Предлагайте как пишется правильно слово

16:24, 02 декабря 2021, паи гостем очередного эфира паи-live стала зинаида митченко, доцент кафедры филологии, коммуникации и русского языка как

Предлагайте как пишется правильно слово

Гостем очередного эфира ПАИ-live стала Зинаида Митченко, доцент кафедры филологии, коммуникации и русского языка как иностранного, кандидат филологических наук Псковского государственного университета. Автор и ведущий проекта Александр Машкарин, пользуясь случаем, задал интересующие многих вопросы о грядущих изменениях в своде орфографических и пунктуационных правил русского языка, о вывесках как части внешнего вида города и об особенностях обучения иностранных студентов в русском вузе.

Новые старые правила

Поговорим о теме, которая последние две недели активно обсуждается: это проект новых правил русского языка, которые якобы не менялись 60 лет. Все этот проект горячо обсуждали, но, как я обратил внимание, по факту глобальных изменений нет. Вы как филолог и ваши коллеги на что в этом проекте свода правил обратили внимание?

– Действительно, в последние две недели это мощный информационный повод – введение новых правил орфографии и пунктуации: это не совсем правила русского языка, речь идет именно об орфографии и пунктуации. Что всех настораживает? Слово «новые».

История формирования правил орфографии и пунктуации связана с периодом 1956 года, когда вышел первый свод правил орфографии и пунктуации. Затем был длительный период, когда эти правила не пересматривались. Но надо сказать, что это был период относительной социальной стабильности в государстве, исследования регулировались, мне кажется, более последовательно. В 2003, 2006 и 2009 годах вышел полный справочник правил орфографии и пунктуации под редакцией Лопатина, и это авторитетный источник на сегодняшний день. Получается, более 65 лет действительно эти правила не уточнялись: даже основу лопатинского издания составляет первый свод правил 1956 года.

Язык – это развивающееся явление, и мы сами активные участники всех процессов в лексике. Появились новые реалии, новые наименования, мы ими активно пользуемся в своей речи. Но когда дело доходит до письменной коммуникации, то встает вопрос, как правильно написать это слово. И когда у тебя, носителя языка, существует выбор, когда этих написаний несколько, эта множественность ставит в затруднение обывателя, да и специалиста. Для нас важно, как правильно написать. Для чего это нужно? Для того чтобы обеспечить эффективную письменную коммуникацию.

Мы знаем, какая была мощная подготовительная работа. В 1991 году была создана орфографическая комиссия, куда вошли учителя, методисты, преподаватели вузов и филологи. Эта орфографическая комиссия путем наблюдения за тенденциями в разговорно-речевой стихии изучает нормы орфографии и пунктуации и их формирует.

Владимир Владимирович Путин в 2019 году поставил задачу пересмотреть правила, и он уточнял, что не должно быть вульгарного упрощения этих правил. То есть изменения не в сторону упрощения правил, а в сторону отражения объективной реальности – вот то, с чем мы сегодня сталкиваемся. Поэтому никого не должно пугать слово «новые»: это назревшая необходимость.

На YouTube очень много сюжетов в связи с этим, и некоторые агентства говорят, что это реформа языка. Специалисты, которые занимаются языком, понимают, что это не мощное революционное преобразование – вовсе нет: это совершенно естественный процесс, когда мы лишь уточняем какие-то формулировки, выявляем болевые точки в нашей языковой ситуации сегодня.

Предлагайте как пишется правильно слово

Болевые точки языка

– Что становится источниками болевых точек, что является материалом для изучения? Например, всем хорошо известный портал «Грамота.ру» (мы активно им пользуемся, прибегаем к нему в случаях затруднения) становится мощным архивом для специалистов, и можно сделать по запросам пользователей выборку не только социологическую (кто обращается), но и научную, когда мы понимаем, с какими вопросами туда обращаются, и по частотности этих вопросов мы можем сформировать те болевые точки в языковой повестке дня, чтобы на них отреагировать специалистам.

А можете привести пример таких болевых точек? Какие запросы встречаются чаще всего? Из Псковской области о чем спрашивают?

– Региональных данных сейчас у меня нет. Но мы понимаем, что в этом новом проекте свода орфографии и пунктуации, который должен быть утвержден к концу 2021 года, оказалось доработанным. Во-первых, это дефисные или раздельные написания.

Пол-апельсина, полмандарина, которые пишутся по-разному.

– Да, это хрестоматийные случаи. Но есть, например, такое наименование, как зиц-председатель – это управляющий, который не имеет права решающего голоса в компании.

Еще проще – подставная фигура.

– Да, можно, наверно, и так сказать. Вопрос орфографический: как писать это «зиц» – либо через дефис, либо раздельно, либо вообще слитно? Либо удвоенные согласные в заимствованных словах – мы их пишем или нет? Также это наименования религиозных праздников.

Жареная картошка – жаренная с грибами картошка.

– Да. Вы приводите примеры, очень распространенные. Я бы еще раз сказала, что это хрестоматийные примеры. А есть действительно затруднительные случаи. Вот мы говорим «кэш» или «хэштэг», а пишем через «е». 29 ноября – день рождения буквы «ё». Но и буква «э» в этом смысле тоже оказывается уязвимой, потому что мы произносим «э», а пишем «е».

Как теперь правильно: рэпер или репер, флэш или флеш?

– Тенденция написания буквы «е», потому что «э» – это признак заимствованного слова. Когда заимствованное слово входит в систему заимствующего языка, оно проходит освоение как по пути произношения, по пути вхождения в грамматику языка, так и по пути написания (орфографическое освоение). И конечно, есть избегание признака заимствования: написание с «е» – это знак освоенности.

То есть рэпер теперь репер? Звучит немножко по-бабушкиному: «Это репер!»

– А вас никто и не просит произносить мягко, вы можете произносить твердые согласные, но на письме мы отражаем это с помощью буквы «е».

Кстати, окончательный вариант свода орфографии и пунктуации должен быть принят только в 2023 году, сейчас речь идет только о правилах орфографии, и до конца 2021 года они должны быть утверждены. И они широко обсуждаются. Здесь каждый может высказать свое мнение вплоть до самого критического, когда люди против того, чтобы вводить слово «киллер» в своды правил. Но ведь мы понимаем, что реалия от того, что мы будем избегать этого написания, никуда не девается.

Можно я еще спрошу про слова?

– Да, пожалуйста.

Они заимствованные, но с ними журналистам приходится часто сталкиваться последнее время. Одно слово – коллаборация, которая пишется через две «л», хотя звучит с одной «л». И второе слово – аффилированный, у которого то ли две «л», то ли две «ф». Почему эти слова, будучи заимствованными в русском языке, не упрощаются в написании?

– Может быть, они упростятся. Есть совершенно естественные процессы, когда заимствованные слова вообще получают новую жизнь. Мы пишем научные статьи – мы как авторы должны обязательно быть аффилированными с нашим высшим учебным заведением, иначе публикация не будет засчитываться.

Да, есть такие слова, и никто не говорит о том, что орфография должна быть проще. Мы как носители языка должны овладеть этими нормами.

Удвоенные согласные – это, конечно, трудность для носителя языка. Здесь у нас только один путь – обращаться к авторитетным источникам, запоминать, как пишется это слово, и следовать нормам.

Хранители норм

Филологов почему-то принято считать консерваторами, охранителями языка, которые против изменений: корова значит корова, коллаборация с двумя «л» и так далее. На самом деле вы и ваши коллеги из Псковского государственного университета кем себя ощущаете? Вы все-таки консерваторы или, страшно сказать, либералы?

– Ни для кого не секрет: конечно, мы консерваторы. Мы изучаем норму. У студентов спрашиваешь: мы исследуем норму а кто ее устанавливает? Как узнать, что это норма, а это не норма? Кто вообще это определяет? Получается, что определяют специалисты? А на основе чего? На основе наблюдения за разговорно-речевой стихией. Потом эти наблюдения отражают в авторитетных источниках.

Другое дело, что мы все столкнулись с трудностью, когда источники не поспевают за изменениями, которые происходят в языке. Слово уже жизнь прожило в языке и ушло в пассивный словарный запас, а мы еще только устанавливаем его написание. Мы стремимся показать студентам язык как живой, развивающийся процесс и отражаем тенденции, которые есть сегодня.

Вариативность, которая наблюдается в языке, – это признак освоения слова. Но тем не менее мы стремимся следовать нормам. Есть мнение Светланы Друговейко-Должанской: это крупный филолог, и она, кстати, входит в орфографическую комиссию, которая занималась разработкой нового свода правил орфографии. Она говорит, что пока существует образованная часть сообщества, которая стремится поддерживать традицию, пока у нас кофе мужского рода, то можно говорить о том, что никаких существенных изменений не произойдет.

Существует такое понятие, как шибболеты: это вообще библейское понятие, это речь, которая выделяет тебя среди сообщества таких же говорящих. Когда мы как преподаватели в среде, доступной для нас, воздействуя на нашу молодежь, все-таки следуем нормам – это, конечно, тоже признак консерватизма. Хотя наши преподаватели очень современные, они тоже и употребляют, и осваивают новые слова. Мы тоже вместе с носителями языка осваиваем новую лексику. Я у своих студентов часто консультируюсь, как правильно. Сегодня столкнулись со случаем выбора между формами «подкаст» или «подкастов»: спрашивала у ребят, и они уже как молодое поколение в этом смысле меня направляют.

Каким еще словам вас научили студенты?

– Конечно, это связано со средой интернет-коммуникации в основном. И вообще, для меня, например, была трудностью фраза «в «Инстаграм»: это что, профиль в «Инстаграм» или сама соцсеть? В общем, я в этом смысле отставший от молодого поколения товарищ, консерватор.

О чистоте речи и города

– Вопрос грамотности речи тоже стоит остро, но грамотность не снизилась никаким образом.

Не снизилась?

– Нет. Конечно, отмечаю это не только я, но и специалисты-филологи. Почему не снизилась? Все зависит от того, о каком социальном сообществе мы говорим. Студент-филолог может отличаться от студента, например, технических специальностей.

Что происходит с грамотностью сегодня? Доступ к письменной коммуникации, к письменному самовыражению получили все, очень широкий круг носителей языка, а не только специально обученные люди. В связи с этим появляются сложности, и поэтому мы видим так много ошибочных написаний, сопровождающих внешние атрибуты города.

Насколько, на ваш взгляд, увеличился разрыв между устным и письменным русским языком? Раньше был (да и сейчас существует) письменный язык чиновников. Есть язык тех же мессенджеров с уже хрестоматийными «превед креведко» и так далее. И в то же время вы говорите, что устная речь осталась грамотной.

– Да. Но здесь каждый работает над собой. Мы в университете активно этим занимаемся. На каждом направлении подготовки, на первом курсе есть такие дисциплины, как русский язык и межкультурная коммуникация (раньше это была дисциплина «русский язык и культура речи»), когда мы всех студентов должны направить и не просто повторить эти нормы, а показать их реальное практическое применение. И здесь мы действуем в рамках артологии. Ты пришел в больницу или в поликлинику и тот дискурс, который обслуживает эту сферу, тоже должен освоить: ты понимаешь, какие вопросы задаешь в регистратуре, как должен отвечать.

А вот что касается разрыва письменной и устной речи, здесь всегда наблюдалось очень интересное взаимное влияние. Часто письменная речь влияет на устную, и в этом смысле нужно быть осторожными с письменным словом, да и вообще с любым словом, которое слетает с языка. Тем более написанное слово имеет очень мощное воздействие. Я сейчас говорю не о чем-то мистическом, а вообще о том, как слово воздействует на носителя языка.

Здесь хотелось бы рассказать о том, что мы в университете с 2016 года проводим акцию «Чистый город – хорошая речь!»: обращаем внимание на внешние атрибуты города: на лайтбоксы, вывески, баннеры, объявления – и замечаем с тревогой для себя, как много там реальных ошибок, орфографических и пунктуационных.

Например?

– Я хотела бы вас здесь заинтриговать и пригласить вступить в открытую группу в соцсети «ВКонтакте» «ЛингвоКонсультантПсков», где мы выставляем все фотоматериалы, зафиксированные в городе на протяжении долгого времени. И не затем, чтобы сказать, как все плохо, как мы невнимательны к внешним атрибутам города, – вовсе нет. Наша задача – устранить ошибку. Но когда нас спрашивают: «А сколько реально вы баннеров исправили?» – мы понимаем, что не можем пойти и зачеркнуть эту ошибку – это будет деструктивное действие. Мы даем лингвистический комментарий. Мы – это студенты-филологи, преподаватели, которые активно приглашают студентов поучаствовать в этой акции.

В прошлом году мы получили поддержку администрации области в связи с этим, и это был даже проект, была финансовая поддержка, мы запускали рекламу в городе, то есть пытались обратить внимание носителей языка на проблему орфографической и пунктуационной безграмотности. Это тем более важно, потому что сейчас введен дизайн-код города. В связи с этим столько проблем у владельцев заведений, но почему-то никто не несет ответственности за то, что написано, за содержание. Смотрят, на каком расстоянии вывеска расположена от окна и так далее, как это должно быть технически исполнено, но тревожно, что есть разрыв между содержательной частью и внешним проявлением.

Мы как энтузиасты предлагали свою консультационную помощь абсолютно безвозмездно, чтобы, например, заказчик рекламной продукции обращался в сообщество «ЛингвоКонсультантПсков» (мы даже его так специально назвали) и получал бесплатную консультацию на этапе создания рекламной продукции. Любой студент-филолог может дать квалификационную лингвистическую справку.

Есть пример из Великих Лук, где слово «Россия» написано с одной буквой «с». Мы понимаем, что это не ошибка неграмотности – это просто недосмотр. Но когда это баннер, растянутый в центре города, – это очень снижает впечатление от города. А у нас особый город, и, к сожалению, в его исторической части есть такие ошибочки.

Играть, но не заигрываться

Зинаида, как вы относитесь к тому, что в Пскове появляется все больше различных мест, связанных с именами в литературе? Например, с Кавериным.

– Конечно, это хорошо, ничего в этом плохого нет. И тем более и имена неслучайные: например, Каверин с Псковом связан напрямую. Это тоже популяризация и имени, и уважения к творчеству и воспитание молодежи. Среда, в которой мы все пребываем, очень важна, она на нас очень влияет. Ты на остановке стоишь – что твой взор привлекает? Может быть, ошибочное написание. Этого надо избегать.

Кафе с каким названием не хватает в Пскове?

– Это больной вопрос. Я не хотела бы сейчас озвучивать те названия, которые мы критикуем в группе «ЛингвоКонсультантПсков»: боюсь, что это может сослужить плохую службу владельцам кафе, потому что это же часть имиджа заведения. Когда специфически называют учреждения, это пиар-ход, такая игра, но специфические наименования иногда вызывают неприятие носителей языка и даже критику, избегание этого заведения, хотя там могут изготовлять прекрасную продукцию.

Так все-таки чьим именем еще надо назвать кафе в Пскове?

– Затрудняюсь ответить. Я бы вряд ли могла выделить особые имена. Их много на самом деле. С этим вопросом я бы вам рекомендовала обратиться в научно-образовательный центр русского языка и культуры имени Маймина: им руководит Аида Геннадьевна Разумовская, которая проводит огромную работу в части и краеведения, и популяризации русского языка в России и за рубежом.

Мы проводим очень мощные мероприятия. В частности, 21 февраля проводим международный конкурс эссе, посвященный родному языку, в котором участвуют из Белоруссии ребята, из Латвии, из Эстонии, наши ребята-школьники из области.

Очень важно, когда есть повод поговорить и подумать о родном языке, о его значимости для тебя лично. Мы обсуждаем грядущие изменения в орфографии, и их не надо воспринимать критически. Все-таки есть соотношение между носителем и языком как данностью, которая лежит вне носителя языка: реформировать язык вообще невозможно в принципе. А есть еще разговорно-речевая стихия, есть речь – и вот она связана с носителем языка. И это двуединство: язык без речи существовать не может. Мы как носители языка приходим в этот мир, овладеваем языком, что-то привносим в него, переживаем эти изменения, но когда нас не станет, язык с нашим исчезновением никуда не денется. Поэтому к этому надо относиться спокойно и даже с интересом, какие рекомендации, какие теоретические обоснования будут у тех или иных написаний. И конечно, если это уже будет нормой с узаконенной кодификацией, то мы ей должны следовать: это правила, которых избегать нельзя.

Предлагайте как пишется правильно слово

Корова останется коровой

В университете много иностранных студентов, которые носителями русского языка не являются. И получается, что у университета миссия их адаптировать к русской культуре. Как вы с ними работаете, как они адаптируются?

– Действительно, у нас много иностранных студентов, и уровень владения языком разный.

Вплоть до невладения.

– Есть и такое. У нас есть подготовительный факультет, подфак, руководит деятельностью этого факультета Наталья Сергеевна Молчанова, и там развернута мощная работа по адаптации ребят. И конечно, в методическом плане мы строим свою работу с ребятами на языковом материале, который одновременно обогащает самих ребят знаниями о нашем регионе. У нас есть студенты старших курсов, они пишут курсовые работы, выпускные квалификационные работы – даже пишут!

Это особый труд, и тут есть определенные сложности. Например, мы посвящаем курсовую работу национальным или даже региональным праздникам: вот День скобаря – как он отмечается в Пскове, что это за праздник? И разработка студента может быть связана вообще с участием в этом празднике. И это тоже приобщение к культуре региона, в котором оказались эти ребята.

К счастью, наш регион славится своей историей, и у нас есть что посмотреть. Конечно, здесь очень плотное взаимодействие преподавателя и студента, иногда это индивидуальная работа, очень кропотливая, и уже есть хорошие наработки методического плана, как это сделать максимально эффективно, как ребятам войти в среду – в университетскую и иной культуры, иного языка – и чувствовать себя уверенно.

У меня последний вопрос. Вы в гостях в Псковском агентстве информации, и у нас есть аббревиатура. И у нас иногда возникают дискуссии, как правильно: ПА́И или ПАИ́? Что скажете?

– Мне бы, наверно, спросить вас и ваших коллег, что чаще используют, какова частотность. Но для меня привычнее ПАИ́. А у вас?

Не скажу, а то запишут в сторонники одного из ударений. Напоминаю, что сегодня у нас в гостях Зинаида Митченко, преподаватель Псковского государственного университета. Сразу скажу, что наш разговор получится многосерийным, и в следующий раз мы обязательно поговорим об исследовательской составляющей работы ПсковГУ, например об исследовании псковских сказок.

– Да, хорошо. Единственное, я добавлю уточнение, что в связи с введением нового свода орфографии слово «корова» мы писать через «а» не будем, как это отмечает Светлана Друговейко-Должанская. Так что ничего катастрофического не произойдет.

Корова остается коровой, и это хорошо. Друзья, оставайтесь вместе с нами на сайте Псковского агентства информации. Всего доброго!

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

  • проверяемые;

  • непроверяемые.

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

  • приставка;

  • корень;

  • суффикс;

  • окончание.

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

  • Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

    дождливый — дождь, лесной — лес.

  • Измененная форма этого же слова.

    грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

  • молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

  • соло́ма;

  • украше́ние;

  • при́городный.

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

  1. Приставки:

    • на́дпись

    • о́тсвет

    • вы́линять

  2. Суффикса:

    • отпили́ть

    • свежо́

    • удивле́ние

  3. Окончания:

    • золото́й

    • трава́

    • морско́й

Все эти слова объединяет то, что без ударения остались гласные корня, которые слышатся плохо. По этой причине могут возникать сомнения в выборе букв «о» или «а», «е» или «и».

Способы проверки безударных гласных в корне

Самый простой способ для проверки безударных гласных в корне — найти однокоренное слово, где сомнительный звук будет под ударением.

Алгоритм проверки безударного гласного звука в корне выглядит так:

  1. Поставить в слове ударение.

  2. Выделить корень.

  3. Найди гласную, которая нуждается в проверке.

  4. Подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение:

    • Найти однокоренное слово.

    • Пешком — пеший.

    • Изменить грамматическую форму.

    • Написать — напишет.

  5. Если проверочное слово подобрать не удалось, значит это непроверяемая безударная гласная. В этом случае поможет словарь.

Методы проверки безударных гласных в корне слова:

  1. Подобрать другое число. Вместо единственного — обратное, множественное и в обратную сторону.

    Трава — травы.

  2. Найти родственное слово по принципу «большой — маленький».

    Трава — травка.

  3. Подобрать уменьшительно-ласкательную форму.

    Трава — травушка.

  4. Найти другую часть речи с таким же корнем: к существительному — прилагательное, к глаголу — причастие.

    Трава — травяной.

Эти правила можно применять не всегда. Бывают случаи, когда ими нельзя воспользоваться — тогда можно обратиться к орфографическому словарю или выучить правила написания чередующихся гласных.

Безударные гласные в корне слова могут быть проверяемыми и непроверяемыми. Рассмотрим оба варианта.

Примеры проверки безударных гласных в корне с помощью подобранных родственных слов:

  • входи́ть — вход;

  • хитре́ц — хи́трый, хи́трость;

  • раздели́ть — разде́л;

  • загада́ть — зага́дка, зага́дочный.

Примеры проверки безударных гласных в корне с помощью изменения грамматической формы слов:

  • накорми́ть — нако́рмит;

  • хвали́ть — хва́лит;

  • нога́ — но́ги;

  • зализа́ть рану — ли́жет.

Теперь мы знаем, как определить безударную гласную в корне слова.

Чередующиеся безударные гласные

В русском языке часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Это правило проходят в 5 классе.

Написание чередующихся гласных зависит от таких условий:

  • ударение,

  • конечные согласные корня,

  • наличие суффикса -а-,

  • смыслового значения.

Корень

Правило

Примеры

-гар-

-гор-

Под ударением пишется А,

без ударения — О.

уга́рный, зага́р

загоре́лый, погоре́лец

Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь.

-клан-

-клон-

Без ударения пишется буква О,

под ударением то, что слышится

кла́няться

склоне́ние, укло́н,

наклони́ться

-твар-

-твор-

Без ударения пишется буква О,

под ударением в соответствии с произношением

тварь, сотвори́ть,

затво́р, притво́р

Исключение: у́тварь.

-зар-

-зор-

Без ударения пишется А,

под ударением то, что слышится

зарни́ца, за́рево

зо́ри, зо́ренька

Исключение: зорева́ть.

-плав-

-плав-

Всегда пишется буква А,

кроме двух слов: пловец, пловчиха

сплавля́ть, поплаво́к, плаву́честь

-кас-

-кос-

Буква А пишется, если за корнем следует -а-, О — в остальных случаях

касание, касательная

коснись, прикосновение

-мак-

-мок-

Буква А пишется в корне со значением «погружать в жидкость», буква О — «пропускать, впитывать жидкость»

макать

вымокнуть, намокнуть

-равн-

-ровн-

А пишется в корне со значением «одинаковый, равный», О — при значении «ровный, прямой»

равноправие, сравнять,

подровнять

Исключение: равнина,

уровень, поравняться,

поровну.

-раст-

-ращ-

-рос-

Буква А пишется перед ст, щ,

О — перед остальными буквами

отрасти, наращенный, поросль

Исключение: отрасль,

росток, ростовщик,

Ростов, Ростислав.

-скак-

-скоч-

Буква А пишется перед к, О — перед ч

скакалка, выскочка

Исключение: скачок.

-лаг-

-лож-

Буква А пишется перед г, О — перед ж

полагать, облагать

отложить, обложение

-бер-/-бир-

-дер-/-дир-

-мер-/-мир-

-пер-/-пир-

-тер-/-тир-

-жег-/-жиг-

-блест-/-блист-

-стел-/-стил-

-чет-/-чит-

Буква И пишется, если за корнем следует -а-, Е — в остальных случаях

набирать — наберу

отдирать — отдерешь

отмирать — отмереть

отпирать — отпереть

стирать — стереть

прижигать — прижег

блистать — блестящий

застилать — застелить

вычитать — вычеты

-им-/-а(я)

-ин-/-а(я)-

Сочетание -ИМ- или -ИН- пишется, если за корнем следует -а-

пережимать — пережать

занимать — занять

начинать — начать

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

Примеры слов с проверяемой безударной гласной в корне

Приведем примеры слов с безударными проверяемыми гласными А, О, И, Е, Я.

Буква «А» пишется в корне слов с проверяемой безударной гласной:

  • глаза́ — глаз, гла́зик;

  • частота́ — ча́стый;

  • накали́ть — накал;

  • испаре́ние — пар;

  • сократи́ть — кра́ткий;

  • плати́ть — опла́та, пла́тный;

  • окати́лась водой из ведра — ка́тит;

  • шаловли́вый — ша́лость;

  • начала́ — на́чал.

Букву «О» в корне слов проверим ударением:

  • наколи́ бабочку — ко́лет;

  • поглоща́ть — гло́тка;

  • угрожа́ть — угро́за;

  • умолять — мо́лит;

  • вышколи́ть — шко́ла;

  • топта́ть — то́пчет;

  • опоздать — по́здно

  • угомони́ть — го́мон.

Проверим букву «Е»:

  • учени́к — уче́ба;

  • обежа́ть дом — бег;

  • вперёд — спе́реди;

  • прореди́ть посевы — ре́дкий;

  • потеря́ть — поте́ря;

  • серьга́ — се́рьги;

  • освеще́ние — свет.

Если в корне проверочного слова пишется буква «ё», то в безударном положении поставим букву «е»:

  • пестрота́ — пёстрый;

  • весна́ — вёсны;

  • по́черк — зачёркнутый;

  • подвести́ — подвёл.

Буква «И» пишется в корне слов:

  • обижа́ть малыша — оби́да;

  • прожива́ть в доме — жить;

  • чистота́ в кухне — чи́стый;

  • списа́ть слова — пи́шет;

  • едине́ние — еди́нство.

Проверим букву «Я»:

  • разряди́ть ружьё — разря́д;

  • пристяжна́я лошадь — пристя́жка;

  • иссяка́ть — исся́кнуть;

  • посвятить поэму — свя́тость;

  • мячи́ — мяч;

  • увяда́ть от жары — вя́лый.

Примеры слов с непроверяемой безударной гласной в корне

Непроверяемую гласную в корне проверить нельзя — такие слова нужно просто запомнить. Нет правил, которые контролируют их написание. Часто это могут быть слова иностранного происхождения.

Слова с непроверяемым безударным гласным звуком в корне:

  • собака;

  • молоко;

  • карандаш;

  • картина;

  • диван;

  • бегемот;

  • человек;

  • горшок;

  • помидор;

  • огурец;

  • стакан;

  • крокодил;

  • потолок;

  • колодец;

  • кенгуру.

Примеры слов с безударной в суффиксе

Чтобы проверить безударную гласную в суффиксе, нужно подобрать слово с аналогичным ударным суффиксом:

  • умник (ученик);

  • говядина (осетрина);

  • платьишко (домишка);

  • бездельник (ученик);

  • смелость (злость);

  • храбрость (злость);

  • воспитанность (злость);

  • громко (хорошо);

  • радость (злость);

  • апельсиновый (дубовый);

  • резиновый (дубовый);

  • медведица (сестрица);

  • совесть (злость);

  • царапина (морщина);

  • сверстник (ученик).

Примеры слов с безударной гласной в окончании

Безударную гласную в окончании прилагательных можно проверить через вопрос: какая гласная стоит в вопросе — такую и пишем в окончании прилагательного.

Если нужно проверить безударную гласную в окончании существительного, нужно подобрать существительное этого же склонения и рода с ударным окончанием: точно такое же окончание пишется в проверяемом слове.

Примеры слов с безударной гласной в окончании:

  • высокого (какого?);

  • озеро (село);

  • кони (пони);

  • колено (окно);

  • синим (каким?);

  • поле (ружье).

Безударные гласные со смыслом

При изучении безударных гласных можно заметить слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу. Вот примеры таких слов:

  • отварить (варить) — отворить (открыть).

  • полоскать (полощет) — поласкать (ласка).

  • посидела (сидеть) — поседела (седина).

  • примирять (мирить людей) — примерять (мерять одежду).

  • обежать (беш) — обижать (обида).

  • слезать (слезь) — слизать (облизывать).

  • запивать (пить) — запевать (петь).

  • посветить (свет) — посвятить (святость).

  • разредить (редкость) — разрядить (разряд).

  • спешите (спешить) — спишите (списать).

  • развевается (развеять) — развивается (развитие).

Реферат — это работа, которую студенты пишут чаще, чем курсовые и дипломные. Но это не значит, что с ним все просто и понятно. У многих возникают вопросы по написанию некоторых разделов: введения, цели и задач, содержания, списка литературы и плана реферата.

Нужно ли введение в реферате? Как начать его писать? Насколько объемным оно должно быть? Как выделить актуальность темы реферата, цель и задачи исследования?

Наша статья поможет правильно написать и оформить начало работы (введение) так, чтобы не ходить к преподавателю на вечные доработки. А если хотите расширить кругозор или просто быть в курсе студенческой жизни, подписывайтесь на наш телеграм-канал.

Что нужно писать во введении реферата

Если считать реферат банальной отпиской за пропуск, то качественно написать его не получится. Ведь реферативная работа демонстрирует, насколько хорошо студент понял тему, проработал источники литературы и проявил заинтересованность в предмете.

В чем заключается функция введения? Этот раздел открывает реферат и заинтересовывает аудиторию в выбранной теме, знакомит ее с целью, задачами, актуальностью проблемы, объектом и предметом реферата.

Что должно быть в введении реферата?

  1. Актуальность — объяснить, почему выбрали именно эту тему и насколько она актуальна в современном мире.
  2. Цель и задачи — пояснить, для чего пишете данную работу, какого результата хочется достичь и каким методами.
  3. Объект и предмет — определить, о чем будет работа и какие конкретно области будут изучены.
  4. Методы исследования — указать способы изучения материала.
  5. Список использованных источников — перечислить статьи, учебники, научные работы, монографии и другую литературу, которая будет использоваться в реферате.
  6. Структура работы — обозначить план работы.

Как писать введение в реферате: примеры

Требования к вводной части могут изменяться в зависимости от специализации студента и направленности работы, поэтому их следует уточнять на кафедре или в методичке.

Но есть общепринятое правило для всех вузов, что пишется в введении реферата: оно должно быть написано сухим и конкретным языком, без «воды» и пространных рассуждений. Для этого существуют определенные клише и устойчивые выражения.

Стандартный объем введения — лист А4. В некоторых случаях (если тема предполагает обширное исследование) объем вводной части может достигать двух листов.

Предлагайте как пишется правильно слово

Важно знать, как грамотно оформить введение в реферате. Для этого используем стандартный шрифт Times New Roman, набранный 14 кеглем. Интервал чаще полуторный, но в отдельных вузах допустим и одинарный.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Как правильно выделить актуальность темы реферата

Введение начинают с обоснования актуальности проблемы. Показать, что тема актуальна, можно тремя способами:

  • продемонстрировать отсутствие научной проработки темы или наличие противоречивых гипотез и теорий по данной теме;
  • обозначить практическое применение темы и возможные перспективы развития;
  • указать на недостатки и возможности их устранить.

Актуальность темы — это теоретическое обоснование продуктивного практического применения

Клише и устойчивые выражения:

  1. Одной из актуальных … в настоящее время является … .
  2. Огромную важность приобретают вопросы … .
  3. Особое значение приобретает вопрос … .
  4. Социальная значимость темы определяется … .
  5. Среди проблем, связанных с…, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о … .
  6. В связи с … большое значение приобрела проблема … .
  7. Интерес к проблеме … обусловлен … .

Объект и предмет, цель и задачи во введении

Самой проблемной частью введения считают формулировку объекта и предмета исследования. Чтобы их правильно определить, нужно ответить на вопросы:

  • Что изучаем? Этим вопросом определяем объект.
  • Какую конкретно сторону объекта изучаем? Определяем предмет.

Далее следует постановка цели и задач реферата. Цель отражает запланированный результат, а задачи — способы его достижения. Чаще вcего цель — это перефразированное название работы.

Клише и устойчивые выражения:

  1. Цель реферата исследование (изучение, рассмотрение, раскрытие)… .
  2. Цель данной работы состоит в … .
  3. В задачи данного реферата входит … .
  4. Настоящая работа имеет целью … .
  5. К числу основных задач относятся … .
  6. Основные задачи … .
  7. В связи с этим (целью) задачами являются… .

Цель, как правило, одна. А вот задач необходимо выделить не меньше трех. Каждая задача соответствует параграфу реферата. Цель и задачи неразрывно связаны между собой и являются логическими дополнениями друг друга. Впрочем, как и вся информация во введении.

Предлагайте как пишется правильно слово

Хотите написать введение качественно? Тогда отложите эту часть работы напоследок. Сначала изучите основную часть, проанализируйте источники литературы, выделите основных авторов, а уж потом определяйтесь с объектом и предметом работы, ставьте конкретную цель и прописывайте шаги для ее достижения. 

И обязательно изучите образец.

Если для вас это все слишком долго, то нет ничего проще, чем обратиться в сервис для студентов, чтобы специалисты сделали всё за вас.

Слово «предлагаю» правильно пишется с корнем «-лаг-», поскольку в целом означает «делать предложение», «предъявлять <что-либо>», «высказывать пожелание» (см. также в конце): «предлагаю встретиться»; «предлагаю прогуляться»; «предлагаю обстоятельно ознакомиться с данным образцом»; «после всего, что вы у нас наделали, предлагаю вам уволиться самому подобру-поздорову».

То есть, глагол «предлагать» и его личные формы по умолчанию соотносятся с действиями, выражаемыми, как известно, тоже глаголами, при которых «предлагать» является глаголом дополнительным (вспомогательным), придающим предложению смысл обходительности. Не просто «А ну, пошли!», «Вон к чёртовой матери!» или, простите, «Вот тебе под нос», но вежливо, культурно, уважительно, насколько это возможно в данных обстоятельствах.

Примечание: несколько сходный ряд значений, смысловых оттенков и способов употребления в речи имеет глагол «полагать», тоже с корнем «-лаг-»: «полагаю, нам не мешало бы прогуляться»; «полагаю, что вам следует лучше ознакомиться …»; «полагаю, что вам предпочтительнее будет уволиться по собственному желанию», и т.п.

Если же основного глагола, описывающего значимое действие, в предложении нет, то оно все равно подразумевается: «Предлагаю вам мою анкету специалиста с профильным образованием и 5-ти летним опытом работы». Естественно, чтобы рассмотрели и решили, брать на работу или нет.

Писать «предлогаю» совершенно неправильно, так как корень «-лог-» с той же приставкой «пре-» предполагает происхождение от слов совсем иного значения: предлог это часть речи или повод для чего-то. То и другое – имена существительные, которым вспомогательные глаголы ни к чему. Истолкование взрослым человеком со школьным аттестатом «предлогаю» как «даю повод», «пишу, употребляя предлоги», или подобное таким, есть свидетельство просто-напросто некоторого расстройства мыслительных способностей, или же хронической недостаточности таковых.

Грамматика

Слово «предлагаю» – личная форма настоящего времени единственного числа 1-го лица инфинитива (исходной или словарной формы) глагола «приехать». Его грамматическая характеристика: непереходный, несовершенного вида, I типа спряжения. Состоит из приставки «при-», корня «-лог-», суффикса 1-го спряжения «-а-» и глагольного окончания «-ть». Постановка ударения и разделение переносами пред-ла-га́ть; пред-лаг-а́ть. Соответствующий глагол совершенного вида «предложить». Непереходный значит, что некто предлагает нечто сам, а не предлагают его. Даже проститутка, предлагающая попользоваться её телом, не переходит в полную собственность клиента. Несовершенный означает, что предложение делается, но пока не закончено и ещё не принято к рассмотрению. Спрягается «предлагать» таким образом:

Первое лицо:

  • (Я) предлага́ю (настоящ.)/ предлага́л (прошедш. муж.)/ предлага́ла (прош. жен.).
  • (Мы) предлага́ем (настоящ.)/ предлага́ли (прошедш.).

Второе лицо:

  • (Ты) предлага́ешь (настоящ.)/ предлага́л (предлага́ла) (прошедш.)/ предлага́й (повелительн.).
  • (Вы) предлага́ете (настоящ.)/ предлага́ли (прошедш.)/ предлага́йте (повелительн.).

Третье лицо:

  • (Он) предлага́ет (настоящ.)/ предлага́л (прошедш.)/ <Пусть> предлага́ет (повелительн.).
  • (Она) предлага́ет (настоящ.)/ предлага́ла (прошедш.)/ <Пусть> предлага́ет (повелительн.).
  • (Оно) предлага́ет (настоящ.)/ предлага́ло (прошедш.)/ <Пусть> предлага́ет (повелительн.).
  • (Они) предлага́ют (настоящ.)/ предлага́ли (прошедш.)/ <Пусть> предлага́ют (повелительн.).

Действительное причастие настоящего времени предлага́ющий; прошедшего предлага́вший. Страдательное причастие настоящего времени предлага́емый. Деепричастие настоящего времени предлага́я. Деепричастия прошедшего времени предлага́в, предлага́вши.

Будущее время образуется при помощи вспомогательного глагола «быть»: «буду предлагать», «будем предлагать», «будут предлагать», и т.д., но для лучшей ясности речи в данном случае желательнее использовать совершенный вид: «предложу», «предложим», «предложат» и пр. То же касается повелительного наклонения 1-го и 3-го лиц: «предложи<те>»; «<пусть> предложит». В отрицательных предложениях с повелительным наклонением предпочтительнее употреблять инфинитив: «не предлагать!», и т.п.

Значение

Словоформы глагола «предлагать» употребляются в русском языке в следующих значениях:

  1. Делать предложение: «Предлагаю пожениться»; «Предлагаю пройтись»; «Предлагаю развлечься». Частичный синоним «полагать» в высказываниях, сообразных общему смыслу (контексту) предложения, см. в начале.
  2. Выражать пожелание: «На этом предлагаю закончить вечеринку»; «Предлагаю обсудить нашу проблему спокойно и непредвзято». Частичный синоним тот же.
  3. Выставлять на продажу и/или публичное обозрение: «Наша торговая сеть предлагает товары для дома по сходным ценам»; «С понедельника музей предлагает вашему вниманию новую экспозицию». Частичные синонимы: «выкладывать», «выставлять», «предъявлять».
  4. Обнародовать: «Дорогие друзья! Сегодня и здесь мы предлагаем вам кандидатуры в народные депутаты от нашего района»; «Издательство предлагает серию новинок». Частичные синонимы: «рекомендовать» (для персон), «выставлять», «предъявлять» (для интеллектуальной продукции).
  5. Предоставлять информационные и учебные материалы (документы, сведения, задания): «Лекционный курс предлагаю проработать также по <таким-то> учебникам»; «Успевающим предлагаются задачи повышенной сложности»; «Предлагаю для ознакомления вот эту сводку». Частичные синонимы: «выдавать», «давать», «задавать», «предоставлять», «предъявлять».
  6. В официальной документации – в качестве требования исполнения незамедлительного, неукоснительного и своевременного: «Настоящим предлагаем вам более не допускать просрочек погашения задолженности по кредиту»; «К выполнению предлагаю приступить немедленно по получении этого распоряжения»; «Об устранении недостатков, перечисленных в данном предписании, предлагается доложить не позднее <такого-то времени>». Частичные синонимы: «наставлять», «рекомендовать», «советовать».

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Разное

Время чтения 5 мин.Опубликовано

Получше как писать правильно

Слово «получше» правильно пишется только слитно с приставкой «по-», поскольку оно является наречием, образованным от прилагательного «хорош» в сравнительной степени («хороший» <имя прилагательное полное> -> «хорош» <оно же краткое> -> «лучше» <оно же в сравнительной степени; «этот хорош, но тот лучше»> -> «получше» <наречие>). Но неверно писать раздельно («по лучше») – грубая: аналогии с «почаще» – «по чаще»; «понемногу» – «по немного»; «пораньше» – «по ранее» тут неуместны, так как соответствующие наречия соотносятся со словосочетаниями, в которые входят иные части речи (существительное «чаща», числительное «немного», другое наречие «ранее»).

Пояснение к правописанию

Раз написано раздельно, то «по» уже не приставка, а предлог, с которым краткие сравнительные прилагательные не употребляются: они несклоняемые слова, не изменяющиеся по родам и числам («он, она, оно, они, то, те, кто, что, им, ему лучше»). В данном контексте надо бы использовать полную сравнительную степень («хороший» -> «лучший») в дательном падеже: «События развиваются по лучшему сценарию»; «Поедем по лучшей дороге». А с «по лучше» выходит бессмыслица: по какой такой «лучше»? Что это за «лучша» такая? Гулящая Лушка из «Поднятой целины» Шолохова? Так та пишется по-другому и с большой буквы.

С другой стороны, исходное прилагательное может относиться как к вещественным (вещным, материальным) предметам («хороший цемент, не отмывается совсем» – реплика Василия Алибабаевича из «Джентльменов удачи»), так и к воображаемым, умозрительным («хорошая мысль»). Подобную универсальность приложения оригинала унаследовали и производные от его словоформ наречия. Обычно наречия называют и/или описывают признаки действия; их иногда в шутку обзывают «прилагательными для глаголов». Но наречие «получше» приложимо как к признакам действий («сделатьполучше»; «узнать получше»), так и к предметам («сегодня получше») или к их качествам и признакам («вот это смотрится получше»).

Правила

Правописание наречий с приставками вообще и с «по-» в частности трудный вопрос. Подробнее о последних вы можете прочитать в статье о слове «по-прежнему» и выражении «по прежнему». Касательно предмета настоящей публикации можно сформулировать такие правила:

  • Наречия, образованные от прилагательных, оканчивающихся на «-й» в полной форме, с приставкой «по-» пишутся через дефис: «хороший» – «по-хорошему».
  • Наречия от тех же прилагательных кратких в сравнительной степени с той же приставкой пишутся слитно: «хорош» – «лучше» – «получше».
  • От тех же прилагательных полных в сравнительной степени и в превосходной степени наречия не образуются: «получшее», «по-лучшее», «по-наилучшему» и т.п. несуществующие слова, бессмысленные наборы букв.
  • От полных сравнительных и превосходных прилагательных могут образовываться наречные группы – устойчивые словосочетания, используемые как наречия: «лучшее из всего, <что есть, что возможно>»; «наилучшим образом», и др.

Значение

Наречие «получше» употребляется в русской речи в двух значениях:

  1. Сделать (делать) что-либо несколько лучше, чем ранее, чем до того, чем обычно, чем всегда: «Вымой сапоги получше, слякоть же на улице»; «Жуй получше, малость не доварено». Синонимы «аккуратнее», «старательнее», «тщательнее».
  2. Выполнить что-либо как возможно лучше в данном случае, при существующих обстоя «Цемент марки 200, лучшего не было. Сможете на нём фундамент залить? – Постараемся сделать получше»; «Опять планку сшиб! Разомни получше толчковую, примерь ещё раз разбег, и отталкивайся получше!». Синонимические наречные группы «как следует»; «наилучшим образом».

Грамматика

Слово «получше» – определительное наречие способа и образа действия, неизменяемое. Состоит из приставки «по-», корня «-лучш-» и суффикса «-е». Постановка ударения и разделение переносами по-лу́ч-ше

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Получше как писать правильно

Чтобы правильно написать «получше» или «по лучше», необходимо определить часть речи, к которой принадлежит слово.

Это наречие чаще употребляется в разговорах, а в литературе пишут «лучше», поэтому у некоторых людей «по» принято считать частью речи, которую нужно ставить отдельно.

Как пишется «получше» – слитно или раздельно

Узнать правильный ответ можно сразу: «получше» всегда пишется слитно.

Получше

Выбирать раздельное правописание будет ошибкой, потому что «по» превратится из приставки в предлог, который, как правило, ставится перед существительным, а не перед наречием.

Примеры предложений

Со словом «получше» можно придумать несколько примеров:

  • «Этот материал получше прежнего, не так сильно мнётся»;

  • «Постарайся прицелиться получше, чтобы попасть в самое яблочко и выиграть приз!»;

  • «Дедушка наклонился к земле, чтобы получше рассмотреть, что прячется под кустом»;

  • «Учитель постарался получше объяснить сложную тему перед экзаменом».

«Лучше» или «лутше» – как писать правильно

Слово с буквой «ч» не проверяется, просто следует запомнить, что на бумаге его отмечают именно так. В любом роде и числе буква «т» в слове быть не должна.

Лучшая

Примеры:«лучший», «лучшая», «лучшие».

Приставка «по» также применяется только с этим словом, например: «получше некоторых».

Неправильное написание

Таким образом, применение слов «лутше», «по лутше», «по лучше» будет ошибочным.

Наверняка теперь всем стало понятно, какой вариант считается правильным. Хочется надеяться, что эти простые подсказки смогут сделать людей более грамотными.

  • Предлагаем вам написать фантастический или остросюжетный или авантюрный или мистический или рассказ
  • Предлагать или придлагать как правильно пишется
  • Предлагается как пишется правильно
  • Предисловие к сочинениям гюи де мопассана толстой лев николаевич
  • Предисловие как пишется и почему