Предавать друга как пишется

Пиши с одной н: прощное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажный отец, названый брат, ветреный,


Пиши с одной Н:

прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры

03.02.2021 02:03:19

Автор: Никирягина Полина


Автор текста В. П. Катаев, русский советский писатель, поднимает весьма актуальную в наше время проблему. Это последствие исчезновения памятников в современном мире.
Чтобы разобраться в данном вопросе автор повествует о том, что отсутсвие в настоящее время памятника Пушнина на Тверском бульваре, вызывает в нем невосполнимую пустоту. Старинные фонари, которые тоже были заменены, предавали постаменту таинственность и загадочность на фоне монастыря. Это место было особенным, пока сохранялись старинные постройки. Но теперь оно, к сожалению, утеряло свою суть.
Далее Катаев показывает на другом примере, какое сильное впечатление на него произвело отсутствие Водопьяного переулка. Его исчезновение для автора сравнимо отрезанной конечности. Теперешняя пустота этого места кажется противоестественной, неправильной. Пожьому некогда знакомые и любимые места становятся совершенно чужими и неинтересными.
Эта два примера взаимосвязаны. Так как в обоих случаях Валентин Петрович выражает глубокую печаль из-за отсутствия памятника Пушкину и Водопьяного бульвара. На их месте теперь существует лишь пустота. Улицы теряют свою историческую ценность. Свою «изюминку».
Позиция автора ясна: он подводит читателя к выводу о том, что с перестройками постепенно исчезает ценность города. Новые архитектурные постройки не способные затмить прошлые. Они неинтересны и во многих случаях лишены индивидуальности. На местах старых построек образуются просторные площади, которые не вызывают в человеке никаких чувств. Место просто становится скучным и люди перестают предавать ему определённое значение.
Я считаю, что В. П. Катаев прав. Действительно, исчезновение исторических строений ведёт за собой большие потери. Мне вспоминается произведение В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Гюго был сильно взволнован запущением собора и принял решение создать роман о нем, после которого Парижскую Богоматерь реставрировали. Автору удалость сохранить не просто собор, но и историческое наследие целой страны.

Таким образом, можно сказать, что проблема исчезновения исторический памятников все больше набирает обороты в наши дни. Но все-таки, я надеюсь, что данный текст позволит переосмыслить приоритеты и сохранить как можно больше исторических сооружений.


Здравствуйте, Полина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 — Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно. Формулируйте в виде вопроса или конструкции с родительным падежом: проблема исчезновения памятников, проблема сохранения памятников / нужно ли сохранять памятники культуры? Вот как можно было сформулировать.

K2 — Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 — Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 — Точность и выразительность речи + 2 балла.

Речь выразительная, синтаксические конструкции разнообразные!

K7 — Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Чтобы разобраться в данном вопросе автор повествует о том, что отсутсвие в настоящее время памятника Пушнина на Тверском бульваре, вызывает в нем невосполнимую пустоту.

1) Верно: отсутствие.

Старинные фонари, которые тоже были заменены, предавали постаменту таинственность и загадочность на фоне монастыря.

Место просто становится скучным и люди перестают предавать ему определённое значение.

2) Верно: прИдавали.

K8 — Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Чтобы разобраться в данном вопросе автор повествует о том, что отсутсвие в настоящее время памятника Пушнина на Тверском бульваре, вызывает в нем невосполнимую пустоту.

1) Не обособлено придаточное.

Место просто становится скучным и люди перестают предавать ему определённое значение.

2) Нет запятой на границе основ.

Но все-таки, я надеюсь, что данный текст позволит переосмыслить приоритеты и сохранить как можно больше исторических сооружений.

3) Лишняя запятая после «все-таки».

K9 — Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Эта два примера взаимосвязаны. Так как в обоих случаях Валентин Петрович выражает глубокую печаль из-за отсутствия памятника Пушкину и Водопьяного бульвара.

1) Неоправданная парцелляция. Придаточное предложение не может существовать без главного.

Новые архитектурные постройки не способные затмить прошлые.

2) Не способны.

K10 — Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Чтобы разобраться в данном вопросе автор повествует о том, что отсутсвие в настоящее время памятника Пушнина на Тверском бульваре, вызывает в нем невосполнимую пустоту.

1) Автор рассуждает.

2) Данный — канцеляризм.

3) Некорректное употребление местоимения. Личное местоимение заменяет предыдущее слово в той же форме. Получается, что бульвар чувствует утрату. Будьте внимательны.

Но теперь оно, к сожалению, утеряло свою суть.

4) Несочетаемость. Может быть, потеряло прелесть, шарм, красоту.

Далее Катаев показывает на другом примере, какое сильное впечатление на него произвело отсутствие Водопьяного переулка.

5) Неудачное клише. Лучше: обращатся к другому примеру, чтобы показать.

Его исчезновение для автора сравнимо отрезанной конечности.

6) Закрутили фразу! Более мягко нужно было сказать. Автор словно потерял часть себя, например.

Новые архитектурные постройки не способные затмить прошлые.

7) Может быть,  затмить красоту или вытеснить из памяти памятники скульптуры?

K11 — Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

В работе встретились опечатки! Устраняйте их!

Работа очень хорошая, интересная, соответствует критериям ЕГЭ. Однако следует усилить работу над речевым оформлением текста, и тогда у Вас будут все шансы получить 26 баллов! Удачи!

Баллы по критериям

К1 — Формулировка проблем исходного текста: 1

K2 — Пример 1: 1

K2 — Пояснение к примеру 1: 1

K2 — Пример 2: 1

K2 — Пояснение к примеру 2: 1

K2 — Указание на связь между примерами: 1

K2 — Анализ связи между примерами: 1

К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6

K3 — Отражение позиции автора исходного текста: 1

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2

K6 — Точность и выразительность речи: 1

K7 — Соблюдение орфографических норм: 2

K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 2

K9 — Соблюдение грамматических норм: 1

K10 — Соблюдение речевых норм: 1

K11 — Соблюдение этических норм: 1

К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: 1

Итоговый балл — 20

Возврат к списку

Какие надо смыслы. Как судебная экспертиза помогает сажать и штрафовать людей за слова и картинки

Пенза Онлайн


Пенза Онлайн

В конце октября в России впервые посадили по статье за оскорбление чувств верующих. Блогера из Таджикистана Руслана Бобиева и модель Анастасию Чистову приговорили  к десяти месяцам колонии за фотосессию на фоне храма Василия Блаженного. На снимке Чистова в куртке с надписью «Полиция» стоит на коленях перед Бобиевым, а тот держит её за волосы. Судебная экспертиза этого изображения проводилась, хотя в конечном итоге не потребовалась — обвиняемые признали свою вину. 

В другом резонансном, пока не завершившемся деле последних дней — деле правозащитного центра «Мемориал» (признан иностранным агентом) — гуманитарная экспертиза, напротив, сыграла ключевую роль. Мосгорпрокуратура потребовала ликвидировать Центр, утверждая, в частности, что в его материалах присутствуют «лингвистические и психологические признаки оправдания деятельности участников международных террористических и экстремистских организаций». Эти  выводы сделаны на основе психо-лингвистического исследования АНО «Центр социокультурных экспертиз», известной своими заключениям по делам историка Юрия Дмитриева, Pussy Riot и Свидетелей Иеговы (управленческий центр в России признан экстремистской организацией).

Нередко именно результаты так называемой гуманитарной экспертизы* ложатся в основу обвинений, позволяя ликвидировать организации и приговаривать людей к реальным срокам и штрафам за слова, изображения, видеоролики, перформансы. Группа независимых журналистов разбиралась с тем, как устроено проведение такого рода экспертиз в России и что с этим не так.

Портал «Пенза-Онлайн»  публикует сокращённую версию этого исследования.

Спрос растёт

Гуманитарная судебная экспертиза начала развиваться с начала нулевых. До этого времени, говорят эксперты, она была явлением редким — не было ни методических разработок, ни обширной практики. Второй всплеск спроса, по оценкам наших собеседников, приходится на конец прошлого десятилетия. С тех пор он не ослабевает, однако качество экспертиз нередко вызывает вопросы. В начале 2021 года сообщества Amicus Curiae и Диссернет запустили проект, в котором начали собирать «коллекцию» экспертиз, выполненных «с явным нарушением академической честности и норм научной этики». Добывать тексты заключений не так-то просто, поэтому пока на сайте собрано только 26 документов. Каждый сопровождается рецензией квалифицированного специалиста и списком нарушений. 

—С 2011 по 2017 годы количество обращений ко мне [по поводу гуманитарной экспертизы] колебалось от 160 до 190 в год. С 2018 года этот показатель пошел вверх, — говорит о росте спроса начальник научно-методического отдела Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС) Игорь Жарков.

 Он может назвать точные цифры: в 2018 году к нему обратились 253 раза, в 2019 — 272 раза, в 2020 году — уже 337. Одной из причин роста он считает кризис — растёт число конфликтов и судебных разбирательств как таковых. Второй причиной называет рост числа обращений по делам «откровенно политическим либо политически мотивированным».

Один из авторов проекта «Amicus Curiae» Дмитрий Дубровский называет рост спроса на гуманитарную экспертизу «заметным» и объясняет его расширением законодательства. Сейчас, говорит Дубровский, есть целый набор сюжетов, когда именно эксперты определяют исход дела. При этом в ряде ситуаций «вообще ничего не сделаешь», потому что это «оформление через суд прямой политической репрессии».

 Сколько человек осудили по уголовным делам, в которых обычно требуется гуманитарная экспертиза (2009-2020 годы)

Предавать друга как пишется

Сколько человек получили реальные сроки по уголовным делам, в которых обычно требуется гуманитарная экспертиза (2009-2020 годы)

Предавать друга как пишется

Источник данных: проект «Достоевский»

Как это устроено?

Судебную экспертизу может заказать суд, а также правоохранительные органы (полиция, следственный комитет, ФСБ) — то есть сторона обвинения. Сторона защиты правом экспертной инициативы не обладает. Она может заказать альтернативное заключение или предоставить рецензию на экспертизу, однако принимать её во внимание или нет — решает суд. Чаще всего, не принимает.

Экспертные организации можно разделить на несколько категорий: ведомственные структуры, экспертные центры при вузах, некоммерческие и коммерческие организации.

Ведомственные работают при Министерстве юстиции, ФСБ, МВД и Следственном комитете. По словам наших собеседников, нередко они пишут «вполне адекватные тексты».

—Там есть внутренние профессиональные стандарты, которые нельзя нарушать, — комментирует Дмитрий Дубровский.

По выражению Жаркова, когда госэксперты работают по утвержденным методикам, то «менее склонны беспредельничать». Однако, подчёркивает собеседник, системный недостаток государственного эксперта — его подчиненное по отношению к власти положение. Как следствие — «склонность отрабатывать госзаказ».

Предавать друга как пишется

В 2017 этот тезис подтвердил Европейский суд по правам человека в деле «Дмитриевский против России». В основу обвинения было положено заключение эксперта Приволжского регионального центра судебной экспертизы при Минюсте. В ЕСПЧ пришли к выводу, что экспертиза не была независимой, так как её делали, по сути, представители госвласти. По словам юриста «ОВД-инфо» (проект признан иностранным агентом) Николая Зброшенко, после дела Дмитриевского такая позиция Европейского суда кочует из дела в дело.

Экспертные центры при вузах — ещё одна категория учреждений, проводящих судебные экспертизы.

— Самые одиозные и скандальные экспертизы исходят от университетов. Как ни странно, они не проходят контроль научного сообщества, и научного качества там мало, — утверждает Дмитрий Дубровский.

 В частности, все наши собеседники, сошлись во мнении в отношении экспертного центра при СПбГУ.

— Раньше он был независимым и делал хорошие экспертизы, но буквально три-четыре года назад у них что-то поменялось, и они стали делать экспертизы с выводами, которые интересуют обвинение, — комментирует адвокат Дмитрий Динзе.

Его слова косвенно подтверждает протокол совещания юридического факультета СПбГУ от сентября 2017 года. На нем были озвучены правила для преподавателей, привлекаемых в качестве экспертов по «резонансным делам, имеющим важное общественное и государственное значение»: «не выступать на стороне одной из спорящих сторон, а обеспечивать интересы государства и органов власти». С 2017 года экспертный центр СПбГУ нарастил объёмы работы примерно в пять раз, директор центра Антон Попов объяснил это ростом авторитета организации.

Часто экспертизы проводят некоммерческие организации. Они могут быть и способом существования независимой экспертизы, комментирует Дубровский, но нередко становятся «прибежищем» экспертов, которые себя дискредитировали. Его слова подтверждает крымский адвокат-правозащитник Эмиль Кубердинов: «Лицензия не нужна, они устраивают некоммерческую организацию и стряпают экспертизы».

Предавать друга как пишется

Так, в основе иска о ликвидации правозащитного центра «Мемориал» — документ (он позиционируется как «психолого-лингвистическое исследование»), подготовленный Натальей Крюковой и Александром Тарасовым. Крюкова — основательница автономной некоммерческой организацией «Центр социокультурных экспертиз». Она создала организацию в 2014 году вместе с психологом, доктором культурологии Виталием Батовым, ныне покойным. Дмитрий Дубровский в одном из своих интервью называл их «экспертами по вызову следствия», подчёркивая, что «они берутся за всё, что вообще не входит в сферу их научных компетенций». 

Также именно некоммерческая организация — АНО «Казанский межрегиональный центр экспертиз» – проводила экспертизу по алуштинскому делу «Хизб ут-Тахрир» (признана террористической организацией, запрещена на территории РФ). Проанализировав аудиозаписи и расшифровки разговоров в мечети, следователь интерпретировал использование исламских терминов, иных «косвенных» и «прямых» признаков как связь с деятельностью запрещённой организации. Обвинение запросило фигурантам дела от четырнадцати до девятнадцати лет колонии строгого режима. 

Коммерческим организациям формально делать экспертизу запрещено. Однако запрет можно обойти, если заказывать заключение не ООО, а сотруднику компании напрямую. Так, эксперт ООО «Лагуна-100» выполнил экспертизу по делу коломенского блогера Вячеслава Егорова, который предположил, что волна заболеваемости внебольничной пневмонией осенью 2019 года в Коломне могла быть связана с коронавирусом. На сайте организации можно узнать, что помимо судебно-экспертной деятельности, «Лагуна» занимается также печатью, ламинированием, набором текстов и шиномонтажом.  

Отдельная категория — преподаватели вузов, которые выступают в личном качестве.  Мы направили официальные запросы в восемь высших учебных заведений, чьи сотрудники проводили резонансные экспертизы. Связь с упомянутыми в запросах заключениями отвергли все — как говорится в ответах, их у вуза никто не заказывал, а  преподаватели действовали самостоятельно. Однако, как отмечают наши собеседники — адвокаты, исследователи, независимые эксперты — процесс внутри вуза может быть неформальным, когда вузовское руководство «спускает» запрос на проведение экспертизы своим подчинённым без официального приказа.

Так, в Пермском научно-исследовательском университете (ПГНИУ) заявили, что вуз не имеет отношения к экспертизе по делу о «кукле Путина», сотрудники вуза действовали в частном порядке. Однако один из экспертов этого дела, доктор филологических наук Валерий Мишланов сообщил в переписке, что распоряжение сделать экспертизу он получил от ректора. При этом преподаватель подчеркнул, что «со следственными органами договор не заключался, а экспертиза проводилась на общественных началах».

Что мотивирует экспертов?

— Что заставляет профессора, доктора наук утверждать, что существует некая особая социальная группа «высшее руководство РФ», причём она состоит только из двух человек — Путина и Медведева? О существовании других ветвей власти, о разделении властей доктор наук, вероятно, не слышал, — комментирует Игорь Жарков одно из дел в своей практике и заключает: — В большинстве случаев я плохо понимаю, что движет этими людьми.

Собеседник подчёркивает: основной двигатель — не деньги. Он приводит пример, когда следователь «зачем-то засунул» в дело платёжные документы. Из них Жарков узнал, что за экспертизу учёный получил всего шесть тысяч рублей. В среднем, впрочем, стоимость экспертиз выше. В зависимости от сложности и числа вовлечённых людей, она колеблется от пятнадцати до ста тысяч рублей. «Так себе бизнес», — считает правозащитник Эмиль Кубертдинов. 

— Полагать, что люди халтурят за деньги — слишком серьёзное упрощение, — соглашается Дмитрий Дубровский.

По его мнению, многие из экспертов считают свою работу «гражданским служением»: «Они действительно защищают государство от экстремистов и террористов, борются с религиозными меньшинствами. Такие прогосударственники — [им] непонятно, какие к ним претензии».

Предавать друга как пишется

Правозащитник Эмиль Курбединов приводит в пример Елену Хазимуллину, известную по делу «Хизб ут-Тахрир» (признана террористической организацией, запрещена на территории РФ): «Она очень эмоционально выступает и не скрывает своей неприязни». Ольга Якоцуц, делавшая экспертизу по делу журналистки Светланы Прокопьевой, убеждена, что позицию вроде той, что выразила журналистка в своей колонке, можно высказывать «дома на диване, друзьям». Евгений Тарасов, известный по делу директора Библиотеки украинской литературы Натальи Шариной, открыто признавался, что не терпит «антисоветчину» и «русофобию», а резко негативную характеристику деятельности советского правительства считает признаком экстремизма.

Мы попытались связаться с тринадцатью экспертами, чьи имена становились известны в связи с резонансными экспертизами. Почти все отказались от общения либо не ответили на наши звонки, сообщения и письма. Так, Ольга Якоцуц отказалась от интервью, потому что считает, что тему экспертиз «не стоит публично транслировать». Лариса Астахова свой отказ объяснила состоянием здоровья. Наталия Крюкова из АНО  «Центр социокультурных экспертиз» заявила, что «рынка судебных экспертиз» не существует, поэтому и обсуждать нечего. Шамиль Махмудов, известный по делу о свастике на языческом празднике, отказался от интервью с формулировкой «Извините, но не могу».

Единственный эксперт, давший согласие на разговор  —Наталья Еднералова, учредитель и генеральный директор ООО «Центр экспертных исследований» (Сочи). В частности, она делала экспертизу по делу активистки Ольги Музыки, вышедшей на одиночный пикет в Воронеже. На плакате говорилось: «Требуем расследовать преступления против ЛГБТ в Чечне». Эксперт посчитала, что аббревиатура ЛГБТ может вызвать интерес, который, в свою очередь может «перейти от теоретического исследования к практическому применению новых … сексуальных знаний». На этом основании она сочла, что содержание плаката попадает под действие статьи КоАП 6.21, но до суда дело не дошло, его закрыли из-за процессуальных нарушений.

Свою первую экспертизу Еднералова подготовила в 2008 году. Говорит, на неё «практически пнула пинком хорошая приятельница, адвокат». Внимание судьи к её словам и дело, завершившееся примирением сторон, вдохновило — Наталья Еднералова решила стать экспертом и пошла учиться. У неё много различных «сертификатов и бумаг».

—Теория лжи, графология, сертификаты судебного соответствия по исследованию речи, по почерковедению, по исследованию психологии и психофизиологии человека», — перечисляет собеседница.

Всё это не государственное сертифицирование, добровольное.

Сначала Еднералова делала экспертизы в направлениях, про которые говорит «чисто моё» — лингвистика, психология, графология, почерковедение. Потом адвокаты начали обращаться с запросами других экспертиз — по оценке имущества, по земельным делам. Тогда эксперт открыла ООО «Центр экспертных исследований» и стала привлекать к работе коллег.

Недавно она прошла курсы повышения квалификации и теперь может проводить религиоведческие экспертизы. Пойти на курсы решила после дела «Фалуньгун» (последователь учения получил штраф в десять тысяч рублей за незаконное миссионерство). 

—Я выступала по делу, а адвокат спросил «Как вы можете [делать религиоведческую экспертизу, если вы не религиовед]?, — рассказывает Еднералова.

 По её словам, это было «последней каплей», после которой она «срочно нашла, где научиться религиоведению». Курсы повышения квалификации заняли 1 040 часов.

— В нашем Краснодарском крае это направление сейчас востребовано — появляется много сектантских объединений, которые наносят вред людям, — пояснила Еднералова в интервью.

Она считает, что бороться с ними нужно «профессионально», доказывая, что они — «нечто иное, инородное для нашего народа и общества».  

При этом эксперт признаёт — проблемы у отрасли есть. Например, то, что сторона защиты не может заказать судебную экспертизу. «Нарушается право человека на защиту», — комментирует Еднералова, объясняя такое положение вещей тем, что это позволяет «легко закрывать дела и получать «палки» за раскрываемость».

Почему так происходит?

Одна из главных проблем — невозможность защиты «разбить» экспертизу, заказанную обвинением. Адвокат Илья Новиков приводит в пример дело московского студента Егора Жукова.

— По этому делу у нас было, по-моему, восемнадцать лингвистов, причём далеко не последних — [Ирина] Левонтина, [Юлия] Сафонова, [Анастасия] Бонч-Осмоловская… – рассказывает Новиков.

Четверо из них пришли в зал заседаний. Однако прокурор заявил, что считает специалистов некомпетентными и попросил дать им отвод.

— Понятно, что при таком подходе даже если бы в зал суда вошла вся Академия наук в полном составе, никто из них не смог бы удовлетворить суд в смысле своей квалификации, — заключает собеседник.

Защита обращается к другим экспертам за альтернативным заключением или рецензией, но в большинстве случаев это бесполезно. По словам адвоката Дмитрия Динзе, к экспертизе со стороны защиты суд, скорей всего, отнесётся критически:

«Скажет — у вас непонятный специалист, а тут эксперты, проверенные следователем, у них большой стаж работы с уголовными делами. То, что это вопрос науки, а не стажа работы со следствием, никого не интересует».

Предавать друга как пишется

Иногда бороться получается. Так, по словам Эмиля Курбединова, адвокаты крымских татар «камня на камне не оставили» от экспертиз БГПУ им. Акмуллы. Практически на каждом процессе, где в качестве экспертов привлекали сотрудников этого университета, защитники оглашали разгромные рецензии. В конце концов, ФСБ стала обращаться к другим экспертам. Ещё одно исключение — рассмотрение дела судом присяжных. —— Если я могу показать присяжным, что человек шарлатан, если я могу устроить конфронтацию между ним и другим специалистом, мои шансы убедить присяжных очень высоки, — говорит Илья Новиков.

Другая проблема  — отсутствие требований к компетенции юриста. По существующим правилам, в качестве эксперта может выступать любой человек, «обладающий специальными познаниями», но суд «по-своему» понимает это требование.

—Человек мог всю жизнь заниматься детской поэзией, а тут его спрашивают про экстремизм, где нужны совсем другие знания, — комментирует Дмитрий Дубровский.

По сути, отсутствуют требования и к методике. Ведомственные эксперты обязаны пользоваться утверждёнными методиками Минюста, МВД, ФСБ. Для остальных это не обязательно. Дмитрий Динзе приводит пример, когда на вопрос, какой метод использовал эксперт, оценивая рисунки хентай, тот ответил — «визуальное наблюдение».

— Есть эксперты, которые говорят: «Я использую метод «синтез». Люди путают логические операции с научным методом, — дополняет Дмитрий Дубровский.

В ситуациях, когда «подходящей» методики нет, можно придумать свою. Игорь Жарков из ГЛЭДИС называет это «научно легитимизированным подходом»: «Если не получается то, что хочется, а ресурсы позволяют, можно замутить НИР [научно-исследовательская работа] и дать «уточнённое» определение».

В качестве примера он приводит понятие «призыв» (например, на акцию протеста). В середине нулевых оно рассматривалось как довольно узкое, а затем было уточнено и возникла возможность писать «косвенный призыв», «скрытый призыв», «имплицитный призыв». По словам Жаркова, такая трактовка уже отражена в методических разработках государственных судебно-экспертных учреждений.

Ситуацию усугубляет непрозрачность. «Обычные научные тексты где-то публикуются, их можно почитать и сделать вывод. А судебные экспертизы никому не известны. В суд это приходит, там озвучивается, там и остаётся», — продолжает Дубровский. Тексты экспертиз нигде не выкладывают, их приходится добывать сложным образом, упрашивая адвокатов и правозащитников, подтверждает Лариса Мелихова, координатор проектов сообщества «Диссирнет».

Главной причиной появления сомнительных экспертиз наши собеседники называют общую деградацию судебной системы.

— Суд не обсуждает тексты, ему вообще неинтересно. Он берет экспертизу и говорит: ну вот же, эксперт нам сказал — «экстремизм», какие тут могут быть обсуждения? — комментирует исследователь Дмитрий Дубровский. —— Вся эта группа играет на одном поле — на поле обвинения, — соглашается адвокат Дмитрий Динзе, имея в виду полицию, органы следствия, ФСБ, суд и привлекаемых ими экспертов. «Качество экспертизы ухудшается [ещё и] из-за того, что все прекрасно знают — будет обвинительный приговор, и любую, даже самую ужасную экспертизу, суд вытянет за уши, — дополняет правозащитник Эмиль Курбединов. 

Для того, чтобы добиться нужного результата, суд может заказывать экспертизы неоднократно. Так, по делу журналистки Светланы Прокопьевой, осуждённой за мнение, проводили восемь экспертиз, и именно последняя легла в основу обвинительного заключения. По делу о «кукле Путина» в первой экспертизе её авторы, по сути, встали на сторону обвиняемых — тогда суд заказал другую экспертизу, которая выдала результат, позволивший вынести обвинительный приговор.

Что делать?

«Проблема в судебной системе, которая переваривает эти отвратительные экспертизы и не обращает внимания на то, что говорит защита», – убеждён правозащитник Эмиль Курбединов. Игорь Жарков из ГЛЭДИС соглашается, добавляя, что нужна реформа судебной системы, «в идеале — с люстрацией».

Наши собеседники называют и другие меры, которые могли бы изменить ситуацию. Например, закрепление права адвоката на судебную инициативу на уровне Уголовно-процессуального кодекса.

—Чтобы суд столкнулся с ситуацией, когда у него есть два равноценных документа, а дальше он должен разобраться, — комментирует исследователь Дмитрий Дубровский.

В англо-американском праве это вполне официально называется «битва экспертов».

—Там вообще нет понятия «независимый эксперт». У каждой стороны свои эксперты, они приходят в суд и спорят друг с другом в судебном заседании, — рассказывает Игорь Жарков.

Кроме того, полагают эксперты, необходимо вводить оценку экспертного акта до момента, когда он становиться доказательством. Экспертиза, считает Дмитрий Дубровский, должна быть «ну хотя бы формально научным текстом» — в частности, там должен быть и список научной литературы, а не «списки из словарей и ссылки на Википедию», и научная методика. «Что у нас делают эксперты? [Пишут:] «Я использовал 225 разных методик»— а дальше весь текст представляет собой личные измышления», — комментирует исследователь.

Метод, доступный без изменений УПК  —предавать имена экспертов публичности. Именно так действуют сообщества «Amicus Curiae» и «Диссернет» в проекте «Судебные экспертизы», запущенном в начале 2021 года. 

— Когда мы начинали «Диссернет», то никто не думал, что в результате сотни человек будут лишены учёной степени, а сейчас постоянно приходят сообщения — этот лишён, тот лишён, здесь диссовет проголосовал за лишение… — комментирует координатор проектов «Диссернета» Лариса Мелихова. — Эти изменения происходят не сразу, всё началось с изменений репутационных. [Поэтому] первый шаг — вывесить эти экспертизы на свет, показать научному сообществу, которое вообще не очень в курсе того, что происходит.

—Постепенно мы сумеем перемолоть эту муку, — уверен один из основателей «Диссернета» Андрей Заякин.

По его мнению, публичность, как минимум, «уменьшит количество людей, которые готовы в подобной роли выступать».

Предавать друга как пишется

Так произошло, например, после дела о «кукле Путина». Имена экспертов — преподавателей ПГНИУ — стали известны общественности, дело вызвало резонанс. Выпускники вуза отправили в университет коллективное обращение с требованием уволить авторов экспертизы — в противном случае они грозились сообщить зарубежным партнёрам ПГНИУ о его толерантности к политическим репрессиям (Университет на обращение не отреагировал). Некоторые преподаватели учебного заведения резко высказались о работе коллег. Экспертизу критиковали в соцсетях, называя «позором пермского университета». Во время слушаний по делу в апелляционной инстанции, активисты с нацбольскими повязками (НБП признана экстремистской организацией) раздавали людям листовки с изображением экспертов, на которых было написано: «Благодаря этому человеку и его участию в экспертизе Александра Шабарчина посадили на два года». Такие же листовки они расклеили по городу. «Прямо на их [экспертов] подъезд клеили, так, чтобы видели», — пояснил один из участников этой акции.

Юрист Виталий Степанов работает с одним из экспертов по делу о «кукле Путина» на одной кафедре. Говорит, что отношение к авторам заключения внутри университетского сообщества не изменилось. Однако, по мнению Степанова, после начавшейся травли, преподавателей, «желающих поучаствовать в чём-то подобном, явно не прибавилось». 

Собственно, сам эксперт по делу, доктор филологических наук Валерий Мишланов, подготовивший лингвистическую часть заключения, признался журналисту, что отказался бы от участия в подготовке экспертизы, если бы знал, «сколь агрессивной, исполненной враждебности и ненависти» будет реакция «свободолюбивой либеральной общественности» (эта формулировка в ответе Мишланова взята в кавычки). Преподаватель, впрочем, оговорился, что, если бы взяться за экспертизу всё же пришлось, он бы «не изменил в своей части ни буквы, ни запятой».

Авторы: Анастасия Сечина, Глеб Голод, Екатерина Воронова, Елена Жолобова

С проектом «Какие надо смыслы»  можно ознакомиться здесь.

*К гуманитарным (или специальным) судебным экспертизам относят лингвистические, психологические и религиоведческие экспертизы. В качестве объекта выступает, как правило, текст, а задачей эксперта является его рассмотрение с точки зрения значения и контекста. В последнее время круг дисциплин, специалисты которых становятся авторами специальных судебных экспертиз, расширяется в сторону политических наук, социологии, истории.

Классный час «В Дружбе – наша сила!»

Учитель: - Ребята, сегодня у нас пройдёт необычный классный час. Нам предстоит открыть одну очень важную тайну, но мы должны немного потрудится - построить дом. И это будет не просто дом, а мирный дом.

Учитель: — Сегодня вы будете не учениками третьего класса, а бригадой строителей.

Учитель: — Многие из вас наверняка видели, как строятся
дома.

Учитель: — А теперь скажите, какие материалы нужны для
постройки дома?

Учитель: С чего начинают строить дом?

Учитель: — В основание любого здания закладывается фундамент. А чтобы постройка не
разрушилась и послужила людям не один год, фундамент должен быть прочным, так
как он держит на себе всё здание. Давайте заложим фундамент.

Игра «Слово рассыпалось»:  А сделать это мы с вами сможем разгадав
слово которое рассыпалось у вас на столе. Вам надо из этих букв составить
слово. («ДРУЖБА»)

Учитель: - Итак, фундаментом нашего дома стала  дружба.

II. Работа над понятием «дружба».

Что такое дружба?   (Ответы детей)

Учитель:-Анализируя ваши ответы, можно сказать, что Дружба – отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов, взглядов.

Учитель: — Я надеюсь,   фундамент нашего  дома будет крепким, прочным, так как
он основан на дружбе, но это ещё не весь дом. Давайте построим стены, которые
будут у нас из брёвен. А бревна у нас не простые, с секретом.

Дети собирают
брёвна.

Учитель: — На брёвнах написаны пословицы о дружбе. У каждого из вас есть начало
пословицы. Вам надо найти ее продолжение.

1.     Нет друга – ищи, ……………(а нашёл –
береги)

2.     Не имей сто рублей, ………..(а имей
сто друзей)

3.     Один за всех и ………………(все за
одного)

4.     Человек без друзей,………….(что
дерево без корней)

5.     Старый друг лучше …………(новых двух)

6.     Друг познаётся……………….(в беде)

7.    
Один в поле….(не воин).

8.     Крепкую дружбу и … (топором
не разрубишь)

Учитель: —  Прочитайте пословицы, которые у вас
получились и, объясните, как вы их понимаете.

Учитель подводит итог:Пословицы тоже нам говорят, что такое
настоящая дружба и как ее надо беречь.

Учитель: — Наш домик наполовину построен. Что ещё надо
достроить?

Дети: Крышу.

Учитель: — Правильно! Крышу!  Чтобы собрать её, нам надо выполнить задание.

Учитель. У вас на столе лежит лист, на котором
написаны слова. Разделите слова на два столбика. Одна команда выпишет слова,
которые помогают дружбе, а вторая – которые мешают.

(Дети работают со словами)

Дети. Помогают доброта,
взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, уп­рямство, эгоизм.

Учитель: — Осталось нам поставить  дверь, на которой
написан наш класс 3 «В» и  номер нашей школы.

Учитель: — Вот и закончилась ваша стройка. Посмотрите, какой у вас   замечательный
домик.

Учитель: — А сейчас мы немного отдохнем.

Физкультминутка
«Здравствуйте!»

— Когда-то давным-давно в одном древнем городе существовал интересный
обычай у людей: здороваться друг с другом. Когда на большой городской площади
звучали удары больших старинных  часов, люди прислушивались… Один удар часов
— все кланялись друг другу при встрече; два удара — пожимали руку проходящему
мимо человеку; три удара — обнимались. Представим  сейчас, что мы находимся с
вами в том далёком городе, слышим звон тех старинных часов и здороваемся по
обычаю тех людей. Все запомнили, как нужно здороваться?

Звучат удары часов. Дети начинают приветствовать друг друга, согласно
легенде.

Учитель: — Скажите, какой дом можно назвать мирным?

Дети:
Где никто не ругается, помогают друг другу, никто никого не обижает. Все живут
по правилам
.

Учитель: — Правильно! Чтобы сохранить название Дома Дружбы, Мира у жильцов
должны быть правила.

Учитель:— Какие правила необходимо  соблюдать в нашем
с вами  доме,  что можно делать, а что  нельзя?

(Дети высказывают
свои мнения)

Учитель: — А теперь ребята, посмотрите,  на вашем столе лежат карточки, в которых
  напечатаны  утверждения. Возьмите те карточки,  на которых
написано что можно делать, и прикрепите их к нужной табличке. Теперь возьмите
карточки, где написано чего делать, нельзя, и прикрепляем к другой табличке.

Законы дружбы.
1. Помогай другу в беде.
2. Уважать друг друга.
3. Прощать друг друга.
4. Быть добрым.

 5. Заботиться
о близких.
6. Обманывать друга.
7. Предавать друга.
8. Плохо себя вести.
9. Обзываться.
10. Быть жадным.
11. Ругаться.
12. Драться.

13.Не выдавать
чужие секреты;

14.Обижать друг
друга.

15.Не бойся
попросить прощения;

16.Ябедничать.

17. Злиться на
друга

18.Защищать друга

Учитель: — Мы с вами составили  правила дружбы.

Учитель: — Соблюдаются ли  в нашем классе все
эти правила? Что может сдружить наших ребят?

(Общие дела, общие интересы, понимание, доброта,
желание помочь.)

Учитель: — Ребята, вы очень дружно трудились и построили   замечательный дом. Даже
законы дружбы определили. И незаметно для себя открыли тайну.

Учитель: — А теперь внимательно посмотрите на наш Дом  Дружбы и подумайте: в чем
же заключается тайна?

Дети: В дружбе.

Учитель: - Конечно, в дружбе. Ведь только тот дом  можно назвать Дружным, где живут дружные жильцы, да и вообще, смогли бы мы построить этот дом, если бы всё время спорили и мешали друг другу? 

Дети: — Нет

Учитель: — Наша жизнь очень тесно связана со школой. И хочется, чтобы вам здесь
было уютно, интересно и весело.

Учитель: - Кто из вас желает поселиться в нашем доме и выполнять все законы?
Учитель: - Как же мы можем это сделать? Выход простой, возьмите свои  фотографии. И поселимся в доме. 
Игра "Заселение друзей"
 (Учащиеся наклеивают свои портреты)
Учитель: - Как хорошо, когда в нашем доме много жильцов! Много друзей!  

Учитель: — Мы с вами построили дом, но чего-то нам не хватает.
А что это вы узнаете от Октябрины Владимировны.

XIII. Притча о дружбе

Учитель:  Сейчас я вам расскажу очень интересную притчу.

Как-то два друга много дней шли по пустыне. В какой-то
момент друзья поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому.

 Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря,
написал на песке:

 «Сегодня мой самый лучший друг дал мне
пощечину».

Они продолжали идти, и пришли к морю,
в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но
его друг спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой
самый лучший друг спас мне жизнь».

 Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь,
спросил его:

 — Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь
ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

 — Когда кто-либо нас обижает, мы
должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо
делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не
смог стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

Всего найдено: 17

Существует ли наряду с оборотом «предать что-либо огласке» оборот «придать чему-либо огласку»? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Корректен первый вариант, второй нет. Придать чему-то или кому-то можно какое-то свойство, качество, особенность, то есть то, что является неотъемлемой характеристикой (придать храбрости, сил, бодрости, уверенности;  придать вкус, блеск, детали нужный изгиб, модели форму ромба, документу законную форму, зданию новый облик, лицу строгое выражение). Также придать — это приписать кому-, чему-л. какое-л. значение, важность и т.п. (придать значение этим словам, важности сообщению). Огласка не является характеристикой факта, ее невозможно приписать чему-то.

Добрый день! Можно ли сформулировать предложение следующим образом: Обложка и широкое ляссе в натуральных цветах с текстурой льна – просто заставят вас предаться размышлениям. Смущает сочетание слов «просто заставит».

Ответ справочной службы русского языка

Вы правы, сочетание неудачное. 

Здравствуйте! Правильно ли построено предложение: «Следуя этой логике, необходимо похерить весь советский период истории России и предать анафеме все, что связано с Советской властью.»

Ответ справочной службы русского языка

Предложение построено верно. Слова советская власть пишутся с маленькой буквы.

Доброго времени суток, уважаемая Грамота. Пишу к вам с тем, чтобы узнать, даёте ли вы этимологические справки. Если да, то осветите, пожалуйста, следующий вопрос: чем являются друг другу слова «предать» (огню, огласке) и «предать» (родину, друга) — этимологически родственными словами, омонимами или одним и тем же многозначным словом? Хотелось бы также узнать ответ на другой вопрос, вытекающий из приведенного: распространяется ли правило постановки ударения в слове «предал» (родину, друга) на слово «предал» (огню, огласке) и его грамматические формы?

Ответ справочной службы русского языка

Предать – многозначный глагол, среди значений которого: ‘подвергнуть действию чего-либо, отдать’ (предать суду, предать огласке, предать огню), ‘изменнически выдать’ (предать партизан) и ‘изменить, нарушить верность’ (предать Родину, предать друга). Слово это заимствовано из старославянского языка и буквально означает «передать». Произношение этого слова не зависит от значения: предпочтительно предал (огласке, партизан, друга) и допустимо предал (огласке, партизан, друга).

Добрый день! Пожалуйста, помогите разобраться! Изучая морфемный словарь, наткнулась на следующее:
-что у слова предать корнем является «преда», а не «да», как я считала;
-корнем слова проверить является «провер»(а не «вер»), слова доверить — «довер», а слова вверить «вер». Получается, что слова доверить и вверить неоднокоренные?
В самом ли деле так? Надеюсь на вашу помощь в этой запутанной для меня ситуации.
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Существуют различные научные подходы к членению слова на морфемы, поэтому некоторые слова, в частности предать и проверить, можно разобрать по составу по-разному.

Спасибо, только что получила ваш ответ. Скажите, а отсутствие подлежащего в данном заголовке «Преданны делу» влияет на постановку двух НН в предаННы? Или играет роль только наличие зависимого слова? И не возникнет ли двусмыленности (слово предан от предать)? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Нет, отсутствие подлежащего не влияет на написание. Пишется преданы делу, т. к. есть дополнение. Двусмысленности нет, т. к. причастие от глагола предать ‘нарушить верность, изменить’ управляет другим падежом – творительным (преданы провокатором).

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, ответ на вопрос. Заголовок звучит так: «ПредаННы Родине». Я написала НН. исходя из таких соображений: 1. это краткое прилагательное, 2. оно в заголовке, где нет предмета действия, 3. чтобы избежать созвучия со словом, образованным от глагола «предать«. Корректно ли такое написание в заголовке? И почему? Спасибо заранее вам за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: преданы Родине. Прилагательное преданный в краткой форме пишется с одним н, если есть дополнение. Ср. без дополнения: девочка добра и преданна.

Грамота, подскажи, как правильно: прЕдать значение или прИдать значение?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: придать значение.

Здравствуйте, команда Грамота.ру!
В опросе увидел такое предложение «Согласны ли вы придать своё тело заморозке?». На мой взгляд надо употребить приставку «пре-» — «Согласны ли вы прЕдать своё тело заморозке?». Прав ли я?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Вы правы. Здесь правильно: предать.

Здравствуйте. Поставьте ударения в следующих словах: кровоточит, предал. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Обратитесь к «Проверке слова» на нашем портале. Нужно задать в поисковой строке начальные формы слов: кровоточить, предать.

одинаково ли пишутся прилагательные предан*ый (от предать) и предан*ый (в значении «верный»)? Как их различить в словосочетании, если нет контекста

Ответ справочной службы русского языка

Да, преданный во всех значениях пишется с двумя Н. Без контекста различить нельзя: например, словосочетание преданный муж может означать и ‘верный муж’, и ‘муж, которого предали’.

Прошу проверить пунктуацию: На основании вышеизложенного прошу Вас сообщить на баланс какой организации нам необходимо будет предать тепловые сети по завершении строительства.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: На основании вышеизложенного прошу Вас сообщить, на баланс какой организации нам необходимо будет передать тепловые сети по завершении строительства.

Уважаемые коллеги,
пожалуйста, напишите, каким предлогом управляет слово «анафема» (анафема над кем-то, анафема по кому-то) или вообще работает беспредложное управление (анафема кого-то, анафема кому-то)?
Спасибо.
Н.Яклина
01.12.09

Ответ справочной службы русского языка

Подобное управление словарями не фиксируется. Обычны такие конструкции: предать анафеме кого-либо, кто-либо предан анафеме.

Уважаемая справочная служба!
Как правильно пишется — прИдать земле или прЕдать земле.

Заранее спасибо за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: предать земле.

Здравствуйте.
Какой знак препинания должен стоять вместо циферок?
Не бойся врагов (1) в худшем случае они могут тебя убить, не бойся друзей (2) в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных (3) они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство.
Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Лучше в трех случаях ставить двоеточие.

толковый словарь

толковый словарь ушакова

ПРЕДА́ТЬ, предам, предашь, предаст, предадим, предадите, предадут, повел. предай, прош. вр. предал, предала, предало; предавший, совер. (к предавать), кого-что (книжн.).

1. Изменнически выдать, вероломно отдать во власть, распоряжение кого-нибудь. Предать врагам крепость. Предать свою партию. Предать своего друга.

2. чему. Подвергнуть действию чего-нибудь. Предать город огню и мечу. Предать казни. Предать суду. Предать забвению (см. забвение). Предать гласности (сделать гласным, объявить, опубликовать). Предать проклятию. Предать смерти. «Горе мы забвенью предали.» Некрасов. «Все прошлое предано забвенью.» Чехов.

• Предать земле (книжн. ритор.) — подвергнуть погребению, похоронить. Предать дух — см. дух.

толковый словарь ожегова

ПРЕДА́ТЬ, -ам, -ашь, -аст, -адим, -адите, -адут; предал и (разг.) предал, -ала, -ало; -ай; -авший; преданный (-ан, -ана и -ана, -ано); совер., кого (что).

1. чему. Подвергнуть действию чего-н., отдать (высок.). П. суду (отдать под суд). П. забвению (перестать помнить, забыть). П. земле (похоронить). П. огню (сжечь).

2. Изменнически выдать. П. кого-н. врагу.

3. Изменить, нарушить верность. П. Родину. П. общее дело. П. друга.

| несовер. предавать, -даю, -даёшь; -давай; -давая.

энциклопедический словарь

ПРЕДА́ТЬ -да́м, -да́шь, -да́ст, -дади́м, -дади́те, -даду́т; преда́й; пре́дал, -ла́, -ло; преда́вший; пре́данный; -дан, -а́ и -а, -о; св. кого-что.

1. Изменнически выдать, вероломно отдать во власть, распоряжение кого-л. Провокатор предал подпольщиков. Староста предал партизан. // Изменить, нарушить верность кому-, чему-л. П. дружбу. П. общее дело.

2. чему. Подвергнуть тому действию, или привести в такое состояние, которое указано существительным. П. гласности. П. забвению. П. суду. П. казни. П. осмеянию. П. смерти. П. анафеме (проклясть). П. земле (похоронить). П. огню (высок.; сжечь). П. огню и мечу (разорить, уничтожить с беспощадной жестокостью).

Предава́ть, -даю́, -даёшь; нсв. Предава́ться, -даётся; страд. Преда́ние, -я; ср. (2 зн.). П. негодяя суду. П. праха земле.

академический словарь

-да́м, -да́шь, -да́ст, -дади́м, -дади́те, -даду́т; прош. пре́дал, -ла́, -ло; повел. преда́й; прич. прош. преда́вший; прич. страд. прош. пре́данный, -дан, -а́ и -а, -о; сов., перех.

(несов. предавать).

1. Изменнически выдать, вероломно отдать во власть, распоряжение кого-л.

Яицкие же казаки в случае неудачи думали предать Пугачева в руки правительства и тем заслужить себе помилование. Пушкин, История Пугачева.

Только дома он вспомнил о том, что обязан предать этих веселых людей в руки жандармов. М. Горький, Жизнь ненужного человека.

||

Изменить, нарушить верность кому-, чему-л.

Предать революцию. Предать интересы рабочего класса.

— Никто не отступит, ни единый из нас не предаст общее дело. Саянов, Лена.

2. устар.

Отдать в чье-л. распоряжение, вверить кому-, чему-л.

— Что если — насильно повезут вас под венец, чтоб навеки предать судьбу вашу во власть старого мужа? Пушкин, Дубровский.

Иван Петрович махнул рукой и предал себя мысленно судьбе. Куприн, Негласная ревизия.

|| чему (обычно в форме прич. страд. прош.). Занять целиком себя чем-л., полностью погрузить себя во что-л.

И снова, преданный безделью, Томясь душевной пустотой, Уселся он — с похвальной целью Себе присвоить ум чужой. Пушкин, Евгений Онегин.

Птицы были преданы заботам, чтобы путь надежней превозмочь. Шестинский, Письма к женщине.

3. Подвергнуть какому-л. действию, привести в какое-л. состояние.

Предать гласности. Предать забвению. Предать суду. Предать казни. Предать осмеянию. Предать смерти.

— предать анафеме

предать земле {кого}

похоронить.

предать огню и мечу

уничтожить с беспощадной жестокостью.

пунктуация и управление в русском языке

кого-, что-л. кому (в чьи руки) и чему.

1. кому (изменнически выдать, вероломно отдать во власть кого-л.). Предать друга врагам. Только дома он вспомнил о том, что обязан предать этих веселых людей в руки жандармов (Горький).

2. чему (подвергнуть какому-л. действию, привести в какое-л. состояние). Предать казни. Предать смерти. Предать осмеянию. Предать огню. Предать полному забвению.

словарь ударений

преда́ть, -да́м, -да́шь, -да́ст, -дади́м, -дади́те, -даду́т; пре́дал, предала́, пре́дало, пре́дали; пов. (не) преда́й

B/C гл см. Приложение II

преда́л́ и́ пре́дал 235 особ см. Приложение II

предала́

преда́ло и пре́дало

преда́ли и́ пре́дали

преда́вший 242 см. Приложение II

пре́данный A/A и A/C пр; 248, 256 иск см. Приложение II

пре́дан

пре́дана и́ предана́

пре́дано

пре́даны

преда́в́ 242 см. Приложение II

Любовник, чье в слияньи семя

Отяжелило твой живот,

Тебя преда́л! Он проклят всеми!

Как зверь, в преданьях он живет!

Игорь Северянин, Dame d’Azow

За то, что я руки твои не сумел удержать,

За то, что я пре́дал соленые нежные губы,

Я должен рассвета в дремучем акрополе ждать.

Как я ненавижу пахучие, древние срубы!

О. Э. Мандельштам, «За то, что я руки твои не сумел удержать…»

Лети, корабль, неси меня в пределам дальным*

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей

<…>

Где легкокрылая мне изменила радость

И сердце хладное страданью предала́.

А. С. Пушкин, «Погасло дневное светило…»

Добро и зло, все стало тенью —

Все было пре́дано презренью,

Как ветру пре́дан дольный** прах.

А. С. Пушкин, «Зачем ты послан был и кто тебя послал?..»

Ветулий римлян царь!.. О стыд, о времена!

Или вселенная на гибель предана́?

А. С. Пушкин, Лицинию

Нередко в сумраке лиловом

Возникнет вдруг, как вестник бед,

Ты, та, кто пре́дана {предана́?} Орловым,

Безродная Élisabeth***!

Игорь Северянин, Dame d’Azow

Иль покровительством спасаете могучим

Владыку, тернием венча́нного колючим,

Христа, преда́вшего послушно плоть свою

Бичам мучителей, гвоздям и копию?

А. С. Пушкин, Мирская власть

Примеры с неверным ударением:

Иное распределение ударения в формах этого слова, встречающееся не только в обыденной речи, но и у поэтов, все же является отступлением от литературной нормы:

Исчезнули при свете просвещенья

Поэзии ребяческие сны,

И не о ней хлопочут поколенья,

Промышленным заботам преданы́.

Е. А. Баратынский, Последний поэт

См. также додать, задать, недодать, обдать, отдать, передать I, подать, поддать, преподать, продать.

Ср. воздать.

Ср. дать.

Ср. издать, наддать, передать II, переиздать, придать, раздать.

Ср. пересдать, сдать.

Ср. прил. преданный I, преданный II.

* Да́льным — см. прим. на стр. 215.

** До́льный — здесь: земной.

*** Élisabeth — франц. Элизабет.

трудности произношения и ударения

преда́ть, преда́м, преда́шь, преда́ст, предаду́т; прош. пре́дал (допустимо преда́л), предала́ (не рекомендуется пре́дала), пре́дало, пре́дали (допустимо преда́ло, преда́ли); прич. преда́вший и пре́давший; дееприч. преда́в.

формы слов

преда́ть, преда́м, предади́м, преда́шь, предади́те, преда́ст, предаду́т, преда́л, пре́дал, предала́, преда́ло, пре́дало, преда́ли, пре́дали, преда́й, преда́йте, преда́вший, преда́вшая, преда́вшее, преда́вшие, преда́вшего, преда́вшей, преда́вших, преда́вшему, преда́вшим, преда́вшую, преда́вшею, преда́вшими, преда́вшем, пре́данный, пре́данная, пре́данное, пре́данные, пре́данного, пре́данной, пре́данных, пре́данному, пре́данным, пре́данную, пре́данною, пре́данными, пре́данном, пре́дан, пре́дана, пре́дано, пре́даны

синонимы

1. чьи-л. интересы, дело и т. п.: изменить чему

2. человека: выдать, продать; выдать головой (устар.)

/ из корыстных побуждений: заложить (прост.); продать за тридцать сребреников (книжн.)

гл. сов.

изменить

совершить предательство

совершить измену

продать

тезаурус русской деловой лексики

Syn: изменить, продать (обр., усил.)

архаизмы

Предать — передать, отдать

грамматический словарь

преда́ть св, спряж. см. зада́ть

глагольная сочетаемость

предать гласности => действие, непрямой объект

предать дух => перемещение / передача

предать забвению => действие, непрямой объект

предать смерти => действие, каузация

этимология

Это слово было заимствовано из старославянского языка, где было образовано префиксальным методом от даты — «дать». Буквальное значение «передать» (сохранившееся в таких выражениях, как предать земле) со временем претерпевает сдвиг до сегодняшнего «выдать врагу».

этимологический словарь русского языка

Из ст.-сл. яз., образовано от дати — «дать». Буквально значит «передать».

этимологический словарь

Заимств. из ст.-сл. яз. Преф. производное от дать «дать». Буквально — «передать» (кому-л.).

полезные сервисы

  • Предавать вид как пишется
  • Предавать друзей как пишется
  • Преграждать как пишется и почему
  • Преграда как пишется правильно и почему
  • Превышение как пишется и почему