Предорожный или придорожный как правильно пишется

Вы здесь 02 сентября 2021 17:32 в последние четыре года в населенных пунктах и на приусадебных участках нескольких российских регионов

Вы здесь

02 сентября 2021 17:32

В последние четыре года в населенных пунктах и на приусадебных участках нескольких российских регионов (в т.ч. Ленинградской области) были замечены слизни – гиганты. Длина тел взрослых особей составляет 10-18 сантиметров, цвет от оранжево – красных до коричневых оттенков. На голове расположена пара выростов – «рожек». Они были идентифицированы как красный придорожный слизень Arion rufus (L.) — это брюхоногий наземный моллюск из отряда легочных улиток. Днем, избегая прямых солнечных лучей, красный придорожный слизень прячется в укрытиях. После захода солнца он активизируется, становится более подвижным и ищет пищу. Смазкой при передвижении брюхоногому моллюску служит слизь.
Предорожный или придорожный как правильно пишется
Взрослая особь при сокращении тела

Красный придорожный слизень – гермафродит, весьма плодовитый. При спаривании происходит взаимное оплодотворение, на 5-6 сутки — яйцекладка из 350-400 яиц (ослепительно белоснежного цвета, глянцевые, шаровидные, размером чуть меньше икры горбуши). Через 14-15 суток — появление новых особей. Половозрелыми они становятся через пару месяцев.
Предорожный или придорожный как правильно пишется  Предорожный или придорожный как правильно пишется
Отложенные яйца                                              Молодые слизни (вскоре после отрождения из яиц)
Родиной Arion rufus считаются Испания и Португалия, отсюда и другое название — испанский или лузитанский. Основная зона обитания данного слизня – страны западной Европы с теплым климатом, но в 2020 году в социальных сетях появились сведения об обнаружении Arion rufus в Эстонии и Финляндии. В Российскую Федерацию этот вид был предположительно ввезен из стран западной Европы с продукцией растительного происхождения — овощами, фруктами или посадочным материалом. По литературным данным, слизни могут быть переносчиками яиц различных паразитов — прежде всего гельминтов (в том числе ленточных червей). Питается овощами, корнеплодами, ягодами, грибами, может питаться останками животных. На молодых корнеплодах и клубнях картофеля, на плодах земляники, томата и огурца выгрызает различной формы и размеров каверны, обычно расширяющиеся внутрь.
Предорожный или придорожный как правильно пишется  Предорожный или придорожный как правильно пишется
Поедание слизнем овощных культур                  Поедание слизнем себе подобных
 

Меры борьбы.

1. Своевременно уничтожать сорняки, особенно вокруг парников и теплиц, прореживать загущенные посадки, скашивать траву на межах, проводить мелиорацию участка и другие меры, направленные на устранение чрезмерной влажности, что сдержит развитие слизней и уменьшит их вредоносность.
2. Послеуборочные растительные остатки следует сразу убирать с участка, поскольку они служат источником питания слизней в период их размножения. Кроме того, под растительными остатками вредители находят спасение от хищников и обезвоживания, а в заморозки — и от низких температур.
3. Устраивать ловушки для слизней. Учитывая, что слизни сосредотачиваются в увлажненных местах под различными укрытиями, можно сделать следующее: определенный участок не поливают в течение недели, чтобы почва подсохла, затем ее обильно увлажняют и на ней раскладывают доски, кору деревьев, фанеру, мокрые тряпки, листья растений (лопуха, крапивы) и т.д., под которыми моллюски собираются на день. Такие ловушки размещают на расстоянии 3-5м друг от друга.
Предорожный или придорожный как правильно пишется 
На следующий день укрытия убирают, а спрятавшихся там слизней собирают и уничтожают. Затем укрытия переносят на новое место. Такую процедуру повторяют в течение 2-3 дней. Сбор слизней необходимо проводить в перчатках.
4. Использовать в качестве приманки емкости с пивом или перебродившим квасом, запах которых привлекает слизней. Емкости вкапывают вровень с почвой вблизи культурных растений. Вечером внутрь заливают пиво (квас), но не до самых краев. Для защиты от осадков можно сделать зонтик из рубероида. За ночь на запах в ловушку приползают слизни. Расстояние между емкостями — 3-5 метров.
 Предорожный или придорожный как правильно пишется
5. Привлекать на участки естественных врагов слизней: ежей, жаб и лягушек, использовать домашних уток (породы Индийский бегун, Хаки-Кэмпбелл) — давать им слизней в качестве корма.
Предорожный или придорожный как правильно пишется
6. Посыпать дорожки в теплицах железным купоросом (10 гм2), суперфосфатом (5-8 гм2) или табачной пылью. Грядки по периметру посыпать гашеной известью. Междурядья опылять смесью золы и хлорной известью (4:1), гашеной извести (пушонкой) либо опрыскивать железным купоросом, раствором поваренной соли или калийной соли. Эту операцию осуществлять в вечерние и ночные часы (дважды с интервалом 20 мин.) в тех местах, где предполагают нахождение слизней.
Предорожный или придорожный как правильно пишется
7. Применять химические препараты на основе действующего вещества метальдегид — «Гроза-3, Г», «Слизнеед, Г», «СтопУлит, Г», «Хищник, Г» и др.
Регламенты применения препаратов – согласно Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. 2021 год.
При использовании препаратов необходимо строго соблюдать правила личной гигиены и технику безопасности.

ФГБУ «Россельхозцентр» по Ленинградской области
При подготовке статьи использовались материалы
 из информационно-коммуникационной сети «Интернет»

придоро́жный,
придоро́жная,
придоро́жное,
придоро́жные,
придоро́жного,
придоро́жной,
придоро́жного,
придоро́жных,
придоро́жному,
придоро́жной,
придоро́жному,
придоро́жным,
придоро́жный,
придоро́жную,
придоро́жное,
придоро́жные,
придоро́жного,
придоро́жную,
придоро́жное,
придоро́жных,
придоро́жным,
придоро́жной,
придоро́жною,
придоро́жным,
придоро́жными,
придоро́жном,
придоро́жной,
придоро́жном,
придоро́жных,
придоро́жен,
придоро́жна,
придоро́жно,
придоро́жны,
придоро́жнее,
попридоро́жнее,
придоро́жней,
попридоро́жней
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.
Синонимы:
подорожный, притрассовый, пришоссейный

ПРИДРАТЬ →← ПРИДОРОЖНИК

Смотреть что такое ПРИДОРОЖНЫЙ в других словарях:

ПРИДОРОЖНЫЙ

ПРИДОРОЖНЫЙ, -ая, -ое. Находящийся при дороге, около дорога. П. куст.

ПРИДОРОЖНЫЙ

придорожный прил. Находящийся, расположенный возле дороги.

ПРИДОРОЖНЫЙ

придорожный roadside (attr.), wayside (attr.)

ПРИДОРОЖНЫЙ

придорожный
подорожный, притрассовый, пришоссейный
Словарь русских синонимов.
придорожный
прил., кол-во синонимов: 3
• подорожный (2)
• притрассовый (1)
• пришоссейный (1)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
подорожный, притрассовый, пришоссейный… смотреть

ПРИДОРОЖНЫЙ

1) Орфографическая запись слова: придорожный2) Ударение в слове: придор`ожный3) Деление слова на слоги (перенос слова): придорожный4) Фонетическая тран… смотреть

ПРИДОРОЖНЫЙ

ПРИДОРОЖНЫЙ, при дороге сущий. Придорожный корм, ров. Придорожная игла, растен. Rhamnus catharcticus, крушина слабительная; также Gеranium pratense, волкана? желудничная, дикая герань; грудная придорожная игла, Zizyphus vulg, шипижник (не чапыжник ли? ботаники наши немцы, и много названий искажено ими). Придорожный молочай, растен. Еuphorbia lathyris. Придорожник м. растен. Роlygonum aviculare, спорыш. | Разбойник, грабитель, ждущий добычи у дороги. | Придорожный житель. Придорожничать, стеречь и грабить проезжих. Придорожица ж. придорожье ср. место у, при, близ дороги. <br><br><br>… смотреть

ПРИДОРОЖНЫЙ

придоро’жный, придоро’жная, придоро’жное, придоро’жные, придоро’жного, придоро’жной, придоро’жного, придоро’жных, придоро’жному, придоро’жной, придоро’жному, придоро’жным, придоро’жный, придоро’жную, придоро’жное, придоро’жные, придоро’жного, придоро’жную, придоро’жное, придоро’жных, придоро’жным, придоро’жной, придоро’жною, придоро’жным, придоро’жными, придоро’жном, придоро’жной, придоро’жном, придоро’жных, придоро’жен, придоро’жна, придоро’жно, придоро’жны, придоро’жнее, попридоро’жнее, придоро’жней, попридоро’жней… смотреть

ПРИДОРОЖНЫЙ

Род Рио Рин Пыр Пыж Проний Продый Прод Природный Приор Прион Прий Придый Придорожный Порой Порожный Порожний Породный Порно Поридж Понор Поножи Пони Подир Подий Пирон Пирожный Пир Пион Пино Пинд Пижон Пдж Орн Орион Опорный Опор Опой Опий Оон Ожин Одр Одон Ный Родий Родион Родной Нпо Норд Ной Родоп Роды Нож Йод Ирон Ирод Ион Инж Индый Индр Рожд Инд Идо Жор Жиро Жирный Жирно Рожон Рой Жир Жид Дый Дорожный Роп Дорожний Дорин Донор Дон Дож Дно Дижон Джони Джон Джо Джип Рыжий Дин Дион Доп Дорн Рондо Рон Дрын Жионо… смотреть

ПРИДОРОЖНЫЙ

приставка — ПРИ; корень — ДОРОЖ; суффикс — Н; окончание — ЫЙ; Основа слова: ПРИДОРОЖНВычисленный способ образования слова: Приставочно-суффиксальный ил… смотреть

ПРИДОРОЖНЫЙ

-ая, -ое.Находящийся, расположенный возле дороги.Придорожная канава. Придорожные столбы. □ Мы остановились в придорожной маленькой харчевне. В. Андрее… смотреть

ПРИДОРОЖНЫЙ

прил.
Пост. пр.: относит.
ЛЗ Находящийся, расположенный возле дороги.Непост. пр.: м. р.; ед. чис.; Им. п.Основа словоформы: придорожн-Основа слова: при… смотреть

ПРИДОРОЖНЫЙ

du bord de la routeпридорожный куст — buisson m du bord de la routeСинонимы:
подорожный, притрассовый, пришоссейный

ПРИДОРОЖНЫЙ

Ударение в слове: придор`ожныйУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: придор`ожный

ПРИДОРОЖНЫЙ

ПРИДОРОЖНЫЙ придорожная, придорожное. Находящийся около дороги, прилегающий, примыкающий к ней. Он присел на придорожный камень. Тургенев. Лишь ветер не дает покою вершинам придорожных ив. Некрасов.<br><br><br>… смотреть

ПРИДОРОЖНЫЙ

du bord de la route придорожный куст — buisson m du bord de la route

ПРИДОРОЖНЫЙ

прл(da beira) da estradaСинонимы:
подорожный, притрассовый, пришоссейный

ПРИДОРОЖНЫЙ

придоро́жныйСинонимы:
подорожный, притрассовый, пришоссейный

ПРИДОРОЖНЫЙ

придор’ожныйСинонимы:
подорожный, притрассовый, пришоссейный

ПРИДОРОЖНЫЙ

路边路旁〔形〕道旁的. Синонимы:
подорожный, притрассовый, пришоссейный

ПРИДОРОЖНЫЙ

-Синонимы:
подорожный, притрассовый, пришоссейный

ПРИДОРОЖНЫЙ

שולי הכביששפת הכבישСинонимы:
подорожный, притрассовый, пришоссейный

ПРИДОРОЖНЫЙ

прил.
che si trova strada
Итальяно-русский словарь.2003.
Синонимы:
подорожный, притрассовый, пришоссейный

ПРИДОРОЖНЫЙ

придорожни[і]й, шляховий. [Придорожні будяки. Шляхові верби]. -ная игла, бот. см. Крушина слабительная.

ПРИДОРОЖНЫЙ

Начальная форма — Придорожный, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное

ПРИДОРОЖНЫЙ

придорожный, придор′ожный, -ая, -ое. Находящийся при дороге, около дороги. П. куст.

ПРИДОРОЖНЫЙ

ПРИДОРОЖНЫЙ, -ая, -ое. Находящийся при дороге, около дорога. Придорожный куст.

ПРИДОРОЖНЫЙ

придорожный подорожный, притрассовый, пришоссейный

ПРИДОРОЖНЫЙ

Прил. yol üstündəki, yol qırağındakı, yol yaxınlığında olan.

ПРИДОРОЖНЫЙ

придорожный, ­ая, -ое
жол боюндагы, жолдун жээгиндеги.

Предорожный или придорожный как правильно пишется

Ту-160 старой постройки

В течение нескольких последних лет российская авиационная промышленность занималась восстановлением производства стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160. Последние события показывают, что эта задача была успешно решена. Доказательством этого теперь является первый самолет новой постройки, который сейчас готовят к испытаниям. За ним в ближайшем будущем последует следующий бомбардировщик.

От планов к серии

Первые заявления о необходимости восстановления производства Ту-160 прозвучали в 2015 г. Тогда говорилось о необходимости и возможности строительства полусотни новых самолетов в современной модификации Ту-160М/М2. Первые машины новой серии могли бы поступить на службу в первой половине двадцатых годов.

В том же году начался процесс восстановления и модернизации необходимых производственных мощностей, отработки технологий и т.д. Основная масса таких работ выполняется на Казанском авиазаводе им. С.П. Горбунова; также к программе привлечено большое количество других предприятий-поставщиков агрегатов и компонентов. В частности, с 2016 г. ПАО «Кузнецов» занималось возобновлением производства двигателей НК-32.

Все эти мероприятия завершились успехом. Уже в середине 2017 г. было объявлено о восстановлении ключевых компетенций, что позволяло приступать к строительству самолетов. Тогда сообщалось, что производство новой серии ракетоносцев удастся начать уже в 2021 г.

Предорожный или придорожный как правильно пишется

Модернизированный Ту-160М старой постройки с новыми двигателями НК-32-02, ноябрь 2020 г.

В дальнейшем на восстановленных мощностях были заложены первые самолеты новой серии. Один из них достроили в этом году, и сейчас он готовится к испытаниям. Кроме того, продолжается работа на следующем заказе. Как скоро состоится выкатка этого борта, неизвестно, однако сам факт его строительства имеет большое значение.

Выход на испытания

На протяжении нескольких последних недель СМИ и официальные лица неоднократно рассказывали о текущем состоянии головного Ту-160М новой постройки и о планах по проведению испытаний. Сообщается, что самолет готовится к наземным и летным испытаниям. Также упоминаются возможные даты первого полета. При этом часть таких новостей, как теперь ясно, не соответствовала действительности.

23 ноября казанское издание «Бизнес Online» сообщило, что работы на новом бомбардировщике идут «день и ночь». От неназванных источников оно узнало предполагаемую дату первого полета. Так, самолет должен подняться в воздух 18 декабря – в день 40-летия начала летных испытаний самого первого опытного Ту-160. На уровне слухов сообщалось о возможности присутствия на этом мероприятии высших лиц.

29 ноября новую информацию опубликовало агентство ТАСС. По данным его источника, первый Ту-160М уже «стоит в ангаре готовый, заправленный». До конца года планируется провести первую пробежку по заводской взлетно-посадочной полосе. Первый полет в планах на ближайшее будущее отсутствует. Также источник указал, что на эти мероприятия собираются пригласить высшее руководство, и потому точные даты их проведения еще не определены.

Предорожный или придорожный как правильно пишется

Самолет с именем «Игорь Сикорский» после модернизации, март 2021 г.

Вскоре информация от ТАСС получила подтверждение. 9 декабря вице-премьер Юрий Борисов посетил предприятие «ОДК–Пермские моторы», где, среди прочего, обсудили программу производства бомбардировщиков. По словам вице-премьера, первый полет нового Ту-160М состоится только в начале следующего года. Более важной задачей на данный момент он назвал пробежку с двигателями НК-32 новой серии.

Таким образом, общая ситуация вокруг нового самолета в целом понятна, хотя точные сроки и даты еще не раскрыты. Бомбардировщик уже построен и проходит последние мероприятия перед началом испытаний. В ближайшее время его опробуют на земле, и этот этап проверок может начаться уже в ближайшие дни. Полноценные летные испытания, в свою очередь, стартуют в будущем году. При этом информация о первом полете в середине декабря, как теперь ясно, не соответствовала действительности.

Следующий этап

Весьма вероятно, что первые наземные проверки первого Ту-160М новой серии ведутся прямо сейчас. После их проведения и исправления выявленных недочетов начнутся пробежки, а затем самолет перейдет на полноценные летные испытания. В рамках этих мероприятий он покажет летно-технические и боевые характеристики, а также продемонстрирует работу всех узлов и агрегатов.

Как долго будут продолжаться испытания и доводка нового бомбардировщика, неизвестно. Можно предполагать, что они займут немало времени. Продолжительность испытаний будет определяться необходимостью проверки и отработки целого ряда компонентов нового производства. Нужно испытать собранный заново с нуля планер, силовую установку новой серии, современное радиоэлектронное оборудование и т.д.

Предорожный или придорожный как правильно пишется

Один из Ту-160, построенных из старого задела

В связи с этим работы по первому Ту-160М могут растянуться на несколько месяцев или даже лет. Впрочем, и в этом случае готовый самолет, прошедший все проверки и подтвердивший расчетные характеристики, сможет попасть в войска в течение первой половины десятилетия – как говорилось ранее.

Очевидно, что отработка конструкции первого самолета серии повлияет на сборку следующих бортов. Соответственно, их испытания будут занимать меньше времени, что позволит получить максимально возможные темпы строительства и поставки техники.

Новое и обновленное

В нынешнем виде Ту-160М имеет ряд важных особенностей, благодаря которым сможет показывать повышенные технические и боевые характеристики. Прирост характеристик и общей эффективности, как сообщается, будет обеспечен за счет модернизированных и полностью новых компонентов.

Планер, общесамолетные системы, двигатели и другие изделия нового производства отличаются новизной и имеют полный ресурс, что позволит эксплуатировать технику в течение длительного времени. Кроме того, двигатели НК-32, компоненты для них и другие изделия вновь производятся серийно, за счет чего упростится обслуживание и ремонты бомбардировщиков.

Сообщалось о кардинальном обновлении комплекса БРЭО, однако точные сведения на этот счет пока отсутствуют. Предполагается применение новых средств навигации, связи и управления. Это улучшит оперативные возможности техники и обеспечит ее интеграцию в нынешние и будущие контуры управления войсками. Кроме того, благодаря новой аппаратуре Ту-160М получит совместимость с существующими и перспективными образцами вооружения, в т.ч. стратегического.

Предорожный или придорожный как правильно пишется

Пуск крылатой ракеты

Как и самолеты первой серии, новый Ту-160М сможет нести и применять крылатые ракеты Х-55/555, а также более новые Х-101/102 с ядерным и обычным оснащением. Также в номенклатуре боеприпасов сохранятся свободнопадающие и управляемые авиабомбы. По всей видимости, в будущем серийные бомбардировщики смогут получить оружие перспективных типов, пока находящихся на стадии разработки. Старые, новые и будущие ракеты и бомбы обеспечат решение широкого круга боевых задач, в основном стратегического характера.

Новая программа строительства ракетоносцев интересна не только своими техническими особенностями. Обращают на себя внимание и количественные планы. В средней и дальней перспективе будет построено до 50 самолетов. Сначала они будут дополнять наличные бомбардировщики, потом станут основой группировки, а в будущем полностью заменят устаревшую технику первой серии.

За счет этого будет создана крупная и эффективная ударная группировка, способная нести службу в течение нескольких следующих десятилетий. Весьма вероятно, что новый Ту-160М, сейчас готовящийся к испытаниям, будет эксплуатироваться до 2050 г. или дольше. Следующие машины, соответственно, завершат службу еще позже. При этом регулярный ремонт и модернизация позволят поддерживать характеристики и потенциал самолетов на современном уровне.

На пороге будущего

Таким образом, прямо сейчас на Казанском авиазаводе не только ведется подготовка к испытаниям нового самолета, но и закладывается основа для развития нашей стратегической авиации на несколько десятилетий вперед. Очевидно, что на специалистов авиационной промышленности возлагается особая ответственность, и им не следует спешить с выполнением требуемых работ, если это может повредить качеству.

Впрочем, подготовка и предварительные испытания не должны занять много времени. Как обещает руководство промышленности и страны, в ближайшие недели или даже дни состоится первая пробежка нового Ту-160М, а затем можно ожидать полноценный полет. Его планируют на начало следующего года – и эти планы, вероятно, будут выполнены.

Предорожный или придорожный как правильно пишется
Т-44М. Источник: agtf.ru

Из Сибири в Европу

После школы выбор пал на Омское танко-техническое училище по причине близкого расположения и фактического отсутствия другой альтернативы для выходца из сибирской глубинки. В 1967 году училище удалось закончить с отличием, но не круглым отличником – средний балл превышал 4,5. Это позволяло выбирать военный округ для службы и первоначально я раздумывал о Дальневосточном и Забайкальском. Сейчас и в страшном сне не представится возможность добровольного выбора столь отдалённых гарнизонов, да ещё и в таких экстремальных климатических условиях. Но мне, двадцатиоднолетнему лейтенанту, тогда это показалось вполне достойным вариантом, не лишённым романтики. На удивление, всё решилось без меня, и местом службы оказался Прибалтийский военный округ. Не иначе, как ротный поспособствовал – не зря мы с ним в настольный теннис играли.

Заместитель командира танковой роты по технической части или сокращённо ЗКТЧ, «зампотех» – именно в такой должности меня ждали в Таллине. Немного о специфике профессии. В Советском Союзе танкистов готовили сразу в восьми танковых училищах, и только два из них были техническими – в Омске и Киеве. Командные располагались в Харькове, Ташкенте (точнее в Чирчике), Челябинске, Ульяновске, Казани и Благовещенске. К слову, на постсоветском пространстве учебные заведения, готовившие танкистов, остались лишь в Омске, Казани и узбекском Чирчике. Специфика обучения будущего зампотеха понятна – минимум оперативно-тактической подготовки и максимум изучения материальной части с особенностями эксплуатации и ремонта. В войсках выпускники-технари не поднимались выше заместителей командиров подразделений. Но, по моему глубокому убеждению, любой зампотех, в случае чего, успешно исполнит роль командира. В мирное время зампотех отвечал за «техническое состояние, правильную эксплуатацию, своевременное техобслуживание и качественный ремонт, а также правильное хранение и содержание техники». Кроме того, за техническую подготовку механиков-водителей подразделений.

Предорожный или придорожный как правильно пишется
Источник: auction.ru

Прибалтийский военный округ, в который меня направили в 1968 году, никогда не был чем-то выдающимся в военном отношении. Основные силы сосредотачивались в Калининградской области – Латвия, Литва и Эстония ограничивались более скромным контингентом. Типичный второразрядный округ, на территории которого в подавляющем большинстве дислоцировались соединения и части сокращённого состава. Это означало, что они были укомплектованы вооружением и техникой по штату военного времени (за исключением, как правило, грузовых автомобилей), а офицерским составом – процентов на 70. Сержантским и рядовым – от силы на 10-15 %. Все остальные трудились недалеко от пунктов дислокации «на гражданке», но в армии их ждали конкретный танк, орудие и т.п. Велась соответствующая мобилизационная документация, обычно под грифом «Совершенно секретно». Я очень не любил эту мобилизационную работу!

Войска Прибалтийского военного округа в основном предназначались для действий во втором эшелоне, поскольку нужно было время для их доукомплектования до штата военного времени и боевого слаживания. Существовала эта система по причине нехватки средств на содержание полных штатов.

Клоога

В предписании, которое мне вручили ещё в Омске, было указано – г. Таллин. Я порадовался – в столице повезло служить! Оставив после свадьбы свою молодую жену (ей нужно было уладить дела в институте), я прибыл в Таллин один, с чемоданом, в который с трудом уместилась моя военная форма, и с плащ-накидкой, свёрнутой на манер скатки и висящей на ремешке через плечо.

На столичном вокзале обратился к первому встречному милиционеру, и он на сильно ломаном русском языке долго объяснял мне, где находится штаб дивизии. Объяснил хорошо, поскольку я всё-таки добрался до места. Путь лежал по улочкам Старого города – исторической части Таллина. Шёл с ощущением, что попал на съёмки какого-то исторического фильма. Надо думать, какое смятение души я испытал, обычный сибирский деревенский парень, при виде такого великолепия. В мире, в котором я родился и жил до сих пор, ничего подобного не было.

Штаб дивизии располагался на одной из старинных узких улиц, в старинном же здании. Местный кадровик, надо сказать, меня разочаровал. Оказалось, что рота, зампотехом которой я должен был стать, находится не в Таллине, а в маленьком посёлке в 40 км от него. Там дислоцировался так называемый Матросовский мотострелковый полк, названный в честь воевавшего в нём Героя Александра Матросова, грудью закрывшего пулемёт вражеского дота.

Ехать до места службы нужно было на пригородной электричке по живописной, непривычной для моих глаз местности: сосны, валуны, ухоженные хутора среди таких же ухоженных полей. В электричке я испытал горечь первой утраты: залюбовавшись местными красотами, я совершенно забыл про плащ-накидку, которая осталась лежать на полке над окном вагона. Вышел из электрички, а плащ-накидка уехала. Если вы знаете, насколько дождлива прибалтийская погода, поймёте горечь потери.

Посёлок назывался Клоога. Сейчас он известен, прежде всего, за счёт мемориала немецкому концентрационному лагерю, где в 1944 году расстреляли до 2 тыс. заключённых. В конце 60-х на месте трагедии стоял обелиск, оградка, всё аккуратно и ухожено, впрочем, как и всё в Прибалтике. Население посёлка не превышало тысячи человек, эстонцев было очень немного, в основном жили расквартированные военнослужащие Советской Армии.

Прибыв в полк, я, как положено, представился командиру полка по фамилии – надо же случиться такому совпадению – Федоров. Полковник, фронтовик, по-отцовски доброжелательно дал мне первые напутствия в офицерской службе. За давностью лет забыл я их содержание.

Заступил я на должность зампотеха отдельной танковой роты хранения, дивизионного подчинения. Весь штат этой роты состоял из командира роты, капитана Крюкова, командира взвода ст. лейтенанта Шевчука и шести солдат. Шевчук с солдатами через сутки ходил в караул, поэтому первые его слова были при нашей встрече такие: «Ну вот, теперь я в два раза реже буду заступать начальником караула!». Вот так и началась моя служба: 5-6 раз в месяц – караульная служба, а в остальное время – работа на технике наравне с солдатами.

Танковая рота хранения

Танковая рота только на бумаге называлась ротой – на самом деле в ней числилось 30 танков Т-44М, находящихся на длительном хранении. О существовании такой марки танков я до прибытия сюда не знал. У меня не было в то время опыта эксплуатации разных видов и марок техники. В училище практиковались на Т-55, который тогда был одним из лучших. Были в то время и Т-62, но кардинально друг от друга эти марки касательно моей технарской профессии не отличались. Т-44М – это переходная модель от Т-34 к Т-54, с ходовой частью и трансмиссией от Т-54, а башней и пушкой – почти точь-в-точь от Т-34. Танки были заклеены специальной влагонепроницаемой тканью и загружены большим количеством силикагеля, для поглощения влаги внутри корпуса. Заклейка являлась полностью герметичной. Срок хранения этих танков составлял 5 лет, после чего их полагалось расконсервировать, сменить масло, произвести замену определённого количества дюритов и патрубков. Помимо этого, требовалось выбрать один контрольный танк и пройти на нём регламентные 5 километров, дабы проверить работоспособность боевой машины. Сказано – сделано. Танк заправили, завели и отправили на контрольный пробег. Но навыков вождения у служивших в роте хранения механиков-водителей недоставало. В итоге солдат-срочник налетел на придорожный валун передним правым ленивцем и встал как вкопанный. Технический разбор на месте дал удивительный результат – ходовая танка осталась целая, а вот зубья вала бортовой передачи трансмиссии раскрошились. Собрали консилиум дивизионных технарей и постановили, что причина в усталости металла – всё-таки танк выпущен был более двадцати лет назад. К слову, в моей практике зампотеха я подобных казусов более не встречал. Этот случай лишний раз напомнил, в какой боевой готовности находится законсервированная техника. В то же время для боевых действий на второстепенных направлениях, каким являлась Прибалтика, Т-44М вполне годились.

Дом офицеров

Немного о бытовых условиях молодого лейтенанта. Мне, как семейному человеку, предоставили жильё – квартиру в двухквартирном финском домике, в которой имелось две комнатки и маленькая кухня. Отопление – печное. Вода – на улице, в колонке. «Удобства» – тоже на дворе. Эти домики, стены у которых представляли два дощатых слоя, между которыми когда-то был засыпан шлак для утепления, а снаружи были обшиты плитками из стружечно-цементной смеси, обветшали и почти не держали тепла. Благо зимы в Эстонии, хоть и снежные, были не в пример теплее сибирских. И когда топилась печь, в домике было тепло. В крохотной кухоньке размещалась печь-плита и газовая плита с баллонным привозным газом. Мы воспринимали такие условия как само собой разумеющиеся. Дали нам, молодожёнам, из воинской части в пользование железную кровать и две табуретки. И первая наша семейная покупка случилась в виде тахты за 60 рублей. Для понимания её важности и ценности стоит, думаю, указать, что мой месячный оклад составлял 135 рублей.

Предорожный или придорожный как правильно пишется
Современное состояние Дома офицеров. Клоога, Эстония. Источник: wikimedia.org

Одной из главных (если не самой главной) достопримечательностей посёлка являлся Дом офицеров, представлявший собой красивое белое здание с великолепным парадным крыльцом, украшенным колоннами. Типичный памятник сталинского ампира. В Доме офицеров была сосредоточена вся культурная жизнь посёлка: работали кружки, демонстрировались фильмы. Имелась бильярдная с двумя столами. Довольно часто к нам приезжали на творческие встречи популярные столичные артисты. Например, Станислав Любшин, Михаил Ульянов, Людмила Чурсина, Михаил Пуговкин и другие. Это по-настоящему скрашивало жизнь, в общем-то, захолустного эстонского местечка.

В современной Эстонии Дом офицеров, очевидно, рассматривается как памятник советской «оккупации» – огорожен полуразвалившимся забором, окна побиты, фасад кое-где испачкан граффити. Совсем не похоже на знаменитую прибалтийскую рачительность и аккуратность. Впрочем, так варварски эстонцы обращаются не только с советским наследием – в окрестностях Клооги постепенно разрушается рыцарская мыза (господский особняк) конца XVIII века.

Вернёмся в 1968 год, в Дом офицеров, где по большим праздникам устраивались праздничные застолья для семей офицеров и прапорщиков гарнизона. Организовывались для женщин ситцевые, осенние балы, где они могли поучаствовать в конкурсах на лучший наряд, сшитый собственноручно. За столом сидели в соответствии с принадлежностью к конкретной части, а танцы под оркестр – в общем зале.

И вот, в первый же такой вечер, 7 ноября 1968 года, подходит ко мне лейтенант Шемятков, командир взвода из 3 отдельного танкового батальона (3 отб), и спрашивает: «Когда ты к нам прибудешь на службу?» Я не понял вопроса, а он продолжил, дескать, на меня уже прибыл приказ о назначении на должность зампотеха танковой роты этого батальона. Я, разумеется, не принял его слова всерьёз, однако сразу после праздника мне в строевой части вручили предписание о переходе в этот самый 3 отб. Батальон этот был особенным по нескольким причинам: 1) он был развернутый до полного штата, что редкость для Прибалтики; 2) подчинялся напрямую командованию ПрибВО; 3) средние 36-тонные танки имели возможность путём дополнительной оснастки плавать своим ходом по морю на расстояние не менее 100 км при волнении не более 3 баллов. Таких уникальных частей в Советском Союзе было всего четыре – на Дальнем Востоке в Славянке, на Северном Флоте под Мурманском, в эстонской Клооге и на Черном море.

Итак, спустя три месяца после прибытия к месту службы, я, пройдя триста метров и не выходя за КПП, перешёл в другую часть, по-своему уникальную. Но это уже немного другая история.

Продолжение следует…

От администрации: 2 декабря 2021 состоялось вручение Российской Национальной Музыкальной Премии «Виктория», одним из академиков которой, то есть, определявшим победителей, является Вячеслав Юрьевич Клименков. Итоги общедоступны. Но результаты ещё одного события в музыкальном мире по какой-то причине не слишком широко представлены общественности — что особенно удивительно, учитывая, что просто-таки триумфатором, как и в случае с «Викторией», стал соавтор В.Ю. Клименкова, а также нарпродов Валерия Васильевича Антонюка и Евгения Алексеевича Коновалова — поэт Михаил Сафарбекович Гуцериев.

Публикуем материал без купюр.

Итоги фестиваля «Песня Года» 2021

4 декабря во Дворце спорта «Мегаспорт» имени А.В. Тарасова прошёл фестиваль «Песня года», в этом году отмечающий знаковый юбилей — 50-летие со дня первого эфира на центральном советском телевидении. На праздничном концерте особое место заняли песни, написанные поэтом Михаилом Гуцериевым, ставшим самым востребованным автором фестиваля в 2021 году. Во время культового предновогоднего концерта прозвучали сразу восемь песен этого талантливого поэта.

Такой результат закрепил статус Михаила Гуцериева, как популярнейшего хитмейкера российской эстрады. Ведь, как известно, участие в концерте «Песни года» является итогом лидерских позиций музыкального произведения в различных хит-парадах и чартах, а также о его признании широким слушателем.

Песни на стихи Михаила Гуцериева, прозвучавшие со сцены «Мегаспорта», стали истинным украшением фестиваля, а их исполнение порадовало зрителей необычной режиссурой и красивой, яркой хореографией.

В юбилейный для фестиваля год организаторы приняли решение учредить специальный приз «Успех года», который вручается композитору, ставшему автором наибольшего числа песен в программе музыкального фестиваля. И Виктория Кохана, написавшая музыку к композициям «По камням по острым», «Что с тобой? Как же я?», «Большая любовь», стала первым обладателем этой награды, что стало для неё приятной неожиданностью:

«Задача композитора заключается в том, чтобы создавать песни, попадающие в сердца слушателей. Искренне благодарна зрителю за высокую оценку моего творчества».

Стас Михайлов и Таисия Повалий выступили в роли аристократичной семьи. На сцены они задавали «вечные вопросы» «Что с тобой?» и «Как же я?». Настоящие страсти бушевали в старинном замке, на помощь главным героям в кульминации номера сбежались даже придворные.

«У меня есть много песен со словами «без тебя», «для тебя», но такой всеобъемлющей композиции — не было. Строчка «Без тебя шар земной не Земля / Небо падает вниз без тебя» — самая красивая фраза в этой песне, она очень точно передаёт всю палитру чувств героев», — рассказал Стас Михайлов.

Григорий Лепс украсил концерт своим монументальным исполнением песни «Не троньте душу грязными руками». Настоящая картина судного дня развернулась на сцене, повергнув зрителя в оцепенение.

«Не троньте душу грязными руками» — особенная песня в моём репертуаре. Поэт Михаил Гуцериев написал мудрые, глубокие стихи: у него свой неповторимый авторский почерк, он трепетно относится к каждой строчке, каждому слову. Исполняя эту композицию, я каждый раз проживаю её по-новому. И это действительно уникально», — отметил певец Григорий Лепс.

Атмосфера бразильского карнавала царила во время выступления Ярослава Сумишевского. Атрибутика и постановка номера подчеркнули зажигательный латиноамериканский мотив композиции.

«Я человек романтичный, и мне очень близка любовная лирика, поэтому я с большим удовольствием исполнил «Ты не суди меня». Когда автором стихов является сам Михаил Гуцериев, а саундпродюсером — Михаил Шуфутинский, нет сомнений, что песня станет хитом. Её полюбили зрители, и теперь она является важнейшей частью моей концертной программы», — рассказал Ярослав Сумишевский.

Прилетевшая специально для выступления на «Песне года» Наталья Гордиенко исполнила свой главный хит уходящего года «Туз буби».

«Туз буби» — моя счастливая карта! Эта песня настолько многогранна, что каждое выступление становится непохожим на предыдущее. Михаил Гуцериев как никто другой умеет в стихотворной форме играть с образами и смыслами. Дай Бог, чтобы следующий год был таким же калейдоскопом насыщенных моментов и эмоций, как год уходящий», — сказала певица Наталья Гордиенко.

Дипломами «Песни года 2021» были отмечены следующие хиты Михаила Гуцериева: «Большая любовь» Николая Баскова и Любови Успенской (муз. Виктория Кохана), «По камням по острым» Филиппа Киркорова (муз. Виктория Кохана), «Что с тобой? Как же я?» Стаса Михайлова и Таисии Повалий (муз. Виктория Кохана), «Теряю сознание» Валерии (муз. Сергей Ревтов), «Туз буби» Натальи Гордиенко (муз. Димитрис Контопулос и Филипп Киркоров), «Не троньте душу грязными руками» Григория Лепса (муз. Андрей Мисин), «Ты не суди меня» Ярослава Сумишевского (муз. Андрей Ктитарев и Алексей Романоф), «Летом на фиесте» Артура Пирожкова (муз. Dieter Bohlen).

Телеверсию фестиваля «Песня года 2021» смотрите 1 и 2 января в эфире телеканала «Россия 1».

Источник

  • Предоставлены как пишется с одной н или двумя
  • Предоставили как пишется правильно
  • Предобрый как пишется и почему
  • Предоставлять как пишется правильно
  • Предоставьте как пишется с мягким знаком или нет