Предложение со словом дочь из сказки

Примеры предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово солнышко. примеры предложений со словом солнышко вот и сегодня

Примеры предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «солнышко».

Примеры предложений со словом «солнышко»

Вот и сегодня солнышко светило ярко, трава шуршала нежно и ветерок ласково дул в лицо, поднимая и без того неплохое настроение.

Поначалу я присела на скамейку у окна, но через некоторое время продрогла, потому что весеннее солнышко ярко светило, но грело ещё очень слабо.

За окном уже вовсю светило яркое солнышко летнего утра, но, несмотря на это, настроение у девушки категорически отказывалось подниматься.

Вы и ссорились, и мирились, в чём-то были мудрыми, а в чём-то вели себя как несмышлёные дети, но ваша искренняя любовь друг к другу, как ласковое тёплое солнышко, согревала ваши души в трудные минуты семейной жизни.

Лето уже полностью вступило в свои права, мягкое северное солнышко пригревало весьма ощутимо.

Ласковое солнышко греет руки и плечи, ветерок шевелит и гладит наши волосы, а небо над головой такое высокое, и белые облака похожи на фей в пышных платьях…

С утра дождь прекратился, и впервые за последние десять дней выглянуло солнышко.

Оказавшись на крылечке возле подъезда, я на минутку остановилась и постаралась привыкнуть к слишком яркому утреннему солнышку.

На белом фоне сидит спиной к нам мальчик или юноша в белой крестьянской одежде, в лаптях. Над головой у него светит маленькое солнышко. Рядом лежит колобок.

Вот и решили с ребятками пораньше, с самым последним санным обозом выйти, боялся уже и не поспеть, вон, как нынче-то солнышко припекает.

Цитаты со словом «солнышко» из русской классики

Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу…

Обратно пишу вам, разлюбезная Катерина Матвеевна, поскольку выдалась свободная минутка. И разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька на завалинке. Сидим мы сейчас на песочке возле самого синего моря, ни о чём беспокойства не испытываем. Солнышко здесь такое, аж в глазах бело…

Вешнее солнышко землю воскрешает.

— Заснула опять, и снова он мне пригрезился. Снилось мне, что идем мы с ним цветистым лугом, утро будто бы летнее, раннее, на мураве-траве и на цветах еще роса не высохла, поляна далеко, далеко расстилается, и идем мы с ним уже давно, и я притомилась. «Сем-ка присядем», — говорю я ему. Выбрали мы местечко, уселись, солнышко так хорошо пригревает, кругом все тепло да радостно, вдруг, вижу я змея большая-пребольшая вокруг него обвивается и в горло ему жало впускает, я как вскрикнула и опять проснулась…

Закрылся другой глазок, заснуло другое ушко… А около Аленушкиной кроватки зеленеет весело весенняя травка, улыбаются цветочки, — много цветочков: голубые, розовые, желтые, синие, красные. Наклонилась над самой кроваткой зеленая березка и шепчет что-то так ласково-ласково. И солнышко светит, и песочек желтеет, и зовет к себе Аленушку синяя морская волна…

Недаром наши странники
Поругивали мокрую,
Холодную весну.
Весна нужна крестьянину
И ранняя и дружная,
А тут — хоть волком вой!
Не греет землю солнышко,
И облака дождливые,
Как дойные коровушки,
Идут по небесам.
Согнало снег, а зелени
Ни травки, ни листа!
Вода не убирается,
Земля не одевается
Зеленым ярким бархатом
И, как мертвец без савана,
Лежит под небом пасмурным
Печальна и нага.

Партия, в которую попали Сергей и Катерина Львовна, выступала, когда весна значилась только по календарю, а солнышко еще по народной пословице «ярко светило, да не тепло грело».

На другой день было еще темно, когда я вместе с казаком Белоножкиным вышел с бивака. Скоро начало светать; лунный свет поблек; ночные тени исчезли; появились более мягкие тона. По вершинам деревьев пробежал утренний ветерок и разбудил пернатых обитателей леса. Солнышко медленно взбиралось по небу все выше и выше, и вдруг живительные лучи его брызнули из-за гор и разом осветили весь лес, кусты и траву, обильно смоченные росой.

Темнота уже заметно рассеялась; но не ясный, ведреный день обещало утро; там, с востока, не багрянилось небо, не ложились алые, золотистые полосы света, предвестницы теплого солнышка; небо было серо, пасмурно; сизые тучи облегали его отовсюду, суля ненастье и сиверку.

В кусты скорей, в кусты! Шутить задумал
Старик Мороз. До утра подождите,
А завтра вам растают на полях
Проталинки, на речке полыньи.
Погреетесь на солнышке немного,
И гнездышки начнете завивать.

К красну солнцу наконец
Обратился молодец:
«Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.

Когда мы выступили в путь, солнышко только всходило. Светлое и лучезарное, оно поднялось из-за леса и яркими лучами осветило вершины гор, покрытые снегом.

Утро было прекрасное, еще не достигнувшее своего зенита солнышко обливало землю горячими лучами и блестело в каплях невысохшей росы, круглое лето бывающей в том краю.

Комнатка Наташи горела яркими лучами недавно взошедшего солнца; проснувшись, Наташа удивилась такому блеску и свету, потому что обыкновенно просыпалась позднее, когда солнышко уходило уже за угол дома и только вкось освещало единственное ее окно, никогда не закрываемое ставнем.

Далеко в глухой сторонушке
Вырастала тонка белая береза,
Что т́онка береза, кудревата,
Где не греет ее солнышко, ни месяц
И не частые звезды усыпают;
Только крупными дождями уливает,
Еще буйными ветрами поддувает.

— У меня душа тает, когда я смотрю, как солнышко заходит, право, ей-богу! — сказал Василий Мальве.

Степанида. Дочушка!.. Доченька! (Даша кидается к ней на шею.) Дитятко ты мое родимое, солнышко мое красное, заря ты моя восхожая, сокровище ты мое ненаглядное!.. (Садится.) Потапыч, поди-ка, свет, сюда.

— Бывало, выйдет она в сад, вся белая да пышная, гляжу я на нее с крыши, и — на что мне солнышко, и — зачем белый свет? Так бы голубем под ноги ей и слетел! Просто — цветок лазоревый в сметане! Да с этакой бы госпожой хоть на всю жизнь — ночь!

Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие… всякие (задумывается), всякие…

В та поры, не мешкая ни минуточки, пошла она во зеленый сад дожидатися часу урочного, и когда пришли сумерки серые, опустилося за лес солнышко красное, проговорила она: «Покажись мне, мой верный друг!» И показался ей издали зверь лесной, чудо морское: он прошел только поперек дороги и пропал в частых кустах, и не взвидела света молода дочь купецкая, красавица писаная, всплеснула руками белыми, закричала источным голосом и упала на дорогу без памяти.

В та поры, не мешкая ни минуточки, пошла она во зеленый сад дожидатися часу урочного, и когда пришли сумерки серые, опустилося за лес солнышко красное, проговорила она: «Покажись мне, мой верный друг!» И показался ей издали зверь лесной, чудо морское: он прошел только поперек дороги и пропал в частых кустах, и не взвидела света молода дочь купецкая, красавица писаная, всплеснула руками белыми, закричала источным голосом и упала на дорогу без памяти.

Багровая заря взошла на небо и бросила свой красноватый отблеск на землю. Настало раннее утро. Погода была переменчива. Порою ветер разгонял облака и показывалось солнышко, то опять оно заволакивалось тучами, черным саваном висевшими над Новгородом.

Багровая заря взошла на небо и бросила свой красноватый отблеск на землю. Настало раннее утро. Погода была переменчива. Порой ветер разгонял облака и показывалось солнышко, то опять оно заволакивалось тучами, черным саваном повисшими над Новгородом.

И красное солнышко приходило каждый день любоваться в твои утренние зеркала, и светлый месяц после знойного дня спешил опахивать тебя крыльями своих ветерков, и божии ангелы, убаюкивая тебя на ночь, расстилали над тобою парчовый полог, какого и у царей не бывало.

Только неизменные с веками солнышко и месяц попеременно, да звезды рассыпные приходят и поныне голубить своими лучами могилку его, как и прочих братьев, почиющих на общей усыпальне; только ветры непогодные прилетают на нее с своими заунывными песнями и гулят покойников в их смертной колыбели.

— А к солнцу ближе — теплее!.. Он наше солнышко.

— Авита, Иуммаль, авита! (Помилуй, Господи, помилуй!) — отвечал латыш, не поворачиваясь. — Давеча, только што солнышко пало, налетело синих на мызу и невесть што, словно весною рой жуков на сосну.

Вспомните наши ясно-прохладные осенние дни, когда, где-нибудь в роще или длинной аллее сада, гуляешь по устланным увядшими листьями дорожкам; когда в тени так свежо, а чуть выйдешь на солнышко, вдруг осветит и огреет оно, как летом, даже станет жарко; но лишь распахнешься, от севера понесется такой пронзительный и приятный ветерок, что надо закрыться.

Полный темными впечатлениями ночи, Алексей Степанович неохотно повернулся от стены — и был ослеплен ярким светом, наполнявшим комнату. В окно падал золотой столб солнечного света, и в нем весело поблескивал пыхтевший самовар, а снаружи неслись бодрые звуки голосов и отчаянно-звонкое щебетание воробьев. Никита, подававший самовар, открыл окно, и оттуда несло ароматным теплом, ласкавшим горло и щекотавшим в носу. Первый раз за неделю выглянуло солнышко, и все радовалось ему.

В сенях уже кипит самовар, который раскрасневшись, как рак, раздувает Митька-форейтор; на дворе сыро и туманно, как будто пар подымается от пахучего навоза; солнышко веселым, ярким светом освещает восточную часть неба, и соломенные крыши просторных навесов, окружающих двор, глянцевиты от росы, покрывающей их.

И солнышко на тебя светит, и Богу-то ты видней, и поется-то ладнее.

А братан мой, Перцев Николай, да Егоров Иван вышли, покрестились на свет божий и говорят: «Смотрите, мол, миряна: вот солнышко всему хрещеному миру засияло, как, например, прочим селам с деревнями, так и нашей Липоватке…

Солнце точно погасло, свет его расплылся по земле серой, жидкой мутью, и трудно было понять, какой час дня проходит над пустыми улицами города, молча утопавшими в грязи. Но порою — час и два — в синевато-сером небе жалобно блестело холодное бесформенное пятно, старухи называли его «солнышком покойничков».

Видел, как собака лежит-лежит на солнышке и задремлет (Бахарев изобразил, как дремлет на солнце собака)…

А Зотушка все пел и пел, улыбался блаженной улыбкой и даже закрывал глаза, как воробей, которого после холодной морозной ночи пригрело солнышком.

Утром еще солнышко не взошло, а птичка уж проснулась и славит…

Вот, слава богу, в сторонке слой облаков как будто потоньше становится; вот и синевы клочок показался… слава богу! завтра, может быть, и солнышко выглянет.

Уже показалось веселое солнышко и приветливо заглянуло всюду, где праздность и изнеженность не поставили ему искусственных преград; заиграло оно на золоченых шпилях церквей, позолотило тихие, далеко разлившиеся воды реки Крутогорки, согрело лучами своими влажный воздух и прогнало, вместе с тьмою, черную заботу из сердца…

Наступил март; солнышко заиграло; с гор полились ручьи; дороги почернели. Сатир продолжал лежать на печи, считал дни и надеялся.

Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Его губы дрожали, щеки разгорелись, все лицо точно осветило солнцем, как освещается мокрый и печальный луг, когда раздвинутся тучи, нависшие над ним, и дадут выглянуть солнышку.

— Я сказал, что дождь скоро пройдет, вот и прошел, вот и солнышко… смотри, Ваня, — сказал Николай Сергеевич, оборотясь к окну.

Будь ты, мое дитятко ненаглядное, светлее солнышка ясного, милее вешнего дня, светлее ключевой воды, белее ярого воска, крепче камня горючего Алатыря.

Архип. Полно грешить-то! Тебе жить да жить! Мне вот, Афоня, уж вовсе жить незачем, а я все живу. Бог-то знает, что делает. Что я за человек стал! Красного солнышка, ясного месяца я не вижу, зеленых лугов тоже, студеной водицы и всей твари божьей тоже не увижу никогда. А больней мне всего, что не вижу я светлого лица человеческого.

Настя пошла в сад и сжала стрекучую крапиву, и так ей любо было работать. Солнышко теплое парило. Настя устала, повесила кривой серп на яблоньку и выпрямила долго согнутую спину. Краска здоровья и усталости проступила на ее бледных щечках, и была она такою хорошенькою, что глядеть на нее хотелось.

Был прекрасный день, солнышко играло на небе, воздух с прохладью умеренного морозца румянил только щеки, но не щипал их.

— Лежать бы теперь на траве, под деревом, да глядеть сквозь ветки на солнышко и считать, сколько птичек перебывает на ветках.

Встали, вышли на солнышко, ходим плечо с плечом, смотрит на нас корова круглым глазом и ласково мычит, кланяются золотые метёлки зверобоя, пряным запахом дышит буквица и любимая пчёлами синь. Поют весёлые птицы, гудят невидимые струны, сочный воздух леса весь дрожит, полон ласковой музыки, и небо над нами — синий, звучный колокол из хрусталя и серебра.

— Нет, это не подходит: цветок — на ситце, а светок, светик — это от бога, от солнышка. Одно — цвет, другое — свет… Я знаю, как говорить: розовый, голубой, сиреневый — это цвет…

В конторе было страшно накурено, и сгущался тот специфический миазм, какой приносит с собой в комнату наш младший брат в лаптях. А в большие запыленные окна гляделось весеннее солнышко, полосы голубого неба, край зеленого леса. Я поскорее вышел на крыльцо, чтобы дохнуть свежим воздухом.

Частые свертки не сбили Помаду: звезда любви безошибочно привела его к пяти часам утра в Богородицкое и остановилась над крылечком дома крестьянина Шуркина, ярко освещенным ранним солнышком.

Летом куда бы еще ни шло: прольет ливень, солнышко скоро высушит; но осенью, когда солнышко повернет на зиму, а дождь зарядит на два-три месяца, тут как быть?

Я вдруг поднялся, спать более не захотел, подошел к окну, отворил — отпиралось у меня в сад, — вижу, восходит солнышко, тепло, прекрасно, зазвенели птички.

Неотъемлемым элементом анализа каждой части произведения устного народного творчества должна стать словарная работа. Уяснение лексического значения слов помогает прояснить содержание, включает воссоздающее воображение детей, помогает уяснить авторское отношение к изображаемым событиям.

Словарная работа в ходе анализа текста предполагает и наблюдение за изобразительно-выразительными средствами языка произведения. Лексическое значение большинства слов должно уточняться в процессе анализа и сочетаться с работой над изобразительно-выразительными средствами языка произведения. Язык сказки характеризуется наличием в нем большого количества архаичных элементов, непонятных детям младшего школьного возраста, поэтому большую значимость приобретает работа по объяснению лексического значения устаревших слов. Неясные представления, понятия можно конкретизировать и с помощью словесных описаний, понятных учащимся слов, и путем выяснения содержания понятий или представлений, обозначенных словом. Этому способствует применение логических приемов (анализа, синтеза, обобщения и др.).

Содержание словарной работы на уроках чтения заключается в следующем:

  1. обогащение речи учащихся словами на основе развития представлений и понятий;
  2. уточнение значения известных слов путем непосредственных наблюдений за предметом и рассмотрения слова в контексте, установление основных, существенных признаков понятия, выраженного словом;
  3. расширение сферы употребления знакомых и новых слов, сопоставление употребления изученных слов в данном и каком-то другом (ранее или позднее изученном) контексте, включение слов в новый контекст;
  4. изучение путем наблюдений над словом в тексте его стилистической роли;
  5. работа над значением образных средств языка в тексте;
  6. употребление слова учащимися в связной речи, осознание его смысловых и грамматических связей.

Обогащение словаря учащихся связано с обогащением их мышления представлениями и понятиями путем непосредственных наблюдений за окружающей действительностью и за словесными образами читаемого текста. Поэтому важным вопросом в проблеме обогащения словаря ребенка является установление правильного соотношения книжного образа с реальным представлением о предмете. Чувственный опыт ребенка необходимо обогащать путем наблюдений, непосредственного изучения окружающей действительности.

Анализируя сказку, можно выделить группы слов, которые помогают раскрыть жанровые особенности текста, выявить характер героев, основную тему и идею произведения.

Сказка «Гуси-лебеди» дает возможность работать над такими группами слов:

  • над словами, обозначающими главных героев: гуси-лебеди, Баба-Яга, девочка, братец;
  • над словами, обозначающими лиц и имеющими эмоциональную окраску: доченька, сынок, батюшка;
  • над словами, обозначающими действия: позабыла, побежала, заигралась, загулялась; вернулась, ахнула, кинулась, кликала, заливалась (слезами), причитывала (дочка); налетели, подхватили, унесли; увидели, загоготали, налетают, крыльями машут (гуси-лебеди);
  • над устойчивыми словосочетаниями: покричали-покричали, полетели-полетали, слезами заливалась, ни жива ни мертва, на твоих костях покатается;
  • над изобразительными средствами: серебряные яблочки, кисельные берега, молочная речка.

Пример фрагмента урока анализа русской волшебной сказки «Гуси-лебеди» (3 класс).

Цель работы: уточнить значение некоторых слов, характеризующих основные события и героев; научить различать оттенки значений слов, выявить изобразительные средства языка и устойчивые выражения.

— Прочитай, как отвечала девочка печке, яблоньке и реке при первой встрече. Что в ее ответах было для них обидного? («Стану я ржаной пирожок есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся», «У моего батюшки и садовые не едятся», «У моего батюшки и сливочки не едятся»). Как можно было отказаться от угощения и не обидеть того, кто угощал? Предложи свои ответы.

— Как относилась девочка к своим помощникам после побега с братцем от Бабы-Яги? («Речка, матушка, спрячь меня! Поешь моего простого киселька. Девочка поела и спасибо сказала». «Яблоня, матушка, спрячь меня! Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала». «Печка, матушка, спрячь меня! Поешь моего ржаного пирожка. Девочка скорее пирожок в рот, а сама с братцем – в печь»). Выделенные в тексте слова доказывают уважительное отношение девочки к свои помощникам.

— На какие две части можно разделить сказку по характеру поведения девочки?

— Девочка в этой сказке: смелая, умная, гордая, хитрая, невоспитанная, злая, беззаботная, добрая, упрямая, непослушная, грубая, бестактная, эгоистка, трусливая, любит брата, признает свои ошибки, исправляется, никого не любит?

— Выбери слова и выражения, которые характеризуют поведение девочки в первой половине сказки (до встречи с Бабой-Ягой). Выбери слова и выражения, которые характеризуют поведение девочки во второй части. Какие слова и выражения совсем не подходят для характеристики девочки?

— Найди определения, характеризующие необычных персонажей и волшебные предметы. («Старая Баба-Яга», «молочная река в кисельных берегах», «серебряные яблочки»). Какая избушка Бабы-Яги представлена в сказке? («Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается»). Таким образом, избушка Бабы-Яги помимо постоянного эпитета на курьих ножках получает в тексте дополнительную характеристику, что служит в сказке целям усиления впечатления таинственного и чудесного.

— Найди слова, обозначающие действие. Обрати внимание, как много таких слов в этой сказке. («Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь». Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали – налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут»). Именно поэтому мы как бы видим бегущую девочку и нападающих гусей-лебедей.

— Найди выражения, которые состоят из двух близких по значению слов, а также устойчивые выражения. («Гуси-лебеди, покричали-покричали, ни жива ни мертва, заигралась, загулялась»).

В волшебной сказке выразительный язык, встречаются слова и выражения, которых нет в повседневной речи. Образные определения, показывающие характер героев, слова, обозначающие действие, устойчивые выражения – все это отличает волшебную сказку от рассказа и сказок других типов. Синонимические и тавтологические сочетания широко употребляются в сказках и выражают предельную взволнованность, эмоциональность речи и служат исключительно целям усиления.

В 4 классе изучаются бытовые сказки «Дочь-семилетка», «Петр 1 и находчивый солдат» /учебник «Родное слово»/.

Сказка «Дочь-семилетка» дает возможность работать над такими группами слов:

  • над словами, обозначающими главных героев: брат, царь, дочь, мужик, отец;
  • над словами, обозначающими лиц и имеющими эмоциональную окраску: Иванушка, батюшка, внучек;
  • над словами, обозначающими действия: попекла, припрятала к обеду (дочка); пошел, купил (отец);
  • над устойчивыми словосочетаниями: подумал-подумал, залился горькими слезами;
  • над изобразительными средствами: шелковая ниточка, бедный , богатый брат, царское величество, дочь мудра.

Пример фрагмента урока анализа бытовой сказки «Дочь-семилетка» /4 класс/.

Цель работы: уточнить значение некоторых слов, характеризующих основные события и героев; научить различать оттенки значений слов, выявить изобразительные средства языка и устойчивые выражения.

— Как можно назвать загадки царя и ответы на них девочки-семилетки? Хитроумные, глупые, остроумные, легкие, замысловатые, сложные, трудные, простые? Выбери нужное.

— Какие задания дает царь семилетке? Можно ли их выполнить? Вспомни, какие задания получала от мачехи Крошечка-Хаврошечка. Сравни, как выходит из трудного положения героиня бытовой сказки волшебной?

— Найди выражения, которые состоят из двух близких по значению слов, а также устойчивые выражения. Как ты их понимаешь? Замени их близкими по значению.

— Вспомни, кто такие кум и кума. Где ты встречался с такими персонажами?

Найди и прочитай предложение со словом «кросна» («Поди к царю, скажи, чтоб нашел такого мастера, который бы сделал из этого прутика кросна: было бы на чем полотенце ткать!»). Как ты думаешь, что оно может обозначать?

— Докажи, что это сказка бытовая. На примере сказки «Дочь-семилетка» расскажи, что русский народ осуждает в человеке, а какие качества ценит.

— Вспомни признаки волшебных сказок, назови героев. Сравни с бытовой сказкой «Дочь-семилетка».

Такие сказки, как «Дочь-семилетка», называются бытовыми. Быт – это повседневная обычная жизнь людей. В бытовых сказках действие происходит не в волшебном царстве, а на русской земле. Персонажи – обыкновенные люди: мужик, барин, солдат, поп и др. Но бытовая сказка — это сказка, а не быль, в ней происходят невероятные, сказочные события.

Мы будем читать в этом разделе бытовую сказку «Петр 1 и находчивый солдат».

Работа над выявленными группами слов в тексте сказки позволяет уточнить значение некоторых слов, характеризующих основные события и героев; научить различать оттенки значений слов, выявить изобразительные средства языка и устойчивые выражения.

Лексическую работу в процессе анализа сказки необходимо проводить, опираясь на понимание учащимися смысла и жанровой природы текста.

Почтовая рассылка

Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.

Конкурсы


Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

1

Там, между полей, змеей вилась дорога и убегала за лес, дорога в обетованную землю, в Петербург.

Обыкновенная история, Иван Гончаров, 1846г.


2

Уходи, только знай, что если тебе не дорога честь семьи, то мне не ты дорога (черт с тобой), но честь семьи.

Крейцерова соната (сборник), Лев Толстой


3

Дорога есть дорога, она указывает, куда идти, – никогда не собьешься, если взял правильное направление.

Белый Бим Черное ухо (сборник), Гавриил Троепольский


4

Будет тебе дальняя дорога – вот она, дорога, и бубновый интерес.

Деньги для Марии. Последний срок. Рассказы (сборник), Валентин Распутин, 2018г.


5

Не дорога жизнь боярину, дорога ему честь его!

Князь Серебряный, Алексей Толстой, 1863г.


6

Там проезжий дорога, – сказал он, указывая в сторону горы, – твой лучше ходил проезжий дорога.

Дочь снегов. Сила сильных, Джек Лондон


7

жизнь моя дорога мне, лишь пока она дорога вам и пока я вам нравлюсь.

Семейство Борджа (сборник), Александр Дюма


8

Бесконечная дорога, ночевки в лесу и снова дорога привела его на постоялый двор.

Золотая Лихорадка, Наталья Стрункова


9

Между этим вопросом и ответом есть дорога, по которой надо идти и достичь этого – это дорога от твоих поступков до сердца матери.

Ради будущего надо в настоящем созидать, Садула Патахов


10

Дорога здесь не очень сложная, на выезде из жилмассива светофор, он уже в прерывистом режиме, а твоя дорога главная.

Зубило №8. Записки чайника, Владимир Иванович Данилушкин


11

И меж ними проходила дорога от дома до школы – моя первая в жизни дорога.

Мой маленький Советский Союз, Наталья Гвелесиани, 2016г.


12

Дорога к познанию духа, к познанию божественного начала – слишком скользкая дорога, – предупреждает Христос.

Эстафета духа. Дубль 1. Практикум, Алексий Лебедь


13

Вот дорога, направление в сторону от поселка, как видишь, вот и пошли туда, а там дорога сама укажет путь.

Урюкшай. Сказки для детей и взрослых, М. С. Максимов


14

дороги…», «Русская дорога…», а уж как материли отечественные дороги – сказать невозможно.

Красная омега. Часть первая. Таёжная жуть, Александр Брыксенков


15

Дорога, как дорога, лесники ей пользуются, разделяет один квартал от другого и пересекает лес насквозь.

Отшельник. Книга 2, Анатолий Юрьевич Маскаев


16

Дорога всё лесом, не дорога, а тропинка.

Были одной жизни, или Моя Атлантида, Александра Михайловна Азанова, 2020г.


17

У него своя дорога есть, он только по этой дороге всегда ходит.

Амур-батюшка, Николай Задорнов, 1946г.


18

Дороги немерены: где мужик по первопутке проехал – тут на всю зиму и дорога.

В лесах, Павел Мельников-Печерский, 1871-1874г.


19

Серая лента дороги брошена в тихое ущелье гор, дорога мощена камнем, но кажется мягкой, как бархат, хочется погладить ее рукою.

Сказки об Италии, Максим Горький, 1911-1913г.


20

Перед Пршепетковским видна далекая пыльная дорога, сереют домики деревни Кореличи видны березки здесь и там, стог сена и брошенная у дороги борона…

Атаман Платов (сборник), Петр Краснов, 2008г.


21

Мы все вернулись на постоялый двор, ища по дороге ее: может быть, думали, не выпала ли как, хотя дорога была гладка как зеркало.

Мертвое озеро, Николай Некрасов, 1851г.


22

Дорога была их частная, построенная лордом Балмерино, и вела к заднему фасаду большого дома, а Пенниберн стоял на полпути, чуть в сторонке от дороги.

Сентябрь, Розамунда Пилчер, 1990г.


23

Тут пролегали еще две дороги кроме прямого пути, одна дорога вела направо, другая – налево, у подошвы холма.

Путешествие пилигрима в Небесную страну, Джон Беньян, 1678г.


24

Гравийная подъездная дорога на ферме делала петлю, а потом устремлялась на восток, к полоске гудронированной дороги, вливавшейся в шоссе.

Тайны Торнвуда, Анна Ромеро, 2013г.


25

Думали о дороге и о том, что ждет их там, где дорога кончится.

Коллеги, Василий Аксенов, 1959г.


26

От этой железной дороги, тоже через несколько сотен метров по болоту, пролегала тоже стратегическая, но уже шоссейная дорога Москва-Минск.

Человек и история. Книга первая. Послевоенное детство на Смоленщине, Владимир Фомичев, 2014г.


27

Дорога постоянно петляла и семья от дороги порядком устала.

Свет на обочине (сборник), Игорь Квятковский, 2016г.


28

Пробок в это время на дорогах не бывало, и вся дорога заняла минут десять.

Кукла. Красавица, погубившая государство, Елена Садыкова, 2007г.


29

Мужчина стал нам объяснять, что нам надо идти по этой дороге, потом будет другая дорога, по ней идти вправо и т. 

Записки сибиряка, Пётр Потапович Крылов


30

Просто на короткое время исчезает видимость дороги, а затем вновь появляется дорога, но совсем другая, в другой стране, в другой части света.

Рассказы и повести. По мотивам романа «Новые кроманьонцы», Юрий Берков


31

Когда люди уже начали падать от изнеможения и голода, дорога заметно поползла вверх между негустых деревьев, и идти стало еще труднее.

Вечный зов. Том 2, Анатолий Иванов, 1976г.


32

Солнце пекло, дорога была сильно разъезженная, пыльная, горячая.

Вечный зов. Том 2, Анатолий Иванов, 1976г.


33

Дорога выворачивала из того самого леска, который они миновали, и пропадала за камышами.

Вечный зов. Том 2, Анатолий Иванов, 1976г.


34

Дорога была гористая, окаймленная с обеих сторон сплошным лесом.

Рекенштейны, Вера Ивановна Крыжановская-Рочестер, 1894г.


35

Дорога в этом месте как бы надламывалась и довольно круто спускалась в долину, лежащую среди лесистых гор;

Рекенштейны, Вера Ивановна Крыжановская-Рочестер, 1894г.


36

Прошли они час, два, и кажется рабочему, что дорога не та, по которой он шел в город.

Путь жизни, Лев Толстой, 31 января 1910 – 15 октября 1910г.


37

И говорит он: «Помнится, не та эта дорога».

Путь жизни, Лев Толстой, 31 января 1910 – 15 октября 1910г.


38

А прохожий говорит: «Это самая настоящая, короткая дорога.

Путь жизни, Лев Толстой, 31 января 1910 – 15 октября 1910г.


39

И что дальше шел, то хуже и хуже становилась дорога, и все труднее и труднее было идти.

Путь жизни, Лев Толстой, 31 января 1910 – 15 октября 1910г.


40

Но чем дальше он шел, тем все больше он верил, и под конец сам уверился, что дорога настоящая.

Путь жизни, Лев Толстой, 31 января 1910 – 15 октября 1910г.


41

Мягкая грунтовая дорога под его ногами не пылила, потому что никто тут не ездил и пыли не подымал.

Тайна герцога, Михаил Волконский, 1912г.


42

Эти походы на дорогу назывались у нас по-военному: «Занять дорогу».

Моя система воспитания. Педагогическая поэма, Антон Макаренко, 1935г.


43

Дорога запружена – «форды», «газики», «зисы», крытые громадные «студебеккеры».

В окопах Сталинграда, Виктор Некрасов, 1946г.


44

уши зачешутся – значит, к дождю, губы – целоваться, усы – гостинцы есть, локоть – на новом месте спать, подошвы – дорога

Обломов, Иван Гончаров, 1859г.


45

Весть, что в состязаниях выступит юный царь, привлекла всех, кому дорога слава Понта и его будущее.

Пурпур и яд, Александр Немировский, 1973г.


46

Их дорога лежала по пыльному подъему, кишевшему змеями, невдалеке от того места, где Ника утром увидал медянку.

Доктор Живаго, Борис Пастернак, 1945-1955г.


47

Забастовала Московско-Казанская железная дорога.

Доктор Живаго, Борис Пастернак, 1945-1955г.


48

Помощник, говорю, ходит, паровозная бригада ходит, железная дорога ходит.

Доктор Живаго, Борис Пастернак, 1945-1955г.


49

Смелость города берет, маменька, – тихо сказал он, – стоит моя дорога от Москвы до самой Варшавы.

Доктор Живаго, Борис Пастернак, 1945-1955г.


50

В два окна кабинета и стекла балконной двери переулок был виден в длину – убегающая вдаль санная дорога, криво расставленные домики, кривые заборы.

Доктор Живаго, Борис Пастернак, 1945-1955г.


51

Дорога заросла сухими, обветшалыми от пыли травами.

Чевенгур, Андрей Платонов, 1929г.


52

Вон, видишь, дорога из деревни на гору пошла – ты все так иди и иди по ней.

Чевенгур, Андрей Платонов, 1929г.


Хотите добавить свое предложение к слову «дорога»?

                    Русский язык. 5 класс (23.10.2021)

 Предложения с обращениями. Знаки препинания 

при обращении

1. Постановка проблемного вопроса

Саша сдал в библиотеку книгу.- Саша, сдай в библиотеку книгу.

Ребята, сравните предложения.

Давайте с вами потренируемся различать обращения и подлежащее. Обращение употребляется в форме …падежа, а подлежащее стоит в каком падеже? Какой проблемный вопрос возникает перед нами? 

Откройте §14, стр. 45, 46. Прочитайте, что такое обращение. Какое слово здесь главное? 

2. Работа с информационным кластером

%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2582

%25D0%25BE

%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2582%2B2

3. Историческая справка.

Оказывается, в древнерусском языке существовал особый звательный падеж. Это и было обращение. Раньше в русском языке существовал, кроме шести нам известных, седьмой звательный падеж. “Старче” и есть форма звательного падежа.

Другие примеры звательного падежа в современной речи: “други” (вместо друзья), “Отче наш” (отец). В разговорной речи сохраняется форма звательного падежа, сокращённая форма слова “мам”, “Тань”, “бабуль”, “Дим” . Она применима только в разговорной речи.

В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное, необдуманное обращение может обидеть. Чем вежливее вы будете обращаться к другим, тем с большим желанием вас, будут слушать.

Перед вами этикетные формулы-просьбы: 1.Пожалуйста. 2.Будьте так любезны. 3.Будьте добры. 4.Если вас не затруднит. 5.Сделайте одолжение. 6.Не мог бы ты сейчас. 7.Не выполнишь ли ты мою просьбу. 8.Вы не могли бы сказать.

4. Применение этикетных формул в экстралингвистических ситуациях.

 1.Попросите своих родителей о покупке … 2.Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника. 

5. Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подлежащее подчеркните.

 1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

 2. Я вернусь к тебе Украина!

 3. С чего начинается Родина?

 4.Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы!

 5. Чего тебе надобно старче?

6.Сравним два предложения и определим, какую синтаксическую функцию выполняет слово «Федот» в каждом из них.

Федор работы не боится.

С возвращением, Федор!

 — Давайте распространим обращение во втором предложении и запишем его. Обращение стало распространённым. Это доказывает, что обращения бывают распространённые (несколько слов) и нераспространённые (одно слово) обращения.

  —  В каком падеже стоит обращение в предложениях? 

7. Задание: расставьте знаки препинания при обращении.(Предложения из «Сказки про Федота…» ).

На тебя моя душа

    Век глядел бы не дыша…

    Бабка Полно не греши,

      Убери свои гроши!

      Ну-ка станьте предо мною

        Тит Кузьмич и Фрол Фомич!..

        8. Итог урока. Можно ли в жизни обойтись без обращений? Какую роль они выполняют в речи?    

        9. Домашнее задание.

        1. Посмотрите видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=HYBQRZyCKR4

        2. Отработайте теоретический материал § 14.

        3. Выпишите из народных сказок 5 предложений с обращениями.

        Р.р. Качества хорошей речи

         Вы обращали внимание на то, как говорят люди? Одни – увлекательно, ярко, захватывающе; другие – неинтересно, блёкло, скучно. Почему так? Всё дело в мастерстве владения словом, в качестве речи.

            Цель нашего урока познакомиться с требованиями к хорошей речи.

        1. I .Правильность речи.
        1. Если незнакомый человек скажет «без пальта я пошёл в магазин», что вы о нём подумаете? Древнегреческий мыслитель Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя увидел…». Первое впечатление о нас складывается по нашей речи.
        2. Первое требование – наша речь должна быть правильной. Как вы понимаете, что значит речь должна быть правильной? (основанной на правилах)

        Правильная речь должна соответствовать нормам литературного языка.

         Давайте прочитаем стихотворение Б. Нормана и исправим в тексте ошибки.

                                             Слыхали эту новость?

                                             У нас в шкафу живёт

                                             Тот, кто любую овощ,

                                               Любой продукт сжуёт…

                                              Прожорлив, как собака,

                                              Тот, кто живёт в шкафу:

                                              Пропала тюль, и тапок,

                                              И туфель на меху…

                                              Так кто ж ту путь проехал

                                              Из шкафа в антресоль?

                                              Мышь ненасытный, где он?

                                              Где он, огромный моль?

                                              Вы скажете: не верим!

                                              Чтоб всё пустить в труху?

                                              Но есть обжора – Время –

                                              Вот кто живёт в шкафу.

        1. II. Логичность речи.

        Второе требование – хорошая речь должна быть логичной.

        Задание. Расставьте по местам абзацы – и у вас получится отрывок из сказки.

           И пчёлы с оглушительным жужжанием полетели навстречу путникам. Страшила мигом сообразил, что делать.    

           — Оттаскивай с меня солому! – закричал он Железному Дровосеку. – Забрасывай Элли, Льва и Тотошку, и пчёлы не доберутся до них!

           — Летите на запад! – прорычала волшебница. – Найдите там чужестранцев и зажальте их до смерти!

           Бастинда затопала ногами и трижды просвистела в свисток. На её зов слетелись тучи свирепых пчёл, укусы которых были смертельны.


        1. III. Третье требование к хорошей речи — ее чистота.
        1. Речь должна быть уместной, то есть соответствовать обстановке.

        Дочь поздравляла отца с днём рождения: «Дорогой папа! Поздравляю тебя с днём рождения, желаю новых достижений в труде, успехов в работе и личной жизни. Твоя дочь Оля.

        Отец был огорчён и раздосадован. Почему?

         Как вы думаете, какие слова не соответствуют нормам  литературного языка?

        Вывод: Не употребляйте слова и выражения, которые засоряют нашу речь.

        1. IV. Богатство речи.

        Если в речи не повторяются одни и те же слова, не строятся одинаково предложения, не встречаются на каждом шагу слова-пустышки (их ещё называют слова-паразиты), — значит ваша речь разнообразна, богата.

        Задание. Найдите повторяющиеся слова из «Песенки про тавтологию» А. Хайта.

                                             Люблю я майскую грозу в начале мая,

                                             Когда весной весенний первый гром,

                                             Как бы резвяся и в игру играя,

                                             Грохочет громко в небе голубом…

        Какое явление называется тавтологией?

        1. V. Выразительность речи.

        Это её образность, красочность, яркость. Благодаря именно выразительности речь воздействует на чувства читателя или слушателя.

        Задание. Сравните два отрывка. Какой покажется вам интересней и почему?                                        

        1. На полянке, где я недавно собирал грибы, текут два ручья, торчат пни и растёт рябина. Теперь здесь лежит снег.

        2. Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. Теперь она вся белая: каждый пенёк накрыт скатертью, и даже красная рябина морозом напудрена.

        Устная речь располагает своими средствами выразительности. Это темп речи , громкость и тон голоса, мимика, жесты.

                                                              СРЕДСТВА

                    ТЕМП РЕЧИ                         ГОВОРИТЬ МОЖНО          ТОН МОЖЕТ 

        медленный                                        очень громко                            визгливым

        нормальный                                     громко                                       резким

        быстрый                                            нормально                                жёстким

        скороговоркой                                 тихо                                            тёплым

                                                                     шёпотом                                    глухим

                                                                     еле слышно                              мягким

                                                                                                                         нежным

                                                                                                                         бархатным

        Какие громкость и тон вы выберите в таких ситуациях?

        1. Вы заблудились в лесу и зовёте на помощь?
        2. Вы отвечаете на уроке русского языка у доски?
        3. Вы читаете сестрёнке сказку перед сном?
        4. Вы разговариваете с другом в троллейбусе?

        1. VI. Итоги.

        Хорошая речь должна быть правильной , точной, логичной, уместной, богатой и выразительной.

                 VII. Домашнее задание.

            Проработайте учебный материал и составьте краткий конспект.

        В конце февраля передохнем от холода…  Звучит двусмысленно. 29 ноября новорождённая или новоро́жденная (вспомним, пройдя небольшой тест) буква «ё» празднует свой день рождения. Нужна ли она в русском алфавите? Ведь на письме мы легко обходимся без нее. А споры на этот счет не утихают. Например, как вы прочитали первое предложение – с «ё» или без нее? Всегда ли можно обойтись без ловкой буквы? Что делать, если буква «ё» есть в имени или фамилии? Сетевое издание «Учительская газета» и «Грамотатор» вместе со своими читателями разберутся в этом спорном вопросе.

        Предложение со словом дочь из сказки

        О хитрой и загадочной букве «ё» мы писали не раз. Как она появилась на свет и долго скиталась, пока не нашла свое место в алфавите, подробно рассказывается в материалах «Расставим точки над Ё» и «Ё-мое».

        Мы освещали и ситуацию, когда буква «ё» есть в имени или фамилии, но вот в документах она превратилась в «е».

        Если наши читатели хотят проверить свои знания – в каких словах буква «ё» нужна, а в каких мы употребляем ее неверно, можно пройти небольшой тест (пройти тест можно в «Расставим точки над ё» или по ссылке, если тест отображается некорректно).

        Справились с заданиями? Предлагаем закрепить свои знания и повторить правильное произношение слов с «ё» и без нее вместе с нами.

        Ненужная буква «ё»

        Как вы прочитали строки о «передохнем от холода»? А что делать с предложением: берет маркер берет и садится на галеру…

        Набор слов, бессмыслица? Давайте посмотрим. Прочитать можно по-разному. Например, «бере́т садится на корабль (галеру) с ма́ркером». Действительно, ерунда. Как берет может садиться на корабль?

        Попробуем еще раз: ма́ркер берёт бере́т? А, может, и садится-то на галёру?

        Опять не сходится. Теперь маркер никак не сможет взять берет. Выходит, что и впрямь бессмыслица? А вот и нет! Мы имели в виду, что «берёт маркёр берет и садится на галеру».

        Ну и как разобраться без буквы «ё»? А вот еще (или ещё?): «Василий радостно сказал: «Все поем!» О чем он? Спрашивает: всё поем? Или все поём? А, возможно, всё поём?

        Вспомним еще падеж, мел, отсек и осел. Что первое пришло на ум? Падеж (в словах) и падёж (скота), мел и мёл (улицу), отсек и отсёк, осел и осёл!

        Нужна буква «ё» или нет? Какого мнения придерживаются наши читатели? Напишите об этом в комментариях, зарегистрировавшись на сайте сетевого издания «Учительская газета».

        А мы разберем слова, в которых очень часто опускается «ё» и сдвигается ударение. В результате произносят их неверно.

        Включённый

        Уже не раз рассматривали мы слово «включить» и производные от него. Вот и «включённый» здесь  Произносится он с «ё», как и включён. Никаких вклю́ченный и вклю́чен.

        Дом ярко освещённый,

        Здесь свет везде включённый.

        Заключённый

        Очень распространенная ошибка – заклю́ченный. Слышали мы даже версию, что договор заклю́чен/заклю́ченный, а человек под стражу – заключён/заключённый.

        Однако букве «ё» неважно, о ком или о чем речь: «заключён» – единственно верный вариант. И брак заключён, и договор, и преступник под стражу.

        На товар уценённый

        Договор заключённый.

        Оговорённый

        Оговорённым может быть человек. А могут и условия договора. Здесь, как и в предыдущем случае, многие считают, что о человеке, которого оговорили, верно – оговорённый, а об условиях – огово́ренные. Это не так – во всех случаях с буквой «ё» и с ударением на нее же. Так же и со словом приговорённый. 

        Дом на части разделённый,

        Их размер оговорённый.

        Осуждённый

        Именно так. А не осу́жденный. Откуда пошло такое произношение? Может, сбивает с толку корень и «проверочное» суд. А, возможно, это профессиональный сленг сотрудников правоохранительных органов – они нередко говорят «осу́жденный». А к нему еще и дело возбу́ждено или возбу́жденное. А правильно только возбуждённое.

        Манёвренный

        Зачастую говорят мане́вренный! Откуда взялось такое произношение? Возможно, с давних времен, когда существовали мане́вры, а не манёвры. В настоящее время Орфоэпический словарь под редакцией Р. И. Аванесова дает как допустимое «маневр», но с пометкой «устаревшее». Да и слуху привычнее «манёвр». А отсюда и запомнить легко – манёвр-манёвренный.

        Заворожённый

        «Я заворо́жен», «Смотрел, как заворо́женный». Но нет! Смотреть можно только заворожённо и быть заворожённым.

        На замок, в море отражённый,

        Смотрел я как заворожённый.

        Посеребрённый

        По какой-то причине и кустарник инеем посере́бренный, и кольцо, и другие вещи, связанные с серебром. Однако все, что покрыто слоем этого металла (даже в переносном значении, как в случае с инеем), является посеребрённым.

        Опытом умудрённый –

        Сединой посеребрённый

        Углублённый

        Кто-то помнит, что в середине-конце 80-х годов прошлого века с экранов телевизоров часто можно было услышать: углу́бить или углу́бленный. Возможно, проверяют словом «глубь», поэтому выходит путаница. Но правильно только углублённый.

        Скабрёзный

        Часто превращается в «скабрезный». Скабрёзный же многим режет слух. А ведь правильно именно через «ё».

        Человек он несерьёзный,

        Анекдот рассказал скабрёзный.

        Новорождённый

        Ах, как же часто можно услышать «новоро́жденный»! Но наши читатели уже прошли тест и твердо знают, что правильно только «новорождённый». Новый и рождён – все просто!

        На свет произведённый

        Малыш новорождённый.

        Не ровён час

        Это устойчивое словосочетание многие произносят через «е». А час все-таки не ровён!

        Чёрно-бурый

        Да и не только чёрно-бурый, но и чёрно-белый и все сложные слова с «чёрно» произносятся с «ё». Здесь тоже все просто: вспоминаем название цвета – чёрный – и не ошибаемся.

        Забытьё

        Именно так оно произносится. А распространенный вариант «забытье» словари отмечают как неправильный.

        В ванне пенной про мытьё

        Я забыл, впав в забытьё.

        Остриё

        Здесь есть хитрость: «ё» произносится только в именительном падеже. В винительном и предложном «ё» превращается в «е».

        Жёлоб

        Да-да! А не желоб, как часто говорят. Однако надо помнить, что маленький – желобок.

        Свёкла

        С детства слышим это слово. А  правильное произношение запомнили не все. И порой свёкла превращается в свеклу́. Нормам русского языка это не соответствует. А вот производные от «свёклы», напротив, произносятся через «е»: свекольный, свеклорезка, свекловодческий.

        Вот уж и земля намокла,

        Осень – собираем свёклу.

        Вёшенки

        Это грибы, которые называют и ве́шенки, и веше́нки, и вешенки́. Проблема в том, что многие словари грибы эти пока не фиксируют. Но там, где слово есть, указан единственно верный вариант – вёшенки.

        Устали наши ноженьки,

        Мы собирали вёшенки.

        Подоплёка

        Изначально так называли подкладку мужской крестьянской рубашки – от плеч до половины груди (спереди) и половины спины  (сзади). Сейчас а данном значении слово употребляется, наверное, только в книгах. Но есть и переносное значение – скрытый смысл какого-либо явления. Его-то употребляют часто и так же часто через «е» – подопле́ка. Однако такой вариант произношения словари не фиксируют – только подоплёка.

        А теперь рассмотрим слова, которые безосновательно, но очень часто, наоборот, произносят с «ё».

        Гренаде́р

        Это солдат или офицер высокого роста в пехотных или кавалерийских частях некоторых армий. Нашему слуху привычнее гренадёр. Однако словари единогласно указывают вариант с «ё» как неверный. Только гренаде́р.

        А, может, тогда и мушкетер? Было и так. Когда-то произносили именно мушкете́р. Но со временем мушкетёр такое произношение вытеснил.

        Вполне возможно, и гренадёр в скором времени подвинет гренаде́ра. Но пока правильно произносить без «ё».

        Афе́ра

        И почему многие так любят употреблять слово «афёра». Ведь даже «аферист» намекает, что говорить надо с «е». А уж словари просто кричат, что «афёра» не соответствует нормам русской речи – только афе́ра.

        Опе́ка

        Еще одно слово, где «ё» пытается занять не свое место. Как и в предыдущем случае – говорить опёка неправильно. Ну а, чтобы запомнить, вспомним слово «опекун».

        Многоже́нец

        Тут посложнее. Вроде много у этого человека жён, логично же, что он многожёнец (как было с новорождённым). А нет – жён много, а сам он без «е». Но в слове «многожёнство» буква «ё» место себе всё-таки отвоевала.

        Гололе́дица

        Именно через «е». С гололёдом не путаем. Явления, слова и произношение разные. Гололёд – это ровный, очень скользкий лёд – осадки, которые не успели растаять и легли ледяной коркой, а не снегом или дождем.

        А гололедица наступает в результате резкого похолодания. Вчера шел дождь – сегодня мороз, а на дороге гололе́дица с буквой «е».

        Житие́

        Сразу продолжим словами из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «…мое́». Так и запомним «житие́ мое́». Кто-то вспомнит сказки и скажет, что там упоминается житьё-бытьё». Этот вариант «сказочный», устойчивое словосочетание. Только в таком виде допустимо употребление с «ё». В остальных случаях правильно именно житие, как, впрочем, и бытие́.

        Здесь, правда, возможны варианты: бытие как философский термин с «ё» произносить не рекомендуется, а вот как жизнь, существование – возможно и бытиё.

        Гру́шевый

        Помните песню Ю.Антонова про улицы «вишнёвые, грушёвые..»? Ошибочка вышла! Запомним, что «грушёвые» неверно. Заодно и в написании не ошибемся – грушо́вый тоже неправильно. А гру́шевый через «ё» или «о» написать будет сложно.

        Осе́длый

        Не осёдлый! Буква «ё» и здесь норовит проникнуть в речь. Но тот, кто проживает на одном месте, осе́л в той или иной местности, ведёт осе́длый образ жизни. Вспоминайте слово «седло» и не ошибетесь.

        А напоследок очень спорное слово.

        Жёлчь-желчь

        Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение (под редакцией И.Л. Резниченко, 2003 года) приводит оба варианта. Причем желчь стоит на первом месте как предпочтительная форма.

        Русское словесное ударение М.В. Зарвы (2001 года) предлагает только жёлчь, а Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы (под редакцией Р.И. Аванесова, 1987 года) форму «желчь» дает как допустимую. Основной же является – жёлчь. В Словаре трудностей русского языка под редакцией Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой, наоборот – желчь – основной вариант, а жёлчь – допустимый.

        И как же быть? Выбор за вами, дорогие читатели. И желчь, и жёлчь соответствуют нормам русского языка.

        И все-таки. Вернёмся к началу статьи. Как же прочитать –

        Передохнем или передохнём?

        Тут можно вспомнить известную строчку из стихотворения Д. Бедного «Передохнем все мы вскоре!…»

        Из-за своей двусмысленности эта фраза стала фольклором. А в продолжение приведем пример Татьяны Гартман из книги «Речь как меч» (именно он и лег в основу нашего заголовка): в одной из газет было написано: «в конце февраля мы все передохнем от холода!». Что? Какой ужас! Что нас ждет? И только после прочтения статьи стало понятно, что от холода все-таки передохнём. Ох, гора с плеч.

        Наверняка наши читатели не раз встречали в многочисленных интернет-источниках фразу: «При этаком-то государе мы все передохнем».

        Авторство ее приписывают А.Толстому. Якобы есть она в романе «Петр Первый».

        Отметим, что ни героя, произносящего эти слова, ни страницу мы ни разу не обнаружили. Но ссылаются везде и всегда. Очень уверенно!

        И захотелось нам найти эту цитату, так, чтобы была она и со ссылкой на страницу и с информацией о произнесшем ее герое. Однако здесь потерпели мы неудачу. И что интересно! В процессе поиска встретилась нам книга Валерия Василева «Истоки русского слова. Очерки о русском слове». Автор приводит все ту же фразу про «государя и передохнем», только ссылается уже не на А.Толстого, а на … Н.Карамзина и его известное произведение. Какое? А это, похоже, стимул перекопать все сочинения Карамзина. Название осталось тайной.

        Мы пришли к выводу, что нет такой цитаты. Ни у А.Толстого, ни у Н.Карамзина, ни у кого-то другого из известных писателей. Является она вымыслом, хорошим примером важности употребления буквы «ё». А авторство известного писателя придает ему больший вес.

        Но если наши читатели знают, в каком произведении и у кого из авторов есть данная фраза, то они, надеемся, поделятся с нами информацией. А от холода мы все-таки передохнём!

        Интересные факты, касающиеся буквы «ё» можно, узнать в наших материалах.

        Как видим, обойтись без буквы «ё» можно не всегда. Особенно сложно понять смысл вне контекста. Зарегистрировавшись на сайте сетевого издания «Учительская газета» , читатели могут поделиться своим отношением к букве «ё», мнением о ее месте в русском алфавите, нужности в речи и на письме.

      1. Предложения из сказок пушкина разные по цели высказывания
      2. Предложение со словом сказка из стихов
      3. Предложение со словом добро из сказки
      4. Предложение неинтересно как пишется
      5. Предлог в отличие как пишется