Преклонить колени как пишется и почему

Кто перед кем, перед чем выражать глубочайшее уважение, почтение, восхищение. имеется в виду, что лицо или группа лиц х испытывает
кто [перед кем, перед чем]

Выражать глубочайшее уважение, почтение, восхищение.

Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) испытывает чувство благоговения, почтительности, основанное на признании значительных, выдающихся достоинств, заслуг, высоких качеств другого лица или другой группы лиц (Y), предметов или понятий (Z). Преимущественно о мужчинах. Говорится с одобрением. книжн.X преклоняет колени [перед Y-ом <Z-ом>].
Обычно глагол сов. в.
Обычно в роли сказ.
Порядок слов-компонентов нефиксир.

⊙ Нет собора с электрическими свечками, с древней лепкой <…>. Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного. В. Астафьев, Домский собор.- Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени, — повторяла нараспев поэтичная матушка, когда мыла в квартире пол или мокрой газетой оттирала по весне пыльные окна — то была её едва ли не единственная обязанность по дому — и завораживала, гипнотизировала и заговаривала детское сознание, навсегда отрезая послушному сыну губительные пути в геенну жизненного постмодернизма и шутовских экспериментов и благословляя его на служение отечественной народолюбивой идее. А. Варламов, Купавна.

⊛ — Он — мой противник, Тарг. И ты знаешь: либо он преклонит колени и обретёт отца, либо двери всех домов перед ним останутся закрыты. А. Маслов, Голубая Саламандра.

В жизни актёр главным богатством считает любовь и, несмотря на постоянство в браке, готов преклонить колени перед каждой женщиной. Актёры России, 2000.

На Востоке говорят так. Мужчина только дважды может опуститься на колени. Когда останавливается у родника, чтобы напиться. И ещё он может преклонить колени перед красотой женщины! (Реч.)

Несмотря на сильный мороз, на торжества собрались многие жители города, гости из Москвы, Софии и Ростова-на-Дону. Курсанты выходят на плац и одновременно с доведением приказа о присвоении им лейтенантского звания снимают курсантские погоны, а под ними — уже офицерские. Сняв головные уборы, преклонив колени, прощаются они с факультетом <…>. Вятский край, 2002.

Память павших воинов собравшиеся почтили, преклонив колени. Церковный Вестник, 2002.

Владимир Владимирович преклонил колено, на его левое плечо лёг тяжёлый средневековый меч и — всё: отныне и навеки он теперь является «рыцарем Шпандау». Русская Германия, 2000.

⊜ — После стольких проблем, которые она создала тебе в жизни, после такого к тебе отношения ты ещё преклоняешь перед ней колена. Ты просто ненормальный. (Реч.)

⊝ — Если вам это действительно удастся сделать, я преклоню перед вами колени. (Реч.)

культурологический комментарий:
фразеол. восходит к древнейшим архетипическим оппозициям «мужчина — женщина», «высокий — низкий».
Компонент фразеол. преклонять/преклонить соотносится с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом культуры как совокупностью знаний о различных аспектах жизнедеятельностью человека, в т. ч. о его действиях, поступках, выражающих определённое отношение к явлениям, объектам действительности; компонент колени соотносится с соматическим, т. е. телесным, кодом культуры.
В основе создания образа фразеол. лежит метафора, уподобляющая действие, выражающее почтительное, уважительное, благоговейное отношение к кому-л., к чему-л., действию, обозначающему «опуститься, стоять на коленях перед кем-л., перед чем-л.». ср. также выражения снимать шляпу перед кем-л., склонять голову перед кем-л., перед чем-л.
В создании образа фразеол. участвуют представления о ритуальных и обрядовых действиях, связанных с церемонией коленопреклонения (букв. «стояния на коленях»), символически осмысляемой как традиционный способ выражения почтительности. Во времена феодализма человек преклонял колени перед своим господином, хозяином. Он клал руки между ладонями своего повелителя и приносил присягу, обещая быть настоящим и верным слугой. Это называлось воздаянием чести. В царской России ритуал коленопреклонения осуществлялся при церемонии возведения монарха на престол: подданные должны были преклонить перед ним колени и дать клятву быть воистину верными и преданными слугами.
фразеол. выступает в роли символа выражения почтения к кому-то более значительному, важному. Высшей степенью уважения является почитание. Вот почему с древнейших времён у людей вошло в обычай преклонять колени перед своим богом и воздавать ему честь. см. библейские тексты: «Приидите, поклонимся, и припадем, преклоним колена (выделено мною. — И. З.) перед лицем Господа, Творца нашего» (Пс. 94: 6).
В образе фразеол. дошли до нас представления о типично мужском поведении, источником которых является и культура Средневековья, в которой образцом идеального мужчины был рыцарь. Коленопреклонение имело особое значение в обряде посвящения воина, оруженосца в рыцари. Пройдя соответствующие испытания, воин давал клятву в том, что посвятит свою жизнь служению рыцарским добродетелям, после чего он преклонял колено перед главным магистром ордена или перед своим сюзереном, который и посвящал его в рыцари. К числу рыцарских добродетелей относили безусловную верность церкви и сюзерену, а также обязательное при дворе благородное отношение к аристократическим дамам. В знак выражения безграничной преданности, верности, обожания и любви рыцари вставали перед своими дамами сердца на колени, моля, прося о снисходительности и внимании с их стороны.
В современной культуре ритуальное действие — коленопреклонение — используется в торжественной процедуре принесения присяги на верность Родине в армии, когда после произнесения клятвы призывник (курсант) встаёт на одно колено — преклоняет колено — и целует знамя.
фразеол. в целом выступает в роли символа высшей степени почитания, уважения, восхищения.
Сходные образные выражения в других европейских языках свидетельствуют о древности образа; ср. англ. to bend (to bow) the knee to smb., to smth., to kneel before smb., before smth.
автор:
И. В. Зыкова

Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс.
.
2006.

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА,

ПОСВЯЩЕННОГО

ДНЮ УЧИТЕЛЯ

«УЧИТЕЛЬ!

ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ ПОЗВОЛЬ СМИРЕННО
ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ!»

01.¯ Позывные начала праздника.

Ведущие.

1.

Любой отец, зайдя однажды в школу
На перемене, скажет: «Во, дурдом!
Сюда я, если только по приколу,
Ещё зайду. Наверное… Потом…»

2.

А тем учителям, кто выбрал этот
Тяжёлый труд (не скажем: «тяжкий крест»),
Родная школа – это лучик света,
Любимое из всех возможных мест.

3.

Что можем сделать мы? Увы, немного,
Но в этот день осеннего тепла
Поздравим наших славных педагогов,
Сказав им благодарности слова.

4.

Пусть, их услышав, кто-то улыбнётся,
И мир кому-то станет чуть светлей.
Слова любви, — вот всё, что остаётся
Для наших дорогих учителей!

 НА СЦЕНУ В ТАНЦЕ ВЫХОДИТ ВЕНЕРА, 

ЗАТЕМ МЕЧТАЮЩАЯ УЧЕНИЦА С ПОРТФЕЛЕМ В РУКАХ.
СТАЛКИВАЮТСЯ

02.¯ «Осенний блюз».

ВЕНЕРА.                               

Ну что, друзья мои,
какие вести?

Какой у нас сегодня
на день план?

Моя работа – это дело
чести.

Должна я знать, что в
каждой есть из стран:

Где праздники, где
радость, где несчастья?

Узнав всю информацию,
скажу,

Где солнца ждать иль
будет где ненастье.

Должна я знать, что я
за всем слежу!

ОБРАЩАЯСЬ К УЧЕНИЦЕ

Вот вы зачем пришли?

Вы что-то потеряли
иль нашли?

УЧЕНИЦА.

Из УВК я, школьница,

Пришла с уведомленьем.

Венера, неужели  не в
курсах,

Что школы и гимназии,
лицеи –

Все отмечают День
учителей?

Прекрасная, вновь
буду повторять…

Поздравь всех тех,
кем мы так дорожим!

Без помощи твоей нам
и не выжить,

В журнале двоек нам
не миновать!

ВЕНЕРА.

Пойдем, поговорим,
раз ты так просишь.

Ну что ж, давай
рассказывай, делись.

Но только с чувством,
с толком, с расстановкой.

Как там? Учу…
учи…учителя…

Скажи-ка мне, ну кто
это такие?

УЧЕНИЦА.

Они, Венера, все в
трудах, заботах,

В ночь до утра
тетради проверяют…

Ошибки все находят и
порой

Нам ставят нехорошие
оценки.

ВЕНЕРА.

Так я их лучше строго
накажу!

Я верю, педагоги
надоели!

УЧЕНИЦА.

О нет, прошу! Поверь,
красавица Венера!

Те люди лучше ангелов
с небес:

Серьезный взгляд, но
очень кроткий нрав.

Они весь день работают
на школу:

Как подобрать получше
материал,

Как провести урок
поинтересней –

Все это на плечах
учителей.

Все дело в том, что
эти люди

Ну, очень детям всем
хотят помочь

И научить всему, что
только могут.

ВЕНЕРА.

Никак я не пойму и не
возьму я в толк,

Зачем им это надо!
Что ж, ну ладно.

Так что, они
действительно умны?

УЧЕНИЦА.

О да! И добродушны,
милосердны,

Мы очень любим их!
Благодарим,

И восхваляем, и поем,
бывает.

Смотри сама, вот и
ученики…

03.¯ Песня «С Днем учителя
поздравляем…»

Утром в любую погоду он спешит на урок:

Снова зачёты и тесты,

Планы работы на месяц,

И неизменный школьный звенит звонок.

С днём учителей от души поздравляем,

Благодарность нашу мы просим принять!

Учеников вам послушных желаем,

Чтобы вашу мудрость смогли перенять.

Венера.

Прекрасно! Просто молодцы!

Наверное, учителя такие,

Какими ты мне всех их
описала.

Но что могу я сделать
в этот праздник?

У вас все карты,
милые мои!

УЧЕНИЦА.

Но я хочу для них
большой подарок,

Сюрприз! Ведь ты должна помочь.

Придумай что-нибудь!
Ну, ты же можешь!

ВЕНЕРА.

Конечно, милая, я
ведь совсем не прочь…

Аплодисменты малышам

От них — сюрприз
учителям!!!

04.¯ Минусовка песни о школе.

Выход первоклассников»

1.

Сегодня педагогов поздравляем

С известным в мире Днем учителей.

Мы вам успехов и добра желаем,

Талантливых, способных вам детей!

2.

Пусть светятся улыбкой ваши лица

И праздник озарится пусть добром.

И залетит к вам в гости счастья птица,

Счастливым пусть взмахнет своим крылом!

3.

Мы от души желаем вам свершений

И достижений высших из вершин.

Пусть меньше будет в жизни огорчений,

Для радостей побольше вам причин!

4.

Спасибо вам, что выбрали профессию,

Которая несет учения свет!

И за нескучные уроки интересные,

За то, что знаете на всё всегда ответ!

5.

Мы любим вас, хотя порой шалим.

Простите нас, пожалуйста, за это!

Мы вас за всё, за всё благодарим,

И лучше нет учителей на свете!

6

Желаем вам учеников прилежных,

Зарплат высоких, творческих идей

И на работе дней только успешных,

Чтобы гордились вы профессией своей!

7.

Желаем вам много терпенья и счастья,

Послушных детишек и море цветов,

Удач, исполнения желаний прекрасных,

В ваш адрес приятных и ласковых слов.

8.

Добра в коллективе и в классе порядка,

Идей, креатива вам целый багаж,

Беспечного мира, живите счастливо,

Учитель – и друг, и советчик  вы наш!

9.

Пожелаем мы учителям

Утешенья за нервы и встряски.

Мир и радость их светлым домам,

Как в награду за чуткость и ласку.

10.

Адекватных условий труда

И нормальной, достойной зарплаты.

Обращаются пусть к вам всегда

Любопытные детские взгляды.

11.

Вы учили нас главному
– жить благородно,                                                            

Созидая, творить свои
судьбы достойно,                                                             

К цели твердо идти
через бури, ненастья,                                                     

Жизнестойкими быть и
бороться за счастье!

12.

Поздравляем вас, учителя!

С Днем учителя всех педагогов!

Вами славится наша Земля,

А профессия ваша — от Бога.

05.¯Танец.

13.

О педагогах слов придумано
немало,
Но мы хотим ещё раз повторить:
Учитель для детей – судьбы начало!
Настал момент вам песню подарить.

06.¯ «Девчонки, мальчишки – сплошные
шалунишки
» —
1 класс.

1.

Если дождик на дворе,

Если лужи в сентябре,

Если сильный снегопад,

Если ты не рад.

Если бросили друзья,

На работе вся семья,

Ты грустишь, и вот тогда

Мы их зовём сюда.

———ПРИПЕВ:——-

Девчонки, мальчишки

Сплошные шалунишки.

Они читают книжки

И весело живут.

Девчонки, мальчишки

Опять грызут коврижки.

Смешные, даже слишком

И песенки поют.

——————

2.

Если в доме кавардак,

Кто-то лазил на чердак,

Кто-то привязал к хвосту

Бабочку коту.

Если дом ваш не узнать,

Вам пора об этом знать,

Значит, были здесь друзья

Так скажу вам я…

        ПРИПЕВ:

Сплошные шалунишки.

Они читают книжки

И весело живут.

Девчонки, мальчишки

Опять грызут коврижки.

Смешные, даже слишком

И песенки поют.

——————

Подтяни скорей штанишки

Разве ты не шалунишка?

Где твой имидж? Где твой шарм?

И на сцене мы без мам!

Мы – артисты, сцена, роли,

Скоро едем на гастроли.

Только выучим слова

Нас узнает вся Москва

———ПРИПЕВ:——-

Девчонки, мальчишки

Сплошные шалунишки.

Они читают книжки

И весело живут.

Девчонки, мальчишки

Опять грызут коврижки.

Смешные, даже слишком

И песенки поют.

07.¯Минусовка песни
о школе. Уход хора.

ВЕНЕРА.

Какие милые детишки!!!

А ведь и я когда-то была маленькой озорной девчушкой с огромными
бантами и в коротеньком платьице. А если вспомнить, как отвечала на уроках…
Иногда такое несла, что учителям нужно было иметь ангельское терпение, чтобы
это вынести.

08.¯ Минусовка
песни о школе.

/Выходят

учитель
истории с указкой и журналом и ученик/

СЦЕНКА
«УРОК ИСТОРИИ»

Учитель.

Детвора, к истории готова?
Отвечает…Венера Иванова!

/Выходит
Иванова/

Учитель.

Расскажи о Первой мировой войне.

Вопрос тебе понятен?

Иванова.

Вполне… Ну-у…Началась война… Давно…

Учитель.

Когда?

Иванова.

Ну-у в общем – то…Совсем давно…

Учитель.

Ты вспомни, вспомни! Соберись!

И на вопрос ответить потрудись!

Иванова.

Ну-у… Там… Какой-то фараон…

По-моему… Наполеон …

Хотел весь мир завоевать

И…Начал войско собирать.

Учитель.

А ты не перепутала век?

Иванова.

Нет! Я нормальный человек !

И вы нас этому учили,

И на уроке говорили…

Учитель.

Я? Говорила такой бред?

Ну…Ладно…продолжай ответ …

Иванова.

Ну-у…Вот собрался он в поход…

Учитель.

Кто?

Иванова.

Чингисхан…Весь наш народ

Он вероломно захватил…

 И сразу в рабство …обратил…

И так мы долго… В рабстве жили

И, прямо скажем, не тужили!

Но вот пришел удельный князь

И…перестройка началась…

Учитель.

А…как же, все-таки, война…

Иванова.

Война? Ах…да…была война…

Ну-у…да…война была ужасная !

Но, победили все же – красные!

Ленин на броневике

С красным знамением в руке

Один ворвался в Древний Рим

И приказал рабам своим

Установить на всех плантациях

Советскую власть плюс электрофикацию!

Непобедим, овеян славой,

Петр Первый шведов под Полтавой

Прекрасно изрубил  в лопшу…

Учитель.

О,Бог мой! Ну, я тебя прошу:

Вернись к войне!

Иванова.

К какой войне? К какой?

Учитель.

Ну, к Первой же!

Ну, к мировой!

 Иванова.

Ну…Да…я тоже так считаю:

Война, конечно, мировая!

По шее Гитлер получил,

И мир внезапно наступил!

Ну…мы опустим все детали,

Как в Греции рабы восстали,

Как Жанна Д’Арк  бесстрашно в бой

Всех повела их за собой ,

Чтоб прочный мир завоевать!

Учитель.

Не продолжай, уйди-ка…пять…

09.¯ Минусовка
песни о школе.

ВЕНЕРА.

Да, мой учитель истории тогда не мог предположить, какой я стану. Все
течет, меняется, а музыка вечна. Этот номер посвящается тем, кто сердце отдает
детям.

10.¯ Танец.

ВЕНЕРА.

Да, я бы представителям
учительской профессии воздвигла памятник при жизни. Посмотришь на сегодняшних
деток – индивидуальный подход нужен к каждому: голоса не повысь, слова лишнего
не скажи… А родители… Все законы знают, чад своих защищают. А, может, современным
деткам другой учитель нужен. Вот такой, «крутой», к примеру.

11.¯ Минусовка
песни о школе. Вынос парт.

ЗВЕНИТ ЗВОНОК. УЧИТЕЛЬ ВХОДИТ В КЛАСС, НО ДЕТИ
ЕГО НЕ ЗАМЕЧАЮТ

12.¯Звенит звонок.

Учитель «Новый русский»

Ща, братва! Кончай шуметь!

Вы что — не поняли, в натуре?

Я теперь ваш новый босс

По русскому и литературе!

Привалил сегодня в школу,

Будем вместе зависать.

Щас, малявки, для прикола

Будем мы диктант писать.

/Дети испуганно смотрят на учителя. Он
повышает голос/

А кому урок — по фене,-

Могут в коридор канать!

Все! Базарить завязали,

Начинайте все катать!

/Дети открывают тетради.

Учитель садится на стул и забрасывает ноги на
стол/

Скребите сверху все:

«Диктант на новорусский вариант»

Название ниже «Теремок».

Все! Накатали и — молчок!

Чтоб настрочили в 5 минут,

Мне некогда, братки там ждут!

/Учитель расхаживает по классу и диктует/

Теремок стоит нехилый

В чистом поле, типа виллы,

С лифтом, сауной и вот —

Мышка к терему гребет.

Дверь открыла, завалила,

Глядь — везде евроремонт!

Прибалдела и спросила:

«Кто, в натуре, здесь живет?»

А, молчат, не отвечают,

Все, наверно, за бугром.

На Канарах зависают,

Это ж надо — стоит дом!

Офигенная же хата пропадает задарма!

И красиво и богато —

Буду жить я здесь сама.

/Учитель обращает внимание на ученика, который
списывает диктант/

— Слышь, пацан,- не нарывайся!

я те списывать не дам !

Прими  влево и старайся,

И диктант царапай сам!

Гоним дальше: вот лягушка

Шкандыбает у ворот,

Увидала мышь в окошке,

Дверь раскрыла и орет…

/Учитель обращает внимание на ученика,

который сидит за последней партой/

— Ты чего, в натуре спишь?

Под глухого не коси!

Ты катай давай быстрее

И над партой не виси!

Это ты, там, на задней парте!

Ты че — ручку не нашел?

Пишет маркером в тетради,

Отсырел, воще, прикол!

Так, малявки, поднажмите,

Ручками быстрей возите!

«Вот вдвоем они живут,

Пироги в печи пекут.

Вдруг, крутые фраера

На шестисотом прут с утра.

Эй, братва! А тут — что надо!

И хоромы высший класс!

Вижу, вижу, черти, — рады,

Здесь расслабимся — вылазь!»

/Девочки за партой начинают плакать/

Че ревете? Не успели?

Я в обиду вас не дам.

Паханы пускай привалят,

Побазарим по душам!

13.¯Звенит звонок.

Что? Звонок? На стол тетради

Нахлобучьте мне в момент!

Ну, а завтра на тусовке

Проведем эксперимент:

Тот, кому нужна пятерка —

Пятьсот баксов пусть несет.

Ну, а кто рванет четверку —

И четыреста сойдет!

Пилим все на перемену,

Только слышишь — без понтов!

Чтоб обои там не драли, с вами танцевать готов!

14.¯ Минусовка песни о школе. Вынос
парт.

15.¯Флэшмоб — 11 класс.

УЧЕНИЦА.

Я не знаю ни одной профессии
/может быть, кроме профессии врача/ столь же достойной преклонения и уважения,
как профессия учителя. Ведь, если задуматься, учителя – те же врачеватели,
только не тел, а душ, что ничуть не менее, если не более, важно.

Дочка-пятиклассница

Нагружать все больше нас

Стали почему-то.

В нашей школе пятый класс

Вроде института.

Сочиненье написать

Дали нам заданье.

Кем хочу я в жизни стать?

Вот ведь наказанье!

Хорошо бы стать певицей

И с Киркоровым мне петь.

Нет, мне это не годится —

На ухо упал медведь.

Или, может, стать пилотом?

Вот такие вот мечты…

Управлять бы самолетом,

Да боюсь я высоты.

Может быть, мне стать врачом?

Вылечить всех важно,

Все болезни нипочем,

Только это страшно.

Может быть, мне выбрать то,

Без чего на свете

Не обходится никто —

Взрослые и дети?

Если так мне рассуждать,

Вот что получается —

Жизнь у каждого из нас

В школе начинается.

Папа

У тебя уж целый час

Чистая страница.

Может быть, тебе совет

Папин пригодится?

И о чем же целый день

Размышляешь, кроха?

Дочка

Мама наша — педагог.

Это очень плохо?

Папа

На вопрос даю ответ,

Дорогая кроха:

Мамы часто дома нет,

Это очень плохо.

Если ночи напролет тетради проверяет,

И на лучший свой урок комиссии ожидает,

И над ухом ученик вдруг хлопушкой грохнул,

То не очень хорошо, да, пожалуй, плохо.

А еще отвечу так

Ты меня послушай:

Мама наша — педагог.

То особый случай.

Институт закончен был ей с дипломом красным —

Это очень хорошо, всем нам это ясно.

Детям знания дает — Машам, Дашам, Петям —

Это очень хорошо, лучшее на свете.

И куда б ни привели

В жизни все дороги,

Так скажу: важней всего,

Дочка, педагоги.

Пусть не спит она ночей, пусть трудна работа,

Даже дома в голове школьная забота.

Пожалеем мы ее, приготовим ужин.

Помни! В школе педагог детям очень нужен.

Ими держится страна, подрастают дети,

И за каждого из   них педагог в ответе.

Человечности, добру учат. Знаешь, кроха,

Это очень хорошо, но никак не плохо.

Рисовать, писать, считать и читать прилично

Учит мама-педагог. Плохо?

Дочка

Нет! Отлично!

Каждый год ученики

К ней идут с цветами.

Песни, нежные стихи

Дарят нашей маме.

Только прав ты — устает

очень наша мама.

Папа

Дел всегда невпроворот.

Здесь поможем сами.

Все в квартире уберем,

Вымоем — и точка.

Так же и тебе потом

Муж поможет с дочкой.

/Входит мама /

Мама

Дорогие вы мои,

Что вы тут шумите?

Поздно я опять пришла?

Я у вас — учитель.

На собрании была,

Класс в театр водила

Все дела, дела, дела.

Хлеб купить забыла.

Дочка

Ты присядь и отдохни.

Папа

Мы готовим ужин.

Дочка

С папою решили мы:

Труд твой очень нужен.

Я решила, что когда

Вырасту немного,

Не пилотом, не врачом,

Буду педагогом!

16.¯Сорочинская ярмарка.

СКАЗКА «Как грамотно старик корову продавал»

Девицы

1.    
Лена

Бонжур, дамы,
господа!

Приходите к нам сюда!

Чудо-ярмарка идет,

В гости всех к себе
зовет.

2.    
Ульяна

Изобилие всех
фруктов,

Вкусных, лакомых продуктов.

Все, чего душа
желает,

Ярмарка вам
предлагает!

3.    
Диана

Здесь скучать вам не
дадут,

Здесь играют и поют!

Если же начнут
плясать —

Просто глаз не
оторвать!

1.    
Лена

Дорогие педагоги,

Разрешите вас
спросить:

Что на ярмарке-базаре

Вам хотелось бы
купить?

Может быть, учебник
новый

Иль обложку для
журнала?

Или радость, песню,
шутку?..

Точно! В точку я
попала!

2.    
Ульяна

Что же дальше было в
сказке,

Три девицы без
прикрас

Вам расскажут.
Продолжаем

Представление для
вас!

3.    
Лена

Что-то скучно стало
очень.

Давай, Уля, Диану
спросим —

Дорог ныне ли базар,

Да почем теперь
товар?

1.    
Диана

На товар я не
смотрела —

Я на Данечку глядела:

Он на
«Бумере» своем

Чуть с ума меня не
свел!

2.    
Ульяна

«Черный Бумер» — это
классно!

Выйти замуж — так
прекрасно!

3.       Диана

Даня — классный бизнесмен,

В курсе всех валютных
дел!

Я и Даня — чудо-пара!

1.    
Лена

У тебя, Диан, нету
жара?!

Кстати, слышала,
болтает —

Он корову покупает!

2.    
Диана

Надоело вас мне
слушать,

Очень хочется
покушать!

Что-то вкусное несут!

Ой, арбузы продают!

17.¯

«Лезгинка».

Выход Руфата с зелеными в полоску
шарами.

Руфат.

Я арбузы продаю,

Совсем дешево беру!

Эй, красавица,
послушай:

Подойди, арбуз
покушай!

Сахар, мед и красота!

Арбуз — лучшая еда!

/Смотрит на учителей. Идет к ним/

Ой, красивый педагог!

Я б учить детей не
мог!

Быть учителем опасно,

Но вы выглядеть
прекрасно!

Улыбнитесь — просто
радость!

Подарить хочу вам
сладость!

Я арбузы вам дарю!

Даром, даром отдаю!

/Бросает шары-арбузы в зал, машет учителям/

Даня мне решил
звонить.

Что-то хочет он
купить!

18.¯Телефонный звонок.

( Говорит по телефону)

Даня, слушаю тебя.

Как там
«Бумер»? Как родня?

Ты решил купить
карова?!

Только, чтоб она был
новый?!

Ты возьми с собою
тыщу,

Я корову подыщу!

19.¯Минусовка — «Черный бумер».

Выходят бабка с коровой и Даня.

Даня.

Я в школе учился почти
что на пять!

Владею законами рынка
совсем!

И если вам нужно
чего-то продать,

Идите ко мне, так как
я бизнесмен!

Бабка.

А я вот бывший
бизнесмен,

Теперь на пенсию
живу.

Но ум свой, вниманье,
память

Тренировать не устаю!

(Герои приветствуют друг  друга)

Бабка /продолжает
торжественно/

Сразимся в
интеллектуальном поединке!

Постой-ка ты,
Буренка, посерединке!

/Сигнал, например, звонок к началу поединка/.

Даня.

Бабуля, корову не
хочешь продать?

Бабка.

А что за нее с тебя
можно мне взять?!

Федор.

Корову твою хорошо
оценю

И тыщу рублей за нее
заплачу!

Бабка.

Ты что, дорогуша,
совсем обалдел?!

И есть твоему в том
безумству предел?!

Про кризис ты слышал?
Ты в школу ходил?!

( вытаскивает учебник математики)

Что тыща рублей?! Это
просто нули!

На вещи, пожалуйста,
трезво смотри !

Федор.

На что тут смотреть?!
Вон, ввалились бока!

Копыта в кроссовках,
кривая нога…

Бабка.

Ты в школу ходил? Ты
там русский учил?!

Поэмы читал? А стихи
ты зубрил?

/вытаскивает один за другим учебники/

Ты этой корове в
глаза загляни !

Глаза – это зеркало
нашей души…

Я помню, как в школе
давали заданье –

Смотреть не на форму,
а на содержанье!..

Лишь только за евро
скотинку продам,

За  рубль Буренушку я
не отдам!

Даня.

(Растерянно)

Скажи, а какой у
коровы удой?

Бабка.

Мы попусту время
теряем с тобой.

Скажу по секрету тебе
тет-а-тет,

Что « тайм из мани»!
Ты понял иль нет?

Ты в школе учил
иностранный язык ?

К словам заграничным
твой слух попривык?

Я «верба магистри»
запомнил навек –

Что должен учиться
всегда человек!

Даня.

Запутала меня ты
конкретно, старуха!

К словам заграничным
мой слух не привык !

Зачем мне
французский? Английский зачем?!

Ведь я же всего лишь
простой бизнесмен!

Плачу тебе евро –
была не была !

Бабка.

(берет деньги, говорит с довольством)

Ученье – свет!
Неученье – тьма!

(торжественно)

Вот, что значит  сила
слова!

Раз – и продана
корова!

А искусству убежденья
обучалась в школе я!

Вам спасибо, дорогие,
милые учителя!

20.¯ Минусовка — «Черный бумер».

Венера.

Мы все цветы на свете дарим Вам,
Все звезды, что сияют в
небосклоне.

За знания, что дарите Вы нам
От нас Вам только низкие поклоны.

21.¯Пародия – популярная песня
современного певца.

ОБЩЕЕ ПОСТРОЕНИЕ ДЕТЕЙ НА СЦЕНЕ.

ВЕДУЩИЕ 1.

Ты знаешь, мне
сегодня сон приснился,

Как будто на планету
я попала,

Где нет учителей.
Какой там хаос!

Повсюду страх,
невежество, обман…

Никто не учит там
искусству слова,

Там не умеют думать,
рассуждать…

Не знают там таблицу
умноженья,

Там два плюс два не
могут сосчитать!

Едят руками – некому
учить их!

Глухи к искусству  —
песен не поют.

Никто не знает, кто
такой учитель!

Там люди лишь
инстинктами живут.

Там никому не до кого
нет дела,

Там равнодушье,
злость и страх кругом!

Невежество умами
овладело,

Там нет любви, нет
радости ни в ком.

ВЕДУЩИЙ 2.

Ужасно страшная
планета,

Где нет совсем учителей!

ВЕДУЩИЙ 1.

И рада как, что сон
лишь это…

Хотим сказать сегодня
всем…

ВЕДУЩИЙ 2.

Цените ваших
педагогов,

Они – сокровище
Земли!

ВЕДУЩИЙ 1.

Они дают нам свет
познанья,

Они дают нам стать
людьми.

22.¯Песня «УЧИТЕЛЯ ДЛЯ НАС – Вы СВЕТ В
ОКОШКЕ».

23.¯«Выход детей».

wordmap

Слова из слова
Слова по маске
Подобрать рифму
Игра в слова
Еще ▼

Слова из слова
Слова по маске
Подобрать рифму
Определения к слову
Ассоциации к слову
Сочетаемость слова
• • •
Слово содержит букву
Слова начинается на букву
Слова оканчиваются на букву
Слова с повторами букв
• • •
Значения слов
Разбор слов морфологический
Разбор по составу
Словарь синонимов
Словарь антонимов
Русско-английский словарь
Русско-немецкий словарь
• • •
Ответы на кроссворды
Игра в СЛОВА
Игра БАЛДА
Игра Чепуха

16 букв

Слова из слова «преклонить колено» Рифма к слову «преклонить колено» Синонимы к слову «преклонить колено»

  1. WordMap

  2.   →  

  3. Карта слова ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНО

Слова из слова ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНО

Показаны 20 слов из 535 найденных:

  • ель
  • ерь
  • икт
  • инк
  • енот
  • ерик
  • илот
  • иное
  • ерник
  • кельт
  • кетен
  • кетон
  • ельник
  • еретик
  • инкрет
  • интерн
  • кельнер
  • кителек
  • китенок
  • клинкер
  • показать все

Рифмы к слову ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНО

Показаны 20 слов из 267 найденных:

  • блено
  • злено
  • глено
  • длено
  • тлено
  • волено
  • золено
  • полено
  • колено
  • солено
  • молено
  • холено
  • белено
  • чалено
  • валено
  • велено
  • калено
  • пялено
  • селено
  • салено
  • показать все

Синонимы к слову ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНО

Показаны 7 слов из 7 найденных:

  • воздать почести
  • встать на колени
  • встать на колено
  • оказать почести
  • почтить
  • преклонить голову
  • преклонить колени
  • показать все

Комментарии 0

Текст комментария:
Ваш e-mail

Только что искали:

макса только что

преклонить колено только что

прохиндейка 2 секунды назад

ератка 2 секунды назад

литиум 4 секунды назад

галдеж 4 секунды назад

нойсакраб 7 секунд назад

крнетва 7 секунд назад

рождественские ёлки 8 секунд назад

нард 8 секунд назад

вырасти эгоистом 8 секунд назад

таникс 9 секунд назад

тиеопак 9 секунд назад

оггллааци 9 секунд назад

маленького принца 10 секунд назад

Ваша оценка

Закрыть

Спасибо за вашу оценку!

Закрыть

Последние игры в словабалдучепуху

Имя Слово Угадано Время Откуда
Игрок 1 откручивание 47 слов 2 минуты назад 95.29.166.59 ru
Игрок 2 клубника 29 слов 26 минут назад 95.29.166.59 ru
Игрок 3 постукивание 97 слов 35 минут назад 95.29.166.59 ru
Игрок 4 вегетарианка 64 слова 16 часов назад 93.80.183.158 ru
Игрок 5 тряска 20 слов 17 часов 52 секунды назад 93.80.183.158 ru
Игрок 6 обследование 66 слов 17 часов назад 93.80.183.158 ru
Игрок 7 искательница 51 слово 17 часов назад 93.80.183.158 ru
Играть в Слова!
Имя Слово Счет Откуда
Игрок 1 уголь 4:6 28 секунд назад 213.221.41.32 ru
Игрок 2 битюг 4:5 1 час назад 109.252.123.11 ru
Игрок 3 рассадник 24:26 1 час назад 178.176.230.229 ru
Игрок 4 самолет 47:55 1 час назад 85.26.175.102 ru
Игрок 5 заведение 183:178 3 часа назад 178.176.230.229 ru
Игрок 6 папиролог 25:28 3 часа назад 185.5.17.7 ru
Игрок 7 таксопарк 0:0 3 часа назад 185.5.17.7 ru
Играть в Балду!
Имя Игра Вопросы Откуда
1 На одного 20 вопросов 1 час назад 85.238.107.234 ua
Эва На одного 10 вопросов 22 часа назад 92.253.204.66 ua
Томчик На одного 10 вопросов 1 день назад 185.115.37.230 ua
Анд На одного 10 вопросов 1 день назад 31.134.244.124 ru
Настя На одного 10 вопросов 2 дня назад 79.173.127.203 ru
Аман На двоих 5 вопросов 3 дня назад 158.181.222.191 kg
Лаура На одного 10 вопросов 4 дня назад 213.234.251.253 ru
Играть в Чепуху!

Подбор слов

Слова из слова
Подбор по маске
Рифма к слову
Ассоциации к слову
Определения к слову
Сочетаемость слова
Ответы на кроссворды

По буквам

Слово содержит букву
Слова начинается на букву
Слова оканчиваются на букву
Слова с повторами букв

Словари

Значения слов
Разбор морфологический
Разбор по составу
Словарь синонимов
Словарь антонимов
Русско-английский словарь
Русско-немецкий словарь

Игры в слова

Игра в СЛОВА
Игра БАЛДА
Игра ЧЕПУХА

&copy 2021 «WordMap.ru» — твоя карта слов, составить слова из слов или букв, играть в слова, рифмы к словам.

Загрузка данной страницы заняла 0.045 с.

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Алфавит русского языка:

Аа «а» Бб «бэ» Вв «вэ» Гг «гэ»
Дд «дэ» Ее «е» Ёё «йо» Жж «жэ»
Зз «зэ» Ии «и» Йй «й» Кк «ка»
Лл «эл» Мм «эм» Нн «эн» Оо «о»
Пп «пэ» Рр «эр» Сс «эс» Тт «тэ»
Уу «у» Фф «эф» Хх «ха» Цц «цэ»
Чч «чэ» Шш «ша» Щщ «ща» ъ «т.з.»
Ыы «ы» ь «м.з.» Ээ «э» Юю «йу»
Яя «йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный ->  [ч’о́рный’]
  • яблоко  ->  [йа́блака]
  • якорь    ->  [йа́кар’]
  • ёлка      ->  [йо́лка]
  • солнце ->  [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я  [й]   — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный    [и]   — гласн., безударныйв  [в]   — согл., парный твердый, парный зв.л  [л’]  — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе  [э′]   — гласн., ударныйн  [н’]   — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и  [и]   — гласн., безударный  [й]   — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный    [э]   — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: кукуруза, дощечку, учусь, улов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у]. Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у´сл’и], ключ [кл’у´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´т’ик], колокольчик [калако´л’ч’ык], молоко [малако´], восемь [во´с’им’], поисковая [паиско´вайа], говор [го´вар], осень [о´с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’о], патио [па’тио], радио [ра’дио], боа [боа’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но.
Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]: тёрн [т’о´рн], костёр [кас’т’о´р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа до‘ма].
  • Новые дома [но’выэ дама’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [го‘ры] — [гара’];
  • он — онлайн = [о‘н] — [анла’йн]
  • свидетельница = [св’ид’э‘т’ил’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе-ре-ди [фп’ир’ид’и´];
  • е-сте-стве-нно [йис’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ста-ч’ка];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

  • чашечка;
  • богиня;
  • с песнями;
  • перемена.

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [йо´жыц:а], ёлочный [йо´лач’ный], ёжик [йо´жык], ёмкость [йо´мкаст’];
    • — ювелир [йув’ил’и´р], юла [йула´], юбка [йу´пка], Юпитер [йуп’и´т’ир], юркость [йу´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [йэ´л’], езжу [йэ´ж:у], егерь [йэ´г’ир’], евнух [йэ´внух];
    • — яхта [йа´хта], якорь [йа´кар’], яки [йа´ки], яблоко [йа´блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — приёмник [пр’ийо´мн’ик], поёт [пайо´т], клюёт [кл’уйо´т];
    • аюрведа [айур’в’э´да], поют [пайу´т], тают [та´йут], каюта [кайу´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а«Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [адйу‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’йу´], деревья [д’ир’э´в’йа], друзья [друз’йа´], братья [бра´т’йа], обезьяна [аб’из’йа´на], вьюга [в’йу´га], семья [с’эм’йа´]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [йид’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [йинва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [йэврап’ио´иднайа], Евгений [йэ]вге´ний, европеец [йэврап’э´йиц], епархия [йэ]па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [свайивр’э´м’ина], поезда [пайизда´], поедим [пайид’и´м], наезжать [найиж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´йиц], учащиеся [уч’а´щ’ийис’а], предложениями [пр’идлажэ´н’ийим’и], суета [суйита´],
    • лаять [ла´йит’], маятник [ма´йитн’ик], заяц [за´йиц], пояс [по´йис], заявить [зайив’и´т’], проявлю [прайив’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’йин’и´т], изъявить [изйив’и´т’], объявление [абйи вл’э´н’ийэ], съедобный [сйидо´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа´рмарка], но яйцо [йийцо´].

Важно:

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’йи´], на курьих ножках [на ку´р’йи’х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи], нет семьи [с’им’йи´], судьи [су´д’йи], ничьи [н’ич’йи´], ручьи [руч’йи´], лисьи [ли´с’йи]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О], хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильон [пав’ил’о´н], аналогично: почтальон, шампиньон, шиньон, компаньон, медальон, батальон, гильотина, карманьола, миньон и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´лтый], шёлк [шо´лк], целый [цэ´лый], рецепт [р’ицэ´пт], жемчуг [жэ´мч’ук], шесть [шэ´ст’], шершень [шэ´ршэн’], парашют [парашу´т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’]. Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’о´фка], лёгкий [л’о´хк’ий], опёнок [ап’о´нак], актёр [акт’о´р], ребёнок [р’иб’о´нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’э´н’], зеркало [з’э´ркала], умнее [умн’э´йэ], конвейер [канв’э´йир];
    • я – [а]: котята [кат’а´та], мягко [м’а´хка], клятва [кл’а´тва], взял [вз’а´л], тюфяк [т’у ф’а´к], лебяжий [л’иб’а´жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’у´ф], людям [л’у´д’ам ], шлюз [шл’у´с], тюль [т’у´л’], костюм [кас’т’у´м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атэ´л’], бретелька [бр’итэ´л’ка], тест [тэ´ст], теннис [тэ´н:ис], кафе [кафэ´], пюре [п’урэ´], амбре [амбрэ´], дельта [дэ´л’та], тендер [тэ´ндэр], шедевр [шэдэ´вр], планшет [планшэ´т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — зерно [з’ирно´], земля [з’имл’а´], весёлый [в’ис’о´лый], звенит [з’в’ин’и´т], лесной [л’исно´й], метелица [м’ит’е´л’ица], перо [п’иро´], принесла [пр’ин’исла´], вязать [в’иза´т’], лягать [л’ига´т’], пятёрка [п’ит’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: банан — белка,
    • [в] — [в’]: высота — вьюн,
    • [г] — [г’]: город — герцог,
    • [д] — [д’]: дача — дельфин,
    • [з] — [з’]: звон — зефир,
    • [к] — [к’]: конфета — кенгуру,
    • [л] — [л’]: лодка — люкс,
    • [м] — [м’]: магия — мечты,
    • [н] — [н’]: новый — нектар,
    • [п] — [п’]: пальма— пёсик,
    • [р] — [р’]: ромашка — ряд,
    • [с] — [с’]: сувенир — сюрприз,
    • [т] — [т’]: тучка — тюльпан,
    • [ф] — [ф’]: флаг — февраль,
    • [х] — [х’]: хорек — хищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые (жизнь, цикл, мышь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (дочка, чаще, твоей).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим, а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: лев, рай, ноль.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): завод, блюдо, жизнь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: стопка, фишка, костюм, цирк, зашить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ш], снег [с’н’э´к], огород [агаро´т], клуб [клу´п];
  • перед глухими согласными: незабудка [н’изабу´тка], обхватить [апхват’и´т’], вторник [фто´рн’ик], трубка [трупка].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: взбитыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого.
Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесшумный [б’иш:у´мный].
При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэн’з’ийа], рецензия [р’ицеэн’з’ийа], пенсия [пэн’с’ийа], ве[н’з’]ель, лице́[н’з’]ия, ка[н’д’]идат, ба[н’д’]ит, и[н’д’]ивид, бло[н’д’]ин, стипе[н’д’]ия, ба[н’т’]ик, ви[н’т’]ик, зо[н’т’]ик, ве[н’т’]илъ, а[н’т’]ичный, ко[н’т’]екст, ремо[н’т’]ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стаканчик [стака′н’ч’ик], сменщик [см’э′н’щ’ик], пончик [по′н’ч’ик], каменщик [кам’э′н’щ’ик], бульварщина [бул’ва′р’щ’ина], борщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: стенка [с’т’э′нка], жизнь [жыз’н’], здесь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: приезжий [пр’ийэ´жжий], восшествие [вашшэ´ств’ийэ], изжелта [и´жжэлта], сжалиться [жжа´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж», произносятся как двойной твердый согласный [ж:], а «сш» – «зш» — как [ш:]: сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж», «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:]: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч», «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:]: счет [щ’:о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч», «зч» транскрибируется как [щ’ч’]: без числа [б’эщ’ ч’исла´], с чем-то [щ’ч’э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч», «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:]: лётчик [л’о´ч’:ик], молодчик [мало´ч’:ик], отчёт [ач’:о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:]: счастье [щ’:а´с’т’йэ], песчаник [п’ищ’:а´н’ик], разносчик [разно´щ’:ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:]: резчик [р’э´щ’:ик], грузчик [гру´щ’:ик], рассказчик [раска´щ’:ик];
  • жч → [щ’:]: перебежчик [п’ир’ибе´ щ’:ик], мужчина [мущ’:и´на];
  • шч → [щ’:]: веснушчатый [в’исну′щ’:итый];
  • стч → [щ’:]: жёстче [жо´щ’:э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:]: объездчик [абйэ´щ’:ик], бороздчатый [баро´щ’:итый];
  • сщ → [щ’:]: расщепить [ращ’:ип’и′т’], расщедрился [ращ’:э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’]: отщепить [ач’щ’ип’и′т’], отщёлкивать [ач’щ’о´лк’иват’], тщетно [ч’щ’этна], тщательно [ч’щ’ат’эл’на];
  • тч → [ч’:]: отчет [ач’:о′т], отчизна [ач’:и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ч’:и′тый];
  • дч → [ч’:]: подчёркивать [пач’:о′рк’иват’], падчерица [пач’:ир’ица];
  • сж → [ж:]: сжать [ж:а´т’];
  • зж → [ж:]: изжить [иж:ы´т’], розжиг [ро´ж:ык], уезжать [уйиж:а´т’];
  • сш → [ш:]: принёсший [пр’ин’о′ш:ый], расшитый [раш:ы´тый];
  • зш → [ш:]: низший [н’иш:ы′й]
  • чт → [шт], в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт]: чтобы [што′бы], не за что [н’э′ зашта], что-нибудь [што н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’ич’та´т’ил’], почта [по´ч’та], предпочтение [пр’итпач’т’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´шна′], скучно [ску´шна′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´зач’ный], дачный [да´ч’ный], земляничный [з’им’л’ин’и´ч’ный], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн]: местный [м’э´сный], тростник [трас’н’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов лестница, честный, известный, радостный, грустный, участник, вестник, ненастный, яростный и прочих;
    • стл → [сл]: счастливый [щ’:асл’и´вый’], счастливчик, совестливый, хвастливый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск]: гигантский [г’ига´нск’ий], агентский, президентский;
    • стьс → [с:]: шестьсот [шэс:о´т], взъесться [взйэ´с:а], клясться [кл’а´с:а];
    • стс → [с:]: туристский [тур’и´с:к’ий], максималистский [макс’имал’и´с:к’ий], расистский [рас’и´с:к’ий], бестселлер, пропагандистский, экспрессионистский, индуистский, карьеристский;
    • нтг → [нг]: рентген [р’энг’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыбаться [улыба´ц:а], мыться [мы´ц:а], смотрится, сгодится, поклониться, бриться, годится;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: детский [д’э´цк’ий], братский [бра´цкий];
    • тс → [ц:] / [цс]: спортсмен [спарц:м’э´н], отсылать [ацсыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: братца [бра´ц:а], отцепить [ац:ып’и´т’], к отцу [к ац:у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн]: поздний [по´з’н’ий], звёздный [з’в’о´зный], праздник [пра′з’н’ик], безвозмездный [б’извазм’э′зный];
    • ндш → [нш]: мундштук [муншту´к], ландшафт [ланша´фт];
    • ндск → [нск]: голландский [гала´нск’ий], таиландский [таила´нск’ий], нормандский [нарма´нск’ий];
    • здц → [сц]: под уздцы [пад усцы´];
    • ндц → [нц]: голландцы [гала´нцы];
    • рдц → [рц]: сердце [с’э´рцэ], сердцевина [с’ирцыв’и´на];
    • рдч → [рч’]: сердчишко [с’эрч’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: подцепить [пац:ып’и´т’], двадцать [два´ц:ыт’];
    • дс → [ц]: заводской [завацко´й], родство [рацтво´], средство [ср’э´цтва], Кисловодск [к’иславо´цк];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц]: солнце [со´нцэ], солнцестояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здравствуйте [здра´ствуйт’э], чувство [ч’у´ства], чувственность [ч’у´ств’инас’т’], баловство [баластво´], девственный [д’э´ств’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

Использованная литература:

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

  • Преклонить голову к подушке как пишется
  • Преклонный возраст как пишется правильно
  • Преклонить колени как пишется правильно
  • Преисполниться радостью как пишется
  • Преклонить ветви как пишется