Представьте героев сказки назовите положительных и отрицательных героев расскажите об одном из них

Тема урока: а.с.пушкин сказка о рыбаке и рыбке. чему учит сказка?цель: создание условий для овладения алгоритмом составления словесного портрета героя

Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?»

Цель: создание условий для овладения алгоритмом составления словесного портрета героя и использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности.

Планируемые результаты

Личностные:

  • проявляют интерес к чтению литературных сказок,
  • проявляют желание составлять словесный портрет сказочного героя.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • принимают и сохраняют учебную задачу;
  • выполняют учебное задание по алгоритму;
  • контролируют и оценивают свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • в конце урока объясняют  удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой.

Коммуникативные УУД:

  • учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству в рамках учебного диалога,
  • используют речевые средства для представления результата деятельности.

Познавательные УУД:

  • определяют особенности литературной сказки и обосновывают своё мнение,
  • описывают героев сказки и их характер, обосновывают свой мнение,
  • сравнивают героев и обосновывают своё мнение.

Предметные:

  • читают осознанно, выразительно,
  • составляют словесный портрет героев,
  • составляют план и пересказывают текст по плану.

Средства достижения планируемых результатов:

  • технология критического мышления (приём составления кластера)
  • технология проблемного диалога (создание проблемной ситуации)
  • технология оценивания учебных успехов
  • диалоговый метод
  • деятельностный метод
  • метод моделирования
  • средства ИКТ (ПК, экран, проектор, ЭОР)

Ход урока

  1. Оргмомент. 

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

  1. Речевая разминка.

    Синицы

Зайчик едет на такСИ.

Куда едет, сам спроСИ.

Медведь лежит в густой теНИ,

Его за лапу не тяНИ.

В подарок белочке овЦА

Несёт четыре леденЦА.

Хочу спросить я учениц:

Скажите, сколько здесь синиц?

— Прочитайте медленно хором.

— Ответьте на вопрос стихотворения.

— Прочитайте с вопросительной интонацией.

— А теперь скороговоркой.

  1. Актуализация знаний

— С какой сказкой познакомились на прошлом уроке? Кто автор сказки?

— Чтобы проверить, внимательно ли вы читали сказку, проведём игру.

(Класс делится на две команды, вопросы обсуждают в команде, один ученик отвечает. За правильный ответ даётся «золотая рыбка». Кто больше наберёт, тот и победил.)

— Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)

— С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)

— С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)

— Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)

— Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)

— В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)

— Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)

— Что держит стража царицы на плечах? (топорики)

— Что ела за столом старуха-царица? (пряник)

— Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)

— Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)

  1. Анализ «сказочных примет»

-Найдите черты сходства и отличия сказки А.Пушкина с народной сказкой.

(Приём ТРКЧП — составление кластера. Фронтальная  работа –– по ходу вопросов и обсуждения составляется кластер).

Представьте героев сказки назовите положительных и отрицательных героев расскажите об одном из них

                     Представьте героев сказки назовите положительных и отрицательных героев расскажите об одном из нихПредставьте героев сказки назовите положительных и отрицательных героев расскажите об одном из них

                                                      Представьте героев сказки назовите положительных и отрицательных героев расскажите об одном из нихПредставьте героев сказки назовите положительных и отрицательных героев расскажите об одном из них

Представьте героев сказки назовите положительных и отрицательных героев расскажите об одном из них

Представьте героев сказки назовите положительных и отрицательных героев расскажите об одном из них

  • Зачин
  • Повтор
  • Получение трудного задания, которое  сам герой выполнить не может
  • Волшебный помощник
  • Магическое число
  • Поучительный характер
  • Стихотворная форма
  • Необыкновенно богатый язык сказки

      5. Работа над содержанием сказки, характеристикой её героев.

1) восстановление сюжетной цепочки сказки:

Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема

Представьте героев сказки назовите положительных и отрицательных героев расскажите об одном из них

2) Постановка проблемного вопроса?

Почему старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло ли быть иначе?

— Вот он наш главный вопрос.(?)

3) Характеристика героев сказки и анализ их поступков.

Начнем с героев сказки. Назовите героев сказки. (старик, старуха и рыбка)

— Что вы узнали о них из сказки, расскажите где они жили, чем занимались…

— Что произошло со стариком, когда он в очередной раз пошел рыбу ловить, что его очень удивило, найдите отрывок в сказке и прочитайте его.

— Как вела себя рыбка?

— Почему старик её отпускает, ведь он такого чуда никогда не видел?

— Почему рыбка стала помогать старику?

—  Как обращается старик к рыбке в тексте?

— Что он испытывает когда вновь обращается к рыбке? (стыд, растерянность, уважение, страх, почтение)

4) Характеристика старика и старухи, рыбки ( работа в паре по карточкам)

Описание: C:Documents and SettingsАлексРабочий столработакартинкисказка о рыбаке и рыбке6.jpg

кроткий

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

грубый

неуживчивый

безропотный

бескорыстный

покорный

Описание: C:Documents and SettingsАлексРабочий столработакартинкисказка о рыбаке и рыбке4.jpg

— Какой характер был у старика? У старухи? Соедини стрелочкой героя и слово.

— Покажите свои рисунки.

— А рыбка, какая она, дайте ей характеристику.

5) Отношение автора к героям сказки

— Итак, вот они наши герои, а как автор относится к ним?

— рыбку – любит, гордится ею, восхищается;

— старику – сочувствует, жалеет …

— старуху – осуждает, наказывает от имени рыбки

— Давайте разделим героев на положительных и отрицательных и докажем почему мы так поступили. Оцените поступки героев, кто из них был прав, а кто нет.

— У нас остался еще один герой, на которого мы не обратили наше внимание. Как вы догадались, что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаковое?

6.Физкультминутка.

6) Характеристика моря.

— Море всегда разное, то оно синее, то оно помутилось и…. давайте восстановим последовательность каким было море. (работа по карточке в паре)

  — помутилось синее море

  — синее море

 —  видит на море чёрная буря

  — море слегка разыгралось

  — не спокойно синее море

  — почернело синее море

— Молодцы, а теперь найдем отрывок из текста соответствующий каждому виду моря.

— Что помогает нам понять – море? (что оно сердится на старуху)

Представьте героев сказки назовите положительных и отрицательных героев расскажите об одном из них

7) Характеристика героя по плану.

Прочитайте алгоритм.

— Можно ли считать удачно составленным словесный портрет, если в нём описана только внешность героя? Обоснуйте своё мнение. (работа в парах)

 Составьте словесные портреты старика и старухи из «Сказка о рыба%ке и рыбке» А. С. Пушкина, используя алгоритм составления сло%весного портрета литературного героя. (групповая работа)

— Возвращаемся к нашей схеме.

— Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка. Хорошо. Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.

— А вы бы не хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?

— Чему учит нас эта сказка?

7) Работа с пословицами.

— На примере сказки объясним смысл пословиц:

Много захочешь – последнее потеряешь.

Много желать – добра не видать.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному все мало.

— Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.

Кому сегодня понравилось на уроке? Кто об этом уроке расскажет родителям, друзьям. И на память о нашем уроке поймайте золотую рубку, пуст она вам напомнит об уроке, а может кому- нибудь поможет.

7. Итог урока.

Мне сегодня понравилось на уроке…..

Мне было трудно …..

Я узнал, что ….

Оцените свою работу на уроке.

8. Д.З. нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку, выучить наизусть

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОЛЕНЕГОРСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Конспект урока по чтению.

5а класс ФГОС

Тема: А.С.
Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи

Образовательные: закрепить умение читать
стихотворный текст, используя выразительные стороны речи, находить нужные
отрывки в тексте, отвечать на вопросы по тексту, определять характер героев и
поучительную роль сказки.

Коррекционно-развивающие:

·                    
корригировать
и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;

·                    
пополнять
активный и пассивный словарь учащихся;

·                    
развивать
связную устную речь учащихся.

Воспитательные:

·                    
воспитывать
доброе отношение друг к другу, умение оценивать свои поступки.

Оборудование

Картина мультипликайионный фильм: «Сказка
о мертвой царевне и семи богатырях».

Словарь: инда, очи, сочельник, восхищенья
не снесла, обедня, был грешен, горда, ломлива, своенравна.

Ход урока 1.

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой
учащихся на работу.

2. Подготовка к усвоению нового
материала

а) Вступительная беседа:

— Какие сказки мы прочитали?

— Кто их написал?

б) Беседа об А. С. Пушкине.

3. Изучение нового материала

а) Чтение сказки учителем.

Учитель: сегодня мы прочитаем сказку,
которую написал А. Пушкин

б) Проверка первичного восприятия.

·                    
Как
можно назвать это произведение?

·                    
Почему
это произведение можно назвать сказкой?

·                    
Назовите
главных героев сказки?

·                    
Кто
в сказке отрицательный герой, кто положительный?

в) Речевая разминка.

Ти-хо-мол-ком, пе-ре-мол-ви-ла-ся.

г) Чтение сказки учащимися по цепочке с
параллельным разбором трудных для понимания слов, встречающихся в тексте и
данных в сносках. Перед началом чтения учитель напоминает детям про соблюдение
знаков препинания при чтении.

    Физминутка

д) Первичный анализ содержания прочитанного.

·                    
Понравилась
ли вам царица?
Почему?

·                    
Понравилась
ли вам царевна?

·                    
Какое
приданное дано было царице?

·                    
Что
умело зеркало?
 

·                    
Почему
царица захотела погубить царевну?

·                    
Как
описывал автор царицу, а как царевну?

4. Закрепление изученного материала

а) Составление портрета царицы и царевны.

б) Повторное чтение стихотворения
учащимися.

При чтении акцент делается на прямую речь,
знаки препинания, идет работа над выразительным чтением.

    Физминутка

в) Анализ прочитанного. Выборочное чтение.

5. Подведение итогов урока

а) Обобщающие вопросы учителя:

·                    
Какое
произведение мы читали сегодня на уроке?

·                    
Кто
автор этой сказки?

·                    
Назовите
положительных и отрицательных героев сказки?

·                    
Какие
новые слова узнали на уроке?

Б) Итог урока.

Ход урока 2.

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой
учащихся на работу.

2. Проверка д/з

— Как автор описывает царицу?

— Как автор описал царевну?

— Сравните царицу и царевну по характеру,
кого можно назвать положительной героиней, кого отрицательной героиней?

-Найдите и прочитайте разговор царицы с
мачехой.

3. Изучение нового материала

а) Чтение сказки учителем.

Учитель: сегодня мы прочитаем  2-ую
часть сказки, которую написал А. Пушкин

б) Проверка первичного восприятия.

·                    
Почему
царица рассердилась на зеркало?

в) Речевая разминка.

Белее, милее, румяней

г) Чтение сказки учащимися по цепочке с
параллельным разбором трудных для понимания слов, встречающихся в тексте и
данных в сносках. Перед началом чтения учитель напоминает детям про соблюдение
знаков препинания при чтении. Словарь:  нрав, кроткая, сват, приданное, «я в ней
дурь то успокою», черная зависть.

    Физминутка

д) Первичный анализ содержания
прочитанного.

·                    
Какая
стала царевна
?

·                    
Что
ответило зеркальце царице в этот раз? Как вы деумаете, почему так ответило
зеркальце?

·                    
Как
автор показал гнев царицы?

·                    
Что
решила сделать царица с царевной?
 

·                    
Почему
царица захотела погубить царевну?

·                    
Как
описывал автор царицу, а как царевну?

4. Закрепление изученного материала

а) Составление портрета царицы и царевны.

б) Повторное чтение стихотворения
учащимися.

При чтении акцент делается на прямую речь,
знаки препинания, идет работа над выразительным чтением.

    Физминутка

в) Анализ прочитанного. Выборочное чтение.

5. Подведение итогов урока

а) Обобщающие вопросы учителя:

·                    
Как
заканчивается вторая часть сказки?

·                    
Какие
новые слова узнали на уроке?

б) Выставление оценок за работу на уроке с
комментированием каждой оценки.

в) Д/З стр. 31- 33

Ход урока 3.

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой
учащихся на работу.

2. Проверка д/з

— Как автор описывал царицу и царевну?

— чем закончилась вторая часть?

— Прочитайте выразительно разговор царицы
и зеркальца

3. Изучение нового материала

а) Чтение сказки учителем.

Учитель: сегодня мы прочитаем  3-ью
часть сказки, которую написал А. Пушкин

б) Проверка первичного восприятия.

·                    
Как
царице удалось погубить царевну?

в) Речевая разминка.

Бла-го-дарст-ву-ю, ста-ру-шон-ка,
по-шат-ну-лась, за-ка-ти-ли-ся.

г) Чтение сказки учащимися по цепочке с
параллельным разбором трудных для понимания слов, встречающихся в тексте и
данных в сносках. Перед началом чтения учитель напоминает детям про соблюдение
знаков препинания при чтении. Словарь: пряла, черница, чуть до смерти не заел,
.образа

    Физминутка

д) Первичный анализ содержания
прочитанного.

·                    
Как
царица узнала что царевна жива
?

·                    
Что
она приказала чернавке?

·                    
Кто
хотел спасти царевну?

·                    
Почему
царевна умерла?
 

·                    
Как
царица узнала, что ее приказ выполнили

4. Закрепление изученного материала

а) . Повторное чтение стихотворения
учащимися.

При чтении акцент делается на прямую речь,
знаки препинания, идет работа над выразительным чтением.

    Физминутка

в) Анализ прочитанного. выборочное чтение:
прочитай как пес хотел спасти царевну; найди и прочитай как автор описывает
яблоко; прочитайте сцену смерти царевны, с каким выражением нужно читать этот
отрывок?

5. Подведение итогов урока

а) Обобщающие вопросы учителя:

·                    
Как
заканчивается третья часть сказки?

·                    
Какие
новые слова узнали на уроке?

б) Выставление оценок за работу на уроке с
комментированием каждой оценки.

в)Д/З
стр. 33 — 35

Ход урока 4.

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой
учащихся на работу.

2. Проверка д/з

— Расскажите, как царица узнала, что
царевна жива?

— Опишите сцену встречи царевны и
чернавки.

— Прочитайте выразительно разговор

3. Изучение нового материала

а) Чтение сказки учителем.

Учитель: сегодня мы прочитаем  4-ью
часть сказки, которую написал А. Пушкин

б) Проверка первичного восприятия.

·                    
Какой
герой появился в сказке?

·                    
К
кому обратился Елисей за помощью в поисках невесты?

в) Речевая разминка.

От-вер-нет- ся, по-зо-ло-чен-ный, взы-вая,
ти-хо-струй-ной

г) Чтение сказки учащимися по цепочке с
параллельным разбором трудных для понимания слов, встречающихся в тексте и
данных в сносках. Перед началом чтения учитель напоминает детям про соблюдение
знаков препинания при чтении. Словарь: мудрен, позолоченный рожок, светлоокий,
круглолицый, обычай, стою на стороже, тьма печальная.

    Физминутка

д) Первичный анализ содержания
прочитанного.

·                    
Кто
отправился искать царевну
?

·                    
К
кому обратился царевич за помощью?

·                    
Как
он обращался к месяцу?
Солнцу? Ветру?

·                    
Кто
помог Елисею найти невесту?

4. Закрепление изученного материала

а) . Повторное чтение стихотворения
учащимися.

При чтении акцент делается на прямую речь,
знаки препинания, идет работа над выразительным чтением.

    Физминутка

в) Анализ прочитанного. Чтение по ролям.

5. Подведение итогов урока

а) Обобщающие вопросы учителя:

·                    
Как
заканчивается четвертая часть сказки? можно ли назвать ее конец печальным?
Почему?

·                    
Какие
новые слова узнали на уроке?

б) Выставление оценок за работу на уроке с
комментированием каждой оценки.

в) Д/З стр. 36, 37 выучить отрывок наиз.

Ход урока 5

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой
учащихся на работу.

2. Проверка д/з

Чтение отрывков наизусть

3. Изучение нового материала

а) Чтение сказки учителем.

Учитель: сегодня мы прочитаем  5ую
часть сказки, которую написал А. Пушкин

б) Проверка первичного восприятия.

·                    
Как
закончилась сказка?

·                    
Можно
ли сказать, что добро победило зло?

в) Речевая разминка.

Изумленными, привздохнув, повстречала,
обвенчался.

г) Чтение сказки учащимися по цепочке с
параллельным разбором трудных для понимания слов, встречающихся в тексте и
данных в сносках. Перед началом чтения учитель напоминает детям про соблюдение
знаков препинания при чтении. Словарь: вкруг, страна пустая, молва, тоска
взяла, учинили, пир

    Физминутка

д) Первичный анализ содержания
прочитанного.

·                    
Где
Елисей нашел царевну
?

·                    
Какую
награду получил Елисей за смелость и верность невесте
?

·                    
Как
он разбудил свою невесту?

·                    
Почему
умерла царица
?

·                    
Как
закончилась сказка?

4. Закрепление изученного материала

а) . Повторное чтение стихотворения
учащимися.

При чтении акцент делается на прямую речь,
знаки препинания, идет работа над выразительным чтением.

    Физминутка

в) Анализ прочитанного. Выборочное чтение
по всему тексту сказки. Вопросы по сказке:

— Назовите пол. И отриц.героев.

— можно ли назвать сказку волшебной?
Почему?

— Чем сказка А. Пушкина напоминает
народную?

— Вспомните как говорили наши предки?
Какие слова вы помните?

-Выберите отрывки из текста к
иллюстрациям.

5. Подведение итогов урока

а) Обобщающие вопросы учителя:

·                    
Можно
ли сказать, что в сказке добро победило зло?  Почему?

·                    
Какие
новые слова узнали на уроке?

б) Выставление оценок за работу на уроке с
комментированием каждой оценки.

в)
Д/З прочитать всю сказку.

Развернуты план  урока чтения в 5 классе
специальной коррекционной школе
VIII вида.

Тема: по Д. Мамину-Сибиряку, «Серая Шейка»

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи

Образовательные: закрепить умение читать
прозаический текст, используя выразительные стороны речи, находить нужные
отрывки в тексте, отвечать на вопросы по тексту, определять характер героев и
поучительную роль сказки, озаглавливать части сказки, выбирать словарные слова
согласно плану составлять описательные рассказы.

Коррекционно-развивающие:

·                    
корригировать
и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся, развивать
фонематический слух;

·                    
пополнять
активный и пассивный словарь учащихся;

·                    
развивать
связную устную речь учащихся.

Воспитательные:

·                    
воспитывать
доброе отношение друг к другу, умение оценивать свои поступки.

Оборудование: Мультипликационный фильм: «Серая
Шейка», презентация по сказке.

Ход урока 1.

1.
Организация начала урока

Проверка
готовности к уроку. Настрой учащихся на работу, упражнения на развитие ритма.

2.
Подготовка к усвоению нового материала

а)
Вступительная беседа:


Какую сказку мы прочитали на прошлой неделе?


Кто ее написал?


К какому виду относится сказка А. Пушкина?

б)
Беседа о поздней осени.

3.
Изучение нового материала

а)
Чтение 1-ой части сказки учителем.

Учитель:
сегодня мы прочитаем1-ую часть  сказки, которую написал М. Мамин-Сибиряк

а)
Рассказ об авторе сказки.

б)
словарь: утренники, озабоченный, бывалые.

б)
Проверка первичного восприятия.

·                    
Как
можно назвать это произведение?

·                    
Почему
это произведение можно назвать сказкой?

·                    
Назовите
главных героев сказки?

·                    
О
каком времени года говорится в сказке?

в)
Речевая разминка.

Ут-рен-ни-ки,
слу-чай-нос-ти, по-кры-ва-лось, ро-няв-ши-ми.

г)
Чтение сказки учащимися по цепочке с параллельным разбором трудных для
понимания слов, встречающихся в тексте и данных в сносках. Перед началом чтения
учитель напоминает детям про соблюдение знаков препинания при чтении.

    Физминутка

д)
Первичный анализ содержания прочитанного.

·                    
Какие
признаки поздней осени описаны в сказке
? Назовите их.

·                    
Почему
болотные птицы улетают первыми
?

·                    
Почему
Серая Шейка не могла полететь со всеми?

·                    
Объясните
значения слов: косяки, вожаки, иней, поросль, роковой день, изболелось сердце?

·                    
Почему
Старая Утка не могла остаться с Серой Шейкой?
 

·                    
Почему 
плакала Серая Шейка?

·                    
Как
можно озаглавить эту часть сказки?

4.
Закрепление изученного материала

а)
Составление рассказа о поздней осени.

б)
Повторное чтение стихотворения учащимися.

При
чтении акцент делается на прямую речь, знаки препинания, идет работа над
выразительным чтением.

    Физминутка

в)
Анализ прочитанного. Выборочное чтение.

5.
Подведение итогов урока

а)
Обобщающие вопросы учителя:

·                    
Какое
произведение мы читали сегодня на уроке?

·                    
Кто
автор этой сказки?

·                    
Назовите
признаки поздней осени?

·                    
Какие
новые слова узнали на уроке?

Б)
Итог урока.

в)
Д/З стр. 41 — 43

Ход урока 2.

1.
Организация начала урока

Проверка
готовности к уроку. Настрой учащихся на работу, упражнения на развитие ритма.

2.
Проверка домашнего задания

а)
Беседа по содержанию 1-ой части:

б)
Подпор словаря к отрывку сказки стр 43. В № 7.

в)
Озаглавливание 1-ой части.

3.
Изучение нового материала

а)
Чтение 2-ой части сказки учителем.

Учитель:
сегодня мы прочитаем2-ую часть  сказки, которую написал М. Мамин-Сибиряк

а)
 словарь: одиночество.

б)
Проверка первичного восприятия.

·                    
Как
жилось Серой шейке одной?

·                    
Как
она познакомилась с зайцем?

в)
Речевая разминка.

О-ди-но-чест-во,
по-свис-ты-ва-ли, ус-по-ко-ив-шись, .

г)
Чтение сказки учащимися по цепочке с параллельным разбором трудных для
понимания слов, встречающихся в тексте и данных в сносках. Перед началом чтения
учитель напоминает детям про соблюдение знаков препинания при чтении.

    Физминутка

д)
Первичный анализ содержания прочитанного.

·                    
Какие
признаки поздней осени описаны в сказке
? Назовите их.

·                    
Что
пугало Серую Шейку
?

·                    
Почему
Серая Шейка чувствовала одиночество?

·                    
Объясните
значения слов: кто такие рябчики, вылетел кубарем, душа в пятки ушла,
толчешься, борьба шла не на жизнь, а на смерть?

·                    
Как
произошла встреча с Зайцем?
 

·                    
Почему 
Заяц боялся лисы?

·                    
Как
можно озаглавить эту часть сказки?

4.
Закрепление изученного материала

а)
Озаглавливание 2-ой части сказки.

б)
Повторное чтение стихотворения учащимися.

При
чтении акцент делается на прямую речь, знаки препинания, идет работа над
выразительным чтением.

    Физминутка

в)
Анализ прочитанного. Чтение абзацами с пересказом.

5.
Подведение итогов урока

а)
Обобщающие вопросы учителя:

·                    
Какое
произведение мы читали сегодня на уроке?

·                    
Чем
закончилась 2-ая часть сказки?

Б)
Итог урока.

в)
Д/З стр. 43 -45.

Тема: Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»

Тип урока: обобщение полученных знаний.

Задачи

Образовательные: закрепить умение анализировать
прочитанные тексты, используя выразительные стороны речи, находить нужные тексты,
отрывки в тексте, отвечать на вопросы по тексту, определять характер героев и
поучительную роль сказки, определять виды сказок, мотивировать выбор любимого
героя.

Коррекционно-развивающие:

·                    
корригировать
и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся, развивать
фонематический слух;

·                    
пополнять
активный и пассивный словарь учащихся;

·                    
развивать
связную устную речь учащихся.

Воспитательные:

·                    
воспитывать
доброе отношение друг к другу, умение оценивать свои поступки.

Оборудование: Мультипликационный фильм: «Серая
Шейка», презентация по сказке.

Ход урока 1.

1.
Организация начала урока

Проверка
готовности к уроку. Настрой учащихся на работу, упражнения на развитие ритма.

2.
Проверка домашнего задания:

а)
– пересказ текста сказки «Серая Шейка» по плану.

3.
Виды народного фольклера

а)
потешки

б)
заклички.

в)
считалки.

г)
загадки

д)
пословицы и поговорки

г)
Чтение сказки учащимися по цепочке с параллельным разбором трудных для
понимания слов, встречающихся в тексте и данных в сносках. Перед началом чтения
учитель напоминает детям про соблюдение знаков препинания при чтении.

    Физминутка

4.
народные и авторские сказки

а)
народные сказки.

б)
авторские сказки.

.
Физминутка

5.
Выбор главного любимого героя и составление рассказа о нем

а)
Обобщающие вопросы учителя:

·                    
Какое
произведения мы читали в этом разделе?

·                    
Назовите
сказки, которые читали?

·                    
Какая
сказка вам понравилось больше всего?

·                    
Кто
ваш любимый сказочный герой?

7.Итог урока.

На чтение 25 мин. Просмотров 253 Опубликовано

illjustracija-kapitanskaja-dochka-masha-grinev-a-itkin.jpg

Исторический роман «Капитанская дочка» — это одно из самых известных произведений А. С. Пушкина, написанных в прозе. В этой статье представлена таблица с описанием всех героев романа «Капитанская дочка»: характеристика главных и второстепенных персонажей (список).Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по «Капитанской дочке»

Все герои романа «Капитанская дочка»: краткая характеристика главных и второстепенных персонажей в таблице

Главными героями романа «Капитанская дочка» являются Петр Гринев, Маша Миронова и Емельян Пугачев. Их можно называть центральными персонажами.Второстепенные герои романа — это такие яркие фигуры, как капитанша Василиса Егоровна, офицер Швабрин, учитель Бопре и др.

Герои романа «Капитанская дочка» (краткая характеристика в таблице)<o>
Петр Гринев<o> Петр Андреевич Гринев. 16-летний дворянин. Поступает на службу в Белогорскую крепость под Оренбургом. Здесь он влюбляется в дочку начальника – капитанскую дочку Машу Миронову. <o>Характеристика Петра Гринева >>
Маша Миронова<o> Марья Ивановна Миронова, капитанская дочка. 18-летняя дочь капитана Миронова. Умная и добрая  девушка, бедная дворянка. Маша и Петр Гринев влюбляются друг в друга. Они преодолевают много трудностей на пути к счастью.<o>Характеристика Маши Мироновой >>
Емельян Пугачев<o> Донской казак. Поднимает восстание и выдает себя за покойного императора Петра III (мужа Екатерины II). Он нападает на Белогорскую крепость, где служит Гринев. У Пугачева складываются приятельские отношения с Гриневым несмотря на то, что тот – жестокий разбойник.<o>Характеристика Емельяна Пугачева >>
Швабрин<o> Алексей Иванович Швабрин — молодой офицер, дворянин из хорошей семьи. Служит вместе с Гриневым в Белогорской крепости. Подлый и лживый человек. Во время Пугачевского бунта он переходит на сторону самозванца Пугачева. <o>Характеристика Швабрина >>
Савельич<o> Архип Савельев, или Савельич – старый слуга Петра Гринева. Хозяйственный и добрый старик. Любит Гринева и готов отдать за него жизнь. Ворчлив и любит «читать проповеди» своему хозяину, но всегда желает ему добра. <o>Характеристика Савельича >>
Капитан Миронов<o> Иван Кузьмич Миронов – старый офицер, комендант (начальник) Белогорской крепости. Добрый и гостеприимный человек. Опытный воин, около 40 лет на военной службе. «Подкаблучник» и плохой руководитель. Характеристика Миронова>>
Капитанша Василиса Егоровна Василиса Егоровна Миронова – старушка-жена капитана Миронова, «капитанша», «комендантша». Добрая, гостеприимная хозяйка. Бойкая и храбрая женщина. Управляет и своим мужем, и всей крепостью.<o>Характеристика Василисы Егоровны>>
Иван Игнатьич<o> Старый офицер, поручик. Служит в Белогорской крепости и дружит с семьей Мироновых. Опытный воин. В боях он лишился одного глаза. Добрый одинокий старик. <o>Характеристика Ивана Игнатьича >>
Зурин<o> Иван Иванович Зурин, 35-летний офицер, приятель Гринева. Зурин знакомится с Гриневым в Симбирске за игрой в бильярд. Зурин  любит выпить, играть в карты и в бильярд. При этом Зурин – хороший, честный офицер.  <o>Характеристика Зурина >>
Бопре<o> Учитель юного Петруши Гринева. Бывший парикмахер из Франции, служил солдатом в Германии. Плохой учитель, любитель выпивки и женщин. Научил Гринева фехтованию.<o>Характеристика Бопре >>
Екатерина II<o> Императрица Екатерина IIВеликая. Маша Миронова однажды знакомится с императрицей лично в саду. Екатерина IIпомогает Маше. Императрица решает помиловать Гринева, арестованного за «дружбу» с Пугачевым.<o>Характеристика Екатерины II >>
Генерал Андрей Карлович<o> Андрей Карлович Р. — старый приятель Андрея Гринева (отца Петра Гринева). Генерал руководит войсками Оренбургской губернии. Он – немец по происхождению. Старый одинокий офицер. Добрый и умный человек. Любит порядок и экономию.<o>Характеристика Андрея Карловича >>
Отец Петра Гринева<o> Андрей Петрович Гринев – бывший офицер, премьер-майор в отставке. Состоятельный дворянин. Строгий, твердый и гордый человек. Не балует сына и хочет воспитать в нем характер. <o>Характеристика отца Гринева >>
Мать Петра Гринева<o> Авдотья Васильевна Ю. – добрая женщина, вышла из бедной дворянской семьи. Петр Гринев – ее единственный сын. Хорошая хозяйка, терпеливая и понимающая жена.<o>Характеристика матери Гриневе >>
Попадья<o> Попадья Акулина Памфиловна — жена священника (отца Герасима), который служит в Белогорской крепости. Она дружит с Василисой Егоровной Мироновой. Попадья является доброй женщиной: она спасает Машу Миронову, когда на крепость нападает Пугачев.<o>Характеристика попадьи >>
Юлай<o> Юлай — один из военных, служащих в Белогорской крепости. Он является верным помощником капитана Миронова.<o>Характеристика Юлая >>
Палашка<o> Палашка — служанка и единственная крепостная крестьянка семьи Мироновых. Палашка — бойкая девушка.<o>Характеристика Палашки >>

Это была таблица с краткой характеристикой главных и второстепенных героев романа «Капитанская дочка» Пушкина: список персонажей.Смотрите: Все материалы по «Капитанской дочке»

Каждый его герой играет особую роль в повествовании. Автор показывает сложные характеры, переплетение судеб. Особое место в произведении занимает народное восстание (Крестьянская война), предводитель которого – Емельян Пугачев. Ниже приведена краткая характеристика всех персонажей романа.

 Kapitanskaya-dochka.-Geroi-romana-Pushkina.jpg

Имя героя Краткая его характеристика Роль в повести
Петр Гринев Молодой человек дворянского происхождения. Он отправлен на службу в Белогородскую крепость. По пути к месту службы Гринев сбивается с пути и встречается с Е. Пугачевым – эта встреча впоследствии становится решающей для Гринева. Гринев не отличается яркими качествами характера, по мнению большинства критиков, он «бесцветный». Главный герой повести
Емельян Пугачев Казак по происхождению. В 18 лет начал службу в армии,  впоследствии стал предводителем народного восстания, которое переросло в  Крестьянскую войну 1773-1775 годов. С Петром Гриневым его связывают дружеские отношения, несмотря на то, что во время бунта они находятся по разные стороны баррикад. Пугачев был схвачен властями  и публично казнен. Главный герой повести. По мнению многих литературных деятелей – единственный главный герой повести.
Марья Ивановна Миронова Дочка капитана крепости. Умная и добропорядочная девушка, дворянка по происхождению. На момент действия повести, ее семья переживает затруднительную финансовую ситуацию. Возлюбленная Петра Гринева. Отличается типичными чертами характера. Готова бороться за свое счастье и идти для этого на крайние меры. Главная героиня повести
Алексей Иванович Швабрин Дворянин по происхождению. Служит с Петром Гриневым в одной крепости. Отличается скверным и сложным характером. Умеет играть на два фронта. Во время народного бунта переходит на сторону Пугачева. После захвата Пугачевым Белогородской крепости становится ее начальником. Главный герой повести
Иван Кузьмич Миронов Начальник военной крепости. Он 40 лет находится на военной службе, из них 22 года служит в Белогородской крепости. Миронов добрый человек с мягким характером. Он опытный офицер, но плохой руководитель – слишком многое прощает своим служащим. Его казнит Пугачев, после отказа перейти на сторону бунтовщиков. Второстепенный герой повести
Василиса Егоровна Миронова Жена Ивана Кузьмича, комендантша Белогородской крепости. Любознательная по своей натуре, старается быть в курсе всех дел в крепости, но, между тем, не умеет хранить тайны. Она добрая и порядочная женщина. Любит своего мужа и дочь. Второстепенный персонаж повести
Архип Савальев Крепостной крестьянин. В повести его часто называют Савельичем или Архипом Савельичем.  Он слуга Петра Гринева. На момент повествования это человек преклонного возраста. Он добрый, спокойный и хозяйственный человек, верно служит своему хозяину. Когда Петра пленяет Пугачев, он уговаривает бунтовщика не казнить молодого человека, а помиловать. Второстепенный персонаж повести
Иван Игнатьич Опытный офицер, его отец также был солдатом. Специального образования Иван Игнатьич не получил. Он дружит с капитаном Мироновым и часто помогает им. Иван Игнатьич ярый противник дуэлей, он препятствует дуэли Швабрина и Гринева. Был убит Пугачевым, так как отказался признавать его власть и переходить на его сторону. Второстепенный персонаж повести
Иван Иванович Зурин 35-летний ротмистр, его полк находится в Симбирске. Здесь он знакомиться с Гриневым и обыгрывает его в бильярд. Несмотря на такой поступок,  Гринев и Зурин остаются друзьями. Во время восстания Пугачева, Зурин получает повышение до майора. Второстепенный персонаж повести
Екатерина II Всероссийская императрица, реальный исторический персонаж. К ней обращается с просьбой Марья Миронова – ее возлюбленного Петра Гринева хотят наказать за содействие Пугачеву, однако это неправда. Императрица рассматривает просьбу Марьи и освобождает Петра. Второстепенный персонаж повести
Андрей Петрович Гринев Отец Петра Гринева. Он офицер в отставке. Андрей Петрович отличается твердым и стойким характером. Он довольно состоятельный человек, своего сына он не содержит в роскоши, но снабжает всем необходимым. Второстепенный персонаж повести
Авдотья Васильевна Гринева (в девичестве Ю.) Мать Петра Гринева. Добропорядочная женщина, любящая мать и верная жена. На досуге, она, подобно большинству женщин занимается рукоделием. Второстепенный персонаж повести
Бопре Учитель Петра Гринева. До приезда в Россию он работал парикмахером, а еще ранее был солдатом. Из него получился плохой учитель. Он дал мало знаний Гриневу, но зато научил его фехтованию Второстепенный персонаж повести
Андрей Карлович Р. Почтенный офицер, пользующийся бесспорным авторитетом у окружающих. Он старый друг  Андрея Петровича Гринева. Слабостью Андрея Карловича является садоводство. Он нерешительный человек, ему не хватает смелости одержать план Гринева по освобождению крепости. Второстепенный персонаж повести

“Капитанская дочка” – одно из самых известных произведений А. С. Пушкина в прозе. Сам писатель по жанровой принадлежности отнес свое произведение к повести, но, тем не менее, “Капитанская дочка” обладает всеми признаками романа: действие произведение охватывает длительный промежуток времени из жизни персонажей, в книге много второстепенных героев, которые не имеют отношения к главной сюжетной линии и, наконец, в течение повествования читатель наблюдает за нравственным  и духовным эволюционированием персонажей.

+

План

  1. Характеристика героев “Капитанской дочки”
  2. Главные герои
  3. Второстепенные персонажи
  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Характеристика героев “Капитанской дочки”

Главные герои

Петр Гринев

Петр Андреич Гринев с самого начала предстает в произведении малообразованным, добрым молодым человеком 16 лет. Но “Капитанская дочка” – это рассказ о взрослении. Влюбившись в дочь капитана крепости – Марью Миронову – Гринев открывает в себе мужественность, честность и отвагу. Образ героя преображается: из мальчика он превращается в мужчину.

Марья Миронова

Дочь коменданта крепости, где проходил военную службу Петр Гринев. Она в первых главах повести предстает перед читателями юной девушкой восемнадцати лет.Впоследствии, когда Пугачев захватил крепость и казнил ее родителей, она проявляет все свои лучшие качества: находит в себе смелость отправиться в Петербург и молить саму императрицу о милости к “предателю” Гриневу.  

Савельич

В “Капитанской дочке” герои восхищают не только доблестью, но и своей человечностью. Доброта  и верность – качества, которые покоряют Пушкина и читателя своей “мягкой” силой. У него большое сердце, за добротой которого кроется великая отвага: Савельич не боится смерти и просит у грозного Пугачева сохранить жизнь Гриневу. Пугачев не казнил старика, потому что такая самоотверженность вызывает в нем чувство глубокого уважения. Также он пощадил и Петра.

Емельян Пугачев

Анализ образа Пугачева необходимо производить, памятуя о том, что историю пишут победители. В глазах власти он – государственный преступник. Но Пушкин не живописует его образ сугубо темными красками. Он восхищается силой духа Пугачева, его честностью и отвагой, сохранив у литературного героя черты реального прототипа. 

Алексей Швабрин

На протяжении повести описание героя Алексея Швабрина меняется. Вначале Алексей и Петр, казалось, имели схожие характеристики. Оба офицеры, оба бездумно прожигают молодость. Но после ряда событий становится очевидно, что персонажи совершенно разные. Швабрин всего добивается лишь хитростью и подлостью. Он высокомерен и злобен. Он, не колеблясь нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева.

Второстепенные персонажи

Екатерина Вторая

Императрица вначале предстает перед читателями обычной женщиной в домашнем халате. Но образ меняется. Впоследствии она превращается в грозную и непреклонную, как само самодержавие, владычицу. Но все же, она вняла просьбам Маши Мироновой и помиловала Гринева.

Капитан Миронов

Начальник Белогорской крепости, где проходил службу Гринев, Иван Кузьмич Миронов – добрый и гостеприимный человек, служивый офицер, но непригодный к руководящему посту коменданта, несмотря на 40 лет “в мундире”. Казнен по приказу Пугачева.

Василиса Миронова

Капитанша, жена коменданта Ивана Кузьмича Миронова. Добрая и хозяйственная женщина, которая с легкостью управлялась не только с домашним хозяйством, но и с управлением всей Белогорской крепости. Была казнена по приказу Пугачева.

Иван Игнатьич

Поручик, служит в Белогорской крепости и водит дружбу с семьей Мироновых. Старый солдат, который лишился одного глаза в боях. Добрый и бесхитростный старик.

Бопре

Второстепенный персонаж. Учитель юного Петра Гринева. Служил в Германии, работал цирюльником во Франции. Выпивоха и любитель женщин. Обучал Гринева фехтованию.

Зурин

Ивану Ивановичу Зурину, офицеру, с которым Гринев знакомится в Симбирске, 35 лет. Он и Петр гринев – приятели. Картежник и бильярдист, азартный человек, охочий до выпивки и женщин, но, при этом, честный офицер.

Отец Петра Гринева

Андрей Петрович – офицер в отставке, премьер-майор. Очень состоятельный дворянин. Имеет гордый и непреклонный характер, при воспитании сына проявляет твердость, стремиться воспитать из него “настоящего мужчину”.

Мать Петра Гринева

Авдотья Васильевна – добрая и сердечная женщина из обедневшей дворянской семьи. Она терпеливая и любящая жена и заботливая мать, неустанно опекающая сына.

Генерал Андрей Карлович

Приятель Андрея Петровича Гринева. Руководит войсками всей Оренбургской губернии, немец по происхождению. Одинокий, экономный старик, ценящий порядок. Добрый и очень умный человек.

Это был основной  список главных героев “Капитанской дочки”, в котором собраны краткие характеристики положительных и отрицательных героев. Данный материал можно использовать при написании сочинения на тему к уроку литературы.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    Где происходят события, описанные в повести «Капитанская дочка»?</h3>

    • <label>В Оренбургской губернии;</label>
    • <label>В Орловской губернии;</label>
    • <label>В Московской губернии;</label>
    • <label>В Ярославской губернии.</label>

(новая вкладка)

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» повествует о событиях второй половины XVIII века. В основе сюжета лежит крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Данное историческое событие называют одним из масштабнейших и кровопролитнейших народных войн. В «Капитанской дочке» Пушкин наглядно демонстрирует читателю, сколько страданий приносит «бессмысленный и беспощадный русский бунт» не только «врагам народа» — дворянам, но и самим бунтовщикам. В произведении раскрываются истории героев таким образом, что мы можем им сопереживать, изучая новые стороны этого конфликта.  Предлагаем вам список главных героев «Капитанской дочки» с харктеристиками.

Петр Гринев — главный герой, от лица которого ведется повествование. Сын богатого помещика. С самого рождения готовился к военной службе в Петербурге, но, к своему разочарованию, в 16 лет был отправлен отцом в Оренбург, в Белгородскую крепость. Здесь начинается его новая жизнь, наполненная значимыми встречами, пугающими событиями и утратами.

Петруша Гринев — человек добрый и умеющий помогать. Эта черта характера раскрывается в эпизоде с заячьим тулупом, который он дарит Пугачеву. Гринев становится хорошо исполняет свой военный долг (командиры хвалят его за заслуги), увлекается поэзией, и легко сходится с людьми.

Маша Миронова — персонаж заглавный. Это и есть та самая капитанская дочка, 18-ти лет от роду. В нее влюбляется Гринев по приезду в крепость, она же отвечает ему взаимностью. Маша, в отличие от Петра, несостоятельная дворянка, «девка без приданого».  Одевается «просто и мило». Гринев отмечает наличие у нее ангельского голоска. Она умна, добра и обладает завидным мужеством (эпизод с прошением у Екатерины). Крестьянский бунт отнимает у нее родителей — Пугачев убивает их во время захвата крепости.

Емельян Пугачев — реальная историческая личность, донской казак, главный зачинщик бунта. В романе он представлен одновременно и как кровавый разбойник, беспощадный злодей и мошенник, и как смекалистый, умный, свободолюбивый человек. Его отношение к жизни представлено в эпизоде с орлом и вороном: «чем 300 лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью». В конце романа его казнят.

Алексей Швабрин — второстепенный персонаж. Молодой человек из состоятельной семьи. В начале романа сходится с Гриневым, последний считает его своим другом. Разжалованный гвардеец, за убийство сослуживца оказался переведен в Белгородскую крепость. В ходе действия романа сходится с Пугачевым, предав тем самым русскую армию, а в конце становится арестантом. Швабрин привлекает Гринева своим умом, но отталкивает тягой к клевете и злобным насмешкам.

Швабрин —  персонаж больше отрицательный, чем положительный. В его характере больше дурного: он наделен бесстыдством и жестокостью. Он зол, самовлюблен и подл: «…Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж <…> Он обходится со мною очень жестоко…» (слова Маши).

Архип Савельев (Савельич) — слуга Петра Гринева, отправленный вместе со своим барином в Белгородскую крепость. Этот старик верой и правдой служит Гриневым уже много лет. Он типичный крепостной, добрый, привыкший слушаться приказаний и подчиняться хозяевам. Савельич  пытается учить Петра жизни, иногда спорит с ним, но всегда прощает.

Основываясь на характеристику основных персонажей романа, можно составить более менее полное представление о Крестьянской войне. Безусловно, все это авторская интерпретация, а не документальная хроника, поэтому слепо верить в правдивость нельзя. Но созданная Пушкиным атмосфера, переданное настроение эпохи и человеческие чувства справедливы и верны. Возможно, прочитав «Капитанскую дочку», читателям будет проще понять мотивы действий крестьян, организовавших столь беспощадную войну.

kapitanskaya-doch.jpg

«Капитанская дочка» — одно из первых и наиболее известных произведений русской исторической прозы, роман А. С. Пушкина, посвящённый событиям Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва. Главные герои произведения «Капитанская дочка» проживают в воображении каждого читателя необычную жизнь.

Главные герои «Капитанская дочка»

Главный герой «Капитанской дочки» — Пётр Андреевич Гринёв. Честный, порядочный, до конца верный своему долгу молодой человек. Ему 17 лет он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева – искренность. Он искренен с героями романа и с читателями. Рассказывая и своей жизни, он не стремился приукрасить ее. Накануне дуэли со Швабриным, он взволнован и не скрывает этого: “Признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении”. Также прямо и просто говорит он и своем состоянии перед беседой с Пугачевым в день захвата им Белогорской крепости: “Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен”. Гринев не скрывает и отрицательных поступков (случай в трактире, во время бурана, в разговоре с Оренбургским генералом). Грубые ошибки искупаются его раскаянием (случай с Савельичем).

Гринев не был трусом. Он без колебания принимает вызов на дуэль. Он один из немногих выступает на защиту Белогорской крепости, когда, не смотря на команду коменданта, “оробелый гарнизон не двигается с места”. Он возвращается за отставшим Савельичем.

Эти поступки также характеризуют Гринева, как человека, способного любить. Гринев не злопамятен, он искренне мирится со Швабриным. Ему не свойственно злорадство. Уезжая из Белогорской крепости, с освобожденной по приказу Пугачева Машей, он видит Швабрина и отворачивается, не желая “торжествовать над униженным врагом”.

Отличительная черта Гринева – привычка платить добром за добро умением быть благодарным. Отдает Пугачеву свой тулуп, благодарит за спасение Маши.

Пугачев Емельян Иванович – вождь антидворянского восстания, называющий себя “великим государем” Петром III. Пугачев один из главных героев повести Пушкина «Капитанская дочка», захватчик крепости, в которой находятся главные герои повести. Этот образ в романе многогранен: Пугачев и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.

Образ Пугачева дан в романе глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя.   При первой встрече Гринева с Пугачевым внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица.

Вторая встреча с Пугачевым, в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что Пугачев играет, изображая “настоящего государя”. Он, с царской руки, “казнит так казнит, милует так милует”.

И только во время третьей встречи с Гриневым Пугачева раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. Пугачев поет свою любимую песню (“Не шуми, мати зеленая дубровушка”) и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. Пугачев понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: “А разве нет удачи удалому?” Но надежды Пугачева не оправдываются. Его арестовывают и казнят: “и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу”.

Пугачев неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти Пугачева, что и происходит в финале романа.

Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в романе. Швабрин смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за “смертоубийство” (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости). Швабрин очень умен. Несомненно, он образованнее Гринева, был даже связан с В. К. Тредиаковским.

Швабрин ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи (рекомендует Гриневу подарить ей не стихотворение, а серьги: “знаю по опыту ее нрав и обычай”, отзывается о Маше, как о последней дурочке и т. д.). Все это говорит о духовном бесчестии героя. Во время дуэли с Гриневым, который защищал честь любимой им Маши, Швабрин наносит удар в спину (когда противник оглядывается на зов слуги). Затем читатель подозревает Швабрина в тайном доносе родителям Гринева о дуэли. Из-за этого отец запрещает Гриневу брак с Машей. Полная утрата представлений о чести приводит Швабрина к измене. Он переходит на сторону Пугачева и там становится одним из командиров. Пользуясь своей властью, Швабрин пытается склонить к союзу Машу, держа ее у себя в плену. Но, когда Пугачев, узнав об этом, хочет наказать Швабрина, тот валяется у него в ногах. Подлость героя оборачивается его позором. В конце романа, попав в плен к правительственным войскам, Швабрин доносит на Гринева. Он утверждает, тот тоже перешел на сторону Пугачева. Таким образом, в своей подлости этот герой доходит до конца.

Мария Ивановна Миронова – главный женский персонаж повести, та самая капитанская дочка, из-за которой повесть носит такое название. Маша — это девушка лет восемнадцати, миловидная, скромная, способная горячо и преданно любить.

Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в романе приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Таким образом, капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.

Иван Кузмич Миронов — капитан крепости, в которой разворачиваются события повести Пушкина «Капитанская дочка». Это второстепенный персонаж, отец главной героини. По сюжету его крепость захватывают бунтовщики под предводительством Пугачева. Капитан Миронов – комендант Белогорской крепости, добрый, честный, глубоко порядочный человек, верный служака, не нарушивший присягу даже перед лицом смерти.

Василиса Егоровна – жена капитана Миронова, добрая, хозяйственная, горячо любящая мужа и дочь. Женщина, которая в курс всех событий в крепости.

Андрей Петрович Гринёв – отец Петруши, в молодости служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором. Для своего единственного сына не ищет лёгких путей, поэтому отправляет его на службу не в Петербург, где расквартирован полк, к которому Петруша был приписан, а в глубинку, в армию, в Белогорскую крепость.

Авдотья Васильевна Гринёва – мать Петруши, женина, родившая 9 детей, 8 из которых умерли во младенчестве, так что Петруша оказался единственным сыном четы Гринёвых.

Бопре – гувернёр Петруши, который во Франции был парикмахером.

Савельич – дядька Петруши, то есть крепостной Гринёвых, который воспитывал Петрушу, следил за ребёнком, пока тот подрастал. отправлен вместе с Петром в крепость. Благодаря Савельичу Пётр Гринёв не был казнён Пугачёвым.

Иван Иванович Зурин – ротмистр, обыгравший Петрушу в Симбирске. В конце повести будет способствовать поимке беглого Швабрина.

Главные герои романа «Капитанская дочка» — Петр Гринев и Алексей Швабрин сразу же привлекают внимание читателя. С самого начала знакомства с ними выясняется, что общего у этих людей очень и очень мало. Впрочем, они оба молоды, дерзки, горячи, умны и, вдобавок ко всему, имеют дворянское происхождение. Судьба распорядилась таким образом, что оба они оказались в далекой крепости и оба влюбились в капитанскую дочку Машу Миронову. И именно в чувстве к Маше начинает проявляться различие между героями. Еще до того как Петр Гринев познакомился с Машей, Швабрин уже позаботился о том, чтобы представить ее потенциальному сопернику «совершенною дурочкою». Швабрин язвителен и насмешлив, он пытается осмеять все и всех вокруг себя. Именно поэтому Гриневу становится все труднее и труднее с ним общаться. «С А. И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Первая крупная ссора, которая привела к дуэли, вспыхнула между Швабриным и Гриневым именно из-за Маши. Швабрин вознамерился опорочить честное имя девушки, попытался показать ее в самом невыгодном свете. Ссора показала Гриневу истинное лицо его противника. И он уже совсем иначе оценивает своего недавнего собеседника, с которым до этого пребывал в самых дружеских отношениях. Уже только потом Петр Гринев узнает, что, оказывается, Швабрин питает к Маше нежные чувства. Он даже сватался к капитанской дочке, правда, получил отказ. Только тогда Петр Гринев догадался, что на самом деле Швабрин специально хотел опорочить бедную девушку в его глазах. Швабрин опасался соперничества и делал все возможное, чтобы устранить препятствие в лице Гринева. Читателю кажется удивительным, что такая простая девушка, как Маша Миронова, могла вызвать к себе интерес у Швабрина. Очевидно, скромное изящество, чуткость и нежность Маши показались Швабрину вполне достойными внимания. Отказ Маши ранит самолюбие Швабрина и делает невозможным продолжение с ней каких-либо отношений. Надо ли говорить, что счастливый влюбленный Петр Гринев быстро становится врагом Швабрина. Швабрин не отличается благородством. Именно поэтому он легко совершает предательство и переходит на сторону Пугачева. Как был изумлен Петр Гринев, когда увидел Швабрина среди приближенных Пугачева. О чем может свидетельствовать предательство дворянина? Прежде всего это означает, что слово «честь» — для него пустой звук. Швабрин боится расстаться с жизнью, и он готов на все ради своего спасения, поэтому и встает на сторону мятежников. И теперь забыта присяга, данная государыне, забыты все идеалы и традиции дворянства. Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. Офицерская честь для него превыше всего. Поэтому, невзирая на смертельную опасность, Гринев не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую Машу Миронову. Таким образом, соперники в любви оказываются по разные стороны баррикады.

Два офицера — Петр Гринев и Алексей Швабрин — ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин — носители двух принципиально разных мировоззрений. Именно такие главные герои повести «Капитанская дочка» в изображении автора.

Характеристика главных героев «Капитанской дочки« поможет понять их внутрений мир и причины повступков.

 Теперь вы знаете кто главные герои рассказа «Капитанская дочка», которых вы и так должны прекрасно помнить если читали произведение полностью.

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2015/09/glavnye-i-vtorostepennye-geroi-kapitanskaja-dochka-tablica-spisok.html
  • https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/kapitanskaya-dochka-geroi-romana.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/kapitanskaya-dochka/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://poetpushkin.ru/proza/kapitanskaya-dochka/geroi-kapitanskoj-dochki.html
  • https://ktoikak.com/glavnyie-geroi-kapitanskaya-dochka/

Класс: 2.
В Предмет: Литературное чтение                               
Дата:12.03.2021

Тема: Русская
народная сказка «Морозко»                                Досмагамбетова К.Е.

Этапы

Содержание

Примечания

Орг.
момент

Прозвенел
и смолк звонок .Начинается урок !

 Тихо
девочки за парты сели — Ведь в этой сказке, кроме падчерицы и родной дочери
старухи есть и другие персонажи, назовите их? (Морозко, дед, старуха).
Тихо мальчики за парты сели, Мы хороший, дружный класс .Всё получится у нас!

-Ребята
мне важно знать, какое у вас сейчас настроение. У вас на партах лежат два
смайлика: если у вас отличное, хорошее настроение то покажите весёлый
смайлик, если у вас плохое, грустное настроение, то покажите грустный
смайлик.

Создание
положительного эмоционального настроя

Проверка
домашнего задания

-Сегодня
на уроке мы с вами познакомимся с очень интересным произведением, но перед
этим взгляните на доску. Что объединяет все эти картины и предметы? Какое
произведение напоминает вам это задание?

Давайте
проверим домашнее задание, поиграем в игру «Интервью»

Устно

Знакомство
с темой урока

— Как я
вам говорила в начале урока, сегодня мы с вами познакомимся с новым
замечательным произведением, но с каким, вы узнаете, если отгадаете этот
кроссворд.. 1.Отвечайте на вопрос Кто в корзине Машу нёс Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок? Сказочку ты знаешь ведь, Кто же это был? (Медведь)

2.
Уходя, просила мать Никому не открывать Но открыли дети дверь! Обманул
зубастый зверь — Песню мамину пропел Кто потом козляток съел? (Волк)

3. Что
за сказка: кошка, внучка, Мышь, ещё собачка Жучка Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)

4. Вот
совсем нетрудный, Коротенький вопрос: Кто в чернилку сунул Деревянный нос? (Буратино)

5. Из
танцзала короля Девочка домой бежала, Туфельку из хрусталя На ступеньках
потеряла. Тыквой стала вновь карета, Что скажите, за сказка эта? (Золушка)

6.
Дюймовочкин жених слепой. Живёт всё время под землёй? (Крот)


Скажите, какое слово получилось по горизонтали? (Морозко)

— А как
вы думаете, из какого слова образовалось слово «морозко»? ( Мороз)

— А
знаете ли вы как это слово звучит на казахском языке? (аяз)

— на
английском языке: frost (фрост)

(Хоровое
произношение)

Название
вывешивается  на доске

Устно

Первичное
восприятие


Ребята, сейчас мы с вами прослушаем видеоиозапись этого произведения, а вы
внимательно послушайте, а затем скажите, к какому жанру относится это
произведение? (видеопрослушивание)

— Так к
какому жанру относится это произведение? ( сказка)

-Назовите
виды сказок? ( волшебные, бытовые, сказки о животных)

— К
какому виду относится эта сказка? Докажите (волшебная)

Видеозапись
сказки «Морозко»

Вторичное
воприятие

Стр.106-107

Чтение
учащимися с самого начала произведения за время ( 1 минута), повторное чтение
этого же отрывка, за то же самое время?
— Что вы заметили?

— какой
вывод можно сделать?

Словарная
работа


Ребята, а встретились ли вам в отрывке незнакомые слова. Назовите их.


Давайте познакомимся со значением этих слов ,на стр.108.

Анализ произведения


Ребята, назовите персонажей сказки? (падчерица, родная дочь, старуха, дед)

— Какой
вы увидели падчерицу? (трудолюбивой …) докажите, найдите в тексте слова,
доказывающие ваше мнение.

— А
какой вы увидели родную дочь, найдите в тексте отрывок , в котором говорится
о родной дочери?

— Что
однажды задумала старуха? ( падчерицу со света сжить)

— Кого
встретила падчерица в лесу?


Ребята, как вы считаете, за, что и почему Морозко наградил падчерицу?


Давайте, начнём читать с того места , когда падчерица вернулась домой, но в
начале, чтобы наши глазки отдохнули перед чтением, выполним небольшую
гимнастику для глаз

Гимнастика
для глаз

Учащиеся
выполняют гимнастику для глаз

Презентация

Чтение

Чтение
учащихся по отрывкам.


Ребята, как вы думаете, почему Морозко так жестоко наказал родную дочь
старухи?

— А как
бы вы поступили , если бы оказались на месте Морозко? (ответы учащихся?)

Работа
над сравнением героев

На доске
в разброс расположены слова: приветливая, грубая, трудолюбивая,
ленивая, скромная, завистливая, вежливая, злая, воспитанная, невоспитанная.


Соотнесите соответствующие слова к главным героиням сказки .

— С кого
из этих двух персонажей вы бы взяли пример?

— А на
кого, бы не стали равняться и брать с него пример? Почему?

— Ведь в
этой сказке, кроме падчерицы и родной дочери старухи есть и другие персонажи,
назовите их? (Морозко, дед, старуха)

Подведение
итогов. Обобщение

« Сказка
– ложь, да в ней намёк-добрым молодцам урок»!


Скажите, какой урок нам преподнесла эта сказка? (ответы учащихся)

— А
давайте сегодня на этом уроке, всем сказкам на свете скажем «доброе спасибо!»

— За что
вы бы хотели сказать сказке «спасибо»?

Рефлексия

«Незаконченное предложение»
Сегодня я узнал…

Было интересно…

 Было сложно… Я понял, что…

Теперь я могу…

У меня получилось…

Я похвалил бы себя за…

 Я попытался…

Меня удивило…

Мне захотелось…

  • Представьте изложенную в сказке информацию о признаках причастия в виде таблицы
  • Представляю вашему вниманию как правильно пишется
  • Представить текст народной сказки гуси лебеди как последовательность функций
  • Представить к награде как правильно пишется
  • Представление о мире существующее в форме фантастических рассказов это