Предана тебе как пишется

Добровольцы рассказали, как найти время для добрых дел, чем их вдохновляет волонтерство и как сделать так, чтобы жизнь на пенсии

Добровольцы рассказали, как найти время для добрых дел, чем их вдохновляет волонтерство и как сделать так, чтобы жизнь на пенсии стала интереснее.

Зачастую люди, совершающие добрые поступки, рассказывают об этом неохотно. Ведь они делают это не для благодарности или награды — они просто не могут поступать по-другому. Однако ресурсный центр «Мосволонтер» решил не оставлять без внимания самых активных добровольцев, которые в уходящем году помогали городу, его жителям и гостям. Памятные подарки и благодарности получили более тысячи человек.

Люди, попавшие в число награжденных, рассказали mos.ru о качествах, необходимых добровольцу, и о возможностях, которые перед ними открыл мир волонтерства.

Помощь без ограничений

«Серебряный» волонтер Наталья Полякова в этом году 485 часов посвятила акции «Помощники вакцинации», а также как тимлидер координировала действия волонтеров. Доброволец и тимлидер Дмитрий Плужников только в 2021-м в составе «Мосволонтера» помогал в проведении более чем 20 мероприятий, а объектив Владимира Жинкина запечатлевал волонтеров в деле на различных событиях. Это позволило сохранить самые запоминающиеся моменты с участием единомышленников.

Расскажите, стала ли награда за работу для вас неожиданной?

Дмитрий Плужников (волонтер и тимлидер): У волонтеров нет такого понятия, как работа, мы это называем помощью, потому что делаем добрые дела не за деньги. А награда действительно стала для меня неожиданной, ведь заранее о таком не предупреждают. Так было и с моим первым награждением за помощь во время пандемии в 2020 году. Тогда отметили добровольцев, выполнивших больше всего заявок по программе #МыВместе — это помощь нашим бабушкам и дедушкам по доставке продуктов и лекарств. Я выполнил более 100 заявок.

На этот раз волонтеров благодарили за активность, количество часов помощи и участие в спортивных, культурных и событийных мероприятиях. Оценивали и управленческий опыт, ведь последние полтора года я больше выступаю как тимлидер и менеджер на некоторых мероприятиях.

Дмитрий Плужников

Наталья Полякова (волонтер, тимлидер): Это моя первая награда в качестве волонтера. Признаюсь, я ее не ожидала: мне позвонили и пригласили на церемонию, но не сказали на какую. Пришла как обычный волонтер, а ушла уже с наградой.

Владимир Жинкин (медиаволонтер): И я не ожидал. Из-за пандемии заметно уменьшилось число мероприятий, в которых я мог бы участвовать в качестве фотографа. Очень благодарен за такое внимание.

— Как вы стали волонтерами?

Наталья Полякова: К волонтерскому движению я присоединилась, еще когда работала оператором на почте. Смены были ночными, а днем было свободное время, которое хотелось занять чем-то полезным. В 2015 году я оказалась на выставке, где мне встретился волонтер — женщина «серебряного» возраста. Тогда мне самой было за 60, и я загорелась идеей добровольчества. Оставила свои контакты организаторам мероприятия, мне перезвонили — так и попала в движение.

Наталья Полякова

Владимир Жинкин: Я доброволец с 2018 года. Тогда увидел в интернете объявление о поиске фотографа для выставки животных из приютов. Это занятие мне понравилось по двум причинам — регулярность и возможность выбирать мероприятие. Кроме того, добровольчество помогает держаться в хорошей форме, потому что иногда приходится весь день быть на ногах. Меня очень выручают занятия физкультурой: в свободное время регулярно занимаюсь гимнастикой, бегаю, катаюсь на лыжах и велосипеде.

Дмитрий Плужников: Все началось около шести лет назад. Однажды мы с друзьями приехали в приют для животных, чтобы передать корм. Там мы подружились с одной собакой, и мои поездки стали чаще. Потом сработал эффект сарафанного радио: нам начали писать и звонить, просить о помощи. Со временем мы стали сами подключать к заданиям других добровольцев из разных центров.

Новогодние чудеса и вдохновение искусством

— Какой волонтерский опыт вам запомнился больше всего?

Дмитрий Плужников: Запомнился случай во время первой волны пандемии, когда мы выполняли заявки для пожилых людей. В одной из них было указано: молоко (один литр) и белый батон. Это было перед Новым годом, 24–25 декабря примерно. Я купил целый пакет продуктов, исходя из своих возможностей, — конфеты, макароны, йогурты. Когда пришел по адресу, ко мне вышла бабушка и я сказал, что это подарок от Деда Мороза. Она была очень растрогана и сказала, что мы настоящие волшебники. Это и есть самая большая награда для волонтера — искренняя благодарность.

Дмитрий Плужников

Наталья Полякова: С улыбкой вспоминаю свой первый выход в качестве экскурсовода после обучения в школе «Мосволонтера». Моей задачей было знакомить посетителей выставки современного искусства с ее экспонатами. На тот момент я не особо понимала такое творчество, но прониклась после рассказов организаторов. Вскоре я уже увлеченно знакомила гостей с тем, о чем недавно узнала сама.

Хотела бы выделить и пункты вакцинации, где я рассказывала людям о прививках, помогала в том, чтобы они не пропустили свою очередь, следила за соблюдением дистанции и масочного режима. Я трудилась в нескольких пунктах, в том числе на ВДНХ и в «Лужниках». В спорткомплексе была возможность общаться даже с иностранными гостями. Я прохожу онлайн-курс по английскому языку, поэтому для меня это было очень полезно.

Когда общаешься с людьми, чувствуешь, как они меняются. Бывает, кто-то сердится, например из-за очереди, но стоит выслушать человека, поддержать, и на его лице появляется улыбка. Ты видишь результат своей работы.

Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Время для добрых дел

— Волонтерство — это основной вид деятельности? Или вам удается совмещать добровольчество с чем-то еще?

Дмитрий Плужников: Я индивидуальный предприниматель, работаю в рекламном бизнесе, поэтому могу свободно распоряжаться своим временем и держать его под контролем. Я считаю, что у волонтерства нет никаких жестких требований ко времени. Кто-то может помогать в течение двух часов, а кто-то — весь день. Например, в рамках акции #МыВместе я помогал либо после работы, когда было свободных два часа, либо посвящал этому половину выходного дня. То же касается длинных мероприятий, которые не ограничиваются одним днем: кто-то может помогать на месте все время, а кто-то — приезжать только в удобные моменты. Все зависит от тебя и времени, которым ты располагаешь.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Наталья Полякова: Я уже на пенсии, поэтому, помимо волонтерства, помогаю своим детям в воспитании внуков, у меня их пять. Кроме того, я участвую в проекте «Московское долголетие», занимаюсь онлайн английским языком, посещаю мастер-классы по танцам и рисованию.

Владимир Жинкин: Мне 68 лет, но до выхода на пенсию я был инженером электронной техники и подрабатывал фотографом. После того как закончил работать, желание снимать никуда не ушло, руки привыкли к фототехнике. А волонтерство позволяет мне совмещать приятное с полезным: фотографировать, заниматься репортажной съемкой и, конечно, делиться опытом с молодежью.

Владимир Жинкин

— Что самое важное в работе волонтера и какой совет вы дадите начинающим добровольцам?

Наталья Полякова: В волонтерстве основные помощники — добросердечное отношение и любовь к людям. Это самое главное.

Владимир Жинкин: Важно серьезно подойти к делу, быть обязательным, неравнодушным, легким на подъем, уметь работать в коллективе и общаться с людьми. Если записался на мероприятие в качестве волонтера, обязательно приходи. Медиаволонтером может стать любой, кто интересуется фотографией, ценит общение и любит бывать в эпицентре интересных событий. К тому же «Мосволонтер» бесплатно обучает добровольцев.

Дмитрий Плужников: Самое важное — находить время и желание помочь. Волонтерство — это не выходной день, когда нужно себя чем-то занять. Это дело, где важно проявлять внимательное отношение к окружающим, брать пример с наставников, обращаться за советами к тимлидерам, как лучше поступить. У нас в движении всего за полгода вырастали очень хорошие волонтеры, которые не бросают добровольчество и продолжают помогать нуждающимся.

7 декабря 2021 г. 14:52

В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности1 святого князя, значимости его цивилизационного выбора2, его военного таланта3, его личного благочестия4 и т.д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья доцента кафедры теологии МПГУ священника Георгия Харина, посвященная истории последних дней благоверного князя Александра Невского (№ 12, 2021, PDF-версия).

Безмерное желание принять ангельский образ

Итак, в 1262 году великий князь Александр Ярославич отправился к хану Берке.

В том же году пошел князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.

Так пишет автор Новгородской первой летописи старшего извода. Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, которую ожидали после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:

Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды той5.

Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» русских людей от участия во внутренней ордынской войне. Почти весь 1263 год — последний в своей жизни — князь Александр Ярославич провел в Орде, по-видимому, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям. И только ­осенью — уже больным — князя отпустили наконец обратно на Русь. Однако до стольного Владимира Александру Ярославичу добраться было не суждено. Из Новгородской Первой летописи старшего извода:

В лето 6771 (1263). Пришел князь Александр осенью из Татар, весьма нездоров. И пришел на Городец, и принял пострижение в 14-й [день] месяца ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночью и преставился, и повезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И, собравшись, епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с черноризцами, и со всеми суздальцами с честью погребли его в 23 [день] того же месяца, на святого Амфилохия, в пятницу. Дай, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущем веке ему, который потрудился за Новгород и за всю Русскую землю…6

Более подробно рассказывается о кончине благоверного князя в его Житии:

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.

Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем мит­рополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника Своего7.

Так сообщает о кончине князя его древнее Житие. Вот, собственно, и предмет нашего исследования:

Великий же князь Александр Ярославич, ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития; еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму…

К старости тоже постригусь

Принятие монашества — серьезный и ответственный шаг. Что подвигло великого князя на это решение? Понять это — почувствовать его эпоху. Кстати, в иные времена такой выбор едва ли бы был поощрен: Петр I даже запретил своим указом, продублированным синодальным распоряжением от 15 июня 1724 года, изображать Александра Невского в монашеском чине:

Святого благоверного великого князя Александра Нев­ского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а только в одеждах великокняжеских8.

Очевидно, что это было вызвано желанием Петра I противопоставить новую столицу Санкт-Петербург старой, Москве. Главной святыней Москвы всегда оставалась Лавра преподобного Сергия с самим Радонежским чудотворцем. Во-первых, образ преподобного Сергия с его глубоким благочестием и ревностью ко спасению на духовной стезе совершенно не вязался с петровскими идеями всеобщей полезности, заимствованными у голландских мыслителей. Во-вторых, Лавра преподобного напоминала Петру о его мятежной юности и о его позорном бегстве под ее стены. Поэтому так нужна была «светская лавра» со «светским» святым — образа жизни не монашеского и подвига не церковного. Именно этим объясняется основание Александро-Невской лавры и перенос сюда из Владимира мощей святого князя, а также запрет на его изображение в иноческих одеждах.

Вернемся к вопросу монашеского пострига Александра Невского. Чем он вызван? Дань традиции или потребность души? Начнем с того, что, действительно, предсмертный постриг — традиция, на Руси в то время весьма распространенная. Этот обычай был заимствован из среды византийской аристократии. По меньшей мере 17 византийских императоров приняли по­стриг накануне своей смерти или же после своего свержения с престола (в последнем случае зачастую не по своей воле: Андроник II Палеолог, Иоанн VI Кантакузин, Исаак I Комнин, расстригшаяся и позднее снова постриженная Зоя, ее расстриженная сестра Феодора, Михаил VII Дука, Михаил I Рангаве, Роман I Лакапин, ­Феодосий III и другие).

Известно, что перед смертью принял постриг император Михаил IV Пафлагонский (1041), Мануил I Комнин — под именем Матфей (1180), Иоанн VII Палеолог — Иоасаф (1408), Мануил II Палеолог — Матфей (1425). Из женщин перед смертью, как известно, постриглись императрица Ирина (супруга Иоанна II Комнина) — Ксения (1134), невестка императора Анна Далассина9.

Существует достаточное количество исследований о развитии института монашества на Руси. Среди них особо стоит отметить коллективный труд Б.А. Успенского и Ф.Б. Успенского «Иноческие имена на Руси»10. Здесь интересующий нас вопрос рассмотрен подробно. Действительно, на Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Эта традиция бытовала в монастырях, и она становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130-1156), хорошо ли ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:

А вот что я сказал владыке: я еще без схимы, но к старости тоже постригусь, может, тогда я стану лучше, но я плох и болен11.

Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик, не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:

А вот опять же некий чернец покаялся у меня, можно ли будет вскоре постричь его в схиму? Или это не годится, постригать, будучи самому без схимы? Если ты мне повелишь, то было бы очень хорошо. Сказал: «Добро ты помыслил, чтобы, как сказал, к старости постричься в схиму. А для пострижения монахов — на то ты и священник, и постриги его в схиму. Священство есть превыше всего, на то и существует освящение». И я поклонился владыке челом12.

И на этот раз Нифонт отвечал утвердительно, ссылаясь на то, что Кирик является священником и тем самым имеет на это право.

От Бога данный тебе дар

В Киево-Печерском патерике рассказывается о Пимене Многострадальном, которого родители принесли в Печерский монастырь для исцеления; он хотел принять постриг, но родители на это не соглашались. Неожиданно его все же постригают в великую схиму, и он получает новое имя. Это описывается как чудо:

Когда же он изнемог так, что отчаялись за его жизнь, — принесли его в Печерский монастырь, чтобы исцелился он молитвами тех святых отцов или от их рук принял святой иноческий образ. Родители же Пимена, сердечно любя его, не оставляли детища своего и всех просили молиться за их сына, чтобы он исцелился от недуга. И много потрудились те преподобные ­отцы, но ничто не приносило пользы ему, ибо его молитва превозмогала все другие, а он просил себе не здоровья, а усиления болезни, так как боялся, что если он выздоровеет, то родители увезут его из монастыря, и не осуществится мечта его. Отец же и мать все время были с ним и не давали его постричь, и блаженный, опечалившись, стал прилежно молиться Богу, чтобы Он исполнил желание его.

И вот однажды ночью, когда все вокруг спали, вошли со свечами туда, где лежал Пимен, похожие на скопцов светлых, и несли они Евангелие, и рубаху, и мантию, и куколь, и все, что требуется для пострижения, и сказали ему: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Он же с радостью согласился, говоря: «Господь вас послал, повелители мои, исполнить желание сердца моего». И тотчас начали они спрашивать: «Зачем пришел, брат, припадая к этому святому жертвеннику и к святому братству этому? Желаешь ли сподобиться иноческого великого ангельского образа?» И все прочее исполнили по чину, как написано в уставе, потом в великий образ постригли его, и надели на него мантию и куколь, и все, что следует, отпевши, великого ангельского образа сподобили его, и, целовав его, дали ему имя Пимен, и, возжегши свечу, сказали: «Сорок дней и ночей эта свеча не угаснет». Свершив все это, они пошли в церковь, волосы же постриженного взяли с собой в платке и положили на гроб святого Феодосия13.

Иноки же, бывшие в кельях, слыша звуки пения, перебудили спавших вокруг, думая, что игумен с кем-то постригает Пимена или что тот уже скончался, и вошли все вместе в келью, где больной лежал, и нашли всех спящими: и отца, и мать, и рабов. И вместе с ними подошли к блаженному, и все ощутили благоухание, и увидели его веселым и радостным и облаченным в иноческую одежду. И спросили его: «Кто тебя постриг и что за пение мы слышали? Вот родители твои были с тобой и ничего этого не слыхали». И сказал им больной: «Я думаю, что это игумен, придя с братиею, постриг меня и дал мне имя — Пимен. Их пение и было то, что вы слышали, и про свечу они сказали, что она будет сорок дней и ночей гореть; взявши же мои волосы, они пошли в церковь». Услышав это от него, пошли и увидели, что церковь закрыта, и разбудили пономарей, и спросили их, не входил ли кто в церковь после вечерней молитвы? Они же отвечали, говоря, что никто не входил в нее и что ключи у эконома. Взяв ключи, пошли в церковь и увидели на гробе Феодосия в платке волосы Пимена, и рассказали обо всем игумену, и стали искать, кто постригал Пимена, и не нашли. И поняли все, что то был Промысл свыше, от Бога. И стали раздумывать о бывшем чуде, говоря: «Может ли оно засчитаться Пимену за уставное пострижение?» Но так как свидетельство имелось: церковь была заперта, а волосы оказались на гробе святого Феодосия, и свеча, которой хватило бы только на день, сорок дней и ночей непрестанно горела и не сгорала, то и не стали совершать над Пименом пострижения, сказав ему: «Достаточен для тебя, брат Пимен, от Бога данный тебе дар и нареченное тебе имя»14.

Этот отрывок из Патерика очень важен: он позволяет примерно представить, как происходило пострижение великого князя Александра на его смертном одре. Интересно также, что этот рассказ Патерика заканчивается весьма полезным поучением:

Из этого, братья, следует, кажется мне, вот что разуметь: если кто в болезни пострижется с верою, прося у Бога жизни, тот как в монашеском подвиге послужит ему; владеющий же жизнью и смертью Господь если и отведет его от мира, то, подобно работникам, нанятым в одиннадцатый час, признает его равным праведникам. Кто же говорит так: «Когда увидите меня умирающим, то постригите меня», — суетна того вера и пострижение15.

Обрести главное

Множество примеров из житийной литературы древнерусского периода свидетельствуют о том, что монахи Древней Руси стремились принять схиму перед кончиной. Со временем и миряне начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам.

Со второй половины ХІІ века пострижение перед смертью в великую схиму получает распространение в княжеской среде16, в дальнейшем то же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых (у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было). Если смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием ІІІ; это свидетельствует об устойчивости данного обычая17.

В Древней Руси мы знаем даже случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 году, когда татары захватили Владимир-на-Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми и владыкой Митрофаном внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ чрънечьскии и въ скыму18.

Великая схима, таким образом, символизирует готовность к смерти.

Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов. Этот мотив находит отражение в «Сказании о Мамаевом побоище»: по благословению преподобного Сергия Радонежского братья-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослабя, отправляясь на смертный бой, принимают схиму19. К пострижению в схиму, таким образом, стали относиться как к таинству.

Такое отношение к монашескому постригу связано с особым влиянием на древнерусскую Церковь преподобного Симеона Нового Богослова. Эпоха Симеона Нового Богослова, Х век, — это эпоха монашеского ренессанса. Преподобный Симеон, не колеблясь, называет своих монахов, в том числе и не имеющих сана, «народом Христа, священным стадом, царским священством»20. Видимо, потому на Руси, которая именно в это время усваивает христианство, взгляд на монашество как на единственно верный путь к спасению стал весьма распространенным. В своем послании Поликарпу епископ Симон, например, заявляет:

Аз бых рад оставить свою епископию… Пред Богом тебе молвлю: всю сию славу и власть яко калъ мнел быхъ, аще бы ми трескою тчати за вороты, или сметием валятися в Печерком манастыри и попираему быти человеком…21

В древнерусской житийной литературе можно найти множество примеров, иллюстрирующих мысль об особом значении монашества22. Видимо, этим обстоятельством объясняется и то громадное влияние, которое монастыри оказывали на древнерусское общество, и то благоговение, которое это общество имело к монашеству вообще и к постригу в частности.

Стало быть, принимая монашеский постриг перед самой кончиной, святой благоверный князь Александр, с одной стороны, следовал благочестивому обычаю своего времени, а с другой — через это пострижение он стремился обрести главное, что составляло весь смысл его земного пути, — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.

Священник Георгий Харин


1 См., напр.: Гарин Е.-Н. Выбор Александра Невского как основа приоритетов политики российского государства // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 10. С. 28-30; Голубев А. Ю. Александр Невский как великий политический и военный деятель Руси // Военная мысль. 2018. № 10. С. 102-109; Данилевский И.Н. Александр Невский и Тевтонский орден / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2011. № 3-4. С. 105-111; Фомина К. Значение «Ледового побоища» в истории России // От Александра Невского до наших дней: уроки истории: Материалы VIII Международных Александро-Невских чтений. Псков: Гос. ун-т, 2017. С. 109-110.

2 См., напр.: Данилевский И.Н. Указ. соч. С. 105-111; Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского // Наука, образование и культура. 2017. № 3 (18). С. 13-19; Олейник И.А. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 31-33; Рыбаков С.В. Стратегический выбор Александра Невского // Мир Евразии. 2013. № 4 (23). С. 50-54.

3 См., напр.: Бахтин А.П. Ледовое побоище: о построении «свиньей» или «острой колонной» / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский ­акцент: [сайт]. 2015. № 2 / 3. С. 63-86; Голубев А.- Ю. Указ. соч. С. 102-109;­Конявская Е.Л. Образ Александра Невского в русских летописях / Текст: электронный // URL: http://www.drevnyaya.ru / vyp / 2009_2 / part6.pdf; Кривошеев Ю. В. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Лашкова О. Князь Александр Невский: герой средневековой Руси // История. 2017. № 3 / 4. С. 42-49; Свердлов М.Б. Александр Невский — гений стратегии и тактики // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2017. № 3 (15). С. 7-31; Фомина К. Указ. соч. С. 109-110.

4 См., напр.: Алексеев С. Александр Невский: жизнь, ставшая житием // Родина. 2013. № 8. С. 2-5; Богданов А.П. Нравственный выбор Александра Невского // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 7. С. 3-11; Долгов В.В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 190-212; Он же. Родители Александра Невского в отечественной историографии и генеалогии // Вестник Удмуртского университета. (История и филология). Т. 30. 2020. № 1. С. 88-94; Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Личность Александра Невского сквозь многовековую мифологию // Studia Humanitatis. 2014. № 3. С. 1; Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Менщиков И.С. Роль образа Александра Невского в воспитании национальной идентичности // Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 124-131.

5 Летописи / Текст: электронный // Библиотекарь.Ру: URL: http://www.bibliotekar.ru / rus / 96.htm.

6 Там же.

7 Житие Александра Невского // Древняя русская литература: хрестоматия / составитель Н. И. Прокофьев. М., 1980. С. 118-123.

8 Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4. № 1318.

9 Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

10 Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017.

11 РИБ. VI. № 2. Стлб 25. Вопрос 6. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 213.

12 РИБ. VI. № 2. Стлб 25-26. Вопрос 8. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч.

13 Феодосий Печерский выступает здесь как восприемник или поручитель новопостриженного монаха. В Синайском евхологии в чине пострижения в великую схиму восприемник именуется «подъемлющим власы» (Л. 82-83об., 87). См. подробнее: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 89, примеч. 33.

14 Киево-Печерский Патерик. Т. 4: XII век / подгот. текста Л.А. Ольшевской, пер. Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 1997.

15 Там же.

16 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. М., 1904.

17 См.: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 211.

18 Полное собрание русских летописей. Т. ІІІ. М., 2000. С. 287.

19 Сказание о Мамаевом побоище.

20 Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 126.

21 Киево-Печерский патерик // РНБ. Ф. 893. (Собр. Ю.А. Яворского). № 9. Л. 18 об.

22 См. об этом: Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 143; Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С. 608; Концевич И.Н. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993. С. 38.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Если взглянуть со стороны, жизнь Уди Маргалита складывалась как нельзя лучше. Хотя он и был ранен во время службы в армии в семидесятых годах, и в период лечения у него развилась зависимость от обезболивающих препаратов, Уди, тем не менее, справился с болезнью и пошел на поправку. Позже он изучил аудиторское дело, открыл свою собственную контору, которая преуспевала, и вырастил четверых детей. Пять лет назад, когда ему было уже за шестьдесят, все внезапно изменилось.

«Так получилось, что я попал в ДТП, не то чтобы катастрофическое, но в результате у меня начались тяжелые проблемы со спиной – сместились позвоночные диски и передавило нервы. Я стал тем, кого называют пациентом с хронической болью», – так говорил два года назад Маргалит, свидетельствуя перед специальной комиссией: она была создана министерством здравоохранения в целях борьбы со злоупотреблением опиоидными обезболивающими – препаратами, которые пользуются колоссальным спросом в Соединенных Штатах, при том что ежегодно от их применения умирают десятки тысяч человек, а с 1999 по 2019 год скончалось полмиллиона.

«Я пожаловался всего лишь раз, что меня мучают боли, – сказал Маргалит комиссии. – До такой степени, что я не могу нормально жить ни днем, ни ночью. В ответ меня завалили обезболивающими, ничего не объяснив, ничего не выяснив, ничего не спросив, не слушая меня и не обращая внимания на то, что у меня в течение шести лет, в семидесятых годах, была лекарственная зависимость. Они (врачи) слушали, но не слышали. Мне с легкостью прописывали оксиконтин и другие обезболивающие, а с оксиконтина я перешел на фентаниловые пластыри (накожный пластырь, который выделяет болеутоляющее в течение некоторого времени – прим. «Детали»), и ни один человек так толком мне и не сказал, для чего это все и какие результаты могут быть».

Врачи, к которым обращался Маргалит, время от времени меняли лекарства и увеличивали дозы, но он все еще не осознавал, что вновь впал в зависимость: «Это настоящее порабощение, потому что боли остались. А если боли остаются, значит, надо увеличить дозу, и врачи спокойно идут на это. Я постоянно нахожусь под воздействием наркотиков, не различая день и ночь. Я теряю когнитивные способности, теряю вкусовые ощущения, у меня постоянно пересыхает во рту, и мне все время нужно сладкое. Девять шариков сахарозы, чтобы подсластить один стакан чая. И при этом – непонимание того, что у меня проблема».

Однако осознание этой проблемы пришло позже, во время поездки вместе с семьей: «Мы с женой путешествовали с внучками по Италии, и я забыл лекарства дома, впервые в жизни. Пришло время смены пластыря, и в результате через два дня я очутился в больнице в Гарда в состоянии ломки. Вот тогда я и понял, что я – наркоман».

По словам Маргалита, когда он вернулся в Израиль, ему прописали метадон, и так получилось, что ближайшая к нему аптека, где был метадон, находилась в Тверии.

«Я приехал в Тверию, – вспоминает он, – и у меня было такое ощущение, что я попал в вертеп. Со мной в очереди стояли уличные наркоманы со следами героиновых инъекций в венах, пришедшие сюда, чтобы получить заместительную дозу. Я стоял вместе с ними в одной очереди. Почему? Что случилось? Что я сделал не так? Боже, весь мой грех состоял в том, что какой-то глупец-водитель вдруг решил дать задний ход и ударил мою машину, где я находился».

Маргалит сегодня невероятно зол. Но не на хирургов, которые оперировали ему спину, а на врачей, которые, как он думает, не задумывались об огромном риске для него от болеутоляющих: «Вы читаете надписи на препаратах, и они кажутся совершенно невинными. «В ряде случаев может развиться некоторая зависимость». А что врачи? Они говорят: «Послушайте, через год подумаем о том, чтобы перейти к чему-то другому»… Так может быть, все-таки для начала стоило осознать, что есть проблема?! Врачи, чуть ли не бессознательно, прописывают препараты, содержащие наркотики. Я не пришел бы жаловаться на врачебные ошибки, если бы хирург, скажем, был бы менее внимателен. Проблема не в этом. Проблема в недостаточности информации, в том, что людей вводят в заблуждение. У меня забрали возможность управлять своей жизнью, и теперь я сражаюсь за свою жизнь, чтобы вернуть ее в привычное русло».

Целевая группа, занимающаяся вопросом чрезмерного употребления опиоидных рецептурных препаратов – комиссия, созданная около трех лет назад тогдашним генеральным директором минздрава Моше Бар Симан Товом с целью регулировать применение этих обезболивающих – собиралась всего восемь раз за более чем два года, она провела свое первое заседание в марте 2019 года, последнее – в мае нынешнего. Однако своих выводов она еще не представила, а то, что происходило на заседаниях, до сих пор было скрыто от общественности.

В распоряжении редакции впервые оказались свидетельства и документы, которыми оперировала целевая группа и которые столь тщательно оберегали от постороннего взгляда. К сожалению, вырисовывается картина, способная вызвать беспокойство у каждого израильтянина, поскольку, как и Маргалит, пострадавший в результате ДТП, никто не застрахован от вероятности получения обезболивающего. Если же говорить о последствиях, то достаточно посмотреть, что происходит в США, где врачи раздавали опиумные препараты направо и налево, и миллионы американцев обнаружили у себя лекарственную зависимость – и для многих это обстоятельство оказалось роковым.

«Одна из величайших ошибок современной медицины»

Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно прибегнуть к примеру Л., у которой в 2014 году диагностировали рак, а также сослаться на ее свидетельские показания на заседании комиссии.

«Я стала делать химиотерапию, при этом дико мучалась от боли, насколько, что мне приходилось отправляться в больницу, потому что дома я с болью справиться не могла. Сеансы химиотерапии продолжались, и в течение двух недель, как инвалид, я лежала, прикованная к больничной койке. И в какой-то момент лечащий врач сказал мне: «Знаешь, мы отправим тебя домой, в хоспис». И меня отправили домой, прописав обезболивающее».

Л. отыскала компанию, которая проводит генетические тесты на рак, и благодаря этому для нее нашли подходящее лечение, улучшившее ее состояние. Но при этом возникла лекарственная зависимость от обезболивающих; рассказывая об этом комиссии, Л. плакала, объясняя, что вся жизнь ее пошла кувырком, причиняя немыслимые страдания, а новые таблетки вызывают очередное привыкание, и невозможно разорвать этот замкнутый круг.

Эпидемия опиоидов, которая впервые была зафиксирована в середине девяностых годов, потрясла Соединенные Штаты задолго до того, как это сделал коронавирус.

До той поры обезболивающие из этой группы, которые также содержат морфин и героин, использовались для лечения острой боли в экстренных случаях или прописывались неизлечимо больным раком.

Однако правила игры изменила разработка компании Fredo Pharma, получившая название Oxycontin (оксиконтин) – опиоидное обезболивающее с отсроченным действием, которое можно принимать только два раза в день.

Компания Fredo Pharma, принадлежащая семье Саклер, «продавливала» препарат, прибегая к агрессивному маркетингу, а также финансировала исследования, минимизирующие риск зависимости, оплачивала проведение всевозможных медицинских конференций и деятельность некоммерческих организаций, которые заявляли, что их цель – помочь людям, страдающим хронической болью, использовала лекторов, пропагандирующих препарат, а также поощряла врачей, прописывающих оксиконтин.

Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) одобрило маркетинг препарата, в рамках которого в специальной брошюре для потребителей указывался низкий уровень риска, вызывающего зависимость. Другими словами, FDA дало «добро» на распространение рекламных материалов с вводящей в заблуждение информацией.

Результаты не заставили себя долго ждать и оказались катастрофическими: все больше и больше компаний стали производить аналогичные лекарства, а врачи в изобилии прописывали их всем, кто в них нуждался. Америку впоследствии буквально шокировало известие, что в 2015–2017 годах, впервые со времен Первой мировой войны, средняя продолжительность жизни в США упала – показатель, который увязывают с эпидемией опиоидных наркотических средств. И попутно с этим обнаружившимся феноменом были поданы тысячи судебных исков против компаний, которые производили и продавали опиоиды.

В прошлом году в рамках судебной сделки Fredo Pharma была признана виновной по нескольким пунктам, связанным также с маркетингом наркосодержащих препаратов, и оштрафована на сумму около 8 миллиардов долларов. Кроме того, ведутся переговоры о выплате компенсаций с компанией, которая проходит процедуру банкротства, и большинством американских штатов. В сентябре было подписано соглашение на сумму в 26 миллиардов долларов между четырьмя другими компаниями, которые начали производство аналогичных лекарств, включая гигант Johnson & Johnson.

Американцы признали, что речь идет об эпидемии, и всеми силами пытаются с ней бороться. Экс-глава FDA заявил, что это была «одна из величайших ошибок современной медицины», а бывший президент Дональд Трамп объявил в 2017 году чрезвычайное положение в стране из-за опиоидного кризиса.

Как следует из доказательств, представленных на рассмотрение комиссии, созданной израильским минздравом, распространение опиоидов не ограничилось Соединенными Штатами, и, к сожалению, в Израиле также наблюдается значительный рост их потребления в течение многих лет.

«И в министерстве здравоохранения, и среди населения давно уже говорят о красной черте, – отмечает председатель профсоюза фармацевтов Израиля Давид Папу. – Это не просто проблема, это настоящая катастрофа, и потому необходимо принять срочные и решительные меры».

Как утверждает исследователь опиоидов Орен Мирон, «проведенное нами исследование указывает, что большое количество пациентов, которым прописывали опиоиды – отнюдь не те, кто принимал слабенький, легкий опиоид в течение одного дня. Мы видим, что одна из причин роста потребления – фентанил, который в пятьдесят раз сильнее героина. И это отнюдь не то, что необходимо принимать в течение двух дней после операции, чтобы восстановиться. Это препарат, как правило, назначаемый на длительный срок, и его когда-то прописывали в исключительных случаях онкологическим и неизлечимо больным пациентам, а сегодня данное ограничение снято. Я недавно беседовал с солдатом, который во время службы сломал руку, ему прописали сильнодействующие опиоиды; принимая их, он стал лекарственно-зависимым и чуть не умер. Вот что более всего беспокоит».

По мнению Мирона, «речь идет отнюдь не о людях, стремящихся уйти от реальности и потому подсевших на наркотики, а об обычных людях, полагающихся на своего врача. А тот ничтоже сумняшеся прописывает им тридцать таблеток оксикодона. Разумеется, они верят врачу, пьют таблетки и становятся наркозависимыми. Это – трагедия для тех, кто считал, что обезболивающие безопасны, но угодил в глубокую яму. Потому очень важно, с одной стороны, остановить раздачу препаратов, а с другой стороны, обеспечить реабилитацию тем, кто впал в наркозависимость. Нельзя просто так, по одному щелчку, отказаться от выписывания рецептов, потому что тогда наркозависимый перейдет на героин. Мы обязаны предложить альтернативу».

«Если бы после процедуры было открыто окно, я бы из него выпрыгнул»

62-летний Йоси (имя вымышленное), у которого в 2012 году диагностировали лимфому, также выступал перед комиссией.

«Через полгода лечения началась мучительная боль из-за повреждения химиотерапией периферической нервной системы, – свидетельствовал он. – Боль была невыносимой, а еще и мучила лихорадка, высокая температура, такое ощущение, что в тело впились сотни насекомых. Вначале мне прописали два лекарства, а когда и они не подействовали, то решили перевести меня на пластыри».

Йоси вспоминает, что использование пластырей учащалось: «Это казалось каким-то ненормальным. Люди, подсевшие на фентаниловые пластыри, все время на взводе, напряжены, нуждаются в тишине и покое, они лишь хотят, чтобы им дали поспать. «Оставьте меня в покое, не разговаривайте со мной, не надо здесь ничего трогать». Ты как наркоман. Ты не в состоянии функционировать. Я часто падал, терял равновесие. Представляю, каким запасом терпения должна была обладать моя семья, чтобы все это выдержать и не сорваться».

Йоси, чтобы как-то остановить свои мучения, согласился пройти серию тестов в медицинском центре Шиба, где, по его словам, один из врачей сказал ему: «Послушай, дорогой, ты стал наркоманом, и у тебя есть два варианта. Либо через год я должен буду пересадить тебе печень, либо через год ты, скорее всего, умрешь, потому что увеличение доз опасно».

После того, как Йоси проверил несколько реабилитационных центров, он узнал о лечении, которое проводится в США – под общим наркозом.

«Я – религиозный человек. Но если бы после процедуры, которую мне довелось пройти, в комнате было бы открыто окно, я бы выпрыгнул из него, – признается он. – Лечение настолько сложно, что в течение четырех часов ты находишься под наркозом в состоянии бешеной ломки. После пробуждения ты чувствуешь себя словно заново родившимся, это реабилитация всего. Да, было очень и очень непросто, но на сегодняшний день я доволен тем, что решился на такую процедуру, она вернула меня к жизни».

В ответ на просьбу редакции прокомментировать ситуацию из министерства здравоохранения сообщили: «В последние годы министерство пыталось продвигать поправку к закону, которая позволила бы создать специализированную компьютерную систему по данному вопросу, однако это намерение столкнулось с серьезными трудностями, связанными с защитой частной жизни. Более тщательный контроль со стороны врачей, выписывающих рецепты, должен стать поводом для разумного использования таких лекарств и уменьшения злоупотребления.

Комиссия минздрава изучает различные рекомендации, касающиеся улучшения осведомленности о назначении опиоидов и медицинском наблюдении за пациентом.

Деятельность комиссии ввиду сложности рассматриваемого вопроса продолжается, но не столь интенсивно, в основном, из-за пандемии коронавируса, потребовавшей для борьбы с ней использования большей части ресурсов.

Актуальные данные о потреблении, промежуточные выводы и возможные рекомендации, сделанные в рамках работы комиссии, были представлены предыдущему генеральному директору и вскоре, после окончательной доработки, будут представлены на рассмотрение ныне действующему генеральному директору минздрава».

Даниэль Долев и «Шомрим», TheMarker  М.К. Фото: Pixabay˜

В 2020 году вышел мультсериал «Полночные откровения» («Midnight gospel»), состоящий из 8 небольших серий, укладывающихся в 20 с лишним минут каждая. О сериале, исполненном насилия, психоделической эстетики, нецензурной лексики, скатологических мотивов и примитивного раблезианства не стоило бы писать вовсе, если бы не одно фундаментальное «но»: этот коммерческий продукт создан с претензией. В чем состоит эта претензия? В том, чтобы дать философию современному усталому сознанию. Наше внимание равно оправдывает тот факт, что и с обратной стороны, со стороны зрителя, превращенного в потребителя контента, сегодня существует запрос на подобную продукцию. Спрос и предложение здесь взаимно формируют друг друга. Почему это происходит?

Идея смерти человека, сформулированная европейской философией в XX веке и нашедшая сегодня своих проповедников в среде постгуманистов, не состоятельна ни в теоретическом, ни в практическом плане. Говоря о том, что человек умер, то есть о том, что он перестал существовать в качестве феномена и не обладает исключительностью, европейская философия изначально предполагает отсутствие человека, мысля его как эпифеномен некоего целого, будь то природа, структуры знания и проч. Иными словами, тот, смерть кого объявлена, и не существовал вовсе. В основе идеи смерти человека лежит интеллектуальный подлог, непродуктивная логическая тавтология: умер тот, кого не было.

Насколько бы мощна ни была сегодня постгуманистическая пропаганда, человек остается человеком, то есть тем, кто обременен сознанием, той первичной хаотичной свободой, которая указывает на то, что он не исчерпывается описанием на языке природы. В человеке есть роковая метафизическая избыточность, которая беспокоит его и составляет предмет его исконной заботы. Человек не имеет роскоши осуществить желание расстаться со своей человечностью, он вынужден овладеть сферой своего сознания, установив правила в той области, в которой ему не способен помочь инстинкт. История человечества – это история великих традиций, тех символических систем, посредством которых человек обживает свой внутренний мир. Слом культур, безвременье обнажают перед человеком его главную задачу. «Моя жизнь была лучше, чем у большинства миллениалов, которые сейчас крутятся, пытаясь понять, кто они есть и что они будут делать. Я такого не переживал. Я всегда знал, кто есть я, я всегда знал, что я должен делать. Я это принял», — заявляет один из ключевых персонажей мультсериала. Вот это завидное и не доступное знание о том, кто ты есть, и составляет суть послания авторов сериала. Великие цивилизации и локальные культуры одна за другой канули в Лету, современный человек среднего возраста испытывает недоумение относительно того, кто он есть. Он ни во что не верит, он не обременен идеей, даже страсти его ослабли. Вот к такому среднестатистическому «миллениалу» обращен мультипликационный гуру, который буквально предлагает «духовную пищу» его истощенному внутреннему миру.

Из чего состоит эта пища? Ее состав прост и предсказуем. Это смесь несложных рассуждений по мотивам буддизма и оккультизма. В ходе мульт-проповедей ненавязчиво упоминаются Тибет и популярный маг XX века Алистер Кроули, тантра и Библия, поэт-суфий XIII в. Джалаладдин Руми и американский автор ньюэйджевского толка Рам Дасс, идея промежуточных состояний, именуемых в буддизме «бордо», и буддийская концепция «сеть Индры», суть которой можно свести к тезису «все во всем». Неудивительно, что при таком синкретичном подходе, опирающемся на самих по себе синкретичных авторов, отождествляются Христос и индуистское обезьяноподобное божество Хануман, магические практики и медитации, Библия и оккультные книги. Откровения мультсериала сводятся к нескольким утверждениям: о принятии смерти как данности, пребывании в режиме осознанности, отказе от эго, стремлении к просветлению и саморазвитию. Как резюмирует один из персонажей, «в магии просветление именуют солнечным самосознанием. Солнечное сознание означает, что ты полностью в настоящем моменте… Смысл жизни состоит в том, чтобы максимально приблизиться к божественному, а затем распространить эти лучи человечеству». Вот это солнечное сознание и предлагается авторами сериала как новая благая весть, «gospel». Апофеозом проповеди, разворачивающейся на фоне вселенского фарша, в котором все буквально оказывается во всем, не исключая человека, на глазах превращающегося в космические котлеты, является визуальная метафора преодоления уробороса. Мы видим известный древний символ змеи, кусающей себя за хвост, и мультипликационную пифию, заканчивающую свое чревовещание пересечением этого магического кольца. Отныне свободная от циклической природы жизни, вечного чередования рождений и смертей, приносящих только страдания, она растворяется в манящей неизвестности.

Синкретизм симпатичен и востребован современным сознанием не только потому, что в своей поверхностности не взыскателен к знаниям и образованию своих последователей, но главным образом потому, что по существу своему состоит в том, чтобы удерживать человека от принадлежности традиции. Традиция требует решительности, она требует перемены ума и по-двига. Она работает с человеком во всей его тотальности, изнутри организуя его жизнь. Эта организующая сила не знает исключений, все подчинено ее логике. Синкретизм позволяет остаться на берегу, вне этой внутренней работы, наедине со своим пресловутым «эго», от которого на словах призывают отказаться. Синкретизм оберегает наше маленькое «я», раздувая его в нашем воображении до целого мира. Мультсериал свидетельствует о том, что XXI век ушёл не далеко от века XX с его интересом к божественному и сакральному по ту сторону Бога, с западным любопытством к фасадам восточных религий, привлекательным именно тем, что они лишены Бога в христианском понимании этого слова, а потому будто бы индифферентны к фигурам власти. Но власть – это, прежде всего, внутренняя власть над собой, способность себя упорядочить. Эта способность сполна реализуется только в традиции, открывающей горизонт трансцендирования и спасающей от ограниченности собственной субъективности. Традиция – это то, что в тебе, но больше тебя и независимо от тебя. Это то, чему ты принадлежишь. Знать, кто ты есть, можно лишь тогда, когда ты находишься в традиции, ибо традиция есть сознание, которое предшествует индивидуальному. Только собор обладает привилегией упаковать бесконечное в конечные символические формы. Только в пространстве «мы» открывается Бог. Адресаты современных «евангелий» не готовы к самовозрастанию, к установлению внутренних законов, имеющих опору в трансцендентном и абсолютном. Страшась радикализма внутренней жизни, они принуждены скользить по поверхности тел и слов. Неудивительно, что героями проповедей рассматриваемого мультсериала оказываются мистики сердца, как Руми, или, как Кроули, сторонники учения телемы, провозгласившего: «Твори свою волю, таков да будет весь закон». Иными словами, все те фигуры и доктрины, которые в оптике синкретизма могут быть оценены как принципиально пластичные, приспосабливающиеся к скромным запросам индивида, не готового увидеть себя в перспективе онтологического расширения. Или, говоря иначе, глазами Бога.

Чем вызвана необходимость преподносить эту несложную философию в столь специфической упаковке? Помимо возможного желания увлечь и развлечь неискушенную аудиторию, дать ей «зрелищ», говорить с ней «на одном языке», очевидно, что окружение основного нарратива скабрезным визуальным рядом и обсценной лексикой является чистосердечной попыткой авторов сериала работать с сознанием зрителя. Парадокс, преувеличения, нарушенная логика, картинки, подрывающие социальные и эстетические нормы, смакование насилия и эффектов телесного низа вкупе преподносятся как способ прорвать ткань обыденного восприятия, настроить на восприятие предлагаемой «духовной пищи». Форма поистине соответствует содержанию. Там, где когда-то человек обнаруживал интимное, сегодня орудуют молотом дизайнеры нашего восприятия, не требующего нашего присутствия по отношению к себе. Любая религия имеет технику, но эта техника, как бы экзотична она ни была, — будь то епитимья в православии или удар палкой от мастера дзен, — направлена на то, чтобы оборотить человека к самому себе, запустить внутреннюю работу в нем. Техника плотно вплетена в символическую ткань традиции, каждый ее элемент осмыслен. Сериал идет по известному пути, пропагандируемому одним из его идейных вдохновителей Рам Дассом, который в рамках своего учения утверждал, что наркотический опыт открыл ему истину. Транслируемая эстетика ЛСД готова заполнить последние поры внутреннего, предав забвению беспокойную тоску современного человека по самому себе.

Кто на этой неделе стал любимчиком Венеры и что ему за это будет, а также как правильно себя вести всем остальным.

Овен

Практичность. Для тебя эта неделя станет неделей развития. Найдешь время и для здоровья, и для работы, на личную жизнь тоже энергии хватит. Постарайся действовать с позиции холодного расчет в ближайшие семь дней. Тогда все получится. Доверяй больше разуму и его аргументам, а не эмоциям.

Удачные дни: 10.12, 12.12

Телец

Любовь. Неделя пройдет в романтической тональности — время, проведенное с партнером, принесет тебе огромное удовольствие. Если ты еще в поиске, появится шанс привлечь внимание объекта своей симпатии или даже влюбиться. Прекрасный период, чтобы отправиться в отпуск.

Удачные дни: 07.12, 09.12

Близнецы

Быт. Ты поймешь, что на домашние дела у тебя уходит слишком много времени — намного больше, чем на все остальное. Поэтому на этой неделе решишься наконец поменять приоритеты. Звезды советуют начать с разговора с кем-то из близких, чтобы распределить обязанности равномерно. Если ты самостоятельно ведешь быть, возможно, не лишним будет нанимать хотя бы раз в несколько дней помощников по уборке. Это освободит твое время для других дел.

Удачные дни: 07.12, 11.12

Рак

Контакты. Ты будешь наслаждаться общением с близкими и поймешь, как много в твоей жизни любви и тепла. Это даст ощущение покоя. Также в эти дни ты проявишь смелость и креатив в делах, особенно хорошо получится продавать, преподавать или писать.

Удачные дни: 09.12, 12.12

Лев

Финансы. Захочется украсить свой дом, разнообразить досуг и, возможно, изменить имидж. Все это потребует вложений, поэтому все внимание ты сосредоточишь на увеличении дохода — будешь упорно работать и проявлять предприимчивость, чтобы добиться результата.

Удачные дни: 06.12, 07.12

3a9b576bfa95

Дева

Общение. Влияние Венеры на тебя в грядущие 7 дней придаст тебе еще больше очарования, усилит дипломатичность и коммуникабельность. Положение Меркурия, в свою очередь, заставит анализировать свои слова и действия. Из-за таких «планетных бонусов» ты будешь много говорить о себе, что может слегка раздражать окружающих. Поэтому старайся сдерживать свои эгоистичные порывы, не забывай слушать и слышать других.

Удачные дни: 06.12, 08.12

Весы

Самопознание. Тебе захочется побольше времени уделить себе. Поэтому привлекательными покажутся некоторые духовные практики. С одной стороны, это отлично — прислушиваться к себе важно и нужно, но с другой — есть риск попасться на удочку мошенников, которые красиво говорят и заманивают на какие-то курсы. Чтобы этого избежать, не отрывайся слишком от реальности перед тем, как погрузиться в нечто подобное, почитай отзывы, поговори со знакомыми, которые имеют опыт в практиках. Действуй из позиции: «доверяй, но проверяй».

Удачные дни: 10.12, 11.12

Скорпион

Харизма. На этой неделе ты будешь излучать привлекательность и уверенность в себе как в профессионале своего дела. Окружающие будут искренне интересоваться твоим мнением и захотят быть к тебе ближе. Это отличный повод увеличить круг своего общения, внимательно присматриваясь к человеку, который проявил инициативу. Даже если новый знакомый кажется дружелюбным, лучше не сразу подпускать его близко к себе.

Удачные дни: 11.12, 12.12

Стрелец

Удача. Представители противоположного пола будут проявлять повышенное внимание. В этом заслуга все той же Венеры, которая выбрала себе несколько любимцев на следующей неделе, — твой знак зодиака попал в их число. Если ты не в паре, то это отличный период, чтобы извлечь из флирта с приятным тебе человеком хорошие эмоции и впечатления.

Удачные дни: 07.12, 11.12

Козерог

Путешествия. Пришло время сменить декорации. Для тебя эта неделя — хорошее время для начала обучения или поиска новых эмоций и знаний. Возможно, тебя заинтересует какое-то новое хобби или захочется отправиться одной или с друзьями в поездку, или культурно просветиться на недавно открывшейся выставке, или сходить в театр. В общем, сложно будет усидеть на место. Но от тебя это и не требуется — двигайся, наполняйся эмоциями!

Удачные дни: 10.12, 12.12

Водолей

Идеи. Ты будешь все чаще оказываться в компании новых людей и заниматься чем-то новым, ранее тебе неизвестным: лепкой из глины, обсуждением прочитанных книг, запишешь первый подкаст или что-то еще в таком стиле. Вполне возможно, что непривычная занятость поможет тебе лучше себя узнать и вдохновит на свежие жизнеспособные идеи, которые ты будешь знать, как воплотить!

Удачные дни: 07.12, 08.12

Рыбы

Отношения. Кто-то из близких неожиданно может пойти против тебя. События этой недели заставят тебя сделать важные выводы о том, кто для тебя важен, а кто лишний в твоей жизни. Будет непросто, но от тебя потребуется быть справедливой, насколько это возможно, и объективной — не исключай себя из проблемы. Наоборот, подумай, что какие-то твои слова и действия могли спровоцировать такой малоприятный поворот.

Удачные дни: 08.12, 11.12

  • Предатель в сказке гайдара сканворд 6 букв
  • Прегрешение как пишется правильно слово
  • Пред юбилейный как пишется
  • Преградить дорогу как пишется правильно
  • Превысил или привысил как пишется