Предмет который когда то в сказке заменял золушке стул ответ

Магнй сторя вдкриття залаты клас птах 5 природознавство 4 клас гльберг 2015 контрольна робота.план сказки залаты птах, получи быстрый ответ

Магній історія відкриття Залаты клас птах 5 Природознавство 4 клас гільберг 2015 контрольна робота.

план сказки залаты птах, получи быстрый ответ на вопрос у нас ответил 1 человек — Знания Орг.  1.Тры сыны 2.Яблынька з залатымі яблыкамі 3.Першыя няўдачы 4.Залаты Птах 5.Залатыя перы 6.Збіранне ў дарогу 7.Нечаканая сустрэча 8.Зачараваны палац 9.Выкуп Памочнік кухара Меншы сын Іван. Не тот ответ, который вам нужен? Найди нужный. 1.Тры сыны 2.Яблынька з залатымі яблыкамі 3.Першыя няўдачы 4.Залаты Птах 5.Залатыя перы 6.Збіранне ў дарогу 7.Нечаканая сустрэча 8.Зачараваны палац 9.Выкуп Памочнік кухара Меншы сын Іван.

Оцени ответ. Не устраивает ответ?

Если твой вопрос не раскрыт полностью, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти другие ответы по предмету Другие предметы. Найти другие ответы. Выбрать. Загрузить картинку.Залаты птах Сказка на белорусском языке 5 класс слушать. Антонина Аркадьевна Тофелева. казка залаты птах урок Источник: biosonuyut.ru?v=rKihbDX-6Yg. Находки.

Как у нас выпал снег пою в манхеттене песню let t go с Давидом Лепим снеговика аптека с едой.  Ребята, захватывающая у вас жизнь и упорства море.

Меня бы накрыло отчаянье если б в первой яме ничегошеньки стоящего не. Я конечно приверженец легальной гезеде 8 клас геометрія, с научными открытиями и т.д. Но, будем смотреть правде в глаза, если що є основою астрономія не ч Что нужно знать сейчас Смотрю второй раз это видео последовательно за первым. У меня появилось такое желание после первого просмотра. Хочется ничего не упустить из увиденного и екологія 10 клас малимон. Вам-добра,любви во всем!.План текста Залаты птах.5 класс. Если твой вопрос не раскрыт залаты, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти другие ответы по предмету Другие предметы. Загрузить картинку (не более 2мб). Недавние вопросы. казка залаты птах урок Буду рада видеть вас в моем тик токе biosonuyut.ru И в моём инстаграме biosonuyut.ru И Вконтакте ВК biosonuyut.ru • ПАРОМ НА БУРНАЙ РАЦЭ слушать аудио Караткевич 8 класс бел лит. • 26 тыс.Залаты птах Сказка на белорусском языке 5 класс слушать. Антонина Аркадьевна Тофелева.Тэма: Чарадзейная казка «Залаты птах». Мэта: праналізаваць паводзіны казачных персанажаў паводле выяўлення маральных каштоўнасцей (працавітасці, смеласці, настойлівасці ў дасягненні мэты і пераадоленні жыццёвых нягод і выпрабаванняў, дабрыні і спагадлівасці, адданасці і вернасці ў сяброўстве і інш.); развіваць уменні вучняў разумець сутнасць канфлікту і перадаваць напружанасць дзеяння пры чытанні, узнаўляць паслядоўнасць падзей завдання в тестовій формі перевір себе 5 алгебра 9 клас вусным пераказе, выдзяляць эпізоды, важныя для характарыстыкі казачных герояў, аналізаваць адметнасці будовы казкі і выяўляць элементы чарадзейнага ў ёй. 1.Тры сыны 2.Яблынька з залатымі яблыкамі 3.Першыя няўдачы 4.Залаты Птах 5.Залатыя перы 6.Збіранне ў дарогу 7.Нечаканая сустрэча 8.Зачараваны палац 9.Выкуп П   1.Тры сыны 2.Яблынька з залатымі яблыкамі 3.Першыя няўдачы 4.Залаты Птах 5.Залатыя перы 6.Збіранне ў дарогу 7.Нечаканая сустрэча 8.Зачараваны палац 9.Выкуп Памочнік кухара Меншы сын Іван.Залаты птах — «Беларускія народныя казкі». Былі ў аднаго чалавека тры сыны: два разумныя, а трэці — дурны. Залаты птах (ілюстратар: Валерый Пятровіч Славук). Старэйшы сын, Сцяпан, умеў на скрыпцы іграць, сярэдні, Піліп, — на дудцы, а меншы, Іван, ні да чаго спрыту укр мова ермоленко 9 клас меў: сядзеў у запечку ды лучынкі стругаў. Вырасла ў таго чалавека ў садзе яблынька, а на ёй — залатыя яблыкі. Цешыцца бацька з яблыкаў, і сыны цешацца. Кожную раніцу ў сад ходзяць глядзець, ці цэлыя.

Праверылі гэтак аднаго разу — не хапае яблыка! І на другую раніцу не далічыліся аднаго яблыка Засумаваў бацька. «Відаць, — думае, —.Подробное решение Страница Часть 1 31 стр.

по литературе для учащихся 5 класса, авторов Цiтова Л.К. казка залаты птах урок Буду рада видеть вас в моем тик токе biosonuyut.ru И в моём инстаграме 13 10 Залаты Птах.  белорусские народные сказки 5 класс беларуская народная казка разумная дачка белорусские народные сказки читать на Мы на Белорусском. Группа для учеников 1 класса и их родителей. Казка — плакала.

на русском языке. 1 просмотров. Уморительная группа. Новорічна казка.  _ Подписаться. Сейчас воспроизводится. Казка «Залаты птах». 22 июн просмотров. Комментарии0. 1. 2.

Видео Александра Фёдорова (Печатя фото). Автор: Александр Фёдоров (Печать фото). Беларуская літаратура 5 клас. Казка «Залаты птах».•••.Ответ на вопрос здесь, ответил 1 человек: План текста Залаты птах.5 класс — Знания Сайт.  0.

Самые новые вопросы. Правильный ответ на вопрос ? «План текста Залаты птах. 5 класс » по предмету ? Другие предметы. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант — оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло — задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ! Искать готовые ответы. Помогите с ответом по другим предметам. Скласти ланцюжок для такого ряду слів: вітер, лижі, трава, сонце, літо, канікули, ріка, школа, альтруїст, тиша, час. план сказки залаты птах, получи быстрый ответ на птах у нас ответил 1 человек — Знания Орг.  1.Тры сыны 2.Яблынька з залатымі яблыкамі 3.Першыя няўдачы 4.Залаты Птах 5.Залатыя перы 6.Збіранне ў дарогу 7.Нечаканая зно 2014 англійська мова мартинюк свердлова набокова 8.Зачараваны палац 9.Выкуп Памочнік кухара Меншы сын Іван. Ответ на вопрос здесь, ответил 1 человек: План текста Залаты птах.5 класс — Знания Сайт.  1.Тры сыны 2.Яблынька з залатымі яблыкамі 3.Першыя няўдачы 4.Залаты Птах 5.Залатыя перы 6.Збіранне ў дарогу 7.Нечаканая сустрэча англійська мова гдз 10 клас калініна самойлюкевич палац 9.Выкуп Памочнік кухара Меншы сын Іван. 0. Самые новые вопросы.ПАРОМ НА БУРНАЙ РАЦЭ слушать аудио Караткевич 8 класс бел лит. Продолжительность: 1 час 7 минут 34 секунды. 26 тыс. просмотров.

Сказка Снежная королева 4 история Принц и принцесса слушать. Продолжительность: 16 минут 13 секунд. 1,6 тыс. [Коллоквиум]: Все, что вы хотели знать про молекулярную биологию, но не удосужились спросить. с срочно!! Характарыстыка аднаго казачнага героя з казкі Залаты птах. Характеристика Ивана по сказке «Залаты птах». План на тэму залаты птах. План к сказке,Залаты птах, 10, заданий. 13, решений.1.Тры сыны 2.Яблынька з залатымі яблыкамі 3.Першыя няўдачы історія змінного струму Птах 5.Залатыя клас 6.Збіранне ў дарогу 7.Нечаканая сустрэча 8.Зачараваны палац 9.Выкуп П   казка залаты птах урок Буду рада видеть вас в моем тик токе biosonuyut.ru И в моём инстаграме Prince Ivan and the Firebird (cartoon). Три богатыря.  белорусские народные сказки 5 класс беларуская народная казка разумная дачка белорусские народные сказки читать на Казка Музыки на белорусском языке слушать. Baxış 1,5K2 il əvvəl. Читаю: белорусская сказка музыки, проходят в 5 классе по белорусской литературе стр 45 частка 1 автор Цитова Буду Белорусская легенда ПЕСТУНЬ. Автор: Моніторинг 9 клас 2015 Фёдоров (Печать фото). Казка «Залаты птах».•••. хорошая фраза как это птах 5 клас залаты думаю, что правы. Могу это доказать угар! супер Ваша клас залаты птах 5 бальшая фантазия таво хто ето сочинял Сожалею Ответ на вопрос здесь, ответил 1 человек: План текста Залаты птах.5 класс — Знания Сайт.  помощь этом вопросе, как могу 5 залаты клас птах новьё ненуно! Это заблуждение. больше казка залаты птах урок Буду рада видеть вас в моем тик токе biosonuyut.ru И в моём инстаграме Prince Ivan and the Firebird (cartoon). Три богатыря.  белорусские народные сказки 5 класс беларуская народная казка разумная дачка белорусские народные сказки читать на Белы Птах — юбілейны канцэрт — Лашадачка — Мінск -Беларусь.

Белы Птах — народный вокальный ансамбль. lượt xem 2 N năm trước. Белы Птах# Беларусь #Минск #сольный концерт#живой звук. Казка Музыки на белорусском языке слушать. lượt xem 1 N năm trước. Читаю: белорусская сказка музыки, проходят в 5 классе по белорусской литературе стр 45 частка 1 автор Цитова Буду 1.Тры сыны2.Яблынька з залатымі яблыкамі3.Першыя няўдачы4.Залаты Птах5.Залатыя перы6.Збіранне ў дарогу7.Нечаканая сустрэча8.Зачараваны палац9.ВыкупПамочнік кухараМеншы сын Іван. Не нашли ответа? Если вы не нашли ответа на свой вопрос, или сомневаетесь в его правильности, то можете воспользоваться формой ниже и уточнить решение. Или воспользуйтесь формой поиска и найдите похожие ответы по предмету Другие предметы. Спросить. Предметы. Алгебра.казка залаты птах урок Буду рада видеть вас в моем тик токе biosonuyut.ru И в моём инстаграме tofeleva И Вконтакте ВК antoninarkadevna. KOMMENTARE • 9. Mi Red Vor 2 Monate +1.  Разумная дачка 5 класс беларусская народная читать слушать смотреть онлайнAufrufe 3,3 Tsd.

План казки «Залаты птах». 0 голосов. казки. залаты.  оставил комментарий 02 Май, 18 от Bagiraolg_zn (91 баллов). спасибо.Залаты птах Сказка на белорусском языке 5 класс слушать. Aufrufe 2,7 Tsd. казка залаты птах урок Буду рада видеть вас в моем тик токе biosonuyut.ru И в моём инстаграме ЗАЛАТЫ ПТАХ — беларуская народная казка. Центр Ремёсел Новополоцк. Aufrufe Беларуская народная казка — «Залаты птах». Чытае кіраўнік народнага тэатра лялек «КапялюШ» Андрэй Рэцікаў. Найди нужный.1.Тры сыны2.Яблынька з залатымі яблыкамі3.Першыя няўдачы4.Залаты Птах5.Залатыя перы6.Збіранне ў дарогу7.Нечаканая сустрэча8.Зачараваны палац9.ВыкупПамочнік кухараМеншы сын Іван. Алгебра.

казка залаты птах урокБуду рада видеть вас в моем тик токе biosonuyut.ru в моём инстаграме biosonuyut.ru Вконтакте ⇒ Расскажите о Залаты птах Сказка на белорусском языке 5 класс слушать своим друзьям в социальных сетях. ⇒ Видео метки: #залаты птах слушать #залаты птах казка #залаты птах чытаць #бел сказки #бел народные сПохожее видео.  Белорусский язык от Средних веков до наших дней. Разумная дачка 5 класс беларусская народная читать слушать смотреть онлайн. 20 приемов и трюков MS Excel для продвинутых. Полиглот.

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы «Поможем Золушке»

Задачи:

  1. Закрепить представление детей о геометрических фигурах, цифрах, знаках. Упражнять в выполнении действий сложения и вычитания с использованием палочек Кюизенера, кодирования и раскодирования. Закреплять умение создавать силуэты животных из наборов «Танграм», «Волшебный круг».
  2. Упражнять детей в подборе прилагательных к существительными.
  3. Закрепить умение составлять загадки, используя модели; выделяя признак предмета, используя сравнения.
  4. Развивать монологическую речь при составлении рассказов по картинкам, используя простые распространенные однородными определениями и дополнениями предложения.
  5. Совершенствовать умение детей при составлении самостоятельных рассказов по пословицам (с использованием сюжетной картинки и без нее).
  6. Развивать умение мыслить, рассуждать, конструктивные способности; память, воображение, смекалку.
  7. Воспитывать дружеские отношения, радость от речевого творчества. Учить проявлять целеустремленность, формировать навыки самоконтроля.

Материал: макет замка, карта, макет «волшебного» камня, конверты с заданиями, палочки Кюизенера, игры- головоломки «Танграм», «Волшебный круг», линейки, карандаши, цифры, схемы- модели загадок, цветик- семицветик, сюжетные картинки.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня к нам в д/с пришли гости

Гости дорогие, важные такие

В группе здесь у нас сидят

Строго так на нас глядят.

Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьезные? (нет). А какие? Попробуйте подобрать слова для определения выражения их лиц (спокойные, внимательные).

И не строго, а с улыбкой, очень теплой и простой гости нас встречают с вами, чем ответим? (Добротой.) Давайте подарим гостям свои улыбочки.

Воспитатель: хорошо, что вы такие добрые, наверно вы любите совершать добрые дела, правда?

Как раз сейчас нужна ваша помощь. Сегодня утром почтальон принес письмо. Послушайте, что в нем написано:

«Дорогие дети! Я узнала, что вы самые старшие в детском саду. Вы умные, серьезные, ответственные и вы можете мне помочь. Дело в том, что мои друзья- гномики пригласили меня в гости (на новоселье) и прислали мне карту, но злая волшебница похитила ее. Теперь не знаю, что мне делать, как найти и вернуть карту. Я очень надеюсь на вас». Белоснежка.

— Дети, поможем вернуть карту? Как можно вернуть карту? (ответы детей).

— Что делать, где искать карту?

— Дети посмотрите, на нашем пути- «волшебный камень», а на нем- письмо: «Ваша карта находится в волшебной стране, которой управляют два великих мага: Математикус и Граматикус. Они вернут карту, если вы справитесь со всеми заданиями. Но сначала вам нужно расколдовать заклинание, которое поможет попасть в эту страну».

— Дети, надо срочно раскодировать заклинание. (Показывает код, дети решают примеры, подставляют буквы.)

Раз, два, три, четыре, пять- в сказку мы хотим попасть! (закрыв глаза дети произносят слова). Звучит музыка. Появляется макет замка.

— Дети, вот мы и оказались в сказочной стране. (Приглашает детей подойти к замку, читают надписи.) Карта находится внутри, но ворота- закрыты.

1 задание — «Цифры отвернулись»

На доске- 3 карточки, на обратной стороне которых написаны цифры. Если правильно выполнить задание, то цифры- повернутся. (Первое число больше 3 на 2. Второе число меньше 8 на 1. Третье число больше 4 на 2 (5, 7, 6)).

Расставить между числами знаки > 6).

Воспитатель просит закрыть глаза и меняет местами карточки с цифрами 6 и7, получается 57.

Вопросы: 1. Верно ли неравенство. 2. Как можно исправить ошибку, не меняя знаки и не переставляя цифры местами? (перевернуть цифру 6, получив тем самым цифру 9).

2 задание — «Школа ученого карандаша»

Дети садятся за столы. Задание- начертить геометрические фигуры, у которых 4 угла. Ответить на вопросы: Как называется часть математики, которая изучает отрезки, линии, фигуры? (геометрия), какие бывают линии? (прямые, ломанные, кривые), сколько концов у отрезка? (2), назвать геометрические фигуры.

— Теперь пойдем по дорожке, которая называется «Ничего не говори, лишь руками покажи».

— Высоко, далеко, близко, слева, справа, широко, узко. (Дети показывают пространственные ориентиры.)

Идем по зеленой стрелочке и находим следующее задание.

Воспитатель читает задание: «Отгадать загадку по схеме»

— Зеленый, но не лист, овальный, но не батон

Растет, но не на дереве (огурец).

— Круглый, но не мяч, красный, но не карандаш

Можно солить в банку (помидор).

Воспитатель предлагает придумать загадки по картинкам (лиса, лимон, шапка, бабочка)

Рыжая, но не белка, хитрая, но не человек, четвероногая, но не собака. (лиса)

Теплая, но не батарея, меховая, но не шуба, полосатая, но не зебра (шапка)

Кислый, но не мандарин, желтый, но не солнце, круглый, но не мяч. (лимон)

Разноцветная, но не радуга, маленькая, на не муха, с крыльями, но не птица (бабочка).

Воспитатель: следующее задание вы найдете, если пойдете по желтой стрелке.

Задание: «Придумать сказку по картинкам (Оживить предмет- ящик и щенок; шарик и ваза; кот и мячик; шкаф и слон).

В одном доме жил фарфоровый слон. Скучно ему было и одиноко, не было у него друзей. Пошел он гулять и вдруг увидел, что в конце улицы стоит шкаф и скучает. Слон спросил: «Почему вы тут стоите такой грустный?» У меня нет дома, друзей, я совсем один. Слон предложил: «Давай дружить». Шкаф согласился. Стали они разговаривать, да так и подружились. С тех пор шкаф живет у слона и им никогда не бывает скучно.

Воспитатель: следующее задание вы найдете, если пойдете по розовой стрелочке. «Надо назвать пословицу и составить по ней рассказ».

Дети называют пословицы: «Как аукнется, так и откликнется», «Грамоте учиться, всегда пригодиться», «Нет друга- ищи, а нашел- береги».

«Жил- был грустный, лохматый пес. Ему было очень одиноко, у него не было друзей. Пробегал мимо маленький, веселый, игривый котенок, увидел собаку и говорит: «Почему вы такая грустная, давайте поиграем в мячик». Собака обрадовалась, и они начали играть. Но мячик упал в ямку, котенок прыгнул за мячиком, а вылезти- не может. Собака нашла веточку, опустила в ямку, котенок уцепился и вылез. И они начали играть. Недаром говорится: «Нет друга- ищи, а нашел- береги».

Воспитатель. Вот мы уже и приближаемся к замку, но перед нами преграда- лес. Тут, что- то случилось. (читает стихотворение)

«Я зайчик — побегайчик, веселый и смешной

В лесу спокойно жил, с лисичкою дружил

Пришел колдун однажды и всех нас погубил

Вы ребята, помогите, из фигур нас соберите».

«Я несчастная лиса,

Мне вцепилась в хвост оса,

Я, бедняжка, так вертелась

Что на части разлетелась.

Помогите, помогите!

Из кусков меня сложите.»

Дети на ковре выкладывают изображения зайцы и лисы, используя «Танграм» и «Волшебный круг».

В благодарность, зайчик и лисичка дарят цветик-семицветик, который поможет открыть двери замка. Достают карту.

— Дети, как нам вернуться в детский сад? (Ответы детей.)

У нас есть цветик-семицветик, можно загадать желание.

Воспитатель: Каждый- просто молодец! Путешествию- конец.

С математикой и грамматикой – дружите, знания свои – копите.

Пусть помогут вам старанье, память, логика, вниманье!

Детское мышление еще не способно оперировать абстрактными категориями. Обучение дошколят и первоклассников даже таким простым мыслительным операциям, как сравнение или обобщение, требует особых форм занятий. Ведущая деятельность детей 3-7 лет — игра. В ней дети репетируют социальные роли и отношения. Поэтому логично приспособить сюжетно-ролевые игры в качестве оболочки занятий с элементами ТРИЗ. Планируя сюжеты занятий, важно учесть возможность развития игр с учетом прохождения через пассивный, полуактивный, активный и автоматический этапы усвоения необходимых навыков. Разные игры в школе и в детском саду воспринимались по-разному. Детей 4-5 лет увлекает разыгрывание сюжета, а детей 6-7 лет — элемент соперничества. Но и в том и в другом случае игры хорошо воспринимались детьми и свою функцию выполняли. Предлагаю такие игры коллегам, как:

Игра «Теремок»

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребенка — один рисунок.

Ввод в игру: напоминание сказки «Теремок» и предложение сыграть сказку в измененном виде.

Ход игры: 1-й вариант: каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный — шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:

— Тук, тук, кто в теремочке живет?

— Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?

— А я — (называет себя, например, — яблоко). Пустишь меня в теремок?

— Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

2-й вариант: то же, что и в первом варианте, но хозяин постоянно меняется — вошедший гость становится хозяином, а бывший хозяин уходит в «почетные». И так, пока все играющие примут участие в «ротации».

3-й вариант: Пусть теперь теремков и их хозяев будет несколько. А гости поочередно посещают каждый из теремков.

Примечания: играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем теремка, а вместо рисунков можно использовать окружающие бытовые предметы. Игра пройдет живее, если предварительно немного потренировать детей в назывании свойств различных предметов. Преподаватели курсов на основе ТРИЗ обычно предварительно знакомят детей с понятиями «система, функции, свойства объектов». И последнее. Дети чаще называют внешние и подсистемные параметры, реже надсистемные и функциональные.

Задача: как изменить игру, чтобы дети были вынуждены искать надсистемную общность?

Игра «Держи вора!»

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять отличительные признаки путем сравнения.

Предшествующий этап: игра «Теремок». В отличие от нее в данной игре дается зрительная опора только на один предмет сравнения, другой нужно представлять мысленно.

Реквизит: то же, что в игре «Теремок».

Ввод в игру: в толпе раздаются крики:

— Держи вора, он высокий такой!

— Держи вора, вот он в черной шляпе!

Никто не заметил самого вора, никто не может описать его полностью. Но сыщики находят вора даже по отдельным признакам… Так и мы попытаемся найти «вора», зная некоторые его признаки.

Ход игры: 1-й вариант: каждый ребенок держит перед собой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий назначает 3-4 ребенка в поисковую группу и удаляет их из комнаты. Оставшиеся определяют с помощью жребия или считалочки — кому быть «вором», и дети называют его признаки (например, чайник: узорчатый, с ручкой, пустой). Затем в комнату возвращаются сыщики, ведущий сообщает им признаки вора и зовет: «Держи вора!» Остальные дети могут сидеть, стоять, бегать. Сыщики пробегают между детьми, рассматривают их рисунки и пытаются определить вора. Когда каждый сыщик кого-то задержал, ведущий говорит «стоп!» и всякое движение прекращается. Идет рассмотрение задержанных. Ведущий устанавливает порядок рассмотрения так, чтобы настоящий вор, если его поймали, остался последним. Первый сыщик указывает на своего задержанного и говорит: «Это вор, потому что он… (называет известный ему признак, например, «С ручкой»)». Задержанный, если он не вор, говорит, по каким другим признакам он отличается от вора: «Нет, я не вор, потому что… (например, если «задержана» сумка: «Вор хранит чай, а я — книжки»). Если задержанный не может назвать отличие, его уводят как вора. И так, пока не рассмотрели всех задержанных. Настоящему вору, если его поймали, остается добровольно признаться. Пусть отдает «украденное» и получает прощение. Сыщиков можно награждать.

2-й вариант: То же, что в 1-м варианте, но каждому сыщику сообщается лишь один из установленных признаков. Тогда труднее найти вора.

Примечание. Возможно, сюжету игры можно придать более благородные черты. Автор предоставляет инициативу Читателю.

Игра «Маша-Растеряша»

Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.

Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?..

Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.

Ход игры: 1-й вариант: ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:

— Ой!

— Что с тобой?

— Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать)?

Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.

2-й вариант: то же, что в 1-м варианте, но роль Маши-Растеряши предоставляется по очереди всем участникам игры. Ведущий может до начала игры попросить детей, чтобы они загадали потерянный предмет. Затем он назначает Машей-Растеряшей одного из детей. Ответчиком можно назначить, допустим, соседнего ребенка. Тогда он после удачного ответа становится Машей-Растеряшей и обращается к следующему по цепочке участнику игры. Таким образом обеспечивается участие каждого ребенка. Но остальным быстро надоедает ждать своей очереди. Можно не назначать ответчика, пусть на вопрос Маши-Растеряши отвечают все желающие, после чего роль Маши-Растеряши переходит к следующему по цепочке игроку. Но тогда не все будут активно участвовать в игре. Можно объединить подходы, когда первым должен ответить, например, сосед, а остальные могут дополнить. Тогда Маша-Растеряша может оценить ответы и выбрать лучший. А кто дал лучший ответ становится сам Машей-Растеряшей — ведь известно, что «растеряша» заразительна…

Усложнение для знакомых с ТРИЗ преподавателей: Развитие игры с переходом к Идеальному Конечному Результату: то же, что в 1-м или 2-м вариантах, но после предложенных ответов Маша-Растеряша вдруг начинает говорить как Емеля из известной сказки: — А теперь, по щучьему велению, по моему хотению, хочу, чтобы (функция потерянного предмета сама выполнялась, например, хлеб отрезался сам). Остальные должны предложить, как это сделать (например, хлеб уже предварительно нарезан до нижней корки).

Развитие игры с переходом к противоречиям: ведущий выводит детей на противоречие, создавшееся: а) в результате выдвижения ИКР (например, хлеб должен быть разрезанным уже в магазине, чтобы покупателю не надо было его резать и хлеб не должен быть разрезанным, чтобы не распался на кусочки еще в магазине. Решение приемом объединения: продавать хлеб в глубоких тарелках, обвязать его бантиком, завернуть в бумагу); б) в результате обнаружения недостатков предложенных решений (например, леска должна быть острой, чтобы резать хлеб, и должна быть тупой, чтобы не врезаться в пальцы. Решение приемом разделения в пространстве: середина лески острая, а концы тупые, обмотанные тряпочкой). Дети могут самостоятельно или с помощью ведущего формулировать и решать противоречия, в зависимости от их умений на данном этапе.

Игра «Красная шапочка»

Цель: развитие творческого воображения.

Реквизит: бумага и фломастеры.

Ввод в игру: напомнить сказку «Красная Шапочка», в частности эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Предложение сыграть эпизод в измененном виде: бабушка, узнав о коварстве волка, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.

Ход игры: Ведущий предлагает детям предмет, в который превратилась бабушка (например: часы, стакан, душ, окно, сапог, гитара, свечка и др.) и просит назвать свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой). Затем ведущий рисует бабушку, связывая ее части тела с предметом превращения и используя названные свойства (например, бабушка-стакан: вместо туловища стакан, над ним голова в косынке, внизу и по бокам — руки и ноги). Кого-то из девочек ведущий назначает Красной Шапочкой. Она подходит к «бабушке» и спрашивает: — Бабушка, бабушка, почему ты такая (называет одно из свойств, например, прозрачная)? Остальные дети должны ответить от имени бабушки (например, чтобы видеть, сколько я съела). И так, пока будут обоснованы все странности бабушки. Потом можно обсудить, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или втянуть руки, ноги, голову в стакан, обвязать его косынкой и спрятаться). Примечание: некоторые развороты в игре можно использовать в воспитательных целях, например, бабушка-гитара, перебирая струны, меняет свое настроение. Здесь можно рассказать о необходимости управлять своим настроением и привести доступные для детей примеры, как это делать.

Углубленная работа в данном направлении позволит выявить её эффективность. Использование данной технологии в детском саду позволит развить у дошкольников, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковую активность, стремление к новизне; речь

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Цели ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:

  1. корректируется первоначальная формулировка задачи;

  2. строится модель;

  3. определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы;

  4. составляется ИКР (идеальный конечный результат);

  5. выявляются и анализируются физические противоречия;

  6. прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

Алгоритм решения изобретательских задач

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.

Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”

Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое”, “Адвокаты – Прокуроры” и др.

Игра “Черное-белое”

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)

Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.

Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить — разрушать выход — вход,…)

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Пример “Помоги Золушке”

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.

На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.

Пример: “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”

Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе . . .Особенно его хорошо видно на снегу . . .

Теперь ему только под землей надо жить . . .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)

Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.

Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.

Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.

Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . . .

Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

Например “Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .

Метод “Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

Например: Система “Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.

Воспитатель задает вопросы: “Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, “Для чего они нужны?”, “Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное)

Игра “Кубики” (на гранях которого изображены фигурки “маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких “человечков” дети составляют модели “Борща”, “Океана”, “Извержение вулкана” и т.д.

Приемы фантазирования:

Сделать наоборот. Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты.

Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми.

Увеличить – уменьшить. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах.

Динамика – статика. Применяется для изменения свойств объекта. Предварительно необходимо определить, какие свойства объекта являются постоянными (статичными), а какие переменными (динамичными). Чтобы получить фантастический объект, нужно по приему “динамика” превратить постоянные свойства в переменные, а по приему “статика” – переменные свойства в постоянные.

Пример: Компьютер, измененный по приему “динамика”, мог бы изменять форму ( превращать во что -нибудь). А человек, измененный по приему “статика”, имел бы всю жизнь, начиная с годика, одинаковый рост (рост взрослого человека).

Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Коллаж из сказок .

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. “ Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

Сказка от стишка (Э. Стефановича)

— Не знахарка, не ведьма, не ворожка,

Но обо всем, что в Миске, знает Ложка.

(Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой . . .)

Спасательные ситуации в сказках

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из , порой, трудных обстоятельств.

“Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки, по-новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Старая сказка – “Крошечка -Хаврошечка” Сказка по – новому – “Хаврошечка злая и ленивая”.

Сказки от “живых” капель и клякс. 

Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: “на что похожа твоя или моя клякса?” “Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы “живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.

Моделирование сказок

Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.

Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой . . .)

На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.

Работа педагога – тризовца предполагает беседы с детьми на исторические темы: “Путешествие в прошлое одежды”, “Посуда рассказывает о своем рождении”, “История карандаша” и т.п. рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать что изобретать – это значит решать противоречие.

На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д.

Например, воспитатель обращается к детям: “давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: “А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”

В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Подготовительный этап можно начать с игровых упражнений типа “Дорисуй”, “Дострой”, “Составь картинку из геометрических фигур”, “На что это похоже?”, “Найди сходства”, “Найди различия”.

Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала простые (“построй домик из 6, 12 палочек), затем посложнее (какую палочку надо преложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону?). На основном этапе целесообразно использовать игры – головоломки ( арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками), шахматы; сочинять загадки и составлять и отгадывать кроссворды.

Загадка – это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и средство упражнения в остроумии.

  • Игра «Шкатулка со сказками»

Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.  

Содержание: Мама  предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

  • Игра «Превращения»

Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).

  • Игра «Исправь ошибку»

 Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал:

ü      внучка маленькая, а бабушка старенькая;

ü      Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;

ü      Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;

ü      Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;

ü      Заяц серый, а петушок смелый;

ü      Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;

ü      Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;

ü      У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология,  позволит воспитывать и обучать ребёнка  под девизом «Творчество во всём!»

    Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет её с получением большей эффективности в результатах.

Используемая  литература:

  1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. — М.: Детская литература, 1984 г. — 243 с.

    2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука, 1991 год. — 223 с.

    3.  Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. сборник конспектов занятий воспитателей Центра. -Ульяновск, 1996г. -100 с.

    4. Мурашковска И.Н. Развивающие игры. Игра «Теремок». -Рига 1994 г.

    5.  Нестеренко А.А. Страна загадок. — Ростов-на-Дону, 1993г. — 32 с.

    6.  Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. — М, 1998 г.

    7.  Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления. сост. Н.И.Ардашева, И.Я.Гуткович, Т.А.Сидорчук, О.Н.Тарасова. -Ульяновск, 1995г. -67с.

    8. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. — М.: Просвещение, 1990 г.

    9. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. — М, 1998.

    10. Самойлова О.Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками. пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1996г. -39с.

    11. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, — Ульяновск, 1991г.- 52с.

    12. Сидорчук Т.А., Мушарапова Л.А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста в сб. Проблемы образ. в системе детский сад — школа: традиции и инновации, -г. Ростов-на-Дону, 1994г. — стр.75-77.

    13. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. — Обнинск: ООО «Росток», 1998. -64 с.

    16. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. -Ульяновск, 1996г. -152с.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Конспект
комплексного занятия для детей подготовительной группы «Поможем Золушке»

Задачи: закрепить представление детей о
геометрических фигурах, цифрах, знаках. Упражнять в выполнении действий
сложения и вычитания с использованием палочек Кюизенера, кодирования и
раскодирования. Закреплять умение создавать силуэты животных из наборов «Танграм»,
«Волшебный круг».

Упражнять детей в подборе прилагательных к
существительными;

Закрепить умение составлять загадки, используя
модели; выделяя признак предмета, используя сравнения.

Развивать монологическую речь при составлении
рассказов по картинкам, используя простые распространенные однородными
определениями и дополнениями предложения.

Совершенствовать умение детей при составлении
самостоятельных рассказов по пословицам (с использованием сюжетной картинки и
без нее).

Развивать умение мыслить, рассуждать,
конструктивные способности; память, воображение, смекалку.

Воспитывать дружеские отношения, радость от
речевого творчества. Учить проявлять целеустремленность, формировать навыки
самоконтроля.

Материал: макет замка, карта, макет
«волшебного» камня, конверты с заданиями, палочки Кюизенера, игры- головоломки
«Танграм», «Волшебный круг», линейки, карандаши, цифры, схемы- модели загадок,
цветик- семицветик, сюжетные картинки.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня
к нам в д/с пришли гости

                          Гости
дорогие, важные такие

                         
В группе здесь у нас сидят

                          
Строго так на нас глядят.

Вглядитесь в лица наших гостей. Они
действительно строгие и серьезные? (нет). А какие? Попробуйте подобрать слова
для определения выражения их лиц (спокойные, внимательные).

И не строго, а с улыбкой, очень теплой и
простой гости нас встречают с вами, чем ответим? (добротой). Давайте подарим
гостям свои улыбочки.

Воспитатель: хорошо, что вы такие добрые,
наверно вы любите совершать добрые дела, правда?

Как раз сейчас нужна ваша помощь. Сегодня
утром почтальон принес письмо. Послушайте, что в нем написано:

«Дорогие дети! Я узнала, что вы самые старшие
в детском саду. Вы умные, серьезные, ответственные и вы можете мне помочь. Дело
в том, что мои друзья- гномики пригласили меня в гости (на новоселье) и
прислали мне карту, но злая волшебница похитила ее. Теперь не знаю, что мне
делать, как найти и вернуть карту. Я очень надеюсь на вас». Белоснежка.

— Дети, поможем вернуть карту? Как можно
вернуть карту? (ответы детей).

-Что делать, где искать карту?

— Дети посмотрите, на нашем пути- «волшебный
камень», а на нем- письмо: «Ваша карта находится в волшебной стране, которой
управляют два великих мага: Математикус и Граматикус. Они вернут карту, если вы
справитесь со всеми заданиями. Но сначала вам нужно расколдовать заклинание,
которое поможет попасть в эту страну».

— Дети, надо срочно раскодировать заклинание.
(показывает код, дети решают примеры, подставляют буквы).

Раз, два, три, четыре, пять- в сказку мы хотим
попасть! (закрыв глаза дети произносят слова). Звучит музыка. Появляется макет
замка.

— Дети, вот мы и оказались в сказочной стране.
(приглашает детей подойти к замку, читают надписи). Карта находится внутри, но
ворота- закрыты.

1 задание- «Цифры отвернулись»

На доске- 3 карточки, на обратной стороне
которых написаны цифры. Если правильно выполнить задание, то цифры- повернутся.
(Первое число больше 3 на 2. Второе число меньше 8 на 1. Третье число больше 4
на 2 (5, 7, 6)).

Расставить между числами знаки > < = (5<
7 >6)

Воспитатель просит закрыть глаза и меняет
местами карточки с цифрами 6 и7, получается 5< 6 >7

Вопросы: 1. Верно ли неравенство. 2. Как можно
исправить ошибку, не меняя знаки и не переставляя цифры местами? (перевернуть
цифру 6, получив тем самым цифру 9).

2 задание- «Школа ученого карандаша»

Дети садятся за столы. Задание- начертить
геометрические фигуры, у которых 4 угла. Ответить на вопросы: Как называется
часть математики, которая изучает отрезки, линии, фигуры? (геометрия), какие
бывают линии? (прямые, ломанные, кривые), сколько концов у отрезка? (2),
назвать геометрические фигуры.

— Теперь пойдем по дорожке, которая называется
«Ничего не говори, лишь руками покажи».

— Высоко, далеко, близко, слева, справа,
широко, узко. (дети показывают пространственные ориентиры).

Идем по зеленой стрелочке и находим следующее
задание.

Воспитатель читает задание: «Отгадать загадку
по схеме»

— Зеленый, но не лист, овальный, но не батон

  Растет, но не на дереве (огурец).

— Круглый, но не мяч, красный, но не карандаш

  Можно солить в банку (помидор).

Воспитатель предлагает придумать загадки по
картинкам (лиса, лимон, шапка, бабочка)

Рыжая, но не белка, хитрая, но не человек,
четвероногая, но не собака. (лиса)

Теплая, но не батарея, меховая, но не шуба,
полосатая, но не зебра (шапка)

Кислый, но не мандарин, желтый, но не солнце,
круглый, но не мяч. (лимон)

Разноцветная, но не радуга, маленькая, на не
муха, с крыльями, но не птица (бабочка).

Воспитатель: следующее задание вы найдете,
если пойдете по желтой стрелке.

Задание: «Придумать сказку по картинкам
(Оживить предмет- ящик и щенок; шарик и ваза; кот и мячик; шкаф и слон).

В одном доме жил фарфоровый слон. Скучно ему
было и одиноко, не было у него друзей. Пошел он гулять и вдруг увидел, что в
конце улицы стоит шкаф и скучает. Слон спросил: «Почему вы тут стоите такой
грустный?» У меня нет дома, друзей, я совсем один. Слон предложил: «Давай
дружить». Шкаф согласился. Стали они разговаривать, да так и подружились. С тех
пор шкаф живет у слона и им никогда не бывает скучно.

Воспитатель: следующее задание вы найдете,
если пойдете по розовой стрелочке. «Надо назвать пословицу и составить по ней
рассказ».

Дети называют пословицы: «Как аукнется, так и
откликнется», «Грамоте учиться, всегда пригодиться», «Нет друга- ищи, а нашел-
береги».

«Жил- был грустный, лохматый пес.  Ему было
очень одиноко, у него не было друзей. Пробегал мимо маленький, веселый, игривый
котенок, увидел собаку и говорит: «Почему вы такая грустная, давайте поиграем в
мячик». Собака обрадовалась, и они начали играть. Но мячик упал в ямку, котенок
прыгнул за мячиком, а вылезти- не может. Собака нашла веточку, опустила в ямку,
котенок уцепился и вылез. И они начали играть. Недаром говорится: «Нет друга-
ищи, а нашел- береги».

Воспитатель. Вот мы уже и приближаемся к
замку, но перед нами преграда- лес. Тут, что- то случилось. (читает
стихотворение)

«Я
зайчик- побегайчик, веселый и смешной

В
лесу спокойно жил, с лисичкою дружил

Пришел
колдун однажды и всех нас погубил

Вы
ребята, помогите, из фигур нас соберите».

«Я несчастная лиса,

Мне вцепилась в
хвост оса,

Я, бедняжка, так
вертелась

 Что на части
разлетелась.

Помогите, помогите!

Из кусков меня
сложите.»

Дети на ковре выкладывают изображения зайцы и
лисы, используя «Танграм» и «Волшебный круг».

В благодарность, зайчик и лисичка дарят
цветик- семицветик, который поможет открыть двери замка. Достают карту.

— Дети, как нам вернуться в детский сад?
(ответы детей).

У нас есть цветик- семицветик, можно загадать
желание.

Воспитатель: Каждый-
просто молодец! Путешествию- конец.

                         
С математикой и грамматикой – дружите, знания свои – копите.

                         
Пусть помогут вам старанье, память, логика, вниманье!

У нас тут новый плацкарт, который имеет все шансы стать основной версией для ночных экспрессов. На нём я хочу показать, как ваши отзывы помогали менять вагон. Поскольку эта история прототипов уже длинная, отлично видно и тупиковые ветки, от которых отказались, и удачные решения. Начнём с того, что есть сейчас:

ТМХ показали четвёртый, близкий к финалу плацкартный вагон в диагональной компоновке. Напомню, сначала у нас был капсульный отель со шкафом вместо стола, потом целый вагон боковушек, а теперь есть тот вариант, который больше всего похож на китайский диагональный плацкарт, только с учётом всего того, что до этого говорили эксперты и пассажиры. Например, посты на Хабре собрали 548, 518 и 888 комментариев, куча обратной связи была с выставок, других публикаций и от тех, кто зашёл на макеты (они были на Ярославском, Павелецком вокзалах и на ВДНХ).

qky9ino1 dquuegr5ydveogvz5y

Значит, главное: будут и «капсулы», и привычные плацкарты со столом, в вашей тумбочке всё так же останутся ноги соседа. Багаж теперь не будет торчать в проход, а станет надёжно лежать между полкой и окном, плюс наверх можно будет лазить с бутылками. Естественно, новый свет, розетки везде и компромисс с багажными полками в проходе вместо третьих.

Напомню, традиционный плацкарт хорош, но если стоит задача удлинить полки и решить ещё кучу вещей, накопившихся за последние лет так 50, то нужна перекомпоновка. Именно её мы сейчас видим.

Что это такое

  1. Это прототип с выставки «Транспорт России». Это не готовый вагон и не финальное решение, а демонстрационный образец-макет, что-то вроде рендера интерьера. Его задача — показать уже финальный вариант того, что будет с плацкартами, и собрать ещё одну итерацию обратной связи. Сейчас видится, что это уже достаточно хорошая версия вагона, и дальнейшая разработка будет базироваться на этом типе интерьера, но ещё не поздно внести предложения. ТМХ (ТВЗ, дизайнеры и инженеры) внимательно читают комментарии.
  2. Это вагон ночного экспресса. Как и все предыдущие прототипы, он не рассчитан на долгую поездку. «Ёлочка» поедет на участках до 12 часов. Для Транссиба пока есть традиционные плацкарты и купе.
  3. Это вагон эконом-класса. Он должен вмещать столько же человек, сколько обычный плацкартный вагон, при этом иметь полку длиннее на 15 сантиметров и соответствовать задачам по уборке, безопасности и так далее. Предполагается, что его комфорт должен быть выше, чем в плацкартном вагоне за счёт ухода от неравенства верхних и нижних полок и боковушек и «обычных». Населённость этого вагона 56 человек, то есть на 2 человека больше типового.
  4. Это вагон нового типа для двухвагонного сцепа. То есть в поезде будет не один тип вагонов, а кластеры по два вагона. В начале вагона есть слот — так называемая универсальная зона. В мастер-вагонах сцепов там будет купе проводника и торговый автомат с едой, а вот в ведомых вагонах сцепа туда можно поставить мини-кафе, зону отдыха, большое багажное отделение под лыжи и велосипеды и так далее под маршрут.
  5. Это габарит Т. Этот вагон больше привычного плацкарта в габарите 1-ВМ (+73 сантиметра в длину и +28 сантиметров в ширину). Это габарит современных электропоездов (например, Ласточек). Сейчас Т-вагоны могут пройти далеко не везде, но уже который год ведутся работы по расчистке габаритов приближения строений, то есть подъёму кабельных трасс, всяких конструкций и расширению старых тоннелей. Габарит Т очень сильно развязывает руки инженерам.
  6. Под этот интерьер ещё нет готового вагона. Капсульная компоновка означает отдельные окна и более сложную систему воздуховодов, плюс пока не просчитана полностью инженерка и требования по инсоляции-пожарке и так далее. Это значит, что внутренний габарит может меняться в пределах пары сантиметров после детализации, плюс новый вагон вообще придётся пересчитывать заново по жёсткости стенок (из-за новых окон). То есть пока не будет окончательного решения, как же должен выглядеть плацкартный (точнее, уже некупейный) вагон изнутри, этот вариант не пойдёт в проработку.
  7. Мебель и фурнитура только для показа. Ручки, дверцы, обработка краёв, округления углов — всё это будет меняться по мере проработки ближе к эксплуатации. Как обычно, инженеры ещё раз пройдутся по всему вагону на предмет мест для удара головой, мест, где может застрять палец гражданина, мест, куда ребёнок может засунуть голову, а по первым досерийным вагонам ещё узнают пару мест, которые могут предательски напасть на сильно нетрезвого пассажира.

bn dzahkhp5ytscjqe9iorpshlo

История прототипов

  • Обычный плацкарт в габарите 1-ВМ — дефолт железной дороги.
  • Прототип 1-ВМ, который демонстрировался на Павелецком вокзале и дальше ездил по стране — плацкарты превратились в капсульные отели, в середине каждого появился шкаф. Появились открываемые «окна» между верхними и нижними полками соседних отсеков. Длинные полки.
  • Прототип габарита Т, где ту же модульную систему перенесли в новый габарит. Есть открытые плацкарты как раньше, но с кучей модификаций освещения и т.п. и закрытые со шкафом. Очень много исправлений и доработок по обратной связи. Длинные полки L-образной формы с расширением к верхней части тела пассажира.
  • Прототип габарита Т с некупейной капсульной структурой — «целый вагон боковушек» с двух сторон. Много доработок юзабилити в подсистемах.
  • Т-ёлочка, две структуры из купе и капсул (вы находитесь здесь).

Самое важное, что поменялось

Как и во всех прототипах полка теперь 188 сантиметров. Это на 18 сантиметров длиннее обычной плацкартной полки без упора в стену (где носки торчат в проход) и на 15 сантиметров длиннее боковушки, которая 173 сантиметра. В прошлые разы были вопросы, почему такая длина. Ответ очень простой: потому что это 95-й перцентиль по распределению роста. То есть 95% русских землян помещаются на неё без остатка. Остальные 5%, увы, всё так же могут ехать, немного скрючившись или выставив носки в проход, с этим ничего не поделать. Варианты с длинной койкой за дополнительную плату слишком сложны в реализации и поддержке, но могут быть реализованы в купейных вагонах. Поэтому если вам критично иметь полку 195 сантиметров, а не 188 — увы, вам не в плацкарт. Как и во всех других плацкартах, тут не предполагается проезд инвалидов на колясках: для этого есть специальные огромные купе и пандусы в штабных вагонах поездов, и там же специальные огромные туалеты. В новых штабных вагонах планируется вариант, где таких купе для инвалида и сопровождающего два.

В прототип полностью вошли туалеты и душ из v2.0 и v3.0. Тут их уже даже не моделировали. Напомню, в габарите Т можно уместить в нетормозном конце вагона два туалета напротив друг друга плюс одну душевую. Душевая очень важна, поскольку одна из задач такого нового плацкарта — дать возможность путешествовать с хотя бы каким-то комфортом без удорожания билета. То есть если СВ «Гранд-экспресса» часто заменяет отель в дороге (и есть сегмент людей, которые целенаправленно едут поездом вместо самолёта ради этого комфорта), то здесь будет попытка сделать если не отель, то хотя бы хостел или капсульный отель. Да, туда, возможно, будет очередь, но это лучше, чем одна душевая на поезд в штабном вагоне, как сейчас. В смысле, что раньше не было никакой, и если она вас беспокоит — можно не пользоваться, как в старые добрые времена.

И туалеты, и душевая имеют встроенную систему дезинфекции ультрафиолетом из потолочной панели между сеансами. Они куда легче убираются и вообще лишены родовых травм старых туалетов. Тут вообще надо сказать, что ничего надёжнее туалета гравитационного типа на железной дороге нет, но гадить на рельсы и закрывать дверь на станциях — идея так себе. В двадцать первом веке принято мучить людей морально, а не физически. Ну и в итоге мы получили сначала баки с отрицательным давлением, которые можно было случайно выплеснуть обратно в пользователя при некоторой неполадке, потом решения с компрессором (весь вагон слышал его из-за трассы в полу в нетормозной конец), которые также обладали рядом очень редких багов, становившихся время от времени хорошими такими байками. В общем, теперь оба туалета в одном конце вагона, что означает один компрессор без длинной трассы. Сам бак-накопитель в состоянии покоя стабилен, давление только в насосе и только в нужный момент. Диафрагма насоса не должна вызывать каскад реакций при попытке прощупать её шваброй (но экспериментировать всё ещё не рекомендую). Мы уже видели унитазы с накатываемыми по кнопке полиэтиленовым накладками на сидения, но как конкретно будет всё это реализовано и что будет по инженерке (хоть дорогие измельчители на горловине фекального бака, пережёвывающие полотенца), — это выбор перевозчика, что закажет, то и поставят. Для нашей истории важно то, что вопрос с туалетами и душем уже принципиально решён.

ylczq7cl3yvb27okm030gboz7vw

Аналогично на v3.0 решили вопрос с купе проводника, зоной для еды и универсальной зоной. Они просто войдут в новый интерьер в предыдущем виде с небольшими доработками по типам креплений для лыж и велосипедов. В смысле, крупный багаж можно будет оставить в специальном отсеке в тормозном конце вагона. Ну, потому что там возможно расположение купе проводника, а ручной тормоз должен быть около него. Мастер-вагоны в сцепе идут с купе проводника и зоной для еды, ведомые в сцепе — например, с багажной зоной. Напомню, в этот слот можно устанавливать любое расширение функциональности вагона от минибара или кафе до кинотеатра, было бы желание. Типовых сейчас три: диванный салон, багажная зона + автоматы с едой, багажная зона + купе проводника.

Больше всего изменений во внутренней части, собственно, на местах пассажиров.

Появилось две разных компоновки: «капсулы» и «открытые плацкарты». Капсулы — это полки, где вы максимально изолированы от других пассажиров. И не просто собственными занавесками по периметру полки, как было в v1.0, а максимально конструкциями вагона, то есть стенами. У пассажира появляется собственное пространство, где можно окуклиться и вообще никак не взаимодействовать с окружающим поездом. Похожий подход был в третьем прототипе капсульного вагона, но там была разница, чётная у вас пара мест или нет: одни были ближе к проходу, другие уютно в глубине. Там же была проблема с тем, что багаж стоял прямо за занавеской в проходе на половине мест, а на половине был надёжно упрятан между полкой и окном. Так вот, вторые места пассажирам очень понравились, а первые показались несправедливыми. Багаж не должен быть доступен из прохода, но и полка должна быть не «боковушкой с занавеской», а полноценно своим личным пространством. Поэтому диагонали — так можно выставить в проход минимум полки.

Капсулы выглядят так:

cwoedatgyz cu urct95tmye9lq

rh68mcc djz8p3p
Кстати, вот эта самая тумбочка, в которой ноги соседа

Прототип фото с образцом человека от производителя образца вагона

ywyagkirfjrev8jlomkkjbh5rzq

Ноги класть сюда (слева на фото):

835yyoz4o1j6swekfn qavkcl0w

Собственно, сюда перекочевали из прошлых прототипов и все розетки, выключатели и остальное. Там была важная история с интерфейсом, чтобы пользователь понимал интуитивно, от чего какой выключатель. Инженеры поработали с прототипами, и теперь пассажиры в экспериментах не путаются, а сразу разбираются, что и для чего.

Выключатели в нужных местах, управление потоком воздуха аффордансное, то есть сразу по внешнему виду становится понятно, что можно сделать с этим всем. По крайней мере, так они утверждают. USB-розетка на вид стала прочнее, но она всё ещё А, а не C, напомню, было мнение, что её сразу раздраконят. В прошлых сериях этот элемент менялся и по составу, и по компоновке: в v1.0 он был за головой, и туда лезли длинные волосы, в v2.0 был так, что кабель из розетки было легко выбить рукой.

Пассажиры очень хотели уравнять в функциональности верхнюю полку и нижнюю. В прошлых прототипах были серьёзные движения, чтобы наверху можно было работать с ноутбуком и так далее, но места не хватало, и получались полумеры. Точнее, удобнее, чем в обычном плацкарте, но всё равно, глядя на четвёртую версию, уже понятно, что это были промежуточные формы. Из важного — тут будет удобно с крупным ноутбуком, есть слоты для бутылок и стаканов (это на верхней-то полке, куда обычно с этим даже не лезли), и вообще много места. И да, вернулась крутая лестница, которая сразу позиционирует вас как надо, когда вы долезете до верха! Правда, теперь она выглядит странновато:

gfqbhjzs7yvk4iccle

Эта штука —

подж

накладка для проезда стоя. В результате экспериментов выяснилось, что пассажиры в дороге зачем-то хотят стоять. Возможно, они разговаривают друг с другом, возможно, вдумчиво смотрят вдаль. В общем, теперь есть штука, на которую можно опереться. Похожая есть в Иволге, кстати.

Немного поменялся свет, он теперь такой:

6mqa1txbslk6ylya8pc uzy63c8

0ekblepk8jhfmfihwa2nheqn g4

Два выдвигающихся крючка для одежды вместо одного:

n0uf7oy2h8ce5ayh42zgyet0cc8

Появился вот этот карман на липучке в ногах:

g1ydizjgrjrj g62adursi zylm

В капсулах у каждого пассажира своё окно, это примерно ¼ от большого, но они сделаны как отдельные отверстия в стенке вагона, а не делением большого окна на зоны.

Обратите внимание, пропало окно с задвижкой к соседней полке.

Вот такое

image

image

Было это нужно в прототипах v1.0 и v2.0 для родителей с детьми и пар, чтобы соединять верхнюю часть полки в одно пространство. Стало понятно, что это лютый костыль, и вместо такого решения просто вернули открытые плацкарты, где можно ехать вчетвером безо всяких капсул. Так что вторая компоновка — старый добрый плацкарт (точнее, открытое купе плацкарта без боковых полок), но только диагональный.

Выглядит это так ещё раз:

qky9ino1 dquuegr5ydveogvz5y

В одном вагоне, похоже, могут сочетаться обе компоновки, что показано на прототипе.

То есть здесь есть всё, что было в привычном плацкарте модульного вагона v2.0, но только в стиле капсул. Полка не расширяется к голове, как было в первых прототипах.

Стол чуть поменялся, оброс слотами для бутылок, но хорошо видно, что с него всё так же можно есть, а вагон при этом всём не потерял в просторности.

На второй полке есть прикольные держатели:

Напомню, у этих прекрасных широких плацкартов с занавесками на полках, местами под ноутбуки и возможностю сидеть на верхней полке не скрючившись, есть только один большой недостаток — пропала третья полка! В v1.0 и v2.0 это решалось огромным шкафом на месте стола. В v3.0 — слотами рядом с полкой.

Вот так это было, напомню

image
Шкаф

image
Место для багажа

image
Третья полка

В этом прототипе есть решение и рядом с полкой, и в виде верхнего крепления в проходе. Похожее решение используется в привычных нам купе, если что. Лезет туда чемодан габарита М, то есть тот, который обычный человек ещё способен поднять, а не только катить:

ei1 cm9wc6lrusc4uiik1ohk2he

Потолок в v3.0 был 2,1 метра, теперь под полками 1,9 метра. Но зато на них дополнительные светодиодные лампы рассеянного света, что делает вагон сильно освещённее визуально при том же нормативе на плотность потока.

uncepqcwyoyufdhon3vg5 yjf7e

Теперь багаж пассажиров нижних полок. Опять же, напомню, несколько лет назад по требованиям транспортной безопасности в антитеррористических целях стали делать нижние полки без рундуков. То есть внизу под полкой просто пустое место, а не стенки. Это не очень нравилось пассажирам, но таковы требования норматива. В итоге тут решили так: полки по умолчанию типовые, как в обычных современных плацкартах (то есть без стенок). Но есть дополнительная опция установить металлические рольставни, типа дверей гаража, которые будут подниматься при виде транспортной полиции. Это дороже, но решает обе задачи. Если перевозчик выберет такое — можно скомпоновать полки с ними.

Везде занавески:

Пропал шкаф для белья, который был в нетормозном конце вагона, но зато появилось две технические зоны в начале и в конце вагона из-за компенсации диагоналей:

bf3dqnapwctqsbrom9zqebjorfo

В них можно хранить уборочный инвентарь и другие нужные поездной бригаде вещи.

Окна открытых плацкартов стали больше: типовое сейчас 1020 миллиметров в ширину, новое будет 1200 миллиметров.

Роутеры для Wi-Fi и табло будут в тормозном и нетормозном концах вагона. Их, как и открывашки для бутылок, на макете не моделировали.

Итак, у нас вагон без боковых полок, с уважением к личному пространству и общими плацкартами на выбор, всей инженеркой с розетками и прочим, хорошим ярким светом, который управляется индивидуально, более-менее хорошо спрятанным багажом (не как прошлый раз на нечётных парах мест), более длинными и широкими полками. Хорошие блоки сохранили, верхняя полка в результате уже трёх эволюционных преобразований стала похожа на рабочую. Дизайн — наша 2050.ЛАБ, вагон будет производиться на Тверском вагоностроительном (это где сейчас делают большую часть пассажирских вагонов, Иволги и двухэтажные вагоны). Расчётная скорость — 160 километров в час, расчётный межремонтный пробег в 8 раз больше (25 тысяч километров).

Изначально мне казалось, что эта история про «мы разработали 3 новых компоновки, но покажем их по одной, чтобы вы не были шокированы сразу», потому что рендеры «ёлочки» вообще-то были ещё на стадии прототипа v1.0 1-ВМ. Но если посмотреть, что было тогда, и что есть сейчас — можно увидеть, что это реально путь итерационных улучшений.

ТВЗ планирует поставить все прототипы вместе где-то на всеобщее обозрение и досбор обратной связи (как было на вокзалах и ВДНХ) чуть позже, но сейчас из-за эпидемии не факт, что это получится. На всякий вот ещё раз ссылки на предыдущие посты про эту серию прототипов: 1-ВМ, неоклассический Т, капсульный Т.

Ну, в общем, а теперь мне самое время поблагодарить Валерию Шарафутдинову c ТМХ за ответы на мои вопросы и схемы. Ну и если у вас есть мысли и комментарии про этот вагон — пишите в комментарии, ТВЗ (завод в составе ТМХ) имеет целую службу, исследующую отзывы пассажиров, мы ещё до ковида делали аналитику по сотням тысяч отзывов наших пассажиров специально для них, чтобы понять, что не так или так с вагонами.

  • Предмет из сказки этого писателя в квновской пародии стал маленьким кто автор этой сказки
  • Предмет исследования как пишется
  • Предмет из сказки этого писателя в квновской пародии стал вялым кто автор этой сказки
  • Предмет из русских сказок дающий бесконечную еду
  • Предложишь как пишется правильно