Предполагаемые темы итогового сочинения 2022

Для 11-ти классников выпускников 2021 года выложены официальные темы 2021-20212 учебного года. итоговое сочинение было проведено 1 декабря 2021 года

Официальные (реальные) темы итогового сочинения 2021-2022 учебный годДля 11-ти классников (выпускников 2021 года) выложены официальные темы 2021-20212 учебного года. Итоговое сочинение было проведено 1 декабря 2021 года

Темы, аргументы и готовые сочинения по каждому направлению: Купить

Зона 1. Часовой пояс MSK UTC+2 (-1 час к Москве)
Калининградская область
111.Чем путешествие может обогатить человека?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
501.Что значит быть гражданином?


Зона 2. Часовой пояс MSK UTC+3 Московское время
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Вологодская обл., Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Кировская и Костромская обл., Курская область, Ленинградская область, Липецкая обл., Московская область, Мурманская область, Нижегородская обл., Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Смоленская обл., Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Ненецкий автономный округ, Волгоградская область

110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?

213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
309.Когда слово становится преступлением?
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?


Зона 3. Часовой пояс MSK UTC+4 (+1 час к Москве)
Астраханская обл., Удмуртская Республика, Ульяновская область, Самарская обл., Саратовская область

113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?


Зона 4. Часовой пояс MSK UTC+5 (+2 часа к Москве)
Республика Башкортостан, Пермский край, Курганская область, Оренбургская область, Свердловская обл., Тюменская область, Челябинская обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа

104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
405.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?


Зона 5. Часовой пояс MSK UTC+6 (+3 часа к Москве)
Омская обл

108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?


Зона 6. Часовой пояс MSK UTC+7 (+4 часа к Москве)
Республика Алтай, Алтайский край, Республика Тыва, Респ. Хакасия, Красноярский край, Кемеровская, Томская и Новосибирская область

109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?


Зона 7. Часовой пояс MSK UTC+8 (+5 часов к Москве)
Республика Бурятия, Иркутская область

112.О чём может рассказать дорожный дневник?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?


Зона 8. Часовой пояс MSK UTC+9 (+6 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Алданский, Амгинский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Жиганский национальный эвенкийский, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Нерюнгринский, Нюрбинский, Олекминский, Оленекский эвенкийский национальный, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Хангаласский, Чурапчинский и Эвено-Бытантайский районы), город Якутск, Амурская область, Забайкальский край

106 Книга как путешествие в прошлое.
202 В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
306 Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
412 Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
507 Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?


Зона 9. Часовой пояс MSK UTC+10 (+7 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Верхоянский, Оймяконский и Усть-Янский районы), Приморский и Хабаровский край, Еврейская автономная область

105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
307.Что такое преступление против самого себя?
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?


Зона 10. Часовой пояс MSK UTC+11 (+8 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Абыйский, Аллаиховский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский и Среднеколымский районы), Сахалинская область, Магаданская обл.

101 Как путешествия могут изменить человека?
212 Шаги цивилизации: обретения и потери.
305 Можно ли заставить человека раскаяться?
402 К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
503 Является ли богатство необходимым условием счастья?


Зона 11. Часовой пояс MSK UTC+12 (+9 часов к Москве)
Камчатский край, Чукотский автономный округ

102. В чём ценность путевых впечатлений?
204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
502 . Что такое гражданский долг?

Готовые сочинения, темы и аргументы:

Итогового сочинение (темы, аргументы, готовые сочинения и литература)


* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР

Поделиться:

Автор:
Самый Зелёный
·

Многомудрый Литрекон наконец-то дождался чудного мгновения, и к нему явились направления итогового сочинения 2021-2022 года. Темы, которые будут на экзамене, пока не знает никто, но Литрекон опытен в таких делах: каждый год он угадывает минимум 35% реальных тем. По другим меняются формулировки, но аргументы попадают в цель. Поэтому давайте готовиться дружно и сообща, чтобы наши усилия увенчались всеобщим триумфом и допуском к ЕГЭ. Перед Вами список тем для наиболее эффективной подготовки к экзамену. Все эти формулировки повторяют закономерности прошлых лет, которые не меняются год от года. По ним и сочиняются темы. Приятного просвещения!

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Какие темы будут по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»? Скорее всего, Вы увидите именно эти:

  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Что человек ищет на своем жизненном пути?
  • Куда ведет жизненный путь человека?
  • Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
  • Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
  • Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
  • Дорога к счастью — какая она?
  • Можно ли идти к цели «по головам»?
  • Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
  • Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
  • Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
  • Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
  • Как не сбиться с жизненного курса?
  • Что означает фраза «сбился с пути»?
  • Что направляет человека на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
  • Какие качества необходимы для первооткрывателя?
  • Какие качества необходимы для путешественника?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Как определить свой путь в жизни?
  • Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
  • Как не потерять свою дорогу в жизни?
  • Для чего люди путешествуют?
  • Как путешествовать, не выходя из дома?
  • Что мешает человеку двигаться вперед?

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

А теперь подумаем, какие темы будут по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»? Вот наиболее вероятные варианты:

  • Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
  • Что такое технический прогресс?
  • Как развитие технологий влияет на общество?
  • Как развитие технологий влияет на человека?
  • Как развитие технологий влияет на экологию?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
  • Почему люди отстают от цивилизации?
  • Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
  • Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
  • В чем заключается опасность технократии?
  • Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
  • Для чего необходим прогресс?
  • В чем заключается личностное развитие?
  • Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
  • Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
  • Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
  • Почему обществу необходим прогресс?
  • Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
  • Какие люди способны стать двигателями прогресса?

«Преступление и Наказание — вечная тема»

Разумеется, каждому выпускнику хочется знать, какие темы будут на итоговом сочинении 2021-2022? Вот наиболее вероятные формулировки:

  • Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
  • Может ли преступление иметь законное основание?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Какое преступление никак нельзя оправдать?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
  • Месть — это преступление или восстановление справедливости?
  • Может ли преступление быть справедливым?
  • Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
  • Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
  • Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
  • Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
  • Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Почему люди становятся преступниками?
  • Что мешает человеку преступить закон?
  • Какое наказание для преступника является самым страшным?
  • Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
  • Можно ли оправдать убийство человека?
  • Жестокость по отношению к животным — это преступление?
  • Может ли преступник исправиться?
  • Как бороться с преступностью в обществе?
  • Какие преступления нельзя прощать?
  • Может ли справедливость быть жестокой?
  • Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
  • Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Чувство вины — это хорошо или плохо?
  • Что толкает людей на преступления?

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Самое таинственное и непонятное направление года — это «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Посмотрим, какие темы итогового сочинения 2021-2022 нас ждут (скорее всего):

  • С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Как искусство влияет на личность?
  • Способно ли искусство врачевать душевные раны?
  • Магия классической музыки — в чем она заключается?
  • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
  • Что лучше: книга или фильм?
  • В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
  • Как музыка влияет на людей?
  • Может ли кино заменить литературу?
  • Может ли кино заменить театр?
  • В чем разница между спектаклем и фильмом?
  • Может ли творчество помочь человеку найти себя?
  • Чему учит читателя классическая литература?
  • Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
  • Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
  • Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Может ли чтение быть опасным?
  • Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
  • Какие качества помогает воспитать в себе литература?
  • Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
  • Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
  • Верно ли, что музыка — это язык чувств?
  • Почему люди в 21 веке не перестают читать?
  • Могут ли новые технологии заменить искусство?
  • Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
  • Зачем человек слушает музыку?
  • Зачем человек читает книги?

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Напоследок подумаем о том, какие темы итогового сочинения 2021-2022 года ждут нас по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»?

  • Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
  • Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
  • Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
  • Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
  • Кому на Руси жить плохо и почему?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  • Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
  • Что значит «любить Родину»?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
  • Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
  • Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?
  • Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
  • Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
  • Как научиться ценить свою Родину?
  • Как сделать Россию лучше?
  • Чего не хватает на Руси для полного счастья?
  • Кто виноват в бедах русского человека?
  • Почему люди на Руси страдают?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает нам найти счастье на Руси?
  • Какого человека можно назвать патриотом?
  • Что объединяет нас в одну страну?
  • Как нужно относиться к своей Родине?
  • В чем польза и опасность патриотизма? 
  • В чем польза и опасность критики России?
  • Какими качествами обладает русский человек?

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениенаправлениятемы ИС

Читайте также:

blank

logo2021


Направление подготовки Число бюджетных мест Число мест по договорам об оказании платных образовательных услуг Вступительные испытания с указанием формы проведения в порядке убывания приоритетности
Биология 189 60 Биология (ДВИ, письменно)
Биология (ЕГЭ)
Математика (ЕГЭ, профильный уровень)
Химия (ЕГЭ)
Русский язык (ЕГЭ)
Экология и природо-пользование 22 5 Биология (ДВИ, письменно)
Биология (ЕГЭ)
Математика (ЕГЭ, профильный уровень)
Химия (ЕГЭ) 
Русский язык (ЕГЭ)

Сроки

Прием заявлений с 20 июня по 10 июля 2022 от поступающих в общем конкурсе и до 25 июля от поступающих без прохождения вступительных испытаний.

27 июля — публикация конкурсных списков.

Этап приоритетного зачисления (БВИ, квоты) — 28-30 июля.

Этап основного зачисления — 3-9 августа.

Новости о поступлении в бакалавриат

Все новости по теме: Бакалавриат

Согласно приказу Минобрнауки РФ минимальное количество баллов ЕГЭ для поступления в ВУЗы в 2022 году по 100-балльной системе оценивания:

  • по русскому языку – 40,
  • по математике, химии, биологии – 39.

Дополнительное вступительное испытание — варианты заданий в 2011 — 2020 годах (http://cpk.msu.ru/, нижняя часть боковой панели).

Перечень необходимых документов

  • личное заявление о приеме;
  • копии двух первых страниц паспорта и страницы с отметкой о месте постоянной регистрации;
  • копия документа об образовании со вкладышем;
  • официальная фотография в цифровом формате 3х4, сделанная в 2021 году
  • копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (при наличии).

Принципы распределения на кафедры

Принципы распределения студентов на бакалаврские программы после поступления.docx

Принципы распределения студентов на бакалаврские программы после поступления.docx
14.49 KB
download Скачать

eye Просмотр

Программы вступительных испытаний

  • Программа дополнительного вступительного испытания по биологии для поступающих в бакалавриат https://www.msu.ru/entrance/program/biol.html

Особые права победителям и призерам олимпиад школьников

Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2021/2022 учебный год — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110270027

Образ-ая программа, специальность, направление подготовки, укрупненная группа Профиль олимпиады * Общеобраз-ые предметы или специальность(и) и направления подготовки высшего образования * Уровень олимпиады* Класс, за который получен результат Победитель или призер олимпиады Общеобраз-ый предмет, по которому необходимо наличие результатов ЕГЭ не менее 75 баллов Предполагаемая льгота
Биология математика математика I 11 победитель математика 100 баллов по ЕГЭ по математике
русский язык русский язык I 11 победитель русский язык 100 баллов по ЕГЭ по русскому языку
химия химия I 11 победитель химия 100 баллов по ЕГЭ по химии
биология биология I 11 победитель биология зачисление без вступительных экзаменов
призер биология 100 баллов по ДВИ по биологии
генетика биология II 11 победитель биология 100 баллов по ЕГЭ по биологии
генетика генетика III 11 победитель биология 100 баллов по ЕГЭ по биологии
Экология и природопользование экология почвоведение, экология и природопользование II 11 победитель биология зачисление без вступительных экзаменов
математика математика I 11 победитель математика 100 баллов по ЕГЭ по математике
русский язык русский язык I 11 победитель русский язык 100 баллов по ЕГЭ по русскому языку
химия химия I 11 победитель химия 100 баллов по ЕГЭ по химии
биология биология I 11 победитель биология зачисление без вступительных экзаменов
призер биология 100 баллов по ДВИ по биологии
генетика биология II 11 победитель биология 100 баллов по ЕГЭ по биологии
генетика генетика III 11 победитель биология 100 баллов по ЕГЭ по биологии

Победителям и призерам олимпиад школьников необходимо наличие результатов ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету не менее 75 баллов.
Абитуриенты, имеющие льготу «Зачисление без вступительных испытаний», могут не предъявлять результаты никаких ЕГЭ, кроме ЕГЭ по биологии, т.к. они зачисляются вне конкурса.
Абитуриенты, претендующие на льготу «Без вступительных экзаменов», должны дать согласие на зачисление одновременно с подачей заявления.

Всероссийская олимпиада

Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии или экологии могут не предъявлять результатов никаких ЕГЭ, т.к. не участвуют в конкурсе.

Образовательная программа, специальность, направление подготовки, укрупненная группа Профиль Всероссийской олимпиады школьников Одно или несколько результатов ЕГЭ и (или) ДВИ по профилю Всероссийской олимпиады школьников/отсутствие вступительных испытаний по профилю Всероссийской олимпиады школьников
направление подготовки «Биология» биология Вступительные испытания отсутствуют
математика 100 баллов по ЕГЭ по математике
химия 100 баллов по ЕГЭ по химии
русский язык 100 баллов по ЕГЭ по русскому языку
направление подготовки «Экология и природопользование» экология Вступительные испытания отсутствуют
биология Вступительные испытания отсутствуют
математика 100 баллов по ЕГЭ по математике
химия 100 баллов по ЕГЭ по химии
русский язык 100 баллов по ЕГЭ по русскому языку

Дополнительные достижения

Дополнительно, поступающий может получить баллы за следующие достижения:

  • золотой знак отличия ГТО, полученный в текущем или предшествующем году — 2 балла,
  • наличие аттестата или диплома с отличием или аттестата, содержащего сведения о награждении золотой или серебряной медалью — 6 баллов,
  • оценка, выставленная по итогам перепроверки в МГУ итогового сочинения — 2 балла.

Медицинская справка

Необходимость прохождения предварительного медицинского осмотра для поступления на биологический факультет отсутствует.

НО: обратите внимание, что обучение на биологическом факультете предполагает прохождение студентами нескольких обязательных двух — трех месячных летних полевых практик, требующих длительного хождения пешком; многочасовую работу с оптикой и с химическими веществами на практикумах, что предъявляет к здоровью абитуриентов достаточно жесткие требования. Пожалуйста, учитывайте это при выборе факультета для обучения!

Стоимость обучения

Стоимость обучения в 2021/2022 учебном году:

Направление подготовки Стоимость обучения, за учебный год
Биология 435,97 тыс. руб.
Экология и природопользование 435,97 тыс. руб.

Стоимость обучения в 2022/2023 учебном году будет установлена не раньше июня 2022 года.

При условии хорошей и отличной успеваемости и наличии свободных бюджетных мест для граждан РФ возможен перевод на бюджет.

Для получения более подробной информации о поступлении смотрите Правила приема в МГУ в 2022 г.!

Подготовительные курсы для поступающих

Обращаем ваше внимание, что на биологическом факультете работают подготовительные курсы.


printer версия для печати

blank

 

blank

16-17 декабря 2021 года ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» по поручению Министерства просвещения Российской Федерации проводит Всероссийский форум «Тенденции и векторы развития общего образования».

В программе Форума:

16.12.2021 г. с 11.00 до 15.00

Ссылка на подключение на пленарное заседание 16.12.2021: https://youtu.be/OA2RCLc3EbU

Пленарная сессия «Научно-методическое обеспечение введения обновленных ФГОС общего образования«(ПРОГРАММА)

Дата и время проведения: 16 декабря 2021 года, 11:00-15:00 (мск)

Режим проведения: дистанционно.

Целевая аудитория: руководители и специалисты региональных и муниципальных органов управления, руководители и специалисты региональных центров оценки качества образования, руководители и члены федерального и региональных учебно-методических объединений по общему образованию, эксперты, преподаватели педагогических университетов, колледжей, институтов развития образования, директора школ, учителя.

Координатор: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (ФГБНУ «ИСРО РАО»)

Цель: обсуждение ключевых вопросов, связанных с введением обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования.

Приветствия: Министерство Просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Основные доклады:
1. Метелкин Дмитрий Александрович, заместитель директора ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.соц.н. «Научно-методическое обеспечение введения обновленных ФГОС общего образования»
2. Ирина Михайловна Логвинова, начальник управления научно-образовательной деятельности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н., доцент «Основные результаты исследований по вопросам содержания общего образования»
3. Анна Юрьевна Лазебникова, зав. лабораторией социально-гуманитарного общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор «Примерная рабочая программа по предмету — новый методический инструмент в работе учителя»
4. Наталья Федоровна Виноградова, зав. лабораторией начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор «Индивидуально-дифференцированный подход как условие успешной реализации ФГОС начального общего образования»
5. Галина Сергеевна Ковалева, зав центром оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. «Направления развития системы оценки достижения результатов обучающимися в соответствии с обновленным ФГОС основного общего образования»
6. Ирина Михайловна Осмоловская, зав. лабораторией теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО, д.п.н. «Научно-методическая поддержка введения обновленных ФГОС и рабочих программ по учебным предметам»
7. Юлия Юрьевна Пустыльник, зав. лабораторией управления инновационными проектами и интеллектуальной собственностью ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. «Первая Всероссийская олимпиада школьников по искусственному интеллекту: миссия, цель, результаты»
8. Тагунова Ирина Августовна, зав. лабораторией педагогической компаративистики и международного сотрудничества ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», д.п.н. «Основные векторы развития педагогического образования за рубежом»

17.12.2021 г.с 10.00 до 16.00

VI Всероссийская конференция региональных учебно-методических объединений по общему образованию (ПРОГРАММА)

ПРОГРАММА VI ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ОБЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Дата и время проведения: 17 декабря 2021 года, 10:00-13:00 (мск)
Режим проведения: дистанционно онлайн, трансляция доступна по ссылке:

Целевая аудитория: руководители и члены федерального и региональных учебно-методических объединений по общему образованию, эксперты, представители органов исполнительной государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, сотрудники и организаций, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации и обеспечивающих реализацию направлений государственной политики в сфере общего образования, сотрудники региональных институтов развития образования и повышения квалификации, административные и педагогические работники образовательных организаций.
Координатор: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (ФГБНУ «ИСРО РАО»)

Цель: обсуждение ключевых вопросов качества методического обеспечения реализации основных образовательных программ общего образования в условиях введения обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования.

На конференции планируется рассмотреть особенности разработки и реализации содержания общего образования на основе обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования, вопросы готовности региональных систем образования и образовательных организаций для их введения, предварительные результаты апробации примерных рабочих программ начального общего и основного общего образования; специфику содержания и реализации образовательных программ по предметной области «родной язык и родная литература», вопросы методического сопровождения их преподавания, региональный опыт работы по данному направлению.

Участникам конференции предлагается обсудить созданные в системе образования условия для перехода на обновленные ФГОС, предложения по доработке и использованию примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, ознакомиться с успешным региональным опытом методики преподавания родных языков.

Вопросы для обсуждения:
1. Насколько готова система образования (федерального, регионального, муниципального, институционального уровней) к введению обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования? По каким критериям оценить готовность школы к введению новых ФГОС?
2. Каковы основные шаги по нормативно-правовому, организационному, кадровому, научно-методическому и информационному сопровождению введения обновленных ФГОС?
3. Каковы основные этапы перехода на обновленные ФГОС (по уровням общего образования)? Каким нормативным документом определяются сроки перехода на ФГОС?
4. Каковы промежуточные итоги апробации Примерных рабочих программ начального общего и основного общего образования и Типового комплекта методических документов? Какова предварительная оценка педагогами-участниками апробации методических документов?
5. На какие аспекты разработки основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования?
6. Основные трудности в преподавании родных языков и родных литератур в субъектах Российской Федерации и пути их преодоления: успешные региональные практики.

Ссылка на подключение 17 декабря 2021 года, 10:00-13:00 (мск) к «VI Всероссийская конференция региональных учебно-методических объединений по общему образованию» https://youtu.be/x2EXteSzjqE

Научно—практическая конференция «Востребованность научных исследований в образовании«(ПРОГРАММА)

ПРОГРАММА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Востребованность научных исследований в образовании»

Дата и время проведения: 17 декабря 2021 года, 10:00-16:30 (мск)

Режим проведения: дистанционно онлайн

Целевая аудитория: аспиранты, преподаватели университетов, колледжей, институтов развития образования, учителя, директора школ, руководители и специалисты региональных и муниципальных органов управления Координатор: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (ФГБНУ «ИСРО РАО»)

Цель: показать взаимосвязь педагогической теории и практической образовательной деятельности, подчеркнуть преемственность поколений научных школ Института стратегии развития образования РАО, наметить тенденции развития современного образования. На конференции будут рассмотрены вопросы, касающиеся развития образования в условиях постиндустриального общества, постгуманизма; проблемы гуманизации и гуманитаризации образования в эпоху глобальных рисков и вызовов, образования в интересах устойчивого развития общества. В конференции примут участие аспиранты и соискатели ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»

· Вступительное слово

Иванова Светлана Вениаминовна, научный руководитель Института стратегии развития образования Российской академии образования, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию, заведующий кафедрой по глобальному образованию ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», член-корреспондент РАО, доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор

· Презентация книги «Россия-Италия: сотрудничество в сфере гуманитарных наук и образования в XXI веке»: коллективная монография / под научной редакцией С. В. Ивановой (Россия) и Д. Кароли (Италия). М., 2021

Дорена Кароли, профессор истории образования Университета Болоньи, Италия, доктор наук; Елкина Ирина Михайловна, начальник управления научно-организационной деятельности и международного сотрудничества, заместитель заведующего кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», кандидат педагогических наук

· Атлас как метод комплексного анализа образовательного пространства стран мира

Бебенина Екатерина Вячеславовна , заместитель заведующего кафедрой по глобальному образованию ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», доктор педагогических наук, профессор РАО

· Востребованность потенциала гуманистической педагогики в условиях цифровизации образования

Богуславский Михаил Викторович , главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, почётный работник науки и высоких технологий Российской Федерации

· Образование в интересах устойчивого развития как вектор обновления содержания общего образования

Дзятковская Елена Николаевна , ведущий научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», доктор биологических наук, профессор

· Смешанный формат как современная модель обучения

Долгая Оксана Игоревна , старший научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики и международного сотрудничества ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», кандидат педагогических наук

· Образ города в советских книгах для чтения «Родная речь»: педагогические традиции прошлого для современного образования

Куровская Юлия Геннадьевна , профессор кафедры по глобальному образованию ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», доктор педагогических наук, доцент; Щетинская Вера Алексеевна, научный сотрудник начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

· Элементы отчуждения и когнитивного присвоения в образовательном процессе

Сорина Галина Вениаминовна , профессор кафедры философии языка и коммуникации, научный руководитель Научно-образовательного центра (НОЦ) философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова «Философско-методологическое проектирование и принятие решений», доктор философских наук, профессор

· Научно-методический инструментарий сетевого обучения в колледже: цели, понятийный аппарат, структура модели

Аксенова Татьяна Геннадьевна , аспирант 3 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

· Развитие алгоритмического стиля мышления при обучении школьников программированию

Андреева Диана Дмитриевна , аспирант 3 курса заочной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

· Сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций: возможности и перспективы

Вашукова Ирина Сергеевна , соискатель ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

· Влияние дидактической игры на снижение уровня тревожности младшего школьника на уроке

Волобуева Елена Васильевна , аспирант 4 курса заочной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

· Развитие интернационализации высшего образования в условиях пандемии COVID-19

Воронцова Екатерина Александровна , аспирант 3 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

· Риски и потенциал стремительной информатизации школьного образования

Елкин Олег Максимович , аспирант 3 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

· Особенности реализации инклюзивного образования в Скандинавских странах

Ефимова Любовь Ивановна , аспирант 3 курса заочной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

· Формирование экологического мышления младших школьников средствами ИКТ

Колина Екатерина Сергеевна , аспирант 3 курса заочной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

· Духовно-нравственное воспитание школьников в малом городе посредством социокультурного проектирования

Михалева Марина Владимировна , аспирант 3 курса заочной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

· Исторические уроки развития семейного права России для развития современного отечественного образования

Питько Елена Вадимовна , аспирант 3 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

· Сочетание формального и неформального образования как фактор повышения качества ИТ-подготовки в колледже

Поворотова Елена Вячеславовна , аспирант 3 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

· Педагогическая волонтерская деятельность в университетах США

Тимофеева София Валерьевна , аспирант 3 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

· Проблема учебных затруднений у младших школьников

Шмелькова Наталья Алексеевна , аспирант 3 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

· Об использовании таксономических структур в процессе обучения иностранным языкам

Яралиева Эвелина Руслановна , учитель иностранного языка ГБОУ г. Москвы «Школа № 2065»

· Актуальные проблемы обучения способам написания художественных текстов магистрантами литературных специальностей

Каверкина Александра Максимовна , аспирант 2 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

·Подготовка будущих офицеров к реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих

Комаровский Юрий Павлович , аспирант 2 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

· Нормативно-методическое обеспечение экспериментальной деятельности в образовании в ходе модернизации в начале ХХI века

Назарова Виктория Витальевна , аспирант 2 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

· Организация воспитательного процесса в молодежном центре на основе современных подходов

Оборотов Александр Александрович , аспирант 2 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

· Роль научных исследований в развитии высшего образования в странах Латинской Америки

Шевченко Анна Ярославовна , аспирант 2 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Ссылка на подключение 17 декабря 2021 года, 10:00-16:30 (мск) «Научно—практическая конференция „Востребованность научных исследований в образовании“» https://youtu.be/busNLOR6-2Y

Научно-практическая конференция «Развитие образования в условиях цифровой трансформации«(ПРОГРАММА)

Аннотация к конференции «Развитие образования в условиях цифровой трансформации» ВСЕРОССИЙСКОГО ФОРУМА «ТЕНДЕЦИИ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» (содержательный аспект)

Цели конференции:

  • Обсуждение результатов исследований по актуальным проблемам цифровой трансформации образования и выявление перспективных направлений фундаментальных и прикладных исследований развития информатизации образования.

  • Обобщение результатов научно-педагогических и практико-ориентированных исследований в области использования цифровых технологий в учебных целях при обеспечении информационной безопасности личности и сохранении здоровья субъектов образовательного процесса.

  • Совершенствование аксиологических основ воспитания и просвещения в условиях цифровой трансформации образования.

  • Проблемы обеспечения педагогико-технологического качества педагогической продукции, функционирующей на базе цифровых технологий, и защиты авторских прав ее разработчиков.

  • Развитие творческих контактов между специалистами НИИ, вузов, школ, колледжей, обмен опытом осуществления научно-педагогических и практико-ориентированных исследований.

Предполагаемые вопросы для обсуждения в на конференции:

  • Педагогическая целесообразность использования в учебном процессе технологий отображения реальной действительности предметной области в виртуальную, робототехники, искусственного интеллекта, аддитивных технологий.

  • Проблемы обеспечения здоровьесбережения субъектов образовательного процесса в условиях цифровой трансформации образования.

  • Обеспечение информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса в условиях дистанционного обучения, использования технологий неконтактного информационного взаимодействия, технологий виртуальной реальности, дополненной реальности.

  • Оценка педагогико-технологического качества электронного образовательного ресурса различных предметных областей.

  • Защита прав интеллектуальной собственности разработчиков педагогической продукции, представленной в электронном виде.

Темы докладов:

  • Стратегические направления развития образования в условиях цифровой трансформации

Роберт Ирэна Веньяминовна, академик РАО, д-р пед. наук, профессор, зав. лаб. научной экспертизы проектов и программ, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», руководитель научной школы «Информатизация образования», E-mail: rena_robert@mail.ru; http://robert@shcool.ru

  • О некоторых подходах к разработке метамодели базы знаний современного цифрового университета

Шихнабиева Тамара Шихгасановна, д-р пед. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории научной экспертизы проектов и программ, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», shetoma@mail.ru

  • Здоровье участников образовательного процесса в условиях цифровой трансформации образования

Мухаметзянов Искандар Шамильевич, д-р мед. наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории научной экспертизы проектов и программ, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», E-mail: ishm@inbox.ru

  • Актуальные аспекты обеспечения информационной безопасности личности участников образовательного процесса в условиях цифровой трансформации образования

Поляков Виктор Павлович, д-р пед. наук, канд. технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории научной экспертизы проектов и программ, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва, E-mail: polvikpal@mail.ru

  • Защита авторских прав педагогов в условиях цифровой трансформации

Пустыльник Юлия Юрьевна, кандидат пед. наук, зав. лаб. управления инновационными проектами и интеллектуальной собственностью, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», e-mail: innovator@instrao.ru

  • Актуальные проблемы подготовки управленческих и педагогических кадров в условиях цифровой трансформации образования.

Козлов Олег Александрович, д-р пед. наук, канд. технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории научной экспертизы проектов и программ, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва,е-mail: ole-kozlov@yandex.ru

  • О некоторых подходах к разработке метамодели базы знаний современного цифрового университета.

Шихнабиева Тамара Шихгасановна, д-р пед. наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории научной экспертизы проектов и программ, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва, e-mail: shetoma@mail.ru

Ссылка на подключение 17 декабря 2021 года, 10:00-16:30 (мск) «Научно-практическая конференция „Развитие образования в условиях цифровой трансформации“» https://youtu.be/mPvRelx8Qh4

Методический семинар «Система оценки достижения результатов обучающимися в соответствии с обновленным ФГОС основного общего образования: направления развития»(ПРОГРАММА)

Ссылка на подключение 17 декабря 2021 года, 11:00-13:00 (мск) «Методический семинар «Система оценки достижения результатов обучающимися в соответствии с обновленным ФГОС основного общего образования: направления развития» Секция 1. Всероссийский семинар «Формирование и оценка функциональной грамотности» https://us02web.zoom.us/j/82438653938 (Идентификатор конференции: 824 3865 3938).

Ссылка на подключение 17 декабря 2021 года, 13:00-14:45 (мск) «Методический семинар «Система оценки достижения результатов обучающимися в соответствии с обновленным ФГОС основного общего образования: направления развития» Секция 2. Круглый стол «Трудности российских младших школьников при выполнении компьютерного варианта заданий международных исследований TIMSS и PIRLS» https://us02web.zoom.us/j/87580871139 (Идентификатор конференции: 875 8087 1139).

Ссылка на подключение 17 декабря 2021 года, 15:00-16:30(мск) «Методический семинар «Система оценки достижения результатов обучающимися в соответствии с обновленным ФГОС основного общего образования: направления развития» Секция 3. Круглый стол «Формирование единой критериальной системы оценки освоения обучающимися ФГОС основного общего» образования
https://us02web.zoom.us/j/84305607438 (Идентификатор конференции: 843 0560 7438).

К участию в Форуме приглашаются руководители и специалисты региональных и муниципальных органов управления, руководители и специалисты региональных центров оценки качества образования, руководители и члены федерального и региональных учебно-методических объединений по общему образованию, эксперты, преподаватели педагогических университетов, колледжей, институтов развития образования, директора школ, учителя.

Всероссийский форум «Тенденции и векторы развития общего образования» проводится в дистанционном режиме.

Регистрация участников форума проводится до 15.12.2021 г.

1 декабря выпускники напишут итоговое сочинение для допуска к ЕГЭ. Одиннадцатиклассникам предстоит порассуждать, опираясь на литературу, на одну из пяти предложенных тем. Они, кстати, станут известны на самом экзамене, до него можно ознакомиться только с направлениями. Писать работу юноши и девушки будут в своих школах. На сочинение (не менее 250 слов) отводится 3 часа 55 минут. Для тех, кто не получит «зачет» в декабре или кто не сможет прийти на сочинение по уважительной причине, предусмотрены резервные дни: 2 февраля и 4 мая 2022 года.

Рассказываем, какие направления предложил ФИПИ выпускникам в этом году, на что рекомендует обратить внимание эксперт и какие блоги в соцсетях помогут подготовиться к сочинению.

Какие направления встретятся

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Это направление посвящено путешествиям, приключениям литературных героев и теме дороги в искусстве. ФИПИ уточняет: можно писать о пути не только в прямом, но и в переносном смысле. Например, рассказать о духовных исканиях Андрея Болконского и Пьера Безухова из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Темы сочинений будут касаться опыта работы с технологическими новшествами и экологических проблем. Выпускники должны поразмышлять о влиянии прогресса на мир. Скорее всего, для этого направления подойдет современная публицистика: именно в ней отражены изменения в мире и актуальные проблемы.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Это направление посвящено юбилею Ф. М. Достоевского. Ученикам нужно поразмышлять о «преступлении» и «наказании» как социальных явлениях. Важно проанализировать поступки человека с правовой и этической точек зрения. Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — лучший источник аргументов для этого направления.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Работая с этим направлением, можно рассказать о важных для вас произведениях искусства. Вы должны объяснить, что и почему вас впечатлило. Однако будьте внимательны: в качестве аргумента вы можете использовать только литературу. Даже если рассказываете о любимой опере, примеры должны быть взяты из художественных текстов, публицистики или из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Это направление посвящено юбилею Н. А. Некрасова. Выпускникам нужно размышлять о понятиях «гражданин» и «справедливость». Ученики должны подумать, что такое общественная справедливость, в чем личная ответственность гражданина и как можно устранить социальные пороки. Для аргументации позиции подойдет поэзия Н. А. Некрасова, а также философская и политическая литература.

Мы попросили прокомментировать направления и дать рекомендации по подготовке репетитора по русскому языку и литературе, магистра ЮФУ Татьяну Ивановну Иванчу.

Вот, что она сказала:

— На мой взгляд, направления изменились в лучшую сторону: стали менее абстрактными и более глубокими. Они поднимают интересные темы для размышления. Радует, что ребятам даётся больше свободы для творчества и самовыражения. Аргументация не ограничивается литературой, в этом году гораздо больше возможностей для опоры на жизненный опыт, четвертое направление тому подтверждение. Я не могу выделить самое «сложное» и «легкое» направление: все не самые простые и требуют глубокого осмысления. Сложность в том, что для некоторых тем у ребят не хватает должного жизненного опыта, об этом мы говорим каждый год. Но есть опыт читательский. Ко всем направлениям хорошо подходят произведения русской и зарубежной классики, в каждом из них можно найти темы, которые даются в итоговом сочинении. Возможно, возникнут сложности с третьим направлением, где темы будут связаны с технологиями и развитием, но, если постараться, то и их можно отыскать в классической литературе. Всем известные мировые антиутопии, произведения М. А. Булгакова тому подтверждение. Я рекомендую начинать готовиться сейчас: просмотреть предлагаемые списки литературы, выбрать для себя подходящие произведения и повторить их, ознакомиться с композицией сочинения. В идеале постараться написать работы по каждому из направлений, чтобы точно быть готовым к 1 декабря. В любом случае это интересный процесс, нужно воспринимать его не только как подготовку к очередному экзамену, но и как познание себя, самосовершенствование. Вам даётся возможность высказаться на такие темы, о которых вы, может быть, даже не задумывались. Вы сможете познакомиться с новыми интересными произведениями. Всё в ваших руках!

5 блогов, которые помогут подготовиться к сочинению

Сложно прочитать рекомендуемую литературу для каждого направления, особенно если вы не открывали книги класса с пятого. В таком случае стоит выбрать одно направление и разобрать его. Собрали Youtube-каналы и TikTok-аккаунты, в которых преподаватели приводят готовые аргументы и разбирают краткие содержания произведений.

Ляйсан Хутова на своем канале разбирает каждое направление итогового сочинения 2021/ 2022. Девушка делится советами и объясняет, какие произведения лучше использовать. Также преподавательница рассказывает о малоизвестных авторах коротких рассказов. Каждую неделю Ляйсан проводит прямые эфиры, на которых вместе с учениками пишет сочинения. 

1633424110

2) МОГУ.ЕГЭ

Екатерина Меняева рассказывает о каждом направлении итогового сочинения и приводит книги для аргументации. Самое полезное на канале — пересказ произведений: педагог обращает внимание на детали, которые понадобятся на сочинении. Также Екатерина приводит конкретные примеры тем.

1633424111

3) Новый русский!

Галина (Николаевна), так девушка представляется в Инстаграме, разбирает структуру сочинения и поясняет критерии оценивания. Также репетитор рассказывает, как подобрать аргументы из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина ко всем направлениям. Когда времени до экзамена остается мало, универсальные небольшие произведения спасают выпускников.

1633424112

4) Viktoria mood 

Виктория рассказывает, что лучше прочитать для определенных тем и направлений. Однако она не пересказывает произведения, поэтому стоит начинать знакомиться с ними уже сейчас. Большой плюс канала — Виктория подробно разбирает направления и объясняет, как приводить аргументы.

1633424113

5) Yan_ozhegov

Ян Ожегов, преподаватель в TikTok, разбирает короткие произведения и учит придумывать универсальные аргументы. Если совсем нет времени на чтение, короткие ролики вам помогут. Ян приводит готовые части сюжета под каждый тезис, что помогает быстро и легко запоминать сюжеты произведений.

1633424114

Теперь, когда вы разобрались в направлениях и знаете, где искать аргументы, легко справитесь с подготовкой. Вы можете послушать краткие содержания и пересказы — это поможет. Если же прочитаете произведение полностью, будете готовы на все 100 и сможете успешно сдать другие экзамены. 

Читайте про ИС также: 

— Как прошло итоговое сочинение в прошлом году: 5uglov.ru/post/16757 

— Что учителя по русскому языку и литературе думают об итоговом сочинении: 5uglov.ru/post/16753 

— Ресурсы для подготовки к итоговому сочинению: 5uglov.ru/post/16505 

  • Предпенсионный возраст как пишется
  • Предполагать как пишется и почему
  • Предоставленному как пишется правильно
  • Предорожный или придорожный как правильно пишется
  • Предоставьте документы как пишется