Представьте вместе с друзьями что вы ученые и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню рассказ

1 рассмотри фотографии и представь себе пустыню. чем она отличается от степи? опиши пустыню по фотографиям. пустыня представляет совершенно безжизненное

1) Рассмотри фотографии и представь себе пустыню. Чем она отличается от степи? Опиши пустыню по фотографиям.

Пустыня представляет совершенно безжизненное пространство, в котором лишь изредка встречается чахлая растительность. Почва пустыни — песок или потрескавшаяся глина. Здесь нет степных трав и цветов, здесь очень мало животных.

2) Найди на карте природных зон полупустыни и пустыни. Что ты можешь рассказать о них по карте? Научись показывать на карте эти природные зоны.

Природная зона пустынь и полупустынь расположена на юге Европейской части России. Она показана ярко-жёлтым цветом. Пустыни в нашей стране расположены возле северо-западной оконечности Каспийского моря.

Площадь пустынь сравнительно невелика, они находятся южнее зоны степей, и получают ещё больше солнечного тепла. А значит там очень жаркий и засушливый климат.

3) Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения пустынь. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в пустыне.

  • Верблюжья колючка — имеет очень длинные корни, которые позволяют ей находить воду на большой глубине.
  • Колосняк — имеет тонкие листья, которые почти не испаряют влагу.
  • Джузгун — имеет листья — веточки, тоже не испаряющие влагу. Плоды легко переносятся ветром и укореняются в удобном месте.

4) По рисунку на с. 120—121 познакомьтесь с животным миром пустыни.

Животный мир пустыни относительно скуден.

Из крупных животных в пустынях водятся лишь верблюды и сайгаки, последние, впрочем, больше предпочитают полупустыни и степи. Зато в пустыне можно встретить грызунов, например песчанку, попадаются здесь ежи, много ящериц и змей, которые ловят грызунов и насекомых, таких как жуки. Водятся в пустыне степные лисицы — корсак, летают немногие птицы — саджа.

Большинство животных пустыни ведут ночной образ жизни и пьют очень мало воды.

5) Расскажите по этому рисунку об экологических связях в пустыне. Изготовьте модель цепи питания, характерной для пустыни.

Пример экологических связей в пустыне для 4 класса

В очень засушливые годы стада сайгаков уходят из пустыни, потому что им становится нечего есть, вся трава в это время исчезает. Исчезновение травы приводит к уменьшению поголовья тушканчиков и песчанок, а значит уходят в другие места корсаки, улетают хищные птицы. Меньше становится и насекомых, что сказывается на численности пресмыкающихся.

Пример модели цепи питания для пустыни для 4 класса

  • Верблюжья колючка — Верблюд.
  • Колосняк — Песчанка — Корсак.
  • Колосняк — Кобылка — Ящерица — круглоголовка — Саджа.

Модель цепи питания пустыни

Обсудим!

Сравните природу зоны пустынь с природой степей.

Природа пустынь отличается меньшим разнообразием, чем природа степей. В пустынях очень мало растений, лишь немногие из них сумели приспособиться к местным условиям. Мало в пустыне птиц, водятся только хищные, мало копытных и грызунов. Но в пустынях больше пресмыкающихся, которые хорошо переносят высокую температуру воздуха. Насекомые представлены в основном жуками, встречаются кобылки.

Проверь себя

1. Покажи на карте зоны полупустынь и пустынь.

Зоны пустынь и полупустынь следует искать возле северо-западной оконечности Каспийского моря. Они показаны жёлтым цветом.

2. Дай краткую характеристику зоны пустынь по плану, приведённому на с. 71.

Краткая характеристика зоны пустынь и полупустынь для 4 класса

  • Название зоны: Зона пустынь и полупустынь. Обозначается жёлтым цветом.
  • Особенности природы: Животный и растительный мир очень скуден. Климатические условия жаркие и засушливые. Водятся грызуны, на которых охотятся хищные птицы, змеи, корсак. Водятся насекомые, которые питаются пустынными злаками, а на них охотятся ящерицы, ежи, змеи. В пустыне почти нет воды и весь животный и растительный мир приспособился к этому.
  • Использование зоны человеком: Человек почти не использует пустыни в хозяйственных целях. Только как место экологического туризма.
  • Экологическая проблема пустынь — браконьерство. В пустынях устроено несколько заповедников.

Задания для домашней работы

1. Нарисуй, как ты представляешь себе пустыню. Можно изготовить макет участка пустыни.

Готовые рисунки “Как я себе представляю пустыню”

Детский рисунок Как я себе представляю пустыню

2. Представьте вместе с друзьями, что вы учёные и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Напишите рассказ об этом.

Рассказ “Научная экспедиция” в пустыню для 4 класса

Этим летом мы отправились в научную экспедицию в пустыню. Мы основательно подготовились к этому путешествию, потому что пустыня отличается очень жарким и засушливым климатом. Поэтому мы взяли много воды, припасы, лёгкую белую одежду для защиты от палящих лучей солнца, палатки.

Мы собирались исследовать животный мир пустынь.

Пустыня нас не разочаровала. Это огромное море песка, который вздымается до самого горизонта песчаными волнами — барханами. Там постоянно дует жаркий ветер и песок переносится с места на места, барханы передвигаются.

Первым животным, которое мы увидели в пустыне, был верблюд. Его не зря называют кораблём пустыни. На своих мозолистых ногах верблюд буквально скользит по песку. При этом верблюд может долгое время обходиться без воды.

Днём пустыня кажется мёртвой. Мы проехали много километров, но не встретили почти никакой живности. Только редкие кустики верблюжьей колючки росли тут и там, да лениво скользили по песку змеи.

Но ночью пустыня уже не казалась нам безжизненной. В темноте сверкали глаза песчанок и тушканчиков, ежей, слышались странные звуки. Прямо к нашей палатке выбежала ящерица — круглоголовка и поймала жука-скарабея.

Под утро мимо пробежало стадо сайгаков.

В ходе нашей экспедиции мы узнали, что несмотря на суровые климатические условия, даже в пустыне есть жизнь. Многие животные отлично приспособились к этим условиям, ведут ночной образ жизни, прячутся от солнца в норках, едят пустынные злаки и другие растения.

На следующем уроке

Вспомни, с какими природными зонами мы уже познакомились. Где нам осталось побывать? Если тебе приходилось бывать на Черноморском побережье Кавказа, приготовься рассказать об этом.

Мы познакомились почти со всеми природными зонами, которые можно найти в нашей стране. Мы были в арктических пустынях, в тундре, тайге, смешанных и широколиственных лесах, в степях и пустынях.

Нам осталось побывать только в субтропических лесах, которые растут на побережье Чёрного моря. Это вечнозелёные густые леса, полные различной жизни. Климат здесь очень хороший, необычайно тёплое и влажное лето, тёплые зимы с обильными осадками. Снег здесь почти никогда не бывает.

  • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 1 часть
  • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 2 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 1 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 2 часть
  • Все ГДЗ

Вопросы в тексте параграфа

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона пустынь по сравнению со степной зоной. Что ещё ты знаешь о пустыне? Если тебе приходилось бывать в пустыне, приготовься рассказать об этом.

Природная зона — пустыни

В России пустыни занимают не очень большую территорию вдоль побережья Каспийского моря. Они располагаются ещё южнее степей, а значит солнечные лучи падают на эти участки Земли практически отвесно, отдавая пустыням огромное количество тепла и света.

Летом здесь очень жарко. Днём воздух прогревается до +40ºС и выше в тени, а поверхность земли может раскалиться и до +70ºС! Ночью, как и в степи, температура резко падает и могут даже начаться заморозки. Зима в пустыне короткая но холодная. Температура воздуха в среднем составляет -10ºС и даже иногда выпадает снег.

Впрочем осадков в пустыне практически не бывает. Особенно летом. В некоторые годы за всё лето может не упасть ни одной капли дождя. А всю потому, что дождевая вода просто не успевает долететь до земли — она мгновенно испаряется в раскалённом воздухе. Зато здесь часто дуют сильные ветры и случаются пыльные бури, торнадо и ураганы.

Поверхность пустыни — равнинная. Бывают песчаные пустыни, каменистые пустыни и глинистые пустыни, покрытые плотной коркой потрескавшейся глины. В песчаных пустынях образуются барханы — высокие песчаные холмы, а рельеф глиняных пустынь называется такыр.

В пустынях нет ни плодородных земель, ни воды, ни благоприятных условий для жизни живых существ, но всё-таки некоторые животные и растения смогли приспособиться к жизни даже в таких сложных условиях. Например, самые знаменитые жители пустынь — это верблюд и верблюжья колючка.

Посмотреть как на самом деле выглядит пустыня и узнать особенности её климата вы можете на видео, которое подготовила учительница начальных классов Жакулина И.В. из города Чапаевск Самарской области:

Рассмотри фотографии и представь себе пустыни. Чем они отличаются от степей? Опиши пустыни по фотографиям.

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

На фотографиях пустыня выглядит как безжизненная равнина. Здесь ни деревьев, ни растений. На фотографиях не видно ни городов, ни деревень, ни вообще людей. Если степь напоминает море трав и цветов, то пустыня выглядит как море раскалённого песка и потрескавшейся под жарким солнцем глины.

На самом деле пустыня не настолько безжизненна, как это может показаться на первый взгляд. Кроме барханов и тыкаров в пустыне существуют и зелёные оазисы. Они возникают в местах, где близко к поверхности подходят подземные воды. Здесь люди устраивают свои поселения, а животные находят драгоценную влагу и тень. 

Найди на карте природных зон полупустыни и пустыни. Что ты можешь рассказать о них по карте? Научись показывать на карте эти природные зоны.

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Зона пустынь обозначена на карте тёмно-жёлтым цветом. Она находится на побережье Каспийского моря. Для того, чтобы показать эту природную зону на карте, надо обвести указкой по её границе.

1. Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения пустынь. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в пустыне.

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

На рисунке нарисованы: верблюжья колючка, колосняк и джузгун. Эти растения сумели приспособиться к выживанию в сложных климатических условиях пустыни:

Верблюжья колючка обладает очень длинным корнем, который способен вырастать на глубину до 20 метров. На этой глубине достаточно часто залегают подземные воды, которые и питают верблюжью колючку.

Колосняк — растение, которое приспосабливается к жизни в пустыне другим способом. Его корни наоборот расползаются по поверхности земли и зацепляются на неё всеми доступными способами. Такой корень называется ползучий. Листья колосняка очень узкие и часто свёрнуты трубочкой. Это позволяет растению испарять минимальное количество влаги и сохранять всё добытое на свои нужды.

Джузгун — это ветвистый кустарник, приспособившийся к жизни в пустыне. Обычно они растут на участках с близким залеганием грунтовых вод. В зависимости от доступности воды, высота джузгуна может быть от полуметра до 7 метров. У него очень ажурные тонкие стволы и зелёные молодые побеги, на которых почти нет листьев. Зато корни джузгуна уходят на глубину до 20 метров. Ещё одна особенность этого растения — лёгкие крылатые плоды, которые легко переносятся ветром на дальние расстояния и дают жизнь новым поколениям растения. 

2. По рисунку на с. 90—91 познакомьтесь с животным миром пустыни.

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

  1. Верблюд — крупное млекопитающее, которое часто называют кораблём пустыни. Высота животного в холке может быть более 2 м, а вес — до 800 кг. Питаются верблюды верблюжьей колючкой, саксаулом, полынью и солянками, а пить могут даже солёную воду.  Эти животные прекрасно приспособлены к жизни в пустыне: на коленях и груди у них имеются специальные «мозоли» — кожаные наросты, которые легко выдерживают температуру до  +70ºС; широкие ступни особой формы позволяют им быстро передвигаться по сыпучим пескам и мелким камням; в своих горбах (одном или двух, в зависимости от вида верблюда) эти животные накапливают жиры, которые при необходимости перерабатываются в воду и питательные вещества, что позволяет верблюду обходиться без воды целую неделю.
  2. Сайгаки — один из видов антилоп, обитающее в пустынях Средней Азии. Обычно высота сайгаков не превышает 80 см, а вес составляет всего 30 — 40 кг. Это травоядные животные, которые предпочитают пырей, лебеду или полынь. Сайгаки живут крупными стадами и умеют очень быстро бегать, например, убегая от степных волков, они могут развить скорость до 80 км/ч.
  3. Песчанка — это грызун, который внешне напоминает крысу. Размер туловища песчанки может быть от 5 до 20 см плюс такой же длины хвост. Питаются они семенами и наземными частыми растений, а живут в норах, в которых накапливают за лето до 60 кг запасов еды. Песчаного цвета окраска зверька, а также способность совершать на задних лапах прыжки до трёх с половиной метров, помогают песчанкам спасаться от хищников.
  4. Ушастый ёж — очень похож на обычного ежа, но отличается непропорционально большими ушами. Это небольшие по размеру зверьки с длиной тела до 30 см. На спине у них растут короткие иголки, но в шар он почти никогда не сворачивается, просто прячет голову. Питаются такие ежи жуками и другими насекомыми, а также ягодами, семенами и фруктами. Ушастые ежи очень подвижны и за ночь могут пробежать до 9 км, а в качестве убежища использует длинные норы или углубления в земле под камнями.
  5. Тушканчик — грызун, похожий на обыкновенную мышь, но с очень длинными задними ногами и длинным хвостом с пушистой кисточкой на конце. Это небольшие животные весом до 300 грамм, которые питаются сменами, подземными частями растений, а также насекомыми и личинками. Тушканчики — любимое блюдо для многих хищников, обитающих в пустыне, поэтому они роют для себя не одну нору, а целых четыре: в спасательной поре они прячутся от хищников, во временной дневной норе спасаются от жары, в летней жилой норе они отдыхают, а в зимней норе хранят запасы и проводят зимнюю спячку.
  6. Корсак — маленькая лисичка, приспособившаяся жить в пустыне. От обычных лисиц корсак отличается меньшим размером тела и большими заострёнными ушками. Обычно эти животные обитают в степях и пустынях. На достаточно большом участке земли они обустраивают сеть нор (обычно бывшие норы сусликов или песчанок) и устраивают собственные тропы. Корсак — это ночной хищник одиночка, который питается грызунами, птицами и насекомыми. Он подолгу может обходиться без воды, что и помогаем ему выжить в пустыне.
  7. Ящерица-круглоголовка — пресмыкающееся довольно необычного вида. У неё плоское, словно придавленное к земле тело, круглая приплюснутая голова и закручивающийся спиралью хвост. При малейшей опасности ящерица-круглоголовка мгновенно зарывается в песок и буквально сливается с окружающим её песком, ведь её тело покрыто чешуйками точно такого же цвета. Сами же круглоголовки питаются насекомыми и червями.
  8. Кобылка — насекомое, родственник саранчи. Кобылки невероятно прожорливы. Рой этих насекомых способен уничтожит целые поля ржи, пшеницы или других зерновых культур.
  9. Песчаный удавчик — неядовитая змея среднего размера. Длина тела песчаного удавчика составляет 60 — 80 см. Оно полностью покрыто маскировочным узором жёлто-бурого цвета. Даже глаза на плоской голове удавчика точно в том маскировке — янтарно-жёлтые с узким чёрным зрачком. Питаются песчаные удавчики грызунами, мелкими птицами и ящерицами.
  10. Священный скарабей — легендарный жук, живущий в пустынях. Священным его считали в Древнем Египте, так как по их мнению скарабеи повторяют путь Солнца на небе когда перекатывают скатанный ими большой шар с востока на запад. Эти большие чёрные жуки действительно скатывают шары разного размера и способны перемещать их на несколько десятков метров. Правда делают они эти шары из навоза, который едят сами и заготавливают в качестве пищи для потомства. 
  11. Жук-чернотелка — достаточно крупный жук с длиной тела до 8 см. Их длинные членистые ноги позволяют им быстро перебираться по песку и не обжигаться. А чтобы добыть влагу чернотелки забираются на самый гребень бархана, поднимают брюшко по направлению к ветру и ждут, когда влага от тумана осядет на их шершавой спинке. Когда влаги набирается достаточно, то она стекает по специальному желобку прямо в рот насекомому. Питаются чернотелки зерном. Они очень опасные вредители для сельскохозяйственных посевов.
  12. Ящурка быстрая — мелкая ящерица серого или песочного цвета с длиной тела до 10 см. Она очень быстро бегает и способна прыгать на расстояние до полуметра. Укрывается эта ящурка в норах грызунов или в собственных неглубоких норах. Питается жуками, пауками, насекомыми, плодами и семенами растений.

3. Расскажите по этому рисунку об экологических связях в пустыне. Изготовьте модель цепи питания, характерной для пустыни.

Модель цепи питания, характерная для пустыни № 1:

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Модель цепи питания, характерная для пустыни № 2:

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Модель цепи питания, характерная для пустыни № 3:

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Обсудим

1. Сравните природу пустынь и степей.

Сходство природы пустыни и степи:

  • и пустыня, и степь — это безлесные природные зоны;
  • и в пустыне, и в степи очень низкая влажность воздуха и почвы;
  • и для пустыни, и для степи характерны очень резкие перепады дневной температуры — днём жарко, а ночью холодно, но в пустыне это ещё более ярко выражено;
  • и пустыне, и в степи часто бывают сильные ветра и бури.

Различие природы пустыни и степи:

  • основной покров пустыни — пески, глина или камни, а степь покрыта травянистыми растениями и цветами;
  • в пустыне животный и растительный мир очень скудный, а в степи живут многие виды растений и животных;
  • в пустынях почвы бесплодные, а в степи — очень плодородные чернозёмы.

2. Почему говорят, что у пустыни два хозяина: солнце и ветер?

Действительно, в пустыне всё живое зависит от солнца и ветра. 

Солнце нещадно палит днём и прогревает воздух до +40ºС, а поверхность земли до +70ºС. Влага буквально не долетает до земли, а испаряется прямо в воздухе. Поэтому всё живое в пустыне приспособлено к поиску ценной влаги и защите от солнца и высоких температур: кто-то обладает длинными корнями, кто-то умеет собирать влагу на собственном теле, кто-то роет норы, а кто-то запасает влагу и питательные вещества в собственном теле, как верблюд.

Ночью, когда солнце уходит, а также зимой в пустыне очень холодно. Поэтому растения и животные пустыни приспособлены к таким резким изменениям. Животные чаще всего покрыты тёплым мехом, который не пропускает ни холод, ни жару. А растения обладают узкими или игольчатыми листьями, которым не повредит резкое наступление холода.

Ветер в пустыне такой же хозяин, как и солнце. Здесь часто бывают очень сильные ветра и пыльные бури. Животные от таких бурь прячутся в норах, а растения приспосабливаются: например, верблюжья колючка имеет очень длинный корень, уходящий на 20 м вглубь земли, колосняк закрепляется в песках своими сильно разветвлёнными корнями, а плоды джузгуна очень лёгкие и снабжены специальными крылышками, чтобы ветер мог перенести их на дальние расстояния.

Проверь себя

1. Покажи на карте зоны полупустынь и пустынь.

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

На карте зона пустынь и полупустынь обозначена тёмно-желтой заливкой. В России эти природные зоны находятся на побережье Каспийского моря.

Чтобы показать их на карте, надо обвести указкой по контуру природной зоны.

2. Дай краткую характеристику зоны пустынь по плану, приведённому на с. 47.

Краткая характеристика зоны пустынь по плану изучения природной зоны

  1. Название природной зоны:
    • название — пустыня;
    • на карте она показывается заливкой тёмно-жёлтого цвета.
  2. Особенности природы:
    • Климат пустыни очень засушливый и очень резкий. Летом дождей не бывает. Днём температура воздуха превышает +40ºС, а поверхность прогревается до +70ºС. Ночью всё резко остывает и становится очень холодно. Зимой в пустыне осадков тоже почти не наблюдается, хотя иногда может идти снег. Температура воздуха зимой может достигать -10ºС. Для пустынь характерны сильные ветры и песчаные бури.
    • Растительный и животный мир пустынь очень скудный. В таких тяжёлых условиях способны выжить только некоторые виды растений и животных. Например, здесь растёт верблюжья колючка, саксаул, колосняк и джузгун. Самое крупное животное пустыни — верблюд. Также здесь обитают сайгаки, корсаки, тушканчики, разные виды ящериц, змей и насекомых.
  3. Использование природы данной зоны человеком:
    • В пустыне люди научились орошать землю и, благодаря этому, стало активно развиваться земледелие. Здесь выращивают виноград, фрукты и овощи, зерновые культуры.
    • Также в пустыне развито животноводство. Чаще всего здесь выращивают стада верблюдов и овец.
    • Прибрежные районы Каспийского моря, а значит недра на территории пустынь в этом региона, богаты запасами нефти и газа. 
    • В солончаках, расположенных в зоне пустынь, добывают пищевую и промышленную соль.
  4. Экологические проблемы и охрана природы:
    • Интенсивное орошение и распашка земель в пустынях привели к засолению почв, в результате чего был нарушен природный экологический баланс и уничтожена среда обитания для животных и растений пустыни.
    • Развитие животноводства также стало причиной экологической проблемы — стада животных в процессе выпаса съедают и уничтожают и без того скудную растительность пустыни, что приводит исчезновению коренных обитателей этой природной зоны.

Задания для домашней работы

1. Нарисуй, как ты представляешь себе пустыню. Можно изготовить макет участка пустыни. Какие материалы тебе для этого понадобятся?

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

2. Узнай по фотографиям животных пустынь. Ответь устно. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

  1. Сайгак
  2. Ушастый ёж
  3. Корсак
  4. Ящерица-круглоголовка
  5. Тушканчик

3. Представьте вместе с друзьями, что вы учёные и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Напишите рассказ об этом.

Бархан Большой брат — изучение природы зоны пустыни

Как оказалось, рядом с городом Астрахань есть самая настоящая пустыня. Начинается она всего в 10 километрах от города и простирается на десятки километров. Поэтому мы с друзьями решили изучить природу пустыни и посетить знаменитый бархан Большой брат.

Свою экспедицию мы начали ранним утром. Оказалось, что утром в пустыне очень холодно. Но как только солнце показалось из-за горизонта, температура воздуха стала подниматься с каждой минутой и скоро стало невероятно жарко.

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

Чем дальше мы забирались в пустыню, тем меньше нам попадалось растений и животных. Сначала исчезли кустарники, потом травянистые растения. Остались только редкие пучки полыни, саксаула и джузгуна. В траве нам удалось заметить норы сусликов и тушканчиков, а один раз мы увидели вдалеке стадо сайгаков.

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

Когда мы подъехали к бархану Большой брат вокруг было море песка. Высокие холмы, как огромные волны, простирались до самого горизонта. Растительность почти исчезла. Мы увидели несколько кустиков колосняка и верблюжью колючку. Животные видимо попрятались в норы, но мы видели след, оставленный ящуркой быстрой и песчаным удавчиком. 

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Забравшись на бархан мы стали рассматривать пустыню. Было очень красиво и очень жарко. Вокруг раскалённые горы песка, ярко-синее небо, на котором не было ни облачка, невероятно сухой воздух и ничего живого вокруг. Только ветер поднимал тучи песка в воздух и старался сдвинуть барханы с места.

Спустившись с бархана мы стали дальше искать признаки животных и растений. Наконец, через несколько часов блужданий, нам это удалось. Мы увидели ящерицу-круглоголовку, которая выбежала из-за джузгуна.

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Назад мы отправились другой дорогой и обнаружили огромный солончак. Он выглядел как блестящее ледяное озеро, но вместо замерзшей воды там была соль. Мы решили не задерживаться долго в этом месте, так как солнце уже клонилось к вечеру, а оставаться в пустыне на ночь мы не планировали.

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

Мне очень понравилась эта экскурсия. Я узнал очень много о природе и климате пустыни. Это удивительное место, которое совсем не похоже на регион, в котором я живу.

Посмотреть, как выглядит Большой брат и его окрестности, можно на канали «Амбассадор счастья» на Яндекс-дзен.

  • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 1 часть
  • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 2 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 1 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 2 часть
  • Все ГДЗ

Аналитика

В 2024-2027 гг. Землю может атаковать метеорит, равный по мощи Тунгусскому

В 2024-2027 гг. Землю может атаковать метеорит, равный по мощи Тунгусскому

Изучение Тунгусского метеорита позволило экспертам предположить, что подобные катастрофы происходят каждые 11 лет, так что следующая не за горами. Но до сих пор государственные мужи всех стран до конца не поняли, насколько реальна опасность космических катастроф и какой страшной может быть расплата за беспечность.

Андрей Злобин, к.т.н., эксперт Центра планетарной защиты

В советское время это явление часто называли наукой на общественных началах. Особенное развитие феномен получил в период оттепели и творческого расцвета шестидесятников. В годы позднего социализма наука на общественных началах стала любимым делом многих интеллектуалов и оформилась в виде различных объединений энтузиастов. В качестве примера можно привести Комплексную самодеятельную экспедицию по изучению Тунгусского метеорита (КСЭ). Координировали работу таких научных творческих коллективов люди уникальной судьбы и настоящие пассионарии. В свободное от основной работы время искатели научных истин собирались вместе, организовывали экспедиции, заслушивали доклады, проводили заседания, обсуждения, публиковали результаты своих исследований. Уникальной была атмосфера общественной науки, поскольку многие не только блистали знаниями, но и обогащали друг друга художественными, музыкальными, поэтическими талантами.

Научная работа на общественных началах имеет ряд огромных преимуществ, отличающих ее от административно регламентированных исследований. Это, прежде всего, абсолютная свобода творчества и свобода мысли, недоступные большинству ученых, работающих под административным контролем. Если говорить о прорывных открытиях, то личная свобода всегда значила в науке гораздо больше, чем «руководящая роль» бюрократии различного калибра. Скорее даже наоборот: чем свободнее себя чувствует ученый, тем больше вероятность того, что он достигнет действительно прорывных результатов.

КСЭ — научный институт на общественных началах. Академик Н.В.Васильев работает на месте падения Тунгусского метеорита. Заслуженный художник России Н.И.Федоров пишет портрет академика (Фото А.Е.Злобин, экспедиция КСЭ-30, 1988)

До конца XX века человечество особо не задумывалось об астероидах и кометах, как источниках серьезной опасности. Считалось, что столкновения с малыми телами Солнечной системы крайне маловероятны. В 90-е годы все изменилось, поскольку мир узнал дополнительные подробности падения Тунгусского метеорита. Самый большой объем уникальной информации о космической катастрофе 1908 года собрали участники КСЭ — Комплексной самодеятельной экспедиции, настоящего научного института на общественных началах. Многие вдруг осознали, что чудовищный взрыв в Сибири имел мощность водородной бомбы, и последствия аналогичных ударов по планете могут быть самыми трагическими. Так казавшиеся любительскими исследования резко интенсифицировали работу астрономов по изучению комет и астероидов. На сегодняшний день обнаружено уже около 30 тысяч крупных астероидов, сближающихся с Землей. И только за 2020 год этот список пополнили почти 3 тысячи «космических убийц». Теперь всем становится понятно, почему работу самодеятельных ученых КСЭ поддерживали крупнейшие деятели науки и техники Советского Союза. Чего стоит только помощь знаменитого Генерального конструктора ракетной техники, академика С.П.Королева, направившего в Тунгусскую тайгу своих сотрудников. Среди них был и будущий космонавт Г.М.Гречко, погружавшийся с аквалангом в районе падения Тунгусского метеорита. Школу свободного научного поиска прошли многие исследователи, ставшие одновременно известными лидерами науки.

На стенах Избы Кулика организована выставка живописных работ художника Н.И.Федорова, сделанных с натуры здесь же, на месте падения Тунгусского метеорита (Фото А.Е.Злобин, экспедиция КСЭ-30, 1988).

Усилия энтузиастов, многие десятилетия работавших в Тунгусской тайге и по крупицам собиравших ценнейшую научную информацию, не пропали даром. Участники КСЭ опубликовали тома научных трудов, огромное число статей, составили подробнейшие карты, каталоги, собрали многие сотни показаний очевидцев о событии 30 июня 1908 года. Ни одно из метеоритных падений за всю историю науки не изучалось столь подробно, как Тунгусское. Поскольку львиная доля всех публикаций о Тунгусском метеорите была сделана на русском языке, Россия сегодня является абсолютным научным лидером по сверхмощным импактным процессам. Западным ученым в действительности известно не более 5% информации, связанной с Тунгусской катастрофой. Многие иностранные исследователи ошибочно судят о Тунгусском метеорите по устаревшим публикациям астрономов, которые, как выяснилось, плохо знали законы сверхзвукового движения метеоритов в атмосфере. До сих пор наука по ту сторону земного шара отстает в понимании мощных высокоскоростных метеоритных процессов. По результатам экспедиций на Тунгуске российские ученые впереди минимум на полвека. В России Тунгуска стала отправной точкой прорывных теоретических исследований, самых современных вычислительных методов для компьютерного моделирования, уникальных технологий противодействия космическим угрозам, прогресса геологических, геохимических, биологических, экологических и многих других направлений научного познания.

Аэропорт Ванавара. В ожидании вертолета к месту падения Тунгусского метеорита. Поэт и бард Виктор Черников поет для участников Комплексной самодеятельной экспедиции (Фото А.Е.Злобин, экспедиция КСЭ-30, 1988).

Затрагивая проблему астероидной опасности, нужно отметить следующее. Только обладая максимально полной информацией об опасных космических телах можно принимать решения по воздействию на их орбиты. Малейшая необоснованная коррекция орбиты астероида или кометы в будущем может оказаться фатальной. Угрозу космического «бильярда» никто не отменял — даже незначительно нарушив порядок движения малых планет, формировавшийся миллиарды лет, можно достигнуть обратного эффекта и навлечь беду на нашу планету. По цепочке сбивая друг друга с орбит, «шары-астероиды» космического бильярда могут бумерангом угодить в Землю. Это совсем не значит, что не нужно готовиться к отражению возможной космической угрозы. Но делать это нужно с умом, опираясь на все мировое научное сообщество, всю интеллектуальную элиту, и учитывая максимум самых разных рисков. Бездумно бомбардируя малые тела Солнечной системы космическими аппаратами, современный человек пока мало отличается от питекантропа, размахивающего дубиной. В свое время академик В.И.Вернадский выдвинул идею о ноосфере и констатировал, что человечество стало геологической силой. Сегодня мы наблюдаем, как влияние человека растет уже в масштабах Солнечной системы. Хорошо если нашей цивилизации хватит ума «не наломать дров», пуская под откос целые поезда астероидов. Но будущее выглядит ужасным, если люди готовят планетам и астероидам цепь бесконечных столкновений. Особенно это касается планеты Земля с ее атомными станциями, хранилищами ядерного оружия, радиоактивными саркофагами, свалками, захоронениями отходов химических производств.

КСЭ держит связь по радиостанции с базой в Ванаваре. «Звездочет, Звездочет… я Метеорит… Прием…». (Фото А.Е.Злобин, экспедиция КСЭ-30, 1988).

Большое везение, что почти сто лет Тунгусскую катастрофу изучало сообщество бескорыстных людей, не получавших за свой труд никакой оплаты. В этом тоже уникальность научных результатов, полученных Комплексной самодеятельной экспедицией. Над феноменом Тунгусского метеорита в КСЭ трудились в высшей степени образованные люди — академики, доктора и кандидаты наук, руководители институтов, завлабы, научные сотрудники. Широкое образование позволяло участникам КСЭ исследовать космическую катастрофу с междисциплинарных позиций, во всем многообразии ее проявлений.

В настоящее время российский уровень понимания космических угроз является самым высоким в мире. Разрушение в 1908 году в районе Подкаменной Тунгуски кометного тела размером в сотни метров предоставило ученым для анализа массу важнейшей документальной информации. Только Россия обладает гигантским банком данных по Тунгусскому метеориту и почти столетним опытом подробных исследований планетарной катастрофы, зафиксированной приборами по всему земному шару. На основе титанической исследовательской работы, выполненной на Тунгуске, российскими учеными моделируется множество мощных высокоскоростных метеорных процессов, делаются прогнозы с учетом последствий реального Тунгусского взрыва мегатонного класса. Важным наблюдением наших исследователей стала взаимосвязь между самыми крупными болидами и периодами солнечной активности. Следуя этой логике, опасные столкновения Земли с малыми космическими телами могут происходить гораздо чаще, чем считалось до сих пор — каждые 11 лет, в годы солнечных максимумов. Ближайший 25-й максимум не за горами, и с 2024 по 2027 годы существует повышенная вероятность очередного «сюрприза» из космоса. Центр планетарной защиты, как лидер соответствующих профессиональных компетенций, внимательно следит за развитием ситуации, и постоянно информирует общественность об угрозе катастроф и необходимости их парирования. Разработанные Центром технологии, включая проект «Цитадель», могут служить базой для эффективного отражения космических атак.

Академик Н.В.Васильев и писатель Ю.Л.Кандыба провожают экспедиционный вертолет и благодарят пилотов Ми-8, ювелирно посадивших тяжелую машину на болотные кочки рядом с Заимкой Кулика (Фото А.Е.Злобин, экспедиция КСЭ-30, 1988).

Научный прорыв, сделанный на общественных началах волонтерами-исследователями Тунгусского метеорита, только начинает осознаваться просвещенными людьми. К сожалению, процесс идет слишком медленно. До сих пор государственные мужи всех стран до конца не поняли, насколько реальна опасность космических катастроф и какой страшной может быть расплата за эту беспечность. Промедление смерти подобно. Каждый год, месяц, день, каждый час промедлений могут оказаться роковыми для всего человечества, рискующего опоздать с принятием защитных мер. Очевидно, что в случае серьезной космической опасности понадобятся усилия и ресурсы всех государств, причем времени договариваться, заниматься политическими реверансами и дипломатическими приседаниями не останется.

Завершается очередная экспедиция на Тунгуску. По традиции участники КСЭ встречают рассвет на вершине горы Фаррингтон (Фото А.Е.Злобин, экспедиция КСЭ-30, 1988).

Увы, население планеты продолжает жить с надеждой на авось. Двадцать лет назад признанный лидер КСЭ академик Н.В.Васильев постоянно отмечал этот тревожный факт. В 2001 году, в последние дни жизни он писал в дневнике: «В «большом мире» ничего большого… какая-то местечковая дребедень…». Эту дребедень мы наблюдаем и по сей день. Люди и государства продолжают делить территории, имущество, сферы влияния, воюют друг с другом, забывая, что над ними постоянно висит дамоклов меч общей смертельной опасности. В своей заключительной монографии, посвященной Тунгусскому метеориту, Н.В.Васильев констатировал: «Имеющий уши — да слышит… если эта книга, способствуя осознанию человечеством грозящей ему космической опасности, пробудит у людей государственного уровня понимание необходимости скорейшего осуществления международной программы «Космический щит», — автор будет считать свою задачу выполненной… В случае если человечество не опомнится и не перестанет строить стратегию своего развития на потребительских принципах, цивилизацию ожидает близкий и необратимый крах даже в случае, если ему удастся избежать ядерных войн». Это мнение человека высочайшей научной квалификации, сорок лет посвятившего исследованиям на Тунгуске, и лучше других осознавшего условия выживания разумной жизни на нашей планете.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter

  • Предстаит или предстоит как пишется
  • Предложения с причастными оборотами в рассказе тарас бульба
  • Предметы быта в сказках
  • Предложения с прямой речью из сказок пушкина
  • Предо мною как пишется