Предложения со словом сказка пушкин

Цель: повторить сведения об имени прилагательном на материале сказки о рыбаке и рыбке а.с.пушкина. задачи: образовательные: найти в сказке имена

Цель: повторить сведения об имени прилагательном на материале «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Задачи:

Образовательные:

  • найти в сказке имена прилагательные и определить их роль.
  • формировать умение проводить лексический анализ слов — имён прилагательных.
  • повторить грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж
  • формировать умения определять и обосновывать написание безударных падежных окончания имён прилагательных, проверять правильность написанного.

Развиваюшие:

  • развивать умение извлекать информацию из художественного текста;
  • развивать умение контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.
  • формировать умение ставить цель проекта и выдвигать гипотезу.

Воспитательные:

  • формировать интерес к русскому языку как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • воспитывать навыки сотрудничества в совместной деятельности, мотивацию к творческому труду.

Предметные результаты:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • распознавать среди предложенных слов устаревшие слова и слова, употребленные в переносном значении;
  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  • находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс;
  • образовывать слова (другой части речи) с помощью суффикса;
  • распознавать часть речи имя прилагательное на основе усвоенных признаков;
  • выявлять роль и значение прилагательных в речи;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  • применять ранее изученные правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных;

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, учитывать правило (алгоритм) в планировании и способа решения;
  • осуществлять пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Познавательные:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий;
  • извлекать необходимую информацию из художественного текста, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

Личностные:

  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности).

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;
  • парная;
  • индивидуальная.

Оборудование: карточки со значками настроения, карточки-светофоры, рисунки с отрывками сказки, рисунки с толкованием устаревших слов, карточки со словами-выводами по проекту, карточки с самостоятельной работой; мультимедийное оборудование.

Подготовительная работа:

  • прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина;
  • нарисовать рисунки к отрывкам сказки;
  • нарисовать рисунки с толкованием устаревших слов.

Ход урока

1. Организационный этап

— С каким настроением вы сегодня пришли в школу?

Учащиеся по карточкам показывают свое настроение: радостное, хорошее настроение, скучное настроение, грустное настроение.

— Вы видите, что настроение бывает самым разным:

веселым, и грустным.

— Я вам, ребята, желаю только хорошего, веселого настроения!

— Очень рада вас видеть! Давайте день начнем с улыбки. Улыбнитесь мне, своему соседу, всем ребятам.

2. Актуализация знаний

1) Логическое упражнение.

Вокруг доски на стене наклеены буквы (есть лишние): С З К Ч А М К А

— Ребята, посмотрите на буквы, соберите слово. (СКАЗКА)

2) Чистописание.

— Откройте тетради, оформите классную работу.

— У вас прописано слово СКАЗКА карандашом, обведите его, пропишите два раза.

Самопроверка.

— Сравните свое написание с первым словом, если у вас нет замечаний, покажите зеленый светофор, если вы чем-то недовольны, то красный.

— Что бы ты исправил (а) в своем написании….?

3) Орфографическая минутка.

— Разберите по составу слово сказка.

— Найдите орфограмму в корне этого слова. (Парная согласная в корне слова буква З)

— Подберите проверочное однокоренное слово имя прилагательное. (Сказочный)

— Как получилось слово сказочный из слова сказка? (Взяли корень -сказ и добавили суффиксы -оч и -н)

— Докажите, что здесь два суффикса, а не один -очн. (сказ/оч/к/а)

3. Объявление темы урока

— Обозначьте, чем отличаются слова сказка и сказочный, кроме их состава? (Слово сказка — имя существительное. Слово сказочный — имя прилагательное.)

— Что обозначают имена прилагательные, для чего они нужны в речи?

— Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное.

— Продолжим разговор о сказке.

— Все любят сказки, и дети, и взрослые. Какую сказку вы читали и рисовали к ней рисунки? («Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.)

— Сегодня на уроке мы поговорим об именах прилагательных на примере этой сказки и выполним эту работу в виде проекта.

4. Работа над проектом

1) Постановка цели и выдвижение гипотезы проекта.

— Для постановки цели проекта, что постараетесь определить в сказке? (Определить, какие имена прилагательные А.С.Пушкин употребляет в сказке.)

— Чтобы выдвинуть гипотезу, подумайте, что можно предположить о количестве прилагательных в этой сказке, о том какие это прилагательные с точки зрения лексики? (А.С.Пушкин использовал много прилагательных в сказке, в том числе устаревших, слов в переносном значении, чтобы приблизить авторскую сказку к народной и подробно описать своих героев, их внешний вид и характер, природу.)

2) Работа над лексическим составом сказки.

— У вас есть на парте рисунки и на обратной стороне отрывки из сказки, прочитайте их, подчеркните все прилагательные. Работаем в паре.

— Откройте учебник упр. 2 с.28, составьте словосочетания.

Примечание: в упр.2 с.28 заданы существительные, задание требует подобрать соответствующие прилагательные из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые воро́ты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчева́я кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

— Значения всех ли слов вам известно? (Нет.)

— Приведите примеры таких слов. (парчева́я кичка, столбовая дворянка и т.д)

— Как они называются? (Устаревшие)

— Почему их так называют? (в современном языке их не употребляют, так как не используют предметы, которые они обозначают)

На доске заранее выполненные детьми рисунки и толкование устаревших слов, любое из них учитель может зачитать и проиллюстрировать, в зависимости от пожеланий учеников.

— Как вы думаете, почему в сказке много встречается устаревших слов? (Эти слова приближают сказку к народной. Мы знаем, что свои сказки Пушкин написал на основе народных сказок, услышанных в детстве от своей няни. Устаревшие слова помогают описать внешний вид героев, их характер.)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.

  • «устаревшие слова»
  • «приблизить свою авторскую сказку к народной»
  • «красочно описать жизнь героев того времени, их характер»

— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. Какие слова употреблены в сказке в переносном значении?

  • Золотая (рыбка) — покрытая золотой чешуёй.
  • Сердитые (волны) — большие, высокие.
  • Чёрная (крестьянка) — бедная.
  • Печатный пряник — с отпечатанным рисунком.
  • Чёрная (буря) — сильный ветер и высокие волны на море.

— Почему Пушкин использовал такую лексику? (Чтобы точно и ярко передать чувства и героев и характер природы)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.

  • «слова в переносном значении»
  • «точно и ярко передать чувства и героев и характер природы»

5. Физминутка

На уроке отдохнём —

На рыбалку мы пойдём!

Накопаем мы червей,

Удочку возьмём скорей,

И вприпрыжку побежим —

Порыбачить мы хотим.

В воду удочку закинем,

Посидим тихонько.

Рыбка, кажется, клюёт?

Вытащим легонько.

Ах, какая красота —

Рыбка небольшая.

Пусть живёт себе в реке,

Выпущу тебя я!

Быстро в школу побежим —

Вот такой у нас режим.

6. Обобщение знаний об имени прилагательном

С обратной стороны доски записаны некоторые словосочетания из упр.2 с.28.

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, царские палаты, чёрная буря, сердитые волны.

— На какие две группы вы можете разделить эти прилагательные? (Ед.ч. и мн.ч.)

— Как определить число прилагательного? (по существительному)

— Я читаю словосочетание, если это множественное число, то зеленый кружок поднимаем, если единственное, то красный.

— На какие три группы вы можете разделить прилагательные ед.ч.? (м.р, ж.р., с.р.)

— Приведите примеры прилагательных каждого рода.

— Почему мы делим на три группы только прилагательные в ед.ч.? (во мн. ч. прилагательные по родам не изменяются)

— Как определить род прилагательного? (по существительному)

— Прочитайте отрывки из сказки и найдите одно прилагательное, но разного рода.

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь»

«Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море».

— Как еще изменяются прилагательные? (по падежам)

— Как определить падеж прилагательного? (по существительному)

— У вас есть карточка с окончаниями прилагательных. На доске записаны словосочетания из сказки, где прилагательные без окончаний: обсудите в паре, куда можно прикрепить ваши окончания.

у синего моря

синее море

грозная царица

ласковое слово

в море синее

к синему морю

новое корыто

сварливая баба

высокий терем

разбитое корыто

глубокое море

в ветхой землянке

чёрной крестьянкой

пряником печатным

На доске записаны словосочетания, дети выходят по одному из пары и крепят свои карточки с окончаниями прилагательных.

Проверка правильности с помощью светофора.

Если есть ошибки, следует их исправить. Может возникнуть ситуация, когда на одно слово окажется две карточки (если окончания одинаковые), а на другое ни одного. Следует разобраться и обсудить, куда можно перенести карточку.

— Какое прилагательное в этом наборе изменено по падежам? (синее море)

— Определите падежи прилагательного синее.

Сделаем общий вывод: как изменяются имена прилагательные? (по падежам, числам, в единственном числе по родам)

7. Физминутка для глаз

  • Смотри сначала вправо, затем влево.
  • Делаем круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.
  • Смотрим сначала вверх, потом вниз.
  • Зажмурится на несколько секунд, потом открыть глаза.
  • Все повторяем по три раза.

8. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа выполняется по карточке, запись ведется в рабочей тетради. Взаимопроверка. Оценка светофором. Разбор ошибок.

Запишите предложения, вставив слово золотой в нужной форме. Укажите над ним число, род, падеж, выдели окончание.

1. Закинул старик в море невод и поймал ……… рыбку.

2. На руках у столбовой дворянки сверкали …….. перстни.

3. Пошел старик опять к ………… рыбке.

4. На голове у старухи ………… кичка.

9. Работа над проектом

— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. В самостоятельной работе вам встретилось прилагательное, которое относилось к разным существительным. А наоборот есть ли в сказке моменты, где одно существительное описывается несколькими прилагательными?

— Для чего А.С.Пушкин использует такой прием? (чтобы точно и красочно описать предметы, природу, людей)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы. «несколько прилагательных к одному существительному»

10. Домашнее задание

Из упр.2 с.28 задание: подобрать антонимы и синонимы к прилагательным из сказки.

11. Итог урока

— Вспомните цель и гипотезу нашего проекта

— Пользуясь словами на доске, составьте вывод о том, какие прилагательные А.С.Пушкин использовал «Сказке о рыбаке и рыбке»

Вывод: в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин использовал много прилагательных, чтобы дать яркую характеристику предметам, характерам людей, природе, точно и красочно описать происходящие события. С этой же целью он использовал и слова в переносном значении. Пушкин использует много устаревших слов, что приближает авторскую сказку к народной и позволяет точно передать нравы и быт представленной в сказке эпохи.

12. Рефлексия

Дополните предложения, выбирая любую фразу из предложенного перечня.

  • Сегодня я узнал…
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Я понял что…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Меня удивило…

Список литературы

1.Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П.Канакина, В.Г.Горецкий .- 11-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2020. — 159 с., [2] л.: ил. — (Школа России).

2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с.

3. Болотова Н.Б. Физминутки. 1 сентября. Открытый урок / https://urok.1sept.ru/articles/561090

4. Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина Пескарь — детская электронная библиотека./ https://peskarlib.ru/aleksandr-pushkin/skazka-o-rybake-i-rybke/

5. Урок 51. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке «А.С.Пушкина. Российская электронная школа

/https://resh.edu.ru/subject/lesson/3833/train/204645/

Ход урока

2.Актуализация знаний

— Чтобы читать выразительно и правильно сделаем речевую разминку.

 -Наш урок литературного чтения начинается в цветочном магазине.

1. Дыхательная гимнастика.

« В цветочном магазине».

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали

восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом

и выдох ртом (3 раза).

«Задуйте свечу»

Сделайте глубокий вдох и задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и

задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный торт. На нём много маленьких

свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте как можно больше маленьких

свечек.

III. Проверка домашнего задания.

— Дети, работу над какой большой темой мы закончили?

(Люблю природу русскую.)

— О каком времени года говорили на всех уроках?

(Мы говорили об осени.)  

-Напомните, название раздела, над которым мы начали работать? (русские

писатели)

— И сегодня мы познакомимся с первым русским писателем А.С. Пушкиным. Может кто-то знает о нём? Просмотрите видео о его жизни. 

— Расскажите, что интересного вы запомнили о его жизни?

— А.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 222 года со дня

его рождения, а память о нём живёт. Читая Пушкина, слышишь его голос.

Пушкин говорит с читателем “на равных”, как принято между близкими

людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда называли А.С. Пушкина.

-Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением. 

Изучение нового материала.

1.1. Сообщение темы урока.

— (слайд 4) А сейчас литературная разминка. Из какой сказки этот

отрывок?

(слайд 5) «Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,

То на весь крещёный мир

Приготовила бы пир.»

(слайд 6) « В третий раз закинул он невод,-

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.»

— Кто автор этих сказок?

(А.С.Пушкин)

«Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!» (Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем

богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

2. « В третий раз закинул он невод,-

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.»(Сказка о рыбаке и рыбке)

3.Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

4.Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы. («Сказка о золотом петушке)

5.Жил – был поп

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой –какого товару. (Сказка о попе и его работнике Балде)

-Мы с вами вспомнили один из литературных жанров. Еще раз назовите его.

-Какие бывают сказки? 

— Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского человека с самого

раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Их читают

и перечитывают  и дети и взрослые. Почему?- Как вы думаете, какова

тема нашего сегодняшнего урока?-А какие жанры вы знаете еще? (быль,

рассказ, былины)

— Сейчас я прочитаю отрывок, а вы скажите к какому жанру относятся эти

строки.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…..

— Определи жанр (стихотворение)

 — Назовите жанры произведений А.С. Пушкина?

 — Но есть еще один жанр, в котором писал А.С. Пушкин.

— А как называется жанр, я предлагаю вам прочитать самим.

— Что такое поэма? Как ответить на этот вопрос? (Поэма – это большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

— Сегодня на уроке мы будем читать вступление к поэме А. С. Пушкина

«Руслан и Людмила», которое называется «У лукоморье дуб зеленый».

-А сейчас я предлагаю отправиться в удивительное место, для этого закройте

глаза и внимательно послушайте звуки природы (аудиозапись шум моря)

— Расскажите, что вы слышали?(крик чаек, шум моря)

— Как вы думаете, где оказались?

— И вдруг, на берегу моря мы видим ……

-Кто узнал это дерево, назовите? (на доске появляется рисунок огромного

дуба)

— Отройте учебники на с. 86 и рассмотрите иллюстрацию

— Как вы думаете, о чём произведение?

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— А теперь я приглашаю вас отправиться в Лукоморье.

Первичное восприятие (прослушивание аудиозаписи «У лукоморья дуб

зеленый..»,исп. А. Фрейндлих)

— Подтвердились ли наши предположения?

-Как теперь ответите на вопрос о чём произведение?

— С какими героями вы встретились?

Словарная работа.

— Прежде чем приступить к чтению, объясним значение выделенных слов.

-Где мы найдем значение этих слов?

-Правильно, в словаре. (Дети,сами читают и отвечают)

Словарная работа

-Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» — устаревшие, сейчас мы их в

речи не услышим.

-А подумай те, как бы они звучали сегодня?

-Подберите синонимы к словам «чахнет», «тужит»

Тужит – горюет,тоскует,печалится

Чахнет – (слабеет, умирает.)

Чтение по цепочке

— Прочитаем вступление по цепочке по 2 строки.

— Посмотрите на наш дуб.

— Как вы думаете он похож на дуб из произведения? (напоминает,

-Что не хватает нашему дубу? (не хватает волшебства, чуда не хватает

некоторых персонажей.)

— Какой картиной начинается отрывок из поэмы?

-Что представляете? (учитель добавляет дуб недостающими предметами)

— Прочитайте описание этой картины.

— А что дальше, впереди? (Леший)

— Скажите, что узнали о Лешем? А что делал Леший?

-Что узнали про Русалку? Может ли она сидеть на дереве?

— Прочитайте, кого встречаем на неведомых дорожках?

— Как понимаете невиданные звери?

— Почему неведомые дорожки? Может автор ошибся? Как дорожки могут

быть неведомые?

— Прочитайте как автор описывает избушку на курьих ножках?

— Кто живёт в Избушке на курьих ножках? Как Баба Яга попадает в

избушку?( с помощью волшебства, поэтому она без окон и дверей)

— Прочитай предложение со словом дол. Что значит видений полны?

-Что привиделось?( прихлынут волны и тридцать витязей прекрасных чредой

из вод выходят ясных, дядька морской)

— Кто попадал под волну, какое испытывали чувство. (Дух захватывало)

-Зачем появляются тридцать витязей? Что они охраняют?( охраняют сказку

от непрошенных гостей)

-Какие ещё злодеи появляются в произведении? Прочитайте.

— Чем можно объяснить появление в прологе героев, которые творят зло?(

Борьба добра со злом)

— Кто не даёт творить зло перед народом?

-Почему Царевна тужит? Что можно предположить?

— Почему ступа идёт , бредёт сама собой?

— Что говориться о Кащее? Почему над златом чахнет? ( если заберут для

него это будет конец)

-Найдите в тексте строчку:

«Там русский дух…там Русью пахнет!»?

— Найдите в строке родственные слова?

— Какие чувства хотел передать автор( что нам хотел сказать этими словами

автор)?

-Какими строками заканчивается произведение?(прочитать)

-Какое произведение устного народного творчества может заканчиваться

такими словами? (Произведение заканчивается так же, как и народная

сказка.)

-Так что же хотел сказать нам автор, какими чувствами поделиться с нами в

этом отрывке?

-А мы с вами можем гордится тем что в России жил такой великий поэт как

А.С. Пушкин.

Выразительное чтение

— Будем учиться выразительно читать отрывок из поэмы.

— Что значит читать выразительно? (Задача выразительного чтения: поставить

себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно

слушать, соблюдать интонацию, темп, паузы, логическое ударение).

-Какую выберем интонацию? (таинственную, волшебную)

— Каким должно быть чтение этого произведения? (напевно, плавно)

7.Включение в систему знаний и повторение

-Вспомните, с каким жанром мы познакомились сегодня на уроке?

— Вступление, к какой поэме мы сегодня читали?

— Как называется это вступление?

Придаточные предложения очень разнообразны. Они отличаются друг от
друга по четырем основным признакам:

  1. грамматическое значение;
  2. вопрос, на который отвечает придаточное предложение;
  3. к чему оно относится;
  4. средство связи (чем присоединяется).

По этим признакам выделяют четыре основных вида придаточных
предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные,
присоединительные.

Придаточные определительные

Обозначают признак предмета, названного в главном предложении;
отвечают на вопрос какой?;
относятся к одному слову в главном
предложении — к имени существительному (иногда к словосочетанию
«существительное + указательное слово»);
присоединяются союзными
словами: кто, что, чей, какой, который,
где, куда, откуда, когда.
При этом в
главном предложении часто встречаются указательные слова: тот
(та, то, те), такой, всякий, каждый,
любой и др. 

Например:
Лес, в который мы вступили,
был чрезвычайно стар
(И. Тургенев);
Вновь я посетил тот уголок
земли, где я провел изгнанником два года незаметных
(А.
Пушкин).

Придаточные изъяснительные

Дополняют и конкретизируют значение главного предложения; отвечают на
вопросы косвенных падежей;
относятся к одному слову в главном
предложении
— глаголу со значением речи, мысли или чувства (сказал,
спросил, подумал, вспомнил, удивился и
др.),
— к существительным (сообщение, просьба, вопрос и др.), к
прилагательным (рад, счастлив, горд и др.),
— к
наречиям (известно, ясно, видно и др.),
— к
словосочетаниям (спросил о том, вопрос о том, рад
тому
и др.);

присоединяются союзами что, чтобы, будто,
как и др.,
а также союзными словами что, чтобы, почему,
когда, где, куда, что за, зачем
и др.
При этом в главном предложении часто встречается указательное
слово то в разных падежных формах.

Например:
Я верю в то, что
человек есть творец своего счастья
(А. Чехов).
Читатель,
расскажу ль тебе, куда красавица
[Людмила] девалась?
(А. Пушкин);
За спором не заметили, как село солнце красное

(Н. Некрасов).

Придаточные обстоятельственные

Придаточные обстоятельственные имеют
собственную классификацию.

Различают следующие виды придаточных
обстоятельственных: образа действия и степени, места, времени,
условия, причины, цели, сравнения, уступки,
следствия.

Придаточные образа действия и степени

Обозначают образ, степень или меру действия (признака), названного в
главном предложении;
отвечают на вопросы как? каким образом? в
какой степени? насколько?
и др.;
относятся к словосочетаниям в
главном предложении: глагол + так;
полное прилагательное + такой;
полное прилагательное + существительное + такой;
присоединяются
союзами что, чтобы, будто и др.
и союзными
словами: как, сколько, насколько и др.
В
главном предложении могут быть указательные слова: так, столько,
настолько, в такой степени, такой и др.

Например:
Я люблю Россию так, что словами всего и
не скажешь
(С. Островой).
Воздух прозрачен до того, что
виден клюв у галки…
(А. Чехов).

Придаточные места

Обозначают место действия, названного в главном предложении;
отвечают
на вопросы где? куда? откуда?;
относятся либо ко всему главному
предложению, либо к его сказуемому;
присоединяются союзными словами где,
куда, откуда.
В главном предложении им часто
соответствуют указательные слова: там, туда, отовсюду,
повсюду, везде и др.

Например:
Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум

(А. Пушкин).
Там, где кончалась чаща, белели березы.

Придаточные времени

Обозначают время действия, названного в главном предложении;
отвечают
на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др.;

относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому.
В
главном предложении часто присутствуют указательные слова: тогда,
теперь, всегда, однажды, иногда и др.

Например:
Пока он пел
, кот Васька все жаркое съел
(И.
Крылов).
Иногда, когда бредешь по некошеной залежи, почти
из-под самых ног вырывается многочисленный выводок перепелок или серых
куропаток
(С. Огнев).

Придаточные условия

Обозначают условие, при котором может осуществиться действие, названное
в главном предложении;
отвечают на вопросы при каком условии? в
каком случае?
;
относятся либо ко всему главному предложению, либо к
его сказуемому;
присоединяются условными союзами если, раз,
коли, коль, когда (в значении «если»), как
(в значении «если») и др.

Например:
Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись
(А.
Пушкин);
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет

(И. Крылов).

Примечание

Условное значение имеют
также придаточные, в которых сказуемое выражено глаголом в форме
повелительного наклонения, употребленной в значении условного:
Не
будь на то господней воли, не отдали б Москвы
(М. Лермонтов) (ср.: Если
бы не было на то господней воли, не отдали б Москвы
).

Придаточные причины

Обозначают причину того, о чем говорится в главном предложении;

отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине?;

относятся либо ко всему главному предложению, либо только к сказуемому;

присоединяются причинными союзами: так как, потому что,
оттого что и др.

Например:
Мне грустно, потому что весело тебе
(М. Лермонтов);
Осетин-извозчик
неутомимо погонял лошадей, так как желал до ночи взобраться на
Каурскую гору
(М. Лермонтов).

Придаточные цели

Обозначают цель действия названного в главном предложении;
отвечают на
вопросы зачем? для чего? ради какой цели? для чего? и др.;

относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому;

присоединяются целевыми союзами чтобы (чтоб), затем
чтобы, для того чтобы и др.

Например:
Чтобы музыкантом стать, так надобно уменье
(И. Крылов).

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать
(А. Пушкин).

Придаточные сравнения

Поясняют содержание главного предложения путем сравнения; 
отвечают на
вопрос подобно чему?;
относятся либо ко всему главному
предложению, либо к его сказуемому;
присоединяются сравнительными
союзами как, будто, как будто, точно, чем
(тем) и др.

Например:
Минуты две было тихо, точно обоз уснул
(А. Чехов).
И
колючей веткой ель в окно стучится, как стучит порою путник запоздалый

(А. Плещеев).

Следует различать придаточные сравнения и сравнительные обороты.

Сравните:
Как дерево роняет тихо листья
, так я роняю
грустные слова
(С. Есенин) (сложноподчиненное предложение с
придаточным сравнения);
Едва  заметно, будто капли
серебряной воды
, блестели первые звезды
(К. Паустовский)
(сравнительный оборот).

В сравнительном придаточном, в отличие от сравнительного оборота, есть
грамматическая основа.
От придаточных сравнения также следует отличать вводные предложения.

Например:
Яков, как уже было сказано, чуждался товарищей

(И. Тургенев).
В выделенном предложении есть грамматическая основа, но
нет значения сравнения.

Придаточные уступки

Обозначают обстоятельство, вопреки которому совершается действие,
названное в главном предложении;
отвечают на вопросы несмотря на
что? вопреки чему?
;
относятся ко всему главному предложению или к
его сказуемому;
присоединяются уступительными союзами: хотя (хоть),
несмотря на, пусть, пуская, даром что; несмотря
на то, что
и др.,
союзными сочетаниями: что ни, кто ни,
сколько ни, когда ни, как ни и др.

Например:
Жарко, хотя солнце уже опустилось к западу
(М.
Горький).
Хоть и холодно, да не голодно
(Пословица). Куда
ни кинь, всюду клин
(Пословица).

Следует различать сложноподчиненное предложение с придаточным уступки и
простое предложение с обособленным обстоятельством уступки.

Сравните:
Несмотря
на то, что вечер удался
, удовлетворения я не испытывал

(сложноподчиненное предложение с придаточным уступки).
Несмотря
на удавшийся вечер
, удовлетворения я не испытывал
(простое
предложение с обстоятельством уступки).

Придаточные следствия

Обозначают следствие (вывод, результат), вытекающее из содержания
главного предложения;
отвечают на вопросы что из этого следует?;

относятся ко всему главному предложению;
присоединяются союзами
следствия так что, поэтому.

Например:
Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать

(И. Гончаров).
Весь следующий день Герасим не показывался, поэтому
вместо него за водой должен был съездить кучер Потап
(И. Тургенев).

Следует различать придаточное следствия и придаточное образа действия и
степени.
Сравните: Дорогу размыло дождем, так что по горам
образовались широкие рытвины
(И. Гончаров) (придаточное
следствия);
Дорогу размыло дождем так, что по горам
образовались широкие рытвины
(придаточное образа действия и
степени).

Придаточные присоединительные

Содержат добавочное сообщение; вопрос к ним не ставится;
относятся ко
всему главному предложению;
присоединяются союзными словами: что,
отчего, почему, зачем и др.

Например:
На лугах блестят горошинки росы, что бывает только ранним
утром
(А. Чехов).
Ему надо было устроить кое-что в городе,
зачем он и выехал спешно
(А. Пушкин).
Вместо сахара подавался
сотовый мед в глиняной миске, отчего чай всегда был жидкий, но вкусный

(К. Паустовский).

Синтаксис Е. И. Литневская Русский язык: краткий теоретический курс.

Литературное чтение.           3 класс

Тема:  А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»

 ( пролог к поэме «Руслан и Людмила» )

Учитель: Рыжова Елена Вячеславовна

Материал.               А.С.Пушкин.   Отрывок из поэмы «Руслан и        Людмила»

                                 «У лукоморья дуб зелёный…»

Литература.             Учебник «Литературное чтение 3 класс»

                                  Тетрадь по литературному чтению №1.

                                  Сказки А.С.Пушкина

Цель:

     Познакомить с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила»

                    «У лукоморья дуб зелёный…»

Задачи:

  1. Учить видеть фольклорные истоки пушкинских сказок.
  1. Формировать умение работать со стихотворным произведением.
  1. Обогащать читательский опыт детей.
  1. Расширять круг детского чтения по произведениям А.С.Пушкина.
  1. Формировать читательские умения, используя такие виды работы:

а) аналитическое чтение

б) выборочное чтение

в) поисковое чтение

  1. Познакомить с литературоведческими понятиями: поэма, пролог.
  1. Побуждать интерес к произведениям А.С.Пушкина.
  1. Учить выразительному чтению.
  1.  Учить работать в исследовательских группах

Ход урока.

  1. Организационный этап.
  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Выявление читательского опыта.

Вспомните и перечислите все литер. жанры, которые мы изучили в этом году.

Какие из них относятся к фольклору?

  1. Постановка учебной задачи.

Когда я шла сегодня  на урок, то думала о том, какие вы счастливые. Вас сегодня ждёт встреча с замечательным человеком, удивительным поэтом. Вы сегодня будете и слушателями, и исследователями, и читателями.

  1. Актуализация знаний.

1) Посмотрите на этот портрет. Вы узнали поэта?

— Кто из вас знает, где и когда родился А.С.Пушкин?

Предложения со словом сказка пушкин

Это портрет П. кисти художника Кипренского. Кипренский изобразил П. в чёрном сюртуке с пледом, перекинутым через плечо. На шее, вместо привычного нам галстука, мы видим шейный платок. Так было модно в 19 веке.

             Смотрю на пушкинский портрет,

             Мой взгляд скользит сквозь толщу лет…

             О чём задумался, поэзии кумир:

             Проникнуть бы в его душевный мир…

             Витают мысли над кудрявой головой.

             Он что-то шепчет Музе,

             Рифм рождая строй.

            Посмотрите, какое одухотворённое лицо. Глаза устремлены вдаль. Губы слегка приоткрыты, словно бы он что-то шепчет. А может быть, сейчас и рождаются строки нашего стихотворения.

              2) Работа с учебником.

 Прочитайте 1 абзац вводной статьи.

                   Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью  и меткостью русского языка.

         — У кого он этому учился?   Кто рассказывал сказки будущему поэту?

  1. Послушайте отрывок из статьи «Сказки Пушкина» К.Паустовского.

— Чьи сказки слушал с раннего детства А.С.Пушкин?

Именно нянины сказки легли в основу пушкинских поэтических сказок.

      К сожалению не сохранилось ни одного портрета Арины Радионовны. Но в стихотворениях П. она предстаёт перед нами, как живая:

                    Мастерица ведь была

                    И откуда что брала!

                    А куды разумны шутки,

                    Приговорки, прибаутки,

                    Небылицы, былины

                     Православной старины!..

                     Слушать, так душе отрадно,

                     И не пил бы, и не ел,

                     Всё бы слушал да сидел.

                     Кто придумал их так ладно?

Ну, что ж, отправляемся смело вперёд,

Нас пушкинских сказок ждёт городок.

  1. Работа детей в группах.

Сейчас вы 5 мин. будете исследователями. Работать будем в группах. Задания представлены на карточках. Результаты ваших исследований нам пригодятся во время урока.

Гр.№1    Один ученик из 1 гр. напомнит нам жанры пушкинских произведений.

                          Жанры произведений

                             А.С.Пушкина

                 — Расскажите 1 стихотворение Пушкина.

Гр. №2     Какие сказки П. вы знаете?

— Какой ещё не исследован жанр?

— Послушайте первую строку одного из произведений:

       «У лукоморья дуб зелёный…»

— Из какого произведения эта строка?

Значит, ещё один жанр пушкинских произведений – это поэма.

— Что такое поэма?

Предложения со словом сказка пушкин

Это определение есть у вас на столах. Вы дома ещё раз его прочитаете и можете использовать этот листок как закладку, пока будем изучать отрывки из поэмы «Руслан и Людмила»

  1.   Первичное усвоение новых знаний.

У Пушкина есть чудесное вступление к поэме, которое называется прологом.

Послушайте его.

— Какие чувства у вас вызвало это произведение?

  1. Проверка понимания.  Работа с текстом.

                                                                                                                                                                        А сейчас мы будем перечитывать это произведение, вчитываясь, обдумывая, объясняя незнакомые слова.

1) Работа с первой частью пролога.

— Вы будете читать вслух сами первую часть.

— Какой темп и тон выберете?

Это начало Пушкин повторяет из сказки, рассказанной ему Ар. Рад. о царе Салтане: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт»

               От этого нянина кота и происходит «кот учёный»

— Почему кот учёный?

В русском фольклоре есть сказочный персонаж кот Баюн

— Какие эпитеты вы увидели в этой строфе?

— Что такое «лукоморье»?

Этот вопрос исследовала 3 группа ребят.

  1. Дальше следует вторая часть .В ней мы видим целый сказочный мир.

Давайте выясним значение некоторых слов.

            Словарная работа.

Как понимаете:

На неведомых дорожках –

Следы невиданных зверей –

Лес и дол видений полны –

О заре –

Витязь –

Брег –

Чредой выходят –

Мимоходом –

Пленяет –

Царевна тужит –

Над златом чахнет –

Когда вы читаете, вы не равнодушны, представляете себе героев, восхищаетесь или удивляетесь, а, может быть, пугаетесь.

3)  Выразительное чтение.

Передайте свои чувства при чтении.

( 4 группа )

— Каких сказочных героев вы увидели?

— Где вы встречали бабу Ягу, Кащея Бессмертного, царевну и серого волка?

— Какие русские народные сказки у вас возникают в памяти?

   Этот вопрос исследовала 4 группа ребят.

Наверно, и Пушкин слышал эти сказки от Арины Радионовны, а позже сделал героями своих сказок.

— Чем ещё похоже вступление на народную сказку7

Обратите внимание на глаголы.  Например: бродит, сидит, стоит, выходят, пленяет и т.д.

— В каком времени стоят глаголы?

Так вот, использование слова «там» и глаголов настоящего времени создают впечатление, что эта сказка «реальна».

Что всё происходит на самом деле.

  1. Поисковое чтение.

Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о прекрасных витязях.

Пушкин сюжет для этих строк тоже взял из народной сказки, услышанной им от А.Р.

Она рассказывала так: «Из моря выходят тридцать отроков точь-в-точь равны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом; а выходят они из моря только на один час.. Караулит их и гонит обратно в море старик»

— Какую строку Пушкин закончил восклицательным знаком?

— Как вы объясните эти слова?

— С какой интонацией надо читать эту строку?

Прочитайте.

— Каким знаком препинания заканчивается одна картина и начинается другая?

               В этом месте надо делать паузу.

  1. Прочитайте концовку пролога.

 — Какую концовку из других сказок она вам напоминает?

— Какие сказки часто так заканчиваются?

                   Приведите пример.

— Какие слова автора говорят о том, что всё, о чём было рассказано «правда»?

  1. Первичное закрепление.

Если бы вы были художниками, какие иллюстрации нарисовали бы?

Давайте посмотрим, близки ли окажутся вашим представлениям картины, нарисованные художниками-мультипликаторами? Обратите внимание на музыкальное сопровождение. Вы услышите музыку Глинки к опере «Руслан и Людмила»

  1. Рефлексия.

Как грамотно назвать изученное произведение?  Дополните предложение словом.

…………… к поэме «Руслан и Людмила».

— Что такое пролог?

— Какое настроение у вас в конце урока?

  1. Домашнее задание.

      Выучить пролог наизусть. Какие интонации будете использовать?

Материалы к уроку.

Задание для 1 группы.

Предложения со словом сказка пушкин

Вспомни и расскажи одно стихотворение А.С.Пушкина.

Задание для 2 группы.

Какие сказки Пушкина вы знаете?

1.______________________________________________________

2. _____________________________________________________

3.______________________________________________________

4. ______________________________________________________

5.______________________________________________________

6. _____________________________________________________

Найди сказки Пушкина.

Задание для 3 группы.

Что такое «Лукоморье»?

Воспользуйся дополнительной литературой.

Построй ответ:

  1. На какой вопрос надо ответить?
  2. Какой дополнительной литературой вы воспользовались?
  3. Прочитай самое интересное из данной статьи.

Задание для 4 группы.

Вспомни и запиши русские народные сказки, персонажами которых являются:

Баба Яга ____________________________________________________________________________________________________________________

Кащей Бессмертный ____________________________________________________________________________________________________________________

Царевна ___________________________________________________________________________________________________________________

Серый волк ____________________________________________________________________________________________________________________

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 148-149

Размышляем о прочитанном

1. Понравилась ли вам сказка? Увлекли ли вас события, происходящие с Алёшей? Менялось ли ваше отношение к герою сказки по ходу чтения? Почему?

Это очень интересная и увлекательная сказка. Она мне понравилась.

Отношение к Алёше у меня менялось, в зависимости от его поступков. В начале сказки я его жалела, он вызывал симпатию. Когда он загордился, мне стало стыдно за него. Когда он переболел и исправился, я вновь сочувствовала ему.

2. Перечитайте описание Петербурга и дома, в котором располагался пансион. Как вы думаете могло ли быть такое детальное описание в народной волшебной сказке? Если нет, то почему?

В народных сказках не может быть столь детальных описаний.

Они изначально были устными, передавались от рассказчика к рассказчику, а в таком случае передаются лишь основные события, мелкие детали каждый рассказчик придумывает сам. Невозможно запомнить и повторно воспроизвести такое детальное описание какого-нибудь дворца или избушки на курьих ножках.

3. Почему Алёша «пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор»? Что он хотел увидеть? Чего ожидал? Почему его разочаровал приезд директора?

Алёша мечтал увидеть волшебницу, которая провертела для него эти дырочки, как он думал. Он ждал, что волшебница принесёт игрушку или письмо от родных.

Также Алёша ждал приезд директора. Он представлял его рыцарем из романов, которыми зачитывался. Но приехал обычный лысый человек. Для Алёши такой неказистый директор стал разочарованием.

4. Как Алёша спас Чернушку? Перескажите эпизод спасения от лица Алёши, передавая те чувства, которые он переживал.

Алёша спас Чернушку, выкупив её у кухарки, хотевшей зарезать курицу.

Пересказ эпизода спасения Чернушки от лица Алёши

В тот день я как обычно кормил курочек. Вдруг я увидел, как во двор вышла кухарка Трина с огромным ножом. Я знал, что кухарка убивает кур и петушков, и моё сердце сжалось от предчувствия беды.

Я стал размахивать руками, отгоняя кур, потом встал и бросился прочь. Я не хотел, не мог видеть, как кухарка поймает кого-нибудь из моих любимцев. Мне хотелось плакать от горя.

Позади что-то кричала кухарка, но я не слушал её, убегая всё дальше. Как вдруг голос Чернушки пробился до моего сознания. Чернушка громко кричала от страха, и я понял, что Трина поймала именно её.

Забыв про страх, я бросился обратно и запрыгнул на шею кухарке. Та от неожиданности выпустила Чернушку и курица взлетела на крышу, торжествующе вереща. Трина начала было ругаться, но я протянул ей империал, единственное богатство, которое у меня было. Мне было не жаль расставаться с деньгами, ведь я спасал жизнь своего друга.

Трина взяла деньги, Чернушка была спасена, я был счастлив.

5. Как менялся характер Алёши после того, как король вручил ему конопляное семечко? Расскажите об этом подробно от лица одного из одноклассников Алёши.

Характер Алёши испортился. Он стал важничать и считать себя умнее всех.

Рассказ о характере Алёши от лица его товарища

Я давно знаю Алёшу и даже дружил с ним. В то время он был скромным и добрым мальчиком, которого все любили. Если его наказывали, то Алёшу все жалели.

Но потом с ним что-то случилось. Характер Алёши стал меняться не в лучшую сторону. Он грубил, стал заносчивым, считал себя умнее всех.

И постепенно от Алёши все отвернулись. Мы больше не были с ним друзьями, а когда он попытался обратиться ко мне, я просто отвернулся.

А Алёша стал врать и выдумывать небылицы. За этого его строго наказал учитель и никому не было жаль Алёшу.

После наказания Алёша долго болел, а когда поправился, вновь стал нормальным мальчиком. Алёша опять был скромным и добрым. Постепенно к нему стали относиться лучше, а я думаю, что мы снова подружимся.

6. Почему Алёша стыдился рассказывать кому-либо о том, что с ним произошло?

Алёше было стыдно вспоминать своё некрасивое поведение и трусость. Он хотел бы вычеркнуть этот эпизод не только из памяти, но и из жизни..

7. Похож ли Алёша на героя русских народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?

Алёша совершенно не похож на героя волшебной сказки. Он обычный мальчик, такой как все вокруг. Он не очень смел и может ошибаться.

Алеша не положительный и не отрицательный герой. В начале сказки он совершает добрые поступки и является положительным героем. В середине Алёша совершает глупости и ведёт себя плохо. Он становится отрицательным героем. В конце он исправляется и вновь оказывается героем положительным.

Таких героев в волшебных сказках нет. Там они либо положительные, либо отрицательные.

Обогащаем свою речь

1. Объясните слова, подберите синонимы, составьте в ними предложения.

Суровый. Строгий, сердитый. Учитель был суровым, но справедливым.

Дряхлый. Старый, слабый. Дряхлый дед сидел на лавочке.

Отдалённый. Далёкий. Отдалённый холм зарос лесом.

Неведомый. Незнакомый, неизвестный. Неведомый зверь оставил следы на тропе.

Невиданный. Чудесный, неизвестный. Невиданный мир лежал за рекой.

Грозный. Сердитый, строгий. Грозно посмотрел он на меня.

Тужить. Грустить, печалиться. Не надо тужить о лете.

Снарядился. Собрался, приготовился. Он снарядился в поход.

Желанный. Ожидаемый, вожделенный. Желанный случай представился скоро.

Трезвонить. Звонить, болтать. Хватить трезвонить о ерунде.

Перечить. Идти наперекор, прекословить, огрызаться. Будешь перечить — быть тебе битым.

Потешить. Веселить, смешить. Учитель потешил учеников смешным заданием.

Печальный. Грустный, невесёлый. Печальный страус смотрел на закат.

2. Найдите в сказке Погорельского слова, которые редко используются в современной речи (например: нынешний, пансион, сказывал, говаривал, утешение). Подумайте, какие из них незаслуженно мало используются в современной речи.

Слова, которые редко используются в современной речи:

Помещался, славный, заступали, нежели, тогдашний, содержатель, дортуары, письмецо, бранчливая, возымел, с горестию, умильно, ободрился, шандалы, кисейные, учительша, несбыточное, яхонты, насилу мог, особливо, обхождение.

Мне нравится слово Учительша и жаль, что сейчас его не используют. Оно кажется мне более ласковым, чем привычное Учительница.

AVvXsEitAVtu8owCdtynOSnEUduV7Ph qWPIzGJvCIv3uFhXoGa2REgEF lHA3l1KhYIA4tRtFAtFCVD90J8i822qemWeG6K5i1AgvccqHmz8n49 MdpyCGW5tQVLph1g09zVWbUyIGWrPM84I9G 2fkxry2tmnh232uXuKZ5 z1zk0EvZ8 GclKtw3OGF7wg=w344 h400

  • Предмет заменявший золушке стул в сказке
  • Предложения с причастным оборотом из сказок
  • Предисловие к крестьянским рассказам с т семенова толстой лев николаевич
  • Предзаказ как пишется правильно
  • Предать огласке как пишется