Представь что ты редактор какие исправления надо внести в такой рассказ

Спросили тут, есть ли у меня какие-то правила, которых я придерживаюсь в работе. а они есть, конечно. немного подумал и

Спросили тут, есть ли у меня какие-то правила, которых я придерживаюсь в работе. А они есть, конечно. Немного подумал и сформулировал восемнадцать правил, которые всегда старался соблюдать. Своего рода мой личный писательский кодекс.

1. Читай. Читай как можно больше, чаще и с удовольствием. Чтобы научиться писать свои книги, нужно прочесть как можно больше чужих. Иначе никак.

2. Пиши. Пиши всегда. Не делай пауз, не бери перерывов между книгами. Закончив одну – сразу же начинай другую. Дописав последнюю строчку, тут же создай новый файл, напиши заглавие и хотя бы первую строчку. На компьютере всегда должен быть открыт текущий текст.

3. Веди черновики и заметки. Много черновиков и заметок. Записывай все, что приходит в голову, однажды оно может пригодиться. Любая мелочь однажды может вырасти в историю.

4. Не гонись за трендами, не пытайся оседлать модную тему, не старайся угадывать, чего желают широкие массы. Просто пиши то, что хочется писать, и не пиши того, чего писать не хочется.

5. Не подражай другим. Даже лучшим из лучших. Учиться у мастеров можно и нужно, но именно учиться, а не бездумно копировать. Копия всегда хуже оригинала – так будь же оригиналом, а не копией. Ищи свой путь, не следуй чужими. Проторенной дорогой идти проще, но ничего нового ты там не найдешь.

6. Не начинай книгу, если не знаешь, чем она закончится. Цикл тоже не начинай, если не знаешь, чем подытожишь последний том. Не надейся, что нужная мысль придет в процессе, потому что она может и не прийти. Мелкими деталями можно заполнять по ходу дела, но основные события и – самое главное! – концовку имей в наличии еще до того, как написал первую строчку.

7. Объем не имеет значения. Количество знаков не имеет значения. Важна только история. Если чтобы нормально ее рассказать, нужна многотомная эпопея – пиши многотомную эпопею. Если она комфортно себя чувствует в виде рассказа на две страницы – пиши рассказ на две страницы. Ничего не сокращай. Ничего не растягивай.

8. Грамотность должна быть близка к идеальной, насколько это вообще возможно для смертного. Не надейся на редактора. Пиши так, чтобы редактору нечего было после тебя делать. Совсем без опечаток и описок все равно не получится, хоть ты сто раз все перепроверь, но старайся максимально к этому приблизиться.

9. Вычитывай и редактируй. До упора. До тех пор, пока не прочтешь от начала до конца, ничего не пожелав исправить. Это все равно будет далеко от идеала, потому что идеал в принципе недостижим, но теперь ты хотя бы достиг своего нынешнего потолка. Все, можно остановиться, лучше не сможешь.

10. Ориентируйся на тот единственный вкус, который знаешь досконально. На свой собственный. Пиши так, чтобы нравилось самому себе. Представь, что это написал не ты, что читаешь книгу, написанную кем-то другим, и спроси себя: нравится ли тебе эта книга? Если да – программа-минимум выполнена. Остальное от тебя уже не зависит.

11. Не выкладывай незавершенное. Пока в книге не поставлена точка, пока текст окончательно не вычитан и не отредактирован, никому не показывай даже отрывков. Пусть черновик останется в черновике.

12. Не пиши продолжение ради продолжения. Если история закончена – она закончена. Сиквел не нужен. Сиквел ее почти наверняка только испортит. Не порть законченную историю ненужным продолжением, даже если очень просят.

13. С себя можно списать одного героя. Одного – и только одного. Все остальные могут взять от тебя какие-то отдельные черты, детали, но не более того. Не делай каждого главного героя своим подобием, в особенности идеализированным.

14. Избегай фальши. Текст должен быть настолько естественным, насколько это вообще возможно. Персонажи должны говорить так, как они говорили бы в реальности. Хорошо будет читать текст вслух, а диалоги – по ролям. Вслушивайся, старайся понять – слышны ли их голоса, живые ли у тебя герои? Даже самый малозначительный, третьестепенный персонаж не должен быть куском картона с намалеванной рожей, даже за ним должна стоять личность с характером и биографией.

15. Избегай совпадений. Мелкие совпадения уместны ровно в таком количестве, в котором они встречаются в реальной жизни. Невероятное совпадение допустимо одно-единственное – ключевое, то самое, из-за которого и случилась вся история.

16. Продумывай и обосновывай каждый элемент. Даже в фантастическом произведении должна присутствовать внутренняя логика. Ничто не должно происходить просто так и браться из ниоткуда, у всякого следствия должна быть причина, а у всякого чуда – объяснение. Даже если в тексте объяснения будут излишними или ненужными – держи их в голове, для самого себя. Мир должен быть цельным.

17. Не подыгрывай персонажам. История важнее всего, и герои – часть этой истории. Если сюжету нужна чья-то гибель – убей его, даже если очень жалко и будешь плакать. Не давай слабины, ибо как переживать героям, если они бессмертны и неуязвимы, если с ними не может случиться ничего плохого?

18. Получай удовольствие от работы. Если книга в тягость, если писать неприятно – не надо этого и делать. Процесс должен быть в радость, иначе текст будет вымученным.

Данное сообщение (материал) было создано и (или) распространено иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Недавно норвежцы попросили выступить на конференции и рассказать им об иноагентах. Через zoom. Смотрю фотографии с конференции: Мария Захарова приехала: ладно, – думаю, – сейчас все выскажу, сейчас объясню ей, что такого закона быть не должно в природе, что это ненормально, античеловечно и что-то там ещё, – заставлять человека писать капслоком ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В кои-то веки подготовился, написал речь:

«Я, по идее, должен иллюстрировать весь ужас иноагентского положения. Иначе Мария Владимировна скажет: нормально все у этих иноагентов, видите. Положа руку на сердце, так и есть: все нормально, – вопрос только в том, что считать нормой? Сейчас объясню. Вот, например, на митинги, на акции протеста, на прогулку я всегда беру с собой книгу и наивно думаю, что если меня арестуют, мне будет чем заняться. То есть я как минимум лет 6-7 своей деятельности журналистской готовлюсь к задержанию, оглядываюсь по сторонам, когда захожу в подъезд, меняю и без того сложные пароли в телефоне, сношу на всякий случай все приложения, когда меня задерживают, например, 31 декабря за съемку рядом с колонией под Петрозаводском, ну и так далее.

Или другой пример: приехал я недавно из Армении, только с ретрита (духовные практики – СР), где научили нас вдыхать и выдыхать, вдыхать и выдыхать, вдыхать и выдыхать – в тот же день, то есть в день приезда, звонят коллеги, спрашивают: что там у тебя с административным протоколом? А я знать не знаю ни о каком административном протоколе, а они: ну административный протокол на тебя завели за то, что ты сменил аватарку в фесбуке, вот даже бумага есть, смотри. Я смотрю, бегу на почту за письмом, к счастью, письмо из налоговой, но дыхание уже сбилось, сердце стучит, коллеги снова пишут под ночь: так и что там у тебя с административным протоколом. Я говорю: не было административного протокола. Они говорят: понятно. и на утро пишут: на Маркелова завели административный протокол за то, что он сменил аватарку в фейсбуке. Обычный день.

Да, есть плюсы, несомненно – стали звать в эфир как местные, так и федеральные телеканалы. Прямыми эфирами я тоже не брезгую. Говорю там журналистам: представьте себе, вот объясняю я, объясняю про иноагентство, люди слушают меня, слушают, и вворачивают в конце: а ты деньги-то брал из заграницы. Представляете, – говорю им. Журналисты слушают меня, слушают, и такие: да, кошмар… так а ты деньги-то брал из заграницы? и тень сомнения вырисовывается на лице, мол: лох, че – dura lex, sed lex. Ведь В.В. Путин, отвечая на вопрос Дмитрия Андреевича Муратова, объяснил, что иноагент если занимается политической деятельностью, то его деньги должны быть окрашены, но…

Вот я сейчас сижу в машине (а когда я сочинял этот текст, то действительно сидел в машине), у меня за окном столб (у меня тогда, действительно, был за окном столб), на столбе наклейка с надписью: УБЕРЕМ ДЕРЬМО 19 СЕНТЯБРЯ. Денис Базанков. Денис Базанков – журналист. Это – политическая деятельность (я думал, что во время эфира эффектно поверну камеру в окно и скажу: вот это – политическая деятельность). Где моя политическая деятельность? Где огромные гонорары за нее?

Если бы каждый понедельник на планерке я получал задание от заграничных медиа: Сергей, понедельник уже, хватить лениться, давай, доедай Доширак и ступай раскачивать лодку, и ступал бы я, и раскачивал бы лодку, а в конце года вселялся, например, в самую дорогую квартиру самого дорогого дома в самом дорогом жилом комплексе Петрозаводска «Аквамарин», в котором одна из квартир, например, числится за супругой бывшего главы Карелии, или достраивал бы коттедж в коттеджном городке, один из коттеджей в котором записан на родственника… да был бы я хоть Корейко или даже Зицпредседатель Фунт, можно было бы как-то ещё оправдать эту дикость, но я слишком ленивый для этого (я даже сочинил шутку о том, что я настолько ленив, что недавно выступал на конференции и даже тезисы к выступлению поленился дописать, не говоря о самом выступлении).

Спросите одного редактора, спросите другого редактора, спросите любого редактора, с которыми я работал: как это, работать со мной. И любой редактор ответит: он то от темы откажется, потому что конфликт интересов или неохота, то в ответ на просьбу редактора что-то исправить скажет: нет, я художник, я так вижу, и ничего не исправит, а ещё он дедлайны пропускает годами. Можно ли такому человеку доверить столь ответственную деятельность по дестабилизации политической обстановки в стране? И как сказал мне недавно один лауреат одной престижной премии: ладно бы были гонорары.

Написал я все это и многое другое, норвежцы, наконец, подключили меня к зуму. Вижу, на том конце сидят сонные скандинавы, готовятся слушать историю об иноагентах в маленькой аудитории, извиняются за ограниченное время, просят рассказывать побыстрее. В конце спрашивают: чем мы можем помочь. Ни Марии Захаровой, ни Лаврова. Чем тут поможешь.

Сергей Маркелов – журналист (по версии Минюста – иноагент)

Высказанные в рубрике «Мнения» точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

Преамбула

Я люблю собеседоваться в разных компаниях. Во-первых, я нанимаю и сам тоже, и мне интересно смотреть, как это делают другие, и перенимать разные фишки. Во-вторых, это мой способ понять свою ценность и посмотреть, куда движется рынок.

Вот лишь небольшая часть истории моих собеседований:

  • GetYourGuide (оффер, и до сих пор счастлив сотрудничать)

  • Facebook (оффер)

  • Amazon (не прошёл техническое собеседование)

  • Zalando (отказали уже в самом конце, но я и правда не очень подходил на позицию)

  • SumUp (пре-оффер, не сошлись по условиям)

  • Canonical (провалился с громким треском)

  • Wayfair (не помню уже, что-то пошло не так)

Компании поменьше и не сосчитать уже.

Так вот, Фейсбук. Позиция дата-инженера в Лондоне или Дублине (по ходу процесса вариант с Дублином отпал почему-то).

Сначала расскажу свои общие впечатления. Дальше подробно опишу процесс и дам советы, на что обратить внимание. Многое из мною описанного ниже применимо к собеседованиям на сходные позиции и в других компаниях тоже.

Что понравилось

1. Очень профессиональные ребята.

Не жди рекрутера, который будет неправильно называть языки программирования, а на все вопросы отвечать “я уточню и вернусь к вам как можно скорее”. О, нет! Рекрутер в Фейсбуке не только очень хорошо разбирается в стеке, на который нанимает, но и имеет за плечами богатую историю с предыдущими кейсами. Переезжаешь со своим любимым удавом? Без проблем, они только что наняли программиста из Индии, у него их было целых три, причём один болел диабетом.

2. Рекрутер — друг твой. На протяжении всего процесса.

У рекрутера в Фейсбуке достаточно времени, чтобы отвечать на ВСЕ твои вопросы или просто желать тебе успеха утром в день собеседования. В истории моей переписки с ними 23 письма по процессу собеседования, затем ещё пост-офферных 28 писем. Не считая, наверно, десяти созвонов голосом.

3. Очень прозрачный процесс.

Конечно, в интернете полно информации, о чём спрашивает Фейсбук на собеседованиях. Да только они и сами этого не скрывают: рассказывают, какие будут вопросы, какого рода задания. Советуют, что повторить (вот оно всё, в открытом доступе). Дают ссылки на ресурсы для повторения. И да, потом действительно спрашивают, что обещали. Фейсбуку важен опыт решения нетривиальных задач и навыки разруливания на ходу, а не то, что легко гуглится.

Что не понравилось

1. Настойчивы, иногда до неприличия.

Временами это напоминало деструктивную секту. Чем ближе дело к заключению контракта, тем меньше времени было, чтобы взвесить все за и против. Три дня на подумать? Зачем? Давай сейчас всё обсудим, развеем все сомнения. Очень заметно, что бонусы рекрутера как-то зависят от количества или даже скорости подписанных контрактов.

2. Утром деньги, вечером стулья.

Я ниже расскажу, почему всё не срослось — главная проблема оказалась в британских законах и бюрократических заморочках. Так вот, разговаривать с relocation team по их внутренним правилам запрещено, пока не подписан контракт. Хочешь узнать, как долго ждать визу или на каких условиях перевозить семью? Всё расскажем, но потом. Сначала подпись.

3. Нет титулов.

Это не про процесс найма, а про компанию в целом — у них отсутствуют seniority levels, по крайней мере там, куда устраивался я. Скажете, зазнайство или снобизм — бояться расстаться со своей senior приставкой? Скорее всего. Но ещё мне это сильно помогает в работе, расставляет маркеры: с senior продакт-менеджером я буду разговаривать не тем языком и не в тех терминах, нежели с junior.

Процесс

Этап 1. Разговор(ы) с рекрутером

Как я уже говорил, разговоров было много и в разных форматах. Особняком выделялся один из первых созвонов, этакий формальный чекин. Говорили про компанию, про мой прошлый опыт, мотивацию, планы на будущее. Достаточно детально разобрали пару прошлых кейсов (слово года — impact, советую употреблять регулярно в малых дозах), прошлись по стеку. Было и несколько вопросов на уровне чек-листа — мол, знаю или нет? Помню только один: нужно было по формальному определению распознать linked list (притом, что в работе я его не использовал в явном виде, пожалуй, ни разу в жизни).

Этап 2. Первое техническое собеседование

Я условно делю техническое собеседование на три части, потому что это действительно были три часовые беседы с разными людьми. Однако все они проходили в один день с минимальными паузами, так что могу путаться в деталях.

Сначала — бизнес- и продуктовое чутьё. Глубокого знания продуктов Фейсбука не требовалось, показателей квартального отчёта никто наизусть не спрашивал. Вопросы были по большей части вида “что-если” и “как это измерить”. Для подготовки очень рекомендую эту статью и хорошо потренироваться на котиках собственных примерах.

Мой главный совет — думай как продакт-менеджер. Не надо тут про ООП или шардирование, конкретно эта часть собеседования — исключительно про метрики и как сделать приятно конечному пользователю.

Пример вопроса: ты пришёл утром на работу и обнаружил, что метрика “частота доскролливания до четвёртого поста в ленте фейсбука” упала на 7% по сравнению с вчерашним днём. Как будешь разбираться в причинах? (Метрики могут быть самые дикие, в этом вся фишка.)

Направление ответа:

  • сказать, что причины могут быть внутренние и внешние; дебаг нужно начинать с внутренних, потому что они более вероятны

  • из внутренних причин могут быть: проблема с данными или пайплайном (то есть на самом деле с метрикой всё в порядке, просто мы её неправильно посчитали), проблема с продуктом (на какой-то версии андроида не работает скролл) или проблема со стимулами (что-то отвлекает пользователя от скроллинга)

  • внешние причины: сезональность (грядут новогодние праздники, в прошлом году было так же) или структурные изменения в мировом порядке (люди массово переходят на другой формат потребления контента и вообще странно себя ведут).

Этап 3. Второе техническое собеседование

Моделирование данных.

Здесь мне предложили на выбор несколько известных компаний (я выбрал Убер) и предложили набросать несколько наиболее важных таблиц, её описывающих, и связей между ними (у меня получились таблицы для автомобилей, водителей, клиентов, поездок, городов, локаций; а у поездки, например, есть автомобиль, водитель, клиент, локация начала и конца поездки, дата/время начала и конца, стоимость, ну и так далее). Интервьюер намеренно останавливает буйную фантазию, не даёт слишком усложнять.

А потом начинается этап “массажа” — снова вопросы вида “что-если” и просьбы написать запрос, отвечающий конкретной бизнес-проблеме. Видно, что готового скрипта собеседования нет, кейсы возникают спонтанно, модель можно менять на ходу, если так будет легче справиться с задачей.

Пример вопроса “что-если”: как изменится твоя модель, если водитель не привязан жёстко к автомобилю (скажем, компания-таксопарк может назначать одному и тому же водителю разные машины в разные дни)? Как будет устроена связь автомобиля с поездкой?

Пример на SQL: найти водителей в Берлине, которые в ноябре 2021 года совершили как минимум в три раза больше поездок, чем в среднем на одного водителя за тот же период. (Водители-трудяги, мы им хотим послать новогодние открытки.)

Я так понимаю, вопросы ограничены только фантазией вопрошающего, но, по моему впечатлению, они действительно имели смысл с продуктовой точки зрения. Совсем уж странных задач не было.

Иногда вопросы формулировались самым общим образом: например, хотим померять долю прибыли от постоянных клиентов, напиши запрос. Необходимо было путём рассуждений (а кто такие постоянные клиенты?) предложить конкретное техническое воплощение.

Этап 4. Третье техническое собеседование

Кодинг. Про эту часть помню меньше всего, всё как в тумане ?

Писали на Python, задач было несколько. Успели вроде бы всё, но времени было в обрез. Никаких мегасложных концепций, дата-структур, pandas-ов, sklearn-ов и прочего не требовалось. Только листы и словари, да базовые операции.

Пример задачи: дан массив с интервалами (скажем, вида [(1, 3), (2, 5), (9, 26), …], нужно объединить пересекающиеся интервалы в один (то есть первые два должны объединиться в (1, 5)). Скорость работы и О-нотации в оценивании не участвуют.

Краткость кода приветствовалась (помню, что одну из первых задач решил в питонячьем стиле в одну строку, интервьюер сказал, это было самое короткое решение в его практике), но было видно, что правильное решение важнее короткого, но неправильного.

Что ещё запомнилось:

  • тестирование — это часть ответа: мало было написать функцию, желательно было её ещё проверить на разных исходных данных (базово, без юнит-тестов). Кстати, в требованиях этого не было, но на словах поощряли любые попытки быстро проверить правильность кода

  • были задачи на какой-то неожиданный трюк — например, конвертацию типов (скажем, если нужно вытащить третью цифру из длинного числа, не нужно устраивать делений с округлениями; намного удобнее преобразовать его в строку и взять третий символ)

  • я постоянно натыкался на одну и ту же ошибку при работе со словарями (dict), надо было повторить получше.

Этап 5. Behavioral

Здесь много говорить не буду, всё было достаточно стандартно: поговорили о прошлом опыте, проектах, каких-то моих архитектурных решениях. Что за команда, чем гордишься, как разрешаешь конфликты, и так далее.

Запомнилось, что здесь можно было теоретизировать (“считаю, что лучший формат взаимодействия команды — это когда …”), но просили подкреплять примерами из практики.

На этом всё, дальше было несколько дней на обработку фидбека от всех интервьюеров — и оффер.

Ну и вообще

Напоследок дам несколько общих советов, которые пригодятся на всех этапах (да и в любых компаниях):

  • думать вслух с первой секунды. Если вообще непонятно, с чего начинать, повтори вопрос своими словами (“итак, насколько я понял, мне нужно …”) — часто интервьюер корректирует постановку вопроса и даёт какие-то подсказки

  • взаимодействовать, не замыкаться в себе, рассуждать, задавать вопросы (“у меня есть два направления решения, пока не могу выбрать. С одной стороны, можно попробовать … С другой стороны, … Что бы вы посоветовали?”)

  • не нужно булшита типа у собак есть блохи, если не знаешь — то лучше так и сказать (окей, лучший вариант ответа: “про Х я знаю только, что он используется в Y, но опыта у меня нет. Я для подобных задач использовал Z”)

  • не трать время на споры об условиях задачи; если накладываются определённые ограничения, значит, тебя хотя потестировать именно в этих условиях. Если просят написать SQL без подзапросов, не нужно разглагольствовать, что в реальной жизни так не бывает. Прими этот вызов и решай ?

  • выстраивай общение на равных, даже если чувствуется разница в опыте. Если интервьюер указывает на ошибку, лучшая реакция — поблагодарить (без дифирамбов и извинений!) и исправить ошибку, либо хотя бы обозначить понимание (“да, вы правы, спасибо за совет. Я изначально предполагал Х, но после вашей ремарки вижу, что действительно лучше Y”). Спорить тоже можно, но только (а) аргументированно и (б) с уважением к точке зрения собеседника.

  • стресс твой — враг твой, однако никто не застрахован от блока мыслительных процессов на фоне нервов и паники. Если такое произошло, лучше честно в этом признаться и предложить скорректировать скрипт собеседования (“прошу прощения, что-то я разнервничался и не могу ясно думать. Мы можем пока перейти к следующему блоку вопросов?”)

Оффер и дальше

Сейчас я ступаю на скользкую дорожку самолюбования в стиле “одна из самых успешных компаний мира звала меня, а я повёл плечиком и ушёл в закат”. Оставим всё подсознательное Фрейду, в моих терминах всё выглядит гораздо прозаичнее: крупная компания предлагала мне переехать в один из самых дорогих городов мира (в активной фазе брекзита) и пойти на существенные личные и профессиональные ограничения, и в тот момент я сделал выбор в пользу другого развития событий.

Основных препятствий было три:

  • переехать мог только я, моя жена (которая на тот момент ещё не была женой) должна была пройти пять кругов ада с документами, визами, апостилями, консулами, подтверждением уровня английского и бог знает чем ещё. И это как раз тот случай, когда “мы всё разрулим, только подпиши контракт” оказалось на поверку “ну таковы английские законы, ничего не попишешь”

  • я уже принял для себя решение двигаться в сторону карьеры менеджера, и мне в принципе казалось не лучшей идеей менять место работы в тот момент. В новой компании нужно заново выстраивать своё окружение и зарабатывать авторитет, на это требуется время

  • ну и брекзит — мне очень важна свобода путешествий, которую даёт Европа: за 50 евро и два часа времени можно оказаться в другой стране и другой культуре. Мне кажется, это уникальное место на планете, где многие сотни народов научились жить в мире и согласии, уважать разнообразие взглядов. И мне очень не хотелось расставаться с возможностью путешествовать по Европе без виз.

Зачем же я тогда вообще затеял весь этот процесс с собеседованиями? См. начало :)

Автор: Евгений Ключников, Senior Data Engineer @ GetYourGuide (Берлин, Германия)
Linkedin: eugene-klyuchnikov
Instagram: @eugene.klyuchnikov

Недавно в СНГ вышла Disciples: Liberation, спин-офф великой серии игр. Быть может, новинка мало чем походит на классические части, но сам факт возрождения легенды приятен. Мы взяли интервью у ведущего геймдизайнера Эрика Латуша (Eric Latouche) и обсудили создание игры, перенос даты выхода в СНГ, личность главной героини и многое другое. Если предпочитаете смотреть, а не читать, смело кликайте на видос!

Примечание. На интервью должен был заглянуть не только геймдизайнер Эрик, но и креативный директор Луи Ламарш (Louis Lamarche), который больше знает о процессе разработки и организационных моментах. Увы, Луи не пришёл на созвон, а Эрик мог ответить далеко не на все вопросы.

Что такое Disciples: Liberation?

В СНГ к серии Disciples испытывают особенно тёплые чувства. Прекрасный мрачный мир, проработанные до мелочей юниты, глубокая тактическая боёвка — неудивительно, что многие предпочитали путешествовать по Невендаару, а не рубиться в «Героев меча и магии».

Интервью с разработчиками Disciples: Liberation. Обсуждаем, почему серия так изменилась, как разрабатывался спин-офф, и что ждёт тайтл впереди

Увы, за разработку третьей части Disciples взялись отечественные кудесники, и результат получился сомнительным. После провала о серии забыли на 12 лет, а фанаты успели потерять надежду на возрождение тайтла — тем удивительнее был анонс Liberation.

По трейлерам сразу было видно, что новая часть сильно отличается от оригинальных игр. Дизайн стал более современным, местность — компактной, значимость столицы снизилась, а во время сражений герои бродят по карте, а не стоят на месте.

Интервью с разработчиками Disciples: Liberation. Обсуждаем, почему серия так изменилась, как разрабатывался спин-офф, и что ждёт тайтл впереди

Мы уже прошли Liberation и, увы, оценили не все изменения. Достоинств в игре хватает: мир получился симпатичным и разнообразным, сюжет пусть и полон штампов, но всё равно интригует, диалоги написаны талантливо, а локализация хороша. Однако боевая система получилась чересчур унылой: на первый взгляд она кажется навороченной, но заскучать можно уже на пятом бою. Ознакомиться с обзором можно здесь.

Впрочем, не все геймеры были столь строги к спин-оффу — в Steam у Liberation 78 процентов положительных отзывов. Да и сам факт возрождения серии заслуживает оваций.

Интервью с разработчиками Disciples: Liberation. Обсуждаем, почему серия так изменилась, как разрабатывался спин-офф, и что ждёт тайтл впереди

Но как создавалась Disciples: Liberation? Почему играть можно исключительно за Авианну? Ждать ли продолжения? Эти вопросы мы задали ведущему геймдизайнеру Frima Studio Эрику Латушу.

Играли в Disciples: Liberation?

Как создавалась Disciples: Liberation?

VGTimes: С релиза Disciples 3: Renaissance прошло 12 лет, и всё это время фанаты серии грустили. Многие уже и не верили, что когда-нибудь вернутся в Невендаар. Расскажите, как вы взялись за разработку Liberation?

Эрик Латуш: Я трудился над Liberation не с самого начала. Я геймдизайнер Frima Studios и работал там над множеством проектов. А вот за разработку Disciples я взялся спустя примерно три месяца с запуска проекта.

Ведущий геймдизайнер Liberation Эрик Латуш

Ведущий геймдизайнер Liberation Эрик ЛатушВедущий геймдизайнер Liberation Эрик Латуш

Идея была в том, чтобы оживить франшизу, но не делать Disciples 4. Мы хотели поработать над более современным проектом, который включает элементы известных RPG. Плюс фокус был сделан на одном персонаже — Авианне. При этом важно было рассказать историю в мире Невендаар, который спал много лет, а теперь проснулся.

Мне кажется, мы упоминали это в одном из видео, но первые две части были разработаны в Монреале. Поэтому создание Liberation было для нас чем-то естественным (прим. ред. — Frima Studio тоже расположена в Канаде). Я не знаю всех деталей соглашения с издателем Kalypso Media, но мы были счастливы работать над серией.

Интервью с разработчиками Disciples: Liberation. Обсуждаем, почему серия так изменилась, как разрабатывался спин-офф, и что ждёт тайтл впереди

VGTimes: Эрик, можешь рассказать больше о своей роли в команде?

Эрик Латуш: Я ведущий геймдизайнер Liberation. Моей зоной ответственности было всё, что касается геймплея: юниты, сражения, менеджмент города, заклинания. Я работал практически над всем, что есть в игре — разве что историей и левелдизайном занимались другие специалисты. В общем, речь о всех игровых механиках.

Интервью с разработчиками Disciples: Liberation. Обсуждаем, почему серия так изменилась, как разрабатывался спин-офф, и что ждёт тайтл впереди

VGTimes: Как много людей было в команде, и сколько времени заняла разработка?

Эрик Латуш: Полагаю, что на пике разработки над Disciples работало 35-40 человек. Ну а по времени работа заняла 18-19 месяцев.

О геймплее и дизайне Liberation

VGTimes: Наверняка вам часто задают этот вопрос, но дизайн и механики Disciples 2 и Liberation сильно отличаются. Порой игра больше напоминает Diablo, чем оригинальные части. Почему так?

Эрик Латуш: Liberation действительно непохожа на прошлые три игры. Мы хотели осовременить серию, добавить больше актуальных механик — именно поэтому проект не называется Disciples 4.

Интервью с разработчиками Disciples: Liberation. Обсуждаем, почему серия так изменилась, как разрабатывался спин-офф, и что ждёт тайтл впереди

Конечно, до Diablo игре далеко, потому как у нас всё ещё тактическая боевая система. Однако я понимаю, что перемещение по карте может напомнить детище Blizzard. Исследование локаций — одна из основополагающих механик Liberation, и мы не хотели, чтобы геймеров что-либо ограничивало.

Да, в оригинальных частях у героя был лимит ходов, которые он мог сделать. Подобный подход просто не сработал бы для новой игры. Всё-таки у нас есть множество регионов, по которым нужно путешествовать. Для Disciples такое в новинку, но, судя по отзывам, изменения понравились многим.

Интервью с разработчиками Disciples: Liberation. Обсуждаем, почему серия так изменилась, как разрабатывался спин-офф, и что ждёт тайтл впереди

VGTimes: Геймерам из СНГ пришлось грустить целый месяц — в наших краях Liberation вышла на месяц позже, чем во всём мире. Почему вы решили сдвинуть релиз ради локализации? Вы ведь могли бы добавить озвучку и субтитры патчем.

Эрик Латуш: К сожалению, я не могу с уверенностью ответить на этот вопрос, потому что дату релиза перенёс издатель Kalypso. Я точно знаю, что релиз сдвинули, чтобы доработать русскую озвучку.

Я много работал над локализацией, и видел, как мы добились большого прогресса. Так что это и было ключевой причиной — озвучка поможет получить от прохождения лучший опыт, это было важно.

Интервью с разработчиками Disciples: Liberation. Обсуждаем, почему серия так изменилась, как разрабатывался спин-офф, и что ждёт тайтл впереди

VGTimes: Со времён тестирования и демо Liberation серьёзно изменилась. Какие у вас планы на дальнейшее улучшение игры?

Эрик Латуш: Уже после закрытой беты мы получили немало обратной связи. Например, изначально войска поддержки, которые стоят за спинами игроков, отнимали очки лидерства. Мы убрали это, чтобы добавить больше тактических схем. Подобных изменений было много, и людям они понравились.

Интервью с разработчиками Disciples: Liberation. Обсуждаем, почему серия так изменилась, как разрабатывался спин-офф, и что ждёт тайтл впереди

В демо можно было оставлять войска, которые защищают производства. На место добычи ресурсов мог напасть враг и отобрать его. Вот только бои были автоматическими — нам не понравилось, что геймеры порой проигрывали такие битвы и не могли ничего с этим поделать. Это было нечестно и недостаточно интересно, поэтому механику убрали.

К тому же это позволило упростить менеджмент. В Liberation 13 карт, и уследить за всеми производствами непросто.
К тому же работа до сих пор кипит. Мы читаем все комментарии и готовим огромный патч с исправлениями, который выйдет в декабре. Есть вещи, которые не нравятся людям, и мы постараемся их исправить.

Интервью с разработчиками Disciples: Liberation. Обсуждаем, почему серия так изменилась, как разрабатывался спин-офф, и что ждёт тайтл впереди

VGTimes: Пройти игру можно исключительно за Авианну. Почему вы не сделали редактор, чтобы геймеры смогли создать своего героя?

Эрик Латуш: Хороший вопрос. Изначально мы хотели дать выбор между мужским и женским персонажем, но в итоге решили оставить лишь даму. Она показалась нам более любопытным персонажем.

К тому же, если учитывать размер команды, бюджет и прочие ресурсы, лучше было остановиться на одном герое. Так мы решили сфокусироваться на Авианне и на том, как она ведёт диалоги, развивается и так далее.

Интервью с разработчиками Disciples: Liberation. Обсуждаем, почему серия так изменилась, как разрабатывался спин-офф, и что ждёт тайтл впереди

VGTimes: Раньше столица играла в Disciples важную роль. Она терраформировала местность, охранялась войсками. В Liberation Иллиан не так значим. Почему?

Эрик Латуш: Мы хотели создать большой город, который бы эволюционировал и отображал прогресс героев. Иллиан стал хабом, в который ты постоянно возвращаешься ради апгрейдов, общения с компаньонами и изучения новых заклинаний.

Интервью с разработчиками Disciples: Liberation. Обсуждаем, почему серия так изменилась, как разрабатывался спин-офф, и что ждёт тайтл впереди

Вместе с этим мы хотели упростить менеджмент, поэтому пришлось вырезать механики, когда столицу приходилось защищать. Это позволило нам уделить больше внимания боёвке, исследованию и системе решений. Конечно, в сюжете есть момент, когда Иллиан атакуют, но это происходит лишь однажды.

О будущем Disciples

VGTimes: С мирового релиза Liberation прошло немало времени. Можете поделиться информацией о продажах?

Эрик Латуш: К сожалению, у меня нет доступа к этой информации, так как я не работаю в Kalypso. Однако мы довольны тем, как геймеры приняли игру: положительных комментариев много, а геймеры постоянно дают обратную связь, позволяя улучшать игру и дальше.

Интервью с разработчиками Disciples: Liberation. Обсуждаем, почему серия так изменилась, как разрабатывался спин-офф, и что ждёт тайтл впереди

VGTimes: Быть может, вы можете рассказать что-то о будущем серии. Каковы шансы увидеть новую номерную часть?

Эрик Латуш: Это скорее вопрос к Kalypso. Я не знаю, есть ли у них планы на продолжение или сиквел Liberation. Однако, во время разработки у нас были планы на две другие игры. Мы начали глобальную историю, которая может получить интересное продолжение. Впрочем, это лишь планы — неизвестно, сбудутся ли они.

Интервью с разработчиками Disciples: Liberation. Обсуждаем, почему серия так изменилась, как разрабатывался спин-офф, и что ждёт тайтл впереди

***

Disciples: Liberation получилась спорной игрой, которая мало чем похожа на предшественниц, да и механики вроде боёвки работают не лучшим образом. Однако всё это не мешает радоваться тому, что серия спустя 12 лет вернулась. Надеемся, что издатель продолжит развитие тайтла и возьмётся за полноценное продолжение или ремейк второй части.

Какую Disciples вы ждёте?

  • Обзор Disciples: Liberation. Нормальная игра, но плохое продолжение великой серии
  • В геймплее Disciples: Liberation показали всё, за что любят знаменитую RPG — пошаговые бои и мрачную атмосферу фэнтези
  • О коллекционном издании «Disciples: Перерождение»

Представь что ты редактор какие исправления надо внести в такой рассказ

Очень интересная статья Евгения Фёдорова – «Хотим жить, как в Швеции!» Ёмкая, краткая, пугающая. По ней многое становится понятным. Да и комментарии под ней показывают, что некоторые читатели знают больше, чем сам автор.

Я хоть и не аналитик, но выразить своё мнение хочу и надеюсь, его опубликуют. Должен сразу сказать, что операция, которую можно назвать «Зимний цветок», проведена полностью успешно и подготовка велась не один день. Учтены все белорусские ошибки. А может, кураторы её не одни и те же.

Соответственно, и подготовка другая. Сразу чувствуется, как правильно подобран момент, сразу после Нового года. Полиция и военные ещё не в теме, не отойдя от праздников, а о государственных чиновниках гражданских служб и говорить нечего. Все, как и в России, уехали на отдых. Кто в тёплые заграничные края, кто в холодные просторы Карелии или Сибири, искать деда Мороза, кататься на снегоходах и стрелять лошадей, простите, лосей.

В общем, всё, как и всегда, ничто не предвещало беды, прекрасная маркиза. Вот только многие шаги непременно вели в этом направлении. Казахский национализм воленс-ноленс повыгонял многих русскоязычных из его просторов.

Немцы уехали почти полностью, если не в Германию, то в Россию уж точно, татары в Татарстан, остальные представители малых народов сами разъехались кто-куда, не стали исключением и чеченцы, вернувшиеся на родину.

Только русские частью уехали, частью остались, затягивая своё решение до последнего. Да оно и понятно, никто им навстречу в России не шёл и этнического клана для помощи русским в России не создал. Не маленькие, чай, и сами справятся. Вон узбеки с киргизами справляются, и вы справитесь.

Но последний год дал возможность оставшимся русским всё же решиться эмигрировать. Переход на латиницу, так называемые патрули чистоты, или как их там правильно по-казахски.

Кто не знает, казахи избивают у себя в Казахстане казахов, что не умеют говорить на родном языке. Причём избивают жёстко со всей ненавистью, как предателей. Это, в общем-то, касается российских казахов, которые туда изредка приезжают к родственникам. То есть казахи остались предоставленные сами себе со своими джусами, улусами, кланами и прочими азиатскими штучками. Никакой государственно образующей нации в Казахстане нет. Есть чисто азиатская примитивная система отбора по родственной крови и за большой бакшиш. Никаких скреп нет, образование падает, наукоёмкие отрасли отданы китайцам, и ничего собственного Казахстан по сути и не производит.

Но что же будет дальше? Чтобы понять, что там происходит, надо знать цели и задачи тех сил, что целенаправленно подводят к определённому сценарию. Каков он, неизвестно простому обывателю. Об этом можно только догадываться. Очень интересно, как быстро пала центральная власть. И ОДКБ, получается, стала вроде как полицейской силой. Весьма интересно. А что же собственные вооружённые силы?

Да, полицейские тоже иногда смотрят телевизор и, наверное, помнят, что сделали с украинским «Беркутом», поэтому сдаваться добровольно не сильно хотят, особенно когда в них стреляют из боевого оружия, и тут уже не до жалости или рассказов, почему ты стреляешь в собственный народ. У тебя тоже есть дома родственники и знакомые, которые для тебя тоже народ.

Можно предположить несколько сценариев происходящего, и все они укладываются в одно поистине прокрустово ложе. Это полная или частичная дестабилизация территории, которая входит в мягкое подбрюшье РФ.

Был Афганистан с его влиянием на Среднюю Азию, но это долго и в достаточной степени непредсказуемо. Киргизия невелика и там мало осталось русскоязычных. Таджикистан далеко и там их вообще нет, как и в Узбекистане, да и не граничат они с Россией.

А вот Казахстан идеален с этой стороны. Давным-давно Россия присоединила себе бескрайние казахские степи с одной целью – предотвратить предательский удар со стороны Англии в самый её центр. В этих бескрайних степях невозможна незаметная переброска сил для нападения, да ещё и огромные расстояния.

И вот теперь с территории Казахстана в случае его деградации целенаправленно можно наносить удары в сторону Новосибирска, Омска, Челябинска и Оренбурга. При большом желании можно отсечь всю Восточную Сибирь вместе с Дальним Востоком.

Конечно, никаких боевых действий здесь не будет проводиться. Зачем, когда есть мелкие террористические ячейки, диверсионные группы, просто толпы радикально настроенных беженцев, да и просто беженцев.

Мечтали о крупных городах в Сибири? Казахстан! Ваши мечты сбываются! Толпы беженцев, как русских, а они обязательно будут, надо же кого-то обвинить в качестве козла отпущения и резать, и грабить. (Для этой цели и выгодно большое количество русскоязычных). Не своих же казахов? И прочих, из тех, кто уже наполовину стал европейцем, но не нажил денег, чтобы улететь в США или Испанию, толпы этих людей нагрянут мощным цунами и обрушат наши мифические границы, а также наш профицитный бюджет.

И почему армия никак не отреагировала на это? Впрочем, Евгений Фёдоров уже дал на это ответ. А я добавлю. Советская армия – это продукт большевистских вождей, которые всегда зависели от армии и всегда боялись её. На все командные должности ставятся люди, которые не решатся на свой страх и риск пойти на госпереворот. Они будут сидеть, думать, считать выгоды и проигрыши. И сомневаться. Армия вне политики, она политически наивна и оттого беспомощна.

Генералитет молча будет смотреть, как погибает страна, и так и не решится на одно волевое решение. Средний командный состав будет ждать команды сверху и так и не дождётся её, а младший командный состав либо разбежится, либо перейдёт на сторону восставших. Вот, собственно, то, что мы и видим в Казахстане.

Но кровь порождает ещё большую кровь. Заварится новая красная каша, от которой станет плохо всем. Начнётся волна протестов. А у нас тоже есть прекрасно подготовленные для этого дровишки. Заботливо уложенные и периодически поливаемые маслицем некоторыми недальновидными чиновниками.

Маслице не пальмовое. Оно плохо горит, а машинное, отработанное с фракциями не полностью сгоревшего бензина и лигроина. Так, чтобы вспыхнуло и горело ярко и быстро. Очень ярко и очень быстро. Так что с Новым годом, товарищи, с Новым весьма трудным и непредсказуемым годом… революции.

Вывод… А вывод сделайте для себя сами. Тенденции нарастают, а решения не выработаны. Плюшевая власть может закрыться плюшевыми солдатами и беспомощно разводить руками, думая, что плюшевые игрушки умеют воевать.

ОДКБ уже там, но вот что-то я сомневаюсь, что армяне или белорусы будут там сражаться. Да и российские солдаты, пусть и контрактники, не сильно горят желанием отдавать свои жизни за «братскую» республику, если только за очень большие деньги. Времена интернационализма прошли, и все россияне получили от него прививку в девяностые годы, очень болезненную прививку и очень долго действующую.

Представь что ты редактор какие исправления надо внести в такой рассказ

Но, может, я ошибаюсь. В любом случае – тот, кто знает цели и задачи, и будет иметь решимость и волю всё это прекратить, тот и победит. Или нет, время даст на то ответ.

  • Почему таким страшным показалось герою отношение взрослых и детей к куклам в рассказе кукла
  • Почему запретили сказку чиполлино в россии
  • Похищенная рассказ часть 3
  • Посмотреть сказку аленький цветочек бесплатно
  • Полурока как пишется слитно или раздельно