Урок русского языка в 6 а классе по теме: «Правописание приставок -пре- и -при-«, проведенного учителем русского языка Юркевич И.В.
Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.
Задачи урока:
Образовательные:
-
Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
-
Формировать навык написания приставок пре-/ при-;
-
Повторить морфемный разбор слов;
-
Развить умение формулировать определение понятий;
-
Обогащать словарный запас учащихся;
-
Совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
-
Осуществление системно-деятельностного подхода;
-
Развитие внимания;
-
Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
-
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-
развивать умение применять новые знания;
-
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
-
формирование логических умений;
-
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
-
развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
-
Воспитание интереса и уважения к родному языку;
-
Воспитание ценностного отношения к слову;
-
Развитие коммуникативных УУД:
-
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные:
-
Уважительное отношение к родному языку;
-
Стремление к речевому самосовершенствованию;
-
Пополнение словарного запаса;
-
Способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.
Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности;
2.Владение разными видами речевой деятельности;
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
5. Проведение морфемного анализа слов.
Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма
Тип урока: «открытие» новых знаний
Технология: естественного обучения
Ход урока:
1.Организационный момент. Определение темы. Постановка цели и задач урока.
— Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется. Попробуем разобраться что вы будете изучать и как.
— На доске (и на маленьких распечатках на столе) записана сказка. Прочитайте её.
1) ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.
2) Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.
— Трудно читать? Почему? (пропущены буквы)
— Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и в приставках).
— Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре и при).
— А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно? Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)
— Вы правы. Так какова цель нашего урока? (научиться правильно писать слова с такими приставками).
— Вот когда вы научитесь пользоваться правилом написания данных приставок, то с легкостью вставите все пропущенные буквы в сказке, поэтому эта сказка будет вашим домашним заданием. Тем учащимся, кому понравилась идея, предлагаю дома продолжить сказку.
— Специальная карточка с алгоритмом работы поможет вам, достаньте. Все сразу читать не надо. Читаете поэтапно. Прочитали – выполнили.
Алгоритм работы
1.Получив карточку № 1, прочтите задание. Приступайте к выполнению. Все записи вести на карточке. На выполнение первой карточки отводится не более 5 минут.
2.Закончив работу с карточкой №1, решите, подойдете ли вы на собеседование к учителю или обсудите с соседом по парте.
3.Если возникли спорные вопросы по правильности выполнения задания, то можно взять у учителя готовые ответы и сверить со своей работой.
4.Возьмите карточку № 2. Все задания выполняются совместно с другими учащимися сидящими рядом ( группы по 4 человека). Все записи ведутся на карточке. На выполнение заданий отводится не более 15 минут. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами.
5.После проработки и проверки всех заданий дайте сигнал учителю, что вы готовы приступить к выполнению следующей карточки № 3.
6.Переходите к индивидуальной карточке № 3. Выберете посильное для себя задание.
Вы можете совещаться с теми, кто выполняет такую же карточку. Пользуйтесь теоретическим материалом. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами. На выполнение заданий отводится не более 15 минут.
7.После выполнения всех карточек переходите к заполнению оценочного листа. Внимательно прочитайте.
8.Возьмите лист с домашним заданием. Внимательно прочитайте его. Задайте вопросы учителю, если есть такая необходимость.
2.Самостоятельная работа с карточками
Карточка №1. Знакомство с орфограммой «Гласные в приставках пре- и при-«.
Прочитайте стихотворение.
Повнимательней смотри.
Мы приставки пре- и при-.
Научись нас различать,
Друг от друга отличать.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье,
Близость чего-то к чему-нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
Наши руки всё сумеют,
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
Всё ПРИделают как нужно
Быстро, весело и дружно.
Заяц ПРИскакал к соседу,
Закричал: «Я к вам ПРИеду!
На ПРИшкольном огороде
Есть уже морковка вроде».
ПРИоткрой скорей окошко –
В дом попасть не может кошка.
Ах, котлеты ПРИгорели!
Не беда, уже их съели.
ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.
Заполни таблицу. Информацию ищи в стихотворении.
ПРИ- | ПРЕ- | ||
Значение приставки | Примеры | Значение приставки | примеры |
ПРИбежать | ПРЕлестный | ||
ПРИклеить | ПРЕрвать | ||
ПРИморский | |||
ПРИгореть |
Проверь свою работу: посоветуйся с соседом ( если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке)
ПРИ- | ПРЕ- | ||
Значение приставки | Примеры | Значение приставки | примеры |
ПРИближение | ПРИбежать | = очень | ПРЕлестный |
ПРИсоединение | ПРИклеить | = пере | ПРЕрвать |
Близость | ПРИморский | ||
Неполное действие | ПРИгореть |
Карточка № 2. Учимся применять правило.
1. Найди «Четвертое лишнее» и подчеркни зеленым цветом. Устно объясни соседу почему.
-
превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
-
приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;
-
приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;
-
преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.
Ответы:
-
превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
-
приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;
-
приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;
-
преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.
2. Распределители словосочетания в нужную графу.
Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.
при | пре | ||||
приближение | присоединение | близость | неполнота действия | очень | пере- |
Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).
Ответы:
при | пре | ||||
приближение | присоединение | близость | неполнота действия | очень | пере- |
приехать на автомобиле | пришить пуговицу | привокзальная гостиница | придерживаться за край стола | преинтересный рассказ | неожиданная преграда |
примчаться сломя голову | приклеить на картон | пришкольный участок | приподнять тяжелый шкаф | премиленький ребенок | преодолевать препятствия |
3. Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.
-
Расположенный у берега.
-
Задуматься на некоторое время.
-
Участок около школы.
-
Гнаться за кем-нибудь.
-
Слегка задеть что-либо.
-
Вызывающий восхищение, красивый.
-
Немного открыть окно.
-
Расположенный у дороги
-
Спуститься с неба на землю.
-
Очень длинный.
Ответы:
-
Расположенный у берега. (Прибрежный).
-
Задуматься на некоторое время. (Призадуматься).
-
Участок около школы. (Пришкольный).
-
Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).
-
Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться).
-
Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный).
-
Немного открыть окно. (Приоткрыть).
-
Расположенный у дороги (Придорожный).
-
Спуститься с неба на землю. (Приземлиться).
-
Очень длинный. (Предлинный).
Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).
Карточка № 3. Проверяем свои знания
Творческий диктант. Задание дифференцированное.
Выбери одну карточку для работы.
Карточка с красным заголовком – трудная.
Карточка с зелёным заголовком – средней трудности.
Карточка с синим заголовком – простая.
1 группа (сложные, карточки красного цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
2 группа (средние, карточки зелёного цвета)
1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».
В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.
3 группа (простые, карточки синего цвета)
1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
Окончательный вариант.
В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.
3.Рефлексия
Оценочный лист
Оцени по 5-ти бальной шкале уровень трудности заданий (1 – очень лёгкое, 3 – среднее, 5 – очень трудное)
№ задания | баллы | Пользовались ли вы подсказкой (поставьте + или — ) | примечания |
Карточка №1 | Продолжи фразу: | ||
1.правило | Сегодня на уроке я понял(а) …….. | ||
Карточка №2 | |||
1. | |||
2. | |||
3. | |||
Карточка №3 | |||
Запиши цвет карточки | |||
Теоретический материал
Приставки пре-, при-.Их правописание зависит от значения, которое они придают слову.
Приставка пре- пишется: 1. если употребляется в значении «очень, весьма» 2. если ее можно заменить приставкой пере- | прекрасный – очень красивый пребольшой – очень большой |
прервать – перервать, преломить – переломить | |
Приставка при- употребляется в значении: 1. приближения 2. присоединения 3. близости чему-либо 4. неполноты действия | приблизиться, прибытие, приехавший |
приклеенный, придавить, присоединение | |
пришкольный, приморье, прибрежный | |
присесть, приподняться |
Дополнительный материал
При-: причина, пример, привет, прилежный, приключение, природа, привилегия (исключительное право), приоритет (первенство), примитивный (простой, несложный), примадонна (актриса на первых ролях), привередливый (человек слишком разборчивый, с прихотями и капризами), принуждение.
Пре-: президиум, президент, премьера, препарат, претензия, претендент, превалировать (преобладать), презентовать (подарить), престиж (авторитет), предание, камень преткновения (помеха).
Вспомните значения приставок, сравните столбики А и Б.
А. Значение приставки пре- | Б. Значение приставки при- |
1. Высшая степень качества или действия, «очень»: предобрый, преискусный, прекрасный, преуспевать. 2. Значение, близкое к значению приставки пере-: прекращение, преступление, пресечь, преодолеть, превращение. 3. Что-либо новое, получившееся в результате изменения, преобразования | 1. Присоединение, прибавление: пришить; приобщение; причастный. 2. Приближение: приехать, придвигать. 3. Близость к чему-либо: пригород, прибрежный. 4. Неполнота качества или действия: приоткрыть, приостановить, припрятать, причудливый, привередливый. 5. Доведение действия до конца: приготовить, придумать. 6. Сопутствующее действие: присвистывать, притоптывать. 7. Приспособление к чему-либо: притворство, пристрастие, привычка, приноровиться, притерпеться |
Титульный лист — лицо студенческой работы, которое создаёт первое впечатление. Будет оно хорошим или плохим — зависит от вас. И от того, знаете ли вы, как оформить и как подписывать титульный лист реферата.
Вот о том, как написать титульный лист реферата, мы и расскажем в статье. А ещё покажем примеры титульного листа реферата, чтобы вы точно не ударили лицом в грязь.
Вам останется только подписаться на наш телеграм-канал, чтобы быть в курсе студенческой жизни и других актуальных новостей. А также следить за акциями и скидками компании.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Как составить титульный лист реферата: основные рекомендации + образец
Почему так важно правильно оформить титульную страницу реферата? Если оформление титульника не соответствует правилам, тогда проверяющий, даже не читая текст основной части, развернёт вас на доработку.
Все нормы и стандарты оформления давно прописаны в ГОСТе и в методических рекомендациях вуза. Однако перед тем как начать писать титульный лист реферата, поинтересуйтесь у преподавателя, нет ли у него каких-либо личных предпочтений в оформлении. Вдруг вам попался не особо сговорчивый научный руководитель.
Титульник реферата: правила оформления и содержание
Прежде чем перейти к практической части и пошагово показать, как оформляется титульный лист реферата, давайте подтянем теорию. А именно изучим, какие параметры оформления соблюдать и что необходимо размещать на самом титульнике.
Титульный лист реферата: основные параметры
Как правильно написать титульный лист реферата? Нужно выставить принятые размеры полей:
- правое — не менее 1,5 см;
- левое — 3 см;
- верхнее и нижнее — по 2 см.
Стоит уточнить размеры полей у преподавателя, так как его требования могут отличаться от общепринятых университетских и даже ГОСТовских. Заранее обратитесь и узнайте у него, как сделать титульный лист для реферата, чтобы он принял его с первого раза.
Правила оформления титульника в реферате: нумерация и шрифт
Как должен выглядеть титульный лист реферата? Должен ли он содержать нумерацию? Это важные вопросы, на которых стоит сделать особый акцент.
Отсчёт хоть и начинается с титульного листа, но цифру «1» не проставляю. Важный момент — в реферате также не нумеруют и вторую страницу, на которой располагают содержание. Нумерацию, как правило, начинают с введения, проставляя цифру «3».как оформлять титульный лист реферата в университете
Как оформлять титульный лист реферата в конкретном вузе или колледже, стоит уточнять на кафедре. Потому что некоторые учебные заведения или отдельные преподаватели могут требовать нумерацию со второй страницы.
Какой же шрифт выбрать для оформления титульного листа реферата? Не надо долго думать. Как правило, при написании реферата используют стандартный шрифт — Times New Roman. А размер выбирают 14 или 16 кегля.
Титульный лист в реферате: содержание
Как делается оформление полей в реферате, мы увидели. Теперь важно понять, какую информацию должен содержать титульный лист:
- название университета;
- полное наименование кафедры;
- наименование дисциплины;
- тематику научной работы;
- данные студента (ФИО, курс, номер группы, форма обучения);
- данные проверяющего преподавателя;
- город, где учится студент;
- год выпуска документа.
Как делать титульный лист для реферата: этапы создания
Запомнили важные правила оформления, теперь пошагово рассмотрим, как создать титульник реферата. Для начала условно поделим лист А4 на 4 части — верхнюю, центральную, правую и нижнюю. В каждой из них необходимо придерживаться определённых требований.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Оформляем шапку титульного листа
В первой части вверху страницы заглавными буквами по центру пишем: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ. На следующей строке указываем название университета и ниже название кафедры в кавычках. Выравнивание выбираем по центру.
Чтобы не сделать ошибок в шапке титульного листа реферата, необходимо скопировать нужный текст из других учебных документов колледжа или вуза.
Прописываем центральную информацию
Во второй части располагается самая важная информация: центральная тема. Поэтому стоит быть особо внимательными и ничего не перепутать.
Располагайте информацию по центру: здесь пишем заглавными буквами слово «РЕФЕРАТ», а после него указываем дисциплину и собственно тему.
Оформляем информацию о студенте и руководителе
Третий блок нужно выровнять по правому краю. Здесь пишут данные студента и проверяющего. Должность преподавателя указываем в обязательном порядке:
Обязательно уточните, как звучит полная должность преподавателя, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.
Указываем место и год создания реферата
Нам осталась последняя, четвертая часть реферата. Её оформляем в самом низу страницы и выравниваем по центру. Здесь необходимо указать город и год выпуска реферата.
Если реферат сдаётся в конце декабря, тогда указываем следующий год.
Важно помнить, что точка нигде не ставится. Вот как выглядит эта часть титульного листа реферата:
Реферат титульный лист: образцы для студента
Ну и по традиции, рекомендуем вам изучить образцы титульных листов реферата по ГОСТу 2021 для колледжа и вуза, которые мы специально собрали для вас.
Общий шаблон титульного листа реферата
Скачать шаблон готового титульного листа реферата (Word);
Пример титульного листа реферата по физкультуре
Скачать титульный лист реферата по физкультуре в формате Word.
Реферат на английском языке: титульный лист
А если вам необходимо создать реферат на английском, используйте для титульного листа следующий шаблон:
Скачать титульный лист реферата на английском в формате Word.
Что создать свою обложку, вы можете просто скопировать нужный титульный лист реферата и подставить свои данные.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Теперь вы точно знаете, как правильно заполнить и оформить титульный лист для реферата в техникуме, колледже или университете. Вы же понимаете, что правильно написать титульный лист реферата — наука несложная. Но если вам не хочется утруждаться и самим корпеть над «титульником» или самим рефератом, то студенческий сервис сделает это за вас.
- Статья
- Чтение занимает 5 мин
Строка — это объект типа String, значением которого является текст. Внутри программы текст хранится в виде упорядоченной коллекции объектов Char только для чтения. В конце строки C# нет нуль-символов. Поэтому строка C# может содержать любое число внедренных нуль-символов (‘