Православные сказки для детей смотреть

Фотографии: depositphotos / иллюстрации: юлия замжицкая 13 декабря ученик серпуховской православной классической гимназии во имя преподобного варлаама серпуховского владислав струженков

Православные сказки для детей смотреть
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

13 декабря ученик Серпуховской православной классической гимназии во имя преподобного Варлаама Серпуховского Владислав Струженков взорвал у входа  в учебное заведение самодельное взрывное устройство. 11 человек — в том числе подрывник — получили ранения разной степени тяжести. После происшествия в сети появились сообщения о том, что школьник подвергался буллингу со стороны учителей, а также откровения бывших учеников о строгих порядках и правилах, принятых в гимназии. Педсовет попытался разобраться, как устроена эта школа и есть ли изъяны у образования с православным уклоном.

Как устроена гимназия и кто в ней учится

По данным серпуховского издания «Ока.фм», гимназия работает с 2001 года на территории Введенского Владычного женского монастыря. Учредитель гимназии — настоятельница монастыря игуменья Алексия. В гимназии можно получить среднее общее образование, соответствующее ФГОС. Дополнительно дети изучают Закон Божий, православный катехизис, историю Церкви и другие предметы, связанные с православной культурой. 

В одном из отзывов о гимназии в группе ВКонтакте «Подслушано Серпухов» серпуховчанин Дмитрий Козырев пишет, что в школе учатся мальчики и девочки, изучают стандартную программу, а также основы православия. Ребята учатся в небольших классах до 15 человек. Молятся по утрам и перед едой, ходят в храм на праздники, а так — школа, как школа. «Никого там не травят, если что-то пойдет не так, выгонят и все», — пишет Дмитрий. 

В Яндексе можно найти 11 отзывов о гимназии — больше половины из них положительные, даже восторженные. Родители пишут об уютной обстановке, прекрасных учителях и индивидуальном подходе к каждому ученику. 

Религиозный деятель Андрей Кураев отмечает, что образование в гимназии платное, для поступления даже в первый класс нужно сдавать экзамены, при этом оплата оформляется как добровольное пожертвование. 

Почему в школе случился взрыв

Владислав Струженков, устроивший взрыв, сейчас находится в реанимации. При этом, по данным «Ока.фм», молодой человек на некоторое время приходил в себя и признался сотрудникам правоохранительных органов, что уже продолжительное время испытывал ненависть к внешнему миру и желание убивать.

При этом, по данным BBC, Струженков подвергался в школе буллингу со стороны учителей, и его ненависть к монахиням и педагогам толкнула его на преступление. Это же подтверждают его одноклассники — говорят, что он был спокойным и малообщительным, при этом учителя относились к нему с негативом, занижали оценки, нередко делали неоправданные замечания и выговоры. 

13 декабря на Яндексе появился негативный отзыв о школе. Настя Быкова написала, что в этой школе есть «педагогический буллинг, еда ужасна, отношение к ученикам тоже, надеюсь, закроют это адское место». Через несколько часов девушка сообщила, что отзыв написала не она, а кто-то с ее аккаунта, при этом удалять его она не стала. 

Часть негативных отзывов появилась только после трагедии. Например, 14 декабря Ольга О. написала, что ее дети учились в гимназии, и лично ее учителя чуть не довели до нервного срыва: очень много претензий, требований, все построено на правилах, а не на сердечном отношении. 

При этом участники группы «Подслушано в Серпухове» отмечают, что буллинг в гимназии заключался только в том, что в других школах можно пить, курить, материться, красить волосы как угодно, посылать учителей, а в православной гимназии это запрещено. 

Очевидно, что  правила поведения в гимназии не сводятся лишь к вышеперечисленному, а являются куда более жесткими: детям запрещалось смеяться и шутить, использовать тетради в ярких обложках, было много «принудиловки».  Даже священник Илья Соловьев  считает их странными и непонятными: 

«Почему, например, детям запрещается шутить? Почему не допускаются «яркие обложки» для дневников и учебников? Какой тут грех? Разве в образовательном процессе должны иметь место только лишь 50 оттенков серого? Зачем начинать каждый урок с молитвы и ею же заканчивать каждый урок? Не достаточно ли молитвы перед началом первого урока и окончанием последнего? Для чего «общегимназические мероприятия» должны быть обязательными для всех? Не лучше ли делать эти мероприятия такими, чтобы учащиеся приходили на них с интересом, а не в силу принуждения? Кстати, количество добровольно пришедших учеников покажет насколько вообще нужны и полезны эти «мероприятия». 

Также священнику непонятно, зачем в гимназии на трапезе так называемое «уставное чтение», ведь гимназия не монастырь.

Всегда ли уместно такое чтение? Помню, как в одной из обителей во время еды читались отрывки из дневника одного известного дореволюционного протоиерея, описывающего местами состояние своего желудка… Чтение не вызывало аппетита».

Андрей Кураев замечает, что подрывник ходил на кружок акафиста с шестиклассниками, и считает, что не стоило заставлять уже достаточно взрослого юношу петь церковные гимны: 

«Кружок акафиста для 17-летнего парня! Поистине школа жизни и выживания. Наверно, он еще ходил на кружок вышивания митры».

Какие проблемы есть в православном образовании? 

После трагедии в Серпухове духовники и педагоги стали обсуждать, зачем отдавать детей в подобные гимназии и чему там могут научить. 

Протоиерей Павел Великанов считает, что православное образование — не панацея от бездуховности, исправить «трудных детей» оно не поможет: 

«Пора заканчивать воспринимать православие как „кухонную тряпочку“, которая на все сгодится: и горячую сковороду схватить, и стол подмахнуть, и посуду помыть. Не решит никаких проблем передача искалеченного семейными травмами подростка в православную гимназию. Сколько же можно относиться к вере как к какой-то „магической шали“ — которую стоит только набросить — и любую беду как рукой снимет?..»

Андрей Кураев идет дальше и заявляет, что православной педагогики в принципе не существует. По словам Кураева, «традиционное общество вообще не в курсе существования подростков».

Едва у девочки «расцвел цветок» — ее отправляли в постель к быстро найденному супругу. Едва у мальчика отец примечал появившуюся «броню юношеской тревоги» (Августин) — его женили. В традиционном обществе в 25 лет можно было уже стать бабушкой, то есть увидеть детей детей своих. И только модерн, продлив время социального детства едва ли не до 25 лет, создал и заметил эту проблему, порожденную расхождением физиологического и социального возраста.

Религиозный деятель счиатет, что в учительных книгах традиционных обществ просто не найти рецептов для современной педагогики. Поэтому монастырские школы — это пространство экспериментов на детях. «Эти эксперименты ставят люди, которые боятся детей. И этот свой страх они маскируют забором жестких запретов и требований», — говорит Кураев.

Андрей Сорокин, руководитель Московской медиашколы, замечает, что у православных гимназий есть важная миссия, но педагогам нужно учиться общаться с подростками. По его мнению, православные школы часто бывают оторваны от реальности. Как-то он проводил лекцию об информационной безопасности в одной из московских православных гимназий, где детям, по их признанию, нельзя говорить в гимназии о социальных сетях и рассказывать, что у них есть аккаунты. 

«Настала моя очередь удивляться. Как же так? «Два мира, два Шапиро», — шутили в моем советском детстве. Один мир — благостная атмосфера гимназии, переднички, чёлочки, «спаси Бог», «благо дарю», не шуметь, не бегать, чинно, достойно. А другой — мир обычных подростков: социальные сети, компьютерные игры, ТикТок (ну, куда ж без него), Инста и прочие радости современных технологий.

Как рассказывает Сорокин, в гимназии, под иконами, никто (не хотел, не мог, не считал нужным — подчеркните ваш вариант) не разговаривал с детьми об их жизни в Сети, об их увлечениях, о том, что их волнует, что беспокоит, что страшит. То есть, об внегимназической жизнис детьми никто не разговаривал.

Есть строгий распорядок — утреннее правило, благословение, уроки, яркое не надевать, громко не разговаривать, не смеяться и в глаза не смотреть. Взрослые играют в свои игры в гимназии, дети — выходя из нее. И все это, думается мне, далеко от братства и сестринства, от радости во Христе и света Православия, о котором мы так часто говорим. Ведь Христос призывал не к лицемерию, которое пронзило нас до самой последней скрепки (чуть не написал «скрепы»), а к любви, которой не хватает всем. И еще грустнее, что не хватает ее в учебном заведении под названием «православная гимназия».

По мнению Сорокина, детей даже в православных школах нельзя отгораживать от реального мира и необходимо разговаривать с ними на самые разные темы.

Про Бога, про интернет, про гормоны, про политику, про православие, про музыку, про бизнес, про жизнь. Разговаривать. Так, чтобы они смеялись, думали, радовались и смотрели в глаза. Так, чтобы доверяли нам и жили вместе с нами одной жизнью здесь и сейчас, а не за воротами гимназии после уроков».


Материалы по теме:

  • Нужна ли школе религиозная грамотность?
  • Учитель наносит удар. Как и почему педагоги травят своих учеников?
  • Может, достаточно уже школьных расстрелов?

Православные сказки для детей смотреть

Хорошо порадовать человека просто желанным подарком: пусть это будет конструктор мечты для малыша или те самые кроссовки для подростка. Но, согласитесь, духовная составляющая тут же теряется, хотя именно такие, вполне приземленные подарки делали в дореволюционной России. Тогда на помощь приходит книга: она напрямую или косвенно говорит о главном в этот день, не обременяет бюджет дарителя и может быть как самостоятельным презентом, так и дополнением со смыслом. Особенно выгодно сделать это приобретение с 10 по 14 декабря, когда у издательства «Вольный Странник» проходит Рождественская акция – скидка 25% на все печатные книги. Чтобы вы не терялись в поисках подходящего издания на сайте, мы сделали небольшую подборку, кому какую книгу можно преподнести.

Детям

Православные сказки для детей смотреть Прекрасным тематическим подарком дошкольнику станет ярко иллюстрированная книга в твердом переплете «Бог родился в мир. Детям – о Рождестве Христовом» Анастасии Горюновой. Это литературный пересказ событий, связанных с пришествием Спасителя. Также малышам, у которых скоро родится братик или сестренка, можно подарить очень трогательный рассказ с нежными иллюстрациями «Самый дорогой рождественский подарок». Но не обязательно ограничиваться только рождественской тематикой.

У «Вольного Странника» сложилось уже несколько типов книг, из которых можно выбрать в меру дидактический и очень увлекательный подарок для малыша. Во-первых, это книги с вопросами и заданиями для дошкольников. Среди них«От храма к храму» – познавательное путешествие маленького Сережи и его мамы по монастырям и храмам России и мира. Ребята наклеят 200 стикеров, которые помогут им запомнить башни Кремля, узнать главные святыни Санкт-Петербурга и найти самый южный православный храм на планете. «Православная азбука» – это не только стихи с православной тематикой, иллюстрирующие буквы, но и лабиринты, раскраски, загадки, помогающие освоить алфавит. «10 заповедей» приблизит детей к пониманию основ веры: в книге есть задания с картинками и непростые вопросы, о которых хорошо поразмышлять всей семьей. «По лесным тропинкам» – виммельбух, книга со множеством визуальных деталей, в которой дети должны найти те или иные виды растений или животных. Путешествие семьи в лес и множество открытий, которые сделают папа, мама и дети, помогут ребятам отвлечься от мира машин и обратить внимание на Божье творение.

Православные сказки для детей смотреть Не так давно в издательстве «Вольный Странник» вышло несколько житий святых для детей, которые сразу полюбили читатели. Это красочные тонкие книги, посвященные одному святому: «Житие преподобного Сергия Радонежского для детей с вопросами и заданиями», «Святой праведный Феодор Ушаков. Научись у святого», «Великомученик и целитель Пантелеимон. Научись у святого», «Житие святого Иоанна Кущника в пересказе для детей». Маленькие поклонники жанра комикс по достоинству оценят книгу «Крест и олень» о жизни и подвигах древнего святого Евстафия Плакиды и нашу новинку – «Два подвига Александра Невского» от Анны Сапрыкиной. А еще для чтения с ребенком у нас есть замечательный «Малый патерик. Истории о древних подвижниках. Слова, полезные для маленьких» с трогательными иллюстрациями: 17 житий святых изложены в книге живо и легко.

Сборник сказок протоиерея Павла Карташева «Чудесный дом» прекрасно подойдет для вечернего чтения в кругу семьи: яркие образы, богатый язык и нравственные дилеммы, наполненные христианским содержанием, понравятся и детям, и их родителям.

Ну и, конечно, классическим подарком к большому православному празднику является Детская Библия: у нас она украшена потрясающими иллюстрациями – настоящее подарочное издание, к которому можно возвращаться всю жизнь.

Родственникам и друзьям

Православные сказки для детей смотреть Что касается взрослых читателей, в первую очередь стоит обратить внимание на сборник с праздничным названием «В ожидании чуда. Рождественские и святочные рассказы». Это подборка рождественских и святочных рассказов современных православных авторов, среди которых – Владимир Щербинин, Олеся Николаева, протоиерей Николай Агафонов. В данном случае можно не бояться повторить чей-то презент: многие тексты этого сборника печатаются впервые. Второй замечательный тематический подарок – рождественская сказка для взрослых читателей известного журналиста Александра Казакевича «Я – счастливый Дед Мороз». Герой книги примеряет костюм Деда Мороза, и это становится началом его чудесного рождественского путешествия – романтического, смешного и одновременно очень серьезного.

Для молодых родителей, а также бабушек и дедушек у нас есть две книги Анны Сапрыкиной, каждая из которых может стать прекрасным подарком. Во-первых, это «Календарь ‟Христианская семья” на 2022 год». На каждый день года автор предлагает короткий текст, который поможет семье прожить его одним дыханием с Церковью: как подготовиться к двунадесятым праздникам духовно и материально, что говорят святые отцы Церкви о воспитании детей и супружеской жизни, чем жили святые супруги и как воспитывали святых детей. Вторая книга – «Православные праздники в современной семье», в которой автор подробнее делится своим опытом семейной встречи главных православных праздников: в ней вы найдете и рецепты, и идеи поделок, и план подготовки к богослужениям.

Православные сказки для детей смотреть Уже воцерковленным людям можно преподнести сборник статей одного из современных пастырей. Выбор автора, безусловно, зависит от литературных предпочтений и душевного склада человека, поэтому всегда глубоко индивидуален. Тех, кто любит острое слово, бесстрашный юмор и трезвый взгляд на современный мир и самого себя, покорит книга протоиерея Сергия Адодина «Орто.docx. Записки непрозорливого священника». Книги игумена Нектария (Морозова) «Простая тайна» и «Заметки на вырост» – для тех, кто готов вместе с автором пойти по тернистому пути размышлений о том, что значит быть христианином, как побороть в себе эгоизм и открыть сердце навстречу ближнему. «Да не смущается сердце ваше…» митрополита Афанасия Лимасольского (Николау) станет прекрасной поддержкой тем, кто находится в трудных жизненных обстоятельствах – мудрое слово и глубокая вера этого пастыря укрепят и дадут надежду.

Православные сказки для детей смотреть Классический слог, лирические образы, мягкий юмор «Земляничных лугов» и «Навстречу солнцу» протоиерея Алексия Лисняка придутся по вкусу даже самому взыскательному читателю. «Утро нового дня» Дениса Ахалашвили – это знакомый поклонникам Православие.ру исповедальный тон, неожиданные темы, яркие характеры.

Те, кто читал «Несвятых святых», навсегда полюбил Псково-Печерских старцев. В нашем издательстве есть несколько книг с их духовными наставлениями. Во-первых, это богато иллюстрированное издание «Подарочный альбом. Видевше свет невечерний. Встреча со старцем» об архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Также есть прекрасные подборки наставлений псково-печесрких старцев: «Бессильно зло, мы вечны, с нами Бог!», «Радовать и радоваться», «Молитва все исправит» и другие.

Людям, еще далеким от Церкви, можно подарить книгу«Великие люди о вере (цветное издание)» или «Несвятых святых» – возможно, истории о глубоко верующих писателях, художниках и ученых изменят их отношение к христианству.

Православные сказки для детей смотреть В заключение нашего обзора можно сказать, что далеко не все книги издательства «Вольный Странник» вошли в него. Мы уверены, что так или иначе вы найдете среди них подарок, который принесет радость и духовную пользу своему адресату. Мы будем рады, если наши книги окажутся не только в руках ваших самых близких людей, но и найдут путь к далеким и, может быть, неизвестным вам, но нуждающимся в духовной и материальной поддержке людям – многие храмы в эти дни проводят сбор рождественских подарков для бедных прихожан, детских домов, приютов для бездомных, и мы призываем участвовать в них. Подарим радость на Рождество!

Приобрести книги в подарок на Рождество Христовоможно на сайте издательства Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник».

Приобретая продукцию «Вольного Странника», вы вносите свой вклад в столь необходимую сегодня реставрацию Псково-Печерского монастыря и ремонт древних храмов Псковской епархии.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  • Сайт издательства «Вольный Странник»: https://www.vsbook.ru/
  • Instagram: https://www.instagram.com/vsbooks_/
  • ВКонтакте: https://vk.com/vsbooks/
  • YouTube-канал: http://www.youtube.com/c/ИздательствоВольныйСтранник

10 декабря 2021 г.

Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего
вида №48 «Пчёлка» муниципального образования городской округ Симферополь
Республики Крым

Конспект

занятия   для детей
подготовительного к школе возраста с использованием ИКТ

Тема: «Православный храм»

Подготовила и провела:

воспитатель

Панова В.А.

г. Симферополь 2018

Приоритетная
образовательная область:

Познавательное
развитие

Интеграция
образовательных областей
:

Социально-коммуникативное
развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Цель: знакомить
детей  с назначением и устройством храма.

Задачи :

Образовательные:

— знакомить детей с православным храмом, его значением в жизни
православных христиан, его устройством;

— обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной
культуры.

-расширять кругозор.

Развивающие:

-развивать эстетическое восприятие, способность
передавать красоту храмов.

Воспитывающие:

-воспитывать у
детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры.

Оборудование:
медиа-установка, флеш-носитель, презентация «Православный храм», фонарь-свеча,
аудио-запись «Колокольный звон», карточки с буквами, колокольчик, повязка для
глаз, фон для коллективной аппликации, ножницы, клей, клеевые кисточки,
салфетки, цветная бумага, простые карандаши, листы бумаги с цифрами.

Деятельность
детей
: познавательная, игровая, продуктивная.

Предварительная
работа:
беседы на православную тематику, рассматривание иллюстраций с
изображением храма и храмовой атрибутики;

Словарь: храм, аналой,
подсвечник, иконостас, священник, алтарь.

Ход НОД:

1.Организационный
момент:

Психогимнастика
«Свеча».

Педагог читает
стихотворения В. Орлова «Я желаю вам добра», а затем предлагает  детям встать в
круг, взять зажженную свечу и, передавая ее по кругу, сказать друг другу добрые
пожелания.

Воспитатель
читает стихотворение:

Этот дом – не просто
дом

Он красивый и с
крестом.

Золотые купола. Звонкие
колокола.

Бим-бом-бом.
Дин-дин-дин.

Кто-то с мамой, кто
один

Помолиться в этот дом

Ходит в трепете святом

По утрам и вечерам.

Это – православный
храм.

 (Л. Ермаков)

2.Основная часть:

Тема нашего занятия –
«Православный храм» (слайд 1). Мы сегодня отправляемся на
виртуальную экскурсию в храм. Продолжим знакомиться  с его назначением и
устройством , узнаем о правилах поведения в храме.

Воспитатель: Итак, что же такое храм? (Храм — это здание, в котором
люди молятся Богу, ставят свечки, в  храме много икон.)

Воспитатель : Зачем люди посещают храмы? (В храме человек приближается
к Богу, благодарит его или просит о чём-то)
Все ваши ответы абсолютно
правильные.

Воспитатель: Другими
словами, храм — это особый дом, в котором собирается верующие христиане, чтобы
вместе молиться Богу. Слово «храм» означает «здание», «дом». По- другому, храм
ещё называют – церковь.

Ознакомление с  видами
храмов
.

Воспитатель: На Руси
всегда было много храмов. Сейчас православные традиции возрождаются,
восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви. Издавна храмы строили
в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь
указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе. В
нашем городе тоже  много православных храмов.

Воспитатель : Храмы есть и в других религиозных культурах. Найдите на слайде
православный храм (Слайды 2 и 3). На слайдах представлены
изображения различных храмов: мечеть, православный храм, буддийский храм)

Воспитатель: Почему вы так решили? Докажите.

( У него есть купол, на
котором находится крест
.)

Воспитатель: Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол храма?

(Купол напоминает пламя
свечи, форму луковицы.)

Над входом в храм, а иногда
рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой
висят колокола (слайд 4 ).

Воспитатель: Как вы думаете, зачем нужны колокола?

( Предположения детей
)

(Слушают звон
колоколов)

Воспитатель: Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание.
Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, для общего
сбора. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать
верующих на молитву, к богослужению.

Дидактическая игра
«Составь слово ».

 Дети выкладывают из букв
слова «колокол».

 Изучение внутреннего
строения храма 

Воспитатель: Давайте совершим виртуальное  путешествие по храму.

Просмотр презентации.

Слайд 5. На этом слайде
мы видим аналой. Это место для главной иконы , давайте хорошо рассмотрим.

Слайд 6. Рядом с аналоем
стоит подсвечник, а как вы думаете, для чего он нужен?  (Чтобы ставить свечи
и благодарить Бога за все, что он посылает или обращаться с просьбами
).
Свеча-это наша жертва Богу.

А сейчас мы
познакомимся с вами с самой важной частью храма.

Слайд 7. Перед нами
иконостас.

Иконостас – это такая стена,
на которой находятся множество икон.
На иконах изображены  святые и ангелы, которые
всегда присутствуют в Храме и
молят Бога за людей. Давайте рассмотрим его подробнее. Какие святые вам уже
знакомы?

Слайд 8. За иконостасом
находится самое святое и самое таинственное место в Храме – алтарь. В алтарь могут
заходить только священнослужители, мужчины, участвующие в службе. Ребята, кто служит в Храме(Священник).
Священник знает всё о храме и
умеет правильно
 обращаться к Богу с молитвами о людях.

Дидактическая
игра «Назови и расскажи».

Перед
детьми лежат перевернутые иллюстрации, изображающие атрибутику храма. Ребенок
вытаскивает карточку, переворачивает и называет, что на ней изображено.

Динамическая пауза
«ЗВОНЯЩИЙ
»

У детей 
завязаны глаза, кроме ведущего. Он должен всё время перемещаться по комнате с
колокольчиком в руке . Остальные пытаются поймать ведущего по звону
колокольчика. Иногда они ловят друг друга и убеждаются что ошиблись, услышав
звон колокольчика вдалеке. Игрок, поймавший и узнавший звонящего, становится
ведущим. 

Дидактическое
упражнение «Соедини по точкам».

Детям
дается задание: соединить цифры так, чтобы получилось изображение храма.

 3.Заключительная часть.

Воспитатель предлагает
детям выполнить коллективную аппликацию «Православный храм». Совместная работа
педагога с детьми.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Что нового вы
узнали? Что вам понравилось? Мне тоже очень понравилось наше сегодняшнее
занятие. Спасибо за внимание.

image001

Пусть доброта  идёт от сердца. Стихи
и рассказы о доброте, милосердии.

                             Составитель 
Евгения  Макеева.

              Протоиерей 
Владимир  Бороздинов

                                 Лесовик

На волшебной дудочке

Дед лесной играл.

Бабочек и уточек

Трелью  собирал.

И они летели

На его  игру

Словно знать хотели,

Что им по нутру,

Что влечёт их к дедушке,

В мир его души:

То ль знакомство с далями,

В пальмовой глуши,

То ли с морем ласковым ,

С колыбелью вод…Звуки  льются  сказкою  в  синий
небосвод.
image002

                           image003

Протоиерей 
Владимир  Бороздинов

Девочка 
и  пёсик.

За  домом с крышей черепичной

В конце села —  зелёный луг.

И там  для девочки столичной

Нашёлся  пёс как верный друг.

Они внезапно подружились,

Резвясь на шёлковой траве,

И вместе бегали, кружились:

Пёс  и девчонка —  во  главе.

Откинув  шляпу на затылок,

Держа приманку над собой,

Она со смехом пса дразнила,

А тот  серчал и рвался в бой.

Он,  с лаем  прыгая, стремился

Приманку выхватить из рук.

Но,  обессилев, тихо вдруг,

Как  нежный друг  у ног ложился.

https://www.zastavki.com/pictures/1400x1050/2018People___Children_Little_girl_sleeping_on_green_grass_with_dog_127598_22.jpg

                    Протоиерей 
Владимир  Бороздинов.

                            Птичка и
ветер

Птичка-невеличка кепочку одела

И с весёлым личиком вмиг на ветку села.

Смотрит: рядом шишки от дремучей ели,

Словно на жаровне, на ветру шипели.

Ветер дул весёлый, пташку не обидел:

Принял в новосёлы – в самом лучшем виде

Тут пичужка крылышко подняла как веер

И со всею силушкой: «Стой, – сказала,
– ветер!»

Он в ответ ей истово перышки расправил,

Грудку золотистую целовал и славил:

«Здравствуй, диво-дивное, Божие
творенье!

Умное, наивное – мне на удивленье!»

И собой довольная глянула вверх птичка:

В небе плыло солнышко – жёлтое яичко.

https://i.pinimg.com/originals/ab/94/41/ab9441958c49c3badf73e62213415291.jpg

image006

                           Лошадиная
верность

Когда  человек  хочет посвятить  свою
жизнь Богу и выполнять  все Его  заповеди, он идёт в монастырь. А в монастыре
иноки,  то есть, не такие как все, иные, живут исключительно  только молитвами
и  трудом.  И при этом  они выполняют  не ту работу, что им хочется, а ту,
которую им поручают.  Это и  называется – послушание.

За  свои почти семьдесят лет жизни в 
Валаамской  обители  иеромонах  Евлогий ,  о котором  наш рассказ,  выполнял
много  разных  послушаний.  При  этом  он  очень  любил  Бога, много  молился и
ради  Него  выполнял даже самую  тяжёлую работу  с  радостью.  Слова  из 
Евангелия: «Всегда радуйтесь, непрестанно  молитесь, за всё  благодарите» —
были для него  самыми  важными.

Батюшке  Евлогию  больше всего пришлось 
по душе  послушание на конюшне. Про первую  лошадь,  за которой ухаживал, он
говорил,  что она была  очень строптивого нрава,  всё  ломала копытами.  Тогда
он начал подкармливать её корочками хлеба,  которые оставались  в трапезной
после  обеда,  гладил  её,  ласково с ней  разговаривал.  Лошадь постепенно 
привыкла  к  нему.  И  стала  она такой смиренной,  стала такой  послушной, 
что все  удивлялись.

А  потом ему доверили  всех монастырских 
лошадей.  Очень он полюбил этих благородных ,  умных и красивых  животных.  И
лошади отвечали ему  взаимностью.  Как  только  увидят, что он  идёт к
пастбищу,  сразу галопом  мчатся  к нему на встречу.  Ведь у него  в карманах 
всегда  было какое-нибудь лакомство  для  своих  любимцев – кусочки сахара или
хлебные  корочки с солью. 

Как-то раз лошади  срочно  понадобились 
военным.  Весь  табун  надо было  отдать  солдатам!  Не хотелось  монахам
расставаться  с ними, ведь лошади –то  на монастырских  полях главными
работниками  были.  Ничего  не поделаешь.  Со  слезами на глазах прощались 
монахи  со своими  верными  помощниками. И лошади горестно  ржали,   ведь и
они  привыкли к монахам.  Лошадей увели, и  все думали, что  никогда  больше 
их не увидят. 

Но к  общей радости, через три  месяца
пришёл  приказ в монастырь,  в котором говорилось, что можно забрать всех своих
лошадей.  Когда отец  Евлогий  с монахами  пришли на пастбище, то солдаты
говорят им:

—  Смотрите, тут  все лошади из разных
мест.

А было их на поле  великое множество,
сотни лошадей.

— Своих  вы не узнаете, поэтому можете
выбирать каких хотите. Мы не сможем помочь вам найти ваших лошадей.

Но  батюшка говорит:

— Ничего, мы только своих возьмём, нам 
чужих не надо.

Засмеялись солдаты над простотой  монаха, 
наивно  думающего из  сотни  лошадей  своих найти . Отец Евлогий, недолго
думая, медленно-медленно пошёл вперёд.  Лошади  внимательно  наблюдали за ним.

И как  же тут из такой массы  своих-то
узнать,? Но что это?  Одна за другой  определённые бессловесные  животные, 
пробиваясь  сквозь толпу лошадей ,

подходили  к  батюшке.  Они совали свои
морды в карман его подрясника, где  находились  кусочки  сахара, а вытаскивая
их,  доказали, кто был их хозяин!

Так   Милосердный  Господь за любовь
монахов к братии нашей меньшей  уберёг  весь  табун. И вернулись  к ним все
монастырские лошади. Ни одна из них не пропала, все  вернулись!  Слава Богу!

image007

                                            
Благодарные  вороны

Жил на Валааме  более двадцати лет 
иеродиакон Памва. Он отличался  любовью  и  состраданием  к животным. 
Особенным  его расположением пользовались  пернатые,  и, больше всего –
вороны,  эти умные, хитрые  и  очень осторожные птицы.

Из-за болезни ног он редко  ходил  в
монастырскую столовую, а еду ему  приносили прямо в келью.  Каждый  раз 
остатки  своего обеда и хлебные корки он выкладывал  на подоконник. Вороны
прилетали  к нему и поедали остатки  его  незатейливой  трапезы.  Так
продолжалось много лет: пернатые друзья  отца  Памвы всегда находили у него
пищу.

Наконец, после  болезни, иеродиакон  Памва
умер.  На третий день его  хоронили,  и этот день  надолго  остался в памяти 
валаамских монахов. А случилось вот что:  в то время, когда в монастырском 
соборе  происходило  отпевание  отца  Памвы, пернатое воронье  царство со всех 
островов Валаама  слетелось  в монастырь.  Они густо  усеяли  крышу собора , 
оглашая воздух  печальными и жалобными  криками,  как бы  оплакивая утрату
своего  благодетеля,  столько лет питавшего и жалевшего их.  Как только  служба
закончилась, монахи простились  с  умершим. 

Лишь только  печальное  шествие  вышло из
храма и  направилось в сторону церкви , всё  вороньё дружно поднялось с крыши
собора и  с теми же печальными криками  сопровождало  похоронное шествие.  У
церкви  святых апостолов  была отслужена  обычная  заупокойная служба, во 
время которой пернатые друзья  умершего разместились  на крышах  соседних
зданий.  По окончании службы  шествие,  сопровождаемое летавшими в воздухе
воронами, направилось далее. 

У  ворот, выходящих на  Монетный двор,
была совершена  вторая служба. В это время  вороны разместились  на близко растущих
деревьях,  а затем снова  сопровождали монахов  до самого  кладбища. 
Кладбищенские деревья также все  были усеяны  воронами, которые  по-прежнему 
не переставали  оглашать воздух  криками  своей печали и горя.  Когда монахи 
ушли с кладбища  умерший монах не  был одинок: пернатые друзья  не оставили
его.  Целый день  они кружили  над могилой, и ещё  долго  слышался  их 
печальный  крик. 

Так  благодарное пернатое воронье царство 
почтило память  монаха и проводило  его до самой  могилы!

Коровий 
хор

Послушник
 Николай рассказывал, .что  однажды, когда он был канонархом, его благословили
помочь иеромонаху Нестору при совершении молебна с водоосвящением.  Канонархом
называют человека, которы й во время службы возглашает строки из молитвословий,
а монашеский хор вслед за ним исполняет различные стихиры, то есть песнопения.
В этот раз, подумал он, петь мне предстоит одному.

Итак,
священник и послушник, взяв всё необходимое для молебна, отправились в путь. До
монастырской фермы, что находится в шести километрах  от монастыря, они
добирались на лодке.

image008

Был
чудесный весенний день. Ярко светило солнце, щебетали птицы, в воде отражались
скалы, деревья, облака. Тёплый ветерок ласково подгонял лодку, и вскоре они
оказались на пристани у скотного двора.

image009

Здесь
их встретил хозяин фермы – монах Филарет – и сразу повёл к длинному кирпичному
зданию, внутри которого уже стоял небольшой стол, покрытый чистой белой
скатертью, и ведро, полное воды. Батюшка неторопливо разложил на столе
Евангелие, крест, кропило, полотенце, надел епитрахиль, поручи. Затем зажёг 
три свечи, и молебен в коровнике начался.

Да-да!
И коровы, и телята, и быки – это тоже творения Божие, а потому нуждаются в  Его
защите и покровительстве. На острове Валааме за этим следили строго и никогда не
забывали в молитвах про своих верных помощников и кормильцев – коров и лошадей.
При первых же словах священника: «Благословен Бог наш…», — коровы перестали
жевать свою жвачку и , как по команде, повернули свои головы в его сторону. Они
с явным интересом стали прислушиваться к произносимым словам. А когда настало
время петь послушнику Николаю, оказалось, что петь умеет не только он!

Конечно,
животные не знали церковно-славянского языка, но их громкое «Ммм-у-у-у!»,
произносимое в разной тональности, не оставляло сомнений, что и они понимают,
что поют. Пели все: и коровы, и телята. Очень выразительно мычал басом бык. Его
громкое «Мммыыы» звучало в унисон со словами Николая, когда он пел: «Аминь!»
Лучше всего участникам молебна удавалось спеть «Господи, помилуй!». Тут звуки
человеческого голоса и коровьего стада сливались в одно долгое: «Помилу-у-уй!».

Но
как только Николай замолкал, — и звучали молитвы священника, коровы прекращали
мычать, а затем снова громко и старательно подпевали послушнику. Чтобы быть услышанным,
он повышал голос, но «хор» понимал это как требование усилить звук, и продолжал
петь её громче.

Наконец,
молебен закончился. Батюшка стал  подходить к каждой корове, и каждому телёнку
и быку, и кропить их святой водой. При этом они старались подвинуться поближе к
нему и тянули к нему свои большие головы.

Сразу
же после этого стадо выпустили из коровника. И что же тут началось! Божья
благодать так развеселила сердца бессловесных животных, что они безудержно
подпрыгивали сразу на четырёх ногах, бегали наперегонки, бодались, бросались
внезапно в разные стороны, как расшалившиеся дети. Степенные до этого момента
коровы носились по пастбищу вместе с быком, размахивая хвостами! Это были
неудержимые восторг и радость! И, казалось, что этому веселью не будет конца!

image010

image011

image012

image013

Но потихоньку стадо в сорок голов
успокоилось и стало мирно щипать травку на весеннем пастбище.

image014Гостеприимный хозяин
скотного двора угостил монахов вкусным чаем из душистых валаамских трав и
подарил каждому по небольшому кусочку сливочного масла. Затем они тем же путём
на лодке вернулись в монастырь.

Послушник  Николай, рассказывая про  этот 
молебен, радостно  улыбался и славил Творца всех.

                                                 
Встреча в лесу

Однажды  в праздничный  майский день
монах  Иувиан пошёл прогуляться  к часовне. Зайдя в неё,  он поклонился иконе
Божией Матери и, приложившись к Её Пречистому Образу, направился обратно в монастырь.
Отойдя немного от часовни, он вдруг  услышал  лошадиное ржание и быстрый топот
копыт. Оглянувшись, он увидел бежавшую к нему лошадь.  Она была без седока, в
уздечке и с одним порванным поводом. Лошадь была не монастырская, но
расположенного  на Валааме  солдатского гарнизона.  Отойдя на несколько  шагов
в сторону от дороги, монах ждал, что лошадь пробежит мимо, она, поравнявшись с
ним, сделала попытку остановиться. Не зная её нрава, он прогнал её от себя.
При  этом лошадь  пугливо шарахнулась в сторону и бросилась в лес, откуда
вскоре послышалось её беспокойное,  тоскливое ржание. Нестерпимо жаль стало её 
монаху, так бессердечно  отогнанную  в то  время, когда она, заблудившись в
лесу, искала защиты у человека.

              Монах Иувиан стал звать её к
себе.  Лошадь отозвалась ржанием из глубины  леса, однако не возвращалась.
Тогда он  сам  пошёл  в лес на поиски  беглянки. И вскоре удалось найти её по
звукам голоса, так как она не переставала  беспокойно ржать. Несчастное
животное стояло в густой лесной чаще, вздрагивая  всем телом, фыркая и тоскливо
озираясь по сторонам. Осторожно подойдя к испуганной лошади, монах ласково
заговорил с ней и стал гладить её по тёплому шелковистому боку. И она, почуяв
доброе отношение к себе, совершенно успокоилась.  Монах  взял в руки оставшийся
конец  повода и повёл  её в сторону  часовни, чтобы  оттуда  вернуться в
монастырь.  Благодарное животное доверчиво шла за ним.

image015

Вскоре
выяснилось ,что, пока монах Иувиан искал беглянку, он очень далеко ушёл от
часовни, а затем, выбрав неверное направление,  заблудился. Чтобы отыскать нужную
дорогу, им пришлось ещё долго странствовать по лесу. Лошадь при этом ни на шаг
не отставала. Идя бок о бок с человеком, она иногда так близко приживалась к
нему, что наступала ему на ноги. Стоило монаху остановиться, и она тоже
останавливалась как вкопанная. Иногда ветви низко растущих деревьев преграждали
им путь, тогда монах приподнимал их, а умная лошадь, как будто понимая его намерения,
низко опускала голову и так проходила под ветвями.

В
одном месте им встретилась большая лужа, которую никак нельзя было обойти. Не
зная глубины её, монах решил пустить вперёд своего четвероногого спутника. Но
не тут-то было! Пришлось ему первому идти по глубокой луже…. Лошадь же
осторожно ступала ногами в те самые места, где прошёл он.

Пробираясь
сквозь лесные дебри, они вышли противоположную от часовни сторону и упёрлись в
забор летней дойки. Разобрав одно звено изгороди, монах пропустил через неё лошадь,
а затем снова собрал и стал перелезать через неё. Лошадь, предполагая попытку
человека ехать на ней верхом, в этот момент встала рядом с забором, боком к
нему, как бы давая возможность удобнее и легче сесть на неё. Но монах не умел
ездить верхом….

Так
и шли они рядом – человек и совершенно спокойная лошадь. Она послушно
повиновалась всем желаниям и движениям человека, который был так по-евангельски
добр к ней: блажен, иже скоты милует.

Заветная
дорожка вскоре была найдена и, наконец, они увидели вдалеке голубые купола
монастырского собора. По мере приближения к нему, им стали попадаться другие
монахи .так как день был праздничный. Видя таких необычных спутников, они
останавливались в изумлении и задавали много вопросов. Пока монахи
разговаривали, лошадь терпеливо стояла, склонив голову, а иногда кивала им, как
бы подтверждая правдивость рассказа её спасителя.  Наконец, человек и лошадь
добрались до конюшни, благодарные работники которой вышли навстречу и
приветствовали их радостными возгласами:


Нашлась! Нашлась! Слава Богу! Устали, наверное, оба?


Присяядь-ка вот сюда, отдохни, — конюх указал монаху на скамейку у дверей
конюшни, — вот вода, хлебушек, отдохни! – И тут же повернулся к лошади:


Иди, иди сюда, беглянка! Попей чистой водицы! А сахарку хочешь?.. На..


А мы и не знали, куда бежать на её поиски! Она ведь испугалась пулемётных
выстрелов и сбежала…. Ох, как далеко она забралась! Слава Богу,  нашлась! Слава
Богу! Где же ты её нашёл?

И
монах Иувиан, в который раз,, принялся рассказывать о необычайной встрече в
лесу, и как они заблудились, и как долго добирались до монастыря, а потом пошёл
к себе в келью, где и записал все события этой удивительной истории. Лошадь же,
после короткого отдыха, отправилась обратно. Только поводья её были уже в руках
всадника в погонах. Жалко ей было расставаться с милосердным монахом, но ведь и
к неё тоже было своё послушание – в солдатском гарнизоне. А в армии, как и в
монастрые, послушание на первом месте.

Три
медвежонка из  Никольского  скита.

Как-то
тёплым майским вечером братия Никольского скита прогуливалась по лесу.

image016

Проходя
мимо упавшего дерева, они увидели, что под его огромными корнями кто-то
шевелится. Сначала они подумали, что это человек, и бросились ему на помощь. Но
когда подошли поближе, то застыли на месте от удивления  — в большой яме под
корнями дерева лежали три маленьких беспомощных медвежонка! Это было
удивительно, ведь на Валааме нет медведей! Об этом всем известно. Это – раз. А
во вторых, встреча с мамой-медведицей представляла огромную опасность для
человека! Какое-то время монахи с опаской просматривали окружающий лес, но
вокруг было тихо. Медведицы по близости не было, а малыши явно нуждались в
чьей-то помощи.

«Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!»
— тихо сказал один из монахов. «Раз Господь привёл нас сюда, значит, мы должны
помочь Его творению!  Давайте заберём их с собой».  Так они и сделали. Вытащили
всех медвежат из ямы и принесли в скит.

image017

image018

image019

Разместили
их в большом подвале братского корпуса. Там тепло и просторно было. Стали
выкармливать малышей молоком, кашей, рыбкой да травами. Постепенно медвежата
окрепли. И вот в праздник Святителя и Чудотворца Николая, то есть 22 мая, ушла
вся братия в храм на службу. Медвежата были накормлены, а для скитян был
заранее накрыт праздничный стол. По окончании службы радостные монахи  шли к
трапезной, предвкушая вкусный обед. Но не тут-то было! Двери трапезной были
распахнуты настежь, а на солее хозяйничали… три маленьких пушистых медвежонка!
При этом один по уши влез в кастрюлю с рыбным супом, откуда доносилось его
довольное чавканье. Другой – лапой выгребал из миски тёплую картошечку в
мундире и запихивал себе в пасть. Третий уплетал отварную рыбку. Когда же он
увидел много монахов, то от неожиданности опустил лапы, при этом рыбий хвост
смешно торчал из его пасти.

И
тут раздался грозный окрик: «Кто привёл медвежат?» Это был голос начальника,
который только вернулся из дальней поездки и ему ещё не доложили про
топтыгиных. В ответ – молчание. Монахи решили не выдавать медвежьих спасателей.
«Немедленно отвезти в лес!» — последовал приказ. Монахи кинулись к мишкам, а те
охотно потянулись со стола к людям, думая, что сейчас с ними будут играть, ведь
они полюбили их и совсем не боялись. Так мишки снова оказались в лесу. Сначала
они часто возвращались к монахам и вели себя, как ручные, но к концу лета
медвежата исчезли с острова так же непонятно куда, как и появились неизвестно
откуда. Больше медведей на Валааме не видели.

image020

          К. Лукашевич. Голодная птичка

Слышишь, мама: у окошка

Кто-то жалобно пищит?

Посмотри, там
птичка-крошка

Вся озябшая сидит!

В поле нет теперь уж
мошек —

Верно, птичка голодна?

Верно, ждёт, что хлебных
крошек

Брошу я ей из окна?

Отвори окно ей, мама!

Пусть она сюда влетит!

Посмотри, с какой мольбою

На меня она глядит!

Птичка милая, лети же

Смело в комнатку мою!

Я тебя здесь отогрею,

Накормлю и напою.

https://pbs.twimg.com/media/DsrIwKWW0AAKqbw.jpg

Киселёв Пётр. Ученик 2 класса. СОШ №440  Приморского района
Санкт-Петербурга имени П.В. Виттенбурга.

                                
Бабушка и звери

Жила-была бабушка. Она
была весёлая и любила разводить ящериц, печь пироги и играть с детьми. Но
наступила осень, и все дети разъехались из деревни по городам и посёлкам, чтобы
пойти в школу. Она осталась одна в деревне. И ей было скучно. И вдруг она
решила пойти в лес. Она давно туда не ходила и заблудилась. И видит – над нею
гигантская  тень. Она подумала, что это туча. Посмотрела наверх и увидела, что
это оказался дракон.

Он был зелёного цвета и
полыхал огнём, у него было три головы, но он был добрым. И он спросил бабушку;
«Почему ты плачешь?» Бабушка ему и отвечает: «Я пошла сюда грибы собирать и
ягоды .но тут я давно не ходила и заблудилась». А дракон говорит ей: «Я хорошо
эти места знаю и могу тебя проводить». И спросил он бабушку: «А где ты живёшь?»
Бабушка отвечает: «В деревне». А дракон спрашивает: «А как называется твоя
деревня» «Борок», — отвечает бабушка. И тут дракон заявляет: «Я этой деревни не
знаю , давай вместе ходить по лесу и найдём твою деревню». Но они не знали, что
лес очень большой, а бабушка зашла из деревни очень далеко, и к ним выбегает
волк. А звери там были волшебные и говорили по-человечески. И волк их
спрашивает: «Куда вы идёте?»  А  дракон с бабушкой одновременно говорят: «Мы 
заблудились». Волк просит: «А возьмите меня, я знаю  этот кусок леса». Идут
они, идут, и вдруг на их пути выскочила лиса. И  говорит им: «Куда вы идёте?» А
волк отвечает: «Я помогаю дракону и бабушке найти дорогу домой». А лиса и говорит:
«Можно мне с вами?» И они все дружно отвечают: «Конечно, можно». Лиса
добавляет: «Я знаю, где здесь есть грибы и ягоды».

И они пошли за лисой,
чтобы перекусить. Они нарвали грибов, расчистили полянку от листьев, выложили
из камней круг, взяли тонкие ветки, насадили на них грибы,  положили  их  на
камушки,  дракон разжёг  своим дыханием  огонь, и они пожарили грибы. И вдруг
слышат – ветки хрустят,  к ним выбежал медведь. И медведь спрашивает, а уже
было темно: «Можно мне к вам присоединиться?» Лиса отвечает: «Можно». Медведь
говорит: «Я как раз знаю, где здесь можно переночевать». И привёл их в свою
берлогу. Они там поспали, проснулись, вышли из берлоги и видят, что перед ними
стоит рысь. И спрашивает: «А можно мне с Вами?» И медведь отвечает: «Можно».  А
рысь и говорит им: «Я знаю, где  эта деревня, и могу вас туда отвести,  идите
за мной». Они пришли в деревню.  Им было жалко  расставаться. И бабушка
сказала: «Вы мне помогли  дорогу домой найти, за это я приглашаю вас жить у
меня дома». И первым сказал медведь: «У меня берлога старая и плесенью 
покрылась, так что я буду жить»  Второе слово сказал дракон: «А у меня вообще в
пещере холодно и скучно, но у тебя дома мне тесно ,я буду жить  у тебя на
участке в сарае и приходить в гости».  Третье слово сказал  волк: «У меня
вообще дома нет,  и  я буду с вами жить». А рысь сказала , что  ей в лесу  мало
еды, холодно и сыро и она  вместе с бабушкой будет жить».  Последнее слово 
сказала лиса: «А мне в лесу неуютно и тоскливо, мало еды, я тоже буду с вами жить». 
И стали  они вес вместе дружно жить.  Звери помогали  бабушке по хозяйству, а
она угощала их пирогами.  Ведь бабушка – добрая, ласковая, гостеприимная и
весёлая.  Как  все  бабушки в мире и даже лучше.

Можно  ещё почитать 
замечательную детскую православную литературу, рассказы:

1.    
Миловатский
В.С. Дворец света. Сказки / Ред. А.В.Устюжина..- Москва: Издательство
«Просветитель», 2004. – 36 с.

Добрые,
православные сказки для детей и взрослых. Можно использовать  как  пособие на
уроках православной культуры.

2.    
 image022

Православные сказки для детей смотреть В издательстве «Вольный Странник» вышла новая книга игумена Нектария (Морозова) «Заметки на вырост».

22 декабря в 19:30 в московском культурном центре «Покровские ворота» (метро «Китай-город», «Чистые пруды», «Курская») состоится её презентация, во время которой будет возможность задать вопросы автору и получить автограф. Вход свободный. Регистрация на мероприятие: https://kts-pokrovsk.timepad.ru/event/1854845/

Есть такие мысли – живые, еще не обработанные, не оформленные в произведение. Мысли, которые вдруг озаряют. Не те, которые залетели к тебе случайно и которые нужно поскорее отбросить. Нет, они даются большим трудом размышлений, они должны полежать в твоей душе, вызреть, превратиться в драгоценные камни. Эти мысли как семена, которые прорастают, когда ты даешь им добрую почву. Они помогают делать правильный выбор, искать верный путь. Помогают не запутаться. Этими мыслями питается душа.

У этих мыслей нет другого приюта кроме страниц дневника

У них нет другого приюта кроме страниц дневника. Они еще слишком сокровенны для соцсетей. Они еще слишком единичны для книг. Из каждой из них может вырасти большой текст, близкая беседа или доброе дело. А когда эти мысли собраны вместе, под одной обложкой, получается мозаичное полотно. В нем интересно рассматривать каждый фрагмент. А отойдешь подальше, – увидишь целую картину. Ту, которую, возможно, не ожидал. «Заметки на вырост» – это картина нашего мира глазами священника. Сложная, неоднозначная, вовсе не радужная, но полная надежды.

Игумен Нектарий (Морозов) – настоятель храма первоверховных апостолов Петра и Павла города Саратова. В прошлом – журналист, работал в качестве корреспондента, в том числе, и в горячих точках. Автор более 20 книг.

Зачем столько страдания в мире? Как я мог тратить свое время впустую? Как, смотря на Распятие, видеть Любовь?

«Заметки на вырост» – настоящие дневниковые записи игумена Нектария. То, что изначально создавалось не для публикации. То, что поняла душа, что поразило ее. Поэтому все эти заметки такие разные и так много в них ответов на больные вопросы. Зачем столько страдания в мире? Почему стирается грань между добром и злом, от чего люди теряют опору? Как я мог тратить свое время впустую? Как нам, современным людям, понять и прочувствовать, что такое смирение и кротость? Как, смотря на Распятие, видеть Любовь? Что такое Церковь и зачем она нужна – не формально, а изнутри?

Ценно то, что это записи священника – человека, полностью погруженного в жизнь. Откровенные беседы, постоянное соприкосновение с самыми горькими и самыми радостными событиями в судьбах людей объединяют священника с окружающими настолько, что каждый становится ему ближним. Пастырский опыт помогает видеть, замечать, понимать то, что мы часто упускаем из виду. Или считаем незначительным. Слова священника так же глубоки и пронзительны, как слова профессионального психолога. Но священник всегда видит больше. И часто делает удивительные, неожиданные выводы. Его слова всегда полны настоящей надежды. Эти слова не обвиняют других, они указывают человеку на его вину, при этом помогая не мучиться, а трудиться, исправлять даже «неисправимое».

Читая эту книгу, можно уязвить совесть неожиданным уколом

Читать эту книгу не всегда легко. Не всегда просто и радостно соглашаться с выводами ее маленьких историй. Ты обдумываешь каждую мысль и приходишь к чему-то своему – порой, внезапному, не совпадающему с тобой прежним. И это особенно важно: ты можешь заметить то, чего раньше не пускал в свою душу, ты можешь уязвить свою совесть неожиданным уколом стыда и измениться. Одной короткой заметки может хватить на целый день. А может быть, и дальше – на вырост.

Эта книга о том, что не нужно искать чудес. Их нужно научиться видеть. В повседневных мелочах, даже в сложностях, даже в несчастьях. Эти обычные чудеса – питание и лечение для твоей души. Она живет спокойно и радостно, когда старается замечать их. И благодарить. Тогда жизнь, даже самая будничная и, кажется, серая, оказывается наполненной событиями и смыслом.

Эту книгу можно открывать на любой странице

Это книга, которую можно читать от начала до конца, а можно просто открывать на любой странице. В ее тонких и точных текстах – анализ жизни верующим человеком. Взгляд верующего вовсе не ограничен, а очень свободен и вдумчив. Словно в жанровой фотографии. Человек идет с фотокамерой и ловит моменты, картинки, сюжеты. И наблюдения эти не только за тем, что происходит в храме. А за жизнью в целом. И за собой.

Человека, идущего рядом с Богом, внимательного к своей душе, даже промах или оскорбление не расстраивают, не выбивают из колеи, а дают почву для мысли. Такой человек видит всё с разных сторон и точек зрения. Но главное, он видит смысл и закономерность. То, насколько всё связано между собой. Такое видение целостной картины мира открывает возможность замечать мелочи, закономерности в мелочах. Это не дает впасть в отчаяние, запутаться. Это настоящий реализм, который отрезвляет, помогает встать на ноги, но и ставит тебя на место. На твое место в мире. Это то состояние, когда ты не возвышаешься, но и не ненавидишь себя, живешь здесь и сейчас, но всегда помнишь о жизни вечной.

Православные сказки для детей смотреть А еще эта книга похожа на то, как художник ходит по улицам и делает зарисовки. Он не будет рисовать просто так, но только если заметит в какой-то детали нечто, способное отразить целый мир. Так Генрих Семирадский мог увидеть, как необычно падает свет на простой осенний листок, и, все оставив, стараться запечатлеть этот момент. Такими были наброски художника «на вырост», многолетняя работа души для того, чтоб написать большую картину. Каждая такая зарисовка священника может дать ответ на маленький насущный вопрос. А может стать тем, над чем твоя душа будет размышлять долго. И что-то важное поймет.

В этой книге очень много о счастье и радости, о вере, об отношениях с людьми и об отношении к людям, о проживании горя, о счастье. О Боге, Который тебе роднее и ближе всех и всего на свете. О том, что наша жизнь – короткий отрезок времени, но при этом человек бессмертен. Об одиночестве и том, что есть Тот, Кто любит тебя больше, чем родная мать. О том, что скорбный путь, если он с Богом, – тоже счастье. О том, что когда любишь Бога, ничего не страшно.

И много о чем еще.

Мы тоже можем чутко смотреть на мир и себя, подмечать и записывать

Эта книга – хороший пример для нас. Мы ведь тоже так можем. Чутко смотреть на мир и на себя. Подмечать и записывать. Отсеивать мысли ненужные и оставлять те, которые пригодятся душе на вырост. Ну, хотя бы просто подмечать, – чтоб потихоньку привыкнуть видеть жизнь как непрерывный поток Божиего Промысла. Не суету, не рутину. А именно жизнь, наполненную смыслом.

Приобрести книгу «Заметки на вырост» можно на сайте издательства Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник». Приобретая продукцию «Вольного Странника», вы вносите свой вклад в столь необходимую сегодня реставрацию Псково-Печерского монастыря, и ремонт древних храмов Псковской епархии.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

  • Сайт издательства «Вольный Странник»: https://www.vsbook.ru/
  • Instagram: https://www.instagram.com/vsbooks_/
  • ВКонтакте: https://vk.com/vsbooks/
  • YouTube-канал: http://www.youtube.com/c/ИздательствоВольныйСтранник

  • Прадедушка как пишется и почему
  • Православный рассказ для детей слушать
  • Православные рассказы для детей аудио слушать
  • Правовые отношения в сказках
  • Православные рассказы для детей читать на ночь