Предмет из русских сказок дающий бесконечную еду

Образование в италии желающие учиться за рубежом часто обходят стороной италию, отдавая предпочтение другим странам: англии, швейцарии, голландии или сша.

Образование в Италии

Желающие учиться за рубежом часто обходят стороной Италию, отдавая предпочтение другим странам: Англии, Швейцарии, Голландии или США. Раньше я тоже была в их числе и очень долго пыталась найти подходящий университет в Лондоне. Настрой был более чем решительный, но, переведя приблизительную сумму на обучение, аренду жилья, учебники, еду и досуг в рубли, стало понятно, что Туманный Альбион мне не светит.

Итальянское образование

Итальянское же образование более чем доступно. А качество сейчас не уступает ведущим мировым ВУЗам.

Конечно, стоимость обучения в университетах очень разная и зависит от программы, специальности, города и личного дохода.

Программа MBA в университете Бокони будет стоить несколько десятков тысяч евро, а средняя стоимость магистратуры варьируется от 500 до 2022 евро за год.

Поэтому сейчас я учусь в Италии!

Самое сложное — это выбрать ВУЗ

Я обращала внимание на следующие параметры:

  • Программа. Хотелось учиться в магистратуре именно на английском, так как мой уровень итальянского языка в тот момент был не очень высоким;
  • Специализация. Я выбирала между информационными технологиями и международным бизнесом, в итоге отдала предпочтение второму по финансовым соображениям.
  • Цена. Огромными средства я не располагала, поэтому выбрала более недорогой ВУЗ, в итоге обучение обошлось в 700 евро за год. Платежи делятся на две части: первая составляла 600 евро — это обязательный взнос, который должны заплатить абсолютно все, а второй взнос рассчитывается в зависимости от личного дохода за прошлый год;
  • Город. Мой выбор пал на город Варезе на севере. Так как, во-первых, в 40 минутах на поезде центр Ломбардии, Милан, крупный город с несколькими аэропортами, большим количеством магазинов, ресторанов и разных интересных мест, а во-вторых, рядом Швейцария с потрясающе красивой природой и чистейшим воздухом.

В итальянских ВУЗах образование стоит на порядок ниже по сравнению с Англией или Швейцарией.

Подтверждение диплома

Перед подачей документов необходимо было подтвердить диплом. Процедура эта несложная, но очень длительная: занимает минимум 2 месяца.

Я обращалась за помощью к аккредитованному при посольстве Италии в РФ переводчику (список с контактами можно посмотреть на сайте посольства).

Прежде всего он должен был проставить апостиль на школьный аттестат и диплом о высшем образовании, далее выполнить перевод на итальянский язык всех образовательных документов и потом сдать их в посольство для получения DICHIARAZIONE DI VALORE IN LOCO — это справка о том, что Италия признала мои документы.

Отличия с российской системой образования

Обучение, на мой взгляд, отличается от российского прежде всего практическим подходом к образованию. Почти все профессора, помимо преподавательской деятельности, еще и практикующие специалисты.

В своем ВУЗе в Москве мы изучали в основном теорию, и зачастую не могли понять, для чего это все нужно. Существует распространенная шутка: «Я все жду когда синус, косинус и тангенс пригодятся мне в реальной жизни».

В Италии таких вопросов не возникает, все задачи максимально приближены к тому, с чем каждый день сталкиваются специалисты в той или иной области.

Еще меня лично поражает подход итальянцев к обучению. Все очень стараются и тратят много времени на подготовку к любому предмету. В библиотеках всегда аншлаг, а студенты борются за право участвовать в дополнительных мастер-классах и стажировках.

Такая добросовестность прививается с раннего детства, со школы.

Итальянские студенты невероятно старательны.

Экзамены и оценки

Сессия здесь отличается от нашей.

Во-первых, в Италии нет зачетов. Любой курс обязательно заканчивается экзаменом.

Во-вторых, сдавать один предмет можно 5 раз за год, и на оценку это никак не влияет: высший бал можно получить и с пятого раза.

Но я бы не сказала, что учиться очень легко: если как следует не готовиться, получить даже минимальный проходной балл практически невозможно.

Обучение в школе

Итальянцы по сравнению с российскими сверстниками дольше учатся в школе: 13 лет вместо 10.

Сначала идет начальная школа, где ученик проводит 5 лет. Изучаются там основные предметы: математика, география, итальянский и английский языки, рисование, физкультура. Дети остаются в стенах школы обычно до 16 часов, но с обязательным полуторачасовым перерывом на обед. Когда я прохожу мимо начальной школы рядом с домом, всегда обращаю внимание на специальных людей в дорожной униформе, которые стоят на всех примыкающих к школе дорогах, и следят, чтоб автомобили останавливались, и дети спокойно переходили дорогу.

После начальной школы итальянские дети примерно в возрасте 11-12 лет идут в среднюю. Обычно это уже совсем другое здание. Здесь к списку предметов прибавляется химия, физика, черчение и информатика. Наши соседи, родители двух очаровательных близнецов 14 лет, очень жалуются на обилие домашних заданий и особенно на огромное задание на лето. Даже во время каникул школьникам приходится решать целые учебники с задачами.

После обучения в течение 3 лет в средней школе, ученику уже надо примерно понимать, чем бы он хотел заниматься в жизни. От этого зависит выбор старшей школы (high school) или, как ее тут называют, лицея. Там предстоит изучать уже профилирующие предметы и готовиться к ВУЗу. Хотя со мной в ВУЗе учатся и те, кто решил резко сменить специализацию и перейти, например, с философии, которую изучал в лицее, на международный бизнес.

В конце школьного обучения обязательно надо сдать экзамен, чем-то похожий на российский ЕГЭ. Однако, его результаты особо ни на что не влияют: в ВУЗ будут отдельные экзамены на некоторые факультеты, а на остальные вообще можно поступить не сдавая ничего.

zhpu09ydfthi4ate0gcu

В отличие от русских, итальянские дети учатся в школе 13 лет.

Дошкольное образование

Говоря об образовании, нельзя не затронуть и детские сады как полноправное звено итальянской системы. Очень часто совсем маленькие дети здесь находятся в одной группе с более старшими. По мнению итальянцев это отлично сказывается и на тех, и на других: старших это учит заботиться о младших, которые, в свою очередь, мотивированны быстрее учиться и стараться произвести впечатление.

Советы тем, кто хочет учиться в Италии

Основываясь на своем опыте, я очень рекомендую всем желающим обучаться за рубежом присмотреться к Италии.

Помимо высокого уровня образования и доступных цен здесь можно вдоволь наслаждаться прекрасной природой, мягким климатом, великими произведениями культуры и потрясающей едой. А близость моря и гор поможет интересно проводить досуг в свободное от учебы время.

znp4uly9s90otnyitprs

При выборе европейского образования приглядитесь к Италии.

Прочтите также:

  • Моя жизнь в Италии: чем итальянцы отличаются от других наций
  • Переезд в Италию: мой уголок счастья за границей
  • Хотите замуж за итальянца? — Сказки и реальность замужества в Италии
  • Образование в Германии

Share this article


Престижное образование доступно каждому: обучение в Италии

Система образования в Италии – живой процесс, который ежегодно подвергается изменениям и реформированию согласно последнему слову научно-технического прогресса. Государственные органы контролируют всю систему образования: программы и нормы обучения детей и молодёжи, уровень подготовки преподавательского состава и соответствие образовательной системы европейским и мировым стандартам. Благодаря этому образовательный уровень в учебных заведениях, а в особенности – в заведениях высшего профессионального образования – очень высок, и стать студентом итальянского университета мечтают и резиденты, и жители других стран.

Система итальянского образования

Систему образования в Италии условно можно разделить на 3 ступени, каждая из которых отличается своими особенностями:

  • дошкольное образование;
  • среднее (школьное) образование;
  • высшее образование.

Дошкольное образование

Дошкольное образование в Италии получают малыши в возрасте от 3 до 6 лет. Учебные учреждения, занимающиеся воспитанием детей младшего возраста, представляют собой аналог наших детских садов. Здесь дети не получают никаких специальных навыков. Целью посещения таких учебных заведений является развитие творческих возможностей малышей, изучение окружающего мира, воспитание эстетических, нравственных и моральных норм, социальная адаптация через игры, коммуникацию, общение со сверстниками.

В Италии в большинстве учебных заведений для дошкольников распространена знаменитая система М.Монтессори. Востребованы в Италии и церковно-приходские школы, где кроме светского воспитания занимаются духовным развитием учащихся. Здесь они начинают изучение основ христианства и религии.

Мария Монтессори – первая женщина-врач в Италии, учёный, педагог и психолог. Её система основана на воспитании в детях самостоятельности, развитии чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики.

Получение дошкольного образования не является обязательным в Италии. В стране распространено домашнее дошкольное обучение и количество дошкольных учебных заведений ограничено. Это стало проблемой для работающих мам, декретный отпуск которых составляет всего 5 месяцев. Альтернативой детским дошкольным учреждениям стали семейные детские сады, создание которых широко практикуется в Италии последние 5–7 лет. Учёба в них стоит недёшево, но зачастую это единственный выход для работающих родителей.

hlbqutb9pz45t5f2ph9t

В итальянских детских садах большое внимание уделяется развитию творческих способностей малышей

Среднее (школьное) образование

Среднее образование в Италии трёхступенчатое:

  • la scuola Elementare – младшая школа;
  • la scuola Media – средняя школа;
  • la scuola Superiore – старшая школа.

La scuola Elementare

Младшая школа является бесплатным обязательным образовательным этапом и включает в себя 2 ступени — младшая школа 1 и младшая школа 2.

Младшую школу дети начинают посещать в Италии по достижении 6 лет и обучаются на протяжении 5 лет. Здесь школьники изучают обязательные дисциплины, такие как математика, музыка, физкультура, учатся читать и писать, а также изучают любой иностранный язык на выбор. По завершении курса начальной школы учащиеся сдают выпускной экзамен. При положительной оценке ребёнок получает документ об окончании базовой образовательной ступени, дающий ему возможность перейти в среднюю школу.

La scuola Media

При успешном окончании младшей школы дети переходят на ступень Media и обучаются там на протяжении двух лет – с 11 по 13.

На этом этапе ребята начинают изучать дополнительные общеобразовательные предметы, такие как итальянский язык, география, история, естественнонаучные дисциплины. По окончании курса обучения для контроля успешности освоения программы выпускники сдают экзамены – обязательные письменные по итальянскому языку и математике, по остальным предметам – устно.

Система сдачи экзаменов в средней школе – зачётная: при сдаче экзамена обучающиеся получают не оценочный балл, а результат «зачтено» или «не зачтено». Интересно, что в Италии действует распространённая у нас система оставления отстающего ученика на второй год. Если ученик не сдаёт успешно выпускные экзамены, он повторно проходит курс обучения.

На этапе получения среднего образования учащиеся делают выбор: какую профессию им предстоит освоить в будущем

La scuola Superiore

Высшая школа — один из самых ответственных этапов обучения, ведь здесь ученик решает, чем он будет заниматься дальше – продолжит ли свою учебную деятельность в ВУЗе или предпочтёт получение профессионального образования.

Существует два варианта учёбы в высшей школе:

  1. Лицеи и школы со специализированным уклоном. Сюда поступают учащиеся, решившие продолжить учебную деятельность в университете. Все лицеи в Италии узкоспециализированные – в зависимости от направлений, которые будут изучать ребята в дальнейшем в университете. Можно поступить в гуманитарный, технический, естественнонаучный лицей, лицей искусств и так далее. По окончании учебного заведения школьники сдают выпускные экзамены, дающие им право поступления в соответствующий ВУЗ.
  2. Профессиональные школы (аналог колледжей) – предназначены для тех, кто принял решение получить профессиональную квалификацию. После окончания курса и успешной сдачи экзамена учащиеся получают аттестат, подтверждающий их профессиональную квалификацию и дающий возможность найти работу.

La scuola Superiore является серьёзным периодом, который дети проходят в возрасте от 13 до 18 лет. На протяжении всех пяти лет учёбы школьники сдают экзамены для перехода из одного класса в другой. Только при условии их успешной сдачи ученик переводится на следующую ступень обучения.

Ученики, получившие профессиональное образование, получают возможность поступления в университет. Однако для этого им придётся пройти годовые подготовительные курсы.

Особенности высшего образования в Италии

Италия считается родиной европейской и мировой культуры и достойно поддерживает лидерские позиции в этих областях и в наши дни. Многие представители творческих профессий, побывавшие в Италии, говорят о том, что сама атмосфера этой страны способствует появлению новых, креативных идей и мыслей.

Сотни абитуриентов со всего мира, а также практикующие дизайнеры, музыканты, певцы и художники мечтают получить специализированное образование в одном из учебных заведений Италии. Наиболее востребованными направлениями считаются дизайн, архитектура и живопись.

Высшее образование в Италии трёхступенчатое:

  1. Corsi di Diploma Universitario – длительность этого периода обучения составляет 3 года. По окончании студент получает степень бакалавра.
  2. Corsi di Laurea – длится до 5 лет (для студентов некоторых специальностей – таких как медицина, химия, фармацевтика – до 6 лет). По окончании студент получает диплом специалиста.
  3. Corsi di Dottorato di Ricerca, DR и Corsi di Perfexionamento – данную ступень необходимо пройти тем, кто решил связать свою жизнь с наукой. По окончании обучавшийся получает степень доктора наук.

Поступить в университет возможно как сдав вступительные экзамены, так и без них – зависит от требований выбранного университета.

Высшее образование в Италии имеет сложную трёхступенчатую структуру

Обучение в Италии для иностранных граждан: условия поступления, необходимые документы

Иностранцы имеют право получить среднее образование в Италии только в международных или коммерческих школах. А вот с высшим образованием дело обстоит иначе. Итальянская образовательная система даёт возможность любому абитуриенту иностранного государства стать полноправным студентом и получать образование наравне с итальянскими гражданами, если он соответствует основным требованиям, предъявляемым к поступающим.

Как таковых вступительных экзаменов для абитуриентов во многих ВУЗах не существует. Для поступления достаточно иметь на руках документ о полном среднем образовании. Однако стоит иметь в виду, что среднее образование в Италии получают на год больше, чем в России и Украине, поэтому для поступающих в итальянские ВУЗы важным условием будет иметь на руках не только документ о школьном образовании, но и проучиться в высшем учебном заведении не менее года.

Второй вариант обучения в высшем учебном заведении для иностранных граждан (в том числе для русских, украинцев и белорусов) – получить высшее образование на родине и на основании диплома поступить в магистратуру в Италии. Обучение в магистратуре продолжается 3 года и после окончания студент получает диплом специалиста.

Успешной сдачи вступительных экзаменов недостаточно для поступления в итальянский ВУЗ. Чтобы стать полноценным студентом одного из итальянских университетов, необходимо оформить следующие документы:

  • официальное приглашение от учебного заведения на имя студента. Приглашение отправляется администрацией университета на почтовый или электронный адрес абитуриента. Во втором случае приглашение должно быть распечатано;
  • разрешение на пребывание в стране. Следует обратить внимание, что без оформления этого документа студент не считается зачисленным в учебное заведение;
  • студенческая виза. Оформляется не менее чем за 12 дней до предполагаемой даты отъезда, но и не позднее чем за 3 месяца до него. По истечении полугода пребывания на территории страны оформляется вид на жительство, который следует продлевать ежегодно;
  • аттестат о среднем образовании и/или диплом о высшем образовании, заверенные международной комиссией по подтверждению уровня образования.

Стать студентом одного из итальянских университетов — заветная мечта абитуриентов со всего мира

Стоимость обучения и гранты для русских

Учёба в итальянском университете – это доступная возможность для каждого талантливого студента получить диплом европейского образца. При этом выпускники итальянских университетов считаются одними из самых востребованных специалистов в мире.

Оплата за обучение в государственных ВУЗах представляет собой не оплату как таковую, а своего рода налог на обучение и составляет разумную цифру. Стоимость обучения в государственных университетах Италии — от 300 до 2022 Евро, в частных ВУЗах – от 6 тыс. до 20 тыс. Евро в год.

Для иностранных граждан – в том числе для русских и украинцев – бесплатное обучение в государственном ВУЗе Италии возможно, если заранее была подана заявка на квоту.

Также обучение в итальянском ВУЗе может быть бесплатным, если получить грант на обучение. Грант на обучение – это финансовая поддержка со стороны Министерства образования Италии, оказываемая талантливым магистрантам, аспирантам, бакалаврам, а также преподавателям итальянского языка. Стипендиат получает грант сроком на один год – таким образом он освобождается от обязательной оплаты за обучение, а также имеет право получать стипендию. Главное условие получения гранта – отличное знание итальянского языка.

Большой популярностью пользуются гранты на краткосрочное (летнее) обучение на языковых курсах в Италии. В стране существуют целые языковые школы, принимающие иностранных учеников на летнюю языковую практику.

Видео: как поступить в ВУЗ?

Интересные факты об учёбе в итальянских ВУЗах

  • Учебный год в Италии начинается в октябре/ноябре и завершается в мае/июне. В этот период в стране не так жарко и студенты могут заниматься учебным процессом, не испытывая дискомфорта;
  • Для каждого студента составляется индивидуальный учебный план. Обучающийся сам выбирает дополнительные дисциплины, которые будет осваивать и сдавать экзамены;
  • В итальянских университетах существует «кредитная система». Обязательное количество учебных часов, которые должен прослушать студент, рассчитывается в так называемых «кредитах». Один «кредит» равен 25 аудиторным часам. За год студент обязан заработать не менее 60 «кредитов»;
  • Студенты итальянских ВУЗов сдают не привычные нам 2, а 4 сессии: январь/февраль, апрель, июнь/июль, сентябрь.
  • Большое внимание в итальянских ВУЗах уделяется самостоятельной подготовке. На лекциях студенты получают базовую, вводную часть необходимого материала. Остальное они должны освоить самостоятельно. Поэтому ответственность и самоорганизация – важные качества, которыми должен обладать любой студент, решивший получить в Италии диплом о высшем образовании.

Куда пойти учиться? Популярные университеты в Италии

Диплом о высшем образовании, полученный в Италии, котируется во всём мире и станет проходным билетом, открывающим многие двери. Наибольшей популярностью пользуются учебные заведения, готовящие специалистов в сфере дизайна, моды, изящных искусств, архитектуры и музыки. Также высокий уровень подготовки дают итальянские ВУЗы в областях экономических, юридических, прикладных наук и менеджмента.

Учебные аудитории итальянских университетов оборудованы современной техникой

Всего в Италии насчитывается 83 высших учебных учреждений, имеющих статус университетов, 58 из которых – государственные, 17 – частные, 2 – специализированные университеты для иностранных студентов, 3 – заведения, специализирующиеся на постдипломном обучении и 3 – политехнические университеты.

Таблица: направления подготовки и стоимость обучения в самых популярных университетах Италии

Итоговая таблица преимуществ и недостатков итальянского образования

Прежде чем принять решение об учёбе в одном из высших учебных заведений Италии, следует оценить главные плюсы и минусы образования, получаемого в этой стране.

Отзывы студентов

Итальянские университеты дают хорошую подготовительную базу – так считают и многие из наших соотечественников, получивших образование в одном из учебных заведений Италии.

Здравствуйте. Сейчас я одновременно получаю муз. образование в Италии (Istituto musicale) и в Украине (ф-т искусств пед. университета). Из личного опыта скажу, что позитивные стороны есть и там и там, но в этом году я в Украине перевелась на заочку и «переехала» в Италию, так как здешнее образование считаю более сильным.

Фрося

http://italia-ru.com/forums/2010/11/17/muzykalnoe-obrazovanie-italii

я учусь в Università per stranieri di Siena, курс — mediazione linguistica e culturale, специализация — traduzione in ambito turistico imprenditoriale….короче говоря на переводчика! мне нравится,потому что нравится учить языки.

Amata
http://italia-ru.com/forums/2011/02/02/kogo-uchites-italii

впечатление очень разные, как будет время напишу в теме «Музыкальное образование в Италии», где уже что-то начинала писать…

но в общем нравится… хотя пока в большей степени общение с творческими людьми…

maria_sharo
http://italia-ru.com/forums/2011/02/02/kogo-uchites-italii

Российские и украинские студенты охотно участвуют в программах по обмену, обучаются на языковых курсах, при этом отмечая практическую ценность полученных знаний и оставляя положительные отзывы.

Брали интенсивный курс. Занятия проходили с 09.00 до 14.00 по следующему расписанию: 09.00-10.30, 10.45-12.15, 12.30-14.00. Первое занятие — грамматика, второе — лексика, устная речь. Темы на каждом занятии подбирались очень грамотно и так, что мы сразу находили им практическое применение вне стен школы (например, в магазине, заказ в ресторане). Очень хорошее обучение на начальном уровне.

Юлия и Ольга, 22 и 20 лет
http://www.i-l.ru/reviews/foreign/160/

Студенты, получающие образование в итальянских учебных заведениях, подтверждают и экономическую доступность обучения:

Обучение в Италии доступное, и цена зависит от дохода вашей семьи. Обучение за год обычно производится в 2 раты (2 платежа).

Маша Лихолет
http://lifehacker.ru/2014/02/24/italy/

Видео: отзыв девушки о обучении в Италии

Обучение в Италии – престижное и перспективное мероприятие, к которому следует подойти ответственно. Ведь Вы получите заветный диплом выпускника одного из итальянских ВУЗов, который поможет вам распахнуть не одну дверь. И если Вы полны решимости и нацелены на результат – действуйте, у вас обязательно всё получится!

‘;return t.replace(«ID»,e)+a}function lazyLoadYoutubeIframe(){var e=document.createElement(«iframe»),t=»https://www.youtube.com/embed/ID?autoplay=1″;t+=0===this.dataset.query.length?»:’&’+this.dataset.query;e.setAttribute(«src»,t.replace(«ID»,this.dataset.id)),e.setAttribute(«frameborder»,»0″),e.setAttribute(«allowfullscreen»,»1″),this.parentNode.replaceChild(e,this)}document.addEventListener(«DOMContentLoaded»,function(){var e,t,a=document.getElementsByClassName(«rll-youtube-player»);for(t=0;t

Образование в Италии: плюсы и минусы

В любой бочке мёда есть ложка дёгтя (или же наоборот), остается лишь разобраться чего больше в итальянском образовании. Образование в Италии — это диплом европейского образца, который откроет вам двери и окна в любую страну ЕС, не ударив по вашим карманам. Ведь уровень образования в Италии приравнивается к образованию в Англии, Америки или других европейских стран, но стоимость, по сравнению, значительно ниже. А на сегодняшний день, вполне вероятно, что на образование в Италии вы потратите даже меньше, чем на родине.

ztkytvpew4lmrvvnfa8t

Но стоимость – это не единственный фактор, влияющий на выбор университета, давайте разложим по полочкам все плюсы и минусы обучения в Италии.

Образование в Италии – плюсы

Высокое качество образования

В особенности в творческий сферах деятельности, таких как мода, дизайн, фотография, опера;

Диплом признается по всему миру

В первую очередь во всех странах ЕС автоматически, а в других странах после бюрократического подтверждения;

Высокий уровень студенческой мобильности

То есть получая образование в Италии вы совершенно бесплатно сможете поехать на учёбу по обмену, например в Англию;

Получение стипендии

При хорошей успеваемости вы можете получить стипендию или грант (от 300 до 2022 евро в месяц), которые вам полностью покроют затраты на обучение и плюс еще останется на подарки;

Официальная возможность работать

У вас будет возможность (не обходя закон) подрабатывать 20 часов в неделю, причем очень часто сам университет предлагает вакансии.

Европейский вид на жительство

Образование в Италии – это также – европейский документ, который позволит вам путешествовать по всей Европе.

Бесконечная возможность пересдавать экзамены

За несданные экзамены вас не выгонят, а лишь отправят доучить дисциплину;

Итальянская культура

Ну и, конечно же, образование в Италии – это вкуснейшая кухня, прекрасный климат и жизнерадостные итальянцы;

Новый, ни с чем не сравнимый культурный опыт.

Образование в Италии – минусы

Бюрократическая волокита с поступлением и оформлением бумаг

Поскольку поступать и подавать документы вам придётся не напрямую, я через посольство и лишь в 1 университет в году.

Ограниченное количество мест

Места в государственных университетах ограничены для иностранцев, и составляют  от 2 до 20 человек на факультет;

Дополнительные растраты

Вам придётся тратиться на проживание и питание – от 500 до 2022 евро в месяц;

Самостоятельное обучение

Образование в Италии – это самостоятельное обучение, то есть вы сами организовываете свою сессию, сами решаете, что и когда сдавать. В результате если вы не организованы, то учеба может затянуться на много лет.

Итальянский диплом не гарантирует автоматическое трудоустройство.

Итак, подведем итог. В моём случае плюсов оказалось вдвое больше чем минусов, но это моя субъективная точка зрения, я не хочу выдавать её за единственную истину. Что касается меня, то моему счастью не было предела. И с каждой ступенькой я становилась счастливее, сначала поступление в университет, после выигрыш стипендии, после дипломная работа, и наконец долгожданное окончание университета.

phj3ahgfwgoocmddi3wf

Ну а дальше выбор за каждым, где вам жить и строить карьеру. Ну что, надумали поступать в университет Италии? Да? Значит статья «Учеба в Италии – руководство к  действию» обязательна к прочтению.


Образование в Италии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 мая 2014; проверки требуют 13 правок.

В Италии есть несколько ступеней образования[1].

Дошкольное образование[править | править код]

С трёх лет маленьких итальянцев отдают в детские сады (scuola materna), где в течение трёх лет их готовят к школе. Дети учатся в группах по 15-30 человек. После детского сада детей отдают в начальную школу.

Система среднего образования[править | править код]

Начальная школа
с 6 до 11 лет

Начальная школа подразделяется на 2 ступени — scuola elementare 1 и scuola elementare 2. Обе эти ступени являются бесплатными для всех. По окончании начальной школы учащиеся сдают письменный и устный экзамены. По их результатам выдаётся аттестат об окончании начальной школы (diploma di licenza elementare). На этом этапе изучают чтение, письмо, рисование, арифметику, музыку, географию, историю, информатику и физическую культуру — эти предметы являются обязательными, по желанию изучается лишь религия. Учебные планы обычно включают также изучение одного иностранного языка.

Средняя младшая школа (scuola media) 
с 11 до 14 лет

На этом этапе школьники изучают итальянский язык, историю, географию, математику и естественные науки, два иностранных языка, историю искусств, технологию и музыку.

Средняя старшая школа
с 14 до 19 лет

На данном этапе учащиеся решают, учиться ли им по обычной программе и готовиться к поступлению в вуз, либо совмещать своё обучение с профессиональной подготовкой.

Вариант 1:
Учащийся решает продолжить своё обучение по обычной программе. В этом случае учащиеся продолжают своё обучение в лицеях, главной задачей которых является подготовка учащегося к поступлению в Университет. Лицеи делятся по профилю:

  • классические лицеи;
  • технические лицеи;
  • гуманитарные лицеи;
  • лингвистические лицеи;
  • лицеи искусств.

Выбирая тот или иной профиль, ученик фактически определяется со своей будущей профессией. Как правило, большинство выпускников лицеев поступают в вуз.

Вариант 2:
Учащиеся помимо школьного образования получают какую-либо профессию. Получить такой вид образования можно в так называемых «институтах» или колледжах. По окончании учащиеся получают аттестат о среднем образовании (diploma di maturita) и свидетельство о профессиональной квалификации.

Высшее образование[править | править код]

С 19 лет.

Система высшего образования Италии представлена университетами, техническими университетами, университетскими колледжами, консерваториями и академиями.

Первая ступень высшего образования — C. D. U. (Corsi di Diploma Universitario) — аналог степени бакалавра. Обучение длится 3 года и состоит из обязательных, дополнительных предметов и практики.

Вторая ступень высшего образования — C. L. (Corsi di Laurea). Длится от 2 до 5 лет, в зависимости от специальности. Медицину и фармацевтику изучают 6 лет.

Третья ступень высшего образования — Corsi di Dottorato di Ricerca, DR и Corsi di Perfezionamento — исследовательские докторские программы и курсы постдипломной специализации, или профессионального мастерства. Её можно пройти как в Университетах, так и в специализированных учебных заведениях — Scuole di Specializzazione. По окончании выдается диплом специалиста или степень доктора.

Примечания[править | править код]


СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ИТАЛИИ

Система образования в Италии, так же как и большинство систем образования в других европейских государствах состоит из 4 этапов. Это — дошкольное, начальное, среднее и высшее образование. Учеба в Италии определяется законом в виде права – обязанности: право на получение образования и одновременно обязанность посещать школу до 14 лет.
Право – обязанность на образование гарантируется иностранцам, которые легально проживают в стране на одинаковых правах с гражданами Италии. Дети, которые находятся на территории страны нелегально, также имеют право на получение базового образования.

Дошкольное образование

Учреждениями дошкольного образования являются ясли для детей от 6 месяцев до 3-х лет и детские сады для детей от 3 до 6 лет. Целью яслей и детских садов является воспитание и развитие ребенка, а так же его подготовка к поступлению в начальную школу. Естественно детских садов и яслей для детей не хватает и практически все они находятся в частной собственности. Оплата за детский сад достаточно высокая. Дошкольное образование в Италии является не обязательным.

Начальное образование

Начальное образование длится 5 лет и рассчитано на детей от 6 до 11 лет. Это – первая ступень в обязательном образовании. Безусловно, начальные школы могут быть как государственными, так и частными. В первые два года обучение является пре-дисциплинарным, и это требует организации преподавательской деятельности без какой-либо дифференциации предметов.
Чтение, письмо, рисование, арифметика, музыка и др
. — являются обязательными, по желанию изучается лишь религия, — все предметы преподаются в комплексе. В следующих классах появляется разделение на отдельные предметы, но преподавательский подход все равно должен оставаться междисциплинарным.
По окончании начальной школы учащиеся сдают письменный и устный экзамен и получают аттестат о начальном образовании
. На основании сдачи экзаменов учащиеся переходят в среднюю школу.
  
Среднее образование 

Среднее образование в Италии делится на 2 ступени. 1-ая — это младшая средняя школа, а 2-ая — это старшая средняя школа. Младшая средняя школа является обязательной для посещения, предназначена для учащихся с 11 до 14 лет. После окончания младшей средней школы, учащиеся могут поступать в старшую среднюю школу.
Старшая средняя школа имеет две разновидности. Это профессиональные колледжи и подготовительные лицеи. Профессиональные колледжи предлагают учащимся совмещать общее среднее образование с профессиональной подготовкой. По окончании колледжа учащиеся получают аттестат о среднем образовании и свидетельство о профессиональном образовании.
Подготовительные лицеи занимаются подготовкой учащихся к поступлению в ВУЗы
. В основном лицеи профильные и, выбрав определенный лицей, учащийся уже заранее определяет свою специальность. По окончании выпускники сдают экзамен (esame di maturita) и получают диплом (diploma di maturita), с которыми можно поступать в университет.

Высшее образование

Система высшего образования в Италии состоит в основном из университетов, но есть и технические университеты, университетские колледжи и академии. В Италии 47 государственных университетов и 9 независимых, имеющих государственную лицензию. Высшее образование в Италии делится на 3 ступени. После каждой сдаются государственные экзамены, выдается диплом и присваивается степень.

  • Первая ступень

Первая ступень в высшей школе — это программа бакалавриата. Программа рассчитана на период от 3 до 6 лет. В частности, филологи могут получить эту степень через четыре года, химики и архитекторы — через пять лет, а медики — через шесть. По окончании программы студентам необходимо сдать экзамены и выполнить дипломный проект. После этого студентам выдаются дипломы laurea (C.L.) и присваивается степень бакалавра.

  • Вторая ступень

Второй ступенью являются магистерские программы. Обучение в магистратуре длится в среднем 3 года. Программа магистратуры предполагает тесную связь между теорией и практикой, а так же большое внимание уделяется научно-исследовательской деятельности. По окончании программы студентам необходимо сдать экзамены и выполнить дипломный проект. После этого выпускники получают диплом Diploma universitario (C.D.U.) и им присваивается степень магистра.

  • Третья ступень

После трех лет практики по специальности выпускник университета может поступить в докторантуру. Для этого нужно пройти вступительный тест. Успешно справившимся с ним, выделяется стипендия. Докторанты обычно ведут исследовательскую работу в разных ВУЗах, включая зарубежные. Студенты по окончании своей научно-исследовательской деятельности, должны написать и защитить диссертацию. После успешной защиты студентам присваивается степень доктора Dottorato di ricerca.

Вернуться назад

Посмотрите список вопросов и ответов на Большой этнографический диктант 2021 года.

Вопрос №1

Для удмуртов некоторые рощи имеют особое значение: в них нельзя рубить деревья, ломать ветки, собирать грибы и ягоды. Даже ходить в них просто так не нужно. Почему?

  • а. Это музеи-заповедники народной архитектуры
  • б. Там находились столицы удмуртских княжеств
  • в. Их воспел один из основателей удмуртской литературы
  • г. Это места народных молений

Правильный ответ: г

Около некоторых удмуртских сел сохраняются особые рощи, в которых проводят особые моления. Похожие рощи существуют и у марийцев. Больше об этом можно прочитать в книге из серии «Народы и культуры»: Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне, Коми-пермяки, Марийцы, Мордва, Удмурты. — М: Наука, 2000.

Вопрос №2

У восточных славян (белорусов, русских, украинцев) молодоженов на свадьбе встречают хлебом-солью, а что готовят для встречи невесты на традиционной башкирской свадьбе?

  • а. Мед и масло
  • б. Соль и сахар
  • в. Молоко и кашу
  • г. Блины и перемячи

Правильный ответ: а

Свекровь (мать жениха) угощает молодую невесту медом и маслом для счастливой жизни молодой семьи. Больше об этом можно прочитать в книге: Башкиры / отв. ред. Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко. М., 2015 (Народы и культуры).

Вопрос №3

На Русском Севере, на берегах Белого и Баренцева моря сложилась особая культура, связанная с мореходством. Ее частью был особый словарь названий ветров, погоды, сторон света. Был и особый этикет. При встрече кораблей на море здесь обязательно говорили: «Здравствуйте, на все четыре ветра». Как называют носителей подобной культуры?

  • а. Семейские
  • б. Липоване
  • в. Казаки
  • г. Поморы

Правильный ответ: г

Важную роль в освоении морских пространств играла детально разработанная поморами классификация ветров. Поморская «роза ветров» занимала центральное место в системе пространственной ориентации на море. Это нашло отражение в морском этикете. Приветствуя экипаж встречного корабля, поморы так говорили. Больше об этом можно прочитать в книге: Механизмы культуры. М.: Наука,1990 г.

Вопрос №4

«С пустыми руками в гости не ходят» — говорит русская пословица, «мусафирликке къол саллап бармайлар» — вторит ей крымскотатарская. Собираясь в гости, у крымских татар принято приносить с собой пачку кофе. А что обязательно должны сделать хозяева?

  • а. Сварить для гостя кофе
  • б. Убрать этот кофе подальше
  • в. Погадать на кофейных зернах
  • г. Угостить гостя чаем

Правильный ответ: а

Кофе – символ крымскотатарского гостеприимства. Его обязательно варят для гостей. Больше об этом можно прочитать в книгах: Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки / Отв. ред. С.Я. Козлов, Л.В. Чижова. — М., 2003. (Народы и культуры); Хайруддинов М.А., Усеинов С.М. Этикет крымских татар. Эдепнаме. Симферополь, 2010

Вопрос №5

Согласно мифам народов Севера и Сибири, это животное – гигантское с большими рогами, живет под землей или под водой, а если выходит на поверхность, то тут же погибает. Одни называли его «земляной олень», другие – «водяной бык», а в русской традиции его называли Индрик-зверь. Реальный прототип этого зверя изображен на гербе города Среднеколымск в Якутии. Что это за животное?

  • а. Калуга
  • б. Мамонт
  • в. Белуга
  • г. Морж

Правильный ответ: б

Для правильного ответа на этот вопрос нужно обратить внимание на следующее: белуга и калуга – пресноводные рыбы рода белуг из семейства осетровых; в русском языке рыб «зверями» не называют. Морж не живет под землей и не погибает от выхода на поверхность. Так как северяне часто находили промёрзшие туши мамонтов, но никогда не видели живого, то и появилось представление о большом подземном или подводном звере с рогами, который погибает на поверхности.

Вопрос №6

Жанр коротких историй о встрече с нечистой силой, колдунами, ведьмами, сверхъестественных событиях, которые рассказчик передает как свой реальный опыт или опыт других людей, в русской фольклористике называют:

  • а. Небылица
  • б. Небывальщина
  • в. Быличка
  • г. Видальщина

Правильный ответ: в

Быличка — жанр устного народного творчества: рассказ «очевидца» о встрече с нечистой силой. Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века. Слово «быличка» было подслушано братьями Б. и Ю. Соколовыми у белозерских крестьян и вошло в практику фольклористов. Быличка отличается от легенды тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще — с его знакомыми или знакомыми его знакомых. Былички существуют и в современной культуре. Небылица и небывальщина – это рассказы о том, чего никогда не было и заведомо не могло быть. Это откровенно алогичные ситуации и словосочетания, рассчитанные на комический эффект.

Вопрос №7

В традиционной культуре ни один предмет не существует просто так, сам по себе. Кроме практической функции он всегда значит что-то еще. Какой из перечисленных ниже предметов утвари был символом власти – хозяйки в русской крестьянской семье?

  • а. Хомут, в который запрягают лошадь
  • б. Серп, которым жнут зерновые в поле
  • в. Коромысло, на котором носят ведра с водой
  • г. Хлебная лопата, которой «сажают» в печь хлеб

Правильный ответ: г

Для выбора правильного ответа полезно использовать следующую логику: 1) хомут не подходит, потому что связан с лошадью, а лошадь – это зона ответственности мужчин; 2) ставить тесто на хлеб и правильно его испечь – это долгий и сложный процесс, для которого нужны знания, опыт и доступ к продуктам. Это есть только у взрослой женщины – полноправной хозяйки в доме. Вообще, всё, что связано с очагом и готовкой в большинстве традиционных культур связано с женщинами и женской властью. Если женщина передавала хлебную лопату другой женщине, то это значило, что она передает тем самым свою власть в семье. А вот за водой с коромыслом и жать серпом ходили взрослые дочери и невестки, пока большуха вела хозяйство. Больше об этом можно прочитать в книге Светланы Адоньевой Лора Олсон «Традиция, трансгрессия, компромисс: Миры русской деревенской женщины».

Вопрос №8

Согласно адыгским обычаям (у адыгейцев, кабардинцев и черкесов), если мужчина хотел танцевать с девушкой, то сперва должен был снять с себя этот предмет и танцевать без него:

  • а. Шашка
  • б. Черкеска
  • в. Папаха
  • г. Пояс

Правильный ответ: а

Правило тут четкое: «там, где женщины, оружием не размахивают». Вообще, женщины и мужчины, если не были близкими родственниками, собирались вместе только по особым, строго определенным традициями случаям. Шашку как боевое оружие не надевали без особой причины и не ходили с ней на мероприятия, где могли быть танцы. Или же снимали еще до вхождения в танцевальный круг. А вот остальные элементы одежды снимать было просто неприлично. Папаха сама по себе — это символ мужчины, его взрослости и того, что он полноправный член общества. Папаху нельзя было трогать никому, кроме её владельца. Появиться без пояса и без черкески в обществе тоже было неприлично

Вопрос №9

У многих народов России существовал обычай, по которому женщина должна была скрывать свои волосы от посторонних мужчин. И «опростоволоситься», то есть показаться на людях без головного убора, было страшным позором. Чаще всего женщины начинали закрывать волосы:

  • а. После получения паспорта
  • б. После развода
  • в. После рождения первого внука
  • г. После свадьбы

Правильный ответ: г

При ответе на этот вопрос лучше использовать самые общие знания культуры и истории народов России, элементарную логику и чувство юмора. Паспортизация граждан была введена в СССР только в 1932 году, при этом подавляющему большинству сельских жителей паспорта начали выдавать только в 1970-е гг. Поэтому паспорт к традиционной культуре и обрядности никакого отношения не имеет. Именно свадьба кардинально меняла статус женщины, да и мужчины, в традиционном обществе. Фактически, свадьба была главным обрядом в жизни человека. После свадьбы резко менялись права и обязанности женщины, менялись ее костюм и прическа. Правда, у некоторых народов молодая женщина меняла головной убор после рождения первого ребенка или через год после свадьбы.

Вопрос №10

Писатель Владимир Санги, основатель нивхской литературы, автор учебников нивхского языка, родился на этом острове в 1935 году. В своих произведениях: «Легенды Ых-мифа», «Женитьба Кевонгов», «Человек Ых-мифа» — он описал легенды, мифы, обычаи своего народа и красоту родного острова, крупнейшего в России, который нивхи называют Ых-миф. А как этот остров называют на международных картах?

  • а. Сахалин
  • б. Медный
  • в. Шикотан
  • г. Земля Санникова

Правильный ответ: а

В самом вопросе большая подсказка: именно Сахалин – крупнейший остров в России. «Земля Санникова» — «остров-призрак» в Северном Ледовитом океане, который якобы видели некоторые исследователи в XIX веке (Яков Санников) севернее Новосибирских островов.

Вопрос №11

Какой из народов, включенных в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, освоил самые северные территории России?

  • а. Нганасаны
  • б. Шапсуги
  • в.  Абазины
  • г. Ижорцы

Правильный ответ: а

Вопрос №12

Нганасаны освоили самые северные территории России. Нганасаны кочевали до южных предгорий Бырранга, которые расположены севернее, чем полуостров Ямал (ненцы) или северные районы Якутии (якуты). Большинство абазин компактно проживают в Карачаево-Черкесии, а большинство шапсугов – на Причерноморском побережье Краснодарского края. Ижора или ижорцы – прибалтийско-финский народ в Ленинградской области. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255.

Это блюдо появилось в 20 веке на Сахалине как симбиоз местной корейской и русской кухни. Из корейской традиционной кулинарии взяты начинка из острой квашеной капусты с мясом и специями и способ приготовления на пару, а из русской – добавление дрожжей в рисовое тесто. Сегодня оно популярно в городах Дальнего Востока и Сибири, начали его готовить и в городах Европейской России. Как оно называется?

  • а. Пянсе
  • б. Юкола
  • в. Тала
  • г. Чак-чак

Правильный ответ: а

Чак-чак настолько известен, что вряд ли у кого-то из взрослых россиян появится мысль о том, что это пирожок из рисовой муки. Юколу и талу делают из рыбы. Юкола – сушёно-вяленое мясо рыб, которая удобна для длительного хранения и транспортировки, а также приёма в пищу без дополнительной обработки, с возможностью есть на ходу во время длительных переходов. Тала — традиционное блюдо народов Дальнего Востока России, которое традиционно делается из сырой рыбы осетровых пород, сазана, щуки и некоторых других.

Вопрос №13

В известной песне Владимира Высоцкого есть фраза: «Послушай, Зин, не трогай шурина!» Кого называют «шурином» в системе терминов родства и свойства?

  • а. Племянника по отцу
  • б. Брата мужа
  • в. Брата жены
  • г. Дядю по матери

Правильный ответ: в

Семейные и родственные связи и отношения значимо влияют на жизнь современных людей, а в традиционных обществах семья, родня, род (клан) определяли судьбу, статус и поведение человека. Поэтому в каждом языке есть очень четкая система терминов родства и свойства, которая описывает, кто кому кем доводится, а значит и у кого к кому какие обязательства. Важных родственников в этой системе обычно называют одним словом-термином: мама, папа, теща, свекровь. Слово шурин, как и многие другие термины родства в русском языке – праславянского происхождения.

Вопрос №14

У народов Кавказа до сих пор существует традиция, которую описывает следующая пословица: «Когда приходишь к скотине, даже она встаёт». Что это за традиция?

  • а. Ходить в гости
  • б. Отгонять весной скот в горы
  • в. Избегать младших
  • г. Вставать при приветствии

Правильный ответ: г

Похожие пословицы есть практически у всех народов Кавказа и описывают они важную деталь этикета: вставать при приветствии другого человека. Это правило соблюдают до сих пор. У пословицы однозначный смысл: даже домашние животные (скот) поднимаются, когда к ним приближается другое животное, а человек – выше животного и не должен опускаться ниже уровня домашней скотины. Источник пословицы: Адыгские пословицы и поговорки (На адыгейском языке) / Сост. Хуажев М., Хут Щ. Майкоп., 1978 г. С. 77. Оригинал — «Хьайуаными уахахьэмэ, мэтэджых».

Вопрос №15

Греческое слово «этнос» — «народ» уже давно стал своеобразным определителем: «этно джаз», «этно рок», «этно стиль». И просто «этника» — чуть ли не всё, что связано с культурами и обычаями разных народов. А что означает термин «этнофутуризм»?

  • а. Направление в современном искусстве
  • б. Религиозное течение
  • в. Экологическое движение
  • г. Государственная национальная политика

Правильный ответ: а

Термин «этнофутуризм» происходит от греческого «ethnos» (народ) и латинского «futurum» (будущее). Это направление в разных сферах современного искусства, от музыки, театра, литературы до живописи и декоративно-прикладного творчества, которое обращается к родным языкам, использует образы и символы этнических традиций. Оно начало формироваться в 1990-е годы в финно-угорской среде, но сегодня стало частью общего художественного контекста многих стран.

Вопрос №16

Согласно статье 26 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации определяют и указывают свою «национальность»:

  • а. По национальности отца
  • б. По национальности матери
  • в. По родному языку
  • г. По своему усмотрению

Правильный ответ: г

Пункт 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». У разных народов нашей страны существовали и существуют разные представления о том, какие признаки являются ключевыми для определения национальности человека: для одних важна национальность отца, для других – матери, для третьих самым важным может быть религия или особый кодекс поведения. Часть людей может соотносить себя не с национальностью, а с несколькими культурами и языками сразу.

Вопрос №17

Этот год, 2021, в Республике Карелия объявлен Годом карельских рун. В этом году часто вспоминают всех тех мужчин и женщин, крестьян и ученых, которые сохраняли и передавали карельские руны следующим поколениям. А что именно в Карелии называют рунами?

  • а. Вольную борьбу
  • б. Эпические песни
  • в. Народные танцы
  • г. Карельскую письменность

Правильный ответ: б

Да, карельские и финские руны – это именно эпические песни, а не что-то еще. Именно они легли в основу «Калевалы» — карело-финского эпоса. Больше о культурах и языках вепсов, води, ижоры, карелов и финнов можно прочитать в книге: Прибалтийско-финские народы России / Отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина. М., 2003 (серия «Народы и культуры»)

Вопрос №18

В составе России 85 субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область. Сколько субъектов со статусом «край»?

  • а. 22
  • б. 3
  • в. 9
  • г. 4

Правильный ответ: в

В состав Российской Федерации входят: 1 автономная область, 3 города федерального значения, 4 автономных округа, 9 краёв, 22 республики и 46 областей

Вопрос №19

Сейчас проходит Всероссийская перепись населения, которая является основным источником формирования официальной статистической информации о численности и структуре населения, его распределении по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем. Какой вопрос ОТСУТСТВУЕТ в переписном листе?

  • а. Ваша религиозная принадлежность
  • б. Ваше гражданство
  • в. Ваш родной язык
  • г. Ваша национальная принадлежность

Правильный ответ: а

В отличие от некоторых стран мира в российских переписях населения НЕТ вопроса о религиозной принадлежности человека, религиозных взглядах или отсутствии таковых. В 2021 году в переписном листе есть вопросы про пол, возраст, гражданство, владение языками, место рождения, национальность, образование, состояние в браке, количество детей, источники средств к существованию, занятость.

Вопрос №20

Ниже перечислены названия разных традиционных видов одежды и обуви народов Сибири и Кавказа. Какой из этих предметов изготавливают из войлока, а не из меха?

  • а. Гусь
  • б. Кухлянка
  • в. Кисы
  • г. Бурка

Правильный ответ: г

Из перечисленных видов одежды больше всего известна «бурка» — как важный элемент кавказского и казачьего мужского костюма, который часто можно увидеть на сцене во время выступлений фольклорных ансамблей. Она есть и в общешкольной программе по литературе: «Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег» (Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени). Бурка, действительно, изготавливается из войлока, её «валяют» из шерсти. Кухлянка как меховая одежда народов Севера, возможно, известна меньше, но и она попала в русскую литературу: например, в книгу И.А. Гончарова «Фрегат “Паллада”»; кухлянка всегда встречается в произведениях Юрия Рытхэу. Гусь, он же совик, – это название верхней меховой одежды, которую надевают в сильные морозы поверх малицы. Кисы — традиционная обувь у коренных народов Крайнего Севера (ненцы, ханты, манси и др.), сшитая из камусов (шкуры с голени оленя), с плотной подошвой, высотой до колена.

Вопрос №21

Эта московская улица находится в районе древнего московского урочища Болото. Ее название тюркского происхождения означает «грязь, болото, трясина, влажная земля, глина». Выберите из списка название этой улицы.

  • а. Балчуг.
  • б. Теплый Стан.
  • в. Ордынка.
  • г. Маросейка.

Правильный ответ: а

В самом центре Москвы расположилась одна из самых древних улиц столицы – улица Балчуг. Она тянется от Раушской до Садовнической набережной. Ограниченная Москвой-рекой с одной стороны и Водоотводным каналом с другой стороны, улица Балчуг является, к тому же, и одной из самых коротких в столице. Ее протяженность составляет всего 250 метров. По одной из версий, свое название улица получила от слова тюркского происхождения, обозначающего «болото, грязь, глина». Это связано с тем, что современная улица расположена на территории древнего урочища Болото. Пойма реки в этом месте очень низкая, поэтому сильные дожди и паводки превращали улицу в настоящее непросыхающее болото с глинистой почвой. [https://progulkipomoskve.ru/publ/ulicymoskvy/ulicabalchugistorijaiproiskhozhdenienazvanija/32-1-0-713](https://progulkipomoskve.ru/publ/ulicymoskvy/ulicabalchugistorijaiproiskhozhdenienazvanija/32-1-0-713)

Вопрос №22

В 2006 г. в Москве открыли необычный памятник фольклорному персонажу, которого считают своим и на Кавказе, и на Востоке. Он лукав и мудр, справедлив и насмешлив. Скульптор изобразил героя вместе с его верным спутником – осликом. Как зовут героя?

  • а. .Синдбад-Мореход.
  • б. Ходжа Насреддин.
  • в. Алладин.
  • г. Али-баба.

Правильный ответ: б

1 апреля 2006 г. на Ярцевской улице в районе м. «Молодежная» установлен памятник герою восточных сказок и легенд Ходже Насреддину, работы скульптора Андрея Орлова. Памятник Ходже Насреддину на Ярцевской улице в Москве. URL: https://progulkipomoskve.ru/publ/monument/pamjatnikkhodzhenasreddinunajarcevskojulicevmoskve/43-1-0-1874

Вопрос №23

Усадьба семьи Лазаревых, построенная в XVIII веке, стала не только центром московской армянской общины, но и впоследствии – лазаревской гимназией, институтом восточных языков, театральной студией под руководством Евгения Вахтангова, Институтом востоковедения Академии наук СССР, а ныне – посольством Армении в России. Где именно в Москве расположен переулок с этим уникальным зданием?

  • а. Якиманка.
  • б. Китай-город.
  • в. Замоскворечье.
  • г. Марьина Роща.

Правильный ответ: б

Бывшая усадьба купца армянского происхождения Л.Н. Лазаряна, переселившегося в Россию из Персии в XVIII в. и ставшего Лазаревым, а ныне Посольство Республики Армения расположена в районе Китай-города, в Армянском переулке.   Армянский переулок, 2. Лазаревский институт и посольство Армении в Москве. URL: https://progulkipomoskve.ru/publ/doma/armjanskijpereulok2lazarevskijinstitutiposolstvoarmenii/39-1-0-1070

Вопрос №24

«Ысыах» – главный национальный праздник этого народа, который его представители, проживающие в столице, ежегодно, в течение уже многих лет, отмечают в начале июня в музее-усадьбе «Коломенское». Праздник связан с поклонением солнечным божествам и плодородием. О каком народе идет речь?

  • а. Буряты.
  • б. Уйгуры.
  • в. Калмыки.
  • г. Якуты.

Правильный ответ: г

«Ысыах» – это древний якутский праздник, связанный с поклонением Солнцу и началом короткого северного лета, приуроченный ко дню летнего солнцестояния (21 июня). В Республике Якутия его отмечают как главный национальный праздник в году – с большим размахом. С 2007 г. он проводится и в Москве, на территории музея-заповедника «Коломенское». В этот год, год 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства, в московском музее-заповеднике была установлена Сэргэ – сакральная коновязь, традиционный символ праздника. С тех пор «Ысыах» в Москве проводится ежегодно на одном и том же месте, как правило, в первой половине июня – раньше, чем в Якутии. Якутский праздник Ысыах // Туристический портал Якутии. URL: https://travel-ykt.ru/kultura-i-istoriya/obyichai-i-traditsii/ysyah-glavnyj-yakutskij-prazdnik.html В Москве прошел традиционный Ысыах в Коломенском // Сайт Постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации. URL: https://postpredstvo.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3037246

Вопрос №25

Парфюмер, изобретатель, коллекционер и меценат Генрих (Анри) Брокар немало сделал для развития мыловаренного и парфюмерного дела в Москве. Он открыл новый способ изготовления концентрированных духов, а его духи «Любимый букет императрицы» до сих пор популярны под названием «Красная Москва». Фабрика «Брокар и Ко», ныне известная как «Новая Заря», находилась в Замоскворечье. А откуда родом был Брокар?

  • а. Германия.
  • б. Франция.
  • в. Швейцария.
  • г. Царство Польское.

Правильный ответ: б

Генрих Афанасьевич Брокар, урожденный Анри Брокар, родился в Париже (Франция) в 1837 г. в семье парфюмера Атанаса Бракара. Перебравшись вслед за отцом в Россию в 1862 году, Анри Брокар стал называться Генрихом Афанасьевичем (от Атанасовича). Свою российскую карьеру Генрих Брокар начал в качестве главного парфюмера у купца 2-й гильдии Константина Павловича Гика, основавшего в конце XVIII века одну из первых в Москве и в России парфюмерно-косметических фабрик. Вскоре Брокар изобрел новый способ изготовления концентрированных духов. Позже Брокар основал в Москве товарищество «Брокар и К°», производившее косметическую и парфюмерную продукцию, которое затем стало фабрикой «Новая Заря». Генрих Брокар. URL: https://www.casual-info.ru/wiki/Брокар%20Генрих/ Анри Брокар — история парфюмерной империи. URL: https://lady.webnice.ru/blogs/?v=4392

Вопрос №26

В Москву этот замечательный врач немецкого происхождения, известный как «святой доктор», переехал по приглашению князя Репнина-Волконского. Во время Отечественной войны 1812 года служил в качестве хирурга в русской армии. Боролся с эпидемиями типа, холеры, трахомы. Основал больницу неотложной помощи и изобрел метод анамнеза, который сейчас используется всеми врачами-клиницистами. Сделал очень многое для облегчения участи заключенных и ссыльных. Назовите его имя.

  • а. Фёдор Петрович Гааз.
  • б. Фёдор Андреевич Гильтебрандт.
  • в. Иоганн Герман Лесток.
  • г. Карл Федорович Фукс.

Правильный ответ: а

Федор Петрович Гааз, урожденный Фридрих Йозеф Гааз, обрел в России вторую родину. После окончания в 1810 году его договора с князем Репниным, у которого он работал домашним доктором, доктор Гааз остался в Москве. Имея к тому времени обширную частную практику, он занимался лечением бедных, регулярно работая в Староекатерининской и Преображенской больницах. По распоряжению императрицы Марии Фёдоровны он был награжден орденом св. Владимира. Доктор Гааз также занимался научной работой, исследовал кавказские минеральные источники и стал основателем курортологии в России. В 1829 г. Федор Петрович по приглашению князя Д.В. Голицына вошел в состав попечительского совета о тюрьмах, а затем был назначен главным врачом над всеми московскими тюрьмами. После того, как он поближе познакомился с ужасающими условиями содержания заключенных в российских тюрьмах, Гааз распродал свое имущество и посвятил жизнь облегчению их участи, за что и получил прозвище «святой доктор». Гигиена и санитария в тюрьмах при Гаазе поднялись на очень высокий уровень. Он полностью перестроил и реформировал главную московскую тюрьму на Бутырке. «Святой доктор» Фёдор Петрович Гааз // Академия медицинского образования. URL: https://medobr.com/news/svyatoy-doktor-fyedor-petrovich-gaaz/

Вопрос №27

Это русское лакомство, известное с XIV века, готовится из подсушенного фруктово-ягодного пюре и сахара. В подмосковной Коломне открыли целый музей, посвященный истории этого блюда. О чем идет речь?

  • а. Рахат-лукум.
  • б. Зефир.
  • в. Смоква.
  • г. Пастила.

Правильный ответ: г

Название «пастила» (ранее – «постила»), происходит, предположительно, от слова «постилать», которое выдает технологию изготовления этого лакомства. Для приготовления пастилы свежие яблоки чистили, вырезали специальным инструментом серединку, запекали, потом разминали в пюре, смешивали с медом и наносили получившуюся массу на особые тканевые «противни» в деревянных рамках. Эти «противни» ставились в специальные отверстия в печи, где масса сохла от нескольких часов до нескольких дней. С XV века в продукт стали добавлять яйцо, а с XIX – сахар. Коломна считается родиной пастилы, здесь в 2009 г. открыт музей «Коломенская пастила», посвященный истории этого лакомства. Не только белёвская и не только яблочная: всё про русскую пастилу от Средних веков до наших дней // Tea.ru. 17.02.2021. URL: https://tea.ru/blog/article/ne-tolko-belyevskaya-i-ne-tolko-yablochnaya-vsye-pro-russkuyu-pastilu-ot-srednikh-vekov-do-nashikh-dney/ Коломенская пастила. Музей истории со вкусом. URL: https://kolomnapastila.ru

Вопрос №28

В центре исторической татарской слободы в Москве расположен дом, построенный в начале XX века по заказу татарского нефтепромышленника и мецената, который мечтал сделать его центром образования детей-мусульман. Сегодня этот дом – культурный центр московской татарской общины и носит имя своего создателя. Назовите его имя.

  • а. Габдулла Апанаев.
  • б. Шамси Асадуллаев.
  • в. Ахмад Хусаинов.
  • г. Асгат Галимзянов.

Правильный ответ: б

Татарский нефтепромышленник и магнат с 10-миллионным состоянием, поднявшийся из простых крестьян Шамси Асадуллаев переехал в Москву из Баку в 1903 г. Он мечтал построить специальное образовательное учреждение для детей-мусульман. Строительство здания под школу было начало в 1913 г. в Малом Татарском архитектором Краузе. В том же году меценат скончался, и строительство заканчивалось уже без него (1914), доверенными лицами его компании. Согласно замыслу Асадуллаева, в здании была открыта мусульманская школа, которая сначала была частной, а после 1917 года стала государственной татарской школой-семилеткой. В Доме Асадуллаева в разное время размещались интернат-приют, детский сад, библиотека, татарский театр и культурный центр, редакция татароязычной газеты. В 1941 году татарская община утратила здание. Лишь в 2003 г. Дом Асадуллаева был возвращен татарской общине и передан Региональной татарской национально-культурной автономии (РТНКА) Москвы в безвозмездное пользование на 49 лет. Дом Асадуллаева: и спустя сто лет — Центр Татарской Культуры в Москве // Большой город. 21.072014. URL: http://bg.ru/blogs/posts/13940/

Вопрос №29

Этот идеолог революционной борьбы, памятник которому стоит у метро «Кропоткинская», увлекался этнологией, и из-под его пера вышло сразу несколько работ, посвященных происхождению семьи и частной собственности.

  • а. Анатолий Луначарский.
  • б. Петр Кропоткин.
  • в. Фридрих Энгельс.
  • г. Владимир Ленин.

Правильный ответ: в

У метро «Кропоткинская» в Москве стоит памятник Фридриху Энгельсу, который прославился не только экономическими, но и антропологическими изысканиями. Наиболее известны его работы, посвященные происхождению человека и исследованиям первобытного общества, его социальной структуры, развитию языка и его связи с мышлением в ранних человеческих сообществах: «О проблемах языка и мышления», «Роль труда в происхождении человека», «Происхождение семьи, собственности и государства». Памятник Энгельсу. Призрак коммуниста // Прогулки по Москве. URL: https://liveinmsk.ru/places/pamyatniki/engels

Вопрос №30

В Москве есть место, где за 15 минут прогулки можно увидеть сразу три памятника музыкантам – представителям разных народов, внесших выдающийся вклад в советскую, российскую и мировую культуру. Выберите названия переулков, где расположены эти памятники:

  • а. Малый Гнездниковский и Леонтьевский переулки.
  • б. Брюсов и Елисеевский переулки.
  • в. Брюсов и Леонтьевский переулки.
  • г. Елисеевский и Газетный переулки.

Правильный ответ: б

Это Брюсов и Елисеевский переулки, расположенные во дворах за ул. Тверская, недалеко от Центрального телеграфа. В этом районе в советскую эпоху селилась творческая интеллигенция. Неудивительно, что здесь, на небольшом участке, установлены сразу три памятника известным музыкантам. Напротив Посольства Азербайджана, на пересечении Елисеевского переулка с Вознесенским в 2011 году установлен памятник великому эстрадному и оперному исполнителю, уроженцу города Баку Муслиму Магомаеву (работы А. Рукавишникова). На углу Брюсова и Елисеевского переулков расположен памятник великому виолончелисту, композитору и дирижеру польско-литовского происхождения Мстиславу Ростроповичу, работы того же скульптора, чье открытие 29 марта 2012 года, было приурочено к 85-летию музыканта. Его квартира находилась неподалеку, в Брюсовом переулке. Третий «музыкальный» памятник, по дате создания самый ранний – композитору Араму Хачатуряну, находится поблизости, также в Брюсовом переулке, во дворе Дома Композиторов. Памятник, созданный скульптором Г. Франгуляном в 2006 году, стал подарком администрации г. Еревана Москве. Памятники Брюсова переулка // Турбина.ру. URL: https://turbina.ru/guide/Moskva-Rossiya-112312/Zametki/Pamyatniki-Bryusova-pereulka-56363/  . Улицы моего детства. Музыкальный уголок Москвы // Живой журнал. URL: https://galik-123.livejournal.com/56483.html

Поделиться:

На главную страницу

  • Предложишь как пишется правильно
  • Предложу или предлажу как правильно пишется
  • Предложить или предлажить как правильно пишется
  • Предложить работу как пишется
  • Предложить контригру как пишется