Предложения с причастиями в рассказе толстый и тонкий

Предложения с причастиями и причастными оборотами часто встречаются в произведениях художественной литературы.сначала вспомним, что называется причастием.причастие это особая форма

Предложения с при­ча­сти­я­ми и при­част­ны­ми обо­ро­та­ми часто встре­ча­ют­ся в про­из­ве­де­ни­ях худо­же­ствен­ной литературы.

Сначала вспом­ним, что назы­ва­ет­ся причастием.

Причастие — это осо­бая фор­ма гла­го­ла с при­зна­ка­ми при­ла­га­тель­но­го, кото­рая отве­ча­ет на вопро­сы: какой? какая?  какое?  какие?

Более подроб­но об этой фор­ме гла­го­ла узна­ем из ста­тьи «Признаки при­ча­стия».

Причастие, по нашим наблю­де­ни­ям, при­над­ле­жит книж­ным сти­лям речи. Часто оно встре­ча­ет­ся в худо­же­ствен­ной сти­ле, реже — в пуб­ли­ци­сти­ке. В сво­их про­из­ве­де­ни­ях писа­те­ли охот­но исполь­зу­ют при­ча­стие и при­част­ный обо­рот для того, что­бы нари­со­вать образ­ную кар­ти­ну дей­стви­тель­но­сти, вызвать яркое впе­чат­ле­ние у чита­те­ля и выска­зать свое отно­ше­ние к при­ро­де, чело­ве­ку и окру­жа­ю­ще­му миру.

В пред­ло­же­ни­ях пол­ные при­ча­стия явля­ют­ся опре­де­ле­ни­я­ми или частью состав­но­го имен­но­го ска­зу­е­мо­го. Причастия в крат­кой фор­ме — это сказуемые.

Примеры предложений с полными причастиями

Месяц, чёт­ко отте­ня­е­мый свет­лым сумра­ком, блед­нел над леса­ми. Ели, отя­го­щен­ные снеж­ны­ми клу­ба­ми, изме­ни­ли очер­та­ния, но без­молв­ство­ва­ли (В. Белов).

Давно опав­шие жёл­тые листья, тер­пе­ли­во ожи­да­ю­щие пер­во­го сне­га и попи­ра­е­мые нога­ми, золо­тят­ся на солн­це, испус­кая из себя лучи, как чер­вон­цы (А.П. Чехов)

Если идти по тро­пин­ке, веду­щей к избуш­ке лес­ни­ка, то попа­дешь в густые зарос­ли чере­му­хи (В. Солоухин).

Я ско­ро заме­тил, что у само­го моря, на высо­кой ска­ле, покры­той люби­мы­ми оле­ня­ми тра­вой, пас­лась сам­ка оле­ня и воз­ле неё в тени лежал какой-то жёл­тый кру­жо­чек (М. Пришвин).

Наконец-то закон­чи­лись дожди и уста­но­ви­лась сухая ясная пого­да. Это было кста­ти, и бурун­ду­чок выбе­жал из норы к пова­лен­но­му бурей дере­ву и стал рас­кла­ды­вать на нем свои запа­сы, что­бы пооб­су­ши­ва­лись на сол­ныш­ке, пооб­вет­ри­ва­лись, что­бы не заплес­не­ве­ли, не испор­ти­лись за дол­гую зиму (С. Воронин).

Старый боль­шой сад, заби­тый на зиму дом и рас­кры­тые бесед­ки  по углам огра­ды были жут­ки сво­ей забро­шен­но­стью (И. Бунин).

Когда солн­це село и из лощи­ны потя­ну­ло влаж­ным холо­дом, мы подъ­е­ха­ли к деревне, серев­шей соло­мен­ны­ми кры­ша­ми. Мы въе­ха­ли в узкую, уже потем­нев­шую ули­цу, зарос­шую вёт­ла­ми (В. Вересаев).

Наутро мы поды­ма­лись на гору, сплошь покры­тую осы­пя­ми (А. Арсеньев).

Начало све­тать. Порозовело небо, а лес, засы­пан­ный сне­гом, сто­ял весь белый, при­тих­ший (Г. Скребицкий).

То с утра до утра шел не пере­ста­вая мел­кий, как водя­ная пыль, дож­дик, пре­вра­щав­ший гли­ни­стые доро­ги и тро­пин­ки в сплош­ную густую грязь, в кото­рой увя­за­ли надол­го возы и эки­па­жи (А. Куприн).

Наступила ночь. Туман, лежав­ший досе­ле на поверх­но­сти воды, под­нял­ся квер­ху и пре­вра­тил­ся в тучи (А. Арсеньев).

Дождь, гони­мый силь­ным вет­ром, лил как из вед­ра (Л. Толстой).

В сере­дине апре­ля два гусе­нич­ных трак­то­ра пово­лок­ли сквозь тай­гу довер­ху гру­жен­ные вся­кой вся­чи­ной, тяже­лые, сра­бо­тан­ные из лист­вен­нич­ных бре­вен сан­ные при­це­пы на новое место (П. Проскурин).

Примеры предложений с краткими причастиями

Тонкие ство­лы берёз беле­ли рез­ко и отчёт­ли­во, а на их мел­кую лист­ву, каза­лось, были набро­ше­ны сереб­ри­стые, про­зрач­ные, газо­вые покры­ва­ла (А. Куприн).

Вся боль­шая поля­на была покры­та зеле­ны­ми бугор­ка­ми. Это было всё нара­бо­та­но когда-то кро­та­ми и потом зарос­ло и покры­лось мхом (М. Пришвин).

Широкий подъ­езд на ули­цу закрыт наглу­хо, окна зана­ве­ше­ны што­ра­ми (А. Толстой).

Голые, облу­пив­ши­е­ся ство­лы были окра­ше­ны баг­ро­вым отблес­ком дого­ра­ю­щей зари (А. Куприн).

Передняя ком­на­та ошту­ка­ту­ре­на и рас­пи­са­на каким-то само­уч­кой в кув­шин­ки и лилии. Снаружи дом, крыль­цо, лесен­ка выкра­ше­ны в глян­це­ви­тую охру… Земляной пол пол утрам­бо­ван и  чисто под­ме­тен. Ни мусо­рин­ки, ни соло­мин­ки! (В. Солоухин)

Вспоминаю быст­рую хру­сталь­ную реч­ку, через кото­рую поло­же­но жел­тое брев­но (В. Солоухин).

Лежишь, слов­но в воз­ду­хе. Постель сле­ва отго­ро­же­на от две­ри камы­шо­вой шир­мой, сплошь жёл­той, с плав­ны­ми сги­ба­ми (В. Набоков).

Был там и покры­тый лег­ким пуш­ком кры­жов­ник, розо­вая впе­ре­меш­ку с чер­ной смо­ро­ди­на, све­же­спле­тен­ная из тон­чай­ших пру­тьев бело­снеж­ная кор­зи­ноч­ка. Это, нако­нец, кусо­чек пче­ли­ных сотов, из кото­рых не выка­чан мёд и кото­рый дожи­дал­ся наше­го при­хо­да (М. Алексеев).

Каждый при­дел (хра­ма Василия Блаженного) рас­кра­шен сна­ру­жи осо­бен­ною крас­кой, как буд­то они не были выстро­е­ны в одно вре­мя, как буд­то каж­дый вла­де­тель Москвы в про­дол­же­ние мно­гих лет при­бав­лял по одно­му (М. Лермонтов).

Пятнистый тро­туар был устлан чер­ны­ми шел­ко­вы­ми кру­же­ва­ми (И. Бунин).

Каменные лест­ни­цы око­ло двор­ца были осве­ще­ны зарей (К. Паустовский).

Тихая реч­ка была скры­та под зеле­нью кув­ши­нок (А. Куприн).

Конфликт в рассказе А.П. Чехова «Толстый и
тонкий».

Деятельность
учителя

1.Оргмомент

Здравствуйте, ребята!Проверьте, все ли готово к уроку.Садитесь.

2.Актуализация

Вспомните ,с какими литературными понятиями, разновидностями
комического вы познакомились на прошлом уроке

Дайте
определение этим понятиям

Верно!Рассказ
«Толстый и тонкий» является юмористическим или сатирическим?Почему?

3.Мотивация

определим тему урока, разгадав  кроссворд

Какое слово в центре?

Какова же тема нашего урока?

Как вы понимаете, что такое конфликт?

Сформулируйте цели урока

Обратимся к эпиграфу. Саша,прочитай,пожалуйста.

Как вы понимаете эти слова? Какие же роли играет человек в
обществе?

Верно! Т.е. человек занимает в обществе определенное положение   или
по-другому соц  статус и следует ему.

Обратите внимание на слайд.Рассмотрим иллюстрацию к
рассказу.Какими здесь мы видим героев?

Найдите в тексте описание героев.Сравните с
иллюстрацией.

 На какие детали портрета обращает автор
внимание читателя ?

В данном отрывке встретились незнакомые слова :изысканным
одеколоном fleur dorange – фр. «цветок апельсина»)
 хересом
(вином, настоянном на травах).

Как вы понимаете слово навьючен?

Уже после прочтения деталей портрета, о чем мы
догадаться?

Еще в названии мы видим противопоставление понятий
толстый-тонкий, теперь богатый-бедный.
Какой
же  композиционный приём использует чехов, рисуя героев?

Какие чувства испытывают герои при встрече?

 Какие
предложения по цели высказывания и интонации преобладают?

О чём это свидетельствует? 

Обратите внимание на то, что герои очень много
говорят. Вспомните, как называется разговор двух и более лиц?

Верно. Т.е.Диалог лежит в основе  построения рассказа.

Чем отличается речь тонкого от толстого?

Что мы узнаём о материальном положении тонкого?

Когда,
в какой момент происходит перелом? Как в литературе называется самый
напряжённый момент в произведении? 

Вспомним о  “Табеле о
рангах” (закон  о
соотношение чинов по старшинству),
существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что
означает в военном звании генерал; тонкий  коллежский асессор-VIII чин в
Табеле, что означает в воинском звании майор.

как меняется тонкий и его близкие, когда узнали
о служебном положении толстого.

Какая часть речи в данном отрывке чаще всего
употребляется автором

Какие глаголы,которые передают  Мимику, жесты,
позу, тем самым
 усиливая общее
впечатление изображения Тонкого? Выпишите их

Почему он вдруг изменились?

Как об этом сказал толстый?

Как вы понимаете значение этого слова

Обратите внимание на обращение героев друг к
другу. Как тонкий обращается к толстому?

А как пытается продолжать беседу толстый?

Как отнесся толстый к произошедшим изменениям в
поведении и внешности тонкого и почему?

Что определяет поведение героев – социальное
положение в обществе или прежние отношения, основанные на дружбе?

Какие человеческие качества Чехов высмеивает
в рассказе?

Таким образом, можем сделать вывод,что  конфликт заключается не
в различии соц положения и общественного статуса,а в борьбе с лестью, неискренность, чинопочитание как главными
проявлениями .

Высокое положение в обществе – еще не
свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата и
отсутствие карьерного роста не свидетельство несостоятельности человека.
Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком.
 Урок хочется закончить словами
А.П.Чехова: « При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать
своё достоинство».

Творческая работа. Пофантазировать и написать другой финал
рассказа.

Деятельность
учащихся

Юмор и сатира

Юмор –  Добродушно-насмешливое отношение к характерам и бытовой
жизни людей, умение представить события, недостатки, слабости в комическом
виде.

Сатира-высмеивание,разоблачение отрицательных сторон
жизни,изображение их в нелепом, карикатурном виде.

Сатирическим

1.Место, где встретились друзья. (Вокзал)

2.Имя Тонкого. (Порфирий)

3. Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)

4.Как дразнили Тонкого? (Эфиальт)  грек-предатель, изменнически указавший персам обход
в Фермопильском ущелье.

5. имя жены Тонкого. (Луиза)

6.Как звали
Толстого?(Михаил)

7. Герой, от которого пахло ветчиной и
кофейной гущей. (Тонкий)

8. Кличка Толстого в гимназии. (Герострат). житель древнегреческого города Эфеса
,который сжёг знаменитый храм Артемиды(богиня охоты).

Конфликт

Конфликт в
рассказе Чехова «Толстый и тонкий»

столкновение противоположных взглядов действующих лиц в
произведении(вывести на слайд)

выявить
причины конфликта

Весь мир — театр.

В нём женщины, мужчины — все актёры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…» (У. Шекспир)

Социальные

Толстый только
что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые
вишни. Пахло от него хересом и флер-д’оранжем. Тонкий же только что вышел из
вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками

Нагружен

Толстый богатый
и  обеспеченный,
довольный жизнью тонкий ехал не
в первом классе,у него нет денег на носильщика.

Антитеза

Оба были приятно
ошеломлены.

Вопросительные, восклицательные

О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются жизнью
друг друга

Диалог

Многословен,
речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи,
повторяемость речи.толстый же  говорит мало, но уверенно.

Служит
Коллежским асессором уже второй год и Станислава имеет.Получает маленькое
жалование, жена подрабатывает уроками, сам он делает дешёвые портсигары.
Орден Святого Станислава(Самый младший по старшинству в иерархии
государственных наград, главным образом для отличия чиновников)

Когда
тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника. Кульминация

Тонкий вдруг
побледнел, окаменел…

глаголы

побледнел, окаменел, лицо искривилось, посыпались искры,
съёжился, сгорбился, сузились, поморщились

Теперь тонкий понимает,что перед ним уже не друг детства, а
человек, высший по званию и соц положению,перед которым нужно выслужиться. между
героями пропасть,сложившаяся из-за их соц положения.

 К чему это чинопочитание»

Лицемерное отношение к старшим по должности(вывести на
слайд)

ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с”

Мы с тобой
друзья детства 

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого
было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что
тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье
руку».
Ему
стало противно

социальное положение

глупость, трусость, лесть,неискренность, чинопочитание 

  • Предать дружбу как пишется
  • Предание силы как пишется
  • Превращу ее жизнь в сказку og buda
  • Предать огню как пишется
  • Преградить как пишется и почему