Предложения из сказок с обращением 5 класс

1 исследовательский проект по теме: обращение в русских народных сказках авторы: атнишкина ксения, шопина валентина- ученицы 6 бкласса моу средняя

Борьба в России с различными проявлениями нелояльности к курсу власти активно развивается и в сфере искусства. Под угрозу испытать суровую кару закона попадают не только политически активные граждане, но даже те, кто создает неприемлемые с точки зрения госорганов художественные образы, а также распространяет их.

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил провести проверку творчества известных рэперов NoizeMC (Ивана Алексеева) и Oxxxymiron (Мирона Федорова) на предмет пропаганды экстремизма и реабилитации нацизма. Поводом для проверки послужило опубликованное в интернете письмо, в котором попросили «пресечь преступную деятельность рэперов», которая «стала национальной угрозой, опаснее расширения НАТО».

Уже стало известно, что блогер Дмитрий Якушев в своем ЖЖ опубликовал заведомо выдуманное письмо от некоей «группы патриотов», а сам пост, как признался автор, носил сатирический характер. «Не было никакого „Обращения группы патриотов“. Это же была шутка. Вымышленное обращение, специально написанное в идиотской форме, сатира на наше время», — заявил Якушев.

Однако в СК, по всей видимости, шутку не оценили. Найденное на задворках всемирной сети обращение стало руководством к действию. И надо сказать, что интерес к рэперам Следком проявляет не впервые. Ранее ведомство инициировало проверку по поводу высказывания Алишер Моргенштерна о «бессмысленности» пышного празднования Дня Победы. Музыкант быстро извинился. Однако вскоре Бастрыкин обвинил рэпера, что он торгует наркотиками через соцсети. В итоге Моргенштерн принял решение покинуть Россию.

Сейчас в интернете активно обсуждается, а может ли вообще потенциально попасть под запрет сам рэп как музыкальный стиль. Однако если смотреть на проблему шире, то можно увидеть, что власти давно с подозрением относятся к искусству и любому популярному творчеству.

Практически незамеченным в СМИ остался недавний скандал с закрытием популярной площадки Etsy, на котором российские художники выставляли свои картины, скульптуры и прочий арт. Формальным поводом блокировки сайта стала продажа на одной из страниц контрафактной продукции под видом известного бренда. Хотя сам автор и указывал, что продает подделку. Роскомнадзор заявил, что не может заблокировать отдельную страницу и закрыл доступ ко всему сайту. Так или иначе, художники лишились известной и раскрученной платформы. И можно ли быть уверенным, что это лишь защита интеллектуальной собственности?

Беда в том, что в России некоторые искусство трактуют очень вольно, выискивая там крамолу. И наоборот, госорганы активно реагируют на такие обращения. За последние годы известны случаи, когда правоохранители начинали проверки из-за цитирования в соцсетях «Незнайки на Луне» Николая Носова. Или из-за жалоб в театрах перестраховывались и снимали спектакли «Тараканище» по произведению Корнея Чуковского, или «Сказку о попе и работнике его Балде» Александра Пушкина.

Директор Центра правовых исследований Института инновационного развития, художник Евгений Тетерев говорит, что в современной России любой человек, занимающийся искусством, должен быть максимально аккуратен:

— В нынешнем случае с рэперами можно говорить о появлении «дела рэперов». А что касается сатирического обращения в СК, то наверное разберутся со всеми. И с опубликовавшим пост «шутником», проверят и рэперов, возможно найдут в их творчестве признаки экстремизма.

Не стоит забывать, что никто не отменял 306 статью УК РФ о заведомо ложном доносе. Это заведомо ложное сообщение о преступлении, или человеке, его совершившем. Блогер сам признался, что сделал ложное заявление. А для чего? Чтобы будоражить общество? Из хулиганских побуждений? Это вопросы, которые могут задать.

«СП»: — Удивляет, с какой активностью в СК решили проверять это заявление.

— В России есть темы для творчества, которые если не под запретом, то под строгим надзором государства. К таким темам относятся, например, отношение к власти, победа в Великой Отечественной войне. Сюда же относятся образы, связанные как-то с нацистской Германией, с этим надо быть очень аккуратным. Если будут создаваться образы, которые не вписываются в общую канву, можно попасть под уголовное преследование.

Если художник просто пишет пейзажи, городские виды, горы, поля, то это не вызывает большого внимания. Но есть темы под особым контролем. В частности, это религия, и у нас есть в УК статья об оскорблении чувств верующих. Нельзя говорить про потребление запрещенных веществ, можно получить ответственность за пропаганду. Под контролем гендерный вопрос, так как можно попасть под статью о пропаганде нетрадиционных отношений.

«СП»: — Где находятся рамки опасного для творчества?

— Рамки постоянно меняются, и пределов тут нет, как нет пределов человеческой глупости. Действует простой принцип: лучше перебдеть, чем недобдеть. Возьмем в качестве свежего примера картину петербургского художника Кирилла Миллера «Живые и мертвые». На ней изображены люди, которые держат в руках портреты мертвецов. Какой-то деятель посчитал, что это уничижительное изображение «Бессмертного полка» и таким образом оскорбляют ветеранов, уничижают победу. На самом деле картина была написана до начала движения «Бессмертный полк» и вообще она не о том, образ никак не связан с победой и Великой Отечественной войной. Однако проводят проверки, экспертизы. То есть нельзя увидеть «флажки», чтобы за них не зайти.

«СП»: — Недавно заблокировали сайт художников Etsy. Причиной стало нарушение интеллектуальных прав, с политикой формально это никак не связано.

— Власть исходит из того, что лучше перебдеть. Всё, что власти не понимают, воспринимается как опасность. Что касается этой закрытой площадки, то разговоры о прекращении этой деятельности ходили больше года. Поводом действительно стала продажа реплики, причем художник открыто написал, что это подделка. Но заблокировали весь сайт. Якобы потому, что нельзя заблокировать одну взятую страницу.

Но эта площадка пользовалась большой популярностью у художников, которые выставляли там свои картины и продавали их за рубеж, в том числе в Европу и США. Есть и внутренние площадки, которые работают. Etsy была рассчитана на заграницу.

«СП»: — Закрадывается мысль, что продающие за рубеж картины художники могут попасть и под закон об иностранных агентах.

— Если художник продаст американцу картину, то получит доллары из-за рубежа. Получается, что он получает иностранное финансирование и потенциально может быть объявлен иностранным агентом. И должен будет везде на картинах писать, что он — иностранный агент. Вот до чего можно дойти, следуя по пути чрезмерной бдительности.

«СП»: — А зачем такая бдительность? Не проще ли просто не обращать внимание на разное творчество?

— Потому что художественные образы могут быть опасны, могут подорвать авторитет сложившейся системы. Именно поэтому им и уделяется такое внимание. Любой художественный образ, выраженный в песне, картине, книге, может оказать сильное влияние на людей. Образ заставляет задумываться о том, о чем раньше человек и не подумал бы.

И не стоит забывать, что любое хорошее искусство в любом государстве всегда оппозиционно. Потому что рамки для художника сдерживают его творчество. И настоящее творчество — выход за эти рамки. А это и воспринимается как оппозиционная деятельность.

«СП»: — Что в таких условиях делать творческому человеку?

— Есть такой выход, как эмиграция. Вот рэпер Моргенштерн, как только под него начали «копать», сразу уехал за границу. Я не призываю всех творческих людей следовать его примеру. Но надо внимательно относиться к тем темам, которые поднимаются в творчестве. Если есть какой-то намек на затрагивание нежелательных тем, то лучше отказаться от образа.

Тем более, когда человек чувствует, что у него нет сил влезать в юридическую казуистику и сражаться на правовом поле.

Да, это будет беззубое творчество. Можно просто писать картины с пейзажами. Деревья, дома, кошечки — всё прекрасно. Если художник это будет делать хорошо, то и такое дело пойдет.

«СП»: — А если под названием «Весна» художник нарисует бездорожье, слякоть на улицах?

— Нет предела глупости. Что угодно можно найти потенциально в любой картине. Это как искать черную кошку в темной комнате, когда кошки нет.

В Петербурге жить мечтают многие россияне. Любим согражданами родной город президента РФ Владимира Путина и ближайших его сподвижников — Алексея Кудрина, Виталия Мутко и многих-многих других питерских «командиров».

Манят его «повисшие над водами» мосты, великолепные «громады дворцов и башен», музеи с мировым именем. Многое! И как при Пушкине, переезжают сюда в последние годы при первой возможности наши люди «толпами со всех концов земли» (российской). О чем свидетельствуют данные городского рынка недвижимости.

Только за неполный 2020-й год, по октябрь включительно (более свежих данных пока нет), доля иногородних покупателей жилья выросла у нас по сравнению с 2019-м до 45%. А в некоторых компаниях-застройщиках превысила 50%.

Больше всего новоселов — из ближайших к Питеру северо-западных регионов. Но немало так же из отдаленных мест. Кто покупает, кто арендует квартиры или комнаты в коммуналках с тем, чтобы, подкопив, обзавестись здесь собственной крышей над головой, получить местную регистрацию, а с ней и положенные по закону льготы, у нас они выше, чем на периферии. Благо, предложения заметно превышают спрос.

Начиная с 2000-х годов, если где обошлось без серьезных спадов, так это в жилой застройке. Многоэтажные панельные «человейники» штампуются практически бесперебойно.

Что движет переселенцами, в том числе, из южных районов страны, в частности, Крыма и Краснодарского края, где, как считается, жизнь и теплее, и дешевле?

 — Нет, у нас точно не дешевле, а многое даже дороже. Продукты, например, особенно в разгар лета, — сказала вашему корреспонденту Валентина Руденко, родившаяся и выросшая в Геленджике. — Я сильно удивлена была, когда в первый раз приехала в Петербург в конце 2015-го и обнаружила, что молочка здесь по стоимости ненамного, но все-таки дешевле. А фрукты, считай, вообще бесплатно по сравнению с нашими в курортный сезон.

На невские берега Валентина Леонидовна переехала пять лет назад ради детей. Дочь учится здесь платно на дизайнера. А младший, 16-летний сын оканчивает школу с английским уклоном. Сама Валентина — экономист. На работу устроилась, как говорит, «по наводке знакомых». Сначала семья снимала «однушку» в пригородном Ломоносове. Потом купила двухкомнатную квартиру близ Стрельны. Сейчас у них трехкомнатная на проспекте Ветеранов, у самого метро. Четырехкомнатную квартиру в родном Геленджике она сдает. За это отвечает муж, с которым, разведясь, Валентина осталась в добрых отношениях.

Именно учеба, а также перспективы в последующем трудоустройстве — одна из главных причин настигшей россиян охоты к перемене мест. Не секрет, что на периферии молодым специалистам все труднее реализоваться. Работу найти проблематично. Да и заработки более чем скромные. Другое дело — Москва и Петербург с их возможностями. Но в Первопрестольной, чтобы устроиться, нужно, как считается, иметь очень-очень много денег. Или надежную «волосатую лапу», которая, впрочем, «за так» иной раз и пальцем не шевельнет, будь ты ей хоть кем. Северная столица в этом смысле пока ещё скромнее, а, значит, привлекательней. Но так ли это?

То же жилье, например, постоянно дорожает вслед за курсом рубля по отношению к основной мировой валюте. Но если доллар и евро имеют свойство время от времени снижаться, то цены на квартиры в Петербурге — никогда. И скачут они, как правило, галопом.

Первый резкий скачок был в 2014 году после того как дикий Запад ввел антироссийские санкции из-за Крыма. Далее по нарастающей. В прошлом году рост составил 20−30% в зависимости от метража и района. В нынешнем больше чем на 40%.

Семья моей соседки-пенсионерки по даче, бывшей учительницы, 35-летний сын с женой и ребенком минувшим летом взяла ипотечный кредит и купила трехкомнатную квартиру на намывных территориях Юго-Запада с видом на Финский залив. В так называемом «китайском квартале» — микрорайоне, который строился специалистами КНР.

«Славится» он скверной гидроизоляцией — в подвалах вечно вода, на первых этажах сырость, фасады круглый год продуваются ветрами. Квартира без отделки порядка 100 кв. м. обошлась им в 25 млн. рублей. Свою трехкомнатную (63 кв.м., 1986 г. постройки) они продали за 8 млн. Отделка, начатая в августе, ещё не закончена и цена её постоянно растет. Договаривались на миллион за работу, уже заплатили полтора. Около 3 млн. съели необходимые материалы. «Похоже, до конца жизни придется Феде выплачивать этот кредит, — вздыхает соседка. — Ищет сейчас подработку. Да и я, наверное, вернусь в школу, хоть какая-то копеечка…».

Этот жилой массив расположен в черте города. В отдаленных от центра микрорайонах цены не намного ниже. А проблем выше головы, включая набившую оскомину транспортную.

Проще жилье в Петербурге арендовать с перспективой впоследствии выкупить его. Благо, старожилы предпочитают в последние годы обитать за городом. Переход на дистанционку ускорил эту тенденцию. Студия не близко от центра обходится сейчас в 20−25 тыс. Комнату в коммуналке, если повезет, можно снять за 15 тыс. По сравнению с Москвой дешевле. А по сравнению с тем, как зарабатывают в провинции?

Во время недавней поездки в Крым разговорилась в поезде с соседями по купе. Супружеская пара из Тамбова. Оба филологи, преподают в вузе, дают частные уроки. Заработок на двоих (есть сын-школьник) редко превышает 70 тыс. в месяц.

Узнав, откуда я, обрадовались: «А мы подумываем перебраться в ваш город!». Причин, сказали, несколько. И «детская», и «хочется более насыщенной культурной жизни». И близость Европы, а, значит, возможность оперативно получать визы, меньше тратить на перелеты.

Поинтересовались у меня ценами на жилье, а также на повседневную жизнь. Когда стала перечислять — картошка порядка 100 рублей, капуста от 36 до 60 руб. в зависимости от жадности поставщиков; съедобный творог («А что, бывает и несъедобный?», — удивились наивные провинциалы.) — от 130 за кг.

Из фруктов яблоки эконом-класса 50−70руб., годятся разве что для пирогов. А так в основном импортные — 130−180 руб./кг. Говядина в гипермаркетах — от 460 руб., но её лучше покупать на рынке (490 руб./кг), следя за весами и руками торговцев, обвешивают «на так»!

В магазинах мясо может статься не один раз разморожено/заморожено. Как и рыба. Та «плавает», похоже, в каких-то сказочных морях, превращаясь при выходе на прилавок в золотую. Форель радужная, например, в прошлом году стоившая по 400 руб./кг, а по акции (успевай ловить!) «всего» 330−350, нынче 800−900. Акции редки и незначительны: снижение не более 50 руб. Окунь морской — 400−500 руб. Хек, минтай, на которых смотреть больно, аппетита не добавляют, порядка 250 «деревянных».

Цены сильно «кусаются», учитывая, что средняя зарплата в Петербурге не превышает 35 тыс. рублей. Тиражируемая Смольным цифра в 40−45 тыс. родом из хитрой статистики чиновников. В основе её миллионные заработки (на фоне полунищенской у бюджетников) кучки бизнесменов и высокоплачиваемых чиновников.

К тому же, шансов накоплениям не оставляет инфляция. В сентябре текущего года он составила в Петербурге 7,2%. Как результат индекс потребительских цен по сравнению с августом, вырос в сентябре до 100,34%. Как говорится, ни в чем себе не отказывайте, дорогие горожане!

Цены на «культурные услуги» тоже впечатляют. Диктует их Петербургу Москва. Там они от 1500 руб. за места под потолком, «на люстре», и у нас стремятся к тому же. Правда, пока ещё можно найти и более приемлемые для бюджетников, не партер, конечно…

Немаловажный вопрос — зарплаты. Едут-то в первую очередь за длинным рублем. А он, известно, чем дальше от центра страны, тем короче. Конкуренцию московским заработкам могут составить разве что жители Крайнего Севера.

 — Они едут к нам не то, что семьями — целыми командами, — ответила на мой звонок риелтор Марина. Работает она в частной компании. О её заработке можно судить по тому, как живет сама: две квартиры в городе, загородный особняк, жилье для сына с семьей в Кракове, отдых только на Мальдивах и Боа (в доковидные времена).

 — С клиентами проблем у нас нет уже несколько лет, — говорит Марина. — Недавно я оформила очередную удачную сделку, продав апартаменты на Крестовском острове. На такое жилье спрос больше всего у москвичей и нефтяников, примерно 15−20% дорогой недвижимости. (Среди тех, кто купил себе квартиры на Крестовском, фигурист Евгений Плющенко, несколько футболистов «Зенита», депутатов ГД РФ от СПб и местного заксобрания — авт.). Очень востребованы и студии в бывших коммуналках в центре города. Обходятся в 2−3 млн. рублей. Уже даже очередь на них.

«СП»: — Марина, а как выглядит на примере вашего агентства современный покупатель питерского жилья?

 — Возраст от 33 до 50 лет, семейных и одиноких примерно поровну. География — от Севера до Юга. Немало москвичей. С Зауралья и Дальнего Востока редко. В последние пару лет увеличилось число запросов из Поволжья. Заселяют приезжие оттуда преимущественно спальные районы. Активно покупают также квартиры на вторичном рынке.

Такая вот диспозиция. Для кого-то — руководство к действию. А кто-то наверняка задумается, есть ли смысл менять насиженное гнездо на сомнительное удовольствие начинать, в сущности, все сначала: поиск работы, накопления на жилье и учебу детям, притирание к новым обстоятельствам, правилам, традициям. Любая красота, особенно внешняя, известно, обманчива. Как и статус «президентского» города.

Но и жить на периферии сегодня сложно. Её, периферию с небольшими в основном городами, развивать нужно. Но это, увы, не про Россию…

Санкт-Петербург

1712h700

Тест для тех, кого интересуют альтернативные инвестиции в недвижимость и бизнес под управлением профессионалов.

В предыдущих девяти сериях мы разбирали тесты на темы опционов, фьючерсов и других производных, высокодоходных (мусорных) облигаций, маржинальной торговли, РЕПО, иностранных акций вне индексов, еврооблигации, структурные облигации, акции, не включенные в котировальные списки, и облигации со структурным доходом.

Что дает прохождение теста

Инвестиции в паевые фонды (ПИФ) дают возможность вложиться практически в любой класс активов (акции, облигации, золото, недвижимость), имея на руках небольшую сумму. В России действует 1 800 ПИФов, из которых для неквалифицированного инвестора доступна треть.

Закрытые фонды (ЗПИФ) — самый распространенный тип ПИФов. Их почти 1 500 штук. Из них рядовым инвесторам (без квалификации) доступно лишь около 200.


— финансовый инструмент, который позволяет в складчину с другими пайщиками разместить деньги в потенциально выгодный проект, но без возможности принять в нем участие на более поздней стадии. Новые инвесторы могут в него входить, только перекупая долю у прежних пайщиков. Чаще всего речь об объекте недвижимости.

На практике это означает, что число паев (долей) и пайщиков (инвесторов) не может меняться без специального решения общего собрания. Неквалифицированным инвесторам чаще всего для инвестиций предлагают объекты коммерческого назначения вроде склада или магазина. То есть прохождение теста дает возможность стать через фонд владельцем доли в одном из них.

Главные особенности ЗПИФов для «неквалов»

Из тех 200 фондов, что доступны без квалификации, три четверти — это как раз фонды недвижимости: чаще — коммерческой, но бывают и жилой. Многие из ЗПИФов являются рентными: они собирают арендную плату с принадлежащих им площадей и затем распределяют доход между пайщиками.

Поскольку такие фонды являются закрытыми, приход новых инвесторов возможен только при выходе кого-то из прежних пайщиков (по схеме перепродажи пая). В таких случаях обычно управляющие компании выступают посредниками, организуя встречу продавцов и покупателей. Они выступают агентами и берут за это комиссию. Но можно найти покупателя и без их участия.

#}

Ставка: от 5.5%

Платеж: 9 059 ₽

#}

Вопросы теста и ответы с пояснениями

Первые три вопроса будут ознакомительными, они не оцениваются. Четыре следующих мы приводим здесь, на каждый из них нужно будет ответить правильно. В том варианте теста, который будет у вашего брокера, неправильные варианты могут различаться, но суть правильного ответа всегда одна.

Вопрос 1. Инвестиционный пай — это:

— право на получение прибыли в будущем;

— ценная бумага, дающая право на участие в управлении управляющей компанией;

— ценная бумага, удостоверяющая долю в праве собственности на имущество паевого инвестиционного фонда (правильный ответ).

Пояснение. Пай — это синоним слова «доля». В данном случае это доля в проекте или объекте, который профинансировали пайщики (обычно десятки или сотни человек). Никаких гарантий прибыли такой проект дать не может и никаких прав в отношении управляющей компании не дает. У пайщиков есть права только на то, что они конкретно купили, — их доля в имуществе и доходах от нее.

Вопрос 2. Каким образом выплата промежуточного дохода по инвестиционным паям закрытого паевого инвестиционного фонда влияет на расчетную стоимость пая? Расчетная стоимость пая, как правило (при прочих равных условиях):

— не меняется, поскольку выплата осуществляется из собственных средств управляющей компании;

— растет, поскольку стоимость пая всегда растет, вне зависимости от обстоятельств на рынке;

— снижается (правильный ответ).

Пояснение. Почему пай снижается, проще всего понять на примере магазина, который платит аренду фонду. Помещение принадлежит всем пайщикам сразу и стоит каких-то денег. Это зафиксировано в отчетных документах. В момент выплаты помещение принесло деньги, которые также попали в фонд — имущество выросло (в фонд к недвижимым активам добавились деньги), и расчетная цена каждого пая тоже.

Затем фонд распределяет полученные деньги, поскольку реинвестировать он их не может (на месячную аренду еще одно помещение купить не получится). Инвесторы получают доход, но фонд обратно уменьшается до стоимости помещения, и расчетная стоимость пая возвращается в исходное состояние.

Вопрос 3. Допускается ли вторичное обращение паев закрытого паевого инвестиционного фонда?

— Нет, не допускается, поскольку паи закрытого паевого инвестиционного фонда не являются ценными бумагами.

— Да, если это предусмотрено правилами доверительного управления фондом (правильный ответ).

— Да, в любом случае.

Пояснение. Фонды сами определяют, можно ли пайщикам продавать свои доли другим инвесторам, то есть на сторону. По закону такая опция у держателей паев есть. У некоторых ЗПИФов условия об этом записаны в правилах доверительного управления фондом. У других вопрос должен решаться на общем собрании голосованием всех, кто изначально вложился в этот фонд. В самом жестком сценарии (если вторичного обращения нет) пайщикам, чтобы вернуть деньги, придется ждать завершения проекта. По закону это срок от трех до 15 лет.

Вопрос 4. Если инвестор принимает решение продать принадлежащие ему паи закрытого паевого инвестиционного фонда, как быстро он может осуществить продажу?

— В любой рабочий день, определенный самим инвестором.

— В любой день по решению управляющей компании, которая обязана их выкупить.

— Невозможно определить, поскольку заключить сделку можно только при условии, что найдется покупатель (правильный вариант).

Пояснение. Паи ЗПИФов редко обращаются на бирже. А те, что связаны с инвестициями в недвижимость, не торгуются никогда. Единственный путь для инвестора, желающего выйти из проекта, — найти того, кто пожелает выкупить его долю.

Очевидно, что на поиски может уйти не один день. Управляющая компания может в этом помочь, собирая заявки от новых инвесторов. Это делает ее проекты более привлекательными для тех, кто не готов сидеть в них годами. Но она не обязана помогать в поиске покупателя паев и может этого не делать.

В шаге от финиша

Мы заканчиваем разбирать тесты. На следующей неделе выйдет заключительная статья, посвященная главе об иностранных биржевых фондах (ETF).

Удачи на тестировании!

Евгения НОВИКОВА для Banki.ru

Утверждение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения предусматривает изменения в структуре и содержании образовательного процесса, а также изменение требований, предъявляемых к деятельности самого учителя. Сегодня учитель ставится перед необходимостью реализовывать системно-деятельностный подход в преподавании. Предпочтение отдается методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности: познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные. Необходимо создать условия для развития мышления, творческого воображения, интуиции, речи, умений объяснять и рассуждать. Все эти условия может обеспечить работа с текстом на уроках русского языка и литературы. Конечно, разнообразные методы и приемы работы с текстом педагоги применяли всегда. С начальной школы детей учили составлять план текста, пересказывать его в соответствии с планом, находить ключевые слова и т.п. Обращение к понятию смыслового чтения связано, прежде всего, с переосмыслением технологии работы с текстами. Мы говорим: дети мало читают, не понимают прочитанное, имеют маленький словарный запас, не всегда грамотно выстраивают свою речь. Мотивировать учащихся, направлять их на осмысленное и увлеченное чтение — задачи, которые может решить применение технологии смыслового чтения.

Формирование смыслового чтения — процесс сложный. Известно, что чтение складывается из технического умения читать и смыслового. К окончанию начальной школы дети успешно овладевают навыками технического чтения, способами, темпом, правильностью, выразительностью. Навыки смыслового чтения формируются и развиваются не только в среднем и старшем звене школ, но и в дальнейшем вузовском образовании. В современном мире мало овладеть только техническим чтением, так как оно только обслуживает смысловое чтение, требующее понимания содержания прочитанного.

При формировании навыков смыслового чтения существует ряд проблем: учащиеся не всегда понимают формулировку задания, т.е. не умеют вчитываться в текст, имеется узкий круг современной качественной литературы для самостоятельного чтения, учитель использует традиционные технологии обучения, низкий уровень читательской культуры родителей учащихся и т.п.

Исходя из документов, в том числе и из нового ФГОС и примерных программ по литературе, а также ориентируясь на требования к компетентностям выпускников, можно выделить следующие умения в рамках смыслового чтения:

  • умение осмысливать цели чтения;
  • умение выбирать вид чтения в зависимости от цели;
  • умение извлекать необходимую информацию из прочитанного;
  • умение различать основную и второстепенную информацию;
  • умение свободно ориентироваться и различать тексты разных стилей;
  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства в текстах разных стилей и т.п.

К основным видам чтения относятся ознакомительное, поисковое, изучающее и вдумчивое чтения. В старшем звене на уроках русского языка и литературы мы сталкиваемся практически со всеми видами смыслового чтения.

Ученые выделяют различные способы смыслового чтения: аналитический или структурный, синтетический или интепретационный и критический или оценочный. К окончанию 2 ступени учащиеся в той или иной мере должны овладеть навыками всех названных способов. В 3 ступени перед выпускниками и педагогом стоит задача углубления сформированных компетенций как предметных, так и метапредметных. Необходимо выработать у учащихся привычку начинать чтение с заглавия текста, прочитывать предисловие, оглавление, если таковые имеются.

Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 — это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией, но не главным.

Процесс чтения состоит из трех фаз.

Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

Третья — это создание собственного нового смысла, то есть ― присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают факты и фабулу. Когда-то этого было достаточно для получения образования.

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные:

  • с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • определением основной и второстепенной информации;
  • формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

  • в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • в регулятивные УУД — принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • в познавательные УУД — логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Как помочь ребенку овладеть этой компетенцией?

«Стратегии смыслового чтения» — различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом

I этап. Работа с текстом до чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение — слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

1.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Заглавие и ключевые понятия как опорные элементы текста

Для более полного восприятия и понимания текста серьезное внимание уделяю рассмотрению основных элементов текста, таким, как заголовок и ключевые понятия. Заголовок концентрирует основную идею, тему произведения, является ключом к его пониманию. Он позволяет осознать первоначальную перспективу, на которую нацеливается читательское понимание, и переосмыслить текст в соответствии с закодированной в нем идеей. Заголовок в высшей степени предвосхищает, обобщает, концентрирует основное содержание текста, выражает его суть, является своеобразным кодом, дешифровка которого открывает возможности «осмысленной» работы читателя с произведением.

Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.).

Фрагмент урока. Знакомство с произведением Н.В.Гоголя «Заколдованное место»

— Как называется рассказ?

— Как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе?

— Это тема или идея?

После прочтения рассказа:

— Почему автор так назвал произведение?

Затем ведется работа над ключевыми понятиями, каковыми, прежде всего, являются термины, также рассматривается значение диалектизмов. Сначала учимся находить ключевые слова, а затем — определять их точное значение именно в данном тексте. Поскольку ключевые слова, как правило, многозначны, учимся определять, в каком значении его употребляет автор. Как мы находим в тексте ключевые слова? Объясняю детям, что ключевые слова, это те слова, которые важны и для автора и для читателя и которые автор использует особым способом. Обычное обыденное их использование автору не подходит, поэтому он уделяет этим словам много места в тексте, описывая их, уточняя, сопоставляя с другими авторами, поясняя особенности их использования в разных ситуациях. Обычно, встречая ключевое слово, ученики испытывают затруднения в его понимании из-за его неоднозначности и важности. Эти слова требуют изучения, ради них собственно и пишется текст. Поэтому мы изучаем способы выделения ключевых слов, учимся их использовать при чтении. Ведь опорными пунктами в понимании текста являются ключевые слова, которые несут в данном тексте существенную смысловую нагрузку.

В процессе понимания текста происходит разбивка материала на части, которая вместе с тем есть и группировка материала. Текст разбивается не по внешним каким-либо признакам, а по его смысловому содержанию. Разделение материала на «смысловые куски» основывается на единстве смыслового содержания каждого куска, при этом каждая часть текста объединяется в своеобразный «смысловой пункт». Смысловые пункты выполняют двоякую функцию: «они являются «носителями смысла», к ним относится содержание каждой части, и это улучшает понимание. Вместе с тем они облегчают запоминание. Выделение учениками ключевых, опорных слов, составление вопросов различной степени сложности способствует формированию умения воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект).

Фрагмент урока. Работа над рассказом К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

— На какие части (смысловые пункты) можно поделить рассказ?

— Сколько таких смысловых частей в рассказе?

— О чем говорится в 1 (2,3 и т.д.) части рассказа?

— Найдите ключевые (слова, фразы, предложения, абзацы, части) текста?

У читателя создается образ содержания рассказа. Этот образ динамичен, он постоянно развивается, и восприятию этого образа помогают ключевые понятия.

Фрагмент урока. Знакомство с рассказом И.Бунина «Косцы»

— Выделите ключевые слова, фразы, предложения в первой смысловой части рассказа.

(«Пели», «бесконечно давно», «не вернется уже вовеки», «косили и пели», «откликался им», «глушь России», «предвечернее время», «старая дорога», «уходила в бесконечную даль», «нет, и не было ни времени, ни деления его на годы, на века», «шли и пели, лес принимал и подхватывал песню»).

— О чем они говорят? Какой образ возникает при их прочтении?

Осмысленное чтение напрямую зависит от сформированности тезауруса.

Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». Работа со словом обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову, развивает языковое чутьё, орфографический навык.

Важнейшим моментом работы с текстом является работа с незнакомыми, непонятными словами. Ребята отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение отдельных слов, обращаясь к различным словарям.

Объясняя новое, непонятное, стараюсь это непонятное объяснить через известное, используя для этого уже имеющиеся у ребят знания. Сочетание знакомых и новых понятий и приводит к образованию нового понятия. Объясняю детям, что значение и смысл может рассматриваться прямо в тексте. Автор может выделить это слово через подчеркивание или шрифт, дав ему собственное конкретное определение. В этом случае полезно, особенно в старших классах, обращаться к интерпретации понятий другими авторами. Для этого также мы используем для работы словари, энциклопедии, справочную литературу.

В произведениях художественной литературы с точки зрения нравственной проблематики ключевыми являются понятия, определяющие вечные ценности: «красота», «добро», «любовь», «честь», «патриотизм» и т.д. С точки зрения литературоведения — «сюжет», «композиция», «жанр», «идея» и т.д. Таким образом, помогут выделить ключевые слова, описанные выше приемы работы с текстом: работа с заголовком, определение идеи, структуры, проблемы изучаемого текста. Внутренние заголовки и предисловия также могут быть полезны.

Следующим способом смыслового чтения является выделение ключевых (наиболее важных) предложений в тексте и определение утверждений, которые они содержат. Затем выделение ключевых абзацев, как системы предложений, объединенных общими утверждениями (аргументами) по поводу сути текстовой информации. Объясняю ребятам, что первый и последний абзац содержат основной смысл текста (утверждения) и выводы. В оставшейся части содержатся, как правило, аргументы к утверждению. Начальные предложения абзацев так же как и ключевые слова содержат основную информацию. Эти предложения помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача, разъясняется ли ранее описанное свойство явления, факты, события, подводятся ли итоги, делаются ли выводы?

Иногда авторы сами выделяют важные предложения в виде подчеркиваний, вопросов, шрифта, пунктов, глав и пр. Поэтому учу детей видеть эти авторские сигналы и не оставлять их без внимания. Еще один шаг к поиску важных предложений — это слова, из которых они состоят.

Выделенные ключевые слова приводят читателя к предложениям, заслуживающим дальнейшего внимания, то есть интерпретации. Одним из лучших способов понимания утверждений автора — передача прочитанного утверждения своими словами. При этом свои слова — это не копия оригинала, а повторении авторской мысли в другой формулировке, которая будет являться рефлексией читателя на высказанные в тексте утверждения. Если человек владеет содержанием только в виде заученных формулировок, значит, он не осознал смысл прочитанного. Для проверки понимания смысла прочитанного предлагаю обучающимся задания:

Расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом с утверждением автора?

Можете ли привести пример по теме высказывания?

Проведите опыт, подтверждающий научное высказывание. Если это возможно, найдите в тексте те абзацы, которые содержат подтверждения и основные аргументы к ним. Если аргументы изложены по-другому, попробуйте построить их, используя при этом предложения из разных абзацев.

Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста.

Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык;

Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков;

Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил).

После чтения текста предлагаю обучающимся такое задание: заполните таблицу:

Ключевые слова Смысловые предложения Основной смысл текста

Сосчитайте количество слов, позволяющих вам изложить основной смысл текста, и сравните его с количеством слов в первоначальном варианте текста.

Неотъемлемым компонентом смыслового чтения является конструктивное обсуждение изучаемого текста. Одним из эффективных методов являются дискуссии, упражнение в мастерстве мышления и коммуникации. Бэкон сказал: «Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным». При чтении можно использовать заметки как акт мышления. При попытке осознать структуру книги делаем несколько пробных набросков по основным её частям, пока не появится целостная картина. Для выделения основных мыслей используем всевозможные схемы и диаграммы. Подчеркиваем ключевые слова и предложения по мере их появления в тексте, фиксируем противоречия, если таковые имеются в тексте и пр.

Процесс чтения завершается формированием собственного критического мнения. Объясняю детям, что критическое мнение не означает несогласие. Оно означает собственное отношение к содержанию текста, которое может, как совпадать с авторским, так и не совпадать. Обязательным условием критического отношения должно быть полное понимание текста с позиции автора. Там, где отсутствует понимание, бессмысленны и неумны будут любые утверждения и отрицания читателя.

Чтение художественной литературы имеет ряд специфических правил. Об этих правилах беседуем с ребятами, учу их находить различия научной и художественной литературы. Объясняю им, что наиболее очевидное различие касается целей. Основная цель научных книг — обучать читателей, предназначение художественных — дарить наслаждение, создавать настроение, воспроизводя то, что невозможно сообщить. Кроме того, при чтении научных книг преобладает мыслительная деятельность, а при художественной — воображение. Читая текст, мы видим сообщение, тогда как на самом деле автор создает целостную и многогранную эмоцию. В этом и состоит волшебство художественного слова. Разность целей порождает разность языка. Автор художественного произведения стремится вложить в свои слова как можно больше скрытых символов, чтобы достичь богатства и силы образов. Он видит в метафорах «строительный материал», а ученый ценит в словах точность выражений, обеспечивающую ясность и однозначность понимания. В художественной литературе много скрытого смысла, того, что остается «между строк». Причем этот смысл более обширен, чем значение всех слов текста в отдельности. А отсюда особенности чтения художественного произведения: в них зачастую трудно выделить главную мысль, найти термины, утверждения и аргументы, они не подчиняются критериям правдивости и последовательности. Кроме того, трудно вывести общие правила чтения художественной литературы. Каждый жанр имеет свои особенности, и каждый автор создает свой уникальный мир своими уникальными средствами. Несмотря на это и в чтении художественной литературы выделяем некоторые общие способы, которым должен владеть читатель:

1. Определить жанр произведения — роман, пьеса, стихи и т.д.

2. Научиться воспринимать всю книгу в ее целостности, только тогда можно изложить её суть в одном-двух предложениях, что возможно только при условии знания сюжета.

3. Понять, каким образом из детализации характеров персонажей и событий автор создает целостный образ собственного отношения к какому-либо объекту, явлению или событию, как поддерживает и нагнетает напряжение у читателя.

Следующие умения касаются интерпретирующего чтения

1. Понять особенности фабулы и героев. Единицы художественной литературы — это эпизоды и события, персонажи и их мысли, слова и чувства, сомнения и поступки. Оперируя этими элементами, писатель рассказывает свою историю. И эти элементы становятся аналогами научных текстов в художественном тексте.

2. Осознать фон, т.е. единое время и место действия. Понять эпоху, общественные (экономические, политические, правовые, моральные, научные, искусства и религии) и личностные (любовь, дружба, отцы и дети и пр.) противоречия, которые отразил автор в своем произведении. Этот подход помогает обнаружить связи и функции всех эпизодов, поступков героев, использованных художественно-изобразительных средств, понять, что утверждает автор описываемым им образом.

3. Проанализировать аргументацию автором своих утверждений. В отличие от научной литературы, где аргументами являются факты и выводы, в художественной литературе они кроются в эволюции сюжета. Аристотель говорил, что в сюжете заключена душа повествования. Преимущественно эти правила касаются романов и пьес, так как суть поэзии заключается в другом, а имен: в переживаниях автора, хотя лирические произведения также могут иметь повествования.

Знакомлю обучающихся со способами критического прочтения художественной литературы. Объясняю им, что критическое суждение в данном случае, прежде всего, носит субъективный характер. О вкусах не спорят, но критические суждения можно опровергать и оспаривать. А для этого должно оценивать книгу с позиций эстетических и литературных принципов. Чтобы составить мнение о художественном произведении предлагаю учащимся следующие вопросы:

1. Насколько это произведение целостно?

2. Насколько сложна структура частей и элементов, составляющих целое?

3. Правдоподобна ли эта история, то есть, обладает ли она художественной реалистичностью?

4. Затрагивает ли она ваши эмоции, вызывает ли переживания, будит ли ваше воображение?

5. Ощущаете ли вы жизнь во всей ее полноте, читая книгу.

Формирую у школьников способности не просто пересказывать текст, но и учу выражать свое отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую он получил, оценивать героев произведения. Учу школьников вступать в диалог с автором текста, спорить с ним или соглашаться с его мнением, учу строить свой, авторизованный текст. С этой целью предлагаю обучающимся участвовать в дискуссии, составлять характеристики героев, делать аннотацию любимой книги. Мои обучающиеся сочиняют стихи, загадки, пишут сказки, готовят сообщения, доклады, участвуют в читательских и научно — практических конференциях и заочных экскурсиях, готовят мультимедийные презентации.

На уроках русского языка и литературы школьники учатся задавать вопросы разного уровня сложности, делать выводы, составлять тезисы (выделять главную, существенную и второстепенную информацию). Они умеют составлять план (простой или сложный), перекодировать полученную информацию в графических схемах, выделяя и определяя все взаимные логические связи и операции между единицами информации, описывать и комментировать все свои действия, давать оценку выявленной информации.

Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это может помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни.

  • Предложения с местоимениями 3 лица из сказок пушкина
  • Предложение со словом медведь из сказок
  • Предложения из сказок со словом стежка
  • Предложение со словом дочь из сказки
  • Предложения из сказок пушкина разные по цели высказывания