Преинтересный как пишется правильно слово или преинтересный

Счет-фактура: склонение бухгалтеры часто ошибаются при использовании слова счет-фактура. так, многие при склонении оставляют первую часть сложного слова неизменной. это

Счет-фактура: склонение 

Бухгалтеры часто ошибаются при использовании слова счет-фактура. Так, многие при склонении оставляют первую часть сложного слова неизменной. Это неправильно.

Как склоняется и какого рода «счет-фактура»?

Для чего нужен счет-фактура, мы писали в статье.

Как заполнить счет-фактуру, читайте в статье.

При склонении сложносоставного слова неизменной остается лишь та его часть, которая и по отдельности не слоняется. Пример такого слова: какао-бобы. Слово «какао» в русском языке не склоняется, поэтому и при склонении сложносоставного слова, в которое оно входит, остается неизменным. А вот в сложносоставном слове «счет-фактура» первая часть — «счет» — склоняется. То есть по правилам грамматики в слове «счет-фактура» склоняются обе составные части. 

Бланк счет-фактуры

Так, например, правильно писать:

  • Я направила счет-фактуру (винительный падеж).
  • Счет-фактура получен (именительный падеж).
  • В счете-фактуре обнаружена ошибка (предложный падеж).
  • Не дождалась от вас счета-фактуры (родительный падеж).
  • По этому счету-фактуре могут возникнуть вопросы (дательный падеж).
  • Правила работы с электронным счетом-фактурой (творительный падеж). 

При использовании слова «счет-фактура» во множественном числе правила употребления данного названия сохраняются. Примеры склонения термина во множественном числе:

  • Присланные счета-фактуры оформлены с ошибками (именительный падеж, множественное число).
  • Этих счетов-фактур не хватает (родительный падеж, множественно число).
  • По счетам-фактурам этого ИП следует разобраться (дательный падеж, множественное число).
  • Выписала вам все счета-фактуры своевременно, ожидайте почтой (винительный падеж, множественное число).
  • Что произойдет со счетами-фактурами в следующем году (творительный падеж, множественное число).
  • О счетах-фактурах необходимо прочитать нормативку (предложный падеж, множественное число). 

Слово «счет-фактура» в именительном падеже должно отвечать на вопрос «что?», в родительном — «чего?», в дательном — «чему?», в винительном — «что?», в творительном — «чем?» и в предложном — «о чем?». 

Со словом «счет-фактура» в родительном падеже часто используются предлоги: до, без, от, у, из, для, с, около, вокруг, кроме, после. В дательном падеже — предлоги по и к; в винительном — на, про, в, за, через. Это сложное слово в творительном падеже часто используется с предлогами под, за, с, между, над. А в предложном — с предлогами о, в, при и на.

Какого рода счет-фактура

О некоторых нюансах заполнения счетов-фактур вы можете узнать из наших статей:

  • счет-фактура на аванс;
  • счет-фактура и агентский договор;
  • счет-фактура при УСН.

Как склоняется счет-фактура, мы разобрались. Осталось определить, какого рода это слово: мужского или женского.

В соответствии с правилами русского языка при определении рода сложного составного слова учитывается род его ведущего компонента. Обычно ведущее слово в сложных составных словах стоит в начале конструкции.

При определении ведущего компонента в сложном слове можно воспользоваться следующим подходом. Ведущее слово — это широкое понятие данного термина, а вспомогательное слово лишь обозначает его характерное отличие. Так, в сложном слове «счет-фактура» ведущим, без сомнения, является «счет» — это слово обобщает тип первичных бухгалтерских документов. А часть сложного составного слова «фактура» (в переводе с латинского facturo — обработка) определяет особую форму именно этого документа, используемого в налоговом учете.

Делаем вывод, что сложносоставное слово «счет-фактура» мужского рода. Ведь ведущее слово «счет», которое стоит в начале сложной конструкции, мужского рода.

Соответственно, при склонении сложного слова «счет-фактура» следует учитывать, что оно мужского рода. Неправильно употреблять такие словосочетания, как «выставленная счет-фактура» или «счет-фактура получена (изменена, исправлена)».

Вдвойне неверно поступают те, кто не только считает, что слово «счет-фактура» женского рода, но еще и предпочитает первую часть сложносоставной конструкции не склонять. Довольно сильно режут слух не только юридически подкованного, но и просто грамотного человека такие фразы: «Я не получала твоей счет-фактуры, поэтому продублируй». Правильно эта фраза будет звучать так: «Я не получала твоего счета-фактуры, поэтому продублируй». 

Примеры правильного употребления слова «счет-фактура» в тексте можно посмотреть в Налоговом кодексе (этому понятию посвящена статья 169), а также в ряде правительственных постановлений. Так, форма счета-фактуры утверждена постановлением № 1137 от 26.12.2011 с внесенными изменениями. Кроме того, термин «счет-фактура» нередко употребляется и в арбитражных судах при рассмотрении споров налогоплательщиков с фискальными органами.

***

Еще больше материалов по теме — в рубрике «НДС».

Урок русского языка в 6 а классе по теме: «Правописание приставок -пре- и -при-«, проведенного учителем русского языка Юркевич И.В.

Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. 
Задачи урока: 
Образовательные: 

  1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;

  2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;

  3. Повторить морфемный разбор слов;

  4. Развить умение формулировать определение понятий;

  5. Обогащать словарный запас учащихся;

  6. Совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие: 

  1. Осуществление системно-деятельностного подхода;

  2. Развитие внимания;

  3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные: 

  1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;

  2. Воспитание ценностного отношения к слову;

  3. Развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты: 

Личностные: 

  1. Уважительное отношение к родному языку;

  2. Стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. Пополнение словарного запаса;

  4. Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные: 
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 

Предметные: 
1. Развитие творческой самостоятельности; 
2.Владение разными видами речевой деятельности; 
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; 
5. Проведение морфемного анализа слов. 

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма 
Тип урока: «открытие» новых знаний 
Технология: естественного обучения

Ход урока:

1.Организационный момент. Определение темы. Постановка цели и задач урока.

— Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется. Попробуем разобраться что вы будете изучать и как.

— На доске (и на маленьких распечатках на столе) записана сказка. Прочитайте её.

1) ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.

2) Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

— Трудно читать? Почему? (пропущены буквы)

— Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и в приставках).

— Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре и при).

— А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно? Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)

— Вы правы. Так какова цель нашего урока? (научиться правильно писать слова с такими приставками).

— Вот когда вы научитесь пользоваться правилом написания данных приставок, то с легкостью вставите все пропущенные буквы в сказке, поэтому эта сказка будет вашим домашним заданием. Тем учащимся, кому понравилась идея, предлагаю дома продолжить сказку.

— Специальная карточка с алгоритмом работы поможет вам, достаньте. Все сразу читать не надо. Читаете поэтапно. Прочитали – выполнили.

Алгоритм работы

1.Получив карточку № 1, прочтите задание. Приступайте к выполнению. Все записи вести на карточке. На выполнение первой карточки отводится не более 5 минут.

2.Закончив работу с карточкой №1, решите, подойдете ли вы на собеседование к учителю или обсудите с соседом по парте.

3.Если возникли спорные вопросы по правильности выполнения задания, то можно взять у учителя готовые ответы и сверить со своей работой.

4.Возьмите карточку № 2. Все задания выполняются совместно с другими учащимися сидящими рядом ( группы по 4 человека). Все записи ведутся на карточке. На выполнение заданий отводится не более 15 минут. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами.

5.После проработки и проверки всех заданий дайте сигнал учителю, что вы готовы приступить к выполнению следующей карточки № 3.

6.Переходите к индивидуальной карточке № 3. Выберете посильное для себя задание.

Вы можете совещаться с теми, кто выполняет такую же карточку. Пользуйтесь теоретическим материалом. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами. На выполнение заданий отводится не более 15 минут.

7.После выполнения всех карточек переходите к заполнению оценочного листа. Внимательно прочитайте.

8.Возьмите лист с домашним заданием. Внимательно прочитайте его. Задайте вопросы учителю, если есть такая необходимость.

2.Самостоятельная работа с карточками

Карточка №1. Знакомство с орфограммой «Гласные в приставках пре- и при-«.

Прочитайте стихотворение.

Повнимательней смотри. 
Мы приставки пре- и при-. 
Научись нас различать, 
Друг от друга отличать. 
Запомни сначала четыре значенья: 
Неполное действие и приближенье
Близость чего-то к чему-нибудь, 
Присоединенье ещё не забудь. 
Наши руки всё сумеют, 
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят, 
Всё ПРИделают как нужно 
Быстро, весело и дружно. 
Заяц ПРИскакал к соседу, 
Закричал: «Я к вам ПРИеду! 
На ПРИшкольном огороде 
Есть уже морковка вроде». 
ПРИоткрой скорей окошко – 
В дом попасть не может кошка. 
Ах, котлеты ПРИгорели! 
Не беда, уже их съели. 
ПРЕ – отличная приставка. 
Ей во всём нужна добавка. 
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем 
Или ПЕРЕ- заменяем. 

Заполни таблицу. Информацию ищи в стихотворении.

ПРИ-

ПРЕ-

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

примеры

ПРИбежать

ПРЕлестный

ПРИклеить

ПРЕрвать

ПРИморский

ПРИгореть

Проверь свою работу: посоветуйся с соседом ( если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке)

ПРИ-

ПРЕ-

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

примеры

ПРИближение

ПРИбежать

= очень

ПРЕлестный

ПРИсоединение

ПРИклеить

= пере

ПРЕрвать

Близость

ПРИморский

Неполное действие

ПРИгореть

Карточка № 2. Учимся применять правило.

1. Найди «Четвертое лишнее» и подчеркни зеленым цветом. Устно объясни соседу почему.

  • превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;

  • приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;

  • приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;

  • преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.

Ответы:

  • превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;

  • приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;

  • приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;

  • преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.

2. Распределители словосочетания в нужную графу.

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.

при

пре

приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-

Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).

Ответы:

при

пре

приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-

приехать на автомобиле

пришить пуговицу

привокзальная гостиница

придерживаться за край стола

преинтересный рассказ

неожиданная преграда

примчаться сломя голову

приклеить на картон

пришкольный участок

приподнять тяжелый шкаф

премиленький ребенок

преодолевать препятствия

3. Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.

  1. Расположенный у берега.

  2. Задуматься на некоторое время.

  3. Участок около школы.

  4. Гнаться за кем-нибудь.

  5. Слегка задеть что-либо.

  6. Вызывающий восхищение, красивый.

  7. Немного открыть окно.

  8. Расположенный у дороги

  9. Спуститься с неба на землю.

  10. Очень длинный.

Ответы:

  1. Расположенный у берега. (Прибрежный).

  2. Задуматься на некоторое время. (Призадуматься). 

  3. Участок около школы. (Пришкольный).

  4. Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).

  5. Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться). 

  6. Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный).

  7. Немного открыть окно. (Приоткрыть).

  8. Расположенный у дороги (Придорожный).

  9. Спуститься с неба на землю. (Приземлиться).

  10. Очень длинный. (Предлинный).

Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).

Карточка № 3. Проверяем свои знания

Творческий диктант. Задание дифференцированное.

Выбери одну карточку для работы.

Карточка с красным заголовком – трудная.

Карточка с зелёным заголовком – средней трудности.

Карточка с синим заголовком – простая.

1 группа (сложные, карточки красного цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

2 группа (средние, карточки зелёного цвета)

1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.

3 группа (простые, карточки синего цвета)

1.   Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

Окончательный вариант.

В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

3.Рефлексия

Оценочный лист

Оцени по 5-ти бальной шкале уровень трудности заданий (1 – очень лёгкое, 3 – среднее, 5 – очень трудное)

№ задания

баллы

Пользовались ли вы подсказкой (поставьте + или — )

примечания

Карточка №1

Продолжи фразу:

1.правило

Сегодня на уроке я понял(а) ……..

Карточка №2

1.

2.

3.

Карточка №3

Запиши цвет карточки

Теоретический материал

Приставки пре-, при-.Их правописание зависит от значения, которое они придают слову.

Приставка пре- пишется:

1. если употребляется в значении «очень, весьма»

 2. если ее можно заменить приставкой пере-

прекрасный – очень красивый

пребольшой – очень большой

прервать – перервать,

преломить – переломить

Приставка при- употребляется в значении:

1. приближения

2. присоединения

3. близости чему-либо

4. неполноты действия

приблизиться, прибытие, приехавший

приклеенный, придавить, присоединение

пришкольный, приморье, прибрежный

присесть, приподняться

Дополнительный материал

При-: причина, пример, привет, прилежный, приключение, природа, привилегия (исключительное право), приоритет (первенство), примитивный (простой, несложный), примадонна (актриса на первых ролях), привередливый (человек слишком разборчивый, с прихотями и капризами), принуждение.

Пре-: президиум, президент, премьера, препарат, претензия, претендент, превалировать (преобладать), презентовать (подарить), престиж (авторитет), предание, камень преткновения (помеха).

Вспомните значения приставок, сравните столбики А и Б.

А. Значение приставки пре-

Б. Значение приставки при-

1. Высшая степень качества или действия, «очень»: предобрый, преискусный, прекрасный, преуспевать.

2. Значение, близкое к значению приставки пере-: прекращение, преступление, пресечь, преодолеть, превращение.

3. Что-либо новое, получившееся в результате изменения, преобразования

1. Присоединение, прибавление: пришить; приобщение; причастный.

2. Приближение: приехать, придвигать.

3. Близость к чему-либо: пригород, прибрежный.

4. Неполнота качества или действия: приоткрыть, приостановить, припрятать, причудливый, привередливый.

5. Доведение действия до конца: приготовить, придумать.

6. Сопутствующее действие: присвистывать, притоптывать.

7. Приспособление к чему-либо: притворство, пристрастие, привычка, приноровиться, притерпеться

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация по русскому языку в 7 классе на тему»Приставки, оканчивающиеся на з-,с-. «

Орфоэпическая разминка   ЖалюзИ, звонИт, украИнский, мЕльком,...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Орфоэпическая разминка   ЖалюзИ, звонИт, украИнский, мЕльком,

    Описание слайда:

    Орфоэпическая разминка

     
    ЖалюзИ, звонИт,
    украИнский, мЕльком,
    каталОг, квартАл,
    кремЕнь, газопровОд, 
    обеспЕчение, фОрзац,
    танцОвщица, цепОчка,
    тУфля,баловАть,слИвовый, закУпорить 

  • 2 слайд

    Лексическое значение слов:ЖАЛЮЗИ -  Шторы или ставни из жёстких поперечных па

    Описание слайда:

    Лексическое значение слов:
    ЖАЛЮЗИ —  Шторы или ставни из жёстких поперечных параллельных пластинок. 
    Поднять, опустить жалюзи

    КВАРТАЛ — 1. Часть города, ограниченная пересекающимися улицами. Жить на углу квартала. 2. Четвёртая часть отчётного года. Отчёт за квартал. 3. В лесном хозяйстве: участок леса, ограниченный просеками, дорогами.
    КРЕМЕНЬ — 1. Очень твердый камень, первоначально употреблявшийся для высекания огня. 2. перен. О человеке с твердым характером (разг.)
    ФОРЗАЦ — двойной лист бумаги, соединяющий книжный блок с переплетной крышкой.

  • 3 слайд

    Тема урока : «Правописание приставок при- и пре- » 

    Описание слайда:

    Тема урока :

    «Правописание приставок
    при- и пре- » 

  • 4 слайд

    v знаю + новое ! интересное ? не понимаю

    Описание слайда:

    v знаю
    + новое
    ! интересное
    ? не понимаю

  • 5 слайд

    Преинтересный как пишется правильно слово или преинтересный

  • 6 слайд

    Пре- = "очень" Предлинный достанет до крыши рукой, Прежадный не даст вам кон

    Описание слайда:

    Пре- = «очень»

    Предлинный достанет до крыши рукой,
    Прежадный не даст вам конфету.
    Кто очень такой или очень сякой –
    Пре- мы напишем при этом.
    Что может означать пре-???

  • 7 слайд

    Преинтересный как пишется правильно слово или преинтересный

  • 8 слайд

    Обратись к словарю! Приказать

    Описание слайда:

    Обратись к словарю!
    Приказать прекратить
    Пригласить преобразовать
    Присутствовать превратить
    Примерять преодолеть
    Примирять презирать
    Приготовить
    Приспособить
    Приобрести
    Пригодиться
    Привыкать
    присмотреться

  • 9 слайд

    Приставка ПРИ-Примчаться Прицепить Привлечь Приволжский Притронуться Приладит

    Описание слайда:

    Приставка ПРИ-
    Примчаться
    Прицепить
    Привлечь
    Приволжский
    Притронуться
    Приладить
    Приседание
    Привскочить
    приамурский

  • 10 слайд

    Приставка ПРЕ-Преогромный Преувеличить Преинтересный

    Описание слайда:

    Приставка ПРЕ-
    Преогромный
    Преувеличить
    Преинтересный

  • 11 слайд

    ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ! Приобрел, приготовили, превращаются, пригодились, прек

    Описание слайда:

    ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ!
    Приобрел, приготовили, превращаются, пригодились, прекратили, присмотримся, приглашаю, привыкаю, преобразовали, преодолеют.

  • 12 слайд

    ПРЕ-ПРИ-

    Описание слайда:

    ПРЕ-
    ПРИ-

  • 13 слайд

     ПРЕ- ПРИ-

    Описание слайда:

    ПРЕ- ПРИ-

  • 14 слайд

    Приглядеться, приспособить, присутствовать, пререкаться, признать, пренебрега

    Описание слайда:

    Приглядеться, приспособить, присутствовать, пререкаться, признать, пренебрегать, припомнить, примерять, прицелиться, примирять

  • 15 слайд

    «Найдите лишнее слово»       Прицепить, преинтересный, преодолеть       Прерв

    Описание слайда:

    «Найдите лишнее слово»
           Прицепить, преинтересный, преодолеть
          Прервать, пришкольный, прескучный
          Пригореть, преувеличить, презабавный
          Приехать, прервать, пришить
          Приморский, претворить, привокзальная
          Приоткрыть, приблизиться, прехорошенькая
          Привинтить, прикрутить, прехрабрый

  • 16 слайд

    «Собери слова» устноый,пре,ум,н; зл,ой,пре; ый,пре,забав,н; мудр,ый,пре

    Описание слайда:

    «Собери слова» устно
    ый,пре,ум,н; зл,ой,пре; ый,пре,забав,н; мудр,ый,пре

  • 17 слайд

    Потренируемся немного в написании приставок1.Владимир Андреевич пр…ближался к

    Описание слайда:

    Потренируемся немного в написании приставок
    1.Владимир Андреевич пр…ближался к родной Кистенёвке.
    2.«Боже мой! – пр..рвала барыня,- да она пр..миленькая собачка».
    3.- Час обеда пр..ближался, топот по двору раздался
    4.- Ещё ты дремлешь, друг пр..лестный

  • 18 слайд

    Преинтересный как пишется правильно слово или преинтересный

  • 19 слайд

    «Редакторы» Прикатился клубок, приостановился. Присмотрелся, пригля

    Описание слайда:

    «Редакторы»

    Прикатился клубок, приостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит —
    местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот преспокойно на месте
    лежит. Иванушка прехорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел
    прилечь, только прикоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный
    камень. Призадумался.

  • 20 слайд

    3 группа.«Фразеологизмы» Переливать из пустого в порожнее - заниматься

    Описание слайда:

    3 группа.

    «Фразеологизмы»

    Переливать из пустого в порожнее — заниматься чем-либо бесполезным; бесцельно тратить время

    Премудрый пескарь — трусливый обыватель, приспособленец.
    .Прибрать к рукам —  незаконно присваивать себе что-либо, распоряжаться чем-то
    Приподнять завесу — сделать известным, раскрыть что –либо скрытое .
    Пристать как банный лист — настойчиво и нудно приставать к кому-то.

  • 21 слайд

    Чтобы раскрыть секрет правописания пре- и при- , придется сразу учиться разли

    Описание слайда:

    Чтобы раскрыть секрет правописания пре- и при- , придется сразу учиться различать разные смыслы приставок по 6 правилам и стараться запоминать как можно больше слов,
    которые не входят в эти правила .

    Научимся узнавать их в лицо?!
    До встречи … при письме!

  • 22 слайд

    Рефлексия.Сегодня на уроке я получил (а) возможность научиться… Особенно ин

    Описание слайда:

    Рефлексия.

    Сегодня на уроке я получил (а) возможность научиться…
    Особенно интересным мне показалось…
    Некоторые затруднения вызвало….
    Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся (не пригодятся) мне…

  • 23 слайд

    Преинтересный как пишется правильно слово или преинтересный

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Преинтересный как пишется правильно слово или преинтересный

  • Сейчас обучается 937 человек из 79 регионов

Преинтересный как пишется правильно слово или преинтересный

  • Сейчас обучается 330 человек из 66 регионов

Преинтересный как пишется правильно слово или преинтересный

  • Сейчас обучается 1008 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Использование презентации облегчит понимание темы при ознакомлении с орфограммой «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» и её графическим обозначением на письме; поможет научить различать основные значения приставок ПРЕ- и ПРИ-; сформировать умение сопоставлять пары однокоренных слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- и различать их написание по значению.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В. и др.

Похожие материалы

  • Урок «Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи»

  • План подготовки к ОГЭ по русскому языку

  • Урок «Частица как часть речи. Разряды частиц», 7 класс

  • Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс

  • Презентация по русскому языку на тему «Роль имени прилагательного в русском языке»

  • Литературный язык как центр системы современного русского литературного языка 10 кл

  • Презентация к уроку развития речи «Что такое доброта?» 6 класс

  • Урок русского языка во 2 классе

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5436955 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не

    Описание слайда:

    По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.
    К. Паустовский

  • 2 слайд

    Знаки:Письменное упражнениеОтветь на вопросИнтерактивное упражнениеУстное упр

    Описание слайда:

    Знаки:
    Письменное упражнение
    Ответь на вопрос
    Интерактивное упражнение
    Устное упражнение
    Словарная работа

  • 3 слайд

    Какие буквы пропущены в словах?пред_стория, роз_грыш, сверх_нтересный,меж_нс

    Описание слайда:

    Какие буквы пропущены в словах?
    пред_стория, роз_грыш, сверх_нтересный,
    меж_нститутский

  • 4 слайд

    Попробуйте сформулировать темупредыстория, розыгрыш, сверхинтересный,межинст

    Описание слайда:

    Попробуйте сформулировать тему
    предыстория, розыгрыш, сверхинтересный,
    межинститутский

  • 5 слайд

    Гласные И и Ы после приставокДвенадцатое апреля

    Описание слайда:

    Гласные И и Ы после приставок
    Двенадцатое апреля

  • 6 слайд

    Целеполагание (цели и задачи урока)вспомнить – узнать – научиться

    Описание слайда:

    Целеполагание (цели и задачи урока)
    вспомнить – узнать – научиться

  • 7 слайд

    РазборПосле приставок на согласную И Ы Розыгрыш (игра) Кроме:

    Описание слайда:

    Разбор
    После приставок на согласную
    И Ы

    Розыгрыш (игра)

    Кроме:
    МЕЖ-, СВЕРХ- (межинститутский, сверхизысканный);
    иноязычных приставок (контригра);
    сложносокращённых слов (пединститут);
    После приставок на гласную: переиграть.

  • 8 слайд

    Найди «третье лишнее»пост_мпрессионизм пре_нтересный не_звестный

    Описание слайда:

    Найди «третье лишнее»
    пост_мпрессионизм
    пре_нтересный
    не_звестный

  • 9 слайд

    Найди «третье лишнее»постимпрессионизм преинтересный неиизвестный

    Описание слайда:

    Найди «третье лишнее»
    постимпрессионизм
    преинтересный
    неиизвестный

  • 10 слайд

    Словарная работаПостимпрессионизм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «по

    Описание слайда:

    Словарная работа
    Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») – направление в живописи начала XX века, для которого характерен отказ от эстетики импрессионизма и реализма в пользу новых направлений и техник, основанных на контрасте цветов и технике рисунка.
    Винсент Ван Гог. Звездная ночь

  • 11 слайд

    Графический диктантРаспределить слова в два столбика: 1) с Ы после приставк

    Описание слайда:

    Графический диктант
    Распределить слова в два столбика:
    1) с Ы после приставки;
    2) с И после приставки.
    Без_дейный, под_тожить, раз_скать, меж_здательский, из_мать, дез_нформация, дез_нфекция, под_мать.

  • 12 слайд

    с Ы после приставки: безыдейный подытожить разыскать изымать подымать2) с И

    Описание слайда:

    с Ы после приставки:

    безыдейный
    подытожить
    разыскать
    изымать
    подымать
    2) с И после присатвки:

    межиздательский дезинформация
    дезинфекция
    Ответы

  • 13 слайд

    Закрепим изученное на практикеhttps://learningapps.org/display?v=p34juvsct21

    Описание слайда:

    Закрепим изученное на практике
    https://learningapps.org/display?v=p34juvsct21
    https://learningapps.org/display?v=p70azap6n21

  • 14 слайд

    Прочитайте предложения, устно объясните правописание пропущенной гласной.1. В

    Описание слайда:

    Прочитайте предложения, устно объясните правописание пропущенной гласной.
    1. В Чувашском пед_нституте 2 октября 1930 года начались учебные занятия на физико-техническом (40 студентов), общественно-литературном (42 человека) и подготовительном (28 слушателей) отделениях. 

  • 15 слайд

    Прочитайте предложения, устно объясните правописание пропущенной гласной. 2.

    Описание слайда:

    Прочитайте предложения, устно объясните правописание пропущенной гласной.

    2. В рамках Фестиваля немецкого языка и культуры в ЧГУ состоялся киновечер для школьников и студентов. В завершение кинопоказа состоялся роз_грыш лотерейных билетов.

  • 16 слайд

    Прочитайте предложения, устно объясните правописание пропущенной гласной.3. В

    Описание слайда:

    Прочитайте предложения, устно объясните правописание пропущенной гласной.
    3. В местах ожесточенных боев Великой Отечественной войны еще много без_мянных захоронений павших бойцов. Чтобы вернуть имена не_звестным героям, российские по_сковики ведут кропотливую работу.

  • 17 слайд

    ОтветыВ Чувашском пединституте 2 октября 1930 года начались учебные занятия н

    Описание слайда:

    Ответы
    В Чувашском пединституте 2 октября 1930 года начались учебные занятия на физико-техническом (40 студентов), общественно-литературном (42 человека) и подготовительном (28 слушателей) отделениях. 

    В рамках Фестиваля немецкого языка и культуры в ЧГУ состоялся киновечер для школьников и студентов. В завершение кинопоказа состоялся розыгрыш лотерейных билетов.

    В местах ожесточенных боев Великой Отечественной войны еще много безымянных захоронений павших бойцов. Чтобы вернуть имена неизвестным героям, российские поисковики ведут кропотливую работу.

  • 18 слайд

    Морфемный разборПоисковики

    Описание слайда:

    Морфемный разбор
    Поисковики

  • 19 слайд

    и

  • 20 слайд

    Алгоритм действий:1) Найди и выдели приставку. 2) Определи, русская приставк

    Описание слайда:

    Алгоритм действий:
    1) Найди и выдели приставку.
    2) Определи, русская приставка заканчивается на согласную букву?
    3) Если да, И сменяется на Ы
    4) Если нет, вспомни условия написания И после приставок.

  • 21 слайд

    Преинтересный как пишется правильно слово или преинтересный

  • 22 слайд

    Преинтересный как пишется правильно слово или преинтересный

  • 23 слайд

    Тест1) без..мянный2) об..скать3) пед..нститут1. Укажите слово, в котором на м

    Описание слайда:

    Тест
    1) без..мянный
    2) об..скать
    3) пед..нститут
    1. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется И:

  • 24 слайд

    Правильно!

    Описание слайда:

    Правильно!

  • 25 слайд

    Будь внимательнее.

    Описание слайда:

    Будь внимательнее.

  • 26 слайд

    Тест1) мед..нститут2) пред..стория3) меж..гровой2. Укажите слово, в котором н

    Описание слайда:

    Тест
    1) мед..нститут
    2) пред..стория
    3) меж..гровой
    2. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется Ы:

  • 27 слайд

    Правильно!

    Описание слайда:

    Правильно!

  • 28 слайд

    Будь внимательнее.

    Описание слайда:

    Будь внимательнее.

  • 29 слайд

    Тест1) пост..мпрес-сионизм2) из..сканный3) спорт..нвентарь3. Укажите слово, в

    Описание слайда:

    Тест
    1) пост..мпрес-сионизм
    2) из..сканный
    3) спорт..нвентарь
    3. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется Ы:

  • 30 слайд

    Правильно!

    Описание слайда:

    Правильно!

  • 31 слайд

    Будь внимательнее.

    Описание слайда:

    Будь внимательнее.

  • 32 слайд

    Тест1) пред..стория3) пре..нтерес-ный2) роз..ск4. Укажите слово, в котором на

    Описание слайда:

    Тест
    1) пред..стория
    3) пре..нтерес-ный
    2) роз..ск
    4. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется И:

  • 33 слайд

    Правильно!

    Описание слайда:

    Правильно!

  • 34 слайд

    Будь внимательнее.

    Описание слайда:

    Будь внимательнее.

  • 35 слайд

    Молодец!

    Описание слайда:

    Молодец!

  • 36 слайд

    Закрепим изученное на практикеhttps://learningapps.org/display?v=p2gsxmyuk21

    Описание слайда:

    Закрепим изученное на практике
    https://learningapps.org/display?v=p2gsxmyuk21

  • 37 слайд

    Анна Беловицкаяhttps://www.livemaster.by/topic/194177-russkij-yazyk-v-kotah-

    Описание слайда:

    Анна Беловицкая
    https://www.livemaster.by/topic/194177-russkij-yazyk-v-kotah-kollektsiya-iz-67-kartinok

  • 38 слайд

    Преинтересный как пишется правильно слово или преинтересный

  • 39 слайд

    Продолжите фразы: Мы сегодня говорили о … . Я узнал (а), что … . Свою работу

    Описание слайда:

    Продолжите фразы:

    Мы сегодня говорили о … .
    Я узнал (а), что … .
    Свою работу на уроке я считаю … .
    Работу одноклассника на уроке оцениваю…

  • 40 слайд

    Упражнение 137 на стр. 125

    Описание слайда:

    Упражнение 137 на стр. 125

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Преинтересный как пишется правильно слово или преинтересный

  • Сейчас обучается 937 человек из 79 регионов

Преинтересный как пишется правильно слово или преинтересный

  • Сейчас обучается 330 человек из 66 регионов

Преинтересный как пишется правильно слово или преинтересный

  • Сейчас обучается 1008 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Тема:
§ 28. Гласные И и Ы после приставок

Похожие материалы

  • Конспект урока по русскому языку Обобщение знаний. «Знаки препинания в конце предложения» 2 класс.

  • Русский язык » Прописи. Словарные слова»

  • Рабочая программа по русскому языку 1 класс

  • Рабочая программа . Русский язык . 10 класс

  • Анализ урока русского языка на тему: «Сложные предложения с различными видами связи».

  • Рабочая программа по русскому языку 5 класс

  • Конспект урока «Подготовка к сочинению в 9 классе»

  • Сообщение «Мотивация на уроках русского языка и литературы»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5436955 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

Как правильно?

22.07.2021

Ей на встречу пес, залая, Прибежал и смолк, играя; В ворота вошла она, На подворье тишина. … Им на встречу, грозно воя, Пес бежит и ко двору Путь им кажет. «Не к добру! — Братья молвили: — печали Не минуем».

БудЕте или будИте? Как правильно писать?

БудЕте или будИте? Как правильно писать?

В вашем случае правильно написать Вы *будете оригинальны*.

БудИте пишется в форме повелительного или изъявительного наклонений (от глаг. будить)

БудЕте пишется только в форме вопросительного наклонения (от глаг. быть).

БУДИТЕ — это когда вам говорят, что надо кого-то разбудить.

Например: Идите, будите уже своего друга, а то на работу опоздаем.

А БУДЕТЕ — это когда вам говорят: — quot;Ещ раз, будете нарушать правила дорожного движения — накажемquot;.

В вашем случае нужно писать будете, так как у вас предложение:

Вы будете оригинальны?

Значит у вас слово будешь, а не слово будить. А его нужно писать через е.

Вот если бы у вас было предложение: Вы будите оригинально. То есть в слове оригинально на конце будет о, а не ы и вопросительного знака не будет, то вполне можно подумать, что этим предложением как бы говорят, что человек может разбудить оригинальным способом. Тогда бы писалась буква и.

Но в вашем случае нужно писать букву е.

Правильно будет такое словосочетание — quot;Вы будете это покупать?quot; или quot;Вы будете мне звонить?quot;.

А слово БудИте имеет другое значение. Например фраза — quot;Скорее его будите, а то он проспит свою остановку!quot;

Вообще, можно и так и так написать, только важно учитывать,что слово будИте(ударение на и) от слова будить(спящего человека), а будЕте(ударение на у) от слова будет.

Предложение с глаголом будите: Не будите спящего.

Предложение со словом будете: А вы будете спать?

В данной фразе правильно будет применить букву quot;еquot;

Оба слова правильны и будЕте и будИте,

вопрос только в том, чтобы их использовать по назначению в предложении.

С ними все просто. Надо просто знать, что слово будИте — это глагол будить.

В остальных случаях надо использовать глагол быть, то есть будЕте.

Слова quot;БудЕтеquot; и quot;будИтеquot; могут писаться и в том, и в другом случае, зависит от смысла в предложении.

Слово quot;будетеquot; образовано от вопросительного наклонения глагола quot;бытьquot;.

Например: Вы будете сегодня играть в футбол?

Слово quot;будитеquot; образовано от повелительного наклонения глагола quot;будитьquot;.

Например: Завтра будите меня в 8.00 часов.

Будете и будите — это разные глаголы, поэтому и пишутся по-разному.

Глагол будите — это повелительное наклонение от глагола будить. В единственном числе повелительного наклонения будет буди, а в множественном числе еще добавляется суффикс (некоторые филологи говорят, что окончание) — те. Вот и получается буди +те = будите.

Что же касается будете, то это множественное число от глагольной связки быть. Например: Вы будете готовиться к пересдаче? Завтра вы будете работать с новыми клиентами.

БудИте — бУдете. Здесь вариант написания зависит от контекста.

Такая ошибка встречается довольно часто, по крайней мере, видела е нередко.

  • будИте — это глагол будить, который пишется в повелительном наклонении
  • бУдете — это вопросительное наклонение, производное от слова быть.

То есть, употреблять первый глагол вместо второго — нарушение правил правописания. Чтобы было более понятно, можно привести такой пример:

quot;Вот и солнышко встало — будИте Иванаquot; (к стати, под ударением всегда пишется буква И, это правило можно использовать в качестве проверочного при произнесении фразы вслух)

quot;Вы будЕте кушать суп?quot;

Ну и пример неправильного употребления:

quot;Когда вы будИте подъезжать, позвонитеquot;

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/budete-ili-budite-kak-pravilno-pisat/

Как правильно будете или будите, будешь или будишь?

Будете или будите? Будет или будит?

Правильно

Будете, будет — глагол «быть» в форме будущего времени (вопросительное наклонение), пишется через букву «е» в середине слова. Ударение приходится на первый слог на букву «у».
Вы будете сегодня вечером ужинать?
Если будете нарушать правила, мы вас накажем
Будете кушать наш салат?
Он будет делать домашнюю работу
Иван будет пить компот

БудИте— повелительное наклонение глагола «будить» во втором лице множественного числа, пишется через букву «и» в середине слова. Ударение приходится на второй слог на букву «и».
Будите меня активнее, я крепко сплю
Не будите меня очень рано
Будите Олега, ему пора вставать

Будите, будит глагол «будить» во втором лице множественного числа (бУдите) и в третьем лице единственного числа (бУдет)
Вы будите его уже пятнадцать минут
Зачем вы будите его в три часа ночи?
Олег будит своего друга, который спит
Сергей будит спящего кота

Будешь или будишь?

Правильно

Будешь — глагол «быть» во втором лице будущего времени, пишется через букву «е» в середине слова. Ударение ставится на первый слог.
Будешь кушать салат?
Ты будешь делать уроки или нет?
Завтра будешь собирать ягоды

Будишь — глагол «будить» во втором лице настоящего времени, пишется через букву «и» в середине слова. Ударение ставится на второй слог.
Ты слабо будишь Егора, он крепко спит
Ты будишь спящее зло
Ты будишь меня слишком рано

Источник: http://morevokne.ru/?p=8178

«Пол часа» или «полчаса», как правильно?

Чтобы верно написать слово, нужно определить, к какой части речи оно относится. «Полчаса» — неизменяемое числительное («сколько?»), обозначающее промежуток времени. Если часть слова, следующая за приставками «полу» и «пол» начинается с согласной буквы (кроме «л»), то «пол» с самим словом будет писаться слитно.

вы будете или будите как правильно

«Пол» не будет являться приставкой, писать её следует раздельно:

  • если есть разделяющее слово (пол моего лица, пол земного шара);
  • если без этой приставки не употребляется («половица» — нет словообразования «овица»).

«Пол» будет отделяться дефисом от слова, если:

  • в корне словообразования первая буква гласная (пол-оврага, пол-устрицы, пол-яблока, пол-ёлки, пол-арки, пол-утюга, пол-юбки).
  • после нее следом идёт имя собственное (пол-Енисея, пол-Марины, пол-Севастополя, пол-Казани).
  • за ней идёт согласная «л» (пол-люстры, пол-лица, пол-ложки, пол-литра).

Следовательно, писать правильно «полчаса». «Пол часа» — это неверное написание.

Примеры предложений

Мы пришли к назначенному времени полчаса назад.

У меня ушло полчаса, чтобы добраться до переправы.

Я уже полчаса как должен был быть в театре.

Пример из литературы

Звонить каждый полчаса, спрашивать как у тебя дела, будет только по-настоящему любящий человек.
(К.Гундарева, «Вопрос времени»)

Источник: http://koreniz.ru/spravochnik/185_pol-chasa-ili-polchasa-kak-pravilyno/

«Полчаса» или «пол часа»: как пишется?

вы будете или будите как правильно

  • Правило
  • Когда используется дефис
  • Примеры предложений
  • Заключение

Правописание слов, обозначающих половину от предмета, вызывают трудности не только у детей, но и у взрослых. Хотя правило написания предельно ясное. Чтобы не допустить ошибок, важно выяснить, как правильно пишется: полчаса или пол часа.

Правило

В русском языке выделяют отдельное слово «пол». Оно обозначает покрытие в помещении или половой признак.

Но если данное слово входит в состав другого, то оно обозначает вторую часть чего-либо. В данном случае оно будет являться приставкой в слове, которая обязательно пишется слитно с корнем.

Но иногда бывают случаи, в которых «пол» в этом же значении пишется отдельно от подчиненного слова. Это предусматривается, если между ними стоит определяющее признак слово: пол текущего часа.

Сложности в отражении на письме слова «полчаса» возникают часто. Ошибки допускаются за счет того, что многие не знают, как правильно пишется: слитно или раздельно, а может через дефис.

Выделяют правило, которое звучит так:

«Приставка пол- пишется слитно со всеми словами, которые начинаются на согласный звук. Исключение составляют слова, корень которых начинается на согласный «л».

При отсутствии вспомогательного слова и при начале корня на согласный звук приставка будет отражаться на письме слитно.

Чтобы проверить правописание слова, нужно убедиться, что в слове «час» корень начинается на согласный звук. И при этом согласный не должен быть «л». Так как все требования соблюдены, оно должно быть написано слитно.

Аналогичное правило действует в отношении приставки «полу-». Она используется при употреблении слова в родительном падеже. Требования к написанию не меняются. Поэтому слово получаса будет писаться слитно и без дефиса.

Когда используется дефис

В некоторых случаях приставка «пол-» отделяется от подчиненного слова дефисом. Такое правило действует, когда слитное употребление на письме приводит к неоднозначному прочтению слова или неудобству. Выделяют 4 основных случая.

  • Если слово начинается на согласный «л», то предусматривается написание через дефис:
  1. пол-лимона;
  2. пол-лайма.
  • Если подчиненное слово начинается на гласный звук, то оно употребляется в такой же форме:
  1. пол-автобуса;
  2. пол-озера;
  3. пол-яблока.
  • Если подчиненное слово – имя собственное:
  1. пол-Воронежа;
  2. пол-Москвы.
  • Если подчиненное слово – сложное существительное, которое и так пишется через дефис:
  1. пол-царь-колокола;
  2. пол-царь-пушки.

Примеры предложений

Написание слова запоминается легче, если рассматривать примеры предложений с ним.

  1. Ирина Николаевна вызвала такси и ждала его полчаса, поэтому успела замерзнуть на улице.
  2. На улице было тихо и спокойно. Никто даже подумать не мог бы, что полчаса назад бушевала непогода, ветер ломал деревья, а дождь лил, не переставая.
  3. Мы очень спешили попасть на праздник. Но когда прибыли к месту, опоздали на полчаса.
  4. Аня очень любит поговорить по телефону. Полчаса разговора для нее – сущий пустяк.
  5. Было полчаса до отправления самолета. Но он, почему-то, так и не пришел.
  6. Первоклассники радовались: школьные уроки у них шли по полчаса.
  7. Ирина полчаса стояла под дождем. Но ее муж так и не явился на назначенную встречу.

Заключение

Сложностей в написании этого слова не отмечается. Если проверять его согласно правилу, верный вариант со слитным написанием будет сразу понятен. Важно запомнить слова, которые являются исключением и пишутся через дефис.

Источник: http://znanieinfo.ru/orfografiya/polchasa-ili-pol-chasa.html

Полчаса или пол часа?

Сегодня рассмотрим распространённое слово полчаса. Изучим, как писать его правильно. Если вам эта тема интересна и вы не знаете слитно или раздельно пишется это слово, давайте начнём изучать наш материал.

вы будете или будите как правильно

Правописание слова полчаса

Как пишется полчаса? Многие люди пишут слово полчаса раздельно. Редко встречается написание через дефис. Но есть и те, которые пишут его слитно. А как правильно?

Слово полчаса необходимо писать слитно. Почему так?

Прежде всего скажем, что в русском языке есть отдельное слово пол. Чаще всего оно означает настил в помещении (например: «ходить по полу») или гендерный признак (например: «мужской пол и женский пол»). Но встречаются словосочетания, в которых отдельное слово пол означает половину чего-нибудь.

В слове полчаса «пол» — это не отдельное слово, а приставка, означающая именно половину часа, а не что-либо иное. Следовательно, со словом час эта приставка пишется вместе.

Тем не менее, как сказано выше, бывают ситуации, когда «пол» в значении «половина» пишется отдельно от подчинённого, относящегося к нему слова. Такое может иметь место, если между подчинённым словом и словом «пол» стоит ещё какое-то определяющее слово. Сказанное легко увидеть на примере. В то время как слово полчаса пишется слитно, словосочетание «пол текущего часа» будет писаться раздельно, потому что между словом «пол» и относящимся к нему словом «час» стоит вспомогательное слово «текущий».

Если вспомогательного слова нет, то со словом час в родительном падеже слитно будет писаться также приставка «полу», образованная от приставки «пол» для родительного падежа слова час. То есть слово получаса тоже пишется слитно. И это тоже надо запомнить.

Существуют ли ситуации в правописании, когда приставка «пол» отделяется от подчинённого слова дефисом? Да. К таким ситуациям относятся те, в которых слитное написание будет выглядеть нелепо или приведёт к неоднозначному прочтению слова. По правилам русского языка таких ситуаций четыре. Перечислим их.

  1. Если подчинённое слово начинается на гласную букву. Например, пол-автобуса пишется через дефис, потому что слитное написание в виде «полавтобуса» может привести к некорректному чтению с неправильной интонацией.
  2. Если подчинённое слово является именем собственным. Например, пол-Москвы пишется через дефис, потому что слитное написание в виде «полМосквы» выглядит нелепо.
  3. Если подчинённое слово является сложным существительным и само по себе пишется через дефис. Например, пол-царь-пушки пишется через дефис, фактически с двумя дефисами.
  4. Если подчинённое слово начинается на букву «л», за исключением слова «поллитровка», которое пишется слитно. Например, пол-лимона пишется через дефис. Пол-литра тоже пишется через дефис.

Указанные ситуации рекомендуется запомнить.

Примеры предложений

  1. Мария Фёдоровна ждала извозчика в течение получаса.
  2. Около получаса прошло с момента окончания грозы.
  3. Праздничный концерт в центральном парке начался полчаса назад.
  4. Разговаривать полчаса и не прийти ни к какому решению!

Спешит, дав ночи полчаса.

Ошибочное написание слова

Поскольку слово полчаса правильно пишется слитно, то ошибочными вариантами написания слова будут слова через дефис и раздельно: «пол-часа» и «пол часа».

Заключение

В этой статье мы рассмотрели, как правильно писать слово полчаса, а также изучили правила русского языка, показывающие, когда приставка «пол» в словах пишется слитно, а когда через дефис. Надеемся, что наша статья была для вас полезна.

Источник: http://correctno.ru/orfografiya/polchasa_ili_pol_chasa

Теперь вы знаете о: «вы будете или будите как правильно».

Читайте также:

  • Как склонять шприц; Российская газета — шприцем или шприцом как правильно пишется
  • Мандарин или мандаринов — как правильно? | Образование | Общество | Аргументы и Факты — как правильно много мандарин или мандаринов
  • Как правильно: в аэропорту или в аэропорте — в аэропорте или аэропорту как правильно
  • Математика для блондинок: Как правильно пишется, ноль или нуль? Нуль или ноль? — как правильно писать ноль или нуль
  • Как правильно пишется; рассчитать; или; расчитать? | Полезная информация для всех — рассчитывается или расчитывается как правильно писать
  • Как пишется; смерч; или; смерчь? — как правильно смерчем или смерчом
  • Как правильно: завкафедры или завкафедрой, заведующая детсада или заведующая детсадом? Образование — Официальный портал Екатеринбурга — заведующий кафедры или кафедрой как правильно
  • Что значит «троллить»? — тролить или троллить как правильно
  • БудЕшь; или; будИшь, как правильно пишется? — как правильно будишь или будешь
  • Где правильно ставить ударение в слове Бали — бАли или балИ? | 4 info — Вопросы, ответы, статьи — как правильно ударение бали или бали

  • Преинтересный как пишется и почему
  • Презумпция невиновности в доказывании сочинение рассуждение
  • Презреть нищего как пишется
  • Презреть предсказание как пишется
  • Презрительная усмешка как пишется