Представить текст народной сказки гуси лебеди как последовательность функций

1 0 последовательность событий сказки 2гуси-лебеди выглядит так: родители уходят работать в поле и оставляют сестренке маленького братика, наказав следить

Представить текст народной сказки гуси лебеди как последовательность функций



1



0

Последовательность событий сказки 2Гуси-лебеди» выглядит так:

Родители уходят работать в поле и оставляют сестренке маленького братика, наказав следить за ним.

Сестренка забывает про братика и играет сама по себе

Прилетают гуси-лебеди и уносят мальчика

Сестренка заметив улетающую стаю бросается в погоню

По дороге она ведет себя не лучшим образом и обижает речку, печку и яблоню

Ежик показывает дорогу сестренке

Увидев в доме Бабы Яги братика сестра хватает его и убегает

В погоню за ней отправляются гуси-лебеди

На этот раз сестра угощается тем, что ей дают речка, печка и яблоня и благополучно добирается до дома.

Разделим этот текст на части:

  1. Гуси лебеди уносят мальчика. Главная мысль здесь — надо слушаться родителей.
  2. Сестра преследует гусей-лебедей. Главная мысль — не обижай тех, кто может помочь
  3. Сестра забирает братика и спасается бегством. Главная мысль — в беде забываешь о предрассудках.

Представить текст народной сказки гуси лебеди как последовательность функций



1



0

Сказку «Гуси-лебеди» уместно разделить на три части, что поможет нам определиться заодно и с последовательностью событий.

1) Похищение мальчика. Родители доверили сестренке приглядывать за младшим братом, но та забыла про него и гуси-лебеди похитили ребенка.

Главная мысль здесь будет такой: Не забывайте про свои обязанности, выполняйте их на совесть

2) Сестра бросается в погоню. По дороге ей встречается речка, печка и яблоня, но сестра отказывается от их даров, хотя они могли бы ей помочь в поисках.

Главная мысль здесь такова: Если вам предлагают помощь, не отказывайтесь от нее.

3) Сестра спасает братика. По пути домой ей помогают те же яблоня, печка и речка, потому что на этот раз сестра не отказывается принят угощение.

Вывод: Когда станет по настоящему трудно, не будешь пренебрегать никакой помощью.

Представить текст народной сказки гуси лебеди как последовательность функций

В тексте сказки «Каша из топора» слова, которые сейчас уже не употребляются выделены синим цветом, поэтому найти их не сложно. Вот на пример словосочетание На побывку. Оно означает в отпуск, в увольнительную. Солдат был отпущен со службы на время для посещения дома и семьи.

Чулан — так раньше называли кладовку в само доме, да и сейчас еще можно встретить это название.

Сдобрили — здесь добавили в кашу масло, а вообще что-то добавить в еду, чтобы та стала вкуснее.

Можно найти в сказки и другие устаревшие выражения:

Дорожный человек — человек с дороги, путник, странник.

Вдоволь — очень много, всего хватает

Варево — то что варится, в данном случае каша.

Представить текст народной сказки гуси лебеди как последовательность функций

В русской народной сказке «Каша из топора» бравый солдат проявил смекалку и обхитрил жадную старуху, которая не хотела его угостить кашей, хотя все необходимое для приготовления этого блюда у нее имелось.

Старуха была жадной, но жадность часто оказывается наказуемой, особенно в сказках.

Вот солдат и принялся учить бабку готовить кашу из топора. Для этого ему конечно потребовались помимо топора все остальные ингредиенты обычной каши, а потому получилась в итоге нормальная каша, из которой только следовало достать топор и спокойно есть.

Солдат посмеивался над бабкой потому что не просто сумел ее обхитрить, он сумел наказать жадность, дать урок старушке, ну и конечно ирония и может быть самодовольство в этом посмеивании также проглядывает.

Представить текст народной сказки гуси лебеди как последовательность функций

Когда усталый солдат, герой сказки «Каша из топора» дошел до крайней избы, он постучал и попросил пустить его передохнуть. Отказать солдату в гостеприимстве старуха не посмела и запустила солдата. Вот только на вопрос, о том, нельзя ли чего нибудь поесть ответила, что и сама весь день голодная.

Жадная очень старуха была.

Видя это солдат не стал с ней спорить, ведь он все-таки в гостях, а решил сделать по другому. Он заметил валявшийся под лавкой топор и спросил, можно ли из него приготовить кашу. Этим он крайне заинтересовал старуху, ведь каши из топора она никогда не пробовала.

В итоге солдат приготовил самой обычной каши, а топор оставил на другой раз.

Представить текст народной сказки гуси лебеди как последовательность функций

Старуха из сказки «Каша из топора» была сама себе на уме. Ее нельзя назвать злой или жестокой. Она все-таки впустила солдата в дом отдохнуть, но вот дальше она стала жадничать. Ей не хотелось тратить на незнакомого солдата свои припасы, и хотя в сказке написано, что в доме у старухи всего было полно, мы понимаем, что это изобилие досталось старухе не так уж легко.

Поэтому ее жадность вполне понятна, хотя и не оправдывает старуху полностью. Накормить солдата хотя бы самой простой пищей, она вполне могла себе позволить. Вместо этого старуха пустилась обманывать — говорила, что сама с утра ничего не ела и в доме шаром покати.

Поэтому мы можем назвать старуху Жадной.

Представить текст народной сказки гуси лебеди как последовательность функций

Известная русская народная сказка «Лиса и тетерев» рассказывает нам о встрече лисы и тетерева, причем лиса явно собиралась заманить тетерева на землю, заставить его спуститься с дерева для того, чтобы плотно пообедать.

Но тетерев в этой сказке не поддался хитрым речам лисы, не поверил ей и даже сам посмеялся над плутовкой. И лиса была вынуждена в страхе убежать, спасаясь от мнимых собак.

Однако, читая начало сказки мы замечаем, что лиса и тетерев приветствовали друг друга очень вежливо, даже доброжелательно. Вот что они сказали друг другу при встрече:

2fYztIMkvANOTa6NOeHteFLP2EAQkR.png

Лиса очень ласково обращается к тетереву, но читая сказку дальше мы понимаем, что это хитрость и лиса просто притворяется. Поэтому мы ответим, что лиса и тетерев приветствовали друг друга доброжелательно, но притворно.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания

Русская народная сказка «Гуси- лебеди»

План-конспект открытого урока по литературному чтению

(развитие критического мышления)

2 класс УМК «Школа России»

Составитель:

учитель начальных классов

Делида Л.Н

2021 г

Тема урока. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Развитие критического мышления на уроках литературного чтения.

Цели урока:

образовательная: познакомить детей с русской народной сказкой “Гуси-Лебеди”; учить детей выделять основную мысль сказки;

развивающая: развивать внимание, память, критическое мышление, творческие способности детей и навыки выразительного чтения;

обогащать словарный запас учащихся;

воспитательная: воспитывать ответственность, уважение к родителям, умение держать данное слово; воспитывать в детях любовь к урокам литературного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: восприятие текста на слух, плавное выразительное  чтение, определение   темы, сюжета, образы   героев,  главная   мысль   произведения.

Метапредметные: 1 регулятивные УУД:

 определить цели урока, продумывание читаемого, осуществить самоконтроль, самооценка.

    2.Познавательные УУД:

осмысление текста, самоанализ его, синтез, сравнение героев, умение выделять главное.

    3. Коммуникативные УУД: умение обсуждать прочитанное, отвечать на вопросы, строить речевое высказывание .

Личностные: эстетическое восприятие произведения, проявление интереса к содержанию, нравственно-эстетическое оценивание поступка героя.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы-самые высокие, терема – самые расписные, птицы – самые звонкие, а чудища – самые страшные.
Не пристало добрым молодцам и красным бездельничать.
Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.

(Учащиеся исполняют песню «В гостях у сказки») Видеофрагмент прилагается

  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – …!(Сказка)

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Ребята, прочитайте высказывание хором.

Кто автор этих слов? -А. С.Пушкин (Выставляется портрет)

А как вы объясните пушкинские слова?

  1. Сообщение темы и задач урока.
    Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие в сказку. Сегодня на уроке мы продолжим работать с РНС «Гуси-лебеди».

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

Лексическая работа.

Учитель: Что же такое сказка? (ответы детей)

Сказка –жанр литературного творчества о вымышленных лицах или событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Ложь— обман, неправда, вымысел.

Намек — неявное, косвенное указание на какие-то факты или обстоятельства.

Добрым молодцам— молодым людям.

Урок — это процесс передачи знаний.

Итак, сказка- это урок.

А где проводятся уроки? (в школе). Значит, сказка- это урок для детей.

  1. Работа над темой урока.

-Какие виды сказок вы знаете?

Сказки

О животных бытовые волшебные

Русская народная волшебная сказка- это особенное художественное произведение, которое отличается от рассказов и стихотворений. Сейчас мы и поговорим об этих особенностях и постараемся найти их в сказке.

А теперь давайте посмотрим, как начинается сказка, с каких слов? (зачин)

Признаки сказки: (составление кластера)

Зачин;

Волшебные предметы;

Сказочные слова и выражения;

Нарушение запрета;

Троекратный повтор;

Борьба добра со злом;

Добро побеждает зло;

Концовка.

  1. Физминутка «Мышки, внимание»

  1. Продолжение работы над сказкой, начатой на предыдущем уроке.

а) Восстановление последовательности событий. (работа в парах)

Учитель: Пока мы отдыхали, ветерок – озорник рассыпал части сказки. Я предлагаю вам организоваться в пары и восстановить сказку. Пара, которая справится с заданием, покажет знак.

(работа с картинками)

б) Характеристика сказочных героев. (составление синквейна «Девочка в начале сказки», «Девочка в конце сказки»). (работа в группах)

Смелая

 Невоспитанная

 Невежливая

 Трусливая

 Гордая

 Хитрая

 Злая

 Любит брата

 Добрая

 Упрямая

 Вежливая

 Заботливая

 Признает свои ошибки

 Любит брата

в) Работа с пословицей «Не дорого начало, похвален конец».

  1. Рефлексия.

— Сказка-это урок. Какой урок вы получили, работая над сказкой?

— Сегодня на уроке я понял……………

  1. Итог. Оценка урока. Самооценка.

-Почему произошло несчастье, кто виноват?

— Когда и почему девочка меняется к лучшему?

Что ж, пришла пора прощаться,

Всех проводим в дом родной.

Обещаем повстречаться

С вами в сказке, но в другой.

  1. Домашнее задание: подготовить пересказ, сделать рисунки.

Тема урока: Законы волшебной сказки на примере русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Цель урока:

— создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;
— дать представление об историческом развитии жанра и о существовании разных вариантов сказки;
— развивать внимание, речь, мышление, интерес к чтению сказок;
— воспитывать внимательное отношение к окружающим, уважение к старшим, послушание и развитие чувства товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: учебник «Литературное чтение1 класс» автор В.Ю.Свиридова; иллюстрации к народным сказкам; карточки со словами одобрения «как хорошо уметь читать», «молодцы» «очень хорошо»; книги со сказкой в обработке А.Афанасьева, А.Н.Толстого; карточки с цифрами 1, 2, 3, 4,5.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Все сумели мы собраться, за работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать, можем мы урок начать.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ в мир волшебный унесет,
Полный смеха, света, краски! А зовется чудо – … сказка!

— Итак, мы отправляемся в сказку.

В путешествие пойдем, в страну сказок попадём,
Слушай, думай, наблюдай, сказку в душу пропускай.

II. Мини – викторина «Узнай сказку по иллюстрации»

— Каждая иллюстрация к сказке имеет свой номер. Я буду называть сказку, а вы на парту положите соответствующую цифру.

  • «Колобок».
  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
  • «Волк и семеро козлят».
  • «Гуси – лебеди».
  • «По щучьему веленью».

Проверьте: 4. 1, 2, 3, 5.

 На какие две группы можно разделить все иллюстрации к сказкам? (Сказки о животных и волшебные сказки).

— Как вы думаете, какая сказка «Гуси – лебеди»? (Волшебная).

III. Работа над новым материалом

Сегодня на уроке мы проведем расследование сказки «Гуси-лебеди». Для того, чтобы вести расследование, уважаемые коллеги, давайте сначала послушаем и почитаем эту сказку.

1. Вступительная беседа

— Ребята, кто уже знает эту сказку?
— Кто из вас хочет быть Сказочником и начать сказывать эту сказку?
— А помогут вам соблюдать последовательность событий в сказке иллюстрации в учебнике с. 86

2. Рассказывание детьми начала сказки (до момента: «Никто девочке не показал дорогу»)

— А почему так получилось?

При чтении сказки обратите внимание на то, какой волшебный помощник встретится девочке на пути.

3. Чтение детьми первого варианта сказки (с. 87) (цепочкой).

— Какой волшебный помощник встретился девочке на пути? (Ёжик).
— Есть и другое продолжение сказки.

4. Чтение второго варианта сказки детьми (с. 87-89)

— Какой вариант сказки вам больше понравился? Почему?
— Кто же автор этой сказки? (Автор — народ.)
— Что значит автор — народ?
— Тогда, как вы думаете, откуда взялись два варианта сказки? Неужели народ сочинял ее два раза?

5. Обобщение сказанного

Сказка, живя в веках, передавалась «из уст в уста» по памяти от поколения к поколению, постоянно изменяясь. Отличия появляются по разным причинам: от кого сказка была услышана, насколько талантлив был исполнитель, что запомнил, что опустил, чем дополнил свой текст.

Первый вариант сказки «Гуси-лебеди» был записан известным собирателем сказок А. Н. Афанасьевым. Второй появился после обработки народной сказки писателем Алексеем Толстым. (Показ книг)

Физминутка

Быстро встали, тихо сели,
Головами повертели,
Сладко-сладко потянулись
И друг другу улыбнулись,
Открываем сказочный замок,
Продолжаем наш урок.

— Найдите, какой волшебный цвет встретился в сказке.

6. Вывод

Цвет волшебного предмета (яблока) золотой или серебряный.

Подтвердите, что сказка «Гуси – лебеди» является волшебной сказкой.

(Дети получают в подарок по яблоку).

— Расскажите, с какими необыкновенными, волшебными персонажами вы встретились в этой сказке? (Баба-Яга, яблонька, гуси-лебеди, печка, речка).
— Кто и почему помог девочке с братцем убежать от Бабы-Яги? Кто были её добрые помощники в пути?
— Как вы думаете, какая сказка «Гуси-лебеди»: поучительная, героическая, юмористическая.
— Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

7. Словарная работа

— Какие слова в сказке вам показались непонятными?

Учащиеся называют слова: кликала, причитывала, ржаные и пшеничные, кудель, веретено, пряжа.

Я предлагаю «знайкам» объяснить их, помогаю в объяснении.

Как вы понимаете выражения:

«Сидит ни жива, ни мертва» — очень испугалась, замерла от испуга.
«Зачем на глаза явилась?» — зачем пришла.

Подбери слова синонимы: «покуда» — пока; «худо будет» — плохо; «мой батюшка» — отец.

IV. Выяснение основной мысли сказки

Беседа по вопросам:

— Почему с детьми приключилась беда?
— Отчего случилась беда?
— Почему девочка не сразу нашла лебедей?
— Кто помог ей найти братца и вернуться домой?
— Любила ли девочка братца?
— Была ли она послушной?

V. Обобщение

— Как вы думаете, какой урок получила девочка, разыскивая братца?
— Оставит ли она его без присмотра в следующий раз?
— А кого она будет вспоминать добрым словом?
— Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы.
— Вот наше расследование подошло к концу, я вас всех благодарю. Но, чтобы вернуться из сказки, надо выполнить еще одно задание.

1. Игра «Узнай сказку»

Тянут дедка, бабка, внучка,
Тянет маленькая Жучка,
Кошка с мышкой тянут крепок…
Догадался? Это… (Репка).

 * * *
Где и когда приключилось такое?
Мышка разбила яйцо золотое.
Дед горевал
И печалилась баба…
Только кудахтала … (курочка Ряба).

 * * *
Не послушал брат сестренку,
Превратился он в козленка.
Во всём ведьма виновата.
Звали как сестру и брата?
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).

* * *
Он от дедушки ушел,
Он от бабушки ушел,
Круглый сам, румяный бок,
А зовется … (Колобок).

 * * *
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
(«Теремок»).

 * * *
На печи лежит Емеля,
Долго мучился бездельем.
А потом пошло везенье,
Всё … (по щучьему веленью)

— А теперь закроем глазки, улетаем мы из сказки.
1, 2, 3, 4, 5 — в класс вернемся мы опять.

VI. Итог урока

— Что вам понравилось на уроке, запомнилось и почему?
— Что нового открыли для себя на уроке?
— Что мешало работать, где было трудно?
Какой вывод вы сделали для себя из сказки? (Надо слушаться старших; быть скромным и вежливым; на добро отвечать добром).

VII. Рефлексия

— В нашей сказке встретилась яблонька с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску).

— Но она почему-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. Наклеим на неё яблочки.
— У каждого из вас есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).

— Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки — прикрепите красное яблоко.

— Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается — желтое.

— Если вам было сложно разобраться, есть трудности — зеленое, надо немного созреть.

VIII. Домашнее задание (творческое)

 Дома расскажите эту сказку своим мамам, папам, дедушкам, бабушкам, сестрёнкам и братишкам. Постарайтесь рассказывать так, чтобы вашим слушателям было понятно, кто это говорит: девочка или мышка, Баба-яга или добрая печка. Завтра вы выразительно перескажете эту сказку по ролям. Кто-то захочет быть яблонькой, кто-то мышкой и т.д. Получится настоящее представление. Постарайтесь.

А еще по желанию можете нарисовать свою иллюстрацию к любому, не изображённому в учебнике эпизоду сказки или придумать рассказ по пословице: «Слезами горю не поможешь», или по любой другой, которая подходит к сказке «Гуси-лебеди».

Используемые источники

  1. Самыкина С.В. Тематическое планирование к учебнику «Литературное чтение» 1 класс 2006 г.
  2. Свиридова В.Ю. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» 1 класс 2006 г.
  3. Свиридова В.Ю. Учебник «Литературное чтение»1 класс.
  4. Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» 1 класс 2004 г.
  5. Журнал «Начальная школа» №4 1986 г.

метки:

Воробей, Лебедь, Рассказ, Константин, Произведение, Сказка, Любовь, Родитель «Гуси-лебеди» — это волшебная сказка. В ней говорится о девочке, на которую родители оставили младшего братца. Несмотря на обещания хорошенько присматривать за малышом, девочка заигралась и не увидела, как брата унесли гуси-лебеди.

Обнаружив пропажу братишки, девочка сразу смекнула, что это проделки Бабы-Яги, и бросилась спасать брата. В поисках избушки-на-курьих-ножках она встречает печь, яблоньку и молочную реку. Девочка спрашивает у них, куда полетели гуси-лебеди. Однако, каждый из этих сказочных персонажей готов помочь, только если путешественница попробует их угощения: пирожок, яблоки, молоко. Но девочка не может терять время на еду. Она бежит дальше и находит жилище Бабы-Яги.

Ведьма задумала съесть девочку, но ей удалось перехитрить Бабу-Ягу. Подхватив брата, отважная сестрица побежала домой. По приказу Яги вдогонку беглецам бросились гуси-лебеди. Укрывались дети сначала под кисельным берегом, отведав молока из молочной реки, потом под яблоней, угостившись ее плодами. Последним укрытием стала печь, накормившая путников пирогом. К возвращению родителей с работы брат с сестрой уже были дома.

В этой сказке положительный герой – девочка. Она ответственно относится к поручению родителей беречь брата. Конечно, она допустила оплошность, заигравшись с подругами. Но быстро сориентировалась и исправила ошибку. Девочка не испугалась страшной и хитрой Бабы-Яги, больших и сильных птиц. Убегая с братцем домой, она проявила мудрость, когда не стала отказываться от гостинцев, и за это воспользовалась помощью печки, реки и яблони.

Отрицательный герой в этом произведении – Баба-Яга. Она злая и кровожадная. Несмотря на свою хитрость, Яга остается в проигрыше.

Сказка считается волшебной, потому что в ней неодушевленные предметы: печка, дерево, река – разговаривают и чувствуют, как одушевленные. Избушка ходит, гуси исполняют команды.

Сказка «Гуси-лебеди» учит любить свою семью, бережно относиться к родным людям, уважать родителей. При необходимости проявлять отвагу и находчивость. Еще она учит умению ставить перед собой цель и добиваться ее, несмотря на различные преграды.

Другие сочинения: ← Анализ сказки Морозко↑ ДругиеКолобок — анализ русской народной сказки →

Сюжет

Жили-были старик со старушкой, и была у них дочка и маленький сыночек. Утром отправились они на работу и строго наказали старшей дочери не выходить со двора и следить за братцем.

41 стр., 20044 слов

Особенности использование волшебной сказки как средства формирования …

… Гипотеза исследования: определены особенности использования волшебной сказки как средства нравственного воспитания дошкольников в дошкольных образовательных организациях; осуществляется целенаправленная работа по формированию нравственных представлений у детей дошкольного возраста средствами волшебной сказки; в нравственном воспитании …

Когда родители ушли, девочка посадила брата на травку, а сама принялась играть. Она так заигралась, что совсем забыла о своих обязанностях. А в этот миг прилетели гуси-лебеди и унесли с собой маленького мальчика.

Вернулась девочка, а братца нигде не видать. Она принялась искать его, звать, но никто не отвечал ей. Посмотрела девочка на небо, и увидела гусей, которые вскоре исчезли за темным лесом. Поняла она, что это злые гуси-лебеди унесли ее брата.

Бросилась девочка в погоню. На пути повстречалась ей Печка, которая предложила съесть ржаной пирожок. Но девочка отказалась, и побежала дальше. Яблоня предложила ей полакомиться лесным яблочкам, но девочка лишь отмахнулась и побежала дальше. Впереди показалась молочная Речка с кисельными берегами. Увидев девочку, она предложила ей выпить молочка, но та отказалась.

Ежик подсказал девочке, как добраться до хижины Бабы-Яги. Там она увидела братца, схватила его и бросилась назад. Беглецов заметили гуси-лебеди, которые кинулись в погоню. Добежали брат с сестрой к речке и попросили спрятать их от злых гусей. Девочка съела молочный кисель, и речка спрятала детей. Побежали дальше – вот-вот гуси-лебеди их настигнут. Девочка съела яблочко, и добрая лесная яблоня укрыла их своими ветвями. Помогла им печка после того, как девочка съела ее пирожок.

Сестра с младшим братцем благополучно добрались домой, а тут и родители их возвратились.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»: краткое содержание. Завязка

Давным-давно жили муж с женой. Было у них двое детей: старшая дочь Машенька и младший сын Ваня.

Как-то отправились родители в город и наказали Маше присматривать за своим братом и не уходить со двора. А за хорошее поведение обещали гостинцев.

Но как только родители уехали, Маша посадила Ваню под окошко дома на траву, а сама побежала гулять на улицу с подружками.

Но тут неизвестно откуда возникли гуси-лебеди, птицы подхватили мальчика и утащили в сторону леса.

Возвратилась Маша, смотрит — Вани нигде нет. Кинулась девочка искать брата, но нигде его не видно. Звала она Ваню, но он не отозвался. Села Маша и заплакала, но слезами горю не поможешь, и решила она отправиться на поиски брата.

Побежала девочка со двора, посмотрела вокруг. И вдруг увидела, как вдалеке пролетели гуси-лебеди, а потом скрылись в темном лесу. Поняла Маша, кто похитил ее брата, и бросилась в погоню.

Выбежала девочка на поляну и увидела печку. Попросила ту указать дорогу. Печка ответила, что расскажет, куда полетели лебеди, если Маша подбросит в нее дров. Девочка исполнила просьбу, печка сказала, куда полетели похитители. И побежала наша героиня дальше.

Сочинение на тему Моя любимая сказка Репка 5 класс

Очень добрая и поучительная история, которая воспитывает в людях доброту и чувство взаимопомощи, которые так нам необходимы в сложную минуту. Эта сказка, расскажет про одну очень дружную семью, которая объединив свои усилия, смогла преодолеть очень сложную задачу, которая одному человеку была бы не под силу, а вместе наши герои смогли свернуть горы. Все начинается с того, что старик посадил репку, но эта репка росла очень быстро, и выросла очень большой. Пришла пора ее убирать, но один наш герой не справится.

Он принимает решение: позвать всех своих родственников, которые должны ему помочь. Все очень трудно и у них ничего не получается, так как она не поддается. Последний из членов этой семьи, который им поможет, это собачка, которая так же была призвана на помощь. Именно она решила исход этого сражения, так как когда она присоединилась к этой борьбе за урожай, то сразу же все получилось.

Очень глубокий смысл, который показывает, что может сделать коллективная работа. Эта большая семья, благодаря своей сплоченности, смогла преодолеть все преграды и одержала победу. Все остались с урожаем, а юный герой поймет и запомнит одну простую истину: не имей сто рублей, а имей сто друзей, которые смогут прийти к тебе в самую сложную минуту.

5 класс

Исследование сказки о волшебных гусях

В русском народном предании виной всем бедам стала безответственность сестрицы. Если бы она старательно выполняла поручения старших, то ничего страшного не произошло. За халатностью последовало наказание, с которым девочка героический справилась.

Разбор структуры народной легенды:

  1. Завязка — мальчишку забирают к Бабе Яге волшебные птицы.
  2. Кульминация — сестричка добирается до избушки на курьих ножках, где спрятан её брат.
  3. Развязка — прибытие детей в родной дом.

Характеристика героев

Семья — главная и вечная ценность. Это центральная тема литературного произведения. В сюжете основных действующих лиц не так много, присутствует чёткое разграничение героев на положительных и отрицательных.

Персонажи сказки:

  1. Баба Яга.
  2. Гуси-Лебеди.
  3. Братец.
  4. Сестра.
  5. Волшебные помощники Речка, Печка, Яблоня.

Описание сестрицы:

  • Смелая — выбегает в открытое поле, видит, как волшебные птицы скрылись за тёмными деревьями сказочного леса. Эти пернатые давным-давно себе худую славу прижили, часто безобразничали и малышей воровали.
  • Умеет быть ответственной за свои промахи — сама проглядела, сама исправилась.

В народном творчестве часто применяется приём, когда олицетворяются неодушевлённые предметы, то есть наделяются свойствами и признаками живых существ. Например, в легенде о чудесных птицах печь умеет говорить, яблоня скрывает своими ветками от опасностей, река делится с героями необходимой информацией. Сакральное и символичное для русской культуры — это цифра три, например, трое чудесных помощников (печка, яблонька, речка).

Описание сюжета

Сказка «Гуси-Лебеди» в кратком содержании представляет собой историю о бессовестном отношении к своим обязанностям. Отец и мать оставили маленького сына под присмотром старшей сестры. Она пренебрежительно отнеслась к возложенной на неё ответственности, недоглядела, мальчишку похитили чудесные Гуси-Лебеди. Таким образом мальчик оказался в избушке Бабы Яги.

Сестрице сразу стало известно обо всём случившемся. Она поспешила возвращать пропажу. По дороге встречаются трое волшебных помощника. Во владениях Бабы Яги находится Мышка. Она надоумила девушку немедленно устроить побег. Вслед за братиком и сестричкой тут же отправились Гуси-Лебеди, чтобы вернуть их обратно. Но девочка с братом благополучно добираются до родного дома.

Зло — это Баба Яга и её волшебные птицы. Добро — маленькая сестричка, которая представляет собой русский народ. Наделена острым умом, храбростью, твёрдостью в принятии решений. Чудесные помощники предлагают своё гостеприимство и вкусные сладости (пирожки, яблоки и кисель). Им нельзя отказывать, потому что следует быть вежливыми по отношению к чужой доброте. Необходимо не бояться сложностей, так как для любых проблем есть решение. Нужно лишь посмотреть под другим углом. Любовь сестры к младшему братику спасла жизнь мальчишке.

План по сказке:

  1. Волшебные птицы крадут мальчика.
  2. Сестра отправляется на помощь.
  3. Встреча с чудесными помощниками.
  4. В избушке на курьих ножках.
  5. Прибытие домой.

Образец сочинения

Известна всем детям и взрослым сказка про девочку, которая не следила за своим братцем и его унесли птицы в избушку к Бабе Яге. Она увлекательная, так как в ней много интересных моментов, заставляющих переживать, чтобы дети благополучно вернулись домой.

Девочка оказывается очень решительной, так как не боится отправиться в лес за поиски брата, зайти в дом бабы-яги и затем убегать от погони. Она соглашается на любые условия тех, кто действительно им может помочь и, не обижая Яблоню, Печку и Речку, спасается сама и выручает своего брата.

6 стр., 2957 слов

Моя любимая сказка Царевна-лягушка 5 класс

… заслуживает. В сказках так происходит всегда. Царевна лягушка — это сказка, по сюжету которой Иван Царевич женится на лягушке, так … скромной и заботливой. При этом невесты старших братьев Ивана-Царевича, которые были хороши собою, не смогли … помощи друзей животных, Иван побеждает Кащея и возвращает Василису Прекрасную. Подробнее: «Царевна-лягушка»: краткое содержание и сюжет сказки Поэтичность сказки …

Стоит понимать, что от того, какой путь выберет человек, какими будут его поступки, зависит, как потом будут относиться другие. Оказывая помощь всем, можно стать настоящим другом и найти друзей для себя.

Примеры похожих учебных работ

Чему учит сказка «Снежная королева»: анализ произведения

… сильнее злобных сил И это — главная мысль сказки «Снежная королева». Произведение учит быть добрым, сострадательным, верным, храбрым. Только имея все … детском сердце. И что если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из …

Мотивы русской волшебной сказки

… уже впитавшим национальный характер и ставшим его отражением в фольклоре и литературной сказке. работы: работа состоит из 6 глав, введения, заключения и списка использованной литературы. Общий объем …

Воспитание чуткости у детей через сказку

… они забьют животворными ключами …» [4. c.29]. Цель этой работы – исследовать процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки. Задачи исследования таковы: проанализировать учебники на предмет выявления …

Древние славянские божества в русских сказках. История и вымысел

… В VI в. повелителем Вселенной признавали бога-громовержца Перуна. В договорах X в. с греками, русские … в сказочных повествованиях в соответствии со временем бытования сказки … символы проявлялись в славянском фольклоре (образы березы, сосны, рябины), в …

Отличия от оригинала

  • В оригинале гуси-лебеди уже имеют плохую репутацию. Значит, главная героиня обнаружила похищение, когда они лишь мелькнули вдалеке, и сделала вывод о преступлении.
  • В мультфильме фигурирует обычная река, а в оригинале она была молочной с кисельными берегами.
  • В оригинале главная героиня отказывала встреченным персонажам. Поэтому единственным, кто оказал ей помощь, был ёжик, а в фильме каждый новый герой содействовал счастливому финалу.
  • В оригинале (пересказ Александра Афанасьева) Баба-Яга отвлекала мальчика — дала ему играть золотыми яблочками, а не просто сидеть на лавке. В интерпретации Алексея Толстого яблоки были серебряными.
  • В фильме главная героиня сама забирает брата. В оригинале (обработка Алексея Толстого) ей помогает мышка.
  • В оригинале главной героине пришлось потом умолять речку, яблоньку и печку, чтобы они спрятали её от гусей-лебедей. В фильме наоборот — все они с радостью откликаются в благодарность за ранее оказанные услуги.
  • В мультфильме гуси-лебеди попадают в ловушку, подстроенную Машей, и обгорают в печке. В оригинале они просто не находят детей и улетают ни с чем.
  • В фильме в качестве гостинцев дети получили леденцы, а в первоисточнике в качестве гостинца была булка.

Поучительная мораль произведения

Ребята возвращаются в отчий дом до прихода с работы матери и отца. Примечательно, что родителей не заставляют переживать и горевать. Они даже не узнают о случившемся. Это необходимо отметить, ведь очень важна забота и почитание старших.

Основная идея народного предания

Финал сказки благополучный, что заставляет верить в идею победы добра над злом, во всемогущество любви, в нерушимость родственных кровных уз. История об умении благодарить, она воспитывает в подрастающем поколении доброжелательность, уважение к родителям, ответственность за собственные действия.

Сюжетная линия во всех версиях сказки «Гуси-лебеди» одинакова, а детали пересказа могут быть различны в зависимости от региона. Это произведение относится к классу фольклора. Здесь присутствуют типичные мистические злодеи и другие основные персонажи из мира магии.

В народной сказке «Гуси-Лебеди» главная мысль в том, что доброта и храбрость всегда вознаграждаются. Ребёнок после ознакомления со сказочной историей о волшебных птицах понимает, что запреты папы и мамы необходимо исполнять, иначе быть беде, где спасаться придётся самостоятельно.

При анализе сказки конфликтов в художественном произведении два: внутренний и внешний. Внутренний: необходимость девочки меняться и расти над собой, что поможет преодолеть испытания. Внешний: противостояние добрых сил и сил зла, любящая семья и злая Баба Яга. Сказка — трансформация народной легенды. В этих произведениях фантастические герои находятся в невероятных ситуациях.

Главная функция народного творчества — воспитательная и развлекательная. Показываются нравственность и глубокая мудрость русских людей.

Народные предания сочинялись нашими мудрыми предками, длительно передавались устно из уст в уста от старшего поколения младшему, потому что письменность была составлена значительно позднее.

Нравственные уроки

Родительское наставление следить за младшим братом было нарушено, что повлекло вслед за собой драматические события для провинившейся. Если упростить «Гуси-Лебеди» до краткого пересказа, то это художественное произведение представляет традиционную народную страшилку, которая повествует о том, что при ослушании родителей злодей может унести к себе в логово. Звать на помощь некого, придётся спасаться самостоятельно.

Также наесться плодов яблони и утолить жажду у берегов реки — это необходимые действия для выживания во власти природы на большом расстоянии от других людей. Так можно спастись от голодной смерти. Печка, возможно, является символом огня, в котором крайне нуждается человек для того, чтобы оградить себя от хищников и в тёмное время суток оставаться в тепле.

Сказки появились более двух тысяч лет тому назад. Приятно окунуться в чтение литературных рассказов, где предстаёт перед читателем удивительный фантастический мир с его тайнами и загадками. Они формируют моральные качества, учат добру и справедливости. Сколько на страницах сказок мудрости и рассудительности!

И в современном мире необходимо быть осмотрительным и ответственным, чтобы неприятности и невезение не похитили что-то ценное и значимое.

Над фильмом работали

  • Сценарий: Иван Иванов-Вано, Александра Снежко-Блоцкая
  • Текст песни Александра Коваленкова
  • Режиссура: Иван Иванов-Вано, Александра Снежко-Блоцкая
  • Художники-постановщики: Лев Мильчин, Надежда Строганова
  • Композитор: Юрий Никольский
  • Оператор: Николай Воинов
  • Звукооператор: Николай Прилуцкий
  • Технические-ассистенты: В. Свешникова, В. Шилина
  • Художники-декораторы: Валентина Нечаева
  • Галина Невзорова
  • Вера Роджеро
  • Ирина Троянова
  • Дмитрий Анпилов
  • Монтажница: Нина Майорова
  • Художники-мультипликаторы:
      Владимир Арбеков
  • Александр Беляков
  • Ламис Бредис
  • Дмитрий Белов
  • Борис Бутаков
  • Владимир Данилевич
  • Константин Малышев
  • Фаина Епифанова
  • Кирилл Малянтович
  • Лев Попов
  • Борис Степанцев
  • Фёдор Хитрук
  • Татьяна Фёдорова
  • Татьяна Таранович
  • Роли озвучивали:
      Вера Орлова
  • Мария Бабанова — речка
  • Георгий Милляр — ёжик
  • Над фильмом работали

    • Сценарий: Иван Иванов-Вано, Александра Снежко-Блоцкая
    • Текст песни Александра Коваленкова
    • Режиссура: Иван Иванов-Вано, Александра Снежко-Блоцкая
    • Художники-постановщики: Лев Мильчин, Надежда Строганова
    • Композитор: Юрий Никольский
    • Оператор: Николай Воинов
    • Звукооператор: Николай Прилуцкий
    • Технические-ассистенты: В. Свешникова, В. Шилина
    • Художники-декораторы: Валентина Нечаева
    • Галина Невзорова
    • Вера Роджеро
    • Ирина Троянова
    • Дмитрий Анпилов
  • Монтажница: Нина Майорова
  • Художники-мультипликаторы:
      Владимир Арбеков
  • Александр Беляков
  • Ламис Бредис
  • Дмитрий Белов
  • Борис Бутаков
  • Владимир Данилевич
  • Константин Малышев
  • Фаина Епифанова
  • Кирилл Малянтович
  • Лев Попов
  • Борис Степанцев
  • Фёдор Хитрук
  • Татьяна Фёдорова
  • Татьяна Таранович
  • Роли озвучивали:
      Вера Орлова
  • Мария Бабанова — речка
  • Георгий Милляр — ёжик
  • Развязка произведения

    «Гуси-лебеди», сказка, краткое содержание которой мы здесь излагаем, подходит к концу. Бежит Маша с братом и видит, что настигают их птицы. Тогда она кинулась к речке и попросила ту укрыть их. Спрятала их речка, и пролетели мимо преследователи, ничего не заметили.

    И снова бегут дети, недалеко до дома осталось. Но тут птицы снова заметили беглецов. Норовят вырвать братца из рук. Но тут Маша заметила печку, в которой и укрылась с Ванюшей. Не смогли гуси-лебеди добраться до детей и вернулись обратной к Бабе-яге.

    Выбрались брат с сестрой из печки и побежали домой. Здесь Маша умыла и причесала Ваню, посадила на лавку, рядом сама присела. Вскоре вернулись родители и привезли детям гостинцы. Ничего им не рассказала дочка. Так ни с чем остались гуси-лебеди.

    Сказка (краткое содержание это подтверждает) относится к так называемым волшебным. Для подобных произведений характерно присутствие магического злодея (Баба-яга в нашем случае) и волшебных помощников (печка, яблонька, речка, ежик).

    Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

    Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

    Баба-яга

    Продолжает Маша узнавать, куда полетели гуси-лебеди. Сказка (краткое содержание представлено в этой статье) рассказывает о том, как девочка встречает яблоню, ветви которой усеяны румяными плодами. Маша спрашивает у нее, куда направились гуси-лебеди. Яблонька попросила стрясти с нее яблоки, и тогда она подскажет, куда полетели птицы. Девочка выполнила просьбу и узнала, куда отправились похитители.

    Бежит Машенька дальше и видит молочную реку с кисельными берегами. Спрашивает девочка у реки, куда полетели гуси-лебеди. А та в ответ: «Сдвинь камень, который мешает мне течь, тогда скажу». Сдвинула Маша камень, и указала река, куда направились птицы.

    Добежала девочка до дремучего леса. И тут ей ежик дорогу подсказал. Свернулся клубочком и докатился до избы на курьих ногах. В той избе Баба-яга сидит, а у крыльца Ваня играет с золотыми яблоками. Подкралась Маша, схватила Ваню и бросилась бежать.

    Заметила Баба-яга, что мальчик пропал, и отправила гусей-лебедей в погоню.

    «Гуси-лебеди» — анализ русской народной сказки

    Русская народная сказка «Гуси-лебеди» рассказывает о том, что родители поручили дочери присматривать за маленьким братом, пока они будут на работе. Но девочка отнеслась к поручению родителей не очень ответственно. Она усадила братца на траве перед домом, а сама ушла играть на улицу. Но прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика к Бабе-Яге. Девочка не растерялась, она поняла, что случилось, и бросилась вдогонку.

    По пути она встретила печку, яблоню и молочную реку с кисельными берегами. На просьбу подсказать, куда гуси унесли ее братца, волшебные персонажи предлагали девочке сначала угоститься тем, что у них было – пирожками, яблоками и киселем. Но девочка отказывалась от угощения и не получила помощи. Несмотря на это, ей удалось отыскать избушку Бабы-Яги, в которой и находился ее братец. Живущая в избушке мышка посоветовала девочке хватать братца и немедленно бежать домой.

    Баба-Яга отправила вдогонку гусей-лебедей. Чтобы спастись от погони, девочке снова пришлось обращаться за помощью к речке, яблоне и печи. И она уже не стала отказываться от их угощений, за что получила своевременную помощь. В конце сказки сестрица и братец благополучно вернулись домой, как раз к приходу родителей.

    Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

    В сказке раскрывается тема отзывчивости и благодарности. Когда на просьбы волшебных персонажей отведать угощения девочка отвечала отказом, она не получила никакой помощи. Но когда на обратном пути сестрица отведала предложенные ей угощения, помощь ей была немедленно оказана. Умей быть отзывчивым и благодарным и добро вернется к тебе сторицей.

    В сказке «Гуси-лебеди» положительным героем является сестрица, которая спасла своего братца, а отрицательным – Баба-Яга, замыслившая съесть девочку.

    Сюжет сказки построен по классическим канонам. В ней есть зачин в виде слов «Жили-были..», и экспозиция, когда родители поручают девочке следить за братцем. Момент похищения братца птицами является завязкой сюжета, а обнаружение похищенного мальчика у Бабы-Яги – его кульминацией. Побег от Бабы-Яги и возвращение в родной дом является развязкой сюжета.

    Следует отметить динамичность сюжета сказки. В ней много действия. Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.

    Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

    Читать сказку Гуси-лебедиЧитать другие русские народные сказки

    Сочинение на тему Моя любимая сказка Аленький цветочек (5 класс)

    В мире так много сказок. Плохих и хороших. Добрых и необычных. Сказки созданы для того, чтобы научить людей чему-то. Мы все читаем сказки. Все они хороши и волшебны по-своему. Но есть сказки, которые западают нам в душу и остаются в ней навсегда. Одной из таких сказок для меня стала «Сказка об аленьком цветочке».

    Это сказка про самое главное в жизни. Про любовь. В далекие времена в одной деревне жил купец. Было у него три дочери. Собрался купец ехать в заморские страны за товаром. Решил он узнать у своих дочерей, какой сувенир им привезти из командировки. Одна себе заказала наряд, другая украшения, а самая младшая попросила красный цветочек привезти.

    Объездил купец все страны. Нашёл сувениры двум старшим дочкам, а младшей искал в самый последний момент по дороге домой. Набрел купец на старый замок. Увидел за оградой красную розу. Решил сорвать её для дочки. Только сорвал, и тут появилось чудище, а по совместительству и хозяин замка, и взяло вора в плен. Купец упросил чудовище отпустить его на несколько дней домой и отдать подарки. Воротился старик домой. Вручил всем подарки и рассказал о своих приключениях младшенькой любимой дочери.

    Она очень любила отца, да и старенький он был. Простилась она с отцом и вернулась вместо него к чудовищу в замок. Там она научила чудовище хорошим манерам, помогла ему побороть комплексы по поводу внешности и влюбилась в него. Тогда он и открыл ей страшную тайну, что он заколдованный принц и чары его спадут только от поцелуя истиной любви (а ещё тогда когда лепестки на самой красивой розе в башне его замка осыпается).

    Настолько принц был благодарен девушке, что отпустил её домой.

    А в это время её отец собрал банду во главе самовлюбленного охотника (который, кстати, давно положил глаз на младшенькую дочь купца) и они отправились убивать чудовище. Долго пришлось девушке объяснять отцу, что он не монстр, а очень хороший принц. Но так как банда была уже на пути к замку, девушке пришлось срочно вернуться к чудовищу. Было уже слишком поздно. Охотник выстрелил и попал ему прямо в сердце. И тут девушка начала рыдать и поцеловала умирающее чудовище. Чары исчезли, последний лепесток упал с розы, и принц исцелился. Потом был пышный бал в честь их свадьбы. В конце они жили долго и счастливо.

    2 стр., 995 слов

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников при изучении …

    … с чем улетели к Бабе-Яге. Девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с … систему уроков литературного чтения по изучению русских народных сказок, направленных на формирование духовно-нравственных качеств личности. Эта работа … эксперимент, целью которого являлся сбор данных, анализ и интерпретация которых позволила бы подтвердить или опровергнуть выдвинутую …

    По-моему мнению эта сказка учит нас самому главному в жизни. В жизни главное не внешность. Даже самый безобразный человек в мире, может оказаться добрым и чутким. Человека любят не за его внешность, а за его внутренний мир. Чем добрее человек – тем его внутренний мир прекрасен. А внешность, как известно всегда обманчива. Красивый и самовлюбленный охотник не смог этого понять. Хорошо, что это поняла главная героиня сказки. Хоть она и оказалась в плену у внешне безобразного «чудовища», её это не испугало. Она смогла увидеть в нем самое главное – душу.

    Мне нравится эта сказка. Она надолго останется в моей душе. А урок, который она преподнесла мне – пригодится в дальнейшей жизни. Наверное, это один из самых главных уроков. Побольше бы в мире таких чудесных сказок как эта.

    Литература 5 класс

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/vorobev-gusi-lebedi/

    Огненная Мария

    Далее, святая Марина у славян ассоциировалась с Огненной Марией. Так, её народно-календарный день назывался «Марина Огнена, Опалена Мария, Маринден или Марина лазоревая». По поверьям, она связана с молниями — мечет огонь с неба:

    Падающая с неба «огненная головня» ни на что не напоминает?

    Ага, как и падающая с неба Афродита-Ева-Заря-Люцифер…


    Огневидная колесница Слова. Уральская старообрядческая икона.

    Глядя на Огненную Марию, подумал вот что: вам сокращение «Маргариты» до «Греты» не напоминает то самое болгарское «Горешници» или наше «Гореть»? Пока не утверждаю этот тезис, так как не уверен в его верности, ведь в «грете» можно увидеть ещё и grain-grānum-зерно, что тоже логично: «мар-гарита — морское зерно, т.е. словарное «жемчужина»… Тут надо смотреть, есть ли связи между «греть» и «зерно»…

    Хочу заметить, что история ведьмы в «Ганзеле и Гретель» заканчивается на том, что Гретель СЖИГАЕТ ВЕДЬМУ — вот вам и «Огнена Марина» в гневе. Сама же ведьма хочет сжечь детей в печи — вот вам и предание о сжигающей детей Марине.

    Есть ещё один день, подобный «Марине Лазоревской», — день Марии Магадлены («Марьи добрый день, Росная оконница, Марья-суровица, Мария поцелуйница, Мария Магдалина-сладостница, Огненная Мария, Марьин день, День св. мироносицы Марии Магдалины; Блага Марија»). Приметы те же, что и у «Марины Лазоревской».

    Огненную Марину называли сестрой Ильи Пророка, который заменил Перуна (но не только, об этом как-нибудь отдельно расскажу) в академическом пантеоне:

    Здесь я пропускаю все крестьянские функции Марии, связанные с плодородием земли, как сами собой разумеющиеся и не являющиеся частью расследования — о плодородии сказано достаточно и даже избыточно в любом материале по фольклору. Меня интересуют иные, непопулярные аспекты мифологии, а они подсказывают, что «женский вариант Перуна» — это как раз Заря, которая впоследствии упала с неба наземь, подобно той же Афродите или Люциферу.

    И тут, кстати, важный момент: падающая звезда — повод ЗАГАДАТЬ желание, так? Гадание — это отсыл к судьбе, так как гадали жрецы и простой люд именно о судьбе когда-то, а не просто вопрошали ништяки «у богов». А Судьба — это главный мотив разбираемой мною богини, как и главный мотив всего «язычества».

    Отличия от оригинала

    • В оригинале гуси-лебеди уже имеют плохую репутацию. Значит, главная героиня обнаружила похищение, когда они лишь мелькнули вдалеке, и сделала вывод о преступлении.
    • В мультфильме фигурирует обычная река, а в оригинале она была молочной с кисельными берегами.
    • В оригинале главная героиня отказывала встреченным персонажам. Поэтому единственным, кто оказал ей помощь, был ёжик, а в фильме каждый новый герой содействовал счастливому финалу.
    • В оригинале (пересказ Александра Афанасьева) Баба-Яга отвлекала мальчика — дала ему играть золотыми яблочками, а не просто сидеть на лавке. В интерпретации Алексея Толстого яблоки были серебряными.
    • В фильме главная героиня сама забирает брата. В оригинале (обработка Алексея Толстого) ей помогает мышка.
    • В оригинале главной героине пришлось потом умолять речку, яблоньку и печку, чтобы они спрятали её от гусей-лебедей. В фильме наоборот — все они с радостью откликаются в благодарность за ранее оказанные услуги.
    • В мультфильме гуси-лебеди попадают в ловушку, подстроенную Машей, и обгорают в печке. В оригинале они просто не находят детей и улетают ни с чем.
    • В фильме в качестве гостинцев дети получили леденцы, а в первоисточнике в качестве гостинца была булка.

    «Гуси-лебеди» (Русская народная сказка)

    Жил старичок со старушкой. Были у них дочка да сынок маленький. Собрались старики в город и приказывают дочке:

    — Мы пойдём, дочка, в город: принесём тебе булочку, купим платочек, а ты будь умна, братца береги, со двора не ходи.

    Ушли старики, девочка посадила братца на травку под окном, а сама побежала на улицу и заигралась. Налетели гуси, подхватили мальчика и унесли на крылышках.

    Прибежала девочка, глядь: нет братца! Кинулась туда-сюда — нету! Кликала девочка, кликала братца — не откликается. Выбежала в чистое поле: вдали метнулось гусиное стадо и пропало за тёмным лесом. «Верно, гуси унесли братца!» — подумала девочка и пустилась гусей догонять.

    Бежала девочка, бежала, видит: стоит печка.

    — Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?

    — Съешь моего ржаного пирожка — скажу.

    — У моего батюшки и пшеничные не едятся!

    — Яблоня, яблоня! Куда гуси полетели?

    — Съешь моего лесного яблочка, тогда скажу.

    — У моего батюшки и садовые не едятся! — сказала девочка и побежала дальше.

    Бежит девочка и видит: льётся молочная речка — кисельные берега.

    — Молочная речка — кисельные берега! Скажи, куда гуси полетели?

    — Съешь моего простого киселька с молочком, тогда скажу.

    — У моего батюшки и сливочки не едятся!

    Долго бы пришлось бегать девочке, да попался ей навстречу ёж. Хотела девочка ежа толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает:

    — Ёжик, ёжик, куда гуси полетели?

    Ёжик и показал дорогу девочке. Побежала девочка по дороге и видит: стоит избушка на курьих ножках, стоит, поворачивается. В избушке сидит Баба Яга, костяная нога, морда глиняная; сидит и братец на лавочке у окошка, золотыми яблочками играет. Подкралась девочка к окну, схватила братца и побежала домой. А Баба Яга кликнула гусей и послала их за девочкой в погоню.

    Бежит девочка, а гуси совсем её нагоняют. Куда деваться? Прибежала девочка к молочной речке с кисельными берегами:

    — Реченька, голубушка, укрой меня!

    — Съешь моего простого киселька с молочком.

    Похлебала девочка киселька с молочком. Тогда речка спрятала девочку под крутой бережок, а гуси мимо и пролетели.

    Выбежала девочка из-под бережка и побежала дальше, а гуси её увидали и опять пустились в погоню. Что делать девочке? Прибежала она к яблоньке:

    — Яблоня, голубушка, спрячь меня!

    — Съешь моего лесного яблочка, тогда спрячу.

    Нечего девочке делать — съела она лесного яблочка. Яблонька закрыла девочку ветками — гуси и пролетели мимо.

    Вышла девочка из-под яблоньки и пустилась бежать домой. Бежит, а гуси опять её увидали — и ну за ней! Совсем налетают, крыльями над головой машут. Чуть-чуть добежала девочка до печки:

    — Печечка, матушка, спрячь меня!

    — Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу.

    Поскорей съела девочка ржаного пирожка и залезла в печь. Гуси пролетели мимо.

    Вылезла девочка из печки и пустилась домой во весь дух. Гуси опять девочку увидали и опять погнались за нею. Вот-вот налетают, крыльями по лицу бьют, того и гляди братца из рук вырвут, да изба-то была уж недалеко. Вбежала девочка в избу, проворно двери захлопнула и окошки закрыла. Покружились гуси над избой, покричали, да так ни с чем и полетели к Бабе Яге.

    Пришли домой старичок и старушка, видят: мальчик дома, жив и здоров. Подарили девочке булочку и платочек.

    Глава 4

    Осенью Марьянова потянуло на родину. Он подал заявление на отпуск, зашёл к секретарю горкома и рассказал ему, что родителей не помнит — их расстреляли белые, когда ему было полтора года. Односельчане кормили его из милости и не любили за упрямство и озорные выходки. В двенадцать лет Марьянов ушёл в город, некоторое время был беспризорником, «потом всё шло как положено». Война застала его на третьем курсе пединститута.

    Затем Марьянов рассказал о том, как воевал, о своей любви к Тане и предупредил секретаря, что, скорее всего, не вернётся. Секретарь улыбнулся, попросил вернуться и привезти ему литр мёда.

    Отзывы о русском сказании

    Сказка также показывает, что часто в жизни справедливо правило «всему своя цена». Хочешь помощи — сначала помоги сам. Конечно, сказка имеет и просто развлекательный характер. Она короткая, но посопереживать героям вполне можно успеть.

    гость литературного сайта

    Ой, как же я любила в детстве эту сказку. Почему-то приключения сестрицы и братца казались мне очень увлекательными, особенно на обратном пути, здесь и возможность под молочной речкой скрыться, и в печке побывать, пирожков вкусных отведать и не только.

    гость литературного сайта

    Эта книга об ответственности, об авторитете родителей, она хорошо раскрывает смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется».
    гость литературного сайта

    Глава 4

    Осенью Марьянова потянуло на родину. Он подал заявление на отпуск, зашёл к секретарю горкома и рассказал ему, что родителей не помнит — их расстреляли белые, когда ему было полтора года. Односельчане кормили его из милости и не любили за упрямство и озорные выходки. В двенадцать лет Марьянов ушёл в город, некоторое время был беспризорником, «потом всё шло как положено». Война застала его на третьем курсе пединститута.

    Затем Марьянов рассказал о том, как воевал, о своей любви к Тане и предупредил секретаря, что, скорее всего, не вернётся. Секретарь улыбнулся, попросил вернуться и привезти ему литр мёда.

    Развязка произведения

    «Гуси-лебеди», сказка, краткое содержание которой мы здесь излагаем, подходит к концу. Бежит Маша с братом и видит, что настигают их птицы. Тогда она кинулась к речке и попросила ту укрыть их. Спрятала их речка, и пролетели мимо преследователи, ничего не заметили.

    И снова бегут дети, недалеко до дома осталось. Но тут птицы снова заметили беглецов. Норовят вырвать братца из рук. Но тут Маша заметила печку, в которой и укрылась с Ванюшей. Не смогли гуси-лебеди добраться до детей и вернулись обратной к Бабе-яге.

    Выбрались брат с сестрой из печки и побежали домой. Здесь Маша умыла и причесала Ваню, посадила на лавку, рядом сама присела. Вскоре вернулись родители и привезли детям гостинцы. Ничего им не рассказала дочка. Так ни с чем остались гуси-лебеди.

    Сказка (краткое содержание это подтверждает) относится к так называемым волшебным. Для подобных произведений характерно присутствие магического злодея (Баба-яга в нашем случае) и волшебных помощников (печка, яблонька, речка, ежик).

    Анализ сказки «Гуси лебеди» — тема, идея, чему учит сказка «Гуси-лебеди»

    «Гуси лебеди» анализ сказки

    Тема

    : В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

    Идея

    : Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

    Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

    Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

    Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

    Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»:

    • Начало сказкитрадиционное
      : Зачин
      (Жили – были….)
    • Экспозиция (наказ родителей)
    • Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
    • Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
    • Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)

    Сказка очень динамичная

    , в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться :
    «Налетели, подхватили, унесли, пропали»
    они передают всю остроту ситуации.

    «Гуси-лебеди» – это популярная русская народная сказка, которую писатель Александр Афанасьев включил в свой замечательный сборник «Русские народные сказки»

    Сказка показывает, как важно быть добрым и внимательным к другим, слушать родителей

    Художественные особенности

    Краткое содержание сказки «Гуси-лебеди» помогает выявить и художественные особенности. Так, в лексике присутствует много архаизмов. Например, «воротились», «кликала», «причитывала» и другие. А из-за того, что глаголов в тексте больше, чем прилагательных, создаётся и насыщенность по действию, по развитию сюжета: «бежала-бежала», «полетели-полетели».

    Есть в сказочном тексте и слова, где образование дефисное: «яблоня-матушка», и другие. Встречается много эпитетов: «тёмный лес», «чистое поле». Есть также анафоры: «Ёжик! Ёжик!», а также большое количество вопросительных и восклицательных предложений.

    Глава 3

    До войны Марьянов писал стихи. Два его стихотворения даже опубликовали в журнале, при этом сильно раскритиковав. После войны он начал писать повесть об их с Таней любви, но за год так и не закончил её.

    Марьянову не давалась концовка — он понимал, что Таня погибла, но не мог «убить» её на страницах своей повести.

    Непреложность факта её гибели он опровергал любовью, мечтой и надеждой, которые делают бессмертным род человеческий.

    Было несколько вариантов финала, и во всех Таня оставалась в живых. Повесть осталась незаконченной.

    Композиция произведения

    При изучении известной сказки на уроках в школе учитель должен объяснять ребятам не только о том, чему учит она, каков её жанр, но и обязательно нужно остановиться на композиции произведения. А она в известной сказке зеркальная. Это означает, что девочка совершает один и тот же путь туда и обратно и встречает на своём пути одних и тех же персонажей, поэтому текст повторяется.

    А вот время и пространство в сказке выделяются особенно, так как автор конкретно не указывает определённого места и времени. Зато мир делится на 2 части: живые люди и тёмный лес, где обитают злые силы, подобные Бабе Яге. Все приключения происходят с девочкой в лесу, помогая приобретать новые умения и навыки.

    Если же говорить о времени, события происходят в течение одного дня. Это и неожиданный отъезд родителей, и похищение мальчика, и путешествие по тёмному лесу, и возвращение сначала девочки, а затем её родителей домой. Сам же сюжет построен классически:

    • зачин («Жили-были»);
    • экспозиция (поручение следить за братом);
    • завязка (похищение мальчика);
    • кульминация (найден мальчик в избушке Яги);
    • развязка (побег и возвращение домой).

    Анализ сказки

    Это волшебное произведение учит помогать всем. Но стоит всегда помнить о близких людях и никогда не бросать их в беде. А вот родителей обязательно следует слушаться. У русского народа существует огромное количество пословиц, которые отражают главную мысль этой сказки:

    • Глаза боятся, а руки делают.
    • Есть нужда, будешь есть и калачи.
    • Смотрят не начало дела, а на его конец.

    В сказке хорошо, что девочка всё-таки поняла, что поступила неправильно, когда бросила сначала брата одного, нарушив просьбу родителей, а затем, когда отказывала в просьбе Речке, Печке и Яблоне. Но она осознала свои ошибки и на обратной дороге, исправив их, смогла спастись сама и спасти своего брата, поэтому это волшебное произведение оканчивается благополучно.

  • Представить к награде как правильно пишется
  • Представление о мире существующее в форме фантастических рассказов это
  • Представлены как пишется с одной н или с двумя
  • Представтесь или представьтесь как пишется
  • Представители темного царства в пьесе гроза сочинение 10 класс