Конспект
открытого урока русского языка в 7 классе
Тема
«Причастный оборот»
Цель:
сформировать умение у обучающихся находить причастный оборот в предложении и определять
его границы; показать роль причастного оборота в русском языке.
Задачи:
— дать понятие о причастном обороте и
рассмотреть условия, при которых причастный оборот обособляется запятыми;
— сформировать умение находить определяемое
слово, устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами;
строить предложения с причастными оборотами;
— воспитывать личностные качества
учащихся, любовь к русскому языку и желание переосмысления собственных знаний
по изученной теме и их практическое применение.
Материально-техническое обеспечение:
компьютер, интерактивная доска, презентация.
Методическое и дидактическое
обеспечение: учебник русского языка для 7 класса
под ред. М. Т. Баранова.
Тип занятия:
урок изучения нового материала
Ход
урока
Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами
познакомимся с понятием «причастный оборот»; научимся находить в предложении
«определяемое слово», причастие и зависимое слово; определять границы
причастного оборота.
Актуализация знаний, проверка домашнего
задания.
— Но прежде чем мы обратимся к новой теме,
давайте проверим ваше домашнее задание. Ответьте на вопрос: Что же такое
причастие? (отвечают 5-6 учащихся, использую кластер, который находится на
доске). Слайд
Изучение нового материала.
— Молодцы. Сегодня мы продолжим знакомство
с причастием. Давайте посмотрим на доску.(Слайд) Здесь вы видите предложения. В
каждом предложении есть причастие. Давайте найдем его и посмотрим, есть ли у
причастия зависимые слова. Как вы думаете, как называются выражения, в состав
которых входят причастия? (примерные ответы учеников)
(Обучающиеся читают правило на
страницах 37-38 и делают вывод о том, что знание того, что такое причастный
оборот, умение видеть границы оборота, помогает избежать пунктуационных ошибок).
— Что же такое причастный оборот? Запишем
предложение:
Дождь, льющий с самого утра, прекратился только к вечеру.
— Найдем в данном предложении причастие. (льющий).
Какое существительное характеризует причастие ЛЬЮЩИЙ? (
Дождь).Такое слово называется определяемым.
-А теперь давайте посмотрим, можем ли мы
задать от причастия вопрос. (Да, можем.)
Льющий (КОГДА?) с самого утра.
Делаем вывод о том, что у причастия есть
зависимые слова.
Следовательно:
причастный оборот — это причастие + зависимое слово. (слайд)
— Как вы думаете, зачем нам нужен
причастный оборот? Ведь если мы изымем его из предложения (т.е. прочитаем
предложение без оборота), то основной смысл не измениться. Попробуйте прочитать
предложения из правила без оборотов.
(Обучающиеся, читая предложения без
оборотов, делают вывод о том, что причастные обороты украшают предложения,
делают их более выразительными).
-А теперь давайте посмотрим роль причастий
в речи.
Чтение грамматической сказки.
В далёкой стране правил в давние времена
король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным
строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его
звали весьма необычно: Который изучает, Который рассказывает, Который смеется, Который читает.Невесёлой
была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который…,
каждая крошка – которая…, каждое дитя – которое…
Солнце, которое всходило, цветы, которые
расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от
капризов короля Которого.И вот однажды случилось чудо: король
влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий.
Он говорил ей:
— Я король, который любит.
— Любящий,- поправляла она.
— Я тот, который восхищается вами.
— Восхищающийся,- вторила она.
— Годы, которые мне остались…
— Оставшиеся…
— Я хочу посвятить вам.
— Хорошо,- ответила принцесса,- но только
пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот,
который знает, или знающий…
Представьте, как обрадовались подданные
короля!
— Когда же причастный оборот обособляется?
Есть правило, в соответствии с которым мы обособляем причастный оборот. (Слайд)
Если определяемое слово стоит перед
причастным оборотом, то мы обособляем его, если же определяемое слово стоит
после причастного оборота, то он не обособляется. Давайте запишем 2
предложения:
1.Листья, падающие с березы,
ложатся на землю разноцветным ковром.
2.Падающие с березы листья
ложатся на землю разноцветным ковром.
— Найдите в предложениях определяемое
слово, причастие с зависимыми словами. Расставьте знаки препинания при
причастном обороте, подчеркните его как член предложения. (Обучающиеся
выполняют задание и вместе с учителем проверяют).
Закрепление изученного материала.
Формирование умений и навыков.
— К каждому причастию подбери сначала
зависимое слово, а затем определяемое.
Читающий – читающий книгу; мальчик,
читающий книгу
Помнящий —
_______________________________________________________.
Узнавший —
_______________________________________________________.
Выросшее —
_______________________________________________________.
Увиденный —
______________________________________________________.
Сломанное —
_______________________________________________________.
Освещённый —
_____________________________________________________.
Рефлексия.
— Сегодня вы проделали огромную работу.
Что же нового вы узнали на уроке? (ответы обучающихся)
Подведение итогов. Домашняя работа.
— Параграф 14 в учебнике. Придумать сказку
о причастном обороте.
СПАСИБО
ВСЕМ ЗА УРОК!
Примеры предложений из художественной литературы и из рассказов
Славка смущенно оглянулся, дернул с земли похожий на мелкую ромашку цветок, положил его на плиту.
У меня есть несколько лошадей, уже привыкших к охоте на эму.
Звали сверкающие от солнца белые дома, похожие на громадные теплоходы.
Беседуя таким образом, подъехали к проволочному ограждению, отделяющему пастбище от степи.
Несмотря на тепло, она была в полосатом свитере, похожем на старинную матросскую фуфайку.
У снаряда была маленькая головка, похожая на привинченную пробку.
Узкие рукава, аккуратно заштопанные на локтях, не давали рукам свободно сгибаться.
Папа, накануне вернувшийся из командировки, надел галстук.
В яме стоял большой горшок, доверху наполненный золотыми монетами.
У края болота лежала огромная старая ель, поваленная, как видно, бурей.
Клерк, сообщивший мне это, сам жил в этом районе.
Среди этих писем нередко встречались предложения от мелких вольнопрактикующих адвокатов, шнырявших обычно вокруг Докторской общины.
Примеры из произведений, сказок, стихов Пушкина с причастным оборотом
Приметы Владимира Дубровского, составленные по сказкам бывших его дворовых людей.
Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом.
Он расхаживал по псарне, окруженный своими гостями и сопровождаемый Тимошкой и главными псарями.
Вместо ответа ему подали письмо, сложенное треугольником.
Я сидел, погруженный в глубокую задумчивость, как вдруг Савельич прервал мои размышления.
Она вышла на крыльцо и услышала ответ слуги, доносящего от имени молодого барина.
Марья Ивановна возвратилась к Анне Власьевне, исполненная радостной надежды.
Кирила Петрович нахмурился; воспоминания, возбуждаемые в нем погорелой усадьбою, были ему неприятны.
Все трое очутились перед Кирилом Петровичем, идущим осматривать свою конюшню.
И старушка, поглядывающая на него из-за перегородки, не могла знать, заснул ли он или только задумался.
Не могу выразить сладостного чувства, овладевшего мною в эту минуту.
Стихотворные предложения в стихах Пушкина
Но мне она мила, читатель дорогой, красою тихою, блистающей смиренно.
И тяжело Нева дышала, как с битвы прибежавший конь.
И, сохраненная судьбой, быть может, в Лете не потонет строфа, слагаемая мной.
Но, страстью пылкой утомленный, не ест, не пьет Руслан влюбленный.
Венчанный славой бесполезной, отважный Карл скользил над бездной.
О школе, о каникулах
Дети еще долго вспоминали встречу с писателем, состоявшуюся перед осенними каникулами.
Начавшиеся в понедельник морозы позволили детям не ходить в школу.
Вася, решивший задачу раньше всех, получил пятерку.
Прозвенел звонок, давший сигнал к началу занятий.
Ученики, закончившие год на «отлично», были награждены грамотами.
В школу прислали результаты конкурса «Русский медвежонок», прошедшего в начале зимы.
Закончилось родительское собрание, посвященное подготовке к экзаменам.
Проведенная в четверг контрольная показала, что не все в классе усвоили тему.
Сигнал пожарной тревоги, раздавшийся в середине третьего урока, прервал интересный рассказ.
Катя, решившая на каникулах собрать гербарий, провела лето с пользой.
Забывший выучить стихотворение Лева уныло понес дневник к учительскому столу.
Спрятанный кем-то из одноклассников журнал спас троечника Пасечкина.
Учитель, считающий работу в школе своим призванием, никогда не ограничивается учебником.
Уже составлен план развлечений на каникулы, включающий в себя посещение катка, пробежку на лыжах и экскурсию в местный музей.
Ребята, закончившие первый класс, с удивлением спрашивают учительницу: «А что, завтра в школу идти не нужно?».
Лето, проведенное в деревне у бабушки, было очень интересным.
31 августа Коля, с удивлением осознавший, что каникулы закончились, не мог найти пенал, купленный специально для пятого класса.
Закончившиеся 1 апреля весенние каникулы – это просто дурная шутка.
Побывавший в Англии Коля с удовольствием рассказал одноклассникам о своем путешествии, длившемся целый месяц.
Витя, успешно сдавший вступительные экзамены в лучшую гимназию города, не понимал, чему его родители так радуются.
С детства занимавшийся моделированием Борис после каникул принес в школу собственноручно сделанный самолет.
Павел, увлекающийся парусным спортом, провел лето в детской флотилии.
Сорвавшего урок пятиклассника отправили к директору.
Школьники, участвующие в предметных олимпиадах, освобождаются от посещения занятий.
На тему природы (примеры с причастным оборотом)
Окапи, попавшаяся в ловушку для носорога, оказалась очень красивой.
Страусы эму, не умеющие летать на своих коротеньких крылышках, отлично бегают.
Однако прошлогоднего цветка, жившего между камнем и глиной, уже не было.
Росянка, притягивающая к себе комаров, становится их последним пристанищем.
Ежики, в дикой природе питающиеся в основном насекомыми, почему-то всегда изображаются с яблоками на иголках.
Мыс, похожий на утюг, возвышался над поверхностью озера.
Освещающие темную ночь звезды казались жемчужинками, пришитыми к черному бархату.
Ежик, найденный на лесной опушке с перебитой лапкой, уже выздоровел и вернулся домой, к ожидающей его семье.
Динго, скрещенная с домашней собакой, дает замечательное потомство.
Путник, утомленный долгой дорогой по пустыне, был счастлив, увидев далеко впереди оазис.
Оказавшийся миражом островок зелени не принес никакой пользы.
Осень
Шедшие всю неделю дожди испортили начало учебного года.
Медленно осыпающиеся с деревьев листья заняли собой все тротуары.
Осень, начавшаяся месяц назад, была очень теплой; как будто лето и не кончалось.
Каждый год мы наблюдаем за птицами, улетающими на зимовку туда, где тепло.
Начинающиеся осенью заморозки напоминают нам о том, что скоро зима.
Ветер, сорвавший листву с деревьев, закружил ее и стал поднимать кверху.
Деревья, окрашенные в оранжево-коричневые тона, по-своему даже красивее летней зелени.
Зима
Мы любили горячие печки, белым снегом украшенный сад…
Иван Петрович, каждое утро выходивший чистить снег, вскоре построил для ребят ледяную горку.
Украшенный ледяными фигурками парк преобразился.
Научившийся кататься на коньках Валерик каждый день бегал на каток.
Галя, любившая зимой погреться у печки, с нетерпением ждала этого времени года.
Обнадеженные необычно теплой зимой прошлого года, сейчас мы оказались не готовы к холодам.
Спускающийся с горы лыжник увидел на пути ребенка и был вынужден свернуть в сугроб.
Медведь, крепко проспавший всю зиму, проснулся и обнаружил, что в лесу уже тепло.
Начавшаяся раньше срока зима и продолжалась дольше положенного.
Весна
Занятая выпускными экзаменами, я даже не обращала внимания на вишню под окном, цветущую этой весной особенно красиво.
Ручейки, бегущие в каждом дворе, превратились в бурные реки для мальчишек с бумажными корабликами.
Романок, чуть не уплывший на льдине, никогда не забудет, как началась эта весна.
Родители, уехавшие на дачу сажать картошку, оставили младшего сына под присмотром бабушки.
Один из признаков весне – птицы, возвращающиеся на родину.
Распускающиеся на деревьях почки для меня символизируют пробуждение окружающего мира от спячки, длившейся всю зиму.
От прошедшей недавно грозы воздух был очень свежий.
Лето
В этом году наши дети, оставшиеся в городе на лето, посещали пришкольный лагерь.
Уже неделю царит жара, вынуждающая еще до полудня прятаться в тени.
Родник, пересохший от летнего зноя, снова наполнится водой после дождя.
Лето, проведенное в походе, никогда не забудется.
Поспевшая в июне земляника зовет нас в лес.
Песчаный берег, нагревшийся от солнечных лучей, с утра оккупирован отдыхающими.
На застекленной в прошлом году веранде мы проводили все летние вечера.
Летний отдых, сопровождающийся работой в огороде, приносит и удовольствие, и пользу.
Р/S: В этих примерах предложения с причастным оборотом выделены красным цветом. Мы видим, что они могут стоять перед определяемым словом (вначале), после определяемого слова (в конце), в середине, могут быть с запятыми и без запятых.
Контрольный срез для учащихся 9 класса
1 Вариант
ФИО ученика___________________________________________________
Дата выполнения работы _____________________ Класс ____________
1. Вставить пропущенные буквы:
(1) Ш…вельнул Пал Турам своим см…тливым м…зинцем, и тут же, на самом небе, неожиданно загр…хотал гром, и помчались, ра…махивая огне.…ыми саблями, по необ…ятным н…бесным далям всадники на белогривых к…нях.(2)На тысячи кусков они кр…мсали тучи, но огонь не заг…рался. (3)Тогда всадники прил…жили к упругим лукам огне….ые стрелы, и со свистом пол….тели они на землю.(4)И тут же в бе…числе….ых дремучих хвойных и листве….ых лесах вспыхнули (не)вида….ые бушующие языки огня, которые мгнове…..о п….стригали ветви высоких и низких деревьев, и те, обугле….ые и поч…рневшие, ослабевшие и обречё….ые, падали на землю.(5) Г…рячей золой и пеплом, ра….дуваемой ветром, покрывалась з…лёная земля.
2. Выписать 3 словосочетания с разными видами связи, оформить графически.
Согласование ____________________________________________
Управление ______________________________________________
Примыкание _____________________________________________
3. Найти в тексте предложение с обособленным обстоятельством, указать его номер, графически выделить его. _____________________________________
4. Найти в тексте предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, указать его номер, графически выделить его. ________________________________
5. Найти в тексте предложение с однородными членами, указать его номер, графически выделить его. ________________________________________
6.Выписать из текста второе предложение, выполнить синтаксический разбор, дать характеристику предложения.
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
Ответы Варианта 1
- (1) Шевельнул Пал Турам своим сметливым мизинцем, как тут же, на самом небе, неожиданно загрохотал гром, и помчались, размахивая огненными саблями, по необъятным небесным далям всадники на белогривых конях. (2) На тысячи кусков они кромсали тучи, но огонь не загорался. (3) Тогда всадники приложили к упругим лукам огненные стрелы, и со свистом полетели они на землю. (4) И тут же в бесчисленных дремучих хвойных и лиственных лесах вспыхнули невиданные бушующие языки огня, которые мгновенно постригали ветви высоких и низких деревьев, и те, обугленные и почерневшие, ослабевшие и обречённые, падали на землю. (5) Горячей золой и пеплом, раздуваемой ветром, покрывалась зелёная земля.
- Согласование – огненными саблями, бушующие языки, небесным далям
Управление — шевельнул мизинцем, помчались по далям, полетели на землю
Примыкание – постригали мгновенно.
- 1
- 5
- 4
- На тысячи кусков они кромсали тучи, но огонь не загорался. (повест., невоск, сложносочиненное (ССП), двусост., распрост.)
Контрольный срез для учащихся 9 класса
Вариант 2
ФИО ученика___________________________________________________
Дата выполнения работы _____________________ Класс ____________
1. Вставить пропущенные буквы:
(1) Горел девстве….ый многовек…вой лес, и человек в бе….памятстве уб….гал от смертельной опас( ?)ности. (3) Семь дней и н…чей полыхал хвойный и листве….ый лес. (4) Чёрные клубы дыма ра…носились в четыре стороны света.(5) Казалось, от (не)вида….ой жары в п….тляющих реках и мелких озёрах вот – вот закипит вода и даже во….пламенится.
(6) Пал Турам, глядя на эту жуткую к…ртину, …жалился над обезумевшими зверями и вконец обе….силившими людьми.(7) И тогда он, словно из поднятых бе….числе….ых орудий лова обрушил на землю пр….хладные струи воды, к….торые тут же укротили языки раз….гравшегося огня, всё и….пепелявшего на своём (не)обузданном и (не)укротимом пути. (8) П…днявшийся пар от земли в…..мылся к бе…..до….ому небу и уставился семицветной радугой.(9) Огонь, п….лыхающий на земле, тут же погас.
2. Выписать 3 словосочетания с разными видами связи, оформить графически.
Согласование ____________________________________________
Управление ______________________________________________
Примыкание _____________________________________________
3. Найти в тексте предложение с обособленным обстоятельством, указать его номер, графически выделить его. _____________________________________
4. Найти в тексте предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, указать его номер, графически выделить его. _________
5. Найти в тексте предложение с вводным словом, указать его номер, графически выделить его. ________________________________________
6.Выписать из текста второе предложение, выполнить синтаксический разбор, дать характеристику предложения.
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
Ответы Варианта 2
(1) Горел девственный многовековой лес, и человек в беспамятстве убегал от смертельной опасности. (2) Семь дней и ночей полыхал хвойный и лиственный лес. (3) Чёрные клубы дыма разносились в четыре стороны света. (4) Казалось, от невиданной жары в петляющих реках и мелких озёрах вот – вот закипит вода и даже воспламенится.
(5) Пал Турам, глядя на эту жуткую картину, немедленно сжалился над обезумевшими зверями и вконец обессилившими людьми. (6) И тогда он, словно из поднятых бесчисленных орудий лова обрушил на землю прохладные струи воды, которые тут же укротили языки разыгравшегося огня, всё испепелявшего на своём необузданном и неукротимом пути. (7) Поднявшийся пар от земли взмылся к бездонному небу и уставился семицветной радугой. (8) Огонь, полыхающий на земле, тут же погас.
2. Выписать 3 словосочетания с разными видами связи, оформить графически.
Согласование _ многовековой лес, мелких озёрах и др.
Управление _ в беспамятстве убегал, обрушил на землю и др.
Примыкание _ немедленно сжалился
3. 5
4. 8
5. 4
6.Выписать из текста второе предложение, выполнить синтаксический разбор, дать характеристику предложения.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Как и все другие науки, астрономия возникла из практических потребностей человека. (2)С развитием общества <…> астрономией
выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов. (3)Поэтому постепенно стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.
Задание 1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Возникновение и развитие астрономии объясняются потребностями общества, нуждавшегося в более совершенных способах наблюдений и методах расчётов, для которых стали создаваться астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки
наблюдений.
2) Создание простейших астрономических инструментов и совершенствование математических методов обработки наблюдений привели к развитию астрономии.
3) Практические потребности человека привели к появлению астрономии, которая развивалась независимо от развития человеческого общества.
4) Появление и развитие астрономии тесно связаны с потребностями общества, которое со временем стало нуждаться в более совершенных
способах наблюдений и методах расчётов, в связи с чем стали создаваться астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.
5) Чтобы решить новые задачи, которые возникали с развитием человеческого общества, астрономии нужны были более простые
способы наблюдений.
Задание 2
Самостоятельно подберите предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот предлог.
Задание 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЩЕСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОБЩЕСТВО, -а, ср.
1) Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Человеческое о. Капиталистическое о. Наука об обществе.
2) Добровольное, постоянно действующее объединение людей для достижения какой-либо цели. О. любителей книги. Всероссийское о.
охраны природы. Спортивные общества.
3) Та или иная среда людей, компания. Попасть в дурное о. Душа общества.
4) В дворянской среде: узкий круг избранных людей. Принят в обществе. Бывать в обществе.
5) кого-чего. Совместное пребывание с кем-н. Чуждаться чьего-н. общества.
Задание 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
позвонИшь
облегчИть
недУг
нАлита
крАны
Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Цель программы – расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.
Когда молодому специалисту ПРЕДОСТАВИЛИ слово, в зале наступила тишина.
Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ.
Замечательная роль ВЕЛИКОГО актёра принесла ему всенародную любовь и славу.
Во время сильного дождя бочки в саду могут ПЕРЕПОЛНИТЬСЯ водой.
Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
По воспоминаниям К.С. Станиславского, первая премьера одного из его спектаклей чуть не обернулась катастрофой: за час до начала спектакля упали все ширмы, служившие декорациями.
Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ИСПЕКЁТ пирожок
ОБОИМИ столами
известные КОНСТРУКТОРЫ
СКОРЕЙШЕГО выздоровления
КОЛЫШЕТСЯ листва
Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) нарушение в построении предложения с несогласованным В) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 1) Уезжая в командировку, отец обещал, что обязательно вернётся к праздникам. 2) На осенней выставке-ярмарке не только были представлены различные сорта арбузов и дынь, но и тыкв. 3) Благодаря усердия и усидчивости можно справиться с самыми сложными математическими задачами. 4) Счастливы те, кто приближается в своей жизни к сложившемуся в юности идеалу. 5) Работая с ртутью и её соединениями, должны соблюдаться определённые правила. 6) Все, кто знал великого писателя, отмечали его скромность и принципиальность. 7) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков опубликовал ряд статей как о поверьях, так и об обычаях русских крестьян. 9) Туристы увидели разожжённый костёр кем-то на другом берегу реки. |
Задание 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) обгорелый, касательная, зарница
2) взглянуть, покоситься, гороскоп
3) выбирать, наклониться, растительность
4) претворить, галактика, предварительный
5) велосипед, гористый, коллекционный
Задание 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) в..скликнул, п..дножие (горы), об..льстить
2) из..скать, пред..стория, сверх..скусный
3) пр..стройка, непр..рывный, пр..станище
4) не..добровать, ра..колоть, бе..принципный
5) с..ёжился, в..едливый, б..ющийся
Задание 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ноздр..ватый, расплывч..тый
2) завед..вал, руч..нка
3) обустра..ваться, горош..к
4) фасол..вый, затм..вать
5) исслед..вать, раздум..вать
Задание 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) повер..шь, подта..вший
2) накол..шь, движ..мый
3) вытерп..шь, запомн..вшийся
4) дремл..шь, предвид..вший
5) поджар..шь, наследу..мый
Задание 13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)ПОВТОРИМАЯ пора цветения багульника привлекает на Алтай сотни туристов со всей страны.
Архивные материалы, (НЕ)ОПУБЛИКОВАННЫЕ своевременно, лишают учёных возможности сделать важные научные открытия.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
Только летним утром ощущаешь, что всё дышит запахом ещё (НЕ)КОШЕННОЙ травы.
Дожди зарядили надолго, а я к сырой погоде был (НЕ)ПОДГОТОВЛЕН и промок до нитки.
Задание 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
В начале сентября было тепло, а (ЗА)ТЕМ установилась (ПО)ОСЕННЕМУ ненастная погода.
(ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
(ВО)ВРЕМЯ работы в космосе приборы не испытывают воздействия атмосферы, и (ПО)ЭТОМУ полученная в этих условиях информация
более точная.
Наш домик был сделан из досок и фанеры, (ПО)ЭТОМУ в нём ТАК(ЖЕ) холодно, как и в палатке.
В марте солнце (НА)КОНЕЦ стало сильно пригревать, капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные
весенние слёзы.
Задание 15
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Через неплотно притворё(1)ые ставни было видно изразцовую печь, свежевыкраше(2)ые полы, недавно краше(3)ые хозяевами стены,
увеша(4)ые рисунками на темы детских сказок.
Задание 16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с переплетением волнистых линий.
2) Заснеженные кусты напоминали боярскую шапку или медведя или причудливый зáмок.
3) Весь день в парке играл духовой оркестр и работали фонтаны.
4) Терпение да труд всё перетрут.
5) В XV веке в сражениях применяли как тяжёлые пушки так и лёгкие орудия.
Задание 17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Создатели Воскресенского собора в подмосковной Истре (1) повторяя план и размеры храма Воскресения Христова в Иерусалиме (2) возвели (3) в Подмосковье (4) отличающийся (5) особой красотой (6) храм.
Задание 18
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Морфемика (1) как известно (2) представляет собой важный раздел науки о языке. Бесспорно (3) морфемика может прийти на помощь в
трудных случаях правописания слова. Однако (4) немногие обращаются за помощью к строению слова.
Задание 19
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Иоганну Себастьяну Баху (1) полифоническое мастерство (2) которого достигло своей вершины (3) в «Искусстве фуги» (4) принадлежит много произведений духовной музыки.
Задание 20
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вечерело (1) и (2) пока погода не испортилась (3) мы решили переправиться на другой берег (4) чтобы установить палатку (5) и
разжечь костёр.
Задание 21
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Впадина Карагие, расположенная близ восточного побережья Каспийского моря, является одной из самых глубоких впадин в Азии.
(2)Её глубина – 132 м, длина – 85 км, ширина – до 25 км. (3)Есть две официальные версии перевода названия глубинной долины: «чёрный склон» и «чёрная пасть». (4)Оба варианта очень точно описывают саму впадину: её склоны имеют вкрапления чёрной породы, а овальные очертания действительно напоминают пасть огромного зверя. (5)Местные жители называют впадину Батыр (в переводе с тюркского – «воин») в честь реликтового озера, находящегося на дне впадины. (6)Когда озеро пересыхает, дно впадины покрывается солончаком – почвой с высоким содержанием соли. (7)По мнению геологов, процесс формирования впадины ещё не завершился. (8)Доказательством тому служат овраги и широкие балки на дне впадины.
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.
(1)Лишь совсем недавно человек узнал, что Земля – это шар. (2)Думали, стоит Земля на трёх слонах, а ночью звёздный мир её укрывает. (3)Теперь вокруг шара человек пролетает менее чем за два часа. (4)Землю можно увидеть со стороны. (5)Вот снимок, сделанный из космоса. (6)Да, Земля – это шар, на нём видны материки, моря, облака, восходы и заходы Солнца. (7)Подробности земной жизни издалека не видны, но они есть, их много…
(8)Два десятка лет назад американцы провели опрос учёных: что дали человечеству полёты в космос? (9)Много было интересного в ответах. (10)Мне запомнился этот: «Во Вселенной мы одни, и непохоже, что где-нибудь нас ждут. (11)Надо беречь свой дом – родную Землю». (12)Хороший ответ.
(13)Сегодня с высоты своих знаний человек может сказать: «Замечательная нам досталась планета». (14)В самом деле, есть на планете
вода, без которой жизнь была бы невозможной. (15)Близость Солнца даёт не иссякающее от времени тепло. (16)Вращение Земли обеспечивает чередование дней и ночей на планете, смену времён года. (17)Зелёные растения наполняют атмосферу кислородом. (18)Они накапливают углерод и выделяют в верхние слои атмосферы животворный кислород и озон, прикрывающий всё живое от губительных лучей Солнца.
(19)Конечно, зародившейся жизни миллионы лет приходилось приспосабливаться к изначальным условиям на планете. (20)Живые организмы уступали место на Земле более совершенным. (21)От многих животных уцелели лишь кости. (22)Но некоторые виды дожили до наших времён. (23)Живут в океанской воде на грани истребления человеком громадные киты, самые большие существа, когда-либо жившие на Земле. (24)Самые маленькие из млекопитающих – мышь-малютка и землеройка, весящая всего два грамма.
(25)Между китами и мышами огромное число животных, которым Земля стала родным домом. (26)И во главе всего сущего стоит человек.
(27)Он часто решает, кому жить, а кому в жизни должно быть отказано.
(28)Миллионы лет отбирала Природа животных, определяя места, где они могут жить, где могут кормиться. (29)Человек давно изучил эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, в которой животным комфортно. (30)Так разрушаются основы нашего общего Дома.
(31)Многие животные исчезли или стали исключительно редкими. (32)Уже давно мы не видим пролетающих журавлей, мало кто слышит
токующих глухарей, крик перепёлок. (33)И так везде на Земле. (34)Двести лет назад американцы варварски истребили миллионы бизонов, а в середине прошлого века химия выкосила в Америке культовую птицу – белоголового орлана. (35)В Африке на больших пространствах уничтожили тысячи носорогов: нужна была земля для посевов зерна. (36)Растут площади жарких пустынь и пустошей, истощаются плодородные земли, высыхают озёра, исчезают на равнинах малые реки.
(37)Вот что имел в виду учёный, ответивший на вопрос о космосе. (38)Планету Земля нам надо беречь. (39)Никто не ждёт высадки землян на другие планеты. (40)А Земля по-прежнему нас кормит, даёт нам дышать, снабжает водой, теплом и радостью жизни, идущей от наших соседей: зверей, птиц, рыб, насекомых, образующих сложный узор жизни. (41)Вот как выглядит Земля, если взглянуть на неё со стороны.
(42)Очертания материков. (43)Следы деятельности вулканов. (44)Огни больших городов и маленьких деревень. (45)Озёра на суше и острова в океане. (46)Текут по Земле большие реки, струнами вытянуты дороги. (47)Земля, изрытая шахтами и лисьими норами. (48)Земля со следами зверей, хлебными полями и кудрями лесов… (49)Такой общий наш Дом. (По В.М. Пескову*)
* Василий Михайлович Песков (1930–2013) – советский и российский писатель, журналист и фотокорреспондент.
Задание 22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Подробности земной жизни хорошо видны из космоса.
2) В процессе развития жизни на нашей планете древние живые организмы уступали место более совершенным.
3) Любой человек, очутившись на природе, всегда может увидеть журавлей, услышать крики перепёлок, глухариный ток.
4) Человек разрушает среду, где комфортно живут животные.
5) В Америке сохранилась культовая птица – белоголовый орлан, который охраняется государством.
Задание 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 12 содержит оценочное суждение.
2) Предложения 14–18 поясняют, раскрывают смысл предложения 13.
3) Предложение 20 противопоставлено по содержанию предложению 19.
4) В предложениях 31–33 представлено описание.
5) Предложения 47, 48 содержат элементы описания.
Задание 24
Из предложений 31–36 выпишите слово со значением «бессмысленно жестоко, грубо, бесчеловечно».
Задание 25
Среди предложений 25–30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, лексического повтора и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Задание 26
«Размышления В.М. Пескова наполнены тревогой за судьбу нашей планеты. Троп – (А)_________ (в предложениях 30, 34) – помогает автору показать последствия потребительского отношения к природе. Мысль о том, как прекрасна Земля, где мы обитаем вместе с растениями, животными, птицами, писатель передаёт, используя разнообразные средства выразительности, среди которых лексическое средство – (Б)_________ («большие» в предложении 23 и «маленькие» в предложении 24), приём – (В)_________ (предложения 47, 48).
Синтаксическое средство – (Г)_________ (предложения 42–44) – помогает автору передать всю красоту Земли».
Список терминов:
1) эпитет
2) метафора
3) анафора
4) вводные слова
5) назывные предложения
6) просторечная лексика
7) синонимы
цитирование
9) антонимы
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру- иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Источник: ФИПИ
Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку:
- Теория ЕГЭ по русскому языку
- Тесты ЕГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие причастия
Сначала разберемся, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.
Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.
Примеры причастий: покупающая конфеты мама, составленный папой план, спешащий в магазин дедушка.
Причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:
- Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.
- Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.
Основные группы причастий:
- Страдательные причастия настоящего времени.
- Страдательные причастия прошедшего времени.
- Действительные причастия настоящего времени.
- Действительные причастия прошедшего времени.
Рассмотрим пример действительных причастий:
- Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.
- Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.
Рассмотрим пример страдательных причастий:
- Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, но сам подарок действие не выполняет.
- Подарок, полученный именинником – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.
А теперь разберемся в том, что такое причастный оборот, какие слова составляют причастный оборот и каким членом предложения он является.
Определение причастного оборота
Причастный оборот (ПО) — это причастие с зависимыми словами. Главное слово в причастном обороте — причастие.
Определяемое слово — это слово, от которого зависит причастный оборот.
Запоминаем!
Причастный оборот отвечает на вопросы: какой? что делающий? что сделавший?
Каким членом предложения является причастный оборот? В предложении причастный оборот чаще всего занимает функцию определения и подчеркивается волнистой линией.
Причастие, как неспрягаемая глагольная форма, обозначает признак предмета по действию:
В таких словосочетаниях одиночное причастие определяет существительное и является зависимым от него словом.
Вот мы и узнали, что называется причастным оборотом и как выделять причастный оборот как член предложения.
Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.
Границы причастного оборота
Самый сложный момент в этой теме — как найти границы причастного оборота.
Чтобы определить причастный оборот в предложении, нужно выделить причастие и все зависимые от него слова. Зададим вопрос и найдем зависимое слово на примере:
- Пригревающее (кого?) — нас.
- Пригревающее (как?) — нежно.
Слово «солнышко» не входит в состав причастного оборота, так как к нему мы не можем задать вопрос от причастия «пригревающее». Поэтому причастный оборот в этом предложении — это конструкция «нежно пригревающее нас».
Запоминаем!
Причастный оборот состоит только из полных причастий с зависимыми словами. Краткие причастия мы используем только в роли составного именного сказуемого.
Знаки препинания при причастном обороте
Рассмотрим, как выделяется причастный оборот на письме.
По правилам причастный оборот обособляется в трех случаях:
-
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он обособляется.
Висевшая на стене — определение, которое выражено причастным оборотом. Оно стоит после определяемого слова «картина» и поэтому обособляется.
-
Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется (кроме случаев, описанных в следующем пункте).
Висевшая на стене — определение, выраженное причастным оборотом. Оно стоит перед определяемым словом «картина» поэтому не обособляется.
-
Причастный оборот обособляется независимо от его места в предложении, если выполняется любое из следующих условий:
- причастный оборот относится к личному местоимению (я, ты, он, она, оно, они);
- причастный оборот имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);
- причастный оборот оторван от определяемого слова другими членами предложения.
Распространённые ошибки при использовании причастного оборота
При составлении предложения с причастным оборотом нужно обратить внимание на следующие правила:
- Между ПО и определяемым словом не должно быть разрыва.
❌
✅
Шум листвы наполнял всё пространство, тихо трепещущей.
Земля пропиталась влагой от дождя, лившему всю ночь.
Шум, тихо трепещущей листвы, наполнял все пространство.
От дождя, лившего всю ночь, земля пропиталась влагой
- Страдательные и действительные причастия выполняют разную функцию.
❌
✅
Контрольную работу, решающуюся учениками, учитель проверит завтра.
Контрольную работу, решаемую учениками, учитель проверит завтра.
- Синтаксическая конструкция имеет однородный вид.
❌
✅
Я хожу в школу, расположенную рядом с нашим домом и которая устраивает моих родителей.
В школу, расположенную рядом с нашим домом, устраивающую моих родителей, я хожу.
- Главное слово стоит до или после ПО, а не разрывает его.
❌
✅
Прибывшие ученики на олимпиаду из соседней школы заняли свои места.
Ученики, прибывшие на олимпиаду из соседней школы, заняли свои места.