Итоговая работа по теме «Сложноподчинённые предложения».
I вариант
1. Найдите сложноподчинённое предложение.
А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
Б. В Мещёрском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.
Г. В ком добра нет, в том правды мало.
2. Прочитайте предложение: Никогда не забывайте, что театр живёт не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Придаточное предложение в нём стоит …
А. перед главным предложением
Б. после главного предложения
В. в середине главного предложения
3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчинённым предложением.
На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.
4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.
Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.
5. Определите вид придаточного в сложноподчинённом предложении.
Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.
А. придаточное времени
Б. придаточное определительное
В. придаточное условное
6. Найдите среди данных предложений сложноподчинённое с придаточным места.
А. Я рассказал, где прошло моё детство.
Б. Я поехал туда, где прошло моё детство.
В. Я побывал в городе, где прошло моё детство.
7. Какое предложение соответствует схеме:
( ), [ ], ( ).
А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.
8. Какая схема соответствует предложению.
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина?
А. ( ), ( ), [ ]. Б. [ … ,( ), … ].
9. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А. Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.
Б. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звёзды и всё в лесу примолкает.
В. На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.
10. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.
Умение сказать именно то что нужно есть без сомнения великое умение которое даётся очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.
11. Придумайте начала и запишите полученные предложения.
А. ________________________________________ , как будто хотел мне что-то сказать.
Б. ________________________________________, что слушали, не проронив ни слова.
Итоговая работа по теме «Сложноподчинённые предложения».
II вариант
1. Найдите сложноподчинённое предложение.
А. Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь.
Б. Мост снесло во время половодья, и поэтому нам пришлось делать большой крюк.
В. Аист, как говорит народное поверье, стережёт счастье, не подпуская беду.
Г. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
2. Прочитайте предложение: Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой её тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги. Придаточное предложение в нём стоит …
А. перед главным предложением
Б. после главного предложения
В. в середине главного предложения
3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчинённым предложением.
Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.
Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.
5. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчинённом предложении Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.
А. придаточное сравнительное
Б. придаточное условия
В придаточное времени
6. Найдите среди данных предложений сложноподчинённое с придаточным места.
А. Это и была школа, куда меня направили.
Б. Я знал, куда меня направили.
В. Я приехал туда, куда меня направили.
7. Какое предложение соответствует схеме: ( ), [ ], ( )?
А. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где её никогда не найдёт человек, обладающий скудными знаниями.
Б. Труд составляет самую крепкую и надёжную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.
8. Какая схема соответствует предложению:
Внимательно прочитав всё написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал?
А. [ ], ( ), ( ). Б. [ ], [ ], ( ), ( ).
9. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А. В то время как мы готовили материалы экспедиции, начальник отряда договаривался с проводниками.
Б. Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.
В. Я ждал её рассказа и молчал, боясь, что если спрошу её о чём-либо, она опять отвлечётся в сторону.
10. Спишите предложение, расставив знаки препинания.
Я накинул на плечи шинель потому что озяб от холода и усталости и пошёл искать машину.
11. Придумайте начала и запишите полученные предложения.
А. _________________________________ , что чуть не упал в воду.
Б. ___________________________________ , будто долго жила в Англии.
руководитель предметной группы по проверке заданий ГИА по программам среднего общего образования по русскому языку
Уважаемые одиннадцатиклассники! В этом году вы оканчиваете школу, и вам предстоит пройти сложный и ответственный этап — сдать экзамены. Первым в списке испытаний стоит экзамен по русскому языку. Уверена, что вы под руководством ваших учителей уже начали подготовку к нему. Чтобы ваша работа была продуктивной, а экзамен успешным, предлагаю вам познакомиться с типичными ошибками, допущенными участниками ГИА по русскому языку в прошлом учебном году.
1. Теоретический блок
Выберите удобный для себя вариант работы:
1) презентация с комментариями консультанта (её нужно скачать);
2) самостоятельное изучение материала:
Анализ
типичных ошибок участников ЕРЭ-2021
по
русскому языку
В 2020-2021 учебном
году выпускники 11 классов впервые сдавали ГИА по русскому языку в формате ЕРЭ — Единого республиканского экзамена.
Экзаменационная работа
состояла из двух частей и включала в себя 27
заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержала 26 заданий с кратким ответом. В экзаменационной
работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: задания на
запись самостоятельно сформулированного правильного ответа; задания на выбор и
запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня
ответов. Ответ на задания части 1 оформлялся
соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных
без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Часть 2 содержала одно задание открытого типа с развёрнутым ответом
(сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе
прочитанного текста.
Для подготовки к
Единому республиканскому экзамену по русскому языку был предложен банк
тренировочных заданий, аналогичных формату заданий ЕРЭ, и выпускники имели
возможность выполнять задания и решать проблемные ситуации, возникающие при их
выполнении.
По итогам проверки
работ ЕРЭ по русскому языку определены типичные ошибки и недочёты, допущенные
выпускниками.
Часть
1.
Задания
1-4
не вызвали затруднений: выпускники смогли указать варианты ответов с верно
переданной информацией (задание 1, ответ 15<или>51), подобрать и записать
личное местоимение на месте пропуска (задание 2, ответ ОНИ), выписали цифру,
соответствующую значению слова ПЛАН в приведённом фрагменте словарной статьи
(задание 3: ответ 1), определили слово с неверным ударением и выписали его
(задание 4, ответ ВЛИЛАСЬ). При оформлении записи в бланке ответов имел место недочёт: вместо одного верного ответа
записывали и его вариант.
Подобные недочёты встречались и при выполнении заданий 14, 16, 19, 21, 24.
Номер | Правильный ответ | Недочёт |
1 | 15 | 15<или>51 |
14 | снова чтобы | снова |
16 | 14 | 14<или>41 |
В задании 5 выпускники нашли предложение с неверно употреблённым словом (ПАМЯТЛИВЫМ событием), исправили лексическую ошибку, подобрав пароним, но в некоторых случаях записывали пароним в начальной форме вместо формы творительного падежа, употреблённой в предложении (Выдача этой награды была редким и ПАМЯТЛИВЫМ событием).
Номер задания | Правильный ответ | Недочёт |
5 | памятным | памятный |
13 | недоумевающим | недоумевающий |
24 | глупые разумных | глупые разумные |
В задании 6 предлагалось отредактировать предложение: исправить
лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово, и записать подобранное
слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка (Только подлинный друг всегда искренне
порадуется твоим успехам). Выпускники справились с заданием: нашли и
исправили лексическую ошибку, но допустили недочёты и ошибки при заполнении бланка ответа — вместо
одного синонима предлагался ряд синонимов (задание сформулировано в
единственном числе!), записанное слово содержало орфографическую ошибку (в
задании сформулировано требование нормы!)
Номер задания | Правильный ответ | Недочёт |
6 | настоящий (или другой синоним) | 1) вместо одного синонима предлагался ряд синонимов: настоящий<или>истинный; 2) записанное слово содержало орфографическую ошибку: истиный/истенный (вместо истинный) |
В задании 8 проверялось умение устанавливать соответствие между
грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. С заданием
выпускники справились частично. Затруднение вызвало предложение 5 (В 1952-1957 годах было проведено
строительство высотных зданий, которые впоследствии получили название
«Сталинских высоток» и ставших одним из символов Москвы советской эпохи):
некоторые выпускники классифицировали его как нарушение в построении
предложения с причастным оборотом, хотя в действительности имеет место ошибка
в построении сложного предложения.
Номер задания | Предложение | Правильный ответ | Ошибки |
8 | 5) | Б) 95724 (ВАЖНО: последовательность цифр строго определена!) | 1) Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 2) последовательность цифр записывалась произвольно |
Общие замечания по
заполнению бланка ответов Части 1, задания 1-26:
выпускники ошибались строчками при внесении ответов – допускали исправления.
Часть
2.
В текущем учебном году
выпускникам был предложен новый тип творческой работы – сочинение по
прочитанному тексту. Именно часть 2
вызвала наибольшие трудности у участников ГИА.
Часть
2
содержала одно задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее
умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Объём
творческой работы – не менее 150 слов, творческая работа должна содержать
следующие структурные элементы:
— формулировка одной из
проблем, поставленных автором текста;
— комментарий к
сформулированной проблеме: два примера иллюстрации из прочитанного текста,
пояснение к каждому примеру-иллюстрации, анализ смысловой связи между
примерами-иллюстрациями;
— формулировка позиции
автора;
— формулировка и
обоснование своего отношения к позиции автора по проблеме исходного текста.
Оценивание сочинения
осуществлялось по критериям, представленным в таблице:
Содержание | ||||||||||||||||||||||||
К1 | К2 | К3 | К4 | |||||||||||||||||||||
Формулировка проблем 0-1 балл | Комментарий к сформулированной 0-6 баллов | Отражение 0-1 балл | Отношение к позиции автора 0-1 балл | |||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
К5 | К6 | |||||||||||||||||||||||
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность | Точность | |||||||||||||||||||||||
0-2 балла | 0-2 балла | |||||||||||||||||||||||
Грамотность | ||||||||||||||||||||||||
К7 | К8 | К9 | К10 | К11 | К12 | |||||||||||||||||||
Соблюдение орфографических норм 0-3 балла | Соблюдение пунктуационных норм 0-3 балла | Соблюдение грамматических норм 0-2 балла | Соблюдение речевых норм 0-2 балла | Соблюдение этических 0-1 балл | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале 0-1 балл | |||||||||||||||||||
Критерии К1 (формулировка проблемы исходного
текста), К3 (отражение позиции
автора исходного текста) не вызвали затруднений. Выпускники верно определили и
сформулировали проблему, смогли отразить позицию автора текста-первоисточника.
Затруднения вызвал
критерий К2 (комментарий к сформулированной проблеме
исходного текста), состоящий из нескольких композиционных элементов:
Элементы комментария к проблеме исходного текста
Два примера-иллюстрации | Пояснения к примерам-иллюстрациям | Смысловая связь между примерами-иллюстрациями | Анализ смысловой связи | Опора на исходный текст |
Ошибки, допущенные в
критерии К2 (комментарий к проблеме):
— отсутствие
комментария;
— комментарий
заменён пересказом текста;
— приведён
один пример-иллюстрация вместо двух;
— пояснения
к примерам-иллюстрациям отсутствуют; есть пояснение только к одному из двух
примеров;
— не
определена смысловая связь между примерами-иллюстрациями;
— связь
определена (например: «Эти примеры дополняют друг друга…», «Эти
примеры противопоставлены
друг другу…», «…указывают на причинно-следственные связи», «Автор сравнивает...»),
но не проанализирована (например, не указано, с какой целью эти примеры
дополняют друг друга или противопоставлены друг другу).
Частичное затруднение вызвал
критерий К4: выпускники смогли
сформулировать отношение к позиции автора по проблеме исходного текста, но не
всегда приводилась аргументация собственного мнения по проблеме.
При создании творческой
работы учащимися допускались следующие ошибки и недочёты.
1.
Логические:
§ неумение
делить текст на абзацы;
§ нарушение
причинно-следственных связей («Ребёнок в
детстве не осознаёт своего счастья, поэтому взрослые придумали миф о золотом
детстве»);
§ логический
скачок: пропуск звена в рассуждении
2.
Фактические:
§ искажения
в названии жанров литературных произведений («В
рассказе «Детство» Л. Н. Толстой описывает…»);
§ ошибки
в именах авторов («В своём романе Илья
Гончаров рассказывает о счастливом детстве Обломова»)
3.
Речевые:
§ неразличение
паронимов («на полотнах старинных
мастеров»);
§ употребление
слов иной стилевой окраски («Мы идём в
школу, где нас ждёт куча новых переживаний»);
§ нарушение
лексической сочетаемости («Детство в
жизни человека занимает фундаментальную роль»);
§ употребление
слова в несвойственном ему значении («разговор
с писательницей картин»);
§ неоправданный
повтор слов («Свои размышления автор
начинает с рассказа о своём разговоре с художницей»)
4.
Этические:
§ речевая
некорректность («Чарли Чаплин говорил о
своём детстве… Чарли вспоминал…»);
§ речевая
агрессия («маразматическая мода на
ностальгию»)
5.
Орфографические:
§ раздельное
написание частиц («в тоже время», «и чтобы
мне ни говорили, я всё равно считаю…»);
§ различение
частиц НЕ и НИ («как бы мы не относились к своему детству»,
«сколько бы трудностей не
встретилось нам на пути»);
§ Н,
НН в причастиях («уроки, полученые нами в детстве»);
§ -ТСЯ/-ТЬСЯ
в глаголах («мне трудно признатся в своих ошибках»);
§ правописание
производных предлогов («В заключении хочу сказать…»)
6.
Пунктуационные:
§ графическое
начертание многоточия («дальше пойдут
кирпичики….»;
§ отсутствие
вопросительного знака в вопросительном предложении
НЕВЕРНО | ВЕРНО |
Почему же взрослые называют детство золотой порой. | Почему же взрослые называют детство золотой порой? |
§ отсутствие
одного из знаков при вводном слове
НЕВЕРНО | ВЕРНО |
Автор текста, | Автор текста, |
§ ошибки
в предложении с цитированием:
НЕВЕРНО | ВЕРНО |
1. Как говорил В. Шефнер: «В детстве жить очень 2. «Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт» — 3. «Вот вы в детстве были счастливы?», — задаётся | 1. Как говорил В. Шефнер, в детстве «жить очень 2. «Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт», — 3. «Вот вы в детстве были счастливы?» — задаётся |
§ ошибки
в СПП с однородным подчинением:
НЕВЕРНО | ВЕРНО |
Для меня детство – это пора, когда я преодолел | Для меня детство – это пора, когда я преодолел |
5.
Грамматические:
§ построение
предложений с деепричастным оборотом («Подходя
к старости, эти камни начинают казаться нам лёгкими»); употребление
деепричастного оборота в безличном предложении («Размышляя над текстом В. Шефнера, мне стало жаль», «Вспоминая о детстве, нашлось мало счастливых моментов»);
§ нарушение
границ СПП («В этом меня убедила трилогия
Максима Горького «Детство». Где автор рассказывает о…»);
§ ошибки
в употреблении предлогов («Эти слова
подтолкнули В. Шефнера на мысль…»).
В
предстоящем учебном году на уроках русского языка следует уделить особое
внимание работе над типичными ошибками, допущенными на ЕРЭ-2021.
2. Практический блок.
С целью проверки усвоения материалов консультации выполните тренировочные задания с самопроверкой. По окончании работы можно скачать именной сертификат (имя из формы регистрации).
Выполнить тренинг можно или ЗДЕСЬ, или на блоге:
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация » Типология речевых и грамматических ошибок «
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Типология речевых и грамматических ошибок
-
2 слайд
Описание слайда:
Введение
В действующих ныне «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» указывается, что с помощью сочинений и изложений проверяются « …2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания». Следовательно, проверка творческой работы сопровождается подчёркиванием и вынесением на поля значками «Р» и «Г» (а также некоторыми другими) речевых ошибок и недочётов, грамматических ошибок. -
3 слайд
Описание слайда:
Введение
Грамматическая правильность речи оценивается по специальным критериям. Правильность речи – соблюдение в ней основных грамматических норм, сформулированных в виде правил грамматики (в морфологии — нормы склонения и спряжения частей речи; в синтаксисе — нормы согласования, управления слов, построения предложения той или иной структуры…).
Нарушение грамматических норм приводит к грамматическим ошибкам (т.е. к отклонениям от словообразовательных, морфологических, синтаксических норм). Грамматические ошибки можно увидеть, услышать. В числе наиболее распространённых из них следующие: -
4 слайд
Описание слайда:
Грамматические ошибки —
ошибки в структуре языковой единицы; нарушение любой грамматической нормы.
1) Ошибочное словообразование. Трудолюбимый, надсмехаться.
2) Ошибочное образование формы существительного. Многие чуда техники. Не хватает время.
3) Ошибочное образование формы прилагательного. Более интереснее. -
5 слайд
Описание слайда:
Грамматические ошибки —
4) Ошибочное образование формы числительного. С пятистами рублями.
5) Ошибочное образование формы местоимения. Ихнего пафоса.
6) Ошибки в образовании личных форм глаголов. Им двигает чувство сострадания.
7) Неправильное употребление временных форм глаголов. Эта книга даёт знания об истории календаря, научит делать расчёты. -
6 слайд
Описание слайда:
Грамматические ошибки
Ошибки в образовании действительных и страдательных причастий. Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора.
9) Ошибки в образовании деепричастий. Вышев на сцену. Пиша о жизни.
10) Неправильное образование наречий. Автор тута был не прав.
11) Нарушение согласования. Я знаком с группой ребят, увлекающимися джазом. -
7 слайд
Описание слайда:
Грамматические ошибки
12) Нарушение управления. Повествует читателей. Сделать свою правду более красивую.
13) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Главное, чему я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения.
14) Нарушение способа выражения сказуемого. Мы были рады, счастливы и весёлые. -
8 слайд
Описание слайда:
Грамматические ошибки
15) Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом. Читая текст, возникает такое чувство…
16) Ошибки в построении предложения с причастным оборотом. Дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
17) Ошибки в построении сложного предложения. Эта книга научила меня ценить друзей, которую я прочла ещё в детстве. Ум автор текста понимает не только как просвещённость, но и с понятием «умный» связывает вольнодумство. -
9 слайд
Описание слайда:
Грамматические ошибки
18) Ошибки, связанные с употреблением частиц. Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника.
19) Нарушение границ предложения. Было уже поздно. Когда он опомнился. -
10 слайд
Описание слайда:
Грамматические ошибки
Грамматическая правильность речи так же, как орфографическая и пунктуационная грамотность, влияет на логичность, выразительность и точность мысли, на содержание высказывания. -
11 слайд
Описание слайда:
Речевые ошибки
При оценке письменных работ творческого характера, кроме грамотности, учитывается и речевое оформление. Речевые ошибки и недочёты вместе с неточностями в содержании учитываются при выведении первой (верхней) отметки. Грамматические ошибки, наряду с орфографическими и пунктуационными, — при выведении второй (нижней). -
12 слайд
Описание слайда:
Речевые ошибки
При оценке ученических работ учитываются следующие основные речевые ошибки и недочёты: -
13 слайд
Описание слайда:
Речевые ошибки
1) Употребление слова в несвойственном ему значении. Мы были шокированы прекрасной игрой актёров.
2) Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом. Моё отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
3) Неразличение синонимов. Имя этого поэта знакомо во многих странах. -
14 слайд
Описание слайда:
Речевые ошибки
4) Неразличение паронимов. В таких случаях я взглядываю в словарь.
5) Употребление слов иной стилевой окраски. Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
6) Разрушение образной структуры фразеологизмов. Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади.
7) Неоправданное употребление просторечных слов. Таким людям всегда удаётся объегорить других. -
15 слайд
Описание слайда:
Речевые ошибки
Нарушение лексической сочетаемости. Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности.
9) Употребление лишних слов, в том числе плеоназм. Молодой юноша. Очень прекрасный.
10) Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология). В этом рассказе рассказывается о событиях древности. -
16 слайд
Описание слайда:
Речевые ошибки
11) Неоправданное повторение слова. Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
12) Ошибки в употреблении антонимов в построении антитезы. В третьей части текста звучит не весёлый, но и не мажорный мотив.
13) Бедность и однообразие синтаксических конструкций. Когда писатель пришёл в редакцию, его принял редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. -
17 слайд
Описание слайда:
Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).
1. К концу жизни мировоззрения поэта изменились.
-
18 слайд
Описание слайда:
1. К концу жизни мировоззрения поэта изменились. (грамматическая)
Определите вид ошибки (речевая или грамматическая). -
19 слайд
Описание слайда:
2. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.
Определите вид ошибки (речевая или грамматическая). -
20 слайд
Описание слайда:
2. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты. (речевая)
Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).
-
21 слайд
Описание слайда:
3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.
Определите вид ошибки (речевая или грамматическая). -
22 слайд
Описание слайда:
3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина. (грамматическая)
Определите вид ошибки (речевая или грамматическая). -
23 слайд
Описание слайда:
4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.
Определите вид ошибки (речевая или грамматическая). -
24 слайд
Описание слайда:
4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах. (речевая)
Определите вид ошибки (речевая или грамматическая). -
25 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 937 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 330 человек из 66 регионов
- Сейчас обучается 1008 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Русский родной язык. Учебное пособие», О.М. Александрова
Тема:
§ 9. Типичные грамматические ошибки
Похожие материалы
-
Презентация к уроку родного русского языка в 11 классе на тему «Что в имени тебе моем?» Тайна имени»
-
Урок родного (русского) языка (творческая мастерская) в 11 классе на тему: «»Что в имени тебе моем?» Тайна имени (11 класс)
-
«Так» або «Не» па тэме: «Дзеяслоў»
-
Заданні на паўтарэнне «Знаёмыя незнаёмцы»
-
Тэматычны кантроль: «Дзеепрыметнік і дзеепрыслоўе — асобыя формы дзеяслова»
-
Праверачная работа па тэме: «Віды сувязі ў словазлучэнні»
-
Практыкум па тэме «Знакі прыпынку ў бяззлучнікавым сказе»
-
Матэрыял для ўрока абагульнення ведаў «Бяззлучнікавы складаны сказ»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5436955 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
-
Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
-
Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
-
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
Итоговая работа по теме: «Сложноподчиненные предложения»
I вариант
-
Найдите сложноподчиненное предложение.
А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
В. За пять часов мы не проехали и двадцати верст, потому что дорога была скверная.
Г. Куда он мог уйти и где теперь искать его?
-
Прочитайте предложение Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Придаточное предложение в нем стоит…
А. перед главным предложением
Б. после главного предложения
В. в середине главного предложения
-
Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением.
На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.
-
Сделайте синонимическую замену простого предложения с деепричастным оборотом сложноподчиненным предложением.
Приближаясь к морю, мы еще издали услышали его глухой шум.
-
Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.
Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.
-
Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.
На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.
-
Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении
Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.
А. придаточное времени
Б. придаточное определительное
В. придаточное условное
-
Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А. Я рассказал, где прошло мое детство.
Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.
В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.
-
Какое предложение соответствует схеме: ( ),[ ],( )?
А. Если вы будете изучать и страстно любить русский язык, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.
-
Какая схема соответствует предложению
По темному небу, которое было усеяно тысячами звезд, кое-где вспыхивали едва уловимые зарницы.
А. ( ) , ( ), [ ]. Б. ( ), ( ), [ ]. В. […,( ), ].
-
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А. Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.
Б. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.
В. На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.
-
Спишите предложение, расставьте знаки препинания.
Умение сказать именно то что нужно и именно так чтобы нас слушали и понимали есть без сомнения великое умение которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.
-
Придумайте начала и запишите полученные предложения.
А.…, как будто хотел мне что-то сказать.
Б.…, что слушали, не проронив ни слова.
-
Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного.
А. Узнайте, пожалуйста,…
Б. С тех пор как мы поселились у озера,…
В. Девушка так мило улыбалась,…
Г. Мне нравятся песни,…
Итоговая работа по теме: «Сложноподчиненные предложения»
2 вариант
-
Найдите сложноподчиненное предложение.
А. Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь.
Б. Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.
В. Со тола убрали и уже чистили посуду и серебро.
Г. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
-
Прочитайте предложение
Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги. Придаточное предложение в нем стоит…
А. перед главным предложением
Б. после главного предложения
В. в середине главного предложения
-
Сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением.
Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
-
Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.
Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.
-
Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.
Кулибин не получил специального образования, но он был одаренным механиком.
-
Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении
Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.
А. придаточное образа действия
Б. придаточное условия
В. придаточное времени
-
Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А. Это и была школа, куда меня направили.
Б. Я знал, куда меня направили.
В. Я приехал туда, куда меня направили.
-
Какое предложение соответствует схеме: ( ), [ ], ( ) ?
А. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
Б. Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.
9. Какая схема соответствует предложению
Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал?
А. [ ], ( ), ( ).Б. [ ], ( ), ( ). В. [ ], [ ], ( ), ( ).
-
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А. В то время как мы готовили материалы экспедиции, начальник отряда договаривался с проводниками.
Б. Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.
В. Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что если я спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону.
-
Спишите предложение, расставьте знаки препинания.
Я накинул на плечи шинель потому что несмотря на теплый день озяб от холода и усталости и пошел искать машину.
-
Придумайте начала и запишите полученные предложения.
А.…, что чуть не упал в воду.
Б.…, будто долго жила в Англии.
-
Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного.
А. Я посмотрел в окно и увидел,…, и мне показалось…
Б. Лишь только появилась первая трава,…
В. Я так долго не получал писем от своего друга,…
Г. Я расскажу о книге,…
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/453851-slozhnopodchinennoe-predlozhenie-itogovaja-ra