Предавать забвению как пишется

В 2020 году вышел мультсериал полночные откровения midnight gospel, состоящий из 8 небольших серий, укладывающихся в 20 с лишним минут

В 2020 году вышел мультсериал «Полночные откровения» («Midnight gospel»), состоящий из 8 небольших серий, укладывающихся в 20 с лишним минут каждая. О сериале, исполненном насилия, психоделической эстетики, нецензурной лексики, скатологических мотивов и примитивного раблезианства не стоило бы писать вовсе, если бы не одно фундаментальное «но»: этот коммерческий продукт создан с претензией. В чем состоит эта претензия? В том, чтобы дать философию современному усталому сознанию. Наше внимание равно оправдывает тот факт, что и с обратной стороны, со стороны зрителя, превращенного в потребителя контента, сегодня существует запрос на подобную продукцию. Спрос и предложение здесь взаимно формируют друг друга. Почему это происходит?

Идея смерти человека, сформулированная европейской философией в XX веке и нашедшая сегодня своих проповедников в среде постгуманистов, не состоятельна ни в теоретическом, ни в практическом плане. Говоря о том, что человек умер, то есть о том, что он перестал существовать в качестве феномена и не обладает исключительностью, европейская философия изначально предполагает отсутствие человека, мысля его как эпифеномен некоего целого, будь то природа, структуры знания и проч. Иными словами, тот, смерть кого объявлена, и не существовал вовсе. В основе идеи смерти человека лежит интеллектуальный подлог, непродуктивная логическая тавтология: умер тот, кого не было.

Насколько бы мощна ни была сегодня постгуманистическая пропаганда, человек остается человеком, то есть тем, кто обременен сознанием, той первичной хаотичной свободой, которая указывает на то, что он не исчерпывается описанием на языке природы. В человеке есть роковая метафизическая избыточность, которая беспокоит его и составляет предмет его исконной заботы. Человек не имеет роскоши осуществить желание расстаться со своей человечностью, он вынужден овладеть сферой своего сознания, установив правила в той области, в которой ему не способен помочь инстинкт. История человечества – это история великих традиций, тех символических систем, посредством которых человек обживает свой внутренний мир. Слом культур, безвременье обнажают перед человеком его главную задачу. «Моя жизнь была лучше, чем у большинства миллениалов, которые сейчас крутятся, пытаясь понять, кто они есть и что они будут делать. Я такого не переживал. Я всегда знал, кто есть я, я всегда знал, что я должен делать. Я это принял», — заявляет один из ключевых персонажей мультсериала. Вот это завидное и не доступное знание о том, кто ты есть, и составляет суть послания авторов сериала. Великие цивилизации и локальные культуры одна за другой канули в Лету, современный человек среднего возраста испытывает недоумение относительно того, кто он есть. Он ни во что не верит, он не обременен идеей, даже страсти его ослабли. Вот к такому среднестатистическому «миллениалу» обращен мультипликационный гуру, который буквально предлагает «духовную пищу» его истощенному внутреннему миру.

Из чего состоит эта пища? Ее состав прост и предсказуем. Это смесь несложных рассуждений по мотивам буддизма и оккультизма. В ходе мульт-проповедей ненавязчиво упоминаются Тибет и популярный маг XX века Алистер Кроули, тантра и Библия, поэт-суфий XIII в. Джалаладдин Руми и американский автор ньюэйджевского толка Рам Дасс, идея промежуточных состояний, именуемых в буддизме «бордо», и буддийская концепция «сеть Индры», суть которой можно свести к тезису «все во всем». Неудивительно, что при таком синкретичном подходе, опирающемся на самих по себе синкретичных авторов, отождествляются Христос и индуистское обезьяноподобное божество Хануман, магические практики и медитации, Библия и оккультные книги. Откровения мультсериала сводятся к нескольким утверждениям: о принятии смерти как данности, пребывании в режиме осознанности, отказе от эго, стремлении к просветлению и саморазвитию. Как резюмирует один из персонажей, «в магии просветление именуют солнечным самосознанием. Солнечное сознание означает, что ты полностью в настоящем моменте… Смысл жизни состоит в том, чтобы максимально приблизиться к божественному, а затем распространить эти лучи человечеству». Вот это солнечное сознание и предлагается авторами сериала как новая благая весть, «gospel». Апофеозом проповеди, разворачивающейся на фоне вселенского фарша, в котором все буквально оказывается во всем, не исключая человека, на глазах превращающегося в космические котлеты, является визуальная метафора преодоления уробороса. Мы видим известный древний символ змеи, кусающей себя за хвост, и мультипликационную пифию, заканчивающую свое чревовещание пересечением этого магического кольца. Отныне свободная от циклической природы жизни, вечного чередования рождений и смертей, приносящих только страдания, она растворяется в манящей неизвестности.

Синкретизм симпатичен и востребован современным сознанием не только потому, что в своей поверхностности не взыскателен к знаниям и образованию своих последователей, но главным образом потому, что по существу своему состоит в том, чтобы удерживать человека от принадлежности традиции. Традиция требует решительности, она требует перемены ума и по-двига. Она работает с человеком во всей его тотальности, изнутри организуя его жизнь. Эта организующая сила не знает исключений, все подчинено ее логике. Синкретизм позволяет остаться на берегу, вне этой внутренней работы, наедине со своим пресловутым «эго», от которого на словах призывают отказаться. Синкретизм оберегает наше маленькое «я», раздувая его в нашем воображении до целого мира. Мультсериал свидетельствует о том, что XXI век ушёл не далеко от века XX с его интересом к божественному и сакральному по ту сторону Бога, с западным любопытством к фасадам восточных религий, привлекательным именно тем, что они лишены Бога в христианском понимании этого слова, а потому будто бы индифферентны к фигурам власти. Но власть – это, прежде всего, внутренняя власть над собой, способность себя упорядочить. Эта способность сполна реализуется только в традиции, открывающей горизонт трансцендирования и спасающей от ограниченности собственной субъективности. Традиция – это то, что в тебе, но больше тебя и независимо от тебя. Это то, чему ты принадлежишь. Знать, кто ты есть, можно лишь тогда, когда ты находишься в традиции, ибо традиция есть сознание, которое предшествует индивидуальному. Только собор обладает привилегией упаковать бесконечное в конечные символические формы. Только в пространстве «мы» открывается Бог. Адресаты современных «евангелий» не готовы к самовозрастанию, к установлению внутренних законов, имеющих опору в трансцендентном и абсолютном. Страшась радикализма внутренней жизни, они принуждены скользить по поверхности тел и слов. Неудивительно, что героями проповедей рассматриваемого мультсериала оказываются мистики сердца, как Руми, или, как Кроули, сторонники учения телемы, провозгласившего: «Твори свою волю, таков да будет весь закон». Иными словами, все те фигуры и доктрины, которые в оптике синкретизма могут быть оценены как принципиально пластичные, приспосабливающиеся к скромным запросам индивида, не готового увидеть себя в перспективе онтологического расширения. Или, говоря иначе, глазами Бога.

Чем вызвана необходимость преподносить эту несложную философию в столь специфической упаковке? Помимо возможного желания увлечь и развлечь неискушенную аудиторию, дать ей «зрелищ», говорить с ней «на одном языке», очевидно, что окружение основного нарратива скабрезным визуальным рядом и обсценной лексикой является чистосердечной попыткой авторов сериала работать с сознанием зрителя. Парадокс, преувеличения, нарушенная логика, картинки, подрывающие социальные и эстетические нормы, смакование насилия и эффектов телесного низа вкупе преподносятся как способ прорвать ткань обыденного восприятия, настроить на восприятие предлагаемой «духовной пищи». Форма поистине соответствует содержанию. Там, где когда-то человек обнаруживал интимное, сегодня орудуют молотом дизайнеры нашего восприятия, не требующего нашего присутствия по отношению к себе. Любая религия имеет технику, но эта техника, как бы экзотична она ни была, — будь то епитимья в православии или удар палкой от мастера дзен, — направлена на то, чтобы оборотить человека к самому себе, запустить внутреннюю работу в нем. Техника плотно вплетена в символическую ткань традиции, каждый ее элемент осмыслен. Сериал идет по известному пути, пропагандируемому одним из его идейных вдохновителей Рам Дассом, который в рамках своего учения утверждал, что наркотический опыт открыл ему истину. Транслируемая эстетика ЛСД готова заполнить последние поры внутреннего, предав забвению беспокойную тоску современного человека по самому себе.

Очень часто при написании вызывает затруднение то, как нужно писать правильно — «предавать» или «придавать». Действительно, эти два глагола очень похожи по написанию, за исключением всего одной буквы. А при произношении их вообще различить невозможно, так как в обоих случаях в первом слоге слышится звук «и». Тем не менее на сей счет существует ряд подсказок, которые помогут разобраться в этом непростом вопросе.

Значения глагола «предавать»

Для того чтобы разобраться, как писать правильно — «предавать» или «придавать», следует для начала ближе ознакомиться со значениями каждого из слов.

В словаре для первого из них чаще всего попадаются следующие три:

Изменять – значит предавать

  • Первое – «изменять, нарушать верность кому-нибудь или чему-нибудь». Пример: «Несмотря на то что пришлось перенести пытки, Соловьев не предал никого ни во время следствия, ни будучи уже в лагере».
  • Второе значение снабжено такими пометками, как «устаревшее», «книжное» и интерпретируется как «выдавать, отдавать во власть, в чье-либо распоряжение». Пример: «Буквально зверея на глазах, Валентин кричал: «Опять ты путаешься под ногами? Ты это делаешь специально? Смотри, доиграешься, и я предам тебя в руки милиции!»».
  • Третий вариант – это «подвергать какому-нибудь действию, приводить в какое-нибудь состояние». Пример: «Если кто-то злословит на своего отца или свою мать, того должно предавать смерти».

Значения глагола «придавать»

Что касается глагола «придавать», то в словаре можно найти четыре его толкования.

  • Первое из них, это – «давать, дополнять, прибавлять». Пример: «Этот человек обладает сильным характером, позволяющим ему не скрывать собственного неодобрения тому, что творится вокруг, и уметь придавать своим высказываниям особую основательность и вескость».
  • Второе – это «увеличивать, усиливать какое-либо качество». Пример: «Священнослужители объясняют, что у праздников есть две религиозные функции: первая из них – это придавать миру новую энергию, а вторая – очищать старое бытие, которое осквернено».
  • В соответствии с третьим значением, «придавать» – это (в сочетании с такими существительными, как «форма», «облик», «вид») «делать каким-либо по виду или по характеру». Пример: «Друзья удивлялись: «Неужели он мог жениться лишь для того, чтобы в доме была хозяйка, чтобы придать себе больше веса в обществе, а своей холостяцкой квартире — полноту семейного дома?»».
  • Четвертое в сочетании с существительными «смысл», «цена», «значение», «важность» будет означать: «относиться к чему-нибудь тем или иным образом, осмысливать». Пример: «Я вас серьезно предупреждаю: если вы именно сейчас не станете придавать значения данному вопросу, это может стать очень большой проблемой».

Варианты написания

Произведя более детальное знакомство с лексическим значением обоих глаголов, можно перейти к первой подсказке. Чтобы определиться, какой из глаголов употреблять – «предавать» или «придавать», нужно глубже вникнуть в оттенки его значения и подобрать тот из приведенных выше, который ему наиболее соответствует.

Чтобы разобраться со второй подсказкой, следует изучить синонимы к каждому из глаголов.

Синонимы к глаголу «предавать»

Можно подобрать следующие:

  • изменять;
  • не хранить верность;
  • передавать;
  • продавать;
  • подвергать опасности;
  • обманывать;
  • переметнуться;
  • закладывать;
  • заваливать;
  • засыпать;
  • палить;
  • вламывать;
  • кидать;

Неужели предательство?

  • совершить предательство;
  • перебегать на сторону врага;
  • отдавать на растерзание;
  • выдавать с головой;
  • отдавать на откуп;
  • продавать за тридцать сребреников;
  • продавать за чечевичную похлебку;
  • отдавать во власть;
  • отдавать в распоряжение;
  • сдавать;
  • сдавать со всеми потрохами;
  • отдавать;
  • возвращать;
  • раздавать;
  • выдавать.

Далее перейдем ко второму глаголу.

Синонимы к глаголу «придать»:

Среди них находятся такие, как:

  • приписывать;
  • приукрашивать;
  • преувеличивать;
  • внушать;
  • наводить;
  • вселять;
  • вносить;
  • привносить;
  • добавлять;
  • вовлекать;
  • прибавлять;
  • подбавлять;
  • усиливать;
  • сообщать;
  • присоединять;
  • вкладывать;
  • прилагать;
  • дополнять;
  • присовокуплять;
  • доливать;
  • вкладывать;
  • снабжать;
  • наводить.

Теперь пришло время прибегнуть ко второй подсказке. Чтобы выбрать из двух вариантов — «предавать» или «придавать», следует подобрать синонимы к глаголу, воспользовавшись приведенными примерами. В соответствии с тем, синонимы из какой группы являются подходящими, и нужно выбирать вариант употребления одного из двух глаголов.

Правило двух приставок

Знание этого правила дает нам третью подсказку. Каждая из приставок «пре» и «при» придает словам те или иные значения.

«Пре»:

  1. Высокая степень действия или качества, можно заменить словом «очень» (пренебречь; преувеличить).
  2. Значение, приближенное к приставке «пере» (переступить; превращать).

«При»:

  1. Близость в пространстве (прикарманить; прижать).
  2. Присоединение, приближение (прибивать; приделывать).
  3. Неполное действие (прищуриться; присесть).
  4. Доведение до конца (придумать; пристукнуть).

Исходя из всего сказанного, в заключение будут даны ответы на вопросы, которые возникают наиболее часто.

Правильное написание

  • «Придавать значение» или «предавать значение»? В этом случае нужно выбрать первый вариант.
  • «Придать огласке» или «предать огласке»? Огласке нужно предавать, а не придавать.
  • «Придать друга» или «предать друга»? К сожалению, иногда случается, что друзей предают.

Почему, казалось бы, сугубо театральное мероприятие — вечер памяти Мастера — вырвался из узких рамок арт-контекста? Почему сотни людей, в том числе огромное количество молодежи, реагировали на него так, как реагировали? Реагировали так, что закралась надежда: время разрушителей уходит. И еще вернется время строителей. Время профессионалов. Время тех, кто умеет отстаивать все, что ему важно и дорого, всем собой.

В ЕРЕВАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ РУССКОМ ТЕАТРЕ им. Станиславского состоялся вечер памяти, приуроченный к 85-летию народного артиста и лауреата Государственной премии Республики Армения, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Александра ГРИГОРЯНА.

«Знаешь, я сидела в зале и думала, что уход Александра Григоряна, уход Ерванда Казанчяна, уход Соса Саркисяна и еще многих — это неотъемлемая часть нашей нынешней огромной потери. Наверное, это наивно, но мне иногда кажется, что если бы это поколение прожило еще несколько лет, все было бы иначе», — говорила уже после окончания вечера депутат НС Лилит Галстян. Как тут не согласиться?

Они родились плеядно в разных городах и негородах, чтобы каждый на своем месте внести свой неоценимый вклад в историю культуры Армении, быть ее преданными рыцарями. Александру Григоряну, юноше, учившемуся в театральном вузе Ленинграда и никогда не знавшему Армении, отец-карабахец завещал служить не только искусству, но непременно — Родине. И он сполна исполнил отцовский завет.

«Совершенно особый момент в биографии Александра Самсоныча, который следовало бы поставить отдельной строкой, касается периода начала 90-х, когда рухнула великая страна, — страна, с которой были связаны наше детство, юность, студенческие годы, — говорил со сцены председатель СТД Акоп Казанчян. — В этой суматохе, в этом Апокалипсисе очень серьезно встал вопрос существования этого театра — Русского театра имени Станиславского. И в один злосчастный день сюда вошли люди с автоматами — вошли в кабинет Александра Самсоныча. Вошли, чтобы всех «гнать поганой метлой». И Григорян выстоял. Выстоял — в одиночку! Он сделал так, чтобы этот театр продолжал жить и заниматься в Армении творчеством. Уверен, сегодня прозвучит еще много воспоминаний и слов благодарности, но я считаю, что в первую очередь надо поблагодарить Самсоныча за сохранение Ереванского русского театра».

Он действительно выстоял в одиночку. Отступать было некуда, за ним стояла его «страна» — его театр! А о том, что можно предавать и отдавать, театр или страну, он не мог помыслить. Он был большим деятелем культуры и строителем, дипломатом и воителем. Об этом не принято было кричать, но сколько раз Александра Григоряна, арцахца, бакинца и ереванца в одном густом экстракте, брали по решению высшего руководства страны на очень серьезные переговоры. И он справлялся на этом поприще не хуже, чем в театре.

НА ВЕЧЕРЕ ПАМЯТИ БЫЛИ ФРАГМЕНТЫ ИЗ СПЕКТАКЛЕЙ и воспоминания. И из этой мозаики все больше крепло ощущение: вот сейчас, в финале, Самсоныч непременно выйдет на сцену. Как всегда, элегантный, как всегда, улыбающийся, как всегда, полный той энергии, что способна заражать витальностью все вокруг, способна заставлять распрямлять спину и смело смотреть в глаза любым жизненным вызовам так, как умел он.

«Без режисера-педагога, режиссера-творца, режиссера — творца театра ничего не получается. Александр Самсоныч обладал этими качествами — он лепил, рождал актеров. Если мы посмотрим на гастрольную карту этого театра, вряд ли какой-либо иной театр может с ней конкурировать, и это тоже благодаря Александру Самсонычу. В начале моей творческой жизни была ситуация — тогда тоже был период, когда было модно писать анонимки… И в ванадзорский театр приехала целая комиссия, очень решительно настроенная убрать меня. В числе этого ареопага был и Александр Самсоныч Григорян… Сказать, что я благодарен, — ничего не сказать. Потому что сегодня не было бы режиссера Ваге Шахвердяна, если бы тогда, в 75 году, Александр Самсоныч не перевернул всю ситуацию в этой комиссии! Низкий поклон прекрасному режиссеру, выдающемуся театральному деятелю и руководителю. Казанчян правильно вспомнил эту страшную репрессию 90-х — почему в Армении должен быть Русский театр?! Да потому, что русский театр обогащает армянский театр! И армянская культура богата и этим театром!» — вспоминал народный артист РА Ваге Шахвердян.

ГРИГОРЯН В ШУТКУ НАЗЫВАЛ СВОЙ ТЕАТР РУССКИМ ТЕАТРОМ с армянским акцентом, а эстетическое кредо, театральную религию — «григорианской». Его собственной религией были культура (армянская, русская, какая угодно), высочайший профессионализм и это свойственное его поколению театральных руководителей чувство «я отвечаю за все». И это «я отвечаю за все» выходило далеко за рамки театра. И, может быть, правда, что, если бы не ушли эти большие люди большого сердца и большой любви, большой мудрости и большого знания, мы были бы другими?

«Александр Самсоныч был великим строителем театра. У меня была возможность сказать ему об этом с этой сцены. А теперь я снова здесь, а его нет. Хотя на самом деле, конечно, есть, — говорил заслуженный деятель искусств РА Рубен Бабаян. — Григорян был режиссером во всем. Он не только ставил спектакли. Его отношения с коллегами, близкими, друзьями, недругами, правительством — это всегда была великолепная постановка, и всегда это было интересно, современно, эмоционально. Потому что он замечательно знал, как это нужно — строить! Он заложил в армянском театре потрясающие традиции. И я хочу сказать словами великого Густава Малера: «Традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу». Давайте продолжать традиции Александра Григоряна!»

У 85-летию своего бессменного руководителя на протяжении 53 лет Русский театр им. Станиславского не просто заложил традицию, но и основал награду: «Золотую медаль имени Александра Григоряна». За это большое человеческое спасибо и низкий поклон директору театра Марианне Мхитарян. Первыми лауреатами этой медали стали не только люди Русского театра, но и режиссеры Ваге Шахвердян, Акоп Казанчян, Грачья Гаспарян и композитор Мартын Вардазарян — друзья, коллеги, соратники.

Дальше придут другие. Эта медаль — традиция передачи огня. Огня Мастера. Потому что время разрушителей все равно пройдет. И еще придет Время строителей. Время профессионалов. Время тех, кто умеет отстаивать все, что ему важно и дорого, всем собой.

Предавать забвению как пишется

2 марта 2017 года 25-летний казахстанец Анатолий Рейбант вернулся с вахты в Тюмени в родной Петропавловск и в тот же день должен был уехать на работу. Он встретился с другом, выпил, оказался в вытрезвителе, а потом в больнице с переломами костей лица — предположительно из-за того, что его избили пятеро полицейских. Через три месяца молодой мужчина умер дома, захлебнувшись собственной рвотой. «Медиазона» на основе документов уголовного дела рассказывает историю семьи Рейбант и пятерых силовиков, до сих пор работающих в казахстанской полиции.

Мать Анатолия Рейбанта, 61-летняя Ирина, помнит 2 марта 2017 года и все последующие дни поминутно: «Как обычно встретился с молодежью, немножко выпили. На улице к ним подошел сотрудник: запах. Сказали, что повезут в наркологию — это совсем близко к нашему дому. Но вместо этого их повезли в центр временной адаптации и детоксикации на другом конце города».

У вытрезвителя Анатолий, как рассказывает его мать, начал возмущаться, пытаясь объяснять полицейским, что ему надо вернуться в Россию. В ответ силовики схватили парня за шиворот и вытолкнули из машины. Он встал, его опять повалили на землю лицом вниз, он снова поднялся и успел позвонить жене Степаниде.

«Сноха позвонила нам: «Толю там убивают». Мы с мужем сели в машину и поехали. Зашли на территорию [центра], а там куча полицейских, и человек лежит на земле. Я не знала, что это мой сын, но кричу: «Не бейте». А когда подбежала, смотрю: правая нога [капитана Даулета] Ромазанова стоит на голове сына. Я начала бить его левой рукой по ноге. [Капитан Жаксылык] Байбусинов ногой давил в поясницу и ягодицу, левой рукой — в шею. Остальные стояли в ногах. Я стала возмущаться, почему он избитый, почему он в наручниках, почему футболка задрана до лица. Он был без сознания, только подавал стоны, что живой. Они давай хамить, мол, ты кто такая», — вспоминает женщина.

Полицейский Анатолий Колыванов вызвал скорую, и Рейбанта повезли в больницу. С ним в машине поехала мать и старший лейтенант Биржан Нурканов. Отец и другие сотрудники отправились за скорой на своих автомобилях.

«По пути в больницу стал сын задыхаться, хрипеть и синеть. Я кричала на полицейского, чтобы с него сняли наручники. Он ни в какую. Давай стучать в кабинку, машина остановилась, медработник зашел к нам, пощупал пульс: он был далекий такой, и только тогда полицейский снял с сына наручники», — описывает происшедшее Ирина Рейбант.

Медик привел задержанного в чувство, и Рейбант смог на своих ногах дойти от машины до больницы. Врачи вправили ему нос и отпустили домой. После этого Анатолий с родителями поехал в городское управление полиции и прокуратуру писать заявление на избивших его силовиков.

На следующий день, 3 марта, Рейбант отправился на снятие побоев. Эксперт отметил перелом спинки носа, ссадины на лице, правом предплечье и правой кисти. Травмы, по версии экспертизы, нанесли Рейбанту легкий вред здоровью.

Мать отмечает, что после избиения сын начал плевать кровью, дышал только через рот, из-за чего не мог толком есть. По ночам его будили, чтобы он не задохнулся. «Я предлагала снова пойти в больницу. Он отвечал: «Я мальчик большой, заживет. Был уже, мне ничего не сказали»», — говорит Ирина.

Так прошло три месяца, а на рассвете 4 июня Анатолий умер. У него осталось двое детей — годовалый сын и шестилетняя дочь.

«Захожу, а он сидит, тепленький»

«Мне позвонила Степанида, но я ничего не поняла, никто подумать не мог, что он умрет. Поехала к ним, захожу, а он сидит, тепленький», — Ирина начинает плакать.

В ночь с 3 на 4 июня Анатолий, его жена и двое их детей были дома. Супруга обнаружила тело Анатолия в одних шортах в сидячем положении на веранде дома, где они жили. Голова его была опущена на грудь. Мать предполагает, что он вышел в туалет или покурить, ему стало плохо, он сел и умер.

Полиция завела сразу два уголовных дела: о превышении должностных полномочий с применением насилия, повлекшее тяжкие последствия и доведении до самоубийства. Сотрудники полиции — майор Руслан Молдахметов, капитан Жаксылык Байбусинов, капитан Даулет Ромазанов, старший лейтенант Биржан Нурканов, капитан Анатолий Колыванов — стали свидетелями с правом на защиту. За дело взялся старший следователь управления собственной безопасности (УСБ) полиции Северо-Казахстанской области Максат Галиуллин.

Как установила экспертиза, Рейбант умер, задохнувшись рвотными массами. Во рту и в носу у него обнаружили содержимое желудка. На теле были кровоподтеки и ссадины. Эксперт Ирина Платко из института судебных экспертиз (ИСЭ СКО) написала, что травмы мужчина получил от ударов тупыми предметами, но оценила их как легкий вред здоровью. В крови Рейбанта также нашли алкоголь.

Его похоронили 6 июня в 20 километрах от Петропавловска в селе Якорь. Следы от ударов в нос были видны на лице Рейбанта и во время похорон. Позже, во время расследования смерти Анатолия, Платко уйдет в отпуск, а ее коллега Андрей Терещук будет объяснять на допросе, что переломы костей носа не связаны со смертью от асфиксии.

Первые месяцы после похорон Ирина Рейбант была уверена, что скоро вина полицейских будет доказана, но 2 сентября следователь Галиуллин прекратил расследование, не найдя состава уголовного правонарушения. В октябре женщина получила копии уголовных дел.

«Меня там заинтересовала одна бумажка. Написано: «У себя дома такой-то скончался от продолжительной болезни, асфиксии рвотной массой в состоянии алкогольного опьянения». Он никогда ничем не болел и не был алкашом, чтобы умереть пьяным», — настаивает Ирина.

Она не согласилась с выводами следствия и экспертов и с того момента пытается доказать вину полицейских в смерти сына.

20 октября после заявления Рейбант в областную прокуратуру дело о превышении должностных полномочий было отправлено на дополнительное расследование в УСБ. Впрочем, всего через четыре дня следователь прекратил расследование из-за неустановления лица, совершившего уголовное правонарушение. 26 ноября дело снова поступило в УСБ и снова было прекращено через четыре дня. УСБ регулярно пыталось прекратить дело, но адвокат семьи Жанболат Елеукин и Ирина Рейбант писали жалобы в прокуратуру, ведомство возвращало бумаги в УСБ. Так продолжалось до 15 июля 2021 года.

Из постановления о прекращении досудебного расследования об избиении Рейбанта:

25.12.2017 — расследование возобновлено

29.12.2017 — расследование прекращено за отсутствием в деянии состава уголовного правонарушения

15.08.2017 — дело вернулось в УСБ полиции

15.09.2018 — дело прекратили и отправили в архив

09.02.2019 — областная прокуратура отменила решение о прекращении и отправила дело на дополнительное расследование

03.03.2019 — дело принято к производству полицией

18.03.2019 — дело прекращено и направлено в архив

14.05.2019 — прокуратура вновь отправила дело на дополнительное расследование

29.05.2019 — дело поступило в полицию к производству

21.06.2019 — досудебное расследование прервано

19.07.2019 — досудебное расследование возобновлено

20.07.2019 — расследование прекращено

04.11.2020 — Генпрокуратура отменила решение о прекращении и отправила на новое рассмотрение

08.12.2020 — срок расследования снова прерван

16.02.2021 — досудебное расследование возобновлено, срок продлен до семи месяцев

03.03.2021 — срок расследования прерван

03.04.2021 — расследование возобновлено

14.04.2021 — срок расследования продлен на месяц

10.05.2021 — дело направлено в прокуратуру по обращению Ирины Рейбант

14.06. 2021 — срок досудебного расследования продлен еще на месяц

15.07.2021 — расследование прекращено

Эксгумация

В январе 2018 года Ирина Рейбант написала заявление на эксгумацию тела сына. Процедуру одобрили, но провели только через восемь месяцев — в сентябре. Как предполагает женщина, такая задержка по срокам эксгумации нужна была для того, чтобы тело окончательно разложилось.

Повторную экспертизу проводили специалисты из Алма-Аты — Нурлыхан Ережепов, Артем Курбангалиев, Наталья Селивохина. Они подтвердили переломы костей носа, лобных отростков и верхней челюсти. Установили, что травмы были нанесены 2 марта 2017 года, а не раньше, и, что искривление носовой перегородки могло вызвать трудности с дыханием.

Эксперты пришли к выводу, что травмы были нанесены твердым тупым предметом или ударом об него. Сила удара воздействовала слева направо. Тяжесть вреда здоровью эксперты назвали средней, а не легкой, как врачи при осмотре еще живого Анатолия. Повторная экспертиза алкоголя в крови не обнаружила.

Выяснить, был ли он в момент смерти в бессознательном состоянии и почему, не удалось из-за разложения. После эксгумации тело захоронили снова, но череп мать умершего решила не предавать земле, а оставить для повторных исследований.

Друг и зять. Свидетели

Видеть то, что происходило с Анатолием Рейбантом на территории вытрезвителя весной 2017-го, кроме его матери могли еще два человека — его друг детства и муж сестры.

Анатолий Скатов — лучший друг Рейбанта. В прошлом они вместе уже попадали в неприятности, рассказывает мать Рейбанта. Например, в 2009-м они были осуждены за угон машины. Рейбанта отправили в детскую колонию и выпустили в 2010 году, Скатов попал во взрослую.

Именно Скатов был вечером 2 марта рядом с Рейбантом. Однако во время следственного эксперимента он утверждал, что не видел, как кто-либо избивал его друга, как и не видел, чтобы его друг бился головой об лед или об сейф в кабинете полиции, как утверждали позже силовики. По словам самого Скатова, он видел только, как Анатолия повалили на землю. «Один из сотрудников надавил ему на шею коленом. Кто это был, я не знаю», — уверял Скатов.

По его словам, в этот момент он хотел помочь товарищу, но ему «скрутили руки и завели в вытрезвитель». Кроме того, он настаивает, что не помнит ничего, так как был пьян.

На этом же видео Ирина Рейбант пересказывает слова матери Скатова, которая говорила, что сын признался ей: он видел, как полицейские избивали Анатолия. При этом сам Скатова на допросе отрицал, что рассказывал матери нечто подобное.

— Ты своей матери показывал, даже рассказывал, как они били Толю, — возмущалась Рейбант.
— Вы что говорите, тетя Ира?
— Мать твоя сама говорит: «Ревел над фоткой и говорил: «Мам, никто не видел, как его били. Один я видел»».
— Да вы что говорите-то? Вы меня в покое оставьте, пожалуйста, — отвечал ей Скатов.

Об избиении Рейбанта свидетельствовал и муж его сестры Натальи — Алексей Марусич. Вместе с семьей он сейчас живет в Новосибирске. В тот вечер, 2 марта 2017-го, Алексей искал Анатолия. Он верно предположил, что выпившего родственника могли задержать полицейские и отвезти в вытрезвитель. На видео, которое он прислал из России в 2019 году, Марусич утверждает, что, подойдя к вытрезвителю, увидел, как пятеро полицейских избивали лежащего на земле человека.

Предавать забвению как пишется

Сотрудник полиции Жаксылык Байбусинов показывает следователю, как удерживал голову Анатолия Рейбанта. Скриншот полицейской съемки

«Руки были в наручниках, человек лежал лицом вниз. Я узнал голос Толяна. Он кричал: «Не бейте, что вы делаете». Скатов кричал: «Толян, я тебе помогу». Снимал куртку. Толя крикнул: «Не надо». Трое точно били. Русский пинал в лицо. Второй бил по телу. Третий коленом давил в спину и рукой давил в область шеи. Двое стояли рядом. Я крикнул: «Толян». Скатов крикнул: «Леха». Толя крикнул: «Леха, вали». Ко мне начал идти русский полицейский, я быстрым шагом начал уходить», — рассказывает зять Рейбанта.

Марусич объяснил, что вся его семья в тот момент готовилась к переезду в Новосибирск, поэтому он не стал озвучивать это свидетельство, когда Анатолий был жив: «Родители с Толей сказали, [что] не надо никуда вмешиваться». И только получив российское гражданство, Марусич решился рассказать все, что видел.

Сейф и лед. Версия полицейских

Версия полицейских о том, что произошло у петропавловского вытрезвителя, сильно отличается. Все пятеро сотрудников МВД настаивали, что Скатов и Рейбант вели себя агрессивно и нападали на полицейских. Скатов также подстрекал друга порезать вены, утверждали они.

Инспекторы Нурканов, Колыванов и Ромазанов, которые сначала доставили друзей в отделение полиции, утверждают, что Рейбант бился головой об сейф в кабинете.

Полицейские Молдахметов и Байбусинов, находившиеся в вытрезвителе, когда туда привезли мужчин, говорят, что повалили Рейбанта на землю «тихонько», чтобы он ничего не сделал с собой. «Зафиксировали его. Начал головой биться об лед. Лед был. Потом мы голову ему держали. Потом приехала мама, скорая. Телесных увечий мы ему не наносили. Кроме его самого ему никто телесных повреждений не наносил», — уверял капитан Байбусинов, отмечая, что он сидел на корточках и держал голову задержанного, чтобы тот перестал биться об лед.

Во время очной ставки с Молдахметовым мать Рейбанта спросила, как ее сын, будучи пьяным и в наручниках, мог биться головой об лед. Полицейский ответил коротко: «Он был пьян и бился головой об лед». Из его показаний следует, что силовики удерживали Рейбанта только для того, чтобы медик из ЦВАД перебинтовала ему порезанную руку.

Следователь Галиуллин в постановлении о прекращении дела подчеркивал, что сотрудники имели право применить силу для отражения нападений при сопротивлении задержанных, а также если последние намерены причинить вред себе. 15 июля 2021 года он постановил прекратить дело.

Голодовки матери

«Я ждала, что дело уже передадут в суд, но Галиуллин его закрывает и уходит в отпуск. Нам ничего не объяснили. Я написала в акимат, прокуратуру области и города, что я выхожу на голодовку. Голодовка длилась 15 минут. Меня схватили как собаку и увели в машину, продержали в отделении до обеда, выписали административный штраф. После этого ничего не изменилось», — отмечает Ирина Рейбант.

С 26 июля на протяжении семи дней женщина не ела и не пила. На седьмой день сухой голодовки она вместе с дочерью снова вышла на митинг, где ее опять задержали.

Предавать забвению как пишется

Ирина Рейбант на митинге. Фото: bureau.kz

«У меня не было сил, я падала, меня поднимали, полицейские тащили меня как на расстрел. В отделе дочка вызвала скорую, меня повезли в больницу. Сахар от стресса поднялся до девяти, давление — до 150», — описывает Ирина свой протест.

Рейбант предполагает, что в тот день полицейские пытались договориться с врачами, чтобы те отвезли ее в психиатрическую лечебницу. Силовики, утверждает она, поджидали у крыльца больницы, но она сбежала оттуда через другой выход. На улице ее уже ждал супруг в машине, и они уехали домой. Рейбант решила продолжить голодовку дома.

Во время голодовки Ирина лежала на диване в окружении фотографий всех полицейских, свидетеля Скатова и снимков ее сына, сделанных при его жизни и на похоронах: «Толку не было, никто этого не замечал, как будто меня нет. Мне начали все говорить, что полиции будет только на руку, если я помру или останусь без сил. И я решила встать».

Невосполнимая утрата

19 августа на фоне голодовки Ирины Рейбант и прикованного к ней внимания крупных казахстанских СМИ прокуратура и департамент полиции организовали пресс-конференцию «о ходе досудебных расследований по факту смерти Рейбанта Анатолия Ивановича».

«Для любой матери потеря сына — невосполнимая утрата, с которой сложно смириться. Все эти годы расследование уголовного дела находилось на особом контроле МВД, Генеральной прокуратуры, департамента полиции и областной прокуратуры», — начал свою речь один из спикеров.

«Доводы потерпевшей не нашли своего объективного подтверждения. Причинная связь между событиями от 2 марта 2017 года и наступлением смерти Рейбанта отсутствует», — пояснил начальник управления собственной безопасности департамента полиции Арман Атанов.

Представители силовых структур попытались заверить журналистов, что Ирина Рейбант уже вышла из голодовки, но в этот момент выступила ее дочь Татьяна: «Она до сих пор голодает. Сегодня двадцать пятый день. Она пьет только воду». Сестра погибшего начала задавать спикерам вопросы, почему следствие не приняло во внимание экспертизы эксгумированного тела, снимки переломов лицевого скелета, после чего расплакалась. Пресс-конференцию сразу прекратили.

Все полицейские, которых Ирина Рейбант обвиняет в избиении, до сих пор работают в полиции. Тем временем череп ее сына и некоторые ткани, взятые на гистологию, хранятся в подвале акимата Якорьского сельского округа. Емкость с останками лежит в пакете, который подвешен к потолку, чтобы их не повредили грызуны или насекомые. Ирина не намерена хоронить останки, пока вина полицейских не будет доказана.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

— А я вот стихи пишу!
— Ну, и как? Получается?
— Наполовину. Писать – получается. Стихи – нет.
Команда КВН «Настоящие тамады».

Мозговой штурм.

Здесь мы поговорим не о написании целого сценария какого-либо КВНовского конкурса, а о создании «Ее величества ШУТКИ», она же — реприза. Независимо от того пишет ли вся команда или только группа авторов, одним из основных способов рождения шутки (хода, идеи) в последнее время является так называемый мозговой штурм. Форма его проведения до безобразия проста, а вот выход — до того же безобразия минимален, но при всем этом в итоге достаточно эффективен. Обусловлено это в первую очередь тем, что написать просто репризу получается довольно часто, а вот написать смешную репризу случается крайне редко.
— Методом мозгового штурма писала авторская группа знаменитой команды КВН «Уральские дворники», известная, как авторский коллектив журнала «Красная бурда». До сих пор в основном этим методом пользуются авторы «Красной бурды» в выпуске своего журнала. Методом мозгового штурма работают команды: Харьковского Авиационного Института, Белорусского Государственного Университета, «Запорожье – Кривой Рог – транзит», «Махачкалинские бродяги», «Новые армяне» и многие другие.
     Со стороны зрелище мозгового штурма кажется весьма скучным и на шоу явно не тянет. Команда КВН Ереванского Медицинского Института так описывает процесс рождения шутки: «Когда появляется смешная строчка, авторы чуть разглаживают морщины, записывают ее и снова мрачно погружаются в радостный мир юмора и сатиры». Тем не менее, именно от этой черновой работы зависит успех ваших последующих выступлений. Желательно, чтобы мозговые штурмы проводились вне зависимости от того, играете вы в ближайшее время, или нет, так как банк реприз никогда не бывает достаточным. Итак, начнем.
     Каждый берет в руки ручку, листок бумаги и собственные мозги, после чего начинает писать все, что ему лезет в голову, желательно похожее на шутку, идею, или оригинальный ход. Через 10 минут листочки передается по кругу. Получив такой листок, каждый начинает заниматься следующим: либо “добивает” репризу товарища, либо перефразирует ее по-своему, либо пишет репризу на тему уже написанной предшественником. В конце концов — пишет все, что ему приходит в голову. Через 10 минут листок передается вновь и так до полного прохождения круга. В конце этого скучного действа желателен перекур — для лучшего восприятия «искрометного юмора своих товарищей по перу». Далее кто-нибудь, желательно с нормальной дикцией, собирает все листки и начинает зачитывать продукты группового творчества. Репризы, вызвавшие здоровый смех и идеи, вызвавшие такой же интерес, отмечаются. Затем положительные результаты вносятся в архив команды. Только не надейтесь, что с каждым штурмом ваш архив будет распухать, как дрожжевое тесто. Дай бог, если из одного такого штурма выход составят хотя бы 5 реприз, достойных внимания. Но именно таким образом формируется банк реприз, который в последствии ляжет в основу ваших гениальных сценариев приветствий, музыкалок и домашних заданий.
     Мозговой штурм можно проводить и тематически. На каждый круг дается определенное направление. Например: “Пишем сначала про рекламу, потом про Правительство, потом про погоду!” и т.д.  В этом случае читка проводится после каждого тематического круга.
     Еще один вид мозгового штурма. На каждом листе пишется какая-либо тема («Политика», «Реклама», «Спорт» и т.д.). В этом случае, получив по кругу очередной листок, автор должен писать в конкретную тему. Читка производится после полного цикла. Если известна тема игры, то круги также разбиваются по подтемам. К примеру, если тема вашей игры “ТРАНСПОРТ”, то можно посвятить один круг городскому транспорту, второй — железнодорожному, третий — авиационному и т.д. В любом случае не стоит сильно углубляться в специфику заданной темы, поскольку написать много смешных шуток в одном направлении довольно сложно. КВНовский юмор должен быть универсальным и разнообразным.
        Кроме того, мозговые штурмы можно посвящать прописыванию конкретной идеи, «докрутке» выбранной песни, сценического хода и т.п. В этом случае листок для фиксирования продуктов творчества может находиться только у одного человека и штурм проводится в форме «свободного трепа». Есть еще один способ: пишется начало фразы, задача партнера по штурму – «добить» ее до шутки. Но практика показывает, что такой вид штурма малоэффективен и, как правило, превращается в формальное составление предложений, мало похожих на шутку. Так что советуем на этот метод упор не делать. Есть, конечно, и  малораспространенные, так сказать, индивидуальные методы придумывания шуток – исключительно свободный трёп, индивидуальное придумывание и т.п. Мы никоим образом не посягаем на их прелести, используйте на здоровье то, что свойственно вашей команде, но не в качестве основного метода. Помните, что мозговой штурм – это основа создания КВНовской машины.
      А теперь посчитаем среднестатистический выход от мозговых штурмов. Допустим,  в штурме участвовало 10 человек. 10 х 10 минут — 1 час 40 минут. Плюс пол часа на читку. Два часа с небольшим в день — не так уж много, если очень хочется победить. Сколько же материала? В среднем за один круг штурма каждый может выдать около 3-4 реприз. 10 кругов, да на 10 человек, да еще и на 3-4 репризы — это будет 300-400 реприз! А если поработать дней 10? Получится 3-4 тысячи!!!  А на игру надо всего-то реприз 50… И если вы до сих пор сомневаетесь в эффективности этого метода, то вы до сих пор продолжаете ошибаться! Бабель, между прочим, свои “Одесские рассказы”, написанные в свойственной КВНу лаконичной форме, переписывал по 15 раз, оттачивая каждую фразу. Так вот Бабель был один, а вас — много. Улавливаете? Улавливайте дальше!

Что писать?

— А я в консерваторию решил поступить! Буду писать музыку для народных частушек… (Команда КВН «Служебный вход», Курск)

     Что писать? Шутки, конечно! Больше шуток – хороших и разных! Еще раз перечитайте главу «Ее величество ШУТКА», чтобы восстановить в памяти теоретические основы построения реприз. А мы попытаемся на бытовом КВНовском уровне показать – какие основные типы шуток наиболее часто выходят на гора после мозговых штурмов. Если мыслить глобально, то все шутки можно разделить на два основных типа: шутки «на каждый день» (то есть «вечные» — смешные и вчера, и сегодня, и завтра) и шутки «на сегодня» (то есть актуальные только сегодня). Возможно, когда-нибудь КВНщики научатся придумывать «шутки будущего», а народ в будущем придумает — как над ними смеяться. А пока мы говорим о дне сегодняшнем. Давайте на примерах рассмотрим «вечные шутки» и их разновидности.
     Как правило, они имеют либо литературную основу, либо историческую, либо общественно-бытовую, либо просто общеизвестную лексическую, а также всевозможные комбинации этих основ. Что касается литературной основы, то она может быть как классической, так и народной, включая все версии своего отражения: театр, кино и так далее. Здесь достаточно знаний на идиомном уровне. Историческая основа опирается на минимальные знания истории человечества и общеизвестных фактов биографий исторических личностей. Общественно-бытовая основа отражает наше с вами знание различных универсальных бытовых проблем. При лексической основе речь идет об элементарных каламбурах и парадоксальных трактовках известных словосочетаний. Далее – только примеры.

    Итак, литературная основа шутки! Возьмем известные классические строчки Владимира Маяковского: «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин!» и посмотрим на их КВНовскую интерпретацию в исполнении сборной команды КВН СНГ-92:
— Иврит бы я выучил только за то, что идиш гораздо сложнее.
     Теперь возьмем следующие две известные строчки – «Я Вас любил, любовь еще, быть может…» и «Шумел камыш – деревья гнулись!». Соединим их при помощи команды КВН «Одесские джентльмены»:
— Я Вас любил – деревья гнулись!
     А вот пример того, как литературная основа спорит с лексической, в результате чего появляется  каламбур:
— «С мылом и в шалаше рай!» (Команда КВН ГАЗ).
     Согласитесь, что любую из этих шуток не очень-то состарило время. А время постоянно подбрасывает новые примеры, вселяющие надежду на бессмертие этого жанра:
— Не мой его! Он трогал! Ой… Не трогай его! Он мой! (сборная Пятигорска)

     Теперь рассмотрим историческую основу на примере команды КВН СГУ:
— Давным-давно, когда Земля была плоской, а шутки – круглыми, Одиссей издевался над Циклопами – одноглазыми зверюгами, привозя им в подарок очки и бинокли.
     События шутки условно находятся в таком далеком прошлом, что ее восприятие не зависит от того, когда ее произнесут: 20 лет назад, сегодня, или через четверть века. Про конфликт могучего Одиссея и несчастного Циклопа известно практически всем со школьной скамьи. Любой известный исторический факт дает практически неиссякаемый источник для шуток. Уж сколько шутили про то, как Моисей водил евреев по пустыне! Однако это не помешало рождению новой шутки на эту тему у команды «Незолотая молодежь»:
— 40 лет водил Моисей евреев по пустыне. Это единственный случай в истории, когда евреи повелись!
      В историческую основу может быть также заложено известное высказывание апологетов истории, чем и воспользовалась в свое время команда КВН МАГМА:
— Верно говорил нам Александр Невский: «Кто с чем к нам придет, тот от того и того…»
     Историческая основа может также быть адаптирована к социально-бытовому продолжению. Слово «Махачкалинским бродягам»:
— Еще Наполеон говорил: «Если я захвачу Петербург, то схвачу Россию за голову! А если я захвачу Москву, то схвачу Россию за сердце!
— А если бы он захватил Кавказ?
— Думай, потом говори…

     Далее – об основах общественно-бытовых. Наверняка независимо от даты произношения вызовет смех шутка команды КВН «Настоящие тамады» (Тбилиси):
— Друг, а что такое вечность?
— Генацвале, одолжи мне 2000 долларов всего на неделю и ты узнаешь – что такое вечность…
     Это был пример чистой общественно-бытовой основы. Еще один чистый пример соединяет житейскую мудрость с социальной в лице команды КВН ОГУ:
— Вы так молоды, сэр, откуда столько скептицизма?
— Вы постарше, сэр, откуда столько оптимизма?
     Третий пример – логика от обратного. А шутка – от КВН ДГУ:
— Тебя когда-нибудь приглашали на белый танец?
— Не знаю, я – дальтоник.

      Теперь поговорим о других разновидностях общественно-бытовой основы шутки, одной из которых является ситуационная несовместимость.
— Везде обман! Вчера взял сына из роддома – богатырь, 3600! Принес домой, перевесил – 3200! (Команда КВН «Транзит»)

     Пример логической несовместимости (она же – абсурд) демонстрирует команда «Ворошиловские стрелки» (Луганск):
— Чем тратить такие деньги на водку, уж лучше их пропить!
      На смех работает также «эффект не сказанного вслух». Одна из разновидностей этого эффекта – логическая цепь без серединного звена:
— Оказывается конопля – это дерево! Ему просто вырасти не дают!
       Команда «Иркутские декабристы», произнося эту шутку, ничего не сказала о том — почему дереву не дают вырасти? Зритель элементарно додумывает это сам, благодаря своему ассоциативному воображению. В шутке может быть не сказано окончание логической цепи, как это продемонстрировал «Дрим Тим»:
— А я киоск себе купил. Окно пошире сделал, чтоб лицо было видно. Сижу, торгую…
Или вот сказано о том, о чем вслух не говорят, но смысл понятен сразу:
— Девки в озере купались, их надежды оправдались!
(Сборная Пятигорска)

     Лексическая основа  шутки, как мы уже говорили,  с одной стороны несет в себе парадоксальную трактовку известных словосочетаний. Пример от команды НГУ:
— Выведена новая порода мясо-молочного скота. Скотина жрет мясо и запивает его молоком.
    А теперь на примере команды КВН БГУ пойдем дальше:
— «В детстве я перенес Боткина. Ох, и тяжелый был мужик!»
     Здесь уже срабатывает так называемый (вернее: так названный авторами) «парадокс омонимов» (он же – каламбур). У этой основы тоже есть свои разновидности. К примеру – абсолютные омонимы:
— Всем постам! Поститесь дальше! (Команда КВН «Тамбовские волки»)
      Слуховые омонимы:
— Всем! Всем! Всем! Передовица! Перестреляться! Перевешаться!
(Команда КВН ПГУ)
— Всем! Всем! Всем! В следующий раз – в восемь, в восемь, в восемь!
(Команда КВН ХАИ)
— Ты смотри, в баньке ее хорошенько потри!
— По четыре!
(«Есть контакт!», Добрянка)
    Конечно, примеры можно приводить до бесконечности, так же, как и до бесконечности можно классифицировать «вечные шутки» по разновидностям. Одно несомненно – шутки эти действительно являются универсальными во временном восприятии и могут еще долгое время вызывать смех, если, конечно, их не перечитывать в 100-й раз. А вот жизнь второго глобального типа шуток, увы, недолговечна. Актуальность – вещь проходящая и непредсказуемая. Но и каждое выступление команды КВН – это тоже своеобразный спектакль одной премьеры, поэтому шутки «на сегодня» в КВНе ценятся не меньше, чем «на каждый день». И, если о «вечном» можно говорить до бесконечности, то в разговоре о «сегодняшнем» постараемся быть краткими.

     Итак, главное качество таких шуток – актуальность. Причем во всех ее разновидностях: политической, социальной, экономической, бытовой и т.д. К примеру, на сегодняшний день темы для шуток нам просто дарят: политическая и экономическая нестабильность, «фокусы» правительства, уровень жизни населения, телесериалы, телепередачи, телепроекты типа «Фабрики звезд», шквал зарубежного видео, реклама во всех ее проявлениях, достижения современной науки, всевозможные шоу, эстрада, неудачи отечественного футбола, факты биографий популярных на сегодняшний день людей и многое, многое другое. Надо сказать, что построение актуальных шуток абсолютно аналогично тем типам, которые мы рассматривали, говоря о шутках вечных. Далее – только несколько примеров. Актуальность политическая эпохи перестройки:
— Теперь каждый купец должен ходить с «Калашниковым»!
(КВН ГАЗ)
— 70 лет в нашей стране шла свадьба. Выдавали желаемое за действительное.
(КВН УПИ)
Актуальность рекламная, срок жизни которой совпадает со сроком эфирного времени данной рекламы:
На сцене все начинают икать: — «Тефаль», ты уже задолбала думать о нас!
(КВН «Транзит»)
— «Дирол» защищает Ваши зубы с утра до вечера. А ночью приходит кариес!
(КВН «Новые армяне»)
— Как тебя зовут, помнишь?.. Сам встать сможешь?
— Ты чего пристал к ребенку? Ему же еще года нет!
(Сборная Владивостока)
Актуальность по факту биографии конкретного человека:
— Юбилейный концерт Укупника в Кремле… Он назвал его — «Неужели 50?»! Неужели, кто-то пришел?..
(«Утомленные солнцем»)
— Здравствуйте, я – Дана Борисова. В интернете про меня написали, что я дурочка… А что я, виновата, что у меня ноги красивые? Я, может быть, конечно, и дурочка, но… может быть, и нет!
(«95-й квартал», Кривой Рог)
— Смотрите главную премьеру сезона! Ради этой роли Владимир Машков отказался от двадцати миллионного контракта в Голливуде. «Идиот» на телеканале «Россия»!
(«Незолотая молодежь», Москва)
     Даже если какая-нибудь из этих шуток не утратила свою актуальность сегодня, она обречена утратить ее завтра. Поэтому – пишите больше! Пишите шутки, они – золотые!

“Время одиночек не прошло”.

    Как писать и что писать – вроде как понятно. А кто будет писать? Как мы сказали раньше, основа этого процесса – мозговой штурм! Но… При определенной и доказанной эффективности коллективного творчества, будь то вся команда, или только авторская группа, время одиночек, к счастью, не прошло. Да и как можно прогнозировать конкретную дату рождения шуток? А как же вдохновение? Как же мысли, которые преследуют вас постоянно и даже во сне?  Ведь КВНщики не смотрят на мир просто так. Они во всем увиденном подсознательно ищут смешной подтекст, трактовку, второй план.
     Пример из жизни: Как-то к группе КВНщиков, гуляющих по Ялте, подошел торговец книгами. Между продавцом великого искусства и его потребителями произошел следующий разговор:
— Ребята, купите книги Дюма!
— Спасибо, мы его всего уже прочитали.
— Да, но это новые книги!
— А он что, до сих пор пишет?
     Так вот, если Вы чувствуете себя автором-одиночкой, то следующий  совет специально для Вас. В любое время дня и ночи имейте под рукой клочок бумаги и огрызок карандаша. А еще лучше — блокнот и ручку. Как только Вас посетило озарение, выливайте все на бумагу, она стерпит. Не полагайтесь на свою память, ибо память КВНщика настолько переполнена информацией, что у нормального человека давно бы уже съехала крыша.
     Авторы-одиночки могут многое. От шутки до целого сценария. Они способны написать песню, придумать пародию или глобальную идею отдельного конкурса. Берегите авторов! Они — КВНовское добро!

“Писать” — значит “вычеркивать”.

      Этот принцип более относится к взрослому КВНу, нежели к начинающему. Возможно, на начальном этапе создания команды и не стоит буквально воспринимать все изложенное ниже, но в перспективе на этот уровень выйти очень даже рекомендуется. Мы, в свою очередь, надеемся хотя бы на частичное следование нашим советам, а уж если на полное, то… Впрочем, обо всем по порядку!
     Итак, Вы держите в руках толстенный архив команды, которым запросто можно убить человека. Будьте гуманными и попытайтесь разобраться со всем этим богатством мирным путем. Во-первых, из отмеченных реприз надо отобрать «самые-самые». И вот тут приходит время наступить на горло собственной песне. Советуем быть максимально самокритичными. Врубайте саморедактор на полную катушку! Сразу отбросьте всю пошлятину, чернуху и порнуху. Опыт показывает, что с этих тем начинать играть в КВН не рекомендуется. Писать “про это”, как правило, легко и местами приятно. И получается, как правило, очень смешно. В этом-то и вся проблема. Можно так подсесть на скользкий юмор, что потом, кроме как про “Тампаксы”, «гробы» и «это дело…» ничего путного в голову приходить не будет. Как сказала одна команда: «Не надо нам секса, мы лучше пить начнем!» («Уральские дворники»)

       Если вам жалко предавать творчество этого направления забвению, заведите отдельную тетрадь (черного цвета) и сваливайте туда эти вечные спутники мозговых штурмов. Кстати, для стравливания «фолового» материала на Фестивале «КиВиН» были придуманы вечера черного юмора, которые показали, что этого «добра» у всех команд навалом! А мы с вами пока собираемся посвящать вечера «светлому КВНу».
      Далее постарайтесь отбросить так называемый “внутренний стеб”, то есть шутки, понятные только вам. Нет, конечно, посмейтесь над ними и отбросьте. Замечательная команда КВН Симферопольского Государственного Университета всегда отличалась блестящими, но все-таки больше «тусовочными», репризами. Те, кто был на репетициях, просто умирали от «симфовского стеба», но вот широкому зрителю на игре многое оставалось непонятным. В тусовке СГУ называли «Чемпионами Генеральных Репетиций». Ребята и сами потом соглашались, что «какой нормальный человек засмеется над фразой: «Леночка, верните мне свежесть восприятия и я подарю Вам гобелен!»» Но мы, КВНщики, всегда смеялись над шутками СГУ, потому что всегда были ненормальными. Но кроме нас есть еще и зритель. Зритель, перед которым хорошая команда предстает либо в образе спортсмена, либо в образе романтика. Что лучше? Трудно ответить. Например, команда КВН ЕрМИ по этому поводу сказала: «Мы умудряемся совмещать то, что нравится нам с тем, что нужно для победы».
      Чтобы научиться такой тактике ведения боя, еще раз проанализируйте оставшийся банк реприз и еще раз попытайтесь отфильтровать уже отжатый материал. На этом дополнительном этапе жертвами саморедактуры обязаны пасть: старые, а тем более новые анекдоты, а также шутки, подозрительно напоминающие те, которые уже были в эфирах большого КВН, или защищены на сайте амик.ру командами, играющими в Центральных и Межрегиональных Лигах. Для этого советуем регулярно посещать раздел сайта «Шутки», который периодически и существенно пополняется новым материалом. При сомнениях воспользуйтесь системой «поиск» на сайте, чтобы убедиться, что такой шутки в природе нет. Это, кстати, позволит вам не нарваться на Указ Президента МС КВН о защите авторских прав в КВНе, принятый в феврале 2002 года (см. Указы ниже, ближе к концу книги).
Под нож, как правило, должны лечь и шутки на темы, которые “запилены” в КВНе до неприличия. Единственное исключение – это когда у вас получилось круче, чем у ваших предшественников, т.е. если именно ваша шутка «забивает последний гвоздь в гроб победы на эту тему».
     Часто в КВНе наблюдается явление «второго написания шутки», в результате которого вас могут упрекнуть в плагиате. То есть вы написали классную шутку и вдруг слышите ее в исполнении другой команды. Ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что часто, как говорится, «шутка лежит на поверхности». И в этом случае вполне реально, что ее могут придумать сразу несколько команд. Примеров тому – вагон и тележка! Как-то команда ХАИ придумала шутку «Одна голова – хорошо, но с туловищем – лучше!». Марфин шутку похвалил и, заодно, пользуясь случаем, дал почитать ребятам свежий номер «КВН-газеты». Через несколько минут у народа брови полезли наверх, когда в статье о КВНе 60-х годов в качестве примера «тогдашнего» юмора они прочли: «Одна голова – хорошо, но с туловищем – лучше!» Кстати, Марфин тоже удивился и шутку у ХАИ вычеркнул. Команда КВН ЕрМИ даже не подозревает, что одна из их шуток уже звучала в КВНе 60-х годов:
— Штурман, курс!
— Покупка – ___ рублей, продажа — ___ !
(Команда КВН ЕРМИ, 1994 год.)
— Эй! Впередсмотрящий! Как у вас там с курсом?
— По-прежнему, доллар – 90 копеек, кэп!
(Команда Института Нефтяной и Газовой промышленности. «КВН отвечает на письма», Е.Гальперина, Б.Сергеева, издательство «Искусство», Москва, 1967 год)

      Что там говорить, если были даже случаи, когда шутка звучала дважды от разных команд «нового» КВНа с перерывом в пару-тройку лет.
— Девиз кладоискателя: «Бороться и искать, найти — и не сдавать!»
(Команда ХАИ (1994г.) просит прощения у команды МАГМА (1991г.)
Или шутка, уже знакомая по этой книге:
— А вы сами, откуда будете?
— Так мы это… из стаканов будем!
(Команда КВН БГУ просит прощения у команды КВН «Соседи»)
      Эти примеры приведены не для того, чтобы вы их приводили в качестве оправдания за подобную ситуацию, а все-таки для того, чтобы в такую «ситуёвину» не попасть. А вообще, поводов для расстройства нет. И если вы испытали «кайф» «второго написания шутки», значит у вас – мозг настоящего КВНщика. Вычеркните такую шутку,  еще раз взгляните на свой архив и ужаснитесь тому, как мало от него осталось. Мало, но хорошо. Во всяком случае, эта картина обнаженной правды подтолкнет вас к новым творческим исканиям. А шуршать по старым архивам — дело хоть и не бесполезное, но все-таки одно из последних.
      И помните:  лучшая шутка еще не написана!

“Разомнемся?”

 О важности игровой КВНовской разминки мы говорили выше. Настало время поговорить о разминке тренировочной.  Ведь более 50% успеха в этом конкурсе зависит от ваших ответов на вопросы соперника: экспромт есть экспромт, он всегда выше ценится. К тому же понятие «гимнастика ума», а тем более в КВНе, никто не отменял. Способность раскалывать любые вопросы на первой секунде необходимо тренировать. Как это делать? Да очень просто. Допустим, вы уже выбрали схему работы на разминке. Во время репетиции делитесь на две (можно даже на три) команды, желательно равные по силе, и играете разминку, как на игре, то есть 30 секунд на вопрос и т.д.
      Существуют три основные схемы проведения тренировочной разминки.        
      Первая схема основана на полной импровизации, т.е. одна команда на ходу и «от балды» придумывает вопрос, задает его сопернику и за те же 30 секунд параллельно с ним придумывает собственный ответ. Эта схема носит абсолютно тренировочный характер и никакую другую цель, кроме гимнастики ума, не преследует.
      Вторая схема – разминка с залом. Здесь подразумевается использование любой встречи с зрителями для проведения разминки, пусть даже очень непродолжительной по времени. Ведь даже на начальном этапе существования команды случается выступать на сцене родного ВУЗа. Используйте любую такую возможность, не стесняйтесь сыграть разминку неудачно, вы ведь только начинаете, тем более, что зал в таких случаях изначально настроен к вам, как правило, дружелюбно. Эффект от разминок с залом намного выше, чем при использовании первой схемы. Во-первых, чаще всего зрители задают вопросы более-менее осмысленные, а не от балды, как это делаете вы сами в первой схеме. Во-вторых, вы сразу имеете ответную реакцию, которая, как правило, объективнее, чем ваша собственная в том же первом случае. И, в-третьих, вы приобретаете опыт, что на начальном этапе немаловажно. И не только на начальном…
     И, наконец, третья схема. Как правило, она применяется ближе к игре, когда известна тема разминки. В этом случае один из авторов заранее готовит пакет вопросов на заданную тему (например: 3 дня по 30 вопросов), придумывая на каждый вопрос свой вариант ответа. Далее все происходит, как в первом варианте, с той лишь разницей, что вопросы уже заранее приготовлены и команды находятся в равных условиях. Отдельный человек фиксирует ответы автора и каждой команды. Эффективность этой разминки достаточна высока. Судите сами: через три дня тренировок вы имеете 90 вопросов и 270 ответов (по одному от команд и один – авторский). Остается только проанализировать это богатство. Во-первых, во время этой тренировки можно выбрать пару вопросов с ответами в предстоящую игровую разминку. Во-вторых, кое-что можно отложить в качестве так называемых «резинок», т.е. более-менее универсальных отходов на случай, если команда ловит на игре «клин» (а это, поверьте, случается довольно часто). В-третьих, сразу отсеиваются «пробиваемые» вопросы. Если на вопрос получено хотя бы два приблизительно одинаковых ответа, значит с такой же вероятностью и в эту же сторону, ответ могут «пробить» на игре ваши соперники. Но при таком отрицательном эффекте существует положительный момент. Из такого «пробиваемого» вопроса-ответа можно сделать репризу, например, для приветствия, тем самым, усилив его, что никогда не бывает лишним. И, в-четвертых, все это – опять же гимнастика ума, без которой в разминке делать нечего.
    Разминайтесь, ребята!

  • Предавать значение как пишется
  • Пред юльский как пишется
  • Предавать друга как пишется
  • Предавать вид как пишется
  • Предавать друзей как пишется