИ
2) в некоторых иноязычных словах перед буквой О:
КОМПАНЬОН, БАТАЛЬОН, ПАВИЛЬОН, ПОЧТАЛЬОН, МЕДАЛЬОН, БУЛЬОН
3) в словах
ПОДЬЯЧИЙ, ДЬЯК, ПЬЕДЕСТАЛ, БУРЬЯН, ИНТЕРЬЕР, АРЬЕРГАРД, МЫШЬЯК
Примечание:
1) Ъ не пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами А, О, У, Э: СЭКОНОМИТЬ, ПРЕДОЛИМПИЙСКИЕ тренировки, ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ сочинение, КОНТРАТАКА, ПРЕДУГАДАТЬ.
2) Ъ не пишется в сложносокращённых словах:
ДЕТЯСЛИ, ИНЯЗ, ГЛАВЮРИСТ, ОРГЕДИНИЦА.
Правописание букв ы и и после приставок на согласные
Описание:
При участии проекта http://videouroki.net
Задание 1
Укажите, где правда, а где ложь.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
После приставок на гласные пишется буква и
После приставок на согласные пишется буква ы
После заимствованных приставок всегда пишется буква и
В сложных корнях с заимствованными корнями всегда пишется и
Задание 2
Найдите слово, в котором нужно вставить ы.
1) вы…грать
2) вы…скать
3) об…скать
4) не…интересный
Задание 3
Найдите слово, в котором нужно вставить и.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) без…дейный
2) пред…дущий
3) по…мённо
4) без…скусный
Задание 4
Выберите приставки, после которых мы напишем ы.
Задание 5
Вопрос:
Выберите приставки, после которых мы напишем и.
Выберите несколько из 6 вариантов ответа:
Задание 6
Вопрос:
Выберите слова, которые написаны правильно.
1) дезынфекция
2) межинститутский
3) безинициативный
4) постинфарктный
Задание 7
Вопрос:
Выберите слова, которые написаны неправильно.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) предыстория
2) небезынтересный
3) подитожить
4) медынститут
Задание 8
Вопрос:
Укажите предложения, в которых сделаны ошибки.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Две команды договорились, что в понедельник состоится контрыгра.
2) Учёные решили непременно доискаться до ответа на этот вопрос.
3) Мы старались написать простой пример, но у нас получилась дезынтегральная схема.
4) Детей в Древней Греции сизмала готовили к войне.
Задание 9
Вопрос:
Укажите предложения, в которых нет ошибок.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Мы должны немедленно зайти в магазин спортинвентаря.
2) У этого арестократа были сверхизысканные манеры.
3) Он понятия не имел о том, что такое панисламизм.
4) Шпион должен был проынформировать своего связного о провале явки.
Задание 10
Вопрос:
Правильно сопоставьте слова и правила, по которым их следует написать.
Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) ы, приставка на согласный
2) и, приставка на гласный
3) и, иноязычная приставка
4) и, нет приставки
5) и, написание в корне
Подн…мать
За…нтересовать
Гос…нспекция
Дез…нформировать
Без…нвентарный
Ответы:
1) (3 б.) Верные ответы: Да; Да; Да; Да;
2) (3 б.) Верные ответы: 3;
3) (3 б.) Верные ответы: 3;
4) (4 б.) Верные ответы: 1; 2; 6;
5) (4 б.) Верные ответы: 1; 2; 4; 5;
6) (4 б.) Верные ответы: 2; 4;
7) (4 б.) Верные ответы: 3; 4;
(5 б.) Верные ответы: 1; 3; 4;
9) (5 б.) Верные ответы: 1; 3;
10) (5 б.) Верные ответы: 5; 2; 4; 3; 1;
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Определение и значение приставок в русском языке
Приставка или префикс — это морфема, которая стоит в самом начале слова, сразу перед корнем, и помогает образовывать новые однокоренные слова с самыми разными оттенками смысла.
Несмотря на то, что формально эта морфема называется префиксом, все знают ее под именем приставка. Вероятно, потому что она словно приставляется к слову, чтобы создать до десятка других — похожих по смыслу, но со своими оттенками:
- бабушка — прабабушка,
- морской — заморский,
- бежать — добежать,
- ярко — поярче.
Как видите, приставки могут быть у разных частей речи, и новые слова они образовывают с совершенно разными значениями. Общий признак один — расположение перед корнем. По нему легко определить приставку и выделить ее в ходе разбора слова по составу.
Проиллюстрируем этот простой процесс, о котором все знают с 3–4 класса, таблицей: как приставки в русском языке образуют новые слова.
Корень | Приставка | Новое слово |
-ход- | у- | уход |
вы- | выход | |
при- | приход | |
ис- | исход |
Важно!
В одном слове может быть две и даже три приставки — разумеется, все они будут находится перед корнем.
Стоит различать приставки и предлоги, даже если они звучат совершенно одинаково. Однако в русском языка приставка — это часть слова, и она пишется исключительно слитно, в то время как предлог — часть речи и пишется раздельно со значимым словом. Кроме того, с глаголами предлоги не употребляются. Все, что стоит перед глаголом, может быть только приставкой.
Например:
Он добежал до финиша. Птица слетела с ветки.
Как выделить приставку в слове
С опытом морфемных разборов приставку легко научиться замечать с первого взгляда, но если их две или три — могут быть трудности. Как определить, когда заканчиваются приставки и начинается корень? Все просто: нужно подобрать однокоренные слова, а в сложных случаях попросту отбрасывать по одной букве и проверять — слово все еще имеет смысл или уже нет.
Например, возьмем слово подраздел — здесь все просто, на ум сразу приходит раздел, а значит, под- будет приставкой.
Попробуем вариант сложнее:
соприкосновение,
со-при-косновение.
В этом случае стоит вспомнить слово коснуться, и сразу станет понятно, что здесь две приставки: со- и при-.
И еще раз усложним:
недооценивать,
не-до-оценивать.
Если отбросить не- и до-, останется оценивать. Казалось бы, это конец. Но нет! Ведь данный глагол произошел от слова цена, а значит, наш корень будет -цен-. В итоге получается сразу три приставки: не-, до-, о-.
Есть в русском языке и другие слова с тремя приставками: недовыработка, переосмысление, несоразмерный, понапридумывать и т. д.
Образовывая новые однокоренные слова, приставки всегда что-то меняют в их смысле. К примеру, у глаголов они чаще всего помогают изменить несовершенный вид на совершенный: летел — прилетел, долетел, улетел, взлетел.
Но с другими частями речи все намного сложнее. У прилагательных приставка может обозначить близость к чему-либо: дорожный — придорожный, речной — заречный. А может придать оттенок отрицания: умышленный — неумышленный. У существительных она тоже играет совершенно разные роли. Иногда приставка указывает на расположение предмета (береза — подберезовик, рукав — нарукавник, граница — заграница), а иногда придает слову противоположный смысл (симметрия — асимметрия). Как видите, это очень разносторонняя дама!
Какие бывают приставки в русском языке
Все распространенные языки непрерывно развиваются и обогащают друг друга, русский — не исключение. В нашей речи постоянно появляются новые слова, и часть из них возникает путем добавления иностранных приставок. Итак, первый критерий для классификации — происхождение.
Для простоты запоминания составим таблицу приставок в русском языке с отдельными списками для традиционно русских и для иностранных префиксов.
Происхождение | Значение | Существующие приставки |
Традиционно русские префиксы | словообразование, формообразование | без-/бес-, в-/во-, воз-/вос-/возо-, вз-/вс-, вы-, до-, за-, из-/ис-, изо-, на-, наи-, недо-, над-/надо-, не-, низ-/нис-/низо-, о-, об-/обо-, обез-/обес-, от-/ото-, па-, пра-, по-, под-/подо-, пере-, пре-, пред-/предо-, при-, про-, раз-/рас-/разо-, с-/сщ-, су-, через-/черес-/чрез- |
Иностранные префиксы | словообразование, неологизмы | а-, ана-, анти-, архи-, гипер-, гипо-, де-, дез-, дис-, ин-, интер-, инфра-, квази-, кило-, контр-, макро-, микро-, мега-, мата-, мульти-, орто-, пан-, пара-, пост-, прото-, ре-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра-, экс- |
С иностранными приставками все просто: каждая из них имеет свое строго определенное значение. Например:
- приставки а- и анти- всегда превращают слово в антоним (логичный — алогичный, материя — антиматерия);
- пан- говорит о масштабности явления (славизм — панславизм);
- ультра- подчеркивает крайнее выражение какого-либо свойства (правый — ультраправый);
- гипо- отражает ослабление того или иного качества (тонус — гипотонус).
Правда, в некоторых словах (в основном греческого происхождения) приставка настолько слилась с корнем, что отдельно не выделяется. Например, слово пантеон можно разделить на две части: пан и теос (в переводе — «божество»). Но приставка пан- в данном случае считается частью корня. Причина в том, что это полностью иностранное слово, а не конструкция из иностранного префикса и корня, который уже давно существует в русском языке.
Виды приставок и правописание
Зная происхождение приставки, мы можем кое-что понять и о ее правописании. Проще всего разобраться с морфемами, которые имеют иностранное происхождение.
Важно!
Иностранные приставки всегда пишутся одинаково, независимо от того, с какой буквы начинается корень, поэтому их надо просто запомнить.
Правописание традиционно русских приставок намного интереснее. Они делятся на три группы, и в каждой есть свои правила. Для начала давайте перечислим все виды приставок, какие есть в русском языке.
Виды | Примеры | Характеристика |
Одновариантные (неизменяемые) | об-/обо-, от-/ото-, над-/надо-, под-/подо-, пред-/предо-, в-/во-, пра-, про-, за-, на-, вы-, у-, о-, су-, по- | Не меняются в зависимости от корня и пишутся всегда одинаково, поэтому их нужно запомнить. |
Двухвариантные | роз-/рос-, раз-/рас- | Правописание зависит от ударения: если данный слог является ударным, пишем о, а если безударным — а. |
без-/бес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, роз-/рос-, чрез-/через-, чрес-/черес- | Выбор между з и с зависит от первой буквы корня: если это глухая согласная — нужна с, а если звонкая — з. | |
Смысловые | при-, пре- | Употребление и или е зависит от смысловой нагрузки: если слово обозначает превосходную степень чего-то или же приставка может быть заменена на пере-, нужна буква е, в остальных случая пишем букву и. |
Иностранные | а-, анти-, архи-, контр-, де-, экс- и т. д. | Всегда пишутся одинаково и имеют вполне конкретный однозначный смысл. |
Важно!
В русском языке нет приставки з-, поэтому слова сбежать, сморгнуть, сдаться, сладить и т. д. пишутся только с буквой с, как бы мы их ни произносили.
Правописание приставок раз-/рас-, роз-/рос-
Сейчас мы подробнее разберем правила, коротко указанные в таблице. Начнем с приставок роз-/рос-, раз-/рас-, правописание которых проверяется постановкой ударения. Это несложная тема:
Если на приставку падает ударение в слове — пишем роз-/рос-. Если ударение падает на другой слог, пишем раз-/рас-.
Обратите внимание на ударный слог:
- рóзданный,
- рóзжиг,
- рóссыпь.
А вот здесь ударение падает не на приставку:
- разда́ть,
- расплеска́ться,
- рассмотре́ть.
Но из любого правила можно найти исключения, и здесь они тоже есть. Слово розыскной нужно просто запомнить, поскольку оно пишется с о в безударной приставке.
Курсы по русскому языку онлайн в школе Skysmart помогут улучшить оценки в школе, подготовиться к контрольным, ВПР и экзаменам.
Правописание приставок, оканчивающихся на з и с
В приставках роз-/рос- и раз-/рас-, которые мы рассматривали выше, выбор стоит не только между а и о, есть вопросы к буквам з и с. Поэтому вспоминаем правило из таблицы:
Все внимание на корень слова: если он начинается со звонкой согласной — в приставке пишем з, а если с глухой — пишем с.
Это правило касается всех приставок в русском языке, которые заканчиваются на з или с.
Приставки перед звонкими согласными:
- развалить,
- безвозмездно,
- изнеженность,
- низвести,
- возгорание,
- чрезмерно,
- взлететь.
Приставки перед глухими согласными:
- распутица,
- беспечный,
- испугаться,
- нисхождение,
- воссоздать,
- чересполосица,
- вскинуться.
Напомним, что приставки з- в русском языке нет, поэтому в таких словах всегда нужно писать с-, независимо от того, какая буква слышится при произношении.
Есть немало слов, в которых отчетливо слышится з-, но пишется с-, например:
- сбежать,
- сбить,
- сбросить.
Будьте внимательны, в некоторых словах, начинающихся с буквы з, это начало очень похоже на приставку, однако все же является частью корня. Например, такие сомнения могут появиться относительно слов здешний, здравствовать и т. д.
Правописание приставок пре- и при-
Эти префиксы недаром называют смысловыми — их написание зависит от значения слова.
Приставка пре- в русском языке используется только в двух случаях:
-
Если нужно обозначить чрезмерную, превосходную степень чего-либо:
- премило — очень мило,
- преумножить — очень сильно увеличить,
- преуспеть — приобрести очень большой успех.
-
Если можно заменить приставку на пере- и смысл не изменится:
- преобразить — «переобразить», изменить образ,
- преступить — переступить,
- преломить — переломить.
Приставка при- помогает передать намного больше разных смыслов:
-
Близость к чему-либо или принадлежность:
- приморский,
- пригород,
- Придонье.
-
Присоединение к чему-либо:
- привязать,
- приделать,
- причалить.
-
Неполное действие, выполненное в полсилы:
- пританцовывать,
- приговаривать,
- приодеться.
-
Завершенное действие:
- прибежать,
- придумать,
- признать.
Существуют слова, в которых с равным успехом можно написать и пре- и при-, но смысл при этом будет полностью меняться. Все об огромном значении этих приставок в русском языке расскажет таблица.
Различаем по смыслу | При- | Пре- |
Притворить дверь (неполное действие) | Претворить в дело (сделать) | |
Приумножить (прибавить) | Преумножить (= очень) | |
Придавать значение | Предавать друзей | |
Приклониться к земле (приблизиться) | Преклоняться перед талантом (уважать) | |
Приёмник (радио) | Преемник (последователь) | |
Привратник (консьерж, сторож) | Превратный (искаженный) | |
Придел (часть храма) | Предел (крайняя точка) | |
Приставить (к чему-либо) | Преставиться (умереть) | |
Призреть (дать приют) | Презреть (пренебречь) | |
Приступить (начать) | Преступить закон | |
Прибывать (к какому-то месту) | Пребывать (в городе) |
Правописание приставок пра- и про-
Это, пожалуй, самая простая и однозначная пара префиксов. Дело в том, что в русском языке приставка пра- встречается очень редко. Она бывает только в словах, которые обозначают нечто старинное, изначальное, имеющее отношение к предкам. Если же слово никак не может иметь такой смысл, можно смело писать про-.
Сложно сказать, сколько всего приставок в русском языке, но мы постаралась затронуть основные и самые популярные. Хотя в этой теме есть еще много интересного — например, правописание мягкого и твердого знака в приставках, заимствование слов из старославянского языка и т. д.
Вопросы для самопроверки
-
В каком слове нужно вставить букву и: пр_вратить в золото, пр_образование вещества, пр_ходящий успех, пр_широкий проспект?
-
Определите, в каких словах есть приставка, а в каких она отсутствует: сладить, склеить, здешний, слеток, здравствовать.
-
Найдите слово с неизменяемой приставкой: надломить, распоясаться, бесстрашие, превратный.
-
В каких словах следует вставить букву о: пр_бабушка, пр_образ, пр_бежаться, пр_родина, пр_дедовский?
-
Определите, какие слова пишутся слитно, а какие — через дефис: (контр)атака, по(дружески), (анти)дот, (архи)епископ, (инфра)красный.
-
Впишите недостающие буквы: Саша пр_был в город Архангельск и решил остаться в месте пр_бывания на год.
-
В каком ряду все слова — с приставкой без-?
- бе_радостно, бе_покойный, бе_приютный;
- бе_сердечный, бе_сильный, бе_путный;
- бе_дорожье, бе_полезный, бе_жалостный.
Сологубова О.В.
преподаватель
русского языка и литературы
Задание 5
- Включает в себя следующие темы:
- Правописание корней
- Правописание приставок
- Правописание суффиксов различных частей речи
- Правописание падежных и родовых окончаний
- Слитное и раздельное правописание НЕ с различными частями речи
- Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи
Задание 5
- Формулировка задания:
- Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера верных ответов.
Правописание приставок
- Неизменяемые приставки
- Приставки на –з и –с
- Приставки РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-), НЕ-, НИ-
- Приставки ПРИ- и ПРЕ-
- Правописание гласных букв И и Ы после приставок
- Написание разделительного твёрдого знака после приставок
Неизменяемые приставки
- Эти приставки в своем написании неизменны, постоянны. Они пишутся так всегда! Запомните эти приставки:
- В- (ВО-), ДО-, ЗА-, НА-, НАД-, НЕДО-, О-, ОБ- (ОБО-), ОТ- (ОТО-), ПО-, ПОД- (ПОДО-), С- (СО), ПЕРЕ-, ПРЕД-, ПРО-
- Приставки З- нет в русском языке! В словах з дание, з доровье, з десь, ни з ги (не видно) буква З входит в состав корня.
- Правописание приставки С — в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного . С делать, с прыгнуть.
Не до-
Недо-
- Глагол обозначает, что действие начато и не завершено. Верным показателем раздельного написания является наличие зависимого слова с предлогом до.
- Не досмотрел фильм
- Не доел кашу
- Не доспал до завтрака
- Не дожарить до румяной корочки
- Не досчитать до ста
- Не договорить фразу
- Глагол обозначает, что что-то делается некачественно, не в полном объеме. Можно подобрать антоним с пере- со значением переизбыток.
- Недосмотрел за ребенком
- Люди недоедали в войну
- Недосыпает из-за работы
- Недожарить картофель
- Кого-то недосчитаться
- Недоговаривать из-за хитрости
Приставки на –з и –с
- Без- бес
- Воз- вос-
- Вз- вс-
- Из- ис-
- Обез- обес-
- Раз- рас
- Низ- нис-( не путать с НЕ+С)
- Чрез- чрес-
- Через- черес-
Приставки на –з и –с
Перед глухим С
Перед звонким З
- Безбрежный
- Возгорится
- Взбежать
- Избегать
- Разбрасывать
- Низринуться
- Чрезмерный
- Звонкие согласные звуки позволяет запомнить фраза:
- ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!
- Беспокойный
- Воскликнуть
- Вскинуть
- Искупаться
- Рассыпать
- Ниспадать
- Чересполосица
- Все глухие согласные звуки есть во фразе: ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?
Приставки РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС), НЕ-, НИ-
Под ударением
Без ударения
- Роз- (рос-)
- Роспись
- Розыгрыш
- Розлив (напитков)
- Не-
- нЕкогда
- нЕкто
- нЕчто
- нЕсколько
- нЕ у кого
- нЕ к кому
- Раз- (рас-)
- Расписываться
- Разыграться
- Разлив (реки)
- Ни-
- никогдА
- никтО
- ничтО
- нискОлько
- ни у когО
- ни к комУ
Приставки ПРИ- и ПРЕ- правописание зависит от значения
При-
- Приближение
- Присоединение
- Близость
- Неполное действие
- Законченность действия
- Действие, выполненное исходя из чьих-либо интересов
- Сопутствующее действие
- Приехать
- Приклеить
- Прибрежный
- Присесть
- Придумать
- Припрятать
- Припрыгивать, пританцовывать
Приставки ПРИ- и ПРЕ- правописание зависит от значения
- Пре-
- близкое по значению к слову «очень«
- близкое по значению к приставке пере-:
- пре красный (очень красивый)
- пре ступить (перейти черту),
- пре рвать (перервать)
Различай слова, близкие по звучанию, но разные по значению
- Предать друга
- Претворить (воплотить) мечту
- Пребывать (находиться)в отпуске
- Преступить закон
- Преходящий (непостоянный) момент
- Презирать (ненавидеть) врага
- Преклоняться перед талантом
- Превратности судьбы
- Предел (граница) терпения
- Претерпеть (пережить)
- Преемник (продолжатель)
- Непреложный закон
- Придать вид
- Притворить дверь
- Прибывать вовремя
- Приступить к работе
- Приходящий в гости
- Призреть (приютить) сироту
- Приклоняться к земле
- Привратник (сторож) у ворот
- Придел (пристройка) дома
- Притерпеться (привыкнуть)
- Приёмник (устройство, аппарат)
- Приложение к справочнику
Внимание!
- Среди слов, регулируемых правилом о правописании приставок Пре- и При-, встречаются такие, написание которых трудно проверить: прелюбодей, прегрешения, приспешник и др.
- Заимствованные слова с при-, пре- в корне определяют по орфографическому словарю: престиж, президент, прейскурант, префикс, прецедент; приоритет, привилегия, притязание, приватный, примитивный и др.
Правописание гласных букв И и Ы после приставок
И
Ы
- 1 . После русских и заимствованных приставок , оканчивающихся на гласную , буква И в корне пишется в соответствии с произношением: доиграть, поиск, архиинтересный.
- 2. После приставок МЕЖ-, СВЕРХ- пишется И: межинститутский, сверхинтересный.
- 3. После заимствованных приставок , оканчивающихся на согласную
- ( ДЕЗ-, ПАН-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-) , пишется буква И: контригра, трансиорданский, постимпрессионизм, дезинфекция
- После русских приставок , оканчивающихся на согласную, на месте
- буквы И пишется Ы: предыстория, розыгрыш, подымать, предыюльский. возыметь .
- Исключение: взимать .
Правописание гласных букв И и Ы после приставок
- Примечание:
- Данное правило не распространяется на написание сложных слов:
- спортинвентарь = спортивный инвентарь, пединститут = педагогический институт
- фининспктор = финансовый инспектор
Написание разделительного твёрдого знака после приставок
Не пишется Ъ
Пишется Ъ
- Перед Е, Ё, Ю, Я после приставки, оканчивающейся на согласный
- Предъюбилейный, съязвить, отъявленный, предъявитель
- Перед Е, Ё, Ю, Я в заимствованных словах после приставок ад-, диз-, ин-, интер-, контр-, суб-, транс-, пан- :
- адъютант, инъекция, панъевропейский
- Изъян (искл.) все слово – корень.
- После приставки на гласный, после любой приставки перед буквами О, А, Э, У
- Сэкономить
- Сорганизовать
- Сагитировать
- Предоплата
Используемые ресурсы:
- 1. Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н. Русский язык тематический тренажёр Москва: издательство «Экзамен», 2020.
- 2. Симакова Е.С. Русский язык: новый полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 класс.- Москва: АСТ: Астрель, 2016.
Спасибо за внимание!
УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2 Рус-922 Р89 Авторы: Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Т. М. Пахно ва, С. Н. Пименова, Л. Ф. Талалаева, Б. И. Фоминых Учебник доработан профессором Т. М. Пахновой Художник О. М. Войтенко Р89 Русский язык: Практика. 9 кл. : учебник / Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др. ; под ред. Ю. С. Пичугова. 4-е изд., стереотип. М. : Дрофа, 2017. 301, с. : ил. ISBN 978-5-358-18456-5 Учебник является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому язы ку для 5 9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. В нём содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому языку, направленные на формирование предметных, метапредметных умений и личностных качеств, представлены интересные дидактические материалы, в которых отражены разнообразные приёмы работы с ними. В приложении даны ответы к наиболее трудным заданиям, что создаёт условия для самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении самостоятельной работы в классе и дома. Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и включён в Федеральный перечень. УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 ISBN 978-5-358-18456-5 ООО «ДРОФА», 2014
ОБ УЧЕБНИКЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК. ПРАКТИКА» Дорогие девятиклассники! Книга, которую вы держите в руках, учебник «Русский язык. Практика» для 9 класса. В ней вы познакомитесь со всеми видами сложных предложений, особенностями их строения, употребления в речи, а также с пунктуацией в них. Кроме заданий и упражнений по синтаксису и пунктуации сложного предложения, учебник содержит материалы для повторения всего курса русского языка. Эти материалы даны в специальных разделах «Повторим орфографию», «Обобщение изученного в 5 9 классах» и «Повторение изученного при подготовке к государственной итоговой аттестации». Многие задания выполняются на материале текстов, что даёт возможность не только заниматься языком, но и совершенствовать свою речь, углублять знания о культуре, готовиться к сочинениям и изложениям (особое внимание обращается на подготовку к сжатому изложению). Если к тексту дано много заданий, вы можете выбрать из них 3 5. Также вы можете отдельные задания выполнять в классе, другие дома или работать по вариантам. В процессе занятий в ряде случаев вы будете использовать компьютер: готовить материалы для презентаций, слайды с опорными таблицами, схемами, примерами. Также вы можете работать с электронным приложением к учебнику. Прежде чем выполнять упражнения, обратитесь к опорным материалам (в них конспективно переданы теоретические сведения) и к материалам, иллюстрирующим изучаемое правило графически. Задания «Контролируйте себя!» помогут вам сформировать навыки самоконтроля.
Обратите внимание на приложение к учебнику, оно содержит памятки «Диалог с текстом» и «Как подготовить материалы для презентации», словарики орфографический («Пишите правильно»), орфоэпический («Произносите правильно») и толковый, а также список пунктограмм, изучаемых в 9 классе. К наиболее сложным задачам и упражнениям даны ответы, которые помещены в конце книги. По-прежнему вы встретите в текстах упражнений цифры, обозначающие различные виды разбора слов и предложений: 1 слово для фонетического разбора: вьюн 1. 2 слово для морфемного разбора: въезд 2. 3 слово для морфологического разбора: пишет 3. 4 предложение для синтаксического разбора: Мир освещается солнцем, а человек знанием. 4 5 слово для лексического разбора: свежий 5 хлеб. 6 слово для орфографического разбора: развивается 6. 7 предложение (или его часть) для пунктуационного разбора: Москва столица нашей Родины. 7 В учебнике используются условные обозначения, они помогут вам успешно организовать работу при выполнении задач и упражнений. Опорный материал Работа с использованием компьютера Задача Комплексная работа с текстом Диалог с текстом
Материал по развитию речи «Контролируйте себя!» Дополнительные задания К заданию есть ответ Авторы надеются, что этот учебник сделает вас настоящими ценителями, ревностными хранителями, друзьями и защитниками русского языка. Очень хотелось бы, чтобы занятия языком дарили вам радость новых открытий.
Русский язык богат, образен и точен. Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы с полной ясностью передать на русском языке. К. Паустовский 1. Прочитайте стихотворение русского поэта И. Бунина, написанное в 1915 г. К чему призывает поэт? СЛОВО Молчат гробницы, мумии и кости, Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный речь. Как вы думаете, почему слово Письмена поэт написал с прописной буквы? 2. Прочитайте, ведя диалог с текстом (см. соответствующую памятку на с. 275), отрывки из книги филолога В. Непомнящего «Для чего читать русскую классику». В тех местах, которые отмечены знаком //, сделайте паузу: попробуйте предугадать, что будет дальше, и только потом прочитайте, как у автора. Выпишите ключевые слова. Подготовьтесь к сжатому изложению. Слово есть величайшая сила, есть начало всякого дела, всякого созидания. Оно не игрушка и не дышло, которым можно вертеть как угодно; если оно не созидательно, то, как правило, // разрушительно, если не животворно,
то // убийственно. Евангельское «В начале было Слово» это не фраза, а // истина, и это можно показать // на опыте великой литературы, прежде всего русской… Слово великое чудо, подаренное человеку, и надо относиться к нему // как к священному дару. У нас филологию понимают как любовь к слову, в то время как logos это не только единица, текст, это слово, которое было вначале, порядок мироздания, Бог-отец, некий алгоритм, в котором всё движется. Необходимо осмыслить филологию как // любовь к логосу, а потом уже к слову как речевой единице… Если это постигать с самого начала, // то это принесёт неслыханную пользу. 1. Найдите средства связи между предложениями (однотематическую лексику, лексические и грамматические повторы, однокоренные слова, синонимы и антонимы (в том числе текстовые), местоимения, союзы). 2. Выпишите антонимы (в том числе текстовые). 3. Какое слово является причастием? А) осмыслить Б) подаренное В) относиться Г) священный 4. Сколько грамматических основ в первом предложении второго абзаца? 5. С помощью каких языковых средств автор выражает не только мысли, но и чувства, даёт эмоциональную оценку? 6. Докажите, что это текст публицистического стиля. 7. Подготовьтесь к выразительному чтению. 8. Напишите изложение или сочинение на одну из тем: «Надо относиться к слову как к священному дару», «Что такое филология», «Языковые средства выражения эмоциональной оценки», «Зачем надо изучать синтаксис». 9. Проанализируйте варианты сжатого изложения. Какова роль преобразований исходного текста, связанных с изучением синтаксиса? А) К слову надо относиться как к священному дару, потому что именно слово это величайшая сила, начало всякого дела, созидания. Надо ответственно, бережно пользоваться словом, так как оно может быть не только созидательным, животворным, но и, к сожалению, разрушитель-
ным, убийственным. «В начале было Слово (логос)» это истина, и в этом мы убеждаемся, когда думаем о значении великой русской литературы. Филологию надо понимать как любовь к логосу, то есть к тому слову, которое было в начале, к великому чуду, к порядку мироздания. Такое понимание слова принесёт каждому из нас неслыханную пользу. Б) Евангельское «В начале было слово» это истина, которая помогает нам понять, что слово (логос) надо воспринимать как священный дар, чудо, величайшую силу, как начало всякого дела, созидания, как порядок мироздания. Но если слово не созидательно, не животворно, то оно способно быть и разрушительным, и убийственным. Любовь к слову (логосу), о чём нам говорит филология, надо понимать как чувство ответственности за то великое чудо, которое подарено человечеству. Обращаясь к великой русской литературе, мы начинаем постигать всё то, что принесёт нам неслыханную пользу. 3. Прочитайте высказывание Л. Толстого, ведя диалог с текстом (здесь и далее см. соответствующую памятку). Слово дело великое. Великое потому, // что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить // вражде и ненависти. Берегитесь от такого слова, // которое разъединяет людей. 1. В каком значении употребляется в этом высказывании слово? 2. Напишите небольшой текст и вставьте в него слова Л. Толстого, используя один из способов цитирования. 4. Прочитайте эпиграф на с. 6. Какие примеры вы можете привести для подтверждения высказывания русского писателя К. Паустовского? Художник слова обладает почти неограниченной свободой в выборе языковых средств. Тем не менее свобода эта не беспредельна. Она сопряжена с особой ответственностью пиэпиграф 5. Прочитайте текст. Выпишите ключевые слова.
сателя за высокую культуру отбора и использования средств соответственно целям творчества. Язык в художественной литературе это средство изображения, выражения и преобразования как явлений действительности, так и самого языка, на котором мы говорим друг с другом. Это средство воплощения языковых образов, которыми литература говорит со всем миром на своём национальном языке. Переводить такие образы на другой национальный язык иногда исключительно трудно. Ведь дух языка, его прелесть заключены и в его звуках. Пушкинские слова очей очарованье, презренной прозой, хлебниковские леса обезлосели или баклажаны бока отлежали у Новеллы Матвеевой спаяны и смыслом, и синтаксисом, и фонетикой. Вероятность же того, что в каком-то другом языке слова с этими значениями окажутся настолько же близкозвучными, ничтожна. Язык художественной литературы учит всех нас бережному и творческому отношению к родному языку воплощению и приумножению богатств памяти народной. (Из «Энциклопедического словаря юного филолога») 1. На какой вопрос нет ответа в тексте? А) Чем является язык в художественной литературе? Б) Почему трудно переводить произведения русских писателей на другие языки? В) На какие языки переведены произведения А. С. Пушкина? Г) Чему учит нас язык художественной литературы? 2. Подберите синонимы к прилагательным: беспредельный, бережный. 3. Сравните слова-паронимы бережный бережливый. Придумайте с ними словосочетания или предложения. 4. Замените словосочетания языковые средства, народная память синонимичными с подчинительной связью управление. 5. Выпишите сложные предложения, в которых средством связи придаточного с главным является союзное слово который. Составьте схемы этих предложений. 6. Объясните знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. 7. Объясните написание слов беспредельный, использование, приумножение, преобразование, заключены, спаяны. 8. Выполните творческое задание по выбору. Напишите: а) сжатое изложение, б) сочинение (прокомментируйте, как вы понимаете мысль, выраженную в последнем предложении).
6. Прочитайте отрывки из статьи Е. Лебедева «Великий сын России». Докажите, что это текст публицистического стиля. Подготовьтесь к изложению. Выпишите ключевые слова. Составьте план текста. XVIII век требовал от поэтов прежде всего строгого соблюдения «правил», предписанных теоретиками каждому литературному жанру, а также неукоснительного следования непререкаемым «образцам» (знаменитый «принцип авторитета» в искусстве классицизма). Критики обрушивались на такие ломоносовские выражения, как священный ужас, пламенные звуки и т. п., считая их противоестественными, алогичными, «неправильными». Апологеты, приняв поэзию Ломоносова за недосягаемый образец великолепия, пышности, громкости, слепо копировали эти её качества в своём творчестве. Но и те и другие оставили без внимания главный (нравственный) урок, преподанный им русским писателям и читателям. Обращаясь к молодым научным силам России, Ломоносов писал: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля… не почитайте». Но не только в науке Ломоносов сознавал неповторимость, принципиальную новизну своего дела. Он и в поэтическом творчестве исходил из самобытности того содержания, которое ему предстояло воплотить… Ощущение мощи своего духа, который в состоянии «одним взглядом охватить совокупность всех вещей», ясное понимание самобытности того дела, которое он намерен воспеть, сознание абсолютной новизны тех истин, которые открыты его внутреннему взору, именно с этим входил Ломоносов в поэзию, именно это он пронёс в своих стихах через всю жизнь и оставил потомкам. Именно это и не разглядели в нём его современники. И лишь следующее поколение русских поэтов в лице великого Державина, человека мощной и неповторимой индивидуальности, по достоинству оценило эту решающую черту ломоносовского гения: Неподражаемый, бессмертный Ломоносов! 1. Объясните значение слов апологеты, алогичный. 2. Запишите последний абзац. Найдите средства связи между предложениями (однотематическую лексику, лексические и грамматические повторы, частицы именно, лишь, местоимения, союзы).
3. Найдите в тексте языковые средства, которые передают не только мысли, но и выражают отношение, дают эмоциональную оценку (оценочную лексику, повторы (лексические и грамматические), ряды однородных членов, цитирование). 4. В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование? А) неповторимая индивидуальность Б) недосягаемый образец В) самобытность содержания Г) искусство классицизма Д) оставил потомкам 5. Сколько грамматических основ в первом предложении последнего абзаца? 6. Какими примерами из текста можно подтвердить правила написания не с разными частями речи? 7. Объясните написание слов бессмертный, преподанный, предписанный. 8. Выпишите из первого абзаца причастные и деепричастные обороты. Замените их в тех случаях, когда это уместно, придаточными предложениями. Запишите сложные предложения. Сравните синонимичные конструкции. 9. Составьте схемы двух сложных предложений. 10. Напишите изложение (подробное или сжатое) или сочинение на одну из тем: «Неподражаемый, бессмертный Ломоносов», «Великий сын России», «Языковые средства выражения отношения, эмоциональной оценки», «Особенности текста публицистического стиля». 11. Подготовьтесь к выступлению о значении М. Ломоносова в истории русской культуры на уроках-семинарах или конференции. Отберите материалы для презентации (здесь и далее см. соответствующую памятку на с. 277). 7. Запишите строки Ф. Тютчева, посвящённые Ломоносову. Объясните знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. Да, велико его значенье Он, верный русскому уму, Завоевал нам Просвещенье… 1. Почему Просвещенье пишется в этом контексте с большой буквы? 2. Подберите синонимы к словам велико, верный. 3. Запишите ряд слов с корнем свет-.
ПОВТОРИМ ИЗУЧЕННОЕ В 8 КЛАССЕ 8. Прочитайте, ведя диалог с текстом. Как можно его озаглавить? Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются // яркие пятна раскрашенных клёнов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз // пожелтевшие лёгкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами // опавшая сухая листва. Кое-где краснеет // шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличут высоко в небе пролетающие // косяком журавли. (И. Соколов-Микитов) 1. Выпишите грамматические основы предложений, подчеркните их. Укажите, чем выражены главные члены предложения. 2. Объясните подчёркнутые орфограммы. 3. Найдите в тексте три разных по строению словосочетания и разберите их. 9. Опираясь на схемы, вспомните правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Приведите примеры. П у н к т о г р а м м а «Тире между подлежащим и сказуемым»: сущ. сущ. инф. инф. числ. числ. сущ. инф. сущ. числ.
10. Прочитайте и запишите высказывание. Объясните постановку тире. Книга это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги мир дикарей… (Н. Морозов) Подтвердите примерами утверждения, содержащиеся в данном тексте. 11. Как нужно пунктуационно оформить предложение Он хоккеист, чтобы подчеркнуть, что именно он (а не кто-то другой) увлекается хоккеем или что он хоккеист, а не футболист? П у н к т о г р а м м а «Запятая в сложном предложении с союзом и»: , и . 12. Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания, подчеркните грамматические основы. Определите, какими видами односоставных предложений являются части сложных. 1. Её знобило и она куталась в платок. 2. С запада прояснилось и чистая заря долго горела над лугами. 3. Перепадали частые дожди и на берёзовых листьях появилась первая желтизна. 4. Леонтьев любил немного посидеть на стройке и полюбоваться работой плотников. 5. Чёлн очень узок лёгок поворотлив на нём можно пройти по самым мелким протокам. (К. Паустовский) 1. Сделайте синтаксический разбор 2-го предложения, объясните его пунктуационное оформление. 2. Как отличить сложное предложение от простого с однородными сказуемыми? Подготовьте сообщение, отберите материалы для презентации.
13. Запишите, что сказал Н. Рерих о своём учителе, художнике Архипе Ивановиче Куинджи. Подчеркните грамматические основы предложений. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединённа, и только ближайшие ученики знали глубину души его… Одна из обычных радостей его была помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло это благодеяние. Неповторима была вся жизнь его. 1. Найдите средства языковой выразительности (оценочную лексику, эпитеты, лексические повторы, антонимы, инверсию, ряды однородных членов). 2. Объясните значение слова благодеяние. Запишите ряд слов с корнем благ-. 3. В каких словосочетаниях связь иная, чем управление? А) глубина души Б) Учитель жизни В) ближайшие ученики Г) помогать бедным Д) частная жизнь 4. Сколько грамматических основ в предпоследнем предложении? 5. Составьте схемы сложных предложений. 6. Выпишите слова, словосочетания, с помощью которых автор выражает не только мысли, но и чувства, эмоциональную оценку. 7. Объясните орфограммы и пунктограммы. 8. Напишите сочинение на одну из тем: «Неповторима была вся жизнь его», «Он был великим Учителем жизни». 14. Прочитайте, ведя диалог с текстом. Укажите средства связи между предложениями, между абзацами. Подготовьтесь к изложению. Выпишите ключевые слова. Пейзажная живопись это не только портрет природы и не только // эмоциональный отклик художника на родные просторы. Пейзаж это прежде всего душа народа, его дух, его миросозерцание, что и придаёт ему, как жанру, характер национального. Духовная созерцательность русского пейзажа и определяет его принципиальное отличие
от своего европейского аналога, несмотря на внешнюю стилистическую и формальную близость. Куинджи умеет почувствовать и передать огромность мира, его // необъятность и бесконечность. Он выстраивает композицию так, чтобы она и воспринималась зрителем как часть целого. Вот эту целостность огромного окружающего нас мира и подчёркивает всегда художник, независимо от избранного мотива и даже характера освещения. Да и сам этот характер освещения никогда не был для Куинджи самоцелью. Его интересовали не световые эффекты как таковые, а // жизнь света, его воздействие на окружающий мир, который меняется в нашем восприятии в зависимости и от силы света, и от времени суток. Мир, преображённый светом, вот по сути главный объект художественного внимания Куинджи. (М. Петрова) 1. Выпишите слова, которые входят в тематическую группу «Художник. Картина». 2. Объясните значение слов аналог, объект. 3. Запишите последний абзац, подчеркните грамматические основы предложений. Объясните орфограммы и пунктограммы. 4. В каком словосочетании связь иная, чем согласование? А) световые эффекты Б) преображённый светом В) пейзажная живопись Г) эмоциональный отклик 5. Напишите изложение или сочинение (прокомментируйте в тексте-рассуждении мысли, выраженные в двух первых предложениях). 15. Рассмотрите схему и вспомните обобщённое правило постановки запятых между однородными членами. Приведите примеры. П у н к т о г р а м м а «Запятая между однородными членами предложения»: и и, или, либо, да (=и)
Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета
§ 2. Правописание приставок
Приставка
, префикс (от лат. praefixus
«прикрепленный впереди») — часть слова перед корнем. В русских словах перед корнем может быть от 1 до 3 приставок: вз-дрогнуть, при-со-единиться, по-при-от-крыватъ.
Большинство русских приставок совпадают по форме и отчасти по значению с предлогами (бездорожный — без дороги, отглагольный — от глагола, исподнизу, исподлобья — из-подо лба), частицами (неявившийся — не явиться). Среди приставок русского языка имеется некоторое количество заимствованных: а
в значении «не», анти —»против», архи — «очень», контр — «против», пан —»весь», суб — «под», транс — «через»
и др.
2.1. Правописание неизменяемых приставок
Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать. Список неизменяемых приставок смотрите в таблице:
окликнул, остановка, осадок, онеметь | ||
добраться, дойти, догадка | ||
поверье, подворье, порезать, полагаться | ||
проварить, пробел, проделка, произрастать | ||
В особом значении: (значение родства) прабабушка, праязык | ||
нападение, накрыть, нагнать | ||
задаваться, заключенный, забрать, забить | ||
НАД- (НАДО-) | надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться | |
ПОД- (ПОДО-) | подтаять, подточить, подсказать, подождать | |
ОТ- (ОТО-) | отдать, отдых, отодвинуть, открыть | |
ОБ-(ОБО-) | обстричь, обточить, обтереть, обойти | |
В- (ВО-) | всласть, вшить, вцепиться, вовлечь | |
ПРЕД- | председатель, предшественник, предрешать | |
ПЕРЕ- | перегной, перелить, перекос | |
С- (СО-) | сдвинуть | Нет приставки в словах: |
2.2. Правописание приставок на…з — …с
В русском языке есть приставки, в которых происходит чередований букв З
и С
:
БЕЗ- / БЕС- , РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС- (ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-)
Во..кликнуть; по ни..ходящей; ..делать; ра..жигать.
Выбор согласной осуществляется по следующему правилу:
2.3. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Слова, начинающиеся на пре-
и при-
, имеют в русском языке разное происхождение.
Одни пришли из латыни. В таких словах латинская приставка prae-
стала частью русского корня (президент, президиум, презумпция, предикат, премировать, претензия, претендент, префект, прецедент, препарат, презентация). Русский язык заимствовал и латинские слова с корнем, начинающимся на при (приоритет, привилегия, приватный).
Другие имеют старославянское происхождение. Для них характерна славянская приставка пре-
, которую часто включают в современный корень (препятствие, преставиться, преимущество, прекрасный). В языке эти слова сохраняют книжный характер.
Наконец многие слова с пре-
и при-
имеют собственно русское происхождение.
Понятно, что составить ясное правило для всех случаев невозможно. Поэтому предлагаемое ниже орфографическое правило подходит преимущественно для слов, в которых значение приставки ясно угадывается.
Запомним некоторые случаи: | |
придать форму, блеск | предать друга, мечты |
2.4. Правописание гласных в приставках НЕ- и НИ- в
неопределенных и отрицательных местоимениях,
местоименных отрицательных наречиях.
Примечание.
Правило распространяется на слова других частей речи в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений и наречий: ничегонеделание, ничтожный, никчемный, никудышный, вничью.
2.5. Правописание согласных на стыке приставки и корня.
Пере + сказ = пересказ (-с-)
рас + сказ = рассказ (-сс-)
рас + ссориться = рассориться (-сс-)
Запомните:
расчет (рас + чет), но: рассчитать (рас + считать);
бессчетный (бес + с + чет).
В словах разевать, разинуть, разорить
пишется одна 3.
Правильное написание словарного слова «бессмертный», которое содержит удвоенные согласные, с сомнительными буквами:
бе
сс
мертный
Следует запомнить, что словарное слово «бе
сс
мертный» пишется с буквами «е
» и «сс
«.
Слова-образы для запоминания:
Каще
й — бе
сс
мертный
ве
чный — бе
сс
мертный
нетле
нный — бе
сс
мертный
В словах-образах буква, которая является сомнительной в словарном слове «бессмертный», находится под ударением. Поэтому, чтобы правильно написать словарное слово «бе
сс
мертный», необходимо вспомнить слово-образ «Каще
й» и другие подобные слова-образы.
Словосочетания и предложения с другими словами:
Бесс
мертный расс
каз класс
ика.
В расс
еянном тумане появились очертания бесс
мертного воина.
Бесс
трашие порождает бесс
мертие.
Объединение словарного слова в словосочетания и предложения с другими словарными словами, у которых сомнительной является та же буква, позволяет запомнить написание сразу нескольких слов.
Фразеологизмы и цитаты со словарным словом:
Знаю, что душа бессмертна
, но не знаю как. (Афоризм,
Человек смертен, и его единственная возможность стать бессмертным
состоит в том, чтобы оставить после себя нечто бессмертное
. (Афоризм,
Никто из нас еще не родился бессмертным
, и, если бы это с кем-нибудь случилось, он не был бы счастлив, как это кажется многим. (Афоризм,
Фразеологизмы и цитаты со словом «бессмертный» помогают запомнить написание словарного слова в интересном выражении.
Стихотворения со словарным словом для запоминания:
Не свет ли в них погаснувших веков?
Зеленый мох, как жизни знак бессмертный
,
Весною изумрудною горит,
И ветер с веткой сакуры рассветной
О жизни и о смерти говорит…
(Стихотворение Наби Хазри)
Чтоб желтый цвет безумного ван Гога,
Его бессмертный
, интенсивный цвет,
Cтал музыкой, потребовалось много
Холста и краски, сплетен и клевет.
(Стихотворение Александра Межирова)
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина, бессмертный
,
Хлебный колосок.
(Стихотворение В. Орлова)
Чтение стихотворений с использованием словарного слова с удвоенными согласными – увлекательный способ запоминить правописание слова.
Смотрите также в орфографическом словаре:
Бессмертный — как пишется слово, постановка ударения
правописание или как правильно написать слово, ударные и безударные гласные в нем, различные формы слова «Бессмертный»
Смотрите также в толковом словаре:
Бессмертный — что значит слово, его толкование и смысл
определение и значение, объяснение смысла и что означает слово
Бессмертный, -ая, -ое; -тен, -тна. 1. Не подверженный смер…
Другие словарные слова по теме «качество».
Задание 4.
Правописание приставок.
Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от …
В русском языке выделяют три группы приставок.
1. Неизменяемые приставки.
За-, до-, на-, в-, во, вы-, над-, пере-, по-, под-, об-, с- и
другие.
Они пишутся ТРАДИЦИОННО, в соответствии с
морфологическим принципом, т.е. НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ НА
ПИСЬМЕ, хотя произносятся по-разному.
Заехать, донести, подбежать, надкусить, выход, объехать, сжечь.
Приставка С относится к неизменяемым приставкам. Ее
написание не зависит от последующей согласной корня:
Сгиб, сделать, сбросить.
Если вы видите в слове приставку, состоящую из одной буквы,
и выбираете между написанием С- и З- в ней, смело пишите С-,
так как приставки З- в русском языке нет.
В словах ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ,
ЗДРАВСТВОВАТЬ, ЗГИ не приставки: буква З входит в состав
корня.
Примечание!
2. Приставки, оканчивающиеся на З и С.
Без – бес, воз – вос, вз – вс, из – ис, низ – нис, раз – рас, роз – рос,
чрез – чрес, через – черес.
Написание этих приставок зависит от звонкости – глухости
последующего звука.
а) приставка на –З
— перед гласными (беЗЫдейный, раЗУзнать)
— перед звонким согласными (раЗДать, беЗДельничать)
б) приставка на –С
— перед глухими согласными (вСПоминать, раСТереть)
Звонкие (парные) б, в, г, д, з, ж
Глухие (парные) п, в, ф, т, с, ш
Звонкие непарные (сонорные) р, л, м, н, й
Глухие непарные – х, ц, ч, щ.
Примечание: в словах близсидящий, близстоящий,
низкий, низший пишется буква З, т.к. близ- и низ-
являются корнями.
3. Приставки, написание которых зависит от лексического значения. ПРЕ- и ПРИ-
Приставка ПРИ-.
1. Приближение: приехать, прибыть
2. Присоединение: приклеить, прибить.
3. Неполнота действия: привстать, прикрыть
4. Близость, нахождение рядом с чем-то: прибрежный, пришкольный.
5. Действия, совершаемые в своих интересах: припасти
Приставка ПРЕ-
1. = очень: предлинный, премудрый
2. = ПЕРЕ: преградить, преступник
Правописание ПРЕ- и ПРИ- в словах с неясным значением.
Омофоны («фонетические близнецы») – слова, которые произносятся одинаково, но пишутся с приставками ПРЕ- и ПРИ- по-разному в зависимости от значения слова.
1. Пребывать в городе (находиться) – прибывать в город (приезжать)
2. Предавать друга (выдавать) – придавать значение (прибавлять)
3. Предел терпения (граница) – придел к дому (пристрой)
4. Преемник отца (продолжатель дел) – включить приёмник (радио)
5. Презирать трусов (относиться без уважения) – призреть сироту (проявить заботу)
6. Прекрасный день (очень красивый) – приукрасить достижения (украсить)
7. Преступить закон (нарушить) – приступить к работе (начать)
8. Претворить мечту в жизнь (осуществить) – притворить дверь (прикрыть)
9. Преклоняться перед талантом (уважать) – приклоняться к земле (наклоняться)
10. Превратности судьбы (перемены) – привратник (сторож)
11. Претерпеть невзгоды (перетерпеть) – притерпеться к невзгодам (привыкнуть)
12. Преходящий успех (временный) – приходящая няня (пришедшая на время)
1. Найдите в тексте глагол с неизменяемой приставкой.
Опять раздалось озеро. Заплескалось в прежних берегах. Раскинуло
голубую прохладу во все стороны.
2. Найдите слово с приставкой, правописание которой зависит от
звонкости/ глухости следующего за ней согласного.
1) покривившейся 2) проанализируйте 3) догадаться 4) испуганно
3. Найдите слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.
1) завернув 2) вплотную 3) прислушался 4) подсказать
4. Найдите слово, в котором правописание приставки зависит от
звонкости /глухости следующего за ней согласного.
1) обход 2) разливалось 3) спала 4) вперёд
5. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки зависит
от лексического значения.
Сергей Федорович долго подкрадывался коленям, а они не чуяли и не
слышали его приближения. Подкрался он к ним из-под горы совсем близко, и,
наблюдая в бинокль одну оленуху, заметил, что она отбилась от стада и
скрылась в кустах, где бежит горный ручей.
1. Выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.
Я развязал его неизменный золотой шарф, заставил Маленького принца
выпить воды. Он чересчур серьезно посмотрел на меня. Было слышно, как
бьется его сердце, словно у подстреленной птицы.
2. Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.
Я сдержал слово, присел отдохнуть и выпил воды. Дышалось легко. На
рассвете песок становился золотой, как пчелиный мед. И от этого я тоже был
счастлив и слегка подпевал Маленькому принцу.
3. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «неполнота действия».
— Есть такое твердое правило, — позднее приоткрыл мне тайну Маленький
принц. – Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в
порядок свою премиленькую планету.
4. Выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от последующего согласного звука.
Ведь для короля важно, чтобы ему повиновались беспрекословно.
Непокорства он бы не потерпел. Это был абсолютный монарх. Но он был
предобрый, а потому отдавал только разумные приказания.
5. Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от его лексического значения.
Взрослые очень любят цифры. Если сказать им: «Маленький принц
прилетел с планеты, которая называется астероид В-612», — это убедит их в
его существовании, и они не станут докучать вам своими расспросами и по-
прежнему будут пребывать в мире своих взрослых интересов.
6. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «очень».
Я боюсь стать таким, как взрослые, которые преспокойно себе существуют и которым ничего не интересно, кроме цифр. Поэтому я приобрел себе ящик с красками и цветные карандаши.