Предметы быта в сказках

Слайд 1подготовила учитель русского языка и литературы: евгения владимировна плесовских мбоу шелаболихинская сош 1 история в слове: наименование

Слайд 1

Подготовила учитель русского языка и литературы: Евгения Владимировна Плесовских МБОУ « Шелаболихинская СОШ № 1» История в слове: наименование предметов традиционного русского быта

Слайд 2

Не дом хозяина красит, а хозяин дом. Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай! Чужая изба засидчива . На чужой лавке мягче сидится. Изба красна углами, обед – пирогами. В избе светло, а на дворе светлее. Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Слайд 3

Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим…

Слайд 4

Внутренн ..е устройство избы отличалось пр .. стотой . Основное пространство избы занимала печ (?), которая на большей части территориии (Р/р) оссии располагалась у входа, справа или слева от дв ..рей. Стол всегда ст ..ял в красном углу, по диагонали от печи. Над ним была ра ..положена божница – полочка с иконами. Вдоль стен шли неподвижные ла(в/ф) ки , на ними – врезанные в стены полки. В задн ..й части избы от печи до б.. ковой ст .. ны под потолком устраивался д.. ревянный настил, на котором спали, — полати. Вся эта неподвижная обстано (ф/в)ка избы строилась плотниками вместе с домом и назвалась хоромным нарядом .

Слайд 5

Выбор места для селения Очень часто Боги говорили с людьми через свои священные изображения, в том числе указывали место, пригодное для поселений. Подобные обычаи выяснения божественной воли встречались не только у славянских народов… Славяне пускали по реке резные столбы с изображением богов, куда прибьёт изваяния Богов – там и следует ставить новое поселение. Считалось, что Боги, хранившие род, помогут в выборе достойного места для проживания.

Слайд 6

Выбор места для дома Итак, Боги указывали людям мыс на озере или поляну в лесу, но требовалось на этой обширной территории отыскать место для каждого дома. Конечно, тот или иной уголок облюбовывали из практических соображений: чтобы не затапливало в паводок, чтобы было солнечно и не задували холодные ветры, чтобы поблизости была вода. К тому же требовалось, чтобы место было «добрым». Наши предки знали множество способов это проверить…

Слайд 7

Без единого гвоздя Стук да звон! Стук да звон! – За поклоном – поклон. Звон да стук! Звон да стук! – Только щепки – вокруг.

Слайд 8

Топо́р . Правописание этого слова без знания его этимологии не скоро установишь. Языковеды связывают его с «топать»; как и «тяпать», глагол этот некогда значил «ударять», «сечь», «рубить». «Топор» — буквально «топало», «рубило». В его биографии замечателен один момент.

Слайд 9

Для строительства избы использовали особое соединение брёвен (показано на рис.). Укладка обтёсанных брёвен проводилась следующим способом. Отступив от края, делалась рубка до середины. Вырубка в бревне представляла канавку чашей округлой формы. В полученное лоно укладывалось поперечное бревно . Такой способ крепления, у опытного мастера, позволял получить крепкую конструкцию, которая никуда не смещалась. Фундамента в те времена не было, и сруб клался непосредственно на землю. В некоторых случаях под углы подтыкались камни или пни. А вот подпол был всегда. В нём держали птицу и скот, хранили припасы.

Слайд 10

Зодчий – др.-русск., церк.-слав. з ьдъчии ( зодчии ) «гончар, строитель, каменщик», от зьдъ ( зод ) «глина, кирпичная стена», зьдати (см. зидъ «стена», здание). (М . Фасмер) Изба — древнерусское – истьба . Слово, возможно, заимствовано из немецкого языка — Stuba . Исходное значение слова – «постройка с печью, баня ». Сравни: « истопка » – от «топить». Хоромы и храм – «большой жилой дом богатого владельца ». Первоначально Хором — «крыша, навес», затем — «дом, жилое помещение».

Слайд 11

Внутреннее устройство избы Двери имели небольшой размер – примерно 120 на 150 сантиметров. Входили в дом пригнувшись — порог делался также достаточно высоким.

Слайд 12

Русская печь Но самое главное, что печь — это было то место в доме, вокруг которого постоянно находились люди. Не случайно в русских сказках, главные герои то ездят на ней (Емеля), то спят (Илья Муромец ). Печь — от той же древней основы «пек», что и «пеку, печь», — место для печения, жарения пищи. Дрова в печи развалились – к гостям. Уголь из печи упал – гости на двор. Огонь в печи погас – нечаянный гость . Будь, как у себя дома. Будь, что дома: полезай на печь. Кто сидел на печи, то уже не гость, а свой. Что есть в печи, всё на стол мечи.

Слайд 13

Красный угол Кра́сный у́гол (от ст.-слав. красьнъ — «красивый, прекрасный»;) святой угол, передний угол, кутный угол (кут), большой, почётный, верхний угол, кутник — у восточных славян наиболее почётное место в избе, в котором находились иконы и стоял стол, обычно был обращён на юго-восток.

Слайд 14

Бабий кут Ба́бий кут (бабий у́гол , печно́й угол, куть , середа, теплюшка , чулан, солныш , шолнуша , шомыша , кухня) — пространство избы (хаты) между устьем русской печи и противоположной стеной, где шли женские работы. В бабьем углу находились ручные жернова, судная лавка с посудой, надблюдники .

Слайд 15

Мужской угол (Коник) «Коник » — в мужском углу лавка, оформленная в форме конской головы.

Слайд 16

Полати Полати – неотъемлемая часть внутреннего убранства деревенского дома. русской избы. Это широкий деревянный настил под потолком, на котором спали, как правило, дети. Полати были любимым местом детворы,

Слайд 17

Лавки На лавках сидели, рукодельничали, на лавках спали мужчины и женщины, а на печи – старики и дети.

Слайд 18

Викторина: Как выбирали место для будущего строительства дома? Какие ритуалы совершали на месте будущего дома? Назовите декор избы? Для чего он служил? Что такое «клеть», «подклеть», «горница» и «сени»? Какие функции выполняла русская печь в жизни славян? Как в избе назывались углы? В чём их функциональное различие? На чём спали наши предки? Почему красный угол в избе называют «красным»?

Урок русского родного языка в 5 классе

«История в слове: наименования предметов традиционного русского быта». Часть 1.

Ф.И.О.

Плесовских Евгения Владимировна

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский родной язык

Класс

5

Тема урока

История в слове: наименования предметов традиционного русского быта.

Тип урока

Комбинированный

Оборудование

Мультимедийное оборудование.

Презентация к уроку в программе PowerPoint.

Задания для обучающихся

Листы самооценки

Базовый учебник

О.М. Александрова «Русский родной язык»

Цель урока

  1. Познакомить учащихся с предметами русской старины; показать, какую роль в жизни человека играл каждый предмет;
  2. формирование представлений об облике русской деревни, о традициях русского народа;

3) Познакомить с лексическим значением устаревших слов.

4) Прививать любовь и интерес к прошлому своей Родины через слово.

Задачи урока

направленные на достижение предметных результатов:

— создать условия для активизации использования изученных ранее тем.

— расширять понятийную базу;

— обобщать и систематизировать полученные ранее знания, закреплять умения по темам «Убранство русской избы», «Интерьер крестьянской избы», «Предметы народного быта»

направленные на достижение личностных результатов:

— актуализировать жизненный опыт учащихся;

— формировать уважение к родной стране, к родному искусству, и его истокам;

— развивать представление о жизни и быте крестьян;

направленные на достижение метапредметных результатов:

— создать условия для самореализации учащихся при решении поставленных в ходе урока задач;

— развивать коммуникативные навыки при работе в группах;

— развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать.

Планируемые результаты

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Углубить знания об убранстве крестьянской избы, внутреннем мире и предметах быта крестьян. Систематизировать знания о роли языка в жизни человека.

Универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать обзорную речь при описании крестьянского быта, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок)

Личностные:

— развитие мотивации учебной деятельности;

— развитие навыка сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

— осознание степени своего освоения материала;

— формирование общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе.

Методы и формы обучения

Проблемный метод; деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Урок начинается с приветствия и общего настроя на работу.

Стоит жилище — деревянные бочища,

Внутри печь да дрова это русская… (изба)

Слайд №1

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Учитель. — Сегодня у нас не обычный урок, сегодня мы побываем в далёкой стране, которую раньше называли Русью.

-Как вы думаете, почему я пригласила вас в русскую избу? (ответы детей)

— А какие пословицы вы знаете об избе? (ответы детей)

А вот такие пословицы слышали? ( Слайд 2).  Давайте объясним их. (Дети по очереди объясняют значения пословиц).

3. Выявление места и причины затруднения. Слайд №4

-Посмотрите вокруг. Какие предметы вы видите? (Изба, печь и много хозяйственной утвари)

Многие предметы крестьянского труда и быта ещё в начале XX века находились в каждодневном обиходе русского крестьянина и с самых малых лет хорошо были известны каждому ребёнку. А можете ли вы сегодня правильно назвать предметы быта и рассказать о том, как они использовались в старину? (ответы детей)

-Почему не получается? (слов не знаем)

-Хотите узнать историю слова? Есть среди вас любопытные?

-Так о чем мы будем сегодня говорить? (о предметах русского быта)

— Какая тема нашего урока? (Ответы детей)

Учитель: Запишите тему урока

— На уроке вы будете себя оценивать сами (листы оценивания лежат на столах)

Учитель: А как вы думаете, какие будут цели нашего разговора? (Ответы детей)

Учитель: Сегодня мы сможем восстановить приблизительную картину быта и нравов тех времён, представить, как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры. Сегодня мы подробнее рассмотрим  предметы быта, которые входили в интерьер избы и узнаем историю старинных вещей.

4. Целеполагание и построение выхода из затруднения.

Учитель: Прочитайте слова (Слайд 3)

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим…

— Как вы понимаете данные строки? Почему так важно «прошлым дорожить»? Свой устный ответ аргументируйте.

(Ответы детей)

Учитель: В наше компьютеризированное время меньше внимания стало уделяться русской культуре и быту, поэтому необходимо серьёзно задуматься над проблемой приобщения к истокам русской народной культуры. С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой.

Как жили русские люди?

Чем украшали свой быт?

Какую роль в жизни человека играл каждый предмет?

Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

1)Работа с текстом

Учитель: Прочитайте текст (Текст на слайде №4).

-Определите тему текста. Какое предложение наиболее ярко отражает его основную мысль?

-Спишите один абзац на выбор, вставляя пропущенные буквы.

— С какими видами орфограммы вы работали?

«Внутренн..е устройство избы отличалось пр..стотой. Основное пространство избы занимала печ(?), которая на большей части территориии (Р/р)оссии располагалась у входа, справа или слева от дв..рей. Стол всегда ст..ял в красном углу, по диагонали от печи. Над ним была ра..положена божница – полочка с иконами. Вдоль стен шли неподвижные ла(в/ф)ки, на ними – врезанные в стены полки. В задн..й части избы от печи до б..ковой ст..ны под потолком устраивался д..ревянный настил, на котором спали, — полати. Вся эта неподвижная обстано(ф/в)ка избы строилась плотниками вместе с домом и назвалась хоромным нарядом».

-Оценивание своей работы.

Учитель:  Так с чего же начинался дом, вы знаете? (дети рассуждают)— Так давайте вместе узнаем?! (Слайды 5-9)

2) Работа со словарными статьями. Дети ищут в толковом словаре имени М.Фасмера слова «зодчий», «изба», «хоромы».

Учитель просит выписать эти понятия в тетрадь. (Слайд 10)

  1. Физкультминутка.

Учитель: Что – то засиделись вы. Пора и ноги размять. А какие же посиделки без игр. В давние времена ни одни праздник не обходился у молодежи без веселой, мудрой и весьма многозначительной игры «Ручеек».

Участники игры становились друг за другом парами, брались за руки и поднимали их высоко над головой, образуя длинный коридор из сцепленных рук. Игрок, которому пара не досталась, проходил внутри своеобразного коридора-ручейка и, разбивая пару, уводил в конец коридора своего избранника или избранницу. Человек, оставшийся один, шел в начало, выбирая себе новую пару. Таким образом «ручеек» постоянно находится в движении, чем больше людей, тем игра веселее и увлекательнее.

Давайте и мы поиграем в ручеёк и отдохнём.

  1. Работа с построенным проектом.

Учитель: Вы ходите по улицам нашего села и, конечно, заметили, что окна, стены и крыша избы для чего-то украшались. Как вы думаете для чего? (ответы детей). А вот и ответ на этот вопрос. (У доски зачитывает свой доклад один ученик).

Учитель: Мы с вами узнали, для чего наши предки украшали избу. Мы познакомились с их верованиями в духов природы, с обережной символикой в украшении избы. Но теперь хочется заглянуть и в жилище наших предков. Давайте посмотрим, как же выглядела изба изнутри. (Учитель разворачивает построенный проект, в котором каждый предмет повторяет оригинал в уменьшенном масштабе. Детям разрешается подойти и рассмотреть поближе избу). (Слайд 11)

В избе была одна комната-горница, она была и кухней и спальней. Здесь находились деревянные предметы быта — стол, лавки, колыбель, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики и дорожки. Стол покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. Сундук — неотъемная часть предметов народного быта русского народа. В сундуке хранилось приданое. Девушка, выходящая замуж забирала его в дом мужа.

Учитель: Несмотря на то, что изба состояла из одной большой комнаты, она разделялась на зоны: красный угол, мужской угол, бабий кут. Важное место занимала русская печь. От русской печи грелись холодными зимами, в русской печи готовили еду, в ней же мылись, на ней спали, на ней лечились.  Печка занимала большую часть дома. Русской печки нет добрее: всех накормит, обогреет, варежки сушить поможет, деток спать она уложит. (Слайды 12).

Стол. Это божья ладонь. «Хлеба ни куска, стол-доска», — так говорили крестьяне. Стол занимал важное место и служил для ежедневной или праздничной трапезы.

Когда же в дом входил гость, первым делом его взгляд натыкался на божничку, или как в народе говорят – красный угол. Здесь совершались ежедневные моления, это было самое почётное место в доме. Красный угол нарядно украшали и держали в чистоте. Вокруг икон подвешивали рушники – расшитые полотенца  (Слайд 13).

Кроме того изба делилась на мужскую и женскую половины.

Бабий кут – это женская половина. (Слайд 14). Здесь женщины и девушки занимались женской работой: пряли, ткали, шили, вязали. Происходило это в то время, когда заканчивались летние полевые работы, собран урожай и наступила глубокая осень.

Коник – это мужской угол (Слайд 15). Здесь хранились инструменты и заготовки, которые были необходимы мужчине во время зимних работ. Он изготавливал конскую упряжь, плёл лапти и короба, делал туески из бересты, шил кожаные изделия, изготавливал деревянную посуду.

Полати были любимым местом детворы, так как с их высоты можно было наблюдать за тем, что происходит в избе, особенно в праздничные дни. (Слайд 16)

Лавки (Слайд 17) тоже старались украшать домотканными ковриками, дорожками.

4) Работа с текстом учебника. Стр. 36-37 упр. 33. Изба.

Учитель: Откройте учебник. Прочитайте ещё один фрагмент «Толкового словаря живого великорусского языка». Что нового вы узнали об этом слове?

— Какие значения слова изба отмечены в словаре? 

-Какие избы в зависимости от способа обогрева описаны в словарной статье?

— Каково внутреннее устройство старинной крестьянской избы? На какие части она делилась? 

И чтобы обобщить проведём викторину (Слайд 18)

5) Рефлексия.

Учитель: Подведем итоги. Подумайте и ответьте себе на вопросы:

— Что нового вы узнали?

— Какие сведения из уроков русского языка вам пригодились при выполнении заданий?

— Что было трудно для вас?

-Что было самым интересным?

Учитель: Итак, мы с вами совершили незабываемое путешествие в мир Древней Руси. Но мы ещё вернёмся туда, нам предстоит узнать побольше о домашней утвари наших предков и о традициях, сопровождавших их. Домашнее задание с. 38 упр. 35. К одному фразеологизму нарисуйте иллюстрацию.

Основные характеристики проекта:

Тип проекта: практико-ориентированный.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: две недели.

Сроки реализации проекта – 2018-2019 уч. год.

Участники проекта: воспитатели, дети и родители.

Материалы и оборудование:

предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, корзина с баранками и калачами, рушник, деревянные ложки, самовар, чугун, крынка, горшок, ухват, рубель

мультимедийная установка, презентация; запись русских народных песен.

Используемые методы и приемы работы в ходе образовательной деятельности:

Игровые:

  • сюрпризный момент;
  • создание игровой ситуации;
  • воображаемая ситуация в развернутом виде.

Словесные:

  • разговор, беседа;
  • вопросы;
  • использование художественного слова;
  • напоминание, пояснение;
  • Загадки.

Практические:

  • пальчиковая гимнастика «Хлеб»;
  • игра на музыкальных инструментах (ложки, ухват, рубель);
  • работа с тестом.

Наглядные:

  • рассматривание предметов домашней утвари;
  • презентация.

Актуальность: В современном мире все более остро встают социально – культурные проблемы общества: постепенная аккультурация и утрата этнокультурной идентичности, разрыв и отчуждение между поколениями. Приобщение детей к истокам русской народной культуры и развитие интереса к народным традициям является актуальным вопросом в наше время. Для этого необходимо знакомиться с традициями нашего народа, изучать историю и культуру, имеющие свой язык и свой «голос». В народном творчестве заложена историческая память поколений и неразрывная связь времён, взгляд на мир, место человека в этом мире. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, традициям отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной культуры.

Цель проекта: Формировать интерес и любовь к традициям русского народа. Приобщить детей к русской народной культуре. Расширить представление детей о старинном русском быте, вызвать интерес к старинным русским традициям- встреча гостей с угощением.

Задачи:

Образовательные: 

  • познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар);
  • активизировать речь детей, пополнить словарь новыми словами;
  • обогатить знания детей народными поговорками, прибаутками, загадками.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
  • воспитывать интерес детей к народным музыкальным инструментам;
  • вызвать эмоциональный отклик к игре на музыкальных инструментах;
  • воспитывать аккуратность, инициативность в художественном творчестве, вызывать желание создавать предметы для игры своими руками.

Развивающие:

  • развивать художественно-творческие способности детей; умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
  • развивать наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь, воображение.

Охватываемые образовательные области:

Познавательное развитие (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора). Экскурсия в музей детского сада. Рассматривание иллюстрации на тему «Домашняя утварь»

Речевое развитие:

Сюжетно-ролевая игра «Печем каравай», беседы «Как жили наши предки» (познакомить детей с предметами быта). Чтение пословиц, поговорок, потешек по теме «Русская изба», русской народной сказки «Заюшкина избушка», «Теремок»

Художественное-эстетическое развитие

Создание мини музея «Русский быт», создание макета «Русская изба»

Физическое развитие

«Клубок», «Заплетись плетень», «У медведя во бору».

Этапы проекта и планируемые результаты:

1 этап – подготовительный (вторая неделя октября)

  • Составление плана реализации проекта, оборудование и оснащение педагогического процесса, создание информационной базы.
  • Разработка конспектов НОД, прогулок, экскурсий.
  • Подбор и оформление наглядного материала (фотографии, репродукции, слайды, дидактические игры, макеты).
  • Пополнение материальной базы видео-аудиоматериалами краеведческого содержания.
  • Установление взаимосвязи с социальными партнерами (музеем, библиотекой).

2 этап-практический (третья неделя октября)

  • Беседы, рассказы.
  • Экскурсии, целевые прогулки.
  • Чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание картин, фотографий, репродукций.
  • Продуктивная деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Досуговая деятельность.

3 этап- обобщающий (четвертая неделя октября)

  • Презентация проекта «Путешествие в историю русского быта».
  • Показ открытого занятия.
  • Создание мини музея «Русский быт».
  • Создание макета «Русская изба».
  • Фото отчет о проделанной работе.
  • Презентация проекта.

Подведение итогов по проекту.

Передо мной стояла задача, приобщить детей к истокам русской народной культуры. Сформировать у детей представления о жизни и быте русского народа, о его традициях. Обогатить активный словарь у детей. Приобщить родителей к совместной творческой работе с детьми и педагогами группы. Сформировать навыки совместной деятельности детей, родителей и педагогов, плодотворного общения. Пополнить материал в нашей группе для ознакомления детей с бытом русского народа (картинки с изображениями старинных предметов русского быта, музейные экспонаты, русско-народные костюмы, изготовление макета русской избы).

В мире сказокХудожники-иллюстраторы

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    В мире сказокХудожники-иллюстраторы

    Описание слайда:

    В мире сказок
    Художники-иллюстраторы

  • 2 слайд

    Сказка - это произведение, в котором изображается чудесное и необычное , Рань

    Описание слайда:

    Сказка — это произведение, в котором изображается чудесное и необычное , Раньше передавалось из уст в уста
    Сказки могут быть трех видов: о животных, о жизни или о волшебстве. Сказка обязательно учит читателя чему-то хорошему. Обычно в сказке можно встретить такие слова, как «жили-были», «долго ли, коротко ли» и другие

  • 3 слайд

    Художник-иллюстратор — это человек, занимающийся созданием смысловых изображе

    Описание слайда:

    Художник-иллюстратор — это человек, занимающийся созданием смысловых изображений для оформления книг, журналов и других печатных изданий.

  • 4 слайд

    Иван Билибин 1876-1942

    Описание слайда:

    Иван Билибин
    1876-1942

  • 5 слайд

    Театральный оформитель, преподаватель Академии художеств, Билибин создал непо

    Описание слайда:

    Театральный оформитель, преподаватель Академии художеств, Билибин создал неповторимый авторский стиль, который позже назвали «билибинским». Работы художника отличало обилие орнаментов и узоров, сказочность образов при точном следовании историческому облику русского костюма и предметов быта. Первую иллюстрацию Билибин нарисовал еще в 1899 году к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». На протяжении сорока лет художник обращался к русским народным сказкам и былинам. Его рисунки жили и на страницах детских книг, и на театральных площадках Петербурга, Праги, Парижа.

  • 6 слайд

    Борис Дехтерев1908-1993

    Описание слайда:

    Борис Дехтерев
    1908-1993

  • 7 слайд

    Акварельные портреты с легкой кисти Бориса Дехтерева получили Золушка и Красн

    Описание слайда:

    Акварельные портреты с легкой кисти Бориса Дехтерева получили Золушка и Красная Шапочка, Кот в сапогах и Мальчик-с-пальчик, герои сказок Александра Пушкина. Знаменитый художник-иллюстратор создал «строгий и благородный облик детской книги». Тридцать лет своей творческой жизни профессор МГХИ имени Сурикова посвятил не только обучению студентов: Борис Дехтерев был главным художником в издательстве «Детская литература» и открыл дверь в мир сказки для многих поколений маленьких читателей.

  • 8 слайд

    Владимир Сутеев 1903-1993

    Описание слайда:

    Владимир Сутеев
    1903-1993

  • 9 слайд

    Иллюстрации, похожие на застывшие на книжных страницах кадры из мультфильмов,

    Описание слайда:

    Иллюстрации, похожие на застывшие на книжных страницах кадры из мультфильмов, создавал Владимир Сутеев, один из первых советских режиссеров-мультипликаторов. Придумывал Сутеев не только живописные образы к классике — сказкам Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, — но и собственные истории. Работая в детском издательстве, Сутеев написал около сорока поучительных и остроумных сказок: «Кто сказал мяу?», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка».

  • 10 слайд

    Виктор Чижиков1935-2020

    Описание слайда:

    Виктор Чижиков
    1935-2020

  • 11 слайд

    Только мастер создавать трогательные образы для детских книг смог бы растрога

    Описание слайда:

    Только мастер создавать трогательные образы для детских книг смог бы растрогать до слез целый стадион. Так и случилось с Виктором Чижиковым, который нарисовал олимпийского мишку в 1980 году, а также был автором иллюстраций к сотне детских книг: Виктора Драгунского, Михаила Пляцковского, Ганса Христиана Андерсена, Николая Носова, Эдуарда Успенского. «Для меня всегда было счастьем нарисовать детскую книжку», — говорил сам художник.

  • 12 слайд

    Леонид Владимирский 1920-2015

    Описание слайда:

    Леонид Владимирский 1920-2015

  • 13 слайд

    Создатель классического образа Буратино. Деревянного мальчишку в полосатом ко

    Описание слайда:

    Создатель классического образа Буратино. Деревянного мальчишку в полосатом колпачке Леонид Владимирский, выпускник ВГИКа, нарисовал впервые в 1953 году для диафильма по сказке Алексея Толстого. Продолжил работать над образом он уже в иллюстрациях для книги «Приключения Буратино», благодаря которой и попал в детскую литературу. Еще одной знаковой работой художника-иллюстратора стали рисунки к шести сказочным повестям Александра Волкова из серии про Волшебника Изумрудного города. Прообразом Элли стала дочка художника, а Папу Карло Владимирский рисовал с собственного деда.

  • 14 слайд

    Спасибо за просмотр!

    Описание слайда:

    Спасибо за просмотр!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Предметы быта в сказках

  • Сейчас обучается 975 человек из 79 регионов

Предметы быта в сказках

  • Сейчас обучается 258 человек из 65 регионов

Предметы быта в сказках

  • Сейчас обучается 395 человек из 69 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация о русских художниках-иллюстраторах

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • План-конспект интегрированного урока по изобразительному искусству и технологии.

  • Презентация к уроку ИЗО 4 класс по теме «Древние соборы »

  • Рабочая программа по изо 5 класс

  • Контрольная работа по изобразительному искусству в рамках промежуточной аттестации 2 класс

  • Авторская программа «Мир искусства»по основам ИЗО

  • Контрольная работа по изобразительному искусству в рамках промежуточной аттестации 4 класс

  • Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса на 2021-2022 учебный год

  • Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса на 2021-2022 учебный год

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5447483 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»

  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»

  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»

  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

Музей русских сказок на ВДНХ не работает. Вы можете посетить Дом сказок в Измайловском кремле и Музей Буратино-Пиноккио на 2-ой Парковой улице.

Детский музей «Дом сказок «Жили-были» был основан более 20 лет назад благотворительный фондом «Русская семья». Музей русских сказок изначально был задуман не как отдельный один музей, а как целая сеть музеев, каждый из которых посвящен конкретному персонажу сказок или отдельному писателю-сказочнику. На данный момент помимо Дома сказок «Жили-были» в Измайлово, открыт филиал — Музей Буратино-Пиноккио, который находится в том же районе — на 2-ой Парковой улице.

Музей Дом сказок «Жили-были» в Москве

Концепция музея подразумевает театрализованные экскурсии со сказочными персонажами, которые в увлекательной форме знакомят детей с классическими русскими народными сказками. При этом в сказочных персонажей облачаются не только экскурсоводы, но и сами зрители.

Дом сказок имеет и свою музейную коллекцию, в которой более 400 единиц хранения: это и предметы быта, и костюмы различных сказочных персонажей, куклы, книги и многое другое. Примечательно, что практически все музейные предметы используются в экскурсиях и ведущими, и детьми.

Музей был награжден различными правительственными грамотами, имеет российские и зарубежные дипломы, а также неоднократно выигрывал гранты на свою деятельность. Дом сказок известен не только в российском музейном сообществе, но и имеет мировую известность, являясь членом Европейской Ассоциации детских музеев «Hands On! Europe».

Музей Дом сказок «Жили-были» в Москве

Цены

Так как основной вид деятельности музея «Дом сказок «Жили-были» — это экскурсии, то посещение происходит только по предварительной записи.

Цена билета в музей составляет 800 рублей.

Льготы предоставляются детям из многодетных семей, пенсионерам — стоимость билета 600 руб.

Дом сказок проводит различные благотворительные мероприятия для детей из социально незащищенных семей, детей-сирот и инвалидов. Коллективное посещение детей из школ-интернатов, коррекционных школ и детских домов по предварительным заявкам проводится бесплатно.

Музей работает каждый день с 10:00 до 18:00, без выходных.

Музей Дом сказок «Жили-были» в Москве

Экскурсии

Музей рассчитан на детей от 3 до 12 лет. При этом экскурсии для самых маленьких детей в возрасте от 3 до 6 лет проводятся только совместно со взрослыми. Например, на специальной программе «Малышам-ребятам о сказочных зверятах» взрослые помогают детям превратиться в сказочных зверушек, а также играют и танцуют вместе с детьми. Перед посещением этой экскурсии организаторы рекомендуют почитать детям русские народные сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой», «Колобок».

Все экскурсии в Доме сказок происходят по предварительной записи и в соответствии с расписанием, с которым можно ознакомиться на официальном сайте музея.

Всего в репертуаре музея около десяти тематических экскурсий, посвященных различным сказкам или писателям-сказочникам.

Музей Дом сказок «Жили-были» в Москве

Экскурсия «У Лукоморья дуб зеленый…» посвящена А. С. Пушкину, со сказками которого детей знакомят сама Царевна Лебедь. А в экскурсии «Угощение для Змея Горыныч» проводником уже будет Баба-Яга. Вместе с ней посетители будут думать, какой едой угостить Змея Горыныча и заодно узнают о различных традиционных блюдах, которые встречаются в сказках народов мира.

Также музей предлагает экскурсии по сказкам Шарля Перро и Корнея Ивановича Чуковского.

Все экскурсии являются интерактивными и сопровождаются различными загадками, играми, хороводами, поэтому детям на них никогда не бывает скучно.

Музей Дом сказок «Жили-были» в Москве

Как добраться до Дома сказок «Жили-были» в Измайлово

Самый удобный способ доехать до Музея «Дом сказок «Жили-были» — это, безусловно, метро.

Культурно-развлекательный комплекс «Кремль в Измайлово» расположен в шаговой доступности от метро Партизанская (10 мин) и МЦК Измайлово (15 мин). Сориентироваться на большой территории культурного Кремля поможет онлайн схема, Дом сказок отмечен цифрой 12.

Ближайшая автобусная остановка к Кремлю в Измайлово — «Окружной проезд, 10», до которой ходят автобусы № 372 и № 469, 552.

У метро «Партизанская» останавливаются автобусы № № 7, 20, 36, 131, 211, 311, 372, 974.

Для тех, кто добирается на автомобиле, рядом с Кремлем в Измайлово установлена парковка.

Вы также можете воспользоваться приложениями такси, действующими в столице: например, Яндекс. Такси или Gett.

Вход в Кремль в Измайлово на Google-панорамах

Видео о Доме сказок «Жили-были» в Москве

Смотреть отзывы наtripadvisor

Куда сходить и что посмотреть в Москве

Полезные ссылки:

 ✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.

 ✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

 ✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

  • Предо мною как пишется
  • Представила как пишется правильно
  • Предпочли бы как пишется
  • Предсказание рассказ продолжение про еву и матвея на дзен
  • Предложение которое можно использовать как поговорку в сказке ворона