Предложения с причастными оборотами в рассказе тарас бульба

Примеры заданий, способствующие формированию читательской грамотности. задание 1 включает два комплексных задания. 5-6 класс. прочитайте текст и выполните задания: папа

Примеры заданий, способствующие формированию

читательской грамотности.

Задание 1 (включает два комплексных задания).

5-6 класс.

Прочитайте текст и выполните задания:

Папа спросил Рому, как он понимает народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Рома ответил: «Это, очевидно! Чем больше семян посеешь, тем богаче будет урожай». Папа предложил Роме доказать свою точку зрения. Для этого на даче они вместе вскопали три грядки одинакового размера. На первой Рома посеял 20 семян огурцов, на второй 100 и на третьей 1000. Рома в течение всего лета тщательно ухаживал за всеми тремя грядками: убирал сорняки, поливал, удобрял. В конце августа с первой грядки Рома с папой собрали 10 кг огурцов со второй 20 кг, а с третьей 8 кг.

1.     Найди в тексте гипотезу эксперимента Ромы и способ ее проверки. Подтвердилась ли гипотеза Ромы в результате эксперимента? Запиши свои рассуждения, используя прилагательные в сравнительной степени сравнения.

2.     Что на самом деле означает народная мудрость? Объясни смысл и приведи пример, иллюстрирующий его. Напиши ответ в форме рассуждения.

 Задание проверяет следующие группы читательских умений:

— нахождение и извлечение информации;

— сопоставление и сравнение информации;

— интерпретация информации;

— осмысление информации;

— генерация информации с целью создания собственного текста.

Задание 2 (включает три комплексных задания).

6-7 класс.

Представьте, что вы, находясь на экскурсии в Санкт-Петербурге, отправляете своему другу (подруге) по электронной почте письмо с фотографией одного из мостов этого города, удивившего вас.

Напишите текст этого письма, кратко опишите свои впечатления, обратив внимания читающего на особенно поразившие вас элементы моста.

Используйте имена существительные со значением «размер», «материал»; качественные и относительные имена прилагательные, местоимения, имена числительные.

Задание для «продвинутых»: Отличается ли электронные письма от традиционных? Чем? Сформулируйте позиции, по которым следует проверить вашу работу.

Выделите позиции для оценивания данного задания, продумайте и запишите критерии.

 Задание проверяет следующие группы читательских умений:

— нахождение и извлечение информации;

— сопоставление и сравнение информации;

— интеграция и интерпретация информации;

— осмысление и оценивание информации;

— преобразование «несплошного» текста в «сплошной» (при создании электронного письма)

— создание таблицы (при создании критериев оценивания задания);

— генерация информации с целью создания собственного текста.

 Задание 3 (включает пять комплексных заданий).

6-7 класс.

Прочитайте текст и выполните задания:

Притча

Однажды некий уважаемый горожанин пришел к Соломону, наслаждавшемуся зрелищем рыб, плескавшихся в пруду, и поведал:

  — Царь, я в замешательстве! Каждый день моей жизни похож на предыдущий, я не отличаю рассвет от заката и больше не ведаю счастья.

  Соломон задумался и сказал:

  — Многие мечтали бы оказаться на твоем месте, обладать твоим домом, твоими садами и твоими богатствами.

  И спросил еще мудрый царь:

  — А о чем мечтаешь ты?

  Ответил проситель:

  — Сначала я мечтал освободиться из рабства. Потом я мечтал, чтобы моя торговля приносила доход. А теперь я не знаю, о чем мечтать.

  Тогда Соломон изрек:

  — Человек,  не имеющий мечты, подобен рыбам, что плавают в этом пруду. Каждый день их жизни похож на предыдущий, они не отличают рассвет от заката и не ведают счастья.

  Добавил еще царь:

  — Только в отличие от рыб ты сам запер себя в своем пруду. Если в твоей жизни нет благой цели, ты будешь бесцельно слоняться по своему дому и, умирая, поймёшь, что прожил зря. Если цель есть, всякий раз, делая шаг, ты будешь знать, приблизил он тебя к твоей цели или отдалил, и это будет наполнять тебя азартом и страстью к жизни.

  Проситель наморщил лоб и произнес:

  — Значит ли это, что всякий раз, достигая одной цели, я должен искать следующую, всякий раз, когда исполняется одна моя мечта, я должен загадывать другую, и только в поиске я обрету счастье?

  И ответил царь:

  — Да.

1.     Сформулируйте основную мысль этого текста, записав ответ одним предложением.

2.     Найдите в тексте особые глагольные формы; сгруппируйте, опираясь на их морфологические свойства (признаки). Выберите самостоятельно форму записи ответа.

3.     Преобразуйте предложения с причастными и деепричастными оборотами в синонимичные синтаксические конструкции. Составьте алгоритм действий для выполнения данного задания.

4.     Определите морфемное строение четвертого по счёту причастия из данного текста. Какие орфографические особенности надо учесть при записи этого слова? Свой ответ оформите в виде связного высказывания.

5.     Сократите этот текст до 10 предложений, запишите, заменив диалог прямой речью.

Комплексная работа по русскому языку составлена с целью выявления уровня сформированности некоторых предметных и метапредметных умений учащихся на основе работы с текстом и позволяет определить уровень сформированности читательской грамотности: умение находить информацию, интерпретировать, преобразовывать, осмыслять, оценивать, генерировать в собственный текст,

2.Небольшие тренировочные задания по формированию читательской грамотности:

Задания включает действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Происходит формирование логических действий анализа, синтеза, сравнения, установления связей, способностей к выделению существенных и несущественных признаков.

Задание 1 (включает два задания для 5 класса).

1.     Найдите и выпишите в каждой группе однокоренных слов лишнее:

1) Гора, гористый, горный, горец, горе.
2) Водитель, водяной, водоросли, вода.
3) Дело, разделить, деловой, делец, делопроизводитель.

2.     Выпишите группу(-ы) однокоренных слов:

Мама сварила варенье и поставила баночку на стол. В банку влетела оса. Она сердито жужжала, потому что не могла выбраться из варенья. Котенок сидел на столе и удивленно смотрел на банку. «Почему варенье сердится?» – думал кот.

 Задание 2 (включает три варианта задания).

5 класс.

Найдите соответствие между номерами слов и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:

(подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование).

слово

понятие

1. шомпол

а. шест из длинного тонкого ствола дерева

2. жердочка        

б. тонкая веревка

3. челн

в. стержень для чистки и смазки ствола оружия

4. чопорный

г. любитель наряжаться

5. кошелка

д. выдолбленная из дерева лодка

6. щеголь

е. чрезмерно строгий в поведении

7. бечевка

з. сумка

Задание можно усложнить.

1 вариант: Предложить ученикам вставить пропущенные буквы (орфограмма «О-Ё после шипящих»).

2 вариант: Предложить ответить на вопрос, что объединяет все слова в левом столбце (верный ответ – слова с одной орфограммой).

Задание 3. (включает четыре задания)

5 класс.

Прочитайте предложения и выполните задания:

(установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство, осмысление информации, оценка содержания и  формы текста).

А. Мальчик так засмотрелся на все эти диковины, что чуть не свалился с плота.

Б. А между растениями сновали, плавали и кувыркались тысячи разнообразных жучков и букашек.

В. Целые заросли каких-то длинных растений тянули свои гибкие стебли из глубины к поверхности.

Г. Ваня нагнулся с плота над водой, и увидел удивительный подводный мир.

№ 1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1.     А                          2. Б                         3. В                        4. Г

№ 2. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1.     В, Б, Г, А            2. Г, А, В, Б            3. Г, В, Б, А           4. А, Г, В, Б

№ 3. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста.

1.     Предложение А сложное, состоит из двух простых, из которых одно главное, другое зависимое.

2.     Предложение Б простое, с однородными членами.

3.     Предложение В простое, двусоставное.

4.     Предложение Г сложное, состоит их двух простых.

№ 4. Напишите небольшой текст «Приметы весны».

Объем работы не менее 5-6 предложений. Тип речи – описание и повествование. Включите в текст слова с орфограммой «Чередование гласной в корне». Используйте простые осложненные и сложные предложения разных видов.

Задание 4 (включает четыре задания).

6 класс.

Прочитайте текст и выполните задания

 (осмысление информации, интерпретация, формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов).

     Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда скажут слова благодарности тем, кто помог ему, и однажды он заговорил: «Моя красота ослепила вас, но вы, к сожалению, не поняли главного.  Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, с любовью растила, и благодаря ее заботе я расцвел. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей, поддержала в невзгоды. Не отнеслись с уважением к солнцу, которое день за днем со всей ответственностью грело и защищало меня от стужи. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее».

 № 1. Запишите цепочку ключевых слов.

№ 2. Определите основную мысль текста.

№ 3. Сформулируйте ответ на вопрос: «Что не поняли люди?»

№ 4. Какой ведущий изобразительный прием использует автор данного текста? Приведите примеры.

 Задание 5. (включает пять заданий, текст взят из копилки с сайта ФИПИ)

5 класс.

Прочитайте текст и выполните задания:

 (1) Стала ко мне в гости ходить кошка. (2) Я всё её задабривал и уговаривал, чтобы перебиралась ко мне жить, а кошка всё дичилась и близко к себе не подпускала. (3) Наконец мне удалось её погладить, и зверь заурчал, запел. (4) Рябчик на неё не лаял, а только тянулся на цепи, скулил: Рябчику очень хотелось познакомиться с кошкой. (5) Теперь кошка целыми днями вертелась около дома, но жить в дом она идти не хотела. (6) Один раз киска не ночевала у себя в норе, она осталась на ночь у Рябчика в будке.

(По Б. Житкову)

 № 1. Установите соответствие между номерами предложений и заданиями к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца (нахождение, извлечение, соотнесение информации).

Задание

№ предложения

А) Укажите номер предложения текста, в котором есть слово с безударной чередующейся гласной в корне.

1

Б) Укажите номер предложения текста, в котором есть одна грамматическая основа.

2

В) Укажите номер предложения текста, в котором есть три однородных сказуемых.

3

Г) Укажите номер предложения текста, в котором есть два личных местоимения.

4

Запишите в таблицу выбранные цифры ответов под соответствующими цифрами заданий.

№ 2. Какое предложение текста связано с предыдущим с помощью форм слова?

Запишите номер этого предложения (осмысление, оценка содержания информации).

№ 3. Какое слово в предложении 3 текста употреблено в переносном значении?

Запишите это слово (извлечение информации, интерпретация).

№ 4. Выпишите из текста группу(-ы) синонимов (нахождение и извлечение информации).

№ 5. Придумайте название тексту. Объясните свой выбор, записав его одним предложением (осмысление, оценка содержания информации, интерпретация информации).

Профессия «дирижер»

Дирижер — это музыкант, работа которого заключается в управлении оркестром, хором, ансамблем; ни на каком инструменте во время концерта он не играет. В таком виде профессия дирижера появилась в начале 19-го века. До этого времени управление оркестром было возложено на одного из музыкантов, как правило самого опытного скрипача.

Дирижер во время концерта стоит спиной к залу и лицом к музыкантам. Для управления оркестром не обязательно, но практически всегда используется небольшая палочка в правой руке. В прошлом вместо палочки использовались свернутые в трубочку ноты или другие предметы.

Название профессии «дирижер» произошло от французского слова diriger — управлять. Как правило, для получения профессии дирижера требуется сначала освоить игру на каком-либо инструменте, а затем получить профильное образование в одном из музыкальных вузов.

Многие дирижеры не только играют произведения других композиторов, но и сами пишут музыку.

Умение: Нахождение информации.

Тип вопроса: закрытый.

1. Кто такой «дирижёр»? Выбери один правильный вариант ответа.

А. Дирижёр — это, тот кто поёт, занимается пением.

Б. Дирижер — это музыкант, который управляет оркестром, ансамблем, хором.

В. Дирижёр — это артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними. 

Г. Дирижёр — специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте

Д. Дирижёр —  автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, создатель танцевальных форм.

Ответ: __________________

Умение: Нахождение информации.

Тип вопроса: установление истинности.

2. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.

1) Название профессии «дирижёр» произошло от французского слова, что означает — управлять

А) ДА

Б) НЕТ

2) Во время концерта дирижёр играет на фортепиано

А) ДА

Б) НЕТ

3) Дирижер во время концерта стоит лицом к зрителям

А) ДА

Б) НЕТ

4) До 19 века оркестром управлял опытный скрипач

А) ДА

Б) НЕТ

5) Многие дирижёры сами пишут музыку

А) ДА

Б) НЕТ

Умение: Интерпретация текста.

Тип вопроса: установление соответствия

3.Дирижер музыкант, управляющий коллективом при разучивании и исполнении музыкального  произведения с помощью движения рук.

Кто ещё кем может управлять? Соедини слова левого и правого столбика.

Специалист в определенном виде спорта, руководящий тренировкой спортсменов.

В. Шеф- повар

3.Специалист по проведению экскурсий с людьми.

Г.Тренер

4. Человек, занимающийся дрессировкой животных. Он найдет подход к любому » мохнатому» члену коллектива: одного похвалит, другого поругает, третьему выдаст дополнительную порцию сладкого.

Д.Экскурсовод

5. Занимается обучением и воспитанием детей

6. Выберите три высказывания о дирижёре.

А. …но вот появляется человек. Легкий взмах руки и все заиграли стройно и слаженно.

Б. Он должен знать все правила и тонкости искусства, чтобы создавать такие танцы, которые будет интересно смотреть зрителям и исполнять танцовщикам.

В Во время исполнения, он показывает, какому инструменту и где нужно вступать, с какой силой играть. Он задаёт темп, убыстряет его. Одним словом, он направляет весь ход его исполнения и как бы вкладывает в него свою душу.

Г. Самое главное для него – его голос и умение управлять им. Его голосом говорят герои фильмов и рекламных роликов

Д. У него есть своеобразный пульт, с помощью которого, он выражает свое ощущение музыки.  Его пульт – его руки, его глаза, его движения. 

Задание. Прочитай текст. Ответь на вопросы и выполни задание.

                 Родной язык любого народа — это душа нации, первостепенный  и наиболее очевидный её признак. В языке и через язык выявляется  национальная психология, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества. Высокая культура устной  и письменной речи, умение пользоваться всеми выразительными  средствами родного языка, его стилистическим многообразием — это  самая лучшая опора и самая надёжная рекомендация для каждого  человека в его общественной и творческой деятельности.

           Культура речи предполагает общую высокую культуру человека, его любовь к родному языку, нетерпимое отношение к его искажению и обеднению. Известно, что язык принадлежит всем вместе и каждому в отдельности, и каждый говорящий и пишущий — не только послушный раб, но и полновластный хозяин своей речи. Будучи важнейшим  средством человеческого общения, язык развивается и живёт также  по собственным внутренним законам, не подчиняться которым мы  не можем. Именно поэтому культура родного языка — это и личное  дело каждого, и одновременно общее дело всех.

           Когда мелеют реки и вырубаются леса, человек создаёт искусственные водоёмы и озёра, проводит лесопосадки и сооружает плотины.

Совершенно не то в языке. Словарные и стилевые отмели, пересохшие живые ручьи здесь не спасти никакими запрудами: искусственное в языке всегда оборачивается искусственностью, ведёт к безжизненности, к угасанию мысли. Поиски живых родников народной речи, расчищение засыпанных или забытых колодцев, обращение к вековым богатствам национальной традиции — таков путь сбережения  и обновления святыни родного языка, которую мы передаём своим потомкам.

          От творческого, бережного обращения к языку каждого из нас во  многом зависит настоящее и будущее отечественной культуры.             (По  Л. Скворцову )

1.Что предполагает культура речи?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Дополни предложение, используя информацию текста.

Настоящее и будущее  отечественной культуры зависит__________________

__________________________________________________________________

3.Отметь знаком  Х   правильный вариант ответа.

Родной язык любого народа — это______________________________________

…его историческая память, воплощенная в слове

…это душа нации, первостепенный  и наиболее очевидный её признак.

…склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность

4.Как ты понимаешь, что значит «…культура родного языка — это и личное  дело каждого, и одновременно общее дело всех».

Отметь знаком  Х   правильный вариант ответа.

«В языке и через язык выявляется  национальная психология, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества».

«…язык развивается и живёт также  по собственным внутренним законам, не подчиняться которым мы  не можем».

5.Докажи, что  «…язык принадлежит всем вместе и каждому в отдельности».

6.Как каждый  из нас может повлиять на  настоящее и будущее отечественной культуры ?

7.Подбери к словам по одному синониму  и по одному антониму.

Слова

Синонимы

Антонимы

Сооружает

Родной

2

В задании проверяется умение быстро  просматривать текст и находить в тексте конкретные  сведения, факты заданные в явном виде.

2 балла – за написанное без ошибок  предложение, которое  соответствует  содержанию текста;

1 балл — за написанное с ошибками  предложение, которое  соответствует  содержанию текста;

0 баллов – за предложение, которое не соответствует содержанию текста.

3

В задании проверяется умение находить  необходимую информацию, перефразированную  в вопросе. Задание дает  1 балл.

0 баллов – ученик  отметил несколько  вариантов ответа.

4

В задании проверяется  умение понимать:

1)прямое значение слова;

2)находить в тексте  конкретные сведения, факты, заданные в  явном виде.

Задание дает  1 балл.

0 баллов – ученик  отметил оба  варианта ответа.

5

В задании проверяется умение:

1)понимать текст, опираясь не только  на содержащуюся в нем информацию, но и знания, полученные на других  предметах;

2)находить аргументы, подтверждающие высказывание.

3 балла – за полный ответ без ошибок;

2 балла – за полный ответ с ошибками/за неполный ответ  без ошибок;

1 балл – за неполный ответ с ошибками;

0 баллов – за неправильный ответ/за отсутствие ответа.

6

В задании проверяется умение:

1)соотносить заключенную в тексте информацию с информацией  из других источников/личным опытом;

2)находить аргументы, подтверждающие высказывание.

3 балла – за полный ответ без ошибок;

2 балла – за полный ответ с ошибками/за неполный ответ  без ошибок;

1 балл – за неполный ответ с ошибками;

0 баллов – за неправильный ответ/за отсутствие ответа

7

В задании проверяется умение:

1)понимать прямое значение слова;

2)подбирать синонимы;

3)подбирать антонимы.

8

В задании проверяется умение понимать информацию. Представленную разными способами: словесно и виде рисунка.

При проверке следует учесть, что задание носит творческий характер и ответы учеников  выходят за рамки содержания текста.

ЗАДАНИЕ ПО ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

на умения осмыслять и оценивать содержание и форму текста

Прочитайте выразительно описание степи из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и выполните задания

…Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы. Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

1. Какой тип речи использован в тексте?

2. Какие части речи помогают нарисовать «живую» степь?

3. Найдите в тексте эпитеты. Как они выражают впечатление рассказчика о степи? Прочитайте «кусочек» текста без прилагательных. Что изменилось?

4. Сопоставьте описание степи в повести Н. В. Гоголя с репродукциями картин русских художников Г. Г. Мясоедова «Дорога во ржи» и А.И. Куинджи «Степь

(Нива)».

Детей еще не пускали в залу, где находилась елка, и они сидели в детской и болтали. Сашка с презрительным высокомерием прислушивался к (…) наивным речам и ощупывал в кармане брюк уже переломавшиеся папиросы, которые удалось ему стащить из кабинета хозяина. Тут подошел к нему самый маленький Свечников, Коля, и остановился неподвижно и с видом изумления, составив ноги носками внутрь и положив палец на угол пухлых губ. Месяцев шесть тому назад он бросил, по настоянию родственников, скверную привычку класть палец в рот, но совершенно отказаться от этого жеста еще не мог. У него были белые волосы, подрезанные на лбу и завитками спадавшие на плечи, и голубые удивлённые глаза, и по всему своему виду он принадлежал к мальчикам, которых особенно преследовал Сашка. – Ты неблагодалный мальчик? – спросил он Сашку. – Мне мисс сказала. А я холосой. – Уж на что же лучше! – ответил тот, осматривая коротенькие бархатные штанишки и большой откладной воротничок. – Хочешь лузье? На! – протянул мальчик ружье с привязанной к нему пробкой. Волчонок взвел пружину и, прицелившись в нос ничего не подозревавшего Коли, дёрнул собачку. Пробка ударилась по носу и отскочила, болтаясь на нитке. Голубые глаза Коли раскрылись еще шире, и в них показались слёзы.

  1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Текст принадлежит к публицистическому стилю, потому что воздействует на эмоции читателей, имеет целью привлечение внимания аудитории к проблеме невоспитанных детей. 2) В тексте присутствуют эпитеты (скверная привычка, удивлённые глаза и др.). 3) В приведённом отрывке представлены слова с уменьшительноласкательными суффиксами (воротничок, собачка, штанишки и др.). 4) Цель текста – воздействие на воображение и чувства читателя. 5) В тексте представлены многочисленные средства речевой выразительности: вопросительные, восклицательные, сложные, односоставные предложения, ряды однородных членов, инверсия. Ответ: __________________________.

2. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска. Запишите это местоимение. Ответ: __________________________.

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте.

Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ВИД, -а, м. рода. 1. Внешность, видимый облик, состояние. Внешний в. человека. Здоровый в. 2. Местность, видимая взором. В. на озеро. Комната с видом на море. 3. Нахождение в поле зрения, возможность быть видимым. Плыть в виду берегов. Скрыться из вида. 4. Подразделение в систематике, входящее в состав высшего раздела. Кресло в. мебели.

Предложения с причастными оборотами в рассказе тарас бульба


4

10 предложений с причастным оборотом из повести «Тарас Бульба» и 10 предложений с деепричастным оборотом из повести «Тарас Бульба»

1 ответ:

Предложения с причастными оборотами в рассказе тарас бульба



0



0

<u>Предложения с причастным оборотом:</u><span>1.— Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума! — говорила бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще обнять ненаглядных детей своих.</span><span>2.Бульба повел сыновей своих в светлицу, откуда проворно выбежали две красивые девки-прислужницы в червонных монистах, прибиравшие комнаты.</span><span>3.На стенах — сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья,хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. (запятая не стоит, потому что причастный оборот стоит перед определяемым словом).</span><span>4.Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке.</span><span>5.Одна бедная мать не спала; она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться.</span><span>6.Она терпела оскорбления, даже побои; она видела ласки,оказываемые только из милости; она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой.</span><span>7.Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор,наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор.</span><span>8.Бедная старушка, лишённая последней надежды, уныло поплелась в хату.</span><span>9.Их лица, ещё мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом.</span><span>10.Все сели, не выключая даже и хлопцев, стоявших почтительно у дверей.</span><u>Предложения с деепричастным оборотом:</u><span>1.Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.</span><span>2.— Стойте, стойте! дайте мне разглядеть вас хорошенько, — продолжал он, поворачивая их, — какие же длинные на вас свитки! экие свитки! таких свиток еще и на свете не было.</span><span>3.А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшись в полы.</span><span>4.Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке.</span><span>5.Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидал; но в случае войны и общего движенья, в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне во всем своем вооружении,получа один только червонец платы от короля, и в две недели набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы.</span><span>6.Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне,называя их холопьями польских панов.</span><span>7.Уже кони, чуя рассвет, все полегли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу.</span><span>8.Все сели, не выключая даже и хлопцев, стоявших почтительно у дверей.</span><span>9.У крыльца стояли оседланные кони. Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст.</span><span>10.Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца, который, с своей стороны, был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показывать.</span>

Читайте также

Предложения с причастными оборотами в рассказе тарас бульба

Витя-главный герой рассказа многое пережил.Его мучала совесть,он обманул доверие бабушки.Его переживания были мучительными,Витя не решился рассказать об обмане,отложил разговор до утра,но утром проспал уход бабушки.Он не смог прийти домой не от страха,что его накажут,а от стыда.Он понял,что нельзя обманывать,лучше самому всё рассказать честно.Дед поддержал внука,бабушка простила,Витя понял,что доброта,сострадание-это главные качества человека.

Бабушкин пряник Витя не забыл даже когда вырос.Иногда урок доброты,важнее наказания.Бабушка подарила пряник внуку,хотя он её обманул,но гораздо важнее было,что Витя понял свою вину,осознал и запомнил урок на всю жизнь. Плохое забывается,наказания остаются в прошлом,а доброта,сердечность запоминаются надолго.

Предложения с причастными оборотами в рассказе тарас бульба

Моя любимая игрушка — это телефон! В нем столько разных игр и приложений! Я могу сидеть в нем с раннего утра и до позднего вечера! Но самое интересное в нем — это социальные сети! Это очень увлекательно — общаться с человеком на другом конце света, не зная его самого в лицо! Телефон, также может дать Вам домашнего любимца. Конечно, он его не заменит, но все-таки… Есть же приложения My tacking Tom и так далее? Обобщая вышеизложенные доводы, я пришла к выводу, что моя любимая игрушка — телефон.

Предложения с причастными оборотами в рассказе тарас бульба

Одтссей был бесстрашным,мужественным ,Героем с большой

Предложения с причастными оборотами в рассказе тарас бульба

Ну напиши что былов во время второй миров, и что происходит сейчас.хотела бы ты чтобы была война?

Предложения с причастными оборотами в рассказе тарас бульба

Жилин и Костылин, попав в плен, проводят время по-разному. Жилин — человек действия, который не может просто взять и смириться со своим пленением. Он начал копать яму, которая помогла бы офицерам покинуть место обитания врага. Костылин же просто ждал помощи от внешнего мира, скучал, не хотел действовать.

Жилин не мог просто лежать и ждать помощи, как его брат по несчастью. Днем он стал мастерить куколок, заниматься творчеством. Наверное, это помогало ему концентрировать внимание на более серьезных вещах. Костылин вечно охает и кричит, не умеет смотреть в глаза опасности. Из-за этого совместный побег офицеров не получается, их снова бросают в яму. Итак, Жилин ведет себя в плену достойно, чем заслуживает уважения, а Костылин — скверно и бесчестно.

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация к уроке по теме «Причастный оборот»

Четвёртое октября.Классная работа.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Четвёртое октября.Классная работа.

    Описание слайда:

    Четвёртое октября.
    Классная работа.

  • 2 слайд

    Проверка домашнего задания

    Описание слайда:

    Проверка домашнего задания

  • 3 слайд

    Самостоятельная работа.Выполнить синтаксический разбор: Ты пойдешь сегодня на

    Описание слайда:

    Самостоятельная работа.
    Выполнить синтаксический разбор:
    Ты пойдешь сегодня на тренировку?

    Обозначить орфограммы:
    Пол…су, прое…жей, запр…щается, со…нце, ра…весистом, л…жит, с….дая, пр….хладно, начина…т, пр…скакать, серебр…ая, выд…ляется.

  • 4 слайд

    Работа в группах. Списать. Обозначить главное и зависимое слова.1 группа

    Описание слайда:

    Работа в группах.
    Списать. Обозначить главное и зависимое слова.
    1 группа
    Служащие родине
    Растаявшие льдины
    Построенные колхозниками
    Разбросанные ребенком

    2 группа
    Скошенные косой
    Исследованной местностью
    Прочитавшего книгу
    Рассказанное стариком

    3 группа
    Дремлющего океана
    Замешанные в преступлении
    Освещенная луной
    В написанных словах

  • 5 слайд

    Фронтальный опрос:– Что такое причастие?  - Назовите признаки прилагательного

    Описание слайда:

    Фронтальный опрос:
    – Что такое причастие? 
    — Назовите признаки прилагательного у причастия?
    – Чем отличается причастие от прилагательного? 
    – Каковы признаки глагола у причастия?
    – Чем отличается причастие от глагола? 
    – Как склоняются причастия?  Каковы условия выбора окончаний в причастиях? 

  • 6 слайд

    Понаблюдаем! А. Окруженный садом дом стоял на горе Б. Дом, окруженный сад

    Описание слайда:

    Понаблюдаем!
    А. Окруженный садом дом стоял на горе
    Б. Дом, окруженный садом, стоял на горе
    В. К окруженному садом дому, подъезжали машины.

  • 7 слайд

    Причастный оборотЦель: Задачи:

    Описание слайда:

    Причастный оборот
    Цель:
    Задачи:

  • 8 слайд

    Работа по учебникуИзучить материал параграфа, выучить определение

    Описание слайда:

    Работа по учебнику
    Изучить материал параграфа, выучить определение

  • 9 слайд

    Подобрать к причастным оборотам определяемые слова.Сбегавшие с гор, висевший

    Описание слайда:

    Подобрать к причастным оборотам определяемые слова.

    Сбегавшие с гор, висевший в осеннем воздухе, усыпанные разноцветными листьями, протоптанная туристами, решенная учеником.

  • 10 слайд

    Работа с текстомАнтоновские яблоки Вспоминается мне ранняя погожая осень. Ав

    Описание слайда:

    Работа с текстом
    Антоновские яблоки
    Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева. Это тоже добрый знак: «Много тететника на бабье лето – осень ядреная». Помню раннее, отдающее свежестью утро. Помню большой сад, весь золоченый, посохший и поредевший за годы; кленовые аллеи, аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести.
    В поредевшем саду видна дорога к шалашу, усыпанная соломой, и шалаш. Сильно пахнет яблоками, особенно тут…
    (По И .Бунину)

  • 11 слайд

    Самостоятельная работа . Упр. 88

    Описание слайда:

    Самостоятельная работа .

    Упр. 88

  • 12 слайд

    Рефлексия– Что такое причастный оборот? – Что такое определяемое слово? – Как

    Описание слайда:

    Рефлексия
    – Что такое причастный оборот?
    – Что такое определяемое слово?
    – Каким членом предложения является причастный оборот?
    – Ребята, а как найти причастный оборот в предложении и правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом?

  • 13 слайд

    Домашнее заданиеП.14 выучить правило, выписать из произведений художественной

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    П.14 выучить правило, выписать из произведений художественной литературы предложения с причастными оборотами, графически выделяя их (5-6 предложений)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Предложения с причастными оборотами в рассказе тарас бульба

  • Сейчас обучается 975 человек из 79 регионов

Предложения с причастными оборотами в рассказе тарас бульба

  • Сейчас обучается 343 человека из 65 регионов

Предложения с причастными оборотами в рассказе тарас бульба

  • Сейчас обучается 1015 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Тема:
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

Похожие материалы

  • Презентация на тему «Причастие»

  • Презентация к уроке по теме «Действительные причастия прошедшего времени»

  • Кластер. Выступление на ШМО

  • Контрольные работы по русскому языку

  • Грамматическая сказка с заданиями по русскому языку 3-4 класс

  • Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся на уроках словесности (описание опыта)

  • Доклад «Графический органайзер на уроке русского языка в современной школе»

  • Урок по русскому языку на тему «Фонетический разбор слова» (5 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5447483 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

1. Какие члены предложения называются обособленными:
а) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого
б) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно +
в) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию

2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда оно находится:
а) после определяемого слова +
б) в любом месте предложения
в) перед определяемым словом

3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если они находятся:
а) перед местоимением
б) после местоимения
в) в любом месте предложения +

4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если они:
а) они имеют добавочное обстоятельственное значение +
б) они распространенные
в) они согласованные

5. Приложения с -как- обособляются, если:
а) как можно заменить “в качестве”
б) всегда
в) как можно заменить так как +

6. Необходимо указать предложение с обособленным определением:
а) Птицы не то спят, не то дремлют
б) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой +
в) оба варианта верны

7. Объясните постановку запятых в предложении: “Кругом было поле, безжизненное, унылое.”:
а) определение обособляется всегда
б) нет верного ответа
в) определение стоит после определяемого слова +

8. Объясните постановку запятой в предложении: “Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.”:
а) определение относится к личному местоимению +
б) определение стоит перед определяемым словом
в) определение обособляется всегда

9. Объясните постановку запятой в предложении: “Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.”:
а) определение стоит перед определяемым словом
б) определение обособляется всегда
в) определение имеет добавочное обстоятельственное значение +

10. Необходимо указать предложение с обособленным приложением:
а) “Солнечный свет разбудил меня.”
б) “Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.” +
в) “Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.”

11. Необходимо указать предложение, в котором перед -как- нужна запятая:
а) “Разумеется (-) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.” +
б) “Он сейчас работает (-) как техник.”
в) нет верного варианта

12. Необходимо указать предложение, где выделенные слова обособляются запятыми:
а) “Звенящие на ветру стебли высохших трав -покрывают- дикую степь
б) “Полный -раздумья- шел я однажды по большой дороге.” +
в) оба варианта верны

13. Необходимо указать, где нужно поставить запятые в предложении: “Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.”:
а) 1, 3 +
б) 1, 2
в) 2, 3

14. Необходимо указать способ выражения определения в предложении: “На воде всплескивали фонтаны, похожие на сахарные головы.”:
а) обособленное определение, выраженное прилагательным
б) обособленное нераспространённое определение
в) обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами +

15. Необходимо указать тип определения в предложении: “Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати.”:
а) обособленное распространённое приложение +
б) обособленное определение, выраженное прилагательным
в) обособленное распространённое определение

16. Необходимо указать способ выражения определения в предложении: “Из репродуктора, установленного над капитанским мостиком, доносились прощальные звуки вальса.”:
а) обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами
б) обособленное определение, выраженное причастным оборотом +
в) обособленное нераспространённое определение

17. Необходимо указать способ выражения определения в предложении: “Трава, сочная, свежая, пестрела крупными золотисто-жёлтыми цветами.”:
а) обособленное определение
б) обособленные определения, выраженные причастиями
в) обособленные нераспространённые определения, выраженные прилагательными +

18. Необходимо указать тип определения в предложении: “К ребятам подошел квартирант со второго этажа инженер Гусев – заядлый охотник и рыболов.”:
а) обособленное определение
б) обособленные приложения +
в) обособленные определения, выраженные прилагательными

19. Необходимо указать тип определения в предложении: “Пораженный, Уваров не мог оторвать удивленного взгляда от Акима. “:
а) обособленное нераспространенное приложение
б) обособленное распространённое приложение
в) обособленное нераспространённое определение +

20. Необходимо указать способ выражения определения в предложении: “Молодой ивняк, с зелеными нависшими ветвями, вздрагивал от ударов зыби.”:
а) обособленное определение, выраженное причастным оборотом
б) обособленное несогласованное определение +
в) обособленное определение, выраженное прилагательным

21. Необходимо указать тип определения в предложении: “Витютень, обычный гость наших лесов средней полосы, вдвое больше обыкновенного голубя.”:
а) обособленное распространённое приложение +
б) обособленное несогласованное определение
в) обособленное определение, выраженное прилагательным

22. Необходимо указать способ выражения определения в предложении: “Траншею копали на густо заросших лесом склонах сопок, протянувшихся вдоль долины Светлой речки.”:
а) необособленное определение
б) обособленное и необособленное определения, выраженные причастными оборотами +
в) необособленное приложение

23. Обособленное определение может быть выражено:
а) деепричастным оборотом
б) фразеологическим оборотом
в) причастным оборотом +

24. Какое предложение осложнено обособленным определением (знаки препинания не расставлены):
а) “Издалека была слышна заглушаемая неумолчным шумом волн песня рыбаков.”
б) “Угрюмо шмель гудит толкаясь по стеклу.” +
в) “Равнина уже покрывшаяся первыми весенними цветами была прекрасна.”

25. Какое предложение осложнено обособленным определением (знаки препинания не расставлены):
а) “Оставшиеся вдвоём друзья долго сидели молча.”
б) “Егор возбуждённо говоря и размахивая руками входил в комнату.”
в) “Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку тёмную и прохладную.” +

26. Какое предложение осложнено обособленным определением (знаки препинания не расставлены):
а) “Проснувшись рано утром он вспомнил сразу же вчерашний разговор с другом.”
б) “Не жаль мне лет растраченных напрасно.” +
в) “И звёзды слушают меня лучами радостно играя.”

27. Какое предложение не осложнено обособленным приложением (знаки препинания не расставлены):
а) “Звёзды таящие мысли глубокие силой какою вы душу пленяете?” +
б) “Было начало июля самое весёлое время года.
в) “Тут и меня старика не забыли.”

28. В каком из вариантов ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые: “Глаза Ивана Матвеевича (1) ласково глядящие поверх очков (2) переходили от окон (3) с тюлевыми занавесками (4) к иконе (5) мирно освещённой розовой лампадкой.”:
а) 1, 3, 5
б) 1, 2, 4
в) 1, 2, 5 +

29. В каком из вариантов ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые: “К медленно угасающему в ночи (1) костру (2) один за другим подходили кони (3) и глядели на нас большими глазами (4) умными и влажными.”:
а) 1, 2, 3, 4
б) 4 +
в) 1, 2, 4

30. В каком из вариантов ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые: ” Василий увидел дымок (1) вьющийся из трубы родного дома (2) знакомую зелень берёз (3) осеняющих этот приют (4) и (5) блестевшую между деревьями (6) серебряную полосу Волги.”:
а) 1, 2, 3, 4 +
б) 3, 4, 5, 6
в) 1, 2, 5, 6

Автор:
Самый Зелёный
·

2020 год был самым удачным для тех, кто должен сдавать ОГЭ, ведь экзамен попросту отменили… и тем самым доказали, что без него вполне можно обойтись. А в этом году девятиклассникам тоже достанется кусок звезды с неба: нужно будет сдавать только обязательные экзамены – русский язык и математику. ОГЭ по русскому языку 2021 пройдет для Вас удачно, если Вы перестанете волноваться и начнете планомерно готовиться. Стандартизированный экзамен не потребует от Вас гениальности. Нужно всего лишь знать необходимые правила и выработать навык решения заданий. 

Как и когда проходит?

Даты

Допуском к ОГЭ будет итоговое собеседование, которое пройдет 10 марта и 17 мая. Если эпидемиологическая обстановка не позволит провести очное собеседование, оно будет дистанционным. Но пока надежды на дистанционную форму мало, глобальное бедствие потихоньку отменяют.

ОГЭ пройдет 28 мая 2021 года. Досрочного периода нет, но для тех, кто не смог попасть на экзамен в мае, есть резервные дни в июне. А пересдача будет в сентябре. Тут уж дистанционный вариант будет невозможен.

Порядок написания

Собеседование на ОГЭ по русскому включает четыре задания:

  1. Чтение текста вслух;
  2. Пересказ текста с использованием дополнительной информации (предложенной цитаты);
  3. Монолог по теме;
  4. Диалог по теме.

За выполнение этих заданий школьник получает «зачет» и допуск к ОГЭ.

ОГЭ по русскому в 2021 включает девять заданий:

  1. Сжатое изложение – необходимо прослушать текст и сократить его так, чтобы не потерять главную мысль. 

Текст воспроизведут два раза. В первое прочтение нужно составить его план, чтобы сохранить абзацное членение. Также под пунктами плана можно написать, о чем там говорится в целом. Подсказка: абзацев обычно бывает три. 

Во время второго прочтения план каждого абзаца нужно расширить. Главное, от чего нужно избавиться и что даже не стоит записывать в черновике – вводные слова, повторы, риторические вопросы, пояснения и рассуждения. Также рекомендуется превращать прямую речь в косвенную и упрощать предложения. В целом, нужно оставить только то, что относится к развитию действия.

  1. Синтаксический анализ – нужно найти правильную грамматическую основу для нескольких предложений из текста.
  2. Пунктуационный анализ – правильно расставить запятые, здесь нужно помнить, как ставятся знаки препинания в сложных предложениях, с причастными или деепричастными оборотами, а также в предложениях с однородными членами.
  3. Синтаксический анализ – здесь нужно вспомнить о видах связи в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание), изменить вид связи в приведенном примере с одного на другой.
  4. Орфографический анализ – не нужно искать правильное написание слова (они все написаны верно), требуется найти объяснение правила, по которому слово так пишется.
  5. Анализ содержания – необходимо выбрать предложения, отражающие основные мысли текста.
  6. Анализ средств выразительности – среди приведенных предложений выбрать то, где встречается определенное средство выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, фразеологизм, сравнение).
  7. Лексический анализ – найти в тексте синоним или антоним к выделенному слову.
  8. Сочинение – подробнее о нем ниже.

Правила проведения

Собеседование длится около 15 минут, на подготовку дается 1-2 минуты.

ОГЭ длится 3 часа 55 минут, в начале проходит изложение (запись включают два раза, она длится 2-2,5 минуты), после написания которого ученик сам распределяет время на оставшиеся восемь заданий (семь с кратким ответом и одно сочинение).

Начинается экзамен, как правило, в 9.00. Сдаете Вы его в своей школе. Все ребята рассаживаются в шахматном порядке за 15 минут до экзамена. В 9 утра выдаются все документы для заполнения. Вы вписываете свои данные под руководством учителя. Документы собираются на столе. В 9.15 начинается экзамен, и организаторы пишут на доске точные временные координаты: когда начало, когда конец экзамена. За полчаса до финала они напоминают о том, что пора сдавать. В ходе работы, гаджеты, разумеется, нужно отложить в сторону, пока Вас не выгнали восвояси.

Виды и темы сочинений

Сочинение 9 пишется по тексту из художественной литературы. Предлагается три вида тем для сочинения. Стоит выбирать только ту, в которой Вы уверены на сто процентов. Объем и другие важные подробности отражены в критериях оценки сочинения на ОГЭ.

  1. 9.1 – филологическая тема. Приводится какое-нибудь высказывание на тему русского языка, которое нужно прокомментировать с опорой на текст. Например, в демонстрационной версии за 2021 год предлагалось трактовать роль знаков препинания. Нужно использовать два примера из текста.
  2. 9.2 – смысловая тема. Нужно прокомментировать какой-то фрагмент текста, выделить его основную мысль и доказать ее еще двумя примерами из текста. Например, в демонстрационном варианте предлагается отрывок, говорящий о бесстрашии и героизме маленького героя, значит, нужно найти два проявления этих качеств.
  3. 9.3 – тема по объяснению слов. Здесь комментировать надо не целое предложение, а одно слово. Чаще всего эти слова связаны с нравственностью. Например, в демонстрационной версии нужно прокомментировать значение слова «смелость». В этом сочинении один пример должен быть из текста, а второй – из личного опыта (настоящие или придуманные случаи из обыденной жизни или СМИ, аргументы из литературы или кино, биографии известных людей). Любые аргументы и определения понятий Вы можете найти на нашем сайте.

О том, как научиться писать сочинение на ОГЭ по русскому языку 2021, Многомудрый Литрекон рассказал вот здесь.

Примеры сочинений ОГЭ 

9.1

(199 слов) Известный лингвист И. Н. Горелов говорил: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». Я понимаю это высказывания так: писатели могут с помощью слов создавать удивительные истории, рисовать живые картины. Владение словом – талант, с помощью которого можно в одной фразе выразить все чувства и мысли.

В предложении 7 таким ярким словом стало «поскуливали». Оно рисует объемную картину: совсем еще маленькие, слепые щенки чувствуют опасность (ведь их собираются топить) и тихонько поскуливают. Они так малы, что не умеют лаять, в этом поскуливании выражаются страх и покорность судьбе. Это чувство передалось и мальчику, он не может отнять жизнь у щенков, поэтому решил их спасти. 

В предложении 49 слово «окрыленный» также скрывает множество оттенков смысла. Это метафора, ведь человек не может летать. Однако надежда на спасение щенят как будто подарила мальчику крылья, доставила ему счастье. Если человека радует возможность помочь другим, он заслуживает большого уважения. В одном метком слове выражается целая гамма чувств – надежда, счастье и воодушевление.

Мастерство владения слова заключается в том, чтобы уметь отразить чувства и эмоции, которые не каждый человек может сформулировать, но каждый испытывал хоть раз. В слове действительно заключается великая сила. 

9.2

(151 слово) Смысл предложения из текста А. Никольской я понимаю так: Вадимка получил последнюю надежду на то, чтобы спасти щенят от смерти, ведь мальчик просто не может убить живое существо.

Вся горечь от возложенной на него матерью обязанности выражается в предложении: «Они хоть маленькие, слепые, а живые существа!». Они не могли убежать, даже не могли залаять, лишь тихонько скулили. Бедные, беспомощные щенята, которых нужно убить – от этой ситуации действительно разрывается сердце.

Мать заставила Вадимку идти топить щенков, женщины из сельпо посмеялись над мальчиком и разошлись – надежды практически не было. Ее подарил колхозный ветеринар Николай Егорыч, сказав, что охотник может взять щенков и спасти их от гибели. И эта возможность настолько обрадовала Вадимку, что у него будто выросли крылья.

Позиция мальчика вызывает уважение, ведь он искренне переживает за щенят, понимает их беспомощность и не хочет обижать слабых. Хоть герой еще маленький, но он уже умеет брать на себя ответственность за себя и за других.

9.3

(162 слова) Доброта – это открытое отношение к миру и людям, желание сделать для них что-то хорошее, помочь им. Добрый человек озаряет все окружающее его, даже если не осознает этого.

Эти качества в полной мере характеризуют Вадимку, героя текста А. Никольской. Он с добротой относится к щенкам, переживает за их судьбу, поэтому не может лишить их жизни. Переживания мальчика отражены в предложениях 8-9. Причем доброта Вадимки активная, он не просто жалеет щенков, но и пытается их спасти.

Доброта подкупает кого угодно. В рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» главный герой Жилин вел себя со всеми вежливо и по-доброму. Попав в плен, он не замкнулся в себе, хорошо относился к Дине, дочери своих «хозяев», делал для нее куколок. За это она носила ему молоко и лепешки, а потом даже помогла сбежать. На доброту люди откликаются добром.

Доброта – самое важное качество в нашем мире. Когда человек думает не только о себе, но и о других, он сам становится лучше. Это позволяет ему сохранить человечность.

Подготовка 

Для подготовки к ОГЭ по русскому языку не надо слишком многого, ведь в девятом классе задания относительно простые.

Устный этап

Тут самое главное для Вас – больше читать вслух. Так можно достигнуть нескольких целей. Во-первых, у Вас не будет кома в горле от волнения на собеседовании, так как Вы будете уверены в своем навыке. Во-вторых, Вы расширите свой словарный запас, Вам будет не страшно на монологе и диалоге. Отличный психологический прием – представить, что Вы разговариваете с каким-нибудь своим знакомым или родственником. Вряд ли у экзаменатора есть цель Вас завалить, ведь он с Вами в одной лодке: при отрицательных результатах на экзаменах руководство школы и учителей по головке не погладят.

Самый простой совет для подготовки к чтению – учитесь ставить логическое ударение (выделяйте голосом главные слова в предложении) и делайте небольшие паузы на месте знаков препинания.

Письменный этап

Для подготовки к этому этапу Вам нужно приобрести или самостоятельно составить справочник всех необходимых правил (правописание слов, расстановка запятых, синтаксические средства выразительности, тропы). Кроме того, необходимо как можно больше «прорешивать» разнообразных вариантов, ведь задания однотипные. Сделав их много раз, Вы легко справитесь с настоящим экзаменом.

Для успешного написания сочинения Вам понадобится составить список различных нравственных терминов (для задания 9.3), а также практика. Кроме того, аргументы для сочинения 9.3 помогут привести знания разной литературы. Не стоит забрасывать чтение, готовясь к русскому (особенно если Вы собираетесь идти в 10 класс, а значит – потом сдавать итоговое сочинение и ЕГЭ).

Вот программа домашней подготовки.

Список литературы

Для сочинения 9.3 стоит обратить внимание на классическую литературу. Как было сказано выше, сочинения 9.3 направлены на толкования разных нравственных категорий. Вся классическая литература в той или иной мере рассуждает о нравственности. Вам точно помогут следующие книги, в которых можно найти разные нравственные категории (ссылки ведут на подробные краткие содержания):

  1. А. С. Грибоедов «Горе от ума» – зло, зависть, честь, достоинство, обман, измена, ум, глупость;
  2. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» – любовь, долг, честь, измена, храбрость, достоинство, обман, жестокость, милосердие;
  3. Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность» – любовь, измена, доброта, потеря, счастье, горе;
  4. А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский» – доброта, скука, любовь, взаимовыручка, дружба, честь, достоинство, эгоизм, самопожертвование;
  5. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри» – свобода, доброта, скука, любовь, измена, ревность, самопожертвование, достоинство, эгоизм, судьба, ум, глупость;
  6. М. А. Шолохов «Судьба человека» – честь, жестокость, милосердие, любовь, храбрость, достоинство.

Клише и шаблоны

Для собеседования можно выделить следующие клише, которые помогут построить монолог:

Описание фотографии: 

  • «Передо мной интересная/красивая/завораживающая/приятная/неприятная/некрасивая, отталкивающая фотография»;
  • «На ней изображен/Героями фотографии стали/Мы видим на фотографии/Давайте рассмотрим фотографию внимательнее»;
  • «На переднем плане/На заднем плане»;
  • «На их лицах отражается счастье/радость/воодушевление/печаль/грусть/усталость»;
  • «Я думаю, что эта фотография выражает чувство восторга/радости/грусти от…»
  • «Мне нравится/Не нравится фото, потому что..»

Рассказ по теме:

  • «Я хочу рассказать об одном событии, которые запомнил(а) на всю жизнь/Самое запоминающееся событие в моей жизни – это…/Я люблю… (событие – встречи, походы, праздники), но один из них запомнился мне больше всего»;
  • «Это событие произошло…»;
  • «Я отправился(лась) туда с…»;
  • «Я готовился(лась) заранее: (выполненные действия)»;
  • «И вот наступил долгожданный день. Я сделал(а)… (выполненные действия)»
  • «Больше всего мне понравилось…»
  • «Меньше всего мне понравилось»
  • «Я хотел(а) бы еще раз принять участие в таком мероприятии»

Рассуждение по теме:

  • «Мне предложили порассуждать на интересную/актуальную/неоднозначную тему (название темы)»;
  • «Я думаю, что/Моя точка зрения состоит в том, что/Я считаю, что… (ответ на вопросы), потому что…»;
  • «Таким образом, (основа темы – интернет, музыка, искусство, доброта) – это…»

Для сочинения можно выделить следующие клише, которые помогут построить структуру текста:

9.1

  • Вступление – «Известный лингивист/филолог/ученый (ФИО) сказал… (цитата). Я понимаю это так:..», «Я понимаю цитату лингивиста/филолога/ученого (ФИО) так:…».
  • Аргументы – «Эти мысли подтверждаются примерами из текста», «Первый пример, подтверждающий эту мысль…», «Во втором примере мысль ученого выражается так:…»
  • Заключение – «Таким образом, высказывание о том, что (основная мысль цитаты) соответствует действительности, потому что…(немного дополнительной информации)», «В заключении/завершении/итоге хочется сказать, что… (переписать свое объяснение цитаты другими словами)».

9.2

  • Вступление – «Отрывок из текста (автор текста) рассказывает о/подчеркивает… (одним словом или выражением, о чем там)», «В отрывке говорится о…»;
  • Аргументы – «Подтверждение мы находим в предложении…», «В доказательство этой мысли приведем предложение…», «В качестве второго примера», «Эта же мысль выражена в..»;
  • Заключение – «Таким образом, высказывание о том, что (основная мысль отрывка) соответствует действительности, потому что…(немного дополнительной информации)», «В заключении/завершении/итоге хочется сказать, что… (переписать свое объяснение фрагмента другими словами)».

9.3

  • Вступление – «(Нравственная категория из задания) – это… (ее толкование)», «С давних имен мы сталкиваемся с… (нравственная категория из задания)», «Что такое… (нравственная категория из задания)? Я понимаю это как…»;
  • Аргументы – «Проявление (нравственная категория из задания) мы находим в предложении»; «(Нравственная категория из задания) встречается и в жизни/кино/литературе/истории. Пример этому – …»;
  • Заключение – «Таким образом, (нравственная категория из задания) действительно важна/встречается (если о плохом) в жизни», «Нужно бороться с (нравственная категория из задания, если о плохом), потому что…», «Нужно поддерживать (нравственная категория из задания) в людях, потому что…».

Еще больше клише на ОГЭ по русскому языку Вы найдете в подборке.

Критерии оценки 

Оценивание ОГЭ по русскому языку проходит по четким критериям. Точную таблицу баллов Вы можете посмотреть здесь. Предлагаем Вам интерпретацию требований, баллов и оценок за устную часть, изложение и сочинение. В устной части несколько заданий – чтение, пересказ, монолог, диалог. 

  • В чтении можно получить за соответствие интонации и темпа по 1 баллу. Если что-то не соответствует – баллы снимаются.
  • В пересказе нужно обязательно сохранить микротемы (1 балл), если они упущены или добавлены – 0. Не должно быть фактических ошибок (1 балл). Нужно включить предложенное высказывание (1 балл), если получилось неуместно и нелогично – 0 баллов. Цитировать нужно без ошибок (1 балл).
  • Оба задания оцениваются в общем по критериям грамматики (без ошибок – 1 балл), орфоэпии (максимум одна ошибка – 1 балл), речи (не более трех ошибок – 1 балл). Нельзя искажать слова (1 балл), если хоть одно искажение, то получите 0.
  • В монологе должна быть решена коммуникативная задача – должен прозвучать ответ на поставленный вопрос, высказывание должно быть от десяти предложений, в нем не должно быть ни одной фактической ошибки. Тогда Вы получите 1 балл. Если какое-то из условий не соблюдено – 0. За учет условий речевой ситуации получите 1 балл. Обращайте внимание на речь: она должна быть последовательная, без ошибок логики (1 балл).
  • В диалоге нужно также решить коммуникативную задачу – ответить на все вопросы (1 балл). Не нужно отвечать односложно или вообще молчать, иначе будет 0 баллов. За учет условий речевой ситуации получите 1 балл.

Объем изложения должен быть не менее 70 слов, но и не более 90 слов. Максимум за сочинение – 7 баллов

  • Максимальная оценка за содержание – 2 балла, для этого нужно отразить все микротемы (все 3 абзаца). Если одна упущена или добавлена – 1 балл, если больше – 0. 
  • Максимальный балл за сжатие – 3, он ставится, если все микротемы сжаты. Если только две – 2 балла. Одна – 1 балл. Ничего не сжато – 0.
  • За максимальную цельность и связность Вы получите 2 балла, если нет ошибок логики и выделены все абзацы. Если одна логическая ошибка или выделено два абзаца из трех – 1 балл. Если еще хуже – 0.

Объем сочинения – не менее 70 слов. Максимум за сочинение – 19 баллов.

  1. За ответ на вопрос задания Вы получите 2 балла, если докажите тезис на теоретическом уровне без фактических ошибок. 1 балл – если допустите одну фактическую ошибку. И 0, если фактических ошибок больше или тезис доказан вне контекста, на бытовом уровне.
  2. За примеры-аргументы получите 3 балла, если приведете 2 примера из текста, указав их роль (а в 9.3 – один из текста, а один из опыта). Если роль в тексте не указана или указана у одного аргумента – 2 балла. Если только один аргумент – 1 балл. Если оба аргумента не из текста или их нет – 0.
  3. Цельность, связность и последовательность оцениваются также, как и в изложении. 
  4. Максимум за композицию – 2 балла, если нет ошибок в построении. Одна ошибка в построении текста – 1 балл. Более одной – 0.
  5. За орфографию максимум – 2 балла, если не больше одной ошибки. Из-за двух-трех ошибок балл снижается до 1. Более четырех ошибок – 0.
  6. Максимум за пунктуацию – 2 балла, если не более 2 ошибок. За 3-4 уже будет 1 балл. Если больше – 0.
  7. Максимальный балл за грамматику – 2, если не более 2 ошибок. За 3-4 снижается до 1 балла. Если больше пяти ошибок – 0.
  8. Максимум за речь – 2 балла, если не более 2 ошибок. За 3-4 уже будет 1 балл. Если больше – 0.
  9. Максимальный балл за фактическую точность – 2, если ни одной ошибки. Одна ошибка – 1 балл. Если больше двух – 0.

Приучайте себя проверять выполненные задания на ОГЭ по русскому языку по критериям. Тогда на самом экзамене у Вас все будет под контролем.

Результаты и апелляция 

Если результаты экзамена Вас не удовлетворили, Вы можете подать апелляцию.

Апелляция ОГЭ по русскому языку в 2021 году может быть подана в двух случаях:

  • Если Вы считаете, что в ходе экзамена были нарушения – нужно подать апелляцию сразу, не выходя из места проведения экзамена. Рассматривать обращения будут два рабочих дня.
  • Если Вы считаете, что оценка занижена – нужно обратиться к директору своей школы ли председателю конфликтной комиссии, а потом составить заявление на специальном бланке. У Вас есть два дня после оглашения результатов, а рассматривать апелляцию буду четыре рабочих дня.

Помните, апелляцию по результатам экзамена нужно подавать только тогда, когда Вы полностью в себе уверены. Работу перепроверят полностью, выставят новые баллы, итоговый результат может быть даже ниже, чем в первый раз.

Теперь Вы все знаете о проведении экзамена по русскому языку в 9 классе. И пускай ОГЭ 2021 пройдет для Вас без сучка, без задоринки! 

Автор: Мария Копусова

Метки: 9 классапелляциядаты экзаменакритерииОГЭ по русскому языкурасписание ОГЭэкзамен

Читайте также:

  • Предо мною как пишется
  • Представила как пишется правильно
  • Предпочли бы как пишется
  • Предсказание рассказ продолжение про еву и матвея на дзен
  • Предложение которое можно использовать как поговорку в сказке ворона