Предюбилейный или предъюбилейный как пишется правильно

Автор андрей измаилов на чтение 20 мин. опубликовано 20.07.2021 596. спишите, обозначая условия выбора вставленных орфограмм.597. заполните таблицу правописание гласных

На чтение 20 мин. Опубликовано

596. Спишите, обозначая условия выбора вставленных орфограмм.image

597. Заполните таблицу «Правописание гласных в корнях и суффиксах слов» своими примерами. С какими разделами науки о языке и как связан выбор орфограмм – гласных букв в суффиксах?

Орфограммы Примеры
В корне
В суффиксе

598. Составьте таблицу «Правописание согласных в корнях и суффиксах слов» и заполните её примерами (см. образец в упр. 597). Обозначьте в словах условия выбора правильного написания.

Орфограммы Примеры
В корне
В суффиксе

599. Н или нн? Запишите слова в две колонки. Обозначьте условия выбора орфограммы на месте скобок.Одна “н”: труженик, гостиница, юность, ученый, львиный.Две “нн”: современник, ванная, сторонник, племянник, истинный, пленник, утренник.600. Спишите, обозначая приставки. Укажите предложение, которое соответствует схеме:image

601. Вспомните виды орфограмм в окончаниях слов. Запишите по 4—5 примеров, обозначая в словах условия выбора соответствующих орфограмм.602. Запишите по 3-4 слова с о, е, ё после шипящих: а) в корнях слов; б) в суффиксах существительных и прилагательных; в) в окончаниях существительных, прилагательных и глаголов. От каких условий зависит выбор этих букв?1. Черный, желтый, крыжовник (искл.).2. Ситцевый, парчовый, девчонка, книжечка.3. Ключом, товарищем, большому, горячему, бережет.603. Сгруппируйте слова по видам орфограмм «Употребление и неупотребление буквы ь на конце слов после шипящих» в разных частях речи. Добавьте в каждую группу по 2-3 своих примера.1. ь на конце сущ.: печь, мелочь, молодежь, немощь, пустошь, рощ, товарищ.2. ь в н/ф глагола: прижечь, лечь, пренебречь, приналечь, привлечь, превозмочь.3. ь в повелительном наклонении глогола: обозначь, не тревожь, преувличь, въешь, обеспечь.4. ь во 2-м лице ед.ч. глагола: возьмешь, рассчитаешь, съешь.5. Отсутствие ь на конце кратких прилагательных: свеж, линюч, трескуч, тягуч.604. Вспомните изученные виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не. Запишите по 2 примера на каждый вид орфограмм. Составьте с любыми записанными словами простые предложения с однородными членами.1. Не с сущ. и прилаг.: неряха; неприятный; не друг, а враг.2. Не с глаголом: недоумевать, не был, не видеть.3. Не с местоимением: нечто, несколько, не с кем.В этом городе мне не с кем повстречаться и поговорить.  Неряха и невежа – плохие гости.605. Приведите примеры слитного, раздельного и дефисного написаний местоимений. Объясните орфограммы графически. В каких разрядах местоимений есть эти орфограммы?606. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. О чём вы задумались, познакомившись с диалогом дуба и тростинки? Графически обозначьте вставленные орфограммы.607. Составьте диктант из 10-12 слов или словосочетаний. Используйте изученные виды орфограмм, которые показались вам наиболее трудными. Работая в парах, продиктуйте диктант, затем проверьте его написание.Остановиться в гостинице, никто не улыбается,серебряная посуда, коснуться руки, пробовать торты, въехать на тротуар, много березовых рощ, не тревожь маму, привлечь актеров, не друг, а враг, глупый невежа, недосыпать плохо.before–>

Как правило, большинство родителей, как молодых, так и в возрасте, забывают быстро школьную программу и иногда, чтобы помочь своим детям им приходится пристально изучать все по-новому. К таким вещам можно отнести и частые просьбы учителей в наше время об обозначении орфограммы в словах предложения. Многим детям это сделать сложно, а наша статья вполне подойдет родителям, которые просто забыли, как это сделать.

p, blockquote1,0,0,0,0–> p, blockquote2,0,1,0,0–>

Итак, предлагаем Вашему вниманию простую инструкцию по определению и обозначению орфограммы в словах. А для этого Вам нужно знать, что орфограммы — это написание слова немного по-другому и делается это для понимания правил русского языка.

p, blockquote3,0,0,0,0–>

То есть, когда у Вас возникает сомнение по поводу того или иного слова. Возьмем слово «зуб» и если писать согласно правилу «Написание глухих согласных в корне слова», то Вы все сделаете правило, хотя здесь присутствует орфограмма на конце слова, потому что слышится буква «п» на конце слова. Если изменить форму слова и применить множественное число, то мы получим слово «зубы», где орфограммы уже нет и беспокоится уже не о чем. Соответственно делаем вывод, что обозначить орфограмму нужно в букве «б», подчеркиваем ее.

p, blockquote4,1,0,0,0–> p, blockquote5,0,0,0,0–>

Есть и другие, более сложные формы орфограмм, например «Буквы З, С на конце приставок», где есть закономерность правонаписания перед гласными и звонкими согласными пишется буква З, перед глухими согласными — С. А приставки «З» и вовсе нет в русском языке.

p, blockquote6,0,0,1,0–>

Присутствуют орфограммы и в более сложном исполнении, к примеру, в слове «расположился» есть орфограмма в букве «О» и букве «Ж», их необходимо выделить, так как бывают и другие буквы в этих словах в зависимости от их написания, например, «располагаться». Есть орфограмма и в приставке, где нужно выделить буквы «С» и «П», об этом читайте немного выше.

p, blockquote7,0,0,0,0–> p, blockquote8,0,0,0,1–>

Таким образом, нам кажется, что знание и умение правильно выделять и обозначать орфограммы в словах дают возможность детям изначально научиться грамотно писать слова и предложения. Орфограммы показывают, в каких местах в слове можно допустить ошибку и в будущем стараться не делать этого. А ниже вы можете просмотреть полный список всех имеющихся в русском языке орфограмм, как для начальных классов, так и для ребят постарше:

  1. Безударные проверяемые гласные в корне слова;
  2. Непроверяемые гласные и согласные;
  3. Проверяемые согласные в корне в корне слова;
  4. Непроизносимые согласные в корне слова;
  5. Буквы и, у, а после шипящих;
  6. Разделительные ъ и ь;
  7. Раздельное написание предлогов с другими словами;
  8. Употребление ь на конце существительных после шипящих;
  9. Употребление ь для обозначения мягкости согласных;
  10. Гласные и согласные в приставках;
  11. Буквы з и с на конце приставок;
  12. Буквы о и а в корне -лаг-, -лож-;
  13. Буквы о и а в корне -раст-, -рос-;
  14. Буквы ё и о после шипящих в корне слова;
  15. Буквы и и ы после ц;
  16. Большая буква и кавычки в собственных наименованиях;
  17. Буквы е и и в падежных окончаниях имен существительных;
  18. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных;
  19. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных;
  20. Краткие прилагательные с основой на шипящую;
  21. Не с глаголами;
  22. Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и во втором лице единственного числа;
  23. Буквы е и и в корнях с чередованием;
  24. Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения;
  25. Буквы о и а в корне -кос-, -кас-;
  26. Буквы о и а в корне -гор-, -гар-;
  27. Буквы ы и и после приставок;
  28. Гласные в приставках пре- и при-;
  29. Соединительные о и е в сложных словах;
  30. Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя;
  31. Слитное и раздельное написание не с существительными;
  32. Буквы щ и ч в суффиксе -щик, -чик;
  33. Гласные е и и в суффиксах существительных -ек, -ик;
  34. Буквы о и е после шипящих в суффиксах существительных;
  35. Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-;
  36. Слитное и раздельное написание не с прилагательными;
  37. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных;
  38. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных;
  39. Различие на письме суффиксов –к- и -ск-;
  40. Дефис в сложных прилагательных;
  41. Мягкий знак в середине числительных;
  42. Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19;
  43. Не в неопределенных местоимениях;
  44. Дефис в неопределенных местоимениях;
  45. Различие приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях;
  46. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях;
  47. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения;
  48. Гласные в суффиксах глаголов -ова-,-ева- и -ыва-,-ива-;
  49. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
  50. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
  51. Слитное и раздельное написание не с причастиями;
  52. Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
  53. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
  54. Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;
  55. Буквы ё и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
  56. Раздельное написание не с деепричастиями;
  57. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е;
  58. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий;
  59. Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е;
  60. Буквы о и е после шипящих на конце наречий;
  61. Буквы о и а на конце наречий;
  62. Дефис между частями слова в наречиях;
  63. Мягкий знак после шипящих на конце наречий;
  64. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий;
  65. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами;
  66. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие;
  67. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы;
  68. Дефисное написание частицы –то со словами;
  69. Дефисное написание частицы –ка со словами в повелительном наклонении;
  70. Дефис в междометиях;
  71. -тся и -ться в глаголах;

after–>

ГДЗ 1 класс

ГДЗ 2 класс

ГДЗ 3 класс

ГДЗ 4 класс

ГДЗ 5 класс

ГДЗ 6 класс

ГДЗ 7 класс

Категория: Начальная школа

Подчеркивание орфограмм – это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения. 

Орфограммы – это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.

Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм – двумя.

Список обязательных орфограмм первого класса

  • Большая буква в начале предложения.
  • Имена собственные.
  • Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
  • Мягкий знак – показатель мягкости.
  • Разделительный мягкий знак*.
  • Сочетания ЧК-ЧН.
  • Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  • Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  • Имена собственные.
  • Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова  проходятся не во всех программах первого класса.

Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут  ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора

Мы  – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Машей – пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.

Идём – орфограмм нет.

Гулять – орфограмма – мягкий знак показатель мягкости.

В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Чащу – ча пишем с А. Орфограмма –  сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной

Чащу – щу пишем с У. Орфограмма –  сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.

. – В конце предложения ставится точка.

Цветут – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Цвету́т – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉТ. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).

Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма –  сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.

. – В конце предложения ставится точка.

Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.

Бежи́т – орфограмма  – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.

Бежит – жи пишем с И. Орфограмма –  сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.

Колю́чий – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓЛ.

Ёж – орфограмма – парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.

. – В конце предложения ставится точка.

Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Пищáт – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово писк.

Пищат – ща пишем с А. Орфограмма –  сочетания ча-ща пишутся с буквой А.

Пушистые – ши пишем с И. Орфограмма –  сочетания жи-ши пишутся с буквой И.

Мышки – орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ши.

. – В конце предложения ставится точка.

Птички – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.

Вьют – орфограмма – разделительный мягкий знак.

Гнёзда – орфограмм нет.

. – В конце предложения ставится точка.

Выделяем орфограммы

1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.

2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.

3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях – двумя чертами, гласную одной.

чашка

4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.

очки

5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.

лови́л – улóв

6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней – двумя.*

дуб – дубы, ложка – ложек

7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву – двумя. Если непроизносимой согласной нет – подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове – первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней – двумя чертами.*

местный – место, опасный – опасен

8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет – двумя.

семья

 9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.

коллаж

*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней – одной чертой.

С четвертого класса при обозначении орфограммы учитель может требовать обозначить часть слова, в которой найдена орфограмма – приставку, корень, суффикс или окончание.

Статья поможет быстро вспомнить все орфограммы по русскому языку за 3 класс после каникул и во время учебы. Сохраните страницу себе в закладки, чтобы не потерять.

Основные правила по русскому языку за 3 класс разбиты на 3 раздела:

  1. Орфограммы по русскому языку за 3 класс,
  2. Члены предложения: главные и второстепенные, а также однородные члены предложения,
  3. Морфологический разбор слов.

Сочетания букв

  • Сочетания, пройденные в 1 классе: пиши букву и; пиши букву а;пиши букву у.
  • В сочетаниях НЧ, ЧН, ЧК, НЩ, ЩН, РЩ никогда не пишется Ь.

Ы—И после Ц

  • Буква И пишется после Ц в корнях слов и в словах на -ЦИЯ: цирк, мотоцикл, лекция.
  • Исключения: цыган, цыплёнок, цыц, цыкнуть, на цыпочках, цыпки.Считалочка: У Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц!»
  • Буква Ы пишется после Ц в случаях:окончания существительных множественного числа: огурцы, лестницы;окончания прилагательных: бледнолицый;суффиксы прилагательных на —ЦЫН (лисицын хвост, сестрицына под­ружка, курицыно перо).

Безударные гласные в корне слова

  • Чтобы проверить безударную гласную А—О или Е—И—Я в корне, нужно из­менить форму слова или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением: деревья (дерево), косить (косит), колосок (колос, колосья), дитя (дитятко).
  • Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно за­поминать.

Примечание:  При изменении формы слова меняется только окончание.

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова

  • После шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится. Пример: пчёлы — пчела, жёлтый — желтеть.
  • В остальных случаях пишется буква о. Пример: шорты, шорох.

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова

Непроизносимые согласные в корне слова

  • Чтобы проверить написание слова с непроизносимой согласной в корне, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором проверяемая согласная произносилась бы чётко. Примеры: звёздный — звезда, мест­ный — место, здравствуй — здравие, солнце — солнышко, участник — учас­тие, агентство — агент и др.
  • Если в сочетаниях СН—ЗН согласных при изменении слова не слышится, то писать их не нужно: железный — железо, ужасный — ужасен.
  • Слова, которые нельзя проверить: чувство, лестница.

Удвоенная согласная

  • Удвоенные согласные могут образовываться в словах на стыке корня и суф­фикса: матросский, белорусский, русский, индусский.
  • Слова с удвоенными согласными в корне слова, кторые нужно запомнить: касса, сум­ма, аллея.
  • При переносе слов с удвоенными согласными нельзя оставлять или перено­сить в начало следующей строки две одинаковые согласные, которые стоят меж­ду гласными: груп-па, Ан-на.

Мягкий знак

  • Ь пишется у существительных женского рода единственного числа после шипя­щих на конце слова: дочь, мышь.
  • без Ь пишутся существительные мужского рода единственного числа после ши­пящих на конце слова: грач, плащ.
  • во множественном числе у существительных с шипящей на конце Ь не пи­шется: (много) крыш (мн.ч.), (много) куч (мн.ч.).

Твердый знак

  • Ъ  пишется только после приставок, оканчивающихся на согласные, перед корнем, начинающимся с гласных Е, Ё, Ю, Я: подъезд, съёмка, объявле­ние, предъюбилейный,
  • Ъ пишется в сложных словах: двухъярусный, четырёхъязыч­ный.
  • При переносе слов с твёрдым знаком нельзя отрывать букву Ъ от предшест­вующей согласной: объ-ём, подъ-езд.

Написание предлогов со словом

  • Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и словом мож­но вставить вопрос или другое слово. Я живу в доме. Я живу в (красивом) доме. У меня есть кошка. У (кого?) меня есть кошка.
  • Предлогов у глаголов не бывает, могут быть только приставки: вбежать.

Частица НЕ с глаголами

  • НЕ с глаголами пишется раздельно: не бегать, не бегал, не бегаю.
  • Исключения: НЕ пишется слитно только с теми глаголами, которые не употреб­ляются без НЕ: ненавидеть, негодовать, недолюбливать, недоумевать, невзлю­бить, недомогать.

Приставки

  • Гласная А пишется в неизменяемых приставках ЗА-, НА-, НАД-: закрыть, на­рисовать, надписать.
  • Гласная О пишется в неизменяемых приставках: СО-, ПРО-, ВО-, ДО-, О-, ОБ-, ОБО-, ПО-, ПОД-, ПОДО-, ОТ-, ОТО-: соскочить, проводить, восклицательный, добавить, обстрел, обошёл, побег, подосиновик, подобрал, отдать, отойти.
  • Приставка ПРА- пишется, если речь идёт о родственниках: прадедуш­ка, прабабка. Во всех остальных случаях пиши ПРО-: прогуляться, прорыв, промок.
  • Большинство приставок (С-, В-, ВУ-, ПЕРЕ-, ДО-, ЗА-, ПО-, НА- и пр.) пи­шется всегда одинаково: добежать, забрать, поесть, перевезти.
  • Есть только приставка С. Приставки З- не бывает.
  • Согласная З пишется на конце приставки перед корнем, который начинается на звонкую согласную или гласную: ВЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, БЕЗ-, РАЗ-, НИЗ-, ЧРЕЗ-: разбег, воз­ложить, низложить, взлёт.
  • Согласная С пишется на конце приставки, если корень начинается на глухую согласную: ВС-, ВОС-, ИС-, БЕС-, РАС-, НИС-,ЧЕРЕС-: бесшумно, рассказ, чересполосица, воспеть.
  • Правописание слов с корнями -СЧИТ-(-СЧЁТ-) и -ЧЁТ-. Писать: рассчитать, бессчётный, расчёт, расчётливый.

На сайте также есть примеры слов с различными приставками.

Суффиксы

  • Суффиксы -ИК- -ЕК-, -ИЦ- -ЕЦ-.Чтобы узнать, гласную Е или И писать в суффиксе существительного, надо просклонять это слово. — Пишется Е (-ЕК- -ЕЦ-), если при изменении формы слова в суффиксе исчезает гласный: горошек — горошки, комочек — комочка, морозец — морозцы.— Пишется И (-ИК- -ИЦ-), если при изменении формы слова в суффиксе сохра­няется гласный: носик — носика, сестрица — сест­рицы, медведица — медведице.
  • Гласные буквы перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени.В прошедшем времени перед суффиксом -Л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме: посеял (посеять), клеил (клеить).Запомнить написание слов: лаял, лелеял, реял, веял, сеял.

На сайте также есть примеры слов с различными суффиксами.

Заключение

Памятка включает в себя все орфограммы по русскому языку за 3 класс. Помогает ученикам самостоятельно работать над своими ошибками.

image

Орфограмма – это та часть слова, в которой можно легко допустить ошибку, а точнее – это написание слова в соответствии с правилами русского языка. Если у вас появляются сомнения в правильности написания какой-либо буквы в слове или сочетании букв, то вы столкнулись с орфограммой.

В качестве примера можно рассмотреть написание, когда вы сомневаетесь в том, глухая или звонкая согласная должна быть в конце слова. Чтобы не ошибиться при написании такого слова, нужно изменить форму или же подобрать однокоренное слово так, чтобы написание буквы стало очевидным, то есть, чтобы она оказалась в сильной позиции.

Рассмотрим для примера слово «дуб». Выделяем корень слова (в данном примере это будет всё слово) и видим, что буква «б» находится в слабой позиции и вместо неё можно случайно услышать и написать «п». Такое написание требует проверки, эта буква здесь представляет собой орфограмму. Нужно подчеркнуть орфограмму и выделить корень в слове. Для проверки орфограммы в слове «дуб» изменяем его форму и подбираем однокоренное слово: Дуб – Дубы. Теперь буква «б» находится в сильной позиции и написание полностью соответствует произношению. В слове «дубы» орфограмма отсутствует, в нём невозможно допустить ошибку.

Орфограммы могут присутствовать в любой части слова: приставке, корне, суффиксе, окончании. В слове «расположился» выделяем корень «лож» и видим, что орфограммой здесь является буква «о». Далее выделяем корень и подчёркиваем букву «о» одной чертой, также нужно подчеркнуть букву «ж» двумя чертами, написание этой чередующейся безударной гласной зависит от находящегося после неё согласного.

Однако мы рассмотрели не все части слова «расположился», в которых можно допустить ошибку. В этом слове также можно ошибиться при написании приставки. Её следует выделить, подчеркнуть букву «с» и последующий согласный «п». Букву «с» подчёркиваем одной чертой, а «п» — двумя.

В этом же слове в приставке «по» также можно допустить ошибку, поэтому не стоит оставлять без внимания и эту орфограмму. Выделяем приставку и подчёркиваем букву «о».

Так мы видим, что в одном только слове может быть сразу несколько орфограмм. Надеемся, что вы разобрались с вопросом «Что такое орфограмма?». Не ленитесь и всегда обозначайте орфограммы, это поможет вам писать грамотно.

Вместе со статьёй «Что такое орфограмма?» читают:

Что такое предложение в русском языке?

Открытый урок по русскому
языку

на тему: 

«РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

Ъ и Ь ЗНАКИ».

10 «а» класс.

image001

Учитель русского языка и
литературы: Дука Л.Н.

2020-2021 уч.г.

ЦЕЛИ
УРОКА:
а) повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ъ и Ь знаков;
б) формировать способность дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков;

в)повторить  
10  задание ЕГЭ.

 
                     
                     
              ХОД УРОКА

  1. Организационный
    момент:
  1. Орфоэпическая
    разминка.

Задание
для учащихся (слова на слайде): поставить ударение в соответствии с нормами
произношения

 закУпорить,
плесневЕть, курЯщий, вероисповЕдание, повестЕй, мЕстностей, мозИчный,воспринЯв,
жалюзИ, позвонЯт, занятОй,  досУг, баловАть, клАла, кровоточИть, балОванный, красИвее.

(Проверяют
ученики-эксперты)

Полезная
информация: запомнить правильную постановку ударения в некоторых словах
позволяет подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший.

Например:

Не
будем улыбаться,

Хватит
баловАться.

Уважаемый
наш сэр,

Посетите
диспансЕр.

Не
влезешь в шорты,

Если
будешь есть одни тОрты.

Снова
бегемот

Сломал
нефтепровОд.

Сегодня
мы продолжим разговор  о ЕГЭ..

-Напомните,
что мы изучали на прошлом уроке( правописание приставок)

Правописание
приставок – это тематика какого задания ЕГЭ? (10)

-Какие
орфограммы составляют это задание?

Частично
обособленно представлена орфограмма Правописание ъ .

Вот
об этом  сегодня поговорим, не забудем и его друга ь . Мы не только поговорим,
но и попрактикуемся на материале ЕГЭ

Как
говорил Карл Гаус : « Теория без практики мертва и бесплодна, практика без
теории невозможна и пагубна»

image002

Очень
часто мы допускаем ошибки в словах с Ь и Ъ знаками. Что общего, в чем различие,
 чем интересны эти буквы? На эти вопросы мы найдем ответы на сегодняшнем
уроке.

Класс
делится на 2 группы: девушки («Фанаты Ь знака»), юноши («Фанаты Ъ знака»)

 Предлагаю
творческое задание: каждая из команд должна пофантазировать и объяснить, кто главнее
Ь или Ъ знак, почему?

Занимательная
лингвистика
 (выступление ученицы об истории Ъ и
Ь знаков)

Объяснение нового материала

1.Историческая справка о Ь и Ъ

image003

В алфавите старославянского языка существовало 46
букв, которые впоследствии утратили свою актуальность. Некоторые буквы,
например «ять», «юс», «фита» исчезли из употребления, другие просто изменили
свое значение – это «ер» и «ерь».

Символ современного русского мягкого знака «Ь»
обозначал букву «ерь» и имел собственный гласный звук, средний между [е] и [и].
Буква «Ь» употреблялась в безударных слогах (в слабой позиции), из-за чего ее
произношение было артикуляционно нечетким. Следы «Ь» мы можем найти в безударной
«Е» в словах «темнеть», «перо» и т.д.

В историческом процессе падения редуцированных (
ослабленных)звуков, в связи с усилением экономии речевых усилий, «Ь» перестал
произноситься как внятный гласный звук, в слабой позиции он редуцировался до
нуля. Например, если в слове «темнеть» мы еще наблюдаем редуцированный «Ь», в
слове «тьма» после [т] уже нет гласного звука, лишь смягчающий мягкий знак.

  Таким образом, современный мягкий знак
в русском языке звука не дает, но служит для смягчения предыдущих
согласных, разделения звуков и смыслоразличения слов. Например, слова «семя» и
«семья» в написании и произношении различаются только благодаря мягкому знаку.
В морфологии мягкий знак помогает определиться с грамматическим значением
слова.

Не исключено, что развитие русского языка
приведет к упрощению графического строя алфавита, и «непроизносимые» буквы,
такие как «Ь» и «Ъ», исчезнут из употребления.

image004История появления буквы Ъ
Авторство первой русской азбуки приписывают
Кириллу и Мифодию. Так называемая кириллица, основой которого был греческий
язык, появилась в 863 году по рождеству Христову. В их азбуке — твердый знак
был под номером 29 и звучал как ЕР. (до реформы 1917—1918 годов — 27-я по
счёту). Буква Ъ представляла собой короткий полугласный звук без произношения.
Ее ставили в конце слова после твердой согласной.

В чем же тогда смысл этой буквы? Есть два
удобоваримых варианта этого объяснения.

    Первый вариант касался самого
старославянского письма. Поскольку знакомых нам пробелов в то время просто не
было, именно она помогала грамотно делить строку на слова. В качестве примера:
«къБогомъизъбраномуцарю».

      Второй объяснение связывают с
церковнославянским произношением слов. Именно ЕР не приглушала при чтении слова
звонкое согласное, как это наблюдаем в современном русском языке.

      Все слова как писались, так и произносились.
Например: рабъ, другъ, хлебъ. Это объяснялось тем, что «В старославянском
языке, окончание слова не может иметь согласных звуков. Иначе слог окажется
закрытым. Чего не может быть согласно этому закону».

      Ввиду выше сказанного решили приписывать
ЕР (Ъ) в конце слов, где есть согласные.  Вот и получается: Гастрономъ,
Трактиръ, Ломбардъ или Адресъ.

        Кроме выше приведенных двух причин,
есть еще и третья. Оказывается, буква Ъ использовалась для обозначения мужского
рода. Например, в именах существительных: Александръ, волшебникъ, лобъ.
Вставляли ее и в глаголы, например: положилъ, селъ, (прош. время мужс. род).

          Со временем, функцию разделителя
слов буква Ъ выполняла все реже и реже. А вот «бесполезная» Ъ в конце слов по
прежнему держала свои позиции

А  23 декабря 1917 года  нарком просвещения
Луначарский А.В. подписал декрет о переходе на новую орфографию.
  Но буква Ъ осталась как 28 буква алфавита. В современном
русском языке она играет уже другую роль.

Комментарий
учителя

2. Вспомним
правило

Слово
учителя.

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО

  1. Не обозначают звука.
  2. Не допускают слияния гласного и согласного.

Ь

Разделительный Ь знак пишется

  • Ь для
     обозначения мягкости согласных,
  • Ь после
    шипящих для разграничения грамматических форм,
  • Ь перед гласными
     е, ё, ю, я, и внутри слова, не после приставок (карьера,
    воробьиный, вьюга)
  • В некоторых
    иноязычных словах перед О (бульон, компаньон)

Ъ

Разделительный Ъ знак пишется после согласного перед
гласными

 е, ё, ю, я,

1.  после приставки, оканчивающейся
на согласную (подъем, въезд, предъюбилейный, межъядерный)

2. после иноязычной
приставки (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, контр-, об-, суб- транс-) и
иноязычного корня, начинающейся с –Е-, -Ю- (инъекция, субъект, адъютант)

3.                
в сложных словах после числительных ДВУХ, ТРЕХ, ЧЕТЫРЕХ
(двухъярусный)

4.                
Между приставкой на согласный звук и корнем, начинающимся с букв
е(ё), ю, я (подъезд, объем)

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

— на конце слов после любого
мягкого согласного (моль, исповедь);

— в середине слова после
мягкого Л (мельница); после мягкого согласного перед твердым (тоньше);

— в середине числительных
50-80, 500-800 (пятьдесят, восемьсот)

Ь ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ

·  В
именах существительных женского рода единственного числа (речь, тишь, рожь).

·  В
повелительном наклонении глаголов (отрежь, съешь, назначь).

·  В
неопределенной форме глаголов (беречь, стричь).

·  Во
2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (несешь,
бросишь, возишь).

·  В
наречиях (сплошь, настежь)

Исключения:
уж, замуж, невтерпеж.

·  В
частицах (лишь, ишь, вишь).

·  В
середине числительных  50-80, 500-800.

·  В
притяжательных прилагательных (медвежьего, собачьим)

Ь перед гласными  е,
ё, ю, я, и

— в корне (обезьяна, интерьер)

— в иноязычных словах (бульон, компаньон)

Ь ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ !

·  В
существительных мужского рода 2-ого склонения в Им. И В. пад. (гараж, камыш).

·  В
существительных женского и среднего рода в Р.п., мн.числа (туч, рощ)

·   В
кратких прилагательных мужского рода (горяч, свеж)

·  В
сочетаниях ЧН, ЧК, ЩН, НЩ, РЩ

·  В
сочетаниях ЛЛ, НН, СТ, СН, СЛ, ЗД, ЗН, НЖ (гвозди, иллюминация)

·  Между
двумя мягкими Л (иллюзия)

·  Сущ.
На –ня….

5.                 
Закрепление нового материала.

 А)Работа
у доски Игра «Судебное заседание( адвокат-судья»)

.
Вставьте пропущенные буквы. Комментарии.

Горяч,
дочь, обжечься, кулич, мелочь, сплошь, уж, фальшь, вскачь, глушь, пейзаж,
прочь, сварщик, тягуч, январский, платеж, пожарищ, стриж, возьмешь, колюч, еж,
испечь, ералаш, невтерпеж, ночь, ветви, клянчить, срежь, бричка, щелочь, брошь,
хрящ, с плеч, хорош, назначьте, срочный, свечка, бережешься, куч, замуж,
пильщик, плющ, наотмашь, горяч, молодежь, сторож, трехъярусный, субъект,
сверъестественный.

Б)Работа
с учебником

В)
Мини-тест. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

А)
Дочь рыбака, пожилой врач, чай горяч, питаешься плохо

Б)
Мяч для волейбола, спрячешься в траве, надеешься на успех, выйти замуж

С)
Идти прочь, пробежишься по стадиону, полевая мышь, жечь костер

Д)
Сжечь мусор, чертеж студента, открывать двери настежь, громкий плач

В
каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ъ?

А)
Разъемный, безъядерный, изголовье

В)
Въезжающий, изъятый, межэтажный

С)
Съемный, объектив, двухъярусный

Г)
Задания ЕГЭ на сайте РЕШУ ЕГЭ

image005

  1. Подведение
    итогов урока. Рефлексия.

         
 Чтобы закрепить ваши знания,

Задаю домашнее задание

7.Домашнее
задание: Аукцион. (прилагается)

.

Тест по теме
«Орфограммы в корне слова»

Вариант
1

А1. Какое слово пишется не
так, как произносится?

а) винт                                    в)
весы

б) лак                                      г)
курс

А2. В каком ряду в обоих
словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?

а) в..сна, м..тель                     в)
с..гласный, л..теть

б) к..тёнок, пр..ём                   г)
с..бака, укр..шать

А3. В каком ряду в обоих
словах пропущена одна и та же буква?

а) матро.., зале..ть                  в)
варе..ка, сторо..

б) нахо..ка, пило..ка               г)
вокру.., во..зал

А4. В каком слове нет
непроизносимой согласной в корне?

а) лес..ница                            в)
ус..ный

б) чу..ство                              г)
ше..ствие

А5. Укажи неверно
составленную пару согласных по звонкости-глухости:

а) д-т               б) з-с                в)
в-п               г) ж-ш            д) г-к

А6. Укажи слово, в котором
пишется безударная гласная о:

а) с…довник    б) хв…лить      в)
тр…пинка

А7. В каком слове
безударную гласную можно проверить словом горе:

а) горевать      б) городской   в)
гористый

А8. Укажи слово, в котором
пишется буква к:

а) ко…ти          б) ло…ти         в)
но…ти

А9. Укажи слово, в котором
надо писать букву т:

а) глас…ный    б) навес…ной в)
доблес…ный

А10. В каком слове
написание непроизносимого согласного проверить нельзя:

а) чувство       б) вестник

А11. Укажи «лишнее» слово:

а) поз…ний     б) пас…бище в)
звёз…ный

А12. Определи, на какое
правило составлена группа слов
:

виногра…, ска…ка,
стру…ка:

а) правописание безударных гласных

б) непроизносимых согласных

в) правописание парных согласных

В1. Из данного предложения
выпишите слово, в котором все согласные звуки твёрдые.

Лыжи у печки стоят.

В2.В каком слове есть
орфограмма «безударный гласный в корне слова»

а) хвостик

б) тропинка

в) сырок

В3.В каком слове есть
орфограмма «непроверяемый гласный в корне слова»?

а) крепыш

б) природа

в) ловить

В4.Какое слово является
проверочным к слову широкий?

а) ширина

б) ширь

в) расширить

В5. Какое слово является
проверочным к слову известный?

а) известность

б) известие

в) известить

В6. Найдите ряд слов, в которых во
всех словах нужно вставить «о»

а) выр…щенный, предл…жение;

б) сл…жение, пол…жение;

в) предпол…жжение, отр…сль;

В7. Найдите ряд слов, в которых во
всех словах нужно вставить «а»

а) пол…гаться, выр…стить;

б) р…сток, сл…гать;

в) выр…с, предл…жение;

г) зар…сли, предл…жение.

В8. Найдите слово с буквой
«о»вместо пропуска.

а) сл…гать;

б) изл…гать;

в) распол…гаться;

г) сл…жение.

В9. Найдите слово с ошибкой.

а) предлагать;

б) отросль;

в) выращивать;

г) вырос.

В10. Укажите ряд слов, в корне
которых пишется буква Ё:

а)  ж…лудь, ж…рнов, ш…ссе

б) ж…нглёр, поч…т, ш…мпол

в) беч…вка, пш…нка, крыж…вник

г) реш…тка, щ…тка, ч…лка

В11. Выберите слова, которые
написаны правильно:

а) Шёпот, расчёска, чёрный,

б) Щоки, шёлк, пчолы;

в) Жордочка, дешовый, щёлкать.

С1. Напишите, в чём
заключается особенность буквы Ь и в каких случаях она употребляется.
(Ответ должен быть полным.)

Тест по теме «Орфограммы в корне слова»

Вариант
2

А1. Какое слово пишется не
так, как произносится?

а) парус                                  в)
стой

б) звон                                    г)
сбить

А2. В каком ряду в обоих
словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

а) ключ..к, з..ма                      в)
в..сьмой, ч..рнеть

б) зв..нок, кур..ца                   г)
под..брать, к..рова

А3. В каком ряду в обоих
словах пропущена одна и та же буква?

а) арбу.., сна..ть,                     в)
ко..точка, по..торить

б) коро..ка, ша..ка                   г)
наро.., скла..ка

А4. В каком слове нет
непроизносимой согласной в корне?

а) вес..ник                               в)
мес..ный

б) чудес..ный                          г)
со..нце

А5. Укажи неверно
составленную пару согласных по звонкости-глухости:

а) в — ф             б) г — т              в)
з — с              г) ж — ш            д) б — п

А6. Укажи слово, в котором
пишется безударная гласная а:

а) б…льной                 б)
ст…рик                   в) м…рской

А7. В каком слове
безударную гласную можно проверить словом горка:

а) горевать                  б)
городской               в) гористый

А8. Укажи слово, в котором
пишется буква п:

а) про…ка                    б)
кно…ка                   в) улы…ка

А9. Укажи слово, в котором
нельзя писать букву т
:

а) глас…ный                б)
прелес…ный           в) чес…ный

А10. В каком слове
написание непроизносимого согласного проверить нельзя:

а) лестница                 б)
звёздный                 в) несчастный

А11. Укажи «лишнее» слово:

а) свис…нуть               б)
звёз..ный                 в) капус…ный

А12. Определи, на какое
правило составлена группа слов:

ус…ный, мес..ный,
со…нце:

а) правописание безударных гласных;

б) правописание парных согласных;

в) правописание непроизносимых
согласных.

В1. Из данного предложения
выпишите слово, в котором все согласные звуки мягкие.

Шесть умножить на девять.

В2.Какое слово является проверочным
к слову гладкий?

а) гладок

б) гладко

в) гладит

В3. Какое слово является
проверочным к слову прилип?

а) прилипать

б) липнуть

в) липкий

В4. В слове желток орфограмма

а) парный согласный в корне слова

б) безударный гласный1 в корне
слова

в) непроизносимый согласный в корне
слова

В5.В слове сердце орфограмма

а) безударный гласный в корне слова

б) парный согласный в корне слова

в) непроизносимый согласный в корне
слова

В6 В каком словосочетании
пропущена буква 0?

а) выч…ркивать из списка

б) поч…тная грамота

в) отч…тливый контур    
 

г) ш…тландский замок

В7.В каком ряду пропущена одна и
та же буква?

а) О…деление, на…пись, по…пол  

б)  В…кочить, бе…ценный,…ковать  

в)  Прил…жение, отр…щивать, выр…щивать
 

г)  Ж…лудь, ш…мпол, ш…в

В8.В
каком слове суффик НИК обозначает         занятие человека?

а)
Печник

б)
Рукомойник                

в)
Сотейник

г)
Купальник                    
                     
                     

В9.В
каком ряду пропущена одна и та же буква?
 
                     
     

а)
Расч…ска, ш…рох,пош…л.

б)
ж…рнов,              ж…кей. ж…сткий  
     

в)
Поч…тный, ж…лтый,         щ…чки.      
     

г)
капюш…н, пч…лы, ш…мпол                
   

В10.укажите
ошибку в образовании формы слова.            
                 

а)
огонь жгет.

б)
Много дел.

в)
Надел шапку                

г)
Ее платье
             
                     
                     
                 

В11.
Из данного предложения выпишите основу.          
                     

Небольшой
зал освещал единственный светильник

С1. Напишите, в чём
заключается особенность буквы Ъ и в каких случаях она употребляется.
(Ответ должен быть полным.)

Ответы
на тест по русскому языку «Орфограммы в корне слова»

Вариант 1

А1

А2

А3

А4

А5

А6

в

а

в

г

в

в

А7

А8

А9

А10

А11

А12

а

б

в

а

б

в

В1

В2

В3

В4

В5

В6

Лыжи

б

б

б

б

б

В7

В8

В9

В10

В11

а

г

б

г

а

С1. Мягкий
знак — это буква, которая смягчает буквы. У мягкого знака нет звука. Он
употребляется в таких словах как: дверь, осень, день.

Вариант 2

А1

А2

А3

А4

А5

А6

г

в

г

б

б

б

А7

А8

А9

А10

А11

А12

в

б

а

а

б

в

В1

В2

В3

В4

В5

В6

девять

а

в

б

в

г

В7

В8

В9

В10

В11

б

а

в

а

светильник
освещал

С1.
Твердый знак пишется только после приставки, оканчивающейся на согласный перед
гласными е, я, ю, ё: разъезд, объявление, съёмка, предъюбилейный. Нужно
помнить, что ъ знак входит в приставку.

А1 – 1 балл                            В1
– 1 балл

А2 – 1 балл                            В2
– 1 балл

А3 – 1 балл                            В3
– 1 балл

А4 – 1 балл                            В4
– 1 балл

А5 – 1 балл                            В5
– 1 балл

А6 – 1 балл                            В6
– 1 балл

А7 – 1 балл                            В7
– 1 балл

А8 – 1 балл                            В8
– 1 балл

А9 – 1 балл                            В9
– 1 балл

А10 – 1 балл                          В10
– 1 балл

А11 – 1 балл                          В11
– 1 балл

А12 – 1 балл                          С1
– 2 балла за полный ответ

Критерии
оценок:

«5» —
25-21 балл;

«4» — 20 –
19 баллов;

«3» —
18-16 баллов;

«2» — 15 и
менее баллов.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак.»

Цель урока: создать условия для осмысления условий выбора написания в словах разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков.

Планируемые результаты:

Познавательные:

  • повторение и закрепление знаний учащихся в написании слов с разделительными твердым и мягким знаками,

  • развитие умения применять по схеме правила правописания твердого и мягкого знаков в словах.

Регулятивные:

  • умение сравнивать, анализировать, находить общее и различное в наблюдаемых языковых явлениях, делать выводы,

  • умение осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

Коммуникативные:

  • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • определение общей цели и пути её достижения;

  • ориентирование на точку зрения других, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации.

Личностные:

  • понимание значения границ собственного знания и незнания;

  • воспитание самостоятельности, личностного развития, творческой активности, взаимопомощи; любви к русскому языку.

Ход урока:

1. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация учебной деятельности.

– Встаньте, дети, подтянитесь, и друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесет всем радость общения друг с другом.

– Подумайте, какие качества нужны для успешной работы на уроке ?

(Внимание, активность, старание, сообразительность …)

– Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком «+»то, чего бы ты хотел достичь на уроке.

КАРТОЧКА ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Я хотел бы достичь

У меня получилось

Работать старательно и активно

Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок

Научиться различать и писать слова с разделительным Ь

Научиться различать и писать слова с разделительным Ъ

– А теперь прочтите слова на экране.

На экране (на отдельных карточках) разбросана фраза:

570103 1

570103 2570103 2570103 2Ученье нас объединяет

— Попробуйте из этих слов собрать предложение. Что у вас получилось?

— Как вы поняли смысл этих слов?

– Пусть эти слова станут девизом нашего сегодняшнего урока.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

— Спишите это предложение в тетрадь быстро, но не забывайте при этом о красивом и безошибочном письме.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

— На ваших столах вы видите карточки с предложениями, в которых скрыта тема нашего урока. Узнайте её. (Работа в парах)

Карточка № 1:

Вюга замела лес. Зайка сёжился под елю.

—Какие задачи поставите перед собой на уроке?

— Как можно достичь поставленных целей?

— Посмотрите на план урока:

  • вспомним правила о написании Ъ и Ь,

  • дополним знания новым материалом,

  • закрепим правила практической деятельностью,

  • поработаем в группе,

  • выполним самостоятельную работу

Посмотрите, как много нужно успеть сделать.

3. Построение проекта выхода из затруднения.

— Вспомните правила написания в словах Ъ и разд. Ь знаков. Повернитесь друг к другу и повторите эти правила.

— А теперь, я вам буду задавать вопросы по правилу, а 1 ученик выйдет к доске и в виде опоры схемы попытается показать правило, т.е. мы слова переведем в знаковую схему.

-После какой части слова стоит Ъ? Покажи его место на схеме.

Какие буквы разделяет Ъ?

-Какие гласные могут стоять перед Ъ?

Молодцы, совместными усилиями схема готова!

— А теперь, работая в паре, составьте схему-опору для правила написания разделительного ь.

—Вернёмся к карточке с предложениями. Найдите слова с ошибками, выпишите их в тетрадь, обозначьте орфограмму.(1 уч. у доски)

4. Первичное закрепление знаний.

Для закрепления материала предлагаю выполнить работу на карточке № 2. Прочитайте задание. Как вы поняли, какое задание будете выполнять?

Выпиши только те слова, в которых пропущен ъ.

Сем..я, в..ехал, бул..он, в..ёт, трёх…ярусный, с…ехал, в..юга, почтал…он, в..юн, с..ёжилась, об..явление, двух…ярусный, руч..и, Ил..я, раз..ярённый, трёх…этажный, руж..ё, Дем..ян.

Взаимопроверка по эталону.

– Используя наши смайлики, оцените работу своего соседа.

5. Физкультминутка

— Определите на слух, какой знак пишется в словах, которые я произнесу. Прыгаем, если в слове Ь, приседаем, если в слове Ъ, стоим, если в слове нет этих знаков.

Съездим, трёхэтажный, бьющийся, предъюбилейный, воробьи, сэкономить, объединение, овечьи, изъявить, переезд.

— Почему в слове переезд не пишутся ни тот, ни другой разделительные знаки?

6.Выборочный диктант

С этим заданием справились неплохо. А теперь усложним задание. Я буду читать предложения, а вы будете выписывать из него только те слова, в которых есть

разделительные ъ и ь. записывая слова, не забывайте оформлять орфограмму, используя схему-опору.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. В воскресенье состоится лыжная прогулка. Сбор у подъезда школы. 

7. Этап повторения полученных знаний.

Давайте вспомним план работы на уроке. Что у нас дальше по плану?

Работа в группах

1 группа

Дополни пословицы словом с Ъ. Растолкуй смысл одной из них.

  1. Чует кошка, чьё мясо … .

  1. Чтобы рыбку… , надо в воду лезть.

  1. В лес не … , так и на печке замёрзнешь.

2 группа

Восстанови и запиши фразеологические обороты,

объясни толкование одного из них:

услуга, за сем…ю, медвеж..я, дорога, скатерт…ю, печатями

3 группа

Измени слова так, чтобы в них появился разделительный мягкий знак, напиши:

брат, колос, стул, перо, полено, друг

_____________________________________________________

4 группа

Сравни слова, найди общее и отличие. Выдели приставку.

выезд подъезд

переезд объезд

проезд отъезд

8. Этап проверки знаний.

—Молодцы. Какой этап работы остался невыполненным?

Самостоятельную работу я предлагаю провести в два этапа. Сначала выполнить тестовую работу, чтобы проверить себя, насколько хорошо вы вспомнили правила правописания разделительных ъ и ь знаков, и готовы ли к выполнению самостоятельной работы на отметку.

А) Тест «Разделительные знаки» (Карточка № 3)

1.Где пишется разделительный мягкий знак в словах? Отметь знаком +

а) сразу после приставок;

б) в корне и после корня слова.

2.Где пишется разделительный твёрдый знак в словах? Отметь знаком +

а) сразу после приставок;

б) в корне и после корня слова.

3. С каких букв должен начинаться корень, чтобы писать разделительный ъ знак? Отметь знаком +

а) с гласных;

б) с согласных.

4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед разделительным твёрдым знаком? Отметь знаком +

а) на согласную;

б) на гласную.

5. Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак? Обведи нужные буквы.

А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.

 6. Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Обведи нужные буквы.

А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.

(Самопроверка. Ответы на экране)

Б) – Готовы к выполнению самостоятельной работы?

— Тогда выполните задание на карточке, предварительно выбрав уровень сложности. Помните, у вас есть «Право одного вопроса».

Карточки на листках разного цвета.

Уровень 1.

Запишите слова в два столбика.

Об…ём, бел…е, крыл…я, под…ехал, ладон…ю, с…ёжились, площад…ю, в…езжать, пред…юбилейный, заяч…и.

Уровень 2.

Найдите ошибки и запишите правильно.

Шъёт платье, журчяние ручъя, сьедают листъя, сьемка обезъяны, падъехал к падьезду.

Уровень 3.

Запишите ответы в алфавитном порядке, используя слова с разделительными ъ и ь. С одним из слов составьте предложение.

Растолковать, сделать понятным.

Полоса земли вдоль берега моря, озера.

Впрыскивание лекарства, укол.

Снежная буря, метель.

Идущий в пищу, пригодный для еды.

Сжаться.

Ягоды, сваренные в сахаре.

9. Этап рефлексии деятельности.

— Возьмите карточки личных достижений и в колонке «У меня получилось» поставьте плюсики. Сравните с колонкой «Я хотел бы достичь». Поднимите руки те, кто достиг поставленных задач.

— Вы реализовали план урока, выполнили успешно все задания. Действительно ученье нас объединяет, вы очень дружно работали. Мне кажется, что каждый достоин звания «Знаток темы». Напомните, какой?

— А что они разделяют?

— Что нужно учитывать, чтобы выбрать нужный разделительный знак?

— А есть у них что-нибудь общее?

Замечательно. Всем ребятам нужно знать, где разделительный ъ, а где разделительный ь знак писать.

Предюбилейный или предъюбилейный как пишется правильно



2



0

Пред*юбилейный год пролетел с космической скоростью.

Год КАКОЙ? На этот вопрос отвечает заданное прилагательное ( к тому обозначает это слово признак предмета).

Сразу обратим внимание на то, что это прилагательное изменяемое, поэтому падежные изменения помогут без труда отделить от остальной части слова изменяемую часть — окончание -ый.

За пред*юбилейным годом неотвратимо следует сам важный юбилейный год, так что имеем приставку пред-.

Приставка оканчивается согласным звуком, стоит же она перед гласной ю, поэтому по правилам после приставки пишется разделительный твердый знак: предъюбилейный

А само слово юбилей представляет собой значимую часть однокоренных слов.

Это и будет корень прилагательного, за которым расположился очень продуктивный суффикс -н-.

Вот эти части и есть составляющие морфемы: предъ/юбилей/н/ый (приставка, корень, суффикс, окончание), а отделенная от окончания часть предъюбилейн- — основа слова.

Предюбилейный или предъюбилейный как пишется правильно



0



0

Добрый день. Мы знаем хорошо слово «юбилейный», а вот с написанием слова «пред*юбилейный» могут возникнуть проблемы. Но если обратиться к правилам русского языка, то можно понять, что «пред» является приставкой, а именно после них и пишут твердый знак.

Правильный ответ: «предъюбилейный».

Пример.

Следующий год у меня предъюбилейный.

Предюбилейный или предъюбилейный как пишется правильно

«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.

Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.

А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».

не требуется

_

Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.

Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.

Других доказательств не потребуется.

Предложение.

  • «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».

Предюбилейный или предъюбилейный как пишется правильно

«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».

Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.

Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.

чёрно-белый

Например (предложения).

  • «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
  • «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
  • «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».

Предюбилейный или предъюбилейный как пишется правильно

1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.

2) Отрицание:

Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.

Случай этот отнюдь не преступный.

Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.

Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».

Предюбилейный или предъюбилейный как пишется правильно

Сочетание «со мной» (ударение на «О«, которая после «Н«) — это ни что другое, как предлог «С» с местоимением «Я«. Но мы эмпирически понимаем, что говорить «Пойдём с я» нельзя.

  • «Со» — вариант «с», иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: «со многими». Это из разряда «подо», «предо», «передо», «ко», «во», «надо», «обо» и так далее.
  • «Мной» («мною») — это указанное выше «Я» в творительном падеже. «С кем? — со мной (со мною)». Личное местоимение.

    со мной

Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».

Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.

Предложения:

  • «Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?».
  • «Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда».

Предюбилейный или предъюбилейный как пишется правильно

Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).

Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.

Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:

  • «Весёлый — веселее — повеселее».
  • «Весело — веселее — повеселее».

    повеселее и повеселей

К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.

Например.

  • «Повеселее, повеселее, Родион, не засыпай!».

  • Преемник президента как пишется
  • Преемник директора как пишется
  • Предыстория как правильно пишется слово или предыстория
  • Предынфарктный как пишется правильно и почему
  • Предынфарктное состояние как пишется правильно