Преемственность в работе как пишется

Мы сегодня рассмотрим очень значимую и актуальную тему преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной

Мы сегодня рассмотрим очень значимую и актуальную тему

« Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни ».Вы знаете, насколько важна подготовка детей к школе, особенно в наше время, так как с каждым годом растут требования образовательных программ.

(слайд 2)

Свое выступление хочу начать словами В.Сухомлинского «Творение человека- высшее напряжение всех духовних сил.Это и жизненная мудрость , и майстерство, и искусство.»

(слайд 3)

План:

1. Место ДОУ в системе образования. Значение преемственности в работе ДОУ и школы.

2. Нормативно-правовая база.

3. Содержание преемственности в работе ДОУ и школы.

4. Показатели готовности ребенка к школе.

5. Сотрудничество семьи, ДОУ и школы.

6. Направления преемственности дошкольного и начального образования

6. Педагогические ситуации.

7. Практическое занятие

(слайд 4)

Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования , предъявляемые к ребенку, учет педагогами школы достигнутого общего уровня развития дошкольника.

Общественные дошкольные учреждения осуществляют широкую программу воспитательно-образовательную работу по подготовке детей к школе. Подготовка детей к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до поступления в школу, прежде всего, семьей и дошкольным учреждением. Условием успешного осуществления задачи подготовки детей к школе является наличие преемственности в работе д/с и школы, которая может быть определена – содержательная, двусторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность воспитательно-образовательной работы в д/с с учетом школьных требований, а с другой стороны, опору учителя на уровень развития старших дошкольников.

Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.

На вопрос « Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»? учителя часто отвечают так: « читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи, составлять рассказ, пересказывать, писать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, к детям предъявляют завышенные требования . В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. Все больше она уступает место «обучению на занятиях».

Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.

(слайд5)

Под преемственностью понимают как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода ,связь между различными ступенями, элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Именно с выходом государственных образовательных стандартов начального общего образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.

(слайд 6)

Задачи

На дошкольной ступени формировать:

*Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

*Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.

*Развитие инициативности, любознательности , произвольности, способности к творческому самовыражению.

*Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности.

*Развитие компетентности в сфере отношения к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

(слайд 7)

Задачи

На ступени начальной школы формировать:

*Осознанное принятие здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

*Готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная коммуникативная, деловая);

*Желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

*Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

*Совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования).

Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.

Необходимо заметить, что в образовательном процессе используются единые формы работы :

— совместная деятельность детей;

-совместная деятельность взрослого и детей;

-самостоятельная деятельность.

Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа — само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, особое значение приобретает вопрос формирования универсальных учебных действий. В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться. В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий. Предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят своё развитие на начальной ступени образования.

Это означает, что сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта, т.к. содержание программы дошкольного образования и применение предметно-развивающей среды на занятиях дошкольников направлено на развитие тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения в школе.

Точки соприкосновения деятельности детского сада и школы должны опираться на три направления:

1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.

2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход , который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Сотрудничество воспитателя и учителя заключается в изучении и анализе программ начальной школы и детского сада, нормативных документов по подготовке детей к школе, в обмене опытом, в рекомендациях учителя воспитателю по подготовке детей к школе.

На современном этапе развития системы образования, в основе которой заложен гуманистический подход к организации педагогического процесса, одной из актуальных проблем является обеспечение преемственности в обучении и воспитании детей. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» подчеркивает, что именно преемственность — одно из необходимых условий непрерывного образования, которая обеспечивает единство цели содер-жания, методов, форм обучения с учетом возрастных особенностей детей в смежных звеньях образования.

Проблемы преемственности между дошкольными и начальными звеньями образования имеют глубокие историко — педагогическое корни. Они свидетельствуют, что всегда правомерным был вопрос преемственности между начальными и дошкольными образовательными ступенями, где она выступала основным условием функционирования подготовки детей к школе, а подготовка — важнейшим условием практического обеспечения преемственности в содержании, методах и организации учебно-воспитательной работы дошкольного и школьного звеньев образования.

2) Нормативно — правовая база по вопросу преемственности между ДОУ и начальным звеном школы.

В современных законодательных актах признано, что преемственность -необходимое условие всего образовательного процесса.

(слайд 8)

На экране дан перечень источников нормативно–правовой базы по вопросу преемственности.

Нормативно – правовая база

Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 19 июня 2015 года (Постановление №I-233П-НС)

Государственный образовательный стандарт начального общего образования ДНР на 2015-

2017гг. (приказ МОН ДНР № 324 от 17.07.2015);

Программы Начального общего образования для общеобразовательных организаций.

Письмо №3517 от 20.08.2015 г. “Про методические рекомендации”

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования ДНР на 2015-2017гг.

Типовая образовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы”

(слайд 5)

Задачей д/с в данном случае состоит в том, чтобы обеспечить такой уровень всестороннего развития детей, опираясь на который учитель сможет успешнее разрешать стоящие перед ним задачи.

Цель и задачи общественного дошкольного воспитания /семья, ДОУ, школа/ определены общими целями воспитания с учетом специфики возраста детей. Какие же цели воспитания?

/цель-идеал – всестороннее развитие личности, стратегическая, тактическая задача, отражение в воспитании интересов ожиданий различных социальных групп, развитие способностей, духовных потребностей личности/.

Таким образом, значение преемственности в работе ДОУ и школе:

*Условие успешного осуществления задачи подготовки детей к школе.

создание условий для реализации в педагогическом процессе единой, динамичной и перспективной системы воспитания и обучения, которая обеспечивает формирование личности.

сближение условий воспитания и обучения, благодаря чему переход к новым условиям обучения осуществляется с наименьшими психологическими трудностями.

естественное вхождение детей в новые условия, что способствует повышению эффективности обучения с первых дней пребывания в школе.

2. Итак, условием успешного осуществления задачи подготовки детей к обучению в школе является наличие преемственности в работе детского сада и школы – содержательная, двусторонняя связь, предполагающая , с одной стороны, направленность воспитательно-образовательной работы в д/с с учетом школьных требований, а с другой стороны, опору учителя на уровень развития старших дошкольников. Работа по установлению преемственности со школой имеет следующие направления: содержание, методы, формы обучения.

Условием преемственности в методах и формах выступает единство их направленности на обеспечение сознательности, прочного усвоения знаний, развитие умственных способностей и творческой активности, как в школе, так и в д/с.

Общими чертами занятия и урока должны быть:

1. программность содержания;

2. четко организованная временная регламентация;

3. руководящая роль педагога;

4. использование научнообоснованных методов и приемов.

Также необходима преемственность педагогических требований и условий воспитания. Ведь приобретенные дошкольниками формы поведения, моральные представления и чувства являются фундаментом новых форм нравственного сознания в начальной школе.

Школа в свою очередь создает условия для дальнейшего воспитания:

-школа создает необходимые условия для дальнейшего качественного развития коллективизма.

-в школе происходит формирование высоких гражданских чувств /патриотизм, чувство долга/.

-в школе продолжается работа по эстетическому воспитанию.

-в учебно-воспитательном процессе школы происходит преемственное развитие всех сторон личности

Таким образом, направленность всего педагогического процесса в д/с и школе на всестороннее развитие личности ребенка является основополагающим условием для достижения преемственности.

Педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по этим направлениям: 2 части – содержание совместной работы воспитателя и учителя; ознакомление детей со школой.

Формами организации совместной работы воспитателя и учителя могут быть:

Посещения д/с, школы

Участие в пед.советах

Взаимное консультирование

Совместное проведение родительского собрания

Организация конференций

Изучение программ воспитания и обучения и т.д.

Вторая часть плана – ознакомление детей со школой включает: посещение подготовительных групп школы, 1 сентября, библиотеки, спортивного, актового зала, пустых классов в форме экскурсий, бесед.

Таким образом, важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем.

3. Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в д/с и семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен появлением новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых ребенок должен быть подготовлен.

Школа требует от детей ни сколько специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, высокого уровня развития нравственно-волевых качеств, способностей к управлению своим поведением.

Задача д/с состоит в том, чтобы всей системой воспитательно-образовательной работы обеспечить формирование у детей готовности к школе, соответствующей требованиям современного школьного обучения.

Подготовка детей к школе предполагает:

Такую организацию воспитательной работы в д/с, которая обеспечивает высокий уровень общего всестороннего развития дошкольников.

Специальную подготовку по усвоению тех учебных предметов, которые будут осваиваться в начальных классах школы.

Существуют общая, психологическая, специальная готовность к школе.

Общая готовность – выступает как важнейший итог всестороннего воспитания дошкольников, достижение ребенком определенного уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, необходимого ему при поступлении в условия школы.

В содержании общей готовности выделяются нравственно-волевая, интеллектуальная и физическая готовность, которые имеют место при осуществлении связи ДОУ и школы, так как определяют качества, необходимые для обучения.

Содержание нравственно-волевой готовности определяется требованиями к поведению ребенка, обусловленными позицией школьника. Данные требования ставят учащегося перед необходимостью самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным, дисциплинированным, управлять своим поведением. Выполнение этих требований осуществляется в процессе длительной, целенаправленной воспитательной работы в д/с и семье.

Итак, показатели нравственно-волевой готовности к школе:

1. Наличие таких черт поведения, как самостоятельность, организованность, дисциплинированность.

2. Умение ребенка строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответствии с правилами культуры общения.

3. Сформированность отношения дошкольника к труду: желание трудиться, чувство удовлетворения от выполненной работы, уважение к труду окружающих.

Значение интеллектуальной готовности обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением, требующим напряженного умственного труда, активизации способностей к познавательной деятельности.

Показатели интеллектуальной готовности:

1. наличие достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире.

2. определенный уровень развития познавательной деятельности.

3. овладение элементами учебной деятельности / четко выполнять указания, уметь осуществлять контроль за своим поведением/.

4. высокий уровень развития речи: четкое звукопроизношение, разнообразие словаря, умение выражать свои мысли.

Показатели физической готовности:

1. хорошее состояние здоровья, закаленность, определенная выносливость, работоспособность организма.

2. овладение культурно-гигиеническими навыками, привычкой соблюдать правила личной гигиены.

Психологическая готовность включает в себя мотивационную готовность в стремлении ребенка к учению, желание быть школьником, определенный уровень волевого и социального развития.

Специальная готовность является дополнение к общей готовности, определяется наличием специальных знаний, умений, навыков.

4.Одним из важнейших условий практической реализации преемственности д/с и школы является установление делового контакта между воспитателями подготовительной группы и учителями 1 классов школы, что осуществляется в различных аспектах:

Информационно-просветительский аспект – взаимное ознакомление с задачами учебно-воспитательной работы.

Методический аспект – взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в старшей, подготовительной группах и 1 классах школы.

Практический аспект – выражается с одной стороны в предварительном знакомстве с будущими учениками, с другой – в курировании бывших воспитанников во время их обучении в 1 классе школы.

Конкретными формами реализации данного содержания является непрерывное взаимодействие воспитателей и учителей и систематические посещения ими друг друга /школы, д/с/, т.е установление всестороннего содержательного сотрудничества между д/с и школой является залогом достижения высокого уровня подготовки детей к школе.

Роль семьи в развитии ребенка.

Семья играет большую роль в развитии личности ребенка: в усвоении норм поведения, развитии индивидуальных особенностей и способностей.

Достоинства семейного воспитания:

1. малое количество детей

2. атмосфера любви, психологический комфорт

3. возможность включиться в различные виды деятельности

4. возможность общения с людьми разных возрастов и опыта

Отрицательные стороны:

1. профессиональная неопытность родителей

2. отсутствие полноценного общения со сверстниками

3. наличие разных целей

Как мы видим , при всей своей универсальности семейное воспитание не обеспечивает всех условий для полноценного развития ребенка.

Поэтому семейное и общественное воспитание должны содействовать, максимально развивая ребенка и объединяя свои усилия для полноценного развития личности

Направления преемственности дошкольного и начального образования

Направления

Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует

фундаментальные личностные качества ребенка, а главное – сохраняет «радость детства». С другой – школа как преемник подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал. Работа по организации преемственности проводится педагогическими коллективами совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности обеспечит решение проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделает переход с детского сада в начальную школу безболезненным и успешным для ребенка. Взаимодействие педагогов ДОУ и учителей начальных классов в осуществлении преемственности происходит по трем направлениям:

Информационно — просветительское

Методическое

Практическое

(слайд 9 )

Информационно —

Просветительское ——- Методическое——- Практическое

Определение общих и специфических направлений образования на каждой из

данных ступеней и определение преемственных целей, сохраняющихся и

развивающихся на обоих этапах.

(слайд 10 )

Направления обеспечения преемственности

(слайд 11

Реализация направлений осуществляется по следующим связям.

Психологическая связь:

изучение особенностей развития детей на переходном этапе;

определение специфики перехода от игровой к учебной деятельности;

обеспечение психологизация учебно-воспитательного процесса как условия формирования личности на двух уровнях.

Методическая связь:

взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в старшей группе и в 1-м классе учебного заведения;

обеспечение преемственности согласно методов и приемов работы с детьми по развитию речи, математике, ознакомлению с окружающим миром, физического, эстетического, социального воспитания.

Практическая связь:

предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками;

кураторство воспитателями своих бывших воспитанников;

формы взаимодействия педагогических коллективов: семинары, семинары-практикумы, тренинги (педагогического общения, коммуникативных умений), совместная работа психолога с учителями и воспитателями дошкольных групп);

система посещения учителями старших групп, наблюдение за деятельностью детей на

занятиях и вне их; беседы с детьми и их воспитателями; создание школы будущего

первоклассника; организация совместных концертов, спортивных соревнований; ремонт и

изготовление игрушек детьми и тому подобное.

Преемственность дошкольного и начального образования является многоаспектной категорией, обладающей сложным строением и широким спектром функций.

Задачи на современном этапе:

(слайд 12)

Развитие дошкольника

Поступление в школу – это переход к новому образу жизни и условиям

деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым

взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Меняется фактор места, то есть социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка.

Встречая первоклассников 1 сентября на пороге школы, нам, педагогам, очень часто приходилось видеть испуганные и растерянные мордашки ребятишек, а также тревогу и озабоченность на лицах их родителей. В глазах детей и родителей можно было прочитать вопросы: «Куда поведут?», «Какой учитель будет учить?», «А если будет трудно?», «Что ждет впереди?» и многие другие.

Перед учителями нашей начальной школы встал ряд проблем:

I. Как лучше помочь детям подготовиться к обучению в школе?

II. Как обеспечить наименьший период и безболезненность адаптации детей к

условиям обучения?

III. Как снять состояние тревожности детей и родителей перед поступлением в 1 класс?

IV. Как организовать работу с родителями по оказанию помощи их детям на

подступах к школе и далее в период школьного обучения?

V. Как избежать больших нагрузок на детей и уменьшить школьные трудности?

Исходя из названных выше проблем, в школе сложилась и вот уже успешно

действует определенная система подготовки детей к школьному обучению. Это «Школа будущего первоклассника»

(слайд 13)

Взаимодействие участников «Школы будущего первоклассника»

Важно осознавать, что самые первые шаги ребенка в школе должны находиться под пристальным вниманием родителей, педагогов , что эти шаги нелегко даются и организму, и психике ребенка и потому так важно и необходимо знать особенности развития в этом возрасте. Это необходимо для определения и сохранения ресурсов первоклассника. Адаптация ребенка в школе – процесс длительный, и не всегда успешно протека-ющий.

Поэтому задача школьных специалистов – выявлять трудности в адаптации первоклассников и совместно с родителями намечать пути преодоления этих трудностей.

Между родителями и школой должна быть позитивная степень доверия, родители должны осознавать, что все мы хотим, чтобы дети были здоровы, успешны, с радостью шли в школу и хотели в ней учиться

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(слайд 14)

Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения.

Реализация выпускника имеет большое значение:

выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного учреждения;

является основой для разработки целевых ориентиров воспитательно- образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического

коллектива;

модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов, медицинского работника ДОУ и родителей о желаемых результатах.

Модель выпускника 1-го класса. Универсальные учебные действия.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ПЕРВОГО КЛАССА

(слайд 15)

Реализация модели с овладением УДД.

Формирование универсальных учебных действий осуществляется с учётом:

а) индивидуальных возрастных особенностей первоклассников;

б) преемственности при формировании этих умений в предшкольном периоде.

К КОНЕЧНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ ПРИВЕДЕТ ТОЛЬКО НЕПРЕРЫВНОЕ

ДВИЖЕНИЕ ПО СТУПЕНЯМ

(слайд 16 )

Таким образом, реализация преемственности между дошкольной подготовкой и начальной школой в условиях внедрения Государственных стандартов начального и дошкольного образования обеспечивает создание системы непрерывного обучения в учреждении.

Главное — помочь ребенку понять собственную личность и сформировать чувство ее значения в жизни большого школьного коллектива.

Сочетание дошкольного и начального образования создает предпосылки для

реализации индивидуальности каждого воспитанника.

Объединение в комплекс двух подсистем значительно усиливает его воспи-тательные возможности, создает условия для психологически комфортного перехода ребенка из детского сада в школу.

Вопросы

1.Как Вы думаете, кто из участников непрерывного образовательного пространства вовлечен в систему взаимодействия?

Вывод:

-Администрация образовательных учреждений;

-воспитатели и учителя;

-родители подготовительной к школе группы;

-родители первоклассников – бывших воспитаников детского сада;

-специалисты дополнительного образования и учителя предметники школы;

-психологические службы дошкольного учреждения и школы;

-медицинские кадры.

2. Каких традиций в сотрудничестве со школой и родителями придерживаетесь вы и ваши коллеги-педагоги детского сада для выработки общности взглядов и согласования действий? В чем заключаются достоинства этих традиций?

6.Педагогические ситуации .

А теперь предлагаю вам рассмотреть педагогические ситуации. Попробуйте дать свои рекомендации с точки зрения готовности к школе и связи методов воспитания и обучения.

1 ситуация:

Дети старшей группы вышли на участок. Сегодня им предстояло потрудиться в саду: окопать фруктовые деревца. Радостные и шумные, они столпились вокруг молодой яблоньки. Она пользовалась у детей особым вниманием, так как в этом году на ней впервые появились плоды. Чуть ли не каждый день ребята подмечали, что изменилось в ней: вот сегодня у одного яблочка покраснел бок, а эти два, что на верхней ветке, совсем-совсем одинаковые! За это дети называют их «яблочки-сестрички». И вдруг чей-то звонкий взволнованный голос:

Ребята, а здесь, на самой нижней ветке, кто-то яблоко сорвал!

Ребята зашумели. Теснее обступили яблоньку.

Как же так? Ведь это самое большое яблоко было!

Кто посмел?

Может быть, это малыши?

Дети наперебой высказывали свои предположения.

Вмешалась воспитательница. Она предложила, чтобы тот, кто сделал это, честно признался в своем поступке.

Тот, кто сорвал яблоко, поступил нехорошо. Но он поступает вдвойне плохо, если трусит в этом признаться.

Воцарилась тишина.

Пусть подумает тот, кто так поступил, что лучше: честно признаться или свалить вину на своих товарищей, а то и на малышей?

Маргарита стояла с опущенной головой. Посмотрев внимательно на детей, воспитательница сразу догадалась, кто виновник происшедшего. Но она молчала, ожидая: признается или нет? Вдруг Маргарита решительно шагнула к воспитательнице:

Валентина Васильевна, это я сорвала яблоко. Я не хотела, чтоб плохо вышло: просто нечаянно так получилось. Мама привела меня в детский сад раньше, и я решила посмотреть на яблоньку. Я сначала это яблоко только погладила и понюхала: оно холодное и пахнет вкусно. А потом. Я, ребята, больше никогда не буду, самое-самое честное слово даю!

1. Как бы вы реагировали на данный поступок девочки, соблюдая педагогический такт?

Если ребенок сам признался в своем проступке, сказал правду, надо отметить это. Однако необходимо сделать замечание ребенку за неправильное поведение и обязательно спросить, поняла ли она, за что просит прощения. Ведь дети часто просят прощения механически, не вникая в смысл происшедшего.

2. Какие чувства испытывала девочка?

Девочка испытывала чувство вины, неловкости и стыда.

2 ситуация:

Мальчик старшего дошкольного возраста — Сережа — принес в детский сад новую книгу. Он хотел, чтобы воспитательница почитала ее всем ребятам. Книга была в красивой обложке и со множеством цветных картинок.

Ребята сразу окружили Сережу, все наперебой просили дать им посмотреть книжку. Вдруг подскочил Кирюша, стараясь выхватить книгу из рук Сережи, и порвал ее.

Владелец книги очень огорчен, чуть не плачет, ребята возмущены: еще бы, даже и почитать не успели! А виновник случившегося, нимало не смущаясь, упрямо оправдывается:

Я не виноват! Не надо было Сереже так крепко ее держать, она и не порвалась бы.

По-твоему, значит, виноват Сережа? А как вы, ребята, считаете? — обращается воспитательница ко всем ребятам.

Дети возмущены Кирюшиным поведением, наперебой высказывают свое мнение:

Наверное, ему хотелось одному ее смотреть? Ишь какой!

Виноват, конечно, Кирюша. А признаться трусит! Нехорошо так.

Крепко досталось Кирюше от ребят. Мальчик стоял опустив голову. Что можно возразить? Ведь все ребята справедливо осудили Кирюшин поступок.

Различные мнения были высказаны детьми, как поступить с виновным: «Не давать больше книг Кирюше», «Рассказать маме, как плохо он поступил». Наконец, было принято коллективное решение относительно поступка Кирюши. Услышав его, мальчик просветлел. Без напоминания воспитательницы он подошел к Сереже, взял за руку и сказал:

Не сердись на меня. Я ведь не хотел, чтобы так случилось.

1. Выскажите предположения о том, каким было коллективное решение детей.

Дети решили, что необходимо извинится перед Валериком за порванную книгу.

2. Чем можно объяснить успех в развязке данной конфликтной ситуации?

Воспитатель прибегнула к общественному мнению, что является в данном случае – сильнейшим методом воздействия, формирующим детское поведение, но при этом она управляла мнением детского коллектива.

3 ситуация:

Как-то несколько ребят (4—6 лет, которых только что отчитала молоденькая воспитательница, «критиковали» ее поведение. Белобрысенький Саша осуждающе сказал:

А еще учится на курсах воспитателей! (Они всегда все знают.)

Зачем? — заинтересовался Вова. — Она и так воспитательница. — И после небольшого раздумья:— Знаю, знаю! Ее хотят сделать доброй, да?

1. О чем свидетельствует этот разговор малышей?

Можно предположить, что педагог большую часть времени находится в подавленном настроении, психологическом дискомфорте, из-за чрезмерной нагрузки. В следствии чего, в своей практике чаще использует негативные установки, что влияет на восприятие детей.

2. Какие выводы должна сделать для себя воспитательница, узнав об этом рассуждении?

Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих воспитанников, он не должен ни одним словом, взглядом, жестом показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Стремится, чтобы в процессе общения с детьми, чаще звучали поощрения, похвала, одобрение. Также необходимо контролировать свое эмоциональное состояние, педагог обязан перестраивать свое подавленное настроение.

4 ситуация

Шестилетней Маринке было очень весело: наконец-то упросила маму заплести ей косички. Это ничего, что они маленькие, что не все волосы схвачены ими. Зато их украшают белые банты. Чтобы волосы не попадали в глаза, мама завязала сверху еще один бант.

Посмотрев в зеркало, Маринка осталась довольна. Все было именно так, как ей хотелось. На радостях она подбежала к маме и крепко обняла ее. С улыбкой девочка вошла в групповую комнату. Ее окружили подруги. В их взглядах было неподдельное восхищение.

Ой, как красиво! — воскликнула Рита.

А какие пышные банты! — с восторгом произнесла Наташа.

Маринка стояла счастливая, улыбающаяся. И вдруг услышала:

Кто это тебе столько бантов нацепил? Скажи своей маме, пусть не выдумывает. И так времени нет, а ты еще со своими косичками. Только и делай, что заплетай их тебе теперь!

На глазах Маринки появились слезы. Еще немного, и они полились ручьями.

Но воспитательница ничего этого не видела. Она уже была поглощена поисками чего-то в шкафу.

1. Объясните причину возникшего конфликта.

Из данной ситуации видно, что педагог не обладает самообладанием, доброжелательностью, порядочностью, педагогическим тактом, уважением к ребенку. В следствии чего, услышав восхищения детей, решила проявить свое превосходство над ними.

2. Какие чувства будет испытывать Маринка после встречи с воспитательницей?

Психологический дискомфорт, огорчение и обиду.

3. Почему воспитательнице не пришло в голову, что она обидела девочку?

Из данной ситуации видно, что воспитатель обладает авторитарным стилем общения, руководствуется в большинстве случаев отсутствием доброжелательности, гуманности, чуткости. Использует указ, упрек, наказание. Модель взаимодействия — учебно-дисциплинарная, о чем свидетельствует общение и отношение к ребенку. Также у воспитателя не развиты такие элементы педагогической техники, как саморегуляция, умение видеть себя и свое поведение со стороны, самоанализ своей педагогической деятельности и поведения, педагогическая этика.

5 ситуация:

Молодого педагога очень беспокоил развязный, самоуверенный, несосредоточенный мальчик Никитка из подготовительной группы. На занятиях он был недисциплинирован, его рисунки и поделки всегда отличались неряшливостью.

Однажды, когда Валентина Ивановна рассказывала детям, как рисовать орнамент, Никита поднялся и с шумом пошел что-то строить.

Тебе кто позволил ходить по группе во время занятий? — опросил педагог.

А я не хочу заниматься, — ничуть не смущаясь, ответил Никита.

Сейчас же садись на место, — строго, с возмущением сказала воспитательница. Никита вздрогнул, попятился к столу и, пробормотав: «Я всегда у Марии Ивановны куда хотел, туда и ходил, чем хотел, тем и занимался», — сел на свое место.

В ответ на это Валентина Ивановна медленно, но строго, с соответствующей интонацией сказала: «А теперь всегда будешь сидеть на занятиях и заниматься вместе со всеми детьми».

1. Проанализируйте эту ситуацию и укажите, правильны ли действия педагога.

Действия педагога были с одной стороны правильны, но с другой стороны не стоит забывать о том, что педагогу необходимо считаться с индивидуальностью каждого ребенка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.

2. Как бы вы реагировали на поведение Никиты?

В общении с детьми возникают нередко ситуации, которые как бы специально испытывают педагога на сдержанность, терпение, умение владеть собой. В данном случае можно было попробовать заинтересовать ребенка …

3. Совместим ли педагогический такт с гневом педагога? Приведите соответствующие доводы.

Безусловно, педагогический такт не совместим с гневом. Однако в деятельности педагога могут присутствовать элементы авторитарного стиля руководства, в данном случае, при установлении порядка, дисциплины. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые приёмы авторитарного стиля руководства, так как иногда они оказываются достаточно эффективными, особенно при работе с группой и отдельными воспитанниками относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития.

7. Практическая часть

*Составить мини-занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Позна-вательно- исследовательская деятельность. Тема: «Что мы знаем о воздухе?» с указанием цели, задачи , оборудования и структуры .

* Составить мини-занятие . Пересказ рассказа К .Д. Уши-нского «Четыре желаннния» и рассказыванние на темы из личного опыта.

*Составить мини-занятие по математике в подготовитель-ной группе детского сада по теме «Развитие пространстве-нно-го мышления».

*Интегрированное занятие «Экскурсия в зоопарк».

8 .Лист пожеланий

Горловская ОШ І-ІІІ ступеней №49

Доклад

«Преемственность

в работе детского сада и школы »

подготовила

учитель начальных классов

Долгая З.Н.

2017

Автор: Сидоркина Лариса Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа № 99
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Раздел: начальное образование

Завершение дошкольного периода и поступление в школу — это сложный
и ответственный этап в жизни ребенка.

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об
образовании»
детский сад становится первой обязательной ступенью

образовательного процесса
. Детский сад – это своего рода фундамент
образования, а школа – это уже само здание, где идет развитие ребенка как
личности, накапливается его образовательный потенциал.
Вам – воспитателям досталась самая главная роль – обеспечить
преемственность, этот последовательный, плавный переход из детского сада
в школу.
Проблема преемственности школы и ДОУ всегда занимала и занимает видное
место в истории педагогического образования. Вопросами преемственности
занимались многие педагоги и ученые. Исследования продолжаются и на
современном этапе.
Но, несмотря на длительность изучения данного направления, следует
отметить, что практика преемственности между семьей, дошкольным
учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для
себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за
школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезненен для всех
участников, в первую очередь для самого ребенка. Об этом свидетельствует
ежегодное ухудшение физического и психологического здоровья
первоклассников: в школах до 70% детей с симптомами дезадаптации.
Поэтому, создание условий для успешной адаптации младших школьников –
общая задача как воспитателей, так учителей и, конечно же, родителей.
Только в таком триединстве можно достичь определенных положительных
результатов. Именно «взаимодействие» является основополагающим
понятием в решении проблем преемственности. Это взаимодействие должно
осуществляться на различных этапах жизни ребёнка: внутри

образовательного учреждения; между образовательными учреждениями;
между образовательными учреждениями и другими институтами детства;
между образовательными учреждениями и семьёй; между учёными и
практиками и т.д.
Именно от эффективности взаимодействия зависят готовность ребёнка к
школе, адаптация к школьной жизни, а, возможно, и последующее обучение,
и психологическое здоровье.
Чтобы определить круг проблем адаптации, необходимо чётко представить,
что хотели бы видеть в ребёнке к моменту поступления в школу родители,
воспитатели дошкольного образования и учителя будущих первоклассников.
В идеале преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей
в школу, с таким уровнем общего развития и воспитанности, которое отвечает
требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания,
умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное
использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
На вопрос: «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге
школы»? Учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего
состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего
составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами
текст без ошибок».
Родители под готовностью к школе понимают наличие практических умений
чтения и счёта, не понимая, что это лишь инструменты развития
интеллектуальной сферы ребёнка. И качество работы воспитателя
дошкольного образования часто оценивают по тому, как он научил читать и
считать.
В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные
учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы
начальной школы. Некоторые воспитатели старших групп пытаются
копировать формы, методы и приемы школьного обучения, считая, что
приближение обстановки и содержания занятий к классно-урочным, лучше
подготавливает детей к школе. На самом же деле это отрицательно
сказывается как на развитии познавательных интересов детей, так и на их
состоянии здоровья. Проблемы обучения ложатся тяжким грузом на плечи
ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей,
снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, неврозы и другие
нежелательные отклонения появляются у детей припереходе к школьному
образованию. Начиная с подготовительной группы, у детей формируется
отвращение к школе, нежелание учиться. Парадокс. Мы готовим ребенка к
школе, прилагаем усилия, а получаем обратный эффект. Ошибка заключается
в том, что мы не учитываем возрастные особенности детей дошкольного
возраста, ведь ведущим в этом возрасте видом деятельности является — игра,

и весь процесс познания должен строится на игре. Но игра все больше
уступает место “обучению на занятиях». Важно заметить, что и в младшем
школьном возрасте игра является ведущим видом деятельности, а это значит,
что и весь учебный процесс в первом классе тоже должен строится на игре.
Основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении
представлений о понятии «преемственность» представителей различных
социальных позиций: родителей, учителей, воспитателей.
Мы видим, что на практике готовность к школе рассматривается как
определенный объем полученных знаний и умений. Эти знания, бесспорно,
пригодятся детям, но не они являются основополагающими, они являются
лишь инструментом познания.
Более того, данный подход противоречит основной цели Федеральных
Государственных Образовательных Стандартов.
На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности
ребенка к обучению в школе с интеллектуальной — на личностную готовность,
которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника»
(способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во
главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то
есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь
на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника
становится важным не столько обладать инструментом познания (умением
читать и писать), сколько уметь им осознанно пользоваться.

В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах дошкольного
образования обязательная часть программы содержит раздел «Планируемые
результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы
дошкольного образования», который предусматривает «социальный портрет
выпускника», его модель, ориентированную на результаты освоения детьми
основной общеобразовательной программы.
Все вышеперечисленные качества имеют прямое отношение к
психологической готовности ребенка к школе.

Психологическая готовность–вот тот фундамент, на котором строятся знания
и умения. Если нет фундамента, то надстройки в виде полученных знаний,
умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как
карточный
домик.
Очень
часто
бывает
так,
что
ребенок
умеет
читать
и
писать, но не умеет долгое время находиться в коллективе или не умеет
следовать требованиям учителя, не может сосредоточиться на уроке, он часто
отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий
ритм
работы
класса. Родители
часто
недоумевают:
«Как
же
так?!»
Им
казалось, что ребенок пришел в школу подготовленным, а тут вдруг – жалобы
учителя. И через какое-то время ребенок отказывается идти в школу, говоря,
что ему там не интересно, надоело, не нравиться, трудно. Это говорит о том,
что психологически ребенок не был готов к школе.

Физическая готовность
– это хорошее состояние здоровья ребенка,
выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям,
нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной
клетки), хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к
выполнению тех мелкий, точных и разнообразных движений, которых
требует овладение письмом, наличие устойчивой умственной
работоспособности, достаточное развитие культурно-гигиенических навыков
и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями,
связанными с систематическим обучением в школе.

Интеллектуальная готовность
включает в себя багаж знаний ребенка,
наличие у него специальных умений и навыков, которые гораздо важнее в

школе,
чем
умение
читать,
считать
и
писать

это
умения
сравнивать,
обобщать,
анализировать,
классифицировать,
воспринимать
речь
(уметь
слушать и слышать, что говорит взрослый).

Социально-личностная готовность.
Под ней понимается настрой ребенка
на
работу,
готовность
к
большей,
чем
раньше,
самостоятельности,
к
сотрудничеству
с
чужим
взрослым,
в
данном
случае
с

учителем,
со
сверстниками
без
непосредственной
поддержки
и
защиты
родителей.
Так же он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и
одеваться.
Очень
важно
приучить
ребенка
к
гигиене:
не
только
к
обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно
в
течение
всего
дня

поправить
прическу,
почистить
костюм.
Научить
убирать
свое
рабочее
место,
бережно
относиться
к
вещам.
Кроме
того,
ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со
сверстниками и как – со взрослыми.

Мотивационная готовность
предполагает обоснованное желание идти в
школу. Различают разные мотивы готовности ребенка к школе:
— игровой
— познавательный
— социальный.
Ребенок с игровым мотивом, как правило, не готов к обучению в школе. Он
говорит: «Там много ребят, и можно будет играть с ними».
Вы можете предложить ребенку поиграть в школу – обратите внимание,
какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль
ученика. Им интересно заниматься учебой, писать и читать. Дети с
несформированной учебной мотивацией, скорее всего, выберут роль
учительницы, играть будут в поход в столовую, перемены, рассаживание по
местам, рисование мелом на доске.
Познавательный мотив характеризуется тем, что ребенок хочет узнать что-то
новое, интересное. По мнению специалистов, это наиболее оптимальный
мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период
обучения в начальной школе.
Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести
новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники,
школьные принадлежности, свое рабочее место.
Оценить мотивационную готовность ребенка к школе можно с помощью
вопросов к беседе.

Эмоционально-волевая готовность
Не
всегда
уроки
в
школе
вызывают
искренний
интерес
ребенка.
Для
успешной учебы ребенок должен уметь «включать» волю – ему понадобиться
умение подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания,
действовать
по
устным
инструкциям
учителя,
самостоятельно
выполнять
требуемое
задание
по
зрительному
образцу. «Наука
властвовать
собой»
часто
представляется
непосильной
задачей
для
ребенка,
поскольку
анатомическая функциональная готовность лобных отделов мозга, которые
отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам, а у
кого то и позже. Поэтому в школе можно наблюдать такую картину: вполне
себе способный ученик не может сидеть на одном месте даже пяти минут,
часто отвлекается, не слышит учителя. Это говорит о том, что у него еще не

сформирована произвольность психических функций, иначе говоря, умение
«управлять собой». Все это, безусловно, мешает ему учиться.
Волю можно тренировать в игре – пусть ребенок срисовывает изображения с
картинок
(это
развивает
усидчивость),
хороши
и
настольные
игры,
где
необходимо соблюдать правила, и подвижные игры с правилами, например:
«Выше ноги от земли», «Зеркало», где стоя напротив, ребенок выполняет все
движения одновременно с вами, словно он – ваше отражение.
Для того, чтобы проверить готовность воспитанника к обучению в школе,
нужно провести диагностику его знаний и умений.
В Стандарте указано, что право на мониторинг развития ребенка имеет не
воспитатель, а человек, обладающий соответствующими компетенциями, то
есть педагог-психолог.
Одним из наиболее часто используемых тестов на школьную зрелость
является тест Керна в модификации Ирасека. Он заключается в том, что
детям предлагают выполнить три задания: нарисовать человека, скопировать
фразу из трех коротких слов и срисовать 10 точек, расположенных в форме
пятиугольника. За каждое задание выставляется оценка. Наивысшей оценкой
считается 1, наихудшей – 5. Использование этого теста позволяет оценить
уровень психического развития ребенка, степень развития координации
движений, мышления и способности к целенаправленному действию.

Вторым
способом
определения
физической
готовности
ребенка
к
школьным
нагрузкам
является
филиппинский

тест
:
при
вертикальном
положении
головы
ребенка
его
правая
рука
кладется
поперек
середины
темени. Рука должна прилегать к голове, а пальцы кисти надо вытянуть к
мочке уха. Если при этом кончики пальцев дотягиваются до края уха, тест
считается
положительным:
организм
ребенка
готов
к
началу
обучения
в
школе.

Еще один тест «Готовность к обучению в школе»Н.Семаго, М.Семаго

Задание № 1. «Продолжи узор» Цель
. Оценка особенностей тонкой моторики и
произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной
программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.
На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца
листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.

Задание № 2. «Сосчитай и сравни»Цель
. Оценка сформированности навыков пересчета в
пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка
моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия
«больше—меньше».

Задание № 3. «Напиши услышанные слова»Цель
. Оценка сформированности у ребенка
звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность
графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция
собственной деятельности.
Для выполнения этого задания необходима предварительная ориентировка детей.
Специалист на доске рисует четыре квадратика, расположенных рядом по горизонтали. Во
время подачи инструкции он проставляет буквы в соответствующие квадраты, показывая
детям, как следует ставить буквы (или знаки) в квадраты.

Инструкция
. Посмотрите на лист. Вот задание № 3. (Далее следует показ на бланке, где
расположено задание № 3.) А теперь посмотрите на доску.Сейчас я скажу слово и
каждый звук поставлю в свой квадратик. Например, слово ДОМ. В этот момент педагог
четко произносит слово ДОМ и демонстрирует детям, как отмечать звуки в квадратах.
В слове ДОМ — три звука: Д, О, М (вписывает буквы в квадраты). Вот видите, здесь один
квадратик лишний. В нем мы ничего не будем отмечать, поскольку в слове ДОМ всего
три звука. Квадратиков может быть больше, чем звуков в слове. Будьте внимательны!
Если вы не знаете, как писать букву, то просто поставьте вместо буквы галочку — вот
так (в квадратах на доске стираются буквы — одна или две, а на их место ставятся
галочки).

Задание № 4. «Шифровка»Цель
. Выявление сформированности произвольной регуляции
деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и
переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Время на выполнение данного задания жестко ограничивается 2 минутами. Через 2

минуты, вне зависимости от объема выполненного, все дети должны перейти к заданию №
5 (рисунку). Задача специалиста заключается в том, чтобы отследить этот момент.
На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в
процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими
же, как в образце задания (первая строчка из четырех фигур, которая подчеркнута).
Чтобы быть объективным в предположениях о готовности воспитанника к
школе, вы можете предложить родителям заполнить анкету. Это так же
поможет Вам повысить их компетентность в данном вопросе.

Таким образом, новые требования к содержанию дошкольного образования
меняют
сам
смысл
понятия
«готовность
к
школе»,
который
теперь
понимается более широко, ориентирует нас на раннее развитие ребенка на
основе всестороннего учета его возрастных и индивидуальных особенностей.

ДОУ начинает работу по адаптации ребенка к школе, а школа продолжает. В
ДОУ принимаются все необходимые меры для всестороннего развития детей,
выявления их способностей и наклонностей путем игры и продуктивных
видов детской деятельности (лепке, рисования, конструирования, аппликации
и т.п.). В первом классе должен осуществляться плавный переход от игровой
к учебной деятельности, причем игра, как средство обучения, на первых
порах должна доминировать.
Для
того
чтобы
работа
по
интеграции
ДОУ
и
школы
стала
еще
более
эффективной,
важно
отработать
механизм
приема
детей
в
1
класс
и
преодолеть
сложившийся
стереотип
оценки
знаний
дошкольника,
где
от
детей, поступающих в 1 класс, требуется умение читать, писать, считать.
В практике некоторых дошкольных учреждений сложился определенный
опыт связи детского сада и школы. Выделяют две линии, по которым идет
установление этой связи: тесный контакт педагогических коллективов
детского сада и школы и непосредственное сближение дошкольников и
первоклассников.
Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно-
воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы
развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В
свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-
образовательной работы, осуществляемой в детском саду, с тем, чтобы
опираться на имеющиеся у детей знания и опыт.
Формы связи между этими педагогическими коллективами разнообразны:
1. Совместное обсуждение и изучение программы 1 класса и программы
воспитания в детском саду, глубокое осмысление их преемственности;
2.Ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а
также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего
дошкольного возраста; с этой целью целесообразно присутствие педагогов
начальных классов на занятиях в детском саду, наблюдение за
дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение
педагогических советов, проводимых в детском саду по итогам работы в
подготовительных группах;
3. Наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы
обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом
коллективе, как усваивают программу, какие встречают трудности;
посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости
учащихся первых классов;
Проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам
всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе, совместные
обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и т.д.
4. Взаимосвязь психологических служб детского сада и школы позволяет
вырабатывать согласованные взгляды на критерии готовности детей к

школьному обучению, на проведение диагностических процедур в связи с
записью детей в школу.
5. Использование в начальной школе здоровьесберегающих технологий ДОУ.
Проведение совместных с ДОУ оздоровительно-воспитательных
мероприятий: «Дней здоровья», «Спортивных праздников», «Открытых
уроков и физкультурных занятий с приглашением родителей» и др.
Применение технологий закаливания в ДОУ.
Наряду с традиционными формами осуществления преемственности в ходе
инновационного движения в образовании появились новые, такие как уроки-
практикумы, дни совместного обучения, психологические тренинги и другие.
В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их
взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи
подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь,
глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что
помогает им установить преемственность в методах воспитательного
воздействия.
Связь между детьми подготовительной группы и школьниками
поддерживается в течение всего учебного года. Ознакомление дошкольников
со школой дает возможность расширить соответствующие представления
воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание
учиться. Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение
школьного музея, библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий,
утренников, музыкально-литературных вечеров, организация выставок
рисунков и поделок.
Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и
школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к
систематическому обучению.
Подведя итог под сказанным выделим следующие формы работы по
преемственности ДО и НО:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Начальная школа начинается с предшкольного образования. Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникшим многовариантным образовательным пространством дошкольного и начального образования.

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены  дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в первом классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому обучению.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествует уроку в школе.

Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно – воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.

Следовательно, основанием преемственности между детским садом и школой являются: развитие любознательности; развитие способности самостоятельно решать творческие задачи; формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка; развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

1) на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;

2) школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:

* координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;

*обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.

Принимая детей в школу важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником, когда имеет внутреннюю позицию, а это возможно, когда нет устойчивых аффективных комплексов, связанных со школьной жизнью. Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения, поэтому преемственность между дошкольным и начальным звеном – одно из условий непрерывного образования ребёнка.

Между нашим МДОУ «Детский сад № 103» и начальной школой № 37 уже давно установились прочные деловые отношения. Ежегодно мы составляем совместный перспективный план работы по преемственности и в течении года работаем по нему. Воспитатели и учителя заинтересованы, чтобы наши выпускники были хорошо подготовлены к школе. В течении учебного года занятия в подготовительной группе посещают учителя начальной школы, анализируя знания, дают рекомендации по тому или другому разделу программы.        

Воспитатели работают в тесном контакте с учителями начальной группы: участие в совместных педсоветах по вопросам и обучения детей; проведение родительских собраний «На пороге школы», «Готовность ребенка к школе», анкетирование родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», консультации и советы родителям.

В своей педагогической работе я стараюсь сформировать ребенка, прежде всего как личность. Я веду кружок «Мокшень кяль», где дети изучают названия игрушек, посуды, овощей, фруктов, одежды на мокшанском языке. Занятия кружка проходят в игровой форме. Знания полученные в кружке «Мокшень кяль», в дальнейшем пригодятся ребенку для изучения мокшанского языка в школе.

 Педагоги начальной школы отмечают, что дети, посещающие детский сад, развиты всесторонне. Они умеют играть, разговаривать, поддерживать диалог, описывать события, картины, игрушки, считают и решают задачи, знают звуки, классифицируют их на гласные и согласные. Дошкольники могут составлять рассказы, пересказывают и читают стихотворения, поют и танцуют, лепят, рисуют и вырезают, у них хорошо развита моторика рук, что немало важно для ребенка, которому нужно много писать. Дети видят клетку и линии в тетради, у них развита усидчивость, они физически подготовлены к тому, что в школе определено время урока, и в это время они должны будут заниматься. Конечно же есть и проблемные дети, но их небольшой процент. С таким воспитанниками учителя знакомятся еще в детском саду. Воспитатели составляют портфолио и у учителя уже вырисовывается ясная картина на какого ребенка стоит обратить больше внимания, когда дети придут в школу.

В конце учебного года, перед выпуском в школу, проводим тестирование. И нужно отметить, что все дети показывают неплохие результаты. Главное чтобы воспитанники были всесторонне развиты.

Таким образом, новые требования к содержанию дошкольного образования меняют сам смысл понятия «готовность к школе», который теперь понимается более широко, ориентирует нас на раннее развитие ребенка на основе всестороннего учета его возрастных и индивидуальных особенностей. ДОУ начинает работу по адаптации ребенка к школе, а школа продолжает. В ДОУ принимаются все необходимые меры для всестороннего развития детей, выявления их способностей и наклонностей путем игры и продуктивных видов детской деятельности (лепке, рисования, конструирования, аппликации и т.п.). В первом классе должен осуществляться плавный переход от игровой к учебной деятельности, причем игра, как средство обучения, на первых порах должна доминировать.

Для того чтобы работа по интеграции ДОУ и школы стала более эффективной, важно отработать механизм приема детей в 1 класс и преодолеть сложившийся стереотип оценки знаний дошкольника. От малышей, поступающих в 1 класс, требуется умение читать, владеть счетными операциями, понятием состава числа, иметь достаточно большой запас сведений, знаний и, безусловно, иметь правильную, хорошо поставленную речь. Чтобы отойти от этого стереотипа, учителю, желательно, заблаговременно познакомиться с будущими учениками, изучить их социально-психологические особенности, характер их поведения и общения, коммуникативных навыков, а также уровень развития воображения, мыслительной деятельности, памяти, речи.

Решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Только тогда две ступени начального образования будут действовать не изолировано друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе организовать учебно-воспитательный процесс с опорой на развитие, получаемое детьми в ДОУ, а последним работать с ориентацией на последующую образовательную работу в школе.

Литература

1. Белошистая А.В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования / А.В. Белошистая // Начальная школа: плюс — минус. — 2012. — № 2. — С. 2-3.

2. Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008.

3. Доскин В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей; под ред. В.А.Доскина. – М.: Просвещение, 2007.

Большинство организаций, не желающих прекращать или приостанавливать свою деятельность в случае ухода ключевых управленцев, занимаются вопросом планирования преемственности еще задолго до возможной смены руководителей. Однако чтобы этот процесс стал успешным, необходимо не забывать об обучении персонала.

Многие специалисты считают, что в основе планирования преемственности лежит выявление сотрудников со значительным потенциалом и дальнейшее их развитие, чтобы они, в случае необходимости, могли работать на руководящих должностях.

Планирование преемственности

Планирование преемственности

Планирование преемственности – это процесс выявления и развития сотрудников со значительным потенциалом внутри компании для заполнения ключевых руководящих должностей. Эту роль готовы брать на себя опытные и способные работники. Иными словами, когда кто-то из руководства по каким-либо причинам уходит из компании, его место может занять обученный, специально подготовленный сотрудник. Успешная программа планирования преемственности обеспечивает стабильное управление. Надежная и устойчивая структура ключевых руководящих должностей предоставляет возможность компании эффективнее использовать человеческие и финансовые ресурсы.

Многие специалисты считают, что для успешного процесса преемственности компания должна вести политику сохранения талантливых сотрудников. Более того, они могут и должны вносить свою лепту в управленческий процесс.

Исследования показывают, что многие инициативы по планированию преемственности себя не оправдывают (Corporate Leadership Council, 1998). «Кадровый резерв», как его обычно называют, остается проблемой во многих организациях.

Компании, в которых успешно проходит процесс планирования преемственности: GE, Honeywell, IBM, Marriott, Microsoft, Pepsi и Procter & Gamble. Для создания эффективного процесса решающее значение имеют четко поставленные цели, а именно:

1. Выявление сотрудников, которые обладают значимым потенциалом.

2. Передача необходимых знаний и опыта сотрудникам, которые могут в будущем занять ключевые позиции.

3. Активное участие руководства компании в развитии перспективных лидеров.

4. Создание базы данных, которая будет содержать информацию, необходимую для решения кадровых проблем в заполнении руководящих позиций.

В других компаниях дополнительные цели могут быть также включены в процесс преемственности:

1. Удержание сотрудников и улучшение их приверженности.

2. Заинтересованность руководства в карьерном росте талантливых сотрудников.

3. Сокращение расходов, связанных с наймом внешних специалистов.

Область преемственности

О вопросе планирования преемственности написано много. Первая книга, которая была посвящена этой теме, называется «Непрерывное управление» Вальтера Малера. В 1970-х годах Малер был ответственным за процесс правопреемства в компании Дженерал Электрик (GeneralElectric), который, впоследствии, был признан золотым стандартом корпоративной практики. Малер, под влиянием Питера Друкера, написал три книги, посвященные теме преемственности. Его работа также послужила примером для коллег Стива Дроттера и Грега Кеслера, которые использовали ее в качестве основы для своих трудов. Чаран, ДроттериНоэльнаписаликнигу«The Leadership Pipeline: How to Build the Leadership Powered Company». Новый отредактированный сборник материалов под редакцией Маршалла Голдсмита описывает многие примеры преемственности в больших компаниях.

В большинстве крупных корпораций практикуется назначение специалиста, ответственного за успешный процесс подготовки преемственности. Как правило, такие кадровики освобождаются от выполнения функций по набору персонала, сосредотачивая свою деятельность исключительно на разработке программы преемственности управления компанией. Некоторые организации занимаются не только развитием внутренних талантливых сотрудников, но и приглашают внешних профессионалов. Другие компании, в целях упрощения работы для руководителей среднего звена, более склонны к интеграции преемственности в самом процессе управления деятельностью.

Большинство крупных консалтинговых компаний, таких как McKinsey, акцентируют на необходимости развития талантливых специалистов внутри организации.

Лучшие специалисты и практики в HR-сфере являются членами международного «Общества кадрового планирования».

Семейный бизнес

Преемственность управления в семейных организациях может проходить по следующим сценариям (Arieu):

1. Политический. Когда компания по наследству переходит в собственность большой семьи и процесс раздела имущества проходит намного быстрее, чем развитие самого бизнеса, в результате чего снижается уровень доходов. Возникает острая необходимость определить, кто из семейного клана может взять на себя руководство бизнесом. Однако, из-за слишком большого количества претендентов, разгорается конфликт, который может привести к реорганизации, разделению или ликвидации деятельности компании.

2. Открытый сценарий применяется тогда, когда не представляется возможным идентифицировать члена семьи, который обладает качествами, необходимыми для руководящей должности. В таком случае некоторая часть капитала переходит в руки профессионалов–управленцев, которые могут помочь грамотно построить бизнес-процесс и обеспечить ликвидность всех членов семьи. Благодаря такой стратегии появляется возможность сохранить рабочие места для сотрудников, не допустить развала компании, получить прибыль и избежать будущих осложнений.

3. Внешний руководитель. Этот сценарий применяется, когда никто из членов семьи не желает брать на себя руководство бизнесом. В таком случае на должность генерального директора приглашается профессионал из внешней среды.

4. Семейная преемственность. Существуют компании, работу которых контролируют несколько семей. Среди наследников определяется достойный преемник, который обладает не только лидерскими качествами, но и прекрасно ориентируется в рыночной сфере и бизнес деятельности, а также осознает ценность семейной собственности для общества, других акционеров, клиентов и собственных сотрудников. По сценарию семейной преемственности руководство переходит от одного поколения к другому.

Процесс и практика

Большинство компаний работают над сложными моделями развития и преемственности, основой которых является:

1. Определение ключевых позиций, для которых необходимо подготовить преемников.

2. Определение уровня компетенции и мотивационного профиля, необходимых для занятия ключевых позиций.

3. Изучение кандидатов.

4. Определение претендентов, обладающих значимым потенциалом, которые смогут занять руководящие позиции.

5. Развитие и обучение талантливых сотрудников, которые готовы к продвижению по карьерной лестнице.

Сегодня большинство компаний сосредоточены на развитии и обучении своих сотрудников как в целях продвижения бизнеса и увеличения прибыли, так и для эффективной разработки программы преемственности.

Компании PepsiCo, IBMи Nikeк процессу преемственности применяют так называемый подход «игрового планирования». В этих, как и во многих других компаниях, на ежегодных собраниях происходит дискуссия среди высшего руководства, целью которой является определение кандидатов, которые готовы взять на себя управление компанией. Затем составляется список кадрового резерва, который сможет в будущем работать на благо предприятия.

На сегодняшний день не существует общепринятой формулы для оценки будущих потенциальных лидеров, но есть много методик, с помощью которых можно определить наличие или отсутствие особых качеств, знаний и навыков, необходимых для работы на ключевых позициях. Отличным примером одного из важнейших инструментов для определения личностных характеристик и способностей кандидатов является психометрический тест «theCognitiveProcessProfile(CPP) (профиль познавательных процессов)».

Многие компании работают над программами, которые могут иметь эффективное практическое значение для процесса преемственности. Очевидно, что руководители, которые полагаются только на свою интуицию, не всегда могут принимать правильные решения. Исследования показывают, что самым объективным способом оценивания является применение совокупности различных методов.

В условиях стремительно меняющегося рынка многим компаниям необходимо использовать нестандартные методы и подходы. Будущие лидеры должны уметь принимать правильные решения в условиях нестабильности бизнеса, а также не забывать о долгосрочных стратегических целях компании.

Профессионалы в этой сфере, включая академиков, консультантов и корпоративных практиков, имеют свой взгляд на вопрос преемственности. Читателям может быть интересным познакомиться с работой Дорис Симс «Развенчивание 10 мифов об управленческом таланте», опубликованной в журнале «Управление талантами» в декабре 2009 года. Информацию об исследованиях, проведенных в этой сфере, более сложно обнаружить. Ценным источником научных материалов, посвященных вопросу преемственности, является «theCorporateLeadershipCouncil», «TheBestPracticeInstitute(BPI) (Институт лучших практик)» и «theCenterforCreativeLeadership(Центр креативного лидерства)».

  • Прежде нужно подумать как пишется
  • Прежде чем как пишется правильно
  • Прежде всего как пишется запятые
  • Преемник ученого как пишется
  • Преемник традиций как пишется