Предложения с причастным оборотом из рассказа тарас бульба

Главная статьи урок по русскому языку на тему деепричастный оборот. знаки препинания при деепричастном обороте урок по русскому

Главная » Статьи » Урок по русскому языку на тему Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте

Урок по русскому языку на тему Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте

Урок по русскому языку на тему Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте

Базовый учебник (УМК): Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, И.И. Кулибаба.- 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

Цели: повторить и закрепить знания о деепричастии; дать понятие о деепричастном обороте; способствовать развитию умения конструировать предложения с использованием деепричастий, содействовать развитию устной и письменной речи, создать условия для успешной работы.

Обучающие: Познакомить учащихся с деепричастным оборотом. Формировать навык нахождения деепричастного оборота и выделения его запятыми.

Развивать навыки выразительного чтения предложений с деепричастными оборотами, строить предложения, в состав которых входят деепричастные обороты.

Воспитывать у учащихся уважение друг к другу, организованность, ответственное отношение к работе, к художественному слову.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, исследование.

Образовательная технология: дифференцированного обучения, предметно-ориентированные технологии обучения.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Уметь находить деепричастия и деепричастный оборот, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; правильно выделять их на письме; конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем. Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.

Приёмы и методы работы

Деятельность ученика, формы работы

Постановка цели урока.

Этап проверки д/з

Самостоятельная работа с иллюстрацией

Актуализация знаний. Опрос

1) Повторение правила. Тест.

2) Упр. № 1.Найти деепричастия.

уч-ся к активному и

Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении пунктуационной задачи.

Синтаксический разбор предложения.

Работа с определением.

Представление основного материала в таблицах, рассказ, сообщение

Создание проблемной ситуации.

Запись предложения с д.о.

Работа с учебником.

Организовал работу с учебником.

1)Чтение правила с. 78

2)Выполнение Упр. 162, с. 79

выпишите глаголы с относящимися к ним деепричастными оборотами.

Запись на доске.

1).Выполнение заданий по карточкам.

Работа с упражнением

2)Выборочный диктант. Упр.3.

Этап контроля и самоконтроля

Записать номера предложений с од. д. и д.о.

Этап информации о домашнем задании

Дать информацию о д/з и комментарий к его выполнению.

Этап подведения итогов занятия

Ответы на вопросы

Не можешь — сумей, Не знаешь — узнай, Не бойся тропы отвесной, Пробуй, Ищи, Свершай, Достигай, Чтоб жизнь твоя стала песней. (Л. Татьяничева)

1) Правило. Карточки.

2) Найти деепричастия. Упр. 1 Слайд № 2-4

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала

Синтаксический разбор предложения.

— Замените глагол причастием и деепричастием.

Птицы догоняли друг друга и кружились в воздухе.

Птицы, догоняющие друг друга, кружились в воздухе. — Выделяем запятыми п.о.? Почему?

Птицы, догоняя друг друга, кружились в воздухе. (запись предложения в тетрадь)

—Подчеркните грамматическую основу, назовите глагол, в котором выражается основное действие; деепричастие, которое обозначает добавочное действие.

— Что стоит рядом с ним в предложении?

— Как бы вы назвали данную синтаксическую конструкцию?

— Какие знания помогли вам сделать такой вывод?

— Скажите своими словами, что такое деепричастный оборот.

—Тема урока (запись в тетради).

4.Объяснение нового материала.

Он бежал, оглядываясь по сторонам.

Он бежал, оглядываясь.

Он бежал, оглядываясь и спотыкаясь.

Работа с учебником. * 27 стр. 78 ПРАВИЛО

Деепричастия бывают одиночными и с зависимыми словами. Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Деепричастный оборот в произношении выделяется интонацией и паузами, а на письме — запятыми. Запятыми выделяется независимо от того, где он стоит в предложении. Как и причастный оборот, деепричастный оборот рассматривается как один член предложения — обстоятельство.

— В чем разница между причастным и деепричастным оборотом? ( Причастие относится к существительному и характеризует предмет, лицо, производящее действие, а деепричастие относится к глаголу-сказуемому и характеризует добавочное действие).

Под голубыми небесами, великолепными коврами снег лежит и блестит на солнце.

Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

— Из какого стихотворения взят отрывок? Сравним два предложения. -Роль д.о. в речи? (д. придаёт фразе живописность, дорисовывает, дополняет основное действие)

— Какая пунктуация соответствует деепричастному обороту?

5. Этап первичной проверки понимания изученного.

Работа с учебником. (Запись д.о. на доске.)

С. 79, упр. 162. — Назовите д.о.

6. Этап закрепления изученного.

1. Графически обозначить деепричастия и деепричастный оборот.

Расставьте пропущенные знаки препинания. Обозначьте графически деепричастия и деепричастные обороты.

Обозначьте графически деепричастия и деепричастные обороты.

1.Поглядев на небо Алёша увидел одну только звёздочку

2. Лошадь доскакав до оврага вдруг кинулась в сторону.

3. Не имея терпения ничему не научишься.

4.Утопая в снегу пробираясь с трудом сквозь бурелом брела олениха.

5. Благоухая сохли травы дымясь курились облака.

1.Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить слово.

2.Летит коршун над самой землёй, плавно взмахивая крыльями.

3.Бежит лыжня, искрясь и розовея, и пропадает где-то за сосной.

4.Мы шли с Дерсу, не торопясь и наблюдая птиц.

5. Шумели листья, облетая.

2. Трудные случаи расстановки знаков препинания при д.о.

Упр.2 Слайд № 5-7. Найти границы д.о.

Не обособляются деепричастия и д.о.

1). Одиночные деепричастия не отделяются запятыми лишь в том случае, если имеют значение обстоятельства образа действия и стоят после сказуемого. Пример. На сына мать смотрела улыбаясь.

2). Упр. 4 Слайд № 11-13. Фразеологизмы не выделяются запятыми.

3). Сравнить предложения. Слайд № 14.

7. Применение изученного.

1).Творческий диктант. (записать одно предложение на выбор)

Задание: заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол. Полученные предложения записать, графически выделить деепричастный оборот.

1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.

2) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

2). Выборочный диктант.

«Собрать груши в корзину» Упр. 3 Слайд № 8-10.

3).Выбрать грамматически правильное продолжение предложения.

Упр. 5 Слайд № 16

8. Этап контроля и самоконтроля.

— Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот.

Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте, деепричастии и причастном обороте. Урок на тему «Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом»

На уроке вы получите знания о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми. Мы поможем вам выработать умение видеть определяемое слово, причастие и все зависимые от него слова.

Тема: Причастие

Урок: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

Причастный оборот — это причастие с зависимыми словами

Например: рассказывающая (о чем?) о причастии; сидящая (за чем?) за столом.

Главным словом в причастном обороте всегда является причастие.

Читающая книгу

Вывод : причастным оборотом является словосочетание читающая книгу , т.к. от причастия можно задать вопрос: читающая (что?) книгу.

Причастный оборот в предложении является определением.

Причастный оборот всегда является одним членом предложения, а определяемое слово не входит в состав причастного оборота.

У окна .

deeprichastniy oborot znaki DE58

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется интонацией, а на письме — запятыми с двух сторон.

Сравните (см. таблицу):

ослепило нас. — ослепило нас.

Два причастных оборота, стоящие друг после друга, оформляются по общему правилу.

Например: Из окон были видны луга, , .

Два однородных определения, выраженные в предложении причастными оборотами, ведут себя так же, как и другие однородные члены предложения. Соответственно, знаки препинания между такими оборотами расставляются по правилам постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

Например: Солнце, и , скрасило эту унылую и неприглядную равнину.

deeprichastniy oborot znaki 25B78

Рис. 2. Перед одиночным союзом И, соединяющим однородные члены предложения, запятая не ставится.

Солнце, но все же скрасило эту унылую и неприглядную равнину.

Рис. 3. Запятая перед противительными союзами А, НО. ()

Следует быть очень внимательным при определении границ причастного оборота, потому что в одном и том же предложении могут встретиться причастные обороты, которые нужно обособлять с обеих сторон запятыми, и причастный оборот, который выделять запятыми не нужно.

Домашнее задание

№ 69, 70. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

Задание 1. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Задание 2. Спишите. Подчеркните прямой чертой определяемые слова и волнистой — причастные обороты. Обратите внимание на роль союза и .

Великий, или Тихий, океан на этот раз словно бы хотел оправдать свое название, которое совершенно несправедливо дали ему моряки-португальцы, впервые побывавшие в нем и не встретившие ни разу бурь (Станюк.). 2) Не смеялся только бледнолицый, долговязый блондин, сидевший у окна, положив свою большую белобрысую голову на ладони, и, казалось, погруженный в созерцание звезд, сверкающих на небе (Станюк.). 3) Не было слов, чтобы передать изгибы бухт, затененные углы, гроты, выстланные черным блеском и светлой подводной травой, темную прозрачность волн, качавших далеко внизу спины серебряных пеламид, и, наконец, луну, видную снизу даже днем и похожую на клубок розового пара, замерзшего в холоде недосягаемых высот (Пауст.).

Русский язык в схемах и таблицах. Причастный оборот. Знаки препинания.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

Правописание причастий. Упражнения.

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. — М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. — М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. — М.: Мнемозина, 2012.

Еще со школьной скамьи у многих сохранилось представление, что, в отличие от причастий, деепричастия выделяются запятыми всегда, вне зависимости от наличия зависимых слов и места в предложении. На самом деле это представление не вполне верно — обособление деепричастий и деепричастных оборотов имеет свои особенности. В рамках данной статьи рассмотрим обособление (и не обособление) одиночных деепричастий. Об читайте в соответствующей статье.

Общее правило таково — одиночные деепричастия обособляются (выделяются с обеих сторон запятыми), если выражают дополнительное действие, и не обособляются, если выражают оттенок основного действия . Например:

* «Она открыла дверь, засмеявшись» (два действия — «когда она открыла дверь, она засмеялась»).

* «Он шел по дороге не спеша и слушал пение птиц» («не спеша» — оттенок основного действия).

В первую очередь такими оттенками становятся деепричастия, которые в принципе практически утратили глагольное значение и воспринимаются скорее как наречия — «молча», «не спеша». Сложнее ситуация с теми деепричастиями, которые обособляются или не обособляются в зависимости от контекста. Например, «Она открыла дверь смеясь». Это деепричастие можно рассматривать как оттенок действия (как именно она открыла дверь?) или как самостоятельное действие (когда она открыла дверь, она смеялась). Соответственно запятая будет или не будет ставиться в зависимости от того смысла, который автор вкладывает в предложение.

Своеобразной подсказкой при принятии решения о постановке запятой может послужить следующее: как правило, оттенки действия выражаются деепричастиями, идущими сразу после глагола. При этом их можно заменить наречием или существительным с предлогом. Например «не останавливаясь» — «без остановок», «не спеша» — «без спешки», «улыбаясь» — «с улыбкой». Некоторые источники также указывают, что деепричастия, заканчивающиеся на «-а» и «-о» чаще являются оттенками, в то время как с «-в» и «-вш» — дополнительными действиями.

Оторванные от глагола деепричастия зачастую обособляются.

* «Она поздоровалась улыбаясь».

* «Она поздоровалась, улыбнувшись».

* «Улыбаясь, девочка в красивом платье протянула ему шарик».

Теперь обратим внимание на некоторые тонкости, касающиеся постановки запятых при обособляемых деепричастиях. В частности, если два однородных (то есть относящихся к одному и тому же глаголу) одиночных деепричастия соединены союзом «и» (а также «либо», «или» и пр.), то вокруг данного союза запятые не ставятся — по аналогии с однородными членами предложения. Например, «Бегая и подтягиваясь, она быстро привела себя в форму». То же самое касается обособления деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Обособляясь по отношению ко всей фразе, между собой эти члены предложения являются однородными (для этого деепричастия непременно должны относиться к одному глаголу).

Также запятые не ставятся, если союзом «и» соединены наречие и деепричастие, относящиеся к одному и тому же глаголу — такие члены предложения также считаются однородными (плюс к тому такие деепричастия часто выражают оттенки действия). Например, «Он ответил быстро и не задумываясь». При этом (по аналогии с однородными членами предложения) если соединительного союза нет или стоит союз «а» или «но», то между наречием и деепричастием стоит поставить запятую: «Он ответил быстро, не задумываясь».

Если деепричастие начинает придаточное предложение и имеет в качестве зависимого слово «который», то данное деепричастие не обособляется. Это же справедливо, если у деепричастия есть и другие зависимые слова. «Я мечтаю о таком платье, найдя которое буду чувствовать себя королевой».

Тема : Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии.

Цели : 1) Дать понятия «деепричастный оборот» и «одиночное деепричастие».

2) Вырабатывать умение видеть в предложении деепричастный оборот и одиночное деепричастие, обособлять их на письме, конструировать предложения.

3) Создать на уроке атмосферу доброты, сотрудничества.

4) Развивать навыки коммуникативного общения.

5) Учить видеть удивительное рядом, развивать творческое воображение учащихся.

Оборудование : схемы, раздаточный материал, рисунки, текст, словари.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начать урок мне хочется с таких стихотворных строк Аллы Мережко:

Хочу идти по жизни не спеша,

Любуясь ею, ожидая чуда,

Чтоб замирала радостно душа

В мелодии, звучащей ниоткуда. (На доске)

И вам, ребята, я желаю идти по жизни и любоваться удивительным миром, ожидать чуда, открывать для себя новое, что мы сегодня и постараемся сделать. Я верю, что у нас всё получится.

2.Целеполагание .

Тема нашего урока «Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии». Глядя на тему, сформулируйте цели нашего урока.

Итак, целями нашего урока будут:

1)познакомиться с деепричастным оборотом и одиночным деепричастием,2)выяснить, когда же будем обособлять на письме деепричастный оборот и одиночное деепричастие, а также грамотно употреблять деепричастные обороты и одиночные деепричастия в речи.

3.Актуализация знаний.

А что означает обособить на письме запятыми? (Выделить запятыми).

Посмотрите, пожалуйста, на запятые в данном четверостишии. Постановку всех запятых мы можем объяснить? (Нет, только при причастном обороте)

(Вызываю ученика, который графически выделяет причастный оборот.)

Почему обособляем причастный оборот в данном предложении?

Всегда ли обособляем причастный оборот?

Напомните, пожалуйста, основные схемы-правила, когда обособляем, когда не обособляем причастный оборот.

(Вызываю ученика, который чертит схемы-правила.)

А что такое причастный оборот? Каким членом предложения является? Можем ли мы провести аналогию с причастным оборотом и ответить на вопрос: что такое деепричастный оборот?

Назовите деепричастные обороты в четверостишии. Каким членом предложения является деепричастный оборот? Почему вы сделали такой вывод?

Какими моделями словосочетаний представлены деепричастные обороты? Какой ещё моделью может быть представлен деепричастный оборот? Приведите примеры. Вывешиваю на доску схемы:

деепричастие +существительное; деепричастие +местоимение;

деепричастие +наречие.(деепричастие – главное слово)

Как вы понимаете, что такое одиночное деепричастие? Есть ли понятие одиночное причастие?

Итак, сделаем выводы. Продолжите предложения.

Деепричастный оборот – это…

Одиночное деепричастие – это…

4.Подход к теме

Можем ли мы сейчас объяснить запятые в четверостишии? Почему? (Мы ещё не знаем, при каких условиях обособляем и не обособляем деепричастный оборот и одиночное деепричастие.)

Какими способами узнаем? (Выдвижение гипотез: посмотрим в учебнике, самостоятельно постараемся узнать, спросим у учителя).

Для того чтобы вы сами могли сделать определённые выводы, я предлагаю вам материал для наблюдений.(Смотри ниже) Работать будете в парах. Анализируя примеры, сделайте выводы, когда будем ставить запятые при деепричастном обороте и одиночном деепричастии, а когда не будем? Отразите выводы в схемах-правилах. (Обращаю внимание на доску, на которой оформлено всё, кроме схем)

Обособляем Не обособляем

Деепричастный оборот Деепричастный оборот

Одиночное деепричастие Одиночное деепричастие

После работы в парах вызываю ребят. Отвечают, когда обособляем, а когда нет. Затем вызываю учеников, которые чертят схемы, делают выводы. Говорю о нюансах схемы, где одиночное деепричастие не обособляется: обычно в конце предложения, можно заменить наречием, существительным с предлогом; важно, не что делает предмет, а как.

Проверим наши выводы по учебнику.

5.Первичное закрепление .

Вот теперь объясните знаки препинания в четверостишии? Как вы можете охарактеризовать обстоятельства? (Однородные.) Повторяем, какие члены предложения называют однородными.

Автор пишет, что хочет идти по жизни и любоваться жизнью. А когда человек чем-то любуется, какие чувства наполняют его душу? (Восторга, восхищения, любви, удивления)Работа со словарём. Ребята объясняют лексическое значение слова «удивляться» и подбирают синонимы.

Чему же можно удивляться? (В хорошем смысле этого слова)

Сконструируйте предложения, взяв за основу данные обороты

Море, рождая волны,…

Зачитывают свои предложения.

6.Закрепление .

Вы уже сами можете конструировать предложения. Отрадно, что без ошибок, но всё-таки, чтобы не допускать ошибок в употреблении деепричастных оборотов в речи, помните о …

Сравните два предложения и скажите, о чём необходимо помнить? Почему деепричастие предупреждает: «Не меряя семь раз, не режь».

Открыв окно, быстрый ветер ворвался в комнату.

Нежась на солнце, змея свивалась тройным кольцом.

Сделайте вывод. (И добавочное действие, выраженное деепричастием, и основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, выполняет одно лицо)

В дополнение к этому, подберите правильное продолжение к деепричастному обороту.

расцветает человеческая красота.

человек наполняет душу радостью жизни.

Можем ли мы данное предложение (второе) заменить синонимичной конструкцией? (Когда человек удивляется миру, он наполняет душу радостью жизни). Вспомните, как мы заменяли предложения с причастными оборотами.(сложноподчинённым предложением с придаточным определительным- понятие вводилось в 6 классе при изучении темы «Относительные местоимения».)

7.Работа по тексту .

Вы дружно работали, делали выводы, работая в парах и самостоятельно. Далее я предлагаю вам исследовать текст «Лебеди». (распечатка на парте). Первая группа – с точки зрения стиля речи, вторая группа – с точки зрения орфографии(пропущенные орфограммы);третья группа – найти деепричастные обороты и одиночные деепричастия. В ответе используйте научный стиль, можно свой ответ начинать с деепричастного оборота. (Исследуя текст с точки зрения…,….) Общее задание для трёх групп — роль деепричастных оборотов в тексте.

Ответы групп по предложенным вопросам.

Какова роль деепричастных оборотов в тексте? (Деепричастия более выразительно дописывают, дорисовывают основное действие. Показывают экспрессию движения, ярче подчёркивают динамику событий.) Работа со словарём толковым, затем со словарём антонимов: динамика-статика.

Ребята, какие чувства испытывает автор, когда наблюдает за птицами? Какие легенды о лебедях вы прочитали к уроку? Одну- две легенды слушаем. Затем прошу ребят сформулировать основную мысль легенды предложением с деепричастным оборотом.

Ребята, а в каком произведении идея любви, верности отражается так же ярко, как и в легенде. Это произведение – гимн любви, верности.(«Повесть о Петре и Февронии Муромских»).С 2008 года 8 июля объявлен Всероссийским праздником семьи, любви и верности.

Ребята, что у нас может вызывать такие чувства, как в данном тексте? (Красота)Не только красота природы, человека, его поступков, но и красота слова, языка нам помогает выразить наши мысли, знания. Соприкосновение с удивительным миром делает нас духовно богаче, будит в нас прекрасное. Общаясь со мной на уроке, вы показали это. А хорошо ли поняли тему урока, проверим с помощью теста (+взаимопроверка).

Подумайте над всем услышанным во время урока и коротко оформите точку зрения по поводу урока.

Исследуя материал по теме, я (узнал, смог придумать…) и захотел…;

я (понял, разобрался…), теперь я….

9.Комментарий оценок.

Если вы не только поняли тему урока, но и услышали, что нас окружает удивительный мир, значит, урок не прошёл мимо вас. Нам, я думаю, стоит постараться не только видеть красоту, но и беречь её, чтобы ощущать радость жизни.

10.Домашнее задание.

Постарайтесь дома составить текст, используя в нём деепричастные обороты, одиночные деепричастия. Подумайте, о чём можно рассказать, чтобы показать динамику событий. (Ответы детей.) Подсказываю рисунками с изображением дельфинов, бушующего моря и т.д.

Смотри приложение (материал для наблюдений, текст, тест)

Материал для наблюдений

Желаю успеха!

Деепричастный оборот обособляем.

1.Опрокидывая на своём пути, вихрь промчался над деревней.

2.Бегут, играя на солнце, шумные ручьи.

3.Временами по реке пробегала от ветра лёгкая зыбь, сверкая на солнце.

Будьте внимательны!

Деепричастный оборот не обособляем.

1.Ребята работали засучив рукава.

Мчаться высунув язык, работать спустя рукава, трудиться не разгибая спины, бежать сломя голову, говорить положа руку на сердце — что это?

Обособляем одиночное деепричастие.

1.Улыбаясь, я восторженно рассказывал об отдыхе.

2.Я узнал, приглядевшись, родную тропинку.

3.Мой друг радостно осмотрелся вокруг, приземлившись.

Будьте внимательны!

Одиночное деепричастие не обособляем.

1.Он работал шутя(=наречие легко).Он говорил улыбаясь(=сущ.с предлогом с улыбкой).

Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлён необычайным и ещё (не) вида..ым мною зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращающ..хся с далёк..го юга на север, стала кружить над заливом. Я видел освещё..ые зарёю розоватые распахнутые крылья, длинные вытянутые шеи, слушал их голоса. Лебеди долго и низко кружились над заливом, потом стали садит..ся на воду.

Ещё никогда не видел я такой чудесн..й, почти сказочн..й картины. Я сидел на маленьк..м островке и, затаив дыхание, слушал и наблюдал.

Изогнув длинные шеи, лебеди близко плавали вокруг островка. Я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавш..м мне дивные пушкинские сказки. Не замечая меня, лебеди плавали, купались, переговаривались, и я мог близко наблюдать этих чудесных птиц. Потом по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водою, лебеди вдруг стали поднимат..ся и, собравшись в стаю, потянулись дальше на север.

Тест по теме «Деепричастный оборот»

1.Найдите словосочетание деепричастие +существительное

а)скользя по снегу а)вырастить дерево

б)сбросить листья б)одетые в листву

в)заросший пруд в)замирая от страха

2.Найдите предложение с деепричастным оборотом

а)Морозец ударивший ночью а)Сверкая белоснежным оперением птица

сразу всё преобразил. пересекла реку.

б)Раскинув могучие крылья б)Листки сорванные ветром порхали

птица кружилась над серединой в воздухе.

3.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

а)Пройдя длинную аллею лип, а)Ветер поднимая пыль на дороге,

старик опустился на скамейку. яростно выл в трубе.

б)Дорога, извиваясь подползает б)Море, рождая волны,

ближе к песчаной полоске. украшало их бахромой пены.

4.Найдите предложение, где не обособляем деепричастный оборот или одиночное деепричастие. Знаки препинания не расставлены.

а) Улучив удобную минутку а)Он отвечал скрепя сердце.

он вышел на свежий воздух.

б) Мы смотрели выпучив глаза. б)Приоткрыв глаза я увидел цветущий

5.Найдите предложение с грамматической ошибкой.

а)Подъезжая к станции, у меня а)Поднимаясь вверх, птицы хлопают

слетела шляпа. крыльями.

б) Не замечая меня, лебеди мирно б)Подъезжая к деревне, собаки залаяли.

В предложении? В данной статье мы разберем эти вопросы, а также ответим на вопросы о том, когда необходимо обособлять подобные конструкции, а когда этого делать не стоит. Разумеется, в ходе статьи разберем и соответствующие примеры.

Вступление

Деепричастный оборот, знаки препинания при деепричастном обороте давно стали неотъемлемой частью изучения программы русского языка, проходить которую начинают еще в средней школе. Итак, а что же такое деепричастный оборот?

Деепричастным оборотом называется не что иное, как деепричастие, имеющее при себе зависимые слова. Таким оборотом может быть выражено и

Как известно, в русском языке имеются как самостоятельные части речи, так и служебные. Так вот, к первой группе относится как раз деепричастие, из которого составляется деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте регламентируются использованием соответствующих правил, которые мы рассмотрим в следующих пунктах.

Вообще, эта часть речи обозначает, по сути, добавочное действие. При этом оно относится к основному действию, описанному в определенном фрагменте текста. И еще: знаки препинания при причастном и деепричастном обороте ставятся одинаково.

Что сочетает в себе деепричастие?

deeprichastniy oborot znaki BF50

Оно сочетает в себе признаки сразу двух частей речи: глагола и наречия.

Что в деепричастии имеется от каждой названной части речи?

deeprichastniy oborot znaki 4E6D0

От глагола деепричастию “достались” такие признаки, как вид и залог, возвратность. А от наречия деепричастие “унаследовало” неизменяемость, а также которая свойственна обстоятельству.

На какие вопросы отвечает деепричастие?

deeprichastniy oborot znaki 0D21

Эта часть речи отвечает на следующие вопросы: “Что делая?”, “Что сделав?”

Введение в деепричастные обороты

deeprichastniy oborot znaki 065CEDF

Что такое одиночное деепричастие в русском языке, мы уже выяснили. А вот что представляет собой вся конструкция? Знаки препинания при деепричастном обороте могут расставляться в разных позициях, согласно правилам.

Конструкция представляет собой систему из одиночного деепричастия и зависимых слов, которые находятся при нем. Остальные параметры у оборота остаются теми же, что и у одиночного деепричастия. Речь идет в первую очередь о вопросах, на которые оно отвечает, а также о его роли в предложении. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом могут стоять в нескольких позициях.

Допустим, что в предложении имеется эта часть речи. Тогда в этом же предложении обязательно должно быть сказуемое, выраженное глаголом. Оно будет обозначать основное происходящее действие, в то время как деепричастие или деепричастный оборот будет это действие дополнять некоторыми, если угодно, пояснениями или уточнениями.

Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте

deeprichastniy oborot znaki 960E54B

Сразу следует сказать, что постановка знаков препинания будет иметь некоторые нюансы. Есть некоторые алгоритмы, которые позволят разбираться в большинстве случаев. Однако порой правила становятся бессильными в случае тех предложений, когда, казалось бы, запятая должна стоять, но на самом деле ее нет. Тут помочь может только интуиция, потому что правилами такие случаи никак не объясняются. Но с этим мы разберемся позднее, а сейчас поговорим о другом.

Используя деепричастный оборот, человек должен четко осознавать, что при этом основное действие (выражающееся глаголом, роль которого — сказуемое) и добавочное действие (выражающееся нашим любимым деепричастным оборотом) имеют отношение к одному и тому же лицу.

Стоит отметить тот факт, что такие конструкции частенько имеют место в односоставных предложениях определенно-личного типа. При этом сказуемое в таком предложении может быть выражено глаголом, стоящим в повелительном наклонении. Это, кстати значит, что подлежащее в предложении будет достаточно легко найти.

Еще один нюанс: употреблять деепричастный оборот можно также в безличных предложениях. При этом он будет иметь связь с глаголом-инфинитивом.

Примеры деепричастных оборотов в предложениях

1) Тихо, едва ли не приседая до самой земли, он прошел мимо, не сводя глаз с объекта своего наблюдения.

2) Они долго ругались, пуская в ход острые слова, имеющие не самый хороший смысл, а затем она ушла, хлопнув на прощание дверью.

3) И кто бы мог подумать, что, решив, наконец-таки, привести свою комнату в порядок, он найдет то, чего ему так долго не хватало, о чем он уже почти забыл?

4) Увидев свору собак, кошка не просто вскарабкалась на дерево — она на него едва не взлетела.

5) Выпустив из-под колес клубы резко царапнула шинами асфальт и, протяжно взревев, сделала быстрый рывок вперед.

Постановка знаков препинания

Знаки препинания при деепричастном обороте ставятся в различных случаях. Их употребление регламентируется правилами и исключениями. Обычно они зависят от того, где в предложении стоит деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте могут ставиться с одной стороны (если оборот расположен в самом начале или конце предложения), с двух сторон (если оборот расположен в середине предложения), а также могут вообще не ставиться (если имеет место исключение из правила).

Вообще, многие источники говорят о том, что оборот обособляется всегда, в любой позиции. Это неверно, поскольку существуют исключения, а также некоторые пункты, которые запрещают постановку знаков препинания при деепричастных оборотах. Их мало, бесспорно, но они все же есть. Постараемся дальше разобраться, что же это за случаи.

Когда деепричастный оборот не обособляется?

Постановка знаков препинания при деепричастном обороте не имеет места в том случае, если сам оборот сливается по смыслу с основным действием. А когда его нельзя употреблять?

Во-первых, если основное и добавочное действия относятся к разным словам. Пример: “Пробежав дистанцию быстрее всех, у финишировавшего обувь пришла в негодность”. Такое предложение, а вернее, использование в таком предложении данного деепричастного оборота станет нарушением синтаксических норм. Сравните это предложение со следующим: “Пробежав дистанцию быстрее всех, финишировавший вскоре отпраздновал свой триумф”.

Нельзя использовать деепричастие и деепричастный оборот в том случае, если в безличном предложении отсутствует инфинитив. То есть при этом конструкцию просто не к чему будет отнести. В то же время в подобном предложении может присутствовать сочетание, составленное из местоимения или существительного, играющего роль дополнения и глагола-сказуемого. Пример: “Посмотрев на то, какая погода за окном, мне сразу же погрустнело”. Это также нарушение синтаксических норм. Правильно будет в данном случае: “Посмотрев на то, какая за окном погода, я сразу же погрустнел”.

Запрещено использование конструкции, если она относится к причастиям страдательного рода. Выходит, что субъект действия, который обозначен деепричастием, и субъект действия, который выражен сказуемым, не совпадают между собой. Пример: “Мяч, улетев со стадиона, все же был пойман”. Здесь ошибка заключается в том, что один оборот относится к улетевшему мячу, а второй оборот — уже к людям, которые его поймали.

Заключение

Итак, что мы выяснили в ходе данной статьи? Во-первых, что знаки препинания в предложения с деепричастным оборотом могут ставиться по-разному, в зависимости от его нахождения в предложении. То есть они могут стоять с одной стороны (если оборот расположен в начале/конце предложения), а могут стоять сразу с двух сторон (если оборот расположен в середине предложения). Во-вторых, знаки препинания при деепричастии и деепричастном обороте ставятся одинаково. В-третьих, постановка знаков препинания регламентируется синтаксическими нормами. В-четвертых, хотелось бы напоследок отметить сходство постановки, которую имеют знаки препинания при причастном и деепричастном обороте.

Тип урока. Усвоение нового материала

I. Образовательные:

  • повторить существенные признаки деепричастия как части речи;
  • усвоить существенные признаки деепричастного оборота как смыслового отрезка;
  • усвоить условия постановки знаков препинания в предложениях, осложненных деепричастным оборотом.
  • закрепить умение находить деепричастия в предложении;
  • сформировать умение находить границы деепричастного оборота;
  • сформировать умение выделять деепричастный оборот на письме.
  • воспитание культуры умственного труда на основе использования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения);
  • воспитание любви, бережного отношения к природе.
  • познавательные – уметь воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализировать, делать выводы; устанавливать причинно — следственные связи
  • регулятивные – уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, корректировать свою деятельность; анализировать собственную работу
  • коммуникативные – уметь взаимодействовать в группе, микрогруппе; формулировать собственное мнение и позицию
  • учебник;
  • проектор;
  • ноутбук;
  • сигнальные карточки;
  • раздаточный материал;
  • компьютерная презентация.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Анализ эпиграфа к уроку

“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину”.
М. Пришвин

Учитель. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что природу нужно охранять. Но понятие “природа” довольное обширное. Мы не можем охранять всю природу сразу, но можем бережно относиться ко всему живому, что нас окружает, беречь и спасать.

II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1) Анализ текста

Учитель. Послушайте часть текста. Подумайте, почему я его прочитала.

Рядом с высокой березой сделали автобусную остановку. Люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжелые сумки. Когда сучья пообломались, кто-то, не подумав, вбил много гвоздей. Береза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днем чахло дерево. На нем всё так же болтались сумки. Дерево ссутулилось и, сгорбившись, стояло над дорогой, как белый памятник. Мимо шел человек в комбинезоне. Остановился и, не сказав ни слова, ушел. Вернулся он с топором.

Учитель. Это отрывок из текста. Как вы думаете, как автор закончил данный рассказ?

Огородил березу мелким частоколом, на раненый ствол повесил табличку: “Гвозди не вбивать! Живая!”

  • Определите тему и идею рассказа.
  • К какому стилю относится данный текст?
  • Как вы думаете, чем интересен этот текст с точки зрения грамматики? (Наличие деепричастий)
  • Назовите деепричастия.
  • Вспомните, что вы знаете об этой части речи. Проверку усвоения изученного материала организуем по группам.
  • Группа А (1 колонка). Выберите для себя форму контроля: составление блок-схемы “Деепричастие как часть речи”, лингвистическая сказка о деепричастии, синквейн и т.д.
  • Группа В (2 колонка). Выполните тест в тетради. (Приложение №1)
  • Группа С (3 колонка). Пока остальные учащиеся выполняют творческие проекты и тесты, мы проведем фронтальный опрос по изученному материалу.
    Назовите общее грамматическое значение деепричастия.

  1. На какие вопросы отвечает деепричастие? Примеры
  2. С помощью каких суффиксов образуются деепричастия? Примеры.
  3. Признаки каких частей речи соединены в деепричастии?
  4. Назовите признаки глагола. Примеры.
  5. Назовите признаки наречия. Примеры.

Учитель. Пока я проверяю качество выполнения заданий у других групп, выполните цифровой диктант в тетради. (Приложение №2)

Проверка качества выполнения теста группой В с помощью сигнальных карточек.

Проверка качества выполнения проектов группой С – индивидуальный опрос. .

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛ

Формулировка понятия на основе анализа языкового материала.

Перед вами “рассыпавшееся” предложение. Соберите его.

Человек и подчиняться природы частью должен ее является законам.

Замените первый глагол в предложении причастием. Запишите получившееся предложение. (Человек, являющийся частью природы, должен подчиняться ее законам).

Выполните синтаксический разбор предложения.

  • Чем осложнено данное предложение? (Обособленным определением, выраженным причастным оборотом)
  • Переконструируйте предложение так, чтобы в нем было деепричастие. (Человек, являясь частью природы, должен подчиняться ее законам).
  • Что такое причастный оборот?
  • А есть ли зависимые слова у деепричастий?
  • Сформулируйте, что такое деепричастный оборот.
  • Что станет предметом нашего исследования на сегодняшнем уроке?
  • Сформулируйте тему урока. (Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом)
  • Сформулируйте цели и задачи урока.

V. УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1) фронтальная работа

  • Назовите существенные признаки понятия “деепричастный оборот”.
  • Сопоставьте сформулированное вами определение с определением в учебнике.
  • С какой новой информацией вы познакомились? (Деепричастный оборот – смысловой отрезок)

2) Групповая работа

То, что одиночное деепричастие и деепричастный оборот – это смысловой отрезок, докажет 1 группа . (Приложение №3)

Выяснить условия постановки знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами предстоит 2, 3, 4 группам. (Приложение № 4,5,6)

Выяснить условия постановки знаков препинания в предложениях с одиночными деепричастиями предстоит 5 группе . (Приложение №7)

6 группе предстоит сопоставить особенности пунктуационного оформления причастного и деепричастного оборота. (Приложение №8)

(Отчеты руководителей групп)

VI. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ

Усвоение образца рассуждения (устно)

Учитель. Следующее умение, которое мы должны сформировать, — это умение находить деепричастный оборот в предложении. Давайте вернемся к нашему тексту о березе. Есть ли в нем одиночные деепричастия и деепричастные обороты?

Рядом с высокой березой сделали автобусную остановку. Люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжелые сумки. Когда сучья пообломались, кто-то, не подумав, вбил много гвоздей. Береза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днем чахло дерево. На нем всё так же болтались сумки. Дерево ссутулилось и, сгорбившись, стояло над дорогой, как белый памятник. Мимо шел человек в комбинезоне. Остановился и, не сказав ни слова, ушел. Вернулся он с топором, огородил березу мелким частоколом, на раненый ствол повесил табличку: “Гвозди не вбивать! Живая!”

Основное действие выражено глаголом _________, добавочное действие деепричастием_____________. У деепричастия есть зависимое слово, следовательно, это деепричастный оборот, а деепричастный оборот, как правило, выделяется с двух сторон запятыми.

Аналитическое упражнение (письменно).

Учитель. С давних времен человек и природа взаимосвязаны. Провозгласив себя царем среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом ее творения. И вместо благодарности продолжает вести себя агрессивно.

Перед вами текст. Прочитайте его.

Береза всегда красива. Рождаясь маленьким стебельком не боясь холода и зноя она через несколько лет становится березкой. Пройти мимо не поглядев на нее нельзя. Она красивая но такая беззащитная. И так бывает обидно за людей которые ломают деревья не думая не стесняясь не переживая за содеянное и даже не понимая этого варварства. А это страшно. Подняв руку на дерево они могут поднять ее и на человека.

Спишите текст, расставляя знаки препинания. Графически обозначьте изученную пунктограмму.

Аналитико-синтетическое упражнение (письменно)

Учитель. Человек наделен Разумом. Это особый природный дар, поэтому мы должны строить свою жизнь так, чтобы не гибли и не страдали животные и растения, чтобы не исчезали моря и леса. Каждый из нас способен помочь природе, для этого нужно выполнять простые правила. Перед вами таблица. Соедините начало и конец предложения, и вы получите правила общежития с природой.

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Человек и природа. Эти два понятия не разделимы. Природа – это храм, это источник жизни. И Человек, Человек разумный, должен чувствовать красоту и величие природы и понимать, как важно, как необходимо ее беречь.

VII. ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП

Вспомните, какие цели и задачи мы ставили в начале урока. Удалось ли нам их выполнить?

А – задания мне были понятны, я легко справился с ними.

В – некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

С – я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

IX. ОБЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Уровень А. Употребление деепричастий в художественной речи (прозе).

Отрывок из повести Н.Гоголя “ Тарас Бульба” (глава 9). Со слов “А из города уже выступало неприятельское войско. ” до слов “. что жарили и сыпали пулями беспрерывно козаки”.

Примерные вопросы для исследования.

  • выделите в тексте деепричастия и деепричастные обороты;
  • проведите количественный анализ, выяснив, сколько в отрывке предложений и сколько раз встретились деепричастия и деепричастные обороты;
  • что помогают показать деепричастия в данном отрывке;
  • обобщите свои наблюдения и сделайте выводы.

Уровень В и С. Выполните упражнение №_____, выучите правило.

  1. http://1aya.ru/referat10/koncp-62174.php
  2. http://infourok.ru/-25694.html
  3. http://itv55.ucoz.ru/publ/urok_puteshestvie_ne_s_deeprichastijami/1-1-0-16

Проектная работа в рамках образовательной программы:

«Современный урок русского языка в аспекте требований
ФГОС:

цели, содержание, критерии оценки»

Тема проекта:
Урок «Причастный оборот»

Тема «Причастный оборот»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель:

Формирование
знаний о причастном обороте, умений устанавливать связи причастия с
определяемым и зависимым словами, определение границ причастного оборота,
формирование орфографических и пунктуационных навыков.

Задачи:

Личностные

ученик научится:


формулировать и аргументировать собственное мнение;


устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;


адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные:

ученик научится:

-правильно
находить границы причастного оборота


обнаруживать и исправлять пунктуационные ошибки

-объяснять
постановку запятых в устной форме (рассуждение) и на письме (графически)

Метапредметные

Регулятивные

ученик научится:


целеполаганию, включая постановку новых целей; преобразование практической
части в познавательную;

-самостоятельно
анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем
ориентиров действия в новом учебном материале

Познавательные:

ученик научится:

-строить
логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-создавать
и преобразовывать модели и схемы для решения задач

 Коммуникативные:

ученик научится:

-формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве;

-осуществлять
взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Оборудование:
интерактивная
доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карточки

Ход
урока.

1.Этап
мотивации. 

Учитель.
Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, садитесь! За окном мороз и солнце, день
чудесный! А какое у вас настроение? (Хорошее). Замечательно, настроимся
на хорошую работу, и все у нас с вами получится.

Учитель. Французский
драматург Ж.Мольер говорил: Грамматика повелевает даже царями. Как вы
понимаете эти слова?

Ученик. Грамотность
имеет большое значение в нашей жизни.

Ученик. Грамотными в наше время
быть модно.

Ученик.  Грамотными
должны быть и рабочий, и президент.

 Учитель.  Да, ребята, мы убедились, что нужно 
писать грамотно. 

Ну
а теперь давайте настроимся на рабочий лад, проверим домашнее задание.

2.Этап
актуализации и пробных учебных действий.

Учитель.
Внимание на экран.

Те,
кто выполнял  упр.146 (часть 2), проверяют домашнюю работу по эталону

Слова
для справки: сч…т, капюш…н, ч…лка, ш…колад, пч…лы, крыж…вник,
молодож…ны, ж…луди.

Эталон
проверки домашнего задания  на слайде:

Отстёгивающийся капюшон, отросшая чёлка,
растаявший шоколад, жужжащие пчёлы, поспевающий крыжовник, танцующие
молодожёны, упавшие жёлуди.

Учитель.
Те, кто выполнял упр.146 (I
часть), проверяют по карточке №1. Обменяйтесь тетрадями, проверьте по
карточкам и поставьте друг другу оценки.

Отстёгивается
— отстёгивающиеся, растаял — растаявший, поспевают — поспевающие, отросла —
отросшая, изменился — изменившийся, жужжат — жужжащие, упал — упавший, танцуют
— танцующие

Карточка
№ 1.

Эталон проверки домашнего задания

Отстёгивается — отстёгивающиеся (несов.
вид, наст. время, возвр., перех.)

растаял — растаявший (сов.вид,
прош.время, невозвр., неперех.)

поспевают — поспевающие (несов. вид,
наст. время, невозвр., неперех.)

отросла — отросшая (сов.вид, прош.время,
невозвр., неперех.)

изменился — изменившийся  (сов.вид,
прош.время, возвр., неперех.)

жужжат — жужжащие  (несов. вид, наст.
время, невозвр., неперех.)

упал — упавший  (сов.вид, прош.время,
невозвр., неперех.)

танцуют — танцующие  (несов. вид, наст.
время, невозвр., неперех.)

Учитель:
Те, кто выполнял творческое задание, подходит к учителю на проверку.

Творческое
задание.

Почему
нельзя писать сочинение так, как Витя? Порассуждайте об этом с одноклассниками.
Можно ли назвать Витино сочинение плагиатом? Знаете ли вы, что означает это
слово? В случае затруднений обратитесь к толковому словарю.

Отрывок
из рассказа «Удивительные приключения Вити Брюквина».

Учительница
достала из портфеля тетрадь, раскрыла её и положила перед Витиным папой.

Это
сочинение вашего сына «Как я отдыхал летом».

А
что? — удивился папа. — Вроде аккуратно, почти без помарок…

Нет,
вы почитайте. Вот отсюда.

«…Ничем
не выразить смятения, овладевшего мною, когда я погрузился в воду. Я хорошо
плаваю, но я не мог сразу вынырнуть на поверхность и чуть не задохнулся. Лишь
когда подхватившая меня волна, пронеся изрядное расстояние по направлению к
берегу, разбилась и отхлынула, оставив меня почти на суше полумёртвым от воды,
которой я нахлебался, я перевёл дух и опомнился…

Папа
Брюквин побледнел.

Какой
ужас! Он мне ничего не рассказывал. Неужели это случилось в летнем лагере?

Не
волнуйтесь, — сказала Людмила Аркадьевна, — читайте, пожалуйста, дальше. Вот
здесь.

«…Утешившись
мыслями о благополучном избавлении от смертельной опасности, я стал
осматриваться кругом, чтобы узнать, куда я попал. Моё радостное настроение
разом упало: я понял, что хотя и спасён, но не избавлен от дальнейших ужасов и
бед. На мне не оставалось сухой нитки, мне нечего было есть, у меня не было
даже воды, чтобы подкрепить свои силы…»

Что
это? — ошарашенно спросил папа Брюквин.

Успокойтесь,
пожалуйста, — сказала учительница. — Это всё случилось не с ним. Он всё списал.

У
кого? У Карнауховой?

Нет,
не у неё. У Даниэля Дефо.

У
кого? Вы хотите сказать…

Да.
Из книги «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

Ну
я ему покажу «удивительные приключения»! ( По Л.Каминскому)

Ученик.
Я считаю, что Витя написал сочинение не верно.
Он просто взял и списал отрывок из текста романа Д.Дефо «Жизнь и удивительные
приключения Робинзона Крузо».  Нельзя использовать чужой текст. Сочинение – это
собственный труд.

Ученик.
Мы посмотрели в словаре значение слова «плагиат». Плагиа́т — 
умышленно совершаемое физическим лицом незаконное использование или
распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, которое
сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о
действительном авторе. Это нарушение прав автора. Таким образом, мы можем
сказать, что Витя нарушил права автора, списав и выдав чужой текст за своё
сочинение.

Учитель.
Молодцы, вы справились с заданием. Ребята, а какие
затруднения вы испытывали при выполнении упр.146 (1 часть)?

Ученик.
Мне было трудно определить морфологические признаки причастий отстёгивающиеся, 
изменившиеся
. А теперь одноклассник объяснил мне, как  нужно определять
возвратность глагола.

Ученик.
Я не затруднялся в выполнении домашнего задания.

Учитель.
Что нужно сделать, чтобы не было затруднений?

Ученик.
Я думаю, нужно повторить глагольные признаки причастия.

Учитель.
Кто выполнил упр.146 (часть 2) без ошибок?

Ученик.
У меня это задание затруднений не вызвало.

Ученик.
У меня была ошибка в слове капюшон. А сейчас я проверил по эталону, и
мне объяснил одноклассник, что это слово относится к словам – исключениям,
которые после шипящих пишутся через О.

Учитель.
У вас на столах карты
самооценки.  Оцените свою деятельность на данном этапе. Поставьте оценку за
домашнее задание.

Карта
самооценки

Ф.И.___________________________________________

Задание

Оценка ученика

Оценка учителя

1

Домашнее задание

2

Работа в группах

3

Работа в парах

4

Самостоятельная работа

5

Творческая работа

3.
Этап выявления места и причины затруднения

Учитель. 
Посмотрите на экран: выполните синтаксический
разбор предложения

Деревья 
омытые дождём  блестели на солнце.

Учитель. Проверьте
по эталону, кто допустил ошибку.

Эталон для проверки

Деревья,
омытые дождём, блестели на солнце.

Учитель.
Правильно ли вы выполнили данное задание?

Ученик.
Я не поставил запятые.

Ученик.
Я подчеркнул по-другому. Деревья какие? омытые, определение,  омытые
чем? дождем, будет дополнением.

Ученик.
Я думаю по-другому: деревья какие? омытые дождём. Вместе будет
определением.

Учитель.
У нас появились две гипотезы. Какая из них правильная?
Можем
ли мы объяснить?

Ученик.
Не можем.

Учитель.
Почему?

Ученик.
Не хватает знаний.

4.
Этап построения выхода проекта  из затруднения.

Учитель.
Попробуем разобраться. Прочитайте предложения на
слайдах. Чем они отличаются?

Луна  озаряла всё вокруг чудесным светом.

Снег  превратился
в лужицу.

Луна, блиставшая над морем, озаряла всё вокруг чудесным
светом.

Снег, таявший на солнце,  превратился в лужицу.

Ученик.
В этих предложениях говорится об одном и том же.

Ученик.
Во втором столбике в предложениях есть запятые.

Ученик.
Во втором столбике в предложениях есть причастия с зависимым словом, они вносят
в предложение дополнительную информацию.  Поэтому их выделили запятыми.

Ученик.
Если причастие с зависимым словом вносит
дополнительную информацию, значит, к нему нужно задать один вопрос: луна какая?
блиставшая над морем.

Учитель.
Попробуйте сформулировать тему и цели урока.

Ученик.
Я думаю, мы сегодня на уроке будем говорить о причастии с зависимым словом.

Учитель.
Какова цель нашего урока?

Ученик.
Узнать, когда причастие с зависимым словом выделяется запятыми.

Учитель.
Правильно ли мы с вами рассуждаем? Прочитайте правило № 1 в учебнике.

Ученик.
Да, мы правильно нашли причастие с зависимым словом,
оно называется причастным оборотом.

Учитель.
Что нового вы узнали?

Ученик.
Причастный оборот в предложении будет определением.  

Ученик.
Слово, к которому относится причастный оборот,
является определяемым словом.

Учитель.
 А теперь попробуем определить, когда нужно ставить
запятые в предложениях с причастными оборотами? Поработайте в группах. 
Понаблюдайте над предложениями на слайде, составьте алгоритм.

Созданные
писателем книги начинают жить самостоятельно.

Книги,
созданные писателем, начинают жить самостоятельно.

Учащиеся строят
алгоритм выполнения действия.

Ученик. 
Наша группа составила такой алгоритм

«Выделение
причастного оборота запятыми»

1.Нахожу
причастие.

2.Ищу для него
главное слово — определяемое слово.

3.Задаю вопрос к
зависимому слову.

4.Определяю место
главного слова и причастного оборота.

5Если причастный
оборот стоит после определяемого слова, ставлю запятые.

6.Если причастный
оборот стоит перед определяемым словом, не ставлю запятую.

Ученик.
У нашей группы  получился другой алгоритм.

Причастие

Причастный оборот

Стоит
перед определяемым словом

Стоит
после определяемого слова

Не
ставлю запятую

Ставлю
запятую

Учитель.
Молодцы, ребята, вы хорошо поработали. Прочитайте правило № 2 по учебнику.
Правильно ли мы составили алгоритм? Что нового вы ещё узнали?

Ученик.
Всё правильно. Но в учебнике написано, что выделенный запятыми

причастный оборот 
называется обособленным определением.

Учитель.
Ребята, когда я готовилась к уроку, тоже  составила
алгоритм.

Алгоритм

Выделение
причастного оборота запятыми.

image001

image008


image009 image009

Необособленное
определение

 


 

Учитель.
По какому алгоритму работать легче?

Ученик.
Все алгоритмы правильные. Но легче работать по
третьему.

Учитель.
К какому выводу мы пришли на данном этапе?

Ученик.
Узнали, что к причастному обороту нужно задавать один вопрос: какой?
Причастный  оборот является в предложении определением.

Ученик.
Мы научились с помощью алгоритмов определять причастный оборот и ставить
запятые, если причастный оборот стоит после определяемого слова. 

Ученик.
Узнали, что выделенный запятыми причастный оборот называется обособленным
определением.

Учитель.
Ребята, какая гипотеза оказалась верной?

Ученик.
Я считаю, что правильной оказалась гипотеза, в которой говорится, что
причастный оборот является определением.

5.
Этап реализации построенного проекта.

Учитель.
 А теперь, ребята, поработаем по алгоритму.  Вам
даётся одна минута. Прочитайте предложения и найдите причастный оборот.

1.Через
несколько минут они попали в низкие пещеры, уставленные несметным количеством
ящиков.

2. Надвигающаяся
на город темнота не остановила машины.

3. Звук,
раскатывающийся волной, пронёсся по долине.

Ученик
В первом предложении причастие – уставленные, причастный оборот – уставленные
(чем?) несметным количеством ящиков. Причастный оборот стоит после
определяемого слова пещеры, значит, выделяется запятой. Это обособленное
определение.

Ученик.
 Во втором предложении причастие – надвигающаяся,
причастный оборот – надвигающаяся (куда?) на город. Причастный
оборот стоит перед определяемым слова темнота, значит, не выделяется
запятой. Это необособленное определение.

Ученик.
В третьем предложении причастие – раскатывающийся, причастный оборот – раскатывающийся
(как?)
волной. Причастный оборот стоит после определяемого слова звук,
значит,  выделяется запятой. Это обособленное определение.

Учитель.
Молодцы. Чему мы научились?

Ученик.
Мы находили причастный оборот и применяли алгоритм выделения причастного
оборота запятыми.

6.Этап первичного закрепления во внешней речи. 

Учитель. Каков следующий
шаг нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить
знание правила и умения применять его на практике.

Учитель. Полностью с вами
согласна. А сейчас выполним задание на слайде все вместе. Работаем по
алгоритму.

Прочитайте предложения, найдите причастный
оборот.

1.К
реке сбегает тропинка, едва видимая во мгле.

 2. На
растущих в саду деревьях поселились птицы.

3.
Серебрится река, озаряемая луной.

4.
Трава, пригибаемая ветром, ложилась на землю.

5.
Высушенный за лето ковыль чуть слышно шелестит под слабым южным ветерком.

Ученик. В первом предложении нахожу причастие – видимая, причастный оборот — едва
видимая (где?) во мгле,
причастный оборот стоит после определяемого слова тропинка,
поэтому выделяется запятыми, это обособленное определение.

Ученик. В этом предложении причастие – растущих,
причастный оборот – растущих (где?) в саду деревьях.

Учитель. Ребята, вы согласны с Мишей?

Ученик. В этом предложении причастие – растущих,
причастный оборот – растущих (где?) в саду. Это деревья (какие?)
растущие в саду
. Причастный оборот стоит перед определяемым словом деревьях,
запятая не ставится. Это определение необособленное.

Ученик. Да, я понял, как работать с алгоритмом. Я
соединил причастный оборот с определяемым словом.

Ученик. В третьем предложении причастие – озаряемая,  (какая?),
причастный оборот – озаряемая (чем?) луной, причастный оборот стоит
после определяемого слова река, поэтому выделяется запятыми, это
обособленное определение.

Ученик. В четвертом предложении причастие – пригибаемая,
причастный оборот – пригибаемая (чем?) ветром, причастный оборот стоит
после определяемого слова трава, поэтому выделяется запятыми, это
обособленное определение.

Ученик. В пятом предложении причастие – высушенный, причастный
оборот – высушенный (когда?) за лето, причастный оборот стоит перед
определяемым словом ковыль, поэтому не выделяется запятыми, это
необособленное определение.

Учитель. Молодцы, ребята.
Чем мы с вами занимались?

Ученик. Находили причастный
оборот, определяемое слово. Если причастный оборот стоит после определяемого
слова, он является обособленным и выделяется запятыми. Если стоит перед
определяемым словом, запятые не ставятся.

Учитель. Какие затруднения
вы испытывали?

Ученик. Не всегда правильно
умеем находить причастный оборот.

Учитель. Значит, нам нужно
поработать над этим заданием. Предлагаю следующее задание. Поработайте в
группах по карточкам № 2.

Карточка №
2.

Прочитайте
предложения. Назовите причастный оборот. Укажите, где нужно поставить
запятую.

1.Узкая длинная коса
походила на огромную башню упавшую с берега в море.

2.Тучи покрыли все
ровным тяжелым полотном опустившимся над водой.

3.Маленькие игривые
волны рождаемые ласковым дыханием ветра тихо бились о берег.

4.В окружавшем нас
шорохе я услышал голос с берега.

Учитель. Отвечает 1 группа.

(Ученик. В первом
предложении причастие — упавший, причастный оборот — упавшую
(откуда?) с берега в море
. Определяемое слово башню какую? упавшую с
берега в море
. Причастный оборот стоит после определяемого слова,  ставлю
запятую.

Ученик. Во втором предложении
причастие  — опустившийся, причастный оборот – опустившимся (над
чем?) над водой.
Определяемое слово – полотном,  (каким?)
опустившимся над водой
. Причастный оборот стоит после определяемого слова,
ставлю запятую.

Учитель. Какие затруднения
испытали при выполнении задания?

Ученик. Мы все справились с
заданием.

Ученик. Мы спутались в четвертом
предложении. Думали, что ставится запятая. Потом по алгоритму Маша исправила,
что причастный оборот стоит перед определяемым словом. Запятая не ставится.

Учитель. Молодцы. Какую
работу мы с вами выполнили?

Ученик. Мы нашли в предложениях
причастные обороты, определяемые слова.  Назвали случаи, когда ставится
запятая. В 1,2,3 предложениях  причастный оборот стоит после определяемого слова,
поэтому ставится запятая.

Учитель. Оцените вашу
работу в группах и поставьте оценку в карту самооценки.

Учитель. Ученики 7 класса составляли предложения с причастными
оборотами. Некоторые ребята не справились с заданием. Вам нужно п
оработать
в парах и исправить ошибки. На столах карточки № 3.

Карточка № 3.

Прочитайте
предложения. Исправьте ошибки.

1)Блюдца
лилий и нити очень грациозны,  идущие от них в глубину. 

2)По степи лошади
шли медленно, густо заросшей травой. 

3) Пастух подходит
к нашему костру, заночевавший в горах.

4) В снежных просторах трудно
определить расстояние, обманывающих неопытный глаз.

(Ученик. В первом
предложении причастный оборот идущие от них в глубину относится к
определяемому слову нити. Правильное предложение:
Блюдца лилий и нити (какие?), идущие от
них в глубину, очень грациозны.

Ученик. Во втором
предложении причастный оборот густо заросшей травой относится к
определяемому слову степи.  Правильное предложение:
По степи (какой?), густо заросшей травой,
лошади шли медленно.
)

Учитель. Испытывали ли вы
затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Нет, мы справились с
работой.

Учитель. Молодцы, ребята.
Какую работу вы выполняли?

Ученик. Мы исправили ошибки,
правильно согласовали причастный оборот с определяемым словом, задали вопрос от
определяемого слова и поставили причастный оборот после определяемого слова.

Учитель. Оцените вашу
работу в парах и поставьте оценку в карту самооценки.

Учитель. А сейчас, ребята, проведём физкультминутку.

А
теперь, ребята, встанем,

Руки
медленно поднимем,

Пальцы
сжать, потом разжать,

Руки
вниз и так стоять.

Наклонились
вправо, влево 

И берёмся вновь за дело

7. Этап самостоятельной
работы с самопроверкой по эталону.

Учитель. Ребята, вы уверены
в своих умениях?

Ученик. Да.

Учитель. Как мы можем это
проверить?

Ученик. Мы можем самостоятельно
выполнить задание и проверить себя по эталону.

Учитель. Выполняем
самостоятельную работу по карточке № 4

Карточка № 4

Прочитайте предложения.
Выпишите  причастный оборот с  определяемым словом, назовите случаи
обособления.

1)Дождь
моросивший весь день прекратился, облака понемногу рассеялись.

2) Деревья
измученные дождями и ветрами нежатся на солнце. 

3)
Суровое северное поморье долго спавшее под снегом проснулось под теплыми
лучами весеннего солнца и зазеленело… 

4)  Развалины
едва различимые при свете звезд встретили нас молчанием.

Учитель. Поменяйтесь
тетрадями и проверьте самостоятельную работу по эталону. Поставьте оценки.

Критерии
оценивания самостоятельной работы:

Нет ошибок – «5»

1 ошибка- 4»

2 ошибки – «3»

Эталон проверки
самостоятельной работы.

1)Дождь,
моросивший весь день, (обособленное определение)

2) Деревья,
измученные дождями и ветрами, (обособленное определение)

3)
поморье, долго спавшее под снегом, (обособленное определение)

4)  Развалины,
едва различимые при свете звезд, (обособленное определение)

Учитель. Какие затруднения
вы испытывали?

Ученик. Я допустил ошибку,
неправильно нашел причастный оборот в 1 предложении, написал дождь
моросивший.
Мне одноклассник объяснил мою ошибку, я понял, как находить
причастный оборот. Моросивший (как?) весь день.

Ученик. Я неправильно
написал во втором и третьем предложениях необособленное определение. А сейчас,
работая по эталону и алгоритму, понял, если ставится запятая, значит,
обособленное определение.

Учитель. Ребята, кто
выполнил без ошибок?

Учитель. Молодцы. Поставьте
оценку в карту самооценки.

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель.  Каким новым
знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?

Ученик. Научились находить
причастный оборот, выделять его на письме запятой.

Ученик. Узнали, что
причастный оборот, который стоит после определяемого слова и выделяется
запятыми, называется обособленным определением.

Учитель. Достаточно ли  мы
закрепили новое правило?

Ученик. Нет.

Учитель. Почему?

Ученик. Выполнили маленький
объем применения нового знания на практике. Были ошибки в самостоятельной
работе.

Ученик. Я ошибся в
нахождении причастного оборота.

Ученик. А я неправильно
определил обособленное определение.

Учитель. Тогда  работаем
над следующим заданием по карточке № 5.

Карточка №
5.

Исправьте ошибки, допущенные в предложениях
с причастными оборотами. Запишите отредактированный вариант, подчеркните
причастные обороты, определяемые слова.

1.
Изумительно красив был возвышающий вдали холм.

2. Издали
были видны плывущие брёвна по воде.

3. Туристы,
увидящие красоты озёр Карелии, надолго запомнят их.

4. Кто из
нас не любовался облаками образующими
удивительные фигуры.

Учитель: Проведем
самопроверку по эталону на слайде.

Эталон самопроверки: 

                                                                           
                   
х

1.
Изумительно красив был возвышающийся вдали холм.

                                         
х

2. Издали
были видны брёвна,  плывущие по воде.

                                                                     
х

(Издали
были видны плывущие по воде брёвна.)

         х

3. Туристы,
увидевшие красоты озёр Карелии, надолго запомнят их.

                                                              
х

4. Кто из
нас не любовался облаками, образующими
удивительные фигуры.

Учитель. Ребята, какие
затруднения вы испытывали?

Ученик. Я написал: Издали были
видны брёвна,  плывущие по воде.

Ученик. Я написал: Издали были видны плывущие по воде брёвна.

Учитель. Какой из них правильный?

Ученик. Оба варианта
правильны. Можно поставить причастный оборот и перед определяемым словом, и
после определяемого слова.

Учитель. Какие ошибки вы
допустили?

Ученик. Я не смог образовать
причастие увидевшие. Не понял, почему нельзя оставить увидящие.

Учитель. Об этом мы узнаем
на следующем уроке. А сейчас мы с вами выполним творческую работу. Напишите
небольшое сочинение «Лес поздней осенью», используя предложенные на слайде
опорные словосочетания.

Опорные словосочетания.

Потемневшее осеннее
небо. Нависшие тучи. Оголённые деревья. Дорожка, покрытая увядшими листьями.
Покосившийся мостик. Мелкий дождик, сеющийся с утра. Улетающие на юг птицы.
Листва, шуршащая под ногами.

Учитель. Ребята,
послушайте сочинение Коли. Смог ли он использовать в тексте причастные обороты?
Запишите, сколько причастных оборотов вы услышите в его сочинении.

Ученик. Вот наступила осень.
Потемневшее осеннее  небо. Нависли тучи. Мы идем по дорожке, покрытой увядшими
листьями. Птицы готовятся к отлету на юг.

Учитель.  Хорошо, Коля. Ребята,
сколько причастных оборотов использовал Коля?

Ученик.  Коля в сочинении
использовал один причастный оборот и 1 причастие. Он переделал причастия в
глаголы. И в некоторых случаях не смог составить правильные предложения.

Учитель. Послушаем еще
одно сочинение.

Ученица. Лес поздней
осенью.

 Наступила поздняя осень. Осеннее небо
покрыто тучами, потускневшими от дождя. Оголенные деревья шумят на
пронизывающем ветру. Под ногами дорожка, покрытая увядшими листьями. Через
речку перекинут покосившийся мостик. Мелкий дождик, сеющий с утра, не перестает
целый день. Улетающие на юг птицы прощаются с родными местами и долго кружатся
над лесным озером.

Ученик. Маша написала
очень хорошее сочинение, она использовала в тексте 4 причастных оборота. Я
считаю, за такое сочинение можно поставить «5».

Учитель. Молодцы, вы хорошо
справились с заданием. Оцените свою работу и поставьте оценку в карту
самооценки.

Ребята,
карты самооценки сдаем учителю.

9.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Учитель.
Чем мы сегодня занимались на уроке? Чему научились?

Ученик. Я
сегодня узнал, что такое причастный оборот. Теперь я умею отличать причастный
оборот от одиночного причастия. Мне понравилось, как мы исправляли ошибки. 

Ученик.  Мне
было интересно узнать, что причастие тоже может иметь при себе зависимые
слова.  Я научился находить причастный оборот. Смог без ошибок выполнить
самостоятельную работу.

Ученик.  Я
затруднился с постановкой знаков препинания. Мне еще нужно поработать с
алгоритмом.

Ученик.
А я научился различать одиночные и обособленные определения, но иногда плохо
разбираюсь в постановке знаков препинания. Мне тоже нужно поработать с
алгоритмом.

Ученик.
Мне понравилось, как мы написали сочинение с причастными оборотами.

Учитель.  Предлагаю
выбрать домашнее задание:

1. 
упр.159 (часть
I)

2.
Выписать предложения с причастным оборотом из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
(глава
I)

3.
Написать сочинение-миниатюру «Мой родной город»,  используя упр.159, часть
II

  • Преграждать путь как пишется
  • Превратиться или привратиться как пишется и почему
  • Прага на английском языке как пишется
  • Превратить или привратить как правильно пишется
  • Праздничный день феодала описание замка турнира или охоты пира в замке кратко рассказ